Земельный кодекс рф изменения с года. Земельный кодекс российской федерации

Материал подготовлен по заказу юридической компании «Доминиум»

Земельный кодекс РФ представляет собой кодифицированный документ, который содержит основные правила, регулирующие земельные отношения на территории Российской Федерации. Принят он был в сентябре 2001 года, а уже в октябре того же года обрел законную силу. Введение в действие кодекса позволило закрепить результаты правовых преобразований, проведенных после распада Советского Союза, а также стал завершающей точкой процесса формирования рынка земли в постсоветской России, хотя становление данных отношений продолжается до сих пор.

Структура Земельного кодекса РФ

В кодифицированный документ входит 18 глав и 108 регулирующих статей (на 2017 год). Как и прочие действующие на сегодня кодифицированные нормативно-правовые документу, в ЗК РФ большая часть глав посвящена общим вопросам и понятиям, относящимся к категории земельного права. Последние пять глав кодекса устанавливают правовой режим для каждой из категорий земель (по целевому назначению) в РФ.

Земельный кодекс Российской Федерации является гарантом земельных отношений, но не подразумевает неограниченных прав на пользование и распоряжение землей. В соответствии с понятиями, раскрытыми в статьях документа, большинство категорий земель относятся к объектам товарно-денежных отношений (являются оборотоспособными). Рассматриваются внутри документа и иные способы передачи прав собственности, не подразумевающие продажу земельных участков.

Из советского земельного права, на постулатах которого частично базируется Земельный кодекс РФ, было взято деление земель на категории по целевому назначению. Так, сегодня выделяются семь категорий объектов, среди них специально выделяются земли для:

  • ведения сельского хозяйства (земли сельскохозяйственного назначения),
  • земли внутри границ населенных пунктов (земли населенных пунктов),
  • земли для целей ведения промышленной деятельности,
  • особо охраняемых территорий и объектов (в первую очередь это земли заповедников, заказников, парков и т. д.),
  • земли лесного фонда (в соответствии с Лесным кодексом РФ),
  • земли водного фонда (в соответствии с Водным кодексом РФ),
  • земли резерва.

Кроме категоризации земель, ЗК РФ чётко ограничивает и круг руководящих органов, имеющих право на распоряжение земельными ресурсами. Так, вопросы смены категорий земель, а также отнесения территорий к определенным категориям, могут решаться:

Объекты и субъекты земельных отношений

Основным объектом земельного права признается земля в целом, как природный объект, земельный участок (часть поверхности земли, сведения о границах которой внесены в государственный кадастр недвижимости, а также часть земельного участка.

Соответственно, субъектами земельного права являются собственники земли, в том числе граждане РФ, иностранцы и апатриды, юридические лица, публичные образования (государственные и муниципальные) в лице своих органов.

Какие вопросы регулирует Земельный кодекс РФ?

В Земельном кодексе России отражены основные действующие нормы, отвечающие за регулирование прав на землю во всех рассматриваемых значениях понятия. И с учетом того, что ЗК РФ предусматривает три основных формы собственности на землю: частную, муниципальную и государственную, под юрисдикцию кодифицированного акта подпадают любые вопросы земельных отношений внутри страны.

Наиболее частыми вопросами, решение которых происходит с привлечением судебных органов Российской Федерации, являются:

  • признание права собственности на землю, в том числе в порядке приватизации;
  • споры о границах земельных участков (об установлении (изменении) границ);
  • споры о «прирезках»;
  • споры об устранении препятствий в пользовании участком и другие.

В последней действующей редакции документа немало внимания уделено правовому регулированию приобретения в собственность государственных и муниципальных земельных участков. Связано это с реформами по приватизации земли, с незаконными захватами земельных участков и незаконными отказами уполномоченных органов в их предоставлении.

Изменения в Земельного кодекса Российской Федерации в 2016-2017 году

Как и в 2016 году, в новом 2017 ЗК РФ не остался без изменений. Изменения Земельного кодекса РФ, вступающие в силу в 2017 году во многом обусловлены принятием нового федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», под действие которого попадают и земельные участки.

С 2017 года расширяется список ситуаций, в которых проведение торгов на право аренды государственной или муниципальной земли не требуется. Вводится понятие служебного надела и выделяется четкий круг субъектов по данному институту.

Ряд норм регулирует вопросы по аренде при комплексном развитии территории.

Земельный кодекс РФ 2017

Глава I. Общие положения

Глава I.1. Образование земельных участков

Глава II. Охрана земель

Глава III. Собственность на землю

Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками

Статьи 20 — 21. Утратили силу

Глава V. Возникновение прав на землю

Статьи 28 — 34. Утратили силу

Статьи 38 — 39. Утратили силу

Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности

Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности

Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности

Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации

Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута

Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков

Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю

В Российской Федерации новый закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года предполагает ряд изменений — создание единой учетно-регистрационной системы и единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В состав ЕГРН будут вноситься данные о недвижимости, которые сегодня содержатся в кадастре и правовом реестре.

Упрощенная процедура регистрации

Новый закон о кадастре недвижимости 2017 упрощает регистрационную процедуру и имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущей трактовкой. Сегодня кадастровый учет и регистрация прав являются разными процедурами, несмотря на то, что многие операции с недвижимостью требуют прохождении обеих процедур одновременно. Создание единого государственного реестра недвижимости позволит осуществлять одновременную подачу заявлений на обе процедуры сразу, что предоставит гражданам возможность совершать необходимые связанные с недвижимостью действия без потери лишнего времени и денег.

С 1 января 2017 регистрация прав собственности планируется проводиться без территориальной привязки будущего собственника. Сегодня данная процедура выполняется исключительно по месту нахождения субъекта Российской Федерации, поэтому если гражданин проживает в другом городе, для осуществления законодательных действий с недвижимостью субъекту необходимо в обязательном порядке приехать на свой участок.

Со следующего года процедура регистрации станет намного проще: если собственник не сможет забрать готовые документы в регистрационном пункте, он сможет обратиться в платную курьерскую доставку или воспользоваться электронной почтой.

Новый закон: надежная и быстрая регистрация объектов

Закон о земельных участках 2017 года позволит уменьшить время госрегистрации, а в момент обращения заявитель подает одно заявление. На основе этого объект вносится в кадастровый учет, и регистрируются права в течение 10 дней.

К нововведениям относится и сокращенное время при необходимости получения одной из услуг госреестра, а выписка о земельном участке выдается в течение трех дней, а не пяти как было до этого.

Создание надежной базы госреестра в электронном виде снизит риск мошенничества, защитит права собственности клиентов и обеспечит безопасность зарегистрированных данных. На основе нового законопроекта с 1.01.2017 года не будет выдаваться свидетельство о государственном праве на собственность, а вместо нее заявитель получает выписку из ЕГРН.

Новый закон о кадастре 2017 предполагает ведение дел исключительно в электронном виде, хотя в настоящее время в приоритете бумажные документы, исключение – реестровые дела. Проводить госрегистрацию с нового года будет исключительно Росреестр, а до этого момента этот орган занимался только сделками и операциями с недвижимостью, за кадастровый учет ответственна Кадастровая Палата.

Отдельная и одновременная регистрационная процедура

Государственная регистрация и учет в кадастре будут проводиться как одновременно, так и отдельно. Процедура проводится отдельно в таких случаях:

  • изменение характеристик объекта;
  • переход прав собственности;
  • прекращение существования;
  • создание нового объекта недвижимости с разрешением от госорганов.

Июль 2016 стал месяцем, в котором было принято множество важных изменений в законодательные акты РФ, в том числе и в .

В первую очередь, это коснулось положений, ссылающихся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ « » , который в связи с изданием полностью утратит силу только с 1 января 2020 года, а с 01.01.17 утратят силу основные положения, так как с этого времени вступит в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ « » . Наименование и реквизиты утрачивающего силу закона по тексту ЗК РФ заменены наименованием и реквизитами нового закона (например, в ).

В связи с изменением терминологии в законодательстве, по тексту ЗК РФ слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены на слова «Единый государственный реестр недвижимости» в соответствующих падежах ( , и иные статьи ЗК РФ).

Также будет дополнен перечень оснований для принятия органами исполнительной власти или местного самоуправления, указанными в , решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К таким основаниям будет относиться соответствующее ходатайство организации, с которой заключён договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения такого договора в соответствии с ().

Кроме того, указанная выше организация сможет получить такой участок в собственность при соблюдении всех условий, в том числе при предоставлении за изымаемый участок и (или) расположенные на нём объекты недвижимого имущества в полном объёме возмещения, предусмотренного соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда (

Граждане, являющиеся владельцами земельных участков, обязаны пройти государственную регистрацию права собственности на землю и подать сведения в ЕГРП. Новая норма, прежде всего, касается владельцев дачных хозяйств.

Что меняется с 1 января 2017 года для собственников участков?

Федеральным законом №251-ФЗ «О внесении изменений в ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в ст. 45 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости»» от 13.07.2015 года было установлено важное для всех собственников земельных участков, лиц, занимающихся ведением личного подсобного хозяйства или осуществляющих индивидуальное жилищное строительство, условие. Каждый такой гражданин, являющийся собственником земли, обязан до 1 января 2017 года встать на учет в ЕГРП (Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество). При этом указывается, что отсутствие такой регистрации может инициировать переход права собственности на землю муниципальным властям. Более того, отсутствие ещё одного учёта – кадастрового – станет поводом для признания участка бесхозным, что также позволяет муниципалитетам забирать землю себе и распоряжаться ею по своему усмотрению (в том числе продавать).

Остроту данной проблемы подтверждает статистика: по состоянию на 2016 год около 75% всех владельцев дачных хозяйств так и не нашли время на то, чтобы зарегистрировать право собственности. Крайне сомнительно и то, что хотя бы половина из них захочет или сумеет пройти процедуру государственной регистрации права, чтобы избежать проблем в дальнейшем. А они достаточно весомы, ведь в перспективе владелец земельного участка просто лишится его без возможности оспорить действия муниципальных властей в суде. Сложности могут быть связаны и с тем, что многие дачные хозяйства люди получали несколько десятилетий назад и никогда не задумывались о том, что такие участки в принципе подлежат регистрации. И всё же, Федеральный закон №251-ФЗ ставит равные условия для всех и требует подтверждения права собственности гражданина, независимо от того, когда и каким образом ему достался указанный земельный участок.


Для справки: тем, кто ведёт личное подсобное хозяйство или осуществляет индивидуальное жилищное строительство на земельных участках, зарегистрированных или не зарегистрированных в ЕГРП, необходимо позаботиться о проведении ещё одной процедуры – выполнить межевание земельного участка. Сделать это необходимо до 1 января 2019 года. Напомним, что без межевания после 2019 года землю не удастся ни продать, ни подарить, ни передать по наследству.

Как зарегистрировать право на землю с 1 января 2017 года?

Желающим пройти процедуру государственной регистрации права собственности в 2017 году необходимо руководствоваться правилами, приведёнными в Федеральном законе №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» от 13 июля 2015 года. Как зарегистрировать право на землю гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, занимающимся садоводством или огородничеством, осуществляющим индивидуальное жилищное строительство, какова процедура регистрации право собственности в ЕГРП – ответы на все эти вопросы даёт данный нормативный документ.

Важным нововведением является то, что новый закон отменяет хождение Свидетельств о государственной регистрации права собственности в отношении дачных хозяйств. Какой документ получит владелец, желающий зарегистрировать право? Такой гражданин может запросить Выписку из Единого государственного реестра прав, которая отныне и будет подтверждать наличие прав на землю.

Многие владельцы земельных участков имеют на руках старые Свидетельства или Акты, в которых нет информации о правах, на основании которых земля была предоставлена такому гражданину. В данном случае указанный земельный участок также необходимо зарегистрировать, подав соответствующие данные в ЕГРП. Для этого придётся предоставить любой из следующих документов:

  • Выписку из похозяйственной книги – подтверждает наличие прав на указанный земельный участок при предоставлении его для ведения личного подсобного хозяйства;
  • Акт (или Свидетельство) о праве на землю;
  • Акт (или Свидетельство) о предоставлении земельного участка.

В целом, это может быть любой документ, который выдавался в соответствии с законодательством, действовавшим в период выделения (предоставления) земли новому владельцу.


Нередко владельцами земельных участков становятся наследники, получившие в собственность частный дом. Такой гражданин также обязан оформить указанный земельный участок, но в качестве основного документа ему разрешается предъявить любую бумагу (Свидетельство, Договор и пр.), подтверждающую право собственности на возведённое на участке строение. Если же владелец дома однажды подавал данные о нём в Единый государственный реестр недвижимости, предоставлять что-либо в ЕГРП ему не нужно.

Владельцам дачных хозяйств необходимо помнить, что земельное законодательство претерпевает серьёзные изменения, а права собственности гражданина сегодня требуют подтверждения с использованием официальных документов. Уже 1 января 2017 года чиновники получат на руки нормативную базу, которая позволит им изымать незарегистрированные в установленном порядке земельные участки. Стоит ли рисковать своей собственностью?

Дополнительные материалы по теме:


Дачная амнистия 2017: Что это такое? Какой срок ее действия? Закон «О дачной амнистии» и как оформить участок и дом Переход МУП и ГУП с 223 ФЗ на 44 ФЗ Повышение пенсии с 1 января 2019 года и на сколько: последние новости Самовольная постройка 2018: как признать право собственности?

1. Изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, расположенных в границах территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, осуществляется в порядке, установленном настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. Решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории принимается органом местного самоуправления, принявшим решение о комплексном развитии такой территории по инициативе органа местного самоуправления. Основаниями для принятия указанного решения являются утвержденные проект планировки территории и проект межевания территории.

3. Изъятие для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, в границах территории, в отношении которой принято решение о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления, осуществляется по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок указанного согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В течение семи рабочих дней со дня принятия решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, обязан:

1) обеспечить опубликование в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом муниципального образования, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

2) обеспечить размещение на официальном сайте уполномоченного органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

3) обеспечить размещение на информационном щите в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, сообщения о принятом решении об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

4) направить собственникам земельных участков и (или) объектов недвижимого имущества, расположенных в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, и (или) лицам, которым земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и расположенные в границах указанной территории, предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, аренду или безвозмездное пользование, если срок окончания договоров аренды, договоров безвозмездного пользования составляет на день заключения договора о комплексном развитии территории пять и более лет (далее в настоящей статье — правообладатели), копию данного решения и проект соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории.

5. Принятие решения об изъятии земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, сведения о которых отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, допускается без осуществления государственного кадастрового учета изымаемого земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества.

6. Соглашение, заключаемое в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, должно содержать:

1) выкупную цену земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в случае, если земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества находятся в собственности физических или юридических лиц;

2) размер убытков, подлежащих возмещению в связи с изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

3) иные условия, предусмотренные пунктом 1 статьи 56.9 настоящего Кодекса.

7. В случае, если земельные участки расположены в границах территории, в отношении которой органом местного самоуправления принято решение о ее комплексном развитии по инициативе органа местного самоуправления, находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены физическим или юридическим лицам на основании договора безвозмездного пользования или договора аренды, срок действия которых менее срока, указанного в подпункте 4 пункта 4 настоящей статьи, изъятие таких земельных участков осуществляется путем прекращения соответствующих прав на них. Для прекращения права безвозмездного пользования или права аренды в связи с изъятием таких земельных участков, за исключением земельных участков, на которых расположены объекты недвижимого имущества, физическим и (или) юридическим лицам в течение семи рабочих дней со дня принятия органом местного самоуправления решения об изъятии земельных участков направляется уведомление о расторжении договора аренды или безвозмездного пользования в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, содержащее условие о том, что действие договора прекращается в течение пяти дней со дня получения указанного уведомления. Уведомление о расторжении договора безвозмездного пользования земельным участком или договора аренды земельного участка в одностороннем порядке в связи с изъятием земельных участков для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подтверждает прекращение соответствующих прав указанных лиц и является основанием для государственной регистрации прекращения соответствующих прав. При этом размер убытков, подлежащих возмещению, определяется на день принятия решения об изъятии земельного участка.

8. В случае, если подлежащие изъятию у правообладателей в соответствии с настоящей статьей земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества обременены правами третьих лиц, изъятие таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества является основанием для одновременного прекращения прав третьих лиц на такие земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.

9. В случае, если соглашение, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не заключено в течение одного месяца со дня, когда лицу, у которого в соответствии с настоящей статьей изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, предоставлена возможность ознакомиться с проектом такого соглашения, орган местного самоуправления обращается в суд с иском об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о прекращении соответствующих прав лиц, являющихся собственниками земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества.

10. Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории подлежит немедленному исполнению.

11. В случае вынесения судом решения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории и о предоставлении возмещения в связи с изъятием земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества лицо, заключившее договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, в течение семи дней со дня вынесения решения суда перечисляет денежные средства в счет такого возмещения на банковский счет, указанный гражданином или юридическим лицом, или на депозит нотариуса в случае отсутствия информации о таком банковском счете.

12. Орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, вправе обращаться в органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлениями о государственной регистрации прав граждан и юридических лиц на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, изымаемые для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, от имени указанных правообладателей. При этом выдача гражданами и юридическими лицами, являющимися правообладателями таких земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, доверенности на совершение указанных действий не требуется.

13. Решение суда об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, изымаемых для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории, может быть оспорено в части размера компенсации за изъятые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества.