Требования безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин. Требования техники безопасности при эксплуатации грузоподъемных машин

1. К управлению грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, а также к подвешиванию грузов на крюк машин могут допускаться лица не моложе 18 лет из числа рабочих, пользующихся этими машинами, после прохождения инструктажа и последующей проверки навыков по управлению машиной и строповке (обвязке) грузов в соответствии с установленными нормами и правилами.

2. Инструктаж лиц по управлению грузоподъемной машиной и безопасным способам строповки грузов производится мастером смены, а проверка усвоения инструктажа и допуск к работе - начальником участка; мастер и начальник участка должны быть аттестованы организацией на знание соответствующих разделов правил Госгортехнадзора как лица, ответственные за безопасное производство работ по перемещению грузов грузоподъемными машинами.

3. Инструктаж по управлению грузоподъемной машиной, управляемой с пола, способам строповки грузов и их подвешиванию на крюк должен производиться в сроки, предусмотренные для прохождения инструктажа по основной профессии рабочего, а также в случае нарушения данной Инструкции.

4. Настоящая Инструкция выдается всем лицам, работающим с грузоподъемными машинами, управляемыми с пола, под расписку, указания в ней обязательны для выполнения. Лица, не выполняющие Инструкцию, привлекаются к ответственности согласно правилам внутреннего трудового распорядка организации.

Специальные требования безопасности

Перед началом работы.

5. Правильно надеть полагающуюся по нормам и находящуюся в исправном состоянии спецодежду, спецобувь, а при необходимости защитные средства (очки, щиток, рукавицы и т.п.).

6. Проверить исправность грузозахватных приспособлений:

а) наличие на них бирок или клейм с указанием номера, грузоподъемности и даты изготовления;

б) наличие обрыва отдельных проволочек троса, износа и коррозии сверх установленных норм для строп, изготовленных из стальных тросов наличие вытяжки и износа свыше 10% первоначального диаметра звена или трещин для строп, изготовленных из цепей.

7. Проверить исправность основных деталей и узлов грузоподъемной машины:

а) наличие и надежность крепления защитного заземления к корпусу кнопочной станции;

б) свободу перемещения кнопок управления в гнездах;

в) состояние троса и правильность его намотки на барабан;

г) состояние крюка (износ в зеве от грузозахватного приспособления не должен превышать 10%, отсутствие трещин, разогнутость, наличие шплинтовки и свободное проворачивание крюка в крюковой подвеске).

После указанных проверок включить рубильник;

д) работу тормоза контрольным. грузом или грузом, близким к грузоподъемности механизма, подъемом данной машиной, на высоту 200...300 мм с последующей выдержкой в таком положении в течение 10 мин;

е) работу ограничителя высоты подъема крюка.

8. Проверить исправность и достаточность освещения места работы.

9. При обнаружении какой-либо неисправности грузоподъемной машины или грузозахватного приспособления, а также по истечении срока очередного испытания ее немедленно сообщить мастеру и без его указаний к работе не приступать. Устранять самому какие-либо неисправности механизмов и электрооборудования запрещается.

10. Во время работы пользоваться только теми грузоподъемными машинами, на которых разрешено работать после получения соответствующего инструктажа.

11. Быть внимательным, не отвлекаться на посторонние дела и разговоры и не отвлекать других.

12. Обвязку и зацепку грузов производить только в соответствии с графическим изображением способов строповки грузов, которые должны быть вывешены на видных местах производства работ.

13. Для обвязки поднимаемого груза применять стропы, соответствующие массе поднимаемого груза, с учетом числа ветвей каната или цепи и угла их наклона.

14. Канаты и цепи подбирать такой длины, чтобы угол между их ветвями не превышал 90°.

15. Не поднимать груз, масса которого превышает грузоподъемность машины, указанную в паспорте. В сомнительных случаях надо узнать у мастера массу данного груза.

16. Не допускать подъема крюка грузоподъемной машины до ограничителя высоты подъема. Ограничитель высоты подъема крюка предназначен для аварийных целей.

17. При обвязке груза с острыми ребрами (углами) применять прокладки для предохранения строп от повреждения. Обвязывать надо так, чтобы исключалась возможность выпадения отдельных частей груза и обеспечивалось его устойчивое положение при перемещении.

18. Мелкоштучные грузы перемещать в специально предназначенной таре при загрузке ее не выше бортов. Тара должна быть исправной и иметь маркировку (номер, грузоподъемность, собственная масса и назначение).

19. При подъеме или опускании груза, установленного вблизи колонны, стены, штабеля, железнодорожного вагона, станка и другого оборудования, следить за тем, чтобы между грузом и указанными частями здания и оборудования не было людей и не находиться там самим.

20. Не поднимать груз, засыпанный землей или примерзший к земле, заложенный или залитый бетоном.

21. Механизмы подъема груза грузоподъемных машин, транспортирующие ядовитые вещества, сосуды под давлением воздуха или газа, должны иметь два тормоза.

22. При подъеме груза, близкого по массе к разрешенной грузоподъемности, следует его предварительно поднять на высоту 200...300 мм и проверить надежность действия тормоза. Во всех случаях перед подъемом груза надо убедиться, что груз надежно закреплен и не может выпасть или рассыпаться во время транспортировки.

23. При обнаружении неисправностей и ненадежной обвязке или зацепке груза опустить его и произвести строповку вновь. Помнить, что удерживать стропы, соскальзывающие с груза при его подъеме или транспортировке, а также поправлять их ударами молотка или лома запрещается.

24. При перемещении груза в горизонтальном направлении он должен быть поднят не менее чем на 0,5 м выше лежащих на пути предметов. Груз следует поднимать и перемещать плавно, без рывков и раскачивания.

25. Не переключать движение механизма грузоподъемной машины с прямого хода на обратный до полной его остановки.

26. Не перемещать груз над людьми. Во время перемещения груза в горизонтальном направлении находиться от него на безопасном расстоянии; не проходить в стесненных местах и по загроможденным проходам.

27. При перекосе не выравнивать поднимаемый или перемещаемый груз массой своего тела.

28. Для разворота, а также для предотвращения самопроизвольного разворота длинномерных и громоздких грузов во время их подъема или перемещения применять специальные оттяжки (канаты, крючья) необходимой длины.

29. Не подтаскивать груз по земле, полу или по рельсам при косом натяжении грузового каната грузоподъемной машины. Для этой цели пробовать установки специальных блоков, обеспечивающих вертикальное положение грузового каната.

30. На месте укладки груза предварительно уложить подкладки, чтобы стропы можно было легко и без повреждений извлечь из-под груза. Помнить, что освобождать грузоподъемной машиной защемленные стропы запрещается.

31. Перед опусканием груза осмотреть место, на которое груз должен быть опущен, и убедиться в невозможности падения, опрокидывания или сползания устанавливаемого груза.

32. При перерывах в работе и по окончании ее не оставлять груз в подвешенном состоянии.

По окончании работ

33. Поднять крюк грузоподъемной машины и выключить рубильник.

34. Убрать съемные грузозахватные приспособления в отведенное для их хранения место. О всех неполадках, замеченных во время работы, сообщить мастеру и сменщику.

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособле­ния: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузо­подъемные электромагниты и вакуумные захваты.

Согласно ФЗ «О промышленной безопасности опас­ных производственных объектов» №116-ФЗ от 21.07.97 стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации в соответствии с «Положением о регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведении Го­сударственного реестра», утвержденным постановлением
№ 39 Госгортехнадзора России от 03.06.99.

Грузоподъемные машины должны отвечать требова­ниям
ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной экс­плуатации грузоподъемных кранов», ПБ 10-256-98 «Пра­вила устройства и безопасной эксплуатации подъемников (вышек)», «Правилам устройства и безопасной эксплуата­ции лифтов», «Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков».

Безопасность труда при подъеме и перемещении гру­зов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответст­вия их правилам и нормам Госгортехнадзора. Все части, детали и вспомогательные приспособления подъемных ме­ханизмов в отношении изготовления, материалов, качества сварки, прочности, устройства, установки, эксплуатации должны удовлетворять соответствующим техническим ус­ловиям, стандартам, нормам и правилам. При эксплуата­ции подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механиз­мов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механиз­мами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Для обеспечения безопасной эксплуатации подъемно-транспортные машины снабжают средствами защиты, вклю­чая системы дистанционного управления. Для дистанцион­ного управления подъемно-транспортными машинами при­меняют электрические следящие системы (при стационарном пульте управления) и радиоуправление (при управлении с разных мест). Инспекция Госгортехнадзора и администра­ция предприятия устанавливают постоянный надзор за со­стоянием грузоподъемных устройств, канатов, цепей, смен­ных грузозахватных органов (крюков, грузоподъемных электромагнитов и т.п.), съемных грузозахватных приспо­соблений (стропов, клещей, траверс и т.п.) и тары (контей­неров, кошен и т.п.), уходом за ними и безопасностью экс­плуатации. В частности, правилами Госгортехнадзора пре­дусматривается проведение регламентированных испытаний грузоподъемных машин, представляющих с точки зрения охраны труда в машиностроении наибольшую опасность среди всех подъемно-транспортных машин.

Вновь установленные грузоподъемные машины долж­ны быть подвергнуты до пуска в работу полному техниче­скому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, на­ходящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному - не реже одного раза в год; полному - не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно вне­очередное полное техническое освидетельствование грузо­подъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструк­ций грузоподъемной машины с заменой расчетных элемен­тов и т.д.). При полном техническом освидетельствовании грузоподъемная машина должна подвергаться осмотру, ста­тическому и динамическому испытанию. При частичном техническом освидетельствовании статические и динамиче­ские испытания не проводятся.

Осмотр сопровождается проверкой работы механиз­мов и электрооборудования, тормозов и аппаратуры управ­ления, освещения и сигнализации, приборов безопасности и регламентируемых габаритов.

3.8. Организация безопасного производства работ.

Перечень работ с повышенной опасностью

К работам повышенной опасности относятся работы, при выполнении которых имеется или может возникнуть производственная опасность вне зависимости от характера выполняемой работы. Поэтому при выполнении таких ра­бот, кроме обычных мер безопасности, необходимо выпол­нение дополнительных мероприятий, разрабатываемых от­дельно для каждой конкретной производственной операции.

В каждой организации составляется перечень работ по­вышенной опасности с учетом конкретных условий и особен­ностей технологии, который утверждается руководителем ор­ганизации (главным инспектором, техническим директором и т.н.). Он составляется на основе примерного перечня работ с повышенной опасностью в соответствии с нормативными пра­вовыми актами по охране труда, например, СНиП 12-03-99 «Безопасность труда в строительстве»; «ПОТ РМ - 016 - 2001, РД 153 - 34.0 - 03.150 - 00. Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок»; «ПОТ РО - 14000 - 005 - 98. Положение. Работы с повышенной опасностью. Организация прове­дения»; Межотраслевые правила по охране труда при работе на высоте (ПОТ РМ - 012 - 2000); Правила по охране тру­да при эксплуатации коммунального водопроводно-канализационного хозяйства (1998 г.).

Так, например, СНиП 12-03-99 содержит примерный перечень мест (условий) производства и видов работ, на выполнение которых необходимо выдавать наряд-допуск. К таковым относятся:

Выполнение работ с применением грузоподъемных кранов и других строительных машин в охранных зонах воздушных линий электропередачи, газонеф­тепродуктов, складов легковоспламеняющихся или горючих жидкостей, горючих или сжиженных газов;

Выполнение любых работ в колодцах, шурфах, замкнутых и труднодоступных пространствах;

Выполнение земляных работ на участках с пато­генным заражением почвы (свалки, скотомогиль­ники и т.п.), в охранных зонах подземных элек­трических сетей, газопровода и других опасных подземных коммуникаций;

Осуществление текущего ремонта, демонтажа обору­дования, а также производство ремонтных или ка­ких-либо строительно-монтажных работ при наличии опасных факторов действующего предприятия;

Выполнение работ на участках, где имеется или может возникнуть опасность со смежных участков работ;

Выполнение работ в непосредственной близости от полотна или проезжей части эксплуатируемых авто­мобильных и железных дорог (определяется с учетом действующих нормативных документов по безопасно­сти труда соответствующих министерств и ведомств);

Выполнение газоопасных работ.

Работы повышенной опасности следуют выполнять только при наличии наряда-допуска и после проведения целевого инструктажа непосредственно на рабочем месте.

Наряд-допуск - это задание на производство ра­бот, оформленное на специальном бланке установленной формы и определяющее содержание, место работы, вре­мя ее начала и окончания, условия безопасного проведе­ния, состав бригады и лиц, ответственных за безопас­ность выполнения работы. Форма наряда-допуска при­водится в перечисленных документах.

Наряд-допуск выдается на срок, необходимый для выполнения заданного объема работ. Выдача и возврат его регистрируются в журнале.

Исправления при заполнении наряда-допуска не до­пускаются.

Наряд-допуск оформляется в двух экземплярах. Один находится у лица, выдавшего наряд-допуск, другой выдается ответственному руководителю работ. При работах на территории действующего предприятия наряд-допуск оформляется в 3 экземплярах (3-й экземпляр выдается от­ветственному лицу действующего предприятия). В случае невыполнения работ в указанное в наряде-допуске время или изменения условий производства работ работы прекращаются, наряд-допуск закрывается, возоб­новление работ разрешается только после выдачи нового наряда-допуска. Изменения в составе бригады регистрируются в при­ложении к наряду-допуску по специальной форме.

Окончание работ оформляется подписями в наряде-допуске, и он передается ответственному руководителю работ. Срок хранения закрытого наряда-допуска - 30 дней. Проведение инструктажа по безопасности фиксирует­ся в наряде-допуске с подписью участников.

К самостоятельному выполнению работ повышенной опасности допускаются лица:

Не моложе 18 лет;

Признанные годными к производству работ меди­цинским освидетельствованием;

Имеющие производственный стаж на указанных работах не менее одного года и тарифный разряд не ниже третьего;

Прошедшие обучение и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;

Имеющие удостоверение на право производства этих работ;

Получившие инструктаж на рабочем месте по безо­пасности при выполнении работ.

Рабочие, впервые допускаемые к работе повышенной опасности, в течение одного года должны выполнять такие работы под непосредственным надзором опытных рабочих, назначенных для этого приказом по организации.

Право выдачи нарядов-допусков предоставляется специалистам, аттестованным по охране труда и уполномо­ченным на это приказом руководителя организации, на­пример, техническому директору, главному инженеру, за­местителям директоров, начальникам самостоятельных подразделений и их заместителям.

Лица, выдающие наряд-допуск, определяют необхо­димость и объем работ, условия безопасного выполнения этих работ, осуществляют контроль за выполнением меро­приятий по обеспечению безопасности производства работ, определяют квалификацию ответственного руководителя работ, ответственного исполнителя работ, членов бригады.

Ответственным за организацию и производство работ повышенной опасности являются:

Лица, выдающие наряд-допуск;

Ответственные руководители работ;

Ответственные исполнители работ. Ответственные руководители и исполнители должны быть аттестованы по охране труда. Разрешается следующее совмещение обязанностей от­ветственных лиц:

Лицо, выдающее наряд-допуск, может быть одно­временно ответственным руководителем работ;

Ответственный руководитель работ может быть од­новременно ответственным исполнителем, работ.

Ответственный руководитель работ несет ответствен­ность за полноту и точное выполнение мер безопасности, указанных в наряде-допуске, квалификацию ответственно­го исполнителя работ и членов бригады (звена), включен­ных в наряд-допуск, а также за допуск исполнителей на место производства работ.

Ответственными исполнителями могут назначаться про­рабы, мастера, бригадиры (звеньевые). Они несут ответст­венность за безопасное выполнение работ, соблюдение члена­ми бригады мер безопасности, указанных в наряде-допуске, обязательное применение средств индивидуальной защиты, производственную и технологическую дисциплину.

Ответственный исполнитель работ не имеет право по­кинуть рабочее место. В случае возникновения такой необхо­димости его обязан заменить ответственный руководитель ра­бот. При невозможности замены работы должны быть пре­кращены, а рабочие выведены с места производства работ.

Бригада работающих по наряду-допуску должна состоять не менее чем из двух человек.

4. СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ И КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ

4.1. Средства индивидуальной защиты работающих.

Классификация средств индивидуальной защиты

Вопросы обязательного обеспечения работающих СИЗ регламентируются ст. 14 закона «Об основах охраны труда к РФ», ст. 149 КЗоТ, «Правилами обеспечения ра­ботников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержден­ными Постановлением Минтруда РФ 18 декабря 199S г. № 51, Постановлением Минтруда РФ от 29 декабря 1999 г. № 39 «О внесении изменений и дополнений в правила обеспечения работников специальной одеждой, специаль­ной обувью и другими средствами индивидуальной защи­ты», государственными стандартами системы ССБТ, пе­речнем Постановлений Минтруда об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специаль­ной одежды, специальной обуви и других средств индиви­дуальной защиты для всех отраслей экономики народного хозяйства (1997 г.).

По характеру применения средства защиты подразделяются на две категории: средства коллективной защиты и средства индивидуальной защиты.

СИЗ применяется в тех случаях, когда безопасность ра­бот не может быть обеспечена конструкцией оборудования, организацией производственных процессов, архитектурно-планировочным решением и средствами коллективной защиты.

Целью применения любого СИЗ является снижение до допустимых значений или полное предотвращение влияния oпacных и вредных производственных факторов на человека. При этом отрицательное влияние СИЗ на жизненно важные функциональные системы организма и трудовой процесс должно быть сведено к минимуму. СИЗ должны отвечать требованиям технической эстетики и эргономики. Поэтому они подвергаются оценке по защитным, физиолого-гигиеническим и эксплуатационным показателям.

При аттестации рабочих мест по условиям труда оценка фактического состояния последних на рабочем мес­те включает в себя оценку обеспеченности работников СИЗ. а также эффективность этих средств.

Оценка обеспеченности работников СИЗ осуществля­ется посредством:

Сопоставления фактически выдаваемых СИЗ с Ти­повыми отраслевыми нормами;

Оценки соответствия выдаваемых СИЗ фактиче­скому состоянию условий труда.

При этом эффективность и качество СИЗ должны быть подтверждены сертификатом соответствия.

Текущий и предупредительный надзор за применени­ем СИЗ, работающих с вредными химическими вещества­ми определен
МУ 2.2.8.000-94.

В соответствии с ГОСТом 12.3.011-89 «ССБТ. Сред­ства защиты работающих. Общие требования и классификация» средства индивидуальной защиты в зависимости от назначения подразделяются на следующие классы:

Костюмы изолирующие (пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, скафандры);

Средства защиты органов дыхания (противогазы, респираторы, самоспасатели, пневмошлемы, пневмокаски, пневмокуртки);

Одежда специальная защитная (комбинезоны, по­лукомбинезоны, куртки, брюки, тулупы, халаты, пальто, полупальто, полушубки, накидки, плащи, полуплащи, рубашки, шорты, жилеты, платья, са­рафаны, блузки, юбки, напыльники, фартуки);

Средства защиты ног (сапоги, полусапоги, ботинки, полуботинки, туфли, галоши, боты, бахилы, портян­ки), в том числе от вибрации и действия электротока;

Средства защиты рук (рукавицы, перчатки, наладонники, напальчники, напульсники, нарукавники, налокотники), в том числе дерматологические средства (пасты, мази, кремы);

Средства защиты головы (каски, шлемы, подшлем­ники, шайки, береты, шляпы, колпаки, косынки, накомарники);

Средства защиты лица (щитки защитные лицевые);

Средства защиты глаз (очки защитные);

Средства защиты органов слуха (противошумовые шлемы,

наушники, вкладыши);

Средства защиты от падения с высоты (предохра­нительные

пояса, тросы, ловители и др.);

Средства защиты комплексные (единые конструк­тивные устройства, обеспечивающие защиту двух и более органов - дыхания, зрения, слуха, а также лица н головы).

Конструкции СИЗ могут быть универсальными. В этом случае они обеспечивают защиту от всех или основ­ных вредных и опасных факторов (например, СИЗ орга­нов дыхания, защищающие от всех видов пыли). СИЗ, предназначенные для конкретных условий труда или профессии, называют специальными (спецодежда для шахтеров, геологов, лесорубов и т.п.)

Не относится к СИЗ форменная одежда, которой обеспечиваются работающие в некоторых отраслях про­мышленности.

4.2. Порядок обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об ос­новах охраны труда в РФ» и ст. 149 КЗоТ РФ работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых темпера­турных условиях или связанных с загрязнением, выдаются бесплатно сертифицированные специальная одежда, специ­альная обувь и другие средства индивидуальной защиты (в дальнейшем - СИЗ) в соответствии с нормами, утвер­жденными в порядке, определенном Правительством РФ.

Приобретение СИЗ и обеспечение ими работников в соответствии с требованиями охраны труда производится за счет средств работодателя (ст.ст. 8, 14 и 17 Федерально­го закона «Об основах охраны труда в РФ»).

В соответствии с подпунктом «ж» п. 2 постановления Правительства РФ от 1 июля 1995 г. № 661 «О внесении изменений и дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учиты­ваемых при налогообложении прибыли» (Собрание законо­дательства РФ, 1995, № 28, ст. 2686) затраты по обеспече­нию нормальных условий труда и техники безопасности, в т.ч. обеспечение специальной одеждой, специальной обу­вью, защитными приспособлениями, включатся в себестои­мость продукции (работ, услуг).

Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи СИЗ (в дальнейшем - Типовые отраслевые нормы) предусматри­вают обеспечение работников СИЗ независимо от того, к ка­кой отрасли экономики относятся производства, цехи, участ­ки и виды работ, а также независимо от форм собственности организации и их организационно-правовых форм.

Например, рабочим, занятым в производстве облицо­вочных материалов из природного камня, независимо от того, в организациях какой отрасли экономики находится это производство, СИЗ выдаются в соответствии с Типовыми отрас­левыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам про­мышленности строительных материалов, организации сте­кольной и фарфорово-фаянсовой промышленности. Станочнику, занятому механической обработкой металла, не­зависимо от того, в какой организации он работает, СИЗ вы­даются и соответствии с Типовыми отраслевыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам машиностроительных и металлообрабатывающих производств.

Работникам, профессии и должности которых преду­смотрены в Типовых нормах бесплатной выдачи СИЗ ра­ботникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, СИЗ выдаются независимо от того, в каких производствах, цехах и на участках они работают, если эти профессии и должности специально не предусмотрены в соответствующих Типовых отраслевых нормах. Например, аккумуляторщику, работающему в организации автомо­бильного транспорта, СИЗ выдаются в соответствии с Ти­повыми нормами бесплатной выдачи СИЗ работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономи­ки.

Этой же категории рабочих, занятых на подземных горных работах в горнодобывающей промышленности, бес­платная выдача СИЗ должна производиться согласно Типо­вым отраслевым нормам бесплатной выдачи СИЗ работникам горной и металлургической промышленности и металлургиче­ских производств других отраслей промышленности. Наименования профессии рабочих и должностей спе­циалистов и служащих, предусмотренные в Типовых от­раслевых нормах, указаны в соответствии с Единым та­рифно-квалификационным справочником работ и профес­сий рабочих, Квалификационным справочником профессий рабочих, которым устанавливаются месячные оклады, Ква­лификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих.

В отдельных случаях в соответствии с особенностями производства работодатель может по согласованию с госу­дарственным инспектором по охране труда и соответст­вующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных Типо­выми отраслевыми нормами, другим, обеспечивающим полную защиту от опасных и вредных производственных факторов: комбинезон х/б может быть заменен костюмом х/б или халатом и наоборот; костюм х/б - полукомбине­зоном с рубашкой (блузой) или сарафаном с блузой, и на­оборот; костюм суконный - костюмом х/б с огнезащитной или кислото-защитной пропиткой и наоборот, костюм бре­зентовый - костюмом х/б с огнезащитной или водооттал­кивающей пропиткой, и наоборот; ботинки (полусапоги) кожаные - сапогами резиновыми, и наоборот; ботинки (по­лусапоги) кожаные - сапогами кирзовыми, и наоборот; ва­ленки - сапогами кирзовыми и наоборот.

В тех случаях, когда такие средства индивидуальной защиты, как предохранительный пояс, диэлектрические галоши и перчатки, диэлектрический резиновый коврик, за­щитные очки и щитки, респиратор, противогаз, защитный шлем, подшлемник, накомарник, каска, наплечники, нало­котники, самоспасатели, антифоны, заглушки, шумозащитные шлемы, светофильтры, виброзащитные рукавицы и дру­гие не указаны в Типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем работникам на основании атте­стации рабочих мест в зависимости от характера выполняе­мых работ со сроком носки до износа или как дежурные и могут включаться в коллективные договоры и соглашения.

Затраты по обеспечению СИЗ, указанных выше, также включаются в себестоимость продукции (работ, услуг).

При заключении трудового договора (контракта) ра­ботодатель знакомит работников с Правилами обеспечения работников СИЗ, а также с нормами выдачи им средств индивидуальной защиты.

Выдаваемые работникам СИЗ должны соответство­вать их полу, росту и размерам, характеру и условиям вы­полняемой работы и обеспечивать безопасность труда. В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны труда в РФ» СИЗ, в т.ч. и иностранного произ­водства, должны соответствовать требованиям охраны тру­да, установленным в РФ, и иметь сертификаты соответст­вия. Приобретение и выдача работникам СИЗ, не имею­щих сертификата соответствия, не допускаются.

Работодатель обязан заменить или отремонтировать специальную одежду и специальную обувь, пришедшие в негодность до окончания сроков носки по причинам, не зависящим от работника.

В случае пропажи или порчи СИЗ в установленных местах их хранения по не зависящим от работников причи­нам работодатель обязан выдать им другие исправные СИЗ.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах де­журные СИЗ коллективного пользования должны выдаваться работникам только на время выполнения тех работ, для ко­торых они предусмотрены, или могут быть закреплены за определенными рабочими местами (например, тулупы - на наружных постах, перчатки диэлектрические - при электро­установках и т.д.) и передаваться от одной смены другой. В этих случаях СИЗ выдаются под ответственность мастера или других лиц, уполномоченных работодателем.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах теп­лая специальная одежда и теплая специальная обувь (кос­тюм)- на утепляющей прокладке, куртки и брюки на утепляющей прокладке, костюмы меховые, тулупы, валенки, шапки-ушанки, рукавицы меховые и др.) должны выда­ваться работникам с наступлением холодного времени года, а с наступлением теплого могут быть сданы работодателю для организационного хранения до следующего сезона. Время пользования теплой специальной одеждой и теплой специальной обувью устанавливается работодателем совме­стно с соответствующим профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом с учетом местных климатических условий.

Ученикам любых форм обучения, учащимся общеобра­зовательных и образовательных учреждений начального профессионального образования, студентам образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образо­вания на время прохождения производственной практики (производственного обучения), мастерам производственного обучения, а также работникам, временно выполняющим ра­боту по профессиям и должностям, предусмотренным Типовыми отраслевыми нормами, на время выполнения этой рабо­ты СИЗ выдаются в общеустановленном порядке.

Бригадирам, мастерам, выполняющим обязанности бригадиров, помощникам и подручным рабочих, профессии которых предусмотрены в соответствующих Типовых от­раслевых нормах, выдаются те же СИЗ, что и рабочим со­ответствующих профессий.

Предусмотренные в Типовых отраслевых нормах СИЗ для рабочих, специалистов и служащих должны вы­даваться указанным работникам и в том случае, если они по занимаемой должности или профессии являются стар­шими и выполняют непосредственно те работы, которые дают право на получение этих СИЗ.

Рабочим, совмещающим профессии или постоянно вы­полняющим совмещаемые работы, в т.ч. в комплексных бри­гадах, помимо выдаваемых им СИЗ по основной профессии должны дополнительно выдаваться в зависимости от выпол­няемых работ и другие виды СИЗ, предусмотренные Типо­выми отраслевыми нормами для совмещаемой профессии.

Работодатель обязан организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам СИЗ в установленные сроки.

Выдача работникам и сдача ими СИЗ должны запи­сываться в личную карточку работника.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об ос­новах охраны труда в РФ» работодатель обязан обеспечить информирование работников о полагающихся им СИЗ.

Лицевая сторона личной карточки

Работы с подъемными механизмами и приспособле­ниями связаны с подъемом больших тяжестей и произво­дятся в разнообразный: и зачастую в стесненных условиях и на значительной высоте. Поэтому строгое и неуклон­ное выполнение установленного порядка работы и правил тех­ники безопас­ности является основой успешного проведения работы; и предупреждения несчастные случаев.

Большинство несчастных случаев происходит вслед­ствие нарушения установленного порядка в работе, несоб­людения правил техники безопасно­сти, плохого знания подъемного оборудования, неисправности механизмов, при­способлений и инструмента, отсутствия защитных устройств и огражде­ний у механизмов, неисправности электрообору­дования, неисправности тор­мозов у рукояток, неправиль­ной и ненадежной строповки грузов, нарушения правил сигнализации, невыполнения команды или сигнала, несоб­людения противопожарных правил, невнимательного отно­шения к работе и непорядка в одежде, захламленности и загромождения мест работы.

Для предупреждения несчастных случаев при работе с подъемными механизмами необходимо выполнять следую­щие основные правила.

Перед подъемом груза вес его должен быть точно опре­делен. Грузы весом до 80 кг могут перемещаться вручную, весом от 80 до 500 кг - на ко­лесах или других катучих приспособлениях, а весом больше 500 кг - только с по­мощью грузоподъемных механизмов.

Запрещается поднимать (перемещать) механизмами грузы, примерзшие или заваленные землей или другими предметами. Исключение составляют ручные домкраты, которыми можно отрывать примерзшие или заваленные грузы.

Все грузоподъемные механизмы и приспособления до­пускаются к работе только в исправном состоянии. Осо­бенно внимательно следует про­верять исправность тормоз­ных устройств и подъемньпх канатов. Регулярная проверка исправности механизма производится механиком не реже одного раза в 10 дней.

При работе с грузоподъемными механизмами следует строго соблю­дать правила пользования ими и правила по технике безопасности при их эксплуатации. Последние должны: быть вывешены у каждой машины.

Грузоподъемные механизмы и приспособления должны иметь над­писи, таблицы и бирки с указанием их грузо­подъемности.

При пользовании грузоподъемными механизмами за­прещается:

    находиться под поднимаемым грузом;

    устранять неисправности механизма на ходу;

    производить резкое торможение;

    поднимать (перемещать) груз, вес которого превы­шает грузоподъемность механизма;

    оставлять механизм, загруженный грузом, без над­зора;

    при перерывах в работе оставлять груз на весу.

Вопрос 14.Общие сведения об опорах мостов.

Опоры являются важнейшей конструктивной частью мостов. Сроки со­оружения мостов в целом в значительной степени зависят от времени, затра­ченного на возведение опор, что особенно важно при восстановлении мостов, когда требуется быстрейшее возобновление прерванного движения.

Опоры мостов подразделяются на концевые (устои) и промежуточные.

Функциональное назначение опор - передача на грунт основания вертикальных и горизонтальных нагрузок от веса пролетных строений, верхнего строения пути железнодорожных мостов или проезжен части автодорожных мостов, подвижного состава, ветра и др.

По материалам опоры могут быть из дерева, железобетона, металла, каменной кладки, бетона и бутобетона.

По назначению : промежуточные опоры (быки) и устои.

По конструкции , в зависимости от материала, промежуточные опоры могут быть массивные, плоские и пространственные.

тело опоры - средняя по высоте часть опоры, конструкция которой и определяет ее тип;

фундамент - нижняя часть опоры, размещенная или заделанная в грунте основания.

По конструкции опоры могут быть классифицированы следующим образом:

-массивные опоры - каменные, бутобетонные, бетонные (монолитные, сборно-монолитные пли сборные), в том числе с облицовкой из естественного камня или бетонных блоков.

- свайные опоры - конструкции, состоящие из одного или нескольких рядов свай, объединенных поверху насадкой (ригелем), на которую устанавливаются пролетные строения.

- пустотелые опоры, выполняемые из монолитного бетона или из замкнутых бетонных блоков, преимущественно, прямоугольного (реже - круглого) сечения, устанавливаемых на фундамент любого типа и объединяемых поверху железобетонной плитой сплошного сечения.

- комбинированные опоры - имеющие нижнюю (цокольную) часть массивной конструкции и верхнюю часть стоечную (рамную) или пустотелую.

Регистрация данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов

Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности

В целях разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны применяться процедуры идентификации, регистрации и определения причин отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

В структурных подразделениях (службах) эксплуатирующей организации рекомендуется определить лиц, ответственных за проведение анализа и устранение отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.

Описание отступлений от требований промышленной безопасности и выполненных мероприятий по его устранению должно быть зарегистрировано службой производственного контроля для обозначения фактического состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта.

Устраненные отступления от требований промышленной безопасности должны подвергаться повторному контролю в соответствии с планом проведения проверок службы производственного контроля.

Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, а также по их предупреждению, должны быть адекватны степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве.

Служба производственного контроля должна осуществлять процедуры идентификации, сбора, регистрации, хранения, ведения и изъятия данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов. Такие процедуры могут разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в виде соответствующих документов эксплуатирующей организации.

Информация о соответствии технических устройств, оборудования и другой продукции, применяемых в эксплуатирующей организации, установленным требованиям промышленной безопасности должна быть составным элементом указанных зарегистрированных данных.

К грузоподъемным машинам и механизмам относятся краны всех типов, лебедки, подъемники, вышки, лифты, домкраты, а также съемные грузозахватные приспособления: крюки, канатные и цепные стропы, траверсы, грузоподъемные электромагниты и вакуумные захваты.

Согласно Федеральному закону от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», стационарно установленные грузоподъемные механизмы относятся к категории опасных производственных объектов и подлежат государственной регистрации, в соответствии с «Административным регламентом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов», утвержденным приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. №606.



Грузоподъемные машины должны отвечать:

1. Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов (ПБ 10-382-00).

2. Правилам устройства и безопасной эксплуатации кранов-трубоукладчиков (ПБ 10-157-97) с изм. № 1 (ПБ 10-371(157)-00).

3. Правилам устройства и безопасной эксплуатации подъемников-вышек (ПБ 10‑611-03).

4. Правилам устройства и безопасной эксплуатации лифтов (ПБ 10-558-03) и др.

Безопасность труда при подъеме и перемещении грузов в значительной степени зависит от конструктивных особенностей подъемно-транспортных машин и соответствия их правилам и нормам. При эксплуатации подъемно-транспортных машин следует ограждать все доступные движущиеся или вращающиеся части механизмов. Необходимо исключать непредусмотренный контакт работающих с перемещаемыми грузами и самими механизмами при их передвижении, а также обеспечить надежную прочность механизмов, вспомогательных, грузозахватных и строповочных приспособлений.

Вновь установленные грузоподъемные машины должны быть подвергнуты до пуска в работу полному техническому освидетельствованию. Грузоподъемные машины, находящиеся в работе, должны подвергаться периодическому техническому освидетельствованию; частичному – не реже одного раза в год; полному – не реже одного раза в три года, за исключением редко используемых. Возможно внеочередное полное техническое освидетельствование грузоподъемной машины (после монтажа на новом месте, реконструкции, смены крюка, ремонта металлических конструкций грузоподъемной машины с заменой расчетных элементов и т.д.).

Основными причинами опасностей, аварий и несчастных случаев, связанных с эксплуатацией грузоподъемных средств, и в том числе кранового оборудования является:

  • -- неправильная установка крана на месте производства работ (на краю откоса, котлована, на свеженасыпанном грунте и т.п.);
  • -- перегруз крана во время подъема груза, масса которого превышает его грузоподъемность, или примерзшего, залитого бетоном, заваленного, закрепленного болтами груза;
  • -- подтаскивание груза краном при наклонном положении грузовых канатов;
  • -- неисправность кранового пути и тупиковых упоров;
  • -- неисправность приборов безопасности, стреловых и грузовых канатов;
  • -- неправильная (ненадежная) строповка груза;
  • -- применение для подъема груза непригодных съемных грузозахватных приспособлений и тары;
  • -- нарушение схем строповки грузов;
  • -- нахождение людей в опасной зоне или под стрелой;
  • -- нахождение людей в полувагоне, на платформе, в кузове автомашины, трюме судна, траншее, котловане, колодце при подъеме или опускании груза;
  • -- несоблюдение технологических карт складирования грузов;
  • -- несоблюдение габаритов складирования грузов;
  • -- допуск к обслуживанию крана в качестве стропальщиков необученных рабочих;
  • -- нахождение людей в кабине автомашины при ее погрузке или разгрузке;
  • -- нахождение людей вблизи стены, колонны, штабеля или оборудования во время подъема или опускания груза;
  • -- несоблюдение мер безопасности при строповке груза и обслуживании крана вблизи линии электропередачи.

Требования по безопасной эксплуатации грузоподъемных машин и механизмов в основном изложены в «Правилах устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», утвержденных Госгортехнадзором России 31 декабря 1999 года N 98 ПБ 10-382-00.

Руководители предприятий и частные лица -- владельцы грузоподъемных машин, тары, съемных грузозахватных приспособлений, крановых путей, а также руководители организаций, эксплуатирующих краны, обязаны обеспечить содержание их в исправном состоянии и безопасные условия работы путем организации надлежащего освидетельствования, осмотра, ремонта, надзора и обслуживания.

В этих целях должны быть назначены инженерно-технический работник по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин, съемных грузозахватных приспособлений и тары, инженерно-технический работник, ответственный за содержание грузоподъемных машин в исправном состоянии, и лицо, ответственное за безопасное производство работ кранами.

Для управления грузоподъемными машинами и их обслуживания владелец обязан назначить крановщиков и слесарей, а для обслуживания грузоподъемных машин с электрическим приводом, кроме того, и электромонтеров. Для зацепки и обвязки (строповки) груза на крюк грузоподъемной машины должны назначаться стропальщики. В качестве стропальщиков могут допускаться другие рабочие (такелажники, монтажники и т.п.), обученные по профессии, квалификационной характеристикой которой предусмотрено выполнение работ по строповке груза. Для выполнения обязанностей крановщика, помощника крановщика, слесаря, электромонтера, стропальщика могут назначаться рабочие не моложе 18 лет.

Крановщики, их помощники и ремонтный персонал перед назначением на работу должны пройти медицинское освидетельствование для определения соответствия их физического состояния требованиям, предъявляемым к работникам этих профессий.

Подготовка и аттестация крановщиков и их помощников, стропальщиков, слесарей, электромонтеров и наладчиков приборов безопасности должны производиться в профессионально-технических учебных заведениях, а также на курсах и в технических школах обучения рабочих указанным специальностям, создаваемых на предприятиях и стройках, располагающих базой для теоретического и производственного обучения и имеющих разрешение органов Госгортехнадзора.

Повторная проверка знаний обслуживающего персонала (крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков)квалификационной комиссией должна проводиться:

  • а) периодически, не реже одного раза в 12 месяцев;
  • б) при переходе работника на другое место работы;
  • в) по требованию инженерно-технического работника по надзору за безопасной эксплуатацией грузоподъемных машин или инспектора Госгортехнадзора. Повторная проверка знаний должна проводиться в объеме инструкций. Участие инспектора в повторной проверке знаний обслуживающего персонала необязательно.

Допуск к работе крановщиков, их помощников, слесарей, электромонтеров, наладчиков приборов безопасности и стропальщиков должен оформляться приказом (распоряжением) владельца крана. Рабочие основных профессий, обслуживающие краны и производящие зацепку грузов, должны проходить повторный инструктаж каждые 3 месяца.

Все ответственные специалисты и обслуживающий персонал должны быть обеспечены должностными и производственными инструкциями, разработанными на основе типовых положений (инструкций).

Погрузо-разгрузочные работы

Погрузочно-разгрузочные работы должны производиться, как правило, механизированным способом с помощью подъемно-транспортного оборудования и средств малой механизации. Безопасность труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ обеспечивается выбором способов производства работ, предусматривающих предотвращение или снижение до уровня допустимых норм воздействия на работающих опасных и вредных производственных факторов.

Погрузочно-разгрузочные, транспортные и складские работы должны выполняться в соответствии с технологическими картами, утвержденными руководителем предприятия.

Технологические карты (или проекты производства) погрузочно-разгрузочных, транспортных и складских работ должны включать:

  • -- схемы укладки различных материалов, полуфабрикатов и готовой продукции; порядок разборки штабелей, предельную высоту складируемых различных грузов;
  • -- кратчайшие и безопасные пути транспортирования материалов, полуфабрикатов, готовой продукции;
  • -- требования безопасности при проведении погрузочно-разгрузочных работ;
  • -- предельно допустимую массу грузов при подъеме и транспортировании грузов мужчинами, женщинами, подростками;
  • -- фамилию, имя, отчество и должность лиц, ответственных за проведение работ.

Погрузочно-разгрузочные, складские и транспортные работы следует выполнять под руководством ответственного лица, назначаемого приказом руководителя предприятия и несущего ответственность за безопасную организацию и соблюдение требований безопасности на всех участках технологического процесса.

При погрузке (разгрузке) особо тяжелых, крупногабаритных и опасных грузов на месте работ должен постоянно находиться ответственный за безопасное выполнение работ.

Работники, занятые на погрузочно-разгрузочных, складских и транспортных работах, должны проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры.

Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов массой более 20кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 м. Поднимать и перемещать грузы вручную необходимо при соблюдении норм, установленных действующим законодательством.