Зафиксировал штраф? получи комиссию. частный бизнес начал сотрудничать с гибдд

Частные камеры видеофиксации нарушений ПДД в настоящее время являются законным вариантом для привлечения автовладельцев к ответственности по нормам КоАП РФ. При соблюдении правил установки указанных средств контроля выписанное постановление будет являться обязательным для уплаты штрафа, а в ряде случаев и для наложения санкции в виде лишения прав.

Средства видеофиксации нарушений на дороге могут передаваться в частные руки на основании государственных контрактов, заключаемых между службой ГИБДД, региональными управлениями дорожного хозяйства и юридическими лицами или частными предпринимателями. Предметом указанных соглашений выступает эксплуатация и текущее обслуживание комплексов видеонаблюдения.

Ключевые нюансы такого использования и размещения средств наблюдения заключаются в следующем:

  1. каждый комплекс подлежит проверке и сертификации в соответствии с едиными федеральными правилами, а обслуживающий персонал частных камер должен пройти специальную подготовку;
  2. размещение частных комплексов на трассах осуществляется вне мест расположения стационарных камер видеонаблюдения, а их наличие не должно обозначаться специальными предупреждающими знаками;
  3. в обязанности частных лиц, эксплуатирующих камеры видеофиксации, входит не только выявление нарушений, но и распечатка и доставка постановлений о наложении штрафов до конкретных автовладельцев;
  4. эксплуатация частных камер осуществляется на возмездной основе, юрлица и предприниматели получают фиксированную часть от суммы наложенных взысканий.

Наиболее распространенным вариантом является использование частных средств видеофиксации на передвижных автотранспортных средствах. В этом случае частный владелец камеры имеет возможность не только фиксировать нарушений, но и предпринять необходимые меры защиты дорогостоящего оборудования от противоправных действий третьих лиц. Указанный мобильный комплекс видеофиксации может размещаться в скрытом или открытом режиме, закон не устанавливает ограничений по этому поводу.

Как правило, указанные комплексы предназначены для выявления нарушений скоростного режима. Комплексы видеофиксации, предназначенные для этих целей, могут приобретаться в рамках госзаказа службой дорожного хозяйства, либо частными компаниями. Во втором случае владелец камеры должен пройти процедуру проверки и сертификации оборудования, после чего может быть оформлен договор на эксплуатацию.

Точность измерения скорости транспортных средств напрямую зависит от позиционирования камеры на местности. Нормативная погрешность частных комплексов составляет около 2 км/ч, что является достаточным показателем по нормам КоАП РФ (как известно, допустимое превышение скоростного режима под действием ограничивающих дорожных знаков составляет до км/ч). При неправильной установке или эксплуатации камеры видеофиксации погрешность может достигать 7 км/ч, что может существенно нарушать интересы автовладельцев.

Оспаривание постановлений , вынесенных по данным частных камер видеофиксации, происходит по общим правилам. Указанный документ должен быть направлен нарушителю, после чего в десятидневный срок может подаваться жалоба в судебный орган. Процедура оспаривания в этом случае крайне затруднительна по следующим основаниям:

  1. в отличие от стационарных комплексов, частные камеры могут менять свое расположение практически ежедневно, что затрудняет доказывание нарушений при их установке на местности;
  2. на законодательном уровне отсутствует официальная методика по проверке углов установки камеры, что дает возможность недобросовестным владельцам комплекса искусственно увеличивать показатель погрешности и повышать количество выявленных нарушений;
  3. сведения о текущем ограничении скорости вводятся в программное обеспечение комплекса вручную, что нередко сопровождается ошибками (доказать несоответствие введенных данных показателю дорожного знака крайне сложно даже для опытных адвокатов).

В постановлении о наложении штрафа указывается местоположение камеры на момент фиксации нарушения. Для оспаривания нарушений ПДД, зафиксированных посредством частных камер, необходимо проехать с видеорегистратором вдоль трассы с установленными дорожными знаками. Только таким способом можно доказать, что расчетный показатель частной камеры видеофиксации не соответствовал разрешенному скоростному режиму дорожного знака. Процедура привлечения к ответственности владельцев частных камер на нарушения правил эксплуатации и установки должна предусматриваться условиями договора.

Бизнес на камерах видеофиксации нарушений ПДД появился сравнительно недавно. Заключается он не просто в установке необходимого оборудования, а в его непосредственном использовании для выписки штрафов и получении за это определенного вознаграждения. О предпосылках, законодательных особенностях и других важных моментах этого формата заработка мы и поговорим в статье.

Предпосылки появления частных камер видеофиксации

Еще в начале 90-х годов прошлого века рынка видео- и даже аудиофиксации не существовало. Однако само направление вызвало интерес у людей, создавших впоследствии компанию «Вокорд». Постепенно они расширили спектр своей работы до следующих составляющих, способных зафиксировать нарушения ПДД участниками дорожного движения:

  • видеоаналитика;
  • система контроля трафика;
  • система распознавания лиц Face Control.

Кстати, компания «Вокорд» впервые внедрила камеру для фиксации нарушения ПДД в Туркмении. И только спустя год эту практику переняли в России.

После этого ДПС стала внедрять достижения компании в свою работу. Таким образом, для фиксации правонарушения необязательно ставить на каждую дорогу сотрудника, да это и невозможно. Достаточно установить камеру видеофиксации, настроить ее и получать штрафы за правонарушения.

Правда, одновременно с этим появилась другая трудность - денег в федеральном и местных бюджетах и так недостаточно, а если еще и ввести новую статью затрат, то дефицит может еще больше увеличиться. Именно поэтому еще в 2014 году Совет Федерации и Государственная Дума совместно разработали проект, позволяющий заниматься установкой камер видеофиксации частным инвесторам.

Как это работает?

После принятия законопроекта частная видеофиксация нарушений ПДД стала возможной и законной. При этом обе стороны остаются в плюсе: бюджетные средства не расходуются, что позволяет найти иные варианты для финансорования, а предприниматели получают возможность зарабатывать.

Ранее по такому же плану частные инвесторы работали с камерами видеофиксации на платных дорогах. Теперь же это возникло и на общедоступных трассах. Правомерность действий подтверждается поправками в закон «О концессионных соглашениях».

Бизнесмену остается установить камеру и ждать получения прибыли. При этом средства перечисляются сначала в государственную казну (после того, как нарушитель оплатит штраф), а только потом к владельцу оборудования. Деньги передаются не в полном размере. В бюджете остается часть средств. Размер вознаграждения инвестора может достигать 233 рублей за каждый штраф.

Плюсы и минусы ведения бизнеса

Установка камер на дорогах как бизнес действительно способна приносить неплохую прибыль. Размер дохода будет зависеть от проходимости (сколько человек в день проезжает мимо камеры видеофиксации), количества и серьезности нарушений. Главное - правильно выбрать участок трассы. Там, где движение и так спокойное, устанавливать камеру видеофиксации практически бессмысленно. А вот на скоростных дорогах прибыль будет в разы больше.

Этот сектор бизнеса привлекателен для инвесторов из-за ряда положительных факторов:

  • возможность получения дохода без дополнительных усилий (достаточно наладить работу и найти человека, ответственного за работу камер и их обслуживание);
  • доход без дополнительных операционных затрат (вкладываться снова и снова не придется, так как оборудование имеет долгий срок службы, а в случае необходимости его всегда можно починить или заменить);
  • не нужно самостоятельно заниматься сбором платежей - из бюджета причитающаяся сумма будет перечисляться ответственными лицами в установленные сроки;
  • наличие единого срока получения выплат;
  • возможность принести пользу населению, предупреждая правонарушения (хотя многие граждане относятся к этому скептически).

Конечно, есть у такого бизнеса и свои недостатки. К наиболее существенным можно отнести следующие особенности:

  1. большая сумма прибыли приходится на первое время, чуть позднее люди начинают запоминать, где стоит камера, и стараются не нарушать в этой зоне правила дорожного движения (в худшем случае размер прибыли может почти сойти на нет);
  2. относительно небольшой размер вознаграждения (233 рубля по сравнению с размерами нынешних штрафов - не так уж и много);
  3. деньги из фискального института поступают не потоково, а в назначенные сроки, что может стать причиной отсутствия необходимых средств в определенный промежуток времени;
  4. наличие определенного срока сотрудничества - получать комиссионные предприниматели могут лишь в течение 12 лет после установки камер, по истечению этого времени контракт с инвестором заканчивается;
  5. не все граждане уплачивают штрафы, иногда на их взыскание уходит достаточно много времени;
  6. наличие особых правил установки камер видеофиксации (при их отсутствии штраф может быть оспорен нарушителем через суд).

Даже несмотря на такое количество минусов, можно говорить о высокой рентабельности самого бизнеса. Недаром на текущий момент заключено порядка 50 госконтрактов на установку и обслуживание камер видеонаблюдения на общую сумму в 1,5 миллиарда рублей по всей стране.

Сколько придется вложить?

Стоимость камеры видеофиксации зависит от количества ее опций. Технологии развиваются в этом направлении очень стремительно. С каждым годом оборудование может зафиксировать и отобразить все большее количество нарушений. Для работы требуется не только камера, но и рубежи контроля, модули передачи данных, блок приема и конвертации данных и многое другое. Полный комплект оборудования может обойтись в 2 000 000 - 3 000 000 рублей.

Если учесть, что средний размер вознаграждения составляет 200 рублей, то значит, что приборы окупятся только после получения комиссионных за 10 000 штрафов. Так как срок получения дохода равен 12 годам, за год нужно фиксировать не меньше 835 нарушений или не меньше 3 нарушений в день. Для российских дорог это небольшая цифра. На практике оказывается, что вложения окупаются за 4 года, а остальные 8 лет инвестор получает сверхприбыль.

Интересный проект по оснащению камерами подмосковных дорог предложило Министерство государственного управления, IT и связи Московской области. Так, сейчас чиновникам предстоит выбрать инвестора, который вложит средства в развитие инфраструктуры контроля дорожного движения, пишут «Ведомости». Предприниматель, который оснастит дороги Подмосковья стационарными камерами, будет получать комиссию с каждого штрафа, уплаченного нарушителем.

По плану, частная компания должна будет установить не менее 1055 стационарных камер на дорогах Московской области и более 700 камер - на дорогах Подмосковья. Плюс ко всему, необходимо запустить в эксплуатацию еще и 150 передвижных комплексов видеофиксации. При помощи камеры планируется контролировать соблюдение водителями ПДД, включая движение по обочине, выезд на встречную полосу, скорость движения, проезд перекрестков и железнодорожных переездов.

В настоящее время в Московской области работает 226 стационарных камер, фиксирующих за сутки примерно 20000 нарушений правил. ЗА первую половину этого года камеры принесли в бюджет около полумиллиарда рублей. За 12 лет - такова расчетная продолжительность проекта, бюджет может получить сумму в 50 млрд руб. При этом пополнять бюджет можно будет не только посредством штрафов - инвестор, который будет выбран ведомством, станет платить еще и налоги на прибыль и на имущество.

Общая стоимость проекта, по оценкам специалистов, составит около 4,94 млрд рублей, при этом бюджетные средства привлекаться не будут. Инвестор будет возвращать вложенные средства из уже уплаченных штрафов, но максимальная сумма возврата при этом ограничена 233 руб. Остальные средства должны поступать в бюджет Московской области.

Что касается времени, за которое планируется реализовать проект, то разработка ПО и установка аппаратного обеспечения займет не больше года. Срок окупаемости проекта - около 11 лет.

Скорее всего, победит в конкурсе тот участник, который предложит наименьшую долю выплаты со штрафа. При этом инвестор будет максимально мотивирован установить качественное оборудование - ведь от работы комплекса будет напрямую зависеть и получаемая предпринимателем прибыль. Меньше процент распознавания штрафов - меньше доходов.

Уже известно, что участниками конкурса будут интегратор «Ситроникс-КАСУ» (комплексные автоматизированные системы управления), компания «МВС груп» (вместе с головным ООО «Научно производственное предприятие «МВС» она создавала похожую систему в Краснодарском крае) и инвестиционное товарищество «МСК-СИП» (объединение интегратора ООО «МСК-интеграция» и компании «Строй инвест проект»).

В Новосибирске на портале госзакупок проводится конкурс по выбору частных компаний для передачи им передвижных камер ГИБДД. Предпринимателям передают в своеобразную «аренду» 40 комплексов фотовидеофиксации - частники будут их вывозить на трассы, обслуживать, ремонтировать, а вечером сдавать в отделы ГИБДД для загрузки данных о нарушителях. Цена госконтракта составляет около 20 млн рублей. НГС.БИЗНЕС разбирался, когда на дорогах не останется автоинспекторов с радарами и зачем все это отдают частникам.

Информация о конкурсе под названием «Комплексная услуга по обеспечению функционирования передвижных комплексов фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения в местах концентрации ДТП на автомобильных дорогах на территории НСО» появилась на портале госзакупок zakupki.gov.ru. Власти ищут частного подрядчика, который временно возьмет «в аренду» 40 радарных комплексов «АРЕНА-П» и «КРИС-П», принадлежащих региону. «Услуга должна предоставляться 8 часов в сутки, 7 дней в неделю и в соответствии с план-заданием ГИБДД», - гласит документация конкурса.

Подрядчик должен возить камеры на треногах по всем трассам Новосибирской области и Новосибирска, выставлять их, настраивать, ремонтировать, следить за сохранностью, в конце рабочей смены сдавать в ближайший отдел ГИБДД для перекачки данных о нарушителях.

Ограничений на участие в конкурсе нет - каждый может побороться за контракт начальной стоимостью 19,7 млн руб. «Любые организации, которые готовы оказать данные услуги, этот вид деятельности не подлежит лицензированию. Контракт заключается в установленные законом сроки, в течение 10 дней после результата конкурса», - говорит представитель областного управления контрактной системы Дмитрий Аппель. Договор заключается на 5 месяцев, после этого по результатам работы примут решение о его продлении.

Руководитель ГБУ НСО «Центр организации дорожного движения» Виктор Шайдула, на чьем балансе находятся камеры, отмечает, что этот эксперимент в регионе проводится впервые.

И рассчитан на участие все-таки тех компаний, которые умеют обслуживать сложную технику - те же камеры видеонаблюдения, связаны со сферой связи, с телекомом. В итоге должно получиться, что подрядчикам перейдет обслуживание всех передвижных радаров, даже тех, что еще остаются у экипажей ДПС.

«В ближайшее время мы должны принять на баланс от ГУ МВД по НСО аналогичные их приборы, которые сегодня на балансе у них есть», - говорит Виктор Шайдула. Новые же радары «АРЕНА-П» и «КРИС-П» были закуплены специально под эксперимент. «Цена этого прибора порядка 450 тыс. каждый, они все новые, с поверкой. Они к нам поступили по софинансированию федеральной целевой программы по обеспечению безопасности дорожного движения в России до 2020 года», - отмечает специалист.

К выписке штрафов частников не допустят. «Данные будут по регламенту поступать в ГИБДД. По всей области, на трассах, будет от 40 до 70 комплексов», - объясняет начальник Центра автоматической фиксации административных правонарушений УГИБДД ГУ МВД РФ ПО НСО Павел Килаберия.

В недавнем своем выступлении в редакции НГС.НОВОСТИ глава областной ГИБДД Сергей Штельмах сетовал на сокращение числа автоинспекторов и связывал с этим перекладывание части их функций на автоматические комплексы фиксации. «Практически в равных долях это коснулось всех подразделений районов областного центра, строевых подразделений, полков, батальонов. Процентов 70 коснулось дорожно-патрульной службы. На замену им пришли приборы фотовидеофиксации», - говорил Штельмах, отмечая, что всего было сокращено 400 человек.

Радары «АРЕНА-П» и «КРИС-П», по данным сайтов санкт-петербургских фирм-производителей, представляют собой компактные приборы на треногах, которые можно устанавливать на обочинах трасс или в антивандальных боксах.

Радары фиксируют не только превышение скорости, но и многие другие нарушения, могут в автоматическом режиме проверять по базе данных распознанные номера автомобилей. Приборы способны «стрелять» как в лицо потоку, так и в спину. Предусмотрено опечатывание флеш-накопителей пломбой - только для доступа сотрудников ГИБДД.

Ставить радары подрядчик должен в местах концентрации ДТП, в очагах аварийности. Каждую неделю автоинспекторы будут предоставлять секретный план с точками дислокации радаров. Крупнейшие очаги аварийности на областных трассах давно известны, по данным ГИБДД, это прежде всего федеральное шоссе Р256, ведущее на юг, на Алтай. Также в списке ленинск-кузнецкая трасса, участки шоссе в районе Коченево, участки Ордынского шоссе. Регулярно на всех этих дорогах происходят аварии с погибшими, в том числе и из-за превышения скорости.

Процесс замены живых автоинспекторов автоматическими системами под обслуживанием частников продолжится, уверены эксперты. «Количество участников движения будет увеличиваться, дороги все равно строим, интенсивность будет увеличиваться. Те экипажи, которые сегодня существуют, их востребованность на дороге - непосредственно реагировать на ДТП, она будет увеличиваться. Функция по "передвижкам" - она будет способствовать тому, чтобы им более оперативно реагировать на дорожную обстановку», - считает Виктор Шайдула.

Производители радаров отмечают, что это общероссийский и вообще мировой тренд. «Применение автоматических фоторадарных комплексов, как стационарных, так и передвижных, дисциплинирует водителей и минимизирует непосредственные контакты между водителями и сотрудниками ГИБДД, что позволяет исключить возможность любых форм коррупции», - говорит заместитель директора санкт-петербургской компании «Симикон» Олег Татарников.

Павел Алексеев, глава ячейки профсоюза полка ДПС ГИБДД, с увеличением числа радаров видит новую проблему - все данные с этих камер просто некому пока обрабатывать полностью. «Представьте, сидят немного человек, по сравнению с тем, сколько фиксирует камера. Однако камера на Бердском шоссе в день фиксирует несколько тысяч нарушений. Это сколько надо написать протоколов и сколько нужно человеко-часов. Это должен быть огромный колл-центр с сотнями людей. А так - что-то выписывают, что-то нет. Кто ездит, замечает: иногда приходят штрафы, иногда нет, не все обрабатываются», - заключает Алексеев.

Дмитрий Косенко
Фото РИА Новости, Юрий Стрелец

Один из внештатных работников ГИБДД, следящих за переносными радарами на дорогах, согласился рассказать о деталях своей работы. Пенсионер МВД просил не называть своего имени и не говорить где состоялся этот разговор.

- Как получилось, что вы устроились на такую работу? Довольны делом, которым приходится заниматься?

Я пенсионер МВД, как многие мои товарищи, которые следят за работой радаров. Поэтому, кстати, мы не используем блатное «смотрящие». Мне больше нравится слово «смотритель». Как будто в музее работаем.

Устроился следить за камерами через бывших коллег. На такую работу выгодно брать именно нас, отработавших много лет в милиции. Нам тоже хорошо, потому что работа непыльная. За нее немного платят, но относительно усилий, которые мы затрачиваем, все нормально. Надо только следить за техникой, чтобы все работало и порядок был.

Кто определяет, куда поставить переносной радар? Вы постоянно стоите в одних и тех же местах или меняете место дислокации?

Это делаем не мы. Так говорите, как будто радары - наша собственность, а мы занимаемся бизнесом. Куда поставить радар, решает начальство. Просто хороших мест для них не так много. Под «хорошими» я имею в виду те, где скоростной режим часто нарушают. Получается, что деньги за штрафы капают и люди начинают меньше гонять - аварий тоже получается меньше. Именно поэтому радары почти всегда стоят на выезде из города. По дороге в Юдино, например, или по трассе в сторону Боровых и Лаишево.

Хотя иногда за день меняем место дислокации.

- На радары покушаются?

Пару раз воровали. Один раз на посту задержали парня, в багажнике радар нашли. Потом тест показал, что он пьян был. Говорил, что не помнит, как к нему в машину попала эта штука. Другой случай - прибор метров на 200 в лес унесли и на муравейник зачем-то кинули.

У меня такого не было. То ли везет, то ли я внимательно слежу за радаром. Народ в целом привык к нам, поэтому и внимания меньше. Смирились все с нашим существованием. Да и аппарат ведь объективнее сотрудника ГИБДД. Врать не будет.

- Считаете нормальным, что большинство радаров поставлено так, что с дороги их не видно?

По правилам его не обязательно на треногу ставить. Поэтому правил никаких не нарушаем. Я вот не стараюсь прятать радар. Но посередине дороги он лежать тоже не должен. А вообще, я думаю, ездить по правилам надо, тогда эти вопросы автомобилистов беспокоить не будут.

- Сколько денег можно собрать с одного радара? У вас есть какой-то определенный план?

Мы не считаем штрафы. Я думаю, что 15-20 тысяч с одного радара без проблем может накапать. Можно и больше, если в новом месте поставить, о котором никто не знает.

- Как к вам относятся сотрудники ГИБДД? Вы ведь в какой-то степени отнимаете их хлеб.

Нормально. Это же не моя идея закупать и ставить радары. Тем более что грамотный ДПСник всегда найдет, как поймать на нарушениях водителей. А берут они деньги или нет, меня не волнует. Не наша кухня. Наверное, берут, но, вроде бы, не наглеют - боятся особистов (отдел Собственной безопасности - Прим. авт.).

Алексей Сорокин

Если вы обнаружили ошибку в тексте, то выделите часть текста и нажмите Ctrl+Enter