Теория государства и права. Курс лекций

Действие нормативного правового акта в пространстве означает, что его нормы подлежат обязательному выполнению на определенной территории, территории государства или ее части.Под государственной территорией понимается часть земного шара, которая находится под суверенитетом определенного государства. В состав территории государства входит суша, недра, воды и лежащее над сушей и водами воздушное пространство. Сушей является вся сухопутная территория в пределах границ государства. Водную территорию составляют внутренние воды и территориальные воды (полоса прибрежных морских вод определенной ширины, отсчитываемой от линии наибольшего отлива). Находящиеся под сухопутной и водной территорией недра являются принадлежностью данного государства. Высотный предел воздушного пространства одновременно является линией разграничения воздушного и космического пространства. В настоящее время он не определен. Боковые пределы территории государства обозначаются государственными границами. Иногда применяется термин «условная территория», к которой относят расположенные вне пределов государственной территории объекты: воздушные, морские, суда в открытом море и воздушном пространстве, космические корабли и иные космические объекты, искусственные острова и сооружения в открытом море, Антарктике, помещения дипломатических и консульских представительств. Суверенитет государства распространяется на данную «условную территорию».Порядок, в соответствии с которым законы не распространяются на то или иное пространство или лиц, называется экстерриториальностью . Принцип экстерриториальности означает, что в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территории и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства (например, территории посольств, консульств).В пространстве нормативные правовые акты могут действовать следующим образом:

Распространяться на всю территорию государства; Действовать лишь на какой-то строго определенной части страны; Предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета законы (иные нормативные правовые акты) действуют лишь на его территории. В соответствии со ст. 68 Закона РБ «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь»: Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (но при этом республиканский государственный орган может определить его действие на какой-то определенной части территории государства), нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.

В некоторых случаях правовые нормы могут действовать за пределами Республики Беларусь. К ним можно отнести нормы о гражданстве, нормы об уголовной ответственности. Законодательство одного государства может быть применено на территории другого в случаях, когда это предусмотрено международными договорами.

Действие НПА по кругу лиц

Действие нормативного правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу: он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия и являющихся его адресатами, т.е. граждан государства, иностранцев, лиц без гражданства, лиц, обладающих двойным гражданством, юридических лиц, функционирующих на территории государства.
По действующему законодательству существует две категории иностранцев на территории РБ: постоянно проживающие и временно пребывающие. Постоянно проживающие в РБ иностранные граждане - это те, кто имеет разрешение на постоянное проживание и вид на жительство. Вид на жительство иностранного гражданина или лица без гражданства - это документ, подтверждающий личность иностранного гражданина или апатрида, получивших в соответствии с законодательством РБ разрешение на постоянное место жительства в РБ. Иностранные граждане, находящиеся в РБ на ином законном основании, считаются временно пребывающими в РБ. Иностранные граждане на территории РБ пользуются в основном теми же правами и свободами, что и белорусские граждане. В соответствии со ст.1104 ГК РБ иностранцам и лицам без гражданства в РБ предоставляется национальный режим, т.е. они пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами РБ. Изъятия из принципа национального режима устанавливаются только Конституцией, законами и международными договорами. Важной особенностью принципа национального режима в данном случае является то, что никакими другими правами, кроме тех, которые предоставлены гражданам РБ, иностранные граждане не обладают. Основным законом, определяющим общее правовое положение этих лиц, является закон РБ "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ" (от 3.06.93), а также Правила пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в РБ (от 26.01.96). .
Вопросы дееспособности физических лиц решаются с помощью коллизионных норм. Ст.1104 ГК РБ предусматривает, что дееспособность физического лица определяется его личным законом. Однако гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в РБ, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в РБ, определяется по законодательству РБ.
К лицам, наделенным дипломатическим иммунитетом относятся главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств, консульств и некоторые другие лица в соответствии с международными соглашениями. Эти лица пользуются личной неприкосновенностью. В случае совершения ими преступления или административных проступков на территории страны пребывания вопрос об ответственности разрешается дипломатическим путем.

Действие законов и иных нормативных правовых актов означает обязательность их исполнения не только в течение определенного времени, но и на определенной территории .

Действие нормативного правового акта в пространстве – это определение территории, на которой его нормы подлежат обязательному выполнению . В этой связи нормативные правовые акты и содержащиеся в них нормы права различаются в зависимости от того, распространяется ли их действие на всю территорию государства или же на определенную ее часть, или предназначены для действия за пределами страны .

Следовательно, пространственное действие нормативных правовых актов в первую очередь связано с понятием территории государства .

В понятие «территория государства» включается: суша с недрами; внутренние воды, двенадцатимильные пребрежные морские воды в пределах границ государства; воздушный «столб» в пределах границ, доступный обычным летательным аппаратам (самолетам); территория, занимаемая посольствами и представительствами за рубежом; военные корабли в любом месте, гражданские суда в открытом море; воздушные суда в воздухе.

По действию в пространстве нормативные правовые акты могут быть:

а) общегосударственными (действующими на всей территории государства);

б) региональными (действующими на территории субъекта);

в) местными (действующими на территории муниципального образования);

г) локальными (действующими в пределах учреждения – ИТУ, воинской части и т.д.).

К тому же, действие нормативных правовых актов в пространстве может осуществляться на основе экстерриториального принципа. Экстерриториальность – юридический статус физических или юридических лиц, учреждений либо объектов, изъятых из под действия законодательства данной страны и подпадающих под действие законодательства другого государства.

Экстерриториальное действие нормативных праовых актов относительно российских граждан за пределами России предопределяется следующими моментами. Во-первых, граждане нашего государства, находящиеся за границей, всегда сохраняют с ним правовую связь. В соответствии с международным правом созданы и действуют конституционные и специальные нормы, обеспечивающие права и законные интересы своих граждан не только на территории России, но и вне пределов государства . Так, российские граждане, находящиеся за границей, согласно Закону о гражданстве РФ и другим законам, имеют право принимать участие в выборах в представительные (законодательные) органы РФ, в выборах Президента РФ и др.

Во-вторых, властные предписания нормативных правовых актов обязательны для граждан и на территории своего государства, и за ее пределами. Поэтому граждане РФ, находящиеся за границей, обязаны подчиняться не только законодательству страны пребывания, но и законодательству своей страны .



Институт экстерриториальности существует и в виде дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов, предоставляемых в соответствии с действующими законодательными положениями. Экстерриториальностью пользуются также военные и воздушные суда в пределах иностранной территории, если они оказались там законным путем (ст. 32 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Применение нормативных правовых актов одной страны на территории другой может осуществляться в соответствии с международными соглашениями. Как видно, в такой ситуации определенные государства сами допускают эту возможность.

Действие нормативных правовых актов по кругу лиц .

Имеется в виду применимость таких актов к определенным категориям субъектов права (лицам, органам, организациям). Иными словами, выяснение действия нормативных правовых актов по кругу лиц означает определение субъектов–адресатов нормативно выраженного предписания.

По общему правилу законодательство РФ распространяется на всех субъектов права, находящихся на ее территории. Это:

– граждане государства;

– лица с двойным гражданством;

– лица без гражданства;

– граждане иностранных государств;

– все организации, функционирующие на территории государства.

Существуют, вместе с тем, некоторые особенности, связанные с распространением действия нормативных правовых актов в отношении граждан РФ.

1. В каждом государстве установлены правовые нормы, которые распространяются только на граждан государства и не действуют в отношении иностранцев и лиц без гражданства. Уместно отметить, что согласно Конституции РФ, граждане России имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ч. 1 ст. 32); имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (ч. 2 ст. 32); имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31); долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации является защита Отечества (ст. 58) и др.

2. Нормативные правовые акты нередко распространяют свое действие не на всех граждан, а на их определенную часть , выделяемую на основании какого-либо общего социального признака (должностные лица, студенты, военнослужащие, врачи, учителя, пенсионеры и т.д.). Так, норма, содержащаяся в ч. 1 ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации (злоупотребление должностными полномочиями) действует в отношении должностных лиц, нормы Закона РФ «О милиции» действуют в отношении только сотрудников и органов милиции.

3. Нормативные правовые акты РФ применяются с учетом определенной специфики в отношении лиц с двойным гражданством . Если гражданин Российской Федерации является одновременно и гражданином другого государства, т.е. имеет двойное гражданство , он пользуется не только покровительством России, но и покровительством «своего» нового государства. Вместе с тем, согласно ч.2 ст. 62 Конституции РФ «наличие у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства не умаляет его прав и свобод и не освобождает его от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

4. Нормативные правовые акты РФ, распространяющие свое действие в отношении граждан иностранных государств и лиц без гражданства, соответствуют международным правовым документам. Законодательство России, как и законодательство иных стран, приравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав и обязанностей в значительном объеме к российским гражданам. Согласно ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности «наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации». Следовательно, эта категория лиц не может участвовать в некоторых видах правоотношений.

В России, например, по Закону о правовом положении иностранных граждан, последние не пользуются рядом прав и свобод, которые, по существу, неотделимы от гражданства. Они не могут избирать и быть избранными в государственные органы, участвовать в референдуме, не могут быть назначены на определенные государственные должности, например, прокурора, судьи, нотариуса и занимать их. На них не возлагаются определенные конституционные обязанности, скажем, такие как обязанность нести военную службу, которая является долгом и обязанностью лишь гражданина Российской Федерации. Наконец, в отношении трудовой деятельности, социального обеспечения, пребывания иностранцев и лиц без гражданства на территории России и др. установлен и осуществляется ряд специальных правил.

5. В соответствии с международными соглашениями, особое положение в России, как и в других странах, занимает определенная категория лиц, обладающая правом экстерриториальности, т.е. дипломатическим иммунитетом . Это – главы государств и правительств, сотрудники дипломатических представительств иностранных государств (послы, посланники, поверенные в делах, советники, торгпреды, военные атташе и их помощники, секретари и др.), члены их семей и некоторые другие иностранные граждане. Дипломатический иммунитет относительно названных лиц состоит в том, что они не подлежат аресту или задержанию в какой бы то ни было форме. Вопрос об ответственности таких субъектов за совершенные правонарушения решается дипломатическим путем.

Вместе с тем, указанные лица обязаны уважать законы государства пребывания, не вмешиваться в его внутренние дела.

6. Круг лиц, на которых распространяет свое действие тот или иной нормативный правовой акт, может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетние), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

7. Различны пределы действия нормативных правовых актов и в отношении организаций – субъектов права. Компетенция, подведомственность, субординация и другие особенности каждого государственного органа, его место в механизме государства должны соответствовать установленным пределам действия нормативных правовых актов .

Нормативные правовые акты обращены и к различным общественным объединениям, предусматриваю правовые основы их деятельности (ФЗ «Об общественных объединениях», ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», ФЗ «О политических партиях» и др.).

Определение юридических пределов действия нормативных правовых актов имеет и теоретическое, и практическое значение. Профессионалу–юристу необходимо на базе теоретических знаний правильно определять хронологические, территориальные пределы действия принятого нормативного правового акта и круг субъектов, к которым он адресован.

Контрольные вопросы к лекции.
Темы докладов, рефератов, сообщений. Литература

Контрольные вопросы

2. Сформулируйте определение понятия «форма (источник) права».

3. Назовите формы (источники) права, выделяемые юридической наукой.

4. Каковы особенности правового обычая?

5. Почему правовой прецедент – источник англосаксонского права не получил широкого распространения в России?

6. Каковы особенности нормативного договора как источника права?

7. Что представляет собой нормативный правовой акт. Раскройте понятие, назовите признаки, отличающие его от других форм (источников) права.

8. Раскройте определение закона, назовите его признаки.

9. Как классифицируются законы?

10. Дайте классификацию подзаконных актов.

11. Каков порядок вступления в силу во времени законов и других нормативных правовых актов?

12. Раскройте особенности действия нормативных правовых актов в пространстве.

13. Как действуют нормативные правовые акты по кругу лиц?

Раздел IV
ДЕЙСТВИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
Глава 17. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ

Статья 66. Действие нормативного правового акта во времени

Нормативный правовой акт действует бессрочно, если в его тексте не оговорено иное.
Временный срок действия может быть установлен для всего нормативного правового акта или его частей. В этом случае в нормативном правовом акте (его части) должны быть указаны срок действия нормативного правового акта или событие, при наступлении которого нормативный правовой акт утрачивает силу. По истечении указанного срока или при наступлении указанного в нормативном правовом акте события нормативный правовой акт (его часть) автоматически утрачивает силу. До истечения установленного срока орган (должностное лицо), принявший (издавший) нормативный правовой акт, может принять решение о продлении действия нормативного правового акта (его части) на новый срок или о придании ему бессрочного характера.

Статья 67. Обратная сила нормативного правового акта

Нормативный правовой акт не имеет обратной силы, то есть не распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу, за исключением случаев, когда он смягчает или отменяет ответственность граждан или иным образом улучшает положение лиц, на которых распространяется действие нормативного правового акта, либо когда в самом нормативном правовом акте или в акте о введении его в действие прямо предусматривается, что он распространяет свое действие на отношения, возникшие до его вступления в силу.
Декреты Президента Республики Беларусь и законы Республики Беларусь не имеют обратной силы, за исключением случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность граждан.
Придание обратной силы не допускается, если нормативный правовой акт предусматривает введение или усиление ответственности за действия, которые на момент их совершения не влекли указанную ответственность или влекли более мягкую ответственность.

Статья 68. Действие нормативных правовых актов в пространстве и по кругу лиц

Нормативные правовые акты республиканских государственных органов имеют обязательную силу на всей территории Республики Беларусь, нормативные правовые акты органов местного управления и самоуправления - на соответствующей территории Республики Беларусь.
(часть 1 статьи 68 в ред. Закона Республики Беларусь от 04.01.2002 N 81-З)
Действие нормативных правовых актов, за исключением случаев, установленных законом и международными договорами Республики Беларусь, распространяется на граждан и юридических лиц Республики Беларусь, а также находящихся на территории Республики Беларусь иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц.

Статья 69. Прекращение действия нормативного правового акта

Нормативный правовой акт (его часть) прекращает свое действие в случаях:
истечения срока, на который был рассчитан временный акт (его часть);
признания нормативного правового акта (его части) неконституционным в установленном законом порядке;
признания нормативного правового акта (его части) утратившим силу;
отмены нормативного правового акта в случаях, предусмотренных Конституцией и иными законодательными актами Республики Беларусь.
(абзац 5 статьи 69 в ред. Закона Республики Беларусь от 01.11.2004 N 321-З)

Все документы по законам системы права и законодательства действуют на ограниченной территории, в ограниченный промежуток времени. Это помогает разграничивать действие одних законов от других, что устраняет путаницу и сложности на практике. Важно понимать такую составляющую, как актов в пространстве, которое определяет территориальные границы закона. Это актуально в моменты противоречий или коллизий актов различных уровней, а еще, если речь идет о международном праве. Перейдем к рассмотрению такого явления, определив его сущность и особенности.

Что такое нормативно-правовой акт?

Под ним понимается такой документ, который официально имеет юридическую силу, издан компетентным органом, имеющим на это право, а так же в нем есть определенные нормы, касающиеся конкретной сферы жизни или области общественных отношений. Документ обязательно должен быть в письменном виде, в определенной форме и по структуре. Необходимо наличие реквизитов и подписи компетентного лица. Только определенные органы и их сотрудники могут издавать, менять или отменять закон. Это право не даровано всем гражданам нашего государства. Для удобства теория права выделяет действие во времени, пространстве и по кругу лиц. Наиболее подробно разберем вторую категорию, ей посвящена наша статья.

Действие в пространстве

Данное явление подразумевает, что документ признается действующим на той территории, на которой есть суверенитет и власть нашего государства, а так же на которых действуют специальные права, обязанности и полномочия отдельных категорий граждан РФ (послы, консулы). Именно поэтому по общему правилу документы, изданные такими органами, работа которых касается федерального уровня - на территории всей России, акты субъектов - на уровне областей, краев или республик, а документы более узкого действия - в пределах района, города или другого небольшого образования.

Понятие государственной территории

Действие нормативно-правового акта в пространстве определяется понятием "государственная территория". Это часть планеты - недра, земная поверхность, воды, атмосфера и другие воздушные слои, расположенные выше. Данная часть планеты должна находиться под суверенитетом конкретного государства, мы сейчас подразумеваем территорию РФ. Отметим, что действие нормативно-правовых актов в пространстве допускает распространение закона на территории посольств, которые расположены в других государствах, военные корабли в открытом море, корабли, летающие в космосе и иные объекты, которые находятся в воде, воздухе или на земле.

В зависимости от того, каково действие, все документы делятся на те, что работают на всей территории страны, на определенной части, либо на территории иностранного государства.

Документы, распространяющиеся на всей территории РФ

Рассматривая действие нормативно-правового акта в пространстве, данная категория является наиболее распространенной. Ее особенностью является то, что закон распространяется на всех граждан, а так же ему подчиняются все территории и субъекты нашего государства. Независимо от того, какая это область, край или республика, какая часть нашего государства - закон будет действовать равно для всех. Главным законом нашего государства является Конституция, которая относится к этой категории законов. Многие федеральные законы, например об исполнительном производстве, о прокуратуре являются примерами, иллюстрирующими действие нормативно-правовых актов в пространстве, а именно на территории всей РФ.

Акты, распространяющиеся на территории отдельной части страны

В данном виде законов существует две основные ситуации:

  • Первая - это распространение документа на территории определенной части государства - например, Крайний Север, Дальний Восток. Существуют отдельные законы, которые касаются граждан этих частей России - для них предусмотрены особенные условия расчета пенсии, пособия, выплаты, условия труда и другое. Так же примером будут являться постановления и иные акты, касающиеся жертв Чернобыльской катастрофы.
  • Вторая же касается территориально ограниченной местностью. Пределы действия нормативно-правового акта в пространстве очерчиваются территорией субъекта России. То есть существую законы, приказы или постановления, которые действуют на территории Челябинской, Свердловской области или различных республик. Они не могут распространяться на другие субъекты и не должны противоречить законам РФ.

Действие законов России в иностранных государствах

На территории иностранного государства так же могут действовать законы России. Основаниями действия нормативно-правовых актов в пространстве в данном случае будут международные договора, соглашения между государствами. Законы действуют однозначно на территории посольств российских в других государствах, на разных кораблях, лайнерах и иных объектах. Бывают и случаи, когда на обычных граждан распространяются соглашения государств, это касается финансовых, коммерческих или гражданских отраслей права. Данная категория законов четко и детально прорабатывается государствами и находится в динамике.

Локальные акты

На территории каждого крупного учреждения, предприятия или организации действуют свои уставы, регламенты или иные Их отличительная особенность в ограниченности территории, то есть они действуют только в одном предприятии, могут распространяться на все филиалы, но на другие организации уже не могут. Многие правоведы не уделяют должного внимания данной категории законов при делении законов по действию в пространстве.

Очень важно понимать действие каждого закона и знать, на какой территории он распространяется. При этом если гражданин является жителем одного субъекта и имеет там прописку, то при переезде в другой субъект на него не будут распространяться некоторые права и гарантии нового субъекта. В случае смены прописки и появлении места жительства в новом субъекте на гражданина распространяется весь спектр прав и свобод по месту прописки.

Действие нормативно-правового акта означает установление таких временных и пространственных параметров, которые необходимы для достижения тех юридических последствий и социальных целей, на которые рассчитывал законодатель. Для достижения ожидаемого эффекта необходимо, чтобы этот акт был согласован, органически вошел в действующую систему нормативно-правовых актов, чтобы адресат был однозначно определен и был готов к должному восприятию и использованию нормативных предписаний, чтобы эти предписания учитывали как специфику самого субъекта, так и своеобразие окружающей его обстановки, территории, на которой он проживает, а также обеспечивались необходимым комплексом материальных, организационных, информационных и тому подобных средств.

Следовательно, для каждого нормативно-правового акта необходимо установить определенные пределы его действия во времени, в пространстве и по кругу лиц, определить его адресность (когда, где и чье поведение он регулирует). При этом данные параметры зависят не только от своеобразия адресата и объекта регулирования, но и от положения правотворческого органа в механизме государства, от содержания, значимости и сферы действия самого нормативного акта.

1. Действие нормативно-правового акта во времени ограничено моментом его вступления в юридическую силу и моментом утраты юридической силы. Эти сроки указываются или в самом нормативном акте, или в специально принятом по этому поводу акте.

Время вступления нормативно-правовых актов в действие не может быть для всех актов одинаковым. Так, для реализации крупномасштабных юридических актов необходима значительная подготовительная работа, связанная с организационной перестройкой, принятием конкретизирующих актов, выделением материальных средств и т. д. Поэтому слишком быстрое введение таких актов может вызвать существенные трудности у адресатов, сбои в работе всего государственного механизма. В связи с этим иногда приходится практиковать поэтапное вступление в действие актов, принятых центральными органами государственной власти и управления. Примером может послужить ныне действующий ГК РФ.

В то же время существуют ситуации, требующие оперативного нормативного регулирования. Они, как правило, не изменяют правового положения граждан, не требуют значительной подготовительной работы, часто регулируют деятельность государственных органов, связанную с режимом секретности, и т. д. Ввод в действие таких актов ограничен во времени.

Существуют следующие основные варианты введения нормативно-правовых актов в действие :

  • 1) с момента принятия или подписания;
  • 2) с момента опубликования;
  • 3) по истечении определенного срока с момента опубликования (так, согласно ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания» «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу»);
  • 4) со времени, указанного в данном акте или в специально принятом по этому поводу акте;
  • 5) с момента получения адресатом и т. д.

По общему правилу, действие нормативного акта распространяется лишь на отношения, возникшие после его вступления в действие. Это необходимо для обеспечения стабильности и организованности в общественной жизни, гарантированности от возможного произвола и ухудшения правового положения отдельных категорий субъектов. Однако иногда (когда об этом прямо сказано в самом акте или когда смягчается или отменяется юридическая ответственность) ему придается обратная сила, т. е. он оказывает регулирующее воздействие на отношения, возникшие до его принятия и вступления в действие. Причем обратная сила может носить ревизионный (когда пересматриваются наступившие юридические последствия) и простой (когда наступившие юридические последствия не пересматриваются) характер.

Нормативно-правовые акты утрачивают юридическую силу и перестают действовать в случаях:

  • 1) истечения срока, на который был принят акт;
  • 2) изменения обстоятельств, на которые был рассчитан акт;
  • 3) прямой официальной отмены акта или признания акта не конститу цион н ы м;
  • 4) фактической отмены (когда принят новый акт, регулирующий те же отношения, а старый формально не отменен);
  • 5) вступления в силу международного договора, которому противоречит внутригосударственный акт.

Следует различать прекращение действия нормативного акта и утрату им юридической силы. Так, в постановлении Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г. № 6-П отмечается, что признание закона субъекта Федерации противоречащим федеральному закону по своей природе не является подтверждением недействительности закона, а означает лишь признание его недействующим, а, следовательно, не подлежащим применению. Лишение же акта юридической силы возможно только по решению самого законодательного органа, издавшего акт или в порядке конституционного судопроизводства.

В качестве исключения иногда допускается «переживание» закона, когда утративший юридическую силу закон продолжает регулировать некоторые отношения. Это исключение становится правилом в эпоху революционной смены политико-правовых систем, когда качественно иная правовая система в силу своей несформированности вынуждена заимствовать у старой системы политически нейтральные правовые нормативы.

  • 2. Действие нормативно-правового акта в пространстве предполагает его действие в границах территории, на которую распространяются полномочия соответствующего правотворческого органа (либо на всю территорию, либо на часть территории, отличающуюся особыми экономическими, национальнополитическими, климатическими и тому подобными условиями). При этом в границах любого государства есть территории, на которые не распространяется действие его законодательства (территории посольств, военных кораблей под чужим флагом). Они наделяются свойством экстерриториальности.
  • 3. Действие нормативно-правового акта по кругу лиц предполагает распространение его регулятивного воздействия на всех граждан, проживающих на территории действия полномочий соответствующего правотворческого органа (либо государства в целом, либо отдельного региона), что не исключает адресного воздействия, устанавливающего особое правовое положение отдельных категорий граждан (студентов, пенсионеров, лиц, проживающих в районах Крайнего Севера, и т. д.). Исключение из этого общего правила составляют собственные граждане, проживающие за границей, а также иностранцы и лица без гражданства, лишенные возможности быть участниками правоотношений, непосредственно связанных с гражданством в данном государстве (избирать и быть избранными, служить в вооруженных силах и т. п.).

Таким образом, нормативно-правовые акты имеют временные, пространственные и субъективные пределы своего функционирования.