Закон о приватизации года последняя редакция. Закон о бессрочной приватизации

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1

Приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2

Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу

Статья 3.1

В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4

Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена

Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7

Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8

Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 9.1

Граждане, приватизировавшие жилые помещения, являющиеся для них единственным местом постоянного проживания, вправе передать принадлежащие им на праве собственности и свободные от обязательств жилые помещения в государственную или муниципальную собственность, а соответствующие органы исполнительной власти, органы местного самоуправления или уполномоченные ими лица обязаны принять их в собственность и заключить договоры социального найма этих жилых помещений с этими гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований.

Статья 10. Утратила силу

Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Раздел II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И УСЛОВИЯ

ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ

Статья 11

Каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.

Несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде после достижения ими совершеннолетия.

Статьи 12 - 15. Утратили силу. - Закон РФ от 23.12.1992 N 4199-1.

Статья 16

Приватизация занимаемых гражданами жилых помещений в домах, требующих капитального ремонта, осуществляется в соответствии с настоящим Законом. При этом за бывшим наймодателем сохраняется обязанность производить капитальный ремонт дома в соответствии с нормами содержания, эксплуатации и ремонта жилищного фонда в порядке, установленном жилищным законодательством Российской Федерации.

Статья 17

Органы государственной власти или органы местного самоуправления, предприятия, учреждения вправе выкупать у граждан с их согласия жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности, с целью более рационального их перераспределения.

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"

Постановление Конституционного Суда РФ от 15 июня 2006 г. N 6-П
"По делу о проверке конституционности положений подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") в связи с запросом Верховного Суда Российской Федерации и жалобой граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой"


Именем Российской Федерации


Конституционный Суд Российской Федерации в составе председательствующего А.Л. Кононова, судей Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Ю.Д. Рудкина, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

с участием представителя Верховного Суда Российской Федерации - доктора юридических наук В.В. Ершова, гражданина М.Ш. Орлова, постоянного представителя Государственной Думы в Конституционном Суде Российской Федерации Е.Б. Мизулиной, представителя Совета Федерации - доктора юридических наук Е.В. Виноградовой,

руководствуясь статьей 125 (части 2 и 4 ) Конституции Российской Федерации, подпунктом "а" пункта 1 и пунктом 3 части первой , частями третьей и четвертой статьи 3 , статьями 36 , 74 , 84 , 85 , 86 , 96 , 97 и 99 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации",

рассмотрел в открытом заседании дело о проверке конституционности положений Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Поводом к рассмотрению дела явились запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой. Основанием к рассмотрению дела явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации оспариваемые заявителями положения Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" об отмене приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов.

Поскольку запрос Верховного Суда Российской Федерации и жалоба граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой касаются одного и того же предмета, Конституционный Суд Российской Федерации, руководствуясь статьей 48 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", соединил дела по этим обращениям в одном производстве.

Заслушав сообщение судьи-докладчика С.П. Маврина, объяснения представителей сторон, заключение эксперта - доктора юридических наук Б.М. Гонгало, выступления приглашенных в заседание полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации М.Ю. Барщевского, а также представителей: от Генерального прокурора Российской Федерации - Т.А. Рыжковой, от Министерства регионального развития Российской Федерации - М.В. Дорофеева, исследовав представленные документы и иные материалы, Конституционный Суд Российской Федерации установил:

1. Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" с 1 января 2007 года утрачивают силу содержащие общие положения статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 и 9.1 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и его раздел II , закрепляющий основные принципы и условия приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов. Статьей 12 того же Федерального закона часть первая статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определяющая жилые помещения, не подлежащие приватизации, дополнена положением, согласно которому не подлежат приватизации жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

Оспаривающий конституционность названных законоположений Верховный Суд Российской Федерации утверждает, что отмена законодателем права граждан на бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (с 1 марта 2005 года - частичная, а с 1 января 2007 года - полная) противоречит вытекающим из Конституции Российской Федерации принципам справедливости, стабильности и гарантированности прав граждан, поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, недопустимости издания законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина, и не соответствует ее статьям 19 (часть 1 ) и 55 (части 2 и 3 ).

Граждане М.Ш. Орлов, Х.Ф. Орлов и З.Х. Орлова, которым на основании части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы отказал в приватизации квартиры, предоставленной по договору социального найма 18 апреля 2005 года, просят признать примененную в их деле норму не соответствующей статьям 6 (часть 2 ), 19 (части 1 и 2 ), 27 (часть 1 ), 35 , 40 и 55 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по настоящему делу являются взаимосвязанные положения подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" и части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в редакции статьи 12 названного Федерального закона, которыми определяется завершение периода приватизации жилых помещений (бесплатной передачи в собственность граждан Российской Федерации занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде) с 1 января 2007 года и одновременно исключается (в пределах определяемого этой датой периода) приватизация жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда, предоставленных гражданам на условиях социального найма после 1 марта 2005 года.

2. Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию демократическим правовым государством, исходит из необходимости установления правовых основ единого рынка и обеспечения тем самым единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности и охраны частной собственности законом (статья 8, части 1 и 2 ; статья 35, часть 1 ; статья 71, пункт "ж" ). Одновременно в силу Конституции Российской Федерации Российская Федерация как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 7, часть 1 ), призвана гарантировать реализацию прав и свобод человека и гражданина в этой сфере, в частности права каждого на жилище (статья 40, часть 1 ), признаваемого международным сообществом в качестве элемента права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах).

2.1. Осуществляя регулирование и защиту прав и свобод человека и гражданина (статья 71, пункт "в" , Конституции Российской Федерации) и исходя из того, что экономической основой любого демократического правового государства являются частная собственность и рынок, федеральный законодатель в период перехода к рыночной экономике должен был определить правовые начала преобразования отношений собственности.

В жилищной сфере такое преобразование реализовывалось за счет всемерного роста частного жилищного фонда, который, согласно Закону Российской Федерации от 24 декабря 1992 года "Об основах федеральной жилищной политики", пополнялся путем: 1) приватизации в установленном порядке занимаемых жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов; 2) жилищного строительства, в том числе жилищного строительства товариществами индивидуальных застройщиков; 3) участия в жилищных и жилищно-строительных кооперативах, кондоминиумах; 4) купли-продажи жилья, в том числе через биржи, аукционы; 5) приобретения в порядке наследования и по другим законным основаниям (статья 19 ).

Поскольку уровень доходов не позволял большей части населения России обеспечивать себя собственностью в жилищной сфере самостоятельно, граждане реально могли воспользоваться (и многие из них воспользовались), как правило, только одним способом приобретения жилья в частную собственность - путем бесплатной приватизации занимаемых ими жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов.

Создание частного жилищного фонда в Российской Федерации в немалой степени именно за счет бесплатной приватизации жилых помещений и, соответственно, существенное сокращение государственного и муниципального жилищных фондов являются, с одной стороны, свидетельством преобразования отношений собственности, формирования рынка недвижимости, а с другой стороны - предпосылкой прекращения использования бесплатной приватизации в качестве основного способа развития института частной собственности в жилищной сфере.

Правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере стал Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определивший, как следует из его преамбулы , базовые принципы приватизации государственного и муниципального жилищного фонда с целью создания условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Федеральный законодатель, таким образом, изначально не включил нормы о приватизации жилых помещений в Жилищный кодекс РСФСР. Свое намерение осуществлять регламентацию приватизационного механизма рыночных преобразований в Российской Федерации в специальных законодательных актах он подтвердил, закрепив в Гражданском кодексе Российской Федерации, что имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества (статья 217 ).

2.2. Гарантируемое статьей 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина (статья 17, часть 2 , Конституции Российской Федерации). Данное право - исходя из того, что приватизация жилья определяется в статье 1 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, - появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилищном фонде. Таким образом, право на бесплатную приватизацию конкретного жилого помещения приобретается гражданином в силу закона и является производным от его статуса нанимателя жилого помещения.

Осуществляя преобразования отношений собственности в жилищной сфере при установлении правовых основ единого рынка и регулировании соответствующих гражданских прав, федеральный законодатель в рамках своих дискреционных полномочий вправе как издавать акты, призванные в течение определенного периода обеспечивать правовое регулирование отношений по бесплатной передаче в собственность граждан занимаемых ими на правах нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и отменять их. Такое временное правовое регулирование может заключаться в установлении, изменении и отмене тех или иных имущественных прав, к числу которых относится и право на бесплатную приватизацию. Однако при этом должны соблюдаться требования разумной стабильности правового регулирования и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 декабря 1997 года N 18-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", от 19 июня 2002 года N 11-П по делу о проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", "О минимальном размере оплаты труда" и "О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации", от 23 апреля 2004 года N 8-П по делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации).

2.3. К основным началам жилищного законодательства Жилищный кодекс Российской Федерации, его статья 1 , относит реализацию гражданами закрепленного в статье 40 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации права на жилище и обусловливаемых им жилищных прав по своему усмотрению и в своих интересах. В силу названного законодательного установления граждане в условиях рыночной экономики обеспечивают осуществление своих жилищных прав самостоятельно, используя для этого различные допускаемые законом способы.

Вместе с тем статья 40 (части 2 и 3 ) Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти и органы местного самоуправления создавать малоимущим, иным указанным в законе гражданам дополнительные условия для реализации права на жилище посредством предоставления жилья бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Конкретизируя указанную конституционную обязанность, федеральный законодатель закрепил в Жилищном кодексе Российской Федерации, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции должны обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда (пункт 3 статьи 2 ).

Это означает необходимость выработки органами публичной власти в рамках мер социальной защиты определенных категорий населения адекватной условиям рыночной экономики жилищной политики (статья 72, пункт "к" части 1, Конституции Российской Федерации). Материальную основу такой политики составляет жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов (пункт 1 части 3 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации). Жилищный фонд социального использования формируется из находящихся в государственной и муниципальной собственности объектов жилищного фонда и пополняется за счет ввода новых объектов, предназначенных исключительно для удовлетворения потребности в жилище и обеспечения жилыми помещениями социального использования малоимущих и иных категорий граждан, указанных в законе.

Прекращение на определенном этапе бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и тем самым - оставление в государственной и муниципальной собственности доли жилищного фонда также служит цели сохранения и пополнения жилищного фонда социального использования, позволяющего Российской Федерации как социальному государству выполнять свою социальную функцию в области жилищных отношений.

Аналогичной позиции придерживается Европейский Суд по правам человека, отметивший, что в современном обществе обеспечение населения жильем является важнейшей социальной потребностью; решение жилищного вопроса не может быть целиком отдано на откуп рынку, неограниченное действие которого, особенно в ситуации трансформации экономики, способно создать опасность нежелательных социальных последствий, а потому отражает не только частный, но и публичный интерес (решение от 21 февраля 1986 года по делу James and Others). Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16 мая 2000 года N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 4 статьи 104 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" также отметил, что отношения, связанные с обеспечением функционирования и сохранения целевого назначения жилищных объектов, в том числе относящихся к жилищному фонду социального использования, эксплуатируемому в интересах населения, носят публично-правовой характер, и это должен учитывать законодатель при осуществлении их правового регулирования.

Следовательно, в период перехода от государственно-планового правового регулирования к правовому регулированию, направленному на преобразование отношений собственности, создание основ единого рынка и гарантирование социальной защиты населения, федеральный законодатель, осуществляя законотворчество в жилищной сфере, вправе как ввести бесплатную приватизацию жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, так и прекратить ее, исходя из необходимости обеспечения сохранности в государственной и муниципальной собственности определенной доли жилищного фонда, позволяющей публичной власти выполнять социальную функцию в области жилищных отношений.

Вместе с тем, определяя момент прекращения бесплатной передачи в собственность граждан занимаемых ими жилых помещений, федеральному законодателю надлежит учитывать, что граждане должны иметь возможность адаптироваться к вносимым изменениям в течение некоторого переходного периода (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 мая 2001 года N 8-П по делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2005 года N 502-О по жалобе гражданина С.В. Зимницкого на нарушение его конституционных прав положениями статьи 44 Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ).

2.4. Таким образом, подпункт 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" не противоречит Конституции Российской Федерации, поскольку, установив срок завершения длящегося с 1991 года процесса бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, федеральный законодатель тем самым предоставил гражданам возможность адаптироваться к изменениям, вносимым в соответствующее законодательство. Вместе с тем в рамках своих дискреционных полномочий он может продлевать и восстанавливать действие правовых норм, обеспечивающих практическую реализацию этого процесса.

3. Любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2 ), в силу которых различия допустимы, если они объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им. Соблюдение конституционного принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях) (постановления от 24 октября 2000 года N 13-П по делу о проверке конституционности положений пункта 13 статьи 39 Закона Российской Федерации "Об образовании", статьи 1 Федерального закона "О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию" и пункта 7 статьи 27 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 3 июня 2004 года N 11-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 28 и 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определения от 27 июня 2005 года N 231-О по жалобе гражданина К.А. Галеева на нарушение его конституционных прав положением подпункта 1 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", от 1 декабря 2005 года N 428-О по жалобе гражданина Е.В. Шеховцова на нарушение его конституционных прав положениями части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей").

Согласно правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 10 декабря 2002 года N 316-О по жалобе граждан В.И. Беломытцевой, К.Н. Бережного и других на нарушение их конституционных прав положением статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", провозглашенный статьей 19 Конституции Российской Федерации принцип равенства распространяется не только на непосредственно признаваемые Конституцией Российской Федерации права и свободы, но и на связанные с ними другие права, приобретаемые на основании федерального закона. Право граждан на бесплатную приватизацию занимаемых ими жилых помещений, связанное с реализацией закрепленных Конституцией Российской Федерации права граждан на жилище, свободу передвижения и права собственности, относится к категории приобретаемых в силу закона социально-экономических прав, а потому федеральный законодатель, внося изменения в регулирование этого права, ограничивая или отменяя его, не может действовать произвольно и допускать отступления от конституционного принципа равенства.

3.1. Установив в статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрет на бесплатную передачу в собственность граждан жилых помещений, предоставленных им после 1 марта 2005 года по договорам социального найма из государственного и муниципального жилищных фондов, и обосновав это тем, что с введением в действие Жилищного кодекса Российской Федерации договоры социального найма жилых помещений заключаются на новых условиях, федеральный законодатель фактически поставил таких граждан в неравное положение с гражданами, получившими жилье до указанной даты и, следовательно, сохранившими право на приватизацию в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда.

Между тем единственным различием в условиях заключения договоров социального найма до и после 1 марта 2005 года является форма административного решения о предоставлении нуждающемуся гражданину жилого помещения: до 1 марта 2005 года оно предоставлялось на основании ордера, а после этой даты - на основании решения органа местного самоуправления. Данное различие носит формально-юридический характер и не является существенным, оно не влияет на правовой режим жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, и потому не предопределяет каких-либо его особенностей. Следовательно, и после 1 марта 2005 года правомочия по владению, пользованию и ограниченному распоряжению жилым помещением, занимаемым по договору социального найма, осуществляются на единых условиях для всех нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов независимо от времени их предоставления.

Конституционный Суд Российской Федерации, анализируя положения законодательства о приватизации жилищного фонда, пришел к выводу, что ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, предопределяющие особенности правового режима жилого помещения, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи этого помещения в частную собственность (Постановление от 3 ноября 1998 года N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации").

Из приведенной правовой позиции следует, что запрет на приватизацию тех или иных объектов государственного или муниципального жилищного фонда может быть обусловлен только особенностями правового режима данных объектов. Жилые помещения, полученные гражданами по договорам социального найма как до, так и после 1 марта 2005 года, были предоставлены из государственного или муниципального жилищного фонда, т.е. в период общего срока действия норм о бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов правовой режим этих помещений является одинаковым, что не предполагает различий в правах, приобретаемых указанными гражданами.

3.2. Таким образом, установление в части первой статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации") запрета на бесплатную приватизацию жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору социального найма после 1 марта 2005 года в пределах общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда, не имеет конституционного обоснования и противоречит статье 19 (часть 2 ) Конституции Российской Федерации, согласно которой государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

И 100 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации постановил:

1. Признать не противоречащим Конституции Российской Федерации положение подпункта 1 пункта 2 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2004 года "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", в соответствии с которым с истечением установленного законом срока утрачивают силу статьи 1 , 2 , 4 , 6 , 7 , 8 , 9.1 и раздел II Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", предусматривающие возможность бесплатной приватизации жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов для нанимателей этих помещений.

2. Признать не соответствующим Конституции Российской Федерации, ее статье 19 (часть 2 ), положение части первой статьи 4 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (в редакции статьи 12 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации"), в силу которого не подлежат бесплатной приватизации (в пределах установленного законом общего срока действия норм о приватизации жилищного фонда) жилые помещения, предоставленные гражданам по договорам социального найма после 1 марта 2005 года.

3. Дело граждан М.Ш. Орлова, Х.Ф. Орлова и З.Х. Орловой подлежит пересмотру в установленном порядке, если для этого нет иных препятствий.

4. Настоящее Постановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

5. Согласно статье 78 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" настоящее Постановление подлежит незамедлительному опубликованию в "Российской газете" и "Собрании законодательства Российской Федерации". Постановление должно быть опубликовано также в "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".


Конституционный Суд
Российской Федерации


С 1992 года в России действует порядок приватизации, позволяющий получить в собственность жилье из госфонда. Периодически в нормативы вносятся поправки.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как в 2020 году работает закон о приватизации квартиры? Завершение бесплатной приватизации планировалось в 2020 году.

Предполагалось, что после 1.03.2017 приватизировать жилье можно будет только на платной основе.

Однако после многочисленных обсуждений было принято решение продлить действующую программу. Как в 2020 году действует закон о приватизации, и каковы его перспективы?

Что нужно знать

Согласно федеральному закону «О приватизации государственного и муниципального имущества» () под приватизацией подразумевается переход права собственности на объекты недвижимости от государства или муниципальных органов к физическим и юридическим лицам.

Основное условие это нахождение приватизируемого имущества в государственной или муниципальной собственности.

Еще одно важное правило касается однократности права на . То есть бесплатно приватизировать имущество можно только раз в жизни.

Гражданин, претендующий на приватизацию, должен соответствовать следующим требованиям:

  • проживать в приватизируемом жилье на основании договора социального найма;
  • иметь постоянную регистрацию по месту проживания;
  • проживание должно быть фактическим.

Участвовать в приватизации могут как совершеннолетние, так и несовершеннолетние граждане. Интересы детей представляют родители или законные .

По достижению совершеннолетия граждане могут повторно воспользоваться правом на приватизацию.

Участие в приватизации допускается и для лиц недееспособных. От их имени действуют законные представители на основании официальных документов об опеке.

Не смогут участвовать в приватизации граждане, проживающие на приватизируемой жилплощади по , или . Временная регистрация также не дает права приватизировать жилье.

Основные понятия

Приватизация это, по сути своей, отчуждение государственного имущества в пользу частного лица.

При этом должен соблюдаться утвержденный порядок передачи и обеспечиваться регистрация .

Все основные условия и требования подробно расписаны в федеральных нормативах. Основной принцип это равенство всех приобретателей госимущества и открытость сделки.

В качестве субъектов правоотношений выступают физлица и организации с одной стороны и госорганы или местные органы управления с другой стороны.

Объекты госимущества разделяются на:

  • имущество, не подлежащее приватизации;
  • объекты с ограниченным сроком приватизации;
  • имущество, приватизируемое в конкретном порядке.

Нельзя приватизировать объекты, на которые уже оформлено право частной собственности. Кроме того запрещена приватизация для:

  • жилья, обладающего статусом общежития;
  • имущества, принадлежащего воинской части;
  • жилья, признанного ветхим или аварийным, то есть непригодным для проживания.

Действие нормативной базы

Начало приватизации положил «О приватизации жилищного фонда в РФ». Здесь определены основные правила и условия приватизации.

Некоторые изменения были внесены . Изначально предполагался ограниченный срок бесплатной приватизации.

Впоследствии срок окончания несколько раз изменялся. В последний раз завершить приватизацию планировалось 1.03.2017.

После этой даты возможность получить в собственность госимущество должна была стать платной.
Но, несмотря на достаточно долгий срок применения, приватизацией воспользовались далеко не все россияне.

Немалое количество жилья продолжало находиться в государственной собственности. Большую роль сыграло и присоединение Крыма, жители которого попросту не успели бы воспользоваться приватизацией.

В итоге было принято решение об окончательном продлении приватизации, теперь уже бессрочно.

Гражданам сначала нужно получить иное жилье от государства при наличии оснований и только потом претендовать на приватизацию жилища.

Не получится приватизировать служебную квартиру, поскольку собственником ее является не государство, а конкретная организация.

Хотя в этом случае допускается возможность приватизации. Для этого потребуется получить от работодателя письменное на недвижимости и перевод жилья в частную собственность.

На практике процент подобных сделок крайне мал. Не допускается участие в приватизации временно прописанных граждан по той причине, что срок временной регистрации ограничен.

Кроме того, следует знать, что приватизация это не обязанность, а право граждан. Если в приватизируемом жилье проживает несколько человек, то некоторые из них могут .

При этом право собственности на квартиру распределяется меж остальными участниками в равных долях.

Отказавшийся от участия в приватизационном процессе гражданин сохраняет право бессрочного пользования жилплощадью.

Порядок проведения процедуры

Установленный приватизационный порядок предусматривает следующую последовательность действий:

Приведение квартиры в надлежащее состояние Жилье должно соответствовать утвержденным санитарным и противопожарным нормам
Соблюдение технических норм Если имеется неузаконенная перепланировка, то необходимо узаконить изменения или вернуть квартиру в первоначальное состояние согласно
Сбор необходимого пакета документов
Подача документов в уполномоченный орган
Получение положительного решения Приватизационной комиссии или мотивированного отказа
Регистрация права собственности на квартиру При положительном ответе комиссии

К необходимым для приватизации документам относятся:

  • ордер на квартиру или договор социального найма;
  • из о составе прописанных лиц;
  • паспорта всех зарегистрированных граждан;
  • документы, указывающие на отсутствие иной жилой недвижимости.

Заявление на приватизацию пишется по обычному для таких документов стандарту:

  • сведения о заявителе (Ф.И.О., данные паспорта);
  • изложение сути заявления (просьба о разрешении приватизации);
  • перечисление остальных участников приватизации;
  • описание объекта (адрес, характеристики);
  • всех участвующих лиц.

Если кто-то из жильцов отказывается от участия в приватизации, составляется нотариальный отказ.
Собранные документы вместе с заявлением подаются в жилищный отдел при местной администрации.

Принятие документации сопровождается выдачей расписки с указанием даты обращения и перечня принятых документов.

На проверку подлинности документов и правомерности обращения отводится два месяца. При положительном решении все участники приватизации приглашаются для заключения соответствующего договора.

Продлена ли до 2020

Завершиться бесплатная приватизация должна была 1.03.2017. При этом рассматривался , предполагающий продление проекта до 1.01.2020.

ФЗ № 14 от 22.02.2017 продлил приватизацию в очередной раз, но теперь уже сделав ее бессрочной для всех граждан.

Какие есть возникающие нюансы

Приватизированная квартира переходит в полную собственность частных лиц. Но в отдельных случаях процедура может быть оспорена заинтересованными лицами.

Приватизация признается незаконной, если:

В приватизационном процессе не участвовало лицо Имевшее право на приватизацию и не отказавшееся от участия в официальном порядке
Совершеннолетний гражданин Воспользовался правом на приватизацию повторно
Участником приватизации стал гражданин, не имевший права На приватизацию
Оформлением приватизации занималось лицо, не уполномоченное На свершение таких действий
Использовались недействительные Или поддельные документы
Из списка участников были исключены Несовершеннолетние жильцы
На момент приватизации Один из участников пребывал в недееспособном состоянии

Если основания для признания недействительности процедуры подтверждаются в суде, приватизация аннулируется. Квартира возвращается в исходное состояние.

Ее можно приватизировать повторно. Зарегистрированные жильцы сохраняют право на приватизацию.

Важно! Действующий закон о приватизации квартиры без согласия всех без исключения собственников не позволяет начать процедуру.

Должно иметься согласие всех жильцов или письменные .

С несовершеннолетними детьми

Если в приватизируемой квартире проживают несовершеннолетние дети, то категорически запрещается исключать их из состава участников.

Исключение возможно только в случае получения соответствующего разрешения от органов опеки. Например, планируется приватизация иного жилья с лучшими условиями.

Видео: приватизация навеки

Если ребенок намеренно выписан из квартиры до приватизации, то право на участие за ним сохраняется.

Причем после передачи квартиры в собственность ребенок получает долю, равную долям прочих собственников.

Процесс приватизации квартиры с несовершеннолетним ребенком ничем не отличается от обычного порядка.

В заявление, а потом и в договор, включается участвующий ребенок как полноценный участник. Допускается приватизация квартиры исключительно на несовершеннолетнего ребенка.

Такое возможно в случае отказа родителей от участия в приватизации или при единоличном проживание (при утере родителей).

В последнем случае от имени ребенка выступают органы опеки или законные опекуны, а все расходы по передаче квартиры в собственность берет на себя государство.

При проведении в Москве

Оформить приватизацию квартиры в Москве можно через МФЦ или Департамент жилищной политики.

Подробно узнать об условиях приватизации для проверки своего соответствия можно на официальном городском портале города Москвы.

Условия в принципе не отличаются от общепринятых, но предусматривается возможность подачи заявления онлайн.

Подать документы на приватизацию квартиры в электронной форме вправе:

Онлайн обращение требует заполнения онлайн формы и прикрепления сканов всех необходимых документов. В течение двух месяцев обращение рассматривается, затем заявитель должен обратиться в

Для чего необходимо приватизировать жилье?

Приватизация жилья дает право распоряжаться своим имуществом так, как вы считаете нужным: продавать, передавать в наследство, дарить и осуществлять любые другие законные сделки.

Чтобы приватизировать жилье, необходимо согласие всех проживающих?

Да, необходимо получить согласие всех проживающих на данной жилплощади совершеннолетних и несовершеннолетних членов семьи, которым исполнилось 14 лет.

Есть ли минусы у такого типа владения жильем?

Да. Основной заключается в том, что все расходы на обслуживание квартиры будет оплачивать сам собственник: коммунальные платежи, взносы за капитальный ремонт дома и прочее.

Кроме этого, владелец собственности обязан оплачивать налог на недвижимость. С 2015 года для его расчёта применяется кадастровая стоимость жилья (она обычно выше инвентаризационной).

Также при сносе дома собственник может рассчитывать только на предоставление равноценного жилья. В то же время те, кто проживают в квартире по договору социального найма, получают жилье из расчета 18 кв. м на человека. Например, если семья из 3 человек живет в квартире общей площадью 40 кв. м на основании договора социального найма, то при сносе дома она получит квартиру общей площадью не менее 54 кв. м.


Фото: Рюмин Александр /ТАСС

Какое жилье нельзя приватизировать?

В приватизации вам откажут, если жилье:

Находится в аварийном состоянии

Числится при воинской части

Имеет статус общежития

После этого срока приватизировать квартиру можно будет только на платной основе. Точных условий пока нет.

В 1991 году у граждан России появилась возможность оформить государственное жилье в частную собственность (ФЗ №1541-1 «О приватизации жилищного фонда РФ») с получением полных прав на квартиру, в которой проживает владелец по договору социального найма. Действующее законодательство гарантирует бесплатную приватизацию в период до 01.03.2018 г. В дальнейшем придется вносить частичную оплату, которую рассчитывают с учетом кадастровой стоимости жилья.

Приватизация квартир в 2017 году

Для оформления права собственности нужно собрать определенные документы, часть из которых платная. В общем случае придется потратить до 3 -5 тыс. руб. (справки - 100, 500, 700 руб.). По срокам процедура приватизации занимает около трех месяцев: два - на рассмотрение заявления и один - регистрация частной собственности. Либо можно обратиться в специализированную компанию и заказатьуслуги по приватизации квартиры .

Пошагово схема действий следующая:

  1. Уточнить в жилуправлении возможность приватизации с учетом действующих законов.
  2. Получить согласие зарегистрированных жителей квартиры. Безадресный отказ от приватизации фиксируется у нотариуса (500 руб.).
  3. Выбрать форму собственности (единоличная или общая).
  4. Обратиться в БТИ за техническим паспортом. Сотрудники БТИ проверят состояние квартиры, определят аварийность, наличие пристроек и изменений планировки.
  5. Подготовить необходимые документы. Этот этап занимает основное время на приватизацию.
  6. Составить и подать заявление в жилотдел городской или сельской администрации.
  7. На основании полученного решения подписать договор на передачу квартиры в собственность.
  8. Оформить документы на регистрацию в Росреестре, который через один месяц выдаст соответствующее свидетельство о правах на собственность.

При превышении срока регистрации (более одного месяца) можно подавать жалобу в вышестоящие инстанции.

Что особенного в приватизации квартиры

Все этапы оформления и регистрации права собственности несложно пройти самостоятельно. Но чтобы не тратить время на саму процедуру, можно заказать услуги специалистов, которые займутся подготовкой, подачей и получением документов. Конечно, такую работу придется оплатить. Расценки зависят от выбранного региона и сложности оформления (неузаконенная перепланировка, количество прописанных и проживающих и т. д.).

Виды жилья под приватизацию

Получить право собственности смогут жители муниципальных и коммунальных квартир, которые имеют соответствующий статус. Нельзя приватизировать следующие виды жилья:

  • частная или общественная жилая недвижимость;
  • аварийное жилье;
  • комнаты общежитий;
  • служебные квартиры или дома;
  • жилой фонд военных поселений и городков;
  • помещения на объектах природоохранного значения.

Для общественной или служебной недвижимости делают исключение, если имеется специальное разрешение.

ВНИМАНИЕ! Квартиры с договором безвозмездного пользования не подлежат приватизации. Для недвижимости с договором социального найма получить свидетельство о правах собственности вполне допустимо.

Участие в приватизации

Право собственности получают жильцы с пропиской по указанной жилплощади. Несовершеннолетние представлены родителями или опекунами, а временно отсутствующие (болезнь, заключение, военная служба) - государственными органами, которые бронируют соответствующую долю.

ВНИМАНИЕ! В соответствии со ст.11 в приватизации участвуют граждане старше 18 лет. Оформить такое право можно только один раз. Повторное участие предусмотрено только для несовершеннолетних лиц, права которых нарушены.

Отказ от приватизации оформляется у нотариуса. Такой документ может пригодиться в будущем при решении споров.

Кто сможет распоряжаться недвижимостью

Право собственности на жилье зависит от выбранной формы:

  • единоличная - всем распоряжается владелец;
  • совместная - участие принимают все жители;
  • долевая - для принятия решения нужно согласие всех жильцов

Законодательство требует распределить доли для каждого участника приватизации.

Получение документов в БТИ

Для помещений с незаконной перепланировкой или пристройками нужно:

  • восстановить первоначальную планировку;
  • узаконить изменения и получить соответствующие документы;
  • оплатить штраф.

Если все формальности соблюдены, БТИ выдает техпаспорт, который затем сдают в жилотдел регистрационной палаты.

Перечень документов на право собственности:

  1. Заявление от каждого участника приватизации.
  2. Оригиналы и копии паспорта, а для несовершеннолетних свидетельства о рождении.
  3. Документы на жилье (ордер, договор и т. д.).
  4. Техпаспорт.
  5. Кадастровый паспорт. Заказывают по месту жительства или на сайте Госкадастра.
  6. Выписка с указанием прописанных в жилье (ЖЭУ, паспортный стол).
  7. Подтверждение прав на недвижимость (справка из регистрационной палаты).
  8. Справка об оплате коммунальных услуг.
  9. Другие документы в зависимости от ситуации (смена фамилии, развод и т. д.).

Обращаться нужно в жилищный отдел городской администрации. С нотариально заверенной доверенностью вопросы можно решить без участия всех проживающих.

Отличия приватизированного и неприватизированного жилья

После получения права собственности на квартиру участники становятся полноправными владельцами помещений. Такой вариант удобен и выгоден по целому ряду причин:

  1. Жилье полностью принадлежит собственнику, который может его продать, поменять, перепланировать и т. д. без получения каких-либо разрешений от государства.
  2. После смерти собственника жилье переходит в наследство родственникам.
  3. Владельцам нужно вносить обязательные платежи на ремонт и т. д.
  4. Льготное переселение из приватизированной квартиры возможно только в аналогичную по метражу. В остальных случаях полагается по 18 кв. м на каждого жителя (Москва).

Нужно помнить, что приватизированную недвижимость принудительно забирают для погашения долгов по кредитам или из-за неуплаты обязательных платежей. С государственным жильем такие действия невозможны.