Устав службы на судах ввт. Устав службы на судах ВВП РФ

УСТАВ СЛУЖБЫ НА СУДАХ МИНИСТЕРСТВА МОРСКОГО ФЛОТА СОЮЗА ССР

Глава I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Настоящий Устав определяет основы ор­ганизации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанно­сти и права лиц судового экипажа.

2. Требования настоящего Устава распро­страняются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при испол­нении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и ра­боты на судне.

3. Нарушение требований настоящего Уста­ва влечет за собой дисциплинарную или иную установленную законом ответственность.

4. Каждый член экипажа судна обязан знать и точно выполнять требования настоя­щего Устава.

5. Порядок приема на работу, назначение на должности, перемещения по службе лиц судового экипажа, их права и обязанности, условия службы на судне, а также основания и порядок увольнения определяются:

(01) Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и ко­дексами законов о труде союзных респуб­лик;

(03) настоящим Уставом и Уставом о дисциплине работников морского транс­порта СССР;

(04) Положением о технической эксп­луатации морского флота и Правилами технической эксплуатации судовых техни­ческих средств;

6. Все лица судового экипажа назначаются на судно с согласия капитана.

7. Труд экипажа организуется капитаном судна в соответствии с трудовым законода­тельством и действующим Положением о ра­бочем времени и времени отдыха плавающе­го состава судов морского флота.

Форма организации труда экипажа судна устанавливается приказом судовладельца.

8. Судовладельцу предоставляется право в установленном порядке вводить на судах но­вые формы организации труда.

9. Обязанности лиц судового экипажа, долж­ности которых не указаны в настоящем уста­ве, определяются должностными инструкция­ми, утвержденными в установленном порядке.

10. Все нормативные документы в части организации судовой службы, определения

обязанностей и прав членов судового экипа­жа и лиц, временно пребывающих на судне, должны соответствовать положениям настоя­щего Устава.

Глава II ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ СОЮЗА ССР, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ, ПРИВЕТСТВИЯ, ВСТРЕЧИ И ТОРЖЕСТВА

11. Поднятый на судне в установленном по­рядке Государственный флаг Союза ССР указывает на принадлежность судна Союзу Советских Социалистических Республик.

12. Охрана Государственного флага Сою­за ССР и поддержание его престижа - по­четная обязанность каждого члена экипажа судна.

13. Государственный флаг Союза ССР дол­жен бережно храниться и быть всегда и хо­рошем состоянии.

14. Государственный флаг Союза ССР под­нимается только на судах, имеющих свиде­тельство о праве плавания под Государствен­ным флагом Союза ССР в соответствии с Ко­дексом торгового мореплавания.

День первого подъема флага считается су­довым праздником и отмечается ежегодно.

П р и меча н и е. Судно, приобретенное за грани­цей, пользуется правом плавания под Государствен­ным флагом Союза ССР с момента выдачи консулом СССР временного свидетельства, удостоверяющего это право.

15. Государственный флаг Союза ССР под­нимается на судне во время стоянки- на

кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке. Малым и буксир­ным судам на стоянке и на ходу разрешает­ся нести флаг на гафеле.

16. Государственный флаг Союза ССР на ходу и на стоянках поднимается ежедневно в 8 часов и спускается с заходом солнца.

За полярным кругом зимой Государствен­ный флаг Союза ССР ежедневно должен быть поднят в 8 часов и находиться в таком положении в пределах времени его видимо­сти, а в летнее время - с 8 до 20 часов.

17. Государственный флаг Союза ССР под­нимается ранее установленного времени (до 8 часов), а также не спускается после захо­да солнца в следующих случаях:

(01) при входе судна в порт и выходе из него;

(02) при встрече в море с военными ко­раблями и торговыми судами, плавающи­ми под флагом Союза ССР, до расхожде­ния с ними.

18. При входе в порт и выходе из него, а также при стоянке в порту, кроме Государ­ственного флага Союза ССР, на носовой (сиг­нальной) мачте поднимается вымпел Мини­стерства морского флота.

На судах, не имеющих мачт, указанный вымпел поднимается на носовом флагштоке.

19. Вымпел, присвоенный экипажу судна за первенство в социалистическом соревновании, поднимается на носовой (сигнальной) мачте. В случаях, когда настоящим Уставом преду­смотрен подъем на носовой (сигнальной) мач­те других флагов, вымпел не поднимается.

20. Подъем и спуск Государственного фла­га Союза ССР, а также вымпелов и других флагов производится по приказанию вахтен­ного помощника капитана.

21. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Председателя Президиума Верховного Совета СССР, Председателя Со­вета Министров СССР или иных лиц, пред­ставляющих Верховный Совет СССР, Прези­диум Верховного Совета СССР и Совет Ми­нистров СССР, а также дипломатических представителей и консулов СССР с согласия указанных лиц, кроме Государственного фла­га Союза ССР, поднимаемого на кормовом флагштоке или гафеле (статья 15), на носо­вой (сигнальной) мачте также поднимается Государственный флаг Союза ССР.

Примечания: 1. Под иными лицами понима­ются лица, имеющие официальные полномочия Вер­ховного Совета СССР, Президиума Верховного Сове­та СССР и Совета Министров СССР представлять их.

2. Дипломатическими представителями СССР яв­ляются послы, посланники и поверенные в делах.

22. При нахождении на судне министра морского флота, с его согласия, на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг мини­стра морского флота.

23. В дни революционных праздников и в другие особо торжественные дни, а также в случаях специальных указаний правительст­ва СССР при стоянке в порту производится торжественный подъем Государственного фла­га Союза ССР.

При торжественном подъеме флага одно­временно поднимается вымпел Министерства морского флота.

24. Во время стоянки в иностранном порту, а также при следовании под проводкой лоц­мана внутренними водными путями, канала­ми и подходными фарватерами, одновремен­но с Государственным флагом Союза ССР, поднятым на кормовом флагштоке, на носо­вой (сигнальной) мачте поднимается флаг страны порта.

В случаях, когда согласно статье 21 настоя­щего Устава на носовой (сигнальной) мачте должен быть поднят Государственный флаг Союза ССР, флаг страны порта поднимается на ноке реи носовой (сигнальной) мачты.

25. При нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного госу­дарства или правительства на носовой (сиг­нальной) мачте поднимается флаг этого госу­дарства. Вымпел Министерства морского фло­та в этом случае не поднимается.

26. В дни национального праздника страны порта стоянки судна флаг этой страны поднимается на носовой (сигнальной) мачте. Вымпел Министерства морского флота в этом случае не поднимается.

По согласованию с консулом СССР судно расцвечивается флагами.

27. Подъем Государственного флага Союза ССР в случаях, предусмотренных в статье 21 настоящего Устава, а также подъем иностран­ных государственных флагов (статья 26 нас­тоящего Устава) производится по указанию капитана судна.

28. В траурные дни Государственный флаг Союза ССР держится приспущенным на ⅓ длины фала.

В траурные дни в советских портах Госу­дарственный флаг приспускается по распоря­жению капитана порта, а в иностранных пор­тах - по согласованию с консулом СССР и портовыми властями.

29. При встрече с военным кораблем СССР судно обязано первым приветствовать его од­нократным приспусканием Государственного флага Союза ССР.

При встрече с военным кораблем СССР суд­но, на котором находится одно из лиц, указан­ных в статье 21 настоящего Устава, на привет­ствие военного корабля отвечает однократным приспусканием Государственного флага Сою­за ССР.

При встрече в море все суда под флагом Союза ССР при расхождении приветствуют друг друга однократным приспусканием Госу­дарственного флага Союза ССР.

30. При встрече в море с военным кораблем государства, состоящего в дипломатических отношениях с СССР, или при прохождении мимо такого военного корабля, стоящего на якоре либо на швартовах, судно первым при­ветствует его однократным приспусканием Го­сударственного флага Союза ССР.

При встрече с военным кораблем государст­ва, не состоящего в дипломатических отноше­ниях с СССР, приветствие Государственным флагом Союза ССР производится только в территориальных и внутренних водах этого государства.

При плавании в сложных условиях взаим­ное приветствие не обязательно.

Примечание. Под сложными условиями пони­мается плавание при маневровых режимах работы судна (швартовные операции, прохождение каналов и узкостей, вход в порт и выход из порта, маневрирова­ние, плавание во льдах, на мелководье, во время штор­ма и т. д.).

31. При посещении судна лицами, указанны­ми в статье 21 настоящего Устава, а также министром морского флота, его заместителя­ми, начальниками государственных хозрасчет­ных объединений и пароходств (управлений флота) капитан судна лично встречает их у трапа и отдает рапорт. В рапорте указывается наименование судна, краткие сведения о рейсе, экипаже судна и сообщается фамилия капи­тана.

При посещении судна официальными лица­ми иностранного государства, о встрече кото­рых имеется указание посольства или консуль­ства СССР, капитан встречает их и представ­ляется.

Глава III ЭКИПАЖ СУДНА

32. Экипаж судна состоит из капитана, дру­гих лиц командного состава и судовой ко­манды.

33. К командному составу относятся: капи­тан, помощники капитана, механики и электро­механики, начальник радиостанции, электро­радионавигатор, судовой врач (фельдшер), ра­диотехник, радиооператор, боцман , директор ресторана и администратор пассажирской службы.

Капитан, старший помощник капитана, пер­вый помощник капитана и старший (главный)

механик являются старшим командным сос­тавом судна.

К судовой команде относятся все остальные члены экипажа.

34. Капитан и все члены экипажа должны иметь заключение медицинской комиссии о годности для работы в соответствующей долж­ности.

35. Лица командного состава должны иметь диплом или квалификационное свидетельство, удостоверяющее соответствующее звание, на право занятия определенной должности.

36. Члены судовой команды назначаются на должности при наличии соответствующего ква­лификационного свидетельства на право за­нятия определенной должности.

37. Все члены экипажа в зависимости от выполняемых функций распределяются по службам (группам):

(01) служба эксплуатации обеспечивает безопасное судовождение, а также выпол­нение всех функций, связанных с производ­ственной деятельностью судна, и возглав­ляется старшим помощником капитана;

(02) служба технической эксплуатации (единая техническая служба) обеспечива­ет техническую эксплуатацию судовых тех­нических средств и корпуса судна; комп­лектуется из членов экипажа, обеспечи­вающих вахтенное обслуживание механи

ческой (энергетической) установки, а так­же из членов экипажа, не несущих постоян­ной вахты и занятых профилактическими, ремонтными и наладочными работами, и возглавляется старшим механиком. Ее со­став и численность устанавливаются раз­дельно для ходового н стояночного режи­мов работы судна;

(03) служба быта обеспечивает обслужи­вание экипажа судна и возглавляется по­мощником капитана по хозяйственной час­ти;

(04) пассажирская служба обеспечивает обслуживание пассажиров и возглавляется помощником капитана по пассажирской части;

(05) радиотехническая служба обеспечи­вает радиосвязь и работу радиотехниче­ских, радионавигационных средств и воз­главляется начальником радиостанции;

(06) медико-санитарная служба обеспе­чивает охрану здоровья экипажа и оказа­ние медицинской помощи пассажирам и возглавляется судовым врачом;

(07) учебная служба на учебных и учеб­но-производственных судах обеспечивает организацию учебного процесса и плава­тельной практики курсантов и студентов учебных заведений и возглавляется помощ­ником капитана по учебной части. Составы служб определяются их руководи­телями и утверждаются капитаном судна.1

38. Все технические средства, предметы оборудования и снабжения, а также помеще-

В дальнейшем именуется «механическая установка». 15

пия судна в целях обеспечения их надежной работы, технического обслуживания, готовно­сти к действию и сохранности распределяются в заведование определенным членам экипажа судна.

Распределение по заведованиям определяет­ся настоящим Уставом, судовыми расписания­ми, должностными инструкциями и утвержда­ется капитаном.

39. Каждый член экипажа обязан:

(01) поддерживать престиж Советского Союза, честь и достоинство советского мо­ряка, воспитывать в себе и в подчиненных черты, отвечающие принципам морального кодекса строителя коммунизма;

(02) строго хранить государственную тайну;

(03) беречь социалистическую собствен­ность;

(04) выполнять требования законов Сою­за ССР и союзных республик, настоящего Устава, приказов, правил и инструкций, действующих на судах Министерства мор­ского флота;

(05) добросовестно выполнять служеб­ные обязанности, повседневно бороться за повышение производи­тельности труда, ак­тивно участвовать в выполнении производ­ственных задач экипажа, способствовать достижению высоких показателей в выпол­нении производственно-финансовых планов и рейсовых заданий судна;

(06) знать свою специальность, устрой­ство судна и свое заведование, постоянно совершенствовать свои знания;

(07) быть дисциплинированным, беспре­кословно и быстро выполнять распоряже­ния командиров;

(08) знать и четко выполнять свои обя­занности по борьбе за живучесть судна;

уметь использовать согласно своим обязан­ностям судовые технические средства борь­бы за живучесть, аварийно-спасательное и противопожарное имущество и инвентарь;

уметь пользоваться индивидуальными и коллективными спасательными средствами;

(09) твердо знать и строго соблюдать правила техники безопасности, пожаробе­зопасности и санитарные правила, уметь оказать первую помощь при несчастных случаях ;

(10) быть чисто и опрятно одетым, соблюдать правила ношения форменной одежды.

40. Лица, использующие судовые техничес­кие средства, а также пользующиеся средст­вами бытового обслуживания независимо от того, в чьем ведении они находятся, полностью отвечают за их правильное использование.

Член экипажа, ведающий судовым техниче­ским средством, которым пользуется широкий круг лиц, обязан следить, чтобы у этого сред­ства находилась инструкция о порядке поль­зования им.

41. Член экипажа при обнаружении ненор­мальной работы или неудовлетворительного состояния технических средств обязан немед­ленно доложить об этом вахтенному помощ­нику капитана (вахтенному механику), а так­же непосредственному командиру, приняв все

возможные меры к их устранению, если про­должение работы технических средств угро­жает безопасности судна, жизни или здо­ровью членов экипажа.

42. Без разрешения своего командира и ве­дома вахтенного помощника капитана (вах­тенного механика) членам экипажа категори­чески запрещается производить ремонтные, профилактические или наладочные работы, связанные с временным выводом из строя тех­нических средств.

43. Каждый член экипажа должен заботить­ся о безопасности судна и при обнаружении опасности, грозящей людям, судну, грузу и техническим средствам, обязан немедленно до­ложить об этом вахтенному помощнику капи­тана (вахтенному механику), одновременно приняв все возможные меры к ее ликвидации.

44. Все члены экипажа обязаны выполнять объявленные капитаном аварийные и авраль­ные работы. К аварийным работам по усмот­рению капитана могут привлекаться все лица. находящиеся на борту.

45. Члены судового экипажа несут в уста­новленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

46. Лица, связанные по характеру своей ра­боты на судне с хранением, подготовкой к употреблению, раздачей или продажей про­дуктов питания, обязаны своевременно про­ходить установленный врачебный осмотр.

47. Если наличие специально подготовлен­ных кадров позволяет уменьшить штатную численность экипажа, допускается в установленном порядке совмещение двух или не­скольких специальностей (должностей) одним лицом в пределах нормальной продолжитель­ности его рабочего времени .

Лица, работающие по двум или нескольким совмещенным специальностям (должностям), должны иметь квалификационные документы и выполнять все обязанности и требования, предусмотренные настоящим Уставом, с уче­том издаваемых Министерством морского фло­та и судовладельцем специальных положений, устанавливающих порядок совмещения специ­альностей (должностей) и соответствующую форму организации труда на судах.

48. При исполнении служебных обязанно­стей взаимное обращение должно быть офи­циальным. При обращении лица командного состава к младшему по должности члену эки­пажа последний должен вставать.

Распоряжения по службе отдаются в фор­ме приказаний. Приказание должно быть кон­кретным и кратким. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения его, до­ложить лицу, отдавшему приказание.

В случае получения от другого лица ко­мандного состава нового приказания, испол­нение которого помешает выполнить первое, исполняющий обязан доложить об этом лицу, отдавшему второе приказание, и в дальней­шем действовать по его указанию.

49. При списании с судна члена экипажа последний должен сдать дела, свое заведова­ние и числящееся за ним имущество вновь на­значенному лицу или лицу, указанному командиром, по акту, который представляется своему непосредственному командиру.

50. Увольнение на берег членов экипажа производится по указанию капитана.

Члены судового экипажа могут отлучаться с судна только с разрешения своих непосредст­венных командиров и поставив в известность об этом вахтенного помощника капитана. По возвращении на судно они должны известить об этом вахтенного помощника капитана. В день отхода судна весь экипаж обязан быть на борту ко времени, назначенному капитаном.

51. При увольнении членов экипажа на бе­рег на борту судна должна оставаться часть экипажа, способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ. При стоянке судна на открытых рейдах разреша­ется увольнение не более ⅔ экипажа.

52. Членам экипажа, а также другим ли­цам, на которых распространяются требова­ния настоящего Устава (ст. 2), запрещается приносить на судно и употреблять спиртные напитки, а также появляться в нетрезвом виде.

Член экипажа, вышедший на работу или заступивший на вахту в нетрезвом состоянии, подлежит немедленному отстранению от ис­полнения служебных обязанностей.

53. Экипаж судна может быть заменен под­менным экипажем как на время стоянки суд­на в порту, так и на определенный период плавания судна. Численность подменного эки­пажа устанавливается штатным расписанием, утверждаемым судовладельцем в установлен­ном порядке в зависимости от типа судна, на котором производится подмена экипажа.

В своей деятельности подменный экипаж руководствуется настоящим Уставом.

Глава IV КОМАНДНЫЙ СОСТАВ СУДНА

54. Командный состав руководит действия­ми подчиненных и лично участвует в управ­лении судном и его эксплуатации.

55. Лица командного состава должны слу­жить примером в труде и быту для остально­го экипажа судна, умело сочетать требовательность с повседневной заботой о подчинен­ных, развивать у них инициативу, способст­вовать повышению их квалификации, органи­зовывать социалистическое соревнование, вос­питывать у подчиненных чувство ответствен­ности за порученное дело, сохранность техни­ческих средств и судового имущества, чувст­во патриотизма и любви к Родине, морскому флоту и своему судну.

56. Лица командного состава обязаны:

(01) всесторонне знать своих подчинен­ных, их деловые и моральные качества, их обязанности, организовывать и руководить их работой, повышением специальной и общей подготовки, способствовать росту производительности труда;

(02) требовать от подчиненных неуклон­ного соблюдения трудовой дисциплины, знания и выполнения настоящего Устава, приказов, наставлений, инструкций, пра­вил и положений, действующих на морском флоте, и проверять точное выполнение под­чиненными своих служебных обязанностей;

(03) знать устройство, производствен­ные и технические данные судна, меро­приятия по борьбе за живучесть, техниче­ские средства своего заведования и прави­ла эксплуатации этих средств;

(04) предъявлять в установленные сро­ки к освидетельствованию технические средства своего заведования и принимать необходимые меры к своевременному уст­ранению неисправностей и повреждений;

(05) готовить технические средства сво­его заведования к выходу в рейс, доклады­вать о состоянии готовности своему коман­диру, обеспечивать подготовку своего заве­дования к плаванию в штормовых усло­виях;

(06) информировать своих подчиненных о задачах, обстановке и особенностях предстоящего рейса;

(07) составлять план-график техниче­ского обслуживания по своему заведованию и обеспечивать его выполнение;

(08) составлять и представлять старше­му механику заявки на материально-тех­ническое снабжение и сменно-запасные части по своему заведованию, организо­вывать получение снабжения, его хране­ние, рациональное расходование и учет;

(09) составлять и представлять старше­му механику ремонтные ведомости (мате­риалы для ремонтных ведомостей) по сво­ему заведованию, контролировать ход и качество ремонта.

57. При назначении на судно или при пере­мещении по должности членов экипажа ли­цо командного состава, в подчинение которого поступают вновь назначенные, обязано озна­комить последних с судном, обязанностями по тревогам и другими судовыми расписаниями, назначением и размещением аварийно-спасательного и противопожарного имущества по всему судну, оборудования и инвентаря, с пра­вилами обслуживания заведования и другими служебными обязанностями, с правилами тех­ники безопасности, пожаробезопасности и внутреннего распорядка.

58. Вновь назначенное на судно лицо ко­мандного состава принимает от своего пред­шественника в установленном порядке обору­дование, технические средства, инвентарь, ма­териалы и документацию по своему заведо­ванию.

59. Лица командного состава несут ходо­вые и стояночные вахты согласно судовому расписанию.

Глава V КАПИТАН И ПЕРВЫЙ ПОМОЩНИК КАПИТАНА

Капитан Общие положения

60. Капитан является руководителем судо­вого экипажа, доверенным лицом государства, отвечающим за сохранность судна, жизнь на­ходящихся на нем людей и перевозимый груз.

61. Капитан осуществляет управление суд­ном на основе единоначалия и подчиняется непосредственно начальнику пароходства (уп­равления флота, управления мирских путей, э/о АСПТР), а капитаны судов портового и заводского флота - начальнику соответст­вующего флота. Все указания, относящиеся к деятельности судна, передаются только капи­тану, который отвечает за их выполнение.

Присутствие на борту судна вышестоящих должностных лиц не снимает с капитана воз­ложенной на него ответственности за выпол­нение обязанностей.

62. В своей работе по улучшению производ­ственной деятельности судна, организации груда, социалистического соревнования, отды­ха, учебы, воспитания и быта членов экипажа капитан опирается на общественные органи­зации судна.

63. Капитан обязан обеспечивать:

(01) поддержание престижа и достоинст­ва граждан Союза Советских Социалисти­ческих Республик и защиту их интересов;

(02) соблюдение на судне законов и дру­гих актов органов государственной власти и государственного управления Союза ССР, международных конвенций и соглашений, участником которых является СССР.

(03) соблюдение на судне требований Правил Регистра СССР и других органов надзора, настоящего Устава, инструкций, наставлений, приказов и других норматив­ных документов по обеспечению безопас­ности судна, людей, грузов, производст­венной деятельности судна и его техниче­ской эксплуатации;

(04) выполнение рейсовых заданий и рентабельную работу судна;

(05) соблюдение трудовой дисциплины и организацию судовой службы;

Первый помощник капитана

126. Первый помощник капитана подчиняет­ся капитану и непосредственно отвечает за по­литико-моральное состояние судового экипажа.

Указания и поручения первого помощника капитана в пределах его полномочий обяза­тельны для всех членов экипажа.

127. Первый помощник капитана организует свою практическую работу в соответствии с Положением о первом помощнике капитана на судах Министерства морского флота.

128. Первый помощник капитана во всей своей деятельности руководствуется решения­ми партийных и государственных органов.

Совместно с судовой партийной организаци­ей он проводит воспитательную работу среди членов экипажа в духе высокой идейной убеж­денности, принципов морального кодекса строителя коммунизма, славных традиций морского флота нашей Родины, мобилизуя мо­ряков на выполнение и перевыполнение произ­водственных заданий, проводит совместно с общественными организациями среди членов экипажа работу по организации социалистиче­ского соревнования и движения за коммуни­стическое отношение к труду и оказывает по­вседневную помощь в их работе.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................

3. СУДОВЛАДЕЛЕЦ..................................................................

4. ЭКИПАЖ.................................................................................

Основные задачи и состав судового экипажа.........................

Прием и назначение на судно судового экипажа.....................

5. КАПИТАН.................................................................................

Права..........................................................................................

Ответственность........................................................................

Обязанности.............................................................................

6. КОМАНДНЫЙ СОСТАВ И СУДОВАЯ КОМАНДА..........

Старший помощник капитана...................................................

Старший (главный) механик.....................................................

Второй механик........................................................................

Начальник радиостанции.........................................................

Вахтенные помощники капитана.............................................

Вахтенные механики................................................................

Электромеханик.......................................................................

Судовая команда......................................................................

Должностные инструкции судового экипажа.........................

7. СУДОВАЯ СЛУЖБА.............................................................

8. СУДОВОЕ ЗАВЕДОВАНИЕ..................................................

9. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА........................................................

Основные положения...............................................................

Вахта в порту............................................................................

Подготовка судна к рейсу (выходу в море).............................

В ахта в море.............................................................................

Судно при подходе к порту и входе в порт.............................

10. РАДИОТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА.........

Основные положения.....................................

Радиовахта......................................................

11. МЕДИКО-САНИТАРНАЯ СЛУЖБА......

Организация медицинского обслуживания...

Алкоголь и наркотики....................................

12. СУДОВАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА..

Назначение и задачи.......................................

Планирование технического обслуживания.

Организация технического обслуживания....

13. СЛУЖБА БОРЬБЫ ЗА ЖИВУЧЕСТЬ....

Основные задачи............................................

Судовые расписания по тревогам..................

Виды и сигналы тревог..................................

Учеба и тренировки........................................

Информационные материалы........................

Действия в аварийных ситуациях..................

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Устав службы на морских судах разработан во исполнение Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации. Он определяет основы организации службы на судах,

основные обязанности, права и ответственность капитанов, командного состава и судовых команд и их взаимоотношения с судовладельцем. Устав распространяется на все морские суда независимо от их назначения, типа и форм собственности, плавающие под Государственным флагом Российской Федерации.

1.2. Суда приобретают право плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента их регистрации в одном из реестров судов Российской Федерации - государственном, судовой книге или бербоут-чартерном (суда, приобретенные за пределами Российской Федерации, пользуются правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации с момента выдачи консульским учреждением Российской Федерации временного свидетельства, удостоверяющего такое право, и действительного до регистрации судна в государственном реестре или судовой книге, но не более чем шесть месяцев).

1.3. Суда должны иметь на борту отличительные обозначения - название судна

(присваиваемое собственником в порядке, установленном федеральным органом ис-

полнительной власти в области транспорта), порта приписки, обозначения (знаки) при-

надлежности и безопасности. Название судна наносится в носовой части с обоих бортов и на корме. На судах загранплавания название судна наносится также на щитах, устанавливаемых с каждого борта на ограждения верхнего или ходового мостика. Название порта приписки наносится на корме. Название судна и порта приписки на корпусе судна наносится буквами русского алфавита, а название судна на щитах - буквами латинского алфавита.

Принадлежность судов может обозначаться маркировкой дымовых труб (она может осуществляться символикой национального флага). На обоих бортах судов наносятся знаки безопасности: на середине длины судна - круг Плимсоля, шкала грузовой марки и палубная линия, а на фор- и ахтерштевне - шкалы углубления.

1.4. Судам присваивается позывной сигнал, а в зависимости от технической ос-

нащенности также идентификационный номер судовой радиостанции спутниковой связи и номер избирательного вызова судовой радиостанции. Порядок присвоения судам позывного сигнала устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области связи, а

идентификационного номера судовой радиостанции спутниковой связи и номера избирательного вызова судовой радиостанции - уполномоченной организацией в области электрорадионавигации и спутниковой связи.

2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ. ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ

2.1. Суда, пользующиеся правом плавания под Государственным флагом Российской Федерации имеют национальность Российской Федерации. Они должны нести на борту Государственный флаг Российской Федерации. Он поднимается на судне во время стоянки на кормовом флагштоке, на ходу - на гафеле или кормовом флагштоке с восходом и спускается с заходом солнца, если местные правила не требуют иного. Кроме Государственного флага Российской Федерации на судне может быть поднят флаг или вымпел судовладельца или фрахтователя. Эти символы поднимаются на носовой (сигнальной) мачте, а если ее нет - на носовом флагштоке.

2.2. Во время стоянки судна в иностранном порту, при следовании в иностранных территориальных водах одновременно с Государственным флагом Российской Федерации поднимается флаг прибрежного государства, в чьих водах находится судно. Флаг прибрежного государства поднимается на носовой (сигнальной) мачте, если иное не указано в местных правилах.

2.3. При нахождении на судне в качестве официальных лиц Президента, Председателя Правительства, Председателя Совета Федерации и Председателя Государственной Думы Российской Федерации, а также дипломатических представителей и консулов страны кроме Государственного флага Российской Федерации, поднимаемого на кормовом флагштоке или гафеле, с их согласия на носовой (сигнальной) мачте также поднимается Государственный флаг Российской Федерации. Во время нахождения на судне Министра транспорта Российской Федерации с его согласия на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг Министра транспорта Российской Федерации. Капи-

тан судна при посещении судна официальными лицами лично встречает их у трапа и отдает рапорт. В нем указывается наименование судна, краткие сведения о рейсе, экипаже судна и сообщается фамилия капитана.

2.4. При нахождении на судне в качестве официального лица главы иностранного государства или правительства с их согласия на носовой (сигнальной) мачте поднимается флаг этого государства. Капитан судна при этом встречает их и представляется.

2.5. При встрече в море с военным кораблем Российской Федерации судно приветствует его приспусканием Государственного флага Российской Федерации. Во время встречи в море все суда, плавающие под флагом Российской Федерации, приветствуют друг друга однократным приспусканием флага Российской Федерации. Взаимное приветствие необязательно при плавании в сложных условиях - входе в порт и выходе из порта,

прохождении каналов и узкостей, маневрировании, плавании во льдах и на мелководье, во время шторма и т.д.

2.6. В торжественные и праздничные дни либо дни национального праздника страны порта стоянки судна по согласованию с консулом судно может расцвечиваться флагами Международного Свода Сигналов.

В траурные дни Государственный флаг Российской Федерации держится приспущенным на одну треть длины фала. В национальных портах флаг приспускается по распоряжению капитана порта, в иностранных портах по согласованию с консулом и портовыми властями.

3. СУДОВЛАДЕЛЕЦ

3.1. Судовладелец организует эксплуатацию судов, несет за нее полную ответственность

и формирует, как это предусмотрено Международным Кодексом по управлению безопасностью

(ISM Code), политику безопасности, воплощает ее в системе управления безопасностью и на этой основе обеспечивает:

1 распределение обязанностей, прав и ответственности и взаимодействие всего персонала, осуществляющего работы (управление, выполнение и контроль исполнения), влияющие на безопасность и предотвращение загрязнения;

2 учреждение назначенного лица, осуществляющего контроль безопасности и предотвращения загрязнения на судах и оказание им. если это требуется, береговой поддержки;

3 соблюдение международных и национальных правил и норм по безопасности и предотвращению загрязнения;

4 устойчивую и надежную связь с судами, контроль состояния и безопасности судов,

незамедлительные действия по расследованию аварийных происшествий и принятию мер по их устранению и предупреждению;

5 снабжение судов необходимыми для судовождения:

текстами международных конвенций и резолюций, национальных законов, правил и обычаев портов захода судов, регулирующих положения торгового мореплавания;

картами, лоциями, описаниями маяков и огней, извещениями мореплавателям и иными навигационными пособиями на предстоящие рейсы;

справочно-информационными материалами по транспортным свойствам и правилам морской перевозки грузов и пассажиров;

6 техническое обслуживание, ремонт и материально-техническое снабжение судов;

7 порядок и формы судовых регистрации (судовые журналы, планы и т.д.).

3.2. Судовладелец организует и осуществляет подготовку судов к безопасной экс-

плуатации. Суда признаются подготовленными к безопасной эксплуатации, если они:

1 имеют надлежаще оформленные судовые документы, удостоверяющие их со-

ответствие международным и национальным правилам и нормам по безопасности и годность к плаванию;

2 укомплектованы судовыми экипажами по составу, численности, квалификации,

компетентности, профессионализму и медицинской пригодности, соответствующими международным и национальным правилам и нормам;

3 имеют на борту запасы всех необходимых видов снабжения (сменно-запасных частей,

инвентаря, инструментов, топлива, продовольствия и т.д.);

4 находятся в исправном техническом, экологическом и санитарном состоянии и содержатся в опрятном виде.

3.3. Судовладелец отслеживает наличие и сроки действительности судовых документов на судах, выдаваемых уполномоченными на то органами надзора и удостоверяющими соответствие судов требованиям международных и национальных правил и норм по безопасности и их годность к плаванию. Он организует своевременное предъявление судов органам надзора для возобновления или продления судовых документов в соответствии с установленными нормативными сроками их действительности.

3.4. Судовладелец должен обеспечить членам экипажей судов безопасные условия труда

и охрану здоровья, бесперебойное снабжение продовольствием и водой, наличие спасательных средств и надлежащих помещений (кают, столовых, санитарных узлов, медицинских пунктов,

помещений для отдыха) и культурно-бытовое обслуживание. Он обязан страховать заработную плату и иные причитающиеся членам судовых экипажей судов суммы, в том числе расходы по репатриации, их жизнь и здоровье при исполнении служебных обязанностей.

Основные задачи и состав судового экипажа

4.1. Эксплуатация судна осуществляется судовым экипажем. Основными задачами судового экипажа являются обеспечение безопасной эксплуатации судна, предотвращения причинения ущерба судну, находящимся на нем людям, грузу, имуществу и окружающей среде,

защиты от выявленных рисков и постоянной готовности к действиям в аварийных ситуациях. В

состав судового экипажа входят капитан, другие лица командного состава и судовая команда. К

командному составу кроме капитана относятся помощники капитана, механики,

электромеханики, радиоспециалисты и врачи. Судовая команда состоит из лиц, не относящихся к командному составу. По конвенционной градации судовой экипаж подразделяется на палубную и машинную команды. Старший помощник капитана, вахтенные помощники капитана и матросы образуют палубную команду. Старший (главный) механик, второй и вахтенные механики, электромеханики, мотористы и электрики образуют машинную команду.

Другие члены судового экипажа

распределяются по командам в зависимости от основных выполняемых ими должностных обязанностей.

4.2. Все члены судового экипажа должны иметь дипломы, квалификационные и специальные свидетельства, предусмотренные международными и национальными нормативно-правовыми документами, удостоверяющими квалификацию, компетентность,

профессионализм и медицинскую пригодность к морской службе. Компетентность и профессионализм определяются применительно к основным выполняемым на судне функциям для уровней ответственности:

1 управления, связанного с выполнением функций, капитаном, старшим помощником капитана, старшим (главным) и вторым механиком;

2 эксплуатации, связанной с выполнение функций вахтенным помощником капитана,

вахтенным механиком либо механиком с периодически безвахтенно обслуживаемым машинным помещением и радиооператором;

3 вспомогательного, связанного с выполнением функций под контролем лиц судового экипажа, работающих на уровне эксплуатации или управления. Дипломы,

квалификационные и специальные свидетельства выдаются капитаном морского порта в порядке, установленном Положением о дипломировании членов экипажей морских судов,

утвержденном Правительством Российской Федерации. Выдаваемые членам судового экипажа дипломы, квалификационные и специальные свидетельства:

1 дипломы - капитана, старшего помощника капитана и вахтенного помощника капитана; судовых механиков первого, второго и третьего разряда; судовых электромехаников первого, второго и третьего разряда; судовых радиоспециалистов - радиоэлектроника первого, второго класса, оператора и оператора ограниченного района Глобальной морской системы связи и для обеспечения безопасности (ГМССБ),

радиооператора первого и второго класса и судового врача;

2 квалификационные свидетельства (для лиц рядового состава) - матроса, моториста,

токаря-моториста и электрика;

3 специальные свидетельства для лиц командного и рядового состава, выдаваемые согласно требованиям Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты (STCW-78/95)

В оригинале дипломы, квалификационные и специальные свидетельства судового экипажа хранятся на судне, в копии у судовладельца.

4.3. Состав и численность судового экипажа устанавливается судовладельцем исходя из назначения, типа, размеров, технической оснащенности, энергетической вооруженности и эргономнокомпактности (меры автоматизации), условий и особенностей плавания судна. При этом состав и численность судового экипажа не может быть ниже минимальных норм,

предусмотренных международными и национальными нормативно-правовыми документами.

Минимальные нормы состава и численности судового экипажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области транспорта (по согласованию с профсоюзными органами) с учетом необходимости обеспечения безопасности мореплавания, соблюдения требований к продолжительности рабочего времени и недопущения перегрузки членов судового экипажа. Свидетельство о минимальном составе и численности судового экипажа выдается капитаном морского порта, в котором осуществлена регистрация судна.

Прием и назначение на судно судового экипажа

4.4. Судовой экипаж принимается на работу и назначается на судно приказом су-

довладельца. Порядок приема на работу членов судового экипажа, их обязанности, права и ответственность, условия и оплата труда, а также основания и порядок увольнения определяются законодательством Российской Федерации, Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, уставом службы на морских судах, уставом о дисциплине работников морского транспорта, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными

и трудовыми договорами.

4.5. Капитан, назначенный на должность, вступает в исполнение своих обязанностей после приема судна. Прием производится в присутствии сдающего судно капитана. Если по каким-либо причинам сдающий судно капитан отсутствует, то прием судна осуществляется в присутствии полномочного представителя судовладельца (с указанием причины отсутствия сдающего судно капитана). При приеме-сдаче судна капитан должен:

1 принять все судовые документы по описи, а денежные суммы, документы и ценные бумаги по кассовой книге (недостатки или излишки денежных сумм, документов и ценных бумаг отражаются в акте);

2 ознакомиться с судовым экипажем;

3 получить от сдающего судно капитана все необходимые данные о конструктивных особенностях, технико-эксплуатационных параметрах, мореходных и маневренных свойствах судна, его состоянии и готовности к предстоящему рейсу;

4 ознакомиться с рейсовым заданием судна (ремонтом, если судно в ремонте) и ходом его выполнения;

5 осмотреть судно совместно со сдающим судно капитаном в сопровождении старшего помощника капитана и старшего (главного) механика и получить необходимые разъяснения.

По окончании приема-сдачи должен быть составлен акт установленной формы приема-

сдачи судна. Акт подписывается принимающим и сдающим судно капитанами. В порядке исключения при ограниченных сроках прием-сдача судна с разрешения судовладельца может проводиться по усеченной процедуре. Она предусматривает, как минимум, составление и подписание обоими капитанами акта приема-сдачи судна, денежных сумм, документов и ценных бумаг по кассовой книге. В акте отмечается, что судно принято-сдано без осмотра.

Акт приема-сдачи высылается судовладельцу и в копии хранится на судне. Прием-сдача и вступление назначенного капитана в командование судном регистрируется в судовом журнале с указанием времени за подписями принимающего и сдающего судно капитана. О вступлении капитана в командование объявляется приказом по судну.

4.6. Члены судового экипажа, назначенные на судно, по прибытии на судно должны представиться капитану. До вступления в должность они обязаны изучить и показать знания судна и судового оборудования, эксплуатационных процедур, политики безопасности, системы управления безопасностью и должностных обязанностей. Изучение проводится:

1 на берегу (подготовительное) путем:

ознакомления с имеемой у судовладельца документацией и информацией по судну и обучения на тренажерах судовладельца или внешних учебных центров;

морской флот радиобуй плот

Устав службы определяет основы организации службы на судах Министерства морского флота, а также основные обязанности и права лиц судового экипажа. Требования Устава распространяются на членов экипажа судна как при нахождении их на судне, так и при исполнении служебных обязанностей на берегу, а также на других лиц, временно пребывающих и выполняющих служебные обязанности и работы на судне.

Дисциплинарный Устав определяет особые условия соблюдения дисциплины работниками морского транспорта, непосредственно обеспечивающими безопасность мореплавания, сохранность имущества на море, предотвращение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью людей, защиту и сохранение окружающей среды.

Действие Устава распространяется на членов экипажей морских судов всех типов независимо от формы собственности, плавающих под Государственным флагом Украины.

Дисциплина работников морского транспорта состоит в соблюдении ими правил и норм, установленных международными договорами Украины, законами и иными нормативными правовыми актами Украины, применяемыми на морском транспорте, выполнении распоряжений руководителей, отданных в пределах их компетенции, а также обязанностей, установленных настоящим Уставом, Уставом службы на морских судах и трудовым договором (контрактом).

Порядок приема на работу членов экипажа, их права и обязанности регулируются в первую очередь общими нормами трудового законодательства. Однако специфика деятельности морского транспорта предусматривает особые правила, которые регулируются нормами настоящего Кодекса, уставами службы на морских и рыболовных судах, генеральными и отраслевыми тарифными соглашениями, коллективными и трудовыми договорами (контрактами). Кроме того, трудовые отношения на судне регулируются и международными соглашениями.

В частности, к работе на судне допускаются только лица, имеющие соответствующие дипломы и квалификационные свидетельства, которые соответствуют требованиям к состоянию их здоровья. Некоторые командные должности на судне могут занимать только граждане Украины.

Как правило, судоходные компании имеют собственные кадровые службы и самостоятельно осуществляют трудоустройство моряков для работы на судах. В то же время сегодня существуют специализированные компании, которые осуществляют подбор, обучение и трудоустройство моряков, в том числе и для работы на иностранных судах. В своей деятельности такие компании руководствуются Конвенцией N 179 о найме и трудоустройстве моряков. Однако на сегодня Украина не является участницей Конвенции. Согласно этой Конвенции частные службы по найму и трудоустройству должны действовать только в соответствии с единой системой лицензирования, которая создается и изменяется только после консультаций с представительными организациями судовладельцев и моряков. Государство должно обеспечить, чтобы на моряков прямо или косвенно не полагалась оплата любых сборов и расходов в связи с их наймом и предоставлением работы, определяет условия, при которых службы могут трудоустраивать или осуществлять набор моряков за рубежом, а также условия обработки (сбора, хранения, передачи) личных данных о моряках. Государство обеспечивает, чтобы компетентный орган исполнительной власти контролировал службы по найму и увольнению, издавал и продолжал срок действия лицензий; следил, чтобы аппарат и персонал служб состоял из подготовленных лиц, имеющих соответствующие знания в области морского транспорта; требовал от служб принятия мер, обеспечивают в меру возможностей наличие у работодателя средств для защиты моряков от угрозы оставление в тяжелом положении в иностранном порту подобное.

На сегодня в Украине действует только Устав службы на судах морского флота, который определяет порядок организации службы, а также основные права и обязанности лиц судового экипажа.

Относительно уставов службы на судах, которые занимаются другой деятельностью на море, то они должны утверждаться соответствующими министерствами и ведомствами. Хотя после принятия Конвенции о подготовке, дипломировании моряков и несении вахты 1978 года, в которой установлены требования к членам экипажа, необходимость принятия уставов службы практически отпала и они вполне могут быть заменены соответствующими должностными инструкциями, которые разрабатываются судовладельцами с учетом требований, содержащихся как в национальном, так и в международном законодательстве.

Основные положения Устава:

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФЛАГ, ФЛАГИ И ВЫМПЕЛЫ

ГЛАВА 3. ЭКИПАЖ СУДНА

ГЛАВА 4. КАПИТАН

ГЛАВА 5. ОБЩЕСУДОВАЯ СЛУЖБА

ГЛАВА 6. СУДОМЕХАНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА

ГЛАВА 7. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СЛУЖБЫ СУДОВЫХ ЭКИПАЖЕЙ, РАБОТАЮЩИХ ПО МЕТОДУ СОВМЕЩЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ (ПРОФЕССИИ)

ГЛАВА 8. СЛУЖБА ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА

ГЛАВА 9. СЛУЖБА НА СУДАХ ТЕХНИЧЕСКОГО ФЛОТА

ГЛАВА 10. СЛУЖБА НА НЕСАМОХОДНЫХ СУДАХ

ГЛАВА 11. ВАХТЕННАЯ СЛУЖБА

ГЛАВА 12. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЖИВУЧЕСТИ СУДНА

ГЛАВА 13. ПОВСЕДНЕВНАЯ СЛУЖБА И РАСПОРЯДОК ЖИЗНИ ЭКИПАЖА СУДНА

§ 112. Устав и вахтенная служба на морском судне

Современное судно - сложное инженерное сооружение, снабженное различными совершенными машинами, устройствами и приборами. Обслуживающий судно экипаж должен хорошо знать порученную ему технику, уметь правильно ее использовать и содержать и надлежащем техническом состоянии. Обязанности каждого члена экипажа регламентированы Уставом службы на судах морского флота СССР. В соответствии с ним весь экипаж разделяется на палубную и машинную команды и обслуживающий персонал, а также на командный состав и судовую команду. Командный состав делится на старший, средний и младший. К старшему относятся капитан, старший помощник, помощник капитана по политической части, главный и старший механики. Помощники капитана, механики, электромеханики, начальник судовой радиостанции и радиооператоры, врач и бухгалтер относятся к среднему комсоставу. Боцман, старший машинист и старший моторист - к младшему составу.

В состав палубной команды входят боцман, подшкипер, плотник, старший матрос, старший рулевой, матросы I и II классов, матрос-санитар, палубный слесарь, матрос-водолаз, трюмные матросы, штурманский ученик, практиканты, санитар. Машинная команда в своем составе имеет старшего машиниста (старшего моториста), машинистов (мотористов) I и II классов, кладовщика, токаря, рефрижераторных и крановых машинистов, учеников и практикантов. В обслуживающий состав входят: бухгалтер, старший кок, коки, камбузники, артельщик, буфетчик, уборщики, дневальный, прачка и т. д.

Численность экипажа зависит от типа, назначения и размеров судна и регламентируется штатным расписанием каждого судна, в котором указывается перечень должностей и количество штатных мест на каждую должность.

Штурманский состав судна во главе с капитаном обеспечивает выполнение основных производственных задач судна: приемку, сдачу и качественную перевозку грузов, перевозку пассажиров, сохранность судна, обеспечивает навигационную проводку судна, управление судном, содержит в надлежащем состоянии материальную часть навигационного оборудования.

Руководство всей деятельностью судна осуществляет капитан, на которого возложено единоличное управление судном. Капитан подчиняется начальнику пароходства. Все распоряжения пароходства поступают на судно только через капитана, отвечающего за их выполнение. Капитан судна несет ответственность за вверенные ему судно и экипаж, за судовождение и сохранность перевозимых грузов, обеспечивает выполнение судном производственных планов и правильное техническое использование судна, отвечает за политико-моральное состояние личного состава.

В своей деятельности капитан руководствуется Уставом службы на судах морского флота Союза ССР, Кодексом торгового мореплавания Союза ССР, Правилами технической эксплуатации судов морского флота, международными конвенциями, договорами, приказами и указаниями пароходства и соответствующих властей. Старший помощник - первый заместитель капитана, он отвечает за порядок и дисциплину на судне. Ему в административном отношении подчинен весь экипаж судна. Старший помощник руководит работой штурманского состава и палубной команды и несет ответственность за техническое состояние корпуса судна, надстроек, грузового устройства, якорного, швартовного, -рулевого устройств, судовых помещений, спасательных -средств, сигнальных огней и устройств и т. п.; отвечает за подготовку трюмов и других грузовых помещений к приему груза; обеспечивает безопасную погрузку на судно тяжеловесов и их крепление; контролирует правильность укладки и сепарирования грузов, ведает размещением на судне запасов и перемещением их из одного отсека в другой.

Старший помощник руководит аварийно-спасательным и противопожарным отделением и обеспечивает борьбу за живучесть и непотопляемость судна; несет ходовую вахту.

Второй помощник несет ходовую и стояночную вахты. Во время швартовки судна он обычно руководит операциями по швартовке с кормы. Одной из основных обязанностей второго помощника является приемка, выдача, размещение и обеспечение сохранности перевозимых на судне грузов, почты и пассажирского багажа. Он выдает штурманские расписки в приеме грузов, руководит работой трюмных матросов и береговых счетчиков, отвечает за состояние грузовых помещений и грузового инвентаря, следит за распределением грузов по трюмам, составляет извещение о готовности судна к грузовым операциям, ведет грузовую книгу; на. ледоколах, морских буксирах и других судах, не занимающихся перевозкой грузов, ведет судовую кассу и выполняет другие поручения по указанию капитана.

Третий помощник несет ходовую и стояночную вахты. Одной из основных его обязанностей -является содержание в должном порядке навигационного оборудования и пособий на судне. В ведении третьего помощника находятся электрорадионавигацион- ные устройства, компасы, лаги, лоты, средства визуальной и звуковой сигнализации и связи, навигационные пособия и инструменты, служба времени на судне. Он заботится о своевременном пополнении навигационным и электрорадионавигационным оборудованием и пособиями. При отсутствии на судне четвертого помощника третий помощник ведет судовую канцелярию, кассовую книгу. Он оформляет приход и отход судна, судовые роли, ведет учет перемещения личного состава судна и выдает необходимые справки.

Обязанности четвертого и пятого помощников устанавливаются приказом капитана.

Помощник капитана по пассажирской части несет ответственность за правильное обслуживание пассажиров, является непосредственным начальником судового персонала, обслуживающего пассажиров. Подчиняется капитану и старшему помощнику.

Помощник капитана по пожарно-техничеокой части несет ответственность за исправность и готовность к действию средств пожаротушения и отвечает за выполнение всеми членами экипажа и рабочими во время ремонта судна противопожарного режима и правил пожарной безопасности. Подчиняется старшему помощнику капитана.

Боцман является непосредственным начальником палубной команды и распределяет работу между членами палубной команды, следит за правильностью, точностью и быстротой ее исполнения. Боцман отвечает за содержание в должном порядке корпуса судна, судовых помещений, грузовых устройств, якорного, рулевого и швартовного устройств и спасательных средств. Во время швартовных операций боцман управляет работой брашпиля и обеспечивает слаженную работу команды на баке.

Помощником боцмана по хозяйственной части является подшкипер, в обязанности которого входят приемка, хранение и выдача материалов и инвентаря, их учет и заправка инструментов. Матросы приводят в порядок палубу, надстройки, такелаж, занимаются покраской на судне, несут ходовые и стояночные вахты. Старший матрос назначается из числа наиболее опытных матросов, он ведает порядком в штурманской рубке и стоит на руле при входе и выходе судна из порта, в узкостях и в других случаях по усмотрению капитана.

Трюмные матросы назначаются из числа наиболее опытных матросов и обеспечивают в соответствии с указаниями второго помощника правильную погрузку и выгрузку грузов, их оформление, укладку и сепарацию, несут ответственность за соблюдение правил технической эксплуатации, техники безопасности, правил погрузки и выгрузки грузов.

Вахтенный помощник несет ответственность за вахтенную службу, за безопасность судна, людей, за сохранность грузов и имущества. Без разрешения капитана вахтенный помощник не имеет права отлучаться; обязан следить за своевременным подъемом и спуском флага, включением ходовых и стояночных огней, обеспечивать своевременную вентиляцию грузовых помещений и закрытие люков в плохую погоду, не допускать курения в запрещенных местах, наводить порядок на судне в случае его нарушения, вести судовой журнал в установленном порядке, в экстренных случаях, до получения распоряжения капитана, принимать самостоятельно решения и меры по обеспечению безопасности судна, экипажа, пассажиров, груза.

На ходу судна судоводитель до вступления на вахту должен ознакомиться с районом плавания судна и навигационной обстановкой. Принимая вахту, штурман должен получить у сдающего вахту полную информацию относительно условий плавания и различных обстоятельств, сопутствовавших плаванию, проверить по карте место судна, исправность огней (действующих и запасных). Вахтенный помощник ведет счисление пути судна, возможно чаще проверяя место судна путем обсерваций.

На стоянке судна при заступлении на вахту штурман должен получить от сдающего полную информацию о навигационном и эксплуатационном состоянии судна: о готовности судна к выходу в рейс, о наличии на судне экипажа, состоянии грузовых операций, наличии груза на судне, о предстоящих судовых и погрузочно-разгрузочных работах, о количестве вытравленной якорь-цепи и наличных швартовных концах и т. п.

Вахтенный помощник обеспечивает несение вахтенной службы, следит за гидрометеорологической обстановкой на стоянке на рейде, за швартовными концами у причала, за ходом грузовых операций, не допуская крена судна, наблюдает за высотой воды в льялах, ведает увольнением экипажа на берег. Во время стоянок в портах он обязан знать местные правила и руководствоваться ими.

Во главе машинной команды стоит главный (старший) механик, который является техническим руководителем всех членов экипажа, осуществляющих управление машинами и прочей судовой техникой. Старший механик отвечает за техническую эксплуатацию всей механической и электромеханической части судна.

Второй механик руководит всей работой машинной команды судна по эксплуатации и ремонту механической и электромеханической части судна. Третий механик несет ответственность за вспомогательные двигатели, котельные установки и паропроводы, компрессоры, топливную, балластную и воздушную системы, механическую часть рулевого устройства. Четвертый механик отвечает за состояние всех палубных механизмов и систем. Если на судне только три механика, то эти обязанности выполняет третий механик.

Все механики, кроме главного (старшего), несут вахты в машинном отделении,

В ведении электромеханика находятся судовые электромеханизмы, электрическая сеть, электрические лебедки, брашпиль, рулевое устройство, размагничивающее устройство.