Техника безопасности и гигиенические требования. Требования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером

Урок 1

Тема урока: Цели и задачи дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) в профессиональной деятельности.

Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютера в учебно-воспитательном процессе.

1. Цели и задачи дисциплины Информатика и информационно-коммуникационные технологии(ИКТ) в профессиональной деятельности.

уметь :

Соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

Создавать, редактировать, оформлять, сохранять, передавать информационные объекты различного типа с помощью современных информационных технологий для обеспечения образовательного процесса;

Осуществлять отбор обучающих программ в соответствии с возрастом и уровнем психического развития обучающихся/воспитанников;

Использовать сервисы и информационные ресурсы сети Интернет в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

Правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ в профессиональной деятельности;

Основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения информационных объектов различного типа (текстовых, графических, числовых и т.п.) с помощью современных программных средств;

Возможности использования ресурсов сети Интернет для совершенствования профессиональной деятельности, профессионального и личностного развития;

Аппаратное и программное обеспечение ПК, применяемое в профессиональной деятельности.

2. Правила техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при использовании компьютера в учебно-воспитательном процессе.

Общие правила безопасности при использовании компьютерной техники

Применяя технические средства в школе, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами и правилами безопасности. Современные технические устройства, как правило, сложная техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Каждое покупаемое техническое устройство должно иметь инструкцию на русском языке.

Существует очень много схожих между собой технических устройств. Выбор устройства, оптимально подходящего для решения конкретной задачи, обычно очень сложное дело. Надо научиться правильно использовать консультации специалистов.

Вся компьютерная техника питается электротоком напряжением 220 В, которое опасно для жизни человека. Поэтому все лица, допущенные к работе с компьютерной техникой, должны пройти инструктаж по технике безопасности и соблюдать следующие правила:



1. Работать только на исправной компьютерной технике.

2. Знать блок-схему используемой компьютерной техники и правила её эксплуатации, порядок включения, выключения и заземления аппарата.

3. Перед включением общего электропитания проверить исходное положение всех выключателей, розеток и вилок и выключить их.

5. При работе с компьютерной техникой пользоваться только внешними элементами управления.

6. В случае замыкания (появления искр, запаха гари) - отключить электропитание.

7. Замену деталей электроаппаратуры и ее ремонт проводить при выключенных источниках питания.

8. Запрещается определять наличие напряжения путем прикосновения руками к токоведущим деталям аппаратуры.

9. Нельзя менять и ставить предохранители на электроаппаратуру, находящуюся под напряжением.

10. Соединительные провода автотрансформатора с сетью и усилителя с громкоговорителем не должны находиться па пути выхода зрителей.

11. Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся электроаппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и поражению током человека, производящего тушение.

12. Во избежание ожогов нельзя прикасаться к проекционным и радиолампам в течение 10 мин после их выключения.

13. Не разрешается касаться деталей аппаратуры во время её работы.

14. Нельзя включать в сеть аппараты со снятыми фальшпанелями, задними крышками. Это открывает доступ к деталям, находящимся под высоким напряжением, достигающим в телевизорах и дисплеях ЭВМ величины до 12000-25000В. Снятие надолго крышек с аппаратов приводит их к загрязнению, вызывающему нарушение нормальной работы электрических частей устройств.



15. Нельзя пользоваться аппаратами, у которых не работает вентилятор, ибо это может привести к перегоранию или более серьезным неисправностям.

16. При замене проекционной лампы аппарат следует отключить от сети и подождать, пока лампа остынет.

17. Устанавливать новую лампу можно только специальным пинцетом, чтобы не оставлять отпечатков пальцев на колбе, что может вызвать разрушение колбы и преждевременный выход ее из строя.

18. В диапроекторах, снабженных пультами дистанционного управления, используют диапозитивы только в пластмассовых рамках.

19. В разных странах приняты разные стандарты на напряжение в сети и форму розетки. В нашей стране в качестве стандарта принято напряжение 220 В частотой 50 Гц. Перед подключением к розетке нового электрического прибора необходимо проверить, на какое напряжение он рассчитан.

Информация об этом должна содержаться на корпусе прибора и в инструкции к нему.

Для того, чтобы уменьшить влияние кратковременных нарушений, используют специальные устройства - сетевые фильтры, недорогие, но позволяющие спасти от выхода из строя дорогостоящую аппаратуру. Сетевые фильтры спасают только от кратковременных нарушений питания. При отключении электричества на несколько секунд или минут они не помогут. В этом случае надо применять устройства бесперебойного питания -сетевые адаптеры. Они позволяют работать несколько минут после отключения электричества, что очень важно при работе с компьютерами. Часто сетевой адаптер не входит в комплект устройства, а продается отдельно. Для работы с устройствами лучше всего использовать адаптеры либо прилагаемые к ним, либо рекомендуемые фирмами-производителями. О таких рекомендациях можно прочитать в инструкциях к прибору или узнать у продавца-консультанта.

Конспект урока

Тема: Т ребования техники безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером

Тип урока: изучение нового материала

Отводимое время: 1 час

Цели урока:

Обучающие :

    формирование знаний о технике безопасности и правилах поведения в кабинете информатики,

    познакомить с санитарно- гигиеническими нормами при работе на компьютере,

    научить оказывать первую медицинскую помощь,

    научить правильно и безопасно организовать свое рабочее место и деятельность на уроке,

    познакомить с комплексом упражнений для глаз ;

Развивающие :

    развитие у учащихся памяти, мышления, речи, познавательного интереса, формирование умения выделять главное, любознательности;

Воспитывающие :

    воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование: интерактивная доска, проектор , презентация

Ход урока

    Организационный момент

    Объяснение нового материала

Техника безопасности в кабинете информатики

Работая с техническими средствами, необходимо строго руководствоваться санитарно-гигиеническими нормами, правилами безопасности и поведения в кабинете информатики. Современные технические устройства - сложная и дорогостоящая техника, требующая соблюдения определенных инструкций. Все компьютерные устройства питаются электротоком напряжением 220 вольт, которое является опасным для жизни человека. Кроме того, работа с данными техническими устройствами вредна для организма человека. Поэтому все лица, допущенные к работе в кабинете информатики, где находятся такие устройства, должны пройти полный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения и санитарно-гигиенических нормам при работе с компьютерами и соблюдать их в своей дальнейшей деятельности.

Помните основные положения

К работе в кабинете информатики допускаются лица, прошедшие медицинский осмотр и полный инструктаж.
Работать можно только на исправных компьютерах.
Знать правила эксплуатации используемого оборудования.
Необходимо знать порядок правильного включения и выключения оборудования.
Перед включением общего электропитания нужно проверить исходное положение всех выключателей и выключить их, если они включены.
Не допускать разборку аппаратуры, как во время работы, так и после нее.
Не включать компьютеры без разрешения учителя.
После включения компьютера проверить стабильность и четкость изображения на экране монитора.
Длительность работы с компьютерами не должна превышать:

для учащихся 1-х классов 10 минут;
для учащихся 2-5-х классов 15 минут;
для учащихся 6-7-х классов 20 минут;
для учащихся 8-9-х классов 25 минут;

для учащихся 10-11-х классов - при двух уроках информатики подряд, на первом - 30 мин., на втором - 20 мин., после чего на перемене выполнять специальные упражнения, снимающих зрительное утомление.

В случае замыкания: появления искр, запаха гари, отключить электропитание и сообщить об этом учителю.
При плохом самочувствии, появлении головной боли, головокружения и др. прекратить работу и сообщить об этом учителю.
Запрещается трогать разъемы и соединительные кабели аппаратуры.
Запрещается использовать воду и пенные огнетушители для тушения загоревшейся аппаратуры, так как эти средства являются проводниками тока и, следовательно, могут привести к короткому замыканию и к поражению током человека, производящего тушение.
При возникновении пожара его надо тушить с помощью первичных средств, к которым относятся: песок, противопожарная ткань, ручные химические огнетушители (воздушно-пенные, углекислотные, бромэтиловые, порошковые) и противопожарный инвентарь.

Кабинет информатики

Помещение кабинета информатики должно удовлетворять следующим требованиям: на каждый компьютер - 6 кв. м. и 6 куб. м. общей площади кабинета. Размещение компьютеров задними стенками к глухим стенкам кабинета, по его периметру (во избежании чрезмерного электромагнитного излучения, находящихся за задней стенкой компьютера). Кабинет должен иметь окна на север или северо-запад (для того, что бы помещение не было на солнечной стороне, что приводит к повышению температуры в помещении), а также систему кондиционирования или возможность проветривания для обмена свежего воздуха. Температура воздуха в кабинете должна находиться в пределах 19...21°С. В кабинете каждый день необходимо проводить влажную уборку.

Компьютерная техника должна размещаться на специальных столах, обеспечивающих:

    угол наклона и подставку для монитора;

    подставку для клавиатуры на уровне, комфортном для рук работающих учеников;

    ширину, достаточную для размещения всех устройств компьютера;

    достаточное расстояние (не менее 60 см.) от глаз учащихся до поверхности монитора.

Стулья, на которых должны работать учащиеся должны быть следующими:

    регулируемые по высоте сидения (учитывать рост учащихся),

    поворачиваться (регуляция положения),

    регулирующими по высоте спинки (регулируемая по роста опора для снятия нагрузки с поясничного отдела работающего).

Инструкция

по технике безопасности и правилам поведения

В компьютерном классе для учащихся

Общее положения:

    К работе в компьютерном классе допускаются лица, ознакомленные с данной инструкцией по технике безопасности и правилам поведения.

    Работа учащихся в компьютерном классе разрешается только в присутствии преподавателя (инженера, лаборанта).

    Во время занятий посторонние лица могут находиться в классе только с разрешения преподавателя.

    Во время перемен между уроками проводится обязательное проветривание компьютерного кабинета с обязательным выходом учащихся из класса.

    Помните, что каждый учащийся в ответе за состояние своего рабочего места и сохранность размещенного на нем оборудования.

Перед началом работы необходимо:

    Убедиться в отсутствии видимых повреждений на рабочем месте;

    Разместить на столе тетради, учебные пособия так, что бы они не мешали работе на компьютере;

    Принять правильною рабочую позу.

    Посмотреть на индикатор монитора и системного блока и определить, включён или выключен компьютер. Переместите мышь, если компьютер находится в энергосберегающем состоянии или включить монитор, если он был выключен.

При работе в компьютерном классе категорически запрещается:

    Находиться в классе в верхней одежде;

    Класть одежду и сумки на столы;

    Находиться в классе с напитками и едой;

    Располагаться сбоку или сзади от включенного монитора;

    Присоединять или отсоединять кабели, трогать разъемы, провода и розетки;

    Передвигать компьютеры и мониторы;

    Открывать системный блок;

    Включать и выключать компьютеры самостоятельно.

    Пытаться самостоятельно устранять неисправности в работе аппаратуры;

    Перекрывать вентиляционные отверстия на системном блоке и мониторе;

    Ударять по клавиатуре, нажимать бесцельно на клавиши;

    Класть книги, тетради и другие вещи на клавиатуру, монитор и системный блок;

    Удалять и перемещать чужие файлы;

    Приносить и запускать компьютерные игры.

Находясь в компьютерном классе, учащиеся обязаны:

    Соблюдать тишину и порядок;

    Выполнять требования преподавателя и лаборанта;

    Находясь в сети работать только под своим именем и паролем;

    Соблюдать режим работы (согласно п. 9.4.2. Санитарных правил и норм);

    При появлении рези в глазах, резком ухудшении видимости, невозможности сфокусировать взгляд или навести его на резкость, появления боли в пальцах и кистях рук, усиления сердцебиения немедленно покинуть рабочее место, сообщить о происшедшем преподавателю и обратиться к врачу;

    После окончания работы завершить все активные программы и корректно выключить компьютер;

    Оставить рабочее место чистым.

Работая за компьютером, необходимо соблюдать правила:

    Расстояние от экрана до глаз – 70 – 80 см (расстояние вытянутой руки);

    Вертикально прямая спина;

    Плечи опущены и расслаблены;

    Ноги на полу и не скрещены;

    Локти, запястья и кисти рук на одном уровне;

    Локтевые, тазобедренные, коленные, голеностопные суставы под прямым углом.

Требования безопасности в аварийных ситуациях:

    При появлении программных ошибок или сбоях оборудования учащийся должен немедленно обратиться к преподавателю (лаборанту).

    При появлении запаха гари, необычного звука немедленно прекратить работу, и сообщить преподавателю (лаборанту).

    Закрепление изученного материала:

    Перечислите основные требования техники безопасности при работе в кабинете информатики.
    2. Чем обусловлено каждое правило техники безопасности, дайте комментарии.
    3. Какие санитарно-гигиенические нормы предъявляются к работе с компьютером?
    4. Какие требования предъявляются к помещению кабинета информатики?
    5. Какие требования предъявляются к мебели кабинета информатики?
    6. Какие правила поведения должны выполнять учащиеся, работающие в кабинете информатики?
    7. Вкаком нормативном документе можно посмотреть подробно требования к работе и оборудованию кабинета информатики?

    Подведение итогов урока

    Домашнее задание

Знать техн ику безопасности в компьютерном классе.


СОДЕРЖАНИЕ Введение 3

1. Организация рабочего места и стандарты безопасности 4
      Виды опасных и вредных факторов 5
      Общие требования безопасности 6
      Требования электробезопасности 7
      Требования по обеспечению пожарной безопасности 9
2. Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека 10

2.1. Компьютерное излучение 10
2.2. Компьютерный зрительный синдром 11
2.3. Проблемы, связанные с мышцами и суставами 13
2.4. Заболевания органов дыхания 16
      Синдром компьютерного стресса 17
      Особенность работы с компьютером детей 18

3. Технические методы увеличения безопасности работы за компьютером 20

4. Оздоровительно- профилактические упражнения 24

4.1. Комплекс упражнений для глаз и мышц тела 24
4.2. Комплексы упражнений для снятия симптомов синдрома
компьютерного стресса 25
Заключение 27

Список литературы 28
Приложение № 1 29




Введение.

Электронно-вычислительная техника все шире входит во все сферы нашей жизни. Компьютер стал привычным не только в производственных цехах и научных лабораториях, но и в студенческих аудиториях и в школьных классах. Даже в детских садах появляется все больше компьютерных игр.
Непрерывно растет число специалистов, работающих с персональным компьютером, который становится их основным рабочим инструментом. Ни экономические, ни научные достижения невозможны теперь без быстрой и четкой информационной связи и без специально обученного персонала. Небывалая скорость получения визуальной информации, и ее передачи адресату, а, следовательно, возможность наиболее эффективного практического использования этой информации – вот основные причины всеобщей компьютеризации.
Однако длительное пребывание у экрана компьютера без соблюдения необходимых правил небезвредно для здоровья операторов и пользователей. В первую очередь они отмечают нарушение зрения, утомление мышц рук и позвоночника, общую слабость.
Основные факторы вредного влияния компьютера на организм – это электромагнитные поля и излучения, длительная неподвижность позы оператора.
В реферате приведены санитарно- гигиенические нормы, касающиеся расположения компьютера, освещенности рабочего места, установки кресла, режим работы.

    Организация рабочего места и стандарты безопасности
Специалисты различных направлений и специализаций после тщательных исследований пришли к выводу, что причиной отклонений здоровья пользователей являются не столько сами компьютеры, сколько недостаточно строгое соблюдение принципов эргономики. Ученые озабочены тем, чтобы появление и активное применение компьютерных технологий не стало дополнительным фактором ухудшения здоровья. Для этого необходимо, чтобы рабочее место отвечало бы гигиеническим требованиям безопасности, которые помогут уменьшить воздействие вредных факторов от ПК.
В помещениях, где используются компьютеры, формируются специфические условия окружающей среды – микроклимата. При низких значениях влажности в воздухе накапливаются микрочастицы с высоким электростатическим зарядом, способные адсорбировать частицы пыли и поэтому обладающие аллергизирующими свойствами. Для поддержания нормальной температуры и относительной влажности в помещении необходимо регулярное проветривание, а так же наличие систем ионизирования и кондиционирования воздуха. Для улучшения микроклимата так же важна грамотная организация освещения. Специалисты рекомендуют применять преимущественно люминесцентные лампы. Их располагают в виде сплошных или прерывистых линий, расположенных сбоку от рабочих мест, параллельно линии мониторов. При периметральном расположении компьютеров светильники располагают, локализовано над рабочим местом ближе к переднему краю, обращенному к пользователю. Существуют специальные люминесцентные лампы, которые излучают свет различного качества, имитируя, таким образом, полный спектр естественного солнечного света.
Другая, не менее серьезная проблема – обеспечение электромагнитной безопасности работающих за компьютером с дополнительными периферийными устройствами. При одновременном их включении вокруг пользователя создается поле с широким частотным спектром. В этом случае немаловажную роль играет оборудование рабочего места в помещении. Однако на практике обеспечить нормальную электромагнитную обстановку удается далеко не всегда. Специалисты предлагают принять во внимание следующее:
- помещение, где эксплуатируются компьютеры и периферия к ним, должно быть удалено от посторонних источников электромагнитных излучений (электрощиты, трансформаторы и т.д.);
- если на окнах помещения имеются металлические решетки, то они должны быть заземлены, т.к. несоблюдение этого правила может привести к резкому локальному повышению уровня полей в какой-либо точке помещения и сбоям в работе компьютера;
- групповые рабочие места желательно размещать на нижних этажах здания, так как вследствие минимального значения сопротивления заземления именно на нижних этажах здания существенно снижается общий электромагнитный фон.
При неверной общей планировке помещения, неоптимальной разводке питающей сети, неэффективном устройстве контура заземления собственный электромагнитный фон помещения может оказаться настолько сильным, что обеспечить на рабочих местах требования санитарных правил в большинстве случаев невозможно.

Особое внимание следует уделять организации групповых рабочих мест, так как в этом случае пользователь подвержен излучению не только своего компьютера, но и тех, которые расположены рядом с ним. Каждое рабочее место создает своеобразное магнитное поле, радиус которого может быть 1,5 м и более, причем излучение исходит не только от экрана, но и от задней и боковых стенок монитора. Специалисты советуют размещать рабочие места с компьютерами так, чтобы расстояние между боковыми стенками дисплея соседних мониторов было не менее 1,2 м, а расстояние между передней поверхностью монитора в направлении тыла соседнего монитора – не менее 2 м. Такая планировка рабочих мест способствует защите пользователя от электромагнитных излучений соседних компьютеров.

1.1. Виды опасных и вредных факторов.

Эксплуатирующий средства вычислительной техники и периферийное оборудование персонал может подвергаться опасным и вредным воздействия, которые по природе действия подразделяются на следующие группы:
      поражение электрическим током,
      механические повреждения
      электромагнитное излучение
      инфракрасное излучение
      опасность пожара
      повышенный уровень шума и вибрации
Для снижения или предотвращения влияния опасных и вредных факторов необходимо соблюдать «Cанитарные правила и нормы. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» (Утверждено Постановлением Госкомсанэпиднадзора России от 14 июля 1996 г. N 14 СанПиН 2.2.2.542-96). (см. Таб. №4).
1.2. Общие требования безопасности.

При работе с персональными компьютерами пользователь должен соблюдать ряд требований по организации труда.
Так перед началом работы следует: подготовить рабочее место; отрегулировать освещение на рабочем месте, убедиться в отсутствии бликов на экране; проверить правильность подключения оборудования к электросети; проверить исправность проводов питания и отсутствие оголенных участков проводов; убедиться в наличии заземления системного блока, монитора и защитного экрана; протереть антистатической салфеткой поверхность экрана монитора и защитного экрана.
Для успешного выполнения работы следует проверить правильность установки стола, стула, подставки для ног, пюпитра, угла наклона экрана, положение клавиатуры, положение "мыши" на специальном коврике, при необходимости произвести регулировку рабочего стола и кресла, а также расположение элементов компьютера в соответствии с требованиями эргономики и в целях исключения неудобных поз и длительных напряжений тела.
Продолжительность непрерывной работы специалистов с компьютером без регламентированного перерыва не должна превышать 2-х часов (для учащихся общеобразовательных учреждений устанавливаются другие режимы работы с компьютерами.). Во время регламентированных перерывов с целью снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, устранения влияния гиподинамии и гипокинезии, предотвращения развития познотонического утомления выполнять комплексы упражнений.
Во всех случаях обрыва проводов питания, неисправности заземления и других повреждений, появления гари следует немедленно отключить питание и сообщить об аварийной ситуации руководителю, преподавателю. Работать на машинах, имеющих неисправности, строго запрещается.
При получении травм или внезапном заболевании необходимо немедленно известить своего руководителя, организовать первую доврачебную помощь или вызвать скорую медицинскую помощь.
Завершение работы с компьютером следует выполнять аккуратно. Окончание работы включает выполнение следующих действий: отключение питания компьютера, приведение в порядок рабочего места; выполнение упражнений для глаз и пальцев рук на расслабление.
      Требования электробезопасности
При пользовании средствами вычислительной техники и периферийным оборудованием каждый работник должен внимательно и осторожно обращаться с электропроводкой, приборами и аппаратами и всегда помнить, что пренебрежение правилами безопасности угрожает и здоровью, и жизни человека
Во избежание поражения электрическим током необходимо твердо знать и выполнять следующие правила безопасного пользования электроэнергией:
1. Необходимо постоянно следить на своем рабочем месте за исправным состоянием электропроводки, выключателей, штепсельных розеток, при помощи которых оборудование включается в сеть, и заземления. При обнаружении неисправности немедленно обесточить электрооборудование, оповестить администрацию. Продолжение работы возможно только после устранения неисправности.
2. Во избежание повреждения изоляции проводов и возникновения коротких замыканий не разрешается:
а) вешать что-либо на провода;
б) закрашивать и белить шнуры и провода;
в) закладывать провода и шнуры за газовые и водопроводные трубы, за батареи отопительной системы;
г) выдергивать штепсельную вилку из розетки за шнур, усилие должно быть приложено к корпусу вилки.
3. Для исключения поражения электрическим током запрещается:
а) часто включать и выключать компьютер без необходимости;
б) прикасаться к экрану и к тыльной стороне блоков компьютера;
в) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании мокрыми руками;

г) работать на средствах вычислительной техники и периферийном оборудовании, имеющих нарушения целостности корпуса, нарушения изоляции проводов, неисправную индикацию включения питания, с признаками электрического напряжения на корпусе
д) класть на средства вычислительной техники и периферийном оборудовании посторонние предметы.
3. Запрещается под напряжением очищать от пыли и загрязнения электрооборудование.
4. Запрещается проверять работоспособность электрооборудования в неприспособленных для эксплуатации помещениях с токопроводящими полами, сырых, не позволяющих заземлить доступные металлические части.
5. Ремонт электроаппаратуры производится только специалистами- техниками с соблюдением необходимых технических требований.
6. Недопустимо под напряжением проводить ремонт средств вычислительной техники и периферийного оборудования.
7. Во избежание поражения электрическим током, при пользовании электроприборами нельзя касаться одновременно каких-либо трубопроводов, батарей отопления, металлических конструкций, соединенных с землей.
8. При пользовании электроэнергией в сырых помещениях соблюдать особую осторожность.
9. При обнаружении оборвавшегося провода необходимо немедленно сообщить об этом администрации, принять меры по исключению контакта с ним людей. Прикосновение к проводу опасно для жизни.
10. Спасение пострадавшего при поражении электрическим током главным образом зависит от быстроты освобождения его от действия током.
Во всех случаях поражения человека электрическим током немедленно вызывают врача. До прибытия врача нужно, не теряя времени, приступить к оказанию первой помощи пострадавшему.
Необходимо немедленно начать производить искусственное дыхание, наиболее эффективным из которых является метод «рот в рот» или «рот в нос», а также наружный массаж сердца.
Искусственное дыхание пораженному электрическим током производится вплоть до прибытия врача.
      Требования по обеспечению пожарной безопасности.
На рабочем месте запрещается иметь огнеопасные вещества.
В помещениях запрещается:
а) зажигать огонь;
б) включать электрооборудование, если в помещении пахнет газом;
в) курить;
г) сушить что-либо на отопительных приборах;
д) закрывать вентиляционные отверстия в электроаппаратуре
Источниками воспламенения являются:
а) искра при разряде статического электричества
б) искры от электроборудования
в) искры от удара и трения
г) открытое пламя
При возникновении пожароопасной ситуации или пожара персонал должен немедленно принять необходимые меры для его ликвидации, одновременно оповестить о пожаре администрацию. Помещения с электроборудованием должны быть оснащены огнетушителями типа ОУ-2 или ОУБ-3.
    Негативные факторы воздействия компьютера на здоровье человека
Многие люди, постоянно работающие с компьютером, отмечают, что часто через короткое время после начала работы появляются головная боль, болезненные ощущения в области мышц лица и шеи, ноющие боли в позвоночнике, резь в глазах, слезоточивость, нарушение четкого видения, боли при движении рук. Российский Научно-исследовательский институт охраны труда провел медико-биологические исследования воздействия ПК на операторов, которое иллюстрирует то факт, что степень болезненности ощущений пропорциональна времени работы за ПК.
Отрицательное воздействие компьютера на человека является комплексным, поэтому и изучение влияния компьютерных технологий должно быть комплексным, учитывающим взаимосвязанное влияние множества факторов. Только комплексный подход позволяет достоверно оценить воздействие компьютера на здоровье пользователя.
      Компьютерное излучение
Когда все устройства ПК включены, в районе рабочего места оператора формируется сложное по структуре электромагнитное поле. Реальную угрозу для пользователя компьютера представляют электромагнитные поля. Как показали результаты многочисленных научных работ, монитор ПК является источником: (см. Таб. №1, №2)
- электростатического поля;
- слабых электромагнитных излучений в низкочастотном и высокочастотном диапазонах (2 Гц – 400 кГц);
- рентгеновского излучения;
- ультрафиолетового излучения;
- инфракрасного излучения;
- излучения видимого диапазона.
Влияние их на организм человека изучено недостаточно, однако ясно, что оно не обходится без последствий. Исследования функционального состояния пользователей ПК, проведенные Центром электромагнитной безопасности, показали, что в организме человека под влиянием электромагнитного излучения монитора происходят значительные изменения гормонального состояния, специфические изменения биотоков головного мозга, изменение обмена веществ. Низкочастотные электромагнитные поля при взаимодействии с другими отрицательными факторами могут инициировать раковые заболевания и лейкемию. Пыль, притягиваемая электростатическим полем монитора иногда становится причиной дерматитов лица, обострения астматических симптомов, раздражения слизистых оболочек.

2.2. Компьютерный зрительный синдром

Уже в первые годы компьютеризации было отмечено специфическое зрительное утомление у пользователей дисплеев, получившее общее название "компьютерный зрительный синдром" (CVS-Computer Vision Syndrome) . Причин его возникновения несколько. И, прежде всего - сформировавшаяся за миллионы лет эволюции зрительная система человека, которая приспособлена для восприятия объектов в отраженном свете (картин природы, рисунков, печатных текстов и т. п.), а не для работы с дисплеем. Изображение на дисплее принципиально отличается от привычных глазу объектов наблюдения - оно светится; состоит из дискретных точек - пикселей; оно мерцает, т. е. эти точки с определенной частотой зажигаются и гаснут; цветное компьютерное изображение не соответствует естественным цветам (спектры излучения люминофоров отличаются от спектров поглощения зрительных пигментов в колбочках сетчатки глаза, которые ответственны за наше цветовое зрение). Но не только особенности изображения на экране вызывают зрительное утомление. При работе на компьютере часами у глаз не бывает необходимых фаз расслабления, глаза напрягаются, их работоспособность снижается. Большую нагрузку орган зрения испытывает при вводе информации, так как пользователь вынужден часто переводить взгляд с экрана на текст и клавиатуру, находящиеся на разном расстоянии и по-разному освещенные.

Отечественные и зарубежные исследования показывают, что более 90% пользователей компьютеров жалуются на жжение или боли в области глаз, чувство песка под веками, затуманивание зрения и др. Комплекс этих и других характерных недомоганий с недавнего времени получил название «Компьютерный зрительный синдром». Влияние работы с монитором в значительной степени зависит от возраста пользователя, от состояния зрения, а также от интенсивности работы с дисплеем и организации рабочего места. По данным итальянских ученых, которые обследовали свыше 5 тысяч пользователей, были отмечены следующие симптомы: покраснение глаз – 48 %, зуд – 41, боли – 9, потемнение в глазах – 2,5, двоение – 0,2 %. При этом отмечались объективные изменения: снижение остроты зрения – 34 %, бинокулярного зрения – 49 %. В то же время в результате длительной работы очень велик риск появления, или прогрессивности уже имеющейся, близорукости. Причиной развития близорукости является постоянная работа с предметами находящимися на близком расстоянии от глаза, вследствие этого возникает недостаток рефракции глаза (преломляющей способности), именно по этому люди страдающие близорукостью плохо видят в даль. Для профилактики близорукости необходимо следить за тем, на каком расстоянии находиться от вас предмет, с которым вы работаете. Для этого следует обратить внимание на своё рабочее место и его освещение, всё должно быть расположено так, что бы ваше положение за столом не приводило бы к каким либо расстройствам.
Также, в качестве профилактического средства совершенно не лишним является использование очков, специально предназначенных для работы за ПК. Компьютерные очки защищают глаза от отрицательного воздействия монитора. Они повышают отчетливость восприятия, оптимизируют цветопередачу, снижают зрительное утомление, повышают комфортность и работоспособность.

    Профилактика.

1. Требования к монитору:
1.1 Количество цветов не менее 256.
1.2 Размер зерна не более 0.28 мм
1.3 Частота регенерации не менее 75 Гц

1.4 Возможность регулировки яркости и контраста изображения.
2. Монитор должен находиться на расстоянии не менее 45 см. от глаз (расстояние вытянутой руки), его верхняя точка должна находиться не ниже прямого взгляда (смотря прямо, вы видите верхний край монитора).
3. Освещение рабочего места не должно вызывать блики на экране монитора. В то же время оно должно быть достаточным, для того чтобы хорошо видеть остальные предметы, с которыми вы работаете.
4. При работе одновременно с книгой и монитором желательно, что бы они находились на одной высоте, для этого приобретите подставку для книг.
5. Почаще протирайте экран монитора.
6. Естественно как можно чаще прерывайте работу и давайте глазам отдохнуть (желательно каждый час делать 10-15 минутный перерыв), причем, если с монитора переключиться на телевизор толку будет мало.
2.3. Проблемы, связанные с мышцами и суставами
У людей, зарабатывающих на жизнь работой на компьютерах, наибольшее число жалоб на здоровье связано с заболеваниями мышц и суставов.

Неподвижная напряженная поза оператора, в течение длительного времени прикованного к экрану монитора, приводит к усталости и возникновению болей в позвоночнике, шее, плечевых суставах, а также развивается мышечная слабость и происходит изменение формы позвоночника. Интенсивная работа с клавиатурой вызывает болевые ощущения в локтевых суставах, предплечьях, запястьях, в кистях и пальцах рук.
Часто присутствуют жалобы на онемение шеи, боль в плечах и пояснице или покалывание в ногах. Немаловажное значение при работе на компьютере имеет осанка.
Осанка - это положение, которое принимает ваше тело, когда вы сидите за компьютером. Правильная осанка необходима для профилактики заболеваний шеи, рук, ног и спины. Необходимо так организовывать рабочее место, чтобы осанка была оптимальной, что снизит риск заболеваний мышц и суставов.
Правильная осанка. При работе за компьютером лучше всего сидеть на 2,5 см выше, чем обычно. Уши должны располагаться точно в плоскости плеч. Плечи должны располагаться точно над бедрами. Голову нужно держать ровно по отношению к обоим плечам, голова не должна наклоняться к одному плечу. При взгляде вниз, голова должна находиться точно над шеей, а не наклоняться вперед. Более детальное описание организации рабочего места находится ниже.
Неправильная осанка. При следующих типах неправильной осанки вероятность заболеваний повышается.
Сгорбленное положение:
Увеличивает и без того большую нагрузку на позвоночник.
Заставляет жидкое содержимое межпозвоночных дисков поясничного отдела позвоночника оттекать назад
Приводит к чрезмерному растяжению мышц, поддерживающих осанку.
Сгорбленное положение может приводить к заболеваниям:
      Синдром запястного канала.
      Грыжа межпозвоночных дисков поясничного отдела.
      Грыжа межпозвоночных дисков шейного отдела.
      Голова выдвинута вперед.
Такая осанка часто возникает по следующим причинам:
глядя на экран монитора, пользователь напрягается, что заставляет его вытягивать шею вперед;
сидя в такой позе, приходится откидывать голову назад, чтобы разглядеть объект, расположенный прямо перед вами. Это усиливает прогиб шейного отдела позвоночника;
вытягивание головы вперед вызывает напряжение мышц основания головы и шеи, что ограничивает кровоток в сосудах шеи, т.е. кровоснабжение головы и отток крови от нее. Напряженные мышцы у основания головы и шеи при вытягивании головы вперед могут привести к следующим нарушениям:
      головные боли;
      боль в шее;
      боль в руках и кистях;
      сутулость.
Линия плеч располагается не точно над линией бедер и под линией ушей. Сутулость вызывает чрезмерную нагрузку на плечевые сухожилия, что приводит к напряжению мышц плеча. Сутулость может приводить к развитию:
      синдрома запястного канала
      синдрома ущемления плеча.
Боль в руках, особенно в кисти правой руки, вызванная долгой работой за компьютером приобрела название туннельного синдрома или синдрома запястного канала, а так же, приобрела статус профессионального заболевания компьютерщиков (программистов, машинистов и людей, работа которых ведётся в основном на компьютере). Причиной возникновения боли является защемление нерва в запястном канале. Защемление может быть вызвано распуханием сухожилий проходящих в непосредственной близости к нерву, а так же, распуханием самого нерва. Причиной же защемления нерва является постоянная статическая нагрузка на одни и те же мышцы, которая может быть вызвана большим количеством однообразных движений (например, при работе с мышкой) или неудобным положением рук, во время работы с клавиатурой, при котором запястье находиться в постоянном напряжении. Всё это может привести к постоянному ощущению боли или дискомфорта в руках, ослаблению и онемению рук, особенно ладоней. Стоит заметить, что боль в руках может быть вызвана не только защемлением запястного нерва, но и повреждением позвоночника (остеохондроз, грыжи межпозвонковых дисков) при котором повреждается нерв идущий к рукам от спинного мозга.
и т.д.................

С первых занятий рукоделия необходимо приучать себя к соблюдению правил безопасности во время работы:
Осторожно пользоваться инструментами;
Не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять её на рабочем месте;
Игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери её сразу же надо искать;
Не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
Передавать ножницы друг другу только кольцами вперёд;
Не брать в рот нитку, ткань, иголки;
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец;
Знать количество иголок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие. Обязательно найти потерянную иголку;
Не шить ржавой иголкой: она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться
Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.

2 ПРАВИЛЬНАЯ ПОСАДКА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ
ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ:

Ноги должны твёрдо опираться всей подошвой о пол, так как при другом положении ног нарушается кровообращение;
Корпус надо держать прямо или слегка наклонить вперёд;
Голову слегка наклонить вперёд;
Нельзя опираться грудью о стол;
Руки должны быть согнуты в локтях, и отставать от корпуса не более чем на 10 см;
При работе не следует ставить локти на стол;
Расстояние от глаз до изделия должно быть в среднем 30 см;
В процессе работы следует переодически менять положение корпуса

3 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОЧЕГО МЕСТА
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РУЧНЫХ РАБОТ

Рабочим местом принято называть участок комнаты или кабинета, предназначенный для выполнения определённой работы и оснащённый в соответствии с этой работой.
Для операций, выполняемых вручную, необходим рабочий стол, на котором располагаются инструменты и приспособления. На рабочем месте должны находиться только обрабатываемые детали, инструменты и приспособления, которые необходимы для выполнения данной работы. Вся работы выполняется на столе, обрабатываемую деталь нужно держать перед собой.
Большое влияние на самочувствие работающих и на качество их работы оказывает правильная посадка. Неправильное положение корпуса работающего вызывает у него преждевременную усталость, снижение работоспособности. А так же способствует появлению сутулости, искривления позвоночника, развитию близорукости и так далее.

4 ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РУЧНЫХ РАБОТ

1. Опасности в работе:
Повреждение пальцев иглой;
Травма руки ножницами;
Травма глаз.
2. Что нужно сделать до начала работы:
Посчитать количество иголок в игольнице;
Положить инструменты и приспособления в отведенное для них место.
3. Что нужно сделать во время работы:
Быть внимательной к работе;
Надевать наперсток на средний палец правой руки, чтобы не уколоть его;
Вкладывать иглы только в игольницу;
Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя;
Передавать ножницы только с сомкнутыми лезвиями и кольцами вперёд.
4. Что нужно сделать после окончания работы:
Посчитать количество иголок и булавок в игольнице. Их должно быть столько, сколько было в начале работы
Убрать рабочее место.

Требования техники безопасности при работе с компьютером:

1. Системный блок устанавливается в месте, где он не будет подвергаться толчкам и вибрациям, а также интенсивному запылению.

2. Монитор устанавливается на уровне глаз так, чтобы на экран не попадали прямые солнечные лучи и, если вы пользуетесь ЭЛТ-монитором, позади монитора не работали люди.

Уровень определяется так: сидя за компьютером и глядя горизонтально, вы должны видеть верхний край экрана. Расстояние от ваших глаз до экрана должно быть в пределах 50–70 см.

Что касается запрета работать позади ЭЛТ-монитора, то следует обратить внимание на то, что ЭЛТ-монитор основан на электронно-лучевой трубке, которая при своей работе создает электромагнитное поле (к жидкокристаллическим мониторам это не относится). Со стороны экрана существует хорошая защита, а с обратной стороны такая защита слабее. Нахождение человека в электромагнитном поле монитора может вредить его здоровью.

3. Клавиатура устанавливается в месте, удобном для работы, так, чтобы она не загрязнялась. Мелкие частицы могут заклинивать клавиши, мешая им работать, жидкость, попав внутрь корпуса клавиатуры, вызывает выход из строя микросхем. Кстати, ремонт клавиатуры стоит дороже, чем приобретение новой. Существуют защищенные клавиатуры, но они довольно дорогие.

4. Принтер должен иметь устойчивое основание и достаточный простор для печати документов. Нельзя устанавливать принтер на горизонтальный системный блок.

5. Все работы, связанные с переключением кабелей, соединяющих устройства компьютера, следует выполнять при выключенном компьютере.

6. Перед включением компьютера необходимо убедиться, что все токоведущие части надежно изолированы, а розетки заземлены.

Общая продолжительность пребывания за монитором не должна превышать 6 часов.

Санитарно-гигиенические нормы при работе с компьютером:

1) Если в комнате несколько компьютеров, то расстояние от передней панели одного из них до задней стенки другого должно быть не менее 2 м.

2) Между боковыми стенками расстояние должно быть не менее 1 м 20 см.

3) На каждого пользователя должно приходиться не менее 6 квадратных метров, не менее 20 кубических.

4) Нельзя работать в подвалах и полуподвалах.

5) При работе за компьютером освещенность должна быть не менее 300 люкс.

6) Глаза работающего за компьютером должны находиться на уровне верхней границы экрана.

7) Взрослому положено каждые 1,5-2 часа работы за компьютером отдыхать по 15-20 минут (первоклашкам безопасно находиться за компьютером 10 минут 1 раз в неделю).

8) Шум от компьютера допускается не более 50 дБ.

Для сравнения:

10 дБ - шепот;

20-30 дБ - норма шума в жилых помещениях;

40 дБ - тихий разговор;

50 дБ - разговор средней громкости;

70 дБ - шум пишущей машинки;

80 дБ - шум работающего двигателя грузового автомобиля;

100 дБ - громкий автомобильный сигнал на расстоянии 5-7 м;

120 дБ - шум работающего трактора на расстоянии 1 м;

130 дБ - порог болевого ощущения,

Зона - 10 см от экрана монитора (14 в/м);

Зона - 30 см от экрана монитора (6 в/м);

Зона - 50 см от экрана монитора (1 в/м) - ПОДХОДИТ ДЛЯ РАБОТЫ;

Зона - 1 м 60 см - максимально безопасна.