Государственный флаг российской федерации викторина. Викторина «Символика России» для детей подготовительной к школе группы

«Книга года»

Ежегодный национальный конкурс «Книга года» учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям в 1999 году в целях поддержки российского книгоиздания, поощрения лучших образцов книжного искусства и полиграфии, а также пропаганды чтения в России.

В 2017 году на конкурс поступило более 500 изданий от издательств и издающих организаций Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Калининграда, Нижнего Новгорода, Оренбурга, Пензы, Пятигорска, Челябинска и других городов страны.

В номинации «Вместе с книгой мы растем» победили два автора - Светлана Воскресенская и Наталья Песняева с книгой «Найди и покажи на Руси. 700 слов в помощь школьнику». Эта книга - увлекательная игра-путешествие по истории России.

Светлана Воскресенская, Наталья Песняева «Найди и покажи на Руси. 700 слов в помощь школьнику»

А вы знаете, что такое крынка, алтын, завалинка и бричка? В рассказах, сказках и стихах мы нередко встречаем слова, которые уже не употребляются в современной речи. Это мешает маленькому читателю получать удовольствие от чтения. Поэтому авторы создали эту красочную книгу, с которой ребенок сможет не только совершить увлекательное путешествие в историю, но и расширить свой словарный запас. Родителям тоже будет интересно вспомнить давно забытые слова!

Листая страницы словаря, вы заглянете и в царский дворец, и в крестьянскую избу, и в барскую усадьбу, узнаете, как работали на мельнице и в кузнице, что носили и на чем ездили. Чтобы ребенку было интереснее знакомиться с необычными словами, авторы книги придумали увлекательные задания - искать на рисунках предметы и персонажей.

На каждом развороте - детальные реалистичные иллюстрации и интересные сведения. В конце книги есть толковый словарик, в котором вы сможете уточнить значения всех встретившихся слов.

Мемориальная премия Астрид Линдгрен

Международная литературная премия памяти Астрид Линдгрен была учреждена шведским правительством в 2002 году для того, чтобы содействовать развитию детской и юношеской литературы. Учреждение награды стало также знаком признания и глубокого уважения Астрид Линдгрен, остающейся и сегодня одной из самых любимых и читаемых писательниц не только в Швеции, но и за её пределами

Международная премия памяти Астрид Линдгрен за 2017 год, вручаемая за вклад в развитие детской и юношеской литературы, присуждена немецкому иллюстратору и автору книг для детей Вольфу Эрльбруху - автору таких книг, как «Маленький крот, который хотел знать, кто наделал ему на голову», «Медвежье чудо», «Леонард» и «Дрозд фрау Майер».

В этом году среди претендентов на награду были названы 226 детских писателей, иллюстраторов и организаций, работающих с детьми, из 60 стран. Среди них и пятеро писателей и иллюстраторов из России - Артур Гиваргизов, Сергей Любаев, Нина Дашевская, Владислав Крапивин и Александр Траугот.

Всероссийская литературная премия имени С. Я. Маршака

Литературная премия имени С. Я. Маршака учреждена в 2003 году Союзом писателей Санкт-Петербурга и издательством «Детгиз». Цель премии — выявление и награждение наиболее талантливых поэтов и писателей России, создающих литературу для детей.

С 2013 года премия присуждается в трех номинациях - «Проза», «Поэзия» и «Дебют».

В номинации «Проза» лауреатом премии стала Евгения Басова (Чебоксары) за книгу «Подросток Ашим».

Евгения Басова родилась в Красноярске. Жила на Украине, в Сибири, в Москве и Магадане. Некоторые книги писательницы выходили под псевдонимом ИлгаПонорницкая. Евгения окончила школу с золотой медалью, а затем факультет журналистики МГУ. Сейчас живёт в Чебоксарах и работает корреспондентом чувашской республиканской газеты «Время».Евгения Басова - лауреат премии «Заветная мечта», а также Международного конкурса детской и юношеской литературы имени А.Н. Толстого.

Книга «Подросток Ашим» - о жизни и смерти, о любви, об отношениях внутри класса, в которых, как в капле воды, отражается жизнь нашего общества. Стать своим в новом классе, особенно в престижной гимназии, трудно. Ещё труднее - если ты не уверен в себе, а дома у тебя не всё в порядке. Лёха и Миша (его имя наоборот - Ашим) - каждый сам по себе - пытаются прижиться в этом непривычном мире. Неформальное общение на новом школьном форуме даёт ребятам возможность показать себя и найти друзей. Но на форуме появляется таинственная незнакомка, и всё запутывается… Повесть «Подросток Ашим» - финалист Всероссийского конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Книгуру».

В номинации «Поэзия» премия вручена Петру Синявскому (Москва) за книгу «Буду директором детского сада».

Пётр Синявский - детский поэт, выдумщик и фантазер. Каждая его новая книжка приносит праздничное настроение. Причем праздник этот достаточно необычный - это встреча с богатствами родного языка, детской речи, тонко и со вкусом интерпретированной автором. Ко многим стихам, написанным Петром Синявским, подходит слово «виртуозный». Обращают на себя внимание его удивительно тактичные по звуку скороговорочные стихи, его «детские» неологизмы, блистательно придуманные истории. Такая работа с поэтическим словом превращает почти каждое стихотворение в маленький звуковой шедевр.

В номинации «Дебют» победила Кристина Стрельникова (Уфа, Санкт-Петербург) с книгой «Вот и хорошо!».

Кристина Стрельникова пишет в разных жанрах, и во всех - весело и талантливо. Для самых маленьких, еще даже не для читателей, а для слушателей она пишет стихи, придумывает загадки, перевертыши, перепутаницы.

В книге «Вот и хорошо!» собраны небольшие сказочные истории, которые только на беглый взгляд кажутся сказочными и волшебными, а на самом деле это рассказы из самой что ни на есть детской жизни, которая наполнена удивлением перед загадочным и таким привлекательным окружающим миром! Это мир, в котором коты летают по воздуху, как мыльные пузыри, мыши собирают за шкафом в классе коллекцию школьных дневников, в жизни маленького носка, "носёнка", происходят удивительные перемены, а дети в сильный мороз надевают на себя столько одежек, что превращаются в слонов и бегемотов…

Специальным дипломом премии награжден Николай Прохорович Крыщук за трёхтомник «Разговоры с родителями в присутствии детей» в связи с семидесятилетием писателя и за актуальность поставленных вопросов и высокие литературные качества произведения.

Литературная премия имени Корнея Чуковского

3 декабря 2017 года в Центральном Доме литераторов прошла торжественная церемония закрытия XI Московского фестиваля детской литературы имени Корнея Чуковского и вручения литературной премии имени Корнея Чуковского - 2017. Премия вручалась в десятый раз. Инициаторами премии стали Союз писателей Москвы и Государственный музей истории российской литературы имени В. И. Даля.

Лауреатом премии «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной детской литературе» стал Игорь Жуков.

Игорь Жуков - автор более двадцати книг стихов для детей и взрослых. Многие его стихи вошли в сборник лучших произведений современных детских писателей «Классики». Как поэт начал печататься с 1988 года. Был редактором детского журнала «Жираф». С 2005 года Игорь Жуков — член Союза писателей России.

Премии «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе» удостоился Станислав Востоков.

Станислав Востоков как писатель давно вошел в первый ряд отечественной детской литературы. Будучи большим любителем природы, он прославился как автор смешных и добрых книг о животных. Станислав Владимирович много ездит по стране, участвует в литературных мероприятиях, встречается с юными читателями в школах и детских домах, в библиотеках, его приглашали и для встреч с детьми Германии, Финляндии и Кубы.

Станислав Востоков неоднократно становился лауреатом и призером многих литературных премий и конкурсов - «Алые паруса», «Заветная мечта», «Книгуру», международной детской премии имени В. Крапивина, всероссийской премии имени С. Я. Маршака.

Обладателем премии детского жюри «Золотой крокодил» - в знак признания любимого автора - стала Юлия Симбирская.

Юлия Станиславовна Симбирская живёт в Ярославле и работает библиотекарем. По образованию она филолог, а по призванию — детский писатель и ещё мама. На сегодняшний день у Ю. Симбирской опубликованы две книги: сборник стихов «Разбегаюсь и лечу» и небольшая повесть «Здравствуй, Таня!», призёр конкурса «Новая детская книга».

Международная детская литературная премия имени В. П. Крапивина

Международная детская литературная премия за лучшее прозаическое произведение для детей среднего школьного возраста имени писателя Владислава Петровича Крапивина присуждается раз в год российскому или зарубежному автору и вручается в день рождения писателя, 14 октября. Вместе с премией лауреату вручается диплом и памятная медаль. Цель премии - привлечение внимания общества к произведениям, оказывающим влияние на формирование высокой нравственности и духовности среди детей.

В 2017 году лауреатами премии стали:

Евгений Рудашевский (г. Москва) «Ворон» получил специальный приз за произведение, которое лично отмечает Владислав Крапивин - «Выбор Командора».

Татьяна Гончарук (г. Москва) за повесть «Пешки» названа лауреатом премии имени Владислава Крапивина в номинации «Выбор жюри».

Дарья Варденбур г (г. Москва) «Правило 69 для толстой чайки».

Влада Рай (Наталия Гонсалес-Сенина) (г. Москва) и Владимир Яценко (г. Одесса) «Сестра мира» .

Специальные дипломы и награды вручили партнеры премии всем финалистам этого сезона.

Муниципальное объединение библиотек Екатеринбурга отметило повесть Натальи Волковой «Разноцветный снег».

Свердловской областной библиотеке для детей и молодежи имени В.П. Крапивина понравилась работа Олега Ивика «Наследница амазонок». Правда, награждать пришлось сразу двух человек, под этим псевдонимом работают Валерий Иванов и Ольга Колобова - писатели из Ростова-на-Дону.

Тоня Шипулина (Казахстан, г. Алматы) за книгу «Землеройки и Щелезубы» получила две награды - календарики и картину к своей рукописи от партнера премии фирмы «ЮНИСОФТ-принт» и подарок от Российской государственной детской библиотеки.

Работу Нины Дашевской (Россия, Москва) «Канатоходец» выбрал Екатеринбургский дом учителя.

Ирине Ширяевой (Россия, Республика Саха (Якутия), пос. Чульман) за произведение «Миллион хрустальных башмачков» вручили спецприз от Музея писателей Урала.

«Содружество детских писателей» выбрало самую позитивную книгу на непростую тему - рукопись Светланы Кузнецовой (Самарская обл., г.Тольятти) «Мама, это шноркели!».

Татьяна Краснова (Россия, Московская область, г. Истра) за книгу «Таня» получила подарок от издательства «Генри Пушель».

Всероссийский конкурс «Книгуру»

Конкурс учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности». Цель конкурса - найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков, сделать литературные произведения для подростков доступными читателю, независимо от географии.

Восьмой сезон «Книгуру» неожиданно оказался звериным - так назвали его эксперты конкурса: тексты всех лауреатов посвящены животным. Первые два места в сезоне - 2017 заняли «новички» - эти имена ещё неизвестны большинству читателей, а третье - хорошо знакомо.

1 место заняла Лилия Волкова (Москва), повесть «Под созвездием Бродячих псов».

Девочки Летка и мальчик Саша познакомились летом на море, но знакомство их длилось недолго. Они вынуждены были разъехаться по домам. Ребята очень любили собак. Эта любовь к животным помогла им встретиться снова в городе…

2 место - Антонина Малышева (Новосибирск), повесть «Кот забвения».

В маленьком посёлке живет белый кот. На кого он посмотрит - того все забывают. Дети забывают учителей и одноклассников, родители - детей. Забытый человек становится лишним в жизни: он всем чужой, он никому не нужен. Он разом теряет семью, дом, друзей - всё, из чего состоит жизнь. Гоша, герой повести Антонины Малышевой, вместе с другими забытыми людьми пытается вернуться в жизнь, где его помнят и любят. А для этого надо найти белого кота и разгадать его тайну.

3 место - Станислав Востоков (Московская обл.), повесть «Брат-юннат».

Обычному восьмикласснику невозможно попасть в саванну или джунгли, чтобы наблюдать и изучать слонов, львов и прочих экзотических животных. Но можно прийти в городской зоопарк в качестве юного натуралиста! Пеликаны хрюкают, чайки надрываются от хохота, ядовитая гюрза сбегает из мешка - Стас-юннат выходит на работу! Да уж, скучно здесь не будет никому…

Литературный конкурс «Новая детская книга»

Ежегодный литературный конкурс «Новая детская книга» был учрежден издательством «РОСМЭН» в 2009 году специально для поощрения и поддержки авторов, пишущих для детей на русском языке. Он является одним из крупнейших литературных конкурсов в России и остается единственным конкурсом, по результатам которого выпускаются книги современных русскоязычных авторов. С 2015 года на конкурсе рассматриваются работы иллюстраторов. Главный приз - публикация победившей рукописи в издательстве «РОСМЭН» или иллюстрирование одной из книг.

В VIII сезоне было две литературные номинации: «Стихи и сказки для самых маленьких» и «Мир фэнтези», и одна номинация для художников «Новая детская иллюстрация». На конкурс поступило 4932 заявки, в финал прошла 31 работа.

Номинация «Стихи и сказки для самых маленьких»

В номинации принимались короткие прозаические и поэтические произведения для детей от 0 до 5 лет о жизни учеников в школе и за ее пределами. Задача номинации - поиск и издание сказок для маленьких, сказок в стихах, сказок-картинок, продолжающих и развивающих традиции прозаических и поэтических произведений для малышей, заложенные В. Сутеевым, К. Чуковским и Б. Заходером.

1 место - Анна Анисимова (Россия, г. Санкт-Петербург) «Капитан Борщ», «У фургона - хвост!», «Бабушка Луна» .

2 место - Надежда Шемякина (Россия, г. Челябинск) «Мышка и книжка».

2 место - Елена Фельдман (Россия, г. Москва) «Купите дракона!»

3 место - Мария Евсеева (Россия, г. Нововоронеж) «Моя мама - маленькая».

Номинация «Мир фэнтези»

В номинации принимались прозаические произведения для детей от 10 до 16 лет. Основное требование к работам - уникальный мир, оригинальные образы, нетривиальное развитие сюжета.

1 место - Диана Ибрагимова (Россия, Башкортостан, с. Маячный) «Дети черного солнца» .

2 место - Любовь Романова (Россия, г. Москва) «Верояторы. Говорящая с Городом».

3 место - Елена Донцова (Россия, г. Гатчина) «Девочка, которая спит».

Номинация «Новая детская иллюстрация»

В номинации принимались оригинальные иллюстрации к любым произведениям для детей от 2 до 12 лет. Критерием оценки служила уникальность авторского стиля, оригинальность подачи, новизна подхода к иллюстрации.

1 место - Анна Павлеева (Россия, г. Москва)

2 место - Наталия Штефан (Россия, г. Москва)

3 место - Эмма (Россия, г. Петрозаводск)

Также были вручены специальные призы.

Выбор библиотек Игорь Шевчук за произведение «Домик впору» (Россия, г. Санкт-Петербург).

Выбор библиотек Елена Донцова за произведение «Девочка, которая спит» (Россия, г.Гатчина).

Выбор Terra Incognita - Елена Донцова за произведение «Девочка, которая спит» (Россия, г. Гатчина).

Выбор зрителей ОТР (в номинации «Стихи и сказки для самых маленьких») - Марина Тараненко за произведение «Веселые расплетайки» (Россия, г. Краснодар).

Выбор журнала «Мир фантастики» (в номинации «Мир фэнтези») - Любовь Романова за произведение «Верояторы. Говорящая с Городом» (Россия, г. Москва).

Книжная премия Рунета

Каждый год OZON.ru выбирает лучшие книги Рунета. Критерий отбора самый честный ─ мнение людей, которые их читают, перечитывают и рассказывают о них друзьям. Традиционно самый широкий список категорий был посвящен литературе.

В третьей книге саги «Дарители»мы снова попадаем в волшебное королевство. Сердце волшебства вернулось, повсюду люди находят свои дары, здесь и там пробуждаются после трехсотлетней спячки волшебные существа - и не только добрые. А значит, Генри придется оставить лук и стрелы, взяться за меч, сесть на коня и отправиться в поход, словно старинному белому рыцарю из сказок. Ему предстоит не только сразиться со страшным Зверем, пробудившимся в Разноцветных скалах, но и стать мудрее и узнать о себе то, о чем и не подозревал, ведь «путешествие важнее места назначения».

Екатерина Соболь родилась в 1988 году в Москве, закончила МГЛУ, по специальности «лингвист и преподаватель французского и немецкого языков». Теперь преподает английский и итальянский языки. До настоящего времени работала в самых разных местах: секретарем нефтяной компании, переводчиком в журнале мод, корректором, внутренним рецензентом одного из крупнейших издательств, ассистентом редакции журнала «Вокруг света», сценаристом и, конечно, преподавателем. Екатерина Соболь — псевдоним. Настоящая фамилия автора - Мерзлякова.

Составитель гл. библиограф ГДЮБ Е. Сухарева.

- Сергей, что появилось раньше: фестиваль или премия имени Чуковского?

Через дорогу от дома-музея Чуковского в Переделкине находится Дом творчества писателей. И однажды мне пришло в голову, что хорошо было бы привозить сюда на фестиваль лучших российских писателей, чтобы дом-музей Чуковского стал неким центром притяжения для современной отечественной детской литературы. И 15 сентября 2006 года, после одного из наших переделкинских Костров, мы с Сергеем Агаповым, который руководит домом-музеем Чуковского, соединили две идеи: мою - о фестивале Чуковского, и его - об одноименной литературной премии.

Мы с Агаповым, его заместителем литературным критиком Павлом Крючковым и программным директором фестиваля Ольгой Радзивилл изначально предполагали, что премия будет единственной, а называться будет «Золотой крокодил». Но потом все изменилось: сейчас премия «Золотой крокодил» ‒ это одна из четырех номинаций. Ее присуждает детское жюри любимому автору. Три других номинации: «За пропаганду идей Корнея Чуковского», «За развитие традиций Чуковского» и «За выдающиеся литературные заслуги».

Чуковский родился 1 апреля, и поначалу мы задумали, что премия будет вручаться в этот день или на переделкинском Костре Чуковского «Здравствуй, Лето!»

В России 2007 год был объявлен Годом русского языка и к тому же это был год 125-летия со дня рождения Чуковского, поэтому мне представлялось, что наш фестиваль станет фестивалем всероссийского масштаба. Я начал писать письма во все инстанции, ходил к «важным людям». И в конце концов удалось договориться с московским правительством о финансировании.

В сентябре 2007-го москвичи - участники фестиваля - выступали на городских площадях и площадках, в школах, детских библиотеках.

А в декабре в Дом творчества Переделкино съехались лучшие детские писатели со всей России и оттуда ездили с выступлениями в интернаты, дома ребенка, приюты, больницы… Венцом же всего этого стало вручение премии имени Чуковского лауреатам первого «созыва».

В следующем году случился финансовый кризис, и московское правительство согласилось только на финансирование премии, а фестиваль оказался практически без материальной составляющей.

- И как теперь проходит Чукфест?

На данный момент обязательная фестивальная программа состоит из четырех ежегодных мероприятий: майский традиционный Костер Чуковского «Здравствуй, Лето!», сентябрьский традиционный Костер Чуковского «Прощай, Лето!», а вручение премии и завершение фестиваля мы совместили, приурочив к концу ноября ‒ началу декабря. И еще я придумал праздник «День рожденья дедушки Корнея», который мы проводим в Малом зале Центрального дома литераторов в самом начале апреля. С 2010 года он проходит при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Также нам регулярно чуть облегчает ежегодную празднично-будничную жизнь руководитель группы компаний «Наносфера» Александр Чистяков.
Мы стараемся, чтобы все фестивальные события смотрелись динамично, чтобы выступления были короткие, веселые, чтобы все время был интерактив, который обеспечивается, в том числе, благодаря семейно-молодежному театру «Игра» ‒ нашему давнему партнеру.

‒ Сколько лет вручается премия имени Чуковского?

‒ Фестиваль Чуковского существует девять лет, и очень скоро, 3 апреля, «Днём рожденья дедушки Корнея» стартует наш десятый, юбилейный сезон. Премия вручается восемь лет (один год по техническим причинам был пропущен).

Не очень понятно, что будет с премией дальше, потому что последние пять лет с ее финансированием все проходит крайне тяжело. Каждый раз мы не знаем, будут деньги или нет, и если будут, то в каком объеме. Были годы, когда мне приходилось закрывать все неустойки по премии из своего кармана. Поэтому я не уверен в том, сможет ли премия продолжить существование в прежнем виде. Скорее всего, она либо вообще прекратит свое существование, либо будет жить принципиально иначе. Сейчас я вместе с агентством «ПРО МА» занимаюсь поисками спонсоров.

Казалось бы, Чуковский - это имя, вокруг которого могли бы объединиться самые разные люди. Однако на данный момент лишь определенная группа детских писателей и поэтов осознанно объединилась вокруг имени Чуковского, причем объединилась за счет собственного энтузиазма. Это и те, кто давно участвуют в Чукфесте, и более молодые: Настя Орлова, Наташа Волкова, Юля Симбрирская, Лена Ярышевская, Аня Игнатова, Ася Петрова… Хотя, на самом деле, имеется и другая многочисленная категория объединившихся вокруг Корнея Чуковского, это наша верная аудитория - дети, их старшие родственники, воспитатели, учителя. И еще ‒ некоторые книгоиздатели.

Так что, в общем, мы стараемся. Будем стараться и дальше. Впрочем, какие формы в дальнейшем примет премия Чуковского, я пока точно не знаю. А фестиваль мы будем делать и проводить при любых обстоятельствах.

- Как происходит отбор кандидатов на получение премии?

У членов жюри существует довольно внятное и прочувствованное собственное представление о том, кто есть кто в современной детской литературе. Персоналии обсуждаются на заседаниях жюри и потом номинируются его членами на премию.

- А кто входит в состав жюри?

Первые годы мы делали так же, как делают устроители большинства премий: у нас было несколько постоянных членов жюри, а остальные добирались из числа лауреатов предыдущего года. Потом мы отошли от этого дополнительного набора, и несколько последних лет состав жюри остается практически неизменным. Уже упомянутый Павел Крючков - секретарь жюри премии, председатель - Эдуард Успенский, члены жюри - поэты Марина Бородицкая, Григорий Кружков, Михаил Яснов, главный библиотекарь Центральной детской библиотеки имени Гайдара Татьяна Рудишина, сотрудник дома-музея Чуковского Владимир Спектор и композитор, лауреат нашей премии, Григорий Гладков.

Премия, помимо финансовой составляющей, повышает престиж ее обладателя. Многие считают, что тот, кто получил премию Чуковского, уже почти литературный «классик».

Надо стремиться к тому, чтобы премия была ориентирована на живую поэзию. Когда-нибудь этой возможности уже не будет, потому что, по мнению нашего жюри, большинство тех, кто этой премии заслуживали, ее уже получили. К сожалению, в нашей стране не так уж много поэтов, умеющих по-настоящему хорошо писать для детей. От силы 40-50 авторов. По крайней мере, мне видится так.

- Можно ли говорить о том, что существует сообщество лауреатов премии? Премия как-то сплачивает лауреатов?

Сама премия как таковая ‒ вряд ли, а фестиваль - вернее всего, да. Потому что многие его участники познакомились и даже подружились именно в Переделкине, на наших традиционных чуковских Кострах, или на других наших мероприятиях. Да и вообще мне как автору, пишущему отнюдь не только для детей и давно вхожему в мир взрослой литературы, наша компания детских писателей гораздо более симпатична. Мне кажется, она интереснее, человечнее, сострадательнее, дружелюбнее… И движущей силой собранного нами «корпоративного союза» является не желание получить премию, а именно интерес к взаимному общению. Рационально объяснить это я не берусь, но чувствую: фестивальный дух витает в воздухе и что-то незримо изменяет. К лучшему!..

Беседу вела Алёна Васнецова
Фото Галины Соловьёвой

В Москве 2 декабря в рамках Х юбилейного фестиваля имени Корнея Ивановича Чуковского состоялось вручение одноимённой премии. Список лауреатов литературной премии имени Корнея Чуковского в 2016 году пополнился тремя именами.

В номинации «За развитие новаторских традиций Корнея Чуковского в современной отечественной детской литературе» награды удостоен Вячеслав Абрамович Лейкин – поэт, член Союза Писателей Санкт-Петербурга.

В номинации «За плодотворную деятельность, стимулирующую интерес детей к чтению, к отечественной детской литературе» премию получил Олег Будур.

Олег Семёнович Будур – врач, поэт, путешественник. Его имя знакомо в Кандалакше и детям, и взрослым. А доктор он и в поэзии доктор. Его стихи – это и рецепт, и само лекарство от плохого настроения.

Награда от детского жюри «Золотой крокодил» присуждена Александру Павловичу Тимофеевскому – поэту, писателю, драматургу.

По его сценариям снято более 30 мультфильмов («Чебурашка», «Петя и волк», «Медной горы хозяйка», «Мук-скороход», «Белая бабочка» и других). Он автор знаменитой «Песенки Крокодила Гены».

Вячеслав Лейкин

Сесть да поесть

Когда я девочкой была, –

Сказала мама, – я, бывало,

Всё поедала, всё пила

И рыбьим жиром запивала.

Олег Будур

Мамин отчёт

Мы помогаем маме,

Без дела не сидим:

Готовим ужин сами

И сами же едим.

Александр Тимофеевский

Гном и гриб

Гном гулял в лесу с грибом.

Хлынул дождь и грянул гром.

Гриб, как только дождь полил,

Гнома шапочкой накрыл.

Гром грохочет.

Гном хохочет.

Издание адресовано руководителям детского чтения

Подготовила: А. С. Черноморская

« Государственные символы России»

(игра – викторина)

Цели

    Систематизировать представления о государственных символах России.

    Воспитывать чувство любви к Отечеству.

    Формировать активную жизненную позицию гражданина России.

Ход игры

    Что такое символ?

Это отличительный знак, «визитная карточка» страны, города.

Символы есть:

    у общественных организаций и у крупных международных мероприятий, например, у Олимпиад и кинофестивалей.

    Символы есть даже у праздников (правда, официальными их назвать нельзя, но общепринятыми можно). Так, к символам Нового года можно отнести украшенную ёлку и Деда Мороза. А неофициальным символом праздника 8 марта стала ветка мимозы. Происхождение таких символов всем понятно.

    С символами государства всё значительно сложнее. Государственные символы неповторимы – у каждой страны свои символы, отличные от символов других стран.

    Что относится к государственным символам?

    Герб, гимн, флаг.

Государственные символы - это внешние отличительные признаки, знаки государства, объявляющие всем другим государствам мира о самобытности данного государства, отличии его от других государств и, главное, о его суверенитете. Именно поэтому государственные символы определяются высшими законодательными органами суверенных государств.

1этап ГЕРБ.

    Как называется наука о гербах? Найдите правильный ответ.

Вексиллология нумизматика геральдика

Геральдика - наука о гербах и правилах их создания.

С XVIII в. широкое распространение получили гербы городов. По принятым правилам герб должен был отражать историю города, его географическое положение, особенности хозяйства, традиции.

    Что означает слово «герб»?

Слово «ГЕРБ» в переводе с немецкого языка означает «наследие», «наследство».

    Что изображено на гербе России?

    Назовите цвета, которые есть в гербе России.

Красный, золотой, белый, черный, синий.

    Когда был принят герб с двуглавым орлом?

15 век 19 век 21 век

    Что означают три короны на гербе?

    Что держит орёл в своих лапах на гербе России?

Скипетр – в правой, держава – в левой (единое государство и государственную власть)

СПРАВКА

Детали герба со временем изменялись

Иван Грозный

Корона одна.

На груди орла появился всадник.

Михаил Фёдорович Романов

Три короны.

Алексей Михайлович

Орёл расправил крылья, появились скипетр и держава

Пётр Первый

Орёл не чёрный, а золотой. Фон – красный.

Екатерина 1

Орёл черный на золотом фоне.

1905

Орёл белый с опущенными крыльями.

1917

Герб СССР глобус, солнце, серп, молот

90-ые годы 20 века

Двуглавый орёл с тремя коронами, на груди – герб Москвы.

    Кто изображён на груди орла

    Пётр Первый

    Георгий Победоносец

    Просто воин

Изображение всадника, пронзающего копьем змея, называют Святым Георгием Победоносцем. Это изображение напоминает об одном из самых известных его подвигов.

    Почему на гербах часто изображают животных?

(тотем, защита, покровительство)

    Где изображают герб РФ?

    на зданиях важнейших государственных учреждений,

    на официальных печатях и бланках документов,

    на официальных знаменах страны,

    на денежных знаках,

    на государственных наградах,

    на пограничных столбах.

За неуважительное отношение к Государственному гербу или надругательство над ним, а также за использование в иных, кроме оговоренных в законе случаях предусмотрена юридическая ответственность!

2 этап - ФЛАГ.

    Как называется наука о флагах? Найдите правильный ответ.

Вексиллология нумизматика геральдика

    Что означает слово «флаг»

Слово «флаг» греческого происхождения, что означало «сжигать, гореть, озарять». С глубокой древности восточные славяне – русы имели свои слова для обозначения флагов.

    Каким словом называли флаг? Заря стяг полотнище

    Что оно означало?

    Стягивать войско, объединять в бою

    Фамилию полководца

    Стёганое полотно

    Назовите цифру, обозначающую флаг России? 4

СПРАВКА

Стяг – знамя, флаг есть в полку армии. Потеря знамени – это ликвидация полка. Если есть хоть один человек с полковым знаменем – полк существует с новыми воинами.

В 17 веке при царе Алексее Михайловиче впервые появился бело-сине-красный флаг, но был он не государственным флагом, а отличительным знаком главного военного корабля «Орёл».

В 1705 году указом Петра Первого этот флаг стал флагом торговых судов. А государственным в это время был чёрно-золотисто-белый флаг.

Когда бело-сине-красный флаг стал государственным?

1896 год 2) 1917 год 3) 1991 год

Официально этот флаг стал государственным в 1896 году накануне коронации Николая 2.

    Какие цвета у российского флага?

    Как очень часто называют бело-сине-красный флаг?

    цветной

    триколор

    трёхцветный

    Соотнести цвета с их значениями.

- чистота, благородство, мир, совершенство

- честность, верность, безупречность, постоянство

- сила, смелость, неустрашимость, энергия, кровь.

СПРАВКА.

При Петре Первом была несколько иная трактовка значения цвета флага.

Белый - свобода и независимость

Синий – цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия.

Красный – державность.

Существует и ещё одна «державная» трактовка значений цветов флага, которая означает единство трёх братских славянских народов

Белый – Белой Руси

Красный – Великороссии

Синий – Малороссии

    Назовите дату - День государственного флага РФ.

3 этап - ГИМН

    Вспомните несколько строчек из гимна России.

    Гимн в переводе с греческого –это:

    Торжественная песня

    Государственная песня

    Главная песня

    Жуковский

    Некрасов

    Толстой

СПРАВКА

Первый Государственный гимн России был написан в XIX в. В.А. Жуковским на английскую музыку и назывался

Позже В.А. Жуковский написал другой гимн на музыку А.Ф. Львова.

После революции 1917 г до 1944 г. гимном был «Интернационал».

В годы ВОВ появился , написанный С.В. Михалковым и Г.А. Эль-Регистаном на музыку А.В. Александрова.

После распада СССР гимном независимой России стала «Патриотическая песня» М.И. Глинки.

С 2001 года был утвержден обновленный на музыку А.В. Александрова и новым текстом С.В. Михалкова.

    Поставь названия Гимнов в хронологическом порядке .

    Боже, Царя храни

    Марсельеза

    Интернационал

    Союз нерушимый

    жизнь за Царя

    Россия – священная наша держава.

    В каких случаях принято исполнять гимн страны?

    При встрече главы Российского государства, прибывающего с визитом в другую страну

    В честь победы российских спортсменом на чемпионатах Европы, мира или Олимпийских игр (сопровождает поднятие флага)

    На торжественных церемониях (вручение государственных наград, на церемонии бракосочетания в ЗАГСе и др.)

Александр Васильевич Александров

Сергей Владимирович Михалков.

    Красная площадь

    Кремль – сердце России

    Береза

    Русский народный костюм

    Русские народные промыслы

    Матрешка – символ загадочной для всех русской души.

Подведение итогов.

Награждение команд - победителей.

Викторина «Государственные символы России»

1. Как называется историческая дисциплина, изучающая историю гербов, правила их построения и использования называется?

2. Назовите составные части герба.

3. Почему именно при Иване III в России возникли потребности в государственных символах?

4. Что было изображено на печати Ивана III?

5. Что символизировал орел в древнегреческой мифологии?

6. Что такое сфрагистика?

7. Как называется надпись на ленте, помещаемая обычно под щитом?

8. Когда отмечалось 500 лет государственного герба России?

9. Опишите современный герб России?

10. Назовите имя художника, выполнившего современный рисунок герба?

11. Почему Павел I ввел в российский герб крест и корону Мальтийского ордена?

12. Какие изменения были внесены в государственный герб при Павле I?

13. Что символизирует двуглавый орел на нашем гербе сегодня?

14. Назовите девиз советского герба?

15. Есть ли девиз у современного российского герба?

16. В гербе, каких стран, кроме России, присутствует двуглавый орел?

17. Когда был принят новый государственный флаг в Российской Федерации?

18. Опишите флаг Российской Федерации?

19. Как называется наука, изучающая знамена?

20. Как назывались знамена в Древней Руси?

21. Когда празднуется День государственного флага Российской Федерации?

22. Что такое хоругви?

23. Слово гимн греческого происхождения. Что оно означает?

24. Какой гимн пел, стоя на коленях, Петр Великий после заключения Ништадского мира со Швецией в 1721 г.?

26. Назовите оперу П.И. Чайковского, в которой звучит мелодия марша «Гром победы, раздавайся»?

28. Кто перевел текст «Интернационала» на русский язык?

29. До какого времени «Интернационал» оставался гимном СССР?

30. Во время каких событий был принят новый гимн СССР?

31. Кто написал музыку и слова современного гимна?

32. Каковы правила поведения граждан при исполнении государственного гимна?

Ответы викторины «Государственные символы России»

1. Геральдика.

2. Щит и внешняя часть.

3. Время правления московского князя Ивана III была эпохой образования единого Российского государства. Единая держава требовала единых символов.

4. Двуглавый орел и всадник, поражающий копьем змия.

5. В древнегреческой мифологии орел символизировал источник света, плодородия и бессмертия.

6. Вспомогательная историческая наука, которая изучает печати.

7. Девиз.

8. 1997 год.

9. Государственный герб РФ представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом поднявшим в вверх расправленные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними – одной большой короной, соединенными лентами. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем щите на серебряном коне. Поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

10. Е.И. Ухналев.

11. В конце 1790-х годов над Мальтийским орденом нависла угроза со стороны наполеоновских войск. Рыцари ордена обратились к Павлу I с просьбой взять орден под свое правление. Центром Мальтийского ордена стал Петербург. Павел I стал фактически главой ордена, 72-м его магистром приняв крест, меч.

12. Цепь ордена Андрея Певрозванного исчезла, а щиток с Георгием расположился на фоне мальтийского креста. Над щитком красовалась мальтийская корона, а все это изображение помещалось на груди орла.

13. Двуглавый орел символизирует государственность Российской Федерации, ее суверенитет (независимость), единение народов европейской и азиатской частей современной России.

14. «Пролетарии всех стран соединяйтесь!»

15. Нет.

16. Албания. Сербия.

18. Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего, и нижнего – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.

19. Вексиллология.

20. Стяги.

22. Хоругви – церковное знамя, на котором обычно помещают изображения Христа, Богородицы, святых, креста, а также тексты Священного писания и молитвы.

23. Торжественная, хвалебная песнь.

24. «Тебя, Бога, хвалим».

25. Слова Г.Р. Державина, музыка О.А. Козловского.

26. «Пиковая дама».

27. Слова Э. Потье, музыка П. Дегейтер.

28. А.Я. Коц.

29. 1944 г.

30. Великая Отечественная война.

31. Слова С.В. Михалкова, музыка А.В. Александрова.

32. Государственный гимн – один из главных символов страны, поэтому его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения: все присутствующие встают, а военные отдают честь или салютуют оружием.

Ираида Иванова
Викторина «Символика России» для детей подготовительной к школе группы

Викторина «Символика России »

для детей подготовительной к школе группы

Цели :

обобщить представления о происхождении и функциональном назначении герба и флага, символическом значении цвета и образов (орёл, всадник, гимне России ;

воспитывать чувство гордости за родную страну, уважение к государственным символам России .

Предварительная работа :

чтение художественных произведений С. В. Новиковой «История Российского флага и герба » , Е. Бунтмана «История флагов для детей » , Н. А. Соболевой «Символы России » , А. Алексеевой «Страницы истории нашей Родины» , В. Бенедиктова «Моя первая книга о России » , М. Головановой «Герб, флаг, гимн России » ;

рассматривание иллюстраций с изображением государственной символики Российского государства (с исторических времен до наших дней) ;

отгадывание загадок о гербе, флаге Российской Федерации ;

разучивание стихов о государственной символике России ;

беседы с детьми : «Государственные символы России » , «Столица нашей Родины – Москва» , «История государственного флага Российской Федерации » , «У каждой страны свой флаг» , «Где можно увидеть государственные флаги России ;

сюжетно-ролевые игры : «Путешествие по Москве» , «Путешествие по Липецку» , «Богатыри – защитники Руси» ;

дидактические игры : «Будь внимательным» , «Найди такой же» , «Герб города» , «Белый-синий-красный» , «Символика России » ;

прослушивание аудиозаписи «Гимн Российской Федерации » ;

просмотр видеофильмов и презентаций : «Овеянные славой флаг наш и герб» , «Детям о флаге России » , «История флага Российской Федерации » , «История России для детей » , «Дети поют гимн России » ;

наблюдения в процессе прогулок и экскурсий за тем, на каких зданиях можно увидеть государственный флаг и герб.

Ход викторины:

Педагог : Ребята, мы с вами много говорили о символике России : гербе, флаге, гимне. И сегодня, у нас есть возможность проверить ваши знания. Я предлагаю вам принять участие в викторине «Символика России » .

Условия : за каждый правильный ответ вы будете получать жетон . Победителем станет тот из вас, кто больше всех наберёт жетонов. Победитель получит приз от нашей гости Мудрой совы.

Вопросы к викторине :

Что такое символ ?

(Это отличительный знак, «визитная карточка» страны, города. У каждой страны свои символы , отличные от символов других стран .)

Что является отличительными знаками государства?

(Флаг, герб) .

Что такое флаг?

(Прикреплённое к древку полотнище определённого цвета или нескольких цветов).

Когда мы отмечаем «День Государственного флага России » ?

Какое старинное русское название флага?

(Стяг) .

Для чего служили знамёна, древние флаги – стяги?

(Знамёна – символы объединения . Древние флаги (стяги) служили для объединения войска).

Как называется корабль, на котором впервые был поднят бело-сине-красный флаг?

(«Орёл» ).

Что означает Государственный флаг?

(Единство страны) .

Назовите цвета, которые есть на Государственном флаге России .

(На Государственном флаге России три горизонтальные полосы : белого, синего и красного цветов).

Что означает белый цвет?

(Чистота, благородство, мир, совершенство) .

Что означает синий цвет?

(Честность, верность, безупречность, постоянство) .

Что означает красный цвет?

(Сила, смелость, неустрашимость, энергия, кровь) .

Кто ввёл порядок расположения цветов?

(Пётр Первый) .

Как очень часто называют бело-сине-красный флаг?

(Триколор) .

Где можно увидеть Государственный флаг России ?

(На правительственных зданиях, на кораблях. Существует также традиция в дни государственных праздников вывешивать флаг на жилых домах, а также устанавливать его на флагштоках или мачтах в местах проведения массовых мероприятий).

Какие виды флагов вы знаете?

(Королевские, царские, президентские знамёна, Знамя Победы, Андреевский флаг Российского флота ).

Как выглядит Знамя Победы?

(Это красное знамя) .

Как выглядит Андреевский флаг Российского флота ?

(Это белое полотнище с синим косым крестом) .

Что такое герб?

(Эмблема государства)

Что обозначает герб нашей страны?

(Это знак или символ власти . Он обозначает единство страны и её независимость от других государств).

Где можно увидеть герб?

(На флагах, монетах, паспорте гражданина России , официальных бумагах).

С какими традициями связано рождение гербов?

(С рыцарскими традициями)

Что представляет собой Государственный герб Российской Федерации ?

(Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх расправленные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой).

Что держит орёл в своих лапах на государственном гербе России ?

В правой лапе орла - скипетр (единство государства, в левой - держава (государственная власть) .

Что обозначали в давние времена на гербе такие знаки, как корона, скипетр и держава?

(В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Скипетр – жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. Кроме того, они напоминают нам об историческом прошлом нашей страны).

Что изображено в щите на груди орла?

(На груди двуглавого орла в красном щите изображён всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного дракона).

Что такое гимн?

(Торжественная песня, главная песня страны)

Что такое гимн Российской Федерации ?

(Государственный гимн Российской Федерации является одним из главных официальных государственных символов Российской Федерации , наряду с флагом и гербом. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны).

Где можно услышать Государственный гимн Российской Федерации ?

(Государственный гимн РФ исполняется при вступлении в должность Президента, руководителей субъектов РФ, руководителей местного самоуправления, при открытии и закрытии торжественных собраний, при проведении официальных и торжественных церемоний, воинских ритуалов и спортивных соревнований. При официальном исполнении Гимна, его слушают стоя, мужчины без головных уборов).

Педагог : Молодцы! Вы ответили на все вопросы. А теперь давайте подведём итоги и узнаем, кто стал победителем.

(Подводятся итоги, награждение победителей. Мудрая сова вручает приз победителю (победителям) .

Педагог : Каждый гражданин России обязан знать эти символы . Знание государственных символов – почётная обязанность каждого гражданина страны, показатель уважения и любви к своему государству.