Условия лишения лицензии управляющей компании. Кто и как лишает управляющие компании лицензии

В связи с введением лицензирования предпринимательской деятельности УК по управлению МКД (глава 19 ст.192 ЖК РФ) теперь осуществляется строгий контроль за соблюдением лицензионных требований. Поэтому вам, как руководителю своей управляющей компании, нужно строго следить за исполнением своих обязанностей, особенно по раскрытию информации, чтобы не попасть под аннулирование лицензии управляющей компании из-за нарушения лицензионных требований. Итак, рассмотрим, за что вас могут лишить лицензии.

Порядок лишения лицензии управляющей компании

Что это значит? Это значит, что если из вашего реестра управляемых домов исключили МКД, площадь которых составляет от 15% от общей площади помещений в многоквартирных домах, то это автоматически становится основанием для подачи на вас в суд с целью аннулирования вашей лицензии.

Руководствуясь ч.5 ст.198 ЖК РФ , можно выделить следующие этапы процедуры аннулирования лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД:

  1. Сначала орган ГЖН должен в течение 1 календарного года 2 и более раз выдать вам предписание по устранению нарушений лицензионных требований в отношении одного или нескольких МКД, которыми вы управляете.
  2. Если вы не исполните эти предписания ГЖН или исполните их не должным образом, то уже суд 2 и более раз вынесет вам или ответственному должностному лиц вашей УК административное наказание за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органом ГЖН.
  3. В данном случае орган ГЖН вправе в законодательном порядке и в установленные сроки исключить из реестра лицензий сведения о МКД, в отношении которых по решению суда вы совершили нарушение лицензионных требований.
  4. Лицензионная комиссия на основании имеющихся данных (если из реестра МКД ушло 15% площади МКД от общей площади домов) рассматривает вопрос об обращении на вас в суд с заявлением об аннулировании лицензии.
  5. Орган ГЖН на основании решения лицензионной комиссии уже может обращаться в суд с требованием лишить вас лицензии.

Нюансы

Нужно помнить некоторые нюансы, которые есть в законодательстве и применяются на практике. Так, согласно ч.5.1 ст.198 ЖК РФ , если в течение 1 календарного года вам или иному должностному лицу вашей УК суд 2 и более раз назначал административное взыскание за неисполнение предписания ГЖН или выполнения его не должным образом об устранении нарушений лицензионных требований, то из реестра лицензий будут исключены сведения обо всех управляемых вами МКД.

Еще одна особенность состоит в том, что управляющая компания осуществляет свою деятельность на основании заключенного с собственниками помещений в МКД договора управления. И надо отметить, что этот договор управления сохраняет свою силу и после аннулирования лицензии управляющей компании . Исходя из этого, по закону у жильцов МКД есть право принять решение, хотят ли они и в дальнейшем пользоваться услугами вашей УК или нет. То есть, отчасти судьба вашей управляющей компании находится в их руках.

Если этот пробел в законодательстве не будет устранен, то, возможно, в скором будущем будут не редки судебные разбирательства между органами ГЖН, управляющими компаниями и жильцами МКД. Чтобы не попасть в эту неловкую ситуацию, рекомендуется исполнять все свои обязательства по соблюдению лицензионных требований.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение порталаРеформа ЖКХ , сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнениеГИС ЖКХ ). Мы всегда рады вам помочь!

Нарушение лицензионных требований влечет за собой административное наказание, предписание с требованием исправить выявленные недочеты. При грубом нарушении действующего законодательства возможна и уголовная ответственность.

Если в течение одного года УК было допущено не менее двух нарушений при управлении многоквартирным домом (в дальнейшем МКД), то она может лишиться права им управлять.

В случае, когда нарушения были допущены в не менее чем 15% домов, которые находятся на обслуживании у УК, то лицензию у такой компании могут отозвать, аннулировать решением суда.

За деятельностью УК осуществляется лицензионный контроль , основной целью которого является выявление нарушений и их пресечение (часть 2 ст.196 ЖК РФ).

Занимается Госжилнадзор (ГЖН). Он вправе проводить как документальные, так и выездные проверки. Если в результате проверки будут выявлены какие-либо нарушения, они должны быть зафиксированы в протоколе.

Согласно п.2 ст. 196 ЖК РФ , должностные лица, осуществляющие лицензионный контроль, должны установить, что выявленные нарушения являются причиной действия либо бездействия сотрудников лицензиата.

Если осуществляется проверка документов УК, то ГЖН запрашивает необходимые документы, которые могут подтвердить факт нарушения. В случае обнаружения такового, у УК запрашивают пояснения по факту выявленных нарушений . Они должны быть предоставлены в десятидневный срок.

Если в результате будут обнаружены несоответствия, явные признаки нарушений или объяснения просто не предоставлены — назначается выездная проверка.

Ее результаты фиксируются актом проверки. Если нарушения будут установлены, то руководству УК выдается предписание с требованием устранить выявленные недочеты. Возможно и привлечение к административной ответственности, т. е. наложение взыскания.

За что могут лишить УК лицензии?

Поводом для аннулирования могут быть грубые нарушения лицензионных требований управляющей организацией:

Также понести административное наказание УК может в случае:

  • искажения ;
  • нарушении требований лицензии;
  • неоднократном неисполнение предписаний ГЖН;
  • нарушении , например, предоставление претендентом на лицензию недостоверной информации и тому подобное;
  • систематическом невыполнении условий .

Необходимые основания

Лишить управляющую компанию лицензии можно только после соответствующего судебного решения.

Для начала судебного разбирательства по отзыву лицензии у управляющей компании Госжилнадзор должен подать иск.

Надо отметить, что суд только принимает решение, а отзывает лицензию именно ГЖН. Иск ГЖН должен основываться на выявленных проверкой или проверками нарушениях УК.

Безусловным основанием для подачи иска на лишение лицензии управляющей компании может быть систематическое невыполнение УК предписаний ГЖН.

Должно быть не менее двух невыполненных предписаний в год, которые повлекли за собой наложение на УК взысканий. Аннулировать лицензию могут в случае, если при управлении домами, в 15% из них были допущены нарушения требований обслуживания, не менее 2-х раз в год.

Порядок отзыва лицензии

Отзыв лицензии у управляющей компании ЖКХ происходит в том же порядке, что и , только после прохождения инстанций следует обращение в суд.

Процедура по отзыву лицензии может длиться более года и состоит из таких этапов:

Суд может либо сразу аннулировать действующую лицензию, либо потребовать исполнение уже решения суда по исправлению выявленных нарушений. Контроль за исполнением в таком случае возлагается на Госжилнадзор. Неисполнение постановления суда повлечет за собой аннулирование лицензии.

Юридическая ответственность за нарушения

За неисполнение своих , УК будет нести ответственность согласно ст. КоАП и ЖК РФ:


За нарушение правил управления, на руководство компании может быть наложен штраф в размере от 50000 до 100000 рублей. Могут и дисквалифицировать, лишить права занимать руководящие должности в течение 3 лет. На саму УК, как на юридическое лицо, согласно ч. 1 ст.7.23.3 КоАП налагается штраф в размере от 150000 до 250000 рублей.

Ответ на вопрос о том, может ли УК работать без лицензии, будет однозначным — нет, лишенная лицензии управляющая компания не имеет права управлять домом.

За действия, совершенные в то время, когда лицензия приостановлена, согласно 2 ч. ст.7.23.3 КоАП — на руководство организации налагается штраф в размере от 100 тыс. до 20 тыс. На саму организацию — от 150 до 500 тысяч рублей.

Штраф накладывается как на осуществление своей деятельности без лицензии, так и за нарушение предусмотренных лицензией требований.

Заключение

В заключение можно сказать, что лишение лицензии управляющей компании – процесс долгий, сложный и неоднозначный. Далеко не факт, что при наличии систематических нарушений УК ее лишится. К тому же приостановка действия или вынесенное судом решение об аннулировании не означает, что деятельность УК прекращается.

До вступления в силу решения, она продолжает свою работу. Больше того, у УК есть право обжаловать судебное и любое другое решение либо вновь пройти процесс лицензирования.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

id="razdel">

На днях стало известно, что в соседнем Малоярославецком районе возбуждено целых три уголовных дела в отношении управляющих компаний. Как выяснилось, они взимали с жильцов деньги за отопление и горячую воду, но не перечисляли их ресурсоснабжающим организациям.

Однако ни для кого не секрет, что нерадивых УК хватает и в Обнинске. Только стоит ли запускать ситуацию настолько, чтобы заводились уголовные дела?

Не целесообразнее было бы изначально лишить нерадивые коммунальные предприятия лицензий? Да и как запустить этот процесс?

НЕДОВОЛЬНЫ - ОБРАЩАЙТЕСЬ В ГЖИ!

С одной стороны, в связи с введением лицензирования управляющих компаний теперь осуществляется хоть какой-то контроль за соблюдением лицензионных требований. А с другой стороны, многие УК как работали спустя рукава, так и продолжают так же работать. Или изображать, что осуществляют какую-то деятельность.

Многие директора этих предприятий уверяют, что их бизнес не выгоден, что они терпят убытки. Но вот парадокс: закрываться никто из таких «жалобщиков» даже и не собирается. Отсюда вывод: прибыль они получают. Другое дело, что народ у нас пассивный.

В Обнинске, конечно, имели место случаи, когда жильцы инициировали отказ от своей прежней УК и переход в новую. Но сама компания при этом не сильно страдала. Другие многоквартирные дома все-таки оставались в ее управлении, и она успешно продолжала брать с них деньги.

А теперь появились рычаги, позволяющие лишить нерадивую организацию лицензии. В этом случае страдать от ее деятельности уже не придется никому. Но как это сделать? Мы попросили разъяснение у начальника отдела реформирования жилищного хозяйства Министерства строительства и ЖКХ Калужской области Василия ТЕТЕРИНА.

Жители, недовольные своей УК, могут обратиться в государственную жилищную инспекцию, которая имеет право при накоплении определенного числа жалоб от жильцов и на их оснований определенного числа предписаний в адрес УК со стороны ГЖИ, исключить жилой дом из реестра лицензий этой УК. Если количество таких исключенных домов достигнет определенной цифры, то эту управляющую компанию ждет процедура отзыва лицензии. Уточню: два неисполненных за год предписания - по одному и тому же адресу - влекут за собой исключение из реестра, - пояснил Василий Тетерин.

БЕЗ СУДА НЕ ВЫЛОВИШЬ И РЫБКУ ИЗ ПРУДА

В самой жилищной инспекции Калужской области рассказали, что лицензию УК могут аннулировать только по решению суда - на основании письменного туда обращения органа ГЖИ о нарушении управляющей компании лицензионных требований и не устранения их в срок.

Для этого у жилищной инспекции на руках должно быть соответствующее решение лицензионной комиссии.

Это значит, что если из реестра управляемых домов какой-либо УК исключили многоквартирные дома, площадь которых составляет не менее 15% от общей площади помещений в многоквартирных домах, то это автоматически становится основанием для подачи на УК в суд с целью аннулирования ее лицензии.

Процедура эта непростая. Сначала, как и говорил представитель Министерства ЖКХ, жилищная инспекция должна в течение одного календарного года два и более раз выдать УК предписание по устранению нарушений лицензионных требований в отношении одного или нескольких домов, которыми она управляет. А потом опять-таки, как решит суд.

Но, как нас проинформировала начальник организационно-аналитического отдела Государственной жилищной инспекции Калужской области Елена ЛИТКЕ, пока на сегодняшний день лицензии в нашем регионе не лишили не одну управляющую компанию. Ни единую!

Хотя жалобы на них от населения поступают ежедневно. И уже даже заведены уголовные дела. Так что вопрос теперь не в том, как лишить УК лицензии, а в том, когда же, наконец, начнет действовать новый закон?

Инна ЕМЕЛИНА


Некоторые виды деятельности в РФ имеют разрешительный характер. То есть организация сначала должна получить от государства разрешение, и только потом приступать к избранной деятельности. Право выполнять те или иные работы подтверждается лицензией. Этот документ свидетельствует, что организация прошла государственную проверку и получила от него разрешение на свою деятельность.

С 2015 года и УК в ЖКХ должны в обязательном порядке проходить государственную проверку и получать соответствующее от него разрешение, то есть лицензию.


Факт ее получения свидетельствует о том, что УК соответствует изложенным в законе требованиям. (255-ФЗ )

  • Нарушение лицензионных требований влечет за собой административное наказание, предписание с требованием исправить выявленные недочеты. При грубом нарушении действующего законодательства возможна и уголовная ответственность.

Неоднократные нарушения требований могут привести и к тому, что выданная лицензия будет аннулирована.


Нарушение требований законодательных актов


Если в течение одного года УК было допущено не менее двух нарушений при управлении многоквартирным домом (в дальнейшем МКД), то она может лишиться права им управлять. В случае, когда подобные нарушения были допущены в не менее чем 15% домов, то лицензию у такой компании могут отозвать, аннулировать решением суда.


Перечислим, какие именно нарушения может допустить УК в своей деятельности:

  • нарушение правил ремонта;
  • содержания общедомового имущества;
  • содержание МКД и квартир;
  • норм эксплуатации МКД, Если вышеперечисленные нарушения не прекращаются, продолжаются длительное время, то ответственность наступает в соответствии с требованиями ;
  • нарушения в предоставлении коммунальных услуг, не соблюдаются нормативы и тому подобное. КоАП, ст. 7.22;
  • нарушение санитарных норм. ;
  • раскрытие информации. КоАП ст. 7.23.1 ;
  • нарушения, связанные с передачей техдокументации по дому КоАП, 7.23.2 ;
  • нарушения, связанные с энергоэффективностью и экономией электроэнергии. КоАП, 9.16 ;
  • пожарной безопасности. КоАП, 20.4 ;
  • нарушение условий договора. ЖК, ст. 162, часть 3, пункт 2 .

За деятельностью УК осуществляется лицензионный контроль. Основная цель его – выявление нарушений и пресечение их. (ЖК, статья 196, часть 2)


Ответственность за нарушение

Проверкой деятельности УК занимается Госжилнадзор (ГЖН). Он вправе проводить как документальные, так и выездные проверки. Если в результате проверки будут выявлены какие-либо нарушения, то факт их наличия фиксируется протоколом. В него заносится сам факт нарушения.


В результате чего оно произошло, действия или бездействия УК , определяется виновность лиц, ответственных за те или иные работы выполняемые УК. (ЖК, 196. 2)


Если осуществляется проверка документов УК, то ГЖН запрашивает у УК необходимые документы, которые могут подтвердить факт нарушения. В случае обнаружения такового у УК запрашивают пояснения по факту. Они должны быть предоставлены в десятидневный срок.

Если в результате будут обнаружены несоответствия, явные признаки нарушений или объяснения просто не предоставлены, то назначается выездная проверка.


Результат ее оформляется актом проверки. Если нарушения будут установлены, то руководству УК выдается предписание с требованием устранить выявленные недочеты. Возможно и привлечение его к административной ответственности , т. е. наложению взысканий.

За нарушение правил управления – штраф. На руководство – от 50000 до 100000 рублей. Могут и дисквалифицировать, лишить права занимать руководящие должности в течение 3 лет. На юридическое лицо налагается штраф в размере от 150000 до 250000 рублей. ()


Может ли управляющая компания работать без лицензии, т.е. имеет ли право организация управлять домом? За действия, совершенные в то время, когда лицензия приостановлена - штраф. Руководство – от 100 тыс. до 20000 рублей . Штраф организации – от 150000 до 500 тысяч рублей. ()

  • Штраф накладывается так же и за осуществление своей деятельности без лицензии, нарушение предусмотренных лицензией требований.

Административное взыскание может быть наложено и за искажение раскрываемой УК информации.

За что могут лишить УК лицензии?

Одно важное замечание. Аннулировать лицензию УК может только суд. Возможные причины для этого следующие:

  • искажение раскрываемой информации;
  • нарушение требование лицензии;
  • неоднократное неисполнение предписаний ГЖН;
  • нарушения процедуры лицензирования. Например, предоставление претендентом на лицензию недостоверной информации и тому подобное;
  • систематическое невыполнение условий договора с МКД.

Необходимые основания

Как мы уже говорили, решение об аннулировании лицензии выносит суд. Основанием для этого служит обращение, иск Госжилнадзора. Надо отметить, что суд только принимает решение, а отзывает лицензию именно ГЖН.

Иск ГЖН должен основываться на выявленных проверкой или проверками нарушениях УК требований.

Очень важный момент. Безусловным основанием для лишения лицензии управляющей компании для подачи иска может быть систематическое невыполнение УК предписаний ГЖН. Не менее двух невыполненных в год, так же не менее двух наложенных взысканий. Аннулировать лицензию могут в случае, если при управлении домами в 15% из них были допущены нарушения требований. Так же не менее двух в год.

Отметим так же, что, как минимум, к приостановке действия лицензии могут привести выявленные несоответствия требованиям:

  • неукомплектованный специалистами штат организации или квалификация работников не соответствует выполнимым работам;
  • отсутствие соответствующих требованиям помещений у УК;
  • раскрытие информации об УК не соответствует действительности.

Остальные нарушения приведут к лишению лицензии управляющей компании только в совокупности.

Порядок отзыва лицензии

Лицензия УК отзывается так же, как и выдается.

Порядок выдачи следующий:

  • соискатель подает заявление в ГЖН. Заявление сопровождается пакетом документов, описывающих саму компанию и ее руководителей;
  • ГЖН проверяет документы и передает свое решение в лицензионную комиссию:
  • комиссия принимает решение выдать лицензию или отклонить просьбу УК;
  • материалы передаются в Госжилнадзор, который выдает лицензию или отклоняет просьбу.

Отзыв лицензии у управляющей компании ЖКХ происходит в том же порядке, только после прохождения инстанций следует обращение в суд. Вся процедура длится более года.

Сначала ГЖН в течение года фиксирует все нарушения лицензионных требований управляющей организацией и исполнение предписаний по ним.

Неисполнение двух и более предписаний в отношении 15% домов, которые находятся под управлением УК, дает право Госжилнадзору исключить их из реестра. То есть вывести их из-под управления УК.

Затем решение направляется обратно в ГЖН. Он и обращается с иском в суд.

  • Суд в свою очередь может либо сразу аннулировать действующую лицензию, либо потребовать исполнение уже решения суда по исправлению выявленных нарушений.

Не более двух раз. Контроль за исполнением возлагается на Госжилнадзор.

Неисполнение влечет за собой аннулирование лицензии.

Заключение

В заключение можно сказать, что процесс аннулирования лицензии – процесс долгий, сложный и неоднозначный. Далеко не факт, что при наличии систематических нарушений УК лишится своей лицензии. К тому же приостановка действия или вынесенное судом решение об аннулировании не означает, что деятельность УК прекращается.

До вступления в силу решения, она продолжает свою работу. Больше того, у УК есть право, как обжаловать судебное и любое другое решение, так и вновь пройти процесс лицензирования.

В «РОГ» поступил вопрос от читателя.

«Уважаемая редакция! У меня отобрали лицензию на оружие и само оружие за два административных протокола.

Первый протокол, что якобы не вовремя продлил лицензию на оружие. У меня заканчивался срок 22 марта, а документы я принес 17 марта.

Второй протокол составили в конце сентября за небрежное отношение к паспорту. 29 октября инспектор по лицензионной работе отобрал лицензию и оружие. Оружием я владел около 30 лет. Никаких нареканий не было. Законно ли это?»

Заранее спасибо, Николай ЛАВРУХИН

Напоминаю, что правовые вопросы, связанные с оборотом оружия, в т.ч. с лишением охотников разрешений и самого оружия, регулируются следующими правовыми актами.

— Федеральный закон от 13.12. 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии» (ред. от 15.09.2015 г);
— КоАП РФ от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 13.07.2015 г.);
— Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814 (ред. от 06.05.2015 г.) (далее — Правила);
— Приказ МВД РФ от 12.04.1999 г. № 288 (ред. от 30.12.2014 г.) (далее — Инструкция);
— Приказ МВД РФ от 29.06.2012 г. № 646 (далее — Регламент);

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. № 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (ред. от 03.12.2013 г.) (далее — Пленум).

Ранее «РОГ» в достаточной мере информировала читателей об этих документах, поэтому кратко остановлюсь лишь на некоторых их требованиях.

По заданному читателем вопросу необходимо помнить требования ст. 26 и 27 ФЗ «Об оружии», где перечислены случаи, при которых у охотников могут быть аннулированы разрешения на хранение и ношение оружия, а также их иззъятие.

Из обращения в «РОГ» следует, что в отношении нашего читателя определяющим стало положение п. 3 ч. 1 ст. 26 названного закона.

Здесь сказано, что лицензия на приобретение оружия и разрешение на хранение или хранение и ношение оружия аннулируются органами, выдавшими эти лицензию и (или) разрешение, в случае возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения.

Нашего читателя привлекли к ответственности за административные правонарушения: «не вовремя продлил лицензию на оружие» и «небрежно относился к паспорту». Это составы названы в ст.ст.: 20.11 и 19.16 КоАП РФ.

Такие правонарушения влекут граждан к административной ответственности в виде предупреждения или наложения административного штрафа.

Требования законодательства, подпадающие под определение возникновения предусмотренных настоящим Федеральным законом обстоятельств, исключающих возможность получения лицензии и (или) разрешения, изложены в ч. 20 ст. 13 ФЗ «Об оружии».

В п. 5 названной статьи ФЗ сказано о том, что лицензия на приобретение оружия не выдается гражданам, «совершившим повторно в течение года административное правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность или установленный порядок управления, административное правонарушение, связанное с нарушением правил охоты, либо административное правонарушение в области незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов и потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Привлечение нашего читателя к ответственности по ст.ст. 20.11 и 19.16 КоАП РФ означает, что его нарушения, соответственно, посягают на «общественный порядок и общественную безопасность» и «против порядка управления».

И еще. Лишение гражданина, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права, в том числе права на охоту, как установлено ст. 3.8 КоАП РФ, устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части этого Кодекса.

Лишение физического лица ранее предоставленного ему специального права устанавливается также за уклонение от исполнения иного административного наказания, назначенного за нарушение порядка пользования этим правом, в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Лишение специального права назначается судьей. Аннулирование лицензий и разрешений на оружие органами полиции регламентировано пп. 147-149 Регламента.

Вопросы изъятия у граждан оружия и боеприпасов определены ст. 27 ФЗ «Об оружии», разделом 14 Правил (пп. 78-83) и пп. 143-146 Регламента.

Основания для начала процедуры аннулирования лицензий и разрешений предусмотрены ст. 26 ФЗ «Об оружии».

Наши читатели, наверное, знают и о постановлении от 16.04.2015 г. № 8-п Конституционного Суда Российской Федерации «По делу о проверке конституционности п. 3 части 1-й ст. 26 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобой негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Учебно-технический центр «Кольчуга».

Пункт 2 этого постановления потребовал от федерального законодателя уточнить перечень обстоятельств, при наличии которых выданное юридическому лицу разрешение на хранение, использование оружия и патронов к нему может быть аннулировано уполномоченным органом в административном порядке.