В качестве третьих лиц могут выступать как граждане, так и юридические лица. Как избежать споров при заключении договора купли-продажи Выступать как юридические так и

Учредителем доверительного управления обычно выступает собственник имущества (ст. 1014 ГК РФ). Чаще всего это юридическое лицо или государство. Лицо, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которого находится имущество, не вправе быть учредителем доверительного управления. Лицо, обладающее ограниченным вещным правом на имущество, не может быть учредителем управления, так как оно не в состоянии наделить доверительного управляющего возможностью осуществлять правомочия собственника, поскольку само не обладает ими. Это касается, прежде всего, унитарных предприятий и учреждений. Ведь унитарные предприятия и учреждения сами выполняют правомочия собственника в отношении переданного им имущества, при ином подходе они становились бы лишним звеном между собственником имущества и реально осуществляющими его полномочия доверительным управляющим. Юридические лица, обладающие этими правами, подлежат предварительной ликвидации (п. 3 ст. 1013 ГК РФ).

Учредителями доверительного управления могут также стать субъекты некоторых обязательственных и исключительных прав, например вкладчики банков и иных кредитных организаций, управомоченные по «бездокументарным ценным бумагам», авторы и патентообладатели, поскольку принадлежащее им имущество в виде соответствующих прав требования или исключительных прав также может стать объектом доверительного управления (п.1 ст.1013 ГК).

Как уже отмечалось, для некоторых случаев закон предусматривает учреждение доверительного управления имуществом не по свободному волеизъявлению его собственника, а по предписанию органа, наделенного властными полномочиями (суда, органа опеки и попечительства и т.п.). Такой орган не только реально "учреждает" доверительное управление, но и заключает соответствующий договор. В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 1026 ГК РФ в этих случаях такому лицу, заключившему договор, принадлежат и права учредителя управления. Однако обращение к тексту главы 53 ГК РФ приводит к выводу, что такие права (по крайней мере большинство из них) могут принадлежать только собственнику имущества (см., например, ст. 1018, п. 2 ст. 1022, п. 3 ст. 1024 ГК РФ и т.д.). Властный орган, издавший акт об учреждении управления, никогда не может быть и выгодоприобретателем.

Доверительным управляющим может быть как физическое, так и юридическое лицо. Однако в обоих случаях закон устанавливает некоторые ограничения, то есть в этой роли может выступать только профессиональный участник имущественного оборота. Если это физическое лицо, то управляющим может быть только индивидуальный предприниматель (исключение специально предусмотрено законом). Если это юридическое лицо, то эту функцию может выполнять только коммерческая организация.

Кроме того, учредителем управления может выступать Российская Федерация в лице уполномоченных органов (имущественных фондов).

Поскольку смысл введения института доверительного управления заключается в сужении сферы предпринимательской деятельности государства, в осуществлении хозяйственных функций не на административной, а на коммерческой основе, закон прямо исключает передачу имущества в доверительное управление государственному органу или органу местного самоуправления, так как они создаются государством (или муниципальными образованиями) вовсе не для профессионального участия в имущественном обороте. По той же причине закон исключает возложение доверительного управления на унитарное предприятие, которое может быть только государственным или муниципальным. Изъятия из этих правил устанавливаются только законом.

По этому вопросу возникает много споров. Вот, например, администрация Московской области оспаривала конституционность части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 ГК РФ как нарушающую Конституцию РФ и ограничивающую в правах Московскую область как субъекта РФ на осуществление деятельности в качестве доверительного управляющего.

1. В запросе администрации Московской области оспаривается конституционность части первой пункта 1 и пункта 2 статьи 1015 Гражданского кодекса Российской Федерации. Правовая позиция заявителя сводится к следующему: в силу статьи 124 ГК Российской Федерации Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, выступая в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами, обладают общей гражданской правоспособностью, а потому вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, в том числе в качестве доверительного управляющего; статья 1015 ГК Российской Федерации, как не указывающая в качестве доверительного управляющего ни Российскую Федерацию, ни субъекты Российской Федерации и прямо запрещающая государственным органам и органам местного самоуправления выступать в таком качестве, необоснованно ограничивает право частной собственности, закрепленное статьей 35 Конституции Российской Федерации; кроме того, запрет на осуществление доверительного управления, установленный оспариваемыми положениями, противоречит принципу равенства субъектов гражданского права, ограничивает участие Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, государственных органов и муниципальных образований в гражданско - правовом обороте и их возможность заниматься предпринимательской деятельностью, что в нарушение статьи 8 Конституции Российской Федерации ограничивает право государственной собственности.

2. Как следует из запроса, 22 июня 1996 года между Министерством финансов Российской Федерации и администрацией Московской области был заключен договор о доверительном управлении ценными бумагами, в соответствии с которым администрация Московской области приняла на себя обязательства по управлению портфелем ценных бумаг, состоящим из облигаций внутреннего государственного валютного займа на сумму 650 миллионов долларов США.

Заместитель Генерального прокурора Российской Федерации, полагая, что договор, заключенный между Министерством финансов Российской Федерации и администрацией Московской области, противоречит статье 1015 ГК Российской Федерации, обратился в арбитражный суд с иском о признании его недействительным. Решением Арбитражного суда города Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда, в иске было отказано со ссылкой на то, что указанный договор не противоречит статье 1015 ГК Российской Федерации, поскольку эта норма не устанавливает ограничений на передачу имущества такому доверительному управляющему, как субъект Российской Федерации.

Федеральный арбитражный суд Московского округа, рассматривавший дело по кассационной жалобе заместителя Генерального прокурора Российской Федерации, пришел к выводу, что указанный договор противоречит статье 1015 ГК Российской Федерации, поскольку, по мнению суда, ни Московская область как субъект Российской Федерации, ни администрация Московской области не вправе выступать в качестве доверительного управляющего ценными бумагами.

(оферты). Оферентами могут выступать как юридические, так и физлица, например, продавцы или производители продукции, компании-эмитенты, участвующие в рыночных отношениях или тендерах. Главная цель оферента – заключение сделки с акцептантом, который принял условия договора-оферты.

Обязанности оферента и варианты заключаемых договоров

Понятие «оферент» тесно связано с термином « ». Оферта – официальное предложение на проведение и заключение сделки между продавцом (оферентом) и покупателем, который является акцептантом. Договор оферты составляется исключительно на условиях оферента, акцептор может принять данные условия без изменений, принять договор, корректируя условия или отклонить оферту в целом.

Составляя договор, оферент обязуется указать:

  • предмет оферты;
  • стоимость продукции;
  • права участвующих сторон;
  • сроки оплаты предмета сделки;
  • штрафы за несоблюдение условий оферты.

На собственное усмотрение оферента договор может заключаться письменно или устно. Если заключается письменный договор, оферент вправе огласить срок действия оферты, то есть, период, в течение которого акцепт должен официально согласить или отказать на предложение.

Оферент вправе выбрать оптимальный вид договора на заключение сделки. От вида оферты будет зависеть круг акцептов, которым адресован договор, форма подачи договора, а также некоторые права оферента. К основным видам оферт, которые может подать продавец, относят:

  • твердую оферту;
  • свободную;
  • публичную;
  • безотзывную.

Если оферент участвует в тендере, то наиболее часто заключается свободная или публичная оферты. Такие договора адресуются широкому кругу юридических/физических лиц, благодаря чему у оферента повышается шанс на проведение сделки. Твердая оферта составляется оферентом в том случае, когда он желает вступить в деловые отношения с конкретным лицом-акцептом – это наиболее формализованный вид договора на заключение сделки.

Ответственность оферента наступает в момент, когда сторона-покупатель принимает предложение продавца. Если предметом сделки выступал товар, то оферент (с учетом прописанных сроков) обязуется доставить товар деловому партнеру. В свою очередь акцептант по отношению к оференту становится главным должником, когда принимает условия договора. Он обязан представить оференту оплаченный счет за предмет оферты. Если данные условия соблюдаются, то договор (согласно ГК России) считается заключенным и проведенным.

Оференты и тендеры

Очень часто оференты прибегают к оферте в момент участия в тендерах. – торги, на которых покупатель (официальный ) открывает конкурс для поставщиков/продавцов. Чтобы стать участникам тендера, оференты должны подать предложение на участие в торгах – представить оферту.

При этом оферент обязан:

  • подать предложение в четко установленный тендером срок;
  • указать условия своего предложения (предмет оферты, стоимость, сроки поставки и т.д.).

В ходе тендера рассматриваются все участвующие оференты. Наиболее часто сделки заключаются с теми продавцами, которые предложили минимальные цены на товар, предоставили гарантии, указали оптимальные сроки поставок.

Участвуя в тендере, оференты могут воспользоваться правом подачи разъяснений к оферте, представляя их тендерному комитету. Таким образом, они получают возможность подать свое предложение в максимально выгодном коммерческом свете.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Третьи лица в гражданском процессе - это участники гражданского судопроизводства (граждане и юридические лица), которые вступают в уже начавшийся процесс для зашиты своих прав и интересов, не совпадающих с правами и интересами сторон по делу.

Третьи лица участвуют в деле по собственной инициативе либо привлекаются в процесс по инициативе суда или сторон.

Непривлечение третьих лиц в процесс может служить основанием для отмены судебного решения по делу.

Посредством института третьих лиц обеспечивается возможность более быстро и правильно рассмотреть дело, а также предотвращается опасность вынесения судом противоречивых решений по связанным между собой делам.

2. Степень юридической заинтересованности третьих лиц в процессе по спору между сторонами может быть различной. Например, третье лицо может вступить в процесс путем предъявления самостоятельного требования на предмет спора между сторонами. Кроме того, третье лицо, не заявляя таких требований, вправе вступить в процесс на стороне истца или ответчика, если судебное решение по делу может повлиять на его права или обязанности по отношению к одной из сторон.

В соответствии с этим закон различает два вида третьих лиц в гражданском процессе:

а) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора (ст. 65 ГПК):

б) третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований на предмет спора (ст. 67 ГПК).

Указанные виды третьих лиц имеют немало общего:

во-первых, они вступают в уже начавшийся процесс по спору между истцом и ответчиком: во-вторых, права и интересы третьих лиц не совпадают по своему содержанию с правами и интересами сторон:

в-третьих, решение суда по спору между сторонами может повлиять на права или обязанности третьих лиц.

Вместе с тем третьи лица в гражданском процессе (в зависимости от их вида) имеют и свои специфические особенности.

26. Tретьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора, их права и обязанности. Отличия третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, от соистцов.

Третьи лица - это лица, участвующие в деле, которые вступают или привлекаются в начатый процесс, имеют определенную заинтересованность в исходе дела, так как решение может повлиять на их права и обязанности.

Третьими лицами могут быть как граждане, так и юридические лица.

Третьи лица, заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора:



1. являются субъектами спорного материального правоотношения.

2. вступают в процесс добровольно. Принудительное привлечение к судебному разбирательству данного третьего лица не допускается в силу принципа диспозитивности. Однако суд в порядке подготовки дела к судебному разбирательству может рекомендовать конкретно лицам вступить в существующий процесс в качестве третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора;

3. вступают в процесс путем подачи искового заявления;

4. вступают в начатый процесс до вынесения решения по делу;

5. могут претендовать на весь предмет спора или на часть;

6. имеют интересы, которые противостоят, как правило, обеим сторонам или могут противоречить одной из сторон.

7. заявляют требования на тот же предмет спора, что и стороны в процессе.

Порядок вступления в процесс третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, определен ГПК (ст. 42). Для вступления в процесс им необходимо подать исковое заявление. Судья выносит определение о допуске в дело третьего лица. При вступлении в процесс третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, рассмотрение дела начинается сначала. Закон допускает частное обжалование определения суда о признании третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования, и об отказе в признании третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования относительно предмета спора (ч. 1 ст. 42 ГПК). У недопущенного в процесс третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, кроме того, есть право подать иск и выступить в новом процессе в качестве истца.

Процессуальные права и обязанности третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, аналогичны правам и обязанностям сторон . В соответствии со ст. 35 ГПК они имеют общие права, распространяющиеся на всех лиц, участвующих в деле: имеют право знакомиться с материалами дела, делать выписки из них, снимать копии, заявлять отводы, представлять доказательства и участвовать в их исследовании, задавать вопросы другим лицам, участвующим в деле, свидетелям, экспертам и специалистам; заявлять ходатайства, в том числе об истребовании доказательств; давать объяснения суду в устной и письменной форме; приводить свои доводы по всем возникающим в ходе судебного разбирательства вопросам, возражать относительно ходатайств и доводов других лиц, участвующих в деле; обжаловать судебные постановления и использовать предоставленные законодательством о гражданском судопроизводстве другие процессуальные права. Лица, участвующие в деле, должны добросовестно пользоваться всеми принадлежащими им процессуальными правами.



Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, следует отличать от соистцов по ряду существенных оснований. Соистцы могут вместе подать иск, могут вступить в начатый процесс. Третье лицо, заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, всегда вступает в начатый истцом процесс. У соистцов совпадают интересы, и их интересы противостоят интересам ответчика. Удовлетворение требований одного из соистцов не влияет на разрешение требований других соистцов. Интересы третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, противостоят, как правило, обеим сторонам. Удовлетворение требования истца означает отказ в удовлетворении требований третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора.

15. Формы участия прокурора в гражданском процессе. Процессуальный статус прокурора.

В соответствии со ст. 1 ФЗ РФ «О прокуратуре в РФ» прокуратура РФ представляет собой единую федеральную централизованную систему органов, осуществляющих от имени РФ надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на территории РФ. Прокуратура РФ выполняет и иные функции, установленные федеральными законами. В гражданском процессе прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством РФ участвуют в рассмотрении дел судами, а также приносят апелляционные, кассационные и надзорные представления на судебные решения и определения.

Согласно ст. 35 ФЗ РФ «О прокуратуре РФ» прокурор участвует в рассмотрении дел судами в случаях, предусмотренных процессуальным законодательством РФ и другими федеральными законами. Полномочия прокурора, участвующего в судебном рассмотрении дел, определяются процессуальным законодательством РФ.

ГПК сузил по сравнению с ранее действовавшим процессуальным законодательством возможности участия прокурора в гражданском процессе, обусловливая его защитой только определенных социально значимых интересов – граждан, неопределенного круга лиц, публичных образований – РФ, субъектов РФ, муниципальных образований. Согласно ст. 34 ГПК прокурор отнесен к числу лиц, участвующих в деле . Соответственно он наделен целым рядом процессуальных прав и обязанностей, характеризующих его правовое положение. Так, прокурор, как и другие лица, участвующие в деле, вправе изменить основание или предмет поданного им заявления. Прокурор также вправе возбудить апелляционное и кассационное производство (путем принесения апелляционного или кассационного представления), надзорное производство (путем подачи представления), подать заявление о пересмотре решения, определения или постановления по вновь открывшимся обстоятельствам.

Участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций . Основания участия прокурора в гражданском судопроизводстве закреплены в ч. 1 и 3 ст. 45 ГПК:

а) собственная инициатива прокурора , который может по своему усмотрению возбудить дело или производство либо вступить в уже начатое дело с целью наблюдения за ходом судебного разбирательства;

б) прямое указание закона.

В любой стадии гражданского процесса можно выделить две формы участия прокурора:

1) путем обращения с заявлением , т. е. возбуждение гражданского дела в суде первой инстанции или возбуждение последующих стадий гражданского процесса;

2) путем вступления в уже начатое дело .

Первая форма участия прокурора характеризуется тем, что прокурор возбуждает гражданское дело путем обращения с заявлением в суд от своего имени , но в интересах других лиц. Вступление в уже начатый процесс является второй формой участия прокурора в гражданском процессе. Данная форма направлена также на защиту государственных и общественных интересов, а также прав и законных интересов граждан. Главным здесь является также использование потенциала прокуратуры как специализированного юридического органа, обладающего квалифицированными специалистами, для защиты, прежде всего, публичного интереса по делам, имеющим принципиальное значение.

в ГПК определен круг лиц , права и законные интересы которых защищает прокурор путем возбуждения дела. К их числу относятся:

1) граждане , которые не могут самостоятельно защитить свои интересы по ряду причин (здоровье, возраст, недееспособность и т. д.).

В ряде случаев в отдельных законах прямо указываются дела, которые вправе возбуждать прокуроры в интересах граждан. Так, в СК РФ оговорено право прокурора на возбуждение следующих категорий семейных дел: о признании брака недействительным (ст. 28); о лишении родительских прав (ст. 70); об ограничении родительских прав (ст. 73); о признании недействительным соглашения об уплате алиментов, нарушающего интересы получателя алиментов (ст. 102); об отмене усыновления ребенка (ст. 142). Это не означает, что прокурор не вправе возбуждать другие семейные дела, когда они подпадают под критерии ч. 1 ст. 45 ГПК, но такая оговорка, очевидно, означает важность именно этих дел для вмешательства прокурора;

2) неопределенный круг лиц. Защита данной категории лиц наиболее соответствует социальному назначению прокуратуры, в частности путем признания не соответствующими закону правовых актов, в том числе и нормативного характера. Нередко прокуроры оспаривают незаконные нормативные акты законодательных органов и руководителей исполнительной власти субъектов РФ. Прокурор вправе обращаться с заявлениями в суд и в других случаях необходимости защиты неопределенного круга лиц, например для прекращения промышленного производства, причиняющего вред здоровью неопределенного числа лиц или загрязняющего природу, окружающую среду в целом;

3) публичные образования (РФ и ее субъекты, муниципальные образования). Речь может идти о признании недействительными сделок, которыми нарушены права указанных субъектов , в частности в процессе приватизации.

Исключено обращение в суд прокурора с целью защиты прав коммерческих организаций , что вполне логично и соответствует функциям прокуратуры в гражданском процессе. Вместе с тем нельзя исключать обращение прокурора с исками в защиту прав государственных и муниципальных предприятий и учреждений, поскольку их имущество находится соответственно в государственной и муниципальной собственности.

Главный акцент в процессуальной деятельности прокурора в настоящее время смещен на защиту государственных и публичных интересов . Прокурор не должен подменять в судебном процессе самих частных лиц – участников гражданского оборота, который строится на недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела (ст. 1 ГК).

16. Понятие судебного представительства и его виды. Полномочия представителя в суде и порядок их оформления.

Объем полномочий судебного представителя зависит от двух фактических обстоятельств: от объема полномочий доверителя и от того, какими полномочиями доверитель наделил поверенного.

Полномочия представителя по своему содержанию делятся на общие и специальные . Общие полномочия – это такие процессуальные действия, которые вправе совершать любой представитель , выступая от имени доверителя, независимо от того, оговорены ли они в доверенности . К их числу относятся полномочия по знакомству с материалами дела, снятию копий с материалов дела, заявлению отводов, представлению доказательств, участию в исследовании доказательств и иные, связанные с возможностью участия в судебном процессе (ст. 35 ГПК).

Специальные полномочия – это такие полномочия, которые представитель вправе совершать только при указании на них в доверенности .

Согласно ст. 54 ГПК право представител я на подписание искового заявления, предъявление его в суд, передачу спора на рассмотрение третейского суда, предъявление встречного иска, полный или частичный отказ от исковых требований, уменьшение их размера, признание иска, изменение предмета или основания иска, заключение мирового соглашения, передачу полномочий другому лицу (передоверие), обжалование судебного постановления, предъявление исполнительного документа к взысканию, получение присужденного имущества или денег должно быть специально оговорено в доверенности, выданной представляемым лицом.

Субъектами судебного пред­ставительства могут быть (ст.44 ГПК):

1. Адвокаты;

2. Работники госу­дарственных учреждений, предприятий, колхозов и иных кооперативных и общественных организа­ций (по делам этих учреждений, предприятий и ор­ганизаций);

3. Уполномоченные профессиональных сою­зов (по делам рабочих и служащих, а также лиц, защита прав и интересов которых осуществляется профессиональными союзами);

4. Уполномоченные организаций, которым законом, уставом или положением предоставлено право защищать права и интересы членов этих организаций;

5. Уполномоченные организа­ций, которым законом, уставом или положением дано право защищать права и интересы других лиц;

6. Один из соучастников по поручению соучастников (ст. 35 ГПК);

7. Лица, допущенные судом, рассматривающим дело, к представительству по дан­ному делу.

Полномочия судебных представителей оформляются и подтверждаются документально различным образом в зависимости от вида представительства.

Законные представители в подтверждение своих полномочий представляют соответствующие документы (свидетельство о рождении детей и собственный паспорт, решение об усыновлении, опекунское удостоверение, решение органа опеки и попечительства о назначении опеки или попечительства над представляемым лицом (ч. 4 ст. 53 ГПК)).

Полномочия адвоката удостоверяются ордером на исполнение поручения, выданным соответствующим адвокатским образованием (ч. 5 ст. 53 ГПК).

Руководители организаций, выступающие в качестве органа юридического лица, представляют суду документы, удостоверяющие их служебное положение или полномочия: зарегистрированный в установленном законом порядке устав, протокол об избрании или приказ о назначении на должность.

Практически во всех остальных случаях полномочия представителя удостоверяются доверенностью . Доверенность – специальный документ, дающий право либо на совершение всех процессуальных действий, на ведение любых гражданских дел, либо на ведение конкретного дела, на совершение конкретного процессуального действия.

Доверенности делятся на общие и специальные . Срок действия доверенности не может превышать трех лет со дня ее совершения. Если срок в доверенности не указан, то она сохраняет силу в течение года со дня ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее совершения, ничтожна (ст. 186 ГК). Доверенности выдаются и оформляются по правилам, установленным в основном гражданским законодательством. Лица, которые не могут быть представителями в суде.

Судьи, следователи, прокуроры не могут быть представителями в суде , за исключением случаев участия их в процессе в качестве представителей соответствующих органов или законных представителей.

Данное положение направлено на обеспечение независимости указанных лиц. Судьи, следователи и прокуроры не могут представлять даже своих родственников, за исключением несовершеннолетних детей и лиц, находящихся под опекой (попечительством), – законное представительство. Указанные лица могут представлять интересы своих организаций (суда, прокуратуры и т.п.) в гражданских, административных и других правоотношениях.

Прокуроры, судьи и следователи являются государственными служащими и не могут заниматься никакой иной оплачиваемой деятельностью, кроме научной, творческой и педагогической.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» государственные служащие не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и творческой. Исходя из этого государственный служащий , не являющийся прокурором, следователем или судьей, может быть представителем в суде, если эти услуги оказываются бесплатно (например, в отношениях по защите прав родственников).

17. Понятие подведомственности. Общие правила судебной подведомственности.

1. Гражданские дела весьма разнообразны. В законе и иных нормативных актах невозможно дать исчерпывающий перечень подведомственных суду гражданских дел. Поэтому в ГПК закреплены общие правила подведомственности суду гражданских дел и отдельные исключения из этих правил.

Общие правила подведомственности гражданских дел - это закрепленные в нормах права критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность дел судам и иным юрисдикционным органам.

Общие правила подведомственности суду гражданских дел закреплены в ч. I ст. 37 ГПК. К ним относятся:

а) наличие спора о праве:

б) характер правоотношения, из которого вытекает заявленное требование:

в) субъектный состав спорного правоотношения.

Судам обшей юрисдикции , как правило, подведомственны дела по спорам о праве. Дела, в которых нет спора о праве, как правило, разрешаются в административном порядке и судам неподведомственны. Например, при отсутствии спора о праве нотариус может выдать свидетельство о праве собственности на долю в общей совместной собственности супругов. Лишь в случаях, прямо предусмотренных законом, дела бесспорного характера могут быть предметом судебного разбирательства.

В гражданском судопроизводстве спор о праве используется в качестве критерия разграничения дел искового производства и иных видов производств.

По общему правилу к ведению судов общей юрисдикции отнесены споры, возникающие из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных и других правоотношений. Вместе с тем ряд дел. возникающих из указанных выше правоотношений, в случаях, предусмотренных актами законодательства, разрешаются иными юрисдикционными органами.

Суды общей юрисдикции рассматривают гражданские дела, в которых хотя бы одной из сторон в споре является гражданин. В порядке исключения в случаях, установленных ГПК и другими нормативными актами, к ведению этих судов отнесены дела по спорам, возникающим между юридическими лицами (например, споры о прекращении деятельности политических партий, религиозных организаций и т.д.).

Суды обшей юрисдикции рассматривают дела, в которых участвуют иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица (ст. 541 ГПК).

Таким образом, наличие спора о праве, характер и субъектный состав спорного правоотношения - основные критерии (признаки), с помощью которых определяется подведомственность суда дел в гражданском процессе. Из этих правил установлены некоторые исключения. Отдельные категории дел, которые в соответствии с общими правилами должны были бы рассматриваться судом, отнесены к ведению других юрисдикционных органов.

18. Понятие подсудности и ее отличия от подведомственности.

При предъявлении искового заявления в суд необходимо учитывать не только подведомственность дела суду, но также и соблюдать правила о подсудности. В отличие от подведомственности подсудность определяет возможность рассмотрения спора в конкретном суде.

Подсудность – это институт (совокупность правовых норм), регулирующий относимость подведомственных судам дел к ведению конкретного суда судебной системы для рассмотрения по первой инстанции .

Согласно ч. 2 ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ, составляющие судебную систему Российской Федерации.

Гражданские дела неподведомственны конституционным судам. Среди судов общей юрисдикции выделяются мировые судьи; районные суды; верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов (суды субъекта Федерации); Верховный суд Российской Федерации. В совокупности данные суды составляют четыре звена судебной системы.

Распределение компетенции между этими судами определяется территориальной и родовой подсудностью. Родовая подсудность закрепляет компетенцию каждого звена судебной системы в плане рассмотрения и разрешения гражданского дела по первой инстанции.

Мировые судьи являются самым молодым звеном в судебной системе. Закон о мировых судьях определяет порядок образования судебных участков, статус мировых судей. Компетенция мировых судей, закрепленная в Законе «О мировых судьях в Российской Федерации» практически без изменений была закреплена впоследствии в ГПК РФ. Статья 23 ГПК РФ определяет круг гражданских дел, подсудных мировому судье.

Традиционно к подсудности районного суда относится наибольшее количество гражданских дел. Поэтому конкретная подсудность районного суда определяется методом исключения. ГПК РФ закрепляет конкретный круг дел, относящихся к компетенции мировых судей, судов субъекта Федерации, Верховного Суда Российской Федерации. Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» закреплена компетенция военных судов. Все остальные дела рассматриваются в районном суде.

Военные суды Российской Федерации входят в судебную систему Российской Федерации, являются федеральными судами общей юрисдикции и осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Военные суды рассматривают гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений.

Верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов рассматривают и разрешают в качестве суда первой инстанции гражданские дела, характеризующиеся повышенной значимостью.

Статья 26 ГПК РФ включает в компетенцию судов субъектов Федерации:

1) связанные с государственной тайной;

2) об оспаривании нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения либо иного структурного подразделения политической партии, межрегиональных и региональных общественных объединений; о ликвидации местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о запрете деятельности не являющихся юридическими лицами межрегиональных и региональных общественных объединений и местных религиозных организаций, централизованных религиозных организаций, состоящих из местных религиозных организаций, находящихся в пределах одного субъекта РФ; о приостановлении или прекращении деятельности средств массовой информации, распространяемых преимущественно на территории одного субъекта РФ;

4) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) избирательных комиссий субъектов РФ, окружных избирательных комиссий по выборам в федеральные органы государственной власти, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ, соответствующих комиссий референдума, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума.

Законом к подсудности верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области и суда автономного округа могут быть отнесены и другие дела.

В ведении Верховного СудаРФ находятся дела, обладающие общегосударственным значением.

Согласно ч. 1 ст. 27 ГПК РФ Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции гражданские дела:

1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания, ненормативных правовых актов Правительства РФ;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, нормативных правовых актов Правительства РФ и нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;

3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении полномочий судей либо о прекращении их отставки;

4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;

5) об обжаловании решений (уклонения от принятия решений) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих избирательных комиссий или соответствующих комиссий референдума;

6) по разрешению споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом РФ в соответствии со ст. 85 Конституции РФ.

Территориальная подсудность определяет конкретный суд одного и того же звена судебной системы, в который обжалуется нарушение прав и свобод.

По общему правилу, заявление подается по месту жительства ответчика. Указание места жительства ответчика – физического лица или местонахождение ответчика – юридического лица является обязанностью истца. В соответствии со ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Местом жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов. Часть 2 ст. 54 ГК РФ регламентирует определение место нахождения юридического лица. Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности. Если судья установит ошибку в определении места жительства или места нахождения (для юридических лиц) ответчика он должен оставить заявление без движения до уточнения этих данных.

Однако из любого правила всегда имеются исключения. В некоторых случаях возможно применение иных правил определения подсудности.

Альтернативная подсудность означает право истца подавать заявление не только по месту жительства ответчика, но и в суд по иному месту по выбору истца.

Случаи альтернативной подсудности закреплены в ст. 29 ГПК РФ:

1. Иск к ответчику, место жительства которого неизвестно или который не имеет места жительства в Российской Федерации, может быть предъявлен в суд по месту нахождения его имущества или по его последнему известному месту жительства в Российской Федерации.

2. Иск к организации, вытекающий из деятельности ее филиала или представительства, может быть предъявлен также в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

3. Иски о взыскании алиментов и об установлении отцовства могут быть предъявлены истцом также в суд по месту его жительства.

4. Иски о расторжении брака могут предъявляться также в суд по месту жительства истца в случаях, если при нем находится несовершеннолетний или по состоянию здоровья выезд истца к месту жительства ответчика представляется для него затруднительным.

5. Иски о возмещении вреда, причиненного увечьем, иным повреждением здоровья или в результате смерти кормильца, могут предъявляться истцом также в суд по месту его жительства или месту причинения вреда.

6. Иски о восстановлении трудовых, пенсионных и жилищных прав, возврате имущества или его стоимости, связанные с возмещением убытков, причиненных гражданину незаконным осуждением, незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, подписки о невыезде либо незаконным наложением административного наказания в виде ареста, могут предъявляться также в суд по месту жительства истца.

7. Иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены также в суд по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора.

8. Иски о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море могут предъявляться также в суд по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.

9. Иски, вытекающие из договоров, в которых указано место их исполнения, могут быть предъявлены также в суд по месту исполнения такого договора.

В случаях исключительной подсудности иск подается не по месту жительства ответчика, а строго по определенному в ст. 30 ГПК РФ месту. Так, иски, связанные с недвижимостью, рассматриваются по месту нахождения недвижимости. Аналогично определяется и место рассмотрения требований по освобождению имущества от ареста. Иски кредиторов наследодателя, предъявляемые до принятия наследства наследниками, подсудны суду по месту открытия наследства. Иски к перевозчикам, вытекающие из договоров перевозки, предъявляются в суд по месту нахождения перевозчика, к которому в установленном порядке была предъявлена претензия.

Процессуальный закон регламентирует порядок определения подсудности в случаях наличия нескольких связанных между собой дел (подсудность по связи дел). Иск к нескольким ответчикам, проживающим или находящимся в разных местах, предъявляется в суд по месту жительства или месту нахождения одного из ответчиков по выбору истца. Встречный иск предъявляется в суд по месту рассмотрения первоначального иска. Гражданский иск, вытекающий из уголовного дела, если он не был предъявлен или не был разрешен при производстве уголовного дела, предъявляется для рассмотрения в порядке гражданского судопроизводства по правилам подсудности (ст. 31 ГПК РФ).

Стороны могут договориться между собой об определении территориальной подсудности и изменить ее. Данное положение называется договорной подсудностью. Не допустимо изменение подсудности суда субъекта Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, а также правил исключительной подсудности.

Уставный капитал является одним из важнейших показателей, позволяющих получить представление о размерах и финансовом состоянии экономических субъектов. Это один из наиболее устойчивых элементов собственного капитала организации, поскольку изменение его величины допускается в строго определенном порядке, установленном законодательно.

Уставный капитал организации - источник формирования средств организации, который нужен ему для выполнения уставных обязательств. Это стартовый капитал для производственной деятельности с целью получения в дальнейшем прибыли. Уставный капитал представляет собой средства, вложенные собственниками предприятия. Собственниками предприятия могут выступать как юридические, так и физические лица, а также отдельные частные лица.

Формирование уставного капитала связано с целями создания организации и ее организационно-правовой формой. Порядок формирования уставного капитала организаций разных организационно-правовых форм достаточно жестко в настоящее время регулируют законы Российской Федерации. Кроме того, ряд подзаконных актов регламентирует действие по бухгалтерскому отражению этого процесса.

Порядок внесения учредителями вкладов и их составов в уставный капитал юридического лица

Согласно Законодательству уставный капитал, в зависимости от организационно-правовой формы предприятия, может выступать в виде: уставного капитала, уставного фонда, складочного капитала, паевого фонда.

Уставный капитал - совокупность в денежном выражении вкладов учредителей в имущество организации при ее создании для обеспечения деятельности в размерах, определенных учредительными документами. Формируется у хозяйственных обществ: акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью.

Складочный капитал - формируется у организаций, у которых по законодательству устава нет. Это хозяйственные полные и коммандитные товарищества. Складочный капитал этих организаций образуется в сумме долей учредителей. Уставный фонд - это имущество, закрепленное за предприятием собственником для осуществления предпринимательской деятельности. Уставный фонд имеют государственные и муниципальные унитарные организации вместо уставного или складочного капитала.

Паевой фонд - совокупность паевых взносов членов производственного кооператива для совместного ведения предпринимательской деятельности, а также приобретенного и созданного в процессе деятельности.

Одной из самых распространенных форм предпринимательской деятельности сегодня является хозяйственное общество.

Можно выделить три основные функции, которые выполняет уставный капитал хозяйственного общества:

является имущественной основой деятельности общества, т.е. первоначальным (стартовым) капиталом;

позволяет определить долю (процент) участия учредителя (акционера, участника) в обществе, поскольку ей соответствует количество голосов участника на общем собрании и размер его дохода (дивиденда);

гарантирует выполнение обязательств общества перед третьими лицами, поэтому законодательством установлен его минимальный размер.

Aкционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал, которой поделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Порядок создания и правовое положение акционерных обществ определены Федеральным законодательством..

Юридически собственность акционерного общества не является собственностью акционеров, а само оно не зависит от отдельных физических лиц, владеющих акциями. Акционеры не отвечают по долговым обязательствам общества и не несут финансового ущерба, если акционерное общество обанкротилось, и его долги превышают стоимость реализуемого имущества. Уставный капитал акционерного общества определяет минимальный размер имущества, гарантирующего интересы его кредиторов.

Акционерные общества, как правило, владеют коллективной, или корпоративной собственностью. Собственниками выступают юридические или физические лица, коллектив вкладчиков, пайщиков или корпорация акционеров. Уставный капитал, сложившийся как акционерный, наиболее полно отражает все аспекты формирования собственного капитала.

Создание акционерного общества осуществляется по решению учредителей. Решение принимается учредительным собранием, которое утверждает Устав, Учредительный договор и определяет денежную оценку акций. Устав содержит основные сведения об обществе: наименование, место нахождения, количество, номинальную стоимость и типы акций, размер уставного капитала, виды деятельности, структуру и компетенцию органов управления обществом и порядок принятия ими решений, сведения о филиалах и т.п. Устав регистрируется в соответствующих государственных органах. Любые последующие изменения уставного капитала утверждаются собранием акционеров и должны быть зарегистрированы в том же государственном органе, в котором первоначально был зарегистрирован устав акционерного общества.

Акционерное общество может быть открытым или закрытым. Акционеры открытого общества могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров этого общества. Число акционеров открытого общества не ограничено. Закрытым признается общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный предел, указанное общество в течение года должно преобразоваться в открытое.

Минимальный уставный капитал ЗАО должен составлять не менее 100-кратного размера минимальной оплаты труда, установленного федеральным законом на дату государственной регистрации, ОАО - не менее 1000-кратного размера минимальной месячной оплаты труда.

Согласно действующему законодательству, вкладом в уставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи или имущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.

Неденежные вклады, вносимые в уставный капитал, можно условно подразделить на несколько групп. Так, в качестве вклада могут быть внесены вещи, составляющие основную категорию. При этом никаких законодательных ограничений по назначению и количеству передаваемых вещей не существует.

Размер неденежного вклада в уставный капитал определяется платой за пользование имуществом. Эта плата исчисляется за весь установленный учредительными документами срок эксплуатации имущества. И даже если участник, который внес неденежный вклад, выходит из общества то имущество все равно остается в пользовании общества до истечения вышеуказанного срока.

В случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который это имущество было передано в пользование обществу в качестве вклада в уставный капитал, участник общества передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока.

Денежная оценка вещей и имущественных прав, вносимых в уставный капитал, производится самими участниками общества по взаимному соглашению. Но в этом случае оценка вкладов может быть завышена. В результате нарушаются интересы кредиторов общества и гарантийная функция его уставного капитала. Так что необходима реальная оценка вносимых в уставный капитал неденежных вкладов. Для этого установлено требование, согласно которому оценка неденежных вкладов утверждается единогласным решением общего собрания. Это делается для того, чтобы потом, если окажется, что данная оценка все же завышена, привлечь к дополнительной ответственности перед кредиторами всех участников общества. Они должны будут отвечать своим личным имуществом.

Независимый, то есть не заинтересованный, оценщик требуется в тех случаях, когда неденежный вклад в уставный капитал превышает сумму, эквивалентную 200 размерам минимальной месячной оплаты труда, установленных федеральным законом на дату представления документов для государственной регистрации общества или соответствующих изменений в уставе общества.

Уставной капитал не отождествляется с имуществом коммерческой организации, стоимость которого может быть и больше, и меньше уставного капитала. Этот вид капитала потому и называется уставным, что его денежная величина определяется в учредительных документах, т.е. размер уставного капитала всегда четко определен.

Уставной капитал можно охарактеризовать как зафиксированную в учредительных документах коммерческой организации сумму вкладов, первоначально инвестируемых собственником в имущество предприятия для обеспечения его уставной деятельности. При этом следует отметить некоторую условность применения термина «первоначально». Уставный капитал хозяйственного общества должен быть полностью оплачен в течении одного года с момента государственной регистрации, хозяйственные товарищества сами определяют этот срок в своих учредительных документах, а уставный фонд унитарных предприятий должен быть полностью оплачен уже к моменту регистрации. Более того, уставный капитал может быть увеличен в процессе функционирования предприятия, и при этом он уже выступает не как первоначальный источник, а как источник привлечения дополнительных ресурсов.

Направления использования уставного капитала законодательно не определены. Единственное требование, чтобы уставной капитал обеспечивался имуществом организации. Отсюда в российской практике появляются проблемы. При создании предприятия собственники обычно делают вклады в уставной капитал по утвержденному минимуму. В настоящее время на эту сумму невозможно не то что приобрести недвижимое имущество, но и сделать необходимые расходы для начала своей деятельность. Совокупная стоимость приобретения компьютера и программы составляет около 320 минимальных размеров оплаты труда. Отсюда неизбежность привлечения заемных источников и, как следствие, резкое увеличение риска банкротства предприятия, т.к. суммы займов или кредитов и процентов по ним значительно превышают собственные ресурсы предприятия. И это при начале деятельности предприятия, когда еще не сформирована потребность в производимых товарах и услугах и еще не известно, а будут ли они пользоваться спросом и появится ли у предприятия доход, позволяющий расплатиться за ранее предоставленные средства. Т.е. для обществ с ограниченной ответственностью и закрытых акционерных обществ не выполняются несколько главных функций уставного капитала: уставной капитал не является первоначальным (стартовым) капиталом и не является гарантией перед третьими лицами по обязательствам, т.к. дополнительные займы и кредиты зачастую значительно превосходят сумму уставного капитала. Ненамного лучше обстоят у вновь формируемых открытых акционерных обществ. Здесь сумма формируемых собственных финансовых ресурсов за счет уставного капитала значительно больше и ее может хватить для запуска небольшого производства. Однако, если в целях формирования ОАО присутствуют материалоемкие технологии, требующие дорогой технологической оснастки и оборудования - без дополнительного привлечения заемных средств не обойтись.

Выход видится только один: приведение минимальной величины уставного капитала к реальному уровню. Однако у всякого решения есть и обратная сторона: при этом резко повышаются входные барьеры для входа в бизнес новых собственников для организации новых предприятий. В тоже время возможно создание специальных организаций, которые на коммерческой долговременной основе будут участвовать в организации новых предприятий. В более льготных условиях при этом будут чувствовать себя акционерные общества, которым для привлечения большего количества собственных финансовых средств необходимо будет увеличить либо цену акций, либо их количество и решить при этом проблему в управлении обществом.

имущество юридический лицо

Понятие и общая характеристика юридического конфликта

Происхождение термина «конфликта» берет свое начало в латинском языке, в котором «конфликтом» было принято обозначать некое серьезное разногласие, столкновение или спор. При этом несмотря на очевидно негативную оценку, придаваемую социальным и юридическим конфликтам, в общественной жизни они неизбежны. Основная реальная задача, к достижению которой следует стремиться в соответствующей сфере – это минимизация их количества, а также поиск оптимальных способов их регулирования и разрешения.

Основой возникновения любых конфликтов выступает то, что человеку и социальным группам присуще наличие определенных интересов и потребностей, содержание и направленность которых зачастую не просто не совпадает, но и находится в прямом противоречии между собой. В этой связи, изучение и анализ природных и общественных противоречий становились исторически, и становятся до сих пор, предметом детального изучения философов.

Постепенно из философии и социологии выделилась самостоятельная наука, предметом исследования в которой выступили социальные и межличностные конфликты, а также поиск и формулировка путей и способов их разрешения – конфликтология. Впоследствии, с учетом достижений вышеназванной науки, относительно недавно, в социологии выделилось еще одно самостоятельное научное направление – юридическая конфликтология, изучающее природу, сущность, динамику развития правовых конфликтов, а также юридические механизмы их предупреждения и разрешения.

Кроме того, в рамках юридической конфликтологии окончательно сложилось понятие правового конфликта, которое в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 1

Правовой (юридический) конфликт – одна из разновидностей социального конфликта, выраженного в возникшем между субъектами права противоречии по поводу применения, нарушения или толкования действующих юридических предписаний.

Таким образом в основании юридического конфликта может находиться:

  • Противоречие между действующими юридическими предписаниями и нормативными правовыми актами;
  • Несоответствие содержания нормы права и практики ее практической реализации;
  • Разногласие, возникшее в связи с различным толкованием правовой нормы (нормативно-правого акта).

Виды юридических конфликтов

В зависимости от различных признаков, положенных в основу классификации, могут быть выделены различные группы юридических конфликтов.

Замечание 1

Так, например, в зависимости от основания возникновения все юридические конфликты могут быть разделены на объективные, связанные с независимыми от участников конфликта внешними обстоятельствами, и субъективные, вызванные особенностями характера и поведения его сторон. По территориальным пределам распространения принято выделять внутригосударственные и международные конфликты, и т.д.

Однако, наиболее распространенной выступает классификация юридических конфликтов, в зависимости от отраслей принадлежности, видами которых выступают:

  • Конфликты в области гражданского права, носящие имущественный характер, и, как правило, связанные с нарушением вещных прав на обладание определенным имуществом, либо с нарушением обязательственных отношений, выраженном в неисполнении воспринятых на себя в рамках гражданско-правового соглашения юридических обязательств одной из сторон;
  • Конфликт в трудовом праве, который заключается в индивидуальном или коллективном трудовом соре, одной из сторон которого выступает работник (объединение работников) и работодатель, по поводу применения действующих положений законодательства о труде;
  • Уголовно-правовой (криминальный) конфликт, выраженный в нарушении норм уголовного закона, охраняющего наиболее значимые общественные отношения, в результате совершения виновным лицом преступного деяния (действия или бездействия). Сторонами криминального конфликта выступают само виновное в совершении преступления лицо, а также субъект, чьи интересы нарушены в результате совершения соответствующего деяния (личность, организация, общество, государство).

Разрешение юридического конфликта

Как было отмечено выше, важнейшим аспектом любого конфликта, выступающим предметом изучения специальных наук, выступает пути и способы предупреждения, прекращения и разрешения соответствующего, в том числе юридического, конфликта.

Замечание 2

В связи с этим, необходимо обратить внимание на то, что успешное разрешение конфликта находится, с одной стороны, в зависимости от точного установления причин конфликтной ситуации и мотивов противоборствующих сторон, а с другой – от осознания возможных путей осложнения конфликта, и вызванных этим последствий. При этом, исходя из того что в основе юридического конфликта лежит возникновение определенных противоречий, наиболее эффективным способом его разрешения выступает устранение их устранение.

Юридические конфликты могут быть разрешены его участниками самостоятельно, так и посредством вмешательства третьей стороны, в качестве которой, как правило, выступает юрисдикционный орган государственной власти. В этой связи, наиболее распространенный способ разрешения юридических конфликтов – судебный, осуществляемый в одной из четырех форм судопроизводства, предусмотренных нормами действующего законодательства: конституционного, гражданского, административного или уголовного, в зависимости от отраслевой принадлежности соответствующего юридического конфликта.

Кроме того, эффективным способом разрешения юридического конфликта выступает посредничество третьей стороны – медиатора, в качестве которого может выступать как государство, в лице уполномоченных органов и должностных лиц, так и негосударственные учреждения, организации или отдельные лица. При этом медиативная форма разрешения юридического конфликта отличается известной степень гибкости, поскольку все процедурные моменты разрешения спора и его приемлемые результаты определяются самими сторонами, путем заключения соответствующих соглашений.