Судебная система сингапура. Сингапур судебная система органы контроля Судебная система сингапура

Первый камень для строительства здания суда торжественно заложил тогдашний губернатор Сингапура, сэр Шентон Томас. В капсулу времени положили несколько местных газет, вышедших накануне – 31 марта 1937 года, а также монеты. Капсула времени должна быть открыта в 3000 году. О завершении строительства губернатор объявил в 1939 году.

Внутренне пространство здания открытое, а в его просторном интерьере используются коринфские колонны и роспись итальянских мастеров. Этажи поддерживают надежные металлические конструкции, над центральной частью здания возвышается купол, где раньше размещалась юридическая библиотека. Парадный фронтон украшен скульптурными изображениями работы итальянского мастера Augusto Martelli, которые являются аллегорией справедливости.

Изначально в здании разместились четыре суда, а позже появились еще семь. Однако уже практически десять лет здесь не проводятся судебные слушания – после реставрации в здании планируют открыть центр искусств.

В 2002 году позади старого здания суда начали сооружать новый корпус, который был завершен в 2005-м. Здание площадью 72 тыс. кв. м спроектировали местные архитекторы совместно компанией Foster and Partners (Великобритания).

Внешний облик нового здания Supreme Court of Singapore был детально продуман с целью воплотить идею прозрачности судебной системы. Для этой цели в облицовке использовался полупрозрачный португальский мрамор, а внутренний вход, лестницы и лифтовые шахты в своей конструкции состоят преимущественно из стекла. Сейчас в здании размещаются 12 гражданских, 8 уголовных и 3 апелляционных суда. 2-6 этажи здания занимают преимущественно судебные залы, тогда как Апелляционный суд находится на восьмом этаже, внешне выполненном в форме диска. Такая архитектурная деталь возникла не случайно – диск, возвышающийся над зданием, является современной интерпретацией купола, который украшает старое здание Old Supreme Court, а также символизирует беспристрастность правосудия.

Расположение Здания Верховного суда Сингапура на карте

Сооружение здания Верховного Суда, которое сейчас известно под названием Old Supreme Court Building, началось в 1937 году на месте отеля Grand Hotel de L"Europe (1 St Andrew"s Rd), недалеко от главных правительственных учреждений. Old Supreme Court фасадом выходит на открытую спортивную площадку Паданг.

Решетняк Владимир Ильич, доцент кафедры гражданско-процессуального права Ростовского филиала Российской академии правосудия, кандидат юридических наук, доцент.

Рецензент: Дорошков Владимир Васильевич, судья Верховного Суда Российской Федерации, секретарь Пленума Верховного Суда Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор.

В статье анализируется опыт использования информационных технологий в судебной системе Сингапура и его преимущества: использование современных информационных технологий позволяет достичь сокращения времени и уменьшения цены судебных процессов, упрощения процессуальных процедур и более рационального применения трудовых и инструментальных ресурсов, более эффективного разделения инструментов и информационных средств между всеми участниками судебного процесса; достижения эффективного правосудия по гражданским делам.

Ключевые слова: гражданский процесс, информационные технологии, система электронной подачи, открытость и доступность суда, эффективность правосудия.

Informational technologies in judicial system of Singapore

The article analyzes the experience of using information technology in the judicial system of Singapore. The author shows that the use of modern information technology makes it possible to achieve reduction of time and reducing the price of litigation, procedural simplification of procedures and more rational use of labor and instrumental resources, more efficient separation tools and information resources among all participants in the judicial process to achieve effective justice in civil cases.

Key words: civil litigation, information technology, electronic filing system, the openness and accessibility of the court, the efficiency of justice.

В результате изменения в XXI в. социальных, экономических и технологических потребностей общества и государства стали неизбежными внедрение в судебной системе достижений научно-технического прогресса, адаптация существующих процессуальных форм и механизмов к требованиям времени на основе использования информационных и коммуникационных технологий, компьютерной техники, электронных систем.

Лорд Вулф в своем широко известном докладе Access to justice ("Доступ к правосудию") писал, что "информационные технологии будут не только помогать оптимизации и улучшению существующих систем и процесса; вероятно, со временем они сами станут катализатором для радикальных изменений... Информационные технологии в ближайшем будущем станут основой судебной системы и по этой причине уже сейчас заслуживают особого внимания на самом высоком уровне" <1>.

<1> Woolf H.K. Access to justice - Final Report to the Lord Chancellor on the civil justice system in England and Wales. London, 1996.

Наиболее развитые в экономическом и техническом отношении зарубежные страны в течение ряда лет активно внедряют информационные и коммуникационные технологии в судебную систему и судопроизводство, модернизируют процессуальные механизмы.

Признанным лидером в использовании информационных технологий в судебной деятельности является Сингапур, изучение опыта которого представляется весьма важным при определении направления дальнейшего развития российской судебной системы.

Судебная система Сингапура имеет два уровня: Верховный суд (The Supreme Court) и нижестоящие (подчиненные) суды (Subordinates courts). Последние рассматривают более 95% гражданских дел <2>.

<2> Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Под ред. А.Я. Сухарева. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Норма, 2003.

В сингапурских судах с 1997 г. применяется Electronic Filing System (электронная система подачи; далее - EFS) <3>: сначала в качестве экспериментальной программы для подачи и вручения документов в судебном процессе на добровольных для сторон началах, а затем с 2000 г. ставшая обязательной формой подачи документов в суд по всем категориям гражданских дел.

<3> На смену ей должна прийти Integrated Electronic Litigation System (iELS, Интегрированная электронная судебная система), функциональная реализация которой началась в судах Сингапура в 2011 г. Cornie Ng. Integrated Electronic Litigation System (iELS) for the Singapore Ludiciary. URL: http:// mstreamlegal.com/ uploads/ upload_ legal_ research_ centre/ lntegrated% 20Litigation% 20system.pdf.

EFS разрабатывалась прежде всего как система управления документами и оптимизации документооборота в суде. При использовании EFS электронный документ, поступивший в суд, подвергается автоматизированной проверке на соответствие предъявляемым процессуальным законом требованиям, без вмешательства персонала суда направляется на соответствующий регистр для обработки. Система автоматически разрабатывает дальнейшую маршрутизацию документов в суде, позволяет свести к минимуму физическое перемещение людей и документов в судебных подразделениях, что значительно сокращает время рассмотрения поступившего заявления или иного документа, исключает неправильное приобщение документа к делу (к которому он не относится), создает возможности для более полного использования преимуществ электронного хранения документов <4>.

<4> См. подробнее: Malik, Walled Haider. Judiciary-Led Reforms in Singapore: framework, strategies and lessons. The World Bank, 2007. P. 53.

Внедрение электронных технологий в процесс управления судом движением дела позволило повысить производительность деятельности судов за счет оптимизации автоматизированных рабочих процессов и автоматических приемов отслеживания и мониторинга системы; разрешить проблему недостаточности персонала работников, с которой постоянно сталкиваются суды во всех правовых системах; сократить сроки рассмотрения поступивших в суд заявлений, что, соответственно, ускорило рассмотрение и разрешение судом гражданских дел, сократило количество неурегулированных споров; разрешить постоянно растущий спрос на физическое пространство (с помощью EFS документы могут храниться в электронном виде в системе, что делает ненужным наличие в зданиях судов больших архивных помещений и к тому же сокращает финансовые расходы на хранение документов); повысить безопасность хранения документов, обеспечить их конфиденциальность, поскольку с EFS легче реализовать ограниченный доступ к электронным досье; получать и анализировать статистические данные о количестве и категориях дел, которые рассмотрены в текущем периоде года, что позволяет прогнозировать и принимать меры по предупреждению потенциальной проблемы <5>.

<5> Walker J., Watson G.D. New Technologies and the Civil Litigation Process. Common Law General Report. Osgoode Hall Law School York University, Toronto (Canada) http:// research.osgoode.yorku.ca/ iapl2007.

EFS предоставляет услуги Службы электронного извлечения документов (Electronic Extract Service) <6>. Используя этот электронный сервис, юридические фирмы имеют возможность в режиме онлайн производить поиск документов, поступивших в суд по гражданскому делу, по их реквизитам, знакомиться с ними и с разрешения суда просматривать и распечатывать документы, исходящие от суда, вынесенные судом по различным процессуальным вопросам. Отметим, что возможен одновременный просмотр и изучение документов несколькими участниками процесса и судебными работниками.

<6> URL: http:// app.supremecourt.gov.sg.

EFS также предоставляет юристам и представителям общественности услугу доступа к Электронной информационной службе (Electronic Information Service), с помощью которой они могут в режиме реального времени получать информацию о всех процессуальных действиях суда по делу. Доступ осуществляется через систему LawNet, предоставляющую полный набор правовой информации. LawNet включает в себя несколько модулей и работает как единый центр для различных хранилищ информации, позволяющий осуществлять поиск по нескольким базам данных Верховного суда, нижестоящих судов в одной транзакции. Поиск информации может производиться по статусу каких-либо процессуальных действий или реквизитам любого документа, поданного в Верховный суд, суды низшей инстанции, а также по номерам дела, документа, идентификационному номеру заявителя, именам судьи, истца, ответчика и их представителей <7>.

<7> URL: http://www.lawnet.com.sg.

Важную роль в обеспечении доступности судебной власти играют веб-сайты судов <8>, на которых размещена информация, разбитая по разделам для различных категорий пользователей: юристов, самостоятельно представляющих себя участников процесса, общественности и средств массовой информации. Это, как указывают М.А. Филатова и В.В. Ярков, расширяет информационный доступ к правосудию тех, кто желает больше узнать о системе гражданского судопроизводства или хочет обратиться в суд за разрешением спора <9>. На веб-сайте публикуются упрощенные наглядные блок-схемы с тем, чтобы лицам, не являющимся юристами, предоставить возможность разобраться с различными судебными процедурами. Практические инструкции актуализированы на дату обращения к электронному ресурсу и служат для информирования о последних судебных предписаниях и процедурах. Еженедельно на сайте сообщается о датах слушаний для информирования заинтересованных сторон и обеспечения их участия в судебных заседаниях.

<8> URL: http:// app.supremecourt.gov.sg; URL: http:// app.subcourts.gov.sg.
<9> См. подробнее: Малешин Д.Я., Филатова М.А., Ярков В.В. Тенденции развития современного гражданского процесса // Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2008. N 11. С. 100.

Веб-сайт нижестоящих судов включает в себя расширенную страницу (e@dr) для альтернативного разрешения споров (Alternanive Dispute Resolution), где имеется возможность проведения онлайновой процедуры медиации, позволяющей потенциальным участникам судебного разбирательства по гражданскому делу сохранить свои время и деньги, попытавшись разрешить свой спор, не доводя его до суда.

Чтобы получить доступ к EFS, пользователь должен зарегистрироваться, приобрести необходимое оборудование, лицензированное программное обеспечение. Суды выполняют функции независимого сертификационного центра: после регистрации выдают пользователю смарт-карту, содержащую цифровой сертификат, используя который пользователь получает доступ к EFS и может пользоваться предоставляемыми системой услугами.

Все документы, используемые в судебном процессе, должны быть направлены в суд посредством использования EFS. Вначале документы могут быть получены в виде проекта, а затем, после входа в электронную систему подачи, пользователь может получить информацию о размере судебных издержек по делу. Документы в бумажной форме должны быть отсканированы и преобразованы в PDF-формат с использованием программы Adobe Acrobat. PDF-документ должен быть подписан и скреплен печатью.

После указания пароля пользователю необходимо подать документ. Прежде чем принять документ, суд проверяет его, чтобы убедиться, что он соответствует процессуальным требованиям. Сбор за подачу заявления в суд взимается автоматически. Подтверждение (сертификат) о принятии судом документа автоматически генерируется системой и посылается пользователю в течение пяти минут после его поступления. Сертификат службы может в дальнейшем использоваться в качестве доказательства подачи документа в суд.

EFS имеет шаблон для метаданных документа (содержания, контекста и формата). Каждый документ имеет реквизиты: номер, дату подачи, дату заведения дела и его номер, который является уникальным. После ввода документов в EFS суд не может изменить метаданные, которые точно заданы в определенной последовательности. На каждом документе указывается время и дата его поступления. В электронной системе отслеживается история подачи и извлечения данных.

Лица, не имеющие возможности по разным причинам самостоятельно направить в суд обращение в электронной форме, могут прибегнуть к помощи специалистов сервисных бюро (Service Bureau) <10>, которые, кроме того, оказывают помощь в обработке документов, которые не могут быть преобразованы в электронный вид. Необходимо, однако, отметить, что персонал сервис-бюро помогает в вопросах процедуры подачи документов в суд и по другим общим вопросам, но не вправе давать юридические консультации. Ответственность за подачу документов и их содержание несут люди, от лица которых подаются документы в суд, или их поверенные <11>.

<10> URL: http:// info.efs.com.sg/ ServiceBureau.html.
<11> Lim Seng Siew. The Role of Service Bureaux in EFS. URL: http:// www.lawgazette.com.sg/ 2000-2/ Feb00-20.htm.

После принятия поданных с использованием EFS документов секретариат суда составляет график проведения предварительных конференций (Pre-Trial Conferences). Дата и время слушания указываются в судебном постановлении, которое направляется сторонам после принятия судом искового заявления. Проведение предварительных конференций имеет две цели: во-первых, сопоставить позиции сторон гражданско-правового спора, чтобы изучить возможность дружественного урегулирования; во-вторых, предварительные конференции позволяют суду сузить предмет спора, оценить, насколько стороны готовы к судебному разбирательству и выделить даты судебного разбирательства. Это сводит к минимуму появление непредвиденных обстоятельств в ходе процесса и позволяет суду более точно оценить длительность судебного разбирательства. В сингапурских судах также реализуется концепция императивных приказов, требующая от сторон строгого соблюдения зафиксированных судом сроков выполнения определенных задач <12>. Контроль за выполнением предписаний суда осуществляется автоматически с помощью системы EFS от начала дела до его разрешения и распространяется на промежуточные шаги между ними.

<12> Tan Siong Thye. Senior District Judge Subordinate Courts of Singapore. Current reforms in Asean countries - lessons and experiences. The Singapore"s experience. URL: http:// www.aseanlawassociation.org/ 10GAdocs/.

Для связи между судом и участниками процесса в ходе проведения предварительных конференций используется видеоконференцсвязь, что существенно повышает эффективность использования времени и судопроизводства в целом.

В стадии судебного разбирательства (Trial) суды также широко используют информационные технологии. Залы судебных заседаний оснащены компьютерными системами. Участники процесса имеют возможность подключиться к компьютерной сети суда и получить доступ к судебной информации одним щелчком мыши. Имеется также выход в сеть Интернет, что позволяет лицам, участвующим в деле, обмениваться информацией между собой, с другими лицами, находящимися за пределами суда, а также получить доступ к онлайновым базам данных законодательства и прецедентного права.

Судебные залы оснащены аудио- и видеотехникой для представления участниками процесса доказательств и своих аргументов по делу. Доказательства, хранящиеся на видеокассетах, на цифровых компакт-дисках и других цифровых носителях, можно воспроизводить и просматривать на различных экранах в зале суда. Подсоединив свои ноутбуки к аудиовизуальной системе в зале суда, адвокаты могут представлять доказательства в виде компьютерной симуляции, цифровых фотографий, видеозаписей, презентаций, выполненных с помощью компьютерных программ, что положительно сказывается на понимании судом и участниками процесса обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения гражданского дела, и, следовательно, на обоснованности и справедливости судебного решения.

При даче свидетелями показаний используется система видеомаркеров. Это позволяет судье, адвокату и свидетелям комментировать, каждый разным цветом, любые изображения, отображаемые на экране <13>. Аннотации могут быть распечатаны или записаны для последующего использования. Устные показания в суде записываются с помощью цифровой системы записи. Ход процесса также фиксируется с помощью системы видеозаписи, в которой отражаются изображения, полученные из видео- и документкамер, находящихся в зале суда, а также изображения, полученные с помощью видеоконференцсвязи. Судья имеет возможность в последующем воспроизводить запись судебного заседания для рассмотрения, уточнения доказательств неограниченное количество раз.

<13> Tan Boon Heng. E-litigation: The Singapore Experience. URL: http://www.lawgazette.com.sg.

Суды в стадии судебного разбирательства широко используют системы видеоконференцсвязи, что особенно актуально при необходимости допроса иностранных свидетелей, а также иных лиц, не имеющих возможности физического присутствия в суде, например в случае их болезни, нахождения в тюрьме. Применение судом технологии видеоконференцсвязи значительно экономит время участников процесса, уменьшает судебные расходы и издержки.

Сингапурская судебная система находится в постоянном поиске новых технологий, с помощью которых могут быть усовершенствованы судебные процедуры. В этих целях в 2006 г. создана лаборатория iCourtLab для проведения экспериментов с передовыми, ультрасовременными технологиями для потенциального практического использования их в судебных процессах <14>. Суды с этого времени тесно связаны с IT-индустрией и получили возможность тестировать продукцию, основанную на наукоемких технологиях, и технические решения в области информационных процессов, оценивать перспективы практического использования технических инициатив и их влияние на существующие методы судебной деятельности. Именно из iCourtLab вышло предложение использовать мобильный телефон для проведения видеоконференций посредством сети Интернет. В настоящее время с помощью смартфона юристы могут общаться с дежурным регистратором в суде по административным вопросам из любой точки мира.

<14> Wong Peck. eJustice-Transforming The Justice System. URL: http:// www.aija.org.au/ Law&Tech%2008/ Papers/.

Накопленный в судебной системе Сингапура опыт реформирования гражданского процесса показывает, что, используя современные электронные технологии, можно достичь значительных преимуществ: сокращения времени и уменьшения цены судебных процессов; упрощения процессуальных процедур и более рационального применения трудовых и инструментальных ресурсов; более эффективного разделения инструментов и информационных средств между всеми субъектами, вовлеченными в судебный процесс; достижения эффективного правосудия по гражданским делам.

Принимая во внимание, что Совет судей России в мае 2011 г. инициировал разработку концепции Федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России" на 2013 - 2017 гг. <15>, которая должна вывести правосудие на новый уровень, изменить его традиционный облик, создать условия для внедрения электронного судопроизводства <16>, на наш взгляд, изучение результатов внедрения достижений научно-технического прогресса в судебной системе Сингапура, их творческий анализ могут оказаться полезным подспорьем при проведении технологических и процессуальных реформ в судебном процессе России.

<15> Постановление Совета судей Российской Федерации от 26 мая 2011 г. N 277. URL: http:// www.ssrf.ru/ ss_detale.php?id=7947.
<16> Российские суды будут модернизированы // Российская газета. Столичный выпуск. 27.05.2011. N 5489.

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.

Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.

В Сингапуре имеется также суд шариата , рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.

Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.

В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).

Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права , осуществляется всеми судами.

Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.

Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.

Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.

В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.

Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.

Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.

Островное государство в Юго-Восточной Азии.
Общая территория - 639,1 кв.км. Столица - г. Сингапур.
Население - 3,53 млн. чел. (1999 г.); 78,7% - китайцы, 13,1% - малайцы, 7,1% - индийцы.
Официальные языки - малайский, английский, китайский и тамильский.
Религия - буддизм, ислам, христианство, индуизм и конфуцианство.
До 1819 г. остров принадлежал султанату Джохору (ныне штат в Малайзии), затем перешел к Великобритании, в 1826-1946 гг. - ее колония. С 1959 г. - это "автономное государство" в составе Содружества, возглавляемого Великобританией. В 1963-1965 гг. - в составе Малайзии (на правах штата). Независимость провозглашена 9 августа 1965 г. после выхода из состава Федерации Малайзии.

Государственное устройство

Действует Конституция 1963 г. По форме правления Сингапур - парламентская республика (в составе Содружества, возглавляемого Великобританией). Политический режим - авторитарный. С момента образования независимого Сингапура у власти непрерывно находится Партия народного действия (ПНД). Кроме ПНД официально зарегистрировано 20 политических партий, которые, однако, не играют существенной роли в политической жизни страны (в 1997 г. они имели лишь 2 места в Парламенте).
Законодательная власть принадлежит однопалатному Парламенту (83 депутата), являющемуся согласно Конституции высшим органом государственной власти, и Президенту. Парламент избирается всеобщим прямым голосованием по мажоритарной системе сроком на 5 лет. До истечения этого срока он может быть распущен только Президентом по представлению Премьер-министра. Новые выборы также назначаются Президентом в течение 3 месяцев с момента роспуска предыдущего Парламента.
Помимо обычной процедуры выборов членов Парламента по индивидуальным спискам Конституцией страны предусматривается также порядок выборов по "групповому представительству". Такие группы формируются по принципу партийной принадлежности в составе 3-6 человек, один из которых в обязательном порядке должен представлять национальное меньшинство, в первую очередь малайскую общину. С 1990 г. введена практика "назначаемых членов" Парламента (до 9, со сроком работы 2 года). Их кандидатуры выдвигаются общественностью из числа наиболее заслуженных граждан страны, не связанных партийной принадлежностью и обязательствами перед избирателями. Пройдя специальный селекционный комитет, возглавляемый спикером Парламента, они утверждаются Президентом страны. Назначенные таким образом члены Парламента обладают всеми правами, обязанностями и привилегиями парламентариев, кроме права голоса по поправкам к Конституции, объявления вотума недоверия и бюджету. Имеется также положение о "неизбранных членах Парламента", позволяющее 4 представителям оппозиционных партий, набравшим в ходе выборов наибольшее число голосов, но не прошедшим в итоге в высший законодательный орган страны, становиться членами Парламента.
Как правило, Парламент в течение года проводит 2 сессии, причем на второй, более продолжительной, рассматривается и утверждается госбюджет страны на очередной финансовый год.
Законопроекты обсуждаются в 3 чтениях и принимаются простым большинством голосов. Финансовые законопроекты может вносить только правительство. Принятый проект становится законом после одобрения Президентом.
Заключительный этап состоит в рассмотрении законов Президентским советом по правам меньшинств на предмет соответствия принципу равноправия религиозных и этнических общин и конституционным гарантиям вообще. Совет состоит из 21 члена, назначенного Президентом по совету Кабинета (10 пожизненно, еще 10 и председатель - на 3 года). При наличии отрицательного заключения законопроект должен быть изменен или подтвержден в Парламенте большинством в 2/3 голосов. Компетенция Совета не распространяется на законопроекты, касающиеся финансов, безопасности государства и публичного порядка. Не подлежат рассмотрению Советом также законопроекты, объявленные Премьер-министром "срочными".
Глава государства - Президент, ранее избирался Парламентом сроком на 4 года. В соответствии с принятой в 1991 г. поправкой к Конституции в августе 1993 г. Президент был избран путем прямых всеобщих выборов сроком на 6 лет.
Президенту принадлежат некоторые представительские, исполнительские и кадровые полномочия. При осуществлении своих обязанностей он действует в соответствии с советом Кабинета или министра, действующего по поручению Кабинета. По собственному усмотрению Президент назначает Премьер-министра и отказывает в просьбе о роспуске Парламента.
Исполнительная власть реально принадлежит Кабинету (правительству) во главе с Премьер-министром. Последний назначается Президентом из числа членов Парламента. Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом. Если Президент уверен, что Премьер-министр утратил доверие большинства членов Парламента, он может объявить его должность вакантной либо согласиться, по просьбе Премьера, на роспуск Парламента.

Правовая система

Общая характеристика

Правовая система Сингапура почти целиком основана на английском общем праве, однако в ряде вопросов личного статуса в отношении китайской, мусульманской и индусской общин действуют соответственно обычное китайское, мусульманское и индусское право.
С момента его введения в 1826 г. в английское общее право было внесено множество изменений и дополнений с тем, чтобы адаптировать его к специфическим местным условиям. Многие отрасли права были кодифицированы, принято обширное законодательство. В частности, по образцу индийских колониальных кодексов приняты Уголовный кодекс, Закон о доказательствах, по образцу статутов Великобритании - Ордонанс об исковой давности 1959 г. и Ордонанс о диффамации 1960 г., на основе австралийской модели - Закон о правах на землю 1956 г., Ордонанс о промышленных отношениях 1960 г. и Закон о компаниях 1967 г.
После достижения независимости в 1963 г. все действующие на тот момент законы были оставлены в силе; в период независимости они в большей или меньшей степени изменены, дополнены или пересмотрены.
Помимо национального законодательства в Сингапуре в качестве источника права применяются также акты английского Парламента, действовавшие на 1826 г., и последующие акты по некоторым коммерческим вопросам, если они не противоречат местному законодательству.
В Сингапуре в полной мере применяется английская доктрина, признающая судебный прецедент важным источником права. Помимо собственно сингапурских применяются как имеющие "убеждающую силу" прецеденты судов Великобритании, Малайзии, Индии и других стран общего права.

Гражданское и смежные с ним
отрасли права

В сфере гражданско-правовых отношений в Сингапуре применяются нормы английского общего права, исключая ряд вопросов личного статуса, регулируемых персональным правом каждой из общин.
Правоспособность определяется правовыми актами, основанными на английском общем праве. Минимальный брачный возраст для мусульман установлен в 16 лет, для других общин - в 18. Договорное и деликтное право также в целом следуют за английским правом. Земельное право основано одновременно как на собственно английских, так и на австралийских нормах (в отношении регистрации прав).
Вопросы брака и развода у немусульманских общин регулирует Хартия о женщинах (Women"s Charter) 1961 г. Она предоставляет женщинам равные права с мужчинами во всех сферах, предусматривает обязательную регистрацию брака и запрещает полигамные браки. Браки по обычному китайскому или индусскому праву возможны, однако они должны соответствовать нормам указанной Хартии. Положения о разводе в основном соответствуют английскому праву, однако для подачи заявления о нем требуется не менее чем 7 лет раздельного проживания. Вопросы брака и развода мусульман целиком подчиняются мусульманскому праву, согласно которому мужчины могут иметь более одной жены и разводиться в одностороннем порядке.
В соответствии с Ордонансом о гражданском праве (Civil Law Ordinance) в Сингапуре непосредственно применяется английское коммерческое право по всем вопросам, касающимся партнерств, корпораций, банков и банковской деятельности, агентских договоров, перевозки, страхования в отношении торговых вопросов в целом, если иное не предусмотрено сингапурским законом. В частности, действует собственный сингапурский Закон о компаниях, основанный на положениях Закона о компаниях Малайзии 1965 г. (с рядом последующих изменений). Имеются также национальные законы о трастовых компаниях, о страховании, о банковской деятельности. В то же время применяется английский Закон о партнерствах 1890 г. Закон о банкротствах Сингапура воспроизводит одноименный английский Закон 1914 г. с незначительными изменениями, Закон о векселях - английский Закон 1882 г. и т.д.
Отношения интеллектуальной собственности регулируются Законом об авторском праве 1987 г., Законом о торговых марках (следует английскому Закону о торговых марках 1887 г.), Законом о товарных знаках (следует английскому Закону о товарных знаках 1938 г.), Патентным законом 1994 г. Сингапурское законодательство в этой сфере в целом соответствует современным международным стандартам и отличается повышенной строгостью к нарушителям интеллектуальных прав.
Экономическое законодательство с 1965 г. было нацелено на привлечение иностранных инвестиций и поощрение частной инициативы. В 1990-е гг. создана обширная нормативно-правовая база для развития офшорного сектора.
Гражданский процесс регулируется Правилами Верховного суда 1970 г. и Правилами нижестоящих судов 1970 г. Международный коммерческий арбитраж регулируется Законом о международном арбитраже 1994 г. И гражданское, и арбитражное производство основаны на английских образцах.
Трудовое законодательство Сингапура закрепляет право на объединение в профсоюзы, на коллективные переговоры и забастовку. Последнее практически не использовалось после 1986 г., отчасти из-за сложной арбитражно-примирительной процедуры, которая должна предшествовать объявлению забастовки. Правительство принимает активное участие в регулировании трудовых отношений и поддержании социального партнерства. Закон о занятости устанавливает стандартную 44-часовую рабочую неделю. По уровню социальной защищенности трудящихся Сингапур занимает второе место в Азии после Японии.

Уголовное право и процесс

Источниками уголовного права Сингапура являются Уголовный кодекс, введенный в 1872 г. и имеющий в качестве основы УК Индии 1860 г., Закон о внутренней безопасности 1960 г., Закон о злоупотреблении наркотиками 1973 г. с поправками 1975 г. и целый ряд других актов.
Сингапурское уголовное законодательство отличается достаточной суровостью. Среди преступлений, наказуемых смертной казнью: убийство; государственная измена; посягательства на личность или пленение Президента; преступления, связанные с незаконным владением огнестрельным оружием и взрывчатыми веществами; лжесвидетельство, повлекшее казнь осужденного. Поправки 1975 г. к Закону о злоупотреблениях наркотиками установили как обязательную меру смертную казнь за хранение более 15 граммов героина или аналогичного количества других наркотиков.
Уголовный кодекс предусматривает в числе видов наказаний битье прутом, назначаемое дополнительно к заключению, примерно за 30 преступлений, связанных с использованием насилия или угрозой насилия против человека (например, грабеж, изнасилование), за вандализм, торговлю наркотиками, нарушение иммиграционных законов. Этот вид наказания не применяется к женщинам, а также мужчинам старше 50 и моложе 16 лет. Лицо может быть освобождено от него и по состоянию здоровья.
Уголовный процесс в Сингапуре в целом основан на принципах английского права. УПК закрепляет практически полный набор демократических принципов и гарантий уголовного судопроизводства.
Согласно закону задержанные должны в течение 48 часов предстать перед магистратом для предъявления обвинения; обвиняемые имеют право на юридическую помощь, в том числе назначаемого за государственный счет (при отсутствии средств) адвоката. Осужденные имеют право на апелляцию. Действует система освобождения под зало г. Система правосудия работает достаточно быстро и эффективно. Сингапур один из первых в мире применил на судебных процессах видеоконференции (если свидетель или потерпевший находится за рубежом).
В то же время в сфере уголовного процесса наблюдаются и антидемократические тенденции. В 1989 г. в Конституцию внесены изменения, устранившие судебный надзор за обоснованностью задержаний по Закону о внутренней безопасности и законам о подрывной деятельности, что позволяет правительству ограничить (на достаточно неопределенных основаниях национальной безопасности) действие некоторых фундаментальных прав, предусмотренных в Конституции.
Законы о внутренней безопасности, о злоупотреблениях наркотиками и ряд других разрешают полиции и силам безопасности производить аресты без ордера. Закон о внутренней безопасности предусматривает превентивное содержание под стражей без суда в целях "защиты публичной безопасности или поддержания общественного порядка". Он предоставляет министру внутренних дел право помещать людей под стражу без предъявления обвинения, если Президент решает, что задержанное лицо ставит под угрозу национальную безопасность. Президент может санкционировать задержание сроком до 2 лет (причем этот срок может быть продлен неограниченное число раз) без права оспорить в суде обоснованность содержания под стражей. Правда, такая исключительная процедура почти не используется на практике.
В настоящее время в Сингапуре не существует суда присяжных (он отменен в 1959 г., а по делам, где в качестве меры наказания может быть применена смертная казнь, - в 1969 г.).

Судебная система. Органы контроля

Судебная система Сингапура отражает британскую правовую практику и традиции, исключая институт суда присяжных. В то же время, хотя Конституция и предусматривает независимую судебную власть, на практике эта независимость ограничивается правительством через контроль над назначением судей и законы, ограничивающие судебный надзор.
Судебная система имеет два уровня: Верховный суд и нижестоящие ("подчиненные") суды. К последним относятся суды магистратов, рассматривающие гражданские дела и уголовные дела с максимальным наказанием в виде 3-летнего заключения или штрафа в 10 тыс. синг. долл.; окружные суды (district courts), рассматривающие дела с максимальным наказанием в виде 10 лет заключения или штрафа в 50 тыс. синг. долл.; суды для несовершеннолетних (до 16 лет); суды мелких исков, рассматривающие гражданские и коммерческие дела с суммой иска менее 2 тыс. синг. долл.
В Сингапуре имеется также суд шариата, рассматривающий вопросы брака и развода представителей мусульманской общины.
Верховный суд (создан в 1969 г.) состоит из: а) Высокого суда, имеющего неограниченную первоначальную юрисдикцию по всем гражданским и уголовным делам и рассматривающего по первой инстанции дела о преступлениях, за которые предусматривается смертная казнь; б) Апелляционного суда, рассматривающего апелляции на решения Высокого суда по гражданским делам; в) Уголовного апелляционного суда, который рассматривает апелляции на приговоры Высокого суда по уголовным делам.
В 1989 г. принято и в 1994 г. вступило в силу решение об отмене права на апелляцию в Юридический комитет Тайного совета в Лондоне как окончательную апелляционную инстанцию (за исключением дел о смертной казни и гражданских дел, в которых стороны письменно дали согласие на такую апелляцию).
Конституционный контроль в Сингапуре, как и во многих других странах системы общего права, осуществляется всеми судами.
Верховный судья и члены Верховного суда назначаются Президентом по рекомендации Премьер-министра. Последний, однако, должен консультироваться (по кандидатурам членов Верховного суда) с Верховным судьей. Президент также назначает нижестоящих судей по рекомендации Верховного судьи. Срок назначения определяется Комиссией по юридической службе, в которой председательствует Верховный судья. Судьи Верховного суда исполняют свои обязанности до 65-летнего возраста.
Судья может быть отстранен от должности только за ненадлежащее поведение или в силу неспособности исполнять обязанности, что удостоверяет независимый трибунал.
Уголовное преследование осуществляет Служба генерального атторнея. Генеральный атторней назначается Президентом по совету Премьер-министра. Он консультирует правительство по правовым вопросам, отвечает за разработку законодательства и в качестве директора публичных преследований имеет дискреционные полномочия начинать, вести и прекращать любое уголовное преследование. Для генерального атторнея законом установлены те же гарантии, что и для судьи Верховного суда.
В 1981 г. создан аналог института омбудсмана - Центральное бюро по жалобам.

Литература

Сингапур: Справочник. М., 1988.
Myint Soe. General Principles of Singapore Law. Singapore, 1979.
Roberts-Wray K. Commonwealth and Colonial Law. L., 1966. Р. 718-721.