Требования к первым частям заявки электронного аукциона. Заявка на участие в аукционе

Непосредственное участие в государственных торгах начинается с подачи заявки. Система устроена так, что даже самому достойному кандидату одна единственная ошибка в заявке грозит ее отклонением. Предлагаем вам подробную пошаговую инструкцию и образец заполнения первой и второй частей заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ – популярной среди поставщиков формы госзакупок.


В соответствии с российским законодательством тендер в форме электронного аукциона должен проходить анонимно. Имеет значение только предложенная участниками цена, но не размер компании, опыт работы или деловая репутация. Поэтому заявка на участие в аукционе состоит из двух частей:

  1. Первая содержит анонимное согласие на поставку необходимого заказчику товара 1 и конкретные характеристики этого товара 2 – чтобы заказчик мог быть уверен, что поставщик предлагает ему то, что требуется. Именно первая часть заявки принимает участие в аукционе – с указанием цены контракта, но без раскрытия торговой марки / личности поставщика. Если она будет отклонена, участник не сможет побороться за тендер. Требования к первой части заявки на участие в электронном аукционе содержатся в части 3 статьи 66 Федерального Закона 44-ФЗ.
  2. Вторая часть содержит информацию о поставщике, декларацию соответствия самого участника и поставляемого им товара 1 требованиям закона и конкурсной документации. Она вскрывается после определения победителя аукциона. Если его заявка отклоняется на этом этапе, с ним не подпишут контракт. Содержание второй части заявки на участие в аукционе регулируется частью 5 статьи 66 Федерального Закона 44-ФЗ.

Шаг 1

Для участия в электронном аукционе необходимо получить электронную цифровую подпись и аккредитацию на одной из одобренных государством ЭТП . Ищите в блоге Синапс инструкции по регистрации на популярных площадках: например, на РТС-тендер .

Шаг 2

Среди сотен ежедневно размещаемых госзакупок нужно найти те, в которых вашей компании есть смысл участвовать. Для этого можно использовать Единую Информационную Систему или оптимизировать процесс с помощью одного из сервисов-агрегаторов, таких как Синапс . Удобные фильтры позволяют подобрать тендеры по региону, отрасли, сумме контракта, заказчику и другим параметрам, настроить уведомления и рассылку тендерных баз.

Шаг 3

Выбрав подходящий электронный аукцион, формируем на него заявку. Первая ее часть, строго говоря, содержит только один документ: согласие на поставку товаров 1 . Однако, например, в сфере строительства заявка на участие в аукционе может занимать до нескольких сотен страниц. Дело в том, что ее обязательным приложением должен быть файл (Word/Excel), содержащий конкретные характеристики товара 2 , который вы собираетесь поставить, с указанием торговой марки и страны происхождения. Требования к этим характеристикам содержатся в тендерной документации, но чтобы верно составить заявку, требуется сноровка. Любая ошибка приводит к вердикту “несоответствие аукционным требованиям” и отклонению участника.


К сожалению, составить универсальный шаблон, который можно использовать многократно, нельзя, так как требования сильно различаются. Однако вы можете использовать этот образец заявки на участие в аукционе в качестве примера:


рис.1 Образец заявки на участие в аукционе (скачайте файл по ссылке)

На что обратить внимание при заполнении первой части заявки на участие в электронном аукционе

Иногда описание объекта закупки в аукционной документации – это целый лабиринт формулировок, призванный запутать участников и тем самым пролоббировать нужного поставщика. Но даже в честной закупке можно наделать ошибок. На что обратить внимание в первую очередь:

  • Формулировки, описывающие объект закупки, имеют совершенно определенное значение, обычно они подробно описываются в инструкции по заполнению заявки. Так, если требуется значение “до 10 кг”, в заявке можно указать 9 кг, 7 кг, но 10 будет уже ошибкой. Символ "±" означает пределы допуска по размерам: вместо 20±5 см нужно указать конкретное значение, например, 22 см. Если же параметр имеет сноску: “фракция гравия 1 ” – он считается неизменным диапазоном и в заявке следует писать такой же диапазон.
  • Первая часть заявки на участие в аукционе не должна содержать сведений о поставщике: оформление ее на фирменном бланке, проставление печати или подписи – нарушение. Если этого требует заказчик – это уже нарушение с его стороны и повод обратиться в ФАС.
  • Госзаказчики часто имеют собственные бланки для заявок. Их использовать не обязательно, но желательно – так заказчику проще анализировать многочисленные заявки.

Шаг 4

После того как документ составлен и загружен в систему ЭТП, он скрепляется электронной подписью – это защита от редактирования и изменения. Если вы уже аккредитованы на электронной площадке, это происходит автоматически.

Шаг 5

Вместе с первой необходимо подать и вторую часть заявки, хотя рассматривать их заказчик будет в разное время. Во второй части заявка на участие в аукционе содержит:

  • Сведения о поставщике в форме анкеты. Вы можете воспользоваться примером на рис.2
  • Декларацию соответствия требованиям, установленным в части 1 статьи 31 Федерального Закона 44-ФЗ. Документы прикладывать не надо, достаточно просто декларировать, что вы соответствуете.
  • Решение об одобрении крупных сделок. Хоть оно и входит в пакет документов для регистрации на ЭТП, лучше продублировать.
  • При закупке среди СМП, приложите выписку из реестра, подтверждающую ваш статус.

рис.2 Образец анкеты участника закупки (скачайте файл по ссылке)


Убедитесь, что все документы (в том числе поданные во время аккредитации на ЭТП) не просрочены.

Шаг 6

После рассмотрения заявок на участие в аукционе комиссия формирует протокол подведения итогов и выбирает победителя. Ему заказчик направляет проект контракта в электронном виде посредством ЭТП.


Напоследок закрепим последовательность событий во время электронного аукциона в виде краткой схемы:



рис.3 Подача заявок на участие в аукционе

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Следует ли проверять актуальность выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП при подаче заявки на электронный аукцион?

2. Вторая часть заявки на электронный аукцион заполняется на фирменном бланке.

3. Проект контракта приходит победителю аукциона по почте.

Сообщите нам номер извещения и мы рассчитаем стоимость подготовки.

– это процесс торгов на снижение начальной стоимости выполнения работ за право заключения государственного или коммерческого контракта (договора). Осуществляется через функционал электронных площадок в сети интернет. В настоящий момент является самой распространенной формой госзакупок.

В соответствии с ст. 66 44 ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, а так же конкретные показатели товара соответствующие требованиям, установленным данной документацией.

Чаще всего сложные требования предъявляются при исполнении строительных работ, так как номенклатура строительных материалов очень велика и требования ГОСТ к каждому товару объемные.

Наша организация специализируется на заполнении формы 2 для электронных аукционов на строительные работы, благоустройство, техническое обслуживание, поставку оборудования и все где требуется предоставление конкретных показателей. На нашем сайте вы найдете много примеров успешного заполнения требований к материалам для первой части .

Для успешной подготовки первой части дадим Вам ряд ценных советов:

  1. Внимательно изучите инструкцию по заполнению заявки. Вы должны осмыслить каждое смысловое понятие, которое использовал Заказчик при составлении требований к товарам.
  2. Если хоть одно понятие окажется неясным или имеет двоякое толкование срочно отправляете Заказчику запрос с разъяснением положений документации.
  3. При заполнении формы 2 обязательно открывайте каждый ГОСТ и находите каждую запрашиваемую характеристику. Помните, что все характеристики товаров связаны между собой и точно указывают на единственный материал.
  4. При заполнении таблицы требований не спешите, указывайте значений в которых уверены на 100%, дабы в последствии при незаконном отклонении их можно было бы отстоять в Федеральной антимонопольной службе.
  5. Если у Вас недостаточно опыта, не рискуйте и доверьте дело специалистам нашей компании. Мы успешно подготовили уже более 1000 первых частей для электронных аукционов в различных регионах нашей страны.


Инструкция по заполнению первой части заявки является одним из самых важных разделов аукционной документации.

От того насколько подробно и понятно расписаны все смысловые толкования и понятия, разъяснены все знаки пунктуации, математические символы, обозначены сноски и много другое зависит насколько верно будет заполнена форма требований к материалам и правильно представлены все конкретные показатели.

Пример распространенных понятий в инструкции по заполнению формы 2:

В заявке участника размещения заказа не допускается указание словосочетаний «должен быть», «должно быть», «должны быть», «должна быть», «должен», «должно», «должны», «должна», «не менее», «не более», «менее», «более», «не хуже», «лучше», «выше», «ниже», «меньше», «больше», «>», «<», «≤», «≥», «превышает», «не

превышает», «превышать», «не превышать» «или», «свыше», «допускается», «не допускается», «необходимо(ти)», «может/могут быть», «от» «до», «от…до».

Символ «-» следует читать как необходимость указания конкретного значения. Показатели, которые всегда принимают диапазонные значения (такие как температура эксплуатации, фракция) должны быть указаны в диапазоне, соответствующем требованиям Заказчика. «>» означает больше установленного значения и не включает крайнее минимальное значение; «<» означает меньше установленного значения и не включает крайнее максимальное значение; «≤» означает меньше установленного значения и включает крайнее максимальное значение; «≥», означает больше установленного значения и включает крайнее минимальное значение;

Обращаем внимание на то, что каждая инструкция индивидуальна, и следует пользоваться той, что приложена в документации, а не типовыми.

Типовые ошибки при заполнении формы 2 (первой части заявки).

Самые распространенные отклонения в протоколе рассмотрения первых частей:

Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе 44 ФЗ.

  1. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Причина отклонения, обозначенная в п. 1 – означает отсутствие конкретных показателей в первой части заявки на аукцион, являющейся обязательными по условиям документации.

Причина отклонения, обозначенная в п. 2 – означает, несоответствие требованиям аукционной документации или предоставление недостоверной информации по конкретному товару или материалу. В данном пункте Заказчик обязан точно указать в чем именно участник ошибся при предоставлении конкретных показателей, с указанием на пункт документации или ГОСТ.

Если Вашу заявку все же отклонили, но вы считаете отклонение надуманным, то в данном случае необходимо обратится в контролирующий орган с жалобой на действия Заказчика и аукционной комиссии. Обжаловать можно как само отклонение, так и положения инструкции, которые заведомо оставляли шанс отклонить всех неугодных. Инспекторы ФАС выступают в данном случае гарантом законодательства и следят за соблюдением правил. Но хочу отметить, что все люди и все допускают ошибки, специально или преднамеренно – это уже предмет разбирательств по каждому конкретному случаю. Более 60% всех жалоб в ФАС России признаются обоснованными, что говорит об эффективности этого инструмента.

Специалисты нашего центра обладают большим опытом подготовки первых частей заявок для различных аукционов и для самых требовательных заказчиков.

Обращайтесь по телефонам компании или пишите нам на электронную почту.

Желаем новых побед!

Запросы, когда составляется первая часть заявки электронного аукциона.

Зачастую бывает, что при подготовке характеристик возникают вопросы.

В этом случае необходимо подготовить и отправить запрос. Причем текст запроса может быть любым, главное, чтобы в нем содержалась информация и вопрос, на который нужно получить ответ. В размещенном разъяснении и будет ответ на вопрос.

Если же ответ размытый или не по существу, то необходимо обращаться в ФАС, т.к. без этого ответа (корректного) 1-ю часть аукционной заявки составить невозможно в принципе.

Дата готовности. Как правило, все должно планироваться с тем, чтобы 1 и 2 часть заявки электронного аукциона были поданы накануне "отсечки", окончания срока ее подачи. Ведь в ходе размещения могут быть внесены изменения, могут разместить разъяснения, ответы на вопросы других УРЗ, и по этим изменениям и/или разъяснениям надо корректировать то, что уже сделано.

Отзыв аукционных заявок. Бывают ситуации, когда показатели, по мнению участника, подготовлены им неверно, и если есть время, то все это можно отозвать, заново подготовить, откорректировать первую часть, и подать откорректированную информацию снова.

Также необходимо принимать во внимание то, что, к примеру, если заявка была отклонена, потом была жалоба в ФАС, которая признана обоснованной, то 1-е части аукционных заявок подлежат перерассмотрению.

Это не означает автоматический допуск к аукциону . Ведь может быть такое, что при рассмотрении первых частей будут найдены другие ошибки, не зафиксированные при первом рассмотрении, и снова будет отклонение, уже надлежащим образом. Или, наоборот, отклонена опять необоснованно. И снова потребуется обращаться в ФАС с новой жалобой.

Зачастую, причинами отклонения являются "размытые" требования, которые можно толковать двояко . При этом разъяснения по данному направлению "расплывчатые", ответа по существу на возникшие вопросы они не дают. Получается, что даже если и "удастся" составить первые части, то они могут быть отклонены по тем самым "зеркальным" основаниям, со ссылками на один из вариантов двояких требований. В таком случае требуется, не ожидая результатов рассмотрения первых частей подать жалобу в ФАС, причем не на отклонение, а на нарушения в требованиях к материалам, которые не дают возможности подготовить корректные 1-е части аукционных заявок.

При рассмотрении аукционная комиссия руководствуется тремя направлениями. Первое направление - это требование к товарам и/или материалам, которые имеются в АД. Второе направление - это инструкция, которая также содержится в АД. Третье направление - это сами показатели, предложенные участником.

Сопоставляя требования с показателями, предложенными участниками, комиссия использует инструкцию, набор правил трактовки тех или иных требований. Очевидно, что если значения приведены верно, участник допускается к электронному аукциону. Если содержится ошибка или неточность, будет отклонение, отказ в допуске. Отказы могут быть по различным причинам, проще прописать то, из-за чего отказов не должно быть.

Это форма представления показателей, она может быть любой, строчной, табличной и так далее, это наименование производителя, его, если производится товар и/или материал в нашей стране, указывать совершенно не обязательно. Отказ в допуске к аукциону или допуск к аукциону оформляется протоколом рассмотрения заявок, в котором прописываются как информация о допуске, там и об отклонении, при этом приводятся развернутые причины отклонения, со ссылками на положения АД, требований к товарам (материалам), фиксацией ошибки, и обоснованием решения комиссии, почему это считается ошибкой.

Разумеется, можно обжаловать решение об отказы в допуске в ФАС, при этом необходимо понимать, что даже, если найдена ошибка в предложенных участником значениях, и прописанная в протоколе рассмотрения (в графе "обоснование отказа"), на рассмотрении жалобы может "обнаружится", что участником допущено несколько ошибок, помимо той, которая уже зафиксирована.

Ведь для отклонения достаточно одной ошибки, и комиссия, найдя одну ошибку, обосновав ее, дальше просто не ищет ошибок, считая, что найденной для отклонения вполне достаточно. Если же действия комиссии обжалуются, то "поиск ошибок" может быть проведен заново, найдены новые ошибки. Таким образом, перед обращением с жалобой, необходимо тщательным образом еще раз все проконтролировать, просмотреть на предмет того, чтобы найденная ошибка была единственной.

Запросы и разъяснения являются рычагом, который позволяет избежать неясности, при толковании требований к товарам и/или материалам, а также при толковании положений инструкции, особенно если она объемная, или, так бывает весьма нередко, содержит спорные или даже взаимоисключающие положения.

К тесту запроса не имеется отдельных требований, он может быть произвольным. Однако, чтобы получить внятный и понятные ответ, необходимо правильно формулировать запрос. Если это касается положений инструкции, надо цитировать в запросе положение инструкции, надо указывать спорное требование к товару (материалу), и спрашивать, как трактовать это положение инструкции, применительно именно к указанному в запросу требованию к товару и/или материалу. То есть вопрос должен касаться конкретного требования к товару или материалу, а не просто перечислением положений инструкции и общим вопросом, как толковать эти положения инструкции. Можно указывать варианты прописания значений, пусть заказчик укажет корректный, это тоже весьма действенный метод.

Тексты запросов могут быть многостраничными, целесообразно в таком случае нумеровать вопросы, чтобы не запутаться в ответах. Разъяснение заказчик должен разместить на сайте через два дня после получения запроса. При этом, чтобы было понятно и другим участникам, о чем идет речь, не только участнику, подавшему запрос, в разъяснении должен быть текст запроса (текст вопроса), и только потом ответ.

Понятно, что если такого нет, заказчик по сути вводит в заблуждение других участником, так как не ясно, к чему относится ответ. Это повод обращаться с жалобой на действия заказчика.

Также поводом составлять и подавать жалобу являются размытые ответы, ответу не по существу вопроса, ответы в стиле "смотрите инструкцию, там все написано".

Важной деталью является то, что разъяснение не должно менять сути АД. То есть если в разъяснении что-то принципиально меняется, в требованиях к материалам, в проекте контракта, в техническом задании, то одного разъяснения недостаточно. Необходимо полностью менять АД, продлевать аукцион. Если этого не сделано, в этом случае тоже целесообразно составить и подать жалобу.

Также необходимо обращать внимание на разъяснения, которые могут быть размещены, уже непосредственно перед подачей. В разъяснениях могут принципиально меняться или дополняться положения инструкции по подготовке 1-х частей заявок, что требуется использовать при составлении и отработке характеристик.

Действующий закон №44-ФЗ предусматривает только три случая, когда первая часть заявки, поданной потенциальным участником электронного аукциона, может быть отклонена:

    участник не включил в заявку в полном объеме данные, которые предусмотрены требованиями документации на проведение аукциона и положениями 44-ФЗ;

    участник предоставил ошибочную или недостоверную информацию;

    товар, услуга или работа, предлагаемая участником для осуществления закупки, не отвечают параметрам и стандартам, установленным документацией на осуществление электронного аукциона.

В ситуации, когда по итогам рассмотрения первых частей к торгам допускается одна заявка, аукцион в электронной форме считается несостоявшимся, при этом договор на поставку заключается с единственным участником по стартовой цене.

В ситуации, когда к торгам допускается несколько участников, назначается аукцион. Он проводится в рабочий день на третьи сутки после завершения процедуры рассмотрения первых частей заявок.

Настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

2. Срок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать семь дней с даты окончания срока подачи указанных заявок, а в случае, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, такой срок не может превышать один рабочий день с даты окончания срока подачи указанных заявок.

3. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нем и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.

4. Участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:

1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации;

2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

5. Отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 настоящей статьи, не допускается.

6. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок. Указанный протокол должен содержать информацию:

1) об идентификационных номерах заявок на участие в таком аукционе;

(см. текст в предыдущей редакции)

2) о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий идентификационный номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) о решении каждого члена аукционной комиссии в отношении каждого участника такого аукциона о допуске к участию в нем и о признании его участником или об отказе в допуске к участию в таком аукционе;

4) о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если условия, запреты, ограничения допуска товаров, работ, услуг установлены заказчиком в документации об электронном аукционе в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.

7. Указанный в части 6 настоящей статьи протокол не позднее даты окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе направляется заказчиком оператору электронной площадки и размещается в единой информационной системе.

8. В случае, если по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе всех участников закупки, подавших заявки на участие в нем, или о признании только одного участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, его участником, такой аукцион признается несостоявшимся. В протокол, указанный в части 6 настоящей статьи, вносится информация о признании такого аукциона несостоявшимся.

9. В течение одного часа с момента поступления оператору электронной площадки указанного в части 6 настоящей статьи протокола оператор электронной площадки обязан направить каждому участнику электронного аукциона, подавшему заявку на участие в нем, или участнику такого аукциона, подавшему единственную заявку на участие в нем, уведомление о решении, принятом в отношении поданных ими заявок, сведения о наличии среди предложений участников закупки, признанных участниками электронного аукциона, предложений о поставке товаров российского происхождения в случае, если документацией об электронном аукционе установлены условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона. В случае, если аукционной комиссией принято решение об отказе в допуске к участию в таком аукционе его участника, уведомление об этом решении должно содержать обоснование его принятия, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует данная заявка, предложений, содержащихся в данной заявке, которые не соответствуют требованиям документации о таком аукционе, а также положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нарушение которых послужило основанием для принятия этого решения об отказе.

(см. текст в предыдущей редакции)