Замена фискальных накопителей в кассе косгу. Методические рекомендации минфина по применению нового порядка косгу Замена фискальных накопителей в кассе косгу

Бухгалтерский учет онлайн касс Другие расходы, связанные с вводом кассовой техники в эксплуатацию, считаются косвенными. Бухгалтерский учет онлайн касс ККТ Ввод ККТ в эксплуатацию 01 08 Начисление амортизации - ежемесячно, с месяца, следующего за вводом в эксплуатацию 20,26,44 02 Стоимость услуг оператора фискальных данных (ОФД) - ежемесячно 20,26,44 76 (60) В составе расходов будущих периодов учитывать не рекомендуется Отражена стоимость кассовой программы (лицензии на право использования в течение 1 года) 97 60 Затраты по использованию кассовой программы ежемесячно 20,26,44 97 Амортизация кассового аппарата При учете кассового аппарата в составе ОС необходимо определить код по классификатору и амортизационную группу.

Учёт фискального накопителя

Признаем соответствующую часть стоимости услуг ОФД в расходах на конец каждого месяца в течение всего срока действия договора: Д 26/44 К 60.01 - 211,83 руб., в расчетной сумме на конец каждого месяца на основании акта оказанных услуг от ОФД. 6. Учитываем сумму НДС за услуги ОФД в соответствующей части: Д 19 К 60.01 - 38,17руб. (458 руб./12мес.) в части НДС, приходящейся на услуги, принятые к учету, по реквизитам выставленного ОФД счета-фактуры на конец каждого месяца. 7. Принимаем НДС к вычету за услуги ОФД в соответствующей части: Д 68 субсчет «Расчеты по НДС» К 19 - 38,17 руб., в части НДС, приходящейся на принятые к учету услуги.


8. Восстанавливаем НДС, ранее принятый к вычету с аванса: Д 76 К 68 субсчет «Расчеты по НДС» - 38,17руб., в части НДС принято к вычету по оказанным услугам. Альтернативный вариант учета: Если пользователь ККТ рассчитывается с ОФД по факту оказания услуг, т.е.

Колесникова Е.Н.,Советник государственной гражданской службы РФ 3 класса Специально для компании «Такском». В скором времени почти все расчеты с физическими лицами будут производиться только с помощью онлайн-касс. Крупные игроки на потребительском рынке уже перешли на новые правила работы, представителям малого бизнеса перейдут на онлайн-кассы к середине 2018 года, если для них не предусмотрена отсрочка до 1 июля 2019 года.

Онлайн-касса передает информацию о расчете через интернет посредством оператора фискальных данных (ОФД, оператор). Заключить договор с ОФД - обязанность пользователя ККТ, без его услуг работать в дальнейшем не получится. Договор с ОФД Договор с ОФД предусматривает плату за оказание услуг по приему, обработке и передаче фискальных данных.


Крупные операторы, как правило, помимо услуг по передаче данных предлагают пользователям дополнительный функционал.

Бухгалтерский учет фискального накопителя

Когда пользователь покупает пакет услуг ОФД на длительный период, например на год, услуги он принимает к учету постепенно, распределив их стоимость на весь период действия договора, следовательно, вычет он имеет право принимать также постепенно по мере списания стоимости услуг. Принимать НДС к вычету нужно ежемесячно в соответствующей части на основании счета-фактуры, выставленного ОФД пользователю. Правомерность принятия к вычету НДС на основании одного и того же счета-фактуры частями в разных налоговых периодах подтверждается письмом Минфина России от 09.04.2015 № 03-07-11/20293.

Услуги ОФД при УСН Пользователи ККТ, применяющие УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы» учитывают стоимость услуг ОФД в составе своих затрат. Данный вывод подтверждает письмо Минфина России в письме от 09.12.16 № 03-11-06/2/73772.
С Бухгалтерия». Это отдельный блок, который необходимо подключить к компьютеру, планшету, другому устройству с установленным программным обеспечением (кассовая программа).Условия признания кассового аппарата в качестве ОС в бухгалтерском и налоговом учете Для признания кассового аппарата в составе основных средств в бухгалтерском учете, необходимо, чтобы такой кассовый аппарат:

  • был предназначен для использования в основной или управленческой деятельности
  • был предназначен для использования в течение длительного (более 12 месяцев) промежутка времени
  • был способен приносить пользу (экономическую выгоду)
  • организация не планировала продавать его в будущем.

Именно таки условия признания оборудования в качестве основного средства установлены в ПБУ 6/01 «Учет основных средств».

Меню

Закон № 54-ФЗ») содержится весьма сложное определение фискального накопителя – это программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, обеспечивающее возможность формирования фискальных признаков, запись фискальных данных в некорректируемом виде (с фискальными признаками), их энергонезависимое долговременное хранение, проверку фискальных признаков, расшифровывание и аутентификацию фискальных документов, подтверждающих факт получения оператором фискальных данных фискальных документов, переданных контрольно-кассовой техникой, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также обеспечивающее возможность шифрования фискальных документов в целях обеспечения конфиденциальности информации передаваемой оператору фискальных данных.

Налоговый учет расходов по онлай кассам

  • Учёт фискального накопителя
  • Если в ккт сломался фискальный накопитель
  • Бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году
  • Бухгалтерский учет онлайн касс
  • 400 bad request
  • Как учесть в бух учете фискальный накопитель с заменой

Учёт фискального накопителя Важно В дальнейшем при использовании ККМ подобные затраты включаются в состав затрат по обычным видам деятельности. Оформляют приобретение проводками: Запишитесь на бесплатный семинар «Как не платить штраф за отсутствиекасс и подготовиться к ФЗ-54?» Записаться на семинар * Д/т 08 К/т 60 – на сумму покупки и доработки ККТ; * Д/т 19 К/т 60 – «входной» НДС; * Д/т 68 К/т 19 – НДС зачтен; * Д/т 01 К/т 08 – ввод ККМ в эксплуатацию; * Д/т 60 К/т 50, 51 – расчеты за покупку произведены.

Бухгалтерский учет кассового аппарата в 2018 году

ККМ. Кстати, после осуществления модернизации, как правило, повышают и СПИ объекта. В бухучете эти затраты отражаются так: Д/т 08 К/т 60. По окончании работ учтенные на сч.Порядок действий При замене ФН потребуются:

  • компьютер, подключенный к онлайн-кассе (или альтернативный ему вычислительный модуль - например, планшет), если она не автономна (и не включает при этом штатных элементов управления настройками);
  • наличие доступа в интернет;
  • действующая ЭЦП для ФНС (для личного кабинета ОФД, если она предусмотрена);
  • новый фискальный накопитель;
  • отвертка.

Убедившись в наличии указанных ресурсов, необходимо выполнить следующий порядок действий:

  1. Закрыть архив фискального накопителя.

То, как именно осуществляется данная процедура, должно быть описано в пользовательской документации к ПО онлайн-кассы.

Как отразить в бухгалтерском учете услуги офд

Внимание

Законодательство, регулирующее использование онлайн-касс, в ряде случаев предписывает их владельцам осуществлять замену фискального накопителя - основного технологического компонента новой ККТ. Изучим подробнее то, по какой причине и как часто производится замена ФН, а также общий порядок действий при проведении этой процедуры. В каких случаях требуется замена ФН Необходимость в замене фискального накопителя может быть вызвана следующими причинами: 1.По истечении срока эксплуатации по закону В общем случае фискальный накопитель рассчитан на работу в течение 13 месяцев.


Но законом также предусмотрены модификации, приспособленных к работе в течение 36 месяцев.

Расходы на он-лайн ккт в бухучете (рогозина о.)

Значит, компания спишет расходы на онлайн-кассы как материальные на дату, когда введет их в эксплуатацию (подп.3 п. 1 ст. 254 Внимание НК РФ). Старые модели КТТ можно модернизировать, чтобы они передавали данные через интернет. Для этого надо обновить программы для кассы, заменить ЭКЛЗ на фискальный накопитель, настроить ККТ для передачи онлайн-данных.

Работы и материалы стоят в среднем 8-10 тыс. рублей. Компания вправе списать расходы единовременно. Стоимость услуг - на дату, когда подписан акт. А материалы, то есть фискальный накопитель - в периоде, когда модернизированную кассу начнут использовать (подп. 3 п. 7 ст.

Инфо

ТО Затраты по ремонту и ТО кассовой техники включают: * расходы на текущий ремонт, например замену з/частей; * оплату услуг ЦТО. Затраты на ТО и ремонт ККТ входят в состав расходов. Признаются они исключительно на дату подписания акта оказанных услуг независимо от факта оплаты ремонта онлайн кассы.


Если в ккт сломался фискальный накопитель 1, 4 ст. 4.1, п. 2 ст. 5 Закона № 54-ФЗ). Соответственно, в отношении неисправных фискальных накопителей может возникнуть некий правовой конфликт между нормами Закона № 54-ФЗ и гарантийными обязательствами: с одной стороны, формально все фискальные накопители должны храниться в течение пяти лет после окончания их эксплуатации; с другой стороны, по условиям гарантийных обязательств пользователь может быть вынужден передавать фискальные накопители поставщику ККТ или поставщику/изготовителю фискального накопителя для замены или возмещения стоимости.

В бюджетном учете проводки такие:

ДЕБЕТ 0 105 36 340 КРЕДИТ 0 302 34 730 - отражена стоимость устройства;

ДЕБЕТ 0 106 21 310 КРЕДИТ 0 105 36 440 - учтена стоимость устройства в расходах на модернизацию;

ДЕБЕТ 0 106 21 310 КРЕДИТ 0 302 26 730 - учтена стоимость услуг по установке устройства в составе расходов на модернизацию;

ДЕБЕТ 0 101 21 310 КРЕДИТ 0 106 21 310 - увеличена первоначальная стоимость ККТ на сумму затрат на модернизацию;

ДЕБЕТ 0 302 34 830 КРЕДИТ 0 201 11 610 - оплачена стоимость устройства (по КОСГУ 340 одновременно увеличен забалансовый счет 18);

ДЕБЕТ 0 302 26 830 КРЕДИТ 0 201 11 610 - оплачена стоимость услуг по установке устройства(по КОСГУ 290 одновременно увеличен забалансовый счет 18).

Успейте оформить подписку на «Главбух» и получить в подарок чайник от Дмитрия Певцова.

Так для чего же нужен фискальный накопитель? Это специальное средство, которое шифрует информацию о пробитых чеках на новых ККТ.

Накопитель - это шифровальное (криптографическое) средство защиты данных в опломбированном корпусе, содержащее ключи фискального признака, который обеспечивает:

  • возможность формировать признак;
  • запись данных в некорректируемом виде (с признаком);
  • энергонезависимое долговременное хранение;
  • формирование и проверку признаков;
  • расшифровывание и аутентификацию документов, подтверждающих получение ОФД фискального документа, переданного ККТ, направляемых в ККТ ОФД;
  • возможность шифрования данных в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой ОФД.

Проще говоря, это устройство шифрует и защищает сведения о расчетах по кассе, записывает и хранит фискальные данные.

Чтобы включить фискальный регистратор, другую кассовую технику ККТ в разряд ОС в учётах (как бухгалтерском, так и налоговом), необходимо, чтобы он:

  • применялся для основной или управленческой деятельности;
  • длительно использовался (свыше 12 календарных месяцев).

Также устройство должно:

  • приносить выгоду (экономического характера);
  • не планироваться к продаже использующей организацией.

Эти условия указаны в ПБУ 6/01 «Учёт основных средств».

Чтобы записать кассовый аппарат в перечень амортизационного имущества компании в налоговом учёте, устройство должно:

  • находиться в собственности компании;
  • напрямую применяться для получения дохода (приносить финансовую прибыль).

Причём чтобы оприходовать аппарат, нужно погасить его стоимость амортизационными отчислениями.

Замена фискальных накопителей в кассе косгу

Инфо

Инспекция вправе считывать информацию с накопителя. Его данные сверят с информацией ОФД. Такие процедуры могут проводить в автоматизированном режиме.»

Как работает касса без накопителя? Если в кассе нет накопителя, то не получится передать данные о пробитых чеках в ФНС. Значит, такую технику использовать нельзя.

Компания может использовать накопители, номер и версия которых есть в реестре ФНС.


Модели устройств различаются сроком эксплуатации и версиями форматов документов, которые поддерживаются.

Срок действия фискального накопителя — 13 или 36 месяцев

Стандартный срок действия фискального накопителя составляет 13 месяцев. Его должны использовать большинство компаний.

Методических указаний по применению электронных контрольных лент защищенных в контрольно-кассовых машинах, утвержденных решением ГМЭК (Протокол от 25.06.2002 N 4/69-2002-25-06, далее — Методические указания), ЭКЛЗ представляет собой техническое устройство (комплекс программно-аппаратных средств в составе ККТ), обеспечивающее защищенную от необнаруживаемой коррекции регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о каждом из проведенных с использованием ККТ денежных расчетов, необходимой для полного учета доходов в целях правильного исчисления налогов.

При этом установить, заменить и снять ЭКЛЗ с кассового аппарата имеют право только центр технического обслуживания (ЦТО) и генеральные поставщики (п.

Важно

То есть разница между ЭКЛЗ и фискальным накопителем заключается в дополнительных функциях у последнего. Обратите внимание, что «Номер ФН» – заводской номер фискального накопителя из Отчета о регистрации или из Отчета об изменении параметров регистрации – обязательный реквизит онлайн-чека. Какие еще реквизиты должны быть в чеках

Эксперты Системы Главбух предупреждают

Отвечает Александр Сорокин,

заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России

«ККТ с функцией передачи ФД в инспекцию позволяет контролировать кассовую выручку организаций и предпринимателей удаленно.


Право проводить удаленные проверки с помощью автоматизированных систем закреплено пунктом 2 статьи 7 Закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ.

Во время проверки инспекторы получают доступ к данным в базе ОФД и доступ к ККТ.

Методических указаний).

Таким образом, в соответствии с положениями приведенных выше нормативных актов установка (замена) ЭКЛЗ и установка марки-пломбы является обязательным условием использования ККТ по прямому назначению. Соответственно, расходы по оплате договора, предметом которого являются замена ЭКЛЗ и установка марки-пломбы, вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

— Энциклопедия решений. Классификация операций сектора государственного управления (КОСГУ);

— Энциклопедия решений.


Статья 220 «Оплата работ, услуг» КОСГУ;

— Энциклопедия решений.

Для УСН, вмененки, патента, плательщиков единого сельхозналога и при оказания услуг есть фискальные накопители на 36 месяцев. В частности, срок ключа 36 месяцев у фискального накопителя модели «ФН-1» исполнение 2 и «ФН-1.1» исполнение 4. При совмещении спецрежима с общей системой, сезонной торговле и автономной работе ККТ разрешено покупать устройство, у которого ключ признака на 13 месяцев.

Обратите внимание: компания на спецрежиме может использовать по разъяснениям ФНС накопитель со сроком действия ключа признака 13 месяцев вместо фискального накопителя на 36 месяцев.
ФНС официально заявила, что штрафовать за такое нарушение не будет (письмо от 23 мая 2017 г. № ЕД-4-20/9679). Применять устройство на 13 месяцев можно до окончания срока действия ключа. Но после этого компания обязана установить элемент на 3 года.
Иначе ей грозит штраф до 10 000 руб. (ч. 4 ст.

То есть, чтобы оприходовать кассовую технику, нужно в её первоначальную стоимость включить стоимость:

  • ОС (должна подтверждаться подлинными документами, предоставляемыми поставщиком);
  • транспортировки и доставки ОС на объект заказчика;
  • наладки ОС (специалисты поставщика запустят и наладят оборудование на объекте заказчика);
  • профессиональной консультации (информационных услуг), предоставляемой перед покупкой поставщиком ОС (часто предоставляется бесплатно);
  • посреднических услуг, если ОС приобреталось у них (договор прилагается);
  • различных сопутствующих затрат, косвенно связанных с покупкой и внедрением ОС.

С 2017 года в РФ внедряются онлайн-кассы - аппараты весьма сложные, требующие наличия специального ПО для работы. Кроме того, ПО само по себе нуждается в постоянной технической поддержке и отладке.

Внимание

В этом случае формируется отчет о закрытии фискального накопителя, информацию о котором компании передают в ИФНС вместе с заявлением о перерегистрации ККТ (о снятии кассы с учета). Исключение - те случаи, когда ККМ потеряна или украдена.

Закрытие накопителя нужно также при сбоях в работе этого элемента. В этом случае нужно внести изменения в базу устройств, обратившись в ИФНС.


И только потом перерегистрировать ККТ в связи с заменой фискального накопителя.

Как сформировать отчет о закрытии накопителя? Отчет формируется только после того, как ОФД переданы все фискальные документы. Иначе система выдаст ошибку.

Код ищут в Общероссийском классификаторе ОК 013-2014 (утверждённый Постановлением Правительства № 1 от 01.01.2002). Классификатор устанавливает, что к кассовым аппаратам следует применять код 330.28.23.13 (звучит как «Машины счётные, аппараты контрольно-кассовые…») или же код 330.28.23.13.120 («Аппараты контрольно-кассовые»). Классификатор предполагает, что ККТ должен соответствовать амортизационной группе № 4 (эксплуатация не более 7 лет).

Важно помнить, что с 2017 года этот бухгалтерский классификатор разрешается применять только для того, чтобы списать суммы затрат в налоговом учёте. Если же необходимо определить эксплуатационный срок ККТ для проводок в бухгалтерском учёте, использовать нужно положение ПБУ 6/01.

Примеры того, как следует вести учёт

Например, если касса стоит 29 тыс.

Бухгалтерский учёт фискального накопителя напрямую зависит от его цены. ККТ можно провести по-разному:

  • как основное средство (ОС);
  • в составе имеющихся материально-производственных запасов (МПЗ).

Изначальная стоимость ОС должна включать сразу все затраты, связанные с приобретением и доведением кассы до пригодного к эксплуатации состояния. То есть отдельно приобретённый фискальный накопитель входит в это сумму.

Разновидности техники

Устройства, используемые для кассовых операций, можно поделить на системы, функционирующие:

  • самостоятельно (автономные аппараты);
  • в составе общей системы (фискальный регистратор).

Автономные устройства работают самостоятельно, но могут подключаться к ПК или принтеру.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа" между учреждением и оператором фискальных данных (далее - ОФД) заключен договор на обработку фискальных данных (онлайн-касса), предусматривающий оказание услуг абоненту, предоставление доступа абоненту к программным средствам системы для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также предоставления сопутствующего сервиса. Доступ к программным средствам системы (далее - Продукт) предоставляется на условиях лицензионного договора, являющегося неотъемлемой частью договора на обработку фискальных данных.
Предмет лицензионного договора заключается в том, что лицензиар предоставляет лицензиату право использования программных средств системы ОФД для передачи фискальных документов с целью их обработки в соответствии с законодательством РФ, а также получения сопутствующего сервиса. Оператором фискальных данных учреждению направлено уведомление о выделении лицензии на право использования программных средств системы ОФД и предоставлении услуг информационной, консультационной и технической поддержки (базовый уровень). В рамках данного договора учреждению выставлены счета на пакет "Касса-онлайн" один год (то есть в течение года с контрольно-кассового аппарата учреждения будут отправляться фискальные данные к оператору для обработки, хранения и передачи их в налоговый орган) и на пакет "СМС - чек 100" (это услуга, представляющая собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту).
По какой подстатье КОСГУ следует оплачивать данные расходы (подстатье 221 "Услуги связи" или 226 "Прочие работы, услуги")?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Оплата по счетам, выставленным автономному учреждению в рамках договора на обработку фискальных данных, может быть отнесена на КОСГУ в части использования пакета "Касса-онлайн" один год, на КОСГУ в части использования пакета "СМС - чек 100".

Обоснование вывода:
Согласно п. 1 раздела V Указаний, утвержденных Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее - Указания N 65н), отнесение расходов на ту или иную статью (подстатью) КОСГУ осуществляется исходя из экономического содержания проводимой операции. При этом п. 3 раздела V Указаний N 65н предусмотрено, что расходы по оплате услуг для нужд автономных учреждений подлежат отнесению на "Оплата работ, услуг" КОСГУ.
Соответственно, услуги, предоставляемые автономному учреждению оператором фискальных данных (далее - ОФД), подлежат отражению в учете по одной из подстатей "Оплата работ, услуг" КОСГУ. Конкретная подстатья КОСГУ, по которой отражаются соответствующие услуги, Указаниями N 65н не предусмотрена, поэтому ее выбор необходимо осуществлять, исходя из экономической сути заключаемого договора.
В рассматриваемой ситуации суть договора, заключаемого между автономным учреждением и ОФД, состоит в предоставлении последним права использования программных средств системы (Продукта) ОФД для передачи фискальных данных с целью их обработки в соответствии с законодательством Российской Федерации и получения сопутствующего сервиса.
Передача права пользования программными средствами осуществляется на основании лицензионного договора. Указаниями N 65н прямо предусмотрено, что приобретение права на использование программного продукта подлежит отнесению на "Прочие услуги, работы" КОСГУ.
В рассматриваемой ситуации использование пакета "Касса-онлайн" предусматривает отправку в течение года с контрольно-кассового аппарата фискальных данных оператору для обработки, хранения и передачи их в ИФНС. То есть по своей сути данная услуга представляет собой право пользования специализированным программным продуктом, расходы на пользование которым могут быть отнесены на КОСГУ.
При осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить данные документы в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты) ( Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, далее - Закон N 54-ФЗ).
Одним из требований, предъявляемых к соискателю разрешения на обработку фискальных данных, оператору фискальных данных, является наличие лицензии на осуществление деятельности по оказанию телематических услуг связи ( Закона N 54-ФЗ).
В соответствии с п. 32 ст. 2 Федерального закона N 126-ФЗ "О связи" услуга связи - это деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений. Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи. Перечень наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующие перечни лицензионных условий устанавливаются Правительством Российской Федерации и ежегодно уточняются (п. 1 ст. 29 Федерального закона N 126-ФЗ). Телематические услуги связи входят в названный перечень.
SMS - это служба сотовой сети, позволяющая осуществлять прием и передачу текстовых сообщений сотовым телефоном. А электронная почта представляет собой технологию и службу по пересылке и получению электронных сообщений между пользователями компьютерной сети (в том числе сети Интернет).
Пунктом 3 раздела V Указаний N 65н предусмотрено отнесение на "Услуги связи" КОСГУ расходов на приобретение услуг связи, в том числе услуг телефонно-телеграфной, факсимильной, сотовой, пейджинговой связи, радиосвязи, интернет-провайдеров.
Таким образом, оплата по счету, выставленному автономному учреждению за использование пакета "СМС - чек 100" (данная услуга представляет собой отправку СМС-чека по запросу покупателя на его телефон или электронную почту), может быть отнесена на КОСГУ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

При ведении учета с 1 января 2019 г., составлении бухгалтерской (бюджетной) и иной финансовой отчетности действует новый порядок применения КОСГУ. Рассмотрим подробно методические рекомендации Минфина по его применению.

Группировка КОСГУ в 2019 году

В соответствии с п. 5 «Порядка применения классификации операций сектора государственного управления», утвержденного Приказ ом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н (далее Порядок) кодам КОСГУ присваиваются уникальные коды, сформированные с применением буквенно-цифрового ряда: 0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, A, B, C, D, K, S, T, Z.

Действующий с 1 января 2019 г. порядок применения статей группы 100 «Доходы» сохраняет порядок применения кодов КОСГУ в 2018 г. Порядок применения дополнен отдельными особенностями, связанными с реализацией новой терминологии и применением учреждениями федеральных стандартов, в том числе ФСБУ «Доходы».

По статье 120 «Доходы от собственности» учитываются отдельные виды доходов от собственности исходя из экономического содержания операций с учетом вида имущества, передаваемого в управление (пользование). Статья детализируется подстатьями 121 – 129, 12A, 12K, и 12Т.

Доходы от арендных платежей отражаются по подстатьям 121 «Доходы от операционной аренды», 122 «Доходы от финансовой аренды» и 123 «Платежи при пользовании природными ресурсами» (в части аренды земельных участков).

Статья 130 «Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат» детализирована подстатьями 131 – 137 КОСГУ.

По подстатье 135 «Доходы по условным арендным платежам» отражаются поступления от компенсации затрат (расходов) на коммунальные услуги, а также по эксплуатации и хозяйственному обслуживанию переданного в аренду (безвозмездное пользование) здания (помещения), иных затрат (расходов) по содержанию переданного в пользование имущества.

Также группа 100 КОСГУ дополнена такими подстатьями как:

137 «Доходы от предстоящей компенсации затрат», на которую учреждение относит доходы в виде сумм ожидаемых возмещений по встречным требованиям или требованиям к другим лицам при исполнении обязательства, по которому предусмотрено формирование соответствующего резерва;

13S «Доходы по выполненным этапам работ по договору строительного подряда»;

190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления», которые ранее учитывались в числе иных доходов по подстатье 189).

Выплаты (компенсации) работникам

В 2019 г. по подстатье 211 «Заработная плата» учреждение, как и ранее, отразит начисление заработной платы работнику за выполнение им должностных обязанностей. Однако следует обратить внимание, что выплата пособия по временной нетрудоспособности за первые три дня, осуществляемая за счет средств работодателя, по данной подстатье КОСГУ отражаться не будет. Она подлежит отражению по подстатье 266 «Социальные пособия и компенсации персоналу в денежной форме» (выплата пособий за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя в случае заболевания работника или полученной им травмы, за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

В соответствии с Приказом Минфина РФ № 209н от 29.11.2017 к выплатам (пособиям и компенсациям) в натуральной форме относятся оплата товаров, работ, услуг, предоставленных работникам (населению), а также компенсация (возмещение) их расходов на приобретение товаров, работ и услуг. Указанные выплаты отражаются в 2019 г. по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме».

Также предусмотрены подстатьи, предназначенные для отражения операций по выплатам бывшим сотрудникам:

264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам»;

265 «Пособия по социальной помощи, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам в натуральной форме».

Оплата работ (услуг)

Ст. 220 «Оплата работ, услуг» группирует операции по оплате работ и услуг для обеспечения выполнения функций учреждений. В целях применения подстатей данной статьи в приказе Минфина № 209н сделано разграничение между услугами, потребляемыми непосредственно учреждениями и потребляемыми работником для его собственных нужд, не связанными с процессом производства (классифицируются как часть прочих несоциальных выплат персоналу в натуральной форме (см. подстатью 214)).

Из перечня расходов на транспортные услуги (подстатья 222), который применяется в 2018 г., исключены расходы по оплате проезда к месту проведения отпуска и обратно отдельным категориям лиц, в связи с тем, что данные операции не являются услугами, необходимыми для выполнения служебных, трудовых обязанностей (отражаются по подстатье 214 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в натуральной форме»). Описание подстатьи 222 «Транспортные услуги» дополнено расходами на выплату компенсации работникам за использование личного транспорта для служебных целей.

В порядке применения подстатьи 223 «Коммунальные услуги» из перечня операций исключены расходы на приобретение бутилированной питьевой воды, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам. Указанные расходы в 2019 г. подлежат отражению по подстатье 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения».

С 2019 г. предусмотрено выделение расходов по арендной плате согласно заключенным договорам аренды земельных участков и (или) других обособленных природных объектов по подстатье 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами».

Также с 2019 г. выделяются новые подстатьи, отражающие операции:

Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» исключены расходы на приобретение неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе приобретение пользовательских, лицензионных прав на программное обеспечение, приобретение и обновление справочно-информационных баз данных. Эти расходы подлежат отражению по отдельным подстатьям группы 300 «Поступление нефинансовых активов»:

  • 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования»;
  • 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования».

Из подстатьи 226 «Прочие работы, услуги» в подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» перенесены расходы на приобретение бланков строгой отчетности.

Прочие расходы

В соответствии с п. 10.9 Приказа Минфина № 209н статья 290 «Прочие расходы» детализирована подстатьями, отражающими расходы на уплату:

Для отражения выплат текущего и капитального характера в Порядке № 209н предусмотрены следующие подстатьи:

  • 296 «Иные выплаты текущего характера физическим лицам»;
  • 297 «Иные выплаты текущего характера организациям»;
  • 298 «Иные выплаты капитального характера физическим лицам»;
  • 299 «Иные выплаты капитального характера организациям».

Поступление (выбытие) нефинансовых активов

Детализация ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и 440 «Уменьшение стоимости материальных запасов» подстатьями, отражающими увеличение или уменьшение стоимости материальных запасов по объектам. Например, к подстатье 341 «Увеличение стоимости лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях» КОСГУ относится приобретение антибиотиков, лекарственных препаратов, аптечек и санитарных сумок для оказания первой помощи и т. п. В перечне подстатей ст. 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» выделяется подстатья 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения». На нее относится приобретение тех материальных запасов, которые в 2018 г. отражаются по подстатьям 223, 226, 296, таких как:

  • подарочная и сувенирная продукция, не предназначенная для дальнейшей перепродажи;
  • специальная продукция, бланки строгой отчетности;
  • бутилированная питьевая вода, если у организации отсутствует система централизованного питьевого водоснабжения либо органом санитарно-эпидемиологического надзора выдано заключение о признании воды не соответствующей санитарным нормам.

Детализация ст. 350 «Увеличение стоимости права пользования». Так, в целях применения ФСБУ «Аренда» добавлена подстатья 351 «Увеличение стоимости права пользования активом» для отнесения операций, отражающих увеличение стоимости права пользования активом при признании объекта учета операционной аренды в составе нефинансовых активов (применяется только для учета, при планировании расходов применяется подстатья 224).

Дополнены подстатьи 352 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с неопределенным сроком полезного использования», 353 «Увеличение стоимости неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности с определенным сроком полезного использования» для отражения приобретения неисключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности.