Свято-троицкий собор. Собор святой троицы

Главным храмом Белопесоцкого мона­стыря является собор во имя Святой Троицы. Время его возведения опреде­ляется точно. Из Каширских приказных книг, хранившихся в Поместном при­казе, известно следующее: «В Кашир­ском уезде, в Туровом стану, монастырь Троицкий возле Оки на Белых Песках, а в монастыре церковь Живоначаль­ной Троицы каменная, сооружения ее новоначатие 1569 года, сооружали при игумене Варлаамии, а сооружают ее на подклети, двери по верхние по­роги, а в стенах окна, да у Троицы же придел собора Пресвятой Богородицы, да у Троицы под папертью придел, что лежит печальник и строитель старец Володимир». До настоящего време­ни неоднократно перестраивавшийся Троицкий собор дошел в сильно измененном виде. Первые значительны новшества были внесены в его apxитектуру еще в XVII веке. Обновлялся он и в самом начале XVIII столетия: «1702 году мая в 5 день обновлена и освещена Соборная церковь Св. Tpoицы при Царе и Великом Государе Петре Алексеевиче... тщанием и попечительством Троицы Сергиевской Лавры властей архимандрита Иллариона, келаря старца Мисаила и казначея старца Пахомия, прибывших на послушание в Белопесоцкий монастырь, строитель иеромонаха Варлаама Мехирева, он же и на колокол собирал и сам дал». Через семьдесят лет тщанием архимандрита Гедеона были обновлены иконы местного ряда иконостаса Троицкого собора.

Реставрация главного храма Белопесоцкой обители, относящаяся к середине XIX века, очень любопытна тем, что велась на средства всего лишь одного крестьянина. Им был житель села Озеры Коломенского уезда Максим Петрович Щербаков, в 1867 году давший деньги на новую штукатурку и фресковые росписи с позолотой. Кроме того, его же иждивением вместо ветхого иконостаса воздвигли новый пятиярусный резной, позолоченный червонным золотом. Иконы для верхних четырех ярусов писались «греческим письмом» с позолотой, а за клиросами поставили большие киоты, также позолоченные. Обновилось и убранство самого алтаря: новые престол и жертвенник сделали из дуба, обшив их кипарисовыми дос­ками. Освящение отремонтированного собора по благословению митрополита Филарета совершил 9 июля 1867 года преосвященный Игнатий, епископ Можайский, викарий Московской епархии. Тем же крестьянином Щербаковым на украшение храма были пожертвованы: две бронзовые позолоченные хоругви с иконами, запрестольный семисвечник, семь подсвечников больших, два подсвечника малых, паникадило о 36 шандалах (подсвечниках), ковчег серебряный позолоченный, две сереб­ряные позолоченные лампадки для масла, две лампадки под паникадило и Евангелие. Всего на возобновление со­бора М. П. Щербаков истратил больше 20000 рублей серебром.

Троицкий собор сильно постра­дал во время апрельского наводнения 1908 года, когда разлившаяся Ока затопила Белопесоцкий монастырь. Кром­ка воды доходила тогда практически до уровня каменной ограды. Только в 1914 году, при игумене Митрофане монастырь смог произвести необходимые восстановительные работы. В Троицком соборе сделали новый пол из немецкой плитки, всю живопись промыли, а иконостас и главный купол собора вызолотили. Одновременно из Белокаменных плит устроили дорожки между храмами, к фруктовому саду и конному двору.

В 1932 году от монастыря началось строительство железнодо­рожного моста. Возводившие его за­ключенные до окончания строитель­ства в 1934 году жили в Троицком и Сергиевском храмах, между которы­ми находилась гауптвахта. Выводили заключенных на работы под конво­ем. В длинных телегах с откидными боковыми бортами, именовавшихся «грабарками», они возили песок для насыпи. Народ эту стройку прозвал «Донбассом». Троицкий собор внутри при этом перегородили, поместили внутри печки- «буржуйки», в окна вы­вели дымоходы, установили нары. Тут же в храме кололи и хранили дрова, да­же порой жгли костры. Заключенные жили на нескольких ярусах, располо­женных по стенам, середина собора была пустая. Устроили жилье и под га­лереей. Чуть позднее Троицкий собор превратился в клуб, в котором перед спектаклями выступала «Синяя блуза». Некоторое время в храме располагался и пионерский лагерь. Во второй поло­вине XX века вдоль монастырской сте­ны напротив Троицкого собора были построены гаражи для большегрузного транспорта. С течением времени собор­ный храм утонул в горах строительного и бытового мусора. Отходы не вывози­лись много лет, в связи с чем эти места оккупировали полчища крыс.

11 августа 1989 года было принято решение о создании в Троицком Бело- песоцком монастыре городского исто­рико- культурного центра с гостинич­ным комплексом (ИКЦ ГК). Разрабо­тали обширную проектно- техническую документацию. Технико- экономиче­ские предложения использования оби­тели в качестве ИКЦ ГК предусматри­вали, в частности, устроение «в главном зале Троицкого собора и в его алтарной части» концертно- выставочного зала. Три крытые галереи собора, на каждую из которых должно было вести отдель­ное крыльцо, предназначались для разнообразных выставок. В подклете храма предполагалось открыть видео­салон (в алтарной части), игровой зал (кегельбан, бильярд, игровые автоматы и др.), торговые киоски, кафе. В документации отмечалось, между прочим что Троицкой собор Белопесоцкого монастыря обладает самыми лучший акустическими характеристиками среди храмов Московской области.

После возобновления иноческой жизни в Белопесоцком монастыре начались восстановительные работы. Уже к маю 2002 года внешне отреставрированный Троицкий собор предстал во всем своем великолепии.

Самое большое количество открыток было выпущено с видами мужского монастыря, которых известно свыше пятидесяти. Это можно объяснить тем, что в Белгород приезжало много паломников, чтобы приложиться к мощам Святителя Иоасафа. Особенно много открыток было выпущено разными издателями к торжествам открытия мощей, состоявшихся 4 сентября 1911 года. На них изображены: общий вид монастыря, Свято -Троицкий собор, Знаменская церковь, колокольня, покои Свт. Иоасафа, архиерейский дом, рака с мощами Свт. Иоасафа, интерьер Свято -Троицкого собора, братское кладбище, торжества открытия мощей Святителя Иоасафа. Также часто изображался мужской монастырь и на открытках общих видов города.

Особенно хорошо видно расположение всех зданий и построек монастыря на открытке анонимного издательства, выпущенной к 4-сентябрю 1911 года.

Свято-Троицкий мужской монастырь. На переднем плане колокольня (1). За ней Свято-Троицкий собор (2). Слева от колокольни - иконно- книжная лавка (3). Справа — Знаменская церковь (4) . Слева от Свято-Троицкого собора — братское кладбище с часовней (5), Справа от Знаменской церкви - архиерейский дом (6) и покои Святителя Иоасафа (7). Справа за монастырской оградой - улица Георгиевская (ныне 50-летия Белгородской области), Базарная площадь, Преображенский бак (8), Преображенская церковь (9). Вдалеке - Новое русское кладбище (10).

Монастырь получил свое название от главной соборной Свято-Троицкой церкви, построенной одновременно с основанием города в 1596 году и представлявшей собой небольшую деревянную церковь. В 1667 году, по указу царя Алексея Михайловича, Свято-Троицкий храм получил статус кафедрального собора. В 1690 году заложили каменный Свято-Троицкий собор. В 1707 году он был освящен митрополитом Иустином.

В 1760 году епископ Иоасаф (Миткевич) начал постройку каменной колокольни, взамен старой, обветшавшей. Строительство было завершено при епископе Аггее (Колосовском).

В 1833 году кафедральный Свято-Троицкий собор был обращен в общежительный мужской монастырь второго класса. В состав монастыря вошли Свято-Троицкий собор и архиерейский дом, которые были обнесены оградой с башнями. Первым настоятелем монастыря был архимандрит Иоасаф (в миру Иосиф Минаков).

Мужской монастырь. Слева виден купол Покровской церкви.

Вид на мужской монастырь со стороны ул. Георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области). Слева колокольня (1) и перед ней купол Знаменской церкви (2). Посередине - покои Св. Иоасафа. За ними — Свято-Троицкий собор (4). Справа здание в котором проживали монахи (5).

К юго-востоку от Свято-Троицкого собора, в монастырской ограде, находилась каменная Знаменская церковь с деревянным сводом. Построение ее было вызвано необходимостью иметь в монастыре вместительную теплую церковь. Сюда же ходили к богослужению и воспитанники семинарии, располагавшейся напротив монастыря и не имевшей собственной домовой церкви.

Знаменская церковь была построена и освящена 10 ноября 1835 года при настоятеле Елпидифоре. (Бенедиктове). В ней было два престола: главный - во имя Знамения Пресвятой Богородицы и южный придел во имя Св. Николая.

Знаменская церковь мужского монастыря

Знаменская церковь мужского монастыря.

Третья церковь монастыря — домовая. Размещалась в настоятельских покоях. В 1864 году в южной стороне покоев была устроена новая домовая церковь во имя Св. Тихона Задонского. При этой церкв. в дальнейшем стала размещаться часть ризницы и монастырская библиотека, в которой насчитывалось около 1500 книг духовного содержания.

Покои Святителя Иоасафа.

Покои Святителя Иоасафа.

В год рождения Святителя Иоасафа в 1705 году при митрополите Иустине началось строительство здания, в котором впоследствии находились покои Святителя. Строительство было закончено 1707 году. В новом помещении митрополит разместил архиерейские кельи. И в них открыл небольшую домовую церковь в честь Преподобных Антония и Феодосия Печерских.

Ко времени открытия мощей Свт. Иоасафа в 1911 году, его покои, кроме внутренней отделки, сохранились в неизменном виде. Этому способствовало то обстоятельство, что, когда покои оказывались тесными, то их расширяли не переделками, а пристройками с юга, где постепенно и построился архиерейский дом, вплотную примыкавший к ним.

В святительских покоях было семь комнат. По парадной лестнице, с замечательными лепными украшениями, через прихожую, попадали в зал, потолок и откосы зала были расписаны картинами из жизни Святителя. Из зала, через гостиную, входили в небольшую церковь им. Святителя Иоасафа и Преподобных Антония и Феодосия Печерских, которая была освящена 15 апреля 1914 года. В боковых комнатах хранились грамоты с собственноручными подписями святителя Иоасафа.

Покои посещало множество людей. В отдельные дни, особенно летом, через них проходило до шести тысяч человек.

В 1906 году произвели ремонт Свято-Троицкого собора и устроили в нем калориферное отопление.

В 1908 году в главном алтаре собора оборудовали кафедру Белгородского епископа.

Кроме главного алтаря в соборе было два придела. Южный - в честь Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1750 году при епископе Иоасафе (Горленко). В юго-западной стороне собора находился второй придел - во имя Страшного Суда Божьего. Он был построен над склепом, в котором до 4 сентября 1911 года стоял гроб с мощами Святителя Иоасафа, по его завещанию и на деньги родного брата, полтавского полковника Андрея Андреевича Горленко.

Свято-Троицкий собор представлял собой красивое крестообразное здание по 15 саженей (32 м) в длину и ширину и 20 саженей (42,67 м) в высоту. Над серединой храмового здания возвышался огромный купол, с прорезанными в нем вместо окон, нишами, в которых были установлены изображения двенадцати апостолов, и с четырьмя меньшими куполами.

Белгород. Свято -Троицкий собор.

Белгород. Мужской монастырь.

Отдельно от собора на расстоянии 9 саженей и одного аршина (19Ю91 м) стояло огромное здание соборной колокольни, 20 аршин (14,22 м) в длину и ширину и 65 аршин (46,23 м) в высоту. Оно состояло из четырех ярусов, сужающихся кверху, с красивыми колоннами. На четвертом восьмигранном ярусе колокольни были часы с боем.

Белгород. Мужской монастырь. Собор и колокольня мужского монастыря.

Через нижний ярус шел главный вход в монастырь. В третьем ярусе размещалось десять колоколов разного размера. Большой праздничный колокол весом 1022 пуда был вылит в декабре 1865 года на деньги потомственного почетного гражданина Белгорода Николая Ивановича Чумичева на заводе Н. Т. Рыжковой мастером М.А. Ольховиковым в Харькове.

Один из колоколов был отлит в 1752 году во время епископского служения на Белгородской кафедре Святителя Иоасафа.

Монастырская братия размещалась в двух отдельных корпусах. Помимо этих построек в монастыре имелись: свечной завод, построенный в 1905 году, и две иконно-книжные лавки — одна старая, а другая — новая, построенная 1 в 1910 году рядом с колокольней, лицевой стороной к монастырю, одноэтажная, крытая железом, с комнатой для послушника.

Белгород. Колокольня мужского монастыря. Белгород. Свято-Троицкий собор.

По наличию или отсутствию изображения этой лавки на открытке можно приблизительно датировать ее (до 1910 года или после).

В Свято-Троицком соборе находились две главные, особо почитаемые святыни: чудотворная икона Николая Ратного и нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко).

Икона Николая Ратного располагалась в стенном иконостасе на левой стороне главного алтаря Свято-Троицкого собора. Ежегодно 5 мая чудотворная икона крестным ходом из Белгородского монастыря переносилась на место своего первого нахождения в село Устинку, где оставалась до 10 мая и 11 мая обратно приносилась в Белгород.

Согласно древнему преданию, эта икона спасла жителей Устинки от набега татар. В начале XVIII века около села находилась Коренская пустынь. Во время одного из набегов крымские татары хотели напасть на пустынь и перешли по длинной плотине через реку Корень. Настоятель обители взял из Церкви образ Св. Николая, вышел со всей монастырской братией к ним навстречу и начал молебен. Татары были так поражены зрелищем, что бросились бежать. Многие упали с плотины в воду и утонули, остальные скрылись в степи.

Крестный ход начинался от Свято-Троицкого собора и проходил по улице Соборной (ныне Свято-Троицкий бульвар) и императора Николая II (ныне Гражданский проспект) в сторону вокзала. Перед вокзалом процессия поворачивала направо, переходила железную дорогу и выходила к Песчанскому мосту. Перейдя мост, попадала на Волчанскую дорогу и по ней двигалась в село Устинка.

Улица Императора Николая II-го. (Вид со стороны вокзала)

Слева вдалеке Введенская церковь (1). Справа Успенская (Михайловская) церковь (2). За ней купол Смоленского собора (3). Справа Преображенский бак (4), Преображенская церковь (5), мужская гимназия (6). Слева дом Боткиных (7). Рядом с ним усадьба Ребиндеров (8).

Другой высокочтимой святыней монастыря были нетленные мощи епископа Белгородского и Обоянского Иоасафа (Горленко). Святитель Иоасаф был погребен в приготовленном по его указу в юго-западной стороне Свято-Троицкого собора небольшом склепе-пещере, над которым находился придельный престол во имя Страшного суда.

Настоятель монастыря епископ Белгородский Иоанникий собрал средства на изготовление драгоценной раки для мощей Свт. Иоасафа и сделал заказ на разработку ее проекта академику архитектуры В. Покровскому. Эскиз раки и сени были представлены Императрице Александре Федоровне. Рассмотрев чертежи и рисунки, она написала на проекте: «Одобряю. Александра. 5 мая 1910 года». По составленному проекту фирма Хлебникова в Москве изготовила раку для мощей Свт. Иоасафа и сень к ней. На изготовление раки пошло 8 пудов, 2 фунта серебра (131,86 кг) На ней возвышалась изящной художественной работы сень. Мощи Свт. Иоасафа находились в кипарисовом гробу, в раке, в левой стороне храма.

Рака с мощами Святителя Иоасафа. Рака с мощами Святителя Иоасафа.

Важнейшим событием как в истории Свято-Троицкого монастыря, так и во всероссийской церковной жизни является свершившееся 4 сентября 1911 года торжественное прославление Святителя Иоасафа, причисление его к лику святых православной церкви и открытие покоящихся в монастыре мощей для всенародного поклонения.

На докладе, к которому был приложен и акт освидетельствования мощей, Николай II написал: «Благодатным предстательством Святителя Иоасафа да укрепятся в державе Российской преданность праотеческому Православию к благу всего народа Русского. Приемлю предложения Свт. Синода с искренним умилением и полным сочувствием».

Св. Синод постановил поручить митрополиту Киевскому вместе с архимандритом Курским и его викариями совершить 4 сентября 1911 года торжественное открытие мощей Святителя Иоасафа.

22 декабря 1910 года, рассмотрев доклад о подготовке к празднику открытия мощей Свт. Иоасафа, дума постановила: перемостить улицы Императора Николая II (ныне Гражданский проспект), Ново-Московскую (ныне проспект Б. Хмельницкого), Садовую (ныне Проспект Славы) и замостить Соборную (ныне Свято-Троицкий бульвар) улицу и площадь против женского монастыря (ныне Соборная площадь). 1 апреля 1911 года император Николай II приказал выдать ссуду городу Белгороду на замощение улиц и площадей в размере 75 тысяч рублей. Заслушав доклад управы о мощении улиц Белгорода, о получении разрешения на перевозку по льготному тарифу 800 вагонов камня, дума постановила: поручить управе приступить к мощению улиц Введенской (ныне князя Трубецкого), георгиевской (ныне 50-летия Белгородской области), Шереметевской (ныне Преображенская, части Базарной площади.

Белгород. Вид на мужской монастырь.

Площадь перед женским монастырем (ныне Соборная). На телеге привезли камень для мощения площади. Слева - мужской монастырь. Справа — новый сквер и за ним Тихвинская (Георгиевская) церковь. Снимок сделан в 1911 году.

Белгород. Общий вид мужского монастыря.

На переднем плане кучи песка и камня для мощения Соборной (Свято-Троицкий бульвар) улицы. Дальше колокольня, Знаменская церковь и собор мужского монастыря. Снимок сделан в 1911 году.

На торжества в Белгород приехало около двухсот тысяч человек. Тихий провинциальный городок превратился в большой шумный город. Начиная с 30 августа, в город стали прибывать крестные ходы. Их было около двадцати из разных мест России. Особенно многолюдны были крестные ходы из Грайворона и Обояни. Прибывших гостей необходимо было разместить. На северной окраине Белгорода для паломников было устроено огромное временное поселение. Там построили несколько деревянных бараков и разбили более двух тысяч палаток. Всего в этом стане в палатках, бараках и прямо на открытом воздухе около ста тысяч человек. Поселения паломников были и на других окраинах Белгорода.

Прибывших людей надо было и накормить. Существующие трактиры и столовые не могли обеспечить всех прибывших пищей. Поэтому во временных поселениях пищу готовили солдатские походные кухни.

Открытка с палатками.

Торжественные богослужения начались в Свято-Троицком монастыре уже 30 августа. 2 сентября, во время начавшейся в 9 часов утра литургии, которую совершал преосвященный Никодим, в Белгород прибыли и проследовали в монастырь Великий князь Константин Константинович и Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Зон Карл Рудольф. Портрет Великой княгини Елизаветы Федоровны

И. Е. Репин. Портрет Великого князя Константина Константиновича.

По окончании всенощного бдения, храм на всю ночь оставался открытым. Богомольцы прикладывались к мощам. Многие тут же получали исцеление.4 сентября, в воскресенье, по окончании литургии гроб вынесли из алтаря, поставили посередине собора, и начался молебен. Затем гроб установили на носилки, крестным ходом вынесли из храма и обнесли вокруг всего монастыря.

За духовенством шли Великий князь Константин Константинович, Великая княгиня Елизавета Федоровна, ряд высокопоставленных лиц и представителей местной администрации во главе с губернатором Гильхеном. В третьем часу процессия возвратилась в собор. Гроб с мощами Святителя вставили в серебряную раку, находившуюся в левой придельной стороне храма.

Издателем А.А. Вейнбаумом была выпущена серия открыток, посвященных открытию мощей Свт. Иоасафа, на которых изображены описанные выше события.

Белгород. Крестный ход.

Белгород. Крестный ход.

4 сентября 1911 года состоялось чрезвычайное заседание городской Думы, на котором присутствовал Великий князь Константин Константинович. Городской голова И.Г. Муромцев предложил послать телеграмму Императору Николаю II и обратился к Великому князю с просьбой принять звание «Почетный гражданин Белгорода», на что Константин Константинович дал свое согласие. После этого городской голова и все гласные отправились на вокзал провожать отъезжающего из Белгорода Великого князя.

Константин Константинович Романов (1858-1915) - Великий князь, военный и государственный деятель, генерал от инфантерии, генерал-адъютант, поэт (К.Р.), почетный член Петербургской Академии наук по разряду изящной словесности. Почетный гражданин Белгорода.

В общей сложности торжества в Белгороде продолжались целую неделю с 2-го по 9 сентября. Сотни тысяч людей прошли в этот день возле гроба с мощами Свт. Иоасафа. Очередь тянулась длинной цепью, опоясывая собор несколько раз. Такого наплыва паломников Белгород не видел за всю свою историю.

Из книги А. Ткаченко «Сердечный привет из Белгорода».

20 пользователям понравилась эта запись

В Мой Мир

Впервые в документах Троицкий собор в левобережном Саратове упоминается под 1621 годом.

Можно предположить, что Троицкий собор второго (левобережного) Саратова был заложен одновременно с крепостью в 1615 году. После переноса Саратова в 1674 г. на правый берег Волги на единственной площади нового города по благословению митрополита Парфения был поставлен деревянный Троицкий собор, впоследствии сгоревший. В 1684 году митрополит Савватий разрешает возобновить Троицкий собор и выдает храмозданную грамоту, после чего храм вновь отстраивается деревянным строением.

Здание собора построено в стиле московского или "нарышкинского" барокко. Ни проектных данных, ни фамилии зодчего не сохранилось. Существует предположение, что автором проекта и строителем был крепостной графа Голицина. Престолов в нем было четыре: в верхнем храме один, во имя Святой Троицы; в нижнем - три: главный - в честь Успения Божией Матери, в правом приделе - во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста и в левом - во имя святого апостола Иакова Алфеева и преподобномученицы Евдокии.
Что касается названия - Троицкий, то на этот счет имеется предположение о том, что собор построен стрельцами - коренными жителями Москвы, в окрестностях которой существовала величайшая на Руси святыня - Троице-Сергиева Лавра, с ее Троицким собором, построенным еще в 1422 году. "Тяготея душой и мыслями к Родине своей Москве и ее святыне, но живя вдали от них "ради службы Государевой" и в то же время не желая быть отчужденными от Родины, стрельцы дали новопостроенному на чужбине храму наименование "Троицкий собор".
После того, как в 1684 году деревянный Троицкий собор сгорел дотла, саратовцы решили построить вместо него каменный собор. Но дело с получением разрешения на постройку тянулось целых пять лет, с 1684 по 1689 год. Наконец, 13 октября 1695 года собор был освидетельствован. Построенный тогда храм состоял из трех отделений: алтаря, средней и подкупольной части, а также трапезной, к которой с западной стороны примыкал фронтон - небольшая галерея.


20 мая 1712 года сильнейший пожар в который уже раз уничтожил Саратов. Не пощадил огонь и Троицкого собора. Его пришлось почти весь перестраивать заново. В этот период было принято решение о его расширении - пристройке новых трапезных по обоим этажам и о строительстве каменной колокольни.
Окончательное строительство Троицкого собора относится к 1722-1723 годам. Летописцы отметили, что во время своего путешествия по Волге в Персидский поход, Петр I посетил Саратов (это было второе посещение города государем) с 3 по 4 июня 1722 года и даже осматривал собор. Троицкий собор тогда был окружен лесами, на которые, по преданию, Государь всходил ранним утром, когда расположившиеся на ночлег на лесах рабочие еще спали.
Первым было закончено строительство нижней церкви во имя Успения Божьей Матери. И хотя тем же летом случился в городе большой пожар, выстроенная нижняя церковь будущего собора не пострадала и после освящения была открыта для верующих.
Строительство верхней Троицкой церкви затянулось. Весь храм был готов только к 1701 году. 20 мая 1712 года большой пожар повредил уже каменный Троицкий собор. При восстановлении храм расширили путем пристройки новых трапезных. На уровне второго этажа фасада устраивается галерея на арках с широкими лестницами-всходами.
Возведенная позднее колокольня изначально стояла отдельно от храма. В середине XVIII века на ней были установлены городовые часы, сильно испорченные пожаром 1757 года и возобновленные местным умельцем Василием Решетовым, прозванным Часоводцем.
Стихийные бедствия разрушали здание храма, в стенах которого появились трещины. Его даже хотели разобрать по ветхости. В 1796 году богатейший саратовский купец-откупщик М. А. Устинов на собственные деньги подвел под стены контрфорсы, поверх которых на уровне второго этажа устроил вокруг собора крытую галерею, объединив колокольню и храм в одно целое. Внутри нижней и верхней церквей им были поставлены великолепные иконостасы. Но и после этого Троицкий собор трижды пострадал от пожара и был закрыт по ветхости.
Согласно рекомендациям и при непосредственном участии губернских архитекторов, саратовского - В.И. Суранова и тамбовского - Н.В. Урюпина, присланного на время в Саратов, Троицкий собор был в 1814 году восстановлен. Он дошел до наших дней с тех пор практически в неизменном виде, за исключением того, что в 1904 году по проекту саратовского архитектора В. А. Люкшина (1872 - 1945 гг.) была произведена переделка боковых входов собора.

Церковь Святой Троицы - православный храм в селе Троицкое , Свердловской области .

Решением № 535 Исполнительного комитета Свердловского областного Совета народных депутатов от 31 декабря 1987 года присвоен статус памятника архитектуры регионального значения .

История

Церковь в этом районе Исетского бассейна является одной из первых. Деревянный храм возводили несколько раз. Впервые деревянная двухпрестольная церковь вблизи озера Карасьего бала построена в 1680 году и просуществовала до пожара 1787 года. Данный об архитекторе и авторах проекта первого здания нет. Через три года было отстроено новое здание, которое просуществовало с 1790 по 1800 год, до очередного пожара. Огнём было уничтожено имущество и документы прихода, уцелела лишь часть архива приходо-расходных книг с 1751 по 1791 год .

Было принято решение о строительстве капитального храма. В 1801 году началась закладка каменной церкви. 19 марта 1808 года один из пределов был освящён во имя преподобного Савватия Соловецкого. Главный храм был освящён 14 июля 1823 года в честь Святой Живоначальной Троицы .

В 1850 году в своде колокольни образовалась трещена, возникла угроза обрушения. Здание разобрали и перестроили, добавив ещё один предел. 12 декабря 1854 года новый предел освятили в честь иконы Пресвятой Богородицы «Утоли моя печали». В период 1875-1880 годов была расширена и перестроена основная часть храма, под руководством инженер-технолога Павла Фёдоровича Голышева. Повторно главный храм был Походилова освящён 27 сентября 1880 года, а приделы, соответственно, 15 ноября 1881 года и 20 февраля 1886 года .

До 1800 года Истокский храм относился к Тобольской епархии и состоял в ближайшем ведении Екатеринбургского Духовного правления. В приходе была деревянная часовня в деревне Походилова , каменная Николаевская часовня в деревне Поплыгина и один деревянный крест между селом и деревней Старикова. 24 июня и 20 июля ежегодно в Походиловской часовне отправлялись часы и молебны, а в селе совершались два крестных хода: первый в день Преполовения, после хождения на воду, на приходское кладбище для служения общей и частных панихид, и второй, в день Преображения - ко кресту между селом и деревней Старикова .

Церковь закрыли в 1932 году, в советское время здание служило складом. В настоящее время храм не восстанавливается. .

Архитектура

Церковь каменная трёхпестольная. На одной оси располагаются церковь с граненной апсидой, трапезной и колокольни. Объём церкви увенчан пятиглавием, шатра на гранёном барабане и декоративных глав из малых шатров на прямоугольных постаментах по углам четверика. Все помещения церкви также расположены на одной оси: дверь из крытой паперти, трапезная зального типа, летний храм. На углах четверика пилоны, которые поддерживают купол арками и парусами. Церковь Троицы выполнены региональными архитекторами в манере мастера .