Суры читаемые в ночь на пятницу. Исламская библиотека

29-03-16 В НИИ им. Х.Фаизханова открылась выставка тюбетеек

Когда-то тюбетейка была своеобразным паспортом, по которому окружающие сразу определяли, откуда человек родом и чем он занимается…Все многообразие национальных головных уборов можно было увидеть на выставке тюбетеек, специально подго товлен ной к к онкурсу чтецов Корана 27 марта 2016г.

Представляем вашему вниманию презентацию: "Тюбетейки народов мира"

Тюбетейка пришла к нам из глубины веков. Знатоки утверждают, что она была на территории Средней Азии еще задолго до прихода сюда Ислама. Раньше люди не носили тюбетейки на макушке, края тюбетейки должны были плотно закрывать лоб владельца до самых бровей.

Тюбетейка по тат. «түбәтәй», по казах. «топы». Она бывает круглая или квадратная, островерхая или плоская, мужская или женская. Название свое тюбетейка получила от тюркского слова «тюбе», означающего верх, вершину, макушку головы. В некоторых тюркских языках называется «такыя».

Золотошвейные тюбетейки.

Тюбетейки в прошлые времена указывали на особенный статус хозяина, его принадлежность к тому или иному социальному слою. В народе говорили: «Покажи мне свою тюбетейку, и я скажу, откуда ты родом, каков твой достаток, праздник в доме или горе...». Например, золотошвейные тюбетейки имели право носить только представители аристократических слоев общества и люди, которые удостоились такого дорогого подарка.

Форма, особенности узора, цвет вышивки, предназначение тюбетейки отличаются друг от друга в зависимости от этнической и территориальной принадлежности.

Тюбетейки бывают: мужские; женские; для детей; для стариков.

По территориальному признаку делятся на: татарские, башкирские, казахские, дагестанские, туркменские, таджикские, узбекские, чеченские, ингушские и т.д.

Татарские мужские головные уборы подразделяются на домашние (нижние) и выходные (верхние). К нижним относится тюбетейка (тубятай), представляющая собой небольшую, надеваемую на макушку шапочку, поверх которой накидывали всевозможные матерчатые и меховые шапки, войлочные шляпы. Наиболее ранний и широко распространенный тип тюбетейки кроился из четырех клиньев и имел полусферическую форму. Для сохранности формы тюбетейку простегивали, закладывая между строчками скрученный конский волос или шнур. Яркие вышитые тюбетейки предназначались молодежи, а более скромные — старикам.

Более поздний тип (кяляпуш ) с плоским верхом и твердым околышем — первоначально получил распространение у городских казанских татар

Тюбетейки-каляпуш, особенно с кисточкой, исследователи связывают с проникновением в середине XIX века в быт татар турецкой фески. Поверх тюбетейки татары обычно носили шляпу или шапку; феска оказалась неудобной, и ее превратили в тюбетейку типа каляпуш, которая и стала основным типом татарской тюбетейки. Каляпуши из бархата обычно совершенно не расшивались или расшивались шелками, золотой или серебряной канителью, позже — жемчугом и бисером. Для большей красочности на поверхность нашивались металлические блестки. Такие тюбетейки, несомненно, стоили больших денег, и даже богатые люди одевали ее, вероятно, лишь в особо торжественных случаях.

Калфак — древний женский татарский головной убор, получивший широкое распространение практически у всех групп татар.

Калфак стал неотъемлемой частью классического национального татарского костюма. Богато украшался вышивкой, расшивался золотыми и серебряными нитями.

В советское время калфак перестал быть повседневным головным убором и стал одеваться лишь на праздники или в качестве элемента национального сценического костюма.

Затем появились большие бархатные калфаки с крупным золотошвейным узором и бахромой, свисающей до самых плеч.

К середине XIX века калфаки становятся короче, изящнее, исчезают тяжелые кисти и бахрома. Большую декоративную функцию берет на себя твердый прямоугольный околышек. Часто такие калфачки носились под платком или шалью.

Маленькие калфачки в наши дни популярны лишь на сцене, зато полюбились калфаки типа тюбетеек — такыя, поверх которых также можно носить шаль или платок.

Традиционные головные уборы замужних женщин более разнообразны и сложны. В отличие от девичьих, они закрывали не только голову женщины, но и ее шею, плечи, спину. Женщины заплетали волосы в две косы, которые спускались на спину, поэтому волосники у них чаще состояли из шапочки (или чехла) и накосника. Основные уборы— «покрывала» — особенно были характерны для пожилых женщин, у которых они отличались массой всевозможных деталей.

Узбекские тюбетейки

В Узбекистане говорят: «Тюбетейка джигиту всегда к лицу». Узбекская тюбетейка справедливо считается одним из национальных видов прикладного искусства, неотъемлемой частью народного костюма. Своего расцвета это искусство достигло в конце девятнадцатого — середине двадцатого веков. В Ферганской долине, расположенной в горах Средней Азии, тюбетейки принято называть дуппи, они даже по своей форме резко различаются от тюбетеек других регионов Средней Азии. В Ферганской долине производят два вида тюбетеек:

— Чуст-дуппи (достаточно высокие);

— Маргилан-дуппи (модели, полностью облегающие голову).

Башкирские тюбетейки

Роль повседневного головного убора у башкир принадлежала тюбетейке — небольшой плотно облегающей голову тканевой шапочке на подкладке, которую называли «тубэтей». Тубэтеи пожилых были черными, молодых — цветными. Праздничные тюбэтеи молодых мужчин украшали галуном, бисером, вышивали тамбурными узорами. В башкирских сказаниях «унизанная марьяном (кораллами) тубэтей» называлась головным убором знатных батыров.

Казахские тюбетейки

Постоянным головным убором казахов была тюбетейка, которую надевали на бритую голову, а поверх нее — другие головные уборы. Шили тюбетейки из различных тканей, плотных хлопчатобумажных и дорогих: бархата, шелка, сукна, одноцветных и полосатых. Делали их на матерчатой подкладке, простеганной вместе с верхом. Частая строчка придавала тюбетейке твердость. Нередко в околыш и верхушку между верхом и подкладом закладывали картон или плотную бумагу. Верхние головные уборы у казахов были разнообразные. Летом носили шапку с меховой опушкой или легкую войлочную шляпу — калпак, зимой надевали шапки особого покроя — тымак, выполненные из меха.

Киргизские тюбетейки

Национальным символом страны является шляпа «ак-калпак» из тонкого белого войлока с загнутыми вверх черными отворотами. Также носят тюбетейки и меховые, отороченные мехом и украшенные перьями — «тебетей». У киргизов на протяжении веков преобладал акцент на сохранение тепла — зимняя одежда изготавливалась на ватной основе, из мехов диких животных и кийиза (войлок).

Технология изготовления тюбетеек

Процесс изготовления делился на ряд этапов, каждый кустарь (закройщик, сшивальщица, вышивальщица) исполнял только часть процесса. Раньше вышивку делали только вручную, сейчас используют специальные машинки. На вышитые части будущей тюбетейки пришивается изнаночная хлопчатобумажная ткань. Для того, чтобы придать тюбетейке твердую форму, ее дно прострачивают, и между строчками вставляют пропитанные в клее бумажные жгутики. Такую же, пропитанную в клее, бумагу вставляют и между лицевой и изнаночной материей. Таким образом, тюбетейка не теряет своей формы и долгое время служит своему хозяину.

Тюбетейка на Востоке – своего рода паспорт её обладателя. Форма и орнамент этой маленькой шапочки говорят о принадлежности хозяина определённому народу и сословию. Ни один мужчина не имел права появиться в мечети, на празднике, похоронах или поминках без этого головного убора . Сегодня этот старинный предмет одежды снова возвращается в современный костюм.

Тюбетейка – национальный головной убор среднеазиатских народов, представляющий собой круглую или квадратную шапочку, плоскую или с куполообразным верхом . Изготавливаются они из различных тканей и украшаются тонкой вышивкой. Цвет и орнамент головного убора отражают особенности жизненного уклада той части Азии, где она была изготовлена.

Тюбетейки носят не только узбеки, где они уже давно стали предметом национальной гордости, но и афганцы, иранцы, турки, поволжские татары и башкиры. Этот традиционный головной убор в Азии носят все, кроме пожилых женщин.

Историческая справка

Корень слова «тюбетейка» кроется в тюркском слове «тюбе» (или «тобе»), что означает «верх». На Востоке считается, что макушка головы – точка соприкосновения со Вселенной, и этот предмет одежды выполняет роль оберега, защищая самое уязвимое место человека от злых духов и притягивая здоровье и благополучие .

Символически тюбетейка, как и купола мечети, – небесный свод, под которым рождается, живёт и умирает человек. Собственно, форма и символика этого головного убора пронизывает всю жизнь восточных людей:

  • юрта – тюбетейка, увеличенная в сотни раз;
  • пиала, из которой принято пить чай, имеет форму купола;
  • каса – традиционна посуда для еды.

Характерные черты головного убора

Выше уже говорилось о том, что тюбетейка может быть круглой и квадратной, с плоским или остроконечным верхом. Ткани для её изготовления могут быть разными: шёлк, сатин бархат, сукно. Изготовить эти головные уборы могут только девушки и женщины с острым зрением и особой усидчивостью.

Детали тюбетейки – описание

Этот головной убор состоит из трёх частей.

Виды тюбетеек

Сегодня в Средней Азии существует множество различных видов этого головного убора: плоские, конусообразные, полусферические и квадратные. Узор и цвет вышивки отражает древние традиции и быт народа.

Важно! Дорогому гостю принято преподносить в подарок традиционно важные для каждого жителя Азии вещи: халат, сюзане (вышитый вручную настенный ковёр) и, конечно, тюбетейку.

Если форма тюбетеек для мужчин, женщин и детей практически не отличается друг от друга, то элементы, украшающие шапочку, различаются в зависимости от пола и возраста.

Вышивка на головном уборе мужчин отличается, как правило, двух-трехцветной палитрой, а узоры на женской шапочке выполняются в более богатой цветовой гамме . Исключение, пожалуй, составляют только уйгуры, мужские тюбетейки которых украшаются не только разноцветной вышивкой, но и бисером. Они представляют собой настоящие произведения искусства и часто украшают стены жилища наряду с коврами.

Важно! Ещё в XIX веке тюбетейки могли носить только мужчины. С того времени до сих пор сохранилась поговорка: «На тебе что, тюбетейки нет?» Это означает: «Ты что, разве не мужчина?»

Ещё один вид тюбетейки – кулох. Эта вытянутая вверх куполообразная шапочка на широком околыше носилась представителями духовенства (дервишами). Кулох мог обматываться сверху чалмой, но остроконечный верх должен был просматриваться.

Девушки и молодые женщины предпочитали небольшие круглые шапочки с высоким околышем и надевали их высоко на лоб. Они могли украшаться не только вышивкой, но и жемчугом, камнями и перьями.

Детская тюбетейка имела форму купола с острым верхом и украшалась на верхушке тесёмкой с кисточкой. Надевая этот сакральный головной убор малышу, мулла благословлял ребёнка, привлекая к нему здоровье и благополучие .

В Туркмении тюбетейка называется «тахья». Форма её может быть любой, а вышивка, как правило, состоит из геометрических элементов и выполняется в палитре, ограниченной красным, белым, жёлтым и чёрным цветами.

Важно! Головной убор свободной девушки украшался пером, а вот если пера на шапочке не было, означало, что невеста уже была сосватана.

Особенности узоров тюбетеек

У каждой мастерицы-вышивальщицы есть свои секреты ремесла, но в её работе всегда отражаются местные традиции. Расскажем подробнее об узорах на тюбетейках:

Чустской

Самая популярная - чустская тюбетейка, где по чёрному полю идёт орнамент, выполненный белым шёлком, символизирующим цвет солнца. Традиционно на тульи шапочки наносили изображения стручка жгучего перца, который обозначал семейное счастье и отпугивал злых духов, а по околышу вышивались стилизованные бараньи рога, означавшие силу и мужество. На жияк наносились волнообразные узоры, символизировавшие состоятельность и жизненную силу.

Шахрисабзской

Шахрисабзская тюбетейка («ирок») отличается богатой цветовой палитрой, так как расшивалась она растительным орнаментом, где каждый представитель флоры и цвет, в котором он представлен, призваны были отразить всё разнообразие и богатство жизни .

Бухарской

По узорам, вышитым на головном уборе золотом и серебром, можно свободно определить её происхождение – это Бухара. Такие тюбетейки называют золотошвейными бухарскими. Золото и серебро на шапочке означали высокий статус владельца или особое значение события, на которое её надевали. Легко узнать эту тюбетейку можно и по традиционным орнаментам:

  • «глаз соловья»;
  • «язычок воробья»;
  • круг, обозначающий цель.

Андижанской

Андижанская тюбетейка, вышитая крестом на плотном белом основании, была наиболее популярна среди женского населения Востока. Традиционные цвета – малиновый, синий и чёрный. Узор «след змеи» символизировал плодовитость и одновременно служил оберегом от дурного глаза . Дополнялась вышивка изображением фруктов и цветов.

Ташкентской

Также особой популярностью у азиатских красавиц пользовалась ташкентская тюбетейка – элемент праздничного наряда. Отличает её многоцветная вышивка нитками и бисером на бордовом, тёмно-синем или тёмно-зелёном фоне. Стилизованные изображения фазаньих, петушиных и павлиньих перьев должны были защитить свою обладательницу от порчи и сглаза . В дополнение к ним на шапочке вышивались фигуры животных и растений.

Байсунской

Байсунская тюбетейка, округлая с конусообразным верхом, предназначалась представителям сильного пола. Вышивка выполнялась в сдержанных тонах, однако каждая цветовая комбинация скрывала в себе глубокий сакральный смысл жизненного пути человека. Жёлтый цвет символизировал цветок хлопка, а ромбовидный элемент белого цвета – сам хлопок .

Околыш достаточно высокий, а жияк сплетался вручную. Охватывая голову владельца наподобие обруча, он перекрывал тёмным силам доступ к самому уязвимому месту (макушке), защищая голову со всех сторон.

Каракалпакской

Ещё один популярный на Востоке вид тюбетейки – каракалпакская. Круглая шапочка, украшенная по околышу орнаментальной вышивкой красными, жёлтыми и зелёными нитями. Есть мужской и женский варианты этих головных уборов: женщины носят на нём сбоку пышный помпон, а вышивка отличается более округлыми линиями в отличие от мужской, где на узоре все линии ломаные. Функция орнамента традиционна – защита от злых сил и дурного глаза .

Тюбетейка давно стала символом Востока и из предмета одежды чисто утилитарного предназначения, пусть даже и сакрального, превратилась в произведение искусства. Вышивальщицы соревнуются друг с другом в мастерстве выполнения украшений и с удовольствием демонстрируют свои работы на выставках различных уровней. Такой богатый материал для развития этого вида искусства даёт древняя история головного убора.

Существует множество исторических фактов, которые, перекочёвывая из архивов и библиотек в современное информационное пространство, снова и снова привлекают внимание к этому старинному предмету одежды.

Каракалпакские тюбетейки

Республиканский смотр-конкурс тюбетеек. Центральный выставочный зал Академии художеств Узбекистана. Ярко оформленный стенд мастеров из Каракалпакии, постоянно окружен посетителями. Подойдем ближе. Что так заинтересовало всех?

На низкой супе, покрытой полотнами с национальной вышивкой, миниатюрная юрта, повторяющая реальную, в мельчайших деталях. В нее даже можно заглянуть. Там, в глубине, миниатюрные перекрытия стянутые ткаными лентами, такими, же, какие украшают все пространство над экспозицией. Внутри под куполом подвешены разноцветные кисточки. Мастер из Каракалпаки поясняет нам, что каждая кисточка означает члена семьи, так, зайдя в каракалпакскую юрту можно узнать, сколько в семье мужчин, сколько женщин, сколько среди детей мальчиков и девочек. Юрта окружена рукотворными куклами в национальных каракалпакских одеждах.

Рядом с юртой – россыпь тюбетеек. Именно черных. Ну на то и кора-калпак. «Кара» - черный, «калпак» - остроконечная шапка. Отсюда и название целого народа – каракалпаки. Хотя на каракалпакском языке шапка имеет совершенно другое название, как и впрочем тюбетейка. Такие каракалпакские круглые черные тюбетейки с орнаментом по околышу называются «тахия». Шьют их из бархата, велюра или из войлока.

Каракалпакские тюбетейки делятся на женские и мужские по двум признакам:

Женские тюбетейки имеют сбоку пышный помпон. Второй признак – в орнаменте. Один и тот же орнамент может быть со скругленными элементами или с острыми углами. Скругленные линии – на женских тюбетейках, ломаные линии – на мужских.

Хотя со временем это деление перестало быть столь строгим. Вот например женская тюбетейка с узором «углами». Помпон – очень говорящий элемент. Если он слева, значит перед нами незамужняя девушка. Значит можно знакомиться и сватать. Если помпон справа – значит молодая женщина замужем, и знаки внимания со стороны мужчин недопустимы.

Детские тюбетейки яркие, высокие с помпончиком сверху. Старики носят круглую белую тюбетейку уже не с помпоном, а с кисточкой сверху. Ну оно и понятно, за долгую жизнь помпон поистрепался, осталась от него лишь кисточка.

Еще одна разновидность тюбетеек – из пестрой ткани классической каракалпакской формы и праздничные тюбетейки с плоским верхом.

Но самое интересное в каракалпакских тюбетейках – это узор. В нем вся биография человека, и каждый элемент имеет свое значение. Вот, например, эта тюбетейка расскажет нам, что её владелец из семьи маслоделов. В рисунке его тюбетейки элементы обозначающие подсолнух. Зеленые витиеватые полоски по кругу – означают пшеницу. Значит семья не только подсолнечник растит, но и пшеницу. Род земледельцев значит.

А человек, одевший такую тюбетейку – из рода скотоводов. Потому что тюбетейка покрыта орнаментом, обозначающим рожки баранов.

Мастер продемонстрировала нам этот элемент на примере окантовки собственного костюма. Прикрыв часть узора рукой, показала, как похож элемент узора на бараньи рога.

Эта тюбетейка предназначена для члена семьи садоводов. Яркие цветы обозначают цветущее урюковое дерево.

Такую тюбетейку носит член семьи земледельцев. Её украшают символы пшеницы и перевернутый знак «бесконечность», символизирующий благополучие.

А вот занятный круглый элемент на тюбетейке. Каракалпаки называют его «плевок царицы». Согласно легенде, в стародавние времена, одна царица увидела красивую работу вышивальщиц и плюнула, чтобы не сглазить. Вот этот царственный плевок и вписался в орнамент. Теперь он имеет значение оберега.

Такая каракалпакская вышивка украшает не только тюбетейки, но и современную одежду каракалпаков. Мастерица попросила свою милую помощницу показать верх своего платья. По девочке можно определить, что она не замужем (помпон слева) и что её предки занимались разведением скота.

Несколько моделей современной национальной одежды, выполненной мастером из Нукуса, были представлены здесь же.

Изящный деловой костюм на ней – собственная авторская работа. Он украшен вышивкой точно так, как положено оформлять женский каракалпакский костюм. Более удачный и гармоничный стиль для деловой женщины и придумать сложно.

Мастер, воссоздавший всю эту красоту – Айзада Нурумбетова. Уже 10 лет занимается возрождением национальных традиций в современной каракалпакской одежде. Многие орнаменты, которые мы видим сегодня в её работах, уникальны и являются результатом долгого поиска Айзады в музеях и архивах.

Удивительная женщина, энергичная, яркая, эмоциональная, удивительная рассказчица. Я увидела каракалпакские тюбетейки впервые в жизни, и для меня они стали открытием. Весь мой рассказ – эта малая толика того, что рассказала мастер Айзада Нурумбетова. Она влюблена в свое дело, великолепно знает его, и готова увлеченно рассказывать о нём.

Одна из тюбетеек просто запала в душу. Я её примерила (игриво, помпоном налево) и поняла, что тюбетейка просто предназначена мне судьбой.

Спросила Айзаду, можно ли заказать такую, … и такой костюм, и такое платье-тунику… Айзада рассмеялась. Объяснила, что конечно можно, и что их мастерская в Нукусе в основном работает под заказ. И что находятся они в здании Нукусского университета, и что их очень поддерживает Комитет Женщин Узбекистана. Мы еще много разговаривали, обменялись телефонами. Их мастерской очень нужно помочь выйти в Сеть. Потому что то, что они делают – уникально. Обыщите весь Интернет, вы не найдете ни одной каракалпакской тюбетейки. А здесь такой богатый пласт!

Низкий поклон мастеру Айзаде Нурумбетовой, за её неустанный труд, за золотые руки, за гордость прошлым своей древней и такой многострадальной земли.