Реферат: Двухпалатная структура Федерального Собрания

  1. Порядок формирования палат Федерального Собрания
  2. Отличия от двухпалатной структуры Верховного Совета РФ
  3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы
  4. Предметы ведения палат Федерального Собрания РФ
  5. Взаимодействие палат в законотворческом процессе

1. Порядок формирования палат Федерального Собрания.

Государственная власть в России действует на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Согласно ст. 94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом нашего государства.

Характеризуя Федеральное Собрание как представительный орган, можно отметить, что он представляет народ России. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, на него возложена функция издания правовых актов высшей юридической силы. Парламент России – единственный орган федеральной законодательной власти, издаваемые им акты – федеральные законы, не могут быть изменены или отменены никаким другим государственным органом.

Согласно ст. 95 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает следующими основными чертами:

1) Самостоятельность – каждая палата имеет свои полномочия, их функции четко разграничены, отсутствует подчиненность;

2) неодинаковая компетенция – к их ведению относятся, в основном, разные вопросы;

3) различен порядок формирования палат.

Совет Федерации выражает интересы субъектов Российской Федерации. Вторая палата – Государственная Дума – признана представлять интересы населения страны в целом. Обе палаты организуют свою работу самостоятельно и заседают, в основном, отдельно. Единственным совместным органом двух палат является согласительная комиссия, которая образуется палатами в случае возникновения разногласий при принятии закона.

В ст. 95 Конституции РФ определяется количественный состав каждой из палат Федерального Собрания. Количество членов Совета Федерации определяется численностью субъектов Российской Федерации. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации. В настоящий момент в составе Российской Федерации 89 субъектов (республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа). Соответственно Совет Федерации должен состоять из 178 членов.

Для Государственной Думы это абсолютный показатель - 450 депутатов.

Статья 3 Федерального Закона № 121-ФЗ от 24.06.99 г. «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»:

«… п.2. 225 депутатов Государственной Думы избираются по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах Российской Федерации, в которых число избирателей меньше единой нормы представительства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

Другие рефераты по предмету Юриспруденция, право, государство

Введение 3

1. 5

2. Отличия от двухпалатной структуры Верховного Совета РФ. 11

3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы. 13

3.1 Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 13

3.2 Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 14

3.3 Основные принципы работы парламента России. 16

4. Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации 17

4.1 Предметы ведения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17

4.2 Предметы ведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 18

4.3 Совместные заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации 21

5. Взаимодействие палат в законотворческом процессе 23

Заключение 29

Литература 30

Введение

Целью данной работы является рассмотрение порядка формирования, организации, предметов ведения и взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание является Парламентом Российской Федерации. Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа (в новейшем понимании этого термина) было создано лишь в 1906 году. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней - Государственный Совет. Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права. На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента. После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу. Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей. На деле же Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период 1930-1988 гг. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь один процент всех действовавших законов; в основном он утверждал (списком и единогласно) решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета.

Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей. В ходе конституционной реформы 1988-1990 гг. была учреждена двухэтажная парламентская система, включавшая Съезд народных депутатов и формируемый им двухпалатный Верховный Совет. Стать подлинным парламентом страны эти органы власти так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавших тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей, а во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам.

После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органы советской власти прекратили свою работу как на общегосударственном уровне (съезд, Верховный Совет), так и в большинстве субъектов Федерации. Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России. Статьей 94 Конституции Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Будучи представительным органом, Федеральное Собрание реализует политическую волю народа, а в качестве законодательного органа власти, Федеральное Собрание обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий РФ и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Кроме того, Федеральное Собрание исполняет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. В связи с тем, что согласно Конституции РФ, функция и компетенции обеих составных частей Федерального Собрания различны, обеспечивается так называемая система сдержек и противовесов в деятельности данного органа.

В действующей Конституции, принятой в 1993 г. формированию, структуре и функциям Федерального Собрания посвящена 5 глава. Само расположение ее в Конституции Российской Федерации сразу вслед за главой Президент Российской Федерации и перед главой Правительство Российской Федерации - указывает на значение представительной и законодательной власти, ее место в системе разделения властей.

  1. Порядок формирования палат Федерального Собрания.

Согласно статье 95 Конституции Российской Федерации, Федеральное Собрание состоит из двух палат Совета Федерации и Государственной Думы. Роль палаты Федерального Собрания, выражающей интересы субъектов Российской Федерации, принадлежит Совету Федерации. Вторая палата Федера

Двухпалатная структура парламента означает такое строение парламента, когда парламент состоит из двух палат, формируемых в особом порядке. Парламент при наличии двухпалатной системы вправе избрать один из принципов работы: а) принцип равенства палат в объеме и характере полномочий - у палат равное число депутатов, одинаковый объем полномочий, сходные повестки пленарных заседаний, проведение палатами совместных заседаний и создание совместных органов и др. и б) принцип верхней и нижней палаты - у каждой палаты свой круг полномочий, разный характер работы, как правило, отсутствуют общие органы палат, различный количественный состав палат и порядок их формирования и др.

Последний принцип исповедуют большинство современных парламентов с двухпалатной структурой построения.

Принцип деления парламента на верхнюю и нижнюю палату означает следующее. Одна палата (именуемая нижней) выражает прямое представительство всего населения и формируется путем общенациональных выборов. Другая палата (именуемая верхней) представляет интересы субъектов Федерации и формируется путем представительства от каждого такого субъекта. Такой подход отражен в строении Федерального Собрания, состоящего из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. При этом Государственная Дума является представительством всего многонационального народа России, а Совет Федерации отражает федеративный характер российской государственности. Условно эти палаты именуются нижней (Государственная Дума) и верхней (Совет Федерации), хотя Конституция РФ этими терминами не оперирует.

Двухпалатная структура палат исторически возникает в период буржуазно-демократических революций в качестве способа сдерживания одной палатой (верхней) радикализма другой (нижней). Представляя привилегированные слои общества, верхние палаты формировались менее демократическим путем по сравнению с нижними, имели более длительный срок легислатуры, им принадлежало право вето на законы, принимаемые нижней палатой, и др. Таким образом, верхние палаты играли сдерживающую роль по отношению к нижним и тем самым обеспечивали стабилизирующее воздействие парламента на события общественной жизни. В современный период эта роль верхней палаты утратила свое значение. В унитарных государствах верхняя палата стала играть в большей степени роль парламентского экспертного учреждения, что в значительной мере повышает качество принимаемых парламентом законов. Иное значение принцип двухпалатности парламента приобрел в федеративных государствах, применительно к которым утвердилось двойное представительство народа в общенациональном парламенте: посредством прямого пропорционального представительства на основе всеобщего избирательного права; через равное представительство каждого из субъектов федерации.

Особенности формирования палат Федерального Собрания . Указом Президента РФ от 21 сентября 1993 г. N 1400 упразднилась действовавшая на то время система высших законодательных (представительных) органов государственной власти России - Съезд народных депутатов РСФСР и Верховный Совет РСФСР. В соответствии с данным Указом надлежало учредить новый законодательный (представительный) орган государственной власти - Федеральное Собрание, состоящее из двух относительно автономных палат - Совета Федерации (верхней палаты) и Государственной Думы (нижней палаты). Выборы в палаты проводились одновременно с референдумом по Конституции, состоявшимся 12 декабря 1993 г. Правовой основой таких выборов являлись: Указ Президента РФ от 1 октября 1993 г. «Об утверждении уточненной редакции положения о выборах депутатов Государственной Думы в 1993 г. и внесении изменений и дополнений в Положение о федеральных органах власти на переходный период»; Указ Президента от 11 октября 1993 г., утвердивший Положение о выборах депутатов Совета Федерации. В соответствии с указанными Положениями срок деятельности палат определялся в 2 года. Положения определяли, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся по правилам смешанной избирательной системы: 225 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам, а остальные 225 избираются на основе системы пропорционального представительства по общефедеральному избирательному округу. В Положении о выборах в Совет Федерации предусматривалось, что в Совет Федерации избирается по два депутата от каждого субъекта РФ. При этом депутаты этой палаты избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам (один округ - два депутата), образованным в рамках административных границ субъектов РФ.

Государственная Дума второго и третьего созывов формировалась в соответствии с Федеральным законом о выборах депутатов Государственной Думы 1995 и 1999 гг. путем проведения общенациональных парламентских выборов. Формирование Совета Федерации второго и третьего созывов осуществлялось на основе Федерального закона от 5 декабря 1995 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ». Федеральный закон от 3 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ» внес принципиальные изменения в порядок формирования этой палаты.

Содержание Введение 1. Порядок формирования палат Федерального Собрания. 2. Отличия от двухпалатной структуры Верховного Совета РФ. 3. Внутренняя организация палат и основные принципы их работы. 3.1 Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 3.2 Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 3.3 Основные принципы работы парламента России. 4. Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации 4.1 Предметы ведения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 17 4.2 Предметы ведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 4.3 Совместные заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации 5. Взаимодействие палат в законотворческом процессе 23 Заключение 29 Литература 30 Введение Целью данной работы является рассмотрение порядка формирования, организации, предметов ведения и взаимодействия палат Федерального Собрания Российской Федерации.

Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание является Парламентом Российской Федерации. Парламент как государственно-правовой институт имеет многовековую историю, однако в отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского типа в новейшем понимании этого термина было создано лишь в 1906 году. Нижней палатой первого российского парламента стала Государственная Дума, верхней - Государственный Совет. Государственная Дума и Государственный Совет имели равные законодательные права.

На рассмотрение императора представлялись только законопроекты, одобренные обеими палатами парламента.

После Февральской революции ни Государственная Дума, ни Государственный Совет не возобновляли свою работу.

Февраль 1917 года стал завершением краткой истории развития российских парламентских традиций в начале XX века. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы, провозглашенные полновластными и единовластными органами народного представительства. Политическая доктрина того периода допускала разделение функций органов управления, но полностью отрицала какое бы то ни было разделение властей.

На деле же Советы занимали подчиненное положение, уступив приоритет органам партийно-политического руководства обществом и государством. Так, за период 1930-1988 гг. Верховный Совет СССР принял на сессиях лишь один процент всех действовавших законов в основном он утверждал списком и единогласно решения, введенные в действие указами Президиума Верховного Совета. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева. М. Спарк, 2001, с. 472 Политическая эволюция советской формы народного представительства предопределила переход к парламентской форме, основанной на принципе разделения властей.

В ходе конституционной реформы 1988-1990 гг. была учреждена двухэтажная парламентская система, включавшая Съезд народных депутатов и формируемый им двухпалатный Верховный Совет. Стать подлинным парламентом страны эти органы власти так и не смогли, во-первых, в силу возлагавшихся на них действовавших тогда Конституцией полномочий, противоречивших принципу разделения властей, а во-вторых, в силу фактически существовавшего вертикального подчинения представительных органов страны, совершенно не свойственного парламентским представительным органам. После осуществления конституционной реформы в конце 1993 г. органы советской власти прекратили свою работу как на общегосударственном уровне съезд, Верховный Совет, так и в большинстве субъектов Федерации.

Принятая 12 декабря 1993 года Конституция Российской Федерации закрепила статус двухпалатного парламента России.

Статьей 94 Конституции Федеральное Собрание характеризуется как представительный и законодательный орган Российской Федерации. Будучи представительным органом, Федеральное Собрание реализует политическую волю народа, а в качестве законодательного органа власти, Федеральное Собрание обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий РФ и ее Конституции компетенцией в сфере законодательства. Кроме того, Федеральное Собрание исполняет некоторые контрольные функции за исполнительной властью. В связи с тем, что согласно Конституции РФ, функция и компетенции обеих составных частей Федерального Собрания различны, обеспечивается так называемая система сдержек и противовесов в деятельности данного органа.

В действующей Конституции, принятой в 1993 г. формированию, структуре и функциям Федерального Собрания посвящена 5 глава. Само расположение ее в Конституции Российской Федерации сразу вслед за главой Президент Российской Федерации и перед главой Правительство Российской Федерации - указывает на значение представительной и законодательной власти, ее место в системе разделения властей. 1.

Порядок формирования палат Федерального Собрания

Она включает принятие федеральных законов, их изменение и дополнение, ... О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российск... О выборах в Совет Федерации Федерального Собрания путем выборов двух д... В результате состав Совета Федерации сменился более чем наполовину, и... 117 Конституции РФ Государственная Дума может быть распущена также в с...

104 Конституции РСФСР 1978 г высшим органом государственной власти явл... Обе палаты обладали правом законодательной инициативы. Согласно статье... закрепляет за каждой из палат Федерального Собрания раздельный перечен... Конституция Основной Закон Российской Советской Федеративной Социалист... 3.

Внутренняя организация палат и основные принципы их работы

Внутренняя организация палат и основные принципы их работы. 3.1

Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

Совет Федерации избирает тайным голосованием из своего состава Председ... Внутренняя организация Совета Федерации Федерального Собрания Российск... 101 Конституции РФ, ст. N 42-СФ 3.2 . разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты и проекты и...

Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

Внутренняя организация Государственной Думы Федерального Собрания Росс... Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией Ро... Председатель Государственной Думы, первый заместитель Председателя Гос... Кроме того, для предварительной подготовки и рассмотрения организацион... Согласно ч.

Основные принципы работы парламента России

Государственная Дума может быть досрочно распущена. Данное конституционное положение не препятствует образованию палатами... 4. Основные принципы работы парламента России. Совет Федерации и Государс...

Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации

Предметы ведения палат Федерального Собрания Российской Федерации 4.1

Предметы ведения Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

1 ст. 102 Конституции, и составляют предмет исключительного ведения Совета Ф... 3 Конституции, должно быть принято с согласия субъектов Российской Фед... Во-вторых, Совет Федерации утверждает указы Президента Российской Феде... 6 Закона. Кроме того, согласно ст.

Предметы ведения Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

111 Конституции Российской Федерации после трехкратного отклонения Гос... Вновь избранная после роспуска Государственная Дума в соответствии с п. 1 ст. Комиссия большинством голосов ее членов принимает заключение о наличии... В соответствии со ст.

Совместные заседания палат Федерального Собрания Российской Федерации

Лазарева. . 5. 100 Конституции Российской Федерации, палаты Федерального Собрания мог... Например, когда в декабре 1994 года депутаты приняли решение о проведе...

Взаимодействие палат в законотворческом процессе

104 Регламента Государственной Думы депутаты вносят на рассмотрение пр... В случае отклонения федерального закона Советом Федерации имеется два... с учетом предложений Президента РФ после отклонения Президентом РФ. Отклонен Советом Федерации 11 ноября 1999 с созданием согласительной к... Претерпели изменения также контрольные функции законодательного органа...

Литература

Литература 1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года М 2000 2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации 3. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации 4. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 5. Федеральный закон от 11 января 1995 г. О Счетной палате Российской Федерации 6. Федеральный закон от 8 мая 1994 г. О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации 7. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания парламента Российской Федерации Принят постановлением Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 года N 2134-II ГД 8. Регламент Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Утвержден постановлением Совета Федерации от 6 февраля 1996 г. N 42-СФ 9. Конституция Основной Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики.

Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР десятого созыва 12 апреля 1978 г. 10. Иванченко А.В Рыжков В.А Салмин А.М. Старые инстинкты новой власти сильный президент нуждается в сильном парламенте.

Независимая газета. 2000. 20 июля 11. Козлова Е.И Кутафин О.Е. Конституционное право России Учебник.

Юристъ, 2002 12. Конституция Российской Федерации Проблемный комментарий. Отв. Ред. В.А. Четвернин. М. Центр конституционных исследований Московского обществ. науч. фонда, 1997 13. Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации. Под ред. В.В. Лазарева. М. Спарк, 2001 14. Строев Е.С. Не навреди Размышления о реформе государственного устройства России.

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным для Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях: