Зпит - западно-подмосковный институт туризма. очное и заочное обучение

Интерактивные и анимационные программы в музеях .

Анимация в музее – это одна из возможностей преодоления традиционной отчужденности посетителя от музея . Анимационная деятельность воспринимается в музеях очень по-разному – от оптимизма до полного неприятия.

Megaobuchalka.ru > Интерактивные и

Музейная анимация - Позиционирование музейных учреждений

По утверждению Гаранина, анимация в музее - это деятельность по разработке иК примеру, если составлять анимационную программу, она должна включать в себя такие мероприятия какИменно поэтому важно дифференцировать потребителей данных услуг заранее, иметь в...

Vuzlit.ru > Музейная анимация -

Анимация в музеях - Скачать Реферат - Реферат - 210619899

Анимация - сравнительно новое направление туристской деятельности , предполагающее личное участие туристов в игровых итеатрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях.

Skachatreferat.ru > Анимация в музеях - Скачать

Zachetik.ru > Роль анимационного

Задачи маркетинга в музее . Анимационное обслуживание ...

Otherreferats.allbest.ru > Задачи маркетинга в музее.

Реализация анимационных программ для детей 7-10 лет в архитектурно-этнографическом музее «Хохловка»Туристские предприятия заинтересованы вкладывать материальные средства в развитие сферы анимационных услуг , т.к. зрелищные анимационные программы...

Vkr.pspu.ru > Оглавление

Создание и оборудование интерактивных-мультимедийных музеев ...

Интерактив и мультимедиа для музеев Мультимедийный музей , созданный с помощью современных интерактивных технологий, в 21 векеРазработка и внедрение интерактивных и мультимедийных технологий в музее является одним из важнейших направлений...

Symmetry-museum.ru > Создание и оборудование

Московский - Музей Анимации

Animamuseum.ru > Московский - Музей

«Студия музейной анимации » - МИР МЫНИКУ - WORLD MYNIKU

«Студия музейной анимации музей

Miniku.livejournal.com > «Студия музейной

Интерактивные и мультимедийные технологии в музее | Музейное...

В музеях с богатой, исторически ценной экспонатурой (в особенности это касается художественных музеев ) внимание посетителя полностьюИндивидуальному же посетителю зачастую приходится сталкиваться с проблемой «информационного одиночества» в музее .

Ascreen.ru > Интерактивные и

Московский - Музей Анимации

Animamuseum.ru > Московский - Музей

«Студия музейной анимации » - МИР МЫНИКУ - WORLD MYNIKU

«Студия музейной анимации » – творческая лаборатория, открытая на базе информационно-образовательного центра «Русский музей : виртуальный филиал» и семейного клуба-студии «Со-Творение» Ямало-Ненецкого окружного музейно-выставочного комплекса им. И.С. Шемановского.

Miniku.livejournal.com > «Студия музейной

Анимационные в музее »

Самых маленьких любителей музея и их родителей приглашаем в развлекательно-познавательное приключение с Королем иТоржественная регистрация брака в Новом замке. Фото-видеосъемка. Анимационные программы для детей «День рождения в музее ».

Museum-grodno.by > Анимационные программы

Анимация

Анимация в социально-культурномсервисе и туризме. Министерство образования и науки Российской Федерации ГОУ ВПО «ИркутскийРассматриваются формы, методы и содержание анимационных мероприятий, применяемых в социально-культурномсервисе и туризме.

StudFiles.net > Анимация

Летние программы в музеях | Контент-платформа Pandia.ru

Музеи Музеи (общая) Программы Программы и мероприятия (общая рубрика). Лето 2011г. Летние программы в музеях .Игровая анимационная познавательно-развлекательная программа «На резном крыльце сидела Фея Дела...»

Pandia.ru > Летние программы в музеях |

Калейдоскоп анимационных музеев : ru_animalife

Калейдоскоп анимационных музеев . 15 сентября начинает свою работу место под названием «Музей анимационного кино». Хороший повод поговорить про все столичные музеи анимации и расставить точки на i.

Ru-animalife.livejournal.com > Калейдоскоп анимационных

Программа дисциплины

Kpfu.ru > Программа дисциплины

Музейная анимация привлекла молодежь | Проект «ReАнимация.»

Музейная анимация привлекла молодежь. В музее -заповеднике «Кижи» завершилась работа по гранту «Северстали».Номинация «Анимационные ролики»: I место: «Волшебный фотоаппарат», г. Петрозаводск; II место: «История Александровского завода», г. Петрозаводск.

Kizhi.karelia.ru > Музейная анимация

Интерактивные программы в музеях Москвы от турагентства Взгляд

Полный список Музеев Москвы. Интерактивные программы в музеях Москвы.В залах Исторического музея вам предоставляется уникальная возможность не только встретиться с молодым царем Петром 1 и его сподвижниками, познакомиться с редкими памятниками...

Vzglyad-penza.ru > Интерактивные программы в

Edut-deti.ru > Московский музей Анимации

Интерактивные формы взаимодействия с посетителями как...

Меняются приоритетные направления деятельности современного музея , когда внимание не акцентируется на предметных экспозицияхИнтерес к посетителю как главной фигуре музейной коммуникации ускоряет процесс пересмотра общей концепции музея как социального института.

Moluch.ru > Интерактивные формы

Интерактивность современных музеев

Интерактивность современных музеев . Интерактивный музей подразумевает участиеИнтерактивным может быть как новый, так и старый музей – обратившись к услугам Мультимедия может совмещать в себе графическую, текстовую и анимационную информацию.

Bcoreanda.com > Интерактивность

Анимационная деятельность

Впервые термин «анимация» появился еще в начале XX в. во Франции в связи с введением закона о создании различных ассоциаций и трактовался как деятельность, направленная на усиление живого интереса к культуре, художественному творчеству. Во 2-й половине ХХ в. термин «анимация» стал использоваться уже в нескольких значениях, где анимация рассматривалась еще и как художественная деятельность по созданию мультфильмов. К концу XX в. социально-культурная анимация уже являла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Современные определения понятия «анимация» отражают исторически сложившиеся представления по данному вопросу. Рассмотрим некоторые из существующих определений.

Анимация - организация досуга в отелях, на корпоративных мероприятиях, в детских лагерях, детских праздниках; направление, предполагающее личное участие отдыхающих в культурно-массовых мероприятиях.

Анимация - технология, позволяющая при помощи неодушевленных объектов создавать иллюзию движения; наиболее популярная форма - мультипликация, представляющая собой серию рисованных изображений.

Анимация компьютерная - вид анимации, создаваемый при помощи компьютера. На сегодня получила широкое применение, как в области развлечений, так и производственной, научной и деловой сферах (слайд-шоу).

Из приведенных определений, очевидно, что один и тот же термин по-прежнему обозначает разные виды деятельности. Для целей нашего исследования наибольший интерес вызывает понятие анимации применительно к социально-культурной деятельности и, в частности, к туризму.

При таком многообразии исследований у авторов нет единства в формулировании определений основных понятий. Так Л.В. Курило предлагает следующее определение: «анимация - это стимулирование полноценной рекреационной, социально-культурной досуговой и другой деятельности человека путем воздействия на его жизненные силы, воодушевление и одухотворение». В свою очередь Т.Н. Третьякова считает, что анимация - это «разработка и предоставление специальных программ проведения свободного времени; организация развлечений и спортивного проведения досуга».

Анимация является одним из направлений развития активности населения. Это один из социально-культурных механизмов, с помощью которого могут быть созданы условия для возникновения и раскрытия человеческих способностей и потребностей, для новых возможностей и способов использования в новых условиях жизни.

Напомним, что социокультурная анимация к концу XX в. уже представляла собой самостоятельное направление психолого-педагогической деятельности в сфере культурного досуга.

Социокультурная анимация - это особый вид культурно-досуговой деятельности общественных групп и отдельных индивидов, основанной на современных (педагогических и психологических) гуманистических технологиях преодоления социального и культурного отчуждения.

Обобщение теоретических идей анимации и опыта организации социально-культурной деятельности аниматоров во Франции, позволило Е.Б. Мамбекову дать следующее развернутое определение: «Социокультурная анимация представляет собой часть культурной и воспитательной системы общества и может быть представлена в виде особой модели организации социокультурной деятельности: как совокупность элементов (учреждений, государственных органов, организаций, аудиторий), находящихся в постоянных отношениях, которые характеризуют эту модель; совокупность занятий, видов деятельности и отношений, где ведущую роль играют аниматоры, профессиональные или добровольные, обладающие специальной подготовкой и использующие, как правило, методы активной педагогики».

За рубежом существует традиционная система квалифицированной помощи со стороны специалистов, которых на современном этапе, называют аниматорами или, если речь идет о туризме, менеджерами туристской анимации, а их организационно-педагогические, культурно-творческие и рекреационные инициативы - анимационной социально-культурной работой.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХ в. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже - Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях.

Основная задача - создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

Анимация в туризме может быть представлена:

  • - анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)
  • - анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)
  • - анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов.
  • - анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы.
  • - спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера); анимация культурный досуговый туризм
  • - гостиничной анимацией.

Кроме того, в образе аниматора, по мнению С.И. Байлика, могут выступать и «представители следующих профессий: аниматор-мультипликатор - человек, который оживляет рисованные картинки; аниматор в бизнесе - человек, занимающийся увеличением продаж, оживлением бизнеса» (т.е. тот, кто рекламирует товар в магазинах, проводит акции и лотереи, рассчитанные на привлечение внимания покупателей к определенному виду товаров и т.п.).

Таким образом, аниматоры - это специалисты по организации досуга в различных учреждениях, предоставляющих специальные мероприятия, программы проведения свободного времени; организаторы развлечений и спортивного проведения досуга.

Анимацию в литературе и средствах массовой коммуникации часто называют посредником между личностью и обществом. Анимация основывается на общих методах социально-педагогических воздействий на каждую личность в отдельности и на группы, коллектив, нестабильную аудиторию и различные социальные общности в путешествии и на отдыхе.

Предпосылками возникновения туристской анимации, в ее современном понимании, являются негативные последствия индустриализации и урбанизации. И как следствие этого - повышенный спрос на самые разнообразные туристские услуги. Помимо размещения и питания турпродукт стал включать и другие услуги, направленные на удовлетворение потребностей в развлечениях, веселом проведении досуга, в эмоциональной разгрузке. В обиходе туристской деятельности и терминологии гостиничного обслуживания и возникло понятие «туристская анимация» - вид деятельности, направленной на удовлетворение анимационных потребностей туриста.

Сущность анимационной деятельности в досуговой сфере заключается в вовлечении представителей социума в активные формы досуга.

Выводы. Таким образом, анимационная деятельность - это, с одной стороны, рекреационная, социально-культурная досуговая и другая деятельность людей, осуществляемая под руководством специалистов анимации. С другой стороны, анимационная деятельность - это деятельность по разработке, организации и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Следует отметить, что упомянутая двойственность, зачастую, становится причиной различий в трактовке понятийно-терминологического аппарата в исследованиях анимации, анимационной деятельности авторами.

Введение.
С каждым годом музейная анимация приобретает все большую популярность. Музеи являются уникальными образовательными учреждениями, социально-педагогическая функция которых, как одна из основных стала складываться практически вместе с появлением музеев. Идейной основой развития музейного дела стало французское и немецкое просвещение, в контексте философских концепций которого возникла иразвивалась социокультурная направленность музея, являвшегося центром популяризации культуры.
В настоящее время активизируется образовательная составляющая в деятельности музеев в работе с различными категориями детей и подростков. В статье характеризуются образовательные аспекты музейной деятельности, рассматриваются основные этапы культурно-образовательной деятельности музеев, ее содержание иформы. Макеева И.А выделила основные этапы периодизации культурно-образовательной деятельности отечественных музеев, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея.
Существует ряд форм анимационных программ для проведения мероприятий в музеях. Анимация - сравнительно новое направление туристской деятельности, предполагающее личное участие туристов в игровых итеатрализованных шоу-программах, спортивных и культурно-развлекательных мероприятиях. Это явление - порождение конкуренции между туристскими организациями, стремящимися разнообразить отдых своих клиентов.
Анимационные программы, которые разрабатываются в контексте определенных видов отдыха, имеют свои особенности. Они направлены на релаксацию и активизацию туристов.
Об анимации в музеях существуюттруды Калугиной Т.П. Художественный музей как феномен культуры рассматривала Т. В. Галкина
О развитии досуговых форм музейно-педагогической деятельности писали Ванслова Е.Г. «Музейный всеобуч: научно-практические рекомендации», Именнова Л.С. «Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: история, теория, методика». Коссова И.М. «Культурно-образовательная деятельность музеев: Тенденциии перспективы». О культурно-образовательной деятельности музеев писал Нагорский Н.В. в статье «Музей как институт социально-культурной деятельности». Шляхтина Л.М. исследовала теорию музейного дела в статье «Основы музейного дела теория и практика».
Следует подчеркнуть важность для исследовательской работы статьи Макеевой И.А,которая характеризует основные этапыпериодизациикультурно-образовательной деятельности отечественных музеев, можно выделить ряд моделей музея, смена которых обусловлена изменением представлений общества о назначении музея. Первая модель (вт. пол.XVIII в.) – образовательная, связана с появлением первых музеев учебных заведений («Музеум» Горного института Санкт-Петербурга, Минералогический, Зоологический и др. музеи Московского университета), создание и деятельность которых была обусловленазадачами учебного заведения, структурными подразделениями которого они являлись.
Вторая модель (конец XIX – начало ХХ вв.) – просветительная модель, в рамках которой про- исходит осмысление назначения музея и разграничение функций учебных заведений и музея основнымна значением которого является научно-просветительская миссия.
Третья модель (20–50-е гг. ХХ в.) – политизированная модель, определяющая рольмузея как общественного института, осуществляющего посредством своей деятельности коммунистическое воспитание граждан, создание культурно-идеологической среды и в целом иллюстрирующего торжество марксистко-ленинской идеологии и советского строя.
Четвертая модель (60 – сер. 80-х гг.) – информативная, характеризовавшаяся отношением к музею как средству распространения знаний, имеющих научныйхарактер; работа с посетителями носит идейно-воспитательный характер и осуществляется под непосредственным руководством партии, при этом посетитель рассматривается как некий пассивный объект, воспринимающий предлагаемую ему информацию.
Пятая модель (конец 80-х – 2000 гг.) – коммуникативная, которая в отличие от информативной модели, рассматривает...

Анимация в туризме


Туризм является одной из ведущих и наиболее динамичных отраслей экономики и за быстрые темпы он признан экономическим феноменом столетия.

Сегодня создание устойчивого развития туризма возможно только при условии постоянного повышения качества предоставляемых услуг, способных удовлетворить потребности современного туриста в организации его досуга. Высокий уровень качества туристского продукта является необходимым условием для развития турбизнеса.

В настоящее время в сфере туризма сформировалось новое направление - туристская анимация, которая стала специфичным туристским продуктом и необходимым элементом туристских программ.

1. В Туристском терминологическом словаре анимационное обслуживание определено как оживление программ развлечений, отдыха и досуга туристов. Анимация – это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени, организация развлечений и спортивного проведения досуга.

Социально-культурная анимация носит многосторонний характер, соответствующий разнообразию потребностей, интересов и запросов отдыхающих. Назначение социально-культурной анимации состоит в активном приобщении человека к культуре на основе творчества, создания условий для снятия психологического напряжения, раскрытия интеллектуальных возможностей личности, раскрепощения инициативы, включения в реальную жизнь.

Социальные функции анимационной деятельности определяются учеными по-разному. Они трактуются следующим образом:

Производство новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Накопление и хранение новых знаний, норм, ценностей, ориентаций и значений;

Воспроизводство духовного процесса через поддержание его преемственности;

Коммуникативное обеспечение знакового взаимодействия между субъектами деятельности, их дифференциацию и единство;

Создание социализированной структуры взаимоотношений, опосредованных культурными компонентами;

Снятие производственного утомления, восстановление утраченных сил, предоставление психологической разрядки посредством игр и развлечений.

К анимационному обслуживанию относятся малые и крупные формы представлений, развлекательные мероприятия, конкурсные игровые программы, дегустация спиртных напитков с привлечением элементов театрализации.

Оживление достигается не столько драматургической и сценарной работой, сколько вовлечением туристов в действие, их участием в нем.

Анимация в туризме может быть представлена:

Анимационными мероприятиями (праздники, кинофестивали, конкурсные программы, шоу-маскарады, карнавальные шествия и т.д.)

Анимационными театральными действиями (рыцарские турниры, юмористические шоу-клоунады, гладиаторские бои, костюмированные балы, вечера встречи со сказочными героями и т.п.)

Анимационными экспозициями (музейное шоу, костюмированные экспозиции). Сюда могут входить анимационные шоу-музеи, когда туристов и экскурсантов на экспозиции встречают «ожившие» исторические персонажи или когда вечером в гостинице организуется шоу, но не созерцательное, а с непосредственным активным участием туристов. Например, скучный когда-то и редко посещаемый музей первых английских переселенцев в г. Плимуте (США) превратился сегодня в национальное шоу при помощи анимационной организации экспозиции в натуральную величину (деревня с живыми персонажами, осуществляющими основные работы по дому, огороду и др.);

Анимацией в тематических парках (аттракционы, встречи с героями мультфильмов, супершоу). Первые развлекательные парки появились в Европе уже в конце 60-х годов. Но настоящий туристский бум они стали испытывать лишь в последние годы. Ежегодно наиболее крупные центры развлечений посещает до 10 млн. гостей. Наибольшей популярностью подобные туры пользуются у любителей семейного отдыха, молодоженов и небольших молодежных групп. Интересно, что большинство посетителей парков – не дети, на которых они были рассчитаны, а взрослые. Основные посетители парков в разных странах – зарубежные туристы. Наряду с интересными и захватывающими аттракционами главной привлекательной чертой тематических парков является происходящее вокруг действо. Так например, американский парк Уолта Диснея – это настоящая индустрия отдыха и развлечений, устроенная с истинно американским размахом. Его уникальность как туристского продукта состоит не только в том, что он имеет свою собственную сложную инфраструктуру, предназначенную для развлечений, размещения, питания, обучения, и свою собственную жизнь, в которую включаются туристы, встречая на улицах парка и среди аттракционов различных героев мультфильмов и художественных фильмов Диснея. Привлекательны для туристов завтраки и ужины в окружении героев Диснея. Кроме того, ни за какие деньги не купишь ощущение сказки, в которой находишься круглосуточно;

Спортивной анимацией (коллективные и индивидуальные спортивные игры, соревнования, состязания, аэробика, шейпинг, йога, танцевальные вечера);

Гостиничной анимацией (развлекательные, спортивно-оздоровительные мероприятия, вечера отдыха, работа миниклубов, кафе, баров в гостиницах). Аниматоры (чаще всего молодые люди) работают с туристами постоянно, можно сказать, круглые сутки. Основная задача этих работников – не дать людям соскучиться.

Путешествующих туристов объединяет не только интерес к культуре, обычаям, традициям народов мира, желание познакомиться с уникальными памятниками художественной культуры человечества, лучшими образцами мировой и отечественной литературы, музыки, театра, но и желание отдохнуть и развлечься.

Итак, обобщив все вышесказанное, формулой анимации в туризме можно признать следующий комплекс: использование интереса + оживление экспозиции + включение туристов в действие + разнообразие развлечений.

Основная задача – создать туристу комфорт, чтобы ему было интересно, чтобы он чувствовал себя участником программы, чтобы отдых запомнился ему как лучшее его времяпрепровождение.

2. Aнимация в туризме начала развиваться как таковая с 70-х годов ХХв. на Востоке, и только с середины 90-х она появилась в России. Сначала аниматоры освоили Египет и ОАЭ. Позже – Турцию, где музыкальные и цирковые коллективы представляли свои программы преимущественно в отелях. Танцорам и циркачам была предложена несколько иная сфера деятельности – не просто концертные программы, но еще и общение с гостями в непринужденной обстановке.В середине 90-х годов получили распространение школы аниматоров, где обучались как сами турки, так и иностранцы, в том числе прибывшие из России.

В последнее время все больше туристских предприятий стали заботиться о предоставлении анимационных услуг. Как нам уже известно, аниматорами называют специалистов по организации досуга на туристских предприятиях, в санаторно-курортных и других оздоровительных учреждениях. Очень часто, произнеся слово "аниматор", тут же поясняют: "массовик-затейник". Однако современное понятие анимации несколько шире. Анимация в туризме рассматривается как деятельность по разработке и предоставлению специальных программ проведения свободного времени. Анимационные программы включают спортивные игры и состязания, танцевальные вечера, карнавалы, игры, хобби, занятия, входящие в сферу духовных интересов. Следовательно, тураниматор - специалист, занимающийся разработкой индивидуальных и коллективных анимационных программ.

Под анимационной программой мы подразумеваем объединенный общей целью или замыслом план проведения туристских, физкультурно-оздоровительных, культурно-массовых, познавательных и любительских занятий. Кроме понятия "анимационная программа" часто используется понятие "анимационное мероприятие", которое является составной частью анимационной программы. Например, если мы составляем анимационную программу на день, то она включает несколько анимационных мероприятий: спортивные соревнования, вечернюю развлекательную программу, игры на пляже и т.д.

Разработка анимационных программ– особый вид деятельности, поэтому подготовка высококвалифицированных специалистов-аниматоров является социально-значимой задачей. Аниматор занимается разработкой индивидуальных и коллективных программ проведения досуга, ориентирует туристов в многообразии его видов, организует им полноценный отдых, который является не только средством избавления от усталости, но и средством нейтрализации негативных сторон повседневной жизни. Профессионал аниматор должен выработать в себе такие важные качества, как компетентность, коммуникабельность, организаторские способности, умение работать с людьми, высокая культура общения, нестандартность мышления, деловая смекалка, лидерство, фантазия.

Днем туристы могут их видеть за прилавком бутика или обучающими новичков на корте, на спортивных состязаниях или рыбалке, организованных для туристов. Вечером те же аниматоры организуют красочное шоу, предусматривающее участие в нем туристов. В качестве формы аниматоры обычно имеют яркие футболки, позволяющие туристам видеть и узнавать их издалека. На футболке – карточка с именем аниматора и флагами стран, языками которых он владеет. Они приветливы. Здороваются с туристом как со старым знакомым: «Ну как вчерашняя экскурсия, понравилась? Пойдемте с нами играть в волейбол». Хорошая память на лица – их профессиональная обязанность.

Работа аниматоров интересна и весела. Но все же хлеб этот нелегкий. Утром аниматоры проводят занятия по аэробике, развлекают туристов на пляже. Днем сопровождают их на экскурсиях и за покупками (помогут найти магазин, где подешевле, и поторговаться с продавцом). Вечером – шоу, а потом еще надо проследить, чтобы не скучали посетители бара. Кого-то надо пригласить потанцевать, с кем-то просто поговорить. Поэтому традиционно аниматорами работают молодые люди.

В современных условиях развития общества очевиден дефицит духовности. Туризм, в том числе культурный туризм, так это трактуется в нашей литературе, призван восполнить этот дефицит, и здесь несомненна роль музеев. Одним из путей духовного развития общества является культурный туризм.

Культурный туризм – это форма туризма, цель которого состоит в знакомстве с культурой и культурной средой места посещения, включая ландшафт, знакомство с традициями жителей и их образом жизни, художественной культурой и искусством, различными формами проведения досуга местных жителей. Культурный туризм может включать посещение культурных мероприятий, музеев, объектов культурного наследия, контакты с местными жителями. Термин «культурный туризм» появился относительно недавно – в 80-е годы XX века, и берет свое начало от так называемого «туризма наследия», явления, которое в силу многих причин стало очень популярным во всем мире с 70-х годов XX века. С тех пор культурное наследие интерпретируется как историческое, военное, литературное, художественное и хотя термин «культурный туризм» включает в себя знакомство со всеми достопримечательностями, но в большей степени связан с художественным наследием, таким как:искусство и архитектура . В рамках культурного туризма совсем недавно появилось сначала ответвление, а сегодня уже самостоятельное направление – это музейный туризм.

Музейный туризм есть специфическая деятельность музеев в сфере культурного туризма по производству и реализации различных туристских продуктов музейного характера: создание экспозиций, организация внутренних и внешних экскурсий, наличие музейных магазинов. Это направление в туризме возникло сравнительно недавно - в 1970-е годы на западе и в середине 1990-х годов в России, когда музеи были поставлены в ситуацию предельного самоопределения, поиска новых путей развития и новых внебюджетных источников привлечения средств, в том числе участия в туристской деятельности . Актуальность возрождения интереса к посещению музеев у туристов заключается в изменении их внешнего облика и внутреннего пространства, который притягивает к себе посетителя.

Чем же сегодня музей привлекает туристов?

Сегодня музей находится в условиях рыночной конкуренции, а музейный продукт в сфере экономики услуг. Вырабатывается новый подход к пониманию сущности музея и его общественного предназначения. Во главу угла поставлен не музейный предмет с его свойствами и функциями, а вовлеченный в сферу деятельности музея человек . Примером такого музея является построенный по проекту Ренцо Пьяно крупнейший музей Нидерландов - НЕМО . Этот музей рассказывает посетителям, как устроен и функционирует окружающий мир. В музее много экспонатов, сделанных из подручных материалов. С их помощью остроумно и иронично объясняется, как в этом мире все устроено и почему «оно» работает. Экспонаты оживают, только когда их трогают, крутят, вертят, то есть, когда с ними играют. Здесь действует строгое правило, записанное во все программные документы музея: «Трогать руками обязательно!» Это не совсем музей. Это познавательный центр, где дети могут сами ставить эксперименты и увидеть не только результат, но и сам процесс. Посетитель становится участником или руководителем процесса. Он не любуется каким-то готовым и совершенным во всех отношениях продуктом цивилизации, как во многих других музеях, а моделирует природные явления и технологические процессы. Взрослые: родители, дедушки-бабушки, учителя играют в простые игры, предлагаемые музеем, с таким же азартом и увлечением, как и дети .

Создание интерактивных экспозиций способствует преодолению пассивно-созерцательных форм восприятия музейной информации и появлению такого направления как детский музей, где дети через общение со сказочными персонажами с помощью игровых форм познают окружающий мир . Примером музея такого типа являются: Музей Муми – Троллей в Тампере , Музей игрушек в Праге, Юнибакен - детский музей в Швеции. Такая разновидность музеев вызывает огромный интерес у родителей и детей, привлекает туристов из разных стран.

Последние 10-15 лет во всем мире наблюдается истинный «бум» в области музейного строительства. Именно сегодня во множестве городов рассматриваются проекты радикального расширения и перестройки существующих музеев, создаются новые музеи, хранящие и репрезентирующие искусство - от древнего до ультрасовременного, с целью привлечения туристов. В развитие музеев, в том числе в музейное строительство, вкладываются огромные деньги. Это, казалось бы, консервативное и спокойное учреждение с ошеломляющей скоростью, подобно крупной современной корпорации, встраивается в современные глобализационные процессы, принимает немыслимое прежде число посетителей . Среди множества возведенных в последние годы художественных музеев в первую очередь обращают внимания на себя здания, претендующие на роль духовного центра в культурном пространстве. Как правило, эти хранящие художественные ценности сооружения являются броскими, подчас агрессивными по своему характеру, блистающими исключительной смелостью и оригинальностью. Они претендуют как на статус градостроительной доминанты, так и на символическую маркировку территории, являющуюся центром современной культуры, местом, где рождается новое искусство. Таким, к примеру, является Музей искусств Милуоки, построенный по проекту Сантьяго Калатравы в 2001 году . Главной изюминкой белоснежного здания является «Солнечный бриз» - своеобразные «крылья», которые раскрываются в солнечную погоду и складываются в пасмурную, или просто ночью .

Сегодня масштабные арт-проекты способны возрождать утраченный интерес к тем дестинациям, которые находятся на стадии упадка или же они могут быть тем инструментом, который может помочь вывести экономику на новый уровень, в тех городах, где наблюдается экономический кризис. Примером может послужить филиал центра Помпиду в Меце, открытый в 2010 году. Здание нового центра спроектировано японским архитектором Сигэру Бан и французским архитектором Жаном де Гастином . Внешний облик музея сравнивают с гигантским грибом, цирком-шапито или волшебным фонарем, освещающим город ночью . Такой необычный облик музея вызвал истинный восторг у жителей города и привлек огромное внимание у туристов. Воплощение этого арт-проета стало новым этапом в развитии города. Таким образом, можно сделать вывод, что современные архитектурные решения в музейном строительстве, привлекают туристов из разных уголков планеты, необычность архитектурных форм вызывает интерес у потребителя и мотивирует увидеть и посетить музей в реальности.

Сегодня посетить музей туристов мотивирует еще одно новаторское изобретении - это использование концепции Воображаемого музея. Воображаемый музей делает проницаемыми прежние границы, определявшие бытование искусства в культурном пространстве, коренным образом преображая роль и значение визуального фактора в культуре. Концептуальная идея здесь связана с тем, что современный музей представляет собой открытое для всех учреждение, отказывающееся от прежней элитарности. Ультрасовременные технологические возможности, позволяющие создавать огромные плоскости остекления, служат декларацией идеи демократичности музея, создают иллюзию связи мира искусства и повседневности. Здания, стены которых как бы растворяются, перестают служить границей пространств, строятся для музеев, репрезентирующих как классическое искусство, так и современное . Самым ярким примером такого музея является, открытый в 1997 году филиал музея Гуггенхайма в Бильбао архитектора Френка Гери. Строительство этого здания стало настоящим техногенным прорывом и продемонстрировало миру потенциал компьютерного проектирования. С помощью компьютерной программы Гери создал трехмерную модель будущего музея, и с помощью этой же программы продолжил создание здания. Производственные чертежи создавались программой автоматически на основе макета. Эту удивительную программу даже использовали в станках, которые изготавливали отдельные элементы здания. Точность выполнения каркаса была настолько высокой, что привычная подгонка элементов при сборке даже не потребовалась! Ни одна стальная деталь конструкция музея Гуггенхайма не повторяется, каждая – уникальна. На каждый элемент конструкции при изготовлении на заводе был прикреплен штрих-код, который впоследствии считывался на стройке. В результате элемент крепился точно на то место, которое ему предназначалось и было просчитано еще в трехмерной модели. Всемирная известность пришла к музею практически сразу после открытия, кроме того он сразу же стал приносить владельцам неплохие доходы от огромного числа посетителей, стремящихся в музей, как в городской аттракцион. Основная заслуга такой популярности, несомненно, принадлежит оригинальной архитектуре здания: ни одно помещение в музее не повторяется, а интерьер представляет собой постоянно меняющееся пространство, которое словно соткано из белых плоскостей стен. Хромированные детали и витражные окна добавляют к общей картине дополнительные впечатления. Музей Гуггенхайма в Бильбао занимает достаточно большую площадь – 24 тысячи квадратных метров, разнофактурные архитектурные формы сгруппированы вокруг центрального атриума. Это здание, облицованное тонкими листами титана, издали можно принять за гигантский волшебный цветок, чьи изгибы повторяют изгибы холмов и сливаются с изгибами реки .

История возникновения музея современного искусства Гуггенхайма начинается в Нью-Йорке в 1937 году, когда «медно-угольный король» и золотопромышленник Соломон Роберт Гуггенхайм в возрасте 58 лет, решил удалиться от дел и занялся коллекционированием предметов искусства. Гуггенхайм специалистом в вопросах живописи и скульптуры отнюдь не был, поэтому и обратился за помощью к Хилле Рибэй фон Энрейнвейсен, известной немецкой баронессе, художнице и искусствоведу. Союз денег и любви к искусству принес потрясающие плоды: к 1937 году возникла потребность в организации целого музея, способного вместить коллекцию Гуггенхайма. В 1937 году был основан Фонд Соломона Гуггенхайма, и художественное собрание разместилось в доме на 54-й улице на Манхэттене. Однако коллекция разрасталась и в июне 1943 года Фонд Гуггенхайма поручил строительство нового музейного здания именитому архитектору Фрэнку Ллойду Райту. Сам Райт был вовсе не в восторге от заказа, так как не считал плотно застроенный Нью-Йорк подходящим местом для своего нового удивительного творения. Здание получилось дерзким и оригинальным, настолько, что даже художники-абстракционисты тех времен отказывались выставлять там свои работы. Внешне это строение до сих пор вызывает восхищение, оно выглядит как перевернутая пирамида или рвущийся ввысь космический корабль. Этот последний шедевр Райта считается одним из самых ярких образцов архитектуры ХХ столетия. Строительство здания Музея было закончено в 1959 году, когда ни Соломона Гуггенхайма, ни Фрэнка Ллойда Райта уже не было в живых. Создавая здание, Райт отошел от традиционного музейного устройства, когда посетители, осматривая примыкающие друг к другу помещения, вынуждены возвращаться тем же путем. В Музее Гуггенхайма зрители сначала поднимаются на лифте на последний этаж, затем спускаются вниз по спиральному пандусу, знакомясь с экспозицией по ходу движения. К атриуму, имеющему длину 400 метров, примыкают шесть этажей-залов. Сегодня создана сеть музеев Гуггенхайма, в которую входят: «Музей СоХо» в Нью-Йорке (1992 год), Музей «Дойче Гуггенхайм» - в Берлине (1997 год), Музей Гуггенхайма в Бильбао (1997 год), а также два новых музея в Лас-Вегасе: «Гуггенхайм Лас-Вегас» и «Гуггенхайм - Эрмитаж» .

Сегодня сеть музеев Гуггенхайма активно развивается. В Абу-Даби появится музей этой сети, спроектированный Фрэнком Гери. Здание займёт участок на северо-восточном мысе острова «Саадийя». Музей задуман в виде конгломерата выставочных галерей, свободно сгруппированных вокруг внутренних двориков и образующих пространства, напоминающие уличную ткань арабских городов. Одним из формальных мотивов проекта стали усечённые конусы, воспроизводящие формы традиционных для арабской архитектуры ветряных башен, которые создают мощную тягу и выводят тёплый воздух наружу, обеспечивая естественную вентиляцию помещений .