Уголок противопожарной безопасности. Стенд уголок пожарной безопасности, правила пожарной безопасности стенд Название уголка по пожарной безопасности

Вся работа связанная с пожарной безопасностью направлена на профилактику. На каждом предприятии, в социальном центре или развлекательном учреждении есть наиболее часто посещаемые места. На пересечении таких человеческих потоков и устанавливается стенд с наглядной агитацией. В социальном учреждении это может быть холл, где часто проводят время отдыхающие или ожидающие своей очереди люди. На предприятии это может быть рабочий пульт или комната для отдыха и приёма пищи.

Обязательным такой стенд является в кабинетах охраны труда и пожарной безопасности. Каждый специализированный коллектив имеет свои требования к безопасности, и должен иметь своё место для наглядной агитации. И неважно, как стенд назвать, главное, чтобы он нёс информацию.

Всегда ли в панике человек вспомнит нужный номер, по которому следует звонить в случае возникновения пожара? Этот номер должен висеть на видном месте у каждого телефона или на рабочем месте. И как знак внимания и тревоги он должен быть написан красными цифрами крупно. Для мобильной версии внизу нужно написать порядок набора и вызова ближайшего диспетчерского пункта.

Имеющиеся плакаты с запрещением курения, использования открытого огня, о взрывоопасности должны висеть на открытых и доступных для обзора местах.

Немаловажным и несущим информацию моментом станут указатели выхода и световые короба над дверями с надписью «Выход». Указатели на местонахождение огнетушителей должны быть хорошо видны.

Основным центром наглядной агитации должен стать уголок противопожарной безопасности. Он должен нести необходимую информацию, как в иллюстрированном, так и в документальном плане. Стенд должен стать центром сведений по ежедневной обстановке на объекте, создавать заинтересованность в получении информации.

Интересный стенд должен быть наполнен информативным внутренним материалом. Это будут внутренние документы:

· инструкции по противопожарной безопасности специальном кармане для всех работающих на объекте;

· правила пожарной безопасности на объекте;

· мероприятия по профилактике пожаров на предприятии;

· система оповещения о пожаре;

· план действий при пожаре;

· схема действий каждого члена звена ДПД;

· обязанности каждого члена коллектива во время пожара;

· список должностных лиц, имеющих право руководить работами в случае возгорания.

В каждом случае информативные документы внутреннего пользования должны нести обновляемую информацию. Оформление их должно соответствовать самому стенду. Шрифт документов должен быть крупным, основные моменты выделенными. Недопустимо, чтобы в документах находились фамилии уволенных людей.

В целом, для профилактических мер грамотно оформленный уголок противопожарной безопасности играет большую роль. Он несёт информацию в коллектив и делает работника сопричастным к проводимой профилактической противопожарной работе.

Светлана Одинцова

Забота и сохранения жизни и здоровья детей - важнейшая задача каждого образовательного учреждения, семьи и государства. Противопожарная

Целью создания уголка стало формирование у дошкольников устойчивых навыков противопожарной безопасности .

Основной задачей стало воспитание навыков у детей подготовительной группы адекватного поведения в пожарных ситуациях .

Так – же, задачей образовательной деятельности было систематизировать знание детей о бытовых причинах возникновения пожара .

Не менее важной задачей стало раскрыть значимость труда, показать и рассказать об опасности профессии, вызвать Забота и сохранения жизни и здоровья детей - важнейшая задача каждого образовательного учреждения, семьи и государства. Противопожарная безопасность в ДОУ одна из обязательных составляющих предметно – развивающей среды.

Пожарная машина

У машины - красный цвет,

Есть сирена, яркий свет.

Наготове в ней всегда;

Шланги, лестница, вода!

Если где-то есть пожар ,

И огня опасен жар

Ей дорогу уступают!

Это правило все знают.

Героический расчёт

Службу трудную несёт!

Телефон их "01"

Знает каждый гражданин.


Дидактические игры и наглядный материал.

Уточнить представления детей о причинах возникновения пожара в квартире ;

Обогащать знания детей об электроприборах, их назначении в жизни людей, правилах пользования ими;

Закреплять знания о мерах предосторожности, действиях во время пожара в квартире ;

Воспитывать осознанное отношение к личной безопасности.



Занятия в детском саду по пожарной безопасности помогают детям увидеть проблему, поставить цель, коллективно обсудить способы её достижения, проявить активность и выразить собственное мнение при планировании тех или иных действий.






Публикации по теме:

Макет «Пожарный щит» Цель: создать условия для формирования у детей дошкольного возраста правил противопожарной безопасности. Познакомить.

Хочу представить вам небольшой МК по изготовлению "Уголка дежурных". Для работы нам понадобится: - 2 потолочных плитки - клей - ножницы.

Игра-эстафета «Юный пожарный» Спортивная Игра - эстафета "Юный пожарный".(старший подготовительный возраст) Программное содержание: - Уточнить и закрепить знания детей.

Цель:познакомить детей с пожарной безопасностью; с уголком противопожарной безопасности, пожарным щитом. Темой для самообразования я выбрала.

Цель: Формирование культуры безопасности поведения у детей дошкольного возраста при обращении с огнем, через многообразные виды игровых.

НОД «Знакомство с профессией пожарного» Задачи: Обучающие: - Учить устанавливать связь прошлого и настоящего в истории развития пожарной службы, составлять ленту времени. - Учить.

Это пособие изготовлено к занятию по ОБЖ в детском саду. Оно очень наглядно демонстрирует все необходимые предметы, которые нужны при.

В правилах ППБ уделено особое внимание агитации и информированию населения мерам пожарной безопасности. Одним из самых доступных и эффективных средств для выполнения этого важного требования являются противопожарные стенды. Они устанавливаются в местах массового скопления людей, напоминая им о правильных действиях в случае возникновения опасной ситуации.

Внезапно возникший пожар вызывает панику. Растерянный, неподготовленный человек склонен совершать ошибочные действия, которые часто приводят к трагедии. Неправильные действия во время пожара оборачиваются потерей имущества, они наносят вред здоровью и угрожают жизни человека.

Готовность и умение действовать в чрезвычайных ситуациях поможет спасти собственную жизнь и помочь окружающим. Формирование набора этих важных знаний начинается еще в школе, на уроках ОБЖ.

Пожарные стенды с информационными материалами необходимо устанавливать в местах с массовым пребыванием людей. Их можно встретить на территории крупных предприятий и бизнес-центрах, в гипермаркетах и торговых центрах, в кинотеатрах, в детских садах, школах, поликлиниках и больницах.

Места размещения, содержание и общие требования к оформлению таких стендов регламентируются Правилами пожарной безопасности.

Требования к изготовлению стендов

Законом не предусмотрены четкие требования к внешнему виду и содержимому информационных стендов. Но при изготовлении следует соблюдать некоторые нормы и правила. Соблюдение этих условий в основном нацелено на удобство пользования и повышение пожарной безопасности самого стенда.

  1. Материалы для изделия должны обладать стойкостью к воздействию тепла и не поддерживать горение. За основу стенда берут листовой пвх-пластик, подвесные крепления делают из металла, а навесные детали из оргстекла или пластика ПЭТ.
  2. Используемый материал должен обладать достаточно долгим сроком эксплуатации и высокую стойкость к повреждениям.
  3. Стенд не должен иметь сильно выступающих частей и острых углов.
  4. Для выделения важных элементов на стенде используют яркие цвета, шрифты или рамки. Дизайн основания можно выполнить в едином стиле с корпоративными цветами или дизайном интерьера.
  5. Дизайн и размер текстовой части подбирается так, чтобы его без труда мог прочитать человек с плохим зрением. Не стоит употреблять специальные технические выражения и длинные предложения. Текстовая информация на стенде пишется простым и понятным языком.
  6. Дополнительным полезным элементом может стать накладной «кармашек», содержащий брошюры и листовки с наиболее важной информацией для дальнейшего изучения.
  7. Информационные материалы на стенде защищают от внешних воздействий виниловой пленкой или экраном из плексигласа.

Общие правила по оформлению стенда по пожарной безопасности

Размер стенда

Противопожарный стенд представляет собой жесткую щитовую конструкцию со стандартным размером 490 на 770 мм. В зависимости от содержания и оформления стенда, размер можно изменять. Главное правило тут – читаемость всех элементов содержания стенда.

На стенде в специальных рамках располагают информационные материалы о пожарной безопасности. Это могут быть выписки из закона или распоряжений МЧС, плакаты и брошюры с графическими и текстовыми материалами по пожарной безопасности. Всё содержимое стенда должно быть разборчивым и легко читаться, а наиболее важные данные и инструкции выделяют цветом и размером относительно остальных материалов.


В стандартный набор материала для стенда входят инструкции по пожарной безопасности, плакаты с правилами использования огнетушителей и других первичных средств пожаротушения, расположенных на объекте, телефоны вызова специальных служб, схема эвакуации и общие правила безопасного поведения на объекте.

Содержание пожарного стенда на предприятии

Стенды для использования на предприятиях могут быть изготовлены в настенном или напольном варианте. Для удобства проведения обучающих мероприятий, стенды устанавливают на передвижном основании. В стандартное содержание производственных пожарных стендов входит:

  • Схема здания, с обозначением эвакуационных выходов и мест нахождения пожарного оборудования.
  • Правила эвакуации при возникновении нештатных ситуаций.
  • Номера телефонов вызова экстренных служб.
  • Порядок действий сотрудников при обнаружении возгорания.
  • Инструкция по пользованию огнетушителями и другими первичными средствами пожаротушения.
  • Инструкции по использованию индивидуальных средств защиты органов дыхания.
  • Рекомендации по оказанию первой медицинской помощи.
  • Рекомендации по поддержанию противопожарного режима на предприятии.

Где устанавливать стенд

Пожарные стенды должны устанавливаться в местах наибольшего скопления или проходимости людей. В крупных организациях и на территории предприятий необходимо одновременно устанавливать несколько пожарных информационных стендов. Чаще всего их можно встретить у входа или выхода с территории, в зонах отдыха, столовых, вестибюлях. В местах с высоким риском возникновения пожара, устанавливают стенды и плакаты с учетом специфики данных помещений.

Основные требования к месту расположения стендов по пожарной безопасности:

  • Расположение стенда не должно перекрывать проходы и препятствовать передвижению людей к эвакуационным выходам.
  • Место для стенда выбирается с учетом его проходимости. Информацию должно увидеть как можно большее количество людей.
  • Чтобы стенд был достаточно освещен, при необходимости применяют дополнительные источники света.
  • Стенд должен находиться на видном месте и быть хорошо заметен, а информация на нем легко читаться.

Оформление пожарного уголка в детском саду

Статистика пожаров, возникших из-за детского баловства неутешительна. Ребенок, играющий со спичками, часто не осознает уровень опасности этого занятия. По этой причине важно информировать детей о правилах пожарной безопасности и о возможных печальных последствиях неосторожного обращения с огнем как можно раньше. Дети не всегда находятся под наблюдением взрослых, и в эти минуты безопасность ребенка зависит от его знаний и умения действовать в опасной ситуации.


С помощью обустройства в детском саду уголка по пожарной безопасности дети получат эти важные знания. Стенд в яркой игровой форме объяснит ребенку как действовать при возникновении возгорания, куда звонить, как обезопасить себя и окружающих. Воспитатели должны регулярно проводить занятия с детьми по изучению уголка пожарной безопасности, объяснять, что изображено на том или ином плакате и отвечать на вопросы детей.

Противопожарный уголок в детском саду содержит:

  • Изображения и текстовую информацию по опасным действиям и их последствиям.
  • Плакаты с описанием действий в случае возникновения пожара
  • Описание работы пожарных
  • Список телефонов для вызова экстренных служб
  • Набор игрового материала для изучения правил безопасности

Видео: обучение детей пожарной безопасности


Стенд по пожарной безопасности в школах

Информационный стенд для школьников может содержать больше полезного материала. Школьные пожарные стенды часто включают в себя интересные факты, статистические данные, инфографику. Если информации слишком много, ключевые детали помечают ярким цветом или выделяют размером шрифта.

Пример стенда по пожарной безопасности, установленного в здании общеобразовательной школы:


На пожарных стендах для образовательных учреждений указывают такую информацию:

  • Самые частые причины бытовых пожаров
  • Телефонные номера вызова служб спасения
  • Правила поведения при пожаре в квартире, в школе
  • Опасные факторы пожара (паника, ожоги, отравление продуктами горения итп)
  • Безопасная эксплуатация электрических приборов
  • Действия при невозможности выйти из горящего помещения
  • План эвакуации с указанием путей к выходам
  • Действия при эвакуации из здания школы

Наиболее подходящими местами для установки стендов «пожарная безопасность» считаются стены возле входа в столовую, актовый зал или гардероб. Эти места имеют наибольшую проходимость и здесь с информацией на стенде познакомится большинство учащихся.

Большие объемы информации разделяют на части и наносят на несколько тематических стендов. Из них составляют уголки пожарной безопасности в кабинетах по ОБЖ.

Безопасность детей - это самая важная задача для родителей, воспитателей и всех взрослых, которые его окружают. К сожалению, опасностей, которые могут нанести вред, в окружающем мире очень много. Поэтому надо не только усиленно оберегать и защищать ребёнка, но и учить его безопасному поведению в различных ситуациях как в доме, так и вне его. Эта работа целенаправленно проводится во всех образовательных учреждениях начиная с младшего возраста в детском саду и даёт положительный результат. Так как несмотря на сложность организации современного общества, детский травматизм - это чрезвычайная ситуация, ответственность за которую несут все виновные.

Обучение безопасности в детском саду

Научить детей не попадать в опасные ситуации как в домашних условиях, так и во внешнем мире - важнейшая задача для родителей и для воспитателей детских учреждений. Учить детей безопасному поведению необходимо с самых первых шагов жизни. Существует большое количество ситуаций, когда ребёнок может получить травму дома, на прогулке, во время игры, при поездке в транспорте. Главная задача взрослых не только обеспечить контроль за поведением малышей, но и привить им понятие собственной безопасности . Организация в детском саду уголка по безопасному поведению предназначена для решения этой задачи. Используя стенды, макеты, игрушки, дидактические игры, воспитатели обучают дошкольников правилам поведения в наиболее вероятных жизненных ситуациях. Представляемые материалы на стендах, адресуются и родителям, так как значительную часть времени ребёнок находится с ними, а молодые родители не всегда могут правильно создать безопасную обстановку дома.

Таблица: изучение правил ОБЖ в разных возрастных группах детского сада

Возрастная группа Поведение в быту На прогулке в парке На улице
Первая младшая
  • Учить, какие опасные ситуации могут быть во время игр, особенно при использовании песка, земли, воды, острых сучьев и других аналогичных предметов.
  • Объяснять, что пить воду из-под водопроводного крана нельзя.
  • Не приближаться к бродячим животным, не трогать их.
  • Не срывать листья, цветы. Не есть их.
  • Знакомство с разнообразным транспортом.
  • Формировать знания об основных цветах светофора.
Вторая младшая
  • Объяснять, какую опасность представляют мелкие и острые предметы.
  • Развивать навыки безопасного проведения игр.
  • Учить детей тому, где и как они могут найти помощь в сложных обстоятельствах.
  • Рассказывать о действиях, создающих опасность для здоровья: закрывание двери, спуск по ступенькам, выход из транспорта.
  • Опасные предметы дома: утюг, чайник, розетки, электроприборы.
Изучение правил поведения в природе:
  • Не засорять природу.
  • Не рвать растения и не ломать ветки.
  • Не прикасаться к бродячим животным.
  • Закрепления знаний о видах транспорта.
  • Отработать навыки по использовании регулируемого пешеходного перехода.
  • Объяснять разделение улицы на пешеходную и проезжую части.
  • Рассказывать о правилах поведения при использовании общественного транспорта.
Средняя
  • Разъяснять, какие опасные ситуации возможны во время игры.
  • Для чего используются бытовая техника и правила обращения с ней.
  • Закрепление умений использовать острые и режущие предметы в быту.
  • Рассказывать, как себя вести с незнакомыми людьми.
  • Беседовать с детьми о пожарах и причинах возгораний, о работе пожарных, правилах безопасности при использовании огня.
  • Рассказывать, что называется «природными явлениями» и какие из них опасны.
  • Разъяснение, какие растения и плоды называются съедобными, а какие нет. Что такое «лекарственное растение».
  • Дать представление об опасных и ядовитых представителях флоры и фауны.
  • Учить ориентироваться в закрытом помещении, на закреплённой территории детского учреждения.
  • Повышать объём знаний об организации дорожного движения. Дети должны знать названия основных составляющих городских улиц: подземный переход, тротуар и так далее.
  • Закреплять умение пользоваться пешеходными переходами.
  • Формировать представление о работе полицейских, о транспортных средствах для чрезвычайных ситуаций.
  • Закрепление навыков поведения в общественном транспорте и на улице.
Старшая
  • Беседовать о правила безопасности при езде на велосипеде, купании, катании на коньках и санках.
  • Повышать знания о безопасном поведении в быту.
  • Углублять знания о правилах поведения во время пожара.
  • Рассказывать о службе спасение МЧС. Как она вызывается по телефону.
  • Объяснить необходимость знания назвать основные данные о себе: полное имя и адрес проживания.
  • Формировать понятие «экологическая культура».
  • Объяснять, что нужно делать при укусе ядовитого животного.
  • Чем опасны природные явления. Как себя вести во время грозы.
  • Формирования умения переходить улицу, знать дорожные знаки для пешеходов.
Подготовительная
  • Закрепления правил безопасного поведения во время игр в разное время года.
  • Закрепления знаний о безопасном обращении с бытовыми приборами.
  • Формировать умения обращаться за помощью к взрослым и в службу МЧС.
  • Закреплять умение называть сведения о себе в случае необходимости.
  • Подвести детей к понятию собственной безопасности.
Продолжение работы по темам старшей группы.
Рассказывать о необходимости бережного и внимательного отношения к природе, дать представление о деятельности государства, направленной на сохранение окружающей среды.
  • Систематизировать знания детей об устройстве улицы.
  • Расширить знания о знаках дорожного движения.
  • Дать представление о работе ГИБДД.
  • Подвести детей к необходимости соблюдать правила дорожного движения.
  • Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте.
  • По схеме местности учить детей находить дорогу от детского сада к дому.

Оформление уголка безопасности

Значение уголка безопасности в воспитательной деятельности педагогов достаточно велико. Но, чтобы успешно и качественно выполнять обучение детей основам безопасности, необходимо иметь интересный и разнообразный материал по этому направлению работы. Уголок ОБЖ может содержать:

  • Стенды с информацией для родителей о возможных травматических ситуациях.
  • Аналитические справки по чрезвычайным происшествиям с детьми.
  • Наглядные материалы по обучению безопасному поведению для детей и взрослых.
  • Дидактические игры («Дорожные знаки», «Добрый и злой огонь», «Умный светофор», «Основы безопасности» и так далее) фабричного изготовления и созданные своими руками.
  • Макеты пожарной техники, скорой помощи, пожарного щита - для лучшего ознакомления детей со службами по чрезвычайным ситуациям.
  • Макеты предметов для личной безопасности: отражатели, пожарный извещатель, огнетушитель, телефоны службы спасения.
  • Игрушки для организации сюжетно-ролевых игр: куклы-пожарные, спасатели, полицейские; детская экипировка работников ГБДД и службы спасения.
  • Напольное покрытие для конструирования дорожного движения при изучении ПДД.

Как часть предметно-развивающей среды детского сада, уголок безопасности должен соответствовать требованиям: эстетичное и привлекательное для детей и родителей оформление, функциональность и вариативность, периодическое обновление наполнения для поддержания интереса к материалу.

Материал для распечатывания по уголку безопасности можно найти на сайтах :

  • В статье представлен материал для размещения на стенде по всем направлениям работы.
  • Статья «Безопасность жизнедеятельности детей» содержит много иллюстраций и стихов для уголка безопасности.
  • Вероника Парфёнова в своей работе «Уголок безопасности в младшей группе» рассказывает, как она оформила такой уголок. Есть много фотографий.

Паспорт уголка безопасности в детском саду

Входит в паспорт группы. При его оформлении указываются цели и задачи его создания и перечисляются материалы, входящие в состав этого уголка. К ним относятся:

  • Крупногабаритные макеты и игрушки: светофоры, ростовые куклы, дорожные знаки, макеты городских улиц, разметка пешеходного перехода, пожарный щит и макеты огнетушителей.
  • Экипировка детей.
  • Плакаты и методический материал.
  • Стенды по пожарной безопасности, ПДД и другие.
  • Игрушки, дидактические игры, книги и другое оборудование, имеющееся в наличии.

Оформление паспорта уголка

Пример оформления паспорта уголка взят из статьи «Паспорт подготовительной/средней группы» детского сада «Морошка».

Примеры оформления уголка безопасности

Название уголка безопасности говорит о его назначении. Оно может быть таким:

  • Школа безопасности.
  • Дорожная азбука.
  • Юные спасатели.
  • Островок безопасности.
  • Безопасный детский сад.
  • Расту счастливым.
  • Безопасность каждый день.
  • Формула безопасности.

Как уже было сказано, обучение безопасному поведению детей имеет три составляющие: безопасность в быту, знание и применение правил дорожного движения, безопасное поведение на природе и во время игр. В соответствии с этими направлениями оформляются и стенды уголка.

Фотогалерея: оформление стенда по знанию ПДД

Стенд по ПДД для старших групп Уголок содержит много тескстового материала Уголок содержит макеты зданий и проезжей части Дидактическая игра по ПДД

При изучении безопасности в быту, особенно важна тема пожарной безопасности .

Фотогалерея: оформление стенда по пожарной безопасности

Юный спасатель рассказывает о правилах безопасности Игрушечный пожарный щит со всеми атрибутами Яркое пособие для детей младшей и средней группы Макеты пожарной техники

Имеется большое количество плакатов, в красочной форме напоминающих детям о правилах безопасного поведения. Их можно использовать в оформлении уголка, не забывая о периодическом обновлении.

Подробнее узнать об организации занятий по пожарной безопасности в детском саду можно из нашей статьи - .

Фотогалерея: плакаты по безопасному поведению

Плакат для дошкольников по поведению на природе Правила поведения для малышей в быту Правила поведения во время игр, в быту, с незнакомыми людьми Безопасное поведение дома и на улице

Можно использовать готовые стенды с кармашками для обновления информации.

Фотогалерея: варианты готовых стендов для уголка безопасности

Представлены все направления работы Компактный стенд оригинальной формы Небольшой стенд, содержащий элементы обучения ОБЖ Форма такого стенда будет привлекать внимание

Работа в уголке безопасности детского сада

Организация работы по теме безопасности имеет разные формы:

  • Наглядные: использование плакатов, готовых стендов, иллюстраций, предупреждающих об опасности.
  • Организации дидактических игр (варианты возможных игр можно увидеть в статье Елены Кекиной).
  • Проведение сюжетно-ролевых игр и моделирование опасных ситуаций в игровом уголке.
  • Практические задания, направленные на изучение правил безопасного поведения. (Например: изготовление аппликации «Чайник», раскрашивание картинки «Электроплита» и так далее).
  • Беседы с детьми и обсуждение рассказов и сказок (сказки про Стобеда, Рассказы Елены Ильиной), чтение стихов о безопасности .
  • Работа с родителями: подбор литературы для родителей по обучению детей основам ОБЖ, индивидуальные беседы и проведение родительских собраний (В статье Светланы Гульковой представлен подробный конспект родительского собрания, содержащий не только лекционную часть, но и практическое занятие с родителями).
  • Проведение занятий по теме безопасности.

Занятия по теме ОБЖ предназначены упорядочить и закрепить знания детей.

Например, занятие в средней группе «Правила безопасного поведения в детском саду » Валентины Дроздовой ставит своей целью закрепления навыков внимательного и аккуратного поведения при нахождении в игровых комнатах.

Или урок «День безопасности» Натальи Чернышёвой для старшей группы направлен на закрепление знаний детей по безопасному поведению дома и на улице. Занятие проводится в виде виртуальной экскурсии на школьном автобусе. Воспитатель вместе с детьми обсуждает различные жизненные ситуации, которые могут привести к трагическим последствиям.

Ниже представлен план-конспект занятия в старшей группе по пожарной безопасности. Хорошо подобранный интересный материал по теме урока. Дети с удовольствием будут отвечать на вопросы и принимать участие в выполнении заданий.

Таблица: пример конспекта занятия по теме «Пожарная безопасность», подготовленного воспитателем Хрявиной Юлией

Конспект

в группах дошкольного возраста

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире и считается одной из наиболее важных проблем, требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации, столкнуться с опасностью. . А такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. Дошкольный возраст - важнейший период, когда формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности и здорового образа жизни в целом . И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Во время чрезвычайных ситуаций ребенку свойственна пассивно-оборонительная реакция: от страха он прячется в укромный угол вместо того, чтобы покинуть опасное место или позвать на помощь. Поэтому главной задачей является обучение дошкольников правилам поведения в экстремальных ситуациях, стимулирование у них самостоятельности и ответственности. Все полученные знания и навыки дети должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

В Республике Беларусь руководящими работниками и специалистами дошкольного образования уделяется пристальное внимание созданию безопасных условий жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, активизирована образовательная работа с детьми в данном направлении. На совершенствование деятельности учреждений дошкольного образования по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста направлено межведомственное взаимодействие Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь и Министерства образования Республики Беларусь. В 2012 году был утвержден «Комплекс мер по совершенствованию деятельности учреждений дошкольного образования по созданию условий безопасной жизнедеятельности воспитанников», который определил мероприятия, обеспечивающие в результате их реализации создание условий безопасной жизнедеятельности воспитанников в учреждениях дошкольного образования, степень межведомственного взаимодействия по их реализации. Согласно вышеуказанному нормативному правовому документу (п. 12) в учреждениях дошкольного образования активизирована работа по созданию в группах предметной развивающей среды, способствующей формированию у воспитанников практических умений безопасной жизнедеятельности. Активизация работы педагогов учреждений дошкольного образования в данном направлении также обусловлена реализацией учебной программы дошкольного образования, которая определяет цели, задачи и содержание работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ безопасности жизнедеятельности: направление «Социально-нравственное и личностное развитие воспитанника», образовательная область «Ребенок и общество», компоненты программы: «Безопасность жизнедеятельности», «Рукотворный мир». В рамках решения программных задач, с целью формирования образовательного пространства, обеспечивающего возможности обучения безопасности жизнедеятельности воспитанников, воспитателями создаются в группах уголки пожарной безопасности, комнаты по ОБЖ, разрабатываются методические и дидактические материалы.

Результаты первого областного смотра-конкурса «Безопасное детство», прошедшего в 2012 году, показали, что педагогами Минской области ведется существенная работа по обучению воспитанников основам безопасности. В учреждениях дошкольного образования имеется богатый наглядно-демонстрационный и игровой материал, как фабричного производства, так и сделанного своими руками. Воспитателями проводятся тематические занятия и беседы с детьми. Организуются экскурсии в пожарную аварийно-спасательную часть, демонстрация видеофильмов, мультфильмов по ОБЖ, чтение тематических художественных произведений, стихов. Проводятся конкурсы, спортивные развлечения и праздники. Широко используются в целях обучения и закрепления полученных знаний разные виды игр: сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные, дидактические. В группах оформлены уголки пожарной безопасности. Однако в ходе смотра-конкурса «Безопасное детство» было выявлено перенасыщение данных игровых уголков игрушками и игровыми атрибутами, несоответствие игрового оборудования возрасту воспитанников. Данный факт определил необходимость разработки методических рекомендаций по оснащению «Уголков пожарной безопасности» в группах дошкольного возраста.

Уголок пожарной безопасности - специально выделенное и оформленное место, где ребенок может самостоятельно или вместе со сверстниками играть, реализуя в игре полученные знания.

Требования к оформлению уголка пожарной безопасности:

Педагогическая целесообразность игрушек и игрового оборудования, соответствующая задачам всестороннего развития личности ребенка;

Психическая и физическая безопасность игровых материалов;

Оптимальность насыщения игровой среды (без чрезмерного обилия и недостатка);

Учет возрастных возможностей детей, особенностей их психического, социального и физического развития;

Целесообразность и удобство размещения;

Эстетичность и функциональность предназначения игрушек и игрового оборудования.

Содержание уголка пожарной безопасности в разных возрастных группах учреждения дошкольного образования должно соответствовать уровню развития детей, удовлетворять их интересы и потребности, способствовать реализации задач учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасности жизнедеятельности, в частности пожарной безопасности.

Во второй младшей группе воспитатель должен создать условия для формирования у воспитанников представлений о правилах безопасного поведения (в частности правил пожарной безопасности) на основе запрета игры с огнем; представления о простейших приемах оказания первой помощи при ожоге; представления о назначении предметов домашнего обихода и осторожного обращения с ними (в частности бытовой техники), транспортных средств, их строении (в частности о строении и назначении аварийно-спасательного автомобиля); сформировать умение применять правила пожарной безопасности, представления о некоторых видах труда и профессиях, доступных восприятию ребенка .

В средней группе в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования необходимо сформировать у воспитанников представления о номерах телефонов: домашнего, пожарной безопасности, милиции, «скорой помощи»; умение набирать номер нужной службы помощи; умение применять в повседневной жизни правила пользования бытовыми приборами, правила пожарной безопасности. Необходимо предусмотреть работу и создать условия для формирования представлений о взаимосвязи и зависимости строения предметов рукотворного мира от их назначения (в частности аварийно-спасательного автомобиля, автомобиля скорой помощи); представлений о материалах, орудиях труда, инструментах, необходимых для работы людей разных профессий (в частности профессии спасатель - огнетушитель, пожарный рукав, и др.). Отличительной особенностью данного возрастного периода является становление сюжетно-ролевой игры, которая начинает занимать ведущее место среди других игр, что позволяет реализовать программную задачу по формированию представления о последовательности игровых действий в сюжетно-ролевой игре производственной тематики, отражающей профессиональный труд людей (в частности сюжетно-ролевой игры «Спасатели») .

В старшей группе реализация требований учебной программы дошкольного образования по обучению основам безопасной жизнедеятельности предусматривает организацию работы по формированию у воспитанников представления о правилах пожарной безопасности: правилах использования спичек, правилах пользования электрическими и газовыми бытовыми приборами. Обязательным является формирование у старших дошкольников представлений о правилах поведения в экстремальных ситуациях; представления о значимости правил безопасного поведения для организации своей жизни и здоровья. Важно научить детей ориентироваться в сложных жизненных ситуациях: обращаться при необходимости за помощью к знакомым, позвонить в пожарную охрану. В рамках реализации задач, предусмотренных компонентом «Рукотворный мир», по формированию представления о предметах рукотворного мира, мире техники и ее значении для человека, технике и приборах, одежде, следует дать дошкольникам представления об аварийно-спасательной технике, инструментах, приспособлениях и одежде спасателя. Доступными и познавательными для старших дошкольников будут сведения из истории возникновения и развития пожарной службы.

В старшем дошкольном возрасте совершенствуется сюжетно-ролевая игра, в которой воспитанники отображают события общественной жизни, часто выходящие за рамки их личного опыта. Учитывая это, воспитатель должен создать условия для формирования у детей умения моделировать в игре реальные отношения между людьми (социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека), умения сотрудничать в игровой деятельности, согласовывать тематику игры, планировать сюжетную линию ее развития, выбирать средства для реализации ее замысла. Достичь этого можно посредством организации в группе соответствующего игрового пространства .

Для поддержания у детей интереса к игре, позволяющей закрепить знания, полученные на занятии, в ходе экскурсии, воспитателям рекомендуется обновлять содержание игрового материала, производя временную замену отдельных игровых атрибутов, наглядно-демонстрационного материала, настольно-печатных игр, предлагая новые игрушки и атрибуты из фондов своих микрокабинетов.

Оптимальность насыщения игровой среды, динамика в содержании игрового материала обеспечивают возможность для развития новых сюжетных линий в игре дошкольника.

Перечень игрушек и игрового оборудования

для оснащения уголков пожарной безопасности в группах

Наименование игрушек и игрового оборудования

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

Примечание

Кукла в форме спасателя

при подборе следует учитывать размеры игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Игрушечный аварийно-спасательный автомобиль

при подборе следует учитывать размеры куклы

Макет дома

при выборе размеров дома следует учитывать размеры куклы и игрушечного аварийно-спасательного автомобиля

Тематические сюжетные картинки

2-3 шт. в каждой серии

«Пожар»;

«Правила пожарной безопасности»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар;

«Правила пожарной безопасности»;

«Правила пользования бытовыми приборами»

3-5 шт. в каждой серии

«Пожар»; «Правила пожарной безопасности»; «Правила пользования электрическими бытовыми приборами»; «Правила пользования газовыми бытовыми приборами»; наборы сюжетных картин, отражающих историю развития пожарной службы

одновременно в уголке размещаются

2-3 картинки, сменяемость 1 раз в 2 недели; формат бумаги А-4, А-3

Предметные картинки

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; аварийно-спасательной машины; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор)

изображения спасателя; элементов формы одежды спасателя; разных видов аварийно-спасательной техники; первичных средств пожаротушения (ведро, лопата, песок, огнетушитель, пожарный рукав, багор и др.); предметные картинки, отражающие изменения, произошедшие в условиях исторического развития формы спасателя, аварийно-спасательной техники, первичных средств пожаротушения

формат бумаги А-4, А-5; ½ А-5

Печатная продукция

плакаты, буклеты

плакаты, буклеты, фотоальбомы

сюжет плакатов должен быть доступен для восприятия детей в соответствии с возрастными особенностями

Настольно-дидактические игры

плоскостные разрезные картинки (из 3-4 частей), лото, пазлы, кубики

6-8 шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

8 и более шт. плоскостных разрезных картинок (из 6-8 частей), лото, пазлы, кубики, домино. При изготовлении игр по принципу домино изображения предметов одного вида должны быть идентичны, количество «костей» - 28

к разрезным деталям должно прилагаться целостное изображение предмета или сюжета, инструкция, содержащая название игры, игровые задачи, перечень оборудования, ход игры, указания относительно возраста детей, для которых предназначена игра. При изготовлении настольно-дидактических игр по принципу лото не следует перегружать игровое поле большим количеством картинок. Изображения должны быть четко прорисованы, иметь одинаковый размер, стиль изображения

Фланелеграф (магнитная доска), набор плоскостных фигурок для моделирования пожароопасной ситуации

При размещении в уголке следует обеспечить безопасные условия для самостоятельной игровой деятельности воспитанников, предусмотреть возможность для свободного доступа детей

Игрушечный телефон

с номерами

101, 102, 103 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции в форме; транспортного средства для их передвижения

с номерами

101, 102, 103, 104 с обозначением изображений: сотрудников пожарной, медицинской службы, полиции и др. в форме; транспортного средства для их передвижения

Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»

игровые атрибуты : форма сотрудника МЧС (для 2 детей); игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители); игрушечный телефон; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.)

игровые атрибуты: форма сотрудника МЧС (для 3-4 детей), игрушечные средства пожаротушения (лопатки, ведра, пожарные рукава, огнетушители), игрушечный телефон, игрушечный пожарный щит с первичными средствами пожаротушения, чемодан с атрибутами для оказания сотрудниками МЧС первой медицинской помощи; макет аварийно-спасательного автомобиля, соразмерный росту детей (или приспособления, атрибуты для построения автомобиля: чехлы для стульчиков, мягкие модули, руль и др.); пульт управления МЧС (игрушечный компьютер, карта города, рация)

Макет «Служба МЧС» для организации режиссерской игры: состоит из основания прямоугольной формы с нанесенной разметкой дорог

Рекомендуемые размеры: ширина - 50 см, длина - 100 см. Данные размеры делают макет мобильным, позволяют детям самостоятельно переносить его, обеспечивают доступность одновременной игры 2-6 детей. В наличии должны быть макеты жилых зданий, здания службы МЧС, фигурки спасателей, аварийно-спасательная техника (машина, вертолет, городской транспорт и др.), при подборе (изготовлении) которых следует предусмотреть их соразмерность по отношению друг к другу

Подборка тематических детских работ: рисунки, аппликации, поделки и др.