Тесты к егэ к социальной сфере жизни общества относится институт. Процесс сближения, объединения наций на ocнове экономической интеграции

В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.

Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.

Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.

Каждая сфера включает в себя:

  • определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
  • социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
  • сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).

Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:

  • социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
  • экономическую (производительные силы, производственные отношения)
  • политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
  • духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).

Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.

Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.

Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .

Социальный институты в сферах общества

В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.

В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.

Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.

В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.

В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.

Взаимосвязь сфер общественной жизни

Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.

В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.

Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.

Общество — понятие довольно сложное, и определений ему можно дать несколько. В первом случае – это группа людей, которые объединены схожими интересами и совместной деятельностью. Также общество можно назвать частью материального мира, которая тесно связана с природой, но не являющаяся ее подвидом. Общество состоит из индивидов с их способами организации деятельности.

Общество – система динамичная, постоянно развивающаяся. Оно сложное, то есть состоит из большого количества элементов, компонентов. Чтобы изучить общество целиком, необходимо изучить каждый из его компонентов.

Существует четыре системы общества: экономическая, политическая, социальная и духовная. Эти сферы тесно взаимосвязаны, без одной из них не смогли бы существовать и другие.

Социальная сфера

Охватывает социальные общности и связь между ними. Эта сфера включает в себя и обеспечение качественного уровня жизни населения: выплата пенсий и пособий, бесплатное образование и медицинские услуги.

Основным предметом изучения данной сферы является человек как существо социальное. Ни один индивид не может существовать без общества, как и оно без него. За всю свою жизнь человек выполняет несколько социальных ролей и имеет определенный статус. Социальный статус человека определяется занимаемым человеком положении в обществе в соответствии со своим полом, возрастом, профессией, стилем жизни. Статус предполагает выполнение человеком определенных обязанностей.

Статус, предписанный человеку от рождения, называется врожденным: Такими являются пол, возраст, расовая принадлежность. Людям, рожденным в семье с хорошим материальным достатком, гораздо легче построить свою карьеру, чем более бедным. Но большее место занимают статусы приобретенные – те, которые получаются человеком в течение всей его жизни: образование, трудолюбие.

Статус определяет, что его носитель может и должен делать в конкретной ситуации, а что нет. Устанавливаются рамки для его деятельности.

Не менее важно и понятие престижа – некоей популярности, которой пользуется в обществе та или иная сфера деятельности. Чем дороже оплачивается профессия человека, тем она престижнее.

Социальной же ролью называется предписание соответствующему статусу поведения. Каждый человек имеет свой ролевой набор – совокупность выполняемых им ролей. Мальчик или девочка, сын или дочь, ученик или работник – все это является социальными ролями. Они могут меняться в течение жизни (ученик — студент — работник) или оставаться неизменными (сын — дочь).

Важным элементом социальной сферы является деление общества на группы — социальная стратификация. Основными ее видами считаются рабство (один человек собственность другого), касты (замкнутая группа людей, которые связаны происхождением; характерна для ряда стран Азии), сословия (замкнутая группа людей, положение в обществе в которой, определятся наличием определенных прав и обязанностей, переходящих по наследству) и сословия (замкнутая группа, положение в обществе в которой напрямую связано с отношением к частной собственности). Когда есть социальная стратификация, есть и неравенство – условия, при которых люди имеют неравный доступ к материальным благам.

В современном мире условно выделяют страты, определяющие положение человека. К ним относятся образование, доход, власть и престиж. Переход между стратами возможен, уровень социальной мобильности (горизонтальной и вертикальной) очень высокий. Особое влияние на мобильность оказывают социальные лифты, они позволяют перейти из одной страты в другую за максимально короткий период времени. Социальными лифтами являются армия, церковь, брак, семья, школа и многое другое.

Люди, вышедшие из одного общественного класса, но по какой-либо причине не примкнувшие к другому, называются маргиналами, то есть внеклассовыми индивидами. Они свободны от стереотипов и зависят только от себя, не утруждаются работой.

Социальный институт — это устойчивая форма организации совместной человеческой деятельности. Существует несколько основных институтов и их функции: семья (репродуктивная функция – воспроизводство рода), государство (обеспечение правопорядка и безопасности), образование (воспитательная функция, получение новых знаний, первичная социализация), религия (решение духовных проблем, поиск смысла жизни). Задачей социальных институтов является удовлетворение потребностей человека. Его первичными, то есть самыми необходимыми для успешной жизнедеятельности считают потребность в еде, питье, одежде, жилище, общении.

Социальные ценности абстрактны: жалость, взаимопомощь, доброта – их нельзя измерить или потрогать.

Социальные нормы регулируют поведение в обществе. К ним относятся правовые нормы, то есть нормы, установленные юридически (законы, нормативные акты), мораль (понятие о добре и зле), религиозные (Библия гласит: «не убей», «не укради») и технические (когда маленькому ребенку объясняют, что пальцы в розетку совать опасно).

Все люди так или иначе взаимодействуют между собой. При это они обязаны уважать мнения и интересы других, быть толерантными. При отсутствии этого качества начинаются конфликты, самой тяжелой и опасной формой которых являются конфликты межэтнические. Каждый этнос помимо определенной территории, языка, политики и экономики имеет свою национальную культуру. Культура каждого этноса уникальна, и нужно стараться сохранить ее для потомков. Каждая культура может быть выражена менталитетом – национальным характером.

Она регулирует взаимоотношения между властью и обществом. Данная система динамична: она не стоит на месте и постоянно развивается.

Политика охватывает не только власть правителя, но и его оппозицию и их связь с народом. Это политические взгляды и идеи; правовая культура и политические отношения, правовые и политические ценности и нормы. Кроме того, политическая сфера обладает коммуникацией – связывает между собой все слои общества.

Функции политики столь обширны, что охватывают все стороны человеческой жизни.

— Законотворчество – издание законов и регулирование их исполнения

— Формирование политического сознания людей и манипуляция массами – при помощи Средств Массовой Информации (СМИ): газет, журналов, теле и радиовещания

— Определение задач и путей развития и их реализация в массы

— Согласование интересов общества с интересами государства

Традиционная форма правления – монархия, власть при которой передается по наследству. Монархия бывает абсолютной, когда власть правителя ничем не ограничена, и ограниченная (конституционная и парламентская). При республиканской форме правления правитель выбирается на определенный срок, это может быть президент или парламент.

Политический режим указывает на способы организации власти в государстве. Самым «свободным» является демократический режим. Власть сосредоточена в руках народа, он ее источник. Демократия – это обязательное разделение властей (на законодательную, судебную и исполнительную), равенство всех граждан перед законом и всеобщее избирательное право. Решения принимаются большинством, о с учетом мнения меньшинства, а также политический плюрализм – свобода мнений и взглядов, большое количество партий, существование оппозиции.

Тоталитарный и унитарный режимы считаются недемократическими. Государство вмешивается в общественную жизнь (при авторитаризме только в экономику и политику, при тоталитаризме – включая личную жизнь), участие народа минимальное, существует единая идеология, иногда даже культ личности.

Большое влияние на политику оказывают Средства Массовой Информации: благодаря их деятельности меняется отношение граждан к власти государства, их выбор при голосовании. СМИ оказывают большое влияние на человека, регулируют его сознание. Многие даже называют СМИ «четвертой властью» — так велико их влияние.

Средства Массовой Информации осуществляют оценка информации и комментарии к ней, политическую социализацию (привлечение людей к политической сфере, повышение политической активности), представление интересов различных групп и общественных объединений.

СМИ редко сообщают о скучных заседаниях или маловажных законах. Чаще всего они несут людям сенсационные заявления, чрезвычайные происшествия и сообщения о ранее неизвестных явлениях. Такие новости привлекают среднестатистического читателя и повышают их политическую культуру, приобщают к ценностям политики.

Все мысли и чувства человека, связанные с его политическим участием, называются политическим сознанием. Политическое сознание, сформированное у каждого человека и отражающее то, что он запоминает в повседневной жизни, называется обыденным. Политические чувства, переживания, роль индивида в политике попадают под рассмотрение политической психологии. Политическая психология формируется на основе взаимодействия между гражданами и государством.

Целостный набор идей и представлений, которые служат основой для политических действий, называется идеология. В двадцатом веке преобладала коммунистическая идеология, когда на первое место вышли идеи Маркса о революционном насилии. Иосиф Сталин продолжил развитие этой идеологии и на свет появилась идея мировой революции. Руководство пролетариата, установление диктаторского режима, переустройство общества на принципах равенства и справедливости – вот основные идеи коммунизма.

Под ее регулирование попадают отношения между людьми, которые возникают в сфере товаров и услуг. Они включают в себя производство, потребление, обмена и распределение материальных благ.

Экономика понимается как наук, исследующая использование людьми имеющихся у них благ. Все ресурсы, которые люди используют в процессе своей деятельности, называют факторами производства. Основными факторами производства являются труд (деятельность людей по производству материальных благ), земля (все виды природных ресурсов), капитал (здания и сооружения, деньги), предпринимательство (способность правильно оценить и построить свое производство).

К сожалению, в современном мире существует проблема ограниченности ресурсов. Эта проблема связана с тем, что люди не в состоянии рационально использовать то, что им даровано. Желания человека безграничны, они давно превысили его первичные потребности. И чтобы удовлетворить большинство из них, необходим запас ресурсов гораздо больший, чем есть сейчас.

Экономическая система представлена тремя основными типами экономики: традиционной, командной и рыночной.

Традиционная экономическая система хоть и присуща доиндустриальному (традиционному) обществу, проявляется и в современном мире — у многих людей есть огороды, дачи – натуральное хозяйство.

Командная система полностью отрицает существование частной собственности, вся собственность является государственной. Каждое предприятие работает по определенному плану (сколько и какой продукции необходимо произвести за определенный промежуток времени), установленному властью.

Рыночная экономика играет в экономической сфере самую важную роль. Ее основу составляют право частной собственности, развитие конкуренции, экономическая свобода. В рыночную экономику государство не вмешивается, оно лишь регулирует и защищает ее посредством законов.

Духовная культура — это процесс освоения культуры, науки, религии. Она определяет ценностно — нравственные качества общества, отражает его уровень и качество развития.

Самой первой ступенью духовного развития общества является мораль. Ее можно сравнить с правовым обычаем, незакрепленным в законах, но составляющим его основу. Нормы морали отражают основные ценности общества, меру его эстетического, религиозного развития.

Культуру можно разделить на материальную (скульптуры, архитектурные постройки) и духовную (достижения науки и искусства). Новаторство в культуре невозможно без преемственности: авторы, создавая свои творения, опираются на достижения прошлого.

Внутренняя духовная жизнь каждого индивида считается его духовным миром. Человек, у которого духовный мир отсутствует, называется бездуховным. Существует огромная разница между людьми, регулярно посещающими театры и разнообразные выставки и отрицающими искусство как таковое.

Культура – одна из высших человеческих ценностей. Она ориентирована на понятия о доброте и зле, истине и красоте. Важен и патриотизм – любовь к Родине.

Взгляды человека на окружающий его мир составляют его мировоззрение – целостное представление о природе, человеке, обществе, идеалах личности. Мировоззрение может основываться на вере в Бога, концентрироваться на человеке или науке, природе.

Искусство – это пусть постижения прекрасного. Это движущееся колесо, точка обзора которого постоянно меняется. Искусство создано для того, чтобы преодолеть возможности коммуникации между отдельными нациями.

Was last modified: Январь 12th, 2016 by Елена Погодаева

  • 1. К социальной сфере жизни общества относится институт

  • производства

  • государства

  • религии

  • семьи


  • 2. Сотрудничество нескольких индивидов для penie-ния общей задачи называется

  • поступком

  • конфликтом

  • кооперацией

  • конкуренцией


  • 3. Определение: «Установленные в обществе прави­ла, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» от­носится к понятию

  • социальный статус

  • социальные нормы

  • социальные ценности

  • социальный престиж


  • 4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?

  • семья

  • социальный слой

  • производственное объединение

  • все перечисленное выше


  • 34. Социальная стратификация представляет

  • социальное различие, неравенство в положении

  • результат взаимодействия внутри общественной группы

  • любые изменения в статусе личности

  • освоение индивидом социальных норм


  • 35. Различный доступ людей к социальным отражен в понятии

  • социальное происхождение

  • социальное неравенство

  • социализация

  • социальная мобильность


  • 36. Перемещение людей из одной социальной, в другую составляет суть понятия

  • социальная мобильность

  • социальная стратификация

  • социальная адаптация

  • социальная стабильность


  • 37. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального

  • стабильности

  • мобильности

  • неравенства

  • эволюции


  • 38. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

  • актер перешел из одного областного театра в другой"

  • баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

  • начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

  • лейтенант был разжалован в прапорщики


  • 39. Многие римские императоры являлись выходцами из простых солдат. Данный факт - пример проявления

  • социальной стратификации

  • социального статуса


  • 40. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность директора этого учебного заведения. Данный факт является примером

  • горизонтальной социальной мобильности

  • социальной стратификации

  • социализации

  • вертикальной социальной мобильности


  • 41. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

  • А. В процессе социальной мобильности происходит пере­мещение людей в рамках социальных страт.

  • Б. В процессе социальной мобильности происходит изме­нение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 42. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

  • А. Под социальной мобильностью понимается переме­щение человека из одной социальной группы в другую.

  • Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

  • верно только А

  • верно только В

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 43. Социальные нормы

  • неизменны на протяжении всей истории человечества

  • одинаковы для всех обществ

  • неукоснительно выполняются всеми членами общества

  • распространяются на всех членов общества


  • 44. Древнейшей социальной нормой, выработанной человечеством, является

  • мораль

  • традиция

  • вежливость

  • табу


  • 45. Для всех социальных норм характерен следующий признак

  • закрепление в нормативных актах

  • выражение общественного мнения

  • обеспечение принудительной силой государства

  • выполнение роли регулятора поведения людей


  • 46. Мера, принимаемая против строны, которая нарушила правила поведения, называется

  • презумпцией

  • санкцией

  • девиацией

  • фикцией


  • 47. К социальным нормам не относится

  • обязанность заботиться о престарелых родителях

  • обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

  • запрещение разбирать электроприбор, если он ключей к электричеству

  • запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора


  • 48. Эстетические нормы

  • закреплены в официальных документах

  • обеспечены силой государственного принуждения

  • отражают представления о прекрасном я безобразном

  • представлены религиозными запретами и предписаниями


  • 49. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

  • этикета

  • морали

  • права

  • религии


  • 50. Преступное поведение, нарушающее формальные

  • нормы, называется

  • 1) конформистским

  • 2) девиантным

  • 3) неформальным

  • 4) деликвентным


  • 51. Новаторство является формой

  • негативного отклоняющегося поведения

  • позитивного отклоняющегося поведения

  • неправомерного поведения

  • неотклоняющегося поведения


  • 52. Молодой талантливый актер, стремящийся к по­пулярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды. Этот пример иллюстрирует поведение

  • соответствующее обычаям

  • нарушающее нормы права

  • негативное отклоняющееся

  • позитивное отклоняющееся


  • 53. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

  • А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

  • Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 54. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

  • А. Отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым

  • одобряемым.

  • Б. Проявлением отклоняющегося поведения является

  • участие в предвыборной кампании.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 55. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность - это

  • 1) социальный статус

  • 2) социальный контроль

  • 3) социальная норма

  • 4) социальная санкция


  • 56. К числу неформальных негативных санкций относится

  • осуждение

  • штраф

  • выговор


  • 57. Верны ли следующие суждения о функциях coциального контроля?

  • А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе

  • Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 58. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

  • А. Совесть - проявление внутреннего контроля.

  • Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля проявляется меньше.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 59. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является

  • устная характеристика

  • лестный отзыв на собрании коллектива

  • доброжелательное отношение

  • вручение премии


  • 60. Милиционер получил строгий выговор за превы­шение полномочий во время спецоперации по борьбе с уличной преступностью, в которой пострадали более десяти жителей города. Данное взыскание является проявлением санкций

  • формальных позитивных

  • формальных негативных

  • неформальных позитивных

  • неформальных негативных


  • 61. Известный бизнесмен учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социального (-ой)

  • авторитета

  • нормы

  • санкции

  • стратификации


  • 62. Семью как малую группу характеризует

  • общность политических взглядов

  • общность быта

  • получение образования

  • осуществление профессиональной деятельности


  • 63. Семья относится к социологическому понятию:

  • 1) институт

  • 2) престиж

  • 3) статус

  • 4) мобильность


  • 64. Элементом механизма самоконтроля не является

  • общественное мнение

  • индивидуальное сознание

  • совесть

  • коммуникация


  • 65. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

  • А. Для подростка важны в первую очередь внешние бытия, поступки, друзья.

  • Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 66. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

  • 1) однородность, отсутствие дифференциации

  • 2) общность политических убеждений

  • 3) сходные черты поведения

  • 4) единство уровня доходов


  • 67. Принадлежность к семье А. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

  • эмоционально-психологическую

  • воспитательную

  • защитную

  • социально-статусную


  • 68. Суждения о молодежи:

  • А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.

  • Б. Для молодежи характерно наличие собственных

  • убеждений, ценностей.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 69. Признак этнической социальной общности

  • сословное деление

  • единое гражданство

  • язык и культура

  • религия и мораль


  • 70. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культры, происхождения, диалекта, религиозных представлений – это…»

  • семья

  • народ

  • племя

  • нация


  • 71. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

  • 1)народ

  • 2)национальность

  • 3)нация

  • 4) племя


  • 72. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

  • А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

  • Б. Этническое самосознание народа ещё не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 73. Верны ли следующие суждения о нации?

  • А. Люди, прввадлежащие к одной нации, объеденены общностью исторических и культурных традиций.

  • Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 74. Определение: «Идеология в политика, состоящие в проповеди национальной исключительности, национальвого превосходства, направленные на разжигание национальной вражды…» относится к понятию

  • ксенофобия

  • геноцид

  • дискриминация

  • национализм


  • 75. Верны ли следующие суждения о тенденциях развитии наций на современном этапе?

  • А. Процесс сближения, объединения наций на ocнове экономической интеграции.

  • Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся их стремлении к самоопределению.

  • верно только А

  • верно только Б

  • верны оба суждения

  • оба суждения неверны


  • 76. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

  • сепаратизм

  • сближение народов

  • национальная изоляция

  • национальная дифференциация


  • 77. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)

  • усиление инфляционных процессов в экономике

  • ущемление прав национальных меньшинств

  • экологические проблемы в регионах

  • имущественная дифференциация населения


  • 78.Гевоцид - это

  • политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации

  • политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы

  • ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим соци­альным признакам

  • идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии


  • 79. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

  • 1) гарантирование прав малочисленных народов

  • 2) конституционное закрепление национального избирательного ценза

  • 3) предоставление прав гражданам по национальному

  • признаку

  • 4) ограничение использования национального языка


  • В2.2 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

  • Ассимиляция; расизм дискриминация; стратификация, этническая чистка.

  • Найдите термин не связанный с понятием

  • «национальная политика».


  • В 2.3 Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальной конфликт».

  • Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

  • Найдите и укажите термин, не связанный с понятие «социальный конфликт»


  • В 3.1 Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности:

  • 1. достигаемый (приобретаемый)

  • 2. предписанный

  • А) русский

  • Б) люмпен

  • В) командир полка

  • Г) мужчина

  • Д) профессор вуза


  • В 3.2 Установите соответствие между позитивными санкциями и примерами, иллюстрирующими их применение

  • 1)формальные

  • 2) неформальные

  • А) гражданину В. присвоили звание Заслуженный артист РФ

  • Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

  • В) научный сотрудник В. получил на заводе премию за свое изобретение

  • Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук


  • В4.1 Найдите в приведенном ниже списке относящиеся к признакам стратификационного развития общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

  • уровень доходов

  • место в системе общественного производства

  • отношение к средствам производства

  • основные черты образа жизни

  • роль в общественной организации труда

  • социальный престиж

  • Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.


  • В 4. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.

  • социальное происхождение

  • социальная революция

  • смена политического режима

  • уровень образования

  • гражданская война

  • социальный статус семьи


  • В 5.2 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

  • (1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав; обязанностей. (2) Социальная роль - это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

  • А) фактический характер


  • В 5.3 Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

  • (1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. состав 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в Росс отмечалось снижение числа родившихся и увеличен количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее много специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение четырех лет.

  • Определите, какие положения текста носят:

  • А) фактический характер

  • Б) характер оценочных суждений


  • В 6.1. Прочитайте приведенный ниже текст, в кото­ром пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место про­пусков.

  • «Семья - это основанная на ____ (1)

  • и/или кровном родстве малая _____ (2),

  • члены которой объединен совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью,

  • взаимными ____ (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный ______(4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная ______(5), значительная часть бытового ухода,

  • образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных

  • норм и ____ (6)».

  • А) ценность Б) брак В) социализация Г) коллектив

  • Д) обязанность Е) институт Ж) родитель 3) группа И) любовь


  • С 5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «социальная группа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содаржащие информацию о «социальной группе».


  • С 5.2. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «квазигруппа»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о «квазигруппе».


  • С 5.3. Укажите любые три фактора, влияющих на социальную мобильность.


  • С 6.1. Назовите две тенденции в развитии современных межнациональных отношений и проиллюстрируйте каждую из них примером.


  • С 6.2. Раскройте на двух примерах связь социальных статусов и ролей.


  • С 6.3. Раскройте на трех примерах многообразие критериев выделения социальных групп.


    с 7.1. . В своде законов Киевской Руси «Русской Правде» были предусмотрены различные наказания за убийство. Так, штраф за убийство тиуна (управителя) был огромен: он равнялся стоимости стада в 80 волов или в 400 баранов. Жизнь смерда или холопа ценилась во много раз дешевле. Сделайте возможные выводы о сериальных отношениях общества того времени и способах их регулирования.


  • С 7.3. Возникшая в глубокой древности семья первоначально сосредоточивала в себе все основные функции по обеспечению жизнедеятельности человека. Постепенно она стала разделять свои отдельные функции с другими институтами общества. Укажите три такие функции. Назовите социальные институты, которые стали их выполнять.


    С 7.3. Проанализируйте сятуацию. После окончания института молодой человек Н. устроился менеджером в коммерческий банк. Спустя некоторое время он закончил курсы повышения квалификации, после чего был назначен исполнительным директором банка. Изменения произошли и в личной жизни Н.: он женился на дочери владельца банка. Какой социальный процесс здесь происходит? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?


  • 1.6.Мир и человек, мышление и бытие в древнегреческой философии
  • 1.7 Объективный идеализм Платона. Метафизика Арестотеля
  • 1.8 Особенности философии Средних веков. Августин Блаженный.Схоластика. Фома Аквинский
  • 1,9. Эпоха Возрождения. Антропоцентризм и Гумманизм
  • 1.10. Основные особенности философии Нового времени. Эмпиризм Бэкона и рационализм Декарта
  • 1.11. Английская философия 17-18 веков гоббс локк беркли юм
  • 1.13.Исторические корни и основные черты немецкой классической философии
  • 1.15. Философская система г. Гегеля и ее структура. Диалектика Гегеля
  • 1.16 Философия Ницше Фридрих
  • 1.17. Диалектический материализми социальная философия марксизма.
  • 1.19. Русская религиозная философия в.С.Соловьев и н.А.Бердяев
  • 1.20 Основные черты современной западной философии
  • 1.23.Западная религиозная философия. Неотомизм
  • 1.24.Фил-я экзинстенциализма к.Ясперс и м.Хайдегер. Экзинстенциализм ж.П.Сарта и а.Камю
  • 1.25.Психоанализ: главные идеи и основные понятия(Фрейд)Фрейд о бессознательном Неофрейдизм. К.Юнг о коллективном бессознательном
  • 2.1 .Проблема бытия в истории философии. Виды бытия материальное и идеальное.
  • 2.2. Пространство и время как философские категории. Теория относительности о связи пространства времени и массы.
  • 2.4. Проблема человека в истории философии. Философия о происхождения человека. Концепция происхождения человека в естествознании, религии, дарвинизме и марксизме.
  • 2.6. Концепции соотношения социального и биологического в человеке. Человек: индивид,личность, индивидуальность.
  • 2.7. .Структура сознания. Мышление, язык, эмоции, воля. Сознание, подсознательное и бессознательное.
  • 2.10. Представление о государстве в истории философии. Гражданское общество и государство.
  • 2.11 . Человек и исторический процесс. Проблема субьекта истории. Роль личности в истории.
  • 2.12. Концепции общественного развития. Общественно-экономические формации(к. Маркс) и цивилизации (а.Тойнби)
  • 2.13 Деятельность и ее виды. Субьекты и обьекты деятельности. Понятие практики.
  • 2.16. Чувствительное и рациональное познание. Формы чувств и рациональное познание. Рациональность и иррациональность в познавательной деятельности.
  • 2.17.Проблема истины в познании. Понятие объект, абсолют и относит истины.Критерии истины
  • Методы научного познанияПроблема, гипотеза, теория
  • Научные факты
  • Эмпирические методы познанияОсновой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:
  • 2.19. Проблема смысла жизни человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Проблема судьбы человека в истории философии.
  • 2.20. Ценность ориентации человека в мире. Иерархия ценностей. Ценности человека и человечества. Понятие идеала.
  • 2. 21.Этические проблемы в истории ф-фии.Свобода и ответств-ть.Мораль и право.Экзистенциализм о свободе и ответственности личности.
  • 1.Глобальные - это проблемы, существующие в масштабах всего земного шара.
  • 2,24. Научно технический прогресс и общественное развитие. Отношение к техническому прогрессу и нтр. Философия техники. Технический детерминизм. Сциентизм и антисциентизм.
  • 2,5Сознание его происхождение и сущность
  • 2.9. Социальная структура общества. Сферы общественной жизни. Социальные институты и их роль в обществе

    Социальная структура общества - это совокупность взаимосвя­занных и взаимодействующих социальных общностей и групп, социаль­ных институтов, социальных статусов и отношений между ними. Все элементы социальной структуры взаимодействуют как единый со­циальный организм. Чтобы более наглядно представить всю слож­ность и многомерность социальной структуры, ее условно можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная структура общества. 1. Социальный состав общества - это совокупность взаимодей­ствующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, обра­зующих конкретное общество. 2. Институциональная структура общества - это совокупность взаимодействующих социальных институтов, обеспечивающих устой­чивые формы организации и управления обществом .

    3. Институциональную систему общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которой заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и общно­стей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент Украины в соответствии с Конституцией Украины переизбирается каждые пять лет, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течение многих лет; роди­тели стареют и умирают, и их статусы занимают новые поколения.

    4. В демократическом обществе все социальные институты фор­мально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты могут доминировать над другими. Например, поли­тические институты могут навязывать свою волю экономическим и наоборот. В каждом социальном институте имеются свои социаль­ные статусы, которые также не равнозначны. Например, статус пре­зидента в политических институтах является главным; статус депу­тата парламента более значим, чем статус рядового избирателя; ста­тус владельца фирмы или менеджера в экономических институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника, и т. д.

    Сферы общественной жизни - области общественной жизни, в которых удовлетворяются важнейшие потребности людей.

    Учёные выделяют четыре главные сферы общественной жизни: экономическую, политическую, социальную и духовную. Такое деление условно, но оно помогает лучше ориентироваться в многообразии общественных явлений.

    Экономическая сфера включает фирмы, предприятия, заводы, банки, рынки, шахты и др. То есть всё то, что позволяет обществу производить такое количество товаров и услуг, которые удовлетворят жизненно важные материальные потребности людей - в пище, жилье, одежде, досуге и т.д.

    Основная задача экономической сферы - организация деятельности больших групп людей по производству, потреблению (покупка и использование купленного в своих собственных целях) и распределению товаров и услуг.

    В экономической жизни участвует всё население. Дети, пенсионеры, инвалиды в большинстве своём не являются производителями материальных благ. Но они участвуют в обмене - когда покупают товары в магазине, распределении - когда получают пенсии и пособия, и, конечно, в потреблении материальных благ. Вы ещё не создаёте материальные блага, но зато активно их потребляете.

    Политическая сфера включает государство и органы государственной власти и управления. В России - это Президент, правительство, парламент (Федеральное Собрание), местные органы власти, армия, полиция, налоговая и таможенная службы, а также политические партии. Основная задача политической сферы - обеспечение порядка в обществе и его безопасности, разрешение социальных конфликтов, принятие новых законов и осуществление контроля за их исполнением, защита внешних границ, сбор налогов и т.д.

    Социальная сфера включает повседневные взаимоотношения граждан, а также взаимоотношения больших социальных групп общества: народов, классов и т.д.

    К социальной сфере относятся и различные учреждения по обеспечению жизнедеятельности людей. Это магазины, пассажирский транспорт, коммунальное и бытовое обслуживание (жилищные управляющие компании и химчистки), общественное питание (столовые и рестораны), здравоохранение (поликлиники и больницы), связь (телефон, почта, телеграф), а также учреждения досуга и развлечения (парки культуры, стадионы).

    К духовной сфере относятся наука, образование, религия и искусство. Она включает университеты и академии, научно-исследовательские институты, школы, музеи, театры, художественные галереи, памятники культуры, национальные художественные сокровища, объединения верующих и т.д. Именно в этой сфере осуществляется накопление и передача духовных богатств общества следующим поколениям, а люди и целые общества находят ответ на вопрос о смысле жизни и своего существования.

    Социальный институт - относительно устойчивый комплекс (система) норм, правил, обычаев, традиций, принципов, статусов и ролей, регулирующих отношения в различных сферах общества. Это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности и отношений людей в определенной сфере жизнедеятельности. Например, политические институты регулируют отношения в политической сфере, экономические - в экономической и т. д.

    Однако надо иметь в виду, что социальный институт представляет собой многофункциональную систему. Поэтому один институт может участвовать в выполнении нескольких функций в различных сферах общества и, наоборот, несколько институтов могут участвовать в выполнении одной функции. Например, институт брака регулирует брачные отношения, участвует в регулировании семейных отношений и одновременно может способствовать регулированию отношения собственности, наследования и др.

    Социальные институты формируются и создаются для удовлетворения наиболее важных индивидуальных и общественных потребностей и интересов. Они являются главными регулирующими механизмами во всех основных сферах жизнедеятельности людей. Институты обеспечивают стабильность и предсказуемость отношений и поведения людей, защищают права и свободы граждан, оберегают общество от дезорганизации, образуют социальную (институциональную) систему. Процесс упорядочивания, стандартизации и формализации отношений называется институционализацией.

    Институционализация отношений в определенной сфере жизнедеятельности предполагает, что большинство членов общества признают легитимность (правомерность) данного социального института. Кроме того, институционализация предполагает организационное (правовое) оформление социального института.

    Социальный институт следует отличать от конкретных организаций, социальных групп и индивидов. Способы взаимодействия и поведения, предписываемые институтами, носят обезличенный характер. Социальные институты (социальные системы) не состоят из конкретных людей, в них люди участвуют, занимая те или иные позиции, приобретая соответствующие социальные статусы и выполняя обусловленные статусом роли. Например, институт семьи - это не конкретные родители, дети и другие члены семьи. Это определенная система формальных и неформальных норм и правил, социальных статусов и ролей, на основе которых строятся семейные отношения.

    Любой человек, включающийся в деятельность того или иного института, обязан выполнять соответствующие требования. Если человек не выполняет должным образом предписываемые институтом социальные функции и роли, то его могут лишить занимаемого им социального статуса. Например, родителя могут лишить его родительских прав, чиновника - занимаемой должности и т. д.

    Для выполнения своих функций социальный институт образовывает (создает) необходимые учреждения, в рамках которых организуется его деятельность. Кроме того, каждый институт должен обладать необходимыми средствами и ресурсами. Так, для функционирования института образования создаются такие учреждения как школы, училища, вузы, строятся необходимые здания и сооружения; выделяются денежные средства и другие ресурсы.

    Вся жизнь человека организовывается, направляется, поддерживается и контролируется социальными институтами. Например, ребенок, как правило, появляется на свет в одном из учреждений института здравоохранения - роддоме; первичную социализацию проходит в институте семьи; получает образование и профессию в различных учреждениях институтов общего и профессионального образования; безопасность индивида обеспечивают такие институты как государство, правительство, суды, полиция и др.; поддерживают здоровье институты здравоохранения и социальной защиты. Одновременно каждый институт в своей сфере выполняет функции социального контроля и заставляет людей подчиняться принятым нормам.Основными социальными институтами в обществе являются:- семьи и брака - потребность в воспроизводстве человеческого рода и первичной социализации;- политические (государство, партии и др.) - потребность в безопасности, порядке и управлении;

    Экономические (производство, собственность и др.) - потребность в добывании средств существования;- образования - потребность в социализации подрастающих поколений, передачи знаний, подготовке кадров;-культуры - потребность в воспроизводстве социокультурной среды, в передаче подрастающим поколениям культурных норм и ценностей;- религии - потребность в решении духовных проблем. Институциональная система общества не остается неизменной.

    По мере развития общества, возникают новые социальные потребности и для их удовлетворения образовываются новые институты. При этом «старые» институты либо реформируются (приспосабливаются к новым условиям), либо исчезают совсем. Например, такие социальные институты, как институт рабства, крепостничества, монархии во многих странах были ликвидированы. На смену им пришли институт президентства, парламентаризма, гражданского общества. А такие институты, как институты семьи и брака, религии существенно трансформировались.

    КИМ по теме « Социальные отношения»

    Тренировочные задания нацелены на отработку умений, проверяемых в рамках ЕГЭ:

    Распознавать признаки понятий, характерные черты социального объекта, элементы его описания;

    Сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия;

    Соотносить обществоведческие знания с социальными реалиями, их отражающими;

    Оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

    1. анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (схема, таблица, диаграмма);
    2. распознавать понятия и их составляющие; соотносить видовое понятие с родовым и исключать лишнее;
    3. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями;
    4. применять знания о характерных чертах, признаках понятий и явлений, о социальных объектах определенного класса, осуществляя выбор необходимых позиций из предложенного списка;
    5. различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;
    6. называть термины и понятия, социальные явления, соответствующие предлагаемому контексту, и применять в предлагаемом контексте обществоведческие термины и понятия;
    7. перечислять признаки какого-либо явления, объекты одного класса и т. п.;
    8. раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; приводить примеры определенных общественных явлений, действий, ситуаций;

    Применять социально-гуманитарные знания в
    процессе решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы
    жизни человека и общества;

    1. осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпретацию социальной информации по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);
    2. формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам.

    Выполнение тренировочных заданий позволит проверить ваши знания, умения, способности, что даст возможность более объективно оценить уровень своей обществоведческой подготовки по содержательному блоку «Социальные отношения».

    Часть 1 (А) .

    При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания поставьте знак «X» в клеточке, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа,

    А 1. К социальной сфере жизни общества относится институт

    1) производства 2) государства 3) религии 4) семьи

    2. Сотрудничество нескольких индивидов для решения общей задачи называется

    1) поступком 2) конфликтом 3)кооперацией 4) конкуренцией

    3. Определение: «Установленные в обществе правила, образцы поведения, регулирующие жизнь людей» относится к понятию

    1)социальный статус 2) социальные нормы 3) социальные ценности 4) социальный престиж

    4. Что из перечисленного подпадает под определение социальной группы?

    1)семья 2) социальный слой 3) производственное объединение 4) все перечисленное выше

    5. Определение: «Социальные группы, выделяемые на основании отношения к собственности и получаемой доле общественного богатства» относится к понятию

    1)сословия 2)нации 3) страты 4)классы

    6. В процессе социализации индивид осваивает социальные

    1. профессии 2)статусы 3)позиции 4) роли

    7. Верны ли следующие суждения о социальных отношениях?

    А. Социальные отношения - это отношения национальных, демографических, классовых, профессионально-образовательных, социальных общностей.

    Б. Социальные отношения - это политические и экономические отношения между социальными группами.

    8. Совокупность всех функционирующих в обществе общностей называется социальным (ой)

    1) институтом 2)структурой 3)средой 4)группой

    9. Временной социальной общностью является

    1. класс 2)нация 3)очередь 4)страта

    10. Молодежь, женщины, старики - это социальные общности

    1. территориальные 2) демографические 3)этнические 4)культурные

    11. К малой социальной группе относится (относятся)

    1. интеллигенция 2)преподаватели 3)выпускники школ 4)семья

    12. К этносоциальным группам принадлежат

    1. сословия 2)касты 3)народности 4)классы

    13. Рабочие, инженеры, учителя составляют общность

    1. политическую 2) демографическую 3) профессиональную 4)этническую

    14. Средний класс

    1. выполняет функцию стабилизатора общества
    2. выполняет деструктивную социальную функцию
    3. является социальной прослойкой между рабочим классом и крестьянством
    4. возникает в результате уничтожения частной собственности

    15. Какое социологическое понятие используется для обозначения общественной группы, занимающей промежуточное, неустойчивое положение в социальной структуре?

    1. Пролетариат 2)интеллигенция 3)маргиналы 4)люмпены

    16. Понятие, используемое в социологии для определения тех, кто оказался на социальном дне

    1)страта 2)маргинал 3)люмпен 4)плебей

    17. Верны ли следующие суждения о социальных группах?

    А. Основанием выделения социальных групп может являться признак этнической принадлежности.

    Б. Основанием выделения социальных групп может являться демографический признак.

    1. верно только А 2)верно только Б
    1. Безработных 2)интеллигенцию 3) молодежь 4)нищих

    19. Среди студентов вузов был проведен анонимный опрос об их национальной принадлежности. Полученные результаты объединяют группы опрошенных на основании общности

    1) демографической 2)этнической

    3)профессиональной

    20. Верны ли следующие суждения о видах социальных групп?

    А. Русские, белорусы и украинцы являются этническими группами.

    Б. Мужчины, женщины, дети, пожилые люди представляют собой профессиональные группы.

    1. верно только А 2)верно только Б

    3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    21. Социальный статус - это

    1. ожидаемое от личности поведение
    2. совокупность прав и обязанностей индивида
    3. группа людей, связанных единством проживания

    22. Достигаемому статусу личности соответствует принадлежность к определенной (ому)

    1) профессии 2)возрасту

    3) происхождению 4)религии

    23. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

    А. Смена одного социального статуса на другой всегда означает переход человека из одной профессии в другую. Б. Смена одного социального статуса на другой означает, как правило, изменение социальных ролей человека.

    1. верно только А 2)верно только Б

    3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    24. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности?

    А. Права, обязанности, привилегии всех статусов основаны исключительно на общественном мнении.

    Б, В современном обществе ведущее значение приобретают достигаемые статусы.

    1. верно только А 2)верно только Б

    3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    25. Великий князь киевский Ярослав Мудрый вел на Руси активное строительство каменных храмов. Этот исторический факт служит примером проявления социальной (ого)

    1. происхождения 2)адаптации 3)роли 4) мобильности

    26. Представление о том, что ученик должен отвечать на уроке, является примером

    1. социальной мобильности 2)социального положения

    3)социального статуса 4)социальной роли

    27. К достигаемым относится статус

    1. француз 2) флегматик 3)президент в США 4)представитель касты брахманов в Индии

    28. К предписанным относится статус

    1. женщина 2)жена 3) мать 4)волейболистка

    29. Социальная роль - это

    1. социальное положение человека в обществе
    2. изменение положения личности в социальной структуре

    3)определенная модель поведения, отвечающая ожиданиям окружающих права и обязанности личности

    30. Верны ли следующие суждения о социальной роли?

    А. Социальная роль включает в себя набор прав и обязанностей.

    Б. Для каждого статуса характерно выполнение одной социальной роли.

    1. верно только А 2)верно только Б

    3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    31. Социальный престиж - это

    1. социальная значимость, привлекательность той или иной профессии
    2. социальное положение человека в обществе, которое характеризуется его способностями, образованием
    3. социальное перемещение индивида от низкого к более высокому статусу
    4. социальное поведение индивида, определяемое его социальной ролью

    32. Оценка общественной значимости позиций, занимаемых людьми, называется

    1. престижем 2)социальной ролью 3)авторитетом 4)социальным статусом

    33. Под социальным неравенством понимается

    1. изменение в статусе человека
    2. освоение индивидом разных социальных ролей
    3. выделение в обществе разных социальных групп
    4. различие людей в доступе к социальным благам

    34.Социальная стратификация представляет собой

    1. социальное различие, неравенство в положении людей
    2. результат взаимодействия внутри общественной группы
    3. любые изменения в статусе личности
    4. освоение индивидом социальных норм

    35. Различный доступ людей к социальным благам отражен в понятии

    1. социальное происхождение 2)социальное неравенство

    3)социализация 4) социальная мобильность

    36. Перемещение людей из одной социальной группы в другую составляет суть понятия

    1. социальная мобильность
    2. социальная стратификация
    3. социальная адаптация
    4. социальная стабильность

    37. В Древнем Риме рабы не имели права наследовать имущество, участвовать в общественной жизни, вступать в брак. Это пример проявления социального (-ой)

    1. стабильности 2)мобильности 3)неравенства 4)эволюции

    38. Восходящую вертикальную социальную мобильность иллюстрирует пример

    1) актер перешел из одного областного театра в другой

    2) баскетбольный тренер перешел из одной команды высшего дивизиона в другую

    3) начальник цеха получил приглашение занять должность главного конструктора завода

    4) лейтенант был разжалован в прапорщики

    39. Многие римские императоры являлись выходцами из простых солдат. Данный факт - пример проявления

    1) социальной стратификации

    2) социального статуса

    3) горизонтальной социальной мобильности

    4) вертикальной социальной мобильности

    40. Окончив институт, М. пришел работать в школу учителем. Через 15 лет его назначили на должность директора этого учебного заведения. Данный факт является примером

    1. горизонтальной социальной мобильности
    2. социальной стратификации
    3. социализации
    4. вертикальной социальной мобильности

    41. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А. В процессе социальной мобильности происходит перемещение людей в рамках социальных страт.

    Б. В процессе социальной мобильности происходят изменение статуса только индивидов и никогда социальных групп.

    1)верно только А

    1. верно только Б
    2. верны оба суждения
    3. оба суждения неверны

    42. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

    А. Под социальной мобильностью понимается перемещение человека из одной социальной группы в другую.

    Б. Под социальной мобильностью понимается в первую очередь увеличение уровня дохода человека.

    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верны оба суждения
    4. оба суждения неверны

    43. Социальные нормы

    1. неизменны на протяжении всей истории человечества
    2. одинаковы для всех обществ
    3. неукоснительно выполняются всеми членами общества
    4. распространяются на всех членов общества

    44. Древнейшей социальной нормой, выработанной
    человечеством, является

    1. мораль 2)традиция 3)вежливость 4)табу

    45. Для всех социальных норм характерен следующий признак

    1. закрепление в нормативных актах
    2. выражение общественного мнения
    3. обеспечение принудительной силой государства
    4. выполнение роли регулятора поведения людей

    46. Мера, принимаемая против стороны, которая нарушила правила поведения, называется

    1) презумпцией 2)санкцией

    1. девиацией
    2. фикцией

    47. К социальным нормам не относится

    1. обязанность заботиться о престарелых родителях
    2. обязанность здороваться, когда человек входит в помещение
    3. запрещение разбирать электроприбор, если он подключен к электричеству
    4. запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора

    48. Эстетические нормы

    1. закреплены в официальных документах
    2. обеспечены силой государственного принуждения

    3) отражают представления о прекрасном и безобразном

    4) представлены религиозными запретами и предписаниями

    49. Предписания снимать пальто и шляпу при посещении театра, не шуметь во время спектакля иллюстрируют социальные нормы

    1. этикет 2)морали 3)права 4)религии

    50. Преступное поведение, нарушающее формальные нормы, называется

    1. конформистским
    2. девиантным
    3. неформальным
    4. делинкветным

    51. Новаторство является формой

    1. негативного отклоняющегося поведения
    2. позитивного отклоняющегося поведения
    3. неправомерного поведения
    4. неотклоняющегося поведения

    52. Молодой талантливый актер, стремящийся к популярности, имеет обыкновение носить странные, необычные наряды. Этот пример иллюстрирует поведение

    1. соответствующее обычаям
    2. нарушающее нормы права
    3. негативное отклоняющееся
    4. позитивное отклоняющееся

    53. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    А. Отклоняющееся поведение всегда приводит к позитивным последствиям.

    Б. Отклоняющееся поведение всегда расценивается как негативное явление.

    1. верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    54. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

    А. Отклоняющееся поведение может быть социально одобряемым.

    Б. Проявлением отклоняющегося поведения является

    участие в предвыборной кампании.

    1)верно только А

    1. верно только Б
    2. верны оба суждения
    3. оба суждения неверны

    55. Система способов воздействия общества, социальных групп на личность - это

    1) социальный статус 2)социальный контроль

    1. социальная норма
    2. социальная санкция

    56. К числу неформальных негативных санкций относится

    1. осуждение
    2. штраф
    3. выговор
    4. содержание под стражей

    57. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?

    А. Социальный контроль служит достижению и поддержанию социальной стабильности в обществе.

    Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

    1. верно только А
    2. верно только Б
    3. верны оба суждения
    4. оба суждения неверны

    58. Верны ли следующие суждения о самоконтроле?

    А. Совесть - проявление внутреннего контроля.

    Б. Чем выше уровень самоконтроля у человека, тем регулятивная функция внешнего контроля проявляется меньше.

    1. верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    59. Официальной формой выражения одобрения со стороны начальства для человека является

    1. устная характеристика
    2. лестный отзыв на собрании коллектива
    3. доброжелательное отношение
    4. вручение премии

    60. Милиционер получил строгий выговор за превышение полномочий во время спецоперации по борьбе с
    уличной преступностью, в которой пострадали более десяти жителей города. Данное взыскание является проявлением санкций

    1. формальных позитивных
    2. формальных негативных
    3. неформальных позитивных
    4. неформальных негативных

    61. Известный бизнесмен учредил именную стипендию для студентов-отличников. Это пример социального (-ой)

    1. авторитета
    2. нормы
    3. санкции
    4. стратификации

    62. Семью как малую группу характеризует

    1. общность политических взглядов
    2. общность быта
    3. получение образования
    4. осуществление профессиональной деятельности

    63. Семья относится к социологическому понятию

    1. институт 2)престиж 3)статус 4) мобильность

    64. Элементом механизма самоконтроля не является

    1. общественное мнение
    2. индивидуальное сознание 3)совесть

    4) коммуникация

    65. Верны ли следующие суждения о психологических особенностях молодежи?

    А. Для подростка важны в первую очередь внешние события, поступки, друзья.

    Б. В юношеском возрасте большее значение приобретает внутренний мир человека, открытие собственного «Я».

    1)верно только А 2)верно только Б

    1. верны оба суждения
    2. оба суждения неверны

    66. Какой признак отличает молодежь как социальную группу?

    1. однородность, отсутствие дифференциации
    2. общность политических убеждений
    3. сходные черты поведения
    4. единство уровня доходов

    67. Принадлежность к семье А. предоставляет ее членам возможность получить известность в научных кругах. Данный пример отражает функцию семьи

    1) эмоционально-психологическую 2)воспитательную

    1. защитную
    2. социально-статусную

    68. Верны ли следующие суждения о молодежи?

    А. Для молодежи характерен публичный отказ от существующей идеологии.

    Б. Для молодежи характерно наличие собственных убеждений, ценностей.

    1)верно только А

    2)верно только Б

    1. верны оба суждения
    2. оба суждения неверны

    69. Признак этнической социальной общности

    1. сословное деление
    2. единое гражданство
    3. язык и культура
    4. религия и мораль

    70. Определение: «Совокупность родов, связанных между собой общностью культуры, происхождения, диалекта, религиозных представлений, обрядов» относится к понятию

    1) семья 2) народ 3) племя 4)нация

    71. Наименование принадлежности лица к какой-либо этнической группе

    1. народ 2национальность 3)нация 4)племя

    72. Верны ли следующие суждения об этническом самосознании народа?

    А. Этническое самосознание народа фиксирует унаследованные культурные традиции, понимание своего места среди других народов.

    Б. Этническое самосознание народа еще не сформировалось на такой стадии развития этноса, как племя.

    1) верно только А 2)верно только Б

    1. верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    73. Верны ли следующие суждения о нации?

    А. Люди, принадлежащие к одной нации, объединены общностью исторических и культурных традиций.

    Б. Люди, принадлежащие к одной нации, всегда говорят на одном языке.

    1) верно только А 2) верно только Б

    1. верны оба суждения 4)оба суждения неверны

    74. Определение: «Идеология и политика, состоящие в проповеди национальной исключительности и национального превосходства, направленные на разжигание национальной вражды и натравление одной нации на другую в интересах одной нации» относится к понятию

    1. ксенофобия 2) геноцид 3)дискриминация 4)национализм

    75. Верны ли следующие суждения о тенденциях в развитии наций на современном этапе?

    А. Процесс сближения, объединения наций на основе экономической интеграции.

    Б. Процесс дифференциации наций, выражающийся в их стремлении к самоопределению.

    1. верно только А 2)верно только Б

    3)верны оба суждение 4)оба суждения неверны

    76. Тенденцию к межнациональной интеграции в обществе отражает

    1. сепаратизм
    2. сближение народов
    3. национальная изоляция
    4. национальная дифференциация

    77. Причиной возникновения конфликтов на этнической почве является (-ются)

    1. усиление инфляционных процессов в экономике
    2. ущемление прав национальных меньшинств
    3. экологические проблемы в регионах
    4. имущественная дифференциация населения

    78. Геноцид - это

    1. политика насильственного обособления населения на основе расовой дискриминации
    2. политика, направленная на уничтожение какой-либо национальной, этнической или религиозной группы
    3. ограничение или лишение прав отдельных групп людей по национальным, политическим или другим социальным признакам
    4. идеология и политика приоритета национального фактора в общественном развитии

    79. В демократическом государстве национальная политика реализуется через

    1. гарантирование прав малочисленных народов
    2. конституционное закрепление национального избирательного ценза

    3) предоставление прав гражданам по национальному признаку

    4) ограничение использования национального языка

    80. Верны ли следующие суждения о социальной напряженности в обществе?

    А. Социальная напряженность в обществе характеризуется утратой доверия к власти.

    Б. Социальная напряженность в обществе характеризуется стихийными массовыми действиями.

    1)верно только А 2)верно только Б

    3)верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    Часть 2(В) при выполнении заданий этой части запишите ваш ответ в бланк ответов № 1 рядом с номером задания (В1 - В6), начиная с первой клеточки. Ответ необходимо давать в виде слова (словосочетания), последовательности букв или цифр без пробелов и знаков препинания. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клеточке в соответствии с приведенными образцами.

    В2. 1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальная норма».

    Санкция; социальный контроль; девиантное поведение; социальная общность; самоконтроль.

    Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальная норма».

    Ответ: .

    2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «национальная политика».

    Ассимиляция; расизм; дискриминация; стратификация; этническая чистка.

    Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «национальная политика».

    Ответ: .

    3. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «социальный конфликт».

    Компромисс; переговоры; арбитраж; реабилитация; свидетели.

    Найдите и укажите термин, не связанный с понятием « социальный конфликт ».

    Ответ: .

    ВЗ. 1. Установите соответствие между видом статуса и отдельным статусом личности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ОТДЕЛЬНЫЕ СТАТУСЫ

    ЛИЧНОСТИ ВИДЫ СТАТУСОВ

    А) русский 1) достигаемый

    Б) люмпен (приобретаемый)

    В) командир полка 2) предписанный

    Г) мужчина

    Д) профессор вуза

    2. Установите соответствие между типами социальных норм и иллюстрирующими их признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    типы

    ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ СОЦИАЛЬНЫХ

    НОРМ

    А) закреплены в принимаемых госу- 1) мораль

    дарственными органами актах 2) право

    Б) обеспечиваются общественным мнением

    В) основаны на понимании добра и зла

    Г) обеспечены государственным принуждением

    Д) обязательно имеют формальную определенность

    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

    3. Установите соответствие между позитивными санкциями и примерами, иллюстрирующими их: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРИМЕРЫ, ИЛЛЮСТРИРУЮЩИЕ

    ПРИМЕНЕНИЕ ПОЗИТИВНЫХ

    САНКЦИЙ САНКЦИИ

    А) гражданину В. присвоили звание. 1) формальные
    «Заслуженный артист РФ» 2) неформальные

    Б) заметка в стенгазете конструкторского бюро, написанная инженером А., нашла одобрение у коллег

    В) научный сотрудник Б. получил на заводе премию за свое изобретение

    Г) исследователю Л. присудили ученую степень доктора исторических наук

    Д) выступление учеников 11 класса на школьном вечере вызвавшего аплодисменты

    Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).

    В4. 1. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к признакам стратификационного деления общества, и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1. уровень доходов
    2. место в системе общественного производства
    3. отношение к средствам производства
    4. основные черты образа жизни
    5. роль в общественной организации труда
    6. социальный престиж


    Ответ: .

    2. Найдите в приведенном ниже списке причины групповой социальной мобильности и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1. социальное происхождение
    2. социальная революция
    3. смена политического режима
    4. уровень образования
    5. гражданская война
    6. социальный статус семьи

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
    Ответ: .

    3. Найдите в приведенном ниже списке формы межнациональной дифференциации и обведите цифры, под которыми они указаны.

    1. протекционизм в экономике
    2. транснациональные корпорации
    3. национализм в различных формах в политике и культуре
    4. экономические союзы
    5. самоизоляция

    Обведенные цифры запишите в порядке возрастания.
    Ответ:________.

    В5. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) В исследовании приняли участие 1720 молодых людей старше 18 лет. (2) Им задавались различные вопросы о заключении брака, разводе и воспитании детей. (3) Каждый второй опрошенный утверждал, что ранние браки часто заканчиваются разводом. (4) На наш взгляд, такие браки дестабилизируют общество и обостряют кризис семейных ценностей.

    А) фактический характер

    В) характер оценочных суждений

    2. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) Социальная роль представляет собой поведение человека, обеспечивающее выполнение его статусных прав и обязанностей. (2) Социальная роль - это нормативно одобряемый, социально устойчивый образец поведения. (3) Эту роль человек реализует в рамках того или иного статуса. (4) По нашему мнению, именно социальная роль позволяет человеку легко и безболезненно интегрироваться в любую социальную систему.

    Определите, какие положения текста носят:

    А) фактический характер

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.

    3. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

    (1) По оценке, численность постоянного населения Российской Федерации на 1 апреля 2005 г. составила 143,3 млн человек и с начала года уменьшилась на 224,2 тыс. человек. (2) В I квартале 2005 г. в России отмечалось снижение числа родившихся и увеличение количества умерших. (3) По мнению социологов, в ближайшие годы тенденция к сокращению численности населения останется неизменной. (4) Тем не менее ряд специалистов считает, что в результате осуществления продуманной демографической политики неблагоприятная ситуация может быть исправлена в течение трех-четырех лет.

    Определите, какие положения текста носят:

    А) фактический характер

    Б) характер оценочных суждений

    Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    В6. 1. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Семья - это основанная на , (1) и/или кровном родстве малая ____(2), члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными (3) по отношению друг к другу. Также семьей называется социальный_____ (4), т. е. устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осуществляется основная часть их повседневной жизни: сексуальные отношения, деторождение и первичная _____(5), значительная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслуживания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого возраста. Регулируются эти отношения на основе определенных норм и (6)».

    Слова в списке даны в именительном падеже, единствен, ном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) ценность

    Б) брак

    В) социализация

    Г) коллектив

    Д) обязанность

    Е) институт

    Ж) родитель

    3) группа

    И) любовь

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    2. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «Понятия „______» (1) и «этнос» сходны, поэтому их определения аналогичны. В последнее время все чаще используется в этнографии, социологии и полито
    логии термин „этнос" (что точнее). Существуют три типа
    этноса. Для______ (2) главное основание объединения людей в одну _______(3) - кровно родственные связи и общее____________(4). С возникновением государств появляются ________(5), состоящие из людей, связанных друг с другом не кровным родством, а хозяйственно-культурными отношениями территориально-соседского типа. В период буржуазных общественно-экономических отношений формируются______(6) - этносоциальный организм, объединенный связями культурного, языкового, исторического,
    территориально-политического характера и имеющих,
    по словам английского историка Д. Хоскинга, „единое
    чувство судьбы" ».

    А) происхождение

    Б) племя

    В) общность

    Г) нация

    Д) народ

    Е) народность

    Ж) национальность

    3) раса

    И) диаспора

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    3. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.

    «В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной(1),

    т. е. сохранению сплоченности в обществе. Во-вторых, служат своеобразными______(2) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных_____(3). В-третьих, способствуют____(4) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечиваю____(5) общества. По способу регулирования социального поведения различают нормы-дозволения, нормы- (6) и запрет».

    Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) стабильность

    Б) санкция

    В) эталон

    Г) идеал

    Д) контроль

    Е) интеграция

    Ж) предписание

    3) управление

    И) группа

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову.

    Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    4. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.

    «Общество динамично: и отдельные люди, и социальные группы постоянно изменяют свой_____(1). Это явление получило название социальной______ (2). Социологи различают несколько ее типов.

    Перемещения, не изменяющие социального положения индивидов и групп, называют____ (3) мобильностью. Примерами являются переход из одной возрастной группы в другую, смена места работы, а также переселение людей из одной местности или страны в другую, т. е._____ (4). ______ (5) мобильность предполагает качественное изменение социального положения человека. Примерами может служить получение или лишение дворянского титула в феодальном обществе, профессиональная карьера - в современном и т.п. Каналами мобильности выступают социальные_____ (6): семья, школа, собственность, церковь, армия и т. п.»

    Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя словами каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.

    А) миграция

    Б) мобильность

    В) горизонтальная

    Г) институт

    Д) статус

    Е) вертикальная

    Ж) группа

    3) стратификация

    И) маргинализация

    В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите под каждым номером букву, соответствующую выбранному вами слову. Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.

    Тип задания

    № варианта

    Ответы

    21

    +

    22

    +

    23

    +

    24

    +

    25

    +

    26

    +

    27

    +

    28

    +

    29

    +

    30

    +

    31

    +

    32

    +