Всё, что нужно знать о персональных данных. Роскомнадзор - обращения граждан и юридических лиц Форма обратной связи защита персональных данных

Маргарита Ледовских

Рада приветствовать вас на нашем сайте. Меня зовут Маргарита Ледовских, я медиаюрист. 19 лет я работаю в сфере информационного права, из них 6 лет руковожу проектом "Право в сети".

Поиск по сайту

Оказываем услуги по регистрации сайтов в качестве СМИ

Подготовительный этап Во-первых, нужно время на подготовительные действия. Пишу об этом, поскольку иногда не учитывают эти моменты. Учредителям- физическим лицам как минимум нужно посетить банк и нотариуса, чтобы сделать нотариальные копии документов. Вы скажете, что можно оплатить через онлайн-банк, не выходя из дома, и это чистейшая правда, но даже в этом случае надо идти […]

Очень часто, если человек разозлен, обижен, от него можно услышать такие слова: «Да я на тебя подам иск о компенсации морального вреда». И вот уже может показаться, что если человек переживает, если в интернете о нем распространена какая-то негативная информация, он недоволен покупкой в интернет-магазине, в негодовании, что на него, по его мнению, подали незаконный […]

Дата публикации статьи: 20 июня 2017 г.
Задать любой вопрос авторам статей Вы можете по e-mail

Возможно Вас это удивит, но если у Вас на сайте есть форма обратной связи, или даже форма запроса обратного звонка - Вы уже являетесь оператором персональных данных и должны соблюдать соответствующее законодательство.

Сочетание имени и адреса электронной почты, имени и номера телефона - это персональные данные. Закон N 152-ФЗ "О персональных данных" существует уже давно, но до сих пор очень многие игнорировали его требования.

Случаи, когда компаниям выписывали штрафы - уже реальны. Но случаев было мало, и многие продолжали игнорировать требования Закона из-за незначительности этих штрафов. Одну компанию в Тамбове оштрафовали на 1 000 рублей, несколько компаний в Астрахани на разные суммы от 5 000 до 10 000 рублей.

Что теперь изменится? С 1 июля 2017 кратно возрастают размеры штрафов за нарушения норм Закона "О персональных данных".

К примеру, если пользователь на сайте компании вводит свои персональные данные, и не оставляет явного согласия на их обработку (к примеру, постановкой соответствующей "галочки" при вводе данных в форму), то для юридического лица - владельца сайта предусмотрен штраф в размере до 75 000 рублей.

А если на сайте компании, собирающем персональные данные, нет возможности ознакомиться с Политикой обработки персональных данных компании - предусмотрен штраф до 30 000 рублей.

К тому же, Роскомнадзор теперь имеет право выписывать эти штрафы самостоятельно, без Прокуратуры.

Внимание! Выполнение пунктов по данному списку НЕ ГАРАНТИРУЕТ соблюдения Вами всех норм Закона N 152-ФЗ "О персональных данных", в котором содержатся и другие требования к операторам персональных данных. Речь идёт только об устранении явных правонарушений, видимых любому посетителю Вашего сайта.

Кому лучше доверить приведение сайта к нормам Закона?

Саму "Политику обработки персональных данных" как документ нужно разрабатывать индивидуально, с учётом особенностей сайта и бизнеса. Заниматься этим должен владелец сайта или юрист.

Что касается размещения текста Политики на сайте и "галочек" согласия на формах обратной связи - с этим вопросом Вам будем рады помочь мы, Ваш сервис "Сайтомонтаж" :)

Роскомнадзор проверяет компании, рекламирующие свою деятельность в интернете, на предмет соблюдения закона о персональных данных. Обыкновенная форма обратной связи, размещенная на сайте, ныне приравнивается к незаконному сбору персональной информации. Оштрафованные уже есть, и список будет пополняться.

Заполнная пользователем форма обратной связи может подвести под штрафные санкции любую компанию, хоть российскую, хоть зарубежную. Чтобы избежать проблем, на страницу нужно добавить вопрос о том, согласны ли посетители сайта на обработку их персональных данных («если да – поставьте галочку»), а также соглашение о конфиденциальности.

«Тамбовская городская юридическая компания» уже поплатилась: за отсутствие окошка для галочки пришлось заплатить штраф. Наказаны и несколько астраханских компаний, рассказывают интернет-пользователи на страничке в Фейсбуке топ-менеджера компании Notamedia Алексея Бородкина , который посвятил происходящему отдельный пост .

Степан Степаныч я...

История с «Тамбовской городской юридической компанией» произошла минувшим летом: местное отделение Роскомнадзора обратило внимание на то, что на сайте ТКЮК размещена форма обратной связи, составленная из трех полей: «Имя», «Тема сообщения», «Текст». Поле «Имя» было помечено как не обязательное к заполнению. Тем не менее, Роскомнадзор счел нужным отреагировать и оштрафовать компанию на 1 тысячу рублей.

В форме не указано, что необходимо вводить имя «как в паспорте», однако представитель Роскомнадзора Вадим Ампелонский считает, что по умолчанию речь идет о подлинном имени пользователя. В сочетании с электронной почтой оно превращается в те самые «персональные данные», которые подлежат защите.

Юристы обратились в суд, аргументируя свою позицию тем, что по одному полю «Имя» идентифицировать личность пользователя невозможно, а, значит, нарушения нет. Тамбовский суд, однако, принял сторону ведомства. «Назначенное наказание ООО «ТГЮК» соответствует характеру и степени общественной опасности совершенного правонарушения» , – говорится в решении суда . Деньги пришлось заплатить небольшие, но сам прецедент – крайне досадный.

Огласите весь список!

В Астрахани, кстати, выписанные (на том же основании – нарушение закона о персональных данных) штрафы составили 5-10 тысяч рублей. Наказали там, в частности, компанию-застройщика, которая через сайт продавала свои квартиры. Форма обратной связи состояла всего из двух полей: «Имя» и «Телефон»; заполнив ее, можно было оставить заявку на звонок менеджера.

Астраханские журналисты обратили внимание на то, что названия всех оштрафованных Роскомнадзором компаний начинаются на букву «А». Возможно, ведомство методично проверяет все сайты по алфавиту?

«Какая-то чудовищная по своей нелепости история , – пишет Бородкин. – ...Получается, теперь на все формы обратной связи нужно вешать соглашения о конфиденциальности и галочку о согласии с обработкой персональных данных; кроме того, выходит, что сообщения с формы обратной связи надо хранить как персональные данные – а это тоже отдельный цирк с конями» .

Самый «цирк», пожалуй, в том, что на официальном сайте самого Роскомнадзора форма обратной связи есть, а вот «галочки» к ней – нет. Представитель ведомства Вадим Ампелонский парирует: согласно законодательству, при обращении в госструктуру согласие на обработку своих персональных данных не требуется...

По цвету пиджака

Понятно, что добавить на сайт текст соглашения и необходимое окошко не составляет большого труда. Вопрос в размытости признаков «состава преступления», считает Алексей Бородкин.

На сегодняшний день персональными данными может считаться «любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных)». И вот это «косвенное определение» позволяет проверяющим, при желании, придраться к чему угодно, считает топ-менеджер: «Под это можно притянуть любую информацию о пользователе вплоть до цвета его пиджака» . Чтобы избежать регулярных конфликтов с оштрафованными предпринимателями, Роскомнадзору стоило бы выработать четкий перечень требований, которому должны соответствовать сайты. Тогда, по крайней мере, будет ясно, что запрещено – а что разрешено.

На сегодня за нарушение закона о персональных данных грозит административной ответственностью. Максимальный штраф для юридических лиц составляет 10 тысяч рублей. С 1 июля, после вступления в силу поправок к КоАП, сумма штрафа вырастет до 30 тысяч. Самое неприятное, что может грозить нарушителям, – блокировка сайта по решению суда.

Просим Вас внимательно ознакомиться с Порядком приема и рассмотрения электронных обращений в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор):

1. Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций является дополнительным средством для обеспечения возможности обращений граждан объединений граждан и юридических лиц в Роскомнадзор.

Обращаем Ваше внимание, что форма электронного обращения не предназначена для подачи заявления на предоставление государственных услуг.

Заявления на предоставление государственных услуг подаются в Роскомнадзор:

В электронном виде - через «Единый портал государственных и муниципальных услуг» (www.gosuslugi.ru),

В бумажном виде - заявителем лично или посредством почтовой связи.

2. Работа с обращениями граждан, объединений граждан и юридических лиц осуществляется в соответствии с Работа с обращениями граждан, объединений граждан и юридических лиц осуществляется в соответствии с Федеральный закон Российской Федерации от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (DOCX, 29.42 Kb).

3. Обращения граждан, объединений граждан и юридических лиц поступившие в электронном виде, в соответствии с действующим законодательством могут быть направлены в управления Роскомнадзора, к непосредственному ведению которых относится разрешение поставленных в обращениях вопросов.

4. В обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), и адрес электронной почты. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме.

5. Обращение, содержащие нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нём вопросов.

Обращение не принимается к рассмотрению, если текст написан по-русски с использованием латиницы или набран целиком заглавными буквами и не разбит на предложения.

6. Срок рассмотрения обращения - 30 дней. В случаях, когда для рассмотрения обращения гражданина требуется больше времени, то срок может быть продлен, но не более чем на 30 дней.

В начале этого года астраханские СМИ сообщили, что в городе начали штрафовать организации, у которых есть собственный сайт. Поводом послужило размещение на сайте форм обратной связи. Прокуратура усмотрела в этом нарушение закона о персональных данных и выписала штрафы.
Форма обратной связи достаточно удобный инструмент выстраивания коммуникации с потенциальными покупателями. Формы обратной связи часто используют интернет-магазины, практически на всех сайтах застройщиков можно встретить подобный вид коммуникации. В чем же была претензия Роскомнадзора? Судя по постановлению, владелец сайта нарушил п.2 ст.18 федерального закона "О персональных данных", где говорится об обязанности оператора при сборе персональных данных.

Что нужно сделать, чтобы не нарушать закон и иметь формы обратной связи на сайте? Если у вас нет никаких форм обратной связи на сайте, то можете спать спокойно. По крайней мере в этой части. Но, если вы внедрили на своем сайте формы обратной связи, обратного звонка, подписки и прочего, где просите указать имя, номер телефона, то вы автоматически начинаете сбор и обработку персональных данных. Т.е. вы становитесь оператором по обработке персональных данных, а следовательно должны предупреждать своих пользователей о том, что вы собираетесь эти данные от них получить и что в дальнейшем будете с ними делать и как защищать их сохранность.

И так, для начала подготовьте в компании документ под названием "Политика конфиденциальности". Лучше, если этот документ будет именно официальным, с соответствующим приказом по компании (мы сделали это по предприятию, которое является владельцем домена). Опубликуйте "Политику конфиденциальности" на своем сайте. Сделайте "в подвале" сайта, где вы любите писать "копирайт" ссылку на данную "Политику конфиденциальности". Важно, в каждой форме, где пользователь будет вводить свои данные (имя и номер телефона) поставить "галочку", что пользователь ознакомлен с "Политикой конфиденциальности" и дает свое согласие на обработку персональных данных. Ниже, в этой же форме, дайте ссылку на страничку, где размещен этот документ. Без активной "галочки", т.е. своего согласия пользователь не сможет отправить вам запрос через форму. Сделайте это со всеми своими формами, в т.ч. и на лэндингах, если таковые имеются.

Как написать "Политику конфиденциальности"? Погуглите, как она написана в крупных компаниях и как написали ее те, кто работает в вашей же отрасли. Добавьте свое. Основная мысль документа должна быть отражена в том, какие данные вы собираете, для чего, как обрабатываете, как собираетесь хранить и предупреждать их утерю. Вообщем, есть даже готовые образцы, которые можно также нагуглить.