Запреты и ограничения для сотрудников полиции. Руководствуется ли полиция в своей деятельности законами субъектов Российской Федерации? Сотруднику полиции запрещается

  • Президент Российской Федерации д. Медведев
  • Статья 29. Ограничения, обязанности и запреты, связанные со службой в полиции

    1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

    1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

    2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

    3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

    4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

    5) наличие заболевания, включенного в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции, и подтвержденного заключением медицинской организации;

    6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    7) выход из гражданства Российской Федерации;

    8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

    9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

    2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности.

    Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    Статья 30. Гарантии правовой защиты сотрудника полиции

    1. Сотрудник полиции, выполняя обязанности, возложенные на полицию, и реализуя права, предоставленные полиции, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

    2. Сотрудник полиции при выполнении служебных обязанностей подчиняется только непосредственному или прямому начальнику. Никто не имеет права вмешиваться в законную деятельность сотрудника полиции, кроме лиц, прямо уполномоченных на то федеральным законом. Никто не имеет права принуждать сотрудника полиции к выполнению обязанностей, которые настоящим Федеральным законом на полицию не возложены. При получении приказа или распоряжения, явно противоречащих закону, сотрудник полиции обязан руководствоваться законом.

    3. Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами.

    4. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

    5. Сотрудник полиции не обязан давать какие-либо объяснения по существу находящихся в его производстве дел и материалов, а также предоставлять такие дела и материалы, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, для ознакомления иначе как в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

    6. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства сотрудника полиции и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением служебных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

    7. Меры государственной защиты применяются также в отношении близких родственников сотрудника полиции, а в исключительных случаях - в отношении иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство в целях воспрепятствования законной деятельности сотрудника полиции либо принуждения к изменению ее характера, а также из мести за указанную деятельность.

    "
  • 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИЧИННОЙ СВЯЗИ УВЕЧИЙ (РАНЕНИЙ, ТРАВМ, КОНТУЗИЙ), ЗАБОЛЕВАНИЙ У ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ВНУТРЕННИХ ВОЙСК, ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА ВОЕННЫЕ СБОРЫ ВО ВНУТРЕННИЕ ВОЙСКА, ГРАЖДАН, ПРОХОДИВШИХ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ ИЛИ ВОЕННЫЕ СБОРЫ ВО ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ, СЛУЖБУ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
  • Приложения
    • ТРЕБОВАНИЯ К СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН, ПОСТУПАЮЩИХ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ПОСТУПАЮЩИХ В СРЕДНИЕ УЧИЛИЩА И МИЛИЦЕЙСКИЕ КОЛЛЕДЖИ, УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ, ЛИЦ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
    • КАРТА МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ ПОСТУПАЮЩЕГО НА УЧЕБУ
    • СПРАВКА ДЛЯ ОФОРМЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ НА ВЫПЛАТУ ЕДИНОВРЕМЕННОГО ПОСОБИЯ
    • КАРТА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УСЛОВИЙ ТРУДА И РАБОЧЕГО МЕСТА СПЕЦИАЛИСТА
    • ПЕРЕЧЕНЬ ОТДЕЛЬНЫХ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЯ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
    • ПЕРЕЧЕНЬ МЕСТНОСТЕЙ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ, ДЛЯ КОТОРЫХ УСТАНОВЛЕНЫ МЕДИЦИНСКИЕ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЯ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ
    • ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ПРОХОЖДЕНИЮ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЮ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В РАЙОНАХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЯХ, ВЫСОКОГОРНЫХ РАЙОНАХ, ДРУГИХ МЕСТНОСТЯХ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ КЛИМАТИЧЕСКИМИ УСЛОВИЯМИ
    • ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ЛИЦАМИ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА (ДЛЯ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ ЛИЦА НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ - К ПРОЖИВАНИЮ) В ИНОСТРАННОМ ГОСУДАРСТВЕ С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ЖАРКИМ КЛИМАТОМ
    • СПРАВКА О СОСТОЯНИИ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАНИНА, ВЫЕЗЖАЮЩЕГО В ИНОСТРАННОЕ ГОСУДАРСТВО С НЕБЛАГОПРИЯТНЫМ ЖАРКИМ КЛИМАТОМ
    • СПИСОК КАНДИДАТОВ, ПРИЗНАННЫХ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИЕЙ УЧЕБНОГО И ВОЕННО-УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ
    • МИНИМАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ИНСТРУМЕНТАРИЯ, МЕДИЦИНСКОГО И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА, НЕОБХОДИМОГО ДЛЯ МЕДИЦИНСКОГО ОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ В ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ КОМИССИИ
  • ПЕРЕЧЕНЬ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ МВД СССР, НЕ ПРИМЕНЯЮЩИХСЯ В СИСТЕМЕ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • отменен/утратил силу Редакция от 02.10.1995

    Наименование документ ПРИКАЗ МВД РФ от 02.10.95 N 370 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ"
    Вид документа приказ, инструкция, перечень
    Принявший орган мвд рф
    Номер документа 370
    Дата принятия 01.01.1970
    Дата редакции 02.10.1995
    Номер регистрации в Минюсте 969
    Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
    Статус отменен/утратил силу
    Публикация
    • "Российские вести", N 233, 07.12.95, N 242, 21.12.95, N 10, 18.01.96, N 25, 08.02.96, N 30, 15.02.96, N 35, 22.02.96, N 40, 29.02.96, N 48, 14.03.96, N 53, 21.03.96, N 58, 28.03.96, N 67, 10.04.96, N 68, 11.04.96, N 71, 16.04.96, N 78, 25.04.96, N 87, 14.05.96
    Навигатор Примечания

    ПРИКАЗ МВД РФ от 02.10.95 N 370 "О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ВОЕННО-ВРАЧЕБНОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ВНУТРЕННИХ ВОЙСКАХ МВД РОССИИ"

    ПЕРЕЧЕНЬ МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ ГРАЖДАНАМИ, ПОСТУПАЮЩИМИ НА СЛУЖБУ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЛИЦАМИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА И ПРОЖИВАНИЯ ЧЛЕНОВ ИХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ПОВЫШЕННОГО РИСКА РАДИАЦИОННОГО УЩЕРБА, ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ (РАБОТЫ) НА ТЕРРИТОРИЯХ, ПОДВЕРГШИХСЯ РАДИОАКТИВНОМУ ЗАГРЯЗНЕНИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

    1. Противопоказаниями для прохождения службы гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, лицами рядового и начальствующего состава (работы) в условиях повышенного риска радиационного ущерба (зона отчуждения, зона отселения) являются:

    1.1. Заболевания, при которых в соответствии с Расписанием болезней (Приложение 1 к настоящей Инструкции) для лиц рядового и начальствующего состава предусмотрены заключения о категории годности к военной службе следующего содержания: "В" - ограниченно годен к военной службе", "Д" - негоден к военной службе".

    1.2. Острые заболевания до клинического излечения.

    1.3. Состояния после перенесенного вирусного гепатита, тифопаратифозных заболеваний с исходом в полное выздоровление в течение 12 месяцев после стационарного лечения.

    1.4. Туберкулез любой локализации - активный затихающий.

    1.5. Психические расстройства независимо от степени тяжести и характера течения.

    1.6. Сосудистые заболевания головного и спинного мозга при умеренных нарушениях функции, а также с преходящими расстройствами мозгового кровообращения.

    1.8. Последствия травм головного и спинного мозга, органические заболевания центральной нервной системы при умеренном или незначительном нарушении функций.

    1.9. Последствия травм и болезней периферических нервов при стойких умеренно выраженных расстройствах функций.

    1.10. Заболевания эндокринной системы среднетяжелой и легкой формы, ожирение II - III степени, пониженное питание.

    1.11. Системные заболевания крови и кроветворных органов независимо от характера течения и степени тяжести.

    1.12. Стойкие изменения состава периферической крови (количество лейкоцитов менее 4,0 x 10 9/л или более 9,0 x 10 9/л, количество тромбоцитов менее 180,0 x 10 9/л, гемоглобин менее 12 г/л).

    1.13. Стойкие врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния с клиническими проявлениями и подтвержденные стационарным обследованием в специализированных отделениях учреждений здравоохранения или ведомственных медицинских и военно-медицинских учреждениях, инфицирование ВИЧ.

    1.14. Острая лучевая болезнь любой степени тяжести в анамнезе, а также полученная ранее при аварии или случайном облучении доза излучения, превышающая годовую предельно допустимую дозу в пять раз (в соответствии с нормами радиационной безопасности (НРБ) - 76/87).

    1.15. Хронические заболевания бронхо-легочного аппарата с дыхательной недостаточностью II степени или с частыми обострениями (два и более раз в год), бронхиальная астма, поллинозы.

    1.16. Заболевания миокарда, пороки сердца, хроническая ишемическая болезнь сердца (с коронарной недостаточностью II степени) с недостаточностью кровообращения II стадии или со стойкими нарушениями сердечного ритма и проводимости.

    1.17. Гипертоническая болезнь II стадии.

    1.18. Диффузные заболевания соединительной ткани.

    1.19. Язвенная болезнь желудка, двенадцатиперстной кишки и другие заболевания органов брюшной полости, последствия повреждений или оперативных вмешательств на них при умеренном нарушении функции или с частыми обострениями (два и более раз в год).

    1.20. Хронические воспалительные заболевания почек и мочевыводящих путей при умеренном нарушении функции, мочекаменная болезнь с частыми почечными коликами и (или) с частыми обострениями (два и более раз в год).

    1.21. Хронические заболевания (последствия повреждений) суставов, мышц, сухожилий, позвоночника, костей таза при умеренном нарушении функций или с частыми обострениями (два и более раз в год).

    1.22. Застарелые или привычные вывихи в крупных суставах, возникающие при незначительных физических нагрузках.

    1.23. Дефекты пальцев рук или ног с нарушением функции в значительной степени.

    1.24. Отсутствие верхней или нижней конечности на любом уровне.

    1.25. Злокачественные новообразования независимо от стадии заболевания и результатов лечения, предопухолевые заболевания.

    1.26. Доброкачественные новообразования, затрудняющие ношение одежды (снаряжения) или нарушающие функцию органов в умеренной степени.

    1.27. Варикозное расширение вен семенного канатика при значительном нарушении кровообращения с болевым синдромом.

    1.28. Болезни и последствия повреждений аорты, магистральных, периферических артерий и вен, лимфатических сосудов с умеренным и незначительным нарушением крвообращения и функций.

    1.29. Водянка оболочек яичка и семенного канатика, резко выраженная.

    1.30. Распространенные субатрофические и атрофические изменения всех отделов верхних дыхательных путей, гиперпластический ринит, склерома верхних дыхательных путей.

    1.31. Двухсторонний или односторонний средний отит с полипами, грануляциями в барабанной полости, кариесом кости или сопровождающийся хроническими заболеваниями носа или околоносовых пазух и стойкими нарушениями носового дыхания.

    1.32. Хронический гнойный или полипозный синуит.

    1.33. Вестибулярно-вегетативные расстройства, сопровождающиеся симптомами Меньеровского заболевания.

    1.34. Понижение слуха - шепотная речь воспринимается на расстоянии менее 5 м на оба уха.

    1.35. Лейкоплакия и облигатные преканцерозы (абразивный хейлит Манганатти, болезнь Брауна и др.).

    1.36. Острота зрения с коррекцией для дали менее 0,5 на один глаз и 0,2 на другой глаз, близорукость более 10,0 диоптрий на оба глаза, дальнозоркость более 8,0 диоптрий на оба глаза, астигматизм более 3,0 диоптрий на оба глаза, дихромазия.

    1.37. Хронические заболевания воспалительного или дегенеративного характера роговой и других оболочек глаза, резко выраженные, прогрессирующие, нарушающие функцию зрения, по крайней мере, одного глаза, катаракта.

    1.38. Распространенные хронические рецидивирующие заболевания кожи, а также их ограниченные формы, препятствующие ношению форменной одежды и туалету кожных покровов.

    1.39. Распространенные и тотальные формы гнездной плешивости и витилиго.

    1.40. Беременность.

    1.41. Опухоли матки, яичников, молочной железы, а также их фоновые заболевания.

    1.42. Стойкие нарушения овариально-менструального цикла.

    1.43. Привычное невынашивание и аномалии плода.

    1.44. Хронические воспалительные заболевания женских половых органов, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению.

    2. Противопоказаниями к прохождению службы гражданами, поступающими на службу в органы внутренних дел, лицами рядового и начальствующего состава, к проживанию членов семей лиц рядового и начальствующего состава на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению (зона проживания с правом на отселение, зона проживания с льготным социально-экономическим статусом), являются:

    2.1. Заболевания щитовидной железы.

    2.2. Диффузные заболевания соединительной ткани.

    2.3. Системные заболевания крови и кроветворных органов независимо от тяжести и течения заболевания.

    2.4. Стойкие изменения состава периферической крови (количество лейкоцитов менее 4,0 x 10 9/л или более 9,0 x 10 9/л, количество тромбоцитов менее 180,0 x 10 9/л, гемоглобин менее 12 г/л).

    2.5. Стойкие врожденные и приобретенные иммунодефицитные состояния при клинических проявлениях и подтвержденные стационарным обследованием в специализированных отделениях медицинских (ведомственных медицинских и военно-медицинских) учреждений, инфицирование ВИЧ и заболевание СПИД.

    2.6. Злокачественные новообразования независимо от тяжести и стадии заболевания, результатов лечения, предопухолевые заболевания с признаками малигнизации.

    2.7. Хронические неспецифические заболевания легких с дыхательной недостаточностью II - III степени, бронхиальная астма, среднетяжелая и тяжелая формы.

    2.8. Беременность (при направлении в указанные зоны).

    2.9. Опухоли матки, яичников, молочной железы, а также их фоновые заболевания.

    2.10. Стойкие нарушения овариально-менструальной функции.

    2.11. Привычное невынашивание и аномалии плода.

    2.12. Хронические воспалительные заболевания женских половых органов, не поддающиеся или трудно поддающиеся лечению с частыми обострениями (два и более раз в год).

    Кроме того, для детей противопоказаниями являются:

    2.13. Выраженные формы респираторных аллергозов, атопический дерматит, экзема.

    2.14. Частые респираторно-вирусные заболевания (не менее пяти раз в год) с изменениями в иммунном статусе организма, подтвержденными при обследовании в специализированных отделениях учреждений здравоохранения или ведомственных медицинских и военно-медицинских учреждений.

    Приложение 17
    к Инструкции

      МОЛЧАНИЕ ПОЛИЦЕЙСКИХ. К ЧЕМУ ВЕДЕТ ЗАПРЕТ НА ПУБЛИЧНЫЕ СУЖДЕНИЯ СОТРУДНИКАМ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

      П. СКОБЛИКОВ

      Милиция преобразована в полицию, серьезно повышено денежное содержание сотрудников, существенно изменена законодательная основа работы правоохранительного ведомства. Но несмотря на некоторые позитивные сдвиги, желаемый результат в целом пока не наблюдается, и совершенствование системы МВД России по-прежнему стоит в перечне важнейших государственных задач.
      По-видимому, нужны каждодневные и длительные усилия всех заинтересованных сил без надежды на сиюминутный результат и волшебное действие, которое в одночасье все изменит. Одно из направлений такой черновой работы - мониторинг соответствующего раздела законодательства, выявление и устранение его дефектов, с тем чтобы кадровое наполнение МВД отвечало общественным ожиданиям, чтобы сотрудники правоохранительного ведомства имели правильные ориентиры, были надлежащим образом мотивированы.

      Общий запрет на публичные высказывания

      В п. 5 ч. 1 ст. 13 "Требования к служебному поведению сотрудника органов внутренних дел" Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о службе в ОВД) закреплен запрет для сотрудника органов внутренних дел на публичные высказывания, суждения и оценки. В том числе в средствах массовой информации, в отношении государственных органов и должностных лиц, общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан. Исходя из буквального толкования текста закона, запрет носит почти тотальный характер, поскольку распространяется на любые высказывания, суждения и оценки, если только их выражение не входит в его служебные обязанности.
      Сам факт существования приведенной правовой нормы порождает ряд серьезных вопросов:
      - в чем заключаются основания ее включения в действующее законодательство (декларируемые и фактические - если они различаются);
      - как соотносится данная норма с другими правовыми нормами, национальными и международными, насколько удачно (или неудачно) вплетается она в российскую правовую систему;
      - какие санкции определены за нарушение содержащегося в норме запрета;
      - какое влияние оказывает данная норма на поведение сотрудников органов внутренних дел и, опосредованно, на правопорядок, который они должны поддерживать;
      - какова практика применения предусмотренных в законе санкций за нарушение запрета;
      Каковы возможные в будущем последствия существования и применения рассматриваемой нормы?
      У меня нет ответов на все поставленные вопросы, по крайней мере ответов исчерпывающих. Однако важный этап любого исследования - сама постановка проблемы и детализация научных задач, которые ею предопределяются.

      Коллизии с Законом о полиции

      1. В Федеральном законе от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции) содержится норма, которая вступает в коллизию с нормой, установленной Законом о службе в ОВД, и эту коллизию целесообразно разрешить. В противном случае создаются предпосылки к необоснованному привлечению к ответственности добросовестных и профессиональных сотрудников полиции. Суть противоречия вот в чем.
      В п. 4 ч. 1 ст. 12 Закона о полиции на полицию возложена обязанность участвовать в пропаганде правовых знаний. Этот пункт добросовестными сотрудниками понимается так, что при каждом удобном случае полицейский должен разъяснять гражданам требования соответствующих законодательных актов, причем как в служебное, так и во внеслужебное время, и для этого не следует каждый раз запрашивать согласия руководства.
      При этом правовая пропаганда предполагает публичное высказывание сотрудником суждений и оценок о деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов. В частности, изложение обязанностей, правомочий и запретов для тех или иных органов и должностных лиц, приведение для доходчивости реальных примеров из практики сотрудника, его коллег или использование тех показательных случаев, что доведены до сведения общества через СМИ, интернет-ресурсы и т.д.
      Для наглядности предположим, что к полицейскому (имеющему высшее юридическое образование и богатый профессиональный опыт) обратились учителя, члены родительского комитета школы, где учится ребенок полицейского, с просьбой выступить перед детьми и (или) родителями. Тема: предупреждение, пресечение и ответственность за хулиганство, жестокие расправы, которые все чаще учиняют школьники над своими сверстниками, а затем цинично выкладывают видеозаписи издевательств в Интернете.
      Предположим также, что полицейский откликнулся на поступившую к нему просьбу, подготовился и в свое личное время выступил перед соответствующей аудиторией. Такие действия одобряются Законом о полиции, но запрещаются Законом о службе в ОВД. По крайней мере, они могут быть расценены как нарушающие указанный выше запрет - ведь поручения от руководства о публичном выступлении полицейский не получал, и в его функциональных обязанностях выполнение такой работы не зафиксировано.
      2. В Законе о полиции закреплено право сотрудника полиции на внесение предложений о совершенствовании деятельности полиции (п. 5 ч. 1 ст. 28). Причем это право определено как одно из основных.
      Подобную норму не содержал Закон РФ от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции", и по этому признаку, на мой взгляд, Закон о полиции в лучшую сторону отличается от своего предшественника. Создана правовая предпосылка для мобилизации профессионального потенциала небезразличных к интересам службы, творчески мыслящих и просто грамотных сотрудников, имеющих профессиональный опыт и способных к его анализу.
      Между тем, прежде чем вносить соответствующее предложение субъектам, разумно вынести его на обсуждение, например, на профессиональном форуме в Интернете. Однако, если полицейский поступит так, он нарушит содержащийся в Законе о службе в ОВД запрет на публичные высказывания, суждения и оценки - ведь соответствующее поручение ему не давалось, полицейский действовал инициативно, проработка такого рода предложений для последующего внесения служебной обязанностью полицейского не является.

      Коллизии с Законом о службе в ОВД

      1. Конституция РФ гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 2 ст. 26, ч. 1 ст. 44). С учетом этого конституционного положения ч. 4 ст. 34 Закона о службе в ОВД, ограничивая право сотрудника на работу по совместительству, тем не менее разрешает ему любую преподавательскую, научную и иную творческую деятельность. При условии, если она не приводит к возникновению конфликта интересов и не влечет за собой ухудшение выполнения сотрудником обязанностей по замещаемой должности в органах внутренних дел.
      Однако возможно ли преподавать историю, социологию, юриспруденцию, другие гуманитарные дисциплины, не высказываясь о деятельности государственных органов и их должностных лиц, общественных объединений, граждан? И возможно ли при этом не нарушить запрет, содержащийся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, если обращение преподавателя к аудитории (учебной группе, потоку, курсу) всегда носит публичный характер?
      2. Важно также отметить, что ведение любой научной деятельности сопряжено с последующим опубликованием полученных результатов - без этого такая деятельность в большинстве своем утрачивает смысл. Опубликование же означает публичное высказывание - как в устной форме (на различных научных форумах, в ходе интервью), так и в письменной (в журналах, научных сборниках, монографиях, на интернет-ресурсах и т.д.). Если исследователь высказывается по вопросам истории, социологии, различных отраслей права, другим гуманитарным отраслям науки, то он неизбежно затрагивает различные аспекты устройства (переустройства) государства, его функций (их изменения, перераспределения), наблюдаемых результатов деятельности государственных органов, их должностных лиц.
      Вот почему сотрудник органов внутренних дел, работающий по совместительству в научных и (или) педагогических учреждениях, не относящихся к системе МВД России, обречен регулярно нарушать запрет.

      Ограничение науки

      По общему правилу должности профессорско-преподавательского состава и научных сотрудников в учебных и научных учреждениях системы МВД России замещаются полицейскими и иными сотрудниками органов внутренних дел.
      Отсюда следует, что носящие погоны исследователи имеют право анализировать и обнародовать результаты анализа лишь тех тем, которые поручены им руководством, если в рамках выбранных тем надо высказываться или оценивать государственные органы и должностные лица, общественные объединения и организации и проч.
      Между тем ученый, если он занимается наукой по призванию, как правило, характеризуется независимостью от мнений окружающих, в своих суждениях и оценках он опирается на объективные данные, а также собственный интеллект, интуицию. Поэтому, выбирая тему для исследования, он руководствуется личными представлениями об актуальности для общества той или иной темы, учитывает личные возможности в ее раскрытии.
      Вот почему, если заглянуть в творческий портфель исследователей, чье имя известно и уважаемо в науке и кто состоит (или состоял) на службе в органах внутренних дел, можно обнаружить, что значительная часть (если не большинство) научных трудов подготовлена не в связи с поручением руководства, а по своей инициативе, исходя из собственных представлений об актуальности соответствующих тем для правоохранительного ведомства, правовой системы в целом, для общества и государства. Иными словами, все эти люди формально-юридически являются (или могли бы стать) нарушителями запрета, содержащегося в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД.

      Повторение запрета - усиление запрета?

      Закон о службе в ОВД в п. 5 ч. 1 ст. 13 содержит бланкетную норму, распространяющую на сотрудников органов внутренних дел запрет, предусмотренный в п. 10 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а именно: "В связи с прохождением гражданской службы гражданскому служащему запрещается... допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности".
      Таким образом, сотруднику органов внутренних дел дважды запрещено допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов и их руководителей. А вот публичные высказывания, суждения и оценки в отношении должностного лица (не руководителя), а также общественных объединений, организаций, социальных групп и отдельных граждан запрещены сотруднику единожды.

      Европейский подход

      В чем состоит опыт других стран и существуют ли там запреты или ограничения на публичные высказывания государственных служащих?
      Особый интерес представляет практика Европейского суда по правам человека, которая базируется на положениях Европейской конвенции о защите основных прав и свобод человека 1950 года. Из постановлений этого суда вытекает, что определенное ограничение государственных служащих в публичных высказываниях допустимо, но именно ограничение, а не полный запрет. Такие лица имеют право на свободу выражения своего мнения, но обязаны проявлять по отношению к своему государству (государственным органам и должностным лицам) лояльность и сдержанность (см. Постановление Большой палаты Европейского суда по правам человека от 26.09.1995 по делу "Фогт (Vogt) против Германии", Постановления Европейского суда по правам человека от 02.09.1998 по делу "Ахмед (Ahmed) и другие против Соединенного Королевства" и от 14.03.2002 по делу "Де Диего Нафриа (De Diego Nafria) против Испании").
      Российский законодатель не попытался воспользоваться этим критерием (проявление лояльности и сдержанности в публичных выступлениях), а пошел по "простому" пути - полностью запретил сотрудникам органов внутренних дел любые публичные высказывания, если они не обусловлены выполнением служебных обязанностей.
      Например, сотрудник уголовного розыска в день своего профессионального праздника (5 октября) позвонит в эфир какой-либо радиостанции или телеканала, представится и поздравит коллег. При этом он выразит свою точку зрения о том, что уголовный розыск - ведущая служба МВД, ее сотрудники несут на своих плечах основную тяжесть борьбы с преступностью. И таким образом он публично выскажется о деятельности государственных органов, в то время как подобное высказывание не входит в его служебные обязанности. Следовательно, будет иметь место нарушение приведенных выше законодательных норм. А вот в соответствии с положениями упомянутой Европейской конвенции и позицией Европейского суда по правам человека никакого нарушения нет. Ведь сотрудник угрозыска не проявил нелояльность и несдержанность по отношению к своему государству.

      Последствия настоящие и будущие

      1. Анализируемый запрет не ограничен историческими рамками и государственными границами. При его буквальном толковании сотрудник органов внутренних дел не вправе высказываться не только о современных российских государственных органах (исполнительных, законодательных, судебных) и их должностных лицах, но и о субъектах иной государственной принадлежности. А также об органах, общественных объединениях, организациях любой направленности (помимо прочего, нельзя, видимо, осуждать фашистские партии и экстремистские организации) и о лицах, давно ушедших в историю.
      2. Несоблюдение запрета в Законе о службе в ОВД расценивается как грубое нарушение служебной дисциплины (см. п. 15 ч. 2 ст. 49), что дает основание на применение к сотруднику дисциплинарного взыскания в виде перевода на нижестоящую должность либо на расторжение контракта с таким сотрудником и его увольнение со службы в органах внутренних дел (см. п. 6 ч. 2 ст. 82).
      3. Информации о том, сколько сотрудников было привлечено к ответственности за нарушение запретительной нормы, содержащейся в п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона о службе в ОВД, в чем конкретно выразилось нарушение и какое взыскание наложено на виновных, в открытых источниках обнаружить не удалось. Можно с уверенностью предположить, что привлеченных к ответственности нарушителей пока насчитывается немного, но ситуация в любой момент может измениться. Рассматриваемая норма - "дремлющая", она может не применяться вообще, может применяться избирательно, а если в правовой политике по каким-то причинам появится соответствующий тренд - будет применяться массово.
      Обобщая вышеизложенное, можно сформулировать следующий вывод: анализируемый запрет неразумен и вреден, при этом он почти безграничен, а санкция за его нарушение в рамках дисциплинарной ответственности максимально суровая. При желании на основе этого запрета можно вменить дисциплинарное нарушение очень многим добросовестным сотрудникам, если стоит задача избавиться от неугодных по тем или иным соображениям лиц. Если запрет станет последовательно и неуклонно проводиться в жизнь, то инициативные, самостоятельно мыслящие и интеллектуально развитые сотрудники будут чаще увольняться из органов внутренних дел. Наряду с этим важно отметить, что даже в отсутствие широкой практики привлечения к ответственности за нарушения рассматриваемого запрета он оказывает негативное влияние, поскольку сотрудники органов внутренних дел, ориентируясь на запрет, воздерживаются от высказывания конструктивной критики и выстроенных на опыте (а где-то и выстраданных) предложений об улучшении работы правоохранительной и судебной системы.

      Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Правоохранительные органы Российской Федерации, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

    1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который осуществляет служебную деятельность на должности федеральной государственной службы в органах внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание, предусмотренное .

    2. Сотрудник полиции считается проходящим службу в полиции также в случае:

    1) нахождения в распоряжении федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, территориального органа, организации, входящей в систему указанного федерального органа;

    2) прикомандирования к государственным органам, а также к организациям на условиях и в порядке, устанавливаемых Президентом Российской Федерации.

    3. Сотрудник полиции, проходящий службу в территориальном органе, выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в пределах территории, обслуживаемой этим территориальным органом, в соответствии с замещаемой должностью и должностным регламентом (должностной инструкцией). За пределами указанной территории сотрудник полиции выполняет обязанности, возложенные на полицию, и реализует права, предоставленные полиции, в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    4. Сотруднику полиции выдаются служебное удостоверение, специальный жетон с личным номером, нагрудный знак, образцы которых утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    5. Сотрудник полиции обеспечивается форменной одеждой за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Образцы форменной одежды сотрудника полиции утверждаются Правительством Российской Федерации. На форменной одежде сотрудника полиции, несущего службу в общественных местах, размещается нагрудный знак, позволяющий идентифицировать сотрудника полиции.

    6. Сотрудник полиции имеет право на ношение и хранение огнестрельного оружия и специальных средств. Порядок выдачи, ношения и хранения огнестрельного оружия и специальных средств определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    7. Сотрудник полиции подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

    8. Отдельные должности в полиции могут замещаться федеральными государственными гражданскими служащими.

    9. Курсанты, слушатели, адъюнкты, научно-педагогические работники, руководящий состав и иные сотрудники организаций, осуществляющих образовательную деятельность по реализации образовательных программ среднего профессионального образования, высшего образования и (или) дополнительного профессионального образования и входящих в систему федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, считаются проходящими службу в полиции.

    1. Сотрудник полиции не может находиться на службе в полиции в следующих случаях:

    1) признание его недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу;

    2) осуждение его за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу, а равно наличие судимости, в том числе снятой или погашенной;

    3) прекращение в отношении его уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

    4) отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, если выполнение служебных обязанностей по замещаемой должности в полиции связано с использованием таких сведений;

    5) несоответствие требованиям к состоянию здоровья сотрудников органов внутренних дел, установленным руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел;

    6) близкое родство или свойство (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником полиции, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

    7) выход из гражданства Российской Федерации;

    8) приобретение или наличие гражданства (подданства) иностранного государства;

    9) представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию.

    2. На сотрудника полиции распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих осуществлению сотрудником полиции оперативно-разыскной деятельности. Такие ограничения, запреты и обязанности, а также сотрудники полиции, на которых они не распространяются, в каждом отдельном случае определяются в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.



    2. Введение.

    1. Общие вопросы предупреждения побегов подозреваемых и обвиняемых.

    Точное и неуклонное выполнение всеми сотрудниками органов внутренних дел требований нормативных документов, регламентирующих деятельность охранно-конвойных подразделений, а также создание условий, исключающих для подозреваемых и обвиняемых возможность скрыться от следствия и суда, обеспечиваются системой организационных мер, предусматривающих:

    Систему контроля за состоянием охраны подозреваемых и обвиняемых, постоянное совершенствование ее форм и методов,

    Обследование ИВС, помещений судов и специальных автомобилей, проверку надежности противопобегового оборудования и принятие своевременных мер к устранению выявленных недостатков,

    Повышение степени боевой готовности и уровня профессиональной подготовки сотрудников, постоянно отрабатывать практические навыки непосредственно на рабочих местах, в условиях, приближенных к реальным,

    Постоянное доведение информации до сотрудников, осуществляющих охрану, об особенностях личности подозреваемых и обвиняемых и их намерениях,

    Разработку на случай чрезвычайных происшествий, осложнения обстановки или действий в режиме особых условий соответствующих планов мероприятий,

    Изучение причин и условий, способствующих чрезвычайным происшествиям в ИВС и при конвоировании, принятие соответствующих мер к их устранению,

    Взаимодействие охранно-конвойной службы и соответствующих подразделений УВДТ, по указанным выше вопросам, с другими службами органов внутренних дел, прокуратурой, судами и органами здравоохранения.

    1. Контроль за состоянием охраны подозреваемых и обвиняемых устанавливается в целях своевременного выявления и устранения недостатков в организации охраны и осуществляется путем проверок несения этой службы, а также сбора и анализа соответствующей информации. Система и методы контроля должны постоянно совершенствоваться, носить упреждающий характер, сочетаться с оказанием практической помощи.

    2. Для обследования ИВС (приема к эксплуатации построенных, реконструированных или отремонтированных ИВС) и специальных автомобилей приказом МВД, ГУВД, УВД, субъектов Российской Федерации, УВДТ, 8 ГУ назначается комиссия.

    Результаты комиссионного обследования оформляются актом и

    используются при разработке планов строительства, реконструкции, ремонта, оборудования (дооборудования) указанных объектов и транспортных средств. При необходимости вносятся предложения о выделении ассигнований и материальных ресурсов для производства этих работ. К строительству и реконструкции ИВС следует приступать только после согласования разработанных или выбранных типовых проектов ИВС.

    3. Подразделения по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в целях успешного выполнения возложенных на них обязанностей и предупреждения чрезвычайных происшествий комплектуются наиболее подготовленными к несению службы физически развитыми сотрудниками.

    Обучение личного состава таких подразделений должно включать: изучение надежных методов охраны подозреваемых и обвиняемых, способов побегов, а также причин и условий, им способствующих, умение распознавать приготовления к побегу или нападению, действовать в сложной обстановке и при чрезвычайных происшествиях, отработку приемов самбо, связывания, применения наручников и иных специальных средств, владения оружием.

    4. В целях предупреждения побегов и других чрезвычайных происшествий начальники ИВС, дежурные по ИВС, конвойным

    подразделениям милиции, (органам внутренних дел), начальники (старшие) конвоев обязаны знать основные сведения, характеризующие личность подозреваемых и обвиняемых, постоянно изучать особенности их поведения, поддерживать в этих целях необходимую связь с лицами, производящими следствие и дознание. При этом особенное внимание следует уделять лицам, ранее судимым, совершавшим побеги из-под охраны либо нападение на охрану (а равно попытки к этому). Данные о склонности к побегу фиксируются в книге учета лиц, содержащихся в ИВС. На лицевой стороне копии протокола задержания, обложке личного дела делается отметка " СП " (склонен к побегу).

    Указанные и иные сведения о подозреваемых и обвиняемых, имеющие значение для предупреждения побегов и других чрезвычайных происшествий, сообщаются на инструктаже нарядов.

    5. Работа по выявлению подозреваемых и обвиняемых, замышляющих или подготавливающих побеги, организуется начальником ОВД. При установлении таких фактов принимаются меры предупредительного характера (перевод в другие камеры, личный обыск, досмотр вещей, осмотр помещений, устранение неисправностей в оборудовании и оснащенности ИВС). Вывод подозреваемых и обвиняемых из камер при наличии таких данных производится усиленным нарядом. О подготовке к побегу информируется лицо или ОВД, в производстве которого находится дело, по согласованию с ними лицо может быть переведено в СИЗО. С подозреваемыми и обвиняемыми проводятся разъяснительные беседы об ответственности за побег по ст.313 УК РФ.

    6. Расписки об ознакомлении вкладываются в личные дела.

    7. Каждое подтвердившееся сообщение о подготовке к побегу, нападению, захвату заложников фиксируется в книге учета подозреваемых и обвиняемых и в их личных делах. Под усиленный надзор берутся также лица, сообщающие о себе вымышленные сведения или намеревающиеся выдать себя за других содержащихся в ИВС подозреваемых и обвиняемых и симулирующие заболевания, а также участники организованных преступных групп, организаций и сообществ.

    Необходимые сведения о всех этих лицах в обязательном порядке сообщаются нарядам, прибывшим принимать их для конвоирования.

    8. На случай чрезвычайных происшествий (нападения на ИВС, его сотрудников и работников, покушения на побег и т.д.) или другого осложнения обстановки в каждом ИВС должен быть соответствующий расчет действий личного состава (приложение № 5), который разрабатывается по указанию начальника ОВД и хранится у дежурного ОВД, ИВС. Основной задачей нарядов при этом является пресечение преступных посягательств, обеспечение безопасности сотрудников милиции и содержащихся в ИВС лиц.

    9. Для решения задач, которые могут возникнуть в связи с чрезвычайными происшествиями, при осложнении обстановки, и в режиме особых условий начальник ОВД, командир конвойного подразделения выделяет в резерв специальный наряд и определяет в каждом конкретном случае состав, места размещения и порядок его использования.

    10. Планы действий в особых условиях, разрабатываемые в МВД, ГУВД, УВД, 8ГУ должны предусматривать усиленный вариант несения службы по охране подозреваемых и обвиняемых и порядок их эвакуации из опасной зоны.

    11. Усиленный вариант охраны подозреваемых и обвиняемых включает в себя следующие основные направления:

    Приведение в готовность резервов, увеличение численности нарядов (в первую очередь на наружных постах), перевод всего личного состава или части его, в зависимости от обстановки, на казарменное положение, использование служебных собак,

    Развертывание дополнительных средств связи,

    Уточнение планов розыска на случай побегов, назначение нарядов по розыску бежавших,

    Увеличение количества проверок несения службы нарядами, а также личных обысков подозреваемых и обвиняемых, досмотров их вещей, осмотров камер и других помещений ИВС,

    Сокращение до минимума случаев вывода подозреваемых и обвиняемых из камер,

    Усиление пропускного режима в ИВС,

    В режиме особых условий прием в ИВС, конвоирование из него подозреваемых и обвиняемых может не производиться (кроме случаев, когда это осуществляется по приказу вышестоящих руководителей ОВД или связано с эвакуацией подозреваемых и обвиняемых из ИВС в безопасную зону).

    12. На случай чрезвычайных происшествий, осложнения обстановки, в режиме особых условий норма выдачи боеприпасов нарядам, задействованным в охране и конвоировании подозреваемых и обвиняемых, может быть увеличена из расчета 120 патронов на автомат и 32- на пистолет.

    13. В соответствии с приказом МВД России № 170-93г. по каждому факту нарушения порядка содержания, охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, вследствие чего допущено либо могло быть допущено чрезвычайное происшествие, в установленном порядке в 10-ти дневный срок проводится служебное расследование (в исключительных случаях срок может быть продлен до 30 суток), выводы которого используются при разработке мер по предупреждению этих происшествий, а также для обсуждения на оперативных совещаниях. Виновные должностные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

    14. Мероприятия по организации и усилению охраны подозреваемых и обвиняемых должны планироваться и осуществляться в тесном взаимодействии отделов по организации работы подразделений охраны порядка, с соответствующими подразделениями УВДТ, 8ГУ и другими службами органов внутренних дел (криминальной милиции, следственного комитета, по работе с личным составом и т.д.)

    15. В целях повышения надежности охраны подозреваемых и обвиняемых устанавливается необходимый контакт с органами прокуратуры, юстиции и здравоохранения по вопросам: информирования о преступных замыслах подозреваемых и обвиняемых, ограничения случаев конвоирования для производства следственных действий, когда они осуществимы в ИВС, подачи заявок на конвоирование, исходя из сроков фактического рассмотрения дел, оказания содействия в изоляции освидетельствуемых и т.д.

    2. Материально-техническое обеспечение и оснащение ИВС. Средств связи и сигнализации.

    Особенности строительства и оборудования ИВС.

    Строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам зданий и сооружений, применяемых в органах внутренних дел.

    В комплекс ИВС входят основное (отдельное или совмещенное с ОВД) здание для содержания подозреваемых и обвиняемых, прогулочный двор и ограждение сооружения.

    Здание ИВС строится из кирпича, железобетона или другого прочного материала. Внутренние стены и перегородки в камерах и других помещениях ИВС выкладываются из полнотелого кирпича толщиной не менее 38 см.. Стены камер без каких-либо выступов и углов штукатурятся раствором с набрызгом ("под шубу").

    Наружные стены камер при толщине не менее 50 см. , а также внутренние стены, отделяющие камеры от служебно-хозяйственных помещений, укрепляются металлической решеткой с диаметром прутка 8-10 мм.

    Полы в камерах должны быть деревянными на бетонном основании, толщиной не менее 30 см. Перекрытия выполняются из сборных железобетонных элементов.

    При варианте деревянных конструкций стены в помещениях камерного блока укрепляются с внешней стороны металлической решеткой с ячейками 150 х 150 мм, толщина прутка - 8-10 мм, и обиваются строганными досками. С внутренней стороны- металлической сеткой с ячейками - 50 х 50 мм, с последующим оштукатуриванием.

    Потолки укрепляются металлической решеткой с ячейками 150 х 150 мм, диаметр прутка 8-10 мм или металлическим листовым железом толщиной 1,5-2 мм, с последующим оштукатуриванием.

    Планировка камерных помещений должна предусматривать двух-трех, - четырех- пяти- и восьмиместные камеры и может быть с односторонней или двухсторонней застройкой коридора.

    Для лучшего обзора камер в центре дверей на высоте 150 см. от уровня пола оборудуются смотровые глазки с размерами отверстия со стороны камер 14 х 24 см, а из коридора - 3,5 х 4 см. Они изготавливаются из небьющегося материала (сталинит, корабельное стекло и т.д.) и со стороны коридора закрываются крышкой, вращающейся на штыре.

    Устройство камер ИВС должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные, дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов из первых этажей зданий.

    Двери камер толщиной не менее 6 см. и размером полотна 190 х 75 см. должны навешиваться с левой стороны относительно входа и открываются за дверную скобу в сторону коридора. Угол открытия двери предусматривает вход (выход) одного человека. В этих целях со стороны коридора устанавливаются ограничители (упоры), фиксирующие их открытие. Со стороны камер дверные полотна обиваются листовой сталью с загибом краев металла на торец двери и укрепляются металлическими уголками по всему контуру с тщательной подгонкой их к дверной коробке.

    Для передачи пищи в дверях на высоте 1-1,2 м. от уровня пола оборудуются окна размером 18 х 22 см. Они открываются в сторону коридора, удерживаются в горизонтальном положении на кронштейнах и закрываются запорами вагонного типа.

    Дверные замки для камер должны быть накладными коробчатого типа и закрываться на первый оборот автоматически, а затем на два оборота ключом. На всех оконных проемах камер, карцеров, служебных и вспомогательных помещений с наружной стороны устанавливаются металлические решетки из круглой стали диаметром не менее 12 мм. и поперечных полос. Размеры ячеек решеток 120 х 150 мм. Анкера для крепления решеток заделываются в кладку стены не менее, чем на 120 мм. Оконные переплеты выполняются створными и оборудуются для вентиляции камер форточками с замками вагонного типа. Низ оконных проемов должен быть на высоте не менее 1,6 м. от уровня пола. В оконных проемах камер вместо подоконников устраиваются откосы с закругленными углами. Внутреннее остекление оформляется из армированного стекла, наружное - стеклом типа "мороз". Со стороны камер оконные стекла защищаются металлической сеткой "рабица".

    Карцер в ИВС размещается в конце блока камерных помещений. Его размеры 1,8 х 2,5 м. Стены гладкие, покрытые слоем цемента, пол асфальтовый или бетонный. Карцер, как и камеры, должен иметь естественное освещение. Электрическая лампочка устанавливается над дверью в нише и изолируется металлической сеткой. Замена лампочек производится сотрудниками ИВС только со стороны коридора.

    Блок камер изолируется от других помещений ИВС металлической решеткой с запирающейся дверью. При двухэтажной планировке ИВС служебно-хозяйственные помещения располагаются на первом этаже, при одноэтажной- в противоположном от блока камер торце здания.

    В ИВС оборудуются помещения для производства следственных действий и проведения свиданий. Следственные кабинеты должны располагаться вблизи блока камер, их двери обиваются дермантином или клеенкой со слоем войлока. В комнате для свиданий устанавливается стол шириной не менее метра с барьером посредине высотой 20 см. Снизу стол укрепляется сплошной перегородкой от пола до крышки. В дверях комнат на высоте 150 см. от пола оборудуются прямоугольные (овальные) отверстия (глазки) с небьющимся органическим стеклом. Используются возможности промышленных телевизионных установок, что позволяет осуществлять визуальный контроль свиданий подозреваемых и обвиняемых с защитниками. Стол сотрудника милиции устанавливается в торец столу для лиц, прибывших на свидание. Мебель в служебных помещениях для подозреваемых и обвиняемых прочно прикрепляется к полу.

    На входе в здание ИВС устанавливается наружная дверь усиленной конструкции, оборудованная оптическим смотровым глазком, а также звонок к дежурному и переговорное устройство.

    В наружных дверных проемах с внутренней стороны устанавливаются дополнительные металлические решетчатые двери. Все они оборудуются надежными замками.

    Во всех помещениях ИВС устанавливается электроосвещение с использованием ламп накаливания. В режимных помещениях электропроводка должна быть скрытой. Аварийное освещение производится от аккумуляторных батарей.

    Все уязвимые места в помещениях ИВС блокируются датчиками охранной сигнализации. Определение побегоуязвимых мест производится путем комиссионного обследования. Акт обследования ИВС утверждается начальником ОВД, который несет всю полноту ответственности за выполнение мероприятий, обозначенных в акте.

    В ИВС предусматриваются следующие виды сигнализации: охранная, тревожная и вызывная. Блокировка уязвимых мест в ИВС производится в соответствии с рекомендациями и техническими условиями на блокировку элементов строительных конструкций датчиками охранной сигнализации. Прибор охранной сигнализации устанавливается в дежурной части ОВД (у дежурного по ИВС), а сигналы тревоги должны дублироваться на выносном табло в коридоре на посту дежурного милиционера.

    Прогулочные дворы устраиваются на территории, прилегающей к ИВС, располагаются со стороны камерных помещений и должны иметь из них отдельный выход. Высота ограждений и разделяющих перегородок прогулочных дворов должна быть не менее трех метров. По верху прогулочных дворов устанавливается металлическая решетка с ячейкой 150 х 150 мм. из прутка диаметром 8-10 мм. и покрывается проволочной сеткой. Все стены прогулочных дворов гладко штукатурятся. Площадь прогулочного двора определяется из расчета одновременного нахождения на прогулке подозреваемых и обвиняемых содержащихся в одной из камер с наибольшим лимитным числом мест.

    На территориях, которые непосредственно прилегают к ИВС и границы которых определяются органами местного самоуправления, по представлению органов внутренних дел могут устанавливаться режимные требования.

    Техническая характеристика ИВС отражается в специальном паспорте, который хранится у дежурного по ИВС.

    3. Действий нарядов при побеге подозреваемых и обвиняемых из ИВС или из под конвоя.

    Побег из ИВС или из под конвоя есть самовольное противоправное оставление подозреваемым или обвиняемым установленного для него места содержания под стражей путем преодоления любым способом границы охраны.

    Границей охраны являются:

    В ИВС стены, потолки, полы, окна, двери камер и других помещений, а также ограждение прогулочного двора и контрольно-пропускного пункта;

    На транспорте; в специальном автомобиле - стены, потолки, пол, двери; в легковом - салон, двери автомобиля; на грузовом - крыша, пол и борта кузова; в самолете (вертолете) - салон, двери (люки); на речном или морском судне - стены кают (трюмов), палубные перекрытия, окна (иллюминаторы), двери (люки); в железнодорожном вагоне - стены, потолок, пол, окна, дверь, купе;

    В здании суда: в камере для содержания подсудимых - стены, потолок, пол, окно (окна), дверь; в зале судебного заседания - ограждающий барьер;

    Побег считается предупрежденным, когда приготовление к нему своевременно обнаружено и приняты меры профилактического характера; пресеченным - если покушение на побег не доведено до конца в результате соответствующих действий наряда; ликвидированным - когда бежавший задержан или явился с повинной.

    Наряд ИВС (постовой, выводной) при покушении на побег или побеге подозреваемых и обвиняемых немедленно подает соответствующий сигнал (голосом, извещателем тревожной сигнализации, по телефону) и в зависимости от обстановки принимает меры к пресечению побега, если это не связано с оставлением без охраны других содержащихся в ИВС лиц.

    Получив сигнал о покушении на побег или о побеге, начальник ИВС (дежурный по ИВС) прекращает всякое передвижение подозреваемых и обвиняемых, докладывает о случившемся начальнику ОВД (дежурному по ОВД) и организует пресечение попытки побега или задержание бежавшего (бежавших).

    При обнаружении побега во время контрольного осмотра камер начальник ИВС (дежурный по ИВС) устанавливает фамилии и другие данные бежавших, о чем немедленно сообщает начальнику ОВД, дежурному по ОВД которые обязаны:

    Объявить сбор личного состава ОВД по тревоге и объявить розыск бежавшего (бежавших) по горячим следам путем направления в места их возможного появления оперативных групп, выставление блокирующих заслонов на маршрутах наиболее вероятного движения разыскиваемых и ориентировать наряды о приметах скрывшихся лиц;

    Доложить о побеге дежурному по вышестоящему органу внутренних дел;

    Информировать о происшествии лицо (лиц) или орган (органы, в производстве которых находится уголовное дело (дела).

    Для задержания одного бежавшего в состав розыскной группы назначается не мене двух сотрудников; при розыске двух и более бежавших - на два-три сотрудника милиции больше количества бежавших. Каждый наряд должен владеть навыками активного поиска, быстрого и умелого задержания бежавших в случае их обнаружения.

    Места возможного появления бежавших определяется изучением их связей (по личным, уголовным делам), получением соответствующей информации от лиц, содержащихся в ИВС, и розыскных нарядов.

    Руководитель розыска должен умело управлять действиями подчиненных, поддерживать с ними связь, в зависимости от обстановки ставить новые задачи и организовывать их взаимодействие.

    Дежурный по вышестоящему органу внутренних дел в отсутствии его начальника самостоятельно принимает решение о подключении сотрудников других органов внутренних дел к розыску бежавших, а также об использовании в этих целях средств массовой информации.

    Розыск бежавших вооруженных и других содержащихся под стражей лиц, представляющих повышенную общественную опасность, осуществляется по специальным планам, разрабатываемым на этот случай в каждом ОВД. Планы согласовываются и утверждаются с соответствующими руководителями.

    Для розыска и задержания одного такого лица в состав розыскной группы назначаются три сотрудника милиции, двух и более - в два раза больше количества разыскиваемых.

    При ликвидации побегов наряды должны проявлять находчивость и максимальную бдительность, принимать меры личиной безопасности и по обеспечению безопасности находящихся в районе поиска граждан.

    При побеге конвоируемых пешим порядком начальник (старший) конвоя подает колонне подозреваемых и обвиняемых команду: "Стой! Ложись!" и организует преследование бежавших.

    В случае, когда группа преследования, задержавшая бежавших, не имеет возможности конвоировать их далее к месту назначения или присоединиться к своему конвою, она сдает указанных лиц по рапорту в ИВС ближайшего ОВД и в последующем действует в соответствии с указаниями начальника этого ОВД, согласованным с командиром подразделения (начальника ОВД), назначившим конвой.

    В таком же порядке могут быть переданы под охрану лица, задержанные розыскными нарядами.

    После ликвидации побега на служебных совещаниях, занятиях производится разбор личного состава, осуществлявшего охрану или конвоирование подозреваемых и обвиняемых, их розыск и задержание.

    1. В ИВС необходимо предусматривать следующие виды связи и сигнализации; городскую (районную), оперативную и административно-хозяйственную телефонную связь, радиосвязь, радиофикацию, охранную, тревожную, автоматическую пожарную сигнализации и системы оповещения о пожаре.

    2. Телефонная связь от городской или районной АТС должна предусматриваться в комнатах дежурных, в кабинетах руководства, врачей, и других помещениях, определяемых заданием на проектирование.

    3. В кабинетах начальника и комнатах дежурного по ИВС устанавливаются телефоны оперативной связи с дежурной частью горрайлиноргана внутренних дел.

    4. Для организации радиосвязи в отдельно стоящих зданиях ИВС стационарные радиостанции УКВ следует устанавливать в аппаратной дежурного по учреждению.

    На крышах этих учреждений следует предусматривать устройство радиомачт, высота которых определяется заданиями на проектирование.

    5. Оборудование охранно-тревожной сигнализацией помещений ИВС, следует выполнять в соответствие с требованиями ведомственных технических условий РД 78.143-92 и 78.147-93 МВД России.

    6. Средствами охранной сигнализации оборудуются строительные конструкции периметра первых этажей, при этом блокировать:

    Окна на разбивание и разбитие;

    Центральные входные двери на открывание;

    Двери запасного выхода на открывание и пролом;

    Вентиляционные каналы и тепловые вводы размерами 200 мм и более на разрушение и ударное воздействие;

    Двери помещений, в зависимости от степени важности, на открывание и пролом.

    В целях быстрого определения места проникновения посторонних лиц необходимо периметры зданий разделять на охраняемые зоны (фасад, тыл, торцы зданий и т.д.). Средства сигнализации зон выделяются в самостоятельные шлейфы, которые подключаются к отдельным номерам концентраторов, установленных в дежурных частях.

    Помещения второго и последующих этажей оборудуются охранной сигнализацией исходя из возможности проникновения в них посторонних лиц или вероятности побегов арестованных или задержанных.

    В обязательном порядке подлежат оборудованию средствами охранной сигнализации помещения:

    Комната для хранения оружия и боеприпасов;

    Комната для хранения средств защиты и специальных средств;

    Комната хранения личных вещей задержанных и арестованных;

    Камеры, карцеры.

    Охранная сигнализация всех помещений выводится на отдельные номера концентраторов, установленных в дежурной части.

    Шлейф охранной сигнализации 2-го и 3-го рубежей комнаты с хранением оружия и боеприпасов выводиться также на отдельный номер пульта централизованной охраны.

    7. Блокировка датчиками охранной сигнализации не должны подлежать: элементы строительных конструкций, изготовленных из железобетона, наружные стены толщиной 60 см и более, полы камер при толщине бетонного основания не менее 20 см, стены и полы (независимо то толщины) , укреплённые арматурной сеткой, полы камер, не имеющие доступа со стороны подполья.

    8. Извещатели тревожной сигнализации должны устанавливаться: на внутренних постах у камер, карцеров, КПП, на посту у прогулочных дворов, в кабинетах врачей, на рабочих местах с постоянным пребыванием женского персонала, кабинетов следователей и адвокатов, с подачей сигналов тревоги на коммутаторы, устанавливаемые в комнатах дежурного по специализированному учреждению милиции.

    9. Для систем автоматической пожарной сигнализации следует применять тепловые и дымовые автоматические пожарные извещатели, а также ручные.

    10. Сигнал пожарной тревоги должен подаваться дежурному по учреждению. Система оповещения о пожаре предусматривает установку электрических знаков с сигнальной лампой по центру коридоров и снаружи у входов и рупорных громкоговорителей, располагаемых рядом со знаками, включенных в трансляционный усилитель у дежурного по специальному учреждению милиции.

    11. Автоматической пожарной сигнализацией следует оборудовать все помещения комплекса зданий специализированных учреждении милиции, за исключением помещений с мокрыми процессами (санузлы, душевые, комнаты для мытья посуды и т.п.)

    12. Все ИВС должны оборудоваться телевизионными установками для дистанционного наблюдения за задержанными и арестованными, контроля за несением службы нарядами, с размещением видеоконтрольных устройств в комнатах дежурных и кабинетах начальников учреждений.