В какой день недели женился пророк мухаммад. Cемь удивительных фактов о Хадидже — жене Пророка Мухаммада (ﷺ)

Остальных жён Мухаммед брал уже после её смерти. Богатая вдова (богатство ей досталось от второго умершего мужа), была женщиной высокой, умной, белокожей, очень красивой и решительной, и никому до встречи с Мухаммедом не позволяла распоряжаться своими имуществом и судьбой. Она обладала безупречным характером. После смерти Хадиджи ни одна из последующих жён Мухаммеда не смогла занять её место в сердце Мухаммеда.

Хадиджа бинт Хувайлид
Личная информация
Профессия, род деятельности торговец , негоциантка
Дата рождения
Место рождения
  • Мекка , Неджд и Хиджаз
Дата смерти
Место смерти
  • Мекка , Неджд и Хиджаз
Род, династия курайшит
Вероисповедание ислам
Отец Хувайлид ибн Асад [d]
Супруг Мухаммед
Дети
Хадиджа бинт Хувайлид на Викискладе
Информация в Викиданных ?

«Лучшей женщиной мира этого в своё время была Марйам, дочь ‘Имрана, а лучшей женщиной этой общины является Хадиджа»

Сахих аль-Бухари, кн. 62, гл. 1073, №1365(3432)

Жизнь до знакомства с Мухаммедом

До Мухаммеда Хадиджа была замужем за Абу Халой ибн Маликом из рода Бану Усайд, родила ему сына Хинда ибн Абу Халу и дочь Зайнаб бинт Абу Хала. До Абу Халы она была замужем за Усаййиком ибн Абидом и родила ему также сына Абдаллаха и дочь Джарию. Она всегда помогала своим родственникам, неимущим людям, а также оказывала помощь тем, у кого не было средств на проведение свадеб. К ней сватались достопочтенные и уважаемые представители арабской элиты всего Аравийского полуострова, но всем им она отказывала.

За присущие Хадидже качества она получила следующие имена:

Знакомство и заключение брака с Мухаммедом

Хадиджа была одной из самых знатных и богатых женщин племени Курайш. Она предоставляла свои деньги купцам, которые за определённую плату вели на них торговлю. Услышав о благом нраве и надёжности Мухаммеда она предложила ему свои деньги для поездки в Сирию, доверив ему более крупную сумму, чем обычно доверяла другим.

Мухаммед отправился в Сирию вместе со слугой Хадиджи Майсарой. Успешно торгуя, он получил большую прибыль, а по возвращении вернул доверенные ему средства Хадидже с большой прибылью. Майсара рассказал ей о высоких качествах и достоинствах Мухаммеда (некоторые учёные считают, что также он рассказал ей и о некоторых чудесах, свидетелем которых он стал, например, о том, как два ангела защищали его от палящего солнца). Узнав обо всём этом, Хадиджа почувствовала симпатию к нему и поведала своей подруге Нафисе бинт Манийе о своём желании выйти замуж за Мухаммеда. Нафиса пошла к нему и заговорила о том, что Хадиджа желала бы выйти за него замуж. Он решил принять её предложение и рассказал обо всём братьям своего отца, которые посватали её за Мухаммеда, встретившись с дядей Хадиджи Амром ибн Асадом. Амр выдал Хадиджу за Мухаммеда в присутствии представителей рода хашимитов и старейшин племени Курайш, получив за неё по одним данным двадцать, по другим - шесть молодых верблюдиц в качестве свадебного дара .

Свадьба состоялась через два с лишним месяца после возвращения Мухаммеда из Сирии. В это время ему исполнилось двадцать пять лет, ей же, по свидетельству большинства источников - сорок .

Женитьба Мухаммада на Хадидже - одно из ключевых событий жизни Мухаммеда до начала его пророческой миссии. Хадиджа оказала огромную поддержку Мухаммаду, когда он начал призывать людей к исламу и столкнулся с противостоянием своих соплеменников - курайшитов .

Семейная жизнь

Хадиджа, нежно и преданно любившая Мухаммеда, сумела не только окружить его вниманием и заботой, но и стать его верным другом - другом, способным всегда понять, разделить его радости и тревоги, поддержать и ободрить в трудную минуту.

Хадиджа родила Мухаммеду шестерых детей:

  • сына аль-Касима (араб. القاسم ‎)
  • дочь Зайнаб (араб. زينب ‎)
  • дочь Рукайю (араб. رقية ‎)
  • дочь Умм Кульсум (араб. أم كلثوم ‎)
  • дочь Фатиму (араб. فاطمة ‎)
  • сына Абдуллаха (араб. عبد الله ‎)

Приводятся и другие данные о том, кого и когда родила Хадиджа. Все мальчики умерли в раннем детстве, все девочки дожили до начала пророческой миссии Мухаммеда, приняли ислам и переселились из Мекки в Медину, и все они скончались ещё до смерти пророка, за исключением Фатимы, которая пережила его на несколько месяцев.

Хадиджа в период пророчества Мухаммеда

Хадиджа стала первой из мекканцев, уверовавших в Аллаха и посланническую миссию Мухаммеда. Именно она успокоила его, когда он был напуган первыми откровениями и не мог понять, действительно ли они приходят от Аллаха или от злых духов. Она отвела Мухаммеда к своему двоюродному брату

Жёны пророка (мир ему и благословение Аллаха).

(Имам мечети пророка (мир ему и благословение Аллаха) в Медине Абдуль-Мухсин ибн Мухаммад Аль-Касым).

Краткое содержание проповеди:

1. Подражание праведным женщинам.2. Достоинства Хадиджы (да будет доволен ею Аллах).

3. Достоинства Аиши (да будет доволен ею Аллах).

4. Достоинства Сауды (да будет доволен ею Аллах).

5. Достоинства Хафсы (да будет доволен ею Аллах).

6. Достоинства Зайнаб бинт Хузейма (да будет доволен ею Аллах).

7. Достоинства Умм Хабибы (да будет доволен ею Аллах).

8. Достоинства Умм Салямы (да будет доволен ею Аллах).

9. Достоинства Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах).

10. Достоинства Джувайрийи (да будет доволен ею Аллах).

11. Достоинства Сафийи (да будет доволен ею Аллах).

12. Достоинства Маймуны (да будет доволен ею Аллах).

13. Набожность пророка (мир ему и благословение Аллаха) и его жён.

Первая проповедь.

Рабы Аллаха! Бойтесь Аллаха искренней богобоязненностью, ведь в богобоязненности заключается напоминание для каждого кающегося, спасение рабов от наказания.

О верующие! Мусульманка будет счастливой, когда пойдёт по стопам лучших женщин, которые представляли собой наилучшее поколение, получили воспитание в самой благородной семье – семье пророка (мир ему и благословение Аллаха). Аллах возвысил их положение, возвеличил их достоинство, восхвалил их в Коране, сказав: «О жены Пророка! Вы не таковы, как любая дру­гая женщина, если вы богобоязненны…» . (Сура «Аль-Ахзаб», 32). Жёны пророка – благословенные супруги, великие женщины!

Первой из жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) была Хадиджа бинт Хувайлид (да будет доволен ею Аллах), умная, смышлёная и набожная женщина из знатного рода. Она выросла, получив достойное воспитание, и приобретя прекрасные качества и великодушие. Хадиджа отличалась целомудрием и благородством, поэтому в Мекке её называли «Пречистая».

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) женился на ней, и она была для него прекрасной супругой. Она предоставила ему себя, своё имущество и рассудительность. Будучи опечаленным, пророк (мир ему и благословение Аллаха) обращался к ней, сообщая о своих проблемах. Когда посланнику Аллаха было ниспослано откровение в первый раз, его сердце затрепетало от увиденного, и, вернувшись домой, он сказал ей: «Что это, о Хадиджа?! Я испугался за себя». Она же с уверенным сердцем встретила его и успокоила, сказав: «Нет, нет! Клянусь Аллахом, Аллах никогда не покроет тебя позором…» .

Начался Ислам с её дома, она первая, кто уверовал в этой общине. Ибн Аль-Асир (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «В соответствии с единогласным мнением всех мусульман, Хадиджа является первой, кто принял Ислам. До неё не было ни мужчины, ни женщины, кто опередил бы её в этом».

На первых порах призыва пророк (мир ему и благословение Аллаха) испытывал большие трудности, усилились гонения против него. В эти тяжёлые моменты Хадиджа оказывала ему моральную поддержку, помогая ему советами. Какие бы оскорбления ни слышал пророк (мир ему и благословение Аллаха) от людей, возвращаясь к Хадидже, она успокаивала его и помогала переносить тяготы. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Она уверовала в меня, когда люди проявили неверие. Она поверила мне, когда люди обвинили меня во лжи. Она помогла мне деньгами, когда люди отказались от меня. Аллах даровал мне от неё детей, не дав потомство от других женщин».

Послушная жена, нежная мать, все дети пророка (мир ему и благословение Аллаха), кроме Ибрахима, были от неё. Она обладала великим нравом, ни разу не перечила пророку (мир ему и благословение Аллаха) словами, не спорила с ним. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Ко мне приходил Джибриль, сказав: «Обрадуйте Хадиджу домом в Раю из полого жемчуга, в котором не будет ни шума, ни утомления» . Ас-Сухейли (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Он обрадовал её домом в Раю, так как она ни разу не повышала голоса на пророка (мир ему и благословение Аллаха), ни разу не причиняла ему беспокойства».

Хадиджа была довольной Господом и снискавшей Его довольства. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Джибриль сказал мне: “Если к тебе придёт Хадиджа, то передай ей приветствие от её Господа и меня “». Ибн Аль-Кайим (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Никто больше из женщин не был удостоен такого достоинства» . Её возлюбили Аллах, ангелы и пророк (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Я был наделён любовью к ней» .

Поэтому, упоминая о ней, пророк (мир ему и благословение Аллаха) вспоминал её с достоинством, выражал благодарность за то, что она была его спутником. Айша (да будет доволен ею Аллах) говорила: «Если пророк (мир ему и благословение Аллаха) начинал упоминать Хадиджу, то не переставал хвалить её и просить за неё прощения» .

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сохранил любовь к ней и верность, оказывая почтение подругам Хадиджи после её смерти. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «И нередко бывало так, что он резал овцу, разрубал её на части, а потом посылал (мясо) подругам Хадиджи, и тогда я говорила: “Можно подумать, что не было в мире женщин, кроме Хадиджи!” - а он отвечал мне: “Поистине, была она такой-то и такой-то, и у меня от неё дети”» .

Однажды, уже после смерти Хадиджы, пророк (мир ему и благословение Аллаха) опечалился, услышав голос её сестры и сказал: «Ты напомнила мне о Хадидже» .

Религия, разум и нрав Хадиджы были совершенными. Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Достигли совершенства из числа мужчин многие, а из числа женщин только трое: Марьям бинт Имран, Асийя супруга Фараона и Хадиджа» .

Хадиджа превзошла женщин из этой общины по достоинству, благородству и величественности. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшей женщиной (в своё время) была Марьям бинт Имран, а лучшая женщина (этой общины) – это Хадиджа» .

Хадиджа была праведницей и воспитала свою семью в духе праведности, в результате чего получила плоды своих стараний, а именно – её дочь стала лучшей женщиной миров в Раю. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Лучшими женщинами в Раю будут Хадиджа, Фатима, Марьям и Асийя» .

Хадиджа занимала достойное место в сердце пророка (мир ему и благословение Аллаха). Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) не был женат до неё, не женился на другой, и не было у него наложниц наряду с ней, пока она не покинула этот мир. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) опечалился, потеряв её. Аз-Захаби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Она была умной, величественной, религиозной, непорочной и благородной женщиной из числа обитателей Рая» .

Что касается Айши бинт Абу Бакр Ас-Сиддык (да будет доволен ею Аллах), то она родилась в праведном и богобоязненном доме и выросла в верующей семье. Её мать – сподвижница, её сестра Асма «Зат Ан-нитокайн» – тоже сподвижница («обладательница двух поясов», т.к. она, разорвав свой пояс на две части, в тайне носила еду пророку (мир ему и благословение Аллаха) и Абу Бакру (да будет доволен им Аллах), когда они прятались в пещере во время переселения). Её брат – сподвижник, а её отец – Правдивейший в этой общине. Айша росла в семье знаний, так как её отец был выдающимся курайшитским учёным и знатоком родов. Аллах одарил её обильными знаниями и проницательной памятью. Ибн Касир (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Не было среди других народов такой женщины, как Айша, по своей памяти, знаниям, красноречию и уму» .

Она превзошла арабок в знаниях и мудрости, была наделена пониманием в вопросах фикха («мусульманского права») и памятью в заучивании стихов. Она была сосудом для шариатских наук. Аз-Захаби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Она лучше других женщин разбиралась в вопросах фикха. И я не знаю ни одной, как среди мусульманок, так и среди других женщин этого мира, которая обладала бы большими знаниями, чем она» .

Она превзошла всех женщин, благодаря своим достоинствам и прекрасным семейным отношениям. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Превосходство Айши над остальными женщинами, такое же, как превосходство ас-сарида (тюря ­– хлеб, накрошенный в мясной бульон) над остальной пищей» .

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) полюбил её, и, как известно, он любил только прекрасное. Амр ибн Аль-Ас (да будет доволен им Аллах) спросил: «О посланник Аллаха! Кого ты любишь больше всего?» Он ответил: «Айшу» . Я спросил: «А из числа мужчин?» Он сказал: «Её отца» .

Айша была единственной девственницей из всех его жён. Кроме того, Откровение ниспосылалось только в её присутствии, чего не было с другими жёнами. Она была целомудренной, поклоняющейся своему Господу, выходила из дома только ночью, дабы не видели её мужчины. Айша (да будет доволен ею Аллах) говорит о себе: «Мы выходили только по ночам» . Тем самым, она выполняла повеление Всевышнего: «Оставайтесь в своих домах, не наряжайтесь так, как наряжались во времена первого невежества» . (Сура «Аль-Ахзаб», 33). Аль-Куртуби (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Шариат переполнен повелениями, требующими от женщин оставаться дома, и воздерживаться от выхода, кроме как по необходимости… И если возникла необходимость выйти, то пусть это происходит скромно и скрытно» .

Аллах испытывает тех, кого Он любит, и степень испытаний зависит от веры. Айшу (да будет доволен ею Аллах), когда ей было двенадцать лет, обвинили в прелюбодеянии. Она рассказывала про себя: «Я плакала так, что не могла спать, и пока не иссякли слёзы. Даже мои родители подумали, что плач рассечёт мою печень» . Её испытания усилились. Она продолжала рассказывать: «Я плакала, пока не иссякли мои слёзы, так что перестала чувствовать капли слёз» .

Ибн Касир (да одарит его Аллах Своей милостью) сказал: «Аллах разгневался за то, как поступили с Аишей, ниспослал десять аятов о её непричастности, читаемых во все времена, возвеличив её упоминание и подняв её степень, чтобы услышали о целомудрии Аиши, несмотря на ее юные годы. Аллах засвидетельствовал, что она из числа благих женщин, обещав ей прощение и щедрый удел» .

Айша (да будет доволен ею Аллах) заботилась о нашем пророке (мир ему и благословение Аллаха), ухаживая за ним, когда он болел, и прислуживая ему, пока он не умер в её доме, возложив свою голову на её грудь.

Искренняя Сауда бинт Зам’а (да будет доволен ею Аллах) – первая из женщин, на которой женился пророк (мир ему и благословение Аллаха) после Хадиджы. Она оставалась его единственной женой на протяжении около трёх лет. Сауда являлась славной и благородной, была наделена простодушием. Именно она предоставила свои дни Айше (да будет доволен ею Аллах), учитывая привязанность сердца пророка (мир ему и благословение Аллаха) к ней, а также желая довольства своего Господа.

Много молящаяся по ночам и часто постящаяся Хафса , дочь правителя правоверных Умара ибн Аль-Хаттаба (да будет доволен им Аллах), выросла в доме, в котором поддерживают религию и призывают к истине. Семь членов её семьи участвовали в битве у Бадра. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала о ней: «Это та, которая старалась превзойти меня из числа жён пророка (мир ему и благословение Аллаха)» .

Зайнаб бинт Хузейма аль-Хилялия была известна тем, что щедро расходовала на пути Аллаха и опережала других в совершении благих дел. Она была женой пророка (мир ему и благословение Аллаха) два месяца, после чего покинула этот мир.

Умм Хабиба , Рамля бинт Абу Суфьян (да будет доволен ею Аллах), надеющаяся на награду Аллаха была одной из числа мухаджиров (тех, кто переселился из Мекки в Медину, также до этого она переселялась из Мекки в Абиссинию). Не было среди жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) более близкой к нему по родству, чем она. Никто из его жён не получил в качестве махра больше, чем она. Также ни одна из жён пророка (мир ему и благословение Аллаха) не отсутствовала во время бракосочетания и не находилась так далеко от своего дома, как она. Он совершил помолвку с ней в то время, когда она была в Абиссинии (Эфиопии), так как Умм Хабиба переселилась туда с целью сохранения своей религии. Правитель Абиссинии отдал ей от имени пророка (мир ему и благословение Аллаха) махр и приготовил приданное.

Терпеливая и скромная Умм Саляма , Хинд бинт Абу Умейя (да будет доволен ею Аллах). Она была в числе первых переселенцев (в Абиссинию). Когда же Умм Саляма решила переселиться в Медину со своим мужем Абу Саляма, то представители её рода разлучили её с мужем и маленьким сыном. Она рассказывала: «Каждое утро я выходила и садилась в районе Аль-Абтах, проводя всё это время в слезах до самого вечера. И так продолжалось целый год или около того, пока представители моего народа не проявили жалость ко мне и не вернули моего ребёнка» .

Её убеждённость в Аллахе была прочна. Когда скончался её муж Абу Саляма, она произнесла молитву, которой её обучил пророк (мир ему и благословение Аллаха), и Всевышний возместил ей утрату тем, что стало лучше для нее – её мужем стал сам посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). Она рассказывала: «Я слышала, как пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Если мусульманин, которого постигла беда, скажет: “Поистине, мы принадлежим Аллаху и к Нему возвращаемся! О Аллах! Вознагради меня в несчастье моём и дай мне взамен нечто лучшее!”, то Аллах возместит ему лучшим» . Она продолжала рассказывать: «Когда умер Абу Саляма, я сказала: “Какой же мусульманин может быть лучше Абу Салямы? Вместе со своими домочадцами он был первым, кто совершил переселение к посланнику Аллаха?!” Затем я произнесла эту молитву, и Аллах возместил мне посланником Аллаха (мир ему и благословение Аллаха)».

Запасись же этой мольбой при утрате близких, и Аллах возместит твою потерю лучшим!

Зайнаб бинт Джахш , наделенная щедростью и стремлением помогать обездоленным, за что была прозвана Матерью Обездоленных, дочь тётки со стороны отца посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), была наделена знатностью, родословной, благородством и красотой. Аллах поженил Своего пророка, упомянув об этом в Своей Книге, без опекуна и свидетеля. Всевышний Аллах сказал: «Когда же Зейд удовлетворил с ней свое же­лание, Мы женили тебя на ней» . (Сура «Аль-Ахзаб», 37).

Бракосочетание пророка (мир ему и благословение Аллаха) на ней оказалось благословенным для верующих до самого Судного Часа, ведь после их женитьбы был предписан хиджаб (форма одежды для мусульманок) женщинам, для того, чтобы они оберегали благородство, целомудрие и чистоту.

Она была великодушной по отношению к обездоленным и беспомощным, много раздавала милостыню и была очень благочестивой. Несмотря на знатное происхождение и высокое положение, она раздавала милостыню из того, что зарабатывала своими руками. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала о ней: «Я не видела более религиозной женщины, чем Зайнаб. Она была самой богобоязненной, самой правдивой в словах, поддерживающей родственные связи и больше всех раздавала милостыню» .

Джувайрийя бинт Аль-Харис (да будет доволен ею Аллах) поклоняющаяся Аллаху, была из племени Аль-Мусталик. Её отец был господином в своём народе, которому подчинялись. Она была благословенной, и это благословение распространялось и на её семью. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Я не видела женщины, оказавшей столько блага для своего народа, как она (Джувайрийя)» .

Она отличалась многочисленным поклонением своему Господу, набожностью своему Владыке. Джувайрийя оставалась в своём месте моления до середины дня, проводя время в поминании Аллаха. Она рассказывала: «Однажды утром ко мне пришёл посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) в то время, когда я восславляла Аллаха. После этого он ушёл по своим делам и ближе к полудню вернулся, спросив меня: «Ты до сих пор сидишь (т.е. до сих пор ты поминаешь Аллаха) Она ответила: «Да!» .

Знатная Сафийя бинт Хувай (да будет доволен ею Аллах) происходила из семейства Харуна (Аарона, мир ему). Она была знатной, умной, обладающей положением, религией, благоразумием и достоинством. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал ей: «Поистине, ты – дочь пророка (т.е. Харуна) и твой дядя – пророк (т.е. Муса (Моисей)), и ты – жена пророка» .

Свадебный стол во время женитьбы пророка (мир ему и благословение Аллаха) с Сафией был накрыт маслом, творогом и финиками, таким образом, свадьба была простой и благословенной.

Мать правоверных Маймуна бинт Аль-Харис Аль-Хилялийя (да будет доволен ею Аллах) – одна из великих женщин, была известна тем, что поддерживала родственные связи. Аллах одарил её чистосердечием, простодушием и неотступным совершением поклонения. Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Что касается неё, то она была самой богобоязненной среди нас и поддерживающей родственные связи» .

Итак, о мусульмане! Это жизнеописание матерей правоверных, чьи имена останутся навечно в Исламе. Они обладали блистательными достоинствами, вобрав в себе лучшие качества. Мусульманкам следует считать их своими светилами по жизни, брать знания из источника их похвальных поступков, подражать им в религиозности, нраве, в чувстве о постоянном контроле Аллаха, полном следовании Всевышнему и Его посланнику. Пусть мусульманки следуют им в неотступном совершении повелений Аллаха, множестве поклонений, правдивости в речи, оберегании языка, пожертвовании бедным, развеивании горести обездоленных, старании дать правильное воспитание детям, проявлении терпения в исправлении их изъянов, в прочном укреплении знаниями и вопросе основательно знающих учёных. Пусть подражают в соблюдении скромности, целомудрия и пребывания в доме, хиджабе и отдаленности от сомнений и страстей. Пусть мусульманки предостерегаются так же, как жёны пророка (мир ему и благословение Аллаха) предостерегались от несбыточных мечтаний, беспечной жизни, от заботы о внешнем, оставляя при этом внутренний мир испорченным. Пусть отстраняются от взглядов на запретное, от кокетства с мужчинами. Пусть мусульманки предостерегаются от пропаганды, призывающей её выставлять свои красоты напоказ и находиться с чужими мужчинами. Гордость и величие женщины в её религиозности и хиджабе.

Я прибегаю к Аллаху от побиваемого сатаны. «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опу­скали на себя (или сближали на себе) свои по­крывала. Так их будут легче узнавать (отли­чать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Мило­сердный» . (Сура «Аль-Ахзаб», 59).

Да благословит Аллах меня и вас Великим Кораном. И да принесет мне и вам пользу от аятов и мудрого поминания.. Я сказал своё слово. Прошу прощения Аллаха за себя, за вас и за всех мусульман от всех грехов. Просите же прощения у Него, поистине, Он – Прощающий и Милосердный!

Вторая проповедь.

Хвала Аллаху за Его блага, благодарность Ему за Его сопутствие и милости. Я свидетельствую, что нет божества, достойного поклонения, кроме Одного Аллаха, нет у Него сотоварищей, возвеличивая Его. И свидетельствую, что Мухаммад – Его раб и посланник, да благословит его Аллах, его семью и сподвижников, и приветствует его многочисленным приветствием!

О мусульмане! Жёны пророка (мир ему и благословение Аллаха) жили с ним в скромных домах, комнаты которых были построены из необожжённого кирпича и пальмовых ветвей. Однако эти дома были переполнены верой и богобоязненностью. Его жёны проявляли терпение вместе с пророком (мир ему и благословение Аллаха) во времена бедности и голода. В течение целого месяца, а то и двух в их доме не разжигался огонь. Были дни, когда у них дома был только один финик. Кроме того, были времена, когда не было и еды, а только вода. Всё это – довольство малым в жизни, терпение на пути достижения обещания Аллаха. «Воистину, будущее для тебя лучше, чем настоящее» . (Сура, «Ад-Духа», 4).

Их вознаграждение будет удвоено, как сказано в Коране: «А ту из вас, которая будет покорна Аллаху и Его Посланнику и будет поступать праведно, Мы одарим двойным вознаграждением, и Мы приго­товили для нее щедрый удел» . (Сура, «Аль-Ахзаб», 31).

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) женился, возраст пяти из его жён был между сорока и шестьюдесятью годами. Тем самым, он взял под свою опеку вдов и поручился оказывать попечение за их детьми-сиротами. Он женился на Хадидже (да будет доволен ею Аллах), когда ей было сорок лет, и у неё было трое детей от другого мужа. Будучи с ней, он больше ни на ком не женился.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха) женился на Зайнаб бинт Хузейма (да будет доволен ею Аллах), которая была вдовой, достигшей шестидесяти лет.

Также Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) женился на другой вдове, Умм Саляме, у которой было шестеро детей.

Когда пророк (мир ему и благословение Аллаха) женился на Сауде, которая также была вдовой, ей было пятьдесят пять лет.

Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) женился как на родственницах (из числа дочерей дядей и тёток со стороны отца), так и на женщинах, не имеющих к нему никакого родства. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) был для них милосердным, благочестивым и великодушным мужем. Имел с ними прекрасные супружеские отношения, всегда был жизнерадостным, вежливым с ними. Поэтому, кто желает счастья, пусть подражает лучшему человеку, и пусть мусульманка следует за праведницами, женами пророка (мир ему и благословение Аллаха). Женщина сможет добиться успеха только тогда, когда последует за похвальными поступками матерей правоверных в скромности, праведности, богобоязненности и добродетели к мужу и детям.

После этого знайте, что Аллах повелел вам благословлять и возносить мир Его пророку, сказав об этом в Ясном Откровении: «Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благослов­ляйте его и приветствуйте миром» . (Сура «Аль-Ахзаб», 56).

О Аллах! Благослови и приветствуй нашего пророка. О Аллах! Будь доволен его праведными халифами, которые повелевали истину и были справедливы: Абу Бакром, Умаром, Усманом, Али и всеми остальными сподвижниками!

Перевод редакция сайта «Почему Ислам?»

  • «Сахих Аль-Бухари», книга «Толкования Корана », (4954), хадис от Айши (да будет доволен ею Аллах), а также приводится у Муслима в книге «О вере», (160).
  • «Усд аль-Гоба», (1/1337).
  • «Муснад Ахмад», (6/117), в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах). Также привёл Ат-Табарани в сборнике хадисов: «Аль-Кабир», (23/13). Аль-Хайсами назвал хадис хорошим в книге «Аль-Маджма’», (9/224).
  • Смотри в «Аль-бидайя уа ан-нихайя», (3/127).
  • «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3821), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2432), в хадисе от Абу Хурейры (да будет доволен им Аллах).
  • «Зад аль-ма’ад», (1/102).
  • «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2435), в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах).
  • Привёл Ат-Табарани в «Аль-кабир», (23/13), Аль-Хайсами назвал хадис хорошим в «Аль-Маджма’», (9/224).
  • «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3818), в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах).
  • Привёл Аль-Бухари похожую версию хадиса в книге «О достоинствах», (3821), также Муслим в книге «О достоинствах сподвижников», (2437) в хадисе от Айши (да будет доволен ею Аллах), которая сказала: «Халя бинт Хувайлид, сестра Хадиджи, попросила разрешения войти к посланнику Аллаха. Пророк (мир ему и благословение Аллаха) вспомнил, как Хадиджа просила разрешения войти, и поэтому заволновался, (от радости) сказав: «О Аллах! Это Халя» ».
  • Привёл ибн Мардауейх по цепочке передатчиков от Шу’ба, от Му’авийя ибн Курра от его отца, вознося слова к пророку (мир ему и благословение Аллаха), как это приводится в «Тафсире Ибн Касира», (1/363).
  • «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3815), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2430), в хадисе от Али (да будет доволен им Аллах).
  • «Муснад Ахмада», (1/293, 316, 322), со словИбн Аббаса (да будет доволен ими обоими Аллах). Также этот хадис привели Абд ибн Хумейд (597), Ан-Насаи в книге «Аль-Кубра», (5/93, 94), Абу Йя’ля в книге «Аль-Муснад» (2722), Ат-Табарани в «Аль-Кабир», (11/336, 22/407, 23/7). Ибн Хиббан и Аль-Хаким назвали хадис достоверным (7010), (3836, 4160, 4754, 4852). Ан-Навави же в «Тахзиб аль-асма», (2/341), назвал этот хадис хорошим, а Аль-Хайсами в книге «Аль-маджма’» сказал: «Передатчики этого хадиса соответствуют критериям доверенных передатчиков». Этот хадис приводится также в «Сахих аль-джами’, (1135).
  • «Сияр а’лям ан-нубаля», (2/110).
  • «Аль-бидайя уа ан-нихайя», (3/129).
  • «Сияр а’лям ан-нубаля», (2/140).
  • «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3769, 3770), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2431, 2446), со слов Абу Мусы Аль-Аш’ари и Анаса ибн Малика (да будет доволен ими Аллах).
  • «Сборник достоверных хадисов аль-Бухари», книга «О достоинствах», (3662), также «Сборник достоверных хадисов Муслима», книга «О достоинствах сподвижников», (2384).
  • Привёл Аль-Бухари в «О свидетельствах», (2661), и Муслим в «О покаянии», (2770), в истории о клевете.
  • «Аль-Джами’ ли ахкам аль Куран», (14/179, 180).
  • Привёл Аль-Бухари в главе «О свидетельствах», (2661), и Муслим в главе «О покаянии», (2770), в истории о клевете.
  • Но известно в обоих Сахихах Бухари и Муслима, а также в других сборников, что Аиша (да будет доволен ею Аллах) сказала эти слова в отношении Зайнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах), как об этом приводится в истории о клевете, которую привёл аль-Бухари в главе «О свидетельствах», (2661), и Муслим в главе «О покаянии», (2770).
  • Привёл Ибн Исхак, как это упоминается в «Ас-сира ан-набауийя», (2/315).
  • «Сахих Муслим», книга «О похоронах», (918).
  • «Сахих Муслим», книга «О достоинстве сподвижников», (2442).
  • Привёл Ахмад, (6/277), Абу Дауд в главе «Об освобождение от рабства», (3931) и Аль-Хаким (6781). Ибн Аль-Джаруд (705) и Ибн Хиббан (4054, 4055) назвали хадис достоверным, а шейх Аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Сахих сунан Абу Дауд», (3327).
  • «Сахих Муслим», книга «О поминании Аллаха», (2726) с таким смыслом.
  • Хадис передал Ат-Тирмизи в сборнике «Ас-Сунан», книга «Достоинств», (3894), от Анаса (да будет доволен им Аллах). Также его передал Ма’мар в книге «Джами’» (11/430), Абд ибн Хумейд (1248), Ахмад (3/135), Ан-Насаи в книге «Аль-Кубра», (5/291), Абу Йя’ля, (3437), и Абу Ну’ейм, (2/55). Ат-Тирмизи сказал: «Этот хадис достоверный, малоизвестный по этой цепочке». Ибн Хиббан, (7211) назвал хадис достоверным. Этот хадис также приведён в «Сахих сунан Ат-Тирмизи», (3055).
  • Привёл Ибн Са’ад в книге «Ат-табакат», (8/138), Аль-Харис ибн Абу Усама, (455) и Абу Ну’ейм, (4/97). Аль-Хаким назвал хадис достоверным (6799), а также Ибн Хаджар в книге «Аль-исоба», (8/128) версию Ибн Саада счел достоверным.

Когда Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) покинул этот мир, он оставил после себя 9 жён. Всего у него было 12 жён. Некоторые алимы говорят, что их было 11. Они не считают женой Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) правитель Египта Мукавкис. Мы причисляем её к жёнам Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) следуя за достоверным словом учёных.Итак, перечислим жен Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) Первой Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха.Савда, разыАллаху анха, он женился на ней после смерти Хадиджи.

Айша, разыАллаху анха, он женился на ней в Мекке, встретил в Медине.
Хафса, разыАллаху анха, дочь Умара.
Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Хузаймы.

Хинд [Уммусаляма], разыАллаху анха, дочь Абу Умайи.
Зайнаб, разыАллаху анха, дочь Джахша.
Джувайрийя, разыАллаху анха, дочь Хариса.
Сафия, разыАллаху анха, дочь Хуяя бину Ахтаба. Она была иудейкой, приняла Ислам до того, как стала супругой Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям).
Умм Хабиба [Рамла], разыАллаху анха, дочь Абусуфяна.
Марият, разыАллаху анха, дочь Шам’уна. Правитель Египта Мукавкис подарил её Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) Она была христианкой, после прихода Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) приняла Ислам и затем вышла замуж за Пророка. Она родила Пророку сына Ибрахима.
Маймуна, разыАллаху анха, дочь Хариса.

Причины, по которым Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям)
взял много жён

До 25 лет Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) не был женат. В 25 лет он отправился в Шам с торговым караваном, который принадлежал Хадидже, разыАллаху анха. Когда он вернулся оттуда, Хадиджа, разыАллаху анха, сама пожелала выйти замуж за него, и он взял её в жёны. С 25 лет и до 50 Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) жил с Хадиджей. Она была старше Пророка на 15 лет. Она была курайшиткой с очень чистой родословной, скромной женщиной, которая никогда не поклонялась идолам. Она никогда не унижала никого и не оскорбляла. Курайшиты прозвали её Тахира (Чистая) за её характер.

Когда Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) исполнилось 50 лет, Хадиджа, разыАллаху анха, умерла. Пророк не женился после её смерти до тех пор, пока ему не исполнилось 52 года. В этом же году умер его дядя – Абу Талиб. И этот год Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал «годом печали». Между смертью Хадиджи, разыАллаху анха, и Абу Талиба был всего месяц. Когда они оба умерли, Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) стало трудней доносить до людей повеления Аллаха. Курайшиты причиняли всё больше вреда Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) и сподвижникам, разыАллаху анхум.

Всех остальных жён Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял с 52 до 60 лет. Он женился на них согласно повелению Аллаха, а не из-за жажды плотских удовольствий. Иначе он бы стремился к удовольствиям тогда, когда был моложе. Если бы он следовал своим страстям, то не женился бы на женщине старше его на 15 лет и не прожил бы с ней 25 лет. У него не было ни одной наложницы, хотя это было очень распространено среди курайшитов.

После того, как Пророку (салляллаху аляйхи ва саллям) исполнилось 60 лет, он уже не женился из-за следующего аята:

قال تعالي في سورة الاحزا ب
52[ لَا يَحِلُّ لَكَالنِّسَاءُ مِنْ بَعْدُ ]

«Тебе [о Пророк!] после этого не дозволяется больше жён или разводиться с ними, чтобы заменять их другими жёнами»1.

В чём же мудрость того, что в течение 8 лет – с 52 до 60 – Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны этих женщин?
Во-первых, за короткое время матери правоверных, да будет доволен ими Аллах, сохранили для уммы огромное количество шариатских хукмов – то есть решений тех или иных вопросов. Множество хадисов передали Айша и Хафса, разыАллаху анхума. Умар (разыАллаху анх) сказал так о матерях правоверных: «Передавайте другим слова этих вали, Аллах приставил к их устам специальных ангелов, и матери правоверных, когда говорят, говорят лишь правду».
Во-вторых, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился для того, чтобы после его смерти умму соединяли крепкие связи, чтобы она была единой. Поэтому он взял в жёны дочь Абу Бакра Айшу и дочь Умара Хафсу, разыАллаху анхума. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) выдал свою дочь Фатиму, разыАллаху анха, замуж за Али, разыАллаху анху. Умар взял в жёны дочь Али и Фатимы – Умм Кульсум, разыАллаху анхум. Это было сделано для того, чтобы призыв Ислама был крепок.
В-третьих, ещё одна мудрость заключается в том, что Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) заботился о вдовах. Большая часть сподвижников, которые совершили хиджру в Эфиопию, погибли на обратном пути, и их жены остались одни, они жили среди курайшитов-мушриков, и некому было о них заботиться. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) беспокоился за умму и поэтому позаботился о вдовах. Пророк женился на этих женщинах, несмотря на то, что они были старше него, не обращая внимания на людские разговоры. Это пример для нас – надо, прежде всего, быть в ладах со своей совестью и быть мужественными, а не прислушиваться, кто чего говорит. В наше время всё наоборот – человек больше боится пересудов, а не Корана и хадисов. Это показывает, как несовершенен наш иман и как плохо мы соблюдаем религию Аллаха. После того, как Хадиджа, разыАллаху анха, умерла, первой женщиной, которую Пророк, взял в жены была Савда ибн Зам’, разыАллаху анхума. Савда, разыАллаху анха, была замужем за Сакрама инб Амра, они вместе совершили хиджру в Эфиопию. Через какое-то время они вышли в обратный путь, и по дороге её супруг умер. Она осталась одна среди курайшитов-мушриков, никто о ней не заботился. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на ней, несмотря на то, что она была старше него, чтобы защитить от мекканских мушриков одним уже фактом того, что она вышла замуж за Пророка.
В-четвертых, необходимо было разъяснить Шариат. Приёмным сыном Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) был Зайд ибн Харис. Он был слугой, которого дядя Хадиджи подарил Пророку. Дядя сказал Хадидже, разыАллаху анха, чтобы та выбрала одного из купленных им юношей для работы и прислуживания. Хадиджа, разыАллаху анха, выбрала Зайда ибн Хариса. Расскажем о нём немного. Он вместе с матерью поехал в соседнюю общину, на которую именно в этот момент напало другое племя. Его отобрали у матери и продали в рабство. Отец с матерью горевали, не зная, куда делся их сын. Однажды, совершая таваф вокруг Каабы, Зайд ибн Харис и люди его общины узнали друг друга. Он рассказал, что он живёт у Мухаммада ибн Абдуллаха – это было до того, как на Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) была возложена его миссия. Когда его отец узнал, что сын в Мекке, он пришёл со своим братом к Пророку и сказал: «Вы, курайшиты из рода Хашима, милосердны к паломникам, прошу тебя отпустить моего сына, а я заплачу тебе сколько скажешь». Тогда Пророк, ещё не был посланником. Он ответил отцу Зайда: «Я дам тебе то, что ещё лучше того, что ты просишь». Тот спросил: «Что же это?» Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал: «Мы дадим Зайду право выбора: если он выберет тебя – уйдёт с тобой; если меня – останется со мной». Отец Зайда согласился. Когда Зайда спросили, с кем он останется, он ответил, что выбирает Мухаммада. Его отец воскликнул: «О Зайд, ты выбираешь рабство вместо свободы?!» Зайд ответил: «О отец, я вижу в Мухаммаде прекрасный нрав, которого не вижу в других». Это, как мы уже сказали, было до того, как на Пророка была возложена его миссия. Зайд посредством фитры, которую в него вложил Аллах, понял, что Мухаммад, станет Пророком в будущем. Хадиджа, разыАллаху анха, благодаря проницательности, которую ей дал Аллах, выбрала из многих других юношей Зайда ибн Хариса, разыАллаху анху. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) называл его сыном, курайшиты так и называли Зайда – Зайд ибн Мухаммад. Пророк женил его на своей двоюродной сестре Зайнаб бинт Джахш, разыАллаху анха. Позже он велел им развестись, и Аллах велел Пророку взять в жёны Зайнаб, разыАллаху анха. Почему так произошло? Так мусульмане узнали, что, согласно Исламу, приёмные дети не могут считаться детьми. И если приёмный сын развёлся с женой, его приёмный отец может жениться на этой женщине.
В-пятых, Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жены Сафию, разыАллаху анха, она была дочерью главы племени иудеев, которого звали Хуяй. Он женился на ней после того, как она приняла Ислам, тем самым показав сподвижникам и всей Умме, как надо уважать тех, кто принял Ислам.
В-шестых, этими браками Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) устанавливал крепкие связи между племенами и родами. Пророк взял в жёны Марият, разыАллаху анха. Её подарил Пророку правитель Египта Мукавкис. Марият родила Пророку сына Ибрахима. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) женился на Джувайрийи бинт Харис из бану Мусталак для того, чтобы новые люди пришли в Ислам. Люди этого племени были очень сильны в военном деле. Когда сахабы узнали, что Пророк взял в жены Джувайрийю, разыАллаху анха, они освободили людей из бану Мусталак, которые попали в плен к мусульманам. Сподвижники сказали: «Люди из племени супруги Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) не должны быть нашими пленниками». После того, как люди бану Мусталак были освобождены, люди этого племени, которое никак нельзя было покорить, все вместе приняли Ислам. Поэтому сказано, что Джувайрийя бинт Харис, разыАллаху анха, принесла больше всего баракята своему народу.
Все эти женщины, кроме Айши, разыАллаху анха, были замужем до того, как их взял в жены Пророк 9салляллаху аляйхи ва саллям) . Те, кто придерживается других религий, могут сказать, мол, ваш Пророк оставил после своей смерти 9 жен. Если это скажут иудеи, мы у них спросим, сколько жён было у Якубаﷵ, отца Юсуфа? А известная история, которая произошла между Юсуфом и его братьями — она произошла из-за того, что они были сыновьями одной матери или двух разных матерей? Затем мы спросим, сколько жен было у Сулеймана, Дауда, Ибрахима, алейхим ссалям?

Если сегодня мусульмане будут знать свою религию, это поможет им бороться с ложью, которую распространяют об Исламе.

Когда алим Мустафа Ас-Сибаи приехал в английский городок Орландо, один из местных жителей сказал ему, что Пророк оставил после себя 9 жён и что, мол, это недостаток. Алим ответил: «Вы считаете, что Дауд и Сулейман исповедовали вашу религию. Сколько же у них было жён?» Наш Пророк оставил после себя 9 жён, а у Дауда и Сулеймана, как передают, их были десятки. Почему же вы об этом не говорите?» И человек не нашёл что ответить.

Обсуждать то, что делают пророки и посланники, нельзя – Аллах нам не дозволил этого.

Много веков назад жил учёный – имам Бакиляни. В то время правитель Византии пригласил к себе исламских учёных, и имам Бакиляни был среди них. Правитель Византии знал, что мусульмане не склоняют голову перед правителями других религий. Он приказал впустить гостей во дворец через очень низко устроенную дверь, так, чтобы мусульмане вошли, как бы поклоняясь правителю, сидевшему на троне. Когда имам Бакиляни увидел эту дверь, он понял, что задумали византийцы, и сказал алимам входить в дверь спиной. Когда они вошли, правитель сказал им: «Супругу вашего Пророка Айшу пристыдили». Он имел в виду то, что лицемеры обвинили Айшу, разыАллаху анха, в прелюбодеянии. Тогда имам Бакиляни сказал: «Такое говорили о двух женщинах – о Марьям и об Айше. Первая родила ребёнка, вторая – нет. И обеих Аллах очистил в Коране от обвинений в прелюбодеянии». Когда правитель Византии услышал такой ответ, он замолчал.

Браки Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) делятся на два вида:
Те, которые он заключил как простой человек;
Те, которые он заключил как Пророк.
Расскажем про первый вид брака.

Такой брак один, и это брак с Хадиджей, разыАллаху анха. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) взял в жёны Хадиджу, разыАллаху анха, до того, как ему было послано откровение (вахью). С другими женами Пророк жил восемь лет, а с Хадиджей, разыАллаху анха, он прожил двадцать пять, причём около десяти лет после ниспослания откровения. Других жён Пророк взял, уже будучи Пророком, исполняя повеления Аллаха.

Итак, первая супруга Пророка — Хадиджа, разыАллаху анха.

Родословная Хадиджи бинт Хувайлид, разыАллаху анха:

По отцу: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Хувайлида, сына Асада, сына Абдульгузза, сына Кусайя. По отцовской линии родословные Хадиджи, разыАллаху анха, и Пророка сходятся на общем предке Кусайе.

По матери: Хадиджа, разыАллаху анха, – дочь Фатимы, дочери Заиды. Здесь родословная Хадиджи также сходится с родословной Пророка на общем предке Луайе.

Из жён Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) только у Хадиджи, разыАллаху анха, родословная пересекается с Пророком и по отцу, и по матери.

До брака с Пророком, Хадиджа, разыАллаху анха, была замужем дважды и оба раза овдовела. Первый её муж – ‘Атик сына ‘Аида, ему Хадиджа, разыАллаху анха, родила дочь Хинд. Второй муж – Малик сын Набаша, которому она родила сына Халата.

Об этом написал шейх Саид-афанди, куддисса сирруху:

До замужества с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) саййидату курайши (то есть госпожа курайшитов)

Была замужем дважды.

Когда ей исполнилось 40 лет,

Она стала Матерью правоверных.

Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) сказал в одном из хадисов:

عن أنس بن مالك ، قال : قال رسول الله صلى الله عليه وسلم : « خير نساء العالمين : مريم بنت عمران ، وخديجة بنت خويلد ، وفاطمة بنت محمد صلى الله عليه وسلم ، وآسية امرأة فرعون »صحيح ابن حبان

«Из всех женщин самые лучшие – Марьям, дочь Имрана, (мать Исы, алейхи ссалям), Хадиджа, дочь Хувайлида, Фатима, дочь Мухаммада, и жена Фараона Асия», разыАллаху анхум2.

Аллах одарил Хадиджу, разыАллаху анха, глубокими знаниями, мудростью, пониманием и предусмотрительностью. Она брала на себя трудности и переживания Пророк. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал год её смерти «годом печали» из-за того, что после её смерти пострадало дело даавата и из-за того, что он столкнулся с множеством трудностей. Хадиджа, разыАллаху анха, пользовалась уважением среди курайшитов и была самой умной курайшиткой. Как мы уже говорили, ещё до брака с Пророком курайшиты называли её Тахира, то есть Чистая. Она не поклонялась идолам и придерживалась религии пророка Ибрахима, алейхи ссалям. Из-за того, что она не ослушалась Аллаха, Он возвысил её и выделил среди других, соединил с Пророком (салляллаху аляйхи ва саллям) и дал им дочь Фатиму, разыАллаху анха. А Фатима, разыАллаху анха, родила Хасана и Хусейна, которых называют саййидами Рая. Пророк (салляллаху аляйхи ва саллям) назвал дочь Фатимой, проявляя уважение к матери Хадиджи, разыАллаху анха, Фатиме.

В одном из хадисов Пророка (салляллаху аляйхи ва саллям) говорится: «Женщину берут в жены по четырём причинам: из-за религии, из-за красоты, из-за родословной и из-за богатства. Женитесь на тех, у кого крепкая религия (то есть на богобоязненных мусульманках), и Аллах наделит вас баракятом».

Когда женщина знает Того, Кто её сотворил, она не может не знать о том, что Аллах велел ей в отношениях с мужем. И когда мужчина знает своего Творца, он соблюдает права супруги, которые обязан соблюдать.

1. Сура аль-Ахзаб, аят 52 (33:52)
2. «Сахих» Ибн Хибан

Начало пророческой деятельности. Шли годы. Мухаммад вырос, стал красивым юношей, но он был беден и потому не мог рассчитывать на то, что кто-нибудь отдаст за него свою дочь. Даже его дядя, добрый и честный Абу Талиб, отказал ему, когда он просил руки одной из его дочерей. На что ему было рассчитывать? Мухаммад в поте лица зарабатывал на жизнь, и не мог даже предположить, что счастье его находится совсем рядом.

Хозяйкой его была Хадиджа, женщина богатая и наделенная решительным характером. Она сама не заметила, как полюбила своего служащего, наделенного не только красотой, но и немалым умом, и редкостной честностью. Мухаммад никогда не решился бы посвататься к ней, поэтому она отправила к нему своего раба Майсура, который завел такой разговор: “Почему бы тебе не жениться, Мухаммад?” — “Я беден, у меня нет средств”. — “А если бы тебе сделала предложение женщина богатая, красивая и знатная?” — “Кто бы это мог быть? Я такой не знаю”. — “Хадиджа”. — “Не может того быть!”

Мухаммад не сразу поверил своей удаче, а когда наконец поверил, сообщил о предстоящем браке своим родственникам, и все одобрили его выбор. С Хадиджой Мухаммад жил долго и счастливо. Много лет спустя, уже после смерти Хадиджи, одна из его новых жен, прекрасная Айше, спросила Пророка: “Ну а теперь кто лучше — я или Хадиджа? Она была вдова, старая, утратившая все свои прелести; ты любишь меня больше, чем любил ее?” На это Мухаммад немедленно ответил: “Нет, клянусь Аллахом! Она уверовала в меня, когда никто другой не хотел верить. Она была единственным другом, который у меня был в этом мире!”

Пророческие откровения. Через несколько лет после женитьбы на Хадидже с Мухаммадом стали происходить странные вещи. Вдруг - без всякой видимой причины - тело его начинала сотрясать дрожь, лицо покрывалось каплями пота. Сознания он не терял, но часто чувствовал невыносимую тоску. Он ложился, с головой закутавшись в плащ и просил оставить его в покое на некоторое время. Так начались пророческие откровения Мухаммада. В дальнейшем Мухаммад полюбил холм Хира в окрестностях Мекки. Сюда он часто уходил в одиночестве на несколько дней для своих размышлений.

“Читай”. Однажды, когда Мухаммед, по обыкновению удалившись в свое любимое место, отдыхал в пещере на склоне холма, к нему во сне явился некто в человеческом облике, со сверкающим свитком, покрытым какими-то письменами. “Читай!” — услышал Мухаммад его повеление. “Я не умею читать”, — отвечал он. Тогда явившийся возложил свиток ему на грудь, и Мухаммад почувствовал такую тяжесть, будто гора навалилась на него, не позволяя вздохнуть. Вновь прозвучал приказ: “Читай!”, и снова Мухаммад ответил: “Я не умею читать”. Тогда пришедший придавил его так, что Мухаммаду показалось — наступает смерть, и в третий раз раздалось: “Читай!” “Что мне читать?” — вопросил Пророк, и явившийся сказал ему: “Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил — сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который научил человека тому, чего он не знал”.

Мухаммад повторил странные слова за незнакомцем и был оставлен в покое. Очнувшись, он почувствовал, что услышанное им как будто записано у него на сердце. Он вышел на склон горы и вдруг услышал голос, доносившийся с неба: “О Мухаммад! Ты — посланник Аллаха, а я — Джабраил”. В небесах стоял его ночной гость, касаясь ногами линии горизонта. Куда бы ни оборачивался Мухаммад — ангел всюду оказывался перед ним. Вскоре он исчез.

“Возрадуйся и успокойся”. Мухаммад в страхе покинул свою пещеру и поспешил домой, к верной Хадидже. А та уже начинала беспокоиться: муж должен был вернуться домой еще вчера, но его все не было. Войдя в дом, Мухаммад воскликнул: “Горе мне! Я поэт или одержимый!” — и рассказал жене обо всем.

Хадиджа постаралась успокоить его: он такой честный, добрый и справедливый, что совершенно немыслимо, чтобы им завладели злые духи, ведь они обычно набрасываются на порочных. Но сомнения не исчезали. Особенно тревожило то, что видения продолжались, и каждую ночь тот же гость являлся Мухаммаду, когда Хадиджа спала, и, не произнося ни слова, смотрел на него от дверей. Мухаммад обо всем рассказал жене, и та решила проверить, кто же приходит - ангелы или дьяволы.

Когда видение посетило его очередной раз, Мухаммад разбудил жену. Конечно же, она ничего не увидела в том месте, на которое указывал Мухаммад. Таинственная фигура бесшумно исчезла. “Возрадуйся и успокойся! — воскликнула мудрая Хадиджа, — Слава Богу, он ангел, а не демон. Только ангел, дитя света, устыдился бы моей наготы, дьявол и не подумал бы удалиться”. Так Мухаммад был убежден в его божественном призвании — нести людям слово Аллаха, и с этого времени начинается его обращение к ним в поисках людей, готовых принять веру в Аллаха и Его заповеди.

Третье утверждение:

Некоторые великие ученые придерживались мнения, что Ее Светлость Хадиджа (а) была девственницей. Информация об этом содержится в книге «Манагиб» Ибн Шахрашуба.

Мнение о том, что до замужества с Пророком (с) Хадиджа уже дважды выходила замуж, широко распространено. Практически все представители ахли-сунны и большинство шиитских ученых придерживались этой позиции. Поэтому сразу же отметим, что утверждение о том, что Хадиджа (а) была девственницей до замужества с Пророком (с), имеет очень мало сторонников.

Правда, в своей книге «Манагиб» Ибн Шахрашуб отмечает имена некоторых ученых, придерживающихся этого мнения. Но сам он защищает первую теорию.

Некоторые исследователи, придавая огромное значение словам Абуль-Гасима Куфи, предаются крайности. Видный ученый Алламе Мухаммад Таги Шуштари в своей книге «Гамус аль-риджал» подверг серьезной критике Куфи, назвав того «человеком со слабым умом и верой» (том 12, стр.246-247). В качестве слабости веры указывается его принадлежность мазхабу «мухаммаса». Согласно этому верованию, Аллах поручил управлять земными делами душам пяти людей – Салмана, Мигдада, Абузара, Аммара и Амр ибн Умаййи Зумари. Принадлежность Абуль-Гасима Куфи к этому мазхабу подтвердили и многие другие ученые. В качестве слабости ума Куфи Шуштари приводит его утверждение, будто Пророк (с) выдал Зейнаб и Ругаййу замуж за Османа ибн Аффана. Хотя женами Османа были Умми-Кульсум и Ругаййа.

Контр аргументы более весомы

В свою очередь мы бы хотели адресовать противоположной стороне некоторые вопросы:

1. Многие историки подтвердили, что в момент замужества за Пророка (с) Хадидже было 40 лет. Некоторые же придерживались мнения, что ей было 28 лет. Так насколько реально утверждение о ом, что Хадиджа (а) не вышла замуж до такого возраста в Аравии, где практиковались ранние браки? Ведь она была достаточна умна, физически полноценна и богата. Если окружающие осуждали ее замужество с людьми низшего сословия, то почему они не оказывали на нее давления, чтобы скорее вышла замуж? Как Хадиджа (а) выдерживала эти нападки? Если же могла выдержать, то могла устоять и перед осуждениями ее прежних двух замужеств.

2. Если Хадиджа (а) не выходила до Пророка (с) замуж, то откуда она приобрела свое имущество? Значит, она унаследовала богатства от отца. Но в таком случае, почему отец не оставил наследство другой дочери, Хале? Почему она нашла приют у Хадиджы (а)?

3. Если невежественные арабы так плохо относились к замужеству Хадиджы (а) с теми двумя людьми, почему же подобная позиция не была проявлена во время создания семьи ее сестрой Халей? Разве они не были дочерями одного отца?

4. Несмотря на то, что Его Светлость Мухаммад (с) объявил своим пасынком слугу Хадиджы (а) Зейда ибн Хариса, он был против, чтобы его называли «сын Мухаммада». Так почему же он не возражал, когда его дочерями называли Зейнаб и Ругаййу, которых некоторые пытаются представить как племянниц Хадиджы (а)? Объяснить это можно лишь тем, что эти девочки были от предыдущих браков Хадиджы (а) или же были биологическими дочерями Пророка (с).

Аят Корана

В 59-м аяте суры «Ахзаб» Великий Аллах велит: «О Пророк! Скажи твоим женам, твоим дочерям и женщинам верующих мужчин, чтобы они опускали на себя (или сближали на себе) свои покрывала. Так их будут легче узнавать (отличать от рабынь и блудниц) и не подвергнут оскорблениям. Аллах - Прощающий, Милосердный.» В аяте говорится о дочерях. То есть, у Пророка кроме Фатимы (а) были еще дочери. Правда, некоторые сравнивают этот аят с аятом «мубахиля». Там также говорится о женщинах, хотя речь идет лишь о Фатимейи-Захре (а). Однако этот случай бесспорен и достоверно известно, что во множественном числе речь идет о Ее Светлости Фатиме (а).

Хадисы

Очень многие хадисы в достоверных шиитских источниках утверждают, что эти девочки не являются племянницами Хадиджы (а), а родились от ее брака с Пророком (с).

Шейх Амин аль-Ислам Табриси в книге «Ильхам аль-вара» пишет, что Ее Светлость Хадиджа (а) до Пророка (с) дважды была замужем, и что от брака с Пророком (с) у нее родились 2 сына и 4 дочери (т.1, стр.274-275).

Шейх Кулейни в произведении «Усули-Кафи», рассказывая о браке Пророка (с) и Хадиджы (а) писал: «Во время женитьбы на Хадидже ему было более двадцати лет. До ниспослания пророческой миссии родились Гасим, Ругаййа, Зейнаб и Умми-Кульсум».

В знаменитом шиитском источнике «Гурб аль-иснад» от имама Джафар Садига (а) приводится такой хадис: «У Посланника Аллаха от Хадиджы родились дети, которых назвали Гаисм, Тахир, Умми-Кульсум, Ругаййа, Фатима и Зейнаб» (Абуль-Аббас Химйари. «Гурб аль-иснад», стр.9, хадис 29).

Мнения ученых

Очень многие шиитские ученые в своих произведениях приводят информацию о предыдущих мужьях Хадиджы (а). Например, Шейх Аббас Гуми открыто писал об этом в своем произведении «Мунтахаль-амал» (стр.59-60).

В знаменитом хадисе от имама Хасана (а) говорится: «Я попросил у своего дяди Хинда ибн Абу Хали описать мне Посланника Аллаха». Хинд, которого имел в виду имам – это пасынок Пророка (с). Как было отмечено выше, Хинд был сыном Хадиджы (а) или же ее сестры Хали, и после смерти отца воспитывался в его племени.

Имам Хасан называет его дядей, что доказывает: Хинд на самом деле был пасынком Пророка (с) и считался неродным дядей имама. Однако он не вырос в доме Его Светлости Мухаммада (с), чтобы его называли пасынком Посланника Аллаха. Допустим, что Зейнаб и Ругаййа на самом деле были дочерями не Хадиджы (а), а ее сестры, и считались дочерями Пророка (с) по той причине, что выросли в его доме. Но тогда почему пасынком Пророка (с) называли Хинда, который воспитывался вдали от его дома? Это было возможно лишь в том случае, если Хинд родился от предыдущего брака Хадиджы (а). В таком случае его могли принять за пасынка Пророка (с), вне зависимости от места воспитания. Потому что его биологической матерью была супруга Пророка (с).

Двое великих ученых современности также подтверждают, что Ее Светлость Хадиджа (а) до Пророка (с) дважды побывала замужем. Первый ученый - Аятолла Джафар Субхани, который пишет об этом в своей книге «Фуруге-адабиййат» (т.1, стр.198). Второй – историк Расули Махаллати, который повествует об этом во втором томе книги «Аналитическая история Ислама» (стр.33-38), приводя различные доказательства противоположной стороны, а потом разнося их в пух и прах контр аргументами.