Судебная практика по ст 19.15 2.

Постановление вынесено правомочным лицом, каких-либо нарушений я не вижу. Полагаю, что вы должны оплатить штраф.

Необходимость регистрации ребенка в 7-ми дневный срок прямо не прописана в законе, но это следует из системного толкования норм права. Приложение на которое ссылаются юристы, якобы освобождающее вас от ответственности за административное правонарушение, к вам не относится.

В подтверждение своей позиции приведу решение суда, подтвердившие правомерность привлечения к административной ответственности лица за нарушение правил регистрации в квартире новорожденного ребенка. На номера статей внимание не обращайте, так как до конца 2013 года статья 19.15.2 КоАП РФ была статьей 19.15 КоАП РФ, суть решения суда от этого не изменилась.

...........................

Решение по административному делу № 12-118/2013
Р Е Ш Е Н И Е
г. Златоуст 05 июня 2013 года

Судья Златоустовского городского суда Челябинской области Максимов А.Е., при секретаре Акатышеве А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Златоустовского городского суда жалобу Манатиной Татьяны Васильевны, <данные изъяты> на постановление по делу об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное заместителем начальника ОУФМС России по Челябинской области в Златоусте о привлечении Манатиной Татьяны Васильевны к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного <данные изъяты> КоАП РФ,

у с т а н о в и л:
Манатина Т.В. обратилась в суд с жалобой на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ начальником ОУФМС России по Челябинской области в Златоусте, которым она (Манатина Т.В.) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного № КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере <данные изъяты> рублей.

В своей жалобе Манатина Т.В. просит отменить обжалуемое постановление, ссылаясь на то, что Правила регистрации и снятия граждан России с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации не предусматривают какого-либо срока, в течение которого родители обязаны зарегистрировать по месту жительства своего несовершеннолетнего ребенка, поэтому считает, что в ее действиях не содержится состава административного правонарушения.

Манатина Т.В., ее защитник Манатин А.А. в судебном заседании жалобу поддержали по основаниям, в ней изложенным.

Защитник Манатин А.А. дополнительно пояснил, что после рождения ребенка он и жена Манатина Т.В. по месту регистрации не проживали, снимали квартиру. Ранее не обращались для регистрации новорожденного ребенка по месту жительства, поскольку Манатина Т.В. находится дома с ребенком, а он был занят на работе.
Представитель Управления Федеральной миграционной службы по Челябинской области в г. Златоусте в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просит рассмотреть дело в его отсутствие.

Представил отзыв на жалобу Манатиной Т.В., из которой следует, что на родителей возлагается обязанность зарегистрировать по месту жительства своих несовершеннолетних детей, в том числе новорожденных, с момента рождения ребенка в течение 7 дней с момента получения свидетельства о рождении, что предусмотрено Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации. Ребенок Манатиной Т.В. со дня его рождения нигде не был зарегистрирован, в связи с чем ею, как законным представителем несовершеннолетнего, были нарушены указанные Правила (л.д.13-15).

Заслушав Манатину Т.В. и ее защитника, исследовав материалы дела, судья находит жалобу не подлежащей удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со ст.30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судьей проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Статьей 3 Закона РФ от 25.06.1993 года № 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» предусмотрено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также перечень должностных лиц, ответственных за регистрацию, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

Во исполнение данного закона Правительством РФ своим постановлением от 17.07.1995 года № 713 были утверждены Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию (далее Правила № 713).

Данными Правилами предусматривается, что граждане обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в органах регистрационного учета и соблюдать настоящие Правила (п.4).

Гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию (п. 16).

Регистрация по месту жительства несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста и проживающих вместе с родителями (усыновителями, опекунами), осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность родителей (усыновителей), или документов, подтверждающих установление опеки, и свидетельства о рождении этих несовершеннолетних путем внесения сведений о них в домовые (поквартирные) книги или алфавитные карточки родителей (усыновителей, опекунов). Указанная регистрация осуществляется с выдачей свидетельства о регистрации по месту жительства (п. 28).

Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания (п. 29).

В соответствии с п.п. 78, 79 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утв. приказом Федеральной миграционной службы от 20.09.2007 года № 208, новорожденные регистрируются по месту жительства родителей или одного из родителей. В случае прибытия несовершеннолетних граждан вместе с родителями (усыновителями, опекунами) к месту жительства в жилые помещения государственного, муниципального и специализированного жилищного фонда, регистрация детям осуществляется независимо от согласия наймодателя, нанимателя и граждан, постоянно проживающих в данном жилом помещении. Сведения о них вносятся в поквартирные карточки или домовые (поквартирные) книги. На них составляется и направляется в адресно-справочное подразделение территориального органа отдельный адресный листок прибытия. На несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, заполняется отдельная карточка о регистрации и скрепляется с карточкой законного представителя (родителя, опекуна), который от имени ребенка представлял заявление о регистрации ребенка по месту жительства. По достижении ребенком 14-летнего возраста карточка открепляется и размещается в картотеке в общем порядке.

Статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК) определено, что местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, признается место жительства их родителей. Согласно п. 1 ст. 21 ГК способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста. Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей (ч. 1 ст. 64 Семейного кодекса Российской Федерации).
Часть 2 статьи 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность в виде штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей за допущение лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, проживания гражданина Российской Федерации без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, а равно допущение гражданином проживания в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении лиц без удостоверения личности гражданина (паспорта) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, составленного инспектором УФМС России по Челябинской области ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ в 15-30 час в помещении УФМС установлено, что Манатина Т.В. допустила проживание сына без регистрации по месту жительства в <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ, чем нарушила п. 16 Правил № 713.

Указанный протокол составлен правомочным на то лицом, в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья считает, что должностное лицо, выносившее ДД.ММ.ГГГГ постановление по делу об административном правонарушении № (л.д.3), обоснованно пришло к выводу о виновности Манатиной Т.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку ее виновность подтверждается:
свидетельством о рождении ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, выданным ДД.ММ.ГГГГ отделом ЗАГС администрации Златоустовского городского округа Челябинской области за № №№, в котором в качестве родителей ребенка указаны Манатин Андрей Александрович и Манатина Татьяна Васильевна; пояснениями Манатиной Т.В. и ее защитника Манатина А.А. в судебном заседании о том, что они зарегистрированы по адресу <адрес> в доме брата Манатина А.А. до рождения ребенка и по настоящее время, но с ДД.ММ.ГГГГ не регистрировали своего новорожденного ребенка по месту жительства, поскольку считали, что такая обязанность не ограничена определенным сроком и у них не было на это времени.
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Манатина Т.В. имела регистрацию по месту жительства в <адрес> до рождения у нее ребенка. ДД.ММ.ГГГГ у Манатиной Т.В. родился сын ФИО2.

С учетом собранных доказательств, системного толкования норм, содержащихся в Правилах № судья приходит к выводу, что, несмотря на отсутствие указания в пунктах 28 и 29 Правил № 713 прямого указания на срок, в течение которого родители обязаны зарегистрировать своих несовершеннолетних детей по месту своего жительства общая обязанность, установленная в п. 16 Правил № 713, должна быть исполнена. Данную обязанность Правила связывают с приобретением лицом нового места жительства. А поскольку у новорожденного ранее не имелось места жительства, то родители, исполняя свои родительские обязанности, должны не позднее 7 дней со дня прибытия ребенка на свое первое место жительства произвести его регистрацию.

Доказательств в подтверждение своего довода о том, что она по месту регистрации фактически с ребенком не проживает, Манатиной Т.В. не представлено, поэтому данный довод не может повлиять на существо обжалуемого решения.
Таким образом, судья находит установленным нарушение Манатиной Т.В. пункта 16 Правил № 713. Имеющиеся в материалах дела доказательства являются допустимыми и достаточными для установления ее вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы Манатиной Т.В. о том, что она не нарушила указанные Правила, судья находит несостоятельными, поскольку они опровергаются совокупностью собранных и исследованных по делу доказательств.

При рассмотрении дела каких-либо оснований для отмены или изменения постановления по делу об административном правонарушении судья не усматривает.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены. Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.8, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом учтены личность виновного, характер совершенного административного правонарушения. Оснований для снижения наказания не имеется, поскольку оно назначено в минимальном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Жалобу Манатиной Татьяны Васильевны на постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное ДД.ММ.ГГГГ заместителем начальника ОУОМС РФ по Челябинской области в Златоусте, которым Манатина Татьяна Васильевна признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере <данные изъяты> оставить без удовлетворения, а постановление - без изменения.

Судья А.Е. Максимов

Судебная практика по ст. 19.15.2 КоАП РФ обжалование штрафов за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

СЕСТРОРЕЦКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Дело N 12-108/2017

РЕШЕНИЕ
г. Санкт-Петербург 12 сентября 2017 года
Сестрорецкий районный суд Санкт-Петербурга в составе судьи Емельянова А.А.,
с участием М.И.М.,
при секретаре В.,
рассмотрев в помещении суда апелляционную жалобу М.И.М. на постановление от 18.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении нее как должностного лица,

установил:

Постановлением начальника отдела по Кронштадскому и Курортному районам г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области М.И.М. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, к штрафу в размере 7 000 рублей.
М.И.М. обратилась в суд с жалобой, в которой просит суд постановление отменить, прекратить производство по делу об административном правонарушении, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
М.И.М. в судебном заседании жалобу поддержала полностью, в обоснование пояснила, что она не понимает в качестве кого ее привлекли к ответственности, и когда это она признавала вину, если в протоколе письменно отказывалась в признании вины. Более того, на дату совершения нарушения она еще не работала в этом учреждении, наоборот выявила и сообщила о допущенном ранее другими лицами нарушении.
Исследовав материалы дела и жалобу, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с положениями ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно требованиям ст. ст. 26.2, 26.11, 29.10 КоАП РФ должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, а постановление по делу должно быть мотивированным.
Однако, в ходе производства по настоящему делу указанные требования закона должностным лицом, вынесшим оспариваемое постановление, не были выполнены.
В оспариваемом постановлении отсутствует исследование и оценка доказательств, на основании которых должностное лицо пришло к выводу о виновности в совершении М.И.М. инкриминируемого ей правонарушения, не приводится перечень указанных в протоколе об административном правонарушении и имеющихся в материалах дела доказательств, и, как следствие, не раскрыто их содержание и оценка.
Так, не указаны в постановлении и не исследованы заявление о регистрации по месту жительства ФИО3, направление N-К на предоставление гражданину ФИО3 жилого помещения, договор N 30/16 о предоставлении гражданину ФИО3 жилого помещения, справка формы 9 о регистрации ФИО3, доверенность на имя М.И.П. В оспоренном постановлении не проверены и не дана оценка и опровержение и доводам лица, привлекаемого к ответственности, которое отрицало свою вину, а в постановлении указано, что она вину признает.
Отсутствует в деле отдельное письменное объяснение М.И.М. с признанием вины, как об этом указано в постановлении, а ее объяснение содержится только в протоколе об административном правонарушении.
Кроме того, в протоколе об административном правонарушении М.И.М. инкриминируется совершение не предусмотренного КоАП РФ административного правонарушения — ч. 3 2 ст. 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В оспариваемом постановлении также не правильно квалифицированы действия М.И.М., а именно.
В соответствии с ч. 3 ст. 19.15.2 КоАП РФ нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Нарушение, предусмотренное ч. 3 ст. 19.15.2 КоАП РФ, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, подлежит квалификации по ч. 4 указанной статьи и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей.
Вместе с тем, из оспариваемого постановления не понятно, в качестве гражданина или юридического лица привлечена М.И.М. к ответственности, отсутствуют доказательства ее статуса как юридического лица по размеру штрафа.
Указанные процессуальные нарушения являются существенными, и на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ влекут отмену принятого по делу постановления, и возвращении дела на новое рассмотрение, так как М.И.М. вину не признает, и просит дать этому своему доводу правовую оценку.
В связи с возвращением дела на новое рассмотрение по указанным выше основаниям, суд не оценивает остальные доводы автора жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Постановление начальника отдела по Кронштадскому и Курортному районам г. Санкт-Петербурга УВМ ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области С. от 18.08.2017 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.15.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении М.И.М. — отменить, дело возвратить на новое рассмотрение, а жалобу — удовлетворить частично.

  • Глава 5. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН
  • Глава 6. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ЗДОРОВЬЕ, САНИТАРНО-ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ НАСЕЛЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННУЮ НРАВСТВЕННОСТЬ
  • Глава 7. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ СОБСТВЕННОСТИ
  • Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ (в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
  • Глава 9. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ЭНЕРГЕТИКЕ
  • Глава 10. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ, ВЕТЕРИНАРИИ И МЕЛИОРАЦИИ ЗЕМЕЛЬ
  • Глава 11. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ НА ТРАНСПОРТЕ
  • Глава 12. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • Глава 13. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ СВЯЗИ И ИНФОРМАЦИИ
  • Глава 14. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ (в ред. Федерального закона от 07.06.2013 N 113-ФЗ)
  • Глава 15. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ, НАЛОГОВ И СБОРОВ, СТРАХОВАНИЯ, РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
  • Глава 16. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА (НАРУШЕНИЕ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ) (в ред. Федерального закона от 06.12.2011 N 409-ФЗ)
  • Глава 18. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЕСПЕЧЕНИЯ РЕЖИМА ПРЕБЫВАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН ИЛИ ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
  • Глава 19. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ
  • Глава 20. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК И ОБЩЕСТВЕННУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ
  • Глава 21. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ В ОБЛАСТИ ВОИНСКОГО УЧЕТА
  • Раздел III. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 22. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава 23. СУДЬИ, ОРГАНЫ, ДОЛЖНОСТНЫЕ ЛИЦА, УПОЛНОМОЧЕННЫЕ РАССМАТРИВАТЬ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Раздел IV. ПРОИЗВОДСТВО ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 24. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава 25. УЧАСТНИКИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ, ИХ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
    • Глава 26. ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ. ДОКАЗАТЕЛЬСТВА. ОЦЕНКА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ
    • Глава 27. ПРИМЕНЕНИЕ МЕР ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 28. ВОЗБУЖДЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
    • Глава 29. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
    • Глава 29.1. ПРАВОВАЯ ПОМОЩЬ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ (введена Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ)
    • Глава 30. ПЕРЕСМОТР ПОСТАНОВЛЕНИЙ И РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
  • Раздел V. ИСПОЛНЕНИЕ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ
    • Глава 31. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
    • Глава 32. ПОРЯДОК ИСПОЛНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ
  • Статья 19.15.2 КОАП РФ. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении

    //=ShareLine::widget()?>

    (введена Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

    1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния , -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

    2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

    3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, -

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

    1. Нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

    2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) — от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до восьмисот тысяч рублей.

    3. Нарушение без уважительных причин нанимателем или собственником, предоставившими жилое помещение гражданину Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц — от четырех тысяч до семи тысяч рублей.

    4. Нарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, —

    влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от семи тысяч до десяти тысяч рублей.

    5. Нарушение лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных законодательством Российской Федерации сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан Российской Федерации либо представление в орган регистрационного учета заведомо недостоверных документов для регистрации гражданина Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, —

    влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    Примечания:

    1. Граждане Российской Федерации освобождаются от административной ответственности за нарушение правил регистрации гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в случае представления документированной информации о том, что они являются супругами, детьми (в том числе усыновленными), супругами детей, родителями (в том числе приемными), супругами родителей, бабушками, дедушками, внуками нанимателей (собственников) жилого помещения, имеющих регистрацию по месту жительства в данном жилом помещении.

    2. Наниматель (собственник) жилого помещения освобождается от административной ответственности за нарушение установленных законодательством Российской Федерации сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании гражданина Российской Федерации в указанном жилом помещении без регистрации в случае:

    представления таким гражданином документированной информации о его регистрации по месту жительства в другом жилом помещении, находящемся в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации;

    проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Москве или в одном из населенных пунктов Московской области;

    проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Санкт-Петербурге или в одном из населенных пунктов Ленинградской области;

    проживания гражданина Российской Федерации в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым, если он зарегистрирован по месту жительства в жилом помещении, находящемся в городе федерального значения Севастополе или в одном из населенных пунктов Республики Крым.

    Комментарий к Ст. 19.15.2 КоАП РФ

    1. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в РФ.

    Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют действия (бездействие) виновного лица, нарушающие установленные действующим законодательством правила регистрации гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении. Административная ответственность по данной статье наступает в случаях, если в действиях виновного лица не усматривается состава преступления.

    Отграничение состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 комментируемой статьи, производится по обязательному признаку объективной стороны — месту совершения правонарушения — в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

    В ч. 3 комментируемой статьи установлена административная ответственность нанимателей или собственников, предоставивших жилое помещение гражданину РФ, за нарушение установленных действующим законодательством сроков уведомления органа регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении без регистрации либо представления в орган регистрационного учета заведомо недостоверных сведений о регистрации гражданина РФ.

    Ответственность по ч. 4 комментируемой статьи наступает в случае, если противоправные действия, предусмотренные ч. 3 данной нормы, совершены в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге.

    С объективной стороны административное правонарушение, предусмотренное ч. 5 комментируемой статьи, характеризуется нарушением лицом, ответственным за прием и передачу в орган регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета гражданина РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, установленных действующим законодательством сроков представления в орган регистрационного учета документов для регистрации граждан РФ либо представление заведомо недостоверных документов.

    Примечанием к комментируемой статье предусмотрены основания освобождения виновных лиц от административной ответственности.

    2. С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется неосторожной и умышленной формами вины.

    В качестве субъекта административной ответственности выступают граждане и должностные лица.

    Навигация по записям

    Полный текст ст. 19.15 КОАП РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 19.15 КОАП РФ.

    1. Проживание по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении гражданина Российской Федерации, обязанного иметь документ, удостоверяющий личность гражданина (паспорт), без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта), или по недействительному документу, удостоверяющему личность гражданина (паспорту), -
    влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

    2. Нарушение, предусмотренное частью 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге, -
    влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

    (Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2014 года Федеральным законом от 21 декабря 2013 года N 376-ФЗ.

    Комментарий к статье 19.15 КоАП РФ

    1. Комментируемая статья предусматривает административную ответственность за нарушение норм Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (с изм. и доп.), а также норм, установленных Указом Президента РФ от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации", Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" (с изм. и доп.), Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и Перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию" (с изм. и доп.).

    2. Объектом правонарушения являются отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

    Паспорт гражданина РФ является основным документом, удостоверяющим личность гражданина РФ на территории РФ. В соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828, паспорт обязаны иметь все граждане РФ, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории РФ (см.: Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина на территории Российской Федерации (РГ. 2010. 5 марта)). Названным выше Законом РФ (ст. 3) установлено, что в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и месту жительства.

    3. Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, характеризуют проживание или пребывание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному такому удостоверению либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства.

    Содержание понятий "место пребывания" и "место жительства" определено в Законе РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1, указанном в п. 1 комментария к данной статье. Именно с данными понятиями, как представляется, связывается установление законодателем ответственности за проживание или пребывание без документа, удостоверяющего личность гражданина (паспорта). Совмещение в диспозиции ч. 1 данной статьи положений об отсутствии документа, удостоверяющего личность, и регистрации по месту пребывания или по месту жительства предписывает должностному лицу, принимающему решение о возбуждении дела о данном правонарушении, устанавливать в случае отсутствия у гражданина РФ удостоверения личности гражданина (паспорта) его регистрацию по месту пребывания или жительства.

    Следует учитывать, что документы на регистрацию в соответствии со ст. 6 данного Закона должны быть поданы в органы регистрационного учета не позднее 7 дней со дня прибытия гражданина на новое место жительства.

    Что касается установленного упомянутым Законом трехдневного срока регистрации по месту пребывания, то согласно Постановлению Правительства РФ от 22 декабря 2004 г. N 825 указанный срок регистрации наступает по истечении 90-дневного срока пребывания гражданина РФ, в течение которого такая регистрация не требуется.

    Следует также иметь в виду уведомительный характер регистрации граждан РФ по месту жительства (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П // СЗ РФ. 1998. N 6. Ст. 783), что, однако, не отменяет обязательности самой регистрации.

    В соответствии с п. 9 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (с изм. и доп. на 11 ноября 2010 г.), граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа.

    Органы регистрационного учета в 3-дневный срок со дня поступления документов, перечень которых определен указанными Правилами, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, и выдают им соответствующее свидетельство. По желанию гражданина этот документ может быть направлен по почте. Собственнику (нанимателю) в 3-хдневный срок направляется уведомление о регистрации лица, подавшего заявление.

    Порядок регистрации граждан по месту жительства определен п. п. 16 - 18 Правил. Ныне также предусмотрена возможность представления заявления установленной формы о регистрации по месту жительства и копий необходимых документов в электронной форме через единый портал.

    Органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне, или закрытых административно-территориальных образованиях, в которых имеются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, являются эти органы, в остальных населенных пунктах - органы местного самоуправления.

    Следует учитывать, что контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, его территориальные органы и органы внутренних дел.

    Административная ответственность за данное правонарушение наступает при проживании или пребывании гражданина по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) в случае внесения в него отметок, не предусмотренных Положением "О паспорте гражданина Российской Федерации", либо при истечении сроков действия паспорта после 30 дней со дня достижения гражданином 25-летнего или 45-летнего возраста.

    Объективная сторона по ч. 2 данной статьи характеризуется допущением лицом, ответственным за соблюдение правил регистрационного учета, либо гражданином в занимаемом им или в принадлежащем ему на праве собственности помещении проживания граждан РФ, нарушающих установленный названными нормативными правовыми актами порядок.

    4. Субъектом предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи административного правонарушения является гражданин РФ, достигший 16-летнего возраста, а ч. 2 - юридическое лицо, должностное либо физическое лицо, ответственные за обеспечение правил пользования жилыми помещениями и помещениями социального назначения (см. ст. 2 Закона), должностные лица, ответственные за выдачу и замену паспортов, обеспечение контроля за регистрацией граждан.

    При этом законодателем в данной статье не установлены дифференцированные штрафные санкции для юридических и должностных лиц.

    К ответственности за данное правонарушение не могут быть привлечены военнослужащие, проходящие военную службу по призыву.

    5. С субъективной стороны вина предполагает умысел либо неосторожность, например при несвоевременной замене документа, удостоверяющего личность (паспорта).

    6. Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст. 23.67), а также органов внутренних дел (полиции) (ст. 23.3).

    Протоколы о совершении данных правонарушений составляют должностные лица указанных выше органов (ч. 1 ст. 28.3) и органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

    Консультации и комментарии юристов по ст 19.15 КоАП РФ

    Если у вас остались вопросы по статье 19.15 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

    Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.