Убыхи ушедшие во имя свободы. Убыхи в период русско-черкесской войны

1. Местонахождение и общие данные:
С этим у убыхов все достаточно просто - на протяжении всей истории, до последних дней Кавказской войны убыхи жили на территории современного Сочинского района Краснодарского края. Примерно ее можно обозначить рекой Шахэ с запада, где убыхи смешивались с родственными им шапсугами, рекой Хоста с востока, где они перемешивались со столь же родствеными абазинскими племенами садзов (джигетов). На севере их ареал ограничивался отрогами Северного Кавказа и верховьями реки Мзымта, где они пересекались с абазинскими племенами аибга, ачипсоу и другими. Время от времени некоторая их часть переходила к абадзехам в верховья рек Белой и Пшиш для выпаса скота и придавала убыхской крови абадзехам.
Исторически этот регион был крайне изолирован от остального Северного Кавказа по географическим причинам. Сложнопересеченная местность, болотистая и болезненная в устьях рек у моря, достаточно гористая и заросшая густым лесом - она не пропускала через себя мигрантов, за редкими исключениями. Миграции алан в 7-8 веке и татаро-монгольские нашествия 13 века обошли земли убыхов стороной.

По одной теории, лишь однажды, маленькая группа алан, гонимая татарским нашествием с севера, переместилась через горные перевалы на юг, где растворилась среди убыхов, дав имя одному из их племен Алань. Но этой версии еще предстоит быть доказанной, хотя бы генетическими исследованиями.
Все вышеперечисленное привело к консервации данного черкесского субэтноса в своем древнем виде, что дало ему неповторимые отличительные особенности в черкесском мире позднего исторического времени. Язык убыхов отличался от черкесских соседей и выделялся в отдельную ветвь, за ним признавалось свойство чистоты языка. Считалось, что убыхский представляет собой язык черкесов прошлого, что вполне может быть верным, учитывая особенность строения языков народов Кавказа.
Облик черкесов также подтверждался современниками, как отличительный, более европейский. Мужчины носили специальные пояса для поддержания стройной осанки - главного показателя мужской красоты убыхов.


Территориально убыхи делились на два основных вида - приморские и горные. Центральный аул приморских убыхов распологался на землях современного центра Сочи, в районе морского вокзала. Во времена Кавказской войны их главой был князь Аубла Али-Ахмет, он же Облагу.
Горные убыхи управлялись знаменитым родом князей Берзеков, их главой в Кавказскую войну был крайне активный и смелый князь Хаджи Берзек, а центральный аул их располагался севернее современного села Пластунка.

Князь Хаджи Берзек Керантух (1804-1881 гг.) - последний князь убыхов, предводитель борьбы против России

2. Особенности внутреннего устройства жизни:
Административное устройство убыхов было крайне консервативным, первобытным. Во главе рода стоял князь или род князей, обладавших высшей властью. При этом все общественные вопросы решались на народных собраниях, где вождь участвовал со всеми на равных. В Убыхии эта система была настолько сильна,что народное мнение, на которое мог влиять вождь своим авторитетом,скрепляло обязанностью весь народ, не возникало сопротивления.
Это позволяло разделять убыхские общества по родам административным делением. Каждый род управлялся на своей территории. Племена были очень плотно взаимосвязаны,между ними не было конфликтов.


Также помогал этому обычай аталычества - передачи на воспитание знатных детей в другое общество и даже другому племени, чтобы скрепить сильнее узы дружбы. Ребенок воспитывался в чужой семье до момента,когда он выучивался владеть оружием, после чего возвращался. Организованность убыхов позволяла делать успешные нападения на соседей, вплоть до набегов на Кубань через отроги Кавказа,через снежные перевалы.
Их армия была очень четко организована, как спецназ. Они делились на группы - снабжения,первого фланга,прикрытия. Это было необычно для соседних черкесов, которые сражались хаотично, массой.
У убыхов было развито пиратство. Они строили крепкие лодки на которых нападали на суда и грабили их. Доходило до того, что русские суда, патрулировавшие побережье возле Сочи, часто оказывались в блокаде и даже крупные суда вынуждены были спасаться бегством. Лодки убыхов были очень маневренные и грамотно производили абордаж.



Все это привело к тому, что кроме животноводства и садоводства, которое было очень развито в Убыхии, у них больше всех развилась работорговля. Она была поставлена на поток, особенно с приходом Турции. Все рынки были забиты рабами. Население все больше предпочитало это занятие,как самое прибыльное.
Если у соседних черкесов этим занимались в основном аристократы, князья, то у убыхов даже простой люд не брезговал работорговлей.


Вся территория Большого Сочи, вплоть до верхних горных ущелий была очень сильно разработана пшеничными полями, кукурузой, фруктовыми садами. Было развито виноделие - виноградники обсаживались вокруг деревьев. Сады и аулы располагались большей частью в средней и верхних (горных) частях рек. В прибрежной части они находились возле устьев рек, но не все, так как многие устья представляли собой малярийные и люди там не селились.
Территория Сочи вдоль современного Курортного проспекта составляла сплошной лес из вековых дубов. Этот лес являлся священным - в нем проходили собрания, молились, запрещено было заходить посторонним без разрешения старшин. У убыхов сформировалась интересная смесь из религий. Убыхи были приверженцами языческих верований до последних лет Кавказской войны, когда при мощной пропаганде и от разочарования, связанного с тем, что язычество не спасало от русских войск их землю, они стали переходить на сторону ислама, вырубали рощи и строили в них мечети. Больших масштабов эта деятельность не имела.
Удивляет смесь язычества с христианством, которое также было религией части убыхов до 16 века. Все это вылилось в смешанные обряды, когда в рощах висели железные кресты, как идолы. С приходом мусульманства муллы стали проводить встречи с верующими в этих священных рощах. Но полностью мусульманства придерживались только некоторые из аристократов, преимущественно с целью дружбы с турками.

3. В годы Кавказской войны:

К концу 18 века убыхи считали свои земли неприступными и были уверены,что русские никогда не захватят их, хотя война уже была в разгаре. Турция подстрекала убыхов к нападениями, появились европейцы. В частности, англичанин Белл, который до конца Кавказской войны проживал в Сочи,проводил пропаганду среди убыхов против России и обучал убыхов современным методам войны.

Джеймс Станислав Белл (1797 - 1858 гг.), британский разведчик в Черкессии

Ситуация изменилась после взятия Россией Абхазии в свое подданство и началась российская пропаганда. России удалось переманить к себе джигетов, было образовано Джигетское приставство в долине реки Мзымта. Дальнейшая история развивалась по драматическому сценарию.
Российские войска продвигались с севера. Засс начал строить Лабинскую линию, продвигаться вглубь Абадзехии. Убыхи помогали абадзехам делать нападения на линии, но держались отдельно, считая свою землю неприступной.


Россия приняла решение о постройке Черноморской береговой линии в 1830-х годах. В период ее развития главой линии был генерал Раевский. Он разработал план по освоению побережья,поскольку простое курсирование кораблей вдоль берега не позволяло пресечь торговлю с Турцией. Турция активно снабжала оружием черкесов и вела пропаганду - присылала религиозных проповедников,которые поднимали против России народ.
В 1837 году убыхи внезапно застали русский десант в устье Мзымты, который успел основать там мощное укрепление Святого Духа. Форт оказался неприступным и ни разу не был взят черкесами в течение всей Кавказской войны. Это заставило убыхов мобилизоваться и начать противодействие высадкам. Генерал Раевский с генералом Вельяминовым приняли решение о постройке фортов вдоль основных устьев рек, там, где были наиболее активные точки торговли с Турцией черкесов. Поскольку разведка произведена не была, точность местности и количество горцев были неизвестны, выставили к обсуждению две идеи - выслать большой отряд войск, который пройдет по побережью с целью разведки,либо использовать шпиона.



В итоге решили избрать шпиона - генерала Торнау, о котором я рассказывал .


Генерал Торнау и карта его путешествий

Это помогло войскам в дальнейшем. На основании данных от лояльных черкесов, русские войска высадились в Сочи,где под упорным огнем пртивника успели закрепиться и построить Навагинское укрепление,ставшее началом города Сочи.



Форт Александрия (позже Навагинский) (Сочи)

Русские также основали укрепления в Убыхии в устье реки Шахэ, на границе с шапсугами. Здесь находились самые священные рощи обоих народов и они не собирались их так просто сдавать. Сопротивление было очень мощным. Тысячи горцев молились в рощах на фоне русских кораблей и давали клятву умереть за родную землю. Высадка привела к кровавому бою, хотя в Сочи русские потеряли при высадке больше. Памятник сочинскому десанту с братской могилой рядовых и офицеров русских войск до сих пор стоит на Курортном проспекте. Высадка в устье Шахэ была более кровавой со стороны черкесов, памятник там тоже имеется. Русские в итоге высадились и вырубили рощу, закрепились в устье реки, но удерживали укрепление с большим трудом.


Форт Головинский (Головинка)

В разгар Кавказской войны убыхи очень обозлились и постоянно держали в осаде укрепления, не давали гарнизону даже нормально спать. Служба в укреплениях была осложнена тем, что подвоз продовольствия производился раз в полгода, так как путь по суше был невозможен. Кругом были леса,болота, скалы и опасные черкесы. Навагинское укрепление постоянно подвергалось обстрелу, так как находилось напротив горы (нынче Батарейка),использовавшейся черкесами для обстрела укрепления. В том числе из пушек. Попытки быстро отбить их ни к чему не приводили. Черкесы,как только видели,что отряд направляется в их сторону, тут же прятали пушки в лес или уносили их.



Берег Сочи

Гарнизоны вымирали от лихорадки. В то время в русских войсках сражалось много декабристов. Их ссылали на Кавказ в качестве ссылки с высоким уровнем смертности. Даже из Сибири переводили на Кавказ. Их намеренно понижали в должности до солдата и посылали в передовые отряды. В Адлере во время десанта в устье Мзымты погиб писатель Бестужев-Марлинский, который интересно описывал события Кавказской войны и жизнь русских войск. Та же ситуация с Одоевским, описанным Лермонтовым, погибшим при десанте на берег в современном Лазаревском. Секундант Пушкина участвовал в десантных операциях, но он все пережил. Генералов, которые старались облегчить их участь, снимали с должностей.
Постройка крепостей осложнила убыхам жизнь. Началось активная кампания со стороны рода Берзеков, бывшего непримиримым к русским. Действия их были направлены на то, чтобы ограничить сношения с русскими.

Александр Одоевский (1802-1839 гг.), русский поэт, декабрист Александр Бестужев (Марлинский) (1797-1837 гг.), русский писатель, декабрист

В 1840 году, скованные укреплениями в ущельях черкесы, под влиянием засушливого года, начали голодать, а перекрытая торговля с Турцией не позволяла приобрести продукты в то время, как на севере шли активные военные действия у абадзехов. Эта ситуация привела к массовым выступлениям и нападениям на укрепления. У убыхов эти действия были слабыми, их район проживания был еще не тронут войной. Форты Навагинский и Святого Духа практически не попадали в осаду и жили спокойно,в то время как соседние форты - Лазаревский и Вельяминовский (Туапсе) были уничтожены горцами и восстановлены только через год.
Тем временем убыхи стали превращаться в консолидирующий черкесов народ. Именно в их землях, на всечеркесском собарнии принято решение объединить черкесов в конфедерацию для борьбы с Россией. Хаджи Берзек, которому в 1840 году было уже 70 лет обладал непререкаемым авторитетом в Черкессии.
В 1839 году прошло первое черкесское собрание севернее Адлера, где были представители шапсугов, абадзехов, убыхов,натухайцев - большей частью причерноморских черкесов. Здесь было принято решение об объединении сил, выработали правила запрета контактов с русскими,а колеблющихся наказывать силой.
В 1841 году джигеты присоединяются к России и убыхи еще более ожесточаются. У абадзехов появляются наибы от Шамиля,которые начинают административную реформу на основе Шариата и объединительную деятельность в Черкессии. Но у убыхов они терпят провал. Подробнее

Магомед Амин (1818-1901 гг.), мусульманский наиб Шамиля в Черкессии

Убыхи от Амина отказались, поскольку убыхское население не понимало попыток тотального насаждения мусульманства. Был период, когда в рощах убыхов убирали кресты и строили мечети. Через год мечети разрушил народ, который воспринял эти действия весьма агрессивно. С переменным успехом вялые военные действия происходили в течение 1840-х годов,пока не закончилась война на восточном кавказском фронте. Магомед Амин,как и другие наибы и имамы вынужден был либо сдаться русским, либо уплыть в Турцию. Амин сдался русским и просил прошения уехать в Турцию, откуда продолжал свою деятельность до конца войны.
В определенный момент сопротивление ослабло и горцы начали сомневаться,стоит ли продолжать борьбу. Среди убыхов такие сомнения бродили среди приморских племен. Князь Ахмет-Хан понимал,что находится на передовой и в случае наступления русских с берега он пострадает более всех. Поэтому он колебался между обороной и переходом на сторону русских. Он даже пытался сдаться, но свои черкесы пленили его и отпустили с наказом более не повторять этого. Ему пришлось забрать свою клятву русским и продолжить борьбу против них. Очень часто убыхскую аристократию Россия подкупала привилегиями - офицерскими званиями. Однако, когда пропаганда против России срабатывала, убыхи поднимались против русских и офицеров принуждали отказываться от подарков и званий.


Несколько менялась в этот промежуток времени ситуация толкьо 1854 году, когда началась активная фаза Крымской войны. Россия ушла с Черноморского побережья и взорвала свои прибрежные укрепления. За время этой войны черкесы убедились, что русские от них отстали и расслабились. Горцы стали меньше реагировать на пропаганду наибов, она имела для них меньшее значение, чем раньше. Именно в это время на Амина обиделись многие племена, произошли разрушения мечетей,его авторитет упал и так было до 1856-57 годов. К моменту окончания Крымской войны черкесы вернулись к тому укладу жизни на побережье, какой был у них до постройки Черноморской береговой линии. Вернулись прибрежные аулы у разрушенных укреплений, снова начались набеги на соседей.
В те годы царское правительство приняло план военного разрешения черкесского вопроса. Процесс замирения черкесов посчитали проваленным. Крымская война показала, что сохранение черкесов на своей территории при постройке укреплений приведет к блокировке последних,в случае повторения войны с Турцией или европейцами. Автором проекта выселения черкесов являлся наказной атаман (в современной России аналог губернатора) Евдокимов. Он предложил разделить черкесов по основным дорогам,идущим от Кубани к морю и выселить либо на берега Кубани,либо в Турцию. В это же время освободившиеся русские войска с чеченского и крымского фронтов были собраны на Кубани и пошли по трем направлениям от реки к Черному морю, выдавливая несогласное местное население впереди себя. Их гнали к морю с целью посадки на турецкие корабли.

Граф Евдокимов Николай Иванович (1804—1873 гг.), русский генерал

Князья Берзеки у убыхов вновь начали объединительную деятельность среди черкесов. В этот раз на более высоком уровне при помощи англичан,которые активно высаживались в Черкессии. В Турции был сформирован отряд наемников со всего света,который высадился недалеко от современного Туапсе, где собирался воевать с русскими. При первой же стычке он был разбит и отряд разбежался. Черкесы хотели их перерезать, не считали их даже мужчинами. Им было очень сложно возвращаться в Турцию, так как черкесы считали их лишними на кораблях.
Объединительная деятельность привела к тому, что в 1860 году у убыхов появился свой первый парламент. Это был мусульманский представительный орган,собрание черкесских народов побережья. Был построен комплекс зданий в устье реки Сочи. В нем была принята декларация независимости Черкессии под руководством англичан. Она рассылалась в европейские города и в Турцию с просьбой о помощи в борьбе с Россией. До этого черкесы обращались в Санкт-Петербург с просьбой об остановке военных действий, некоторые готовы были сдаться,чтобы их оставили на родной земле. К тому времени в России было принято решение о выселении черкесов, и им отказывали в просьбах. Со стороны Англии и Франции черкесам в помощи также отказали, геополитика была не в их пользу. Турция в очередной раз пообещала прислать войска, но это было очередное нечестное обещание, которых до того было множество и убыхи им не верили. Начались объединительные действия в попытке собрать черкесов в единое государство. Однако, времени было мало и условия были неудачными для этого.

4. Последствия Кавказской войны:
В 1861 году император Александр Второй встретился с представителями черкесов, где подтвердил ультиматум о выселении и дал им срок на это до 1862-1864 годов. Они отказались и война продолжилась. В итоге за один год все население северных склонов Западного Кавказа было выселено, русские войска подошли вплотную высотам Кавказа. Абадзехи были практически полностью выселены,всего 10 000 человек согласились переселиться на Кубань. Остальные с войсками беженцами пошла на юг в Туапсе. Беженцы усложнили жизнь убыхов, на их территориях образовывались лагеря беженцев, постоянно ожидавших турецких перевозчиков. Стало не хватать домов,продовольствия.


Через год, в 1862 году русские войска вышли к морю, захватив земли черкесов, за исключением Убыхии. Шапсугам и убыхам вновь даны были сроки на выселение, очень сжатые. Как впоследствии признавались современники - местные русские чиновники слишком яро исполняли приказ, в Санкт-Петербурге это очень поздно осознали. Жесткие меры и короткие сроки не позволяли принять верное решение тем черкесам, которые колебались перед выбором уплыть или остаться. Им не давали времени на размышление и они уплывали в Турцию, вместо пополнения рядов подданных России. В эти годы произошли последние сражения Кавказской войны в районе Туапсе и в устье реки Шахэ. Шапсуги стали массово выселяться и русские войска подошли к Убыхии. В это время Хаджи Берзек был очень стар, успел сходить во второй хадж в Мекку,что считалось у черкесов очень почетным. После возврата на родину он не смог управлять страной из-за старости. В Убыхии был разлад и в критический момент войны главным князем стал племянник Хаджи - Хаджи Догомуко Берзек Керантух. Когда русские войска подошли к Головинскому форту на реке Шахэ, он уехал в Абхазию советоваться с Михаилом Ширваншидзе,владетелем Абхазии и подданным России. Тем временем народное движение в Убыхии привело к собранию самых молодых убыхов, горячих голов, принявшим решение самостоятельно выступить против русских войск и дать им сражение. Оно произошло в районе современного села Волконка, на территории средневековой крепости Годлик, в которой партию убыхов разбили в пух и прах. Это привело к тому, что разбитые отряды разбрелись по Убыхии и негативно повлияли на дух народа. Убыхская знать больше не могла удерживать людей от сдачи русским властям.


Руины крепости Годлик (14-15 вв.). Место последней битвы убыхов с русскими войсками

Тем не менее, князья не хотели переходить под власть России, к тому же в связи с тем, что в России было отменено крепостное право, а у каждого из них были многочисленные крепостные. Они предпочли с народом и крепостными выселиться в Турцию. Самые хитрые из шапсугов и убыхов успели выселиться заранее, за несколько лет до прихода русских войск. Соглашение с Турцией было давно и она обещала обширные земли переселенцам. Они и получили эти земли. А те,кто до последнего сражался и выселялся в конце войны - попали в массовую волну переселения, не организованную и приведшую к трагедии.
К 1864 году, когда русские войска вступили в Убыхию, сопротивления не было, народный дух упал. Последнее собрание убыхов решило полностью выселиться всем народом в Турцию,что и произошло буквально за три недели. 150 000 человек из всего Большого Сочи в спешном порядке выселились в Турцию. В России не ожидали такого массового исхода, предполагали небольшие волнения, что часть перейдет к Кубани. Лодки набивались по самый борт, любые волнения на море топили их. В штиль умирали от жажды и воды. Больных выкидывали в море. Турция тоже оказалась не готова к таким массам переселенцев, которые при перевозке массово болели. Их держали в закрытых лагерях на берегу, где черкесы умирали от голода и лихорадок, пока турки определяли, куда их направить.


Позже их расселили в Османской империи, на Ближнем Востоке, в самых болотистых и пустынных местах. Многие хотели вернуться,но Россия не разрешала обратный въезд. После расселения, почти половина из убыхов погибла, а оставшиеся в живых были рассеяны по Османской империи. Их насильно заставляли принимать турецкую культуру и язык, забирали в армию, где использовали для сдерживания сербов на балканском фронте. К концу 20-го века,убыхи,как народность, исчезли. Последний человек, знавший убыхский язык - Тевфик Эсенч, умер в конце 20-го века. Говорил он на смешанном языке. По сей день исследователи пытаются восстановить язык и культуру убыхов, что пока полноценно не получается, хотя потомки убыхов проживают в Турции и частично поддерживают убыхский быт жизни с полной потерей языка.


Тевфик Эсенч (1904 - 1992 гг.) Турция. Последний убыхоговорящий потомок убыхов

Территория же Убыхии оставалась пустынной в течение десятилетия. Позже сюда пытались расселить казаков,которые не могли прижиться в субтропическом горном климате. Позже сюда стали переселять из Турции армян и греков, а позже десятки других народов со всей территории Российской империи. По настоящее время территория Сочи не так заселена, как во времена убыхов. Севернее села Пластунка сплошные места и туристические тропы, в отличие от времен убыхов. Так этот народ в борьбе потерял свой облик и разошелся по миру.






На фото справа руины Навагинского форта в центре современного Сочи

Убыхи — народ, родственный по культуре и быту адыгам, абазинам и абхазам. По свидетельству Услара, название убыхов перешло к ним от черкесов, которые называли их уббых, в то время как сам себя этот народ называл апёх или просто пёх. До 1864 года жили на Кавказском побережье Чёрного моря, между рр. Шахе и Хоста (т. н. Убыхия - территория современного города Сочи) (около 50 тыс. чел.). Занимались садоводством, рыбной ловлей, отгонным животноводством, доходным набегничеством, работорговлей. Большое значение имела и меновая торговля. Прежде всего с Турцией.

В первой половине XIX в. убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения. В обмен на захваченных в ходе военных набегов пленников, убыхи получали металлы, для изготовления орудий труда и оружия огнестрельное оружие и при необходимости продовольствие. В XIX веке, в отличие от большинства других племен Западного Кавказа, у убыхов получает распространение мюридизм, принесенный эмиссарами Шамиля.

В 1857 г., анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

Я выше упомянул, что на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По ученым исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времен? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу.
Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою. Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias). Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ .

Основываясь на информацию из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 в., сообщал:

Убыхи — весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.
Убыхи делились на
1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом;
2) Саше , между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхи, и
3) Вардане , между pp. Соча и Сюепсе.
Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе). Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.
Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении — сзади всех. Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью.

Убыхская аристократия — верхушка общества у убыхов, правители и владетели земли убыхов. Высшим феодальным сословием у убыхов являются князья, за ними же следуют дворяне. Убыхские князья состояли в близкородственных отношениях и с абхазскими и с адыгскими аристократами, либо в родстве через аталычество.

У убыхов, более, чем у их соседей абхазо-абазинских и адыгских племён, действовали традиции общинно-родового устройства. В целом же это было анархическое общество, в котором, во-первых, каждый свободный человек имел право носить и употреблять оружие и, во-вторых, лица одной фамилии несли общую ответственность за поведение каждого члена данной фамилии и были обязаны оказывать взаимную защиту и мстить за смерть и обиды родственников.

Убыхские аулы были разбросаны по горам, на различных расстояниях друг от друга. Все аулы, расположенные в одной долине, составляли общину. Так, у горных убыхов военная и политическая власть из поколения в поколение сохранялась у представителей знаменитого дворянского рода Берзеков. У убыхов Вардане — дворянский род Дзиаш (Дзейш). Для поколения убыхов, живших на Кавказе, наиболее характерны адыгские имена, среди которых следует выделить княжеские имена с основой пши-(пщы «князь»).

В 1837 царский генерал И. Ф. Бларамберг составил «Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа», в котором написал:

Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

В 1898 г. в район Сочи прибыл молодой русский врач Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось:

«Старики черкесы из оставшихся аулов в Сочинском районе подтверждают, что источники считались у народа, населявшего побережье, целебными. Со всех сторон стекались к ним, страдавшие разными недугами. Я ознакомился с источниками и увидел оставшиеся от купания ямы, а у входа в пещеры — огарки свечей и множество развешанных тряпочек, как благодарственное приношение больных, искавших и находивших исцеление».

Необходимо отметить, что среди черкесских племен убыхи имели одну из самых сильных военных организаций. Одной из самых масштабных операций убыхов стала попытка штурма Навагинского укрепления в устье реки Сочи.

История этого укрепления, построенного на землях убыхов такова. В апреле 1836 отряд генерала Сибирского высадился в устье реки Сочи и после короткого боя овладел высотами, где было заложено укрепление. Форт имел форму неправильного четырехугольника, гарнизон состоял из 8 офицеров и 300 нижних чинов. С весны 1840 года Навагинский форт стал подвергаться постоянным нападениям и обстрелам горцев.

Ночью 28 сентября 1840 года отряд горцев внезапно атаковал форт. Используя крючья и лестницы, противнику удалось ворваться внутрь форта, откуда после тяжелого боя он был выбит силами гарнизона. В бою погибли начальник форта капитан Подгурский и поручик Яковлев. В связи с угрозой захвата форта, в октябре на помощь гарнизону из Укрепления Святого Духа вышел отряд генерала Анрепа, который после трехдневных боев пробился в Навагинский форт.

Поражение у Навагинского форта и неудачная попытка захвата Абинского укрепления положили конец горским выступлениям в 1840 году. Однако вплоть до самого окончания войны на Западном Кавказе убыхи не оставляли попыток набегов, как на соседей, так и на коммуникации Русской армии.

Завершение Кавказской войны в 1864 году вызвало одно из самых сложных неоднозначных явлений - мухаджирство - массовое переселение горцев в Турцию. Оно было обусловлено целым рядом как внешних, так и внутренних факторов.

Начальник Главного штаба Кавказской армии Карцов отмечал «Задача кавказской армии близится к концу. Стесненные в узкой прибрежной полосе, горцы при дальнейшем наступлении войск, будут поставлены в отчаянное положение. Немногие из них могут согласиться покинуть живописную природу родины, чтобы переселиться на прикубанскую степь. А потому, в видах человеколюбия и в видах облегчения задачи, предстоящей нашей армии, необходимо открыть им другой выход: переселение в Турцию».

Перед убыхами, как и другими племенами, населявшими Кавказ, стоял нелегкий выбор между переселением в предгорья или эмиграцией в Турцию. Переселение на равнину по сути означало бы нарушение привычного уклада жизни, в том числе отказ от набеговой системы, захвата пленных и работорговли. Не самой радужной была и перспектива в дальнейшем платить налоги.

Безусловно, неприемлимыми для горцев была и колонизация, а следовательно - тесное соседство с заселявшими Западный Кавказ казаками и крестьянами южных губерний, которые после отмены крепостного права были заинтересованы в обретении значительных земельных наделов, которые активно предоставлялись российской администрацией с целью быстрейшего заселения региона. Не последнюю роль играла и возможность распространения воинской повинности. Хотя властями официально заявлялось, что в казаки и солдаты горцев брать не будут, постоянные слухи о такой возможности не оставляли убыхские общества. Кроме того, нужно учитывать и внешнеполитический аспект — Россия после Крымской войны лишилась права держать на Черном море укрепления и военный флот, а следовательно побережье было полностью открыто не только для контрабандной торговли, но, в случае новой войны, было бы легко захвачено противником и была во многом необходимость обезопасить себя от нежелательных действий западных держав, уже не первое десятилетие разыгрывавших «черкесскую карту».

Переселение убыхов происходило очень быстро и относительно организованно, по сравнению с другими черкесскими племенами. В результате уже через 3 недели после официального принесения покорности в конце апреля 1864 г. не обширной территории южного склона Западного Кавказа в междуречье Шахе-Хоста убыхов практически не осталось.

На Западном Кавказе остались лишь отдельные семейства. Конечно, и убыхам пришлось столкнуться со всеми сложностями переселения - голодом и болезнями в отведенных им для поселения лагерях, произволом турецких чиновников и моряков, продававших убыхских женщин в рабство.


Последний князь Убыхии Керантух Берзек

По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа», в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени. После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка. Убыхи расселились в значительной части Передней Азии от Сирии до Мраморного моря и Балкан, постепенно утрачивая свой язык и национальные особенности. В наши дни материалов по истории исчезнувшего народа, не имевшего своей письменности, сохранилось очень немного и большинство из них относится уже к периоду Кавказской войны.

Убыхский язык является одним из рекордсменов по звуковому разнообразию: по оценкам специалистов, в нём насчитывается 84 согласных фонем. Согласно Генетической классификации языков убыхский язык являлся одним из Абхазо-адыгских языков. В настоящее время убыхский язык считается мёртвым языком.

Последний носитель убыхского языка в Турции — Тевфик Эсенч — умер в 1992 году в деревне Хаджиосман. Эсенч был прототипом главного героя романа Шинкубы «Последний из ушедших». Тевфик Эсенч был информатором французского лингвиста Ж. Дюмезиля, как о языке, так и о культуре, верованиях и устройства жизни убыхов, которые он ранее почерпнул у своего деда Ибрагима, родившегося и выросшего в Убыхии.

"Убыхи -ушедшие во имя свободы" Убыхи - один из древнейших народов, проживающих на территории Кавказа. Истребление и массовое выселение в ходе Кавказской войны привели к их исчезновению, гибель одного из древнейших этносов Кавказв. Трагедия убыхского народа Кавказская война - сложный, многогранный, неоднозначно интерпретируемый исторический феномен. Объективное изучение комплекса вопросов, связанных с геополитикой, международными отношениями, политической историей России и социальной историей народов Северного Кавказа, в том числе убыхов, способствует правильному пониманию истоков и сущности Кавказской войны, роли России в исторических судьбах народов Северного Кавказа и той неразрывной связи, которая сложилась между ними. Первая половина XIX в. является одним из самых сложных и трагических периодов в истории черкесов Северо-Западного Кавказа. Убыхия являлась частью Западной Черкесии, которая в изучаемый период стала одним из основных (наряду с Дагестаном и Чечней) очагов освободительной борьбы северокавказских горцев против колониальной политики царского самодержавия. События, связанные с Кавказской войной и сопровождавшиеся бурными потрясениями, тесно переплетались с социально-экономическими и общественно-политическими процессами, происходившими в убыхском обществе. Поступательный процесс общественно-экономического, социального и общественно-политического развития убыхского этноса сопровождался самоотверженной борьбой за независимость. Один из древнейших народов, проживавших на территории Северо-Западного Кавказа, убыхи оказали большое влияние на ход исторических событий. Убыхский народ прошел тернистый путь, насыщенный событиями и полный трагизма. Ярчайшим примером свободолюбия и готовности положить все на алтарь независимости явилась борьба убыхского народа против царской колониальной политики на Кавказе. Освободительная борьба убыхского народа за свою независимость - одна из героических и драматических страниц в истории адыгов и всех северокавказских народов. Убыхи одними из первых взяли в руки знамя освободительной борьбы. Славившиеся, по признанию современников, своей храбростью и отвагой, убыхи шли в авангарде освободительного движения на Западном Кавказе, а на заключительных стадиях сопротивления Российским имперским завоеваниям возглавили его. Большой вклад в организацию и осуществление освободительной борьбы внесли известные убыхские предводители - Сааткерей Ада-гва-ипа Берзек, его брат Исмаил Хаджи Берзек, Хаджи Берзек Геран-дук Дагомуко и др. Это была борьба, направленная не на достижение внешних целей, а на защиту суверенности черкесов, верховенства на своей земле своего традиционного социально-политического порядка. Она завершилась массовым изгнанием убыхов, наряду с другими черкесами, на чужбину, в Османскую Турцию. Война и изгнание стали трагедией черкесов, прервали его естественно-исторический процесс развития, нарушили естественный баланс коренного народонаселения и, в конечном итоге привели к потере ими исторической родины. И если в современной историографии (как это бывало и раньше) кто-то захочет усмотреть в насильственном массовом изгнании народов Северо-Западного Кавказа на чужбину в конце Кавказской войны какой-то элемент их собственного выбора, то он увидит только выбор отчаянной и трагической борьбы за выживание и национальное самосохранение. Многострадальный убыхский народ потерял свое отечество и оказался по вине царизма на чужбине. По существу, это был геноцид: убыхский народ был полностью изгнан с кавказской земли, что в последующем послужило причиной утери им родного языка и полной ассимиляции среди народов Османской империи. Махаджирство стало шагом отчаяния, прыжком в бездну забвения. Но для гордого народа, превыше всего ставившего свою свободу, разлука с горячо любимой родиной стала единственной возможностью сохранить ее.

Побережье Чёрного моря , между реками Шахе и Хоста (т. н. Убыхия) (около 50 тыс. чел). Занимались садоводством, отгонным животноводством, торговлей . После Кавказской войны полность. переселены в Османскую империю. В настоящее время почти полностью ассимилированы турками и черкесами.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В первой половине XIX века убыхи, как и причерноморские адыгские племена шапсугов (соседей с запада) и садзов-джигетов (соседей с востока), имели устоявшиеся полуфеодальные отношения.

    История

    В 1857 году, анализируя историю происхождения убыхов, Леонтий Люлье написал:

    Я выше упомянул, что на берегу Чёрного моря, между землями Натухажцев и Джигетов, обитает племя Убыхов. Оно не принадлежит ни к адыгскому, ни к абхазскому корню. По ученым исследованиям графа Потоцкого и по топографическому положению Убыхов не будут ли это остатки древних Алан (Ass ou lass) средних времен? Граф Потоцкий не мог войти с ними в сношения, изучить их язык и тем решить эту интересную историческую задачу.

    Прокопий (Procope) в 529 г., Массуди (Massudi) в 943 г. и Константин Порфирородный (Const. Porphyr.) в 959 г. по Р. X. указывают на Алан (Alains) и на страну их (Alania), как соседнюю с абхазскою. Путешественники Барбаро (Josaph. Barbaro) в 1436, Ламберти (lе pere Arhc. Lamberti) в 1624 и Шарден (Chardin) в 1671 годах упоминают об Аланах, живших тогда на Альпийских высотах Абхазских гор, у истоков Кубани и по древней дороге в Кодорской долине, примыкавшей к Диоскурии (Dioscurias). Замечательно, что поныне существует у Убыхов одно племя (dan), носящее имя Аланъ .

    Основываясь на информацию из русских источников, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 века, сообщал:

    Убыхи - весьма смешанное по своему составу одно из черкесских племен, ближайшая отрасль одного из самых аристократических черкесских племен, абадзехов, с которыми некогда убыхи составляли один народ и жили вместе на юго-западной покатости Кавказского хребта, между pp. Белой и Афипсом. Впоследствии, отделившись, убыхи заняли территории близ Черноморского побережья, по юго-западному склону Кавказского хребта, между pp. Хоста и Шахе, в ущельях по р. Убых, притоку Шахе, в долинах Туапсе, Псезтане, Мздымта и др. мелких рек, текущих в Чёрное море.

    Убыхи делились на

    1) собственно убыхи, живших между pp. Хоста и Шахе, бывших в постоянных сношениях с абадзехами, отделенными от них только горным перевалом; 2) Саше , между р. Хоста и долиной р. Соча, самые воинственные среди убыхов, и 3) Вардане , между pp. Соча и Сюепсе.

    Последние две группы убыхов, кроме скотоводства и земледелия, занимались торговлей с Турцией через морскую пристань Вардане (Сюепсе).

    Громадную роль играли дворянские фамилии, из коих две, Борзен и Диман, пользовались огромным влиянием не только среди убыхов, но и среди черкесов и джигетов.

    Убыхи были немногочисленны, … но в войнах черкесов с русскими играли выдающуюся роль, так что русские, судя по славе убыхов у закубанских черкесов, считали их народом многочисленным и сильным; особенно много слышно было об убыхах в последние 30 лет борьбы с черкесами, когда последние стали соединяться для отпора и для нападения в большие массы, тут убыхи выступали в качестве предводителей этих скопищ, составляли их главное ядро, образцовый отряд, бившийся отчаянно впереди всех, в отступлении - сзади всех.

    Убыхи прославились даже среди черкесов своей храбростью .

    Численность и место проживания

    По данным А. П. Берже, приведенным в его книге «Выселение горцев с Кавказа» (Глава 1 «Географические, этнографические и статистические данные о выселении»), в Турцию ушло 74 567 человек убыхского племени .

    После выселения на Кавказе осталось 5-6 семей (около 40 чел.) убыхов, живущих в адыгских аулах Кубанской области и около села Головинка .

    Краткие сведения по субэтническим группам убыхов

    Установлены существовавшие в начале XIX века субэтнические группы (племена, общины) убыхов: Субаши (Субешх) , Хизе, Вардане, Псахе, Саше, Соцва (Соча) .

    Общество Субешх . Субешх охватывало смешанное убыхо-шапсугское население территории (в совр. наимен) низовьев долины реки Чемитоквадже, Шахе и Матросской щели. В обществе Субешх, в начале XIX века, старшины были выбирались из рода Атквея, а позже, в ходе Русско-Кавказской войны, стали выбираться из рода Берзеков. Главным селением общества Субеш был аул Субешх, в долине реки Шахе, в 3 км от устья, насчитывало 200 домов.

    Общество Хизе (Хобзы, Пшогия) . Хизе занимали долины рек Осакай (Осохой), Хаджиебс (ныне Якорная щель), Беранда, Детляшха, и Буу. Население смешанное - убыхи и шапсуги.

    Общество Вардане . Вардане занимали полосу долины р. Буу до Мамайского перевала, на реках Хобзы (Хобза), Лоо (селение Дзепш и Лоупе - численность 200 дворов), река Нижи (совр. Уч-Дере), река Легутай (совр. Битха) и река Дагомыс. Дюбуа де Монпере и Л. И. Лавров сообщала, что крупнейшим в Убыхии было селение Фагуа (или Фагурка) или Дзепша, имевшее более 600 дворов, протяженность 18 км вдоль Западного Дагомыса).

    Общество Псахе (Чизымогуа, Чизма, Мамай) . Общество Псахе занимало территорию к востоку от Вордане, в долине р. Псахе до р. Сочи. включая долину (совр) Хлудовского ручья. Известная общая численность - 500 дворов. Селения:

    Чизымогуа Ахмеда (или Апохуа) - вдоль реки Псахе; - Чизымогуа Мисоуста - на левом склоне долины ручья Хладовского.

    Общество Саше . Общество Саше располагалось от р. Сочи (Сочипста) до р. Агуры. (в том числе долины рек Бзугу, Цаник, Мацеста. Предводитель (или старшина) общества - Али Ахмет. Население смешанное - убыхи и абазины. Численность по сообщению Ф. Ф. Тарнау - 10 тысяч человек. Селения: Облагу (или Аубла) - на левом берегу р. Сочи, близ устья.

    Непоименованные общества. Было ещё несколько горных обществ убыхов, названия которых не сохранились. В 5-6 км от устья реки Сочи было селение убыхов - Аршна Аху.

    Самым южным было селение Хамыш, общества Хамыш, под управлением князей рода Хамыш. - у общества Хамыш главным было селение (название не сохранилось) которое находилось на высотах вдоль долины реки Хоста (Хуоста) в 1,5 км от берега моря. - третье селение (название не сохранилось) было между реками Хостаи Агура (Хуорта) - четвёртое селение «Зенги» - в долине ручья Видного, у подножья горы Ахун.

    Горные общества убыхов . Селение Мутыхуасуа (ныне там Пластунка), было владением Хаджи-Берзека Докумку (Докумуков) и его племянника Хаджи-Берзка Керантуха. Горные убыхи отвоевали это селение у общества Саше в 1803-05 году.

    Социальное устройство

    Виноделие у убыхов

    Их земля плодородна и не требует особой обработки. Все они выращивают виноград, особенно убыхи, и делают из него хорошее вино в больших количествах, это вино они называют «сана ». Также у них много фруктов, таких, как яблоки, вишни, груши, персики. Как и в Мингрелии, у них можно видеть своеобразный прессованный и твердый мед, который они употребляют, размешивая его в воде в виде напитка.

    Медицина у убыхов

    В 1898 году в район Сочи прибыл молодой русский врач Виктор Францевич Подгурский. Он ознакомился с Мацестинскими источниками. Его заинтересовали рассказы местных жителей об этой целебной воде, и загорелся идеей использовать эти источники цивилизованным методом. В том же году он выступил во «Врачебной газете» с большой статьей о Мацестинских источниках, в которой, в частности, говорилось

    Среди коренных народов Западного Кавказа можно выделить один особый, близкородственный и абхазам, и адыгам, и в равной степени самостоятельный и сохранявший свою независимость – убыхов.

    Убыхи жили на прибрежной и горной территории между реками Шахе и Хоста, гранича на западе с адыгским племенем шапсугов, а на востоке – с западноабхазскими племенами. Как самоназвание у убыхов бытовали «туахъы» и «абза» (отсюда, вероятно, и турецкий и арабский термин «абаза», распространявшийся не только на жителей Абхазии, но и на большую часть населения от р. Ингур до Анапы).

    Убыхи разделялись на несколько обществ, тесно связанных и постоянно контактировавших друг с другом – собственно горные убыхские общества (верховья р.Сочи), Субешх, или Субаши, (нижняя часть бассейна р.Шахе), Вардане (приустье р.Лоо), Саше, или Соча, (территория современного г.Сочи – от этого слова и происходит название города), а также более малочисленные Хизе, Псахе, Хамыш. В ряде обществ с убыхами совместно проживали шапсуги (Субешх) и абхазы-садзы (Хамыш). В убыхских обществах руководство осуществляли князья. Так, в горских обществах и в Субешх несомненных авторитетом пользовался род Берзек, в обществе Саше главенствовали Аублаа (Облагу), а в Вардане – Дзиаш (Дзейш).

    Народ убыхов не отличался большим числом – средние цифры всего населения составляли примерно 25-40 тысяч (однако, по данным А. Берже с 1858 по 1865 год в Османскую Турцию выселилось убыхов 74456 человек). Но, несмотря на малочисленность, они славились необычайной организованностью и воинственностью. Согласно высказыванию графа и царского генерала М.Т.Лорис-Меликова «воинственное и предприимчивое племя убыхов… пользовалось всегда особым значением у прочих соседей своих. У горцев существует и поныне поверие: чтобы быть храбрым, надо пожить и поучиться у убыхов».

    В древние времена убыхи исповедовали традиционную религию с монотеистической основой и значительным влиянием греческого христианства. Но постепенно, под влиянием вернувшихся из Ближнего Востока земляков-мамлюков и османов, обосновавшихся в Причерноморье, убыхи становятся мусульманами, хотя и с сильным влиянием старого мировоззрения и народной мифологии. Об этом однозначно свидетельствует о, что многие из их лидеров в первой половине XIX в. совершали хадж в Мекку (убыхские лидеры Хаджи Керантух Берзек в 1839, Хаджи Исмаил Берзек в

    1846 году). Однако уже в конце XVIII в. убыхи хоронили по исламской традиции – сохранилась эпиграфическая надпись на могильной плите из Сочи: «Барзека Мухаммед-аги умершая дочь Хавва. Душе ее Фатиху! 1207 г.» (т.е. 1792-1793 годах). В это время убыхи уже выполняли намаз, о чем свидетельствует факт наличия молитвенных ковриков, описанных польским революционером Теофилом Лапинским (Тевфик-беем), находившимся среди коренного населения Причерноморья (он обратил внимание на орнамент этих ковриков, напоминавший по форме крестообразные фигуры). Интересный факт – в ответном письме на письмо из военного лагеря царских войск убыхи, наряду с требованиями, называли «…казанских и других татар» своими братьями по вере. При этом необходимо заметить, что убыхский род Аублаа (по мнению абхазского ученого Ш.Д.Инал-ипа, имевший абхазское происхождение) всегда пользовался почетом и уважением и считался (и считается у абхазов по сей день) потомками Пророка (с.а.в.). В современном абхазском языке слово «убых» отсутствует и оно обычно заменяется словом «Аублаа». Абхазы говорят – «Аублаа п.ааимбароуп», т.е. «Аублаа – пророки». Существует предположение, что, скорее всего, он связан с сайидами – потомками пророка Мухаммеда (с.а.в.). Вероятность этого очень высока, т.к. во второй половине первого тысячелетия нашей эры на Кавказе происходило значительное влияние арабо-мусульманской цивилизации (миграции, о чем свидетельствуют сохранившиеся легенды, войны Халифата с Хазарским каганатом). По версии известного турецкого исследователя абхазского происхождения Омера Бейгуаа (Буюка) род Аублаа связан с пророком Ибрахимом (а.с.). Но интересно, что в этом случае употребляется слово «п,ааимбар» (персидско-турецкое «пейгамбар»), которое стало использоваться персами (а позже и турками) только после принятия ислама и означало именно пророка Мухаммеда (с.а.в.), и только в случае добавления имени могло применяться по отношению к другим пророкам (Муса пейгамбар, Иса пейгамбар). Именно так оно и попало в абхазский язык, и то, что именно эта лексема (а не более древняя, из доисламского периода) употребляется в данном случае, связывает род Аублаа именно с исламскими корнями.

    Кавказская война, распространившаяся и на Причерноморье, только способствовала общей консолидации и укреплению убыхского племени в исламе. Одним из основных лидеров убыхов в первой половине XIX в. был Хаджи Исмаил Берзек, глубоко верующий мусульманин, который всеми силами сопротивлялся имперской интервенции. В 1846 г. он погиб, возвращаясь из хаджа в Мекку. После смерти Исмаила Берзека лидером убыхов стал его племянник Хаджи Керантух (Керендук) Берзек.

    С 1848 под воздействием проповеди Магомед-Эмина, наиба имама Шамиля на Западном Кавказе, все большее влияние среди убыхов приобрел «мюридизм». Вместе с адыгским племенем абадзехов, они стали одними из самых преданных сторонников этого движения (тесно связанного с тарикатом Накшбандийя и дагестанскими шейхами), которые не оставляли Магомед-Эмина в самые тяжелые минуты. По видимости, такой успех, в определенной степени, был сопряжен с мировоззрением убыхов, среди которых князья скорее были лидерами, чем правителями, и которым были близки идеи всеобщего социального равенства мусульман и отказа от феодальной зависимости. Магомед-Эмин смог реорганизовать войско, ввести законы шариата, благодаря чему на землях адыгских, убыхских и западноабхазских племен появились 12 махкама, включавших в себя мечеть, медресе, зиндан для преступников, жилые и хозяйственные помещения, здесь же проходили народные собрания и суды. Убыхи, постоянно совершающие походы против регулярных частей царской армии, продолжали быть одной из главных проблем имперской администрации на Западном Кавказе. В 1859 г. после пленения имама Шамиля, капитулировал и Магомед-Эмин. Но убыхи не теряли духа и продолжают активные действия. В июне 1861 г. недалеко от Сочи убыхи вместе с абадзехами и представителями западноабхазских обществ собрали меджлис «Великое и свободное заседание», в долине реки Псахе руками убыхов, абадзехов, шапсугов и абхазов-садзов выстроились здания меджлиса, мечеть, здание суда. Усилиями убыхского вождя Хаджи Керантуха Берзека фактически делается попытка реконструировать тип общественного управления на основе шариата, который устанавливал Магомед-Эмин. В состав заседания также вошли такие убыхские и адыгские лидеры, как Карабатыр Заноко, Исмаил Баракай-ипа Дзиаш, Хасан Эфенде Бидж. По повелению меджлиса учреждены в нашем крае 12 округов. В каждом округе определены муфтий и кадий, а также мухтар (старшина). Однако, окончание войны в Дагестане и переброска сил на Западный Кавказ сделала силы неравными – в мае 1864 г. Кавказская война завершилась победным парадом царских войск в урочище Кбааде (Красная поляна). Убыхи оказались перед фактом вынужденного выселения на землю Халифата – в Османскую Турцию…

    Турецкие судна, заполненные тысячами убыхов покидали родную землю. Страдающие от голода и болезней, многие из них погибли в дороге и на турецком берегу, во время карантина. Именно убыхи стали основными героями художественных произведений, посвященных драматичным событиям времен переселения мухаджиров: романа Баграта Шинкуба «Последний из ушедших» и повести Даура Зантария «Судьба Чу-Якуба». Судьба этого народа даже более трагична, чем судьба адыгов и абхазов, также покинувших в массовом порядке свое отечество. Убыхи расселились в Турции в пределах Анатолии, образовав поселения в районе Бандырмы близ Бурсы и в районе Измита не побережье Мраморного моря, в районе Самсуна на анатолийском побережье Чёрного моря, в районе Адана на побережье Мерсинского залива Средиземного моря, на Усунском нагорье и в ряде других пунктов Анатолии. Увы, в Турции убыхи, будучи малочисленными, стали быстро забывать язык, переходя на турецкий, а в семьях и общинах – на абхазский или адыгский языки. Последним носителем убыхского языка считается Тевфик Эсенч, житель селения Хаджи-Осман кёй в районе Маньяс провинции Балыкесир, умерший в 1992 г. И хотя потомки мухаджиров из Убыхии и по сей день живут в Турции, владеющих языком предков среди них не найти. Так по воле Аллаха ушла в историю общность одного из самых воинственных народов Кавказа – убыхов. Хотелось бы, чтобы XXII Зимние Олимпийские Игры стали бы символом мира на этой древней земле.