Внесение законопроектов в государственную думу. Правовое регулирование отдельных видов недропользования IV

Для участия в работе VIII Всероссийского съезда геологов было избрано 1600 делегатов, представлявших все регионы России. В работе приняли участие 1422 делегата, или 89% от числа избранных, что обеспечило кворум участников для проведения Съезда и принятия его документов. В числе делегатов 5 действительных членов РАН, 426 докторов и кандидатов наук, лауреаты Ленинской и Государственных премий.
В адрес делегатов и участников Съезда поступили приветствия от Президента, Председателя Правительства, Совета Федерации и Государственной Думы Российской Федерации.
Делегаты и участники VIII Всероссийского съезда геологов выражают искреннюю признательность российским нефтегазовым и горным компаниям, оказавшим финансовую поддержку в организации и проведении данного мероприятия.
В ходе подготовки и проведении Съезда поступили многочисленные предложения, обобщенные в прилагаемых Материалах к Резолюции VIII Всероссийского съезда геологов.

VIII Всероссийский съезд геологов отмечает:

. Прослеживается устойчивый тренд на опережающее воспроизводство запасов важнейших стратегических видов полезных ископаемых, таких как нефть, природный газ, золото, серебро, медь и др., причем происходит это на фоне растущего дефицита новых открытий в других сырьевых регионах мира. Доля России в мировом финансировании геологоразведочных работ на твердые полезные ископаемые не превышает 6%, а доля в открытии новых месторождений составляет около 10%. Такое соотношение обусловлено ростом инвестиций в поиски нетрадиционных для России типов месторождений и высоким профессионализмом геологов, сумевших в кратчайшие сроки адаптироваться к работе с новыми геологическими объектами в сложных экономических условиях. Благодаря этому Россия остается одним из мировых лидеров по запасам, добыче и экспорту природного газа, нефти, углей, железных руд, цветных и благородных металлов, алмазов и многих других полезных ископаемых.
. Отечественный минерально-сырьевой комплекс остается наиболее устойчивым и социально значимым сектором экономики. Приоритетное развитие высокотехнологичных отраслей российской промышленности, необходимость которого не подвергается сомнению, не может идти в ущерб минерально-сырьевому комплексу, который на протяжении еще многих десятилетий будет оставаться фундаментом экономической мощи нашей страны.
. Геологическая отрасль представляет собой пример успешного частно-государственного партнерства. Около 10% совокупного финансирования геолого-разведочных работ и значительную часть локализации прогнозных ресурсов обеспечивает федеральный бюджет, а 90% средств и практически все воспроизводство запасов - инвестиции компаний-недропользователей. В результате минерально-сырьевая безопасность России в должной мере обеспечена по большинству страте-гических видов полезных ископаемых.
. Геологическая отрасль является одной из немногих гражданских отраслей российской экономики, которая обеспечивает эффективное геополитическое присутствие России в Мировом океане, Арктике и Антарктике. Наиболее значимыми результатами деятельности российских геологов последних лет являются закрепление внешней границы континентального шельфа в Охотском море и принятие заявки России по обоснованию внешней границы континентального шельфа в Северном Ледовитом океане комиссией ООН.
. Минприроды России и Роснедра ведут планомерную работу по совершенствованию нормативно-правовой базы недропользования. В последнее десятилетие были разработаны Стратегия развития геологической отрасли до 2030 года, Государственная программа Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов» (подпрограмма «Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр»), Государственная программа Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (подпрограмма «Развитие промышленности редких и редкоземельных металлов»). В законодательство внесены изменения и дополнения, существенно повысившие инвестиционную привлекательность недропользования и позволившие обеспечить воспроизводство ряда стратегических полезных ископаемых.
VIII Всероссийский съезд геологов констатирует, что наряду с отмеченными успехами геологическая отрасль Российской Федерации обременена целым рядом нерешенных проблем, главными из которых являются следующие:
. Усиливается тенденция к исчерпанию запасов месторождений богатых и легкообогатимых руд в традиционных центрах добычи. Растет доля запасов трудноизвлекаемой нефти и жирного природного газа. Ощущается острый дефицит экономически эффективных запасов урана, марганцевых и хромовых руд, бокситов и некоторых других стратегических полезных ископаемых. Вновь выявляемые месторождения, как правило, не выходят на поверхность и сложены относительно бедными и труднообогатимыми рудами. Объектами геологоразведочных работ становятся все более глубокие горизонты земной коры на суше и континентальном шельфе, а в последние годы - на континентальном склоне и дне океанов.
. Складывающиеся тенденции определяют спрос на создание новых, все более сложных методик, технологий и технических средств для прогнозирования и поисков новых конкурентоспособных объектов, добычи и переработки трудноизвлекаемой нефти, бедных, рядовых и упорных руд. При этом сохраняется отставание отечественных технологий и технических средств от уровня, достигнутого ведущими зарубежными странами; неспособность российских производителей удовлетворить потребности предприятий геологической отрасли и, как следствие этого, высокая степень технико-технологической зависимости от импорта на всем цикле работ от геологического изучения недр до переработки полезных ископаемых.
. Потенциал прироста запасов на осваиваемых и подготавливаемых к освоению месторождениях в значительной мере исчерпан, а потенциал открытия и прироста запасов на новых месторождениях не реализуется ввиду низких объемов финансирования геологоразведочных работ ранних стадий. Россия, располагая более чем 11% территории мировой суши, имеет несоразмерно меньшую долю в мировых объемах финансирования геологоразведочных работ (6% по твердым полезным ископаемым и 8% по углеводородному сырью). Без увеличения затрат на проведение геологоразведочных работ в ближайшие годы даже простое воспроизводство минерально-сырьевой базы станет невозможным, что повлечет за собой падение объемов добычи минерального сырья. Увеличение объемов финансирования геологоразведочных работ частными компаниями и бюджетами всех уровней является приоритетной государственной задачей.
. Остаются нерешенными многие важные вопросы регулирования недропользования, в частности, предоставление субъектам Российской Федерации, имеющим очевидную сырьевую направленность экономики, больших прав в сфере регулирования отношений недропользования; расширение сферы применения гражданско-правовых отношений в недропользовании; развитие заявительного принципа предоставления прав пользования недрами; создание стимулов для работы юниорных геологоразведочных компаний; повышение конкурентоспособности отечественной минерально-сырьевой базы.
. Продолжают катастрофически снижаться объемы НИОКР в сфере регионального геологического изучения недр, поисков и оценки месторождений полезных ископаемых. Безвозвратно утрачены целые научные школы, определявшие направления развития отечественной и мировой геологии. Падает качество подготовки специалистов, связанное с недостаточным взаимодействием между ВУЗами геологического профиля, компаниями-недропользователями, организациями РАН и органами управления государственным фондом недр. Недостаточно проработаны и обоснованы мероприятия по реорганизации ведущих ВУЗов геологоразведочной направленности, что может повлечь существенное снижение квалификации кадрового потенциала будущей геологической отрасли страны; в частности приняты не обоснованные решения по реорганизации Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе (МГРИ-РГГРУ).
VIII Всероссийский съезд геологов предлагает Совету при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, учитывая высокую значимость минерально-сырьевого комплекса, включить в число приоритетных направлений развития российской экономики геологическое изучение недр, развитие минерально-сырьевой базы территории России и ее континентального шельфа, добычу и переработку полезных ископаемых.

VIII Всероссийский съезд геологов рекомендует:

Федеральному Собранию и Правительству Российской Федерации:
. Провести четкое разграничение сфер ответственности Государственных органов управления фондом недр и коммерческих организаций.
. Определить государственные приоритеты в сфере геологического изучения, воспроизводства и использования минерально-сырьевой базы, актуализировав «Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования» и разработав в соответствии с Федеральным законом № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» «Стратегию развития минерально-сырьевой базы Российской Федерации до 2035 года». Утвержденные приоритеты в дальнейшем должны быть закреплены в мероприятиях актуализированной государственной программы Российской Федерации «Воспроизводство и использование природных ресурсов».
. Обеспечить увеличение объемов финансирования геологоразведочных работ по геологическому изучению и воспроизводству минерально-сырьевой базы страны как за счет финансовой поддержки бюджетами всех уровней, так и за счет мер налогового и иного стимулирования геологоразведочной деятельности компаний-недропользователей.
. Восстановить финансирование за счет средств федерального бюджета в объемах предусмотренных государственными программами НИОКР по геологическому изучению недр и воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации, что позволит придать новый импульс отраслевой геологической науке; значительно усилить ее роль в прогнозировании месторождений полезных ископаемых, создании новых методик, технических средств и технологий ведения геологоразведочных работ.
. Обеспечить геополитические приоритеты России в удаленных регионах страны, на континентальном шельфе, в Арктике, Антарктике, Мировом океане; доступ российских компаний к зарубежным минерально-сырьевым базам дефицитных видов стратегических полезных ископаемых.
. Поручить Минприроды России проанализировать текущее состояние нормативно-правовой базы в сфере геологического изучения недр и недропользования и дать предложения:
- о разработке Федерального закона «О геологическом изучении недр»;
- об актуализации перечня стратегических видов полезных ископаемых;
- об изменении подхода к выделению участков недр федерального значения;
- об изменении порядка и условий проведения аукционов (торгов) при проведении закупок геологоразведочных работ и научных геологических исследований для государственных нужд.
Министерству природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральному агентству по недропользованию:
. Внести предложения по изменению Закона РФ «О недрах» в части:
- закрепления порядка предоставления права пользования недрами для создания и эксплуатации полигонов отработки технологий рентабельной добычи углеводородного сырья;
- четкого разграничения полномочий между государством и бизнесом в области геологического изучения недр;
- стимулирования использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств;
- закрепления порядка апробации и учета прогнозных ресурсов полезных ископаемых.
. Разработать и ввести в действие следующие документы:
- классификацию запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых;
- положение об этапах и стадиях геологоразведочных работ на углеводородное сырье и твердые полезные ископаемые;
- правила проектирования и разработки месторождений полезных ископаемых;
- положение о государственном мониторинге состояния недр и государственной опорной наблюдательной сети.
. Продолжить совершенствование законодательства о недрах, исходя из возможного развития гражданско-правовых отношений в недропользовании:
- привести в соответствие нормы земельного, лесного, водного законодательств и законодательства о недрах;
- разработать и ввести в действие экономическую модель, предусматривающую вычеты затрат на геологоразведку из НДПИ или налога на прибыль организаций;
- установить возможность предоставления права пользования участком недр единственному участнику аукциона; запретить участие в торгах аффилированных структур;
- внести изменения в Положение об установлении и изменении границ участков недр, предоставленных в пользование, разрешив, при наличии технологических потребностей, их неоднократное увеличение, уменьшение и объединение;
- разрешить отечественным компаниям различной формы собственности проводить геологоразведочные работы (в том числе, спекулятивную сейсморазведку) на континентальном шельфе России;
- законодательно регламентировать привлечение инвестиций в проекты региональных геологических исследований на основе государственно-частного партнерства;
- принять нормативно-правовые акты, обеспечивающие свободное движение геологической информации, развитие единой системы фондов геологической информации, в том числе ИС «Единый фонд геологической информации о недрах»;
- актуализировать формы статистической отчетности с учетом принятия новых классификаций запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых, а также возможностей современных информационно-коммуникационных технологий.
. Актуализировать «Концепцию геологического образования в России», утвержденную Министром образования Российской Федерации и Министром природных ресурсов Российской Федерации 17-18 августа 1999г., с учетом современных требований к подготовке высококвалифицированных специалистов и инновационного развития геологической отрасли.
. Обратится в органы государственной власти субъектов Российской Федерации о недопустимости перепрофилирования средних специальных учебных заведений геологического профиля.
. Разработать и реализовать долгосрочные программы создания здоровых и безопасных условий труда при проведении геологоразведочных работ; социальной поддержки ветеранов, работников и молодых специалистов геологической отрасли.
. Оказывать поддержку общественным организациям и инициативам в популяризации профессии геолога, привлечении молодежи в геологическую отрасль, проведении независимых экспертиз, участии в разработке планов и проведении выставочных и иных крупных научно-организационных мероприятий.
. Созвать очередной Всероссийский съезд геологов в 4 квартале 2020 года.

Ключевые понятия:

Стоимость разработки Проекта ГИН – от 180 000 рублей

Геологическое изучение участка недр – это специальные работы, которые проводятся для оценки количества и качества полезного ископаемого (подземных вод), находящегося в недрах.

Существует много видов работ по геологическому изучению недр. При сооружении водозаборов подземных вод проводится оценка запасов подземных вод.

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ГИН

Работы по оценке запасов подземных вод проводятся на основании утвержденного Проекта работ по геологическому изучению недр.

Проект ЗСО в обязательном порядке проходит экспертизу.

В Проекте работ по ГИН определяются виды и объемы геолого-разведочных работ:

  • опытно-фильтрационные работы,
  • геофизические исследования,
  • количества проб воды,
  • характеристики на которые будет проведен их химический анализ,
  • объем режимных наблюдений.

Все это необходимо для качественной оценки запасов подземных вод

Необходимость разработки Проекта геологического изучения участка недр регламентирована Законом «О недрах» (ст. 36.1, редакция 2014 года). Иные названия Проекта - Проект на проведение работ: поиски и оценка запасов подземных вод для водоснабжения; Проект геологоразведочных работ.

Разработка данного проекта осуществляется при наличии Лицензии на право пользования недрами с целевым назначением: геологическое изучение/поисково-оценочные работы или Лицензии на право пользования недрами с целевым назначением: геологическое изучение и добыча.

Проект геологического изучения недр проходит обязательную экспертизу в ФБУ «Росгеолэкспертиза».

Проект ГИН необходим

  • Для водозаборов более 100 куб.м./сутки для оценки запасов подземных вод участка водозабораковской области» и по его территориальные отделы.
  • Для водозаборов, среднесуточное водопотребление которых менее 100 куб.м./сутки, разработка Проекта ГИН не требуется.

ЭКСПЕРТИЗА ПРОЕКТА ГИН

Проект работ по ГИН в обязательном порядке проходит экспертизу.

Экспертиза проводится в соответствии с объемом добычи подземных вод (по лицензии):

  • до 500 куб.м./сут – ФБУ «Росгеолэкспертиза» - Территориальный отдел по ЦФО в г.Калуга
  • свыше 500 куб.м./сут – ФБУ «Росгеолэкспертиза» в г.Москве.

Результат экспертизы: Экспертное заключение на Проект ГИН.

Срок проведения экспертизы составляет около 90 календарных дней.,

Стоимость экспертизы указана в Приложении № 2 к Приказу Минприроды России от 23.09.2016 № 490. Экспертизу оплачивает Недропользователь.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ РАБОТ ПО ГЕОЛОГИЧЕСКОМУ ИЗУЧЕНИЮ НЕДР

Государство ведет учет работ по геологическому изучению недр, проводимых в стране.

Поэтому работы по оценке запасов подземных вод требуют обязательной Государственной регистрации.

Регистрация работ проводится только после положительного экспертного заключения на работы по геологическому изучению недр.

Государственная регистрация осуществляют:

  • Роснедра и его территориальные органы

Результат регистрации: присвоение государственного регистрационного номера для работ по оценке запасов подземных вод.

Срок регистрации до 14 календарных дней.

Работы должны быть зарегистрированы до начала их проведения.

После разработки Проекта ГИН, прохождения экспертизы и государственной регистрации геологоразведочных работ Недропользователь может приступать к сооружению водозаборных скважин (при их отсутствии) и оценке запасов подземных вод.

Срок действия Проекта ГИН – бессрочно или до выполнения всех работ по геологическому изучению недр.

Административная ответственность и ограничения:

В случае, если Недропользователь начал производство геологоразведочных работ при отсутствии положительного заключения ФБУ «Росгеолэкспертизы» на Проект ГИН, предусмотрены штрафные санкции и административные взыскания.

ВЫВОДЫ: Согласно ФЗ № 2395-1 «О недрах» Проект работ по геологическому изучению недр является неотъемлемой частью проектной документации, на основании которой впоследствии будут проводиться работы по оценке запасов пресных подземных вод. В этом проекте определяется состав и объёмы геологоразведочных работ, включая бурение разведочно-эксплуатационных скважин строительство водозаборных узлов и т.д. Проект работ по геологическому изучению недр проходит обязательную процедуру экспертизы в ФБУ «Росгеолэкспертиза».

Специалисты Гидрогеологического Экспертного Бюро имеют большой опыт по разработке и согласованию проектов геологического изучения недр и готовы оказать полное содействие в решении такого рода задач.

Вам может быть интересно После получения с дальнейшей целью использовать воду из артезианской скважины в бытовых или производственно-хозяйственных целях, собственник объекта должен организовать работы по разработке геологического проекта изучения участка недр.
Эти действия необходимы для получения научно-обоснованной оценки запаса водных ресурсов. Приказ, изданный Федеральным агентством по недропользованию (№ 1101 от 16.10.2012 г.) определяет, что ответственной организацией, на которую возлагаются полномочия по проведению Государственной экспертизы проектов изучения недр, является ФБУ «Росгеолэкспертиза».

Необходимость проведения государственной экспертизы проекта
Государственная экспертиза проводится на основании заявления владельца недрами в отношении объектов, зарегистрированных в Едином государственном реестре. В соответствии с положениями закона «О недрах» (ст. 36.1, редакция 2014 года) заявитель обязан разработать проект геологического изучения недр (другое название - проект геологоразведочных или геолого-оценочных работ).
Важно подчеркнуть, что разработка этого документа (и его последующая экспертиза) является обязательным условием для законного использования недр субъектом, независимо от того, какие именно обязательства были включены в приложение к договору.
На создание проекта отводится в среднем 10 месяцев от даты государственной регистрации лицензии. При отсутствии положительного заключения ФБУ «Росгеолэкспертизы» по отношению к владельцу участка недрами предусмотрены штрафные санкции и административные взыскания.


Как разрабатывается проект геологического изучения недр

Составление проекта - комплексная работа, состоящая из следующих этапов:
консультации эксперта;
составление плана и графика работ с учетом требований заявителя;
анализ исходных данных по объекту (нормативные, научно-исследовательские, архивные материалы);
систематизация обработанной информации;
практические работы (обследование территории, где расположена скважина, или несколько скважин);
проведение государственной регистрации работ по геологическому исследованию участка недр;
составление технического задания (учитываются специфические условия лицензии).

Для разработки проекта геологического изучения недр необходимо предоставить лицензию на проведение геологических работ (оригинал и копию), расчет водопотребления и водоотведения, копии договорных соглашений с организациями, которые будут проводить геологическое изучение участка недр.
К информационным материалам, используемым при составлении проекта, относятся геофизические показатели (см. ), данные экологического обследования, аналитические сведения о гидрогеологических условиях.

После перечисленных предварительных работ начинается составление самого проекта, который включает три раздела:
методический;
производственно-технический;
сметные расчеты.

В проект входят наглядные изображения (фото, рисунки), графические схемы, подробные расчеты. Документ подается на экспертизу в печатном виде (твердый переплет) с описью приложений.
Если у собственника недр уже есть разработанные скважины, то в проекты включаются только и состава водных ресурсов. Если скважины не разработаны, то в документе отражаются все технологические операции по исследованию участка недр (поисковые работы). Основная цель проекта - сбор и обобщение информации, касающейся запасов подземных вод на определенном участке территории.



Цели проведения государственной экспертизы

Проведение государственной геологической экспертизы необходимо для:
создания благоприятных условий для обоснованного использования недр;
выделения границ территории, где находятся эксплуатируемые участки недр;
оценки степени информационного материала и об участке недр, находящихся в пользовании субъектов хозяйствования;
определения качества и полноты геологических сведений о характеристиках геологических ресурсов изучаемого участка недр.
Государственная экспертиза проекта осуществляется по правилам Административного регламента, утвержденного Министерством природы Российской Федерации № 139 (редакция 12.04.2013 г.).

Законодательные нормативы, регулирующие проведение государственной экспертизы
Владелец лицензии обязан направить документ (проект) в территориальный орган по недропользованию (департамент или управление, уполномоченные принимать решения, касающиеся использования участков недр в пределах конкретного федерального округа). Далее, ФА (Федеральное агентство) передает документ в «Росгеолэкспертизу». Эта организация является единственной государственной инстанцией, наделенной правами выдавать заключение по геологическому проекту.

Кто оплачивает экспертизу
Государственная экспертиза осуществляется за счет средств заявителя (пользователя недрами). До принятия административных регламентов нового образца оплата работы могла осуществляться исполнителем, но после внесения изменений в законодательство платежные поручения принимаются только от собственников недр. Сумма перечислений в федеральный бюджет (получатель - Департамент «Роснедра») определяется приказом Министерства природы Российской Федерации № 252 (запись в Минюсте за номером 17767).

Стоимость экспертизы геологического проекта по изучению недр
Стоимость государственной экспертизы определяется в соответствии с приказом Министерства природы РФ № 252 (08.07.2010 г.) несколькими факторами:
количество проведенных геологоразведочных работ;
величина сметной стоимости;
категория проекта изучения недр (крупные, средние, мелкие);
одиночный водозабор или несколько скважин.

Заключение ФБУ «Росгеолэкспертиза»

После изучения документов (перечень определен административным регламентом), предоставленных заявителем (собственником участка недр), «Росгеолэкспертиза» выдает заключение, которое может быть положительным или отрицательным. Основанием для отказа в приеме документации является отсутствие письма-заявки или документа, подтверждающего перечисление средств за оплату государственной услуги в федеральный бюджет.
Другие основания для вынесения отрицательного решения - неверные сведения в информационных материалах, искажение цифровых данных, недостоверные личные данные, нарушение требований к формату оформления.
При обнаружении недочетов специалисты ФБУ составляют справку (прилагается к заключению), в которой выносят предложения по их устранению.

Разработка проекта геологического изучения недр под ключ

ООО «Геодин» оказывает комплексные услуги по составлению и согласованию проекта на поисково-оценочные работы (проведение геологического изучения подземных вод в артезианских скважинах) в Московской области с последующей регистрацией документов в «Росгеолэкспертизе». Квалификация специалистов, выполняющих задание, подтверждается положительными заключениями уполномоченной государственной службы. Записаться на консультацию по вопросам разработки документации можно по контактному телефону либо направить заявку в электронной форме. Обращайтесь!

2. Ресурсы недр многообразны и представлены не только источниками минерального сырья, но и другими, пока мало используемыми или же такими, практическая ценность которых нам еще не известна.

Человечество тысячелетиями пользуется недрами, как источником рудных и нерудных полезных ископаемых; столетиями – как источником УВС и минеральных вод; десятилетия – как источником геотермальной энергии и в качестве полигонов для захоронения ОВ, РВ; годы – как источником сланцевой нефти и газа и т.д. Продолжая этот логический ряд, можно предположить, что в век научно-технического прогресса мы еще не все знаем об истинном потенциале недр и нас ждут новые открытия.

3. Решение вопросов рационального использования природ- ных ресурсов, их сохранения имеет первостепенное значение.

Используя потенциал недр, мы понимаем, что он – ограничен (конечен) и в большинстве случаев – не возобновляем. Поэтому его использование должно быть рачительным, учитывающим потребностикак настоящего, таки будущих поколений. Ограниченность известных ресурсов выдвигает требования к поиску новых их источников и/или новых технологий. Так, использование самородных металлов сменилось металлургией руд, а теперь уже и геотехнологическими методами извлечения металлов. Так же обстоит дело и с сохранностью и возобновляемостью ресурсов. Например, пресные и минеральные подземные воды возобновляются, но необходимо обеспечить такие условия их эксплуатации, которые позволят сохранить их качество и исключить деградацию и т.п.

4. В основе решения указанных вопросов лежит геологическое изучение недр, закладывающий научныйбазис,как для рационального использования имеющегося (известного) потенциала недр, так идля прогнозирования развития ситуации в сфере недропользования в ближайшем и отдаленном будущем.

В век научно-технического прогресса нельзя полагаться на случайность и пренебрегать научными исследованиями. В сфере использования ресурсного потенциала недр геологическое изучение является фундаментом, позволяющим на научной основе проводить поиски и разведку месторождений различных полезных ископаемых, прогнозировать изменения, протекающие в земной коре, планировать прирост запасов и ресурсов минерального сырья, прогнозировать обеспеченность ими отдельных предприятий, регионов и страны в целом и многое другое.

5. В условиях современной России процесс геологического изучения недр разделен на две неравные части, различающиеся целью изучения и получаемым результатом:

Что не менее важно, эти части разделены не только целью и результатами, но и источниками финансирования проведения работ и связанной с этим возможной коммерциализации результатов.

5.1. Региональное геологическое изучение недр, сбор и хранение всех отчетов по выполненным геологическим исследованиям, мониторинг состояния недр, происходящих в них природных процессов и прогнозирование воздействия техногенеза.

Получаемая информация не имеет коммерческой ценности, но жизненно необходима для государства, как основа для привлечения инвесторов в геологический и горный бизнес; как основа для мониторинга состояния недр и прогноза их изменения.

Задача – поддержание геологической изученности территории страны на современном уровне. На основе применения новейших методов сбора и обработки геологической информации постоянное обновление геологических карт, как основы для металлогенического прогнозирования и планирования поисковых работ, систематического переиздания обновленных карт геологического содержания.

Систематизация новых данных по геологическому строению территории и особенностям месторождений новых геолого-промышленных типов.

Формирование государственной политики в области изучения и освоения недр (оценка прогнозного потенциала регионов, обеспечение их опережающего/своевременного изучения, кадровая политика/подготовка и обеспечение отрасли специалистами).

Работы выполняется органами государственной геологической службы за счет средств федерального бюджета.Этот орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

5.2. Локальное геологическое изучение недр и разработка месторождений полезных ископаемых.

Работы выполняются предприятиями любой формы собственности за счет собственных средств, полученные результаты имеют коммерческую ценность для горного и геологического бизнеса:

  • Геологический бизнес. Работы проводится с целью опоискования перспективных площадей, оценки и разведки выявленных проявлений полезных ископаемых до начала их разработки, т.е. типичные объекты для юниорных компаний. Коммерческой продукцией являются выявленные, оцененные или разведанные месторождения полезных ископаемых, а так же отчетные материалы по проведенным работам.
  • Горный бизнес. Опережающая и сопровождающая эксплуатационные разведки в пределах горных отводов проводятся добывающими предприятиями с целью решения оперативных задач, возникающих при разработке разведанных месторождений.Коммерческой продукцией является уточненная информация о морфологии и особенностях внутреннего строения месторождений и участков месторождений, а так же отчетные материалы, содержащие сведения о результатах проведенных работ.

6. Самой заинтересованной стороной в наиболее полном, качественном и своевременном геологическом изучении недр является государство.

Бизнес заинтересован в получении максимальной прибыли и ограничить его аппетит можно только законами, что под силу только государству. Сложность заключается в том, что бы законы устанавливали только определенные «рамки» поведения, исключая возможный произвол со стороны государственных органов, их попытки руководить бизнесом, что вызовет только разгул коррупции и уход бизнеса в более благоприятные условия (другие страны, сферы деятельности и т.п.).

Государство заинтересовано в долгосрочном эффекте от использования ресурсного потенциала, для чего необходимо, с одной стороны, сдерживать аппетиты бизнеса, регулируя норму прибыли (с прогрессивным налогообложением), а с другой – создавать привлекательные условия для инвестиций в горный и геологический бизнес и обеспечить защиту интересов инвесторов.

Поэтому государство на законодательном уровне (т.е. в предлагаемом ФЗ «ГИН») должно определять «правила игры»,чтобы обеспечить:

6.1. Поддержание на высоком уровне региональной геолого- геофизической изученности недр. Проведения опережающих работ, обеспечение регулярной и своевременной актуализации мелкомасштабной геолого-геофизической основы для привлечения потенциальных недропользователей.

За государством должно остаться право (обязанность) выполнения общегеологических (региональные, шельф и т.д.) исследований. Без современной геологической основы не следует рассчитывать на открытие месторождений.

Это необходимая и разумная уступка: государство обеспечивает современной, регулярно актуализируемой мелкомасштабной геолого-геофизической основой потенциальных недропользователей (которые просто не смогут создать ее сами), тем самым активизируя их интеллектуальный потенциал, повышая вероятность открытия новых месторождений, налоги от разработки которых должны с лихвой перекрыть затраты, понесенные государством на ранние стадии изучения.

Такой подход позволит сохранить достоинство советской системы изучения недр (целостность и планомерность, последовательное приближение и т.п.), и обеспечит государство инструментом централизованного управления процессом воспроизводства МСБ не через запреты (разрешения) проведения работ, а поощряя ГРР; не ограничивая, а создавая благоприятные условия для проявления активности потенциальных недропользователей.

Это важнейшая задача, решению которой после 1991 г. не уделялось необходимого внимания.

6.2. Централизованный сбор и хранение геологических материалов, обеспечениек ним свободного доступа.

Материалы по всем выполненным геологическим исследованиям должны поступать в централизованные государственные фонды, обеспечивающие их сохранность и систематизацию, подобно нынешним ТГФ и РГФ. Должен быть обеспечен свободный доступ к геологической информации, полученной за счет бюджета СССР или РФ, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, а так же и коммерческую тайну (последнее – на разумно ограниченный период времени). Это поможет задействовать интеллект специалистов, способных переосмысливать имеющуюся информацию и сформулировать новые, неизвестные ранее выводы и предположения для их последующей полевой проверки.

6.3. Уверенность в достоверности получаемой информации о разведанных запасах и минеральных ресурсах, которая будет использоваться при планировании государственных исследований, для разработки государственных программ и т.д.

6.3.1. Для обеспечения научно обоснованного прогнозирования развития ресурсного потенциала недр и планирования необходимых мероприятий необходима уверенность в том, что полученная информация о текущем состоянии запасов и ресурсов – достоверная. Существующая система (Классификация запасов и государственная экспертиза запасов) неспособна выдавать достоверную информацию и требуется их реформа:

    Классификации запасов МТПИ путем:
  • упрощения с одновременным насыщением практическим смыслом выделяемых дефиниций;
  • обеспечение возможности использования блочного моделирования и геостатистических методов подсчета;
  • синхронизации с классификациями запасов, принимаемыми при листинге на сырьевых площадках западных фондовых бирж.

Наиболее эффективно решить вопрос реформы Классификации можно совместными усилиями ассоциаций добывающих компаний и независимых обществ геологов и горняков, что позволит избежать ошибки очередной косметической правки Классификации советского периода развития.

6.3.2. Существующая сейчас система государственной экспертизы запасов не обеспечивает необходимую достоверность оценки запасов и оперативность ее переоценки. Ее единственный продукт (определение величины запасов) нельзя признать качественным и востребованным: как регулятор финансовых потоков (для чего институт ГКЗ и был создан в свое время) он не используется в России и не принимается в мире. И учет запасов в недрах он был способен обеспечить только в условиях планового хозяйства СССР, а в рыночной экономике учет недостоверен, так как не способен учитывать конъюнктуру рынка.

Для начала надо хотя бы привести систему экспертизы запасов в соответствие с Постановлениями Правительства России № 69 от 11.02.05 г и № 37 от 22.01.07 г «О государственной экспертизе запасов….» и «Административным регламентом предоставления Федеральным агентством по недропользованию государственных услуг по организации проведения государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации об участках недр, предоставляемых в пользование», утвержденным МПР только в 2012 г. Согласно этим НПА решение принимается экспертной комиссией, в которой ≥70% внештатных работников. В течение 5-ти дней это решение должно быть утверждено Роснедра, причем возможность не утверждения Правительством не предусмотрена, что должно было бы означать независимость экспертной комиссии.

Но вообще-то необходимо обеспечить возможность оперативной адаптации оценки запасов к изменяющимся внешним условиям и персональную ответственность оценщика, т.е. назрело создание института Компетентных персон (ИКП) и реформа системы государственного учета запасов, изменением принципов ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых.

Без перечисленных реформ государственные органы обречены получать недостоверную информацию, вводящую в заблуждение и исключающую возможность научного анализа (Наталка – первая ласточка, остальные стоят в очереди).

6.4. Создать условия для частных инвестиций в поиски и разведку полезных ископаемых. Формирование рынка рискового капитала, рынка акций юниорных компаний, обеспечение юниорных компаний правом распоряжения своей продукцией (продажа, залог), а так же условиями для реализации этого права.

Решить проблему интенсификации поисковых работ можно только создав благоприятные условия для работы юниорных компаний, цель которых – не добыча, а выявление месторождения и последующая продажа его добывающей компании с тем, что бы получить прибыль и вложить их в ГРР на другом участке. Рыночная стоимость актива может на порядок превышать расходы, затраченные юниорной компанией, что является как премией за риск, так и компенсацией неизбежных потерь компании на других объектах, обеспечивая тем самым возможность существования геологического бизнеса.

Главное отличие: в действующей сейчас схеме изучения недр у административных органов нет обозначенной в Законе ответственности за воспроизводство МСБ, в то время как у юниорных компаний ответственность четко мотивирована самим принципом их существования.

Это вторая важнейшая задача, которая после 1991г вообще не решалась, в результате чего ресурсная база МТПИ существенно деградировала.

6.5. Определить обязанности государства в геологическом изучении недр.

Создание государственного органа, отвечающего за геологическое изучение страны и основы государственной политики в сфере «недропользования» (по типу бывших Геолкома или Мингео). Орган должен иметь собственную научно-производственную базу и достойное финансирование, что бы выполнять возложенную на него обязанность с высоким качеством.

Необходимо обеспечить возможность товарного оборота геологической информации, как товара юниорных компаний, так и в качестве товарных активов добывающих компаний, т.е. обеспечение биржевого оборота разведанных запасов.

6.6. Определить обязанности бизнеса в геологическом из- учении недр.

    Коммерческие предприятия должны:
  • создать органы, координирующие решение вопросов в сфере геологического изучения недр с государственными органами;
  • обеспечить разработку Классификации запасов ТПИ, отвечающей современным требованиям бизнеса и обеспечивающей прозрачность в целях государственного учета движения запасов и ресурсов;
  • разработать принципы работы Института Компетентных персон (солидарная и персональная ответственность за результаты оценки) и обеспечить его функционирование.

7. Планирование геологического изучения недр проводится на основе долгосрочных планов федерального правительства, учитывающих реальное состояние добывающей промышленности, разведанной минерально-сырьевой базы, долгосрочные прогнозы по рынкам минерального сырья и обеспеченность перспективных территорий современной мелкомасштабной геолого-геофизической основой.

Планы по геологическому изучению недр разрабатываются федеральным органом исполнительной власти в содружестве с акционерным/ными институтом. Источником информации для разработки планов являются материалы по выполненным работам, накопленные в федеральном фонде, а также специализированные сведения, поставляемые иными заинтересованными федеральными ведомствами.

8. Контроль работ по геологическому изучению недр.

Оценка качества проводимого геологического изучения недр трудно поддается формализации в силу большой «инерционности» процесса геологического познания. Недостаточное качество выполняемых работ нанесет ощутимый вред, но выяснится это только много лет спустя. Указанные особенности процесса геологического изучения недр предъявляют повышенные требования к органу их управления, а так же к личной ответственности руководителей.

Критериями оценки работы органа управления геологическим изучением недр могут быть:

  • повышение инвестиционной привлекательности ведения горного и геологического бизнеса в России;
  • прирост разведанных запасов, возможность управления этим процессом (выход на новые территории, расширение ассортимента полезных ископаемых, новые геолого-промышленные типы месторождений и т.п.);
  • обеспечение оптимального баланса в использовании всего многообразия ресурсов недр.

Одним из важнейших видов права пользования недрами является геологическое изучение недр. В нашей стране осуществляются государственное геологическое изучение недр, в задачи которого входит: геологическое картирование всей территории и континентального шельфа, поиски и оценка месторождений полезных ископаемых в соответствии с государственными программами, мониторинг состояния недр и прогнозирование происходящих в них процессов, сбор и хранение информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы и другие виды работ, связанные с геологическим изучением недр (ст. 36.1 Закона о недрах).

Геологическое изучение недр Закон РФ “О недрах” подразделяет на два подвида: региональное геологическое изучение, проводимое без существенного нарушения целостности недр, и геологическое изучение, связанное с поиском месторождений полезных ископаемых, и оценкой пригодности недр для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых. Критерием разграничения этих двух подвидов является степень нарушения целостности недр в процессе геологического изучения.

Организация государственного геологического изучения недр возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр - Министерство природных ресурсов РФ.

Работы по геологическому изучению недр, поискам, разведке месторождений полезных ископаемых проводятся в соответствии с утвержденными в установленном порядке проектами. Экспертиза этих проектов проводится в федеральном органе управления государственным фондом недр или его территориальном органе за счет средств пользователей недр.

Основным результатом проведения геологического изучения недр является полученная в результате этого геологическая информация. Информация о геологическом строении недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также об иных качествах и особенностях недр, содержащаяся в геологических отчетах, картах и иных материалах, может находиться в государственной собственности или в собственности пользователя недр (ст. 27 Закона о недрах).

Федеральный закон “О соглашениях о разделе продукции” (ст. 11) также регулирует вопросы собственности на эту информацию. Вся первичная геологическая, геофизическая, геохимическая и иная информация, данные по ее интерпретации и производные данные, а также образцы горных пород, в том числе керн, пластовые жидкости, полученные инвестором в результате выполнения работ по соглашению, принадлежат на праве собственности государству. При соблюдении условий конфиденциальности, предусмотренных соглашением, инвестор имеет право свободно и безвозмездно пользоваться указанными информацией, данными и образцами. Порядок пользования этой информацией, данными и образцами, а также порядок их вывоза за пределы Российской Федерации определяются соглашением в соответствии с отечественным законодательством.

Приказом Минприроды России от 10 апреля 2000 г. № 93 утверждена Инструкция о порядке установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователями недр, проводившими работы по геологическому изучению недр 1 . Инструкция регламентирует порядок установления факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр. Установление этого события необходимо для реализации права пользователя недр, открывшего месторождение, на его разведку и разработку. Действие Инструкции распространяется на всех пользователей недр независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности.

Факт открытия устанавливается Минприроды России по месторождениям основных видов стратегического минерального сырья, определенных Перечнем основных видов стратегического минерального сырья, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 16 июня 1996 г. № 50-р и его территориальными органами по месторождениям всех видов полезных ископаемых, за исключением указанных в Перечне 1 .

Открытие месторождения полезных ископаемых устанавливается на основании заявки, подаваемой пользователем недр в Минприроды России или в его территориальный орган. В случае, если пользователь недр намерен разрабатывать открытое месторождение полезных ископаемых, он должен указать это в заявке. Заявка на установление факта открытия месторождения должна быть подана пользователем недр не позднее окончания срока действия лицензии. К заявке прилагаются протокол органов государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, подтверждающий промышленную значимость месторождения; краткая справка об истории открытия месторождения полезных ископаемых и его основных геологических и экономических параметрах (характеристиках); геологическая карта (по месторождениям нефти и газа структурная карта по продуктивному горизонту) с координатной сеткой и контурами выявленного месторождения; иные материалы, подтверждающие факт открытия месторождения полезных ископаемых. Заявка регистрируется Министерством природных ресурсов РФ или его территориальным органом на день ее поступления. По просьбе заявителя ему выдается справка о дате регистрации заявки и ее регистрационный номер.

Затем заявка подлежит рассмотрению в трехмесячный срок. Если представленные материалы в ходе рассмотрения потребуют дополнения или уточнения, заявитель извещается об этом в письменной форме. В этом случае срок рассмотрения заявки исчисляется со дня поступления дополнительных материалов. При рассмотрении заявки учитывается, что открытие месторождения представляет собой документально подтвержденное выявление нового объекта минерального сырья в недрах, запасы которого частично квалифицированы по категории С1, и имеющего по заключению органов государственной экспертизы самостоятельное промышленное значение. Факт открытия месторождения недропользователем подтверждается свидетельством установленного образца за подписью руководителя (заместителя руководителя) Министерства природных ресурсов РФ либо его территориального органа. Свидетельство, а также представленные недропользователем материалы, подтверждающие факт открытия месторождения, подлежат учету и хранению соответственно в федеральном и территориальных фондах геологической информации.

Факт открытия признается со дня выдачи свидетельства об установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых в Министерстве природных ресурсов РФ или его территориальных органах.

В соответствии с п. 2 и 4 ст. 10.1 Закона РФ “О недрах” по решению Правительства РФ (по участкам недр внутренних морских вод, территориального моря и континентального шельфа Российской Федерации) или по совместному решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа и органа исполнительной власти субъекта Федерации (по участкам недр, расположенным на территориях соответствующих субъектов РФ) при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых пользователю недр, проводившему работы по их геологическому изучению за счет собственных средств, может быть предоставлено право на разведку и разработку открытого месторождения.

В удовлетворении заявки может быть отказано, если заявитель на день подачи заявки не имеет лицензии на пользование соответствующим участком недр либо если представленные пользователем недр фактические данные не позволяют квалифицировать их как открытие месторождения полезных ископаемых. О причинах отказа заявитель извещается в письменной форме.

Учитывая значение геологического изучения недр как вида права недропользования, некоторые субъекты Федерации детализируют порядок его осуществления. Например, в Законе Свердловской области “О недрах Свердловской области” разд. 5 посвящен геологическому изучению недр. Статья 49 указанного Закона регулирует общие вопросы геологического изучения недр области. В частности, установлено, что геологическое изучение недр осуществляется в процессе:

геологического картирования территории области как субъекта Федерации в соответствии с федеральными и территориальными (областными) программами;

поисков и поисково-оценочных работ на перспективных участках в соответствии с федеральными и территориальными (областными) программами;

предварительной и детальной разведки и доразведки известных неэксплуатируемых или эксплуатируемых месторождений, включая техногенные;

наблюдений за состоянием недр и прогнозирования происходящих в них процессов;

сбора, обработки и хранения информации о недрах, состоянии минерально-сырьевой базы области, Уральского региона и России в целом;

других видов работ, связанных с геологическим изучением недр области, добычей полезных ископаемых, строительством и эксплуатацией подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образованием особо охраняемых геологических объектов, сбором минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Организация государственного геологического изучения недр Свердловской области возлагается на территориальный орган Минприроды России.

Для определения промышленной ценности месторождений полезных ископаемых, наиболее эффективных и безопасных способов их отработки при геологическом изучении недр и при постановке запасов полезных ископаемых на государственный баланс запасов России или территориальный баланс запасов Свердловской области осуществляется геолого-экономическая оценка месторождений на основе критериев и требований, устанавливаемых федеральным органом управления государственным фондом недр. Апробация материалов по геолого-экономической оценке осуществляется органами государственной геологической экспертизы (ст. 50).

В ст. 51 Закона Свердловской области закреплено понятие геологической информации о недрах, под которой понимается имеющаяся информация о геологическом строении месторождений, запасах полезных ископаемых, условиях их залегания и возможных путях использования, геологическом строении и истории развития отдельных участков земной коры. В состав геологической информации включаются первичный фактический материал в виде образцов, проб керна и другого каменного материала, данные инструментальных измерений и наблюдений над геологическими объектами, зафиксированные на различных, в том числе бумажных, магнитных и других носителях, сейсмограммах, каротажных диаграммах и в других первичных геологических материалах; аналитические и синтетические материалы в виде записей, таблиц, графиков, карт, геологических разрезов, отчетов, текстовых и графических приложений к ним, баз данных, книг и др.

Информация о геологическом строении территории и недр, находящихся в них полезных ископаемых, об условиях их разработки, а также об иных качествах и особенностях недр, содержащихся в геологических отчетах, картах, геологических разрезах и иных материалах, может находиться в федеральной государственной собственности, областной государственной собственности или собственности пользователя недр.

Геологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет государственных федеральных или областных средств, является федеральной и областной собственностью и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации, осуществляющие ее хранение и систематизацию. Порядок и условия использования указанной информации определяются территориальным органом Минприроды России и Правительством Свердловской области в зависимости от источников финансирования геологоразведочных работ.

I еологическая и иная информация о недрах, полученная пользователем недр за счет собственных средств, является собственностью пользователя недр и представляется пользователем недр по установленной форме в федеральный и территориальный фонды геологической информации с определением условий ее использования, в том числе в коммерческих делах.

Должностные лица территориального фонда геологической информации обязаны обеспечить конфиденциальность представляемой им геологической информации и несут материальную, административную или уголовную ответственность за ее несанкционированное разглашение. Право собственности на геологическую и иную информацию о недрах охраняется в порядке, установленном законодательством России и Свердловской области для других объектов собственности. Полученную в результате проведения работ геологическую и иную информацию о недрах разрешается использовать для научной и преподавательской деятельности, если иное не предусмотрено договором.

Геологическая информация о недрах области, полученная за счет государственных средств, может предоставляться в пользование отечественным и зарубежным юридическим и физическим лицам полностью или частично путем ознакомления с ее содержанием; предоставления копий информации; предоставления части природных носителей информации (в виде коллекций горных пород, руд и минералов, палеонтологических коллекций, лабораторных, лабораторно-технологических, полузаводских и заводских технологических проб, рудных концентратов и т. п.). Информация, содержащая сведения, составляющие государственную, отраслевую или коммерческую тайну, предоставляется в пользование в соответствии с действующим законодательством России. Информация о недрах, содержащая сведения о геологическом строении территорий и месторождений и не характеризующая промышленно-экономический потенциал конкретных месторождений, городов, районов и области в целом, предоставляется без ограничения.

Геологическая информация о недрах по лицензионному участку недр, характеризующая его промышленную ценность (данные каротажа, испытаний скважин, сейсморазведки, результаты опробования, обогащения песков и т. п.), может передаваться не только владельцу лицензии, но и другим потребителям, если это не наносит экономического ущерба владельцу лицензии и при условии его уведомления.

Информация о недрах, а также об участках недр, намечаемых для использования в целях, не связанных с добычей, предоставляется следующим категориям юридических и физических лиц: участникам конкурсов (аукционов) на право пользования недрами в виде специально подготовленных пакетов геологической информации;

владельцам лицензий на право пользования недрами в полном объеме по участку недр, оговоренному в лицензии;

получившим в установленном порядке разрешение на проведение региональных геолого-съемочных, геофизических, гидрогеологических и геолого-экологических или специальных работ в объеме, необходимом для проведения работ;

выполняющим геолого-поисковые, геологоразведочные и научно-исследовательские работы за счет государственных средств в объеме, необходимом для выполнения геологических задач;

иным пользователям информации о недрах по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением с определением объема передаваемой информации.

Геологическая информация о недрах Свердловской области, полученная за счет государственных средств, передается на возмездной (продажа, обмен и т. д.) или безвозмездной основе. Безвозмездно информация предоставляется недропользователям, выполняющим геологопоисковые, геологоразведочные и научно-исследовательские работы за счет государственных средств по конкретным объектам выполняемых работ (ст. 52).

Статья 53 Закона определяет порядок платы за геологическую информацию о недрах Свердловской области, полученную за счет государственных средств. При возмездном способе предоставления информации о недрах области, полученной за счет государственных средств, федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальным подразделением устанавливается начальная цена информации, которая зависит от размеров государственных затрат, связанных с ее получением, потребительских свойств информации, конъюнктуры рынка и других факторов.

Затраты, связанные с получением геологической информации, определяются в соответствии с действующим порядком оценки затрат, произведенных в предыдущие годы на геологоразведочные работы и их учета в качестве вклада российской стороны в уставный капитал создаваемых предприятий с участием иностранного капитала. Порядок оценки затрат определяется территориальным органом Минприроды России.

Потребительские свойства информации оцениваются по уровню ее обработки, потенциальной ценности (перспективности, дефицитности), определяемой наличием полезных ископаемых или иными свойствами участка недр, исходя из которых с учетом полноты, качества и детальности геологической информации на нее устанавливается договорная цена. Окончательная цена геологической информации о недрах, полученной за счет государственных средств, устанавливается на договорной основе с потребителем, кроме пакетов информации по объектам, представляемым на конкурс. Доходы от реализации геологической информации, полученной за счет государственных средств, распределяются в порядке, устанавливаемом федеральным и областным законодательством.

Запасы полезных ископаемых разведанных месторождений подлежат государственной экспертизе с целью создания условий для оценки подготовленности месторождений полезных ископаемых к промышленному освоению, количества и качества запасов, рационального комплексного использования недр, определения платы за пользование недрами, границ участков недр, предоставляемых в пользование.

Предоставление недр в пользование для добычи полезных ископаемых в Свердловской области разрешается только после проведения государственной экспертизы их запасов. Заключение государственной экспертизы о промышленной значимости разведанных запасов полезных ископаемых является основанием для постановки их на государственный учет. Государственная экспертиза может проводиться на любой стадии геологического изучения месторождения при условии, если представляемые на экспертизу геологические материалы позволяют дать объективную оценку количества и качества запасов полезных ископаемых, их народнохозяйственного значения, горно-технических, гидрогеологических, экологических и других условий их добычи.

Государственной экспертизе подлежит также геологическая информация об участках недр Свердловской области, пригодных для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с разработкой месторождений полезных ископаемых. Предоставление таких участков недр в пользование также разрешается только после проведения государственной экспертизы геологической информации. Государственная экспертиза запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр осуществляется государственной комиссией по запасам при Минприроды России по месторождениям и участкам недр федерального значения и территориальной комиссией по запасам по месторождениям и участкам недр территориального (областного) значения.

Порядок государственной экспертизы запасов и ресурсов месторождений и участков недр областного значения устанавливается Правительством Свердловской области по представлению территориального органа Минприроды России.