«Ты не можешь более управлять. "богатство неправедное"

Отвечает Александр Болотников: Мир Вам!

9 стих 16 главы Евангелия от Луки ни в коем случае нельзя отрывать от контекста. Он является частью притчи о неверном управителе.

«И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» (Лук.16:9).

Притча, в свою очередь, является частью группы притч, начинающихся в 15 главе. Эти притчи являются ответом Иисуса на упреки фарисеев за то что Иисус ест с мытарями и грешниками. Эта группа начинается простыми притчами о потерянной овце и потерянной драхме. С помощью этих двух притч показаны приоритеты Иисуса, которые отличаются от фарисейских приоритетов. Но затем следуют три объемные притчи: о блудном сыне, о неверном управителе и о богаче и Лазаре. Несмотря на то, что притча о блудном сыне продолжает тему «Бог, прощающий грешников», в ней появляется персонаж старшего брата, недовольного возвращением грешника – младшего брата. Этот персонаж представляет явный упрек в адрес фарисеев, которые не занимаются возвратом грешников к Богу и, более того, упрекают Иисуса за старания сделать это. Притча о неверном управителе продолжает эту же мысль, но высказывает ее в намного более жесткой форме. В отличие от «старшего брата» всегда верно служившего Отцу, здесь фарисей представлен в виде неверного управителя, который был уволен с работы за воровство. Притчей о неверном управителе Иисус обвиняет фарисеев на основании первых слов трактата Пиркей Авот, где сказано, что Моисей получил Тору на Синае, передал ее Иисусу Навину, тот – пророкам, а пророки – мужам великого собрания. Те, в свою очередь учили: судите праведно, умножайте количество учеников. Иными словами, этот текст из Мишны однозначно говорит о том, что мужи великого собрания являются хранителями и интерпретаторами Торы (перушим – интерпретаторы Библии). Таким образом, мы видим, что Иисус с сарказмом говорит о фарисеях, что они, как хранители Торы, не справившиеся с заданием, уволены. Притча продолжает рассказ о том, как уволенный управитель пытался устроиться на работу к должникам своего господина, продолжая обворовывать своего хозяина, который уже уволил его. Выражение «похвалил» в 8 стихе является ироничным, вторая часть стиха говорит, что «сыны века догадливее сынов света в своем роде». Данная фраза, предваряющая 9 стих, говорит о том, что Иисус в этой притче переходит от сарказма к гротеску, высмеивая фарисеев, которые, продолжая неверно распоряжаться тем, что им доверено, усугубляют свое положение. 9 стих завершает притчу и дальнейшие стихи содержат объяснение этой притчи. Существует несколько типов литературной структуры притч, которые рассказывает Иисус. Один из таких типов называется машаль-нимшаль. Машаль – это сама притча, а нимшаль – это ее интерпретация. В раввинистической литературе подобная структура встречается очень часто. Полный текст притчи о неверном управителе находится в Евангелии от Луки с 1 по 18 стихи. С 1 по 9 стих находится машаль, а с 10 по 18 – нимшаль, который состоит из двух частей. Первая часть нимшаля – это с 10 по 13 стих. Этот отрывок как раз и доказывает тот факт, что стихи с 4 по 9 являются гротеском. Стих 11 говорит «если вы в неправедном богатстве были неверны, кто доверит вам истинное»? Эти слова доказывают, что фразу «похвалил управителя» надо воспринимать с точностью до наоборот. Вторая часть нимшаля с 14 по 18 стих показывает кто и почему был неверным управителем. Дело в том, что фарисеи, отреагировав на стих 12 и 13, начинают насмехаться над Иисусом. Это доказывает тот факт, что фарисеи принимают притчу на свой счет и понимают слова Иисуса. Иисус, отвечая им, непосредственно упрекает их в неверной интерпретации Торы. В частности, в 17 и 18 стихах, Иисус повторяет слова, уже сказанные в Нагорной проповеди, говоря о том, что разрешение развода, даваемое фарисеями, является одним из примеров того, как управитель неверно управляет «доверенным ему богатством», Торой.

Отвечает Яков Чернин : Мир Вам!

"И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" (Лук.16:9).

Как выполнить это повеление?

Для того чтобы совет Иисуса был понят корректно, мы должны принять во внимание, что в среде раввинов, как времен Иисуса, так и средневековых, а также современных был очень распространен способ наставления через гиперболизированные либо метафорические притчи. Такие притчи могли быть откровенно вымышленными и рассказываться так, что у слушающего не возникало сомнения в том, что это вымысел, либо история могла быть основана на реальных фактах. В любом случае, когда раввин произносил притчу, предполагалось, что ученики поймут основную мысль и применят на практике некоторую нравственно-практическую идею.

Иисус, рассказывая притчу и, наставляя учеников на понятном им языке раввинистической притчи, знает, что ученики не поймут эти слова буквально и делает четкое разделение: «ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Таким образом, мы видим, что Иисус восхищается догадливостью, а не вороватостью управляющего из притчи (указывая на «сынов века сего» «сынам света»). Цель Иисуса – показать, что «ловцы человеков» также должны быть догадливы и предприимчивы. Мы полагаем, что, говоря «приобретайте себе друзей богатством неправедным», Иисус произносит метафору, имеющую значение «делайте как тот управляющий из притчи, в смысле "будьте догадливы и предприимчивы"». Этот посыл вполне мог быть ответом на недогадливость учеников, которая проявлялась весьма часто и описана во многих местах Нового завета.

Вторая нравственная идея притчи формулируется Иисусом так: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лук.16:10). Здесь Иисус проводит параллель между пунктуальным соблюдением Божьего закона и верностью мирского управляющего. Фактически вывод из притчи таков: как неверный управляющий, проворовавшись, достоин, в лучшем случае, увольнения, так и вы, когда не соблюдаете незначительные заповеди, думая, что «Бог не видит», достойны «увольнения» из Вечной жизни.

Завершение вывода не оставляет сомнений, что Иисус переходит из физической сферы денег и домовладений к духовной сфере: «Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне» (Лук.16:13). Таким образом, работа для Бога должна быть направлена не на приобретение материальных благ, пусть даже и для Церкви, но на служение Богу и самоотречение.

Метки: неправедное богатство

(Лк. 16:1-9)

Первое пришествие Христа было временем безраздельного господства мирских интересов. Люди предпочитали земное вечному, запросы будущего подчиняли делам настоящего. Призраки они принимали за реальность, реальные же ценности считали призрачными. Они не видели, как это возможно для верующего, неземного мира. Сатана представлял перед ними житейские ценности самыми привлекательными и всепоглощающими, и люди поддавались его искушениям.

Христос пришел, чтобы изменить этот порядок вещей. Он стремился рассеять чары, обольщающие людей. В Своем учении Он стремился ясно разграничить земные и небесные потребности людей, обратив мысли их от настоящего к будущему. Он призывал отказаться от погони за временными благами и приготовиться к вечности.

“Один человек был богат, - говорит Он, - и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: “что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять”. Богатый человек предоставил все свое имение в распоряжение своего слуги. Однако неверный слуга предал своего господина и систематически обкрадывал его. Поэтому хозяин решил положить этому конец и уволить слугу.

Оказавшись перед угрозой увольнения, управляющий видел перед собой три возможных выхода. Он должен либо работать сам, либо просить милостыню, либо голодать. И он сказал себе: “Что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою росписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою росписку и напиши: восемьдесят”.

Неверный слуга сделал других соучастниками своей нечестности. Он обманул своего господина в пользу его должников, и, согласившись на подобный обман, они оказались обязанными ему и сделали его другом своего дома.

“И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил”. Так мирской человек порою хвалит хитрость другого, пусть даже обманувшего его самого. Но это поощрение от богача нельзя понимать как поощрение от Бога.

Христос не одобрил неверного управителя, но Он использовал этот широко известный случай, чтобы проиллюстрировать урок, который хотел преподнести. “Приобретайте себе друзей богатством неправедным, - говорит Он, - чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители”.

Фарисеи, как известно, осуждали Спасителя за общение с мытарями и грешниками. Но Его внимание к ним не уменьшилось, и Его усилия по отношению к ним не ослабели. Он видел, что сама работа мытарей подводила их к искушению. Перед ними все время находилась приманка зла. При этом слишком легко было сделать первый шаг, а уж последующее падение к еще большей нечестности и серьезному преступлению могло оказаться катастрофически быстрым. Христос стремился любыми способами обратить внимание мытарей к высшим целям и благородным принципам. Именно эту цель Он преследовал, когда поведал историю о неверном управителе. Мытари, конечно же, были знакомы со случаями, подобными рассказанному в притче, и в рассказе Христа они узнавали свои приемы ведения дел. Они слушали с глубоким вниманием, и рассказ об их собственных нечестных делах давал многим из них урок духовной истины.

Но непосредственно притча была обращена, конечно, к ученикам Христа. В них первых была заложена закваска истины, и через них ей надлежало быть переданной другим. Многое из учения Христа было сначала непонятно Его ученикам, и часто некоторые уроки Его на время оказывались почти полностью забытыми. Но под влиянием Святого Духа эти истины впоследствии воскресали, и через учеников Христа они были ясно представлены новым обращенным, вливавшимся в церковь.

Кроме того, Спаситель обращается в этой притче и к фарисеям. Он все еще не оставлял надежды на то, что они проникнутся силой Его слов. Многие из них все-таки осознавали свою вину, и, когда они слушали слова истины под воздействием Святого Духа, немало из них уверовали во Христа.

Фарисеи пытались навлечь на Христа осуждение со стороны окружающих, обвиняя Его в общении с мытарями и грешниками. Теперь же Он обращает Свое осуждение на этих обвинителей. Ситуацию, которая имела место среди мытарей, Он представляет также и перед фарисеями в форме аллегории, показывая их собственные действия и тот единственный путь, которым они могут искупить свои ошибки.

В притче господин доверил своему неверному управителю свое добро для использования его в благих целях; он же использовал его для себя. То же справедливо и для Израиля. Бог избрал семя Авраамово. Мышцею простертою Он освободил их из египетского рабства. Он сделал их хранителями священной истины, предназначенной для благословения всего мира. Он доверил им Священные Писания для того, чтобы они могли передавать свет другим. Но Его управители использовали эти дары для собственного возвышения и обогащения.

“Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс. 61:11). “Устремишь глаза твои на него, и - его уже нет; потому что оно сделает себе крылья и, как орел, улетит к небу” (Притч. 23:5). “Надеющиеся на силы свои и хвалящиеся множеством богатства своего! Человек никак не искупит брата своего и не даст Богу выкупа за него” (Пс. 48:7, 8).

Фарисеи, упоенные сознанием своей значимости и своей праведности, оказались неверными в распоряжении благами, доверенными им Богом и предназначенными для использования во славу Его.

Слуга в притче даже не обеспечил самого себя на будущее. Добро, доверенное ему для блага других, он использовал только для себя, но думал при этом лишь о настоящем дне. Когда над ним нависла угроза утраты своего положения, у него не оказалось ничего своего. Но имение господина все еще оставалось в его руках, и он решил вновь воспользоваться им, чтобы обеспечить себя на случай будущей нужды. Для достижения цели ему пришлось разработать новый план действий. Вместо того, чтобы как прежде собирать добро для себя, он вынужден был отдавать его другим. Таким образом он мог приобрести себе друзей, которые приняли бы его, когда он лишится места. Так же дело обстояло и с фарисеями. Управление скоро должно быть отнято у них, и они услышали призыв обеспечить хотя бы свое будущее. При этом лишь стремясь делать добро другим, могли они приобрести благо и для себя. Только передавая Божьи дары другим в нынешней жизни, они могли сами приготовиться к вечности.

Рассказав притчу, Христос говорит: “Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде”. Это означает: люди, мудрые по-мирскому, порой обнаруживают больше ума и усердия в служении себе самим, чем считающие себя Божьими детьми в служении Ему. Так было во дни Христа. То же мы наблюдаем и поныне. Взгляните на жизнь многих, называющих себя христианами. Господь одарил их способностями, силами, влиянием; Он доверил им деньги, чтобы они могли стать помощниками Ему в великом деле спасения. Все их дары должны использоваться для благословения человечества, для облегчения жизни страдающих и нуждающихся. Мы должны накормить голодных, одеть нагих, заботиться о вдовах и сиротах, служить отчаявшимся и угнетаемым. Бог никогда не хотел, чтобы в мире было столь распространено несчастье, чтобы на земле один человек предавался излишествам и утопал в роскоши, в то время как дети другого вопиют о простом хлебе. Средства, превосходящие и превышающие истинные потребности человека, даны ему для того, чтобы творить добро, служить благословением для человечества. Господь говорит: “Продавайте имения ваши и давайте милостыню” (Лк. 12:33 ). Будьте “щедры и общительны” (1 Тим. 6:18 ). “Когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых” (Лк. 14:13 ). “Разреши оковы неправды”, “развяжи узы ярма”, “угнетенных отпусти на свободу”, “расторгни всякое ярмо”. “Раздели с голодным хлеб”, “скитающихся бедных введи в дом”. “Когда увидишь нагого, - одень его”. Напитай “душу страдальца” (Ис. 58:6, 7, 10 ). “Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари” (Мк. 16:15 ). Таковы повеления Господа. Исполняют ли это те, кто называют себя христианами?

Увы! Слишком много в мире тех, кто присваивает дары Божьи себе! Многие приобретают дом за домом, землю за землей. Многие тратят деньги на развлечения, на удовлетворение аппетита, на роскошные дома, мебель и одежду. А их ближние в это же самое время остаются в бедственном состоянии, совершая преступления, страдая от болезней и, наконец, умирая. Множество людей погибает без единого сочувствующего взгляда, слова или доброго поступка.

Люди виновны в обкрадывании Бога. Эгоистическое использование предоставленных им средств лишает Господа славы, которая должна вернуться к Нему через облегчение страданий человечества и спасение душ. Они присваивают доверенное им добро. Господь же возглашает: “И приду к вам для суда и буду скорым обличителем... тех, которые клянутся ложно и удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту, и отталкивают пришельца... Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: "чем обкрадываем мы Тебя?" Десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня” (Мал. 3:5, 8, 9 ). “Послушайте вы, богатые... Богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изоржавело, и ржавчина их будет свидетельством против вас... вы собрали себе сокровище на последние дни...” “Вы роскошествовали на земле и наслаждались”. “Вот, плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа” (Иак. 5:1-5 ).

От каждого потребуется отчет о врученных ему дарах. В день последнего суда все земные богатства, накопленные людьми, окажутся бесполезными для них. Они не обладают ничем, что по праву могли бы назвать своим.

Те, кто потратил жизнь на скопление мирских сокровищ, обнаруживают меньше мудрости, меньше заботы о своем вечном благополучии, чем тот неверный управитель - о земном будущем. Называющие себя сынами света оказываются менее мудрыми, чем сыны века сего в своем роде. Это о них говорит пророк в своем видении великого судного дня: “В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебряных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелья скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю” (Ис. 2:20, 21 ).

“Приобретайте себе друзей богатством неправедным, - говорит Христос, - чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители”. Бог, Христос и ангелы служат обиженным, страдающим и грешным. Предайте себя Богу для исполнения этой работы, используйте для этой цели Его дары, и вы войдете в сообщество небожителей. Ваше сердце забьется в такт с ними. Вы уподобитесь им в своем характере. Для вас жители вечных обителей не будут незнакомцами. Когда все земное прейдет, хранители небесных врат пригласят вас войти.

Средства, использованные для благословения других, принесут свой доход. Богатства, правильно употребленные, сделают великое благо. Для Христа будут приобретены новые души. Те, кто следует в своей жизни плану Христа, увидят в обителях Бога тех, для кого они трудились и жертвовали на земле. Искупленные с благодарностью будут помнить тех, кто был орудием их спасения. Драгоценными окажутся небесные обители для тех, кто был верен в работе по спасению душ.

Эта притча содержит урок для всех. Каждый должен будет держать ответ за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком серьезна и ответственна, чтобы быть поглощенной преходящими земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что невидимое и вечное сообщает нам.

Каждый год миллионы и миллионы человеческих душ уходят в вечность, потеряв спасение, потому что не были предостережены вовремя. Каждый час в нашей постоянно меняющейся жизни нам открываются разнообразные возможности спасти чью-то душу. Возможности эти постоянно приходят и уходят. Бог хочет, чтобы мы использовали как можно больше таких возможностей. Проходят дни, недели и месяцы; у нас остается на один день, одну неделю или на один месяц меньше времени для того, чтобы выполнить нашу работу. Самое большее - еще несколько лет, и голос, на который мы не можем отказаться ответить, спросит нас: “Дай отчет в управлении твоем”.

Христос призывает каждого задуматься об этом. Тщательно взвесьте все. На одной чаше весов - Иисус, означающий вечные сокровища, жизнь, истину, небеса и радость Его об искупленных душах; на другой - все удовольствия, которые может предложить мир. На одной чаше весов - утрата вашей собственной души и душ тех, в спасении которых вы могли бы сыграть решающую роль; на другой - жизнь, измеряемая жизнью Бога. На одной чаше - временное; на другой - вечность. Сравнивая все это, прислушайтесь к голосу Христа: “Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?” (Мк. 8:36 ).

Бог хочет, чтобы мы избрали небесное вместо земного. Он открывает перед нами возможность поместить средства, которые у нас есть, в небесную сокровищницу. Он даст нам силы для воплощения самых высоких наших стремлений, Он сохранит наши самые драгоценные сокровища. Он провозглашает: “Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи - дороже золота Офирского” (Ис. 13:12 ). Когда исчезнет богатство, которое гниет, портится молью и ржавеет, последователи Христа возрадуются, обретя небесные сокровища, богатства, не подверженные тлению.

Дружба искупленных Христом лучше любой мирской дружбы. Быть удостоенным войти в обители, которые Господь отправился приготовить для нас, намного прекраснее и ценнее, чем возможность унаследовать самый богатый дворец на земле. И лучше любой земной славы будут слова, сказанные Спасителем Своим верным слугам: “Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира” (Мф. 25:34 ).

Тем, кто бессмысленно растратил Его имущество, Христос все еще дает возможность обрести верные богатства. Он говорит: “Давайте, и дастся вам”. “Приготовляйте себе... сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает” (Лк. 6:38; 12:33 ). “Богатых в настоящем веке увещевай... чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни” (1 Тим. 6:17-19 ).

Приобретенное таким образом имущество пойдет ранее вас на небеса. Сложите ваши сокровища у престола Божьего. Закрепите свое право на неисчислимые богатства Христа. “Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители”.

Кто есть Бог? Что такое грех? Что такое — спасение, каков его путь? В книге Александра Ткаченко «Исправитель зла» эти важнейшие вопросы рассмотрены в свете святоотеческого учения — единственно твердого критерия в понимании главных устоев человеческой жизни. Вашему вниманию небольшой отрывок из книги:

В Евангелии есть притча, которая не только смущает, но иногда даже шокирует читателя. А многим толкователям кажется настолько сложной, что они предпочитают обходить ее вниманием или пытаются как-то ее домыслить по-своему. Это притча о неверном управителе — проворовавшемся слуге, раздавшем имение своего хозяина.


К чему же призывает Христос в этой странной истории, приводя в пример человека, мягко говоря, небезупречного поведения? Неужели к обману начальников и владельцев вверенного нам имущества?

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16:1-9).

Любая евангельская притча нуждается в толковании, без которого она превращается в обычную, ничем не примечательную бытовую историю. Но в притче о неверном управителе и сама эта бытовая история вызывает недоумение. Ведь даже в аллегорическом сюжете обязательно должна присутствовать внутренняя логика, благодаря которой, собственно, и становится возможным духовное толкование этой аллегории. Притча обязательно должна быть непротиворечивой внутри себя, чтобы можно было увидеть в ней аналогию с законами духовной жизни человека и его отношений с Богом. Но евангельская история о неверном управителе содержит очевидное противоречие.

Если перевести ее содержание на язык современных реалий, получится следующая картина: нерадивому менеджеру, разбазарившему хозяйский капитал, становится известно о предстоящем увольнении. Он списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но вместо того, чтобы наказать мошенника, почему-то хвалит его за сообразительность.

Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы? Ведь, списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого менеджера должности, а потом хвалит и поощряет? В общем, вместо поучительности — сплошные загадки.

Однако все эти недоразумения совсем легко разрешаются, если на мгновение отвлечься от сюжета притчи и задаться одним-единственным вопросом: а за что вообще хозяин может хвалить слугу? Ответ очевиден: за исполнение воли хозяина. Но если хозяин из притчи похвалил управителя за раздачу его имущества должникам, значит, именно этого действия он и ждал от слуги.

Управляющему было поручено распределять имение хозяина между неимущими, но вместо этого он пожадничал и стал тратить его на свои нужды. Такое поведение хозяин счел расточительством.

Блаженный Феофилакт Болгарский толкует притчу о неверном управителе так: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой, с тем чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия».

Иначе говоря, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. То есть начал употреблять вверенное ему на нужды других людей. И заслужил от хозяина похвалу. Такая вот простая история…

Но почему же нам так тяжело понять ее смысл, почему воспринимается она как какой-то замысловатый ребус? Наверное, дело в том, что и сами мы очень часто относимся ко всему, чем обладаем, как к своей собственности. И речь здесь не только о деньгах или имуществе. Все наши способности и таланты, красоту и ловкость тела, силу ума и благородство душевных качеств мы легкомысленно привыкли считать своим достоянием и думаем, что можем распоряжаться им по своему усмотрению.

Но ведь все перечисленное выше — не наше, мы лишь получили это имение от Господа. По прошествии не такого уж долгого времени Он спросит каждого из нас, как мы распорядились этим вверенным нам богатством. Расточили ли мы его ради собственного удовольствия или, подобно опомнившемуся управителю из притчи, все-таки успели раздать тем, кто нуждался в нашей помощи? Какой из этих двух вариантов окажется достойным похвалы у Господа, как раз и объясняет эта такая непонятная на первый взгляд и такая простая на самом деле притча об управителе, исполнившем волю своего хозяина столь необычным образом.

«Если очевидный смысл Писания не противоречит здравому смыслу,
не ищи иного смысла, иначе получится бессмыслица» (неизвестный автор).

Ни одну притчу Иисуса Христа не следует толковать буквально, отыс-
кивая значение каждого слова. Обязательно зайдёте в тупик. Попробуйте
подойти с таким методом, например, к притче о десяти девах.

Девы - это не невеста, а её подруги. Невеста - это церковь. Цер-
ковь - это мы. Значит, нас эта притча не касается. Пусть её изучают «зван-
ные на брачную вечерю». А кто они? Да и чей крик раздался в полночь?
Новый виток вопросов, новые тупики.

И главная мысль притчи может утонуть в дебатах, а она выражена
словом: «Бодрствуйте». Не проспите. Не опоздайте. Будьте всегда в со-
стоянии готовности.

Так и в притче о неверном управителе. Мы обязательно провёдем
параллель: господин«- Господь.

Но на каком основании мы можем этого земного богатея считать про-
образом самого Бога, и расшифровывать каждое слово и каждый поступок
его, как аналогию с Божеством?! Не думаю, что Господь такой же, как этот
господин, изменчивый и колеблющийся. То он решил уволить неверного
слугу, то вдруг пришел в восторг от него после очередной махинации
с расписками. «Похвалил его». В итоге проделка мошенника стала добле-
стью, достойной похвалы?

Попробуем разобраться.

Похвалил за догадливость. И в этой похвале мне видится, вер-
нее, слышится то же, что и мы вкладываем в слова: «Ну, ты молодец, это же
надо суметь так выкрутиться!». И в этой же притче, только уже у Матфея,
мы видим, как у него всё отнимают, а его самого выбрасывают во «тьму
внешнюю, где плач и скрежет зубов» (Мтф. 25:28-30). Единственно поло-
жительное в этом человеке можно отметить то, что он подумал о своём
будущем, увидев банкротство настоящего.

Второй урок для нас - читателей Библии: богатство не было его
личным. Но чужим. Оно было доверено ему на время и с определённой
целью, а он распоряжался им как своим. Мы тоже получили в распоря-
жение жизнь, время, силы, возможность, таланты, однажды наш Господин
спросит, как мы поступили с ними. В том числе и с материальными цен-
ностями. И, может быть, в основном о них идёт речь в притче.

Неправедное богатство. Это не значит, что хозяин приобрёл
его путем махинаций или обманом, иначе в параллели господин - Го-
сподь мы опять зайдём в.тупик. Неверное, это значит: оно не настоящее,
не подлинное с позиции Бога, могущее в любой миг подвести надеющихся
на него. В этом помогут бандиты или инфляция. Богатство имеет силу лишь
на земле, но не в вечности. Священное Писание напоминает нам и рас-
сказывает о богатстве другого рода, которое не теряет цены и в вечности:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребля-
ют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища
на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают
и не крадут» (Мтф. 6:19-20).

Земное богатство преходяще, подводит нас, оно неверное. А что же
мы можем вкладывать в небесный банк?

Вот хотя бы несколько вкладов:

«Благотворящий бедному, даёт взаймы Господу» (Пр. Сол. 19:17),

«Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Мтф. 6:2), иначе
людская похвала и будет твой наградой, а на небесный счёт не поступит
ничего. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш небесный» (Мтф. 6:14).

Список вкладов можно продолжать, и это всё станет сокровищем
на целую вечность.

«Приобретайте друзей богатством неправедным».

У скупого не бывает друзей. Если вы мертвой хваткой держите каждый
рубль, боясь, поделится с кем-то, вы никогда не приобретёте друзей. Если
вы собираетесь евангелизировать людей и дрожите над каждой копейкой,
боясь отдать её делу спасения кого-то, то не видать вам новых друзей.

Если же ваши средства вытащили кого-то из долгов, из нужды, они
помолятся о вас богу и, может быть, уйдя прежде вас из этого мира, они
будут ходатайствовать о вас перед Богом за вашу добродетель. Я думаю,
эта мысль заложена в Лук. 16:9. «Приобретайте себе друзей богатством
неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные оби-
тели».

«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то

Христос говорит: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9). Каким же образом для приобретения друзей в Небесном Царстве можно тратить блага этой земной жизни?

Митрополит Калужский и Боровский Климент

Снова обратимся к притче и постараемся глубже вникнуть в ее смысл. Она говорит нам о том, что мы не являемся полноправными хозяевами своего земного «имения» – мы лишь временные его пользователи, и оно ценно только в той мере, в какой может подготовить нас к вечности. Туда человек ничего с собой не возьмет, ни ученость, ни мастерство, ни любые практические способности там не пригодятся.

Ко всему, чем мы обладаем в земной жизни, надо относиться как к Божьему дару и помнить, что за все свои решения нам придется отчитываться перед Подателем всех благ - нашим Творцом. Следовательно, все мы являемся должниками перед Господом. И поступать по отношению к другим людям надо так же, как управитель в притче: проявлять снисхождение и оказывать милость, поступаясь своим временным имением ради приобретения будущих вечных благ. Это неоднократно повторяющаяся в Евангелии истина и духовный закон: мы спасаемся через своих ближних. Вспомним, что писал апостол Иоанн Богослов: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4, 20).

Только надо учитывать два момента. Во-первых, благотворить (делиться своим даром, способностями, богатством) нужно ради Христа, а не с иными целями, иначе пользы от благотворения человеку не будет. Во-вторых, не стоит понимать слова «благотворение», «милостыня» в узком смысле. Благотворение - это проявление любого добра по отношению к ближнему, все, что человек может сделать благого, используя свое время, силы, способности.

Не всегда обязательно, а порой и недостаточно, оказать денежную помощь. Иногда намного важнее выразить искреннее участие, поддержать, сказать доброе слово, посочувствовать, помолиться, дать полезный совет, то есть пройти с другим человеком его поприще - трудную ситуацию, неравнодушно отнестись к его горю, даже если со стороны оно кажется незначительным.

Однажды к преподобному Амвросию Оптинскому пришла со своей бедой женщина, у которой не неслись куры. Все над нею посмеивались и даже негодовали: нашла из-за чего старца тревожить. А преподобный воспринял ее беду с искренним сочувствием, сказав, что в этих курах заключена вся жизнь этой женщины, и вымолил ей помощь от Бога. Его молитвы помогали даже в безвыходных ситуациях, потому что чужое горе он принимал в свое сердце и молился за чужих людей, как за себя.

В своем наставлении о спасении преподобный Серафим Саровский в образной форме призывает каждого использовать свой дар - торговать тем товаром, какой у кого лучше идет, с которого больше получается духовной прибыли, чтобы богатеть для Неба. Можешь молиться - молись, умеешь заработать большие капиталы - не трать все на себя, не припасай внукам и потомкам до десятого поколения, поделись с нуждающимися, с тем, кто находится рядом с тобой (к примеру, с подчиненным) или со встреченным в пути (его тебе Бог послал). Какой имеешь от Бога дар, таким и помогай ближнему.

И не надо ждать особого случая, какой-то чрезвычайной возможности, чтобы проявить свой талант во всей силе. Следует использовать каждый удобный повод для помощи другому человеку и облегчения его тягот, от всего сердца, искренне проявляя христианскую любовь.

В завершение притчи Спаситель говорит, что «верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом» (Лк. 16, 10). Толкователь Евангелия блаженный Феофилакт Болгарский, поясняя эти слова, писал, что Господь «малым называет земное богатство, так как оно поистине мало, даже ничтожно, ибо скоропреходящее, а многим - богатство небесное, так как оно всегда пребывает и прибывает». При правильном применении нам всецело не принадлежащего - чужого, малого богатства временной жизни (даже если это миллионы), мы можем обрести богатство собственное и непреходящее - неизреченное блаженство вечного пребывания в Небесном Царстве.

Человек, который всей душой привязан к ничтожным ценностям земной жизни, утрачивает способность быть с Богом, потому что «никакой слуга не может служить двум господам, - разъясняет Христос, - ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Лк. 16, 13).

Однажды мне пришлось быть свидетелем такого диалога: «Ну как, ходили вы с семейством на Пасхальную службу?» - «Да нет, в этом году даже на крестный ход не выбрались - так умаялись за день на огороде, что к ночи уже никаких сил не осталось». Даже если мы никого не обманываем, не воруем, а просто все свое время уделяем только земному существованию, мы забываем о Господе и теряем живую связь с Ним.

У любого человека существует своя внутренняя иерархия ценностей: на первом месте у него или Бог, или маммона - образ абсолютной преданности земному. «Если ты раб житейских попечений, - предупреждает святитель Филарет, - то не можешь в то же время быть рабом Божиим».