Влияние правосознания на законопослушное поведение граждан. Правосознание

Занимаюсь в "Пять с плюсом" в группе Гульнур Гатаулловны биологией и химией. Я в восторге, преподаватель умеет заинтересовать предметом, найти подход к ученику. Адекватно объясняет суть своих требований и дает реалистичное по объему домашнее задание(а не как большинство учителей в год ЕГЭ десять параграфов на дом, а один в классе). . Занимаемся строго к ЕГЭ и это очень ценно! Гульнур Гатаулловна искренне интересуется предметами, которые преподает, всегда дает нужную, своевременную и актуальную информацию. Очень рекомендую!

Камилла

Готовлюсь в "Пять с плюсом" к математике (с Даниилом Леонидовичем) и русскому языку (с Заремой Курбановной). Очень довольна! Качество занятий на высоком уровне, в школе по этим предметом теперь одни пятерки и четверки. Пробные экзамены написала на 5, уверена, что ОГЭ сдам отлично. Спасибо вам!

Айрат

Готовился к ЕГЭ по истории и обществознанию с Виталием Сергеевичем. Он чрезвычайно ответственный по отношению к своей работе педагог. Пунктуален, вежлив, приятен в общении. Видно, что человек живет своей работой. Прекрасно разбирается в подростковой психологии, имеет четкую методику подготовки. Спасибо "Пять с плюсом" за работу!

Лейсан

Сдала ЕГЭ по русскому языку на 92 балла, математику на 83, обществозание на 85, считаю это отличным результатом, поступила в ВУЗ на бюджет! Спасибо "Пять с плюсом"! Ваши преподаватели настоящие профессионалы, с ними высокий результат гарантирован, очень рада, что обратилась именно к вам!

Дмитрий

Давид Борисович - замечательный преподаватель! Готовился в его группе к ЕГЭ по математике профильный уровень, сдал на 85 баллов! хотя знания в начале года были не очень. Давид Борисович знает свой предмет, знает требования ЕГЭ, он сам состоит в комиссии по проверке экзаменационных работ. Я очень рад, что смог попасть в его группу. Спасибо "Пять с плюсом" за такую возможность!

Виолетта

"Пять с плюсом" - отличный центр подготовки к экзаменам. Здесь работают профессионалы, уютная атмосфера, приветливый коллектив. Я занималась с Валентиной Викторовной английским и обществознанием, сдала оба предмета на хороший балл, довольная результатом, спасибо вам!

Олеся

В цетре "Пять с плюсом" занималась сразу по двум предметам: математикой с Артемом Маратовичем и литературой с Эльвирой Равильевной. Очень понравились занятия, четкая методика, доступная форма, комфортная обстановка. Я очень довольна результатом: математика - 88 баллов, литература - 83! Спасибо вам! Буду всем рекомендовать ваш образовательный центр!

Артем

Когда я выбирал репетиторов, в центре "Пять с плюсом" меня привлекли хорошие преподаватели, удобный график занятий, наличие пробных бесплатных экзаменов, моих родителей - доступные цены за высокое качество. В итоге мы всей семьей остались очень довольны. Я занимался сразу по трем предметам: математика, обществознание, английский. Сейчас я студент КФУ на бюджетной основе, и все благодаря хорошей подготовке - сдал ЕГЭ на высокие баллы. Спасибо!

Дима

Я очень тщательно подбирал репетитора по обществознанию, хотел сдать экзамен на максимальный балл. "Пять с плюсом" помогли мне в этом вопросе, я занимался в группе Виталия Сергеевича, занятия были супер, все понятно, все четко, при этом весело и непринужденно. Виталий Сергеевич так преподносил материал, что запоминалось само собой. Я очень доволен подготовкой!

Правосознание - это отношение людей к праву...

Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.

Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...

В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура - явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

(С. С. Алексеев)


Показать ответ

В правильном ответе могут быть следующие примеры .

1) Андрей узнал о внесении изменений в КоАП РФ, ознакомился с новой редакцией интересующих его статей, теперь он соблюдает их при вождении своего автомобиля.

2) Незнайка - предприниматель, при совершении сделок и заключении договоров он строго следует нормам гражданского права, поскольку считает, что закон нарушать нельзя ни при каких обстоятельствах.

3) Иван посчитал, что его незаконно уволили с работы, и подал иск в суд. Могут быть приведены другие примеры

Что такое подготовка к ЕГЭ/ОГЭ в онлайн-школе Тетрика?

👩 Опытные преподаватели
🖥 Современная цифровая платформа
📈 Отслеживание прогресса
И, как следствие, гарантия результата 85+ баллов!
→ Запишись на бесплатное вводное занятие ← по ЛЮБОМУ предмету и оцени свой уровень уже сейчас!

Сегодня выпускники Новокузнецка и всей страны сдают ЕГЭ по обществознанию. А мы предлагаем вам проверить свои знания.

Это один из вариантов пробных тестов 2016 года. Если хотите проверить свои знания, пожалуйста, ответьте на вопросы. Правильные ответы мы опубликуем завтра.

ЕГЭ по обществознанию. Вариант 1

Часть 1.

Задание 1

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Характеристика сфер (областей культуры)

Задание 2

В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий. Запишите это слово (словосочетание).

Закон, указ, постановление, нормативно-правовой акт, Конституция.

Задание 3

Ниже приведен список терминов, обозначающих религии. Все они, за исключением двух, монотеистические. Найдите два термина, не соответствующих общему ряду слов.

Задание 4

Найдите в приведенном ниже списке характеристики чувственного познания.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 5

Установите соответствие между социальным фактом (обозначено буквами) и сферой общественной жизни, к которой этот факт относится (обозначено цифрами).


А Б В Г Д

Задание 6

В небольшом городке только одна компания обеспечивает поставки электроэнергии, отопления, воды в дома жителей. Выберите из приведённого ниже списка характеристики данного рынка.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 7

Выберите из приведённого ниже списка факторы, влияющие на повышение спроса на потребительские товары.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 8

Установите соответствие между примером (обозначено буквами) и видом налога (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 9

В связи с катастрофическим падением мировых цен на нефть, нефтедобыча и всякая другая, связанная с нефтью деятельность, существенно сократилась. Тысячи нефтяников в американских «нефтяных» штатах пострадали и остались без работы.

Выберите из приведённого ниже списка характеристики возникшей безработицы.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 10

На графике отражена ситуация на рынке стационарных компьютеров: линия спроса D переместилась в новое положение D 1. (P - цена товара, Q - объем спроса товара).

Какие из перечисленных факторов могут вызвать такие изменения?

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 11

В обществе действуют различные социальные нормы. Какие из приведенных примеров иллюстрируют проявление корпоративных социальных норм?

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 12

В одном из регионов социологической службой был проведён опрос совершеннолетних граждан. Был задан вопрос: «Какая мера должна стать первостепенной со стороны государства в процессе перехода страны к рыночной экономике?». Результаты опроса (в процентах от числа отвечавших) представлены в таблице.


Найдите в приведенном списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 13

Многие исследователи выделяют государство как центральный институт политической системы. Выберите правильные признаки, которые подтверждают это суждение.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 14

Установите соответствие между формой государства (обозначено буквами) и критерием классификации, по которым она выделена (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 15

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - верхняя палата Федерального собрания Российской Федерации - парламента Российской Федерации. Выберите ответы, обозначающие полномочия этого органа согласно статье 102 Конституции Российской Федерации.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 16

Найдите в приведённом списке отличительные признаки правового государства.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 17

Установите соответствие между примером юридического факта (обозначено буквами) и его видом (обозначено цифрами).


Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.
А Б В Г Д

Задание 18

Выберите обстоятельства, при которых гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.

Отметьте все правильные варианты ответа.

Задание 19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.

(А) Человеческие знания отличает многообразие видов и форм. (Б) Одной из форм знаний выступают знания мифологические. (В) Мифологическое знание представляет собой синкретическое единство рационального и эмоционального отражения действительности. (Г) Примером мифологического знания могут служить древние сказания о происхождении мира и человека. (Д) Вне всякого сомнения, внимательное изучение мифа дает значительную информацию об образе жизни людей, различных сферах жизни древнего общества.

Определите, какие положения текста носят:

1) фактический характер
2) характер оценочных суждений
3) характер теоретических утверждений

Установите соответствие между положением (обозначено буквами) и его характером (обозначено цифрами). Запишите результаты в таблицу. Цифры в ответе могут повторяться.

А Б В Г Д

Задание 20

Заполните пропуски (обозначено буквами) необходимыми по смыслу терминами из списка (обозначено цифрами). Слова в списке даны в именительном падеже.

Мировоззрение - система обобщенных взглядов на мир и место (А) в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами основные (Б) людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Мировоззрение - это далеко не все взгляды и (В) об окружающем мире, а только их предельное обобщение. Содержание мировоззрения группируется вокруг того или иного решения (Г) философии. В качестве (Д) мировоззрения реально выступают группа и личность. Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания. Выработка мировоззрения - существенный показатель зрелости не только личности, но и определенной (Е) , общественного класса. По своей сущности мировоззрение - общественно-политический феномен, возникший с появлением человеческого общества.

Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список слов и словосочетаний
1) предметы
2) субъект
3) социальная группа
4) жизненные позиции
5) человек
6) рассудок
7) способности
8) представления
9) основной вопрос

Запишите результаты в таблицу. Каждое слово может быть использовано только один раз.

А Б В Г Д Е

Часть 2.

Социальные нормы могут представлять собой стандарты поведения. Социальные наказания или поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями... Санкции обретают законность на основе норм.

Привычки возникают на основе навыков и закрепляются в результате многократного повторения. Привычки - это установившаяся схема (стереотип) поведения в определённых ситуациях. Большинство привычек не встречают со стороны окружающих ни одобрения, ни осуждения. Но есть так называемые вредные привычки (громко разговаривать, читать за обедом, грызть ногти), которые свидетельствуют о плохих манерах.

Манеры - внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих...

В отличие от манер, обычаи присущи широким массам людей. Обычай - традиционно установившийся порядок поведения. Он также основан на привычке, но относится не к индивидуальным, а к коллективным привычкам. Обычай - воспринятая из прошлого форма социальной регуляции деятельности и отношений людей, которая воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычной для его членов. Обычай состоит в неуклонном следовании воспринятым из прошлого предписаниям. В роли обычая могут выступать различные обряды, праздники, производственные навыки и т. д. Обычаи - неписаные правила поведения.

Если привычки и обычаи переходят от одного поколения к другому, они превращаются в традиции. Традиции - элементы социального и культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение и сохраняющиеся в определённом сообществе, социальной группе в течение длительного времени. Традиции функционируют во всех социальных системах и являются необходимым условием их жизнедеятельности.

Пренебрежительное отношение к традиции приводит к нарушению преемственности в развитии общества и культуры, к утрате ценных достижений человечества. Слепое же преклонение перед традицией порождает консерватизм и застой в общественной жизни. Традиция - всё то, что унаследовано от предшественников... Традиционными могут стать встречи бывших одноклассников, однополчан, подъём национального или корабельного флага. Одни традиции выполняются в обыденной, а другие - в праздничной, приподнятой обстановке. Они относятся к культурному наследию, окружены почетом и уважением, служат объединяющим началом.

(В.В. Касьянов, В.Н. Нечипуренко, С.И. Самыгин)

Задание 22

Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?

Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.

Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших социальных ролей. В какой-то мере они тоже учатся у нас - социализация не является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своё поведение. Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников.

Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать её. В этом случае предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период политических беспорядков 1968 г.

Тем не менее, социализация является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определённые образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека.

(К. Смелзер)

Задание 23

Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан.

Правосознание - это отношение людей к праву...

Ключевой пункт правосознания - осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.Различаются правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех правоохранительных органов, на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.

Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны...

В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние «юридических дел» в обществе, т.е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т.е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. Правовая культура - явление более широкое и ёмкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всём «юридическом хозяйстве» страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т.д.).

(С. С. Алексеев)

Задание 24

Предположите, почему государство участвует в регулировании брачносемейных отношений граждан. Используя текст и знания курса, выскажите три предположения и поясните каждое из них.

Статья 27.

1. Брак признается недействительным при нарушении условий, установленных (законом), а также в случае заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.

2. Признание брака недействительным производится судом.

3. Суд обязан в течение трёх дней со дня вступления в законную силу решения суда о признании брака недействительным направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака.

4. Брак признаётся недействительным со дня его заключения

Статья 29 .

1. Суд может признать брак действительным, если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению.

2. Суд может отказать в иске о признании недействительным брака, заключённого с лицом, не достигшим брачного возраста, если этого требуют интересы несовершеннолетнего супруга, а также при отсутствии его согласия на признание брака недействительным.

3. Суд не может признать брак фиктивным, если лица, зарегистрировавшие такой брак, до рассмотрения дела судом фактически создали семью.

4. Брак не может быть признан недействительным после его расторжения, за исключением случаев наличия между супругами запрещённой законом степени родства либо состояния одного из супругов в момент регистрации брака в другом нерасторгнутом браке

Статья 30.

1. Брак, признанный судом недействительным, не порождает прав и обязанностей супругов, предусмотренных настоящим Кодексом, за исключением случаев, установленных пунктами 4 и 5 настоящей статьи.

2. К имуществу, приобретённому совместно лицами, брак которых признан недействительным, применяются положения Гражданского кодекса Российской Федерации о долевой собственности. Брачный договор, заключённый супругами... признается недействительным.

3. Признание брака недействительным не влияет на права детей, родившихся в таком браке или в течение трёхсот дней со дня признания брака недействительным.

4. При вынесении решения о признании брака недействительным суд вправе признать за супругом, права которого нарушены заключением такого брака (добросовестным супругом), право на получение от другого супруга содержания, а также признать действительным брачный договор полностью или частично.

Добросовестный супруг вправе требовать возмещения причинённого ему материального и морального вреда по правилам, предусмотренным гражданским законодательством.

5. Добросовестный супруг вправе при признании брака недействительным сохранить фамилию, избранную им при государственной регистрации заключения брака.

(Извлечение из Семейного кодекса РФ)

Задание 25

Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая система общества»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об институтах политической системы, и одно предложение, раскрывающее роль СМИ в политической системе общества.

Задание 26

С опорой на обществоведческие знания, личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую негативное отклоняющееся поведение. Приведите три примера неформальных негативных санкций, возможных в этом случае.

Задание 27

В стране Z для поддержки отечественных автопроизводителей были повышены пошлины на ввоз автомобилей иностранного производства и подержанные иномарки старше пяти лет. Сформулируйте три последствия подобного решения для автомобильной отрасли страны Z.

Задание 28

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Как организована власть в демократическом государстве?». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Задание 29

Напишите эссе на одну из предложенных тем.

29.1. Философия «Наука - это кладбище гипотез». (А. Пуанкаре)

29.2. Экономика «Главная социальная ответственность бизнеса состоит в том, чтобы не содействовать росту нищеты и безработицы». (Б.С. Ерасов)

29.3. Социология, социальная психология «Каждый человек отличается от другого и с каждым днём отличается от себя». (А. Поп)

29.4. Политология «Лучшее государственное устройство для любого народа - это то, которое сохранило его как целое». (М. Монтень)

29.5. Правоведение «Цель наказания не мщение, а исправление». (А.Н. Радищев)

На выполнение экзаменационной работы выпускникам отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Осознание людьми ценностей права и одновременно представления о действующем позитивном праве, о том, насколько оно соответствует требованиям разума и справедливости, правовым ценностям и идеалам.
Различается правосознание научное, профессиональное, обыденное, а также массовое, групповое, индивидуальное. Эти разновидности правосознания по-разному влияют - но все они влияют! - на совершенство законодательства, эффективность работы суда, всех , на то, насколько граждане страны являются законопослушными, добровольно, строго, точно исполняют нормы позитивного права, какие они выдвигают правовые требования.
Среди видов и форм правосознания выделяется как раз правовая идеология - активная часть правосознания, непосредственно влияющая на законодательство, юридическую практику и потому входящая в национальную правовую систему страны…
В связи с правосознанием и правовой идеологией - кратко о правовой культуре. Правовая культура - это общее состояние "юридических дел" в обществе, т. е. состояние законодательства, положения и работы суда, всех правоохранительных органов, правосознания всего населения страны, выражающее уровень развития права и правосознания, их место в жизни общества, усвоение правовых ценностей, их реализацию на практике, осуществление требования верховенства права. Одним из показателей правовой культуры является правовая воспитанность каждого человека, т. е. надлежащий, высокий уровень правосознания, проявляющийся не только в законопослушании, но и в правовой активности, в полном и эффективном использовании правовых средств в практической деятельности, в стремлении в любом деле утвердить правовые начала как высшие ценности цивилизации. "Правовая культура" - явление более широкое и емкое, чем просто надлежащий уровень правосознания; главное в правовой культуре - высокое развитие всей правовой системы, достойное место права в жизни общества, осуществление его верховенства и соответствующее этому положение дел во всем "юридическом хозяйстве" страны (подготовка и статус юридических кадров, роль юридических служб во всех подразделениях государственной системы, положение адвокатуры, развитость научных учреждений по вопросам права, уровень правового образования и т. д.).
21.Что автор понимает под правовой культурой?.Назовите 4 проявления правовой воспитанности, указанные в тексте


Какие разновидности правосознания выделяются в зависимости от субъекта правосознания

23.Приведите три примера, иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан

24.Как утверждение в правовой идеологии ценности естественных прав человека может отразиться на правовой системе общества. Выскажите три предположения

25.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие власть. Составьте два предложения: одно – содержащее информацию о легитимности власти, другое – раскрывающее особенности государственной власти

26.Назовите и проиллюстрируйте примерами три способа борьбы с

27.При устройстве на работу Елена Ивановна указала в анкете, что она специалист со средним , происходит из семьи рабочих, разведена, имеет трех детей. Назовите один предписанный и два достигнутых статуса. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности

28.Составить план на тему «Система права»

Соотношение права и морали имеет особое значение на современном этапе развития цивилизации, так как многие нравственные ценности – ϲʙᴏбода, равенство, справедливость, честь, достоинство и другие – находят юридическое закрепление в нормативно-правовых актах. Достоинство личности, основные права и ϲʙᴏбоды каждого человека получают всеобщее признание со стороны цивилизованных демократических государств. Право и мораль – важнейшие элементы человеческой культуры. Моральные нормы, так же как и правовые, будут социальными регуляторами поведения человека.

Мораль – ϶ᴛᴏ совокупность взглядов, представлений о добре и зле, справедливости, чести, долге, смысле жизни, счастье и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих им норм и принципов поведения, кᴏᴛᴏᴩые близки к человеческим идеалам и соблюдение кᴏᴛᴏᴩых обеспечивается убеждением, совестью человека, его привычкой, а также общественным мнением. Мораль имеет внутренний и внешний аспекты. Первый предполагает ценностное отношение индивида к самому себе, чувство собственного достоинства, осознание себя как личности, имеющей социальную ценность. Второй аспект - отношение человека к, осознание ценности своего социально значимого поведения.

По отношению к праву моральные ценности выступают как бы критерием оценки людьми эффективности механизмов правового регулирования общественных отношений. Закрепляя нравственные ценности, право тем самым способствует созданию надлежащих условий для их реализации. Идеи ϲʙᴏбоды, равенства, справедливости, по природе присущие человеку, становятся и правовыми ценностями. Соответственно возрастает и нравственная ценность самих юридических норм.

Право и мораль имеют как общие характерные черты, так и особенности. Одна из главных общих чертсостоит в том, что и право и мораль являются разновидностями социальных норм. И право и мораль есть мера свободы

Чтобы реализовать правовую свободу, необходимо иметь моральную свободу. И право и мораль роднит категория справедливости. Справедливость выступает средством обеспечения социальной ценности юридических норм. Вместе с тем. В обществе реализация идеала справедливости невозможна бе6з правового регулирования


Нормы морали более универсальны, чем . Нормы морали регулируют более широкую область отношений, чем сфера отношений. Регулируемых правом. Нормы права систематизированы и находят официальное закрепление в нормативно-правовых актах, а нормы морали содержаться в сознании людей и получают выражение в общественном мнении и передаются им. Кроме того, нормы морали не институциализированы, то есть не обладают формальной определенностью, а как институциональные регуляторы закреплены в законодательстве, в судебныхрешениях

Однако, как общие черты, так и различия правовых и моральных норм не следует абсолютизировать. Нормы морали инормы права органически взаимообусловливают, дополняют и взаимообеспечивают друг друга в регулировании общественных отношений

21.Назовите любые три отличительные черты права, рассмотренные автором

23.Используя обществоведческие знания, назовите три нормативных , где закреплены ценности свободы, равенства, чести и достоинства. Дайте краткое пояснение, как именно в акте закреплены эти ценности

24.Дайте три объяснения мысли, что нормы морали и права взаимообеспечивают друг, друга (используйте текст и свои знания)

25.Банк – это. Составить два предложения: 1_функции ЦБ 2)о влиянии банков на деятельность фирм

26.Три положительных последствия

27.Руководитель предприятия заключил срочный с 15-летним уч-ся проф. лицея, без проведения мед. осмотра, без испытательного срока. По договору он должен был работать 4 раза в неделю с 12-23:00 с часовым перерывом на обед. Укажите 4 нарушения, допущенные при нарушении договора

28.Составить план «Система права»

1)Приведите три примера иллюстрирующие влияние правосознания на законопослушное поведение граждан. 2) Покажите как в смешанной экономике государство

преодолевает несовершенства рынка. назовите три лбюбые проявления несовершенств рынка и укажите, как государство может преодолеть каждое из них. 3)Театральная актриса долгое время не могла найти работу по специальности и вынуждена была стать официанткой. Здесь её заметил известный режиссер и пригласил на главную роль в совём новом фильме. о каком социальном процессе свидетельствуют приведённые факты? какие два вида этого процесса нашли отрожение в этом примере? Проиллюстрируйте каждый из них приведенными в условии задания фактами.

Какой из примеров иллюстрирует влияние общества на природу? а) замедленные темпы развития реликтовых племён Центральной Африки; б)

строительство Цимлянского водохранилища; в) формирование рас; г) развитие торговли и мореплавания в Древней Греции. 2. Рациональное познание (процесс мышления) не предполагает продуцирование: а) понятий; б) суждений; в) представлений; г) умозаключений. 3. К мировым религиям не относится: а) буддизм; б) ислам; в) анимизм; г) христианство. 4. Определите, какое из высказываний является верным. А. Высказывание «Яблоня – это дерево» является умозаключением. Б. Высказывание «Все люди смертны. Антонов – человек.. Следовательно, Антонов смертен» является суждением. 1) верно только А; 3) верны оба высказывания; 2) верно только Б; 4) оба высказывания неверны. 5. Социальной потребностью является потребность в: 1) пище; 2) воздухе; 3) воде; 4) семье. 6. Социальными нормами являются: а) традиции; б) документы; в) нравы; г) контракты; д) законы природы. 7. Семья как социальный институт выполняет следующие функции: а) репродуктивную; б) досуговую; в) просветительскую; г) социализации; д) эротическую. 8. Экономическую сферу жизни общества характеризует(-ют): 1) важнейшие открытия и изобретения в науке; 2) национальная дифференциация; 3) общественное разделение труда; 4) социальные конфликты. 9. К осмысленным побудителям деятельности человека относятся: 1) мотивы; 2) влечения; 3) привычки; 4) эмоции. 10. Какой тип семьи преобладает в индустриальном обществе? а) расширенная семья, б) малодетная семья, в) многодетная семья, г) нуклеарная семья, д) временный незарегистрированный брак. 11. В отличие от природы, общество: 1) является системой; 2) находится в развитии; 3) выступает в качестве творца культуры; 4) развивается по собственным законам. 12. Какой из признаков присущ традиционному обществу? 1) развитое фабричное производство; 2) создание основного продукта в сельском хозяйстве; 3) завершение промышленного переворота; 4) высокоразвитая инфраструктура. 13. . Все виды производственной, общественной и духовной деятельности человека и общества, а также все их результаты в совокупности можно назвать: 1) культурой; 2) экономикой; 3) мировоззрением; 4) историей. 14. Какую функцию науки иллюстрирует разработка новых способов защиты жилища человека от несанкционированного вторжения? 1) познавательную; 2) прогностическую; 3) объяснительную; 4) социальную. 15. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи сфер общественной жизни? А. Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения является примером связи политической и экономической сфер общества. Б. Финансирование меценатом деятельности музея является примером связи экономической и духовной сфер общества. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 16. Для какой науки вопрос о соотношении понятий «добро» и «зло» является основным? 1) психологии; 2) этики; 3) эстетики; 4) социологии. 17. Человек, в отличие от животного, обладает способностью: 1) действовать сообща с себе подобными; 2) видеть цель своих действий; 3) обучать потомство; 4) защищаться от опасности. 18. Для какой деятельности характерно обобщение свойств вещей в понятиях? 1) материально-производственной; 2) социально-преобразовательной; 3) духовно-практической; 4) духовно-теоретической. 1 19. Земледелец обрабатывает землю с помощью специальной техники. Субъектом этой деятельности выступает: 1) земля; 2) техника; 3) выращиваемая культура; 4) земледелец. 20. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительность истины обусловлена безграничностью и изменчивостью постигаемого мира. Б. Относительность истины обусловлена ограниченностью познавательных возможностей человека. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 21. Культура в широком смысле – это 1) уровень технического развития общества; 2) совокупность всех достижений человечества; 3) уровень образованности населения; 4) все жанры искусства. 22. И человеку, и животному свойственны потребности в 1) социальной активности; 2) целенаправленной деятельности; 3) заботе о потомстве; 4) изменении среды обитания. 23. Деятельность государства по управлению обществом представляет собой пример деятельности: 1) экономической; 2) духовной; 3) социальной; 4) политической. 24. Верны ли следующие суждения об истине? А. Относительной истиной называется знание, обязательно порождающее разные точки зрения. Б. Относительной истиной называется неполное знание, верное лишь в определённых условиях. 1) верно только А; 2) верно только Б; 3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны. 25. В стране А. гарантировано существование предприятий различных форм собственности. Успех этих предприятий напрямую зависит от спроса потребителей на выпускаемый товар. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны А.? 1) плановому; 2) командному; 3) рыночному; 4) традиционному.