Значение иконы александра невского и в чем она помогает в повседневной жизни. Святой благоверный Александр Невский

Многим православным святым приходилось сражаться за свою Веру и Отечество с оружием в руках. Большое значение для становления православия и государственности в русских землях имела деятельность благоверного князя Александра Невского. Его иконы являются олицетворением мужества, доблести и мудрости, которые он проявил в своей короткой, но насыщенной событиями жизни.

Жизнь благоверного ратоборца

Родился защитник и собиратель русских земель в 1220 году в семье младшего сына князя Всеволода Большое Гнездо. В шесть лет мальчик принимает посвящение в воины от епископа Суздальского Симона. На протяжении своей недолгой жизни князь защищал Отечество.

Икона Александр Невский на коне

Среди наиболее значимых его заслуг можно выделить следующие моменты:

  • в ряде русских земель были отменены налоги в пользу монголов;
  • русские княжества не подвергались набегам;
  • бо́льшая часть княжеств была объединена под рукой единого правителя - начался процесс объединения Руси;
  • была предотвращена латинизация восточных славян;
  • укрепление и обеспечение мира на западных границах зарождающегося русского государства.

Главной заслугой святого благоверного князя Александра Невского является сохранение православной веры и её проповедование среди других народов.

Интересно! Во время своих поездок в Орду Александр Невский не только заручился поддержкой татарских ханов, но и вёл с ними беседы о православии. Благодаря этому в Сарай Бату появилась православная община, а некоторые представители ханской династии приняли православную веру.

Чудеса и канонизация

В 1262 году во время своей четвёртой поездки в Золотую Орду Александр Невский заболел. На обратном пути в русские земли болезнь усилилась. 14 ноября 1263 года, приняв по традиции монашеский постриг под именем Алексия, защитник и собиратель русских земель прекращает свою земную жизнь.

Икона святого князя Александра Невского

Почитание благоверного война и проповедника началось сразу после его смерти. Умер Александр Невский в городе Городец. Местом его погребения стал соборный храм Рождественского монастыря во Владимире.

Посмертные чудеса, связанные с именем святого, начались сразу после его кончины.

  1. За время дороги из Городца во Владимир тела покойного не коснулся тлен.
  2. Существует предание, что покойный святой князь протянул руку, чтобы принять духовную грамоту от митрополита Кирилла.
  3. В 1380 году в ночь перед битвой на Куликовом поле пономарь храма Рождества Богородицы увидел двух старцев, призывавших война Александра на помощь его правнуку Дмитрию Донскому. Князь явился на призыв и исчез из храма вместе со старцами. Утром пришла весть о победе русского войска. Вскрыв могилу великого воителя, по велению московского митрополита, люди увидели нетленные мощи. Их с почетом положили в раку внутри храма.
  4. Многие люди, молящиеся перед святыми мощами о даровании исцеления и избавлении от душевных терзаний, получали помощь от святого защитника.
  5. Во время крупного пожара, практически уничтожившего весь город, не пострадали не только святые останки князя, но и пелена, закрывавшая их.
На заметку! В 1547 году князь Александр Невский был канонизирован в лике чудотворца.

Мощи святого до 1724 года хранились в Рождественском монастыре. Император Пётр Великий перенёс их в Александро-Невский Свято-Троицкий монастырь, построенный по его повелению в честь святого благоверного небесного покровителя новой российской столицы.

Иконография

Первые иконы с изображением святого Александра Невского появились после его канонизации. До начала XVIII века преобладал «монашеский» иконографический образ. Благоверный князь, принявший перед кончиной монашеский постриг, изображался в традиционном монашеском облачении. Такие иконы расположены в соборе Святой Софии в Новгороде и Благовещенском храме Московского Кремля.

В начале XVIII века (1724 год) Священный Синод повелел изображать святого в княжеском одеянии. Под княжеской мантией виднеются военные доспехи, а в левой руке он держит меч - символ военных подвигов ради защиты православной веры. В правой руке князя-проповедника может находиться изображение Иисуса Христа, крест или духовная грамота. Они символизируют приверженность благоверного Александра Невского православию и заслуги в деле его распространения. На некоторых иконах правая рука святого прижата к сердцу.

Икона Александра Невского

В XX веке иконописцы используют два иконографических извода. В 70-е годы была написана икона, сочетающая в себе признаки и «монашеского» и «княжеского» типа изображений святого чудотворца благоверного Александра Невского.

Значение иконы

Икона святого князя Александра имеет большое значение для православных россиян. Она является олицетворением защитника и мудрого правителя Отечества, стоящего на страже Веры и государства. Образы святого напоминают всем православным людям о подлинных ценностях - патриотизме, вере в Бога и любви к людям.

Образ святого воина воодушевляет на подвиги во имя Родины и её развития. Именно этим объясняется его популярность в годы Великой Отечественной войны:

  • жители блокадного Ленинграда обращались к небесному защитнику за помощью;
  • для поднятия патриотизма был снят фильм о подвиге русского воинства на Чудском озере;
  • именем князя Александра назвали эскадрилью, построенную на средства, собранные Русской православной церковью.
Важно: значение образа святого князя менялось в зависимости от этапа развития российского государства. В допетровскую эпоху делали акцент на его духовных заслугах; во время укрепления России на международной арене на первый план вышли его военные заслуги.

Современные православные люди вновь вспоминают о том, что главной своей задачей благоверный воин считал защиту и укрепление православия.

В чем помогает икона

К мощам и иконе святого Александра Невского приходят люди с различными просьбами и бедами:

  1. Благоверный является небесным покровителем всех воинов и дипломатов, просящих его даровать смелость, стойкость и мудрость для выполнения долга перед Отечеством.
  2. Молятся защитнику русских земель во время военных конфликтов и боевых действий. Простые люди просят защиты для себя, своих близких людей и Отечества в целом.
  3. Молятся перед иконой святого простые миряне перед началом важных деяний.
  4. Обращаются к Александру Невскому за помощью и дарованием мудрости и терпения в решении семейных конфликтов.
  5. Излечению многих недугов помогла молитва святому чудотворцу.

Святой собиратель и защитник русских земель и после своей кончины способствует духовному объединению христианских народов. Храмы, посвященные святому чудотворцу Александру Невскому, существуют в Греции, Болгарии, Сербии, Грузии и Латвии.

Икона Александра Невского

Протоиерей Александр Агейкин , настоятель Богоявленского кафедрального собора.

– Как можно относиться к святому, имя которого я ношу и молюсь ему каждый день? Конечно я счастлив, что в свое время мои родители, еще не задумываясь ни о святости, ни о духовности, дали мне это имя. Я принял крещение довольно поздно, уже в сознательном возрасте, и поэтому хорошо знал кто этот святой, имя которого мне дал протоиерей Валериан Кречетов, когда меня крестил.

Иногда, когда люди следуют традиции называть детей по святцам – в какой день ребенок родился именем святого этого дня его и называют – часто святому покровителю даже сложно найти молитву, тем более узнать как он жил, чем прославился. Безвестных святых у Бога много, но конечно всегда хочется иметь для себя пример жизни святого, чтобы иметь возможность подражать ему. Поэтому я очень рад, что у меня есть такой святой, которому я могу молиться, подражать, и который действительно оставил яркий след не только в истории моего отечества, но и в истории нашей Церкви.

Прежде всего, мне дорога внутренняя мудрость Александра Невского в сочетании с его твердой верой. Какие-то личные амбиции у этого святого всегда были на втором плане. В первую очередь, ему были важны интересы государства, интересы народа, за который он нес ответственность.

Будущий святой жил в очень непростое время. Но его мудрость проявилась как в ближайшем будущем, в жизни его наследников, в частности князя Даниила Московского, который продолжил воплощать то, что завещал его отец, так и в нашем будущем, так как все мы сегодня наследники мощного государства, благодаря политике князя Александра Невского.

Сегодня иногда, к сожалению, ведутся разговоры о том, что князь был недальновидным и амбициозным правителем, так как объединяя государство, создавал империю – если бы он пошел по другому пути, мы бы имели несколько десятков маленьких государств по типу европейских, жили бы счастливо, богато, как в Европе… Конечно, большой страной тяжело управлять, но в том, что мы имеем, я думаю, есть промысел Божий. Легко обособиться, не ссориться с соседями, жить своей жизнью, а вот управлять большим государством, лелеять заботу, в первую очередь, о распространении веры Христовой, о просвещении народов, объединять людей и создавать крепкое, сильное государство – непросто и требует особого мужества.

Александр Невский был мудрым правителем и, конечно, настоящим мужчиной. Сегодня мужчины обмельчали, а он сочетал в себе и мудрость правителя, и твердость мужского характера, и крепость веры, чего сегодняшним мужчинам очень не хватает. Он прожил очень короткую жизнь, но очень многое сумел сделать. Сейчас продолжительность жизни человека увеличивается, но мы не успеваем совершить и малой толики того, что люди подобные святому князю делали за два-три десятилетия.

Когда я бываю в Петербурге, я всегда заезжаю в Александро-Невскую Лавру, где находится главная святыня города – частица мощей благоверного князя, перенесенная Петром I в Петербург. Святые мощи Александра Невского находятся в хранилище Музея Московского Кремля. Я видел этот большой ковчег, откуда отделялись мощи для переноса в Петербург, и думаю, мы ещё обретем эту святыню для всенародного поклонения. Так что две столицы нашей родины основывались и стоят поныне молитвами и небесным заступничеством святого Александра Невского.

Протоиерей Александр Ильяшенко , настоятель московского храма Всемилостивого Спаса в бывшего Скорбященского монастыря.

– Как известно, имя Александр переводится как «защитник людей». И святой благоверный князь Александр Невский полностью свое имя оправдал. Мы привыкли не задумываясь смотреть на современную карту России – территория огромная, кто может нам что-то плохое сделать? А в ХIII веке, на небольшой территории современной европейской части страны были только сравнительно небольшие княжества – Киевское, Новгородское, Владимиро-Суздальская Русь и другие. А на Востоке лежала огромная степь, где жили агрессивные, энергичные и могущественные народы. И в летописях и былинах, которые сегодня совершенно вышли из употребления, сохранились в поэтической, образной форме рассказы о том, какими страшными были вторжения этих народов, каким жутким был этот ураган, который обрушился на нашу страну.

Александр Невский жил именно в это страшное и казалось бы, безотрадное время: с одной стороны – бескрайняя степь, могущественная орда, с другой – Запад, который хотел навязать нашему отечеству католицизм, воспользовавшись ослаблением Руси. Этот натиск и с Востока, и с Запада Александр Невский должен был принять и остановить. И с этой задачей он справился потрясающе, явив высочайший пример служения своему народу.

Если с Золотой Ордой князь Александр пытался договариваться, чтобы преждевременно не вступать в вооруженный конфликт, то с Западом он вступил в самую непримиримую борьбу и одержал в ней победу. История показала нам ясный пример, что было бы с нами, если бы святой благоверный князь Александр пошел не по тому пути – современник Александра Невского князь Даниил Галицкий пошел на соглашение с католичеством в надежде, что его поддержат в борьбе с татарами, и Галицкая Русь исчезла, став частью католической Польши. Поэтому мы всегда должны быть благодарны святому благоверному великому князю за его мудрость и труд.

Важно отметить, что в ту эпоху князем был тот, кто мог принять на себя наибольшую ответственность и наибольшую опасность. Александр Невский лично участвовал в битвах, в рукопашных схватках и выходил победителем в поединках с такими же доблестными витязями, как он сам. Он прославился и как полководец, и как дипломат, и как политик.

У нас со временем сложилось несколько искаженное представление о том, кто такой аристократ. Раньше аристократами были те вожди, которые своей головой отвечали за победы или поражения народа. И так было на протяжении многих столетий. А со временем, особенно к XIX веку, когда жизнь стала более мирной, аристократами начали становиться по наследству. К обыкновенному человеку, который, предположим, служил на государственной службе, было особое отношение только потому, что у него великие предки. Но какое отношение сынок имеет к доблести отца, если он не в состоянии даже и близко приблизиться к тем славным деяниям, которые совершал его предок? Впоследствии, одной из причин потрясений, которые произошли с нашим государством, явилась эта утрата первоначального значения аристократии.

Александр Невский в полном смысле слова аристократ – благородство, мужество, высочайший профессионализм. И главное, мы прославляем его не просто как политика, дипломата, воина, государственного деятеля, а как святого, для которого жизнь здесь была служением Христу, а главной целью – стяжание Царствия Небесного.

Господь говорит о Себе: «Я кроток и смирен сердцем», и указывает, что Он «путь и истина и жизнь», значит, только кроткий унаследует обетованную землю – Царствие Небесное. Александр Невский был кротким и смиренным человеком, так как смирение –это мир с Богом, даже в самом пекле боя. Он бился без ненависти, без злого чувства, без желания отомстить – вот есть враг, его нужно отбить.

Сегодня ситуация в мире не простая, многие говорят о том, что тучи сгущаются, грядет война. Но в действительности война идет уже давным-давно. Это война, прежде всего, в информационном пространстве. Война за души и за умы. Удивительно, сколь многое сегодня может изменить грамотная пропаганда. Как говорил Геббельс, многократно повторенная ложь воспринимается как правда.

Наша история, особенно история последних веков показала, что с русскими связываться не стоит: Карл Шведский, Наполеон, Гитлер, все они были разбиты. Но вот что русских могут победить только русские, это факт, о котором мы забываем. Поэтому мы должны хранить единство подобно тому, как наши великие предки верою и любовию преодолевали тяжелейшие испытания. Если мы разделимся, если мы не сможем быть едины, мы не устоим. И развал произойдёт не под влиянием внешних сил, а из-за нашей внутренней расслабленности и разделенности. Вот это самое страшное. От этого святой благоверный князь Александр наш народ в свое время удержал. Будем молиться, чтобы он не оставил нас и сегодня.

Икона Александра Невского является живым напоминанием о мужестве и подвиге, когда правитель ради любви к отечеству не жалеет своей крови. Значение его мужества и благоразумия в истории становления Русского государства огромно. В чем помогает святой мученик современным людям, каково значение и смысл его подвига вы узнаете в этой статье.

Александр Невский прожил всего 42 года, но за этот небольшой срок успел сделать столь многое, что, пожалуй, одной его жизни хватит на сотни по количеству влияния на ход мировых событий.

Икона Александра Невского: описание

На иконе мы часто видим благоверного князя с мечом. Иногда встречается извод, где он держит крест и свиток. Но в основном на всех образах воин изображен в великокняжеской одежде, иногда в доспехах. Много изводов, где, как и подобает полководцу, он изображается на коне. Такой стиль письма существует относительно недавно — его ввел Петр I. До этого благоверного князя, согласно традиции, изображали в монашеской одежде, так как перед смертью тот принял схиму с именем Алексий.

Дошедшие до нас сведения о внешнем виде описывают его как плечистого молодого человека с мощными руками, красивым лицом, волевыми бровями и всей своей наружностью производящего решительный вид.

Икона Александра Невского: значение

Со времен принятия христианства на Руси и до наших дней в сокровищнице православной веры есть немало святых заступников. Александр Невский жил в условиях территориального соперничества и сильнейшего религиозного напряжения, которым характеризуется эпоха становления православия. Святая Русь, наследница Византии, унаследовала от нее не только веру, но и врагов. Вслед за упавшим Константинополем, на Русские княжества стали нападать латиняне, используя проверенный временем прием — уния или захват.

Благоверный князь Александр предстает на иконе защитником отечества. В Санкт-Петербурге, на предполагаемом месте Невской битвы, Петр I основал в честь него монастырь. Сейчас пустынь стала Святой Лаврой, носящей имя и хранящей святые мощи защитника земли Русской. Именно перед битвой на Неве юный полководец произнес свои знаменитые слова: «Не в силе Бог, а в правде. Иные – с оружием, иные – на конях, а мы Имя Господа Бога нашего призовём! Они поколебались и пали, мы же восстали и тверды были». Первую крупную и самую известную сечу князь провел, когда ему еще не было и 20 лет. Русские восприняли победу как духовную: в неравном соотношении войск Александр одержал ее с явной помощью Божией.

В отличие от Западной культуры, другой враг будущей России – монгольское ханство, — уважал все религии без исключений и свою не навязывал. Именно этот их принцип стал решающим: юный, но талантливый политик Александр сделал ханство своим союзником с пользой для русских земель.

Значение правления благоверного князя характеризуется историками положительно, можно выделить несколько тезисов:

  • уничтожение армии шведов на Неве;
  • разгром немцев в Ледовом побоище;
  • защита интересов государства на мировой арене;
  • сохранение чистоты православия;
  • наведение мудрого порядка в стране;
  • отмена монгольского налога в ряде областей.

Почитание святого благоверного князя Александра Невского зародилось сразу после его блаженной кончины, так как народ очень любил и высоко ценил его заслуги. «Уже погибаем» — воскликнули подданные, узнав о смерти властителя. Молитва ему как покровителю всего народа началась после чуда перед Куликовской битвой, и обретения в 1380 году святых мощей князя его правнуком Дмитрием Донским, победителем татаро-монгольского ига.

Александр Невский: в чем помогает икона?

Православные молятся перед иконой о приобретении мужества и мудрости, отваги и доблести, о самопожертвовании ради высшей цели. Александр Невский является покровителем всех воинов, которые носят его икону под сердцем, чтобы святой полководец хранил человека своими молитвами.

Не позабыли о тех подвигах и в годы Второй мировой войны – славным именем была названа авиационная эскадрилья с надписью на борту “Александр Невский”. Существует советский и российский военный орден за особые заслуги, носящий имя святого.

Огромная популярность благоверного князя выходит за пределы нынешнего Российского государства: ему молятся о сохранении своих границ и возводят храмы в его честь православные народы Сербии, Греции, Грузии. Это дает надежду на укрепление отношений и росту сотрудничества православных людей во всем мире.

Молитва перед иконой Александра Невского

Молитва Святому благоверному князю Александру Невскому об исцелении

О святый благоверный княже Александре! Призри милостивно на ны, недостойный рабы Божий (имена), и исходатайствуй нам житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию шествие неуклонное твоим предстательством устрой нам, да сохранит нас Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяком благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков.

Молитва Святому благоверному князю Александру Невскому о здравии

Скорый помощниче всех усердно к тебе прибегающих, и теплый наш пред Господем предстателю, святый благоверный великий княже Александре! Призри милостивно на ны недостойныя, многими беззаконии непотребны себе сотворившия, к раце мощей твоих ныне притекающия и из глубины души взывающия: ты в житии своем ревнитель и защитник православныя веры был еси, и нас в ней теплыми твоими к Богу молитвами непоколебимы утверди. Ты великое возложенное на тя служение тщательно проходил еси, и нас твоею помощию пребывати коегождо, в неже призван есть, настави. Ты, победив полки супостатов, от пределов Российстих отгнал еси, и на нас ополчающихся всех видимых и невидимых врагов низложи. Ты, оставив тленный венец царства земнаго, избрал еси безмолвное житие, и ныне, праведно венцем нетленным увенчанный, на небесах царствующи, исходатайствуй и нам, смиренно молим тя, житие тихое и безмятежное, и к вечному Царствию Божию шествие неуклонное устрой нам. Предстоя же со всеми святыми престолу Божию, молися о всех православных христианах, да сохранит их Господь Бог Своею благодатию в мире, здравии, долгоденствии и всяцем благополучии в должайшая лета, да присно славим и благословим Бога, в Троице Святей славимаго, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Икона Александра Невского имеет важное значение для современности: она являет собой пример преданности убеждениям, которые сформировали русский характер. Важно помнить, в чем помогает благоверный князь, и пользоваться его помощью.

Святой благоверный князь Александр Невский

Благоверный князь Феодор Ярославович

Святой благоверный князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (+ 1246), "князь кроткий, милостивый и человеколюбивый", был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (+ 1212), братом святого благоверного князя Юрия Всеволодовича (+ 1238; память 4 февраля). Мать святого Александра, Феодосия Игоревна, рязанская княжна, была третьей супругой Ярослава. Старшим сыном был святой благоверный князь Феодор (+ 1233; память 5 июня), преставившийся ко Господу в возрасте 15 лет. Святой Александр был их вторым сыном.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон. епископ Суздальский (+ 1226; память 10 мая), один из составителей Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во Имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли.

В 1227 году князь Ярослав, по просьбе новгородцев, был послан братом, великим князем Владимирским Юрием, княжить в Новгород Великий. Он взял с собой сыновей, святых Феодора и Александра. Недовольные Владимирскими князьями новгородцы вскоре пригласили на княжение святого Михаила Черниговского (+ 1246; память 20 сентября), и в феврале 1229 года Ярослав с сыновьями ушел в Переславль. Дело кончилось миром: в 1230 году Ярослав с сыновьями возвратился в Новгород, а дочь святого Михаила, Феодулия, обручилась со святым Феодором, старшим братом святого Александра. После смерти жениха в 1233 году юная княжна ушла в монастырь и прославилась в иноческом подвиге как преподобная Евфросиния Суздальская (+ 1250; память 25 сентября).

Страстотерпцы Борис и Глеб с Борисоглебским монастырем

Но было чудное предзнаменование: стоявший в морском дозоре воин Пелгуй, в святом Крещении Филипп, видел на рассвете 15 июля ладью, плывущую по морю, и на ней святых мучеников Бориса и Глеба. в одеждах багряных. И сказал Борис: "Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему Александру". Когда Пелгуй сообщил о видении прибывшему князяю, святой Александр повелел по благочестию никому не говорить о чуде, а сам, ободренный, мужественно повел с молитвой войско на шведов. "И была сеча великая с латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лицо острым своим копьем". Ангел Божий незримо помогал православному воинству: когда наступило утро, на другом берегу реки Ижоры, куда не могли пройти воины святого Александра, обретено было множество перебитых врагов. За эту победу на реке Неве, одержанную 15 июля 1240 года, народ назвал святого Александра Невским.

Святой пророк Моисей

Опасным врагом оставались немецкие рыцари. В 1241 году молниеносным походом святой Александр вернул древнюю русскую крепость Копорье, изгнав рыцарей. Но в 1242 году немцам удалось захватить Псков. Враги похвалялись "подчинить себе весь славянский народ". Святой Александр, выступив в зимний поход, освободил Псков, этот древний Дом Святой Троицы, а весной 1242 года дал Тевтонскому ордену решительное сражение. На льду Чудского озера 5 апреля 1242 года сошлись оба войска. Воздев руки к небу, святой Александр молился: "Суди меня, Боже, и рассуди распрю мою с народом велеречивым и помоги мне, Боже, как древле Моисею. на Амалика и прадеду моему, Ярославу Мудрому, на окаянного Святополка". По его молитве, помощью Божией и ратным подвигом крестоносцы были полностью разгромлены. Была страшная сеча, такой треск раздавался от ломающихся копий и мечей, что, казалось, будто замерзшее озеро двинулось, и не было видно льда, ибо он покрылся кровью. Обращенных в бегство врагов гнали и секли воины Александровы, "словно неслись они по воздуху, и некуда было бежать врагу". Множество пленных вели потом вслед святому князю, и шли они посрамленные.

Современники ясно понимали всемирное историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, "по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима".

Западные пределы Русской земли были надежно ограждены, настало время оградить Русь с Востока. В 1242 году святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду. Митрополит Кирилл благословил их на новое многотрудное служение: нужно было превратить татар из врагов и грабителей в почтительных союзников, нужна была "кротость голубя и мудрость змеи".

Мученик Михаил, князь Черниговский

Священную миссию защитников Русской земли Господь увенчал успехом, но на это потребовались годы трудов и жертв. Князь Ярослав отдал за это жизнь. Заключив союз с ханом Батыем, он должен был, однако, ехать в 1246 году в далекую Монголию, в столицу всей кочевой империи. Положение самого Батыя было трудным, он искал поддержки у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от дальней Монголии. А там, в свою очередь, не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был отравлен. Он скончался в мучениях, лишь на 10 дней пережив святого мученика Михаила Черниговского. с которым когда-то едва не породнился. Завещанный отцом союз с Золотой Ордой - необходимый тогда для предотвращения нового разгрома Руси - продолжал крепить святой Александр Невский. Сын Батыя, принявший христианство Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом. Обещав свою поддержку, святой Александр дал возможность Батыю выступить в поход против Монголии, стать главной силой во всей Великой Степи, а на престол в Монголии возвести вождя татар-христиан, хана Мункэ (в большинстве своем татары-христиане исповедовали несторианство).

Не все русские князья обладали прозорливостью святого Александра Невского. Многие в борьбе с татарским игом надеялись на помощь Европы. Переговоры с Римским папой вели святой Михаил Черниговский, князь Даниил Галицкий, брат святого Александра, Андрей. Но святой Александр хорошо знал судьбу Константинополя, захваченного и разгромленного в 1204 году крестоносцами. И собственный опыт учил его не доверять Западу. Даниил Галицкий за союз с папой, ничего ему не дававший, заплатил изменой Православию - унией с Римом. Святой Александр не желал этого родной Церкви. Когда в 1248 году послы Римского папы явились прельщать и его, он написал в ответ о верности русских Христовой Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: "Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем". Католичество было неприемлемо для Русской Церкви, уния означала отказ от Православия, отказ от источника духовной жизни, отказ от предназначенного Богом исторического будущего, обречение самих себя на духовную смерть. В 1252 году многие русские города восстали против татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова ехать в Орду, чтобы отвести от русских земель карательное нашествие татар. Разбитый, Андрей бежал в Швецию искать помощи у тех самых разбойников, которых с помощью Божией громил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единовластным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая ответственность перед Богом и историей легла на его плечи. В 1253 году он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 году заключил договор о мирных границах с Норвегией, в 1256 году ходил походом в Финскую землю. Летописец назвал его "темным походом", русское войско шло сквозь полярную ночь, "идоша непроходными местами, яко не видеть ни дня, ни ночи". В тьму язычества святой Александр нес свет Евангельской проповеди и православной культуры. Все Поморье было просвещено и освоено русскими.

В 1256 году умер хан Батый, а вскоре был отравлен его сын Сартак, побратим Александра Невского. Святой князь в третий раз поехал в Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке. Хотя преемник Батыя принял ислам, он нуждался в союзе с православной Русью. В 1261 году стараниями святого Александра и митрополита Кирилла была учреждена в Сарае, столице Золотой Орды, епархия Русской Православной Церкви.

Святой князь Александр Невский и равноапостольная Мария Магдалина

Наступила эпоха великой христианизации языческого Востока, в этом было пророчески угаданное святым Александром Невским историческое призвание Руси. Святой князь использовал любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного жребия. В 1262 году по его указанию во многих городах были перебиты татарские сборщики -дани и вербовщики воинов - баскаки. Ждали татарской мести. Но великий заступник народа вновь поехал в Орду и мудро направил события совсем в иное русло: ссылаясь на восстание русских, хан Берке прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для Руси с Востока. В этом великом соединении русских и татарских земель и народов созревало и крепло будущее многонациональное Российское государство, включившее впоследствии в пределы Русской Церкви почти всё наследие Чингис-хана до берегов Тихого океана.

Эта дипломатическая поездка святого Александра Невского в Сарай была четвертой и последней. Будущее Руси было спасено, долг его пред Богом был выполнен. Но и силы были отданы все, жизнь была положена на служение Русской Церкви. На обратном пути из Орды святой Александр смертельно занемог. Не доезжая до Владимира, в Городце, в монастыре князь-подвижник предал свой дух Господу 14 ноября 1263 года, завершив многотрудный жизненный путь принятием святой иноческой схимы с именем Алексий.

Митрополит Кирилл, духовный отец и сподвижник в служении святого князя, сказал в надгробном слове: "Знайте, чада моя, яко уже зашло солнце земли Суздальской. Не будет больше такого князя в Русской земле". Святое тело его понесли к Владимиру, девять дней длился путь, и тело оставалось нетленным. 23 ноября, при погребении его в Рождественском монастыре во Владимире, было явлено Богом "чудо дивно и памяти достойно". Когда положено было тело святого Александра в раку, эконом Севастиан и митрополит Кирилл хотели разжать ему руку, чтобы вложить напутственную духовную грамоту. Святой князь, как живой, сам простер руку и взял грамоту из рук митрополита. "И объял их ужас, и едва отступили от гробницы его. Кто не удивится тому, если был он мертв и тело было привезено издалека в зимнее время". Так прославил Бог своего угодника - святого воина-князя Александра Невского. Общецерковное прославление святого Александра Невского совершилось при митрополите Макарии на Московском Соборе 1547 года. Канон святому составлен тогда же владимирским иноком Михаилом.

Житие святого Александра Невского известно в нескольких редакциях. Первоначальная редакция была написана в 1282 - 1283 годах во Владимирском Рождественском монастыре, который был центром церковного почитания святого князя (там теперь стоит ему памятник). Она сохранилась в составе Лаврентьевской и Псковской Второй летописи. Вторая редакция вошла в Новгородскую Первую летопись. Остальные редакции относятся к XVI и XVII векам: Владимирская редакция (1547 - 1552), вошедшая в Великие Минеи-Четьи митрополита Макария; Псковская редакция, составленная Василием Псковитянином (впоследствии Варлаам, митрополит Ростовский) между 1550 и 1552 годами, редакция Степенной книги (1560 - 1563) и др.