Внеклассное мероприятие по безопасности в начальной школе. Внеклассное мероприятие в начальной школе "огонь ошибок не прощает"

Сценарий совместного внеклассного мероприятия по противопожарной безопасности в 4 Б классе и дошкольной группе « Пчелки».
«Осторожно: огонь!»

Хамидулина Альмира Идрисовна, учитель начальных классов МБОУ прогимназии» Кристина» г. Томска.
Назначение: данный материал будет интересен для воспитателей и учителей при подготовке к занятиям по противопожарной безопасности.
Цель: развитие культуры безопасности обучающихся.
Задачи: закреплять навыки безопасного поведения при пожаре, закреплять представления детей о причине пожара, отрабатывать правильные действия в случае возникновения пожара,
развивать умения находить решение в сложных ситуациях,
формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

Проблема, которой посвящается методическая разработка
. Существует огромная мировая проблема, касающаяся пожарной безопасности. Несмотря на то, что подавляющая часть населения не имеет четкого представления о реальной опасности пожаров, вопросы пожарной безопасности находят свое отражение буквально во всех областях человеческой деятельности. Не случайно, до 80% всех пожаров не только в России, но и за рубежом случается по причине так называемого «человеческого фактора», то есть когда незнание элементарных требований пожарной безопасности, их игнорирование, а также халатность, вызванная мнением о маловероятности наступления события пожара – зачастую, приводит к трагическим последствиям. В 2003году население земного шара составляло чуть больше 6 млрд. человек. При этом количество пожаров в год на 1 тыс. человек населения Земли и количество погибших при пожарах людей в год на 10 тыс. человек населения соответственно равны 1 (единице). Из данных соотношений легко получить итоговые и во многом катастрофические цифры последствий человеческой беспечности. Итак, ежегодно в мире происходит (по официальным данным статистического учета) 6 – 6,5 млн. пожаров при которых погибает около 60 тыс. человек.
Особенности содержания.
Особенностями содержания моего сценария внеклассного занятия
«Осторожно: огонь!» является то, что тема пожарной безопасности объединила и школьников, и дошколят, ведь прогимназия « Кристина»- это образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данное мероприятие было проведено совместно с двумя возрастными категориями, что несет в себе огромный познавательный и воспитательный момент, когда у старших ребят есть возможность передать свои знания и опыт ребятам помладше. Четвероклассники, готовясь к данному мероприятию, учили наизусть стихи, рисовали, готовили инсценировки по теме. Содержание мероприятия было полным, наглядным, поучительным.

Сценарий внеклассного занятия.

1.Орг. момент. Актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте, дорогие наши маленькие друзья! Мы пригласили Вас для того, чтоб обсудить одну очень важную тему.
Ученики и дошкольники: на экране дети хором читают (школьники помогают) тему « Осторожно: огонь!»
Учитель: как вы думаете, ребята, о чем будем говорить на нашем занятии?
Ученики и дошкольники: высказывают свои предположения.
2. Постановка проблемы
Инсценировка.
Вбегают два ученика.
Лева : Что бы нам с тобой поделать? Скучно как...
Сережа: Да, скучно...
Лева
: Смотри, Сережа, я, кажется, придумал! (достает спички, зажигает свечку).
Быстро, спичка, загорись,
Пламя, пламя, разлетись,
Гори, гори, ясно,
Чтобы не погасло.
Сережа: Нет, маленький огонь неинтересно. Надо большой костер развести!
Входит одноклассница.
Одноклассница:
Что вы здесь делаете?
Лева: А что вы кричишь, как на пожаре?
Одноклассница: Не появись я, и пожар бы мог случиться!
Сережа: Да ничего вы не понимаете!
Огонь - это сила и красота,
Большая подвластна ему высота.
Одноклассница:
Огонь - это не только красота.
Еще - это горькие слезы, беда.
Сколько жизней огонь унес.

Кто-то спички случайно принес,
Кто-то бездумно взял и зажег,
И вот уже есть печальный итог.
Хватит, давайте сюда спички.
Ростом спичка - невеличка,
Не смотрите, что мала.
Может сделать много зла.
Крепко помните, друзья,
Что с огнем шутить нельзя.
Лева: Ух, ты, а мы и не знали, что из-за крошечной спички может быть страшный пожар.

Маша:
Для забавы, для игры
Спички в руки не бери,
Не шути, дружок, с огнем
Чтоб не пожалеть потом.
Гриша: Не бери из спичек жар,
Ведь и он таит пожар
Уголек хоть невеличка,
Но, опасен, как и спичка.

3.Формирование новых знаний.

Ученик1:
Если спички в руки взял,
Сразу ты опасным стал
Ведь огонь, что в них живет
Много бед всем принесет!
Ученик 2 :Скучно маму ждать с работы,
Очень хочется компоту.
В кухню Юленька вошла,
Под кастрюлей газ зажгла.
Час прошёл–кипит кастрюля,
Испугалась наша Юля.
Мало сделалось воды,
Так недолго до беды…
Сам к плите не прикасайся,
Лучше взрослых дожидайся.

Учитель: спасибо Вам, ребята, что не случилось беды, вы не разожгли Огонь! Но в нашем кабинете кое где притаились огоньки и их нужно потушить! Давайте попробуем! Загадки знаете? Приготовьтесь отгадывать!
Ученики и дошкольники глазами ищут и находят огоньки на стенах кабинета. Четвероклассники по очереди берут огонек со стены и зачитывают
загадки. Дошкольники отгадывают. Каждая отгаданная загадка означает, что огонек потух.
Первый огонек.
В маленьком амбаре
Держат 100 пожаров. (Спички)
Второй огонек.
Где с огнём беспечны люди,
Обязательно он будет. (Пожар)
Третий огонек.
Таять может, да не лёд,
Не фонарь, а свет дает. (Свеча)
Четвертый огонек.
Заклубился дым угарный,
Гарью комната полна.
Что пожарный надевает?
Без чего никак нельзя? (Противогаз)
Пятый огонек.
Я мчусь с сиреной на пожар,
Везу я воду с пеной.
Потушим вмиг огонь и жар. (Пожарная машина)

Шестой огонек.
Шипит и злится,
Воды боится.
С языком, а не лает.
Без зубов, а кусает. (Огонь)
Ученик 1.
Жарко вспыхнула квартира,
Плачет маленькая Ира.
Ваня –старший брат- кричит:
«Убегаем, дом горит!»
Ире боязно бежать;
«Лучше спрячусь под кровать».
А Иван не оробел и сестру спасти успел.
Теперь малышка точно знает:
С пожаром в прятки не играют.
Ученик 2.
У костра играли дети,
Куртка вспыхнула на Пете,
Заметался он с испугу,
Но помог Никита другу:
Петю на бок повалил
И водой его облил…
Забросать землёй пришлось
Чтобы пламя унялось.
В горящей одежде
Бежать запрещается,
От ветра сильнее
Огонь разгорается!

4.Применение полученных знаний.

Игра «Вопрос- ответ».
Учитель: ребята, вы должны быстро отвечать на вопросы.
Ученики дошкольникам показывают картинки, нарисованные четвероклассниками и задают по картинкам следующие вопросы:

Ученик 1: по каким признакам можно почувствовать и увидеть опасность в квартире?
Дошкольники отвечают. Правильный ответ:запах гари, дым, искры из розетки, горячий электроприбор.

Ученик 2: как двигаться в сильно задымленном помещении? Дошкольники отвечают. Правильный ответ:пригнувшись или ползком, дышать через увлажненную ткань для защиты от угарного газа
Ученик 1: как действовать при возгорании телевизора?
Дошкольники отвечают. Правильный ответ: выдернуть шнур из розетки, накрыть загоревшийся телевизор толстым одеялом
Ученик 2 :что сделаете, увидев человека в горящей одежде?
Дошкольники отвечают. Правильный ответ:накрыть покрывалом и плотно прижать его
Ученик 1: можно ли при возникновении пожара открывать окна? Дошкольники отвечают. Правильный ответ:нельзя, открытие окон и дверей увеличит приток воздуха и усилит огонь
Ученик 2: чем опасен пожар?

Дошкольники отвечают. Правильный ответ: открытым огнем, высокой температурой воздуха, ядовитыми газами, дымом и другими неблагоприятными факторами, обрушениями.

Ученик 1.
Предложил однажды Рома
Фейерверк устроить дома
Из двенадцати ракет.
Пока папы с мамой нет.
Рома взял ракеты в руки.
И поджёг четыре штуки,
Не пришлось повеселиться.
Оба мы лежим в больнице.
Обожгли носы и щёки.
С фейерверком шутки плохи.
В зажигалке или спичке - Огонёчек- невеличка.
Просит: «Поиграй со мной,
Я ведь робкий и ручной».
Но плохая он игрушка:
Подожжёт диван, подушку,
Книжки, стол, ковёр, обои
И большой пожар устроит.
Что запомнить мы должны?
Спички детям не нужны!
Игра «Пословицы».
Ученик 1: в русском языке очень много разных пословиц и поговорок. Есть и про пожар. Но, к сожалению, они рассыпались, помогите собрать пословицы.
Ученик 2 :на листке даны пословицы, но их начало (1 столбик) и конец (2 столбик) «рассыпаны». Началу пословицы подберите концовку, соединив их вместе.
Учитель: составим пословицы и хором прочитаем!
1.Огонь – не вода, охватит – не выплывешь.
2. Огонь маслом заливать- лишь огня добавлять.
3. Искру туши до пожара - беду отводи до удара.
4.Кто огня не бережётся-тот скоро обожжётся.
5. От маленькой искры большой пожар бывает.
6.Спички не тронь - в них огонь.
Ученик 1.
Свечи ёлку украшают-
Огоньки на ней мигают.
Вдруг схватился огонёк
За серебряный флажок.
Разом вспыхнули иголки,
Пять минут – и нету ёлки.
А ведь всех предупреждали, чтоб свечей не зажигали!
Ученик 2.
Мы в лесу костёр зажгли,
Посидели и пошли.
А огонь не затушили,
«Сам погаснет!»,-мы
решили.
Ветром пламя разметало,
И вокруг, как в печке стало.
До небес огонь поднялся,
И за нами вслед помчался.
Гибнет лес, пропали звери.
Всех несчастий не измерить.

Ученик 2.
Подожгли мальчишки пух,
А огонь-то не потух.
Тополиный пух горит,
Пламя по двору бежит…
Чья-то вспыхнула машина-
Очень страшная картина!
Надо помнить, надо знать,
Пух опасно поджигать!
Учитель: мы очень многие серьезные темы обсуждали сегодня, а теперь настало время для частушек о правилах пожарной безопасности.
Ученики поют задорные частушки .
Раз я бросил под окно
Петарду- завертелась,
Думал: «Малость пошучу…»
Вдруг крыша загорелась.
На прогулке у реки
Мы костер с друзьями жгли.
Если правила выполнять,
То ожогам не бывать.
Чайник на плиту поставим,
Сами в «Денди» поиграем,
Позабыли мы про газ….
Лишить жизни может нас.
На каникулах всегда
«Телек» включен у меня,
И компьютер, и плита-
К одной розетке провода.
Спичка брошена нечаянно,
Пламя вспыхнуло нечаянно
Вы без паники, друзья,
Жилье спасайте от огня.
На чердак забрались дети,
Дым почуяли соседи,
Вы, ребята, догадались,
Чем они там занимались?
Пожар в квартире номер пять,
Лезут дети под кровать.
А спасатели придут,
Как они их там найдут?
День рождения у Светы-
Свечи зажигаются.
Бросили их без присмотра-
Искры разлетаются.
На природе у костра
Так была уха вкусна.
Уходить с поляны будем,
Огонь тушить мы не забудем.
После всякого пожара
Зрелище ужасное!
Дотла сгоревшие дома-
Пепелище страшное.
О пожаре пели мы,
Чтоб спасти вас от беды.
Призываем всех: «Друзья,
С пламенем играть нельзя!
Ученик 1.
Огонь и дым со всех сторон,
Нам срочно нужен телефон.
Просто цифры набирай
И адрес точный называй.
Примчится на помощь Пожарный расчёт
И всех нас пожарный
Геройски спасёт!
Учитель: телефон для вызова пожарной 01 !

    Оборудование: ,

    Памятка для учащихся:

    1. Немедленно покинь помещение, где возник пожар.

    2. Тушить пожар - дело взрослых.

    3. Если в помещении дым, закрой рот и нос мокрой тканью и пробирайся к выходу. 4. Никогда не возвращайся в горящее здание!

    5. Если на тебе загорелась одежда, остановись, падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.

    6. Никогда не играй со спичками и зажигалками!

    Ход занятия

    1. Отгадайте загадки.

    1) Накормишь - живет, напоишь - умрет.

    2) Это тесный-тесный дом:
    Сто сестричек жмутся в нём.
    И любая из сестер
    Может вспыхнуть,
    как костер. (Спички.) Слайд №2

    2. Беседа:

    Смел огонь, они смелее,

    Он силен, они сильнее,

    Их огнем не испугать,

    Им к огню не привыкать!

    Дети. Это пожарные.

    Отчего происходят пожары?

    Ответы детей: - когда дети берут в руки спички без разрешения взрослых; - зажигают без разрешения газовую плиту; - разжигают костры (около дома, вблизи сарая, сена); - если забыть выключить электроприборы и т. д.

    -

    Я, ты, он, она,
    Вместе - целая страна,
    Вместе - дружная семья.
    В слове "мы” - сто тысяч "я”.
    (повторяем 2 раза)

    Задание №1.

    Задание №2.

    Ответы детей:

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …………утюг…….

Красный отблеск побежал

Кто со спичками……………играл.

Стол и шкаф сгорели разом

Помни каждый гражданин

Это номер …………01….

Дым увидел не зевай

И пожарных …………вызывай…….

Это всем должно быть ясно

Ребята рассказывают стих-ние про спичку.

Ростом спичка невеличка,

Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла
Крепко помните друзья, Что с огнем шалить нельзя.

Задание №4. Раздаются конверты(внутри разрезанный на части текст) для составления памятки (приложение № 2-образец дляпедагога. Ребята наклеивают текст на памятку сами - приложение №3)

Осторожным будь, где газ - это раз.

Спички прячь от малыша - это два.

Ты костры не разводи - это три.

Чистота нужна в квартире, в доме, школе - пункт четыре.

Электрическую сеть нельзя перегружать - это пять.

Задание №5.

Просмотр содержимого документа
«Внеклассное воспитательное мероприятие на тему пожаробезопасности в начальной школе »

Внеклассное мероприятие по теме «Пожарная безопасность»

для учащихся 1-4 классов

Цели: Продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности;

познакомить с причинами возникновения пожаров;

систематизировать знания учащихся о причинах и последствиях пожара;

формировать умения правильно вести себя в экстремальной ситуации, быстро реагировать на опасность.

Развивать умение отвечать на вопросы полными, логически завершенными предложениями;

Корригировать память, внимание, мышление, восприятие.

Воспитывать ответственное поведение на природе, в лесу.

Задачи:

    изучить правила противопожарной безопасности;

    обучать учащихся навыкам пожаробезопасного поведения, правильным действиям в случае возникновения пожара в доме.

    развивать познавательные интересы учащихся, творческие способности; коммуникативные и речевые качества; воспитывать доброе отношение к окружающим и друг к другу.

    Воспитывать ответственность за свои действия.

Оборудование: презентация на тему: «Пожарная безопасность», плакат, иллюстрации, памятка “Правила поведения при пожаре”, игровой инвентарь (мячи, коробки, сковорода, лампа, ткань, полотенце, кружки, миски.

Памятка для учащихся:

    Немедленно покинь помещение, где возник пожар.

    Тушить пожар – дело взрослых.

    Если в помещении дым, закрой рот и нос мокрой тканью и пробирайся к выходу.

    Никогда не возвращайся в горящее здание!

    Если на тебе загорелась одежда, остановись, падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.

    Никогда не играй со спичками и зажигалками!

Ход занятия

1. Отгадайте загадки.

1) Накормишь – живет, напоишь – умрет. (Огонь.) Слайд №1 (прочитать, разобрать)

2) Это тесный-тесный дом:
Сто сестричек жмутся в нём.
И любая из сестер
Может вспыхнуть,
как костер. (Спички.) Слайд №2

Ребята, темой нашего занятия будет противопожарная безопасность.

2. Беседа:

Какую роль играет огонь в жизни человека?

Послушайте стихотворение «Если бы не было огня».

При неосторожном обращении огонь из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает все, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает все на пути, и остановить его бывает очень трудно.

Послушайте загадку и скажите кто всегда готов прийти на помощь, если случился пожар?

Смел огонь, они смелее,

Он силен, они сильнее,

Их огнем не испугать,

Им к огню не привыкать!

Дети. Это пожарные.

На борьбу с пожарами направляются очень смелые, отважные люди. Бросаясь в огонь для спасения людей, они часто забывают о собственной жизни. Слайд №3 .

Отчего происходят пожары?

Ответы детей: - когда дети берут в руки спички без разрешения взрослых; - зажигают без разрешения газовую плиту; - разжигают костры (около дома, вблизи сарая, сена); - если забыть выключить электроприборы и т. д..

- К сожалению, многие пожары происходят из-за детской шалости и неосторожного обращения детей с огнём, особенно если они остаются дома одни.

Чтобы не случилось беды в вашем доме, чтобы как можно меньше было пожаров, необходимо знать и соблюдать правила пожарной безопасности.

Сегодня я вам предлагаю изучать эти правила. выполняя задания в игровой форме.

-Выходите в центр класса, встаём в круг.

Чтоб стать ещё дружнее и сильнее повторяйте вместе со мной!

Я, ты, он, она,
Вместе – целая страна,
Вместе – дружная семья.
В слове "мы” – сто тысяч "я”.
(повторяем 2 раза)

Мы сейчас разделимся на 2 группы и будем вместе преодолевать, испытания помогая друг другу, чтобы стать более внимательными, осторожными.

Ребята, назовите причины пожара. (Ответы детей)

Какие правила поведения во время пожара необходимо выполнять? (Ответы детей)

Задание №1. - А теперь поиграем в игру "Пожарные". Две команды (по 4-6 человек), у каждой в корзинке по 10 синих шариков. Играющие встают в цепочку друг за другом, по очереди кидают по одному синему мячу в корзину напротив («заливают огонь» огонь). Кто быстрее - тот и выиграл.

Задание №2. Предлагаю следующее задание. Выходит один человек из команды. Из коробочки достаёт изображение от которого может возникнуть пожар. Всем остальным необходимо узнать, какой это предмет(спички, утюг).

Дома мы отдыхаем, занимаемся любимыми делами, поэтому стараемся окружить себя удобствами, полезными предметами. А какие электроприборы есть у вас дома? Перечислим некоторые из них. Знаете ли вы правила обращения с ними

Ответы детей: Нельзя пользоваться неисправными электроприборами. Нельзя самим чинить, разбирать электроприборы. Электричество не терпит соседства с водой.

Обсуждение конкретных ситуаций.

    ситуация №1 загорелась лампа. Какими должны быть действия? Покажите их, используя данные предметы: настольная лампа, миска с водой, плотная ткань.

Ответ: обесточить лампу; 2. накрыть влажной тканью

    Ситуация №2 На сковороде загорелось масло. Какими должны быть действия? Покажите их, используя данные предметы: сковорода, кружка, полотенце, миска с водой.

Ответ: выключить газ; 2. накинуть влажное полотенце

    Ситуация №3 Слайд №4 (рассмотреть, разобрать)

Задание №3. На листочке вписать правильно пропущенные слова(выполняют под музыку)

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил …………утюг…….

Красный отблеск побежал

Кто со спичками……………играл.

Стол и шкаф сгорели разом

Кто сушил белье над ………газом…….

Помни каждый гражданин

Это номер …………01….

Дым увидел не зевай

И пожарных …………вызывай…….

Это всем должно быть ясно

Что шутить с огнем …………опасно…

(СЛОВА: играл, утюг, газом, 01, опасно, вызывай)

Ребята рассказывают стих-ние про спичку.

Ростом спичка невеличка,

Не смотрите, что мала,
Эта маленькая спичка,
Может сделать много зла
Крепко помните друзья, Что с огнем шалить нельзя.

Почему опасно играть со спичками? (Ответы детей)

Задание №4. Раздаются конверты(внутри разрезанный на части текст) для составления памятки (приложение № 2-образец дляпедагога. Ребята наклеивают текст на памятку сами – приложение №3)

«Как надо действовать при пожаре в доме».

(наклеивают, зачитывают памятки, показывают как выходить из-за задымлённого помещения) (выполняют под музыку)

Давайте повторим правила безопасного поведения:

Осторожным будь, где газ – это раз.

Спички прячь от малыша – это два.

Ты костры не разводи – это три.

Чистота нужна в квартире, в доме, школе – пункт четыре.

Электрическую сеть нельзя перегружать – это пять.

-В школе у нас оформлен стенд, где также размещены правила безопасного поведения.

Задание №5. Предлагаю вам сейчас вместе со мной оформить плакат «Соблюдай пожарную безопасность» и разместить данный плакат на нашем стенде.

Коллективное оформление плаката.

Подведение итога. Вывешивание плаката на доску.

-Я желаю вам, чтобы вы были всегда внимательными и острожными!

«Не шути с огнем»

Систематизировать знания учащихся о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни. Познакомить с основными правилами пожарной безопасности и правилами личной безопасности при возникновении пожара в доме. Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях. Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

    закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, прививать навыки осторожного обращения с огнем; воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения; воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность.

Оборудование:

Плакаты по ПБ, эмблемы команд, противогазы, пожарные рукава, игрушки - животные, перевязочный материал, обручи, костюмы пожарных, марлевые повязки, табло, конверты с картинками, конверты с вопросами, скамейки, фишки, стаканы с водой, воздушные шары , ПК, проектор, видеофильм о пожаре в лесу.

Выставка книг:

n К. Чуковский. Краденое солнце.

n Кошкин дом. Русские народные потешки.

n С. Маршак. Рассказ о неизвестном герое.

n С. Михалков. Дядя Стёпа.

n Е. Пермяк. Как Огонь Воду замуж взял.

n Л. Толстой. Пожар. Пожарные собаки. Дым.

n Чтобы не было беды. – М., 1992.

Для того, чтобы узнать о чем пойдет речь, вам ребята, надо отгадать загадку и ребус:

Рыжий зверь в печи сидит,

Рыжий зверь на всех сердит.

Он от злости ест дрова

Целый час, а может два.

Ты его рукой не тронь,

Искусает всю ладонь. (Отвечают ребята) (огонь ) (слайд 1)

А какое слово здесь спрятано, постарайтесь прочесть.

(пожар) (слайд 2)

Молодцы! С заданием вы справились легко. Сегодня мы с вами узнаем много нового и интересного про огонь, о его пользе и вреде, закрепим наши знания в конкурсах. Победители получат ценные призы.

Мне бабуля говорила,

Что огонь нам друг и враг.

Без него темно бы было,

Жили б мы совсем не так.

Мы б от холода дрожали,

Превратились бы в пингвинов

Или мамонтами стали,

Обросли бы шерстью длинной.

Телевизора б не знали,

Ни поесть и ни попить,

В «Денди» тоже б не играли,

В общем, плохо было б жить. (слайд 4)

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать дома в холодное время года. Он был великим помощником человека. Без огня сегодня невозможна жизнь человека на нашей планете: огонь плавит руду, приводит в движение автомашины, пароходы, самолеты, помогает вырабатывать электроэнергию.

Огонь - одно из самых больших чудес природы, которым человек познакомился. О нём складывали легенды. Вот как говорится о значении огня в Легенде о Прометее. (Рассказ ученика ) :В давние времена, когда всем миром правил Зевс, люди, только-только расселившиеся на земле, были слабыми, бессильными, пугливыми. Они не умели ни думать, ни понимать того, что видели вокруг. С ужасом смотрели они на грозовые тучи, палящее солнце, бескрайнее море и высокие горы. От всего, что их пугало, люди прятались в пещеры. Не было у них тогда ни жилья, ни семейного очага: люди не варили пищу, не грелись около огня. И была такая жизнь жалким существованием. Пожалел людей своим большим сердцем титан Прометей и смело нарушил запрет Зевса: не давать людям огня. Пробравшись во дворец, титан взял небольшую искру огня и, спрятав ее в пустом стебле тростника, принес людям на землю. С тех пор засияли яркие огоньки костров на земле. Около них собирались люди целыми семьями, жарили мясо, грелись, танцевали. Теперь люди зажили веселее и дружнее, и титан Прометей искренне этому радовался. Он научил людей укрощать огонь, плавить медь, ковать оружие. Благодаря Прометею люди научились думать и, наверное, впервые почувствовали себя людьми. (слайд 5)

Гефест-бог огня и кузнечного ремесла, покровитель металлургии.

Прометей - титан, защитник людей от произвола (слайд6)

Ребята, а как вы думаете, огонь всегда был? (Ответ детей ).

Нет, человек научился добывать огонь.

Давным-давно люди пользовались только тем, что давала природа. Люди жили в пещерах, где было холодно, сыро и темно.

Однажды от молнии загорелось дерево. Смелый человек догадался взять ветку и отнести её в пещеру. В пещере стало тепло, светло и уютно. Люди научились готовить пищу, греть воду. Но не всегда горел этот огонь. Он погас.

Как же люди еще добывали огонь? Давайте вместе догадаемся. Посмотрите на рисунки. (слайд №7) ответы детей

Молодцы, ребята, хорошо рассказали.

Огонь приносит пользу, если человек обращается с ним осторожно, соблюдая необходимые меры безопасности. Но огонь может обратиться и в бедствие для человека из-за небрежного обращения с ним, из-за нарушения правил пожарной безопасности.

Когда же огонь – друг, а когда – враг?

Огонь – друг (слайды

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> В настоящее время трудно найти область человеческой деятельности, где бы не использовался огонь. Всё большее применение в народном хозяйстве находит луч лазера. Он используется для резки и сплавки металла, многие операции сейчас делают лазерным лучом.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> В России огонь издавна используют в дни всенародных праздников в виде фейерверков. Все мы знаем праздничный салют в честь побед Советской Армии 9 мая.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Есть древний обычай - зажигать Олимпийский огонь. В древней Греции, как и в наше время, Олимпийский огонь зажигали от солнца на самой высокой горе. И этот Огонь - как символическое воплощение Бога - смотрел и оценивал спортивные состязания. Это ему показывали своё умение, ловкость и силу сильнейшие. Это ему посвящались достижения и рекорды.

Охотник возле костра, рыболов, колдующий над котелком на огне, отблеск пламени на лице уставшего путника, дым над хижиной – с этого начинается жизнь в пустынных местах, это её первые, хоть и осторожные, но уверенные шаги.

Ребята, а кто умеет разводить огонь? (слайд 15)

Есть несколько способов быстрого разведения огня в полевых условиях: (Слайд)

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Самый удобный костёр тот, в котором дрова сложены в виде колодца.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Для обогрева хорош костёр, расположенный около плоского камня.

Но бывает огонь и другим:

Не согреет ладошек он ваших,

Превращает все в пепел и дым…

И жесток он…

И грозен…

И страшен!

Для забавы, для игры…

Спичек в руки не бери!

Коробка спичек хоть мала,

Но много может сделать…

Зла! (слайды 16-22)

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Не выключенные электробытовые приборы, неисправная электропроводка – причины пожара

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неосторожное обращение с открытым огнём – причина пожара

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неисправная печь – причина пожара

Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Каковы же причины возникновения пожаров?

Их несколько. Это: (слайды

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неосторожное использование керосиновых ламп

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Использование металлических печей, не отвечающих правилам пожарной безопасности, оставлении печи без присмотра

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Неисправность бытовых газовых приборов

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Если нельзя использовать лестницы, прыгайте в окно. Сократите высоту прыжка, связав простыни. Прыгайте на полотняное покрытие грузовика, крышу машины, цветник, навес или на предварительно сброшенные матрасы, подушки, ковры.

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

Как себя вести, если вдруг загорелась одежда? (слайд 49)

https://pandia.ru/text/79/024/images/image001_242.gif" alt="*" width="13" height="13 src="> Разрезать обгоревшую одежду, положить на обожженные места стерильную повязку (при обширных ожогах завернуть пострадавшего в чистую простыню)

Болельщик" href="/text/category/bolelmzshik/" rel="bookmark">болельщиками немного поиграем

«Игра с болельщиками»

Ведущий: Кто задорный и весёлый,

Верность правилам храня,

Бережет родную школу

Болельщики:

Кто поджёг траву у дома,

Подпалил ненужный сор,

А сгорел гараж знакомых

И строительный забор?

Болельщики: (Молчат).

Кто соседской детворе

Объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром

Завершается пожаром?

Болельщики:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Кто украдкой в уголке

Жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол –

Еле сам живой ушёл?

Болельщики: (Молчат)

Кто пожарным помогает,

Правила не нарушает,

Кто пример для всех ребят:

Школьников и дошколят?

Болельщики:

Это – я, это – я, это все мои друзья!

Пока жюри подводит итоги нашего соревнования, мы немного повторим и закрепим наши знания.

Назовите, пожалуйста, причины возникновения пожаров в лесу. Поможет вам маленькая подсказка. (слайд №66)

Правильно молодцы. Сейчас я хочу вам предложить просмотреть маленький видеоролик.

Давайте повторим правила поведения в природе и запомним их, чтобы таких пожаров было как можно меньше. (слайд 68)

Лучше разводить костры на старых костровищах. Нельзя разводить костёр на сухой траве и рядом с сухими деревьями. Не стоит устраивать очень большие костры и разводить костры при сильном ветре. Ни в коем случае нельзя разжигать огонь в сухую, жаркую погоду. Не играй со спичками. Не губи деревья (не ломай, не делай надписей, не режь кору). Находясь в природе, учись наблюдать за ней.

Молодцы ребята! Сейчас предоставляем слово жюри для подведения итогов соревнования.

Награждение победителей и вручение призов.

Наше дружное соревнование подходит к концу. Я хочу вам порекомендовать прочитать книжки, для закрепления полученных знаний.(слайд 70) Никогда не забывайте, что с огнем шутки плохи. Ведь не зря в народе говорят, что (слайд 71)

От искры пожар рождается.

В огне и железо плавко.

Огонь не вода, схватит - всплывешь.

С огнем не шути – сгореть можно.

Искру туши до пожара, беду отводи до удара.

Не играй кошка с огнем – лапу обожжешь.

Постарайтесь, чтоб огонь всегда был вашим другом и никогда не стал врагом! Берегите от огня свою жизнь, жизнь других людей, дом, в котором вы живёте, и школу, в которой вы учитесь!

Спасибо всем за внимание!

Использованная литература

Абрамова – друг и враг человека / Начальная школа, № 6, 2006. Авт. – сост.: , Внеклассное мероприятие – М.: ВАКО,2004 – 176с. – (Мозаика детского отдыха). Воспитание школьников, 5/2003, с. 73 Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности » Б. Жидков «Пожар в море», «Дым», «Пожар». К. Чуковский «Путаница». «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом». Миткалёва Е. М. Сб. сценариев по основам безопасности жизнедеятельности – М.: Айрис – пресс,2006. – 96с.:ил. – (методика) Основы безопасности жизнедеятельности, 7/2002, с. 57 Основы безопасности жизнедеятельности, 5/2003, с 17, ОБЖ, Классный руководитель Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений / Авт.-сост.: и др. – М.: ООО “Издательство ACT”, 2000. Пожарная безопасность в начальной школе: конспекты занятий и классных часов / сост. , . – Волгоград: Учитель, 2006. Пожарная безопасность в школе: методическое пособие / . – 3-е изд. – М.: Айрис-прес, 2006. «Азбука в загадках». Сюнькова преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности». 1-4 кл.: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1997. – 76с, Шабаева игры по ОБЖ. Методическое пособие для учителя. – М.: ТЦ Сфера, 2005. «Пожарные собаки».

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною;

С основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;

С первичными средствами пожаротушения;

С правилами пожарной безопасности.

Развивающие:

Развивать мышление, речь, память, наблюдательность, любознательность учащихся;

Умение анализировать различные ситуации и самостоятельно принимать решение, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать осторожное обращение с огнём;

Самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости;

Бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих;

Уважение к опасной профессии пожарного.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявлять бережное отношение к пожарным.

Познавательные:

Понимание основных причин возникновения пожара и мерах предосторожности для его исключения; использовать различные способы поиска информации.

Коммуникативные:

Формулировать речевое высказываниею

Оборудование:

презентация «Путешествие в страну Огня»,

«карточки для самостоятельной работы»,

предметы для игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТОГБОУ «Центр психолого-педагогического сопровождения и коррекции «Гармония»

Конспект внеклассного мероприятия по правилам пожарной безопасности.

«Путешествие в страну Огня»

Подготовила воспитатель Иванова А.А.

Рассказово 2016 г.

Цели урока:

Образовательные:

Познакомить с ролью огня в жизни человека: как положительною, так и отрицательною;

С основными причинами возникновения пожара и мерами предосторожности для его исключения;

С первичными средствами пожаротушения;

С правилами пожарной безопасности.

Развивающие:

Развивать мышление, речь, память, наблюдательность, любознательность учащихся;

Умение анализировать различные ситуации и самостоятельно принимать решение, обобщать.

Воспитательные:

Воспитывать осторожное обращение с огнём;

Самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости;

Бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих;

Уважение к опасной профессии пожарного.

Планируемые результаты:

Личностные:

Проявлять бережное отношение к пожарным.

Познавательные:

Понимание основных причин возникновения пожара и мерах предосторожности для его исключения; использовать различные способы поиска информации.

Коммуникативные:

Формулировать речевое высказываниею

Оборудование:

презентация «Путешествие в страну Огня»,

«карточки для самостоятельной работы»,

Предметы для игры.

Ход мероприятия

I. Организационный момент.

Приветствие.

У нас необычное мероприятие. Мы не будем решать примеры и задачи, мы не будем записывать предложения. А будем говорить о самом ценном, о самом дорогом – о человеческой жизни, о том как её сохранить в момент опасности.

II. Актуализация знаний и практических и умственных умений.

Сегодня мы с вами поговорим на очень важную и актуальную для всех нас тему.

Отгадайте загадку:

Кротким пленником годами

Я живу внутри печи

И варю супы с борщами,

Выпекаю калачи.

Я даю тепло для дома,

Но во мне всегда, поверь,

Пострашней раскатов грома

Кровожадный спрятан зверь.

(Огонь)

Ребята, кто изображен на слайде? (с.1 )

– Ребята, скажите, что пытаются сделать эти первобытные люди? (Ответы учащихся.)

Первобытные люди добывали его при помощи трения одной сухой деревянной ветки о другую. В наше время мы тоже используем трение – спички о коробок. Но между древним и современным способами добычи огня громадная разница. Зажечь спичку для нас не займёт большого труда, а чтобы добыть огонь из дерева нужно приложить много усилий.

– А как вы думаете, огонь – это друг или враг? У нас две гипотезы. Появилась проблема. Одни ребята утверждают, что друг, другие, что огонь – враг. В конце урока мы должны разрешить эту проблему.

Огонь – друг. Он всюду: в домах, на заводах, на полях и фермах. Огонь приводит в движение пароходы, самолёты, двигатели ракет и космических кораблей. Без огня немыслима наша жизнь. Огонь – наш друг, если мы относимся к нему разумно и бережно .(с 2)

Огонь – враг. Однако огонь всегда таил в себе опасность. Тысячи городов и сел исчезли в гигантских языках пламени. Бесценные творения, созданные разумом и талантливыми руками предыдущих поколений, превратились в прах. Огонь сгубил миллионы человеческих жизней. По своим трагическим последствиям пожары не уступали эпидемиям, засухам и другим бедствиям. Огонь – враг, если к нему относятся небрежно. Поэтому, когда мы ведём себя плохо, не слушаемся родителей, когда мы не бережны с огнём, он превращается в самого злейшего врага. (с 3)

Огонь – символ. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину .(с 4)

Огонь, зажженный от лучей солнца в далекой Олимпии, несут в факельной эстафете бегуны, велосипедисты, гребцы, яхтсмены, гимнасты, отдавая дань благородным традициям античного мира .(с 5)

Огонь может быть и другом и врагом.

Сценка (с участием учеников):

Мальчик в костюме Огня

Я большой Огонь и яркий,

Прихожу я в каждый дом

Я могу быть добрым, жарким,

Согреваю в холод дом.

И тогда держитесь, люди,

Всё сожгу я в доме том.

Кто с огнём не осторожен

У того пожар возможен

Дети, помните о том,

Что нельзя шутить с огнём.

К «Огню» подходит девочка и читает стихотворение:

Знают все: человек без огня

Не живёт ни единого дня!

При огне, как при солнце, светло!

При огне и зимою тепло!

Посмотрите, ребята, вокруг

Нам огонь, повседневный друг!

Человеку друг огонь,

Только зря его не тронь!

Случается, что иногда огонь из верного друга превращается в беспощадного недруга, уничтожающего в считанные минуты то, что создавалось годами упорного труда. Чтобы жить в мире и гармонии с окружающей средой, быть защитным от пожара, нам нужно знать, как избежать такой ситуации и что нужно делать, если вдруг возник пожар. Огонь превратился в злейшего врага.

III. Формулирование темы и целей урока.

Запомнить твёрдо нужно нам –

Пожар не возникает сам! (с 6)

Владимир Маяковский

Как вы думаете, о чём мы будем сегодня вести разговор? (ответы учащихся)

Правильно сегодня мы совершим путешествие в страну Огня.

Мы познакомимся с основами пожарной безопасности, причинами возникновения пожаров, научимся соблюдать правила пожарной безопасности и правильно действовать при возникновении пожара.

Если в доме вдруг случится – из окошек дым клубится,

И огонь, и пышет жар – это значит там …(пожар).

Что же такое пожар (с 7)

Пожар - процесс горения, возникший непроизвольно или по злому умыслу, который будет распространяться и продолжаться до тех пор, пока не выгорят все горючие вещества и материалы, доступные на данном объекте, не возникнут условия, приводящие к самотушению, не будут приняты активные целенаправленные действия к его локализации и тушению.

IV. Изучение нового материала.

А) Причины возникновения пожара.

Значительную часть своей жизни человек проводит в своем доме или квартире. Нам кажется, что дома мы в полной безопасности. «Мой дом – моя крепость», – гласит известная поговорка. Поэтому мы часто пренебрегаем самыми элементарными правилами предосторожности и допускаем непростительную беспечность. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар.

Чем может быть опасен пожар?

Отчего может возникнуть пожар?

1 задание «Причины пожара»

Ребята, подумайте, по каким причинам может возникнуть пожар?

Сейчас каждая группа обведёт руку на бумаге и на каждом пальчике напишет причину пожара, когда огонь для нас враг.

Часто пожары возникают по вине школьников. Очень большую опасность представляют собой костры, которые разводят ребята в близи строений или строительных площадок. Нередко ребята играют на чердаках и подвалах жилых домов, балуются со спичками, не задумываясь о последствиях.

(проверка)

Причины пожара: (с 8)

Нельзя играть со спичками.

–Нельзя оставлять без присмотра электроприборы.

– Нельзя курить в постели.

– Нельзя разводить костры в близи строений.

– Нельзя сушить бельё над плитой.

Б) Как надо вести себя при пожаре (8 а)

Самое главное во время пожара – не паниковать,

А вспомнить то, чему обучали.

Коль возник пожар в квартире,

Набирайте “01”!

Помните, что в целом мире Вам поможет он один!

Четко адрес назовите,

Дом, подъезд, этаж и лифт,

Также кратко доложите,

Есть ли дети, что горит.

Ну, а если загорятся

Вдруг электропровода,

Обесточьте сеть! И знайте,

Не поможет тут вода!

Если слышен запах газа,

Все зависит лишь от вас.

Чтоб не вспыхнуло всё сразу,

Перекройте срочно газ! Окна, двери затворите,

Птиц, животных заберите.

Поспешите выйти вон.

В подъезд, не на балкон!

Чтобы с пожаром бороться умело,

Знать каждому нужно пожарное дело!

Пожарные навыки вам пригодятся,

Затем чтобы знать, как с огнем обращаться.

Каждая группа получит карточки, подготовится по ним и расскажет о том, что нужно делать при возникновении пожара в жилище. (с9,9а,10,10а,11,11а)

2 задание «Твои действия при пожаре»

1 группа – ваши действия при загорании телевизора.

1. Обесточить телевизор (вытащить вилку из розетки).

2. Сообщить в пожарную охрану по телефону 01.

3. Если горение продолжается, накрыть телевизор плотной тканью, подходя к телевизору с боку, можно его облить водой.

4. Если вы не в силах справиться с огнем, покинуть помещение, плотно закрыв двери, окна. Сообщить соседям.

2 группа – ваши действия в задымленном помещении, если есть возможность выхода.

1.Позвонить в службу спасения «01».

2. Дышать через мокрую ткань.

3. Двигаться, пригнувшись или ползком к выходу.

4. Не входить туда, где большая концентрация дыма.

5. Плотно закрыв за собой дверь, двигаться вдоль стены к лестнице.

В) Средства тушения пожара. (с.12)

Чем можно потушить пожар?

первичным средствам тушения загораний и пожаров относят различные огнетушители, песок, внутренние пожарные краны.)

Игра «Добавь словечко»

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … (водой).

Пожар не ждёт! К ящику бросок!!

Насыпь на очаг спасительный …(песок).

Если пламя вспыхнет вдруг.

Есть у нас надежный друг.

От пожара – всем спаситель

Пламени – душитель!

Дыма – укротитель!

Наш …(огнетушитель).

Игра –Физкультминутка «01»:

Две команды стоят возле одной стены. С противоположной стороны комнаты лежат два листка. Задача детей – подбежать к листку, написать на нем «01», вернуться обратно и передать карандаш следующему участнику. Тогда ученики они точно запомнят, куда звонить в случае пожара.

Рассказ о пожарных

Сила, ловкость и сноровка, и физическая подготовка

Для пожарного нужна, для пожарного важна.

Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести… но самое трудное - это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую.

Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов "не могу". В любое время суток, в любую погоду, в жару и сильный мороз, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. У пожарных есть такое понятие, как боевой расчет - это команда, выезжающая на пожар.

Пожарный должен знать правила оказания первой медицинской помощи, уметь пользоваться спасательным оборудованием, знать технику безопасности, уметь работать на высоте. Необходимо обладать отличным здоровьем, высокой выносливостью, физической силой, ведь только стандартное снаряжение пожарного весит около 20-30 кг.

Когда поступает сигнал тревоги, бойцы дежурного караула должны за 20-25 секунд надеть спец. одежду после чего немедленно сесть в пожарный автомобиль и выехать. От того, как быстро прибудет машина к месту вызова, часто зависят жизни многих людей.

По прибытии пожарные определяют, что и где горит, какие действия следует предпринимать, именно в первые минуты прибытия пожарных решается исход битвы с огнём.

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Работа в группах. «Продолжи правило»

А если пожар все-таки возник? Какие правила поведения нужно знать и соблюдать? Ваша задача продолжить правила поведения при пожаре.

1. Если огонь небольшой, … (можно попробовать сразу же затушить его, набросив, например, на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.)

2 . Если огонь сразу не погас, … (немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону «О 1» или попроси об этом соседей.)

3.Если не можешь убежать из горящей квартиры, … (сразу же позвони по телефону «01» и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.)

4. Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма,… (опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.)

5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт…. (Он может отключиться, и ты задохнешься.)

6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и … (не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.)

VI. Контроль и самопроверка знаний. (с13)

Сейчас вы проверите свои знания. «Найди пару»

огонь нельзя оставлять по телефону 01

если увидишь пламя нельзя прятаться

вызывай пожарных без присмотра

от огня зови на помощь взрослых

из горящего помещения дым

опасней всего при пожаре надо быстро уйти

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Что узнали нового?

Какие сделали выводы?

– Мы сегодня совершили путешествие в страну Огня, запомнили правила обращения с огнём, многому научились.

(На экране появляются слова. Запомним и выведем наш девиз урока: Помните друзья! С огнём шутить нельзя.) (с14)

Какой же вы для себя сделали вывод? О г о н ь - д р у г или в р а г?

Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят.

(Награждение)

И, конечно же, огонь станет вашим верным и послушным другом, а не врагом!

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него:

Сценарий внеклассного мероприятия

по пожарной безопасности

Учитель начальных классов

МОУ СОШ № 5 г. Пугачёва

Скакалина М.А.

Цели:

    Пополнить знания учащихся о правилах пожарной безопасности.

    Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях, в случае возникновения пожара дома или в школе, привить практические навыки тушения огня, довести до сознания учащихся правила пользования газом и электроприборами.

    Организовать выставку рисунков на тему “Осторожно, огонь!”, объявить конкурс на лучшее сочинение “Огонь – друг и враг человека”.

    Накануне провести экскурсию в пожарную часть или пригласить на классный час инспекторов пожарной части.

Оборудование:

    Плакаты на противопожарную тематику;

    Детские рисунки на тему “Осторожно, огонь!”;

    Выставка детских книг: Б. Житков «Пожар в море», Л.Н.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»,С.Я.Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», К.И.Чуковский «Путаница», Г.Цыферов «Жил на свете слоненок»;

    Мультимедийный проектор, презентация «Пожарным сегодня мы честь воздаём»

Ход мероприятия.

Ведущий. Здравствуйте, ребята, здравствуйте, уважаемые гости.

(Выбегают две лисички со спичками в руках).

Ведущий. А вы кто и откуда пришли к нам?

Лисички (хором) Мы две хитрые сестрички,

Мы две хитрые лисички,

Мы из дома взяли спички,

К морю синему пошли,

Море синее зажгли.

Лисичка 1. Привет, ребята! Вы нас узнали?

Лисичка 2. Из какого мы стихотворения к вам пришли? И кто его написал?

Лисичка 1. Ребята! Мы вам спички принесли. Давайте поиграем!

Лисичка 2. Знаете, как здорово горит!

Ведущий. Да вы что, лисички! Разве спичками играть можно? Вот и ребята вам скажут, что от маленькой спички может возникнуть большой пожар. Правда, ребята?

Лисичка 1. Подумаешь, еще одну школу построят.

Лисичка 2. И от огня мы убежим. Вот так вот!

Ведущий. Ну-ка, лисички не хулиганьте, а сядьте и послушайте вместе с нами, как это опасно – играть с огнем!

Лисички-сестрички, я предлагаю вам вместе с ребятами поиграть в игру. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете “Это я, это я, это все мои друзья” или “Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья”.

Кто задорный и весёлый, верность правилам храня,

Бережёт родную школу от огня?

Кто поджёг траву у дома, подпалил ненужный сор?

А сгорел гараж знакомых и строительный забор.

Кто соседской детворе объясняет во дворе,

Что игра с огнём недаром завершается пожаром?

(Это я, это я, это все мои друзья).

Кто украдкой в уголке жёг свечу на чердаке?

Загорелся старый стол, еле сам живой ушёл.

(Нет, не я, нет, не я, это не мои друзья).

Ведущий. — Дети, в каждом доме есть огонь. Где его можно взять? (спички, зажигалки, электрические лампочки и т. д.)

— А каким огонь бывает?

— Огонь бывает большой и маленький, полезный и опасный.

Ученик Огонь бывает разный

Бледно — жёлтый,

Ярко – красный,

Синий или золотой

Очень добрый,

Очень злой.

Ведущий . Огонь во многом облегчает человеку жизнь. Он человека согревает, дает возможность приготовить пищу.

1 ученик. Без огня невозможна жизнь на Земле. Огонь дал возможность человеку обеспечить себя светом и теплом. Он нужен всюду. Огонь плавит руду, помогая человеку получить металл. Работа двигателей внутреннего сгорания, полёты реактивных лайнеров стали возможны благодаря применению могучей силе огня.

2 ученик. С обнаженными головами люди смотрят на вечный огонь у памятников героям, беззаветно сражавшимся за Родину. Огонь, зажжённый от лучей солнца в далёкой Олимпии, несут в факельной эстафете спортсмены.

Ведущий. Ребята, но огонь может быть не только другом, но и врагом. Врагом, которого не победишь, если он разбушуется и войдет в силу.

3 ученик. Тысячи сел и городов исчезли в гигантских языках пламени. Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие-пожар.

Ведущий. Есть люди, которые помогают справиться с огнём, которые спасают пострадавших людей. Это пожарные, а в старину их называли огнеборцы.

1 ученик. (дети одеты в костюмы пожарных)

Не хочу быть “новым русским”.

Не хочу кабриолет.

Смелым буду я пожарным –

В городе не будет бед!

Будут люди улыбаться

И спасибо говорить,

А пожары и тревоги

Стороною обходить.

Труд пожарного не лёгок,

Он опасен и суров.

Если хочешь стать пожарным,

Ко всему ты будь готов!

2 ученик.

Люди, будьте осторожны!

Берегите свой очаг!

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак.

После школы непременно

Я в пожарные пойду!

Буду сильным, ловким, смелым-

В жизни я не пропаду.

Ведущий . Сегодня в гости к нам пришёл сотрудник МЧС, ФИО и он расскажет вам об истории нашей пожарной части.

Выступление сотрудника МЧС:

С 1689 года Пётр Великий приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. В 1803 году Александр-1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Первая пожарная команда в Киеве была организована в 1841 году, в её состав входили 25 человек. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет “О государственных мерах борьбы с огнём”. Этот день и стал днём образования пожарной охраны.200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые.

На смену лошадям пришли мощные машины. Автомобили находятся в огромном специальном гараже. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки.

На пожар всегда выезжает боевой расчёт, состоящий из нескольких машин. Команда разделена на группы, у каждой свои задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания.

Опасна и трудна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придётся столкнуться: войти в задымлённый подвал или подняться на горящий чердак, тушить объятое пламенем здание. Из всех профессий они выбрали единственную, и лишили навсегда себя права на страх: огненная стихия не всегда гарантирует им жизнь. Пожарные были героями во все времена. Их всегда отличали любовь к своей профессии, отвага, самоотверженность, готовность прийти на помощь.

Часто пожары возникают по вине школьников. Нередко ребята играют на чердаках или в подвалах жилых домов. Не задумываясь о последствиях, зажигают свечи, разводят костры, пользуются спичками. Эти игры представляют собой большую опасность.

Очень опасна шалость с легко воспламеняющимися и горючими жидкостями, такими как бензин, ацетон, лак. Подобные вещества грозят взрывами, а значит, тяжелыми ожогами.

Ведущий . А сейчас попробуем сами побыть немного пожарными. (Выбирает команды учащихся).

Ведущий . Первое задание для команд “Сборы пожарной команды на вызов”

Ребята, вы наверное все знаете, что у пожарных имеется специальная одежда. Она защищает их от огня. Представьте себе, что вы пожарная команда. Вам нужно быстро одеть спецодежду (в данном случае это будет личная верхняя одежда), каждый поочерёдно подбегает к вешалке с одеждой и быстро её надевает, возвращается в команду, рукой передавая эстафету. Чья команда с заданием справится быстрее?

Ведущий . Чтобы огонь победить,

Его надо быстро потушить!

Следующее задание “Тушение пожара”

Вёдра с водой стоят возле команд. Пустые вёдра на противоположной стороне. У ведущих разовые стаканчики, которые будут передавать из рук в руки следующим участникам. Стаканчиком надо набрать воды и, не проливая её, принести в другое ведро. Кто больше принесёт воды?

Ведущий. Третье задание для команд называется “Пожарные – люди сильные”

Сейчас мы проверим силу ваших команд. Болельщики считают вслух, а Вы надувайте шары. Когда счет закончится (до 8), жюри проверит, у кого они больше. У победителей задания давление брандспойта больше, а значит быстрее можно потушить пожар.

Ведущий. И ещё одно задание для команд “Ликвидация последствий”

На верёвку надо привязать надувные шары (лампочки), т.е. восстановить подачу электрического тока. Ведущему и замыкающему натянуть провод по его длине. Кто быстрее справится с заданием?

Ведущий. -Ребята, а кто из вас знает по какому номеру нужно позвонить, чтобы вызвать пожарных?

Как правильно это сделать?

    назвать адрес, где горит;

    свой номер телефона;

    свою фамилию;

    на каком этаже горит;

    как лучше подъехать к дому;

    сколько подъездов в доме.

1 ученик. Если вдруг пожар возник,
То звонить обязан вмиг,
Как и всякий гражданин
В часть к пожарным “01”.

2ученик. Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвоним по 01.

3ученик. И ближайшему району

Позвоним по телефону.

Где горит и что горит,

И кто об этом говорит!

Ведущий. -А кто хочет попробовать сам вызвать пожарную команду по телефону? (вызвать заранее подготовленного ученика)

Ведущий. –Поиграем в игру «Договори словечко». Я буду читать начало стихотворения, а тот ученик, которому я брошу мяч будет заканчивать.

Раз, два, три, четыре-

У кого пожар в…? (Квартире).

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил ….? (утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками,

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над…? (газом)

Столб огня чердак объял.

Кто там спички….? (зажигал)

Пламя прыгнуло в траву

Кто у дома жег …? (листву.)

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые …? (предметы).

Помни каждый гражданин этот номер … (ноль один).

Дым увидел - не зевай и пожарных … (вызывай).

Это всем должно быть ясно

Что шутить с огнем….? (опасно)

Ведущий. Много мы сегодня говорили о пожарной безопасности

— Давайте все вместе составим правила пожарной безопасности

Правила пожарной безопасности:

    Не балуйся дома со спичками и зажигалками.

    Уходя из комнаты или из дома, не забывай выключать электроприборы.

    Не суши бельё над плитой.

    Ни в коем случае не зажигай фейерверки, свечи, бенгальские огни дома (лучше это делать со взрослыми).

Ведущий. Молодцы, спасибо, ребята.

А ещё раз повторить составленные правила нам помогут ребята, они пропоют нам частушки.

Мы частушки пропоем,

Правила расскажем,

Как вести себя с огнем,

Вам сейчас покажем. (вместе)

То, что спички не игрушка

Знает каждый, знают все.

Не давайте спички детям,

А то быть большой беде.

Когда из дома ты выходишь,

Не забудь проверить вновь,

Все ли выключил приборы,

Не возникнет ли огонь.

Разводить костёр у дома

Строго запрещается,

Так как страшный тот огонь

Легко распространяется.

Захламлять подвал не надо

Разными предметами,

Чтоб пожар вдруг не случился,

Помните об этом!

Ну, а если все же вдруг,

Запылает все вокруг,

Зря секунды не теряй,

К телефону подбегай.

Помни, каждый гражданин,

Главный номер-01,

Панику не поднимай,

Адрес сразу сообщай.

При пожаре, при пожаре

Знает каждый гражданин:

При пожаре, при пожаре

Набирают “Ноль – один!”

Всем напомнить здесь уместно,

Что с огнем шутить нельзя.

Выполняйте повсеместно

Эти правила, друзья! (вместе)

Ведущий. Вы наверное обратили внимание на выставку книг детских писателей. В этих произведениях авторы тоже пишут о пожарах и о том как люди героически борются с ними.

— Попробуйте отгадать, из каких произведений взяты следующие строки.

«Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит,
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите! Помогите!»
(К. Чуковский «Путаница»)

«С треском, щёлканьем и громом

Встал огонь над новым домом.

Озирается кругом,

Машет красным рукавом.

Вернулся кот Василий

И кошка вслед за ним

«Пожар! Горим! Горим!»

(С.Я. Маршак «Кошкин дом»)

«Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом»
(С.Михалков «Дядя Степа»)

С дымом мешается
Облако пыли,
Мчатся пожарные
Автомобили,
Щелкают звонко,
Тревожно свистят.
Медные каски
Рядами блестят.

Миг — и рассыпались
Медные каски.
Лестницы выросли
Быстро, как в сказке.

Люди в брезенте —
Один за другим —
Лезут
По лестницам
В пламя и дым… (С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»).

Ведущий.
— Лисички, подойдите сюда. Теперь вы поняли, почему опасна игра с огнем?

Лисичка 1. Да, мы все поняли. Простите нас, пожалуйста.

Лисичка 2. Вот забирайте наши спички, мы больше так не будем.

Ведущий. Конечно, мы вас простим. И помогите пожалуйста раздать вот такие памятки для вас и ребят «Как вести себя при пожаре?», чтобы с вами никогда не произошло беды.

Приложение 1.

на тему пожарной безопасности.

    Толстой Л.Н. «Пожарные собаки»;

    Толстой Л.Н. «Пожар»;

    Маршак С.Я. «Пожар»;

    Маршак С.Я. «Кошкин дом»;

    Маршак С.Я. «Рассказ о неизвестном герое»;

    Пермяк Е. «Как огонь воду замуж взял»;

    Сухомлинский В. «Воробышек и огонь»;

    Шевченко А. «Как ловили уголька»;

    Чуковский К. «Путаница»;

    Михалков С. «Дядя Степа»;

    Арон К. «Еду, еду я по свету»;

    Гальченко В. «Приключения пожарного»;

    Градов Е. «Про огонь добрый и злой»;

    Куклин Л. «Пожарный»;

    Оленев К. «Пожарная машина»;

    Савельев П.»Пожары и катастрофы»;

    Харинская Е. «Спичка – невеличка»;

    Яковлев Ю. «Кто о чем поет»;

    Паустовский «Заячьи лапы».

    Г. Цыферов «Жил на свете слоненок».
    Житков Б.С. « Помощь идет»: «Пожар в море», «Дым», «Пожар».

Приложение 2.

Памятка для детей.

«Что делать в случае пожара »

Пожар может возникнуть в любом месте и в любое время. Поэтому к нему надо быть подготовленным. Мы предлагаем тебе запомнить простейшие правила, которые помогут спастись от огня и дыма.

    Главное, что нужно запомнить — спички и зажигалки служат для хозяйственных дел, но никак не для игры. Даже маленькая искра может привести к большой беде.

    Если пожар случится в твоей квартире – немедленно убегай подальше: на улицу или к соседям.

    Помни, если нет возможности выйти через дверь, спасайся на балконе или возле открытого окна.

    Ни в коем случае не прячься от пожара под кроватью или в шкафу — пожарным будет трудно тебя найти.

    Тушить огонь дело взрослых, но вызывать пожарных ты можешь сам.

    Если на тебе вспыхнула одежда – остановись и падай на землю и катайся, пока не собьешь пламя.

    Телефон пожарной охраны запомнить очень легко — «112». Назови свое имя и адрес. Если не дозвонился сам, попроси об этом старших.