Вечен ли ад православие. Действительно ли ад вечен и необратим? Где же Ад

Коран о Пророке Ибрахиме

Из всех коранических повествований о пророках, истории жизни Пророка Ибрахима и его пророческой деятельности посвящена значительная часть. Рассказы о нём встречаются как в мекканских, так и в мединских сурах. И помимо отдельных коранических рассказов, встречается много упоминаний имени Ибрахима как основоположника истинной веры и прародителя целого поколения пророков.

Черты характера Ибрахима, упоминаемые в Коране.

Ибрахим (библейский Авраам) – один из самых величайших пророков Аллаха:

« Чья религия может быть прекраснее религии того, кто покорил свой лик Аллаху, будучи творящим добро, и последовал за верой Ибрахима, исповедуя единобожие? Аллах сделал Ибрахима Своим возлюбленным (другом) » (Женщины, 125)

В Коранических аятах он характеризуется следующим образом:

«…Воистину, Ибрахим был смиренным , выдержанным » (Покаяние, 114)

«Воистину, Ибрахим был выдержанным , смиренным и кающимся » (Худ, 75)

« Он был благодарен Аллаху за благодеяния, и Он избрал его и повел прямым путем. Мы даровали ему добро в мирской жизни, а в Последней жизни он будет в числе праведников » (Пчелы, 121-122)

«Помяни в Писании Ибрахима. Он был правдивейшим человеком и пророком» (Мapйaм, 41)

«Воистину, так Мы воздаем творящим добро . Воистину, он – один из Наших верующих рабов »
(Стоящие в ряды, 110-111)

« Помяни Наших рабов Ибрахима , Исхака и Йакуба, могучих и прозорливых . Мы избрали их за то, что они искренне поминали Последнюю обитель . Воистину, они у Нас – в числе избранных, лучших » (Сад, 45-47)

Место рождения и происхождение пророка Ибрахима.

Вопрос о месте рождения пророка Ибрахима всегда был спорным для историков и богословов. Некоторые мусульманские ученые местом рождения пророка Ибрахима называют г. Ур (юго-восточнее от г. Вавилон), в междуречье Тигра и Евфрата (юг Месопотамии).
Тора сообщает, что Пророк Ибрахим родился и вырос в городе Ур, расположенном на юге Месопотамской равнины, в одном из крупнейших центров экономической и политической жизни того времени, но позднее покинул его и отправился в Египет. Его путь проходил через город Урфу (Харран), где он жил некоторое время, а затем добрался до Египта. (Бытие, 11: 28, 11:31).

Описание народа Ибрахима.

Ко времени рождения пророка Ибрахима народы Месопотамии давно забыли о своем Творце, забыли о вере в Единого и Истинного Бога.
Забыв о Боге, они обожествляли различные явления природы. Движимые страхом, они поклонялись природным стихиям, видя в них высшую силу: они поклонялись небу, звездам, луне и т.д. В городе, в котором жил Пророк Ибрахим, главным божеством считался бог Луны – Син, считавшийся также и покровителем Ура. Кроме того, были распространены образы других божков, которых люди мастерили из ценных пород дерева. Вообще, языческая иерархия была столь запутанной, что жрецы не могли решить, кто из богов для них важнее, а потому в каждом конкретном городе жрецы сами решали для себя, какого из богов считать главным покровителем, а каких божков менее влиятельными. В Месопотамии и по сей день сохранились культовые строения — ступенчатые башни, которые использовались как в качестве храмов, так и в качестве обсерваторий. Они планировались и строились так, чтобы наглядно продемонстрировать могущество местного божка и его служителей. В главном зале храма помещали идола, который изготавливался из ценных пород дерева и покрывался золотыми пластинами, его облачали в дорогие одежды, венчали коронами и драгоценными ожерельями и браслетами. Идолы имели человеческий облик и обычные человеческие пропорции. Жрецы совершали обряды жертвоприношения: самый отборный скот и самые лучшие продукты посылались в храм для «кормления» божков.

Ибрахим в поисках истинного Бога.

Пророк Ибрахим ещё до получения Пророческой миссии сильно выделялся из среды своего народа. Он на подсознательном уровне не воспринимал идолов как богов и не поклонялся им. С юношеских лет его сильно отличало от других людей то, что он много размышлял о верованиях своего народа, и пришел к выводу, что идолы, которым поклонялись его соплеменники — всего лишь предметы, изготовленные самими же людьми. Они сотворены человеком и не могут повлиять на их жизнь ни с хорошей, ни с плохой стороны. Сколько бы человек не старался разукрасить идола, он все равно не оживёт и не станет богом. Разве может неживой предмет одушевить кого-то?! Не имеющий разума образумить другого?! Может ли вещь, которую можно уничтожить, защитить кого-то?! Задававшийся подобными вопросами юный Ибрахим рано осознал, что его соплеменники ошибаются в выборе божества. После того как стало ясно, что идолы не могут быть богами, Ибрахим стал обращаться к небесным телам, также почитаемым его народом. Когда ночная тьма покрывает землю, на небе выступают яркие звезды. Они мерцают в далекой бесконечности, завораживая человека своей загадочностью. Уж не следят ли они за всем, что происходит на земле? Возможно, не зря племя Ибрахима поклоняется им? Поэтому, может, стоит серьезно подумать о божественности звезд? Возможно, одно из них и есть Творец всего сущего? Однако, взойдя ночью, они исчезают с наступлением зари. Будь звезда божеством, разве она закатилась бы? Не пристало Богу показываться в определенное время и исчезать в назначенный час. Тогда кто же Бог? Надо поискать… Оглядеть небо еще раз …

Ибрахим и раньше глядел на луну, но на этот раз он вглядывается по-особенному. Она ярче и крупнее звезд. Быть может она и есть божество? Возможно, она светит постоянно? Но… и она исчезла с небосвода. Нет, луна – не божество. Если сам Творец не поможет ему, то он, как и его соплеменники, окажется заблуждающимся.

Небо бесконечно. Может быть, еще раз поглядеть? Но ведь на небе есть еще солнце, самое большое светило. Уж не признать ли его за бога? Но и оно закатывается в свой час, подчиняясь чьей-то воле. Нет, оно не может быть Творцом. Следовательно, все то, что почитает его племя, не годится в качестве Творца. От них надо отказаться. Так он понял, что ни солнце, ни луна, ни иные природные явления не могут быть Богом.

В Коране говорится об этом:
« Так Мы показали Ибрахиму царство небес и земли, дабы он стал одним из убежденных: Когда ночь покрыла его своим мраком, он увидел звезду и сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Я не люблю тех, кто закатывается». Когда он увидел восходящую луну, то сказал: «Вот мой Господь!» Когда же она закатилась, он сказал: «Если мой Господь не наставит меня на прямой путь, то я стану одним из заблудших людей». Когда он увидел восходящее солнце, то сказал: «Вот мой Господь! Оно больше других». Когда же оно зашло, он сказал: «О мой народ! Я непричастен к тому, что вы приобщаете в сотоварищи. Я искренне обратил свой лик к Тому, Кто сотворил небеса и землю, и Я не принадлежу к многобожникам!» (Скот, 75-79)

Ибрахим осознал, что существует только Один Бог, которого невозможно изобразить, ибо Он превыше всякого образа и Он повелевает всем. Аллах одарил Ибрахима от рождения зрелостью ума и стремлением к истине. И к моменту первого откровения от Аллаха Ибрахим был духовно готов к восприятию Истины. Аллах открыл Свое слово Ибрахиму, как человеку, который сам искал Всевышнего и шел к Нему.

«Вот он пришел к своему Господу с непорочным сердцем » (Стоящие в ряд, 84)
Т.е. его сердце было очищено от многобожия, сомнений и порочный желаний, которые мешают человеку воспринимать истину и совершать правильные деяния. Только тот человек, чье сердце беспорочно, сумеет спастись от всего скверного и неприятного и обрести все благое и желанное. Свидетельством непорочности Ибрахима была его искренность во взаимоотношениях с людьми. В его сердце не было места обману, зависти и прочим скверным качествам. Именно поэтому он искренне старался наставить людей на прямой путь.

Иман Наталья Магомедова

Пророк Ибрахим (Авраам) в иудаизме и христианстве принимается за самого древнего предка и за основное рекомендательное лицо. В Торе и вообще в еврейской литературе, в христианской культуре, в Священном Коране и в исламской литературе имеется намного больше сведеней о пророке Ибрахиме, чем о других пророках. Особенно, в источниках по иудаизму и христианстве на передний план выдвигается деятельность пророка Ибрахима по установлению тавхида.
По Торе имя Ибрахим в первоначальном виде было Абрам, означающее "могучий предок", но постепенно перешло в Абрахама, имеющего смысл "отец народов". В Священном Коране имя пророка Ибрахима проходит в 69-и местах.

Досточтимый Ибрахим один из пророков улуль азм, который чаще других упоминается в Коране. Однако Коран следуя основному направлению сведений относительно пророков, преследует цель просвещения религиозных и нравственных качеств и возможность читателей научиться полезному. Поэтому упоминая о пророке Ибрахиме, вместо хронологических сведений - как это сделано в Торе - соответственно содержанию и темам очередных сур преподносит нам знания о его месте в общей истории веры, основных чертах учения и особенностях, деятельности и формах оповещения, отрезки из жизни относительно нравственных, религиозных и семейных размерах личности,

Когда досточтимый Ибрахим был выбран в пророки и послан в дар своему племени с оповещения тавхида, в первую очередь обратился к своему отцу, который в ответ на это пригрозил изгнанием. В Коране говорится, что досточтимый Ибрахим молил Аллаха о прощении для отца, но к сожалению, его просьба осталась неисполненной.

В сурах Корана, особенно относящихся ко второму и третьему периодам Мекки, говорится, что пророк Ибрахим боролся против идолов, перед которыми преклонялись его отец и племя и настаивал на вере единобожия; приводил доводы и убеждения о бессмысленнице веры в небесные тела и идолы, символизирующие их; убеждал отказаться от веры в подобные предметы, от которых никому не будет ни пользы, ни вреда.

Прекрасным воспоминанием борьбы за тавхид пророка Ибрахима является случай предания его огню идолопоклонниками, которые разгневались из-за того, что он разрушил идолы. Но несмотря на это огонь не причинил ему никакого вреда. Данное событие наряду с Кораном имеет место и в других основных материалах по исламу.

По сведениям из Священного Писания и источников по Исламу пророк Ибрахим вместе со своей женой Сарой, племянником Лутом и другими приближенными покинув Немруд перешел в Харран, затем некоторое время оставался в Иордании, оттуда направился в Египет и затем вернулся в Палестину.

Пророк Ибрахим после того как покинул свое племя и совершил хиджру был уже в зрелом возрасте, но не имел детей. Пророк Ибрахим молил Аллаха о благом дитя и вскоре был оповещен об умном ребенке. И по Корану и по Торе первым ребенок досточтимого Ибрахима это Исмаил.

В материалах по Исламу зарегистрированы сведения о ревности Сары после рождения Исмаила и о ее нежелании жить вместе с ними. Но, относительно места переселения и возраста Исмаила имеются серьезные расхождения. По источникам Ислама, Аллах наказал досточтимого Ибрахима отвести Хаджар и Исмаила в место, где находится Мекка.

Событие о жертвоприношении Исхака в Торе (Таквин, 22), не называя напрямую имени Исхака - с некоторыми различиями - имееи место в Коране и других источниках по Исламу. По этим сведениям, оставив Хаджар и Исмаила в месте, где находится Мекка, досточтимый Ибрахим сам продолжал жить в Палестине и когда его первый ребенок начал бегать, досточтимый Ибрахим подвергся экзамену принести в жертву первого ребенка. Пророк Ибрахим с честью прошел через это испытание и в вознаграждение за это его имя было увековечено среди последующих поколений (ас-Саффат, 37/101-112).

Пророк Ибрахим иногда навещал Хаджар и Исмаила в Мекке. По некоторым преданиям пророк Ибрахим пришел из Палестины в Мекку три раза. Первое путешествие, по приказу Аллаха, совершил на коне. В этом странствии, где путь указал Джабраил, посадив двухлетнего Исмаила впереди себя, а Хаджар сзади, оставил их на месте сегодняшнего Байтуллаха. При втором визите в Мекку узнал о кончине Хаджар и не смог увидеть Исмаила. Получив уведомлении о возвышении фундамента Каабы досточтимый Ибрахим в третий раз прибыл в Мекку и вместе с сыном Исмаилом построил Байтуллах, после чего известил людей о хадже.

В Коране не говорится где и как умер пророк Ибрахим. Но по другим источникам Ислама он умер в возрасте 200 или 175 лет и погребен в Хеброне рядом с Сарой.

В хадисах и книгах по истории пророк Ибрахим описан как обладатель карих глаз, среднего роста, красивого и приветливого лица, с открытым лицом; и всем образом вплоть до ступней ног сильно похожим на Пророка Мухаммада. Вместе с этим - в Кусе он говорил на ассирийском языке, перейдя через Ефрат вел речь на иврите; впервые он приготовил блюдо под названием тирит; был прозван именем "абул адйаф" (отец гостей); в 120 лет сам себе сделал обрезание; отпустил на свободу 300 рабов, которые впоследствии стали мусульманами.

В Коране даются широкие сведения об особенностях личности пророка Ибрахима, о душевных и нравственных качествах: досточтимый Ибрахим был однородцем с досточтимым Нухом (ас-Саффат, 37/83), отцом правоверных (аль-Хадж, 22/78), близким Аллаха (ан-Ниса, 4/125), ему были показаны земные и небесные ангелы (аль-Анам, 6/75), свершил хиджру в указанное Аллахом место (аль-Анкабут, 29/26; ас-Саффат, 37/99), его роду были ниспосланы Писание и пророчество (ан-Ниса, 4/54; аль-Хадид, 57/26), с достоинством прошел через экзамены слов и в результате этого стал лидером (имам) людей (аль-Бакара, 2/124). Пророк Ибрахим просил Аллаха о предоставлении лидерства членам своего племени, но был уведомлен об отсутствии божьего завета над злочестивцев (аль-Бакара, 2/124). Данный айат опровергает утверждения Сынов Исраиля, что происходя из рода досточтимого Ибрахима они являются "избранными богом нацией".
Пророк Ибрахим молился за безоопасность Мекки, город в котором находился Байтуллах (аль-Бакара, 2/126; Ибрахим, 14/35), объявил область Мекки "харам" (неприкосновенной, святой) и запретил проливание крови и многие другие дела, которые были разрешены в других местах. Молил о подчинении своих потомков Аллаху и явлении одного пророка из них (аль-Бакара, 2/126-129; Ибрахим, 14/35, 40). Пророк, имеющий место в мольбах пророк Ибрахим и его сын Исмаил, это Пророк Мухаммад, который просходит из их рода. Из рода Исмаила не было другого пророка. Хадис "Я молитва своего пращура Ибрахима, новость брата Исы и сон своей матери" указывает на это. В знак благодарности за данную молитву пророку Ибрахиму, мусульманам было поручено при каждом намазе читать "салли барик".

Коране полностью опровергает утверждения о том, что Ибрахим, Исмаил, Исхак, Йакуб и их потомки являются иудеями (аль-Бакара, 2/135, 140). Доказательством этому приводится то, что Тора и Евангелие были ниспосланы после Корана (Али Имран 3/65). Против слов иудеев и христиан "чтоб найти истинный путь бульте иудеями или христианами ", у мусульман есть веский довод: "Нет! (Последуем) мы вере Ибрахима - верного ханифа" (аль-Бакара, 2/135). С другой стороны и мушрики арабы гордились своим происхождением из рода досточтимого Ибрахима и тем, что охраняли построенную им Каабу. Только вот, Священный Коран, им тоже четко и внятно объясняет о непринадлежности пророка Ибрахима к мушрикам и о явлении им истинным мусульманином, признающим единство Аллаха (Али Имран, 3/67).

В Коране, среди пророков - помимо Пророка Мухаммада - особое место и важность придается учению пророка Ибрахима. В конце концов Пророку Ислама было велено: "Бог истину глаголит вам, так следуйте же вере Ибрахима" (Али Имран, 3/95; ан-Нахл, 16/123). Аллах направил Пророка Мухаммада к вере Ибрахима - к истинному пути, правде, набожности и непризнанию идолопоклонничества. Ту самую правду произнес и Пророк Мухаммад: "Я ниспослан благосклонным и легким ханифством". Пророк Ибрахим - один из изюранных на земле, которого одарили красотой, в загробной жизни имеет место среди благих избранников, направленный к истине, поклоняющийся Аллаху.

Ибрахим — "друг Аллаха". В юности Ибрахим жил вместе со своим отцом среди народа, поклонявшегося идолам. Но вот в его сердце закралось сомнение в божественности истуканов, и он сказал отцу: “Неужели ты идолов превращаешь в богов? Я вижу, что ты и твой народ — в явном заблуждении”.

Но если прежние боги ложны, чему поклоняться? И взоры Ибрахима обратились к красотам небесного свода. Когда покрыла его ночь, увидел он звезду и сказал: “Это — Господь мой!” Но звезда закатилась, и Ибрахим погрустнел: “Не люблю я закатывающихся”. Потом он увидел месяц восходящим и обрадовался, но и месяц зашел, оставив юношу в недоумении и тяжких раздумьях. Но вот на небе появилось солнце, и снова возрадовался Ибрахим: “Это — Господь мой, он — больший!” Но и солнце вечером закатилось.

Тогда Ибрахим понял, что поклоняться следует тому, кто сотворил небеса и землю, луну и солнце, и звезды, единственному и единому Богу, милостивому господину небес и земли. Об этом он объявил своим соплеменникам, но те не приняли его проповедь, Даже отец не поддержал Ибрахима, а, наоборот, угрожал изгнать его или побить камнями.

Тогда Ибрахим пошел на хитрость. Как-то он объявил себя больным и остался дома. Когда все ушли, он прокрался в храм и там разбил все идолов, кроме главного. Когда это дело было обнаружено, люди стали думать: “Кто сделал это с нашими богами? Он, поистине, неправедный!” Тут кто-то вспомнил, что Ибрахим призывал не поклоняться идолам, и, конечно, подозрение пало на него.

Разгневанные соплеменники хотели сжечь Ибрахима в огненной печи. Ее построили и бросили туда пророка, но Аллах спас его, повелев: “О огонь, будь прохладой и миром для Ибрахима!” Однако оставаться в родной земле было небезопасно, и Ибрахим вместе со своим родичем Лутом, который также уверовал в Аллаха, бежал оттуда в землю, которую Бог “благословил для миров”.

Ибрахим, его жены и сын Исмаил. Жена Ибрахима, Сарра, была бездетна, и это очень угнетало его. Выход из этого положения он нашел в том, что, посоветовавшись с женой и получив ее согласие, он взял второй женой свою рабыню Хаджар, чтобы она родила ему наследника. Все было бы хорошо, но женщины поссорились между собой, и пришлось Ибрахиму изгнать Хаджар, как раз ожидавшую рождения ребенка, в пустыню. Там и родился старший сын Ибрахима — Исмаил.

В пустыне он и его мать неминуемо должны были погибнуть от жажды. Хаджар в отчаянии бегала между холмами Сафа и Марва, в надежде увидеть где-нибудь оазис с колодцем, но ее надежды были напрасны. Отчаявшись, она воззвала к Аллаху, и ее мольбы были услышаны. Исмаил, оставленный матерью, заплакал и стал бить ножкой по земле, и из того места, куда он ударил, забил источник прохладной воды. Хаджар возблагодарила Аллаха за спасение, а источник оградила землей и камнями из боязни потерять воду. Так появилась одна из главных святынь Мекки — источник Зам-зам.

Ибрахим и Исмаил строят Каабу. Ибрахим и Исмаил по повелению Аллаха возвели святилище Каабы. Оно было построено недалеко от источника Зам-зам, на том самом месте, где некогда Адам построил первый храм на земле. Место это указал им ангел Джибраил, передав повеление Аллаха построить точную копию того храма, в котором молился Адам. Чтобы Каабу было легче строить, Джибраил принес Ибрахиму плоский камень, который мог висеть в воздухе и заменять строительные леса. Когда строительство было закончено, он был оставлен в Мекке и находится там до сих с отпечатками ног Ибрахима.

Но вот осталось последнее дело: нужно было обозначить место в стене, откуда молящиеся должны были начинать семикратное обхождение храма (столько же раз обходил Адам в раю вокруг небесной Каабы). Тогда Джибраил принес Ибрахиму Черный камень — тот самый, который когда-то Аллах послал Адаму, и камень этот был помещен в Каабу. Так было воздвигнуто святилище, а потом Ибрахим, встав на свой камень, поднявшийся вдруг высоко в воздух, провозгласил, обращаясь к каждой из четырех сторон света: “О люди! Вам предписано ходить на поклонение в древний храм! Слушайтесь Господа вашего!” Немедленно со всех сторон откликнулись голоса: “Пред Тобой, мой Боже, пред Тобой!” В дальнейшем забота о Каабе перешла к детям Исмаила.

Чудо оживления. Аллах не раз доказывал свою благосклонность к Ибрахиму: по Его воле Сарра, жена Ибрахима, уже будучи старухой, родила сына Исхака, ставшего прародителем евреев, и Он же, в знак особой милости, показал Ибрахиму чудо оживления. Произошло это так. Как-то Ибрахим стал просить Аллаха о том, чтобы тот показал ему оживление — не потому, что он не верил в могущество Аллаха, а желая успокоить свое сердце. Тогда Аллах повелел ему убить четырех птиц, рассечь их на части, а части разбросать на четырех горах. После этого Ибрахим призвал птиц к себе — и по его зову они прилетели, воскрешенные волей Аллаха.

Ибрахим был первым, кто полностью предал себя воле Божьей, первым, принявшим ислам еще до того, как Мухаммад возвестил людям это учение. Арабы считали, что Пророк Мухаммад лишь восстановил древнюю веру Ибрахима.

Пророк Ибрахим (а.с.) прожил на свете сто семьдесят пять лет. А в одном риваяте сказано, что он прожил двести лет. Как повествуется в преданиях, когда жизнь Ибрахима (алейхи салям) подошла к концу, он попросил принести Ковчег Завета, в котором хранились образа всех пророков и святых. Так он хотел оставить завет своему сыну. Образ каждого пророка хранился в отдельной ячейке. Образ Печати Пророков (да благословит его Аллах и приветствует!) хранился в самой последней ячейке. Абу Бакр ас-Сыддик (р.а.) в образах имел вид седого старика, очень похожего на Ибрахима (а.с.). На его лбу была надпись: «Он первым признал пророчество Мухаммада (с.г.в.)».

Этот образ находился с правой стороны от Расулюллаха (а.с.). Слева был образ Умара ибн аль-Хаттаба (р.а.), на челе которого было написано: «В религии он подобен стали. Никого не страшится, кроме Аллаха». Сзади него находился образ Османа Зиннурайна (р.а.) с надписью: «Он третий праведный халиф». А перед ним находился образ хазрати Имама Али (р.а.), держащего перед собою меч. На его челе была надпись: «Это нападающий лев, который никого не боится. Он дружит с Аллахом и Его Посланником (мир ему). Аллах и Посланник (мир ему) также считают его другом». Вокруг образа Расулюллаха (мир ему) еще находились образа мухаджиров и ансаров (да будет Аллах к ним милостив).

После этого Ибрахим (а.с.) велел своему сыну: «Посмотри на образа этих пророков». Посмотрели и увидели, что все пророки происходят из рода Исхака, а Мухаммад Мустафа (с.г.в.) происходит из рода Исмаила. Пророк Ибрахим (а.с.) повернулся лицом к своему сыну Исмаилу (а.с.) и сказал: «Сын мой! Этот яркий луч света на твоем челе - это луч Мухаммада (алейхи салям), который станет последним из пророков.

Все наши деды и отцы оставили нам завещание беречь этот луч света, не нанести ему никакого вреда. Среди своих потомков я выбрал тебя, защити и сохрани этот благословенный луч и передай его чистым и целомудренным женщинам, состоящим в никахе. И оставь своим детям такой же завет». В то же мгновение над ними появилась туча и пролилась мускусным дождем. Так он получил твердое обещание от Исмаила (а.с.) и завершил свое завещание. Затем он поручил сыну Ковчег Завета, в котором хранились образы пророков, а сам отправился в путь в сторону Иерусалима.

Передают, что однажды пророк Ибрахим (а.с.) отправился в пустыню искать себе гостя. Он увидел одного старца, у которого не осталось сил, чтобы идти. Ибрахим (а.с.) посадил его на мула и привез в свой благословенный дом. Он поставил перед ним еду. Человек был до того стар и немощен, и у него так сильно тряслись руки, что он подносил еду то к уху, то к глазам. Даже когда еда попадала ему в рот, он не мог ее прожевать и выплевывал обратно.

Ибрахим (а.с.) раньше слышал от Всевышнего, что Аллах не пошлет к нему Азраиля (а.с.), пока он сам того не пожелает. Он споросил у старца, из-за чего он оказался в таком состоянии. «Из-за моего преклонного возраста», - ответил старик. «Сколько же тебе лет?» - спросил Ибрахим (а.с.). Оказалось, что он на два года старше него. Ибрахим (а.с.) подумал, что через два года он тоже будет таким, как этот старик. И тогда он обратился к Аллаху с молитвой: «Йа Рабби! Прошу Тебя, сейчас же возьми мою душу, ибо я не хочу оказаться в таком положении». Старик сразу встал и забрал у Ибрахима (а.с.) душу, поскольку это был сам Азраил (алейхи салям). Ибрахим (а.с.) был похоронен на принадлежащем ему земельном участке Харбун, рядом со своей женой Сарой.

А в книге "Ихья улюм ад-Дин" (Возрождение религиозных наук) говорится о том, что у пророка Ибрахима (а.с.) был дом, в котором он молился. Однажды, выходя из дома, он запер дверь. А когда вернулся и вошел в дом, то увидел, что там кто-то находится. Ибрахим (а.с.) удивленно спросил: «Кто пустил тебя в дом?» «Хозяин дома»,- ответил незнакомец. «Я тебя не пускал», - сказал Ибрахим (а.с.). «Кроме нас с тобой есть еще один хозяин, которому принадлежит все». И тогда пророк (а.с.) понял, что перед ним стоит ангел и спросил, как его зовут. Тот сказал, что он Ангел Смерти. «Покажи мне, в каком обличье ты забираешь души верующих», - попросил Ибрахим (а.с.).

«Поверни в сторону свое благословенное лицо», - сказал ангел. Он повернулся и посмотрел, и там увидел прекрасный лик, какого никогда раньше не видел. «О, Ангел Смерти! Если умирающий увидит перед смертью этот прекрасный облик, он будет доволен, - сказал Ибрахим (а.с.). - Если можно, покажи мне, в каком обличье ты забираешь душу грешника». «Да, это можно. Но ты не выдержишь». «Нет, мне обязательно нужно увидеть!» «Тогда поверни в сторону свое благословенное лицо», - сказал ангел. Он повернулся и посмотрел, и там увидел страшную, отвратительную образину с черной торчащей шерстью, дурно пахнущую и огнедышащую. Очень испугался.

«О, Ангел Смерти! Если неверующему не покажут ничего, кроме этой образины, то и этой для него будет достаточно. Ты для чего явился ко мне: просто в гости или же забрать мою душу?» «Я заберу твою душу, если ты не против». «В моем сознании осталось одно сомнение, хочу от него избавиться», - сказал Ибрахим (а.с.). «Что за сомнение?» «Станет ли Друг забирать душу своего друга?» Ангел ответил: «О, Халилуллах! Давай-ка этот вопрос адресуем Всевышнему. Я сообщу тебе, что Он ответит». Он отлучился ненадолго и снова явился. «Всевышний сказал: "Разве друг не захочет воссоединиться со своим Другом?"» Услышав эти слова, Ибрахим (а.с.) тотчас воскликнул: «Иди скорее, брат мой, воссоедини мою душу с Возлюбленным! Для меня не может быть более радостной вести!»

Из книги "История пророков"