Требования к помещениям учебных мастерских и кабинетам обслуживающего труда. Школьные мастерские и физкультурный зал Какое освещение допускается в слесарных мастерских левостороннее

1. Утвердить санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (приложение). 2. Ввести в действие указанные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы с 1 сентября 2011 года.

Оптимальный возраст начала школьного обучения – не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Независимо от продолжительности учебной недели число уроков в день не должно быть более 5 в начальных классах (кроме первого класса) и более 6 уроков - в 5-11 классах.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности организуют облегченный учебный день – четверг или пятница.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 0 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой, высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2-х столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательного учреждения, дошкольного образования и интерната при общеобразовательном учреждении, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты во вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждениях.

Особое внимание уделено

Оптимальный уровень освещённости помещений способствует хорошему настроению, повышает работоспособность и улучшает зрительные функции. Нельзя забывать и о биологическом действии естественного солнечного света. В современных учебных заведениях имеется тот минимум естественной освещённости, который исключает перенапряжение зрения учащихся при зрительной работе. Однако в солнечные дни создаются блики на рабочих столах и классной доске, что может вызвать слепимость у учащихся. Для защиты от прямых солнечных лучей лучше всего применять регулируемые жалюзи (деревянные, металлические, пластмассовые). Можно использовать и раздвижные занавески (светлых тонов), убирая их в простенки в дождливую и пасмурную погоду.

Основные гигиенические требования к искусственному освещению предусматривают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и бликов на рабочих поверхностях. Учебные занятия часто проходят при искусственном освещении не только во вторую смену, но и в первую (утренние часы в осенне-зимний период). Источниками искусственного освещения служат люминесцентные лампы, лампы накаливания. Для освещения помещений рекомендуется использовать люминесцентное освещение белого света (ЛБ) и тепло-белого света (ЛТБ).

Поскольку учебная работа в учебных заведениях связана со зрительным напряжением, необходимо стремиться к оптимальной освещённости учебных помещений. Недостаточное освещение может служить одной из причин снижения остроты зрения и влечёт за собой ухудшение функционального состояния учащихся.

Согласно утверждённым нормам, на рабочих поверхностях наименьшая освещённость при люминесцентных лампах - 300 лк; такая же освещённость предусматривается в учебно-производственных (слесарных, токарных, фрезерных) мастерских. В кабинетах технического черчения минимальная освещённость на доске - 300 лк, на рабочих столах - 500 лк. При освещении люминесцентными лампами в кабинетах обычно используются светильники типа П10Д-2-40 или ШЛД-2-40. В каждом светильнике помещаются лампы белого света (типа ЛБ). Все светильники должны быть обеспечены бесшумными пускорегулирующими аппаратами (ПРА). Можно также использовать потолочный люминесцентный светильник рассеянного света (ПЛР), который создаёт впечатление светящегося потолка. Для освещения доски или демонстрационного стола в лабораториях дополнительно применяются светильники типа ШМЗ или ШКД-2-40.

Для освещения лампами накаливания применяется осветительная арматура, создающая рассеянный, полуотражённый от потолка и верхней части стен поток света. Практически о достаточности освещения можно судить, исходя из расчёта удельной мощности, то есть мощности, приходящейся на 1 м2, которая должна быть не менее 48 Вт/м2. Совершенно недопустимы лампы без арматуры. В производственных мастерских по обработке металла у станков дополнительно устанавливаются светильники типа «Альфа». В учебных помещениях должна быть предусмотрена возможность раздельного включения дополнительного искусственного освещения по рядам. Демонстрационные столы в лабораторных помещениях, так же как и классные доски, должны иметь особое раздельное освещение.

Осветительный календарь для средней полосы

Месяц Числа месяца Месяц Числа месяца Время включения искусственного освещения
Январь 1-10
11-20
21-31
14.00
14.15
14.30
Июль 1-10
11-20
21-31
19.45
19.15
19.00
Февраль 1-10
11-20
21-29
15.00
15.15
15.30
Август 1-10
11-20
21-31
18.30
18.00
17.30
Март 1-10
11-20
21-31
15.45
16.00
16.30
Сентябрь 1-10
11-20
21-30
17.00
16.30
16.00
Апрель 1-10
11-20
21-30
17.00
17.15
18.00
Октябрь 1-10
11-20
21-31
15.30
15.00
14.30
Май 1-10
11-20
21-31
18.00
18.30
19.00
Ноябрь 1-10
11-20
21-30
14.15
14.00
13.45
Июнь 1-10
11-20
21-30
19.30
19.45
19.45
Декабрь 1-10
11-20
21-31
13.45
13.45
13.30

В пасмурные дни, в ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещённости необходимо правильное сочетание естественного и искусственного освещения. Время включения источников искусственного освещения в средней полосе России указано в осветительном календаре. Сочетание естественного и искусственного освещения не оказывает неблагоприятного влияния на зрение.

Естественное освещение помещений зависит от чистоты оконных стёкол. Грязные стекла поглощают до 20% световых лучей. К концу зимы из-за большой загрязнённости окон поглощение света достигает 50%. Поэтому окна нужно систематически мыть, особенно на первых этажах. Освещённость снижается на 10-40%, если подоконники заставлены высокими цветами или предметами. Поэтому комнатные растения целесообразно располагать на специальных подставках и полочках на стенах вблизи от окна. Из этих же соображений совершенно недопустимо закрашивать стекла масляной белой краской или вставлять матовые стекла. Все это, помимо снижения освещённости, лишает учащихся возможности дать отдых глазам, расслабить напряжение мышц глаза, устремив взор вдаль. Для повышения освещённости большое значение имеет цвет стен, потолков, оборудования и степень чистоты. Чтобы свет рассеивался по всей площади помещений, должно обеспечиваться достаточное отражение световых лучей. Это может быть достигнуто при светлой окраске с коэффициентом отражения не менее 60-70%.

Очень важно для сохранения работоспособности снижение статического напряжения в процессе учебных и производственных занятий. Для этого надо использовать мебель и рабочее оборудование рациональной конструкции. Учебная мебель должна быть удобной и обеспечивать правильную, с гигиенической точки зрения, позу сидящих во время занятий.

Правильная осанка учащихся вырабатывается только тогда, когда учебная мебель и оборудование мастерских соответствуют их росту и пропорциям тела. Исследования показали, что отклонение высоты станка на 5 см от необходимой нарушает правильность позы работающего, быстрее наступает утомление, так как энергетические затраты организма во время выполнения такой работы возрастают на 1,5%. При слишком высоко расположенной рабочей поверхности дополнительная нагрузка ложится на мышцы плечевого пояса, плеча, предплечья, так как работающий должен удерживать руки на весу, в поднятом положении. Неправильная поза способствует неравномерной статической нагрузке на различные мышечные группы и может привести к искривлению позвоночника.

При определении оптимальной высоты слесарного верстака следует исходить из высоты над полом локтевой точки работающего: высота рабочего места должна быть несколько ниже высоты локтевой точки. При выполнении в мастерских механосборочных работ наиболее удобной является такая высота верстака, когда локоть работающего и плоскость напильника лежат на одной прямой линии. В зависимости от роста учащегося высота верстака должна меняться. Так, для роста 155-165 см она должна составлять 85-90 см, для роста 165-175 см - 100 см. Расстояние от центра станка до глаз работающего должно быть около 45 см. В случае несоответствия размеров оборудования росту учащихся используют подставки разной высоты (5, 10, 15 см).

Оптимизация условий внешней среды учебных помещений имеет важное значение для обеспечения высокой работоспособности учащихся, сохранения их здоровья и повышения эффективности учебно-производственного процесса.

5.10. Мастерские для трудового обучения должны иметь площадь из расчета 6,0 м 2 на 1 рабочее место. Размещение в мастерских оборудования осуществляется с учетом создания благоприятных условий для зрительной работы и сохранения правильной рабочей позы.

Столярные мастерские оборудуются верстаками, расставленными либо под углом 45 к окну, либо в 3 ряда перпендикулярно светонесущей стене так, чтобы свет падал слева. Расстояние между верстаками должно быть не менее 0,8 м в передне-заднем направлении.

В слесарных мастерских допускается как левостороннее, так и правостороннее освещение с перпендикулярным расположением верстаков к светонесущей стене. Расстояние между рядами одноместных верстаков должно быть не менее 1,0 м, двухместных - 1,5 м. Тиски крепятся к верстакам на расстоянии 0,9 м между их осями. Слесарные верстаки должны быть оснащены предохранительной сеткой высотой 0,65 - 0,7 м.

Сверлильные, точильные и другие станки должны устанавливаться на специальном фундаменте и оборудоваться предохранительными сетками, стеклами и местным освещением.

Столярные и слесарные верстаки должны соответствовать росту обучающихся и оснащаться подставками для ног.

Размеры инструментов, используемые для столярных и слесарных работ, должны соответствовать возрасту и росту обучающихся (приложение 2 настоящих санитарных правил).

Слесарные и столярные мастерские и кабинеты обслуживающего труда оборудуются умывальными раковинами с подводкой холодной и горячей воды, электрополотенцами или бумажными полотенцами.

5.11. Во вновь строящихся и реконструируемых зданиях общеобразовательных учреждений в кабинетах домоводства необходимо предусмотреть наличие не менее двух помещений: для обучения навыкам приготовления пищи и для кройки и шитья.

5.12. В кабинете домоводства, используемого для обучения навыкам приготовления пищи, предусматривается установка двухгнездных моечных раковин с подводкой холодной и горячей воды со смесителем, не менее 2 столов с гигиеническим покрытием, холодильника, электроплиты и шкафа для хранения посуды. Около моечных раковин должны быть предусмотрены разрешенные моечные средства для мытья столовой посуды.

5.13. Кабинет домоводства, используемый для кройки и шитья, оборудуется столами для черчения выкроек и раскроя, швейными машинами.

Швейные машины устанавливают вдоль окон для обеспечения левостороннего естественного освещения на рабочую поверхность швейной машинки или напротив окна для прямого (спереди) естественного освещения рабочей поверхности.

5.14. В существующих зданиях общеобразовательных учреждений при наличии одного кабинета домоводства предусматривается отдельное место для размещения электроплиты, разделочных столов, мойки для посуды и умывальника.

5.15. Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.

6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 - 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских - 17 - 20 С

6.4. В помещениях общеобразовательных учреждений относительная влажность воздуха должна составлять 40 - 60 %, скорость движения воздуха не более 0,1 м/сек.

6.8. Окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

6.11. Отдельные системы вытяжной вентиляции следует предусматривать для следующих помещений: учебных помещений и кабинетов, актовых залов, бассейнов, тиров, столовой, медицинского пункта, киноаппаратной, санитарных узлов, помещений для обработки и хранения уборочного инвентаря, столярных и слесарных мастерских.

Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.

7.1.3. В учебных помещениях следует проектировать боковое естественное левостороннее освещение. При глубине учебных помещений более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

Не допускается направление основного светового потока спереди и сзади от обучающихся.

7.1.4. В мастерских для трудового обучения, актовых и спортивных залах может применяться двустороннее боковое естественное освещение.

7.1.7. Окна учебных помещений должны быть ориентированы на южные, юго-восточные и восточные стороны горизонта. На северные стороны горизонта могут быть ориентированы окна кабинетов черчения, рисования, а также помещение кухни.

7.2.4. В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске - 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.

Рекомендуется использовать следующие цвета красок: для потолков - белый, для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого, голубого; для мебели (шкафы, парты) - цвет натурального дерева или светло-зеленый; для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый; для дверей, оконных рам - белый.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Вся материальная база трудового обучения - мастерские, кабинеты обслуживающего труда, рабочие комнаты для трудового обучения младших школьников, некоторые кабинеты для проведения трудового обучения в старших классах - может (в зависимости от проекта школы) располагаться непосредственно в здании школы (см. рис. 12), либо в отдельном здании.

Второй вариант предпочтительнее, так как неизбежный производственный шум не проникает в классы. С учетом особенностей педагогического процесса и большой физической активности учащихся во время работы площадь рабочего места на одного ученика должна быть увеличена на 25 - 40\% по сравнению с нормой площади рабочего места взрослого рабочего. Установлены следующие нормативные площади на одного обучаемого:

в слесарной мастерской - 4 м2;

в столярной мастерской - 4...5 м2;

в швейной мастерской - 4 м2.

Площади увеличиваются при углубленной допрофессиональной подготовке:

для токарей - 6...8 м2;

для фрезеровщиков и шлифовщиков - 9... 12 м2;

для электросварщиков - 7,5 м2.

Учебно-производственные мастерские могут располагаться на любом этаже здания, за исключением подвального. Помещения учебных мастерских должны быть светлыми, теплыми и сухими.

Количество мастерских, их разновидность и площади в каждой школе принимаются в зависимости от количества и наполняемости классов (классов-комплектов), но при этом следует ориентироваться на максимальный размер площади. Желательно, чтобы каждая мастерская имела площадь не менее 70 м:. Количество рабочих мест в мастерских определяется наполняемостью классов с учетом деления V-IX классов на подгруппы, в соответствии с установленными нормами: в городских школах с числом учащихся 25 и более человек, в сельских - 20 и более человек.

Мастерские для технического труда также могут быть комбинированными (совмещенными). Вместе с тем в любом случае нормативами предусмотрено наличие инструментальной - для хранения инструментов и приспособлений (не менее 15 - 20 м2) и склада - для хранения длинномерных пиломатериалов и металлов, фанеры и др. материалов. Установлены требования к отдельным видам мастерских, которые учителя технологии должны знать.

Мастерские по обработке древесины и металла

1.Рабочим местом индивидуального пользования в данных мастерских является столярный, слесарный или комбинированный

верстак. При отсутствии в мастерских комплекта электроснабжения комбинированного (КЭК) к верстакам может подводиться электропитание напряжением не выше 42 В для выполнения электротехнических работ.

Рабочими местами коллективного пользования в мастерских по обработке древесины и металла являются станки, муфельная печь, пресс для штамповки, универсальные приспособления для прокатки и гибки листового металла, проволоки, а также дополнительное оборудование для организации производительного тру да учащихся. Станочные рабочие места оборудуются тумбочками или укладками для размещения измерительных и режущих инструментов, заготовок, готовой продукции и документации. Токарные станки дополнительно комплектуются крючками для удаления стружки.

3.Окраска изделий распылением в мастерских должна производиться в специально оборудованном для этих целей вытяжном шкафу. При пайке и выжигании в мастерских используются комплекты специального оборудования с отсосом воздуха. В случае отсутствия такого комплекта для пайки оборудуются специальные места с обязательной установкой местных вентиляционных отсосов.

Рис. 12. Вариант расположения учебно-производственных помещений

в здании школы:

Помещения

1 - мастерская по обработке древесины; 2 - мастерская по обработке металла;

3 - кабинет обслуживающих видов труда по обработке ткани;

4 - кабинет по кулинарии;

5 - заготовительное отделение по деревообработке;

6- инструментальная (технический труд);

7 - заготовительное отделение по металлообработке;

8 - инструментальная (обслуживающий труд);

9 - рекреация;

10 - комната гигиены и туалеты для мальчиков;

11 - комната гигиены и туалеты для девочек;

12 - подсобное помещение для хранения уборочного инвентаря.

Оборудование

Доска классная с одной рабочей поверхностью (2000 х 1200);

Стол учителя (1300x600x760);

Стул полумягкий;

Шкаф для учебных пособий (884 х 445 х 1830);

Тумба инструментальная (800 х 400 х 1300);

Станок токарно-винторезный (1100х470х 1020);

Стеллаж производственный (1470 х 840 х 1700);

Подтоварник производственный (1500 х 500 х 280);

Верстак столярный (1250x575x780);

Верстак слесарный (962 х 670 х 1360);

Машина швейная (500 х 750 х 300);

Стол раскройный (3000 х 1100x900);

Стол гладильный (1500x400x826);

Шкаф для платья и белья (800 х 400 х 1700);

Станок настольно-сверлильный (370 х 770 х 820);

Станок токарный по дереву настольный (1250x570x475);

Станок настольный горизонтально-фрезерный (765 х 575 х 700);

Электропечь камерная лабораторная (629 х 700 х 480);

Станок фуговально-пильный (840x500x460);

Станок круглопильный школьный (850 х 500 х 680);

Плита разметочная (400x400);

Электроточило наждачное (400 х 340 х 340);

Стол письменный однотумбовый (1100x650x850);

Подставка под ТСО (передвижная) (630 х 480 х Ю00);

Кабина примерочная (1600 х 1400 х 1900);

Трельяж (1200 х 500 х 1550);

Холодильник бытовой (600 х 650 х 1385);

Стол сервировочный (650 х 1400 х 850);

Стол разделочный (540x810x760);

Плита электрическая (500 х 540 х 760);

Шкафчик для хранения уборочного инвентаря (450 х 500 х 2000).

Рис. 14. Мастерская по обработке древесины:

для школ на 20, 30, 40, 50 классов

Рис. 16. Инструментальная - комната мастера:

Специальное оборудование (см. рис. 13-16): А - станок токарный по дереву настольный РМЦ-500 или ВЦ-150-200 (1330*400 * А) с подстав кой; Б - станок сверлильный настольный до 12 мм типа НС-12 (700*510*А) с подставкой; В - точило мокрое песчаниковое с механическим приводом (350*500*А) с подставкой; Г - станок комбинированный настольный (фуговальный и дисковая пила), диаметр диска 200 мм, длина ножей 150 мм (720*430*А) с подставкой; Д - клееварка (размещается в секции вытяжного шкафа); Е - станок токарный по металлу ТВ-7 (1220*580*А) или ТВ-16; Ж - горизонтально-фрезерный станок настольный НГФ-10 (765*575*Л) с подставкой; И - муфельная печь средняя (500 * 650 * А) с подставкой; К - электроточило настольное (500*350*А) с подставкой.

Стол учителя (1200*600*750);

Верстак столярный одноместный;

Верстак слесарный одноместный ученический (900*600*(700... 850));

Верстак столярный одноместный ученический (1000*450*(700......850));

Подставка проекционная;

Стул учителя поворотный (480*500*(450...760));

Табурет рабочий поворотный регулируемый по высоте (400*450*(350...600);

Шкаф пристенный секционный (4200*450*2700);

Шкаф пристенный секционный (4200*600*2100);

Шкаф-перегородка секционная с классной доской (4200*600*2700);

Шкаф пристенный секционный (1500*450*2100);

Шкаф пристенный секционный (7350*450*2100);

Шкаф пристенный секционный;

Шкаф-перегородка секционная с классной доской;

16- доска классная с комплектом демонстрационных навесных досок и витрин (5250*1050*33(120)*1050);

17- доска классная секционная раздвижная (1650*1050);

Экран свертывающийся;

Шторы затемнения;

Штанга для навески досок и таблиц;

Лестница-стремянка переносная (500*2500).

4. Специальные помещения (индивидуальная комната мастера, кладовая для хранения сырья и готовой продукции), предусмотренные в составе мастерских, предназначаются для хранения инструментов, приспособлений, заготовок, материалов, незавершенных работ учащихся, учебно-наглядных пособий, выполнения заготовительных работ.

Эти помещения являются, как правило, смежными с помещениями мастерских. Расположение и геометрия помещения кладовой должны обеспечивать возможность разрезания на круглопильном станке длинномерных (до 6 м) пиломатериалов.

Станки фуговальный школьный СФО-1, круглопильный школьный СКД-1 и заточные относятся к оборудованию, на котором работает только учитель. Эти станки устанавливают в специальных помещениях мастерских. В исключительных случаях они могут устанавливаться непосредственно в мастерских около рабочего места учителя, при этом во время занятий с учащимися закрываются запирающимися футлярами. Указанные станки, а также токарные станки по дереву и муфельная печь обязательно оборудуются вентиляционными отсосами.

Рабочее место учителя в мастерских по обработке древесины и металла дополнительно оснащается верстаком для демонстрации приемов выполнения работ.

Мастерские по обработке тканей и кулинарии

Мастерские по обработке тканей и кулинарии могут быть раз дельными или совмещенными. В последнем случае для работ с пищевыми продуктами в них выделяется специальная зона (20 - 25 \% площади).

Рабочими местами индивидуального пользования в данных мастерских являются универсальные рабочие столы со встроенными швейными машинами, укомплектованными ручным и электрическим приводами, с планшетами для инструкционных карт и укладками с инструментами. Разрешается оборудовать рабочие места индивидуального пользования одноместными и двухместными столами со светлой поверхностью из водоотталкивающего матери ала с установленными на них бытовыми швейными машинами с электрическим и ручным приводами.

Рабочими местами коллективного пользования являются швейные машины 51-А класса (оверлоки), гладильные доски, примерочная, электрические (газовые) плиты, мойки, разделочные и обеденные столы, а также дополнительное оборудование для производительного труда учащихся. При отсутствии универсальных рабочих столов в мастерской по обработке тканей устанавливается также стол или съемный щит для раскроя тканей.

Места для ВТО, швейные машины 51-го класса следует располагать в непосредственной близости от рабочего места учителя. К мойкам в мастерских проводится горячая и холодная вода. При отсутствии в школе горячего водоснабжения мойки оборудуются настенными электрическими или газовыми нагревателями.

Рабочее место учителя в мастерской по обработке тканей дополнительно оборудуется манекеном с комплектом чертежей основ швейных изделий.

Рис. 17. Кабинет обслуживающих видов труда по обработке тканей и кулинарии для девочек IV-VIII классов:

а - для школ на 16, 20, 30, 40;

б - для школ на 8, 10, 12 классов;

в - для школ на 8 классов (192 учащихся)

Специальное оборудование (см. рис. 17): А - бытовая универсальная швей ная машина с электроприводом на подставке «Тула»; Б - швейная маши на с ножным приводом «Чайка-2» на подставке; В - ручная машина с электроприводом ПМЗ (МШ-2) на подставке; Г - плита электрическая четырехконфорочная ЭП-7М; Д - мойка с сушилкой для посуды; Е - холодильник «ЗИЛ» (732 * 640 * 1375); Ж - вытяжка; И - гладильная доска с приставкой, откидная; К - манекен детский 44-го размера; Л - при мерочная с трельяжем; М - стол кухонный рабочий (1200x600x800).

Стол ученический 2-местный с горизонтальной крышкой (1200* 500 * (450) * 660, 720, 780);

Стол учителя (1200 * 600 * 750);

Стол универсальный (для сервировки и раскроя) (900... 1800* 900x720);

Подставка для проекционной аппаратуры передвижения (500... 600 *400* 1000... 1200);

Стул ученический поворотный с изменяемой высотой сидения (370 * 400*360...480);

Стул учителя поворотный (480*500*450...760);

Шкафы пристенные секционные (6450x450x2100);

То же с навесным шкафом (5250*450*600);

Шкаф пристенный секционный навесной (4800x450x600);

Шкаф навесной секционный (2400*450*600);

Шкаф пристенный секционный (3300*450*2100);

Шкаф пристенный секционный (750x*450*2100);

Доска классная секционная раздвижная (1650 * 1050);

Экран свертывающийся;

15- штанга для навески досок и таблиц.

Особое внимание уделяется примерным нормам расстояний междуоборудованием(рис. 18, 19).

Рис. 18. Примерные минимальные нормы расстояний между оборудованием:

1 - по фронту; 2 - между тыловыми сторонами; 3 - фронтом друг к другу; 4 -

в затылок. Расстояние а: для малогабаритного оборудования - 500 мм, для сред-

негабаритного - 600 мм, для крупногабаритного - 800 мм

Примерные нормы расстояний, мм Ширина проходов между Ширина проходов между торцами станков

или верстаков 800;

Ширина проходов между рядами 1200;

Ширина проезда в центре мастерской 2000;

Расстояние от стены или колонны до тыльной стороны станка 50;

Расстояние до другого станка 800- 1000

В зависимости от конфигурации помещения и вида освещения применяется фронтальная и линейная расстановка оборудования (рис.19)

Рабочее место учителя в мастерской рекомендуется располагать на возвышении - подиуме с примерными размерами 3600*2000*200 мм. Как правило, оно оборудуется классной доской с комплектом классных инструментов и устройством для аварийного обесточивания рабочих мест учащихся. В зоне рабочего места учителя рекомендуется размещать шкафы-секции для хранения учебно-наглядных пособий и инструментов. Во многих случаях учителя технологии модернизируют свои рабочие места там, где это позволяют площади и возможности (см. рис. 20). Подиум выполняется более высоким - с учетом показанных на рисунке выдвижных сидений для учащихся, - а его размеры зависят от габаритов класса. Обычно приемлемый размер 6 х 3 м.

Следует особо отметить, что в настоящее время все больше школьных помещений строится по индивидуальным, а не типовым проектам: увеличивается полезная площадь, создаются большие удобства для работающих.

Рис. 20. План рабочего места учителя:

1 - подиум; 2 - комбинированный методический шкаф с доской и экраном для проекции; 3- стол с пультом управления средствами ТСО, подсветкой стендов, освещением класса и т.д.; 4 - демонстрационный верстак на поворотной плат форме (при невозможности поворота - оснащается выдвижным зеркалом с на клоном на удобный для просмотра учащимися угол); 5 - выдвижные сиденья для учащихся

Школьные мастерские следует располагать на первом этаже, что облегчает доставку материалов, необходимых для работы, кроме того, это предупреждает проникновение в классы шума, возникающего при работе станков.

Мастерские могут быть организованы в отдельном здании, но в этом случае необходимо наличие гардероба и уборной. Запрещается приспосабливать под мастерские помещения, находящиеся в подвальном и цокольном этажах. Площадь пола в мастерских, приходящаяся на одного учащегося, составляет 3,3 м 2 , высота потолка, как и для классов 3,3-3,5 м.

Световой коэффициент в мастерских должен быть равен 1/4-1/5. Глубина мастерской - не более двойной высоты (от верхнего края окна до пола), коэффициент естественной освещенности 1,5%. Освещенность рабочих мест искусственным светом не должна быть меньше 150 лк при лампах накаливания и 300 лк при люминесцентном освещении.

В мастерской, как и в лаборатории, должно быть 6-8 светильников мощностью по 400 Вт. Светильники подвешивают на расстоянии 2 м от рабочей поверхности верстаков.

Установлено, что даже простейшие операции по обработке дерева и металла связаны со значительной затратой энергии и повышенной теплопродукцией, что требует создания в мастерских условий, обеспечивающих соответствующую теплоотдачу организма. Этого можно достичь при температуре воздуха 14° в столярной мастерской, 16-17° в слесарной, при влажности воздуха 40-60%, при скорости движения воздуха 0,15-0,3 м/с.

Мастерские необходимо регулярно проветривать. Кроме того, они должны быть оборудованы искусственной вытяжной вентиляцией.

В мастерских устанавливают умывальники, краны с подводкой холодной и горячей воды.

Оборудование должно соответствовать возрастным особенностям учащихся. Наиболее распространенным оборудованием школьной мастерской являются верстаки (столярные и слесарные). Их высота должна соответствовать росту учащихся. Для обеспечения правильной рабочей позы столярные верстаки должны иметь подъемное подверстачье с минимальной высотой 51,5 см, максимальной 90 см и подъемные подножки. Каждое рабочее место снабжается усовершенствованным табуретом с изменяющейся высотой или сиденьем на кронштейне, желательно с пояснично-крестцовой опорой.

При росте учащихся до 127 см высота верстака должна быть 65,5 см, при росте от 128 до 133 см - 70,5 см, а для учащихся ростом 134-141 см - 77,5 см. Высота слесарных верстаков до губок тисков для трех групп роста должна быть соответственно 75, 80,5 и 88 см.

Рабочую поверхность крышки столярного верстака делают гладкой, без трещин. Деревянные винты плотно пригоняются к гнездам.

Обшивка слесарного верстака должна плотно покрывать поверхность стола, края ее притупляют и загибают под кромку стола. Тиски плотно закрепляют на расстоянии не менее 0,9 м друг от друга.

При большой высоте станка под ноги учащихся устанавливают подставки. Верстаки должны быть устойчивыми. Слесарные верстаки закрепляются на полу.

На основании проведенных исследований можно сделать вывод, что целесообразно размещать верстаки в слесарной мастерской параллельно окнам (при наличии двух рядов). Допускается также сдвоенное размещение верстаков перпендикулярно окнам.

В столярной мастерской наилучшим является перпендикулярное размещение по отношению к стене с окнами или под углом 45° к ней. Минимальное расстояние между станками составляет 0,8 м, а между рядами станков - 1,2 м.

Размеры и вес инструментов, применяемых на уроках труда, должны находиться в соответствии с возрастными особенностями и возможностями учащихся (размер кисти, окостенение фаланг кисти к 9-11 годам, позвоночника к 15-16 годам, недостаточная мышечная сила) и быть удобными при использовании.

В силу указанных особенностей в начальной школе рекомендуется применять инструментарий следующего размера: ножницы 118-120 мм длиной, с закругленными концами, рычаги ножниц должны двигаться свободно, чтобы учащиеся не затрачивали сил; нож весом 75 г, клинок длиной 60 мм, шириной 18 мм, лезвие должно быть хорошо заточено; шило стальное, круглое на конце, длина до ручки 40 мм, длина ручки 85 мм, диаметр утолщенной части ручки 30 мм. Для картонажных работ используют бумагу или картон толщиной не более 0,5 мм. Для лепки следует пользоваться мягким материалом, не загрязняющим руки (пластилин). При шитье следует применять темные нитки и светлый материал, так как при этом меньше утомляется зрение и лучше видны недостатки в работе.

Физкультурный зал в зависимости от числа учащихся планируется размером 9X18 м (162 м 2) или 12X24 м (288 м 2). Высота зала соответственно 5,5 и 6 м. Площадь зала должна быть такого размера, чтобы приходилось 4 м 2 на каждого занимающегося. При физкультурном зале следует иметь две раздевальни (для мальчиков и девочек) и помещение для хранения спортивных снарядов.

Температура воздуха в зале должна поддерживаться на уровне 14-16° при влажности 40-60%. Вентиляция должна обеспечивать троекратный обмен воздуха в час. Световой коэффициент 1/4-1/5, коэффициент естественной освещенности - не менее 1,5%, освещенность 75 лк (на полу).