Упражнения на развитие глубокого и правильного дыхания для детей (с видео). Упражнения на дыхание для детей дошкольного возраста: в чем их польза и как их выполнять

Заболевания органов дыхательной системы занимают «достойное» место в структуре всех патологий человеческого организма (особенно в части обращений к врачу-педиатру). Как правило, лечить такие заболевания сложно: требуется комплексный подход, избрать который может только опытный врач-пульмонолог.

Основу терапии составляет прием медикаментов и, отчасти, физиолечение. Но многие забывают, что существуют эффективные комплексы дыхательной гимнастики. Особенно важны подобные «экзерсисы» для детей т.к. дыхательная система только-только формируется.

Какие же упражнения следует делать и, главное, как их выполнять? Следует разобраться.

Показания к выполнению дыхательных упражнений для детей

Детский организм — сложный и очень хрупкий механизм, поэтому далеко не все упражнения приносят пользу. Тем более нельзя применять специальные комплексы для взрослых, приспособив их под детей. Это чревато. Существуют четкие показания для занятий дыхательной гимнастикой:

Патологии дыхательной системы. Главные из которых — бронхиальная астма, ларингит, трахеит. Другие заболевания редко встречаются у детей, но все же возможны варианты (ХОБЛ, острые и хронические бронхиты).

Патологии органов сердечнососудистой системы. Описания дыхательной гимнастики для детей часто включают в себя пункт о показаниях, где указаны патологии сердечнососудистой системы. Если у ребенка есть пороки сердца, подходить к дыхательной гимнастике нужно очень осторожно: возможны осложнения. Без консультации с педиатром и детским кардиологом начинать заниматься нельзя.

Частые острые респираторные заболевания. Комплексы дыхательной гимнастики помогают повысить иммунитет, а значит и сопротивляемость заболеваниям.

Заболевания опорно-двигательного аппарата. Эффект достигается за счет насыщения крови кислородом. Таким образом происходит улучшение питания пораженных костно-мышечных структур.

Заболевания выделительной системы. В том числе патологии почек, половых органов. Как бы странно это не звучало, дыхательная гимнастика помогает и при описанных патологиях.

Патологии желудочно-кишечного тракта. В первую очередь, нарушения перистальтики кишечника.

Комплексы упражнений дыхательной гимнастики применяются не только для лечения, но и для профилактики заболеваний.

Противопоказания к выполнению комплексов дыхательной гимнастики для детей

Существует ряд противопоказания. Они носят абсолютный характер: если у ребенка наблюдается одна из описанных проблем, заниматься строго нельзя.

Наличие пороков сердца в анамнезе. Сердце, пораженное тем или иным заболеванием, не способно в полной мере выполнять возложенные на него функции. Дыхательные упражнения способствуют улучшению вентиляции легких, и, соответственно, улучшают сердечную деятельность: сердце начинает сокращаться интенсивнее. Больной орган может не выдержать повышенной нагрузки, это очень опасно.

Острые заболевания легких. Бронхиты, воспаление легких и другие заболевания в острой фазе — это противопоказание к выполнению комплексов. Не стоит перегружать и без того страдающие легкие.

Респираторные вирусные инфекции в острой фазе. Организм отравлен токсинами и всеми силами старается «выгнать» вредные вещества. Дыхательные упражнения «разгоняют» кровь вместе с токсинами. Это чревато ухудшением общего состояния. Так рисковать не стоит.

В остальном же противопоказаний нет. Но все же перед началом занятий рекомендуется проконсультироваться с педиатром.

Эффект от упражнений

Эффект от упражнений основан на улучшении легочной и сердечной деятельности. Конкретные эффекты включают в себя:

Повышение сопротивляемости организма инфекциям. Иммунитет повышается за счет улучшения кровоснабжения тканей.

Улучшение питания тканей. В основе эффективности гимнастики лежит повышение питания и снабжения кислородом тканей.

Ускорение обмена веществ. Для детей это особенно важно: в период раннего детства идут активные метаболические процессы, способствующие росту и развитию организма. Это означает, что дыхательная гимнастика помогает нормальному взрослению маленького пациента.

Повышение тонуса мышц. Это также немаловажный эффект. В детском возрасте слабость мышц — прямой путь к деформациям костей по типу рахита. Дыхательная гимнастика помогает держать мышцы в тонусе, за счет улучшения кровоснабжения.

Кроме того, дыхательная гимнастика помогает повысить питание костных структур. Это залог нормального развития опорно-двигательного аппарата.

Это лишь некоторые из полезных эффектов гимнастики. Заниматься ей необходимо, но подходить нужно с умом.

Комплексы упражнений

Самые простые упражнения дыхательной гимнастики для детей дошкольного возраста

В возрасте от 2 до 4 лет

В этом возрасте предпочтение отдается простым упражнениям. Поскольку сам ребенок не способен правильно выполнять их, главная роль ложится на родителей.

1) Поставить ребенка ровно, ноги вместе. Спина должна быть прямой. Начать выполнять вдох. Руки должны быть разведены в стороны, затем все на том же вдохе руки поднимаются вверх, при этом ребенок должен максимально потянуться, как бы желая достать до потолка. Теперь начинается резкий выдох и возвращение в исходное положение.

2) Положить ребенка на спину. Руки сложить на животе. По счету «один» производится медленный вдох. В процессе дыхания участвует только живот. По ходу упражнения он должен надуваться, подобно шару. На выдохе живот таким же образом «сдувается».

3) Исходное положение — стоя. Ноги вместе. Теперь ребенок должен имитировать движение колес паровоза руками, одновременно говоря «чух-чух». Так продолжать до окончания воздуха в легких. Затем производится резкий вдох, после которого пациент произносит «ту-ту». Это упражнение повышает жизненную емкость легких.

4) Первоначальная позиция — лежа на спине. Ноги должны быть сведены вместе, руки положить вдоль тела. Теперь ребенок поднимает руки над головой и глубоко вдыхает через нос. Далее нужно задержаться в указанном положении на 5-10 секунд. По возможности задержать дыхание на пике вдоха. На выдохе постепенно вернуть руки в первоначальную позицию, одновременно произнося слово «вниз».

5) Занять любое удобное положение. Теперь ребенок задерживает дыхание, вдыхая через нос. Дыхание задерживается на максимально доступное время. Это упражнение также помогает ускорить кровоснабжение и повышает жизненную емкость легких.

6) Поставить ребенка ровно. Ноги на уровне плеч, руки «по швам». На вдохе руки выпрямляются. Задержать дыхание и остаться в неподвижной позе на некоторое время. Теперь медленно выдохнуть и вернуться в первоначальную позицию.

Данный комплекс подходит для детей всех возрастов, начиная с 2-х лет. Комплекс описанных упражнений выполняется раз в день. Количество повторений при выполнении гимнастики: 6-7 раз. Больше не нужно: не стоит перетруждать пациента.

В возрасте 4-8 лет

В данном возрасте следует выполнять прошлый комплекс целиком, добавляя несколько новых упражнений.

1) Сесть на стул со спинкой. Руки свободно свисают. По счету «один» резко вдохнуть через нос, руки согнуть в локтях, поднять ладони внутренней стороной вверх. Затем, совершая медленный выдох, руки вернуть в первоначальную позицию. Это упражнение направлено на тренировку легких.

2) Принять позу стоя (как удобно). Вдохнуть резко, через рот, надуть щеки и задержать дыхание. В такой форме пройти несколько шагов вперед. Похлопать по щекам, чтобы вышел весь воздух, неспешно выдохнуть. Это помогает увеличить жизненную емкость легких.

3) Встать в удобную позу. Лучше всего поставить ноги на уровень плеч. Руки согнуть, имитируя птичьи крылья. Теперь нужно сымитировать маховые движения. На каждом движении «вверх» совершается вдох, на каждом движении «вниз» — выдох. На «выходе» должны получаться частые вдохи. От переизбытка кислорода может закружиться голова. Это нормально, но ребенка следует подстраховать.

4) Принять любую удобную позу. По счету «один» вдохнуть неспешно через нос, как бы желая понюхать цветок. Теперь нужно выдохнуть через рот.

Комплекс указанных упражнений помогает развить легкие и нормализовать сердечную деятельность.

Самые эффективные упражнения дыхательной гимнастики для детей старшего возраста

В возрасте свыше 8 лет дети могут выполнять комплексы для взрослых. Наиболее эффективные упражнения:

Встать. Спина прямая, ровная. Дыхание спокойное. По счету «один» поднять руки над головой, задержать дыхание. По счету два резко выдохнуть, и также быстро опустить руки.

Встать ровно. Ноги на уровне плеч. По счету «один» вдохнуть, наклонившись в поясе. Теперь задержаться в таком положении на пару секунд. Затем нужно выдохнуть и неспешно возвратиться в первоначальное положение.

Встать. Ноги на уровне плеч. На вдохе присесть, руки вытянуть вперед. Задержаться в положении на 3-7 секунд. Теперь нужно выдохнуть и вернуться в изначальную позицию.

Принять вертикальное положение. На вдохе обнять плечи, задержать дыхание. Немного постоять. Теперь выдохнуть, руки вернуть в первоначальное положение.

Встать. Ноги на уровне плеч. Руки свободно свисают. По счету «один» совершить вдох, одновременно делая наклон вправо. Затем необходимо выдохнуть, вернувшись и исходную позу. Теперь вновь повторить то же самое, наклонившись в другую сторону.

Описанных упражнений достаточно для оздоровления всего детского организма. Существуют и другие комплексы. Рекомендуется ознакомиться с представленным видео дыхательной гимнастики для детей.


Как правильно выполнять упражнения

1) Нельзя, чтобы ребенок перетруждался. Представленные упражнения не предназначены для развития силы.

2) Если наблюдаются болевые реакции нужно отказаться от выполнения упражнений.

3) От интенсивной вентиляции легких (гипервентиляции) может закружиться голова. Это в пределах нормы и говорит о правильном выполнении комплекса. Чтобы ребенок не упал, рекомендуется его подстраховать.

4) Выполнять каждый комплекс нужно 1-2 раза в день. Лучше в утреннее либо вечернее время.

5) Количество выполнений — 4-8 раз для каждого упражнения. Больше не следует.

Дыхательная гимнастика может стать отличным подспорьем в деле терапии и профилактики заболеваний.

Детский иммунитет очень хрупкий. Родители зачастую не понимают причин частых ОРЗ, насморков, длительного кашля. А виной тому может быть поверхностное дыхание. Оно неполноценное – вдох и выдох производится в неполную силу. Вентиляция легких ухудшается, организму не хватает кислорода.

Дыхательная гимнастика быстро и эффективно помогает дошкольникам справиться с болезнями, укрепляет иммунитет.

Польза дыхательной гимнастики

Определить, что у вашего малыша плохо развитая система дыхания, просто. Обратите внимание на следующие внешние признаки:

  • Бледность
  • Утомляемость
  • Сонливость
  • Медлительность
  • Отставание в физическом развитии (неразвитая грудная клетка, мускулатура)
  • Дыхание через рот
  • Частые респираторные заболевания.

От кислородного голодания страдает весь организм. В первую очередь мозг. Задача гимнастики дыхания – обогатить кровь кислородом. В процессе занятий общее состояние малышей улучшается. Они становятся более активными, работоспособными. Это сказывается в дальнейшем на развитии интеллекта, тела.

  • Астме, частых бронхитах, ларингитах, аденоидах, ОРЗ и т.д.

Улучшается иммунитет за счет повышения сопротивляемости вирусам, закаливания, развития мышц дыхательной системы.

  • При заболеваниях ЖКТ

Улучшается моторика желудочной и кишечной мускулатуры.

  • Заболевания скелетно-мышечной, опорно-двигательной систем, ДЦП.

Улучшается циркуляция крови в мышцах.

  • При заболеваниях сердца

Сочетание ЛФК и тренажера органов дыхания.

  • При ,

Тренируются мышцы органов речи.

Цели и задачи дыхательной гимнастики в детском саду

Воспитатели ДОУ вводят в занятия с группой дыхательную гимнастику с единой задачей – укрепить дыхательную систему дошколят.

Целей ставится гораздо больше:

  1. Укрепление иммунитета
  2. Развитие мышц гортани, носоглотки и т.д.
  3. Корректировка дефектов речевого дыхания
  4. Повысить уровень кислорода в крови
  5. Улучшить обменные процессы детского организма
  6. Научить детей носовому дыханию
  7. Избавиться от поверхностного дыхания
  8. Развить плавный вдох, длительный выдох
  9. Укрепить физиологическое дыхание дошкольников
  10. Тренировать силу, ритм вдоха-выдоха.

Одновременно с укреплением дыхательного и речевого аппарата воспитатели развивают интеллект малышей в детском саду. Тренировки проводятся под музыку, читаются стихи для создания ритма движений. Все это благотворно влияет на общее развитие детей. По этой причине, говорить о вреде или отсутствии пользы дыхательных тренажеров весьма глупо.

Общие правила выполнения

Основная задача педагога – научить ребенка правильно использовать вдох, выдох. Следуйте общим требованиям по подготовке к занятиям и их проведению:

  • Перед занятиями проветрите комнату. Воздух должен быть свежим, но не холодным.
  • Каждое упражнений проводится в течение 2-3 минут.
  • Нельзя делать слишком резких вдохов и выдохов. Контролируйте их плавность.
  • Первые занятия проводите лежа на спине.
  • Не говорите дошкольнику: “Быстрее дыши, глубже”. Не фиксируйте его внимание на дыхании. Пусть постепенно привыкает делать вдохи-выдохи автоматически.
  • Следите за напряжением мышц груди, шеи, плеч. Они должны быть расслаблены.
  • Если у дошкольника насморк, не забудьте перед началом занятий очистить носовые проходы от грязи и слизи.
  • В периоды болезней сократите нагрузку на детсадовца при выполнении дыхательной гимнастики вполовину.

Упражнения

Уровень сложности заданий, продолжительность тренировки зависят от возраста, индивидуальных особенностей дошкольников.

Проводить занятия можно во время утренней зарядки, повторять их на прогулке до обеда, вечером. Форма занятий – игровая.

Комплекс для детей 2-3 лет

Упражнение Цель Исходная позиция Инструкция Повторы
Пузырики Учимся правильно дышать. Стоя, руки спокойно вытянуты вдоль тела. Вдох через носик, надуваем щечки (как пузырьки). Выдох через рот. 2-3
Насосик Обучение правильному дыханию. Стоя На вдох - приседаем, на выдохе - встаем в исходное положение. Чем ниже приседание, тем глубже вдох. 3-4
Рубим дрова Укрепление физиологического дыхания. Стоя, руки опущены Вдыхаем, руки поднимаются наверх, на выдохе - наклоняемся, вытягиваем руки чуть вперед, как будто рубим дрова. 3
Трубач Обучение плавному выдоху. Сидя или стоя в удобном устойчивом положении. Руки сложить трубой, поднести ко рту. Свободно вдохнуть, на выдохе громко сказать: "П-ф-ф..". 5
Паровозик Ритмичное дыхание, контроль за его частотой. Ходим по игровой комнате. Руками изображаем движения колес паровоза. Во время хождения друг за другом на выдохе приговариваем ритмично: "Чух-Чух". 30 секунд
Мяч Обучение длительному выдоху. Стоя. В руках зажат мяч. Руки готовятся к броску. Неглубокий вдох, на выдохе делаем бросок мяча вперед с силой и говорим протяжно: "У-у-ух". 5-6

Дыхательную гимнастику для детей младших групп (2-3 лет) следует проводить в форме веселой игры. Обязательно участие взрослых, воспитателей.

Комплекс для детей 4-5 лет

Дошкольники средней группы детского сада, более самостоятельные и подвижные. Дыхательная гимнастика для детей от 4 лет может включать в себя следующие задания:

Упражнение Цель Исходное положение Инструкция Повторы
Слушай свое дыхание Обучение контролю над ритмом, глубиной дыхания. Удобная для ребенка позиция. Сидя, лежа, стоя. Мышцы тела расслаблены. Спокойно дышим и слушаем себя. Наблюдаем за тем, куда проходит воздушная струя, как двигается грудная клетка и т.д. 1-2 раза
Воздушный шар Тренировка мышц брюшной полости, контроль за наполнением легких воздухом. Лежа на спине, руки протянуты вдоль тела. Концентрация внимания на животе. Медленно, глубоко вдыхаем, наблюдаем, как поднимается, опускается живот. 5-10
Подыши одной ноздрей Тренировка мышц дыхательного аппарата. Любое удобное расположение тела. Мышцы полностью расслаблены. Открываем ноздри для вдоха и выдоха попеременно. Через одну вдыхаем медленно, глубоко, через другую выдыхаем. 6
Трубочка Укрепление мышц носоглотки, легких. Сидя, стоя Делаем максимально глубокий выдох через нос, при этом живот, ребра должны подтянуться к телу. Вытягиваем губы трубочкой и резко вдыхаем как можно больше воздуха. Задерживаем дыхание. Поднимаем голову вверх, выдыхаем через нос. 6
Мыльные пузыри Укрепление тонуса мышц легких, носоглотки. Стоя Поднимаем голову в ИС и выдыхаем медленно через нос. Вдыхаем, не опуская голову. Выдыхаем с опущенной головой носом. 4
Ежик Тренировка ритмичного неглубокого дыхания. Стоя. Голову поворачиваем в ритме марша. При каждом повороте головы влево-вправо делаем короткий вдох носом, дышим шумно, напрягая мышцы носоглотки. Выдыхаем через нос. 6

Комплекс для детей 6-7 лет

Для этого возраста и более младшего подойдут дыхательные упражнения для детей по методу Толкачева, . Разминку можно начинать с комплекса для детей 3-4 лет.

Упражнение Цель Исходное положение Инструкция Повторы
Качалка Сидя на стульчике, ладошки лежат на коленях.Раскачиваем тело в стороны с небольшими наклонами. Вдыхаем через нос, на выдохе говорим: "Ф-р-о-о-ох". 6-8
Достань пол Тренировка мышц дыхательной системы, развитие речевого аппарата. Стоя. Руки вперед, ноги чуть расставлены по сторонам. Вдохнуть носом и сделать медленный наклон, доставая руками до пола. Во время наклона говорим на выдохе: "Бак". 4
Прыжки Контроль за ритмом, глубиной дыхания. Стоя, руки вытянуты по швам. Прыгаем на обеих ножках вверх. Каждый прыжок сопровождаем словом "Ха". Стараемся дышать ровно. 12-16 прыжков чередуем с ходьбой на месте. Повторить 3-4 раза.
Заблудился Стоя ровно, руки сложены около рта как рупор. Делаем медленный вдох, на выдохе произносим: "АУ....". 8-10
Задуй свечку Тренировка мышц речевого аппарата. Стоя Делаем вдох и задерживаем дыхание. Складываем губы трубочкой и выдыхаем с силой три раза, задуваем воображаемую свечу, проговаривая во время выдоха: "Фу, Фу...". 4

Логопеды, воспитатели – это грамотные специалисты по работе с детьми разного возраста. Они умеют вплести в канву занятий в дошкольном учреждении дыхательную гимнастику методически верно. Проводят гимнастику артистично, в форме игры. Дети продолжают профилактику болезней в старшем возрасте самостоятельно.

Нарина Кесян
Дыхательная гимнастика для детей 4–5 лет

Дыхательная гимнастика № 1

средняя группа

«Кошка- царапушка» .

И. П. - стоя, руки вытянуты вперёд. Вдох через нос- кисти к плечам, отводя локти назад и сжимая пальцы в кулак; лопатки должны сойтись вместе. Резкий выдох через нос- выбросить руки с широко расставленными пальцами, совершая энергичные движения руками, как бы царапая пространство.

«Петух» И. П. - встать прямо, руки опустить вдоль туловища, ноги врозь. На вдох, сделанный через нос, медленно поднять руки вверх; а затем хлопнуть руками по бёдрам, произнося на выдохе «Ку- ка- ре- ку!»

«Ёжик» И. П. - сидя на коленях, головой касаясь пола. Руки в «замок» на спине. Пальцы сцеплены, изображая иголки ежа. Поворачивать голову в левую и правую сторону, одновременно произнося звук : пх- пх- пх.

«Лисичка принюхивается» Потянуться всем телом, сделать энергичный выдох. Делать короткие резкие вдохи, полусогнутые руки при каждом вздохе резко идут навстречу друг другу

Дыхательная гимнастика № 2

средняя группа

«Воздушный шар»

И. П. - лёжа на спине, ноги свободно вытянуты, глаза закрыты, ладони на животе. 1- медленный вдох, не поднимая плеч, живот поднимается. 2- медленный выдох, живот опускается.

«Воздушный шар грудной клетке» И. П. - лёжа на спине, руки на нижней части рёбер. 1- медленный вдох через нос. 2- выдох, грудную клетку зажать двумя руками в нижней части рёбер.

«Воздушный шар поднимается вверх» И. П. - сидя, ноги вытянуты, одна рука лежит между ключицами. 1- спокойный вдох со спокойным поднятием ключиц и плеч. 2- спокойный выдох с опусканием плеч

Дыхательная гимнастика № 3

средняя группа

«Комарик» .

1. И. П. - стоя, тело расслабленно. Глаза закрыты. Ладони одной руки на шеи спереди. Делают вдох. На выдохе дети произносят звук «з- з- з» Предельно долго, негромко.

2. Дет ставят ладони себе на плечи, машут ими, двигаясь по залу и произнося звук «з- з- з» .

3. Дети выполняют дренаж отделов бронхолёгочных отделов : прогоняют комаров хлёсткими ударами по спине.

Дыхательная гимнастика № 4

средняя группа

«Каша кипит» .

И. п. - сидя на скамейке, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в грудь - вдох, опуская грудь (выдыхая воздух ) и выпячивая живот - выдох. При выдохе громко произносить звук «Ш-ш-ш» (5-6 раз) .

«Партизаны» . И. п. - стоя, в руках палка («ружье» ). Ходьба, высоко поднимая колени. На 2 шага - вдох, на 6-8 шагов - медленный выдох с произношением слова «Ти-ш-ш-ше» (1,5 мин) .

«На турнике» . И. п. - стоя, ноги вместе, гимнастическая палка в обеих руках перед собой. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх - вдох, опустить палку на лопатки - длительный выдох с произношением звука «Ф-ф-ф-ф-ф» (3-4 раза) .

«Маятник» . И. п. - ноги на ширине плеч, палка за спиной на уровне нижних углов лопаток. Наклонять туловище в стороны. При наклоне - выдох с произношением «Т-у-у-у-х-х-х» . Выпрямляясь - вдох (6-8 раз) .

Дыхательная гимнастика № 5

средняя группа

«Насос» .

И. п. - встать прямо, ноги вместе, руки вдоль туловища. Вдох (при выпрямлении) и выдох с одновременным наклоном туловища в сторону и произношением звука «С-с-с» (руки скользят вдоль туловища) (6- 8 раз) .

«Регулировщик» . И. п. - стоя, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох. Поменять положение рук с удлиненным выдохом и произношением звука «Р-р-р» (4-5 раз) .

«Лыжник» . И. п. - ноги полусогнуты и расставлены на ширину ступни. Имитация ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произношением звука «М» (1,5- 2 мин) .

Дыхательная гимнастика № 6

средняя группа

«Гуси шипят» .

И. п. - ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклониться вперед с одновременным отведением рук в стороны - назад (в спине прогнуться, смотреть вперед) - медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш» . Выпрямиться - вдох (5-6 раз) .

«Ежик» . И. п. - сидя на коврике, ноги вместе, упор на кисти рук сзади. Согнуть ноги в коленях и подтянуть их к груди, медленный выдох на звуке «Ф-ф-ф-ф-ф» . Выпрямить ноги - вдох (4-5 раз) .

«Шар лопнул» . И. п. - ноги слегка расставить, руки опустить вниз. Разведение рук в стороны-вдох. Хлопок перед собой - медленный выдох на звуке «Ш-ш-ш-ш-ш» (5-6 раз) .

«Дровосек» . И. п. - ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, Поднять сцепленные руки вверх - вдох, опустить вниз - медленный выдох с произношением «Ух-х-х» (5-6 раз) .

Дыхательная гимнастика № 7

средняя группа

1. «Волк» .

И. П. – основная стойка руки согнуты в локтях, ладони у груди. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище слегка наклонить вперед, правую руку вытянуть перед собой; 3 – вдох – вернутся в И. П. ; 4 – выдох – то же левой рукой.

2. «Олень» .

И. П. – стоя на коленях руки согнуты в локтях, кисти рук у лба. 1 – вдох; 2 – выдох – руки вперед; 3 – вдох – руки в стороны; 4 – выдох – вернутся в И. П.

3. «Носорог» .

И. П. – сед с прямыми ногами, руки опущены. 1 – вдох; 2 – выдох – туловище наклонить вперед, коснутся руками носков; 3 – вдох; 4 – выдох - вернутся в И. П.

4. «Змея» .

И. П. – лежа на животе, руки под подбородком ладонь на ладонь. 1-2 – вдох; 3-4 – выдох – руки вперед; 5-6 – вдох; 7-8 – вернутся в И. П. (шипеть) .

Дыхательная гимнастика № 8

средняя группа

1. «Гармошка» .

И. П. – стоя ладони на ребрах. Полный выдох. Глубокий вдох, ребра раздвигаются, грудная клетка не поднимается. Задержка дыхания . Выдох через неплотно сжатые губы.

2. «Перочинный ножик» .

Лежа на спине. На выдохе наклон туловища к ногам, которые не отрываются от пола.

3. «Насос» .

И. П. – согнутся пополам, руки расслаблены. Наклоняясь вниз с прямыми ногами, делать несколько резких вдохов подрят, затем выдох.

Дыхательная гимнастика № 9

средняя группа

1. «Одуванчик» .

Вдох через нос – задержка дыхания – озвученный выдох : «Ах!» .

2. «Машина» .

Дети выполняют вращения кистями рук. с одновременным произнесением звука «Р» на выдохе.

3. «Ветер» .

Дети озвучивают выдох на звук «У» , произнося его то громче, то тише, в соответствии с жестом воспитателя.

4. «Ветер качает деревья» .

Дети поднимают руки вверх и, произнося на выдохе «У» раскачиваются вправо и влево.

Дыхательная гимнастика № 10

средняя группа

1. Повороты головы налево и направо. На каждый поворот головы- шумный короткий вдох носом.

2. Наклоны головы вперёд- назад с аналогичными вдохами.

3. Обнимание плеч : резко, из положения руки в стороны окрестным движением плотно захватить правой рукой левое плечо, а левой правое плечо.

4. Стоя, дети напрягают мышцы шеи, затем мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, всего тела. Напряжение должно быть максимальным. Затем одновременно с напряжением мышц, произносят звук «р- р- р» .

С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного.

Дыхательная гимнастика оказывает влияние на неспецифическую резистентность организма, совершенствует адаптивные механизмы и способствует использованию резервных возможностей функциональных систем.

При лечении насморка эффективно использование дыхательной гимнастики цигун.

Дыхательный центр, благодаря импульсации, возникающей при дыхательном акте, оказывает влияние на нервную, мышечную и сердечно-сосудистую деятельность. С помощью дыхательных упражнений можно добиться понижения возбудимости многих нервных центров, в том числе дыхательного. Они могут стабилизировать психоэмоциональное состояние (Г.Лавучан). При нарушении дыхательной функции носа, что характерно для насморка, перечисленные результаты дыхательных упражнений заслуживают особого внимания.

Дыхательные упражнения детям необходимо выполнять в удобной одежде, в спокойной обстановке и после опорожнения кишечника и мочевого пузыря.

Исходные положения, из которых начинают выполнять дыхательные упражнения, могут быть различными. Дети могут лежать, сидеть, откинувшись на спинку стула, стоять, расставив ноги. При любой исходной позе важно, чтобы мышцы тела были расслаблены.

В начале обучения не следует навязывать определенный ритм дыхания. Это может привести лишь к его задержке и нарушению, что может неблагоприятно отразиться на деятельности сердца. Выполнять упражнение необходимо 3-4 раза в день, можно чаще. Для обучения углубленному выдоху рекомендуется использовать дыхательные упражнения подражательного характера "подуть на одуванчик", "подуть на свечку".

Рассмотрим некоторые элементы дыхательной гимнастики цигун, рекомендуемые детям.

Первый комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Исходное положение - прямое, сидячее, носки и пятки вместе, руки опущены, дыхание произвольное. Упражнение начинают с полного выдоха, закрытия наружного слухового прохода с двух сторон большими пальцами и прижатия крыльев носа средними пальцами. После этого резко втягивают воздух ртом, сжимают губы и надувают щеки. Затем опускают подбородок на грудь, закрывают глаза, кладут указательные пальцы на веки и как можно дольше остаются в таком положении. После чего поднимают голову, снимают пальцы с век и делают полный вдох через нос, после которого отнимают большие пальцы от ушей и опускают руки;

2. При вдохе кончик языка поднимают до прикосновения к небу, потом следуют пауза и выдох, во время которых язык опускают в обычное положение. Одновременно с этим ребенок произносит мысленно слова или предложения, продолжительность которых соответствует длительности дыхательного цикла. Начинают с трех односложных слов, одно из которых произносят на вдохе, второе - во время паузы, третье - при выдохе. Затем фразы удлиняют, за счет удлинения продолжительности выдоха.

Второй комплекс дыхательных упражнений для детей

1. Дыхание полное.Вдох через нос продолжительный. Во время вдоха живот выпячивают, затем расширяют грудную клетку. При выдохе, наоборот, вначале уменьшают объем груди, а затем втягивают живот;

2. Дыхание грудное. Вначале делают выдох. Затем следует сделать через нос продолжительный вдох. В это время грудную клетку расширяют, а живот втягивают. При выдохе через нос последовательность элементов упражнения обратная;

3. Дыхание брюшное. Вначале делают выдох. Затем продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивают, а при выдохе, наоборот, брюшную стенку втягивают;

4. Ходьба в среднем темпе при полном удлиненном вдохе и выдохе. Темп средний. На 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох. Через 3-4 дня продолжительность выдоха следует увеличивать на один счет (5, 6 и т.д.).

Третий комплекс дыхательных упражнений (тренировка носового дыхания)

1. Ноги расставляются в стороны. Вдыхая через нос, прямые руки поднимают вперед перед собой, вверх, затем их медленно опускают через стороны вниз. При этом следят, чтобы при выполнении первой фазы движения тело хорошо прогибалось в грудном и поясничном отделах позвоночника;

2. Выдох, затем зажимают нос пальцами - пауза, руки укладывают на голову, сводят лопатки и производят вдох. Потом руки расслабленно опускают вниз и, наклонившись вперед, производят выдох;

3. Выдох, затем поднимаются на носки, руки укладывают на голову, сводят лопатки и осуществляют вдох. Потом становятся на полную ступню, расслабленно опускают руки вниз, наклоняются вперед и производят выдох;

4. Воздушный массаж слизистой оболочки носа.Ноги расставляют в стороны. Рот плотно закрывают. Медленно поочередно вдыхают то правой, то левой стороной носа, поочередно прижимая противоположную ноздрю пальцами.

Комплекс утренней гигиенической гимнастики с дыхательными упражнениями

1. Стоя, отвести руки назад, сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение - выдох (3-4 раза);

2. Стоя, вытянуть руки вперед,скрестить, затем развести их в стороны и сделать вдох через нос. Вернуться в исходное положение и сделать выдох (2-3 раза);

3. Встать в позу дровосека: руки вверх, пальцы сплетены, ноги врозь. Сделать вдох через нос. Произвести махи руками с наклоном вперед и проведением рук между ног на выдохе (4-5 раз);

4. Ходьба по комнате(до 60 с), дыхание через нос. При обстановке глубокий вдох через нос, выдох;

5. Спокойно дышать: вдох и выдох через нос или вдох через нос, выдох через рот.

После выполнения упражнений необходимо провести влажное обтирание тела и растирание сухим полотенцем.

Если в силу каких-либо обстоятельств ребенок после лечения дышит по привычке через рот, а не через нос, рекомендуется провести ряд дыхательных упражнений (в комплексе физических упражнений).

Комплекс дыхательных упражнений для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

1. Спокойная ходьба с удлиненным вдохом и выдохом через нос. Необходимо следить за полнотой выдоха;

2. Ходьба с дыханием через нос. Вначале на шаг - вдох, на 2 шага - выдох. Затем на 2 шага - вдох, на 3-4 шага - выдох;

3. Бег на месте с глубоким дыханием через нос;

4. Приседание с дыханием через нос;

5. Бег трусцой: на 2-3 шага - вдох, на 4 шага - выдох;

6. Дыхание попеременно через правую и левую половину носа;

7. Движения руками в виде рывков с поворотом корпуса в стороны, с плавным вдохом и резким выдохом через нос;

8. Движения руками по боковым поверхностям туловища с глубоким вдохом через нос и выдохом через рот;

9. Наклоны туловища в стороны на выдохе со звуками «м» и «н»;

10. Вдох, затем толчкообразный выдох через нос.

Комплекс дыхательных упражнений для детей 6-7 лет, выполняемый с помощью родителей

1. Сесть прямо, носки и пятки ног вместе, руки свободно опущены. Дыхание произвольное;

2. Полностью выдохнуть, большими пальцами с обеих сторон зажать наружный слуховой проход, а двумя средними пальцами прижать крылья носа. Резко втянуть воздух через рот. Сжать губы и надуть щеки;

3. Опустить подбородок на грудь. Закрыть глаза, положив указательные пальцы на веки. В таком положении оставаться некоторое время;

4. Затем поднять голову, снять пальцы с век, с крыльев носа и сделать полный выдох через него;

5. Отнять пальцы от ушей и опустить руки вдоль тела.

Комплекс дыхательных упражнений для детей с нарушением носового дыхания

1. Исходное положение: стоя, рот закрыт. Одну половину носа плотно закрыть пальцем, дыхание производить поочередно (4-5 раз) через каждую половину носа;

2. Дышать только через нос. Встать, ноги на ширине плеч. Руки поднять вперед и вверх ладонями внутрь -вдох, опустить руки вниз - выдох. Выполнять медленно (5 раз);

3. Стоя, вдыхать через одну половину носа, а выдыхать через другую, 5-6 раз через каждую половину носа;

4. Стоя, ноги вместе, нос зажат пальцами. Не спеша, громко считать до 10, затем сделать глубокий вдох и полный выдох через нос (5-6 раз);

5. Вдох через нос, рот закрыт. На удлиненном выдохе произносить медленно звук "м-м-м" (8 раз);

6. При ходьбе дышать только через нос. Постепенно удлинять фазу выдоха: на 2 - вдох, на 3-6 - выдох; на 2 - вдох, на 3-7 - выдох (2-3 мин).

Дыхательные упражнения при нарушении голоса нужно чередовать с голосовыми.

В нашем загрязненном воздухе глубоко дышать - означает лишь еще сильнее замусорить нежную влажную ткань легких. Так может быть дыхательные упражнения бросить? Нет, они научат вас дышать носом всегда.

Слизистая оболочка носовой полости, как влажная щетка, собирает пыль, обезвреживает воздух, прежде чем он попадет в легкие.

Обычно же мы стараемся побольше захватить кислорода ртом из душного воздуха. Пора избавиться от этой вредной привычки и как можно скорее. опубликовано

По статистике, к самым распространенным детским заболеваниям относятся патологии верхних дыхательных путей и ЛОР-органов. Зачастую это связано с еще не окрепшим детским иммунитетом и невозможностью организма эффективно противостоять патогенной микрофлоре и негативным факторам окружающей среды. Для того чтобы повысить противовирусную сопротивляемость у ребенка и увеличить силу иммунного ответа, специалистами лечебно-профилактической медицины и была разработана для детей дыхательная гимнастика.

Детский иммунитет – это достаточно хрупкий «механизм», который очень чутко реагирует на любые изменения в окружающей среде. И с этим мало кто будет спорить. Но мало кто из родителей догадывается, что ослабленный иммунитет и частые простудные заболевания ребенка связаны с плохо развитой дыхательной системой малыша.

Дело в том, что достаточно большой процент малолетних детей имеют так называемое поверхностное дыхание. При этом ребенок делает неглубокий вдох и неполноценный выдох, что способствует худшей вентиляции легких, плохому насыщению крови кислородом и, как следствие, кислородному голоданию всего организма.

Детей, которые страдают недостатком кислорода, легко можно отличить от своих здоровых сверстников. Как правило, эти ребята более медлительны, склонны к быстрой утомляемости, имеют бледный цвет кожи, обладают плохо развитой мускулатурой и грудной клеткой. Дыхание таких детей зачастую неглубокое, учащенное и сбивчивое, вдох и выдох делается преимущественно через рот.

Неправильное дыхание и недостаток кислорода губительно сказывается на молодом растущем организме. От этого страдают все внутренние органы, преимущественно сердце, печень и мозг. Вследствие этого малыш может начать заметно отставать в развитии от своих сверстников, часто подвергаться острым респираторным заболеваниям. Упражнения дыхательной гимнастики для детей позволяют насытить кровь кислородом и рекомендованы в следующих случаях:

  • При острых и хронических заболеваниях верхних дыхательных путей: бронхит, ларингит, трахеит, астма и т. д.
  • Частая заболеваемость ОРЗ. Гимнастика для детей повышает общую сопротивляемость организма к патогенной микрофлоре.
  • Патологии опорно-двигательного аппарата. Комплекс упражнений для дыхания улучшает микроциркуляцию крови в мышечных тканях.
  • Заболевания, связанные с нарушением функционирования желудочно-кишечного тракта. Комплекс дыхательных упражнений для детей позволяет улучшить моторику ЖКТ.
  • Сердечно-сосудистые заболевания. При некоторых патологиях сердца врачами назначается курс лечебно-профилактической физкультуры в совокупности с комплексом дыхательной гимнастики.

Основная задача данной гимнастики заключается в насыщение крови кислородом, развитии дыхательной мускулатуры и выработке у детей навыка правильного, глубокого дыхания. Все это способствует улучшению состояния здоровья малышей и положительно сказывается на дальнейшем развитии ребенка.

Для каждой возрастной группы существуют особый подход к мотивации ребенка на выполнение требуемых комплексов и свой уровень сложности упражнений.

Комплекс тренировок для детей от 2 до 5 лет

Для детей, особенно малого возраста, родители являются единственными и неоспоримыми авторитетами в жизни. Малыши во всем стараются брать со взрослых пример и всячески им подражают. Поэтому крайне важно родителям выполнять упражнения вместе с детьми. Более того, процесс должен проходить в игровой и веселой форме. Родители всем своим видом должны демонстрировать, как это приятно и весело. Заинтересованность малыша является главным фактором для эффективного проведения оздоровительного комплекса тренировок.

В противном случае процесс выполнения упражнений может превратиться в пытку для ребенка и отбить всякое желание заниматься спортом. В дальнейшем это может привести к тому, что такие понятия, как «здоровый образ жизни» и «спорт», долгие годы будут ассоциироваться с неприятными воспоминаниями. Чтобы не вызвать отвращения к тренировкам, комплекс упражнений может быть следующим:

  1. «Шарик» позволяет проработать нижние отделы легких и научить ребенка к глубокому дыханию. Исходное положение (ИП) лежа, руки на животе. Медленно через нос делаем вдох и надуваем живот «шариком». При этом необходимо следить, чтобы не были задействованы плечи и грудная клетка. Далее следует выдох, при котором живот максимально втягивается внутрь.
  2. «Вырасту большим». ИП – стоя, ноги вместе. На вдохе руки поднимаются над головой, и человек становится на носочки, максимально тянясь вверх. На выдохе возвращаемся в ИП и приговариваем «ух».
  3. «Часы». ИП стоя, ноги врозь. Малыш имитирует работу маятника часов, поочередно размахивая руками в разные стороны и проговаривая « тик-так, тик-так».

Каждое упражнение необходимо выполнять по 4–5 раз. Крайне важно, чтобы родители все время следили за состоянием ребенка. Ни в коем случае нельзя допустить появления симптомов гипервентиляции легких. Основными признаками переизбытка кислорода являются следующие симптомы:

  • Головокружение.
  • Покалывание в кончиках пальцев рук и ног.
  • Дрожание конечностей.
  • Изменение цвета кожного покрова.

При наступлении этих симптомов занятие следует немедленно прекратить. Для избавления от головокружения попросите малыша сделать ладошки «лодочкой», поднести их ко рту и немного в них подышать.

Общее время ежедневных тренировок должно составлять около 15 минут. Для удобства это время лучше разбить на несколько этапов, например, по 5 минут 3 раза в день.

Тренировка для дошкольников

Детки старшего дошкольного возраста должны выполнять более тяжелую программу:

  • Упражнение №1. «Водолаз». Ребенку необходимо представить, что он находиться под водой и задерживает дыхание, насколько может. Выполняется 2–3 раза с перерывом в 30 секунд.
  • Упражнение №2. «Розочка и одуванчик». Исходное положение стоя. Делаем глубокий вдох через нос, имитируем ситуацию, будто нюхаем цветок. Затем с максимальной силой делаем выдох через рот, представляя, что дуем на одуванчик. Делаем 3 подхода по 5 раз с перерывом в 20–30 секунд.
  • Упражнение №3. «Птица». ИП стоя, руки согнуты в локтях (имитируем крылья птицы). Выполняем маховые движение руками вверх и делаем вдох. На выдохе возвращаемся в исходное положение. Делаем 3 подхода по 5 взмахов с перерывом в полминуты. При большем и частом выполнении этого упражнения у ребенка может закружиться голова.

Упражнения для подростков

В подростковом возрасте совместно с родителями выполнять гимнастику не требуется. Более того, в период гормональных изменений подростка такая инициатива может столкнуться с бунтарским характером этого периода. Поэтому не рекомендуется навязывать ребенку выполнение каких-либо упражнений. Но дыхательная гимнастика очень важна. Поэтому следует ненавязчиво намекнуть на необходимость выполнения физических упражнений, которые ему хорошо знакомы, так как делают их в школе, но лишь с небольшими изменениями:

  1. Первое упражнение – это классическое отжимание. С одной лишь разницей, что при опускании вниз делается выдох, а не вдох. Вдох же необходимо делать при подъеме вверх. Упражнение следует выполнять в любом удобном виде: отжимании от пола (классический вариант), отжимания с узкой или широкой расстановкой рук, или более легкий вариант – отжимания, стоя на коленях.
  2. Приседания. Данное упражнение также необходимо выполнять в максимально комфортном для себя варианте. При опускании вниз делаем вдох, при подъеме вверх – выдох.
  3. Набрать максимальное количество воздуха в легкие. На выдохе необходимо начать считать вслух: один, два, три и т. д. При выполнении этого задания нужно добиться того, чтобы за один выдох успеть досчитать до 50.

Любые комплексы дыхательной гимнастики старайтесь проводить на свежем воздухе. Если не позволяет погода, делайте тренировки дома, но хорошо проветрите перед этим помещение. Не следует переутомлять детей, особенно маленьких – тренировкам достаточно посвящать 10–15 минут в день.

Противопоказания

Как и многие физические тренировки, дыхательная гимнастика также имеет ряд своих ограничений. Прежде всего, она противопоказана детям, которые имеют высокое артериальное, внутриглазное или внутричерепное давление, сотрясение мозга. Также гимнастику нельзя проводить при сердечно-сосудистых патологиях и в период обострения острых и хронических заболеваний ЛОР-органов и верхних дыхательных путей.

Упражнения для детей родители должны подбирать, опираясь на возраст и физическое состояние. Чрезмерные нагрузки не приветствуются. При возникновении любых неприятных ощущений или чувства дискомфорта, болезненно воспринимаемых ребенком, занятие следует прекратить.

Во избежание негативных последствий для здоровья малыша перед началом занятий гимнастикой следует проконсультироваться с лечащим врачом. Только специалист может подобрать наиболее эффективные и безопасные комплексы упражнений.