Требования к детскому развивающему центру. О незаконном использовании помещения, для детских курсов Что необходимо для создания успешного домашнего бизнеса

На разведку мы шли по всем правилам шпионажа. Разработали легенду, распределили роли, прорепетировали. Моя роль — простодушная дурочка, от простоты лезущая, куда не пустят никого поумнее. Роль моей напарницы — разговорница-задушевница, отвлекающая болтовней внимание.

Немного поволновались. И пошли на дело.

Особнячок в центре Москвы. Открываем тяжелые двери. За дверью — охранник, он заранее неприветлив. Рядом — женщина, тоже не настроенная на радушный прием.

Вот. Это наше первое препятствие, потому что принцип этой организации — вам сюда нельзя! Нельзя проходить внутрь. Нельзя смотреть. А нам нужно именно пройти и именно посмотреть.

Пока моя «болтушка-разговорница» отвлекает сотрудников, я с глупым лицом и наглостью танка иду именно куда нельзя — то есть в подвал. За мной по пятам бежит охранник: «нельзя!»,

Да? - туплю я, - И вот сюда нельзя? - достаю фотоаппарат.

Вы что? Это нельзя! Фотографировать нельзя! - и руки тянет.

Щелчок. Одна фотография есть. На другие нет времени. Быстро убираю фотоаппарат, делаю лицо «я-блондинка»:

Ой, извините, муж велел сфотографировать, это он будет платить, ему интересно, простите..., - делаю знак моей «болтушке» - «сворачивай разговор», - спасибо, спасибо, мы пошли...

Завтра эта фотография с моим заявлением ляжет на стол канцелярии Хамовнической межрайонной прокуратуры г. Москвы.

Нет, это кино не про шпионов. Это кино про то, как делаются большие деньги на здоровье наших детей.

Мы ведь все озабочены образованием наших детей. Как же ребенок вырастет и не будет знать английского? И вот практически в каждой московской семье ребенок ходит на курсы чего-нибудь. Как грибы после дождя, растут курсы. И мы несем курсам деньги. И немаленькие такие деньги. Но чего не сделаешь ради своего ребенка...

А многие ли из вас, родители, лично ходили и смотрели, где будет учиться ваш ребенок? Нет, не приемный кабинет директора, а сами аудитории? Не ходили? А зря. Я обещаю вам много познавательного и интересного.

Курсы, в помещения которых мы проникли только путем длительной шпионской подготовки и подлого обмана, позиционируют себя как элитарные. Это Негосударственное образовательное учреждение «Детские курсы английского языка, истории и литературы «Дом Станкевича», адрес; 121019, г. Москва, Большой Афанасьевский переулок, д. 8, стр. 1. Сайт курсов цветет улыбками - «приходите к нам», но с порога вам скажут: родителям оставаться снаружи. Ребеночек - проходит внутрь и занимается.

А вы, мамаша, постойте на пороге. Или погуляйте. Нет, возле аудитории ждать нельзя. Почему же нельзя?

Потому что ваш ребенок занимается вовсе не в этом милом симпатичном особнячке. В особнячке — это на показ, для комиссий, кабинет директора, библиотека, бухгалтерия, две-три аудитории. Но ваш ребенок - пойдет вниз, в подвал, под проезжую часть. На самом деле (открываю тайну, ради сохранения которой за мной и бегал охранник) - практически все детские аудитории находятся в подвале.

Ну и что, - спросит кто-то. Подвал сухой, теплый, обшит панелями. Ну и что, что без окон. Ну и что, что проходит непосредственно под проезжей частью. Ну и что, что детские группы занимаются в нем одна за другой.

Дело в том, что по российскому законодательству дети в принципе не могут заниматься в подвальных и цокольных помещениях. Вообще. В любых. В подвалах детям не место. В силу СанПиН 2.4.4.1251-03 («Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), утвержденных Главнымгосударственнымсанитарнымврачом Российской Федерации Г. Г. Онищенко 1апреля 2003г., помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил. Основные помещения учреждений дополнительного образования должны иметь естественное освещение.

Почему закон запрещает обучать детей в подвале? Потому что из подвала очень трудно выходить в случае мгновенной эвакуации и естественных в таких случаях паники и давки. Потому что в подвале курсов Станкевича - единственный выход (а окон нету), к нему крутая лестница, и если этот выход будет заблокирован при пожаре — будет страшная трагедия, о которой закричат все федеральные каналы — о, как же мы не предусмотрели!

Единовременно в подвале находится около ста детей. На наземных этажах здания они заниматься не могут, потому что наверху для этого не хватает места. Просто нет такого количества аудиторий, куда всю эту массу можно впихнуть. Значит, придется набирать группы поменьше — и это сколько же денег недополучат курсы! Курсы нашли очень простой выход - и вот дети сидят в подвале. Без полноценной вентиляции, потому что воздух с поверхности — это отработанный газовый воздух проезжей части, подвал идет строго под дорогой.

Но самое пикантное впереди. Никакого подвала курсам не принадлежит. Официально подвального помещения не существует., его нет на планах БТИ Соответственно, права собственности (или иного вещного права) на подвальное помещение у Курсов нет.

Подвал даже не принадлежит курсам. Это чужой подвал. Подвал юридического лица, которое никак не относится к курсам. Просто у двух юридических лиц очень хорошие отношения. Так что курсы водят детей заниматься в чужой подвал, и если что— виноватых не будет.

Все описанное выше — это не фантазии, это конкретные проверяемые факты, уже установленные проведенной Хамовнической межрайонной прокуратурой проверкой. Директор курсов каялась и объясняла происшедшее недостатком контроля с ее стороны Прокурор вынес курсам представление об устранении нарушений.

Нам с вами может показаться, что дети теперь не будут заниматься в подвале. Наивные мы люди. Что курсам какой-то прокурор и его представление. Как занимались, так и занимаются. И сегодня в подвале сидят. И завтра будут сидеть. А родители послушно несут руководителям курсов деньги. Очень хорошие деньги.

Город Москва еще помнит жуткий пожар в Пензе («Хромая лошадь»), когда заживо сгорело более сотни человек? Там люди просто пошли на дискотеку.

Наши с вами дети просто ходят на курсы учиться языку, истории и литературе. Что может быть невиннее?

3.1. Учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами.

3.2. Этажность зданий может быть смешанной, но не более 3-х этажей; 4-этажные здания допускаются в крупных городах.

Лестничные переходы между этажами проектируются с естественным освещением через проемы в наружных стенах. Высота ограждения лестниц должна быть не менее 1,2 м.

3.3. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

3.4. При размещении по этажам помещений для занятий объединений детей необходимо учитывать их функциональное назначение, степень связи с участком и др.:

Мастерские скульптуры, керамики (связанные с использованием материалов, хранимых в подсобных помещениях на участке) необходимо размещать на первых этажах, с выходом на участок;

На первых этажах целесообразно располагать помещения для военно-спортивных занятий, технического творчества с крупногабаритным или станочным оборудованием, комнаты для индивидуальных занятий на фортепьяно, залы для проведения зрелищных мероприятий, кабинет врача, столовые, буфеты;

На последних этажах зданий следует размещать химико-технические, астрономические (с обсерваториями) лаборатории, помещения для занятий на духовых инструментах; при организации верхнего освещения на верхних этажах рекомендуется размещать мастерские живописи.

3.5. В зданиях учреждений дополнительного образования из мастерских по обработке древесины и комбинированных мастерских по обработке металла и дерева необходимо предусмотреть дополнительный выход непосредственно наружу (через утепленный тамбур) или через коридор, прилегающий к мастерским, в который отсутствуют выходы кабинетов другого назначения.

3.6. При организации деятельности гуманитарного профиля (исторического, краеведческого, географического, литературного, страноведения и др.) следует дополнительно руководствоваться санитарными правилами для общеобразовательных учреждений.

3.7. При организации компьютерных кабинетов необходимо соблюдение гигиенических требований к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы.

3.8. При организации спортивной деятельности должны быть выполнены требования санитарных правил устройства и содержания мест занятий по физической культуре.

3.9. На каждом этаже учреждения дополнительного образования должны размещаться раздельные санитарные узлы для мальчиков и девочек, оборудованные кабинами. Количество санитарных приборов должно быть из расчета 1 унитаз на 20 девочек, 1 умывальник на 30 девочек; 1 унитаз, 0,5 м лоткового писсуара и 1 умывальник на 30 мальчиков. Площадь санитарных узлов для мальчиков и девочек следует принимать из расчета не менее 0,1 м2 на 1 человека.

Для персонала должен быть выделен отдельный санузел. Входы в санузлы не должны располагаться напротив входа в помещения для занятий или в непосредственной близости от них.

3.10. Поверхности стен и полов должны быть гладкими, позволяющими проводить их влажную уборку с использованием моющих и дезинфицирующих средств, разрешенных к применению в установленном порядке.

3.11. Используемые отделочные материалы, краски, лаки, применяемые для внутренней отделки помещений, применяются только при наличии санитарно-эпидемиологического заключения .

3.12. Высота помещений для занятий различными видами деятельности принимается в соответствии с требованиями строительных нормам и правилам, утвержденным проектным заданием, но не должна быть менее 3,0 м.

3.13. Размеры площадей основных и дополнительных помещений принимаются в соответствии с требованиями санитарных и строительных норм и правил в зависимости от реализации программ дополнительного образования, единовременной вместимости, технологии процесса обучения, инженерно-технического оборудования, оснащения необходимой мебелью.

3.14. При размещении учреждений дополнительного образования детей в приспособленных помещениях совместно с другими организациями, не имеющих отношения к данному учреждению, необходимо обеспечить для детей отдельный вход, гардероб, туалет.

Дело № 2-181/2012 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Корткеросский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Мельник Л.А.

при секретаре Карповой М.М.

с участием прокурора Вовк Я.И.

представителей ответчиков Мальцева В.А., Борискиной Т.А.,

иску прокурора Корткеросского района к администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», Управлению образованием администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей»

об обязании создать условия для получения несовершеннолетними дополнительного образования на территории муниципального образования муниципального района «Корткеросский» путем предоставления здания, отвечающего требованиям технического, санитарно- эпидемиологического и противопожарного законодательства,

установил:

Прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав и интересов несовершеннолетних к администрации МО МР «Корткеросский», Управлению образованием МО МР «Корткеросский» об обязании создать условия для получения несовершеннолетними дополнительного образования на территории МО МР «Корткеросский» путем предоставления МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» здания, отвечающего требованиям технического, санитарно-эпидемиологического и противопожарного законодательства.

В заявлении об уточнении исковых требований прокурор просит обязать МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» исключить проведение занятий по дополнительному образованию в здании, расположенном по адресу: с. Корткерос, ул. Набережная, д. XXX. Обязать администрацию МР «Корткеросский», Управление образованием администрации муниципального района «Корткеросский» создать условия для получения несовершеннолетними учащимися МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» дополнительного образования в соответствии с требованиями законодательства.

В судебном заседании прокурор Вовк Я.И. иск поддержала, просила привлечь по делу в качестве соответчика МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей», поскольку учреждение является самостоятельным юридическим лицом, несет ответственность за безопасность жизни и здоровья обучающихся детей и установить срок для исполнения обязанности – до 01 сентября 2012 г.

Представитель Управления образованием МР «Корткеросский» Мальцев В.А. с уточненными требованиями прокурора согласен, пояснил, что проведение занятий в помещениях цокольного этажа МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» противоречит требованиям противопожарного законодательства. По пункту 2 требований прокурора пояснил, что у Управления образованием администрации МР «Корткеросский», также как и самой администрации МР «Корткеросский» нет возможности предоставления отдельного здания. Необходимо искать возможность, чтобы приспособить отдельные помещения для проведения занятий объединений МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей». По пункту 1 требований не согласился, поскольку, если исключить проведение занятий, то МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» не сможет реализовывать образовательную программу.

Директор МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» Борискина Т.А. с иском согласилась в полном объеме, пояснила, что вынужденно назначили занятия для детей в цокольном этаже здания по ул. Набережной д. XXX, т.к. есть программа, которая должна выполняться. На сегодняшний день многие объединения МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» вынужденно проводят занятия в других местах. Центром заключен договор с <...> до <дата> и <...>, но требуется единое здание, поскольку в Законе «Об образовании» сказано, что все должно быть взаимосвязано, кроме того дети посещают разные объединения, что вызывает неудобства ходить из одного здания в другое. Межведомственная комиссия определила здание по <адрес> аварийным, но здание никогда на капремонт не ставили, хотя позволяет территория, которая закреплена за МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» в оперативном управлении.

Администрация МР «Корткеросский» о рассмотрении дела надлежаще уведомлена, представителя в суд не направила. С учетом мнения сторон, возможно рассмотреть дело без представителя администрации МР «Корткеросский».

Заслушав сторон, рассмотрев материалы дела, суд приходит к следующему .

Согласно Устава муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» (сокращенное наименование – МОУ ДОД «КРЦДОД») создан для ведения образовательной деятельности, реализует образовательные программы дополнительного образования детей. Учреждение является юридическим лицом, самостоятельно осуществляющим финансово - хозяйственную деятельность, имеет в оперативном управлении обособленное имущество, используемое в целях обеспечения уставной деятельности. Учредителем Центра является Управлением образованием МО МР «Корткеросский» (п. 5 раздел 1 Устава, п. 7 Раздел 1, п. 1 Раздел 6).

Для обеспечения уставной деятельности за Центром закреплено муниципальное имущество на праве оперативного управления, являющееся собственностью МО МР «Корткеросский», от имени которого выступает администрация МО МР «Корткеросский» (п. 2,3 Раздела 6 Устава).

Согласно распоряжения администрации МО МР «Корткеросский» от <дата> № ХХХ за Центром на праве оперативного управления закреплено здание для осуществления дополнительного образования, по адресу: <адрес>.

Согласно Акта обследования технического состояния здания, в котором располагается Центр, проведенного межведомственной комиссией <дата>, техническое состояние здания по вышеуказанному адресу оценивается как недопустимое состояние в связи с возможностью угрозы обрушения части здания. Постановлением администрации МО МР «Корткеросский» от <дата> ХХХ утвержден протокол межведомственной комиссии от <дата>, которым комиссией принято решение о запрете доступа детей в здание МОУ ДОД «КРЦДОД».

Согласно Договора ХХХ от <дата>, заключенного между администрацией МО МР «Корткеросский», МОУ «СОШ» <адрес>, МОУ ДОД «<адрес> центр дополнительно образования детей», администрация МО МР «Корткеросский» по согласованию с образовательным учреждением передает Центру недвижимое имущество, согласно Приложения 2 к Договору, для реализации учебных программ по дополнительному образованию на срок до <дата>.

Кроме того, согласно Договора, заключенного <дата> между администрацией МО МР «Корткеросский», МОУ ДОД «Корткеросская детско- юношеская спортивная школа», МОУ ДОД «<адрес> центр дополнительного образования детей», администрация передает на праве безвозмездного пользования недвижимое муниципальное имущество согласно Приложения ХХХ к Договору на срок до <дата> для реализации учебных программ по дополнительному образованию.

Вместе с тем, в здании МОУ ДОД «КСДЮШ», расположенном в цокольном этаже, проводятся занятия по дополнительному образованию и МОУ ДОД «КСДЮШ ХХХ», что является нарушением п. 3.3. СанПИН 2.<дата>-03 «Гигиена детей и подростков. Детские внешкольные учреждения. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы»). Решением Корткеросского районного суда от <дата> МОУ ДОД «КСДЮШ ХХХ» обязано, помимо прочих нарушений санитарно - эпидемиологического законодательства, исключить проведение занятий дополнительного образования в цокольном этаже здания.

В соответствии с п. 3.3. СанПИН 2.4.4.1251-03 учреждения дополнительного образования детей могут размещаться как в отдельно стоящем здании, так и во встроенном или пристроенном помещении. Здания могут состоять из нескольких блоков, соединенных между собой утепленными переходами. Помещения учреждений дополнительного образования детей следует размещать в наземных этажах зданий. Не допускается размещать помещения для пребывания детей в подвальных и цокольных этажах. Цокольные этажи и технические подвалы должны использоваться в соответствии с требованиями строительных норм и правил.

Аналогичные требования санитарно - эпидемиологического законодательства, запрещающие проведение занятий дополнительного образования в цокольном этаже, распространяются и на МОУ ДОД «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей». По состоянию на 01.02.2012 в Центре обучаются 263 несовершеннолетних, из них 30 - занимаются в настоящее время в здании МОУ ДОД «КСДЮШ».

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация предоставления дополнительного образования детям на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района.

Уставом муниципального образования муниципального района «Корткеросский»» от <дата> организация предоставления дополнительного образования детям на территории района возложена на администрацию МО МР «Корткеросский» (п. 10 ст. 12 Устава).

Положением «Об Управлении образованием администрации МО МР «Корткеросский»» от <дата> № IV-8/1 закреплено, что основной задачей Управления образованием, в том числе, является создание условий для реализации дополнительного образования детей и молодежи в образовательных учреждениях.

Учитывая, что проведение занятий дополнительного образования Центром в здании по <адрес>, а также в цокольном этаже здания МОУ ДОД «КСДЮШ» является нарушением требований санитарно - эпидемиологического законодательства, предъявляемых к учреждениям дополнительного образования для детей и подростков независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, требования прокурора, заявленные в интересах несовершеннолетних, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст..198 ГПК РФ

решил:

Иск удовлетворить.

Обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» исключить проведение занятий по дополнительному образованию в цокольном помещении здания, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Администрацию муниципального образования муниципального района «Корткеросский», Управление образованием администрации муниципального образования муниципального района «Корткеросский», создать условия для получения несовершеннолетними учащимися муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Корткеросский районный центр дополнительного образования детей» дополнительного образования в соответствии с требованиями законодательства в срок до 01 сентября 2012 г.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательном виде через Корткеросский районный суд

Судья Л.А. Мельник

Приложение Д

Перечень
помещений, размещение которых по процессу деятельности общественных зданий допускается в подвальном и цокольном этажах

Д.1. Подвальный этаж

1. Бойлерные; насосные водопровода и канализации; камеры вентиляционные и кондиционирования воздуха; узлы управления и другие помещения для установки и управления инженерным и техническим оборудованием зданий; машинное отделение лифтов.

2. Вестибюль при устройстве выхода из него наружу через первый этаж; гардеробные, уборные, умывальные, душевые; курительные; раздевальные; кабины личной гигиены женщин.

3. Кладовые и складские помещения (кроме помещений для хранения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей категорий А и Б); мастерские, не связанные с хранением горючих материалов.

4. В зданиях дошкольных учреждений: постирочная (стиральная), комнаты глажения и чистки одежды; помещения для сушки одежды и обуви, кладовая овощей, кладовая садового инвентаря.

5. В зданиях образовательных учреждений: лаборатории и аудитории для изучения специальных предметов со специальным оборудованием; кабинеты труда и техники безопасности; мастерские, не запрещенные санитарными и противопожарными нормами.

6. В лечебных учреждениях: гардеробные; санитарные пропускники; дезинфекционные, бельевые; помещения хранения вещей больных; помещения спелео- и галотерапии, лучевой терапии и диагностики; помещения временного хранения трупов; разгрузочные; распаковочные; помещения хранения и мытья мармитных тележек, гипса; хранилища радиоактивных веществ; помещения хранения радиоактивных отходов и белья, загрязненного радиоактивными веществами; стерилизационные; помещения для хранения, регенерации и нагрева лечебной грязи; помещения мойки и сушки простыней, холстов и брезентов; компрессорные. Постирочная (стиральная), комнаты глажения и чистки одежды; помещения сушки одежды и обуви.

7. Помещения магазинов продовольственных товаров; магазинов непродовольственных товаров торговой площадью до 400 (за исключением магазинов и отделов по продаже легковоспламеняющихся материалов, горючих жидкостей); помещения приема стеклопосуды, хранения контейнеров, уборочного инвентаря.

8. Помещения предприятий питания и пищеблоков, за исключением дошкольных и общеобразовательных учреждений.

9. Мастерские, разрешенные к размещению санитарно-эпидемиологическими и противопожарными нормами.

10. Комплексные приемные пункты бытового обслуживания; помещения для посетителей, демонстрационные залы, съемочные, залы фотоателье с лабораториями; помещения пунктов проката; залы семейных торжеств, подсобные и вспомогательные помещения парикмахерских.

11. Радиоузлы; кинофотолаборатории; помещения для замкнутых систем телевидения.

12. Тиры для пулевой стрельбы; спортивные залы и помещения тренировочных и физкультурно-оздоровительных занятий (без трибун для зрителей); помещения для хранения лыж; бильярдные; комнаты для игры в настольный теннис, кегельбаны.

13. Книгохранилища; архивохранилища; медицинские архивы.

14. Зрительные залы с числом мест до 300; выставочные залы с количеством посетителей до 300; помещения для кружковых занятий взрослых, фойе.

15. Залы игровых автоматов, помещения для настольных игр, репетиционные залы (при числе единовременных посетителей в каждом отсеке не более 100 чел.). При этом следует предусматривать отделку стен и потолков из негорючих материалов.

16. Трюм сцены, эстрады и арены, оркестровая яма, комнаты директора оркестра и оркестрантов.

17. Дискотеки до 50 пар танцующих.

18. Помещения для сбора и упаковки макулатуры.

19. Камеры хранения багажа; помещения для разгрузки и сортировки багажа.

Д.2. Цокольный этаж

1. Все помещения, размещение которых допускается в подвалах.

2. В зданиях дошкольных и медицинских учреждений: административные и служебно-бытовые помещения. Бассейны, водо- и грязелечебницы, помещения ЛФК при обеспечении их естественным светом.

3. Обеденные залы и раздевалки-гардеробы общеобразовательных учреждений.

4. Бюро пропусков, справочные, регистратуры, сберегательные и другие кассы; транспортные агентства; помещения выписки больных; центральные бельевые.

5. Служебные и конторские помещения.

6. Помещения копировально-множительных служб.

7. Регистрационные залы.

8. Производственные помещения объектов питания (в т.ч. пищеблоки стационаров), кроме зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3.

9. Бассейны, крытые катки с искусственным льдом без трибуны для зрителей.

10. Бани сухого жара.

11. Лаборатории для приготовления радоновых и сероводородных вод в водолечебницах.

12. Столярная мастерская.

Примечания: 1. В цокольном этаже, пол которого расположен ниже планировочной отметки тротуара или отмостки не более чем на 0,5 м, допускается размещать все помещения, кроме помещений для пребывания детей в дошкольных учреждениях, учебных помещений для теоретических занятий общеобразовательных учреждений и учреждений начального профессионального образования, палатных отделений, кабинетов электросветолечения, родовых, операционных, процедурных и кабинетов врачей, жилых помещений.

2. Перечень общественных помещений, которые разрешается размещать в цокольном и подвальном этажах жилых зданий, следует принимать по СНиП 31-05 .