Сущность ценности и ценностного отношения. Ценностное отношение к миру


Любое благо, служащее средством удовлетворения какой-то человеческой потребности, с одной стороны, есть нечто объективное или опредмеченное (пища, одежда, книга, кино­фильм, ласка, уважение окружающих людей, престиж и т. п.), с другой, есть нечто субъективное, ибо любое благо таковым становится лишь по отношению к конкретной человеческой по­требности. Благо не существует само по семье, без того, кто в нем нуждается (так сказать, «потенциальное благо»). Отсюда, то, что для одного выступает как благо, для другого может та­ковым не быть.

Ценность является единством объективного и субъектив­ного. Диалектика этих двух противоположных сторон единого целого в случае с феноменом ценности носит сложный, опос­редованный характер (и прежде всего в связи с усилением че­ловеческого фактора, человеческого измерения ценностных от­ношений). Это видно хотя бы уже из того, что в категорию цен­ности входит оценка, а также соответственно рефлексия, целеполагание, выбор, переоценка, ревизия ценностей и т. п.

Не только ребенок, но и взрослые люди могут не видеть, не замечать, не осознавать подлинные ценности жизни и, на­против, жить в погоне за ложными, иллюзорными, например, ценностями моды, диктата окружающей социальной среды и т. д. Ценность может сместиться и к другому, субъективному, концу, т. е. ценностью для человека может выступать нечто число иллюзорное, надуманное, не имеющее никакой матери­альной или духовной значимости с точки зрения каких бы то ни было объективных критериев. Это смещение ценностей к субъективной стороне в жизни отдельных индивидов, соци­альных групп и даже целых эпох бывает столь очевидно, что само понятие «ценности» первоначально появляется как ха­рактеристика субъективной сферы, аксиологического сознания и т. п.{325}

В философско-мировоззренческом плане интерес к про­блеме ценностей явственно пробудился только во второй по­ловине XIX в. В сущности это была реакция на господствовав­ший в то время позитивистский стиль мышления, на сциентистский подход к вопросам миропонимания. Ницше, Гартман, Лотце, неокантианцы в Европе, Толстой, Достоевский, Соло­вьев в России обратились с разных философских позиций к проблеме ценностей, исходя из того убеждения, что в структу­ре миропонимания есть нечто, что не может быть компетенци­ей науки, а именно: сфера ценностей. Ценности рассматрива­лись как идеальные по своей природе. Ценности как высшие установки, в которых человек видит смысл и оправдание свое­го существования, присутствуют в виде объективных момен­тов содержания ценностного сознания. Ценности охватывают сферу духовных императивов индивида, мир идеалов, стимулы деятельности, определяющие мотивационные механизмы лю­дей. Приобщение к ценностям культуры - это не просто по­требление, а это процесс, рождающий в душе человека особое эмоциональное состояние, катарсис.

Мир цен­ностей

С философской точки зрения принципиальное зна­чение имеет вопрос о бытии ценностей. Како­во соотношение ценности и оценки? Некоторые авторы, указывая на неотрывность этих двух феноменов, прак­тически отождествляют их. Другие видят между ними принци­пиальную разницу: ценности относится к бытию, а оценка - к сфере сознания. Если ценности человек осознает через оценку, то как найти объективный критерий по отношению к той или иной ценности? Видимо, уже в самом акте оценки проявляет­ся не только субъективная и индивидуальная сторона, но и объективная, социальная. Оценка имеет как внутреннюю, так и внешнюю, объективную детерминацию.

Сфера ценностей образует особую культурно-историче­скую реальность. Сама по себе ценность, подобно стоимости как экономического свойства товара, конечно, не есть просто вещь, но вместе с тем она функционирует в обществе как нечто {326} объективное, как «чувственно-сверхчувственная вещь». Способ ее существования задан не природой, а обществом, культурой, историей. В этом своем объективном качестве ценность, та­ким образом, есть единство природного и социокультурного. Однако ценность выступает и как единство объективного и субъективного, материального и идеального, личного и обще­ственного, социального и биологического.

В отличие от понятия стоимости, которое выражает лишь объективный аспект бытия товара в сфере товарно-денежных отношений, понятие ценности охватывает и объективную, и субъективную сторону. В этом смысле данное понятие в чем-то аналогично понятию информации, выражающему единство знаковой и смысловой сторон. Ценность выступает как «субъек­тивная объективность» - в том смысле, что общественные реалии задают те или иные смысложизненные ориентации каж­дой личности; но это в то же время и «объективированная субъек­тивность», ибо природа человека, в конечном счете, определяет то, что становится ценностью для всех и для каждого.

Потребность - понятие эмпирическое, оно фиксирует то, что нам дано в опыте или может быть зафиксировано эмпири­ческими средствами. Ценность отражает сущностный уровень бытия человека. Не случайно социологи говорят: скажи мне, что ты ценишь в жизни больше всего, и я скажу, кто ты. Иерар­хия ценностей (так называемая «аксиологическая лестница») - ярчайший критерий ориентаций человека в мире, социуме, своей семье и своей душе.

Ценностное отношение человека к миру (наряду с практи­ческим и познавательным) входит в число фундаментальных измерений человеческого бытия. Практическое отношение рас­крывает человеку, может ли и если «да», то что может изме­нить человек в мире. Познавательное отношение показывает, каковы возможности понимания и познания мира. Аксиологическое отношение позволяет решить, стоит ли изменять и по­знавать мир, стоит ли вообще жить, что человек может полу­чить от мира и на что он может надеяться.{327}

Человек таков, каковы его ценности, устремления, инте­ресы, мотивы поведения. Ценностное отношение поэтому вы­ражает саму суть бытия человека в мире, оно раскрывает, что есть для меня мир и, следовательно, что есть я. Человек может успешно трудиться и быстро продвигаться в познании, но его индивидуальная сущность при этом будет скрыта за множеством опосредствующих звеньев. И только в своем ценностном от­ношении к миру, к людям, к природе и культуре человек обна­руживается адекватным своей сути образом. Здесь спадают все покрывала, срываются маски, здесь оголенный нерв жизни со­прикасается с самой реальностью. Это есть пространство встре­чи субъекта (индивида или социальной группы) с миром, взя­тым как интегральное целое. Ценностное отношение - это предельное основание не какого-то отдельного вида деятель­ности, а самой человеческой жизни вообще. Отсюда ценност­ный (аксиологический) подход есть важнейший способ раскры­тия природы человека.

Структура ценностного сознания

Ценностное отношение к миру исключительно избирательно. Человек смотрит на окружающую его действительность через призму своих смысложизненных установок, благодаря этому одни свойства и стороны мира как бы укрупняются, становятся бо­лее яркими, притягательными, другие, напротив, уходят в тень. Тот срез социокультурной реальности, который высвечивает­ся в восприятии и переживании мира посредством названных установок, представляет собой своего рода ценностную нишу, в которой живет та или иная человеческая личность или соци­альная группа. Ценности определенным образом структуриру­ют, организуют наше восприятие мира, задают способ его пе­реживания. Ниша - определенный род единства ценностей и тех проявлений, аспектов мира, с которыми он вступает во вза­имодействие и которые раскрываются перед человеком благодаря имеющимся у него «ценностным перспективам» видения реальности. Выбрав себе нишу, человек перестает обращать внимание на другие проявления жизни, скрытые в ней воз{328} можности: все остальное становится «посторонним», размы­тым, неинтересным, невидимым, деформированным, лишен­ным четкой перспективы. Человек - это «мир человека», пос­ледний же есть мир его ценностей, спроецированных на дей­ствительность. Одни видят мир «не выше сапога», другие на всю жизнь очарованы «звездным небом над нами».

В человеческом сознании те или иные ценности существу­ют не сами по себе, а образуют устойчивую систему норм, це­лей, идеалов, и т. п. Эту систему можно назвать ценностной парадигмой. У одних людей парадигма носит исключительно жесткий, закостенелый характер, у других, напротив, парадиг­ма подвижна, релятивна, подвержена деформациям, коррозии. Слишком жесткий характер парадигмы ведет к фанатизму и духовному застою. Излишне подвижная, неустойчивая ценно­стная парадигма делает человека конформистом, соглашателем, этакой чеховской «душечкой».

В жизни отдельных людей, социальных групп, поколений, целых эпох наступает такой момент, когда происходит резкая смена парадигмы, переоценка всех ценностей. Нравственный, духовный кризис ведет к разочарованию в традиционных ценностях и к поиску новых смысложизненных горизонтов. Сме­на парадигмы как мгновенный сдвиг в видении и пережива­нии мира часто проявляется в виде нравственного потрясения.

Человеческое поведение подвержено воздействию со сто­роны социальной среды. Но это влияние всегда опосредовано установками личности. Человека можно заставить действовать так, а не иначе, силой, логикой сложившихся обстоятельств, но если мы хотим, чтобы желательное нам поведение опира­лось на надежный фундамент, необходимо, чтобы оно имело внутреннюю детерминацию, а это значит, что следует «доко­паться» до глубинных тайников человеческой души. (Вспом­ним сказочный образ Кащея Бессмертного, на которого нельзя было воздействовать иначе, чем через тайну его жизни и смерти.)

Ценность - инвариант, лежащий в основе бесконечного разнообразия проявлений жизни личности, в основе целей, интересов, поступков, мотивов. Ценность есть структура, ко{329} торая, разумеется, включает в себя цель, эмоциональную на­правленность, заинтересованность, но каждый из этих психи­ческих феноменов сам по себе может и не быть связан с ценно­стью непосредственно. Цель может быть случайной, заинтере­сованность - чисто внешней. Ценность возникает тогда, ког­да все это освещено глубинным личностным смыслом. Таким смыслом может быть творчество, слава, чувство социальной справедливости, честь, стремление к власти, чувственные на­слаждения, материальное богатство и т. п.

Идеальна или материальна ценность? Каково отношение между ценностью и объектом? Бесспорно, что все ценности - из мира, из контакта с ним. Но, как уже отмечалось, ни одна вещь сама по себе еще не может рассматриваться как ценность. Феномен ценности предполагает еще и личностную установку. Как та или иная вещь, событие становится ценностью? С точ­ки зрения каждой отдельной личности, ценность прежде всего выступает в виде некоторого масштаба, шкалы, своего рода «весов», с помощью которых безошибочно определяется весо­мость, значимость каждого объекта, явления, события, челове­ка, что встречаются на жизненном пути. В результате возника­ет возможность судить, что человеку надо, а что нет. В этом случае парадигма выступает как матрица, в которую мы под­ставляем те или иные «значения». Каждая клеточка этой мат­рицы имеет «область значений», т. е. функционирует как обоб­щенный смысл. Значит, ценность - это два слоя: 1) слой обоб­щенных установок, мировоззренческих и социальных ориен­таций; 2) слой конкретных значений, которые становятся ре­альными ценностями, как только мы взглянули на них через призму нашей матрицы.

Сегодня человечество вынужденно решать глобальные экологические проблемы и выработать такую концепцию взаимодействия с природой, которая обеспечивала бы выход из кризисной ситуации и дальнейшее прогрессивное развитие человечества. В связи с этим происходит переосмысление позиций по самым ключевым вопросам, в частности, о взаимоотношении Природы и Человека.

В западной культуре традиционно противопоставление Человека и Природы, преобладает унитарно-практическое отношение к ней. При этом характерно доминирование ценности человеческой личности над ценностью природы. В восточной же культуре человек рассматривается как особая, одухотворённая часть природы, при этом господствует идеал минимального вмешательства в природные процессы. Ценность природы доминирует над ценностью человека.

В то же время, современный этап развития человеческой цивилизации переживает процесс диалога культур, соприкосновения разных философий. С этой позиции особого внимания заслуживает философия русского космизма, который представлен именами Н.А. Бердяева, И.В. Киреевского, В.С. Соловьёва, К.Э. Циолковского и других. Для идеологов данного течения природа и человек – равновеликие ценности. Идеал – гармоничное развитие человека и природы.

Так, академик В.И. Вернадский все ступени развития человеческой культуры рассматривал в качестве естественного процесса развития планеты: «Изменённая культурой земная поверхность не есть что-то чуждое природе и в ней наносное, но есть естественное и неизбежное проявление жизни как природного явления». «Человек, - отмечает он далее,-… как и все живые организмы, как всякое живое вещество, есть определённая функция биосферы». В.И. Вернадский приходит к выводу о том, что человечеству, как части живого вещества придётся взять на себя ответственность за будущее развитие биосферы 4 .

Таким образом, в современной культуре всё более отчётливо определяются контуры нового взгляда на мир, в рамках которого складывается новое видение человека как органической части природы, а не как её властителя. Поэтому последние годы система экологического воспитания рассматривается как социоприродное явление. При этом подразумевается не только единство социального и биологического в самом человеке, но и единство ребёнка, социума и окружающей природной среды, как компонентов системы экологического воспитания.

Анализ философско-культурологических исследований позволяет сделать вывод о том, что экологическая проблематика включает в себя все базовые компоненты культуры: человека и систему его отношений с окружающей средой, соотношение возможностей человека и его свободы, сиюминутные и преходящие ценности, а решение экологических проблем лежит на пути созидания новой культуры взаимоотношений, позволяющей человеку преодолеть своё отчуждение от природы.

Воспитание человека «как органической части природы», прежде всего, неразрывно связано с категорией «отношение». Общефилософская трактовка этой категории звучит так: «взаимосвязь элементов в определённой системе» 5 .

Либо, это «способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств» 6 .

В некоторых литературных источниках категория «отношение» рассматривается широко, например, во взаимосвязи с категорией «Мировоззрение»: «Мировоззрение является, с одной стороны, отражением мира, с другой стороны – ценностным отношением к нему человека и выступает в качестве метода познания» 7 . При этом ценностное отношение – внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Ценностное отношение в философии трактуется также как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели. Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека, носителя ценностного отношения.

В большинстве литературных источников понятие «отношение» рассматривается в близкой связи с понятием «личность». Так, И.Ф. Харламов даёт следующее определение понятия «отношение»: «отношение можно трактовать как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и, которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии» 8 . При этом, как подчёркивает автор, закрепившееся и ставшее привычным отношение, которое определяет устойчивость поведения человека в любых изменяющихся условиях – есть личностное качество.

Понятие «отношение» рассматривается как составляющая категории «личность» и в других источниках. Так, автор «Педагогической психологии воспитания» (Лишин О.В.) говорит о том, что «личность – есть не столько то, что человек умеет и чему обучен, сколько его отношение к миру, к людям, к себе, сумма желаний и целей» 9 .

И.Д. Зверев, И.Г. Суравегина также рассматривают отношение школьников к природе как аспект становления ответственности в качестве устойчивой черты личности.

Иная трактовка понятия «отношение» (без категории «личность») представлена в работах Щурковой Н.Е. «Ценностное отношение – это устойчивая, избирательная, предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всём своём социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни и общества и отдельного человека» 10 .

Интересна трактовка понятия «отношение» в «Психологии отношений» (автор В.Н. Мясищев) «Отношения человека – это не часть личности, а потенциал его психических реакций в связи с каким-либо предметом, процессом или фактором действительности». Он определил следующие типы отношений человека к окружающей действительности: к миру вещей, явлениям природы, к людям, явлениям социума, к самому себе, выделил виды психических отношений человека к окружающей действительности – это потребности, вкусы, склонности, вкусы, принципы, эмоции, интерес, убеждения, действия 11 .

Ценностное отношение – это субъективное осознание ценностей в эмоциональной или рациональной форме. Они являются одновременно процессом восприятия, понимания мира сквозь призму ценностей и результатом этого процесса как позиции человека по отношению к ценностям как личностно-значимым. В ценностном отношении, прежде всего, отражается общественная жизнь, социальная действительность, они культурно и исторически обусловлены.

В структуре ценностного отношения выделяются следующие компоненты: когнитивный, эмоционально-оценочный, личностно-смысловой, деятельностный. Когнитивный компонент подразумевает фиксацию в сознании школьника знаний о сущности рассматриваемой ценности. При этом знания о ценности могут быть представлены на различных уровнях – на уровне представлений, понятий, на уровне идей. Эмоционально-оценочный компонент связан с формированием положительной эмоциональной оценки обозначенной ценности. Выделяются различные уровни такого отношения – положительный эмоциональный фон, ситуативная эмоциональная оценка, устойчивая эмоциональная оценка. В содержание личностно-смыслового компонента входит: поиск, осознание школьником личностного смысла ценности, принятие ценности как личностно-значимой. Деятельностный компонент отражает регуляцию субъектом собственного действия. Деятельность является доказательством наличия того или иного отношения. Важный момент действия – его осознанность, так как осознанное действие способно подчинять действие неосознанное. В содержание деятельностного компонента входит: «встраивание» ценности в ценностную структуру личности; оценка соответствующих фактов, событий, явлений окружающей действительности с позиции той или иной ценности, на этой основе выбор и обоснование собственной модели действия; рефлексия, предполагающая отношение к собственному действию, его мысленный анализ и при необходимости соответствующая коррекция через поиск новых способов решения ситуации; построение временной перспективы собственной жизнедеятельности.

Рассматривая динамику отношения, В.Н. Мясищев определил уровни его развития:

Условно-рефлекторный. Характеризуется наличием первоначальных положительных или отрицательных реакций на различные раздражители.

Конкретно-эмоциональный. Где реакции вызываются условно и выражаются отношением любви, привязанности, вражды, боязни и т.д.

Конкретно-личностный, возникающий в деятельности и отражающий избирательные отношения к окружающему миру.

Собственно-духовный, на котором социальные нормы, моральные законы становятся внутренним регулятивом поведения.

П.И. Пидкасистый в своих работах подчёркивает, что распространенная ошибка практики воспитания – подмена отношений к ценностям современной жизни набором качеств личности. «Качество личности – это следствие существующих у личности отношений к чему-либо, а формирование желательного следствия к чему-либо - бесперспективно» 12 . Отношение, по мнению автора, - это связь, установленная в сознании субъекта с объектом окружающего мира, проявляющаяся в форме рациональной (вербальной), эмоциональной (переживания и состояния), практической (поведения, действия, деятельности). При этом, как считает автор, ценностные отношения носят обобщающий характер, они включают в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

Ценностное отношение к природе, по мнению Пидкасистого П.И., предполагает осмысление человеком значимости природы по следующим критериям: для жизни и счастья, для присутствия красоты в жизни, для радости общения с представителями флоры и фауны, для созидания продуктов и сырья, для физического и психологического комфорта, для ощущения себя частью природы и продуктом природы.

Несколько иное звучание понятие «отношение» приобрела в работах Дежниковой Н.С., Яковлевой Е.В., Симоновой Л.П. Учёные рассматривают качество отношений ребёнка к природе, людям самому себе как показатели развития его экологической культуры. Так, Симонова Л.П. рассматривает ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры наряду с такими категориями как экологические знания и умения, экологическое мышление и экологически оправданное поведение. Автор подчёркивает, что истоки экологической культуры берут своё начало в многовековом опыте народа – в традициях бережного отношения к природе, природным богатствам родной земли. «Они понимали, что, разрушая природу, человек разрушает своё будущее. Тысячелетиями складывались народные традиции, создавалась народная педагогика, направленные на сохранение всего живого на земле» 13 .

Данный подход в педагогике имеет давние традиции (Я.А. Коменский, Ж-Ж. Руссо и др.). «Зовите меня варваром в педагогике,- писал К.Д. Ушинский,- но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное значение на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога» 14 .

Понятие «отношение» имеет, как правило, два варианта своего качественного наполнения: либо «ответственное», либо «бережное» отношение к природе. Формирование ответственного отношения к природе выдвигается в качестве ведущей воспитательной задачи в концепции экологического образования школьников, разработанной Симоновой –Салеевой Л.П. , Южаковой Т.П., Зверевым И.Д., Суравегиной И.Т. «Бездушный рационализм, которым порой поражают нас дети в начальной школе, часто является следствием наших же педагогических усилий. Да, знания важны. Без них нет экологической культуры человека. Они – фундамент формирования экологической ответственности.… Но, согласитесь, ответственность за природу не равна любви к ней» 15 .

Чувство ответственности имеет социальную природу, оно обусловлено требованиями общества к личности, что позволяет говорить об экологической ответственности за существование земной цивилизации и жизни на земле, продолжение человеческого рода, ответственности перед будущими поколениями людей. При этом если следовать идее гармоничного развития личности, чувство ответственности тогда и только тогда может свидетельствовать о высоком уровне экологической воспитанности, когда оно созвучно другим свойствам и качествам личности 16 .

В середине 90-х годов 20 века возникло новое методологическое направление в педагогической науке – экологическая психопедагогика, в рамках которого разрабатываются критерии отбора содержания, а также подходы к созданию принципов, методов и форм экологического образования. Целью экологического образования является формирование экологического сознания личности. Воспитание отношения к природе, по мнению авторов, выступает как одна из основных задач, наряду с такими задачами, как формирование адекватных экологических представлений, а также формирование системы умений и навыков (технологий) взаимодействия с природой.

Авторы «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.) предлагают термин «субъективное отношение» как показатель сформированности ценностного отношения к природе. Под субъективным отношением в психологии понимается субъективно окрашенное отражение личностью взаимосвязей своих потребностей с объектами и явлениями мира, являющееся фактором, обуславливающим поведение.

природные объекты относятся ею к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу действия этических норм, правил;

природные объекты могут выступать для неё в роли референтных лиц, меняющих её взгляды, оценки, отношения к себе, вещам, природе, другим людям;

природные объекты могут выступать для неё в качестве полноправных партнёров по общению и совместной деятельности.

Широта. Одного человека привлекают только отдельные животные или растения (небольшая широта объективного отношения), другого привлекают самые разнообразные природные объекты.

Интенсивность. Субъективное отношение к природе может проявляться с различной силой.

Осознанность. Люди в разной степени могут осознавать свою привязанность к природе.

Эстетическом освоении природных объектов и их комплексов;

Познавательной деятельности, обусловленной интересом к жизни природы, удовольствия от самого процесса познания

Практическом взаимодействии с природными объектами, в основе которого лежит не желание получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ним

Участии в природоохранной деятельности, продиктованное не соображениями «дальнего прагматизма» (необходимо сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения), а потребностью заботиться о природе ради неё самой.

Вышеуказанные сферы взаимодействия, являются содержательной характеристикой ценностного отношения к природе, и определяются С.Д. Дерябо как модальность этого отношения.

Таким образом, понятия «отношение» и «ценностное отношение» широко представлены в различных литературных источниках. Эти понятия рассматриваются с точки зрения разных наук (философии, педагогики, психологии) по-разному. В одних литературных источниках они трактуются через категорию «личность» (или как «часть сознания субъекта»), в других – как «потенциал психических реакций», либо в третьих – как часть культуры человека. Думается, что для данного исследования наиболее целесообразной будет модель воспитания ценностного отношения к природе, разработанная авторами «Экологической педагогики и психологии» (Дерябо С.Д., Ясвин В.А.). Как показатели для определения уровня сформированности ценностного отношения к природе у младших школьников нами выбраны с одной стороны – уровень субъектификации природных объектов, а с другой стороны – модальность отношения к природе, подразумевающая отношение к природным объектам, как к

объектам красоты,

объектам охраны,

объектам познавательной деятельности

объектам практического взаимодействия.

Список литературы

1)Ахмедзянова, Э. Воспитание через организацию проектной деятельности / Э. Ахмедзянова // Воспитание школьников. - 2008. - № 1. – с. 10-14.

2)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

3)Белобородов, Н.В. Социальные творческие проекты в школе / Н.В. Белобородов. - М.: Аркти, 2006.

4)Божович, Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М.: Просвещение, 1968.

5)Бритвина, Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л.Ю. Бритвина. // Начальная школа. – 2005. - №6.

6)Бычков, А.В. Метод проектов в современной школе / А.В. Бычков. – М., 2000.

7)Гачев, Г.Д. Книга удивлений, или Естествознание глазами гуманиста, или Образы в науке / Г.Д. Гачев. – М., 1991

8)Григорьева, Е.В. Методика преподавания естествознания: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования» / Е.В. Григорьева. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.

9)Гузеев, В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения / В.В. Гузеев // Директор школы. – 1995. - №6.

10)Дежникова, Н.С. Экологическая культура как предмет психолого-педагогического исследования // Воспитание экологической культуры школьников как психолого-педагогическая проблема (Опыт теоретико-прикладного исследования) / Н.С. Дежникова.- М., 1997.

11)Деребо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Деребо, В.А. Ясвин. - Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 1996.

12)Деребо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Деребо. – М. – Московский психолого-социальный институт, 1999.

13)Джужук, И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию / И.И. Джужук. – Ростов н/Д., 2005.

14)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

15)Землянская, Е.Н. Учебные проекты младших школьников / Е.Н. Землянская // Начальная школа. – 2005. - №9.

16)Иванова, Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе / Н.В. Иванова // Начальная школа. – 2004. - №2.

17)Карпенко, М.Т. Сборник загадок / М.Т. Карпенко. – М.: Просвещение, 1987.

18)Конышева, Н.М. Художественно-конструкторская деятельность (Основы дизайнобразования) / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

19)Корчажкина, О.М. Реализация педагогических проектов в общеобразовательной школе / О.М. Корчажкина // Педагогика. – 2008. - №8. – с.29-32.

20)Кулагина, И.Ю. Педагогическая психология: Учебное пособие / Под ред. И.Ю. Кулагиной. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

21)Лакоценина, Т.П. Современный урок / Т.П. Лакоценина. – Ростов н/Д: Учитель, 2007.

22)Лихачёв, Б.Т. Философия воспитания / Б.Т. Лихачёв. – М.: Прометей, 1995.

23)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

24)Мамедов, Н.М. Этика окружающей среды и устойчивое развитие: российский подход / Н.М. Мамедов, А.Н. Чумаков // Биология в школе. – 2009. - №5. – с.36-42.

25)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

26)Новикова, Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности / Т. Новикова // Народное образование. – 2000. - №7.

27)Пахомова, Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении / Н.Ю. Пахомова. – М., 2005.

28)Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыиа методической работы. Дайджест журнала «Методист» / Н.Ю. Пахомова, науч. ред. Э.М. Никишин. – М.: АМК и ПРО, 2004.

29)Пахомова, Н.Ю. Учебный проект: его возможности / Н.Ю Пахомова // Учитель. – 2000.- №4.

30)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

31)Плешаков, А.А. Мир вокруг нас: программа и темат. Планирование для нач. шк.: кн. для учителя / А.А. Плешаков. – 4-е изд. – М.: Просвещение, 2008.

32)Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; ред. Е.С. Полат. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.

33)Постникова, Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника / Е. Постникова //Сельская школа. – 2004. - №2.

34)Селевко, Г.К. Технология саморазвития личности школьника / Г.К. Селевко // Школьные технологии. – 1999. - №6.

35)Селиванова, О. Формирование ценностных ориентаций обучающихся / О.Селиванова // Воспитание школьников. – 2008. - №10. – с. 21-23.

36)Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И.С. Сергеев. – М., 2005.

37)Серебрякова, Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т.А. Серебрякова. – М.: Издотельский центр «Академия», 2006.

38)Сидельковский, А.П. Психологические основы отношения школьников к природе: (Учеб. пособие.) / А.П. Сидельковский. – М. – Ставрополь: Ставр. госпединст., 1987.

39)Сиденко, А.С. Метод проектов: история и практика применения / А.С. Сиденко // Завуч. – 2003. - №6.

40)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

41)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

42)Сластенин, В.А. Общая педагогика: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н.Шиянов; ред. В.А. Сластенин.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – ч.2

43)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

44)Фефилова, Е.П. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс. – 3-е изд. / Е.П. Фефилова, Е.А. Проточина, Дмитриева О.И. – М.: ВАКО, 2007

45)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

46)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

47)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

48)Чечель, И.Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула / И.Д. Чечель // Директор школы. – 1998. - №3.

49)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

50)Южакова, Т.П. Нравственно-экологическое воспитание младших школьников: Учеб. пособ. / Т.П. Южакова. – Екатеринбург: Б.л, 1992.

51)Якобсон, П.М. Эмоциональная жизнь школьника / П.М. Якобсон. – М., Педагогика, 1986.

140)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

22)Бабина, Н.С. Метод проектов в образовательном пространстве школы и вуза: Метод. Рекомендации / Челяб. Гос. Пед. ун-т /Сост. С.Н. Бабина.-Челябинск: ЧГПУ, 1999.

3Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения [Текст] / Т. С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). - СПб.: Заневская площадь, 2014. - С. 74-76.

447)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

514)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

641)Сластенин, В.А. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.

714)Зверев, И.Д. Отношение школьников к природе: Педагогическая наука – реформе школы / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина. – М.: Педагогика, 1988.

845)Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. Пособие.- 4-е изд., перераб. и доп. / И.Ф. Харламов.- М.: Гардарики, 2003.

923)Лишин, О.В. Педагогическая психология воспитания. [Текст]: учебное пособие / О.В. Лишин; под ред. Д.И. Фельдштейна.- М.: ИКЦ «Академкнига», 2009.

1049)Щуркова, Н.Е. Воспитание детей в школе: новые подходы и новые технологии / ред. Н.Е. Щурковой.- М.: Новая школа, 1998.

1125)Мясищев, В.Н. Психология отношений [Текст] / В.Н. Мясищев.- М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «Модек», 1998.

1230)Пидкасистый, П.И. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / ред. П.И. Пидкасистого.- М.: Педагогическое общество России, 2003.

1340)Симонова, Л.П. Экологическое образование в начальной школе: Учеб. пособие для студ. учереж. сред. пед. учеб. заведений / Л.П. Симонова – М.: «Академия», 2000.

1443)Ушинский, К.Д. Материалы по «Педагогической антропологии» / К.Д. Ушинский. - СПб., 1908. – Т.3. – с. 10-11.

1546)Цветкова, И.В. Ноосферное поколение: человек, рисующий природу (заметки педагога - художника) / И.В. Цветкова // Педагогика.- 2000. - №9.- с.49-53.

1647)Цветкова, И.В. Экологическое воспитание младших школьников: Теория и методика внеурочной работы / И.В. Цветкова – М.: Педагогическое общество России, 2000.

Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность» и «отношение». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

Среди педагогических трудов известны такие труды, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.К.Гончарова,Н.И.Болдырева, М.А.Данилова, Л.А.Занкова, Ф.Ф.Королёва, А.П. Сидельского).

В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления -побудительная причина действия. Отношения 3eдинамичны, изменчивы и воспитуемые. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека .

Несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, и не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

Некоторые считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М.Гак). Другие считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса психологов, педагогов и философов, что отразилость во множестве концепций и теорий ценности.

Ценность в психологии выступает особой формой отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интерес. Ценности выражают такие отношения между людьми, которые, не отчуждают, не разъединяют человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом .

Понятие "ценность" в педагогике определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей .

И.С. Артюхова определяет понятие "ценность"- как привлекательность целевого объекта. .

С.Л. Рубинштейн писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая и включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" .

По мнению Н.П. Карповой, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, её внутренним миром, социальной средой и личностью. .

Д.А. Леонтьев трактует понятие "ценность" в качестве источника образования смысла, т. е. ценности выполняют смыслообразующую функцию и находятся на «наддеятельностном» уровне. Субъект который находится на деятельностном уровне, соотносит свои действия с над деятельностным уровнем, в результате чего появляются смыслы .

При анализе психолого-педагогической литературы, мы наблюдаем, что в педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности, со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта .

Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде цели или интереса. .

В психолого-педагогическом словаре ценностное отношение рассматривается как субъективное отображение объективной действительности. Объектом ценностного отношения значимые для человека являются предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость предмета, явления для субъекта, которые определяет его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели .

Ценностное отношение в истории рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.



Ценностное отношение в психологии и философии, рассматривается и как ценностная позиция, возникающая в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена многоуровневой, основными ее элементами являются: 1) первичный слой желаний; 2) выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу; 3) осознание, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием; 4)превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций на других людей .

Существуют разные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как одно и тот же явление или предмет может иметь различные свойства. Пример: произведение искусства может обладать социальной, эстетической, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение - это связь объекта и субъекта, в которой свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели .

Природа ценностного отношения эмоциональна потаму что отражает личностно-переживаемую и субъективную связь человека с окружающими людьми, явлениями, предметами. Ценности существуют независимо от личностного, индивидуального отношения к ним человека. Именно появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений.

Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение - внутренняя позиция личности, которая отражает взаимосвязь общественных и личностных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека явления и предметы.

Понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике описывать один из видов социального опыта дошкольников (в рамках культурологической концепции содержания образования В.В.Краевского), раскрывать содержание воспитания дошкольников (Н.Ф.Голованова, И.Д.Демакова, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Щуркова).

По мнению Н.Л. Худяковой, ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, которое складывается в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий проектирования и действий оценивания, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение это есть аспект любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью .

П.И. Пидкасистый, в своём учебном пособии, дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «жизнь»,«человек», «общество», «познание» «труд»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть» .

Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог рассмотреть понятие «ценностное отношение». Таким образом, мы в своем исследовании будем придерживаться определения "ценностного отношения" П.И. Пидкасистого, он считал что ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим ценностям, таким, как «жизнь»,«человек», «общество», «познание» «труд»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «свобода» и «совесть».

Особенности формирования ценностного отношения к здоровью у старших дошкольников будут рассматриваться в следующем параграфе.

  • А. Смит о ценности (стоимости) и цене товаров (действительной, номинальной, естественной, рыночной)
  • Администативно-правовые нормы и административно-правовые отношения
  • Человек – деятельное творческое существо, живущее в постоянном практическом взаимодействии с предметами природной и общественной реальности. Эти предметы образуют жизненную среду человека. Во взаимо­действии с нею человек не только познает все ее элементы, не только практически меняет свойства предметов, создает новые, но и наделяет их специфическими функциями, которые не просто придают природным предметам общественный характер, а выражают их общественную значи­мость, ценность.

    Человек наделяет все предметы и явления, с которыми сталкивается, ценностным содержанием потому, что ценности образуют наряду с по­требностями и интересами важнейший элемент мотивационной сферы его деятельности. Если у животных мотивация поведения обусловлена биологическими нуждами, то у человека – как по­требностями и интересами (которые являются не только биофизиологи­ческими, но и социокультурными), так и ценностями.

    Важность, значимость для человека ценностей в сравнении с потребностями и интересами связана с тем, что последние имеют объективный и объективно-субъективный характер, а ценности – полно­стью субъективный. Это означает, что потребности и интересы как бы навязаны человеку, а ценности, при всей их зависимости от потребностей и интересов, человек все-таки избирает сам в своем свободном, творче­ском волеизъявлении.

    Определяя специфику ценностей, необходимо, во-первых, отметить, что ценностное отношение человека к миру тесно связано с познавательной деятельностью, но по природе своей оно отлично от познания, ибо знание о предмете выступает лишь необходи­мой основой для определения субъектом ценности объекта. Истинное знание тоже представляет собой ценность, но эта гносеологическая ценность отличается от аксиологической ценности характером выражаемых отношений. В истине выражено субъект-объектное отношение, поскольку истина – это соответствие знаний субъекта познаваемому объекту. Сущность ценности заключается в отношении объекта к субъекту, в значении объекта для субъекта.

    Во-вторых, следует различать объект, являющийся носителем ценно­сти (предмет, явление, процесс, иногда и человек, вещь, произведение искусства и т. д.), и саму ценность как отношение данного объекта к тому или иному субъекту, которое выражается в социальной значимости объ­екта для субъекта.



    В-третьих, ценность как значение объекта есть его полная субъективированность. Иначе говоря, существование объекта как ценности находится в полной зависимости от конкретно-исторического субъекта. Поэтому то, что имеет ценность для одного субъекта (индивида, большой социальной группы, народа), может не иметь таковой или же быть «антиценностью» для другого субъекта (инди­вида, большой социальной группы, народа).

    И, в-четвертых, следует отличать ценность от полезности, пригодно­сти, приятности и т. п., поскольку эти свойства выражают значение одного объекта для другого (здесь в качестве объекта может выступать и животное, и даже человек), т.е. выражают практическое объект-объектное отношение. И в этом смысле они обладают практической (праксеологической) ценностью. Аксиологическая ценность есть значение объекта только для субъекта, всегда выражает объект-субъектное отношение. Какой-либо инструмент, к примеру, обладает полезными свойствами для осуществления определенного технологического процес­са, и в этом плане он не является ценностью. Но он становится ценностью для человека. Когда человек собирается использовать его в производстве какой-то продукции (технико-технологическая ценность), когда он ис­пользуется в разных системах экономических отношений (экономическая ценность), когда человек воспринимает его красоту (эстетическая цен­ность).



    Таким образом, ценность есть социальное значение вещей, явлений, процессов для конкретно-исторических субъектов (ин­дивида, социальной группы, исторической общности людей и т. д.), основанное на знании объективных свойств вещей, явлений, процессов и субъективных интересов.

    Появление, формирование ценностей происходит в процессе оценки. Ценностная оценка существенно отличается от познавательной и практической оце­нок. Если познавательная оценка определяет истинность знания о свой­ствах и явлениях мира, а практическая – полезность, пригодность вещей и их свойств, то ценностная оценка (нравственная, политическая, рели­гиозная, эстетическая и т. д.) – субъективную значимость. Ценностная оценка осуществляется человеком как субъектом (индивидуальным или групповым), который выносит ее не отвлекаясь от своих потребностей, интересов, установок, идеалов, а именно из них-то и исходя (чего нет в познавательной и практической оценках). Поэтому отнесение к ценности есть социально-психологическая и идеологическая процедура, тогда как, например, оценка правильности решения математической задачи или эффективности конструкции машины не имеет ни социально-психологи­ческого, ни тем более идеологического смысла.

    Процедура ценностной оценки представляет собой сопряжение ма­териального и духовного бытия человека, его реального бытия с представ­лениями о должном, совершенном бытии. В оценке выражается субъективное отношение к тому, чем стали вещи, явления, процессы в реальном человеческом бытии, какое они приобрели для субъекта значение.

    Суть оценки составляет выбор нормы, отвечающей интересам того или иного социального субъекта, в качестве определенного оценочного эквивалента, эталона и сопоставление с нею оцениваемого предмета. Каждая оценка представляет собой сравнение оцениваемого с эквивале­нтом как мерой ценности. В зависимости от того, что избирают в качестве эквивалента ценности, различают три вида оценки:

    1. Оценка посредством сопоставления двух и более сравниваемых предметов.

    2. Оценка с помощью нормы, которая в процессе оценки выступает как эквивалент.

    3. Оценка через оценивающий символ; символ ценности становится в этом случае мерой оцениваемого предмета. Например, крепкое пожатие протянутой руки является символом дружбы, сердечности и т. п.

    Процесс оценки ставит субъекта перед необходимостью решать, какому из возможных эквивалентов ценности отдать преимущество при оценке.

    Общую картину оценочных суждений можно представить (на основе предложения М. С. Кагана) в виде графика, на котором на верхнем краю кривой находятся индивидуальные неценностные оценки физио­логического типа («приятно», «удобно»), а на нижнем краю – безлич­ные, общечеловеческие оценки познавательного и технического рода («правильно», «полезно», «рационально», «экономично» и т. п.). Между этими полюсами располагаются сверху вниз основные типы ценностных оценок: эстетическая оценка, художественная, нравственная, религи­озная, философская, экономическая, полити­ческая и юридическая оценка. Такая последовательность расположения оценок выражает переход от личностного к надличностному, от индивида к человечеству; от чисто эмоционального содержания оценки («приятно») до чисто рационального характера оценок («правильно», «полезно»); от ощущения «это мне приятно» до отвлеченного «такова истина» или «так должно быть»; от эстетических оценок, допускающих лишь качественное сравнение «больше-меньше», до юридических, которые точно измеряют количественную меру вины (к при­меру, санкции статей уголовного кодекса); от возможности каждого судить о том, что прекрасно или безобразно, до исключительного права юридических работников (следственных органов, прокуратуры, суда) оценивать проти­воправность поведения человека.

    Процесс оценки вплетен во всякую человеческую деятельность. Но поскольку виды деятельности различны, постольку и ценности в них произво­дятся разные. В одних видах ценность производится как возможность, а в других реализуется как действительность. Возможность ценности рожда­ется тогда, когда происходит опредмечивание сущностных качеств чело­века во внешнем предмете. Когда же с помощью данного предмета происходит удовлетворение тех или иных желаний индивида, то происхо­дит превращение ценности из возможности в действительность, т. е. распредмечивание вещи реализует, превращает в действительность ее возможную ценность. Оценка же присутствует на обоих этапах существо­вания ценностей. На первом (возможном) – оценка выступает суждени­ем о мере воплощения человеческой сущности в предмете, процессе, явлении и т. д. На втором (действительном) – оценка выступает сужде­нием о мере приобщения индивида к человеческой сущности через вещь, предмет, процесс, действие и т. д.

    У каждого социального субъекта складывается своя, конкретно-историческая система ценностей, которая выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции, ибо здесь в отличие от потребностей и интересов не физиоло­гические и даже не столько материальные, сколько духовные факторы играют решающую роль. В системе ценностей зафиксированы те крите­рии признанного данным социальным субъектом поведения, на основе которых развертываются более конкретные и специализированные систе­мы нормативного контроля, соответствующие общественные институты и сами целенаправленные действия людей. Усвоение этих критериев индивидом составляет необходимую основу превращения его в социаль­ного субъекта и поддержания нормативного порядка в обществе.

    Ценностные системы формируются и развиваются с историческим развитием общества. И постепенно в обществе складывается иерархия ценностных систем, где наиболее общую систему образуют общечелове­ческие ценности, далее идут все более конкретные системы, разделяемые определенным кругом социальных субъектов: системы ценностей, прису­щие конкретно-историческому народу, историческим формам общностей людей (роду, племени, народности, этнической группе, нации), большим социальным группам и т. д.

    Наличие и взаимодействие в любом обществе множества разнообраз­ных систем ценностей порождает специфические общественные отноше­ния – ценностные отношения. Своеобразие ценностных общественных отношений заключается, прежде всего, в том, что они не существуют в самостоятельном виде. Они всегда включены в другие общественные отношения, составляя в них важный аспект. Кроме того, характерными особенностями ценностных отношений являются: связь с эмоционально-волевыми элементами общественных отно­шений; неразрывная связь с познанием не только объекта, но и всех участвующих в общественном отношении субъектов; связь не только с познавательной, но и с практической стороной общественного отношения; внутренняя противоречивость ценностных отношений, порожда­емая борьбой не только ценностных систем разных социальных субъ­ектов, но и разных ценностей внутри каждой системы.

    Таким образом, ценностные отношения социальных субъектов к природной и социальной действительности порождают в реальном бытии человека ценностные отношения как специфический аспект всех обще­ственных отношений.

    Прежде чем приступить к рассмотрению понятия «ценностное отношение» попытаемся дать определение основным понятиям «ценность» и «отношение». На наш взгляд, целесообразно начать с определения понятия «отношение».

    Среди педагогических трудов известны такие, которые косвенно или прямо связаны с категорией «отношение» или опираются на неё как на основу диалектического подхода к воспитанию (работы Н.И.Болдырева, Н.К.Гончарова, М.А.Данилова, Ф.Ф.Королёва, Л.А.Занкова, А.П. Сидельского).

    Под отношением в философии понимается способ сопричастного бытия вещей как условие выявления и реализации скрытых в них свойств. Отношение не является вещью и не отражает свойств вещей, оно раскрывается как форма участия, соучастия в чём-либо, значимости чего-либо. Отношение указывает на связь между предметом (явлением) и субъектом, характеризующуюся значением первого для второго. В философии понятие «ценность» близко понятию «значение». Конкретное значение объекта, или его свойств возникает тогда, когда субъект вступает во взаимодействии с объектом, вовлекая его в материальный или духовный мир человеческой деятельности. Только в деятельности ценность получает своё актуальное существование .

    В философии отношение характеризуется наличием стремления личности, его активности. Чем активнее индивид, тем в большей степени проявляется его стремление к деятельности, тем ярче выражается его отношение. Ценностное отношение возникает тогда, когда его объекты вовлекаются в тот или иной вид человеческой деятельности. Стремления составляют субъективную сторону отношения. Они возникают как отражение реально существующего бытия во взаимосвязи с элементами будущего, с предполагаемыми результатами деятельности; стремления -побудительная причина действия. Отношения динамичны, изменчивы и воспитуемые. Потребности, вкусы, склонности, оценки, принципы, убеждения представляют различные аспекты отношений человека .

    Однако, несмотря на широкую распространённость понятия «отношение» в педагогических работах, теоретическое и экспериментальное исследование отношений личности в настоящее время затруднено тем, что в научных трудах недостаточно отчётливо определена и раскрыта терминология отношения, а так же не всегда ясно, какие характеристики личности можно рассматривать как отношение.

    Одни считают, что отношения личности объективны, так как являются проявлением экономических отношений (Г.М.Гак). Придерживающиеся другой точки зрения считают, что отношения личности не следует рассматривать вне сознания, направленности наших мыслей, чувств, внимания (В.Н. Купцов). Третьи рассматривают отношение как общественное явление, представляющее собой «единство объективного и субъективного» (О.Г.Дробицкий, А.Г.Здравомыслов), которое необходимо трактовать как единство объективного содержания и субъективной формы, так как объективно существующие потребности - это материальные основы отношения личности, а само отношение всегда оформлено в сознании. Эта точка зрения наиболее полно определяет природу отношения личности и позволяет рассматривать его существенные стороны.

    Понятие «ценность» всегда являлось объектом интереса философов, психологов и педагогов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности.

    Ценность в психологии выступает как особая форма отражения в сознании людей предметов и явлений, способных удовлетворить их потребности и интерес. Ценности выражают такие отношения между людьми, которые не разъединяют, не отчуждают человека от других людей, от природы, от самого себя, а, напротив, объединяют, собирают людей в общности любого уровня: семью, коллектив, народность, нацию, государство, общество в целом .

    В педагогике ценность определяется как предмет, явления и их свойства, которые нужны членам определенного общества или отдельной личности в качестве средств удовлетворения своих материальных и духовных потребностей и интересов, направленных на достижение общественных целей .

    И.С. Артюхова определяет ценность как привлекательность целевого объекта, т.е. она наряду с потребностью определяет нужность цели .

    С.Л. Рубинштейн также писал, что "ценности - ...производны от соотношения мира и человека, выражая то, что в мире, включая и то, что создает человек в процессе истории, значимо для человека" .

    По мнению Н.П. Карповой, ценности выступают важным связующим звеном между обществом, социальной средой и личностью, ее внутренним миром .

    Д.А. Леонтьев также определяет ценность в качестве источника образования смысла, т. е. ценности выполняют смыслообразующую функцию и находятся на «наддеятельностном» уровне. Субъект, находясь на деятельностном уровне, соотносит свои действия с над деятельностным уровнем, в результате чего появляются смыслы .

    А.Н. Федоришкин утверждает, что «ценностью считается любое материальное или идеальное явление, имеющее значение для человека, ради которого он действует, тратит силы, ради которого он живет». Ученый подчеркивает, что личность реализовывает свой потенциал только с опорой на ценностные ориентации и объект остается один и тот же -- поведение личности, а через него -- сама жизнь .

    Под ценностями подразумевается также общественные установки и оценки, императивы и запреты, цели, выраженные в форме нормативных представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном, идеалы, нормы и принципы действия (субъективные ценности и ценности сознания) (О.Г.Дробницкий, А.Г.Здравомыслов).

    И.Ф. Харламов трактует понятие «отношение» как выражение определённых связей, которые устанавливаются между личностью и другими людьми, а также различными сторонами окружающего мира и которые, затрагивая сферу её потребностей, знаний, убеждений, поступков и волевых проявлений, так или иначе сказываются на её поведении и развитии .

    При анализе психолого-педагогической литературы, мы видим, что в педагогических исследованиях понятие «ценностное отношение» связывается с активностью и направленностью деятельности личности (Г.И. Чижакова, Н.Е. Шуркова), со степенью значимости того или иного предмета, явления для субъекта .

    Эта значимость определяется осознанными или неосознанными потребностями субъекта, выраженными в виде интереса или цели (И.Ф. Харламов, В.А. Сластенин) .

    В психолого-педагогическом словаре ценностное отношение рассматривается как субъективное отражение объективной действительности. Объектом ценностного отношения являются значимые для человека предметы и явления. Таким образом, ценностное отношение трактуется как значимость того или иного предмета, явления для субъекта, определяемая его осознанными или неосознанными потребностями, выраженными в виде интереса или цели .

    Ценностное отношение исторически рассматривается как один из атрибутов социокультурного существования человека - носителя ценностного отношения.

    Ценностное отношение в философии и психологии также рассматривается и как ценностная позиция, которая возникает в ситуации свободного выбора. Структура ценностного отношения представлена как многоуровневая, основными ее основными элементами являются:

    • - первичный слой желаний;
    • - выбор индивида между ориентацией на ближайшие цели и отдаленную перспективу;
    • - осознание того, что жизненный выбор и ориентация на ценности являются долговременным состоянием;
    • - превращение жизненного выбора в основание для оценки ориентаций других людей .

    Существуют различные точки зрения на то, что считать ценностью в ценностном отношении, так как один и тот же предмет или явление может иметь различные свойства. К примеру, произведение искусства может обладать эстетической, социальной, экономической ценностью. Поскольку ценностное отношение - это связь субъекта и объекта, в которой то или иное свойство объекта не просто значимо, а удовлетворяет потребность субъекта, то ценностью в нём является свойство объекта, отвечающее интересам субъекта или поставленной им цели .

    Природа ценностного отношения эмоциональна, так как оно отражает субъективную и личностно-переживаемую связь человека с окружающими предметами, явлениями, людьми. Сами ценности существуют независимо от индивидуального, личностного отношения к ним человека. Именно появление отношения порождает субъективное значение или личностный смысл объективных значений.

    Так, по мнению В.А. Сластенина, ценностное отношение - внутренняя позиция личности, отражающая взаимосвязь личностных и общественных значений. Объектами ценностного отражения являются значимые для человека предметы и явления .

    Понятие «ценностное отношение» позволяет современной педагогике адекватно описывать один из видов социального опыта школьников (в рамках культурологической концепции содержания образования В.В.Краевского, И.Я.Лернера, М.Н.Скаткина), раскрывать содержание воспитания школьников (Н.Ф.Голованова, И.Д.Демакова, П.И.Пидкасистый, Н.Е.Щуркова).

    По мнению Н.Л. Худяковой, ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение является аспектом любого культурно-опосредованного отношения человека с действительностью .

    В своем учебном пособии П.И. Пидкасистый дает следующее определение понятию «ценностные отношения». Ценностные отношения - это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким, как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»..., но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода» [ 21].

    Ценностное отношение к малой Родине рассматривается П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни .

    Итак, анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования помог рассмотреть понятие «ценностное отношение». Из выше изложенного можно сделать вывод, что ценностное отношение - это вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности .

    В своем исследовании мы будем опираться на понятие «ценностное отношение к малой Родине», рассматриваемое П.И. Пидкасистым как отношение любви к той земле, на которой человек вырос, к ее людям, с которыми он проживал события жизни, говорил на одном языке, с которыми его объединяет нечто общее в их отношении к жизни .

    Особенности формирования ценностного отношения учащихся старших классов к малой Родине будут рассматриваться в следующем параграфе.