Все правила о причастиях в русском языке. Что такое страдательное причастие в русском языке

Русский язык богат большим количеством различных частей речи, которые помогают построить грамотный и логичный текст. Но нельзя представить нашу родную речь без причастий, форм глагола, которые содержат в себе и его признаки, и прилагательных. Причастия - это синтезированная часть речи, которая обладает большим количеством выразительных возможностей, может выполнять разные функции в предложении. Ее обязательно изучают в курсе школьной программы.

в причастиях

Прежде всего, необходимо дать определение Причастием называют глагольную форму, сочетающую в себе признаки имени прилагательного и глагола и отвечающую на вопросы какой? который? Причастие характеризует действие и его признак в одно и то же время. Так кратко можно объяснить, что такое слов, относящихся к этой части речи, - это ведущий, кричащий, знающий, ставший, живший, читаемый и многие другие.

Поскольку причастие неотделимо от прилагательного, у них есть некоторые общие признаки. Так, причастия могут меняться по числам, родам и падежам. Важно отметить, что данными признаками обладают как краткие, так и полные причастия. Примеры слов, имеющих эти особенности, сближающие их с прилагательными: мечтающий - мечтающая (изменение по родам), признавший - признавшие (единственное и множественное число), составленный - составленного - составленному (изменение по падежам: именительный, родительный и дательный соответственно).

Признаки глагола в причастии

Поскольку причастие является одной из форм глагола, эти две части речи тесно взаимосвязаны и обладают набором общих признаков. Среди них следует отметить вид (совершенный - сказавший, несовершенный - говорящий), возвратность и невозвратность (смеющийся, убранный), залог (страдательный - приготовленный, действительный - стареющий). Переходность и непереходность - вот еще один признак, которым характеризуется причастие. Примеры слов, которые относятся к переходным, - убирающий (комнату), читающий (газету), к непереходным - стоптанный, воодушевляемый.

Особым пунктом является наличие у причастий времени. Необходимо запомнить, что у данной части речи есть только прошедшее и настоящее время. У причастий нет формы будущего времени.

Действительные причастия

Данная группа причастий называет действие, которое осуществляет сам объект. Но что такое на практике Примеры слов данного разряда - пугающий, шепчущий, проживший, кричащий, летящий и т. д.

В предложении действительное причастие описывает действие, развивающееся одновременно с тем, которое называет сказуемое (например: Мать наблюдает за играющим ребенком).

Особая ситуация с действительными причастиями прошедшего времени. О том, какое действие описывает конкретное причастие, можно судить после определения от которого оно образовано. Так, если действительное причастие образовано при помощи соответствующих суффиксов от глагола совершенного вида, то действие произошло прежде, чем другое, названное глаголом. Например, в классе сидит ученик, решивший контрольную работу. Причастие образовано от глагола «решить» (что сделать?) - совершенного вида. В классе сидит ученик, решающий контрольную работу. В данном случае в предложении используется причастие несовершенного вида.

Страдательные причастия

Еще одну разновидность данной части речи составляют страдательные причастия. Примеры слов, относящихся к этой категории, могут быть следующими: созданный, приобретаемый, одетый, встроенный, ведомый и др.

Данная разновидность причастий описывает действие, которое совершают над объектом. В свою очередь, процесс, который называет причастие, может происходить как одновременно с тем, о чем говорит сказуемое, так и закончиться раньше, тем не менее иметь связь с настоящим моментом.

Очень часто и в речи, и в литературе можно встретить страдательное причастие с зависимым словом. Примеры таких словосочетаний: написанное композитором произведение, прослушанный меломаном музыкальный трек и пр.

Связь с другими частями речи

Причастие может трансформироваться в другие части речи под влиянием различных процессов, способствующих развитию русского языка. Так, причастие может субстантивироваться в существительное (необходимо обратить внимание на такие слова, как командующий, будущее, которые отвечают на вопросы кто? и что? ).

Еще одно важное понятие - подвергшееся адъективации причастие. Примеры слов, которые подверглись воздействию этого процесса, - жареный, зрелый, сокровенный, прирожденный и др. Возникает вполне логичный вопрос: как отличить причастие от прилагательного в каждом конкретном случае? Один из главных признаков, который поможет разделить эти части речи, - найти причастие с зависимым словом. Примеры таких слов: жаренный на сковородке картофель, вызывающий негодование поступок и т. д.

Разбор причастий в теме «Морфология»

В курсе изучения каждой части речи как в школьной программе, так и в учебной программе любого филологического факультета присутствуют задания по разбору того или иного слова в предложении. Для этого необходимо определить часть речи, к которой относится данная лексическая единица, и грамотно выполнить разбор. Так, попробуем разобрать причастие. Как определить, что слово является представителем именно этой части речи? Нужно просто знать типичные суффиксы причастий. Примеры слов, содержащих суффиксы -ущ-, -ющ (участвующий, жаждущий), -ащ-, -ящ- (спешащий, спящий), -вш- (ставший), -т- (обманутый), -енн-, -нн- (встроенный, узнанный), -ом-, -ем- (обожаемый, ведомый), - все это причастия, действительные и страдательные, прошедшего или настоящего времени.

Итак, разбор причастия состоит из подстановки к нему вопроса (чаще всего какой?), идентификации его как причастия, указания начальной формы мужского рода, единственного числа в именительном падеже, определения глагола и суффикса, с помощью которого оно от него образовано. Обязательно также указание вида, наличия возвратности и переходности, залога, времени, формы (краткой или полной), рода, числа, падежа и склонения, в данном конкретном предложении.

Имеет некоторые признаки этой части речи. Они совершенного и несовершенного вида: « – побудившая», «волновать – волнуемый»; возвратными и невозвратными: «решившийся», «засыпающая»; настоящего и прошедшего времени: «думающий», «пробежавший».

В отличие от глагола, причастие не имеет форму будущего времени.

Обозначая признак предмета, причастие подобно прилагательным грамматически зависит от и согласуется с ним в роде, числе и падеже. Например: «кипящий поток – кипящего потока – кипящему потоку – кипящие потоки; кипящая лава, кипящее молоко».

Виды и способы образования причастий

Лексическое значение – признак предмета по действию – складывается из грамматических особенностей этой части речи. К примеру: «поющие птицы» (те, которые поют сейчас), «певшие птицы» (те, которые пели в прошлом), «обсуждаемый вопрос» (тот, который кто-то обсуждает сейчас), «обсужденный вопрос» (тот, который уже обсудили).

Соответственно, в имеется 4 формы причастий: действительные настоящего и прошедшего времени, страдательные настоящего и прошедшего времени.

Первая группа причастий (действительные настоящего времени) образуются от основы настоящего времени при помощи суффиксов -ущ- (-ющ-), -ащ- (-ящ-). Выбор суффикса зависит от глагола. Например: «плач-ут – плач-ущ-ий», «кол-ют – кол-ющ-ий» - I спряжение; «леч-ат – леч-ащ-ий», «кле-ят – кле-ящ-ий» – II спряжение.

Действительные причастия в прошедшем времени образуются от инфинитива путем замены суффиксов –ть, -ти на суффиксы –вш-, -ш-. К примеру: «бежа-ть – бежа-вш-ий», «нес-ти – нес-ш-ий».

Страдательные причастия настоящего времени образуются от глаголов, стоящих в настоящим времени, при помощи суффиксов –ем- (I спряжение) и –им- (II спряжение): «леле-ем – леле-ем-ый», «хран-им – хран-им-ый».

Страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса –нн-, если глаголы оканчиваются на –ать, -еть. Глаголы на –ить получают суффикс –енн-, так же как и глаголы на –ти, -чь, а глаголы, оканчивающиеся на –оть, -уть-, -ыть-, получают суффикс –т-. Например: «написа-ть – написа-нн-ый», «захвати-ть – захвач-енн-ый», «сбере-чь – сбереж-енн-ый», «забы-ть – забы-т-ый».

Краткие причастия, так же как и краткие прилагательные, являются в предложении именной частью составного именного сказуемого.

Страдательные причастия имеют краткую форму с усеченными

Русский язык считается одним из самых сложных для изучения. И этот факт очень легко объяснить лишь количеством в нем частей речи, не говоря уже об их особых формах. В школьном курсе русского языка с причастием детей знакомят именно как с особой глагольной формой, однако многие лингвисты утверждают, что оно является самостоятельной частью речи, у которой есть свои грамматические признаки.

Причастие в русском языке

Определение в учебнике для 7 класса звучит примерно так: причастие - это особая форма слов, обозначающих действие с явно выраженными признаками имени прилагательного, которые отвечают на вопросы какой? что делающий? и что сделавший? По сути, это глаголы, которые описывают действие предмета и одновременно определяют его признаки в определенном отрезке времени. Именно такая особенность данной части речи является не только камнем преткновения в определении ее самостоятельности, но и частой ошибкой в обозначении функции слов в предложении, которые к ней относятся. Достаточно часто школьники путают причастие с глаголами или прилагательными. Такие ошибки приводят к неправильному написанию слов и неверной расстановке знаков препинания в предложении. Как же отличить причастие от глагола или имени прилагательного, как понять, полное это или краткое причастие? Примеры, с помощью которых наглядно будет показано, как образуются причастия от глаголов в разных спряжениях, можно найти в этой статье. Также здесь можно найти описание действительных, страдательных причастий и отглагольных прилагательных.

Сходства причастий с глаголом и прилагательным

Причастие включает в себя грамматические признаки двух частей речи: глагола и имени прилагательного. Как и глагол, оно бывает совершенного и несовершенного вида, или, другими словами, может означать законченное или незаконченное действие. Может иметь форму возвратности и может быть действительным или страдательным. Как и у имен прилагательных, бывает полное и краткое причастие. Помимо этого, данная форма глагола изменяется по родам, падежам и числам, что вполне может означать ее самостоятельность. Следует также отметить, что причастие может иметь только настоящее и прошедшее время. Формы будущего времени у него нет. Например: прыгающий - несовершенный вид в настоящем времени и спрыгнувший - совершенный вид в прошедшем времени.

Особенности причастий

Все причастия, в зависимости о того, на какой признак они показывают, делятся на два типа: страдательные (указывающие на признак предмета, к которому направлено действие) и действительные (указывающие на признак предмета, совершившего действие). Например: направляемый - направляющий, открываемый - открывающий . В зависимости от того, какой глагол берется для образования причастия, выходит разная временная форма. Например: смотреть - смотрящий, смотревший, смотренный; просмотреть - просмотревший, просмотренный . На примере видно, что от глагола несовершенной формы, где нет указания на то, что действие будет закончено, образуется причастия прошедшего и настоящего времени, а от совершенного вида только прошедшего. Отсюда также можно сделать вывод, что образование причастие напрямую связано с видом и переходностью глагола, форму которого оно представляет. В свою очередь, страдательные причастия также делятся на два вида: краткое причастие и полное. Еще одной особенностью причастия является то, что оно вместе с зависимыми от него словами достаточно часто образует оборот, который на письме выделяется запятыми.

Действительные причастия

Для образования действительных причастий в настоящем времени за основу берется начальная форма глагола и к первому спряжению добавляется суффикс -ущ-, -ющ- , а ко второму -ащ-, -ящ- . Например: скачут - скачущий, лечат - лечащий . Для образования действительного причастия в прошедшем времени суффиксы -ть- и -ти- заменяют на -ш- и -вш- . Например: ехать - ехавший, нести - несший .

Страдательные причастия

Страдательные причастия также образуются в результате замены суффиксов. Для образования настоящего времени для первого спряжения глаголов употребляются суффиксы -ем- , а для второго -им- . Например: любим - любимый, храним - хранимый . Для того чтобы получить страдательное причастие прошедшего времени, в качестве основы берут инфинитив с окончанием -ать или -еть и добавляет к глаголу суффикс -нн- . Например: нарисовать - нарисованный, наклеить - наклеенный . Для глаголов, заканчивающихся на -ить, при образовании причастий используют суффикс -енн -. Например: красить - крашенный, белить - беленный . Если же окончание глагола -оть, -уть или -ыть , то для получения причастия используют суффикс -т- . Например: надуть - надутый, пороть - отпоротый.

Краткое и полное причастие

Страдательные причастия имеют две формы: краткую и полную. Краткое причастие обладает теми же грамматическими признаками, что и краткое имя прилагательное. Образуются они от полной формы причастия и могут изменяться по числам и родам, однако не склоняются по падежам. В предложении краткое причастие зачастую выступает как именная часть составного сказуемого. Например: я не любима никем . Однако бывают исключения, в которых краткое причастие употребляется в качестве обособленного определения, связанного с подлежащим. Например: бледна как поганка . В полных причастиях заключены грамматические признаки как прилагательного, так и глагола, а в предложении они всегда являются определением.

Причастия и отглагольные прилагательные

Причастия характеризуются не только наличием морфологических признаков глагола, особенно важно их значение в предложении. Они обладают способностью подчинять себе слова, образуя при этом обороты, о которых уже упоминалось. Однако если теряются временные признаки, которые привязывают к себе действие, то признак предмета становится постоянным. А это может означать только то, что причастие потеряло все свои глагольные признаки и стало прилагательным, которое зависит от имени существительного. Например: сдержанный характер, натянутые струны, приподнятое настроение. Учитывая такую возможность перехода причастия в имя прилагательное, следует очень тщательно проводить анализ слова, чтобы не перепутать эти две похожие, но в то же время разные части речи.

Схема морфологического разбора причастия

Хоть причастие и не выделяют в отдельную самостоятельную часть речи, а лишь говорят, что это особая глагольная форма с элементами прилагательного, но все же морфологический анализ проводят по той же схеме, что и разбор самостоятельных частей речи. В первую очередь определяют название, в данном случае это причастие. Далее описывают его морфологические признаки: определяют начальную форму. То есть ставят слово в именительном падеже в мужском роде и единственном числе; описывают постоянные признаки, к которым относятся следующие показатели: действительное причастие или страдательное, указывают время, в котором слово употребляется в предложении и вид причастия; следующий пункт - описание непостоянных признаков: число, род и падеж (для полных причастий). В завершении разбора описывают синтаксическую функцию причастия в предложении (является ли оно определением или выступает именной частью сказуемого).

Прича́стие (греч. κοινωνία (кинониа) - приобщение; μετάληψις - принятие) ( – от греч. Εὐχαριστία (евхаристиа) - благодарение) - , в котором хлеб и вино прелагаются в истинное Тело и истинную Кровь Господа нашего , после чего верующие потребляют их во оставление и в Жизнь Вечную.

В ранней Церкви причащение также называлось словом «кинония», (общение ), т.е. общение людей с Богом и в Боге, т.е. пребывание в Его и .

Сам Спаситель сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в Последний день» (). Этими словами Господь указал на необходимость для всех христиан теснейшего соединения с Ним в Таинстве Причастия.

Кого священник может не допустить до Причастия?

Тех, чьи прегрешения попадают под Церковные каноны, запрещающие причащаться. Основанием для запрещения в причащении на определённый срок может быть тяжкий грех (блуд, убийство, воровство, колдовство, отречение от Христа, явная ересь и т.п.), или совершенно несовместимое с причащением нравственное состояние (например, отказ от примирения с раскаявшимся обидчиком).

Что такое Причастие?

протоиерей Евгений Горячев

Ведущая. Что же такое – Причастие? Это Таинство? Обряд? Священнодействие? Магия или колдовство?
Отец Евгений. Хороший вопрос. разговаривает до какой-то степени на очень понятном всем людям языке, но – до какого-то момента. После этого момента начинается язык условностей, язык иконный, язык священный. Термин «Причастие», так же как и синонимы: Евхаристия, Святые Дары, Тело и Кровь Христовы, относятся именно к этому. Возвращаясь к Вашему вопросу, я бы сказал, что, конечно, в истории, людьми, не находящимися внутри ритуального круга, то есть теми, кто это воспринимал изнутри, будучи церковными, Таинство Евхаристии воспринималось и как обряд, и как магия, и как колдовство. Знаменитый роман Л.Н. Толстого «Воскресение» прямо указывает на то, что это что-то варварское: «Они едят своего Бога». Это что-то, связанное с язычеством, с какой-то такой инфернальной древностью, это не может воспринять современный человек. Но относится к этому, конечно, не так, как об этом думают люди внешние, а с некоторых времен Толстой сделался внешним по отношению к Церкви, а воспринимают это так, как об этом учат и Священное Писание, и традиция, и Установитель этого Таинства Господь Иисус Христос. Я уже произнес это слово – «таинство». Церковь воспринимает это как нечто таинственное, которое мы не можем до конца объяснить, а просто делимся опытом переживания в этом священнодействии каждого христианина, который вбирает в себя Святые Дары. Если совсем коротко, то я бы сказал, что Таинства отличаются от других заповедей Божьих тем, что они не говорят об этике, но о мистике. Даны они нам именно для того, чтобы этика сделалась реальной, не абстракцией, на которую мы смотрим и говорим: «Да, это красиво, да, это правильно, но исполнить я это не могу». Все, наверное, помнят фреску Сикстинской капеллы «Сотворение Адама», где Божественная рука тянется навстречу руке человеческой. Так вот, я бы сказал так: Таинства, в том числе и Причастие, даны Богом для того, чтобы наша человеческая немощь получила поддержку в Божественной крепости. Бог из вечности протягивает свою руку с тем, чтобы поддержать немощную руку человека. И все Церковные Таинства, начиная с Крещения и заканчивая Венчанием и Соборованием – они обращены именно к этому. Бог поддерживает нас, в том числе и через Таинство Евхаристии.

Ведущая. Что значит «Тело и Кровь»? Это что – людоедство?
Отец Евгений. Восприниматься это может так, если исходить из лингвистического контекста, но если мы обращаемся к Библейской истории, то видим, что Тот, кто установил это Таинство, Господь наш Иисус Христос, отсылает слушателей к древнейшему Библейскому сюжету: «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли, хлеб, который Я вам дам будет для вас в жизнь вечную». «Подавай нам такой хлеб каждый день», – сказали иудеи. «Я – хлеб, сошедший с небес, – говорит Господь Иисус Христос, – кто будет вкушать Тело и пить мою Кровь, тот будет иметь жизнь в себе». Звучат эти термины: Тело и Кровь, но всякий раз, когда мы вкушаем мясо, неважно чье: свинина, говядина, оленина, крольчатина – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа.

Ведущая. Все же почему – Причастие?
Отец Евгений. Действительно, это очень интересно. При-частие. Мы видим в этом слове как бы две стороны: приставку и, собственно, сам корень «часть», то есть мы приобщаемся к чему-то, становимся частями чего-то большего. Апостол Павел сказал: «Разве вы не знаете, что вы сотелесники Христу?» Что это значит? В обычном порядке закономерностей мы вкушаем с тем, чтобы то, что мы съели, сделалось нами. Если человек не очень разборчив в количестве съеденного, то можно на весах отследить на сколько он поправился после того как посидел за столом. В Церковном Таинстве порядок закономерностей прямо противоположен. Не пище становится нами, а мы становимся тем, к чему мы приобщаемся. Поэтому мы и говорим: «Причастие», мы становимся частью чего-то большего.

Ведущая. Все ли могут причащаться?
Отец Евгений. Конечно, да, но для этого необходимо соблюсти несколько условий. Конечно, человек должен быть крещен, потому что пропуском, простите уж за этот образ, к участию в мистической жизни Церкви, пропуском к остальным Таинствам, является именно крещение. Некрещеного человека Церковь к Таинству допустить не может, потому что это будет насилие над ним. Если он не выказал своего желания быть христианином, предлагать ему чисто христианское времяпровождение, духовную мистику – это будет нарушением его свободы. Но, даже если человек крещен в детстве, но потерял веру или воспринимает Причастие как магический обряд, или у него какие-то другие на этот счет мотивы и соображения, то тогда Церковь напоминает, что Причастие в этом случае может не только не облагородить и исцелить человека, но может быть ему во вред. Кстати, Иуда, участник Тайной Вечери тоже причастился, и о нем сказано, что «с этим куском вошел в него сатана». Почему? Величайшая святыня, которая должна и облагородить, и преобразить, и исцелить, вместе с тем становится для Иуды путем к худшей жизни. Потому что в своем сердце он уже нес желание предать Спасителя. Священник, выходя с евхаристической чашей, произносит всегда одни и те же слова: «Со страхом Божиим и верою приступите». С верой, что это действительно Тело и Кровь Христа. И со страхом, потому что можно причаститься не в улучшение, не в исцеление, а в суд и во осуждение.
Что касается действительности, то здесь, мне кажется, христианская традиция разделилась на два неодинаковых лагеря, а православие пошло посередине между ними. Протестанты стали говорить, что Причастие надо воспринимать как некий символ, за которым не стоит никакой реальности, как условность. Говорит же Христос о себе в Евангелии как о двери, мы же не воспринимаем его как дверь. Говорит о лозе, это не значит, что Он – виноградная ветвь. Так и Причастие – это условность и не более того. Есть другая крайность, которая воспринимает это как натурализм гипертрофированной формы: это – мясо и кровь. В этом случае, действительно, правомочно говорить об антропофагии, это людоедство в чистом виде. Как я уже говорил, православие выбирает срединный путь, который не дерзает говорить, что это только символ. Это – символ, но за этим символом стоит реальность. И не дерзает говорить о натурализме, потому что в этом случае мы причащаемся мертвой отдельности. Повторяю: живой Христос входит в человека с тем, чтобы его преобразить, но все зависит от того, в каком состоянии души человек причащается. Причаститься может каждый человек, если он крещен, а вот плоды этого Причастия зависят от нравственной составляющей у каждого конкретного человека.

Ведущая. Если человек крещен и верит в истинность Святых Даров, нужно ли соблюдать какие-то дополнительные условия, чтобы причаститься?
Отец Евгений. Совершенно верно, такие условия нужны. Если человек крещен, и если при этом он не сомневается, что это Тело и Кровь Христовы, Святые Дары, все-таки Церковь требует от него дополнительной подготовки. Она заключается в посещении богослужения, чтении Священного Писания, наконец, в посте. Зачем это нужно? Когда мы садимся за обычный стол, в лучшем случае читаем короткую молитву, а в худшем – просто крестимся и вкушаем пищу, ничего более. Но дело в том, что как бы ни были связаны по своей субстанциональной форме Святые Дары и любые другие продукты, это пища, в конечном итоге. Мы все-таки говорим, что это особая пища, а раз она особая, то наша подготовка к ней выражается в том, что мы настраиваем свою душу на определенный лад. Ведь тело и душа очень тесно связаны. Мы причащаемся с тем, чтобы получить результат в душе, но до того как мы причащаемся, мы воздействуем на свое тело и на свою душу, для того чтобы Святые Дары вызвали необходимый отзвук. Не в том плане, что это какая-то магия: вычитал столько-то молитв или попостился и тогда благодать воздействия Святых Даров будет такой-то, а сделал меньше – будет меньше. Нет, но потому что мы доказываем Богу — как, скажем, доказываем невесте свою любовь, больной матери свою заботу – мы доказываем Богу, что мы трепещем перед этим Таинством. Мы боимся осквернить тот дар, который Бог нам дал, своим недостоинством. Хотя, конечно, болезненное восприятие темы недостоинства не должно уводить нас в ту область, где человек из-за псевдоблагочестия вообще не причащается. Я думаю так, что если воспринимаешь Причастие как лекарство, то человек, подходя к чаше, держит в своем уме одну простую мысль: «Я не достоин, Господи, сделай меня достойным».

Ведущая. Как часто нужно причащаться?
Отец Евгений. Если говорить о церковно-юридической стороне, то если человек молится, старается исполнять заповеди, читает Священное Писание, делает добрые дела, но при этом не причащается, то речь идет только о большей или меньшей степени отпадения его от церковной полноты. Потому что Господь сказал: «Если не будете причащаться, то не будете иметь в себе Моей жизни». Если говорить о технической стороне дела, то, мне кажется, что это настроение, о котором я сказал, желание встретиться с Богом, встретиться для того чтобы исполнить заповедь и получить обновление – оно должно быть помножено на внутреннее самодисциплинирующее отношение. Почему? Потому что может быть привыкание и в этом случае, если человек, образно выражаясь, шагает в Причастие, открывая дверь ногой, тогда ему нужно сделать перерыв. Когда же он причащается с трепетом и чувствует, что этот трепет из души не ушел, он это может делать хоть каждую неделю.

игумен Пётр (Мещеринов) :
Евангелие благовествует нам слова Христа: Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком (). Я есмъ путь и истина и жизнь (). Господь, желая приобщить нас Себе, дать нам эту «жизнь с избытком», избрал для этого не какой-нибудь мыслительно-интеллектуальный или эстетически-культурный способ, а способ наипростейший, наиестественнейший для человека – через вкушение.
Как пища входит в нас и растворяется в нас, проникает до последней клеточки нашего организма, так и Господь захотел до самой нашей последней молекулы проникнуть в нас, соединиться с нами, приобщиться нам, чтобы и мы до конца приобщились Ему.
Ум человеческий отказывается и не в силах понять страшную глубину этого действия Божия; воистину, это любовь Христова, которая превосходит всякое разумение (см. ).

священник Александр Торик:
Необходимо отметить, что в отдельных случаях, обычно за маловерие священника или молящихся, Господь допускает совершиться чуду – хлебу и вину стать реальными человеческими плотью и кровью (подобные случаи даже предусмотрены в священническом «Служебнике» в инструкции для священников, называемой «Известие учительное», в разделе о непредвиденных случаях).
Обычно, по прошествии некоторого времени, плоть и кровь вновь приобретают вид хлеба и вина, но известно исключение: в Италии в городе Ланчано уже много веков хранятся обладающие чудесными свойствами Плоть и Кровь, в которые преложились хлеб и вино на Божественной Литургии ().

святой († 1923):
«Причащайтесь чаще и не говорите, что недостойны. Если ты так будешь говорить, то никогда не будешь причащаться, потому что никогда не будешь достоин. Вы думаете, что на земле есть хотя бы один человек, достойный причащения Святых Таин? Никто этого не достоин, а если мы все-таки причащаемся, то лишь по особому милосердию Божию. Не мы созданы для причастия, а причастие для нас. Именно мы, грешные, недостойные, слабые, более чем кто-либо нуждаемся в этом спасительном источнике… Я вас причащаю часто, я исхожу из того, чтобы вас приобщить ко Господу, чтобы вы почувствовали, как это хорошо – пребывать со Христом».

святой праведный Иоанн Кронштадский:
Бедствие для души - долго не причащаться Святых Таин: душа начинает смердеть страстями и грехами, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не приступаем к Таинству Причастия.

Причастие - самостоятельная часть речи, обладающая как признаками глагола: время, возвратность и вид, так и признаками прилагательного: род, число и падеж. Можно сказать, что это отглагольное прилагательное или особая форма глагола, как утверждают немногие языковеды. Также причастия делятся на действительные и страдательные.

Причастия вместе с зависимыми словами образуют причастные обороты.

Спряжение причастия

Причастие изменяется по признакам как глагола, так и существительного. Оно изменяется по видам, по временам, по числам, по падежам, по родам в единственном числе.

Примеры

  • глагол «покрасить» - причастие «покрашенный»
  • глагол «идти» - причастие «идущий»
  • глагол «существовать» - причастие «существующий»
  • глагол «жить» - причастие «живущий»

См. также

Примечания

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Причастие (часть речи)" в других словарях:

    У этого термина существуют и другие значения, см. Часть речи (значения). Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Частица. Частица служебная часть речи, которая вносит различные значения, оттенки в предложение или служит для образования форм слова. Содержание 1 Общие свойства частиц 2 Разряды частиц … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Союз. Союз служебная часть речи, с помощью которой связывают между собой части сложного предложения, или однородные члены предложения. Классификация по строению простые (как, словно)… … Википедия

    Наречие это самостоятельная часть речи, которая не склоняется, не спрягается. Обозначает признак действия (быстро ехать, медленно вращая), признак состояния (очень больно), признак другого признака (крайне холодный),редко признак предмета (яйца… … Википедия

    Причастие самостоятельная часть речи или особая форма глагола. Причастия есть, например, в русском и венгерском языках, а также во многих из эскимосских языков (сирениксий ). Причастие самостоятельная часть речи, обладающая как признаками … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Причастие. Эта статья или раздел описывает некоторое лингвистическое явление применительно лишь к русскому языку. Вы можете помочь Википедии, добавив информац … Википедия

    Причастие - (калька лат. participium) нефинитная форма глагола (вербоид), обозначающая признак имени (лица, предмета), связанный с действием, и употребляемая атрибутивно («пылающий костёр», «разбитый кувшин»). В причастии совмещаются свойства глагола и… … Лингвистический энциклопедический словарь

    причастие - 1. Знаменательная часть речи, обозначающая признак предмета по действию (т.е. процессуальный признак) и выражающая это значение в грамматических категориях залога, времени, рода, числа и падежа. Причастие – синкретичная часть речи, объединяющая… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    В Викисловаре есть статья «причастие» Причастие многозначный термин. Причастие (калька с лат. participium) в грамматике часть речи или особая форма глагола Причастие (Святые Тайны, евхаристия, свя … Википедия

    Часть речи (калька с лат. pars orationis) категория слов языка, определяемая морфологическими и синтаксическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (которое может делиться далее на существительное, прилагательное и т. п … Википедия

Книги

  • Русский язык. 7 класс. Учебник в 3-х частях. ФГОС , Граник Генриетта Григорьевна, Борисенко Наталья Анатольевна, Бондаренко Стелла Морисовна, Владимирская Галина Николаевна. Учебник входит в новый УМК, реализующий идею преемственности образования с 1-го по 9-й класс и обеспечивающий достижение главной цели изучения русского языка - воспитание культурного…
  • Практическая грамматика на уроках русского языка В 4 частях. Часть 2 , А. Г. Зикеев. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В пособие вошли упражнения, направленные на развитие лексической, словообразовательной,…