Структура личности в психологии. Основные теории

Подход Платонова понимает под личностью некую биосоциальную иерархическую структуру. Выделил следующие подструктуры: направленность, опыт{знание, умение, навыки}; индивидуальные особенности различных форм отражения {ощущение, восприятие, память}, и, наконец, объединенные свойства поведения. Недостаток: общая структура личности интерпретировалась как некая совокупность ее биологических и социально обусловленных особенностей.

I. Знания, умения, навыки - являются основополагающими звеньями определяющими трудовую деятельность человека. В процессе труда не только рождается продукт труда Iа, но и он сам формируется в труде. В трудовой деятельности - взаимосвязь II и III.

II. Восприятие - осознание чувственно данного предмета и явления.

Ощущение - отражение отдельного чувстенного качества.

Память - психический процесс это запись, сохранение и последующее воспроизведение прошлого опыта.

Мышление - процесс познавательной деятельности, характеризующийся опосредованным и обобщенным отражением действительности.

III. Темперамент - индивидуально своеобразное свойство психики определяющее динамику психической деятельности человека, которые везде проявляются в одинаковой мере.

Характер - совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающихся в деятельности и общении.

Одной из наиболее значительных и убедительных концепций в области клинической психологии двфференциально-аналитическая концепция N.Peseschkian . В ней, в частности, разработана схема приоритетных отношений (ценностей) человека и описаны кардинальные психологические особенности, формирование которых можно объяснить различными ценностными приоритетами. Интерес представляет также транскультуральный подход в оценке формирования личностного смысла и личностных ценностей. Н.Пезешкиан выделяет две принципиально различные по ориентационным приоритетам культуры: западную и восточную, которые способны сформировать как особые устремления отдельного человека и общества, так и создать условиях для переработки внутриличностных и межличностных конфликтов. «Каждый человек имеет свои определенные предпочтения в способах переработки конфликтов, - пишет N.Peseschkian, - и при гипертрофии одной из форм переработки остальные отодвигаются на второй план. То, какие из форм оказываются в предпочтении, зависит в значительнойстепени от воспитания и, прежде всего, от опыта, полученного в детстве». Согласно концепции дифференциального анализа приоритеты (ценности) человека или культуры (этноса) могут быть сосредоточены в четырех областях, названных: тело/ощущения, деятельность/ работа, контакты, фантазии/будущее. В приоритеты, обозначенные условно «тело/ощущения» включаются такие ценности, как: физическое и психическое самочувствие, внешняя привлекательность, сексуальность, удовлетворенность количеством и качеством сна, принятия пищи. Вследствие развития данного приоритета в процессе воспитания вырабатываются, например, такие свойства характера, как чистоплотность, сексуальность, качество физического и психическою комфорта. К приоритетам, названным «достижения/ работа», относится ценность труда, отношение к работе, ее престижности, авторитету, карьерные ценности и пр. На их основе формируется, к примеру, пунктуальность, организованность, послушание, надежность, бережливость. Приоритетность «контактов» говорит сама за себя. В этой области ценностями становится любовь, терпение, доверие. Сфера приоритетности «фантазии/будущего» включает становление ценностей религии, интуитивных способов жизни, творчества. Каждая из четырех сфер закрепляет ценности в процессе воспитания человека с помощью концепций-девизов (житейских мудростей, на основании которых строятся взаимоотношения в семье, обществе, культуре, этносе).

«По моим наблюдениям, сделанным более чем в двадцати культурах, - пишет N.Peseschkian, - в Европе и Северной Америке на первом месте оказываются ценности из области «тело» и «деятельность», в то время как на Востоке прослеживается тенденция доминирования областей «контактов», «фантазий» и в меньшей степени «тела» (рисунки 9 и 10).

Западная модель приоритетов (ценностей, обладание которыми становится смыслом жизни им способствует обретению психологического комфорта), ориентируется на ценности сохранения собственного здоровья, внешней привлекательности, «моложавости, спортивности», сексуальности, а также карьеризма, увлеченности работой, престижности. Приоритеты заставляют изменять жизнь и отдавать этим сферам основную часть «энергии», сил и времени. Именно поэтому человек западной психологической культуры активно занимается спортом (чтобы комфортно себя чувствовать и выглядеть «на миллион долларов»), следит за собой (развивая парфюмерную индустрию), у него все «ОК» и уважает он сильных, достигших чего-либо в жизни, авторитетных и ориентируется на престижность.

Восточная модель приоритетов нацелена, в первую очередь, на контакты между людьми, близкие эмоциональные отношения, поиск смысла в жизни. Эти области становятся значимыми, часто в ущерб иным, например, пунктуальности, организованности, бережливости - характерных западных ценностей.

Личность в психоаналитшеской теория З.Фрейда рассматривается в единстве трех основных структурных компонентов души: Ид (Оно), Эго и Суперэго. Ид (Оно), как считал З.Фрейд, содержит все унаследованное, все, что есть при рождении, что заложено в конституции, т.е. инстинкты. Это первоначальная, базисная структура личности, открытая как соматическим требованиям тела, так и действиям Эго и Суперэго. Содержание Ид почти целиком бессознательное. Оно включает психические формы, которые никогда не были сознательными, равно как и материал, который оказался неприемлемым для осознания. Мысли или воспоминания, вытесненные из сознания и обретающиеся среди теней Ид, по-прежнему способны-влиять на психическую жизнь человека. Эго является той частью психического аппарата, которая находится в контакте с внешней реальностью. Основной внешней задачей Эго Фрейд называет самосохранение посредством бегства, адаптации или деятельности; основной внутренней задачей - контролирование инстинктов в виде подавления, ослабления, сублимации, исходя из обстоятельств и требований внешнего мира. Суперэго служит судьей (цензором) деятельности и мыслей Эго. Это, по мнению З. Фрейда, хранилище моральных установлений, норм поведения. Базисными функциями Суперэго являются совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

С позиции психоаналитической теории становление личности происходит на основе принципов удовольствия, реальности и постоянства. Принцип удовольствия утверждает, что психика стремится к достижению удовольствия и избегания боли; принцип реальности говорит о том, что у человека отмечается стремление к приведению бессознательных индивидуалистических стремлений к получению удовольствия в соответствие с требованиями внешнего мира, с объективной реальностью; принцип постоянства указывает на то, что психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющееся в нем количество возбуждения на возможно более низком и постоянном уровне.

Теория аналитической психологии К. Юнга рассматривает личность как совокупность архетипов. Под архетипом личности понимается форма и способ связи наследуемых бессознательных первичных человеческих прообразов и структур психики, обеспечивающих основу поведения, понимание мира, внутреннее единство и взаимосвязь культуры и взаимопонимание людей. К. Юнг выделял пять основных архетипов личности: самость, анима и анимус, тень, эго и персону. Самость он называл архетипом порядка и целостности личности. Анима и анимус представляют интерсексуальные связи в душе каждого индивидуума (первый - у мужчины, второй - у женщины) и фокусируют весь психологический материал, который не удовлетворяет сознательному представлению человека о себе как о мужчине или женщине. Тенью К.Юнг обозначал центр личного бессознательного, фокус для материала, который был вытеснен из сознания и включает тенденции, желания, воспоминания и переживания, которые отрицаются индивидом как несовместимые с его персоной или противоречащие социальным стандартам. Эго - это психическое образование, возникающее из бессознательного и создающее разделение между бессознательным и сознанием. Под персоной понимается представление о том, какими мы предстаем перед миром. Персона тождественная понятию характера и включает социальные роли, индивидуальный стиль выражения эмоций. По мнению К.Юнга, человек рождается не только с набором биологических свойств, но и с психологическим наследством в виде «коллективного бессознательного». Оно содержит психический материал, который не может возникнуть в личном опыте и который способствует формированию многих личностных качеств.

С точки зрения индивидуальной психологии А.Адлера личность формируется под влиянием стремления человека к совершенствованию и превосходству. Существенным для клинической психологии в плане понимания психологии больного и развития его личности в условиях болезни является мнение А.Адлера о том, что люди со значительной слабостью органов часто пытаются компенсировать это, развивая какую-либо сферу деятельности, оставшуюся доступной для развития. «Почти у всех выдающихся людей мы находим какое-либо несовершенство органов, тяжелые болезни, особенно в детские годы - писал он. - Создается впечатление, что они встретили значительные препятствия в начале жизни, но боролись и преодолели свои трудности». Т.е. у человека в процессе столкновения с проблемами с соматическим здоровьем происходит гиперкомпенсация дефекта. Особенно ярко она проявляется в случаях сочетания соматической неполноценности «комплексом неполноценности» психологического свойства. Формирование личности рассматривается в индивидуальной психологии как формирование жизненных целей, начинающееся в детстве как компенсация чувства неполноценности, не безопасности, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. При этом жизненные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом между не удовлетворяющим настоящим и ярким, могущественным, совершенным будущим.

В гештальтпсихологии личность человека рассматривается сквозь призму способности перейти от опоры на среду и регулирование средой к опоре на себя и саморегуляцию. Условием достижения гармоничного равновесия между организмом и средой является созна-вание иерархии потребностей. Ф.Перлс считал процесс сознавания центральным пунктом психологии личности, способствующим личностному росту. В основу сознавания он включал понимание организма как целого, принципы «здесь и теперь» и «как и почему». Жизнь в настоящем («здесь и теперь») представлялась Ф.Перлсу признаком личностного психологического здоровья, отличающего гармоничного человека от невротика. Не менее важным принципом считается и осознание индивидуумом процессов совершения поступков («как») и их каузальной детерминации («почему»). «Каждый элемент существования человека - писал Ф.Перлс, - может быть понят как часть одного или нескольких гештальтов, т.е. элемент не может быть понят как «следствие» какой-то «причины» отдельно от целостной матрицы причин, которые в это вовлечены. Наиболее важным выводом гештальтпсихологии для клинической психологии и психологии личности следует считать вывод о том, что принцип-иерархии потребностей всегда действует в человеке и важная незаконченная ситуация всегда проявится, если только человек просто осознает собственный опыт себя.

Бихевиоризм (поведенческий подход к анализу психологии личности) рассматривает личность человека как сумму паттернов поведения генетической природы. Любой поступок человека видится как выработанная привычка, сформированная по механизмам рефлексов. Б.Скиннер описал несколько способов становления и закрепления паттернов поведения и возникновения личностных черт: обусловливание и подкрепление. Оперативным обусловливанием называется процесс формирования и поддержания определенного поведения посредством его следствий. Подкрепление отличается от обусловливания только временным параметром. Обусловливание производится до какого-либо действия или поступка, а подкрепление после. К примеру, можно попытаться сделать человека честным обусловливая и подкрепляя это качество: вознаграждая или лишая человека чего-либо в зависимости от проявления или не проявления данного качества. При этом при процессе обусловливания награда или наказание будут обговориваться заранее (до совершения поступка), а при процессе подкрепления - по его завершению. Таким образом, бихевиоризм вторгся в сферу воспитания черт характера, сформулировал собственный подход к этому важному процессу и описал способы управления поведением.

Э.Фромм с позиции гуманистической психологии попытался сформулировать значимые для личности человека параметры, используя понятия «обладания» и «бытия», на основании которых происходит формирование тех или иных качеств личности. Обладанием называется процесс присвоения себе каких-либо внешних или внутренних свойств, качеств, объектов и функций и получение удовлетворения от самого процесса обладания ими. Противостоит ему процесс бытия, существования, характеризующийся получением удовлетворения от жизни. Человек может быть нацелен на одну из систем «У меня есть...» или «Я есть...». По мнению Э.Фромма обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного их которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера. Наиболее ярко подобная альтернатива представлена в отношении к жизни и смерти - центральной проблеме человеческого существования. Э.Фромм описал две личностные стратегии» обусловливающие выработку специфических качеств человека - страх смерти или утверждение жизни. Отношение к жизни и смерти может рассматривается как сквозь призму обладания, так и сквозь призму бытия. Основываясь на первой платформе страх смерти трактуется как страх потерять то, что имеешь. Вторая же платформа способна предотвратить развитие интенсивного страха смерти в связи с мировоззренческой позицией бытия. Бытие существует только «здесь и сейчас», в то время как обладание проецируется на любое время (прошлое, настоящее и будущее). При ориентации на обладание человек привязан к тому, что накоплено им в прошлом: к деньгам, земле, славе, социальному положению, знаниям, детям, воспоминаниям. Нацеливаясь на будущее человек предвосхищает то, чем он сможет обладать в перспективе. Всего этого можно избежать, если исключить главенствующее давление времени. Время не довлеет над бытием.

В рамках гуманистической психологии важную значение имеют работы А.Маслоу о психологии самоактуализации . Наивысшим развитием личности он считал самоактуализацию личности - «наиболее полное использование собственных талантов, способностей и возможностей» в отличие от среднего человека, который живет с «заглушенными и подавленными способностями». Теория самоактуализации описала восемь путей - типов поведения для наиболее гармоничного личностного роста: 1) более полное переживание того, что происходит в нас и вокруг нас; 2) если жизнь является процессом постоянного выбора (между безопасностью и ростом, прогрессом и регрессом), то каждый выбор должен основываться на выборе в пользу личностного роста; 3) научение подстраиваться к своей собственной внутренней природе, быть актуальным - реальным, существовать фактически; 4) честность и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки; 5) учиться верить своим суждениям и действовать в соответствии с ними; 6) максимальное использование своих способностей и разума; 7) быть интегрированным в мир; 8) обнаружение своих психологических защит от мира и работа отказа от них.

Личностное расстройство возникает обычно в позднем детстве или подростковом возрасте и продолжает проявляться в периоде зрелости. Поэтому диагноз личностного расстройства ставится после 16-17-летнего возраста.

Аномалия является компенсацией или декомпенсацией каких либо травм личности в детстве.

В основе аномалии лежат симпотомо-комплексы, симптом – признак, характеризующий расстройство, симпотомо-комплекс – несколько симптомов, вместе образующих клиническую картину.

Аномальные типы личности по МКБ-10:

1. Параноидное расстройство – характеризуется чрезмерной чувствительностью к фрустрации, подозрительностью, злопамятностью, постоянным недовольством окружающими и тенденцией относить всё на свой счёт.

2. Шизоидное расстройство личности - характеризуется склонностью избегать эмоционально насыщенных взаимоотношений путём излишнего теоретизирования, замыкания в себе, ухода в фантазии. Кроме того, шизоидные личности часто склонны не придавать значения превалирующим социальным нормам.

3. Диссоциальное расстройство личности - характеризующееся игнорированием социальных норм, импульсивностью, агрессивностью и крайне ограниченной способностью формировать привязанности.

4. Эмоционально не устойчивое расстройство личности - характеризуется эмоциональной неуравновешенностью, импульсивностью, низким самоконтролем. Выделяются две разновидности данного расстройства: импульсивный тип (эмоциональная неуравновешенность, импульсивность, низкий самоконтроль, повышенная склонность к агрессивным вспышкам) и пограничный тип (импульсивность, низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, нестабильная связь с реальностью, высокая тревожность и сильный уровень десоциализации).

5. Истерическое расстройство - характеризуется неиссякающей потребностью в получении внимания, неустойчивой самооценкой, переоценкой значимости пола, наигранным поведением.

6. Ананкастное расстройство - характеризуется чрезмерной склонностью к сомнениям, поглощённостью деталями, излишним перфекционизмом, упрямством, а также периодически возникающими обсессиями (периодически, через произвольные промежутки времени, возникающая у человека навязчивая мысль (идея), не поддающаяся сознательномуконтролю) и/или компульсиями (специальные «ритуалы», выполнение которых позволяет избавиться на некоторое время от навязчивой мысли, повторяющиеся действия призванные снизить тревожность от обессий).

7. Тревожное расстройство - характеризуется постоянным стремлением к социальной замкнутости, чувством неполноценности, чрезвычайной чувствительностью к негативным оценкам окружающих и избеганию социального взаимодействия.

8. Зависимое расстройство личности - характеризующееся повышенным ощущением беспомощности, некомпетентности и нежизнеспособности без поддержки других людей, потребность в которой ощущается большую часть времени.

Личностное расстройство имеет место если нарушения не объясняются прямым образом обширным повреждением или заболеванием мозга или другим психическим расстройством и удовлетворяют следующим критериям:

1. заметная дисгармония в личностных позициях и поведении, вовлекающая обычно несколько сфер функционирования, например, аффективность, возбудимость, контроль побуждений, процессы восприятияи мышления, а также стиль отношения к другим людям; в разных культуральныхусловиях может оказаться необходимой разработка специальных критериев относительно социальных норм;

2. хронический характер аномального стиля поведения, возникшего давно и не ограничивающегося эпизодами психической болезни;

3. аномальный стиль поведения является всеобъемлющим и отчетливо нарушающим адаптацию к широкому диапазону личностных и социальных ситуаций;

4. вышеупомянутые проявления всегда возникают в детстве или подростковом возрасте и продолжают свое существование в периоде зрелости;

5. расстройство приводит к значительному личностному дистрессу, но это может стать очевидным только на поздних этапах течения времени;

6. обычно, но не всегда, расстройство сопровождается существенным ухудшением профессиональной и социальной продуктивности.

Теория невроза

1) И. П. Павлов показал, что лицам, заболевающим истерией, более свойственен слабый художественный тип, а лицам, страдающим психастенией, - слабый мыслительный тип. Неврастеникам свойственен слабый средний тип высшей нервной деятельности.

Истерия, по И. П. Павлову, представляет невроз, характерный для слабой нервной системы, в силу этого склонной к разлитому пассивному торможению коры головного мозга и отличающейся не только преобладанием первой сигнальной системы, но и перевесом подкорковых реакций, связанных с повышенной эмотивностью, «буйством» подкорки. Механизм истерической реакции, по Павлову, заключается в том, что возникающее в коре возбуждение вызывает вследствие корковой слабости торможение в других отделах коры и вместе с тем значительное возбуждение подкорковой области, которое, поддерживая возникающий очаг возбуждения в коре, также усиливает торможение других областей коры.

Другую форму невроза - психастению - характеризует неуверенность, сомнения, нерешительность и безволие, свидетельствующие одновременно о слабости корковой деятельности и о недостаточности реакций первой сигнальной системы. Отсюда же, по Павлову, проистекает утрата психастеником чувства реальности (Жанэ), когда окружающее вызывает сомнение в реальности его существования.

Разделяя неврастению на гиперстеническую и гипостеническую формы, И. П. Павлов первую рассматривал как результат ослабления процесса внутреннего торможения, а вторую как результат ослабления и раздражительного и тормозного процессов.

И. П. Павлов подверг анализу состояния, которые назывались навязчивыми. На основе сопоставления клинической картины этих болезненных состояний и данных, полученных в ходе опытов на животных, он пришел к выводу, что сущность нарушения при навязчивых состояниях заключается в образовании в коре головного мозга очага застойного возбуждения или торможения.

И. П. Павлов указывал на сходство и различие между неврозами навязчивости и паранойей - психическим заболеванием с систематизированным бредом. Хотя между этими состояниями существует ряд переходов, но при неврозе навязчивости обычно обнаруживается критическое отношение, сознание болезненности своего состояния, а при паранойе этой критики нет. Общим для обоих заболеваний является болезненная устойчивость в одном случае навязчивой, в другом - бредовой идеи. Физиологически этой устойчивости некоторых симптомов соответствует инертность нервных процессов в отдельных участках коры головного мозга с фазовым изменением их реакций (ультрапарадоксальная фаза). Вместе с тем И. П. Павлов показал, что в основе психастении и невроза навязчивости лежат разные нервные механизмы и что отождествлять эти болезненные состояния, как это делает Жанэ, нельзя.

2) Большая роль принадлежит В. М. Бехтереву в разработке вопроса о неврозах и пограничных состояниях. Так, им впервые описаны объективные признаки расстройств чувствительности при неврозах на основе изменения вегетативных, в частности, сосудистых, потовых, температурных рефлексов в областях измененной чувствительности (1893). Им же предложена на основе условных рефлексов диагностика симуляции функциональных и органических параличей и расстройств чувствительности. В. М. Бехтереву принадлежит описание разнообразных обсессивных нарушений. Он же предложил применить учение об условных рефлексах для объяснения природы обсессий, половых извращений и ряда истерических расстройств. Заслуживает особого внимания то, что В. М. Бехтерев для объяснения истерических расстройств привлек теорию парабиоза Н. Е. Введенского. Различные состояния парабиоза соответствуют переходным фазам или гипноидным фазам И. П. Павлова.

3) Патогенной основой различных форм неврозов, согласно представлениям Мясищев а, являются противоречия в тенденциях и возможностях личности, с одной стороны, в требованиях и возможностях, которые ей предъявляет действительность, - с другой. Невротические расстройства могут возникать в тех случаях, когда жизненные обстоятельства затрагивают обобщенные, особо значимые, эмоционально насыщенные отношения личности, занимающие центральное место в системе ее отношений к действительности. Индивидуальные особенности таких отношений обусловливают ее невыносливость в той или иной ситуации. Мясищевым были уточнены типичные черты личности, предрасполагающие к различным формам неврозов: почвой для истерии служит столкновение стремлений эгоцентрической личности с требованиями действительности; неврастения развивается при непосильных требованиях личности к себе, не противоречащих общественным нормам; невроз навязчивых состоянии возникает у личности, не способной разрешить свои внутренние противоречия, обычно в ситуации, требующей выбора в вопросах этики. В каждом конкретном случае патогенное противоречие имеет индивидуальное, конкретное содержание, выявление которого очень важно для психотерапии.

Формы.

Больные жалуются на то, что окружающее воспринимается ими "как во сне", собственные действия, решения, поступки кажутся недостаточно ясными и точными. Отсюда - постоянная наклонность к сомнениям, нерешительность, неуверенность, тревожно-мнительное настроение, робость, повышенная застенчивость.
Вследствие постоянных сомнений в правильности сделанного человек часто стремится переделывать только что законченное дело. Все это вместе взятое создает у больного тягостное ощущение собственной неполноценности. Вымышленная неприятность не менее, а, может быть, более страшна, чем существующая.
Больные психастенией часто предаются всевозможным размышлениям отвлеченного характера; мысленно в своих мечтах они способны пережить многое, но от участия в реальной действительности всячески стараются уклониться. Описано так называемое профессиональное безволие (абулия) больных психастенией, проявляющееся прежде всего на работе, при выполнении своих непосредственных обязанностей, когда человек с психастеническими расстройствами часто начинает испытывать сомнения и проявлять нерешительность. Нередко при психастении развиваются различные ипохондрические и навязчивые состояния.
Психастенические черты характера, как и многие другие невротические нарушения, могут проявляться уже в молодом возрасте. Однако отдельные и неярко выраженные проявления еще не дают основания говорить о психастении как о болезни. Если же они под влиянием психогенно травмирующих обстоятельств нарастают, усложняются, становятся главенствующими в психической деятельности человека, имеются основания говорить не о своеобразии характера, а о болезненном невротическом состоянии, мешающем человеку жить и работать.
Психастенические расстройства во время болезни носят обычно постоянный характер, но вначале больной справляется с ними сам. Если же травмирующие обстоятельства сохраняются и усиливаются, а систематического лечения нет, проявления заболевания могут нарастать.

В советской психологии обычно различали три группы свойств личности : темперамент, характер и способности. Иногда к этому присоединяли четвертую область - направленность. Структуру личности пытались понять, рассматривая взаимную связь этих групп психических свойств. Однако исходя из ранее изложенных общих положений мы не можем считать эти группы свойств компонентами личности. Под личностью мы понимаем подсистему определенного иерархического уровня в большей системе человек - общество. Компонентами этой системы могут быть лишь такие свойства, которые находятся во взаимной многозначной или однозначной зависимости от других иерархических уровней. Исходя из этого критерия мы не можем отнести к компонентам личности и свойства темперамента. Свойство темперамента - это не свойство личности, а свойство индивидуума, так как они относительно независимы от отношений личности.

Свойство характера также не представляют собой особой группы свойств личности, ибо каждое свойство личности, будучи индивидуально своеообразным, является, вместе с тем, и свойством характера. Лишь в процессе исследования, когда нас интересует индивидуально - своеобразная функция свойств личности, мы абстрагируемся от их социально-типичной стороны и называем их свойствами характера. Способности также не представляют собой особой группы свойств личности.

Во- первых, способностями могут быть не только свойства личности, но и свойства индивидуума, например, особенности темперамента или индивидуальные особенности восприятия, памяти, мышления и т.п.

Во- вторых, способностью является каждое свойство личности, если мы его рассматриваем как условие успешной деятельности. Наконец, направленность свойств личности также нельзя рассматривать как особую область психических свойств личности. Направленность характеризуется отношениями личности. Поэтому каждое свойство личности содержит в себе и определенную направленность.

Итак, структуру личности нельзя характеризовать как систему, складывающуюся из нескольких различных групп психических свойств или из нескольких подсистем. Следует согласиться с К. Платоновым , что знания, умения и навыки (вторая подструктура), индивидуальные особенности психических процессов (третья подструктура) и, наконец, свойства темперамента (четвёртая подструктура) действительно являются относительно самостоятельными подсистемами, каждая из которых имеет свою специфическую структуру и зависит от специфических условий. Но все эти подсистемы не входят в систему свойств личности, ибо находятся в много-многозначных связях со свойствами личности. Компонентами структуры личности являются только такие психические свойства, которые находятся во взаимно однозначной или многозначной зависимости от отношений личности.

Не менее необоснованны попытки понять структуру личности как взаимную связь психических свойств, различающихся по происхождению: наследственных и приобретенных. Не существует таких свойств личности, которые человек приобрел бы по наследству или с которыми бы он родился. Но вместе с тем, нет и таких свойств личности, которые совершенно не зависели бы от наследственных задатков.

Неразложимые далее компоненты личности - это ее свойства. Каждое свойство личности одновременно является выражением и направленности, и характера, и способностей; оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков.

(Платонов К.К., 1953). Основана на концепции динамической функциональной структуры личности. Различают четыре подструктуры: I – исключительно социально обусловленная (направленность, отношения, моральные качества); II – опыт (знания, навыки, умение, привычки); III – индивидуальные особенности психических процессов или психических функций, понимаемых как формы отражения (эмоции, ощущения, мышление, восприятие, чувства, воля, память); IV – биологически обусловленная подструктура (темперамент и органические патологические особенности). В указанные подструктуры или на их взаимопроникающих стыках включаются все известные черты личности, которые и являются основными элементами ее структуры.

  • - иерархически построенная совокупность черт личности представителя определенной национальной общности, отражающая ее внутреннее содержание и влияющая на действия, поступки и поведение человека...

    Этнопсихологический словарь

  • - Этимология. Происходит от греч. arteria - кровеносный сосуд и typos - образ. Авторы. М.Фридман, Р.Роземан. Категория. Характеристики личности. Специфика...
  • - Этимология. Происходит от лат. cancer - рак и typos - образ. Категория. Характеристики личности. Специфика...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - А - тип личности - характеристики личности - , авторы М. Фридман, Р. Роземан...

    Психологический словарь

  • - С - тип личности - характеристики личности - . Система признаков, полученных при помощи личностных тестов и характеризующих индивидов, принадлежащих к группе риска заболевания раком...

    Психологический словарь

  • - Методика относится к гипносуггестивной психотерапии, предложена К. И. Платоновым как вспомогательный терапевтический прием - внушение сновидения во внушенном сне. Содержание внушенного...

    Психотерапевтическая энциклопедия

  • - Различаются две группы индивидуальных особенностей: 1) свойства индивида; 2) свойства индивидуальности...
  • - Л.с. раскрывается с позиций психологии отношений и включает в себя: 1. Систему отношений; 2. Психический уровень человека; 3. Динамика реакций и переживаний человека – активность и реактивность; 4...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - : 1. Направленность; 2. Способности; 3. Темперамент и характер...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - Основополагающая концепция классического психоанализа, базируется на признании двух основных управляющих человеком влечений – к жизни и к смерти, разрушению...

    Толковый словарь психиатрических терминов

  • - в качестве основных критериев, по коим можно разделять людей на определенные типы, предлагались самые разные варианты: А. Бине разделял людей на объективный и субъективный типы...

    Большая психологическая энциклопедия

  • - Структура рыночных долей в отрасли. Эта структура связана с числом фирм на рынке и различиями в их величине...

    Экономический словарь

  • - Совокупность различных общественных групп, среди которых классы и социальные слои играют существенную роль в дифференциации языка, в результате чего появляются вариативные элементы и разновидности языка...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

  • - ли́чности мн. 1. Намёк на определённое лицо II 1. в речи. 2. Замечания, имеющие своею целью задеть, обидеть какое-либо определённое лицо II 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - См. много ли у нас светлых личностей! Конечно, есть, но они рассеяны. Сомкнитесь же и будем сильнее. Достоевский. Бесы. 2, 4, 1. Ср. Ja, hier hat einst die Klerisei Das fromme Werk getrieben, Hier haben die Dunkelmänner geherrscht, Die Ulrich von Hütten beschrieben...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - См. сплетня.....

    Словарь синонимов

"Личности структура по Платонову" в книгах

2.3.1. Структура психики личности

Из книги Сравнительное богословие. Книга 1 автора Коллектив авторов

2.3.1. Структура психики личности Психика человека обладает определённой структурой. Ставшая общедоступной в последние годы всевозможная оккультная литература своими рассуждениями о «ментале», «астрале», «каузальности» и т. п. повергает в недоумение всякого, кто не

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Из книги Организационное поведение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

13. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Индивидуальность человека определяется его жизненным опытом, преломляемым через особенности личности и проявляемым путем его отношения к окружающим явлениям и своеобразия его внутренних психических функций.Личность – системное качество,

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ

Из книги Социология: Шпаргалка автора Автор неизвестен

30. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ Существует два основных научных подхода к формированию личности:1) личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными способностями, которые играют доминирующую роль;2) личность – это продукт в первую

Глава 3 Структура личности

Из книги Транзактный анализ - восточная версия автора Макаров Виктор Викторович

Глава 3 Структура личности Понятие структуры личности Человек, не прошедший подготовки по транзактному анализу, обычно актуально осознает только одну часть своей личности, считая именно ее всей своей личностью. Часто осознается еще одна часть личности, которую иногда

3. Понятие и структура личности

Из книги Социальная психология автора Мельникова Надежда Анатольевна

3. Понятие и структура личности Личность – это сознательный и активный человек, имеющий возможность выбирать тот или иной образ жизни.Социально-психологические особенности лич-ностиВ процессе взаимодействия и общения происходит взаимовлияние личностей друг на друга,

3.4. «Башенная» структура личности

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

3.4. «Башенная» структура личности Рассмотрим развитие человека с момента его рождения (рис. 1) Рис. 1. Структура личности: «башня»Период «А» – это онто Ин-се, ядро, семя, первые годы жизни (с рождения до девяти лет приблизительно). Период «Б» охватывает возраст с 9 до 14

13. Психологическая структура личности

автора Резепов Ильдар Шамильевич

13. Психологическая структура личности Как всякая организация, психическая жизнь имеет определенное строение. Отвлекаясь от индивидуальных особенностей психического склада, можно установить типическую структуру личности.Первый компонент структуры характеризует

3.2. Психотическая структура личности

автора Куттер Петер

3.2. Психотическая структура личности На этом структурном уровне размещается вся группа психозов. Ее основной признак – распад структуры самости и объектов, который должен быть возмещен за счет образования новых единиц, сконструированных в результате бредового

Структура личности

Из книги Психоанализ [Введение в психологию бессознательных процессов] автора Куттер Петер

Структура личности Далее будет представлена попытка интеграции вышеописанных разнородных подходов в единую психоаналитическую модель, охватывающую этиологию, динамику и структуру шизофренных психозов. В русле этого подхода динамические процессы, которые могут

9. Структура личности

Из книги Юридическая психология. Шпаргалки автора Соловьева Мария Александровна

9. Структура личности Структурой личности принято называть совокупность социально-психологических характеристик личности, которые дают личности возможность занимать в обществе определенное место и играть в нем определенную социальную роль. Структура личности

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

19. СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ. НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ Направленность личности – это система побуждений, определяющая избирательность отношений и активность человека.Она имеет определенные формы и характеризуется некоторыми качествами.Уровень – это общественная

Структура личности

Из книги Введение в психологию автора Фет Абрам Ильич

Структура личности 1.Уровни достоверности.Крутым поворотом в понимании человека были открытия Фрейда, получившие широкую известность в начале этого века, особенно в двадцатые годы. Споры вокруг имени Фрейда все еще продолжаются в некоторых общественных средах. Особенно

Структура личности

автора Фрейджер Роберт

Структура личности Фрейд наблюдал у своих пациентов бесконечное число душевных конфликтов и компромиссов. Он увидел, что одно влечение противостоит другому, общественные запреты препятствуют проявлению биологических побуждений, а способы для того, чтобы справиться с

Структура личности

Из книги Теории личности и личностный рост автора Фрейджер Роберт

Структура личности Структурная модель человека, будучи фундаментальным положением антропософии и учения Генделя, была освещена нами в «Основных понятиях». В настоящем разделе будут рассмотрены те элементы человеческого существа, которых мы коснулись лишь мельком или

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности

Из книги Юридическая психология [С основами общей и социальной психологии] автора Еникеев Марат Исхакович

§ 1. Понятие личности. Социализация личности. Структура психических свойств личности Человек как субъект социальных отношений, носитель социально значимых качеств является личностью.Человек не рождается с готовыми способностями, характером и т. д. Эти свойства

С середины 60-х годов в отечественной психологии предпринимаются попытки выяснить общую структуру личности. Очень характерен в этом направлении подход К.К.Платонова, создавшего психологическую концепцию динамической функциональной структуры личности. В структуре личности К.К.Платонов выделяет четыре подструктуры. По его мнению, это число подструктур необходимо и достаточно, так как в них могут быть включены все известные свойства личности. Вычленение именно этих основных подструктур личности определяется у Платонова рядом следующих критериев:

Первым таким критерием является отношение биологического и социального, врожденногои приобретенного, процессуального и содержательного. Различие этих трех понятий по-разному проявляется в различных подструктурах.

Вторым критерием выделения этих четырех подструктур личности является внутренняя близость черт личности, входящих в каждую из них.

Третьим критерием выделенных четырех основных подструктур является то, что каждая из них имеет свой, особый, основной для нее вид формирования. В выделяемых подструктурах 1-я формируется путем воспитания, 2-я - обучения, 3-я - упражнения, 4-я - тренировки.

Четвертым наиболее значимым критерием выделения именно этих подструктур является объективно существующая иерархическая зависимость этих подструктур. Различные структурные связи координаций существуют и между подструктурами, и внутри каждой из них.

Пятым критерием , определяющим выделение именно этих четырех подструктур личности, является уже не логический, а исторический. Этот пятый критерий говорит, что описанные четыре подструктуры личности, по существу, только обобщают четыре этапа развития в советской психологии учения о личности.

Эти пять критериев, по мнению Платонова, позволяют считать, что четыре выделенные подструктуры отражают объективную реальность и потому являются основными подструктурами личности; число их отражает также объективно существующую иерархическую и динамическую субординацию.

Разберем четыре подструктуры личности, выделенные К.К.Платоновым:

1-я подструктура личности объединяет направленность и отношения личности, проявляющиеся как ее моральные черты. Элементы (черты) личности, входящие в эту подструктуру, не имеют непосредственных врожденных задатков, а отражают индивидуально преломленное групповое общественное сознание. Эта подструктура формируется путем воспитания. Она, по словам Платонова, может быть названа социально обусловленной подструктурой или более коротко направленностью личности. Направленность включает в себя такие ее формы, как подструктуры: влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, мировоззрение, убеждения. В этих формах направленности личности, отмечает Платонов, проявляются и отношения, и моральные качества личности, и различные формы потребностей. Более всего, по мнению Платонова, активность направленности проявляется через убеждения. Убеждение - наивысший уровень направленности, в структуру которого входит не только мировоззрение, могущее быть пассивным, но и активизирующая его воля к борьбе за него. Убеждение - высший итог идеологического воспитания личности.

2-я подструктура личности объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения, но уже с заметным влиянием и биологически, и даже генетически обусловленных свойств личности. Эту подструктуру, разъясняет Платонов, иногда называют индивидуальной культурой, или подготовленностью, но лучше ее кратко назвать опытом.

3-я подструктура личности объединяет индивидуальные особенности отдельных психических процессов, или психических функций, понимаемых как формы психического отражения: памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. Влияние биологически обусловленных особенностей в этой подструктуре видно еще более отчетливо, поскольку формы отражения являются функциями мозга и зависят от его состояния. Она, взаимодействуя с тремя остальными подструктурами, формируется в основном путем упражнения.

4-я подструктура личности объединяет свойства темперамента (типологические свойства личности). Сюда же, по мнению К.К.Платонова, входят половые и возрастные свойства личности и ее патологические, так называемые “органические” изменения. Формируются нужные черты, входящие в эту подструктуру (а точнее, переделываются), путем тренировки, если эта переделка вообще возможна. Большую, чем в предыдущих подструктурах, роль здесь играет компенсация. Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от физиологических особенностей мозга, а социальные влияния их только субординируют и компенсируют. Потому кратко эту подструктуру, считает Платонов, можно называть биопсихической. Активность этой подструктуры определяется силой нервных процессов, а изучается она на психофизиологическом, а иногда и на нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.
Особое место в структуре личности Платонова занимают характер и способности.

К.К. Платонов, детально анализируя широко распространенные понимания личности как души, как суммы психических функций, как опыта человека и т.д., приходит к выводу, что наиболее приемлемым для рассмотрения природы и особенностей человека является понимание личности как «отражающей системы». «Только поняв личность, - пишет К.К.Платонов, - как отражающую систему процесса психического отражения человека, можно правильно понять, применив личностный подход… все другие психические явления, как, например, впечатлительность, апперцепция, ассоциации, интерференция умственных или сенсорных навыков, интересы и т.д.» Говоря о личности как отражающей системе, Платонов использует известное положение С.Л. Рубинштейна, согласно которому: «При объяснении любых психических явлений личность выступает как воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия». (1 с.34-37) Рассматривая психические явления как форму Психического отражения, Платонов отдает предпочтение следующему определению личности: «Личность - это человек как носитель сознания». (1 стр. 62) Особое внимание в своих трудах, посвященных раскрытию понятия «личность», К.К. Платонов уделяет вопросам, связанным с тем, как проявляет себя личность в поведении, в действиях, поступках, деятельности. Он подчеркивает, что деятельность может быть как индивидуальной, так и групповой и эти оба вида деятельности являются важнейшим фактором формирования личности. Платонов обосновывает этот вывод методологическим утверждением о единстве личности, сознания и деятельности. Именно поэтому он утверждает, что без углубления понимания деятельности, без раскрытия ее оснований невозможно понять понятие «личность». Изучая и делая свои умозаключения, строящиеся на базе теоретический идей о единстве сознания, личности и деятельности, К.К. Платонов делает заключение о личности как о структурном образовании. Как уже было сказано, что элементами психологической структуры личности являются психологические свойства и особенности. Часто их называют чертами личности. И поскольку таких черт личности очень много, то психологи пытаются их уложить в несколько подструктур. У каждого психолога эти подструктуры немного разные. Согласно концепции К. Платонова, низший уровень личности - это биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Все это Платонов относит к первой, самой низкой подструктуре. Вторая его подструктура содержит в себе индивидуальные особенности психических процессов человека. Под индивидуальными особенностями человека К. Платонов подразумевает различные качества свойственные человеку при его развитии и формировании как личности. А именно: индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Так выглядит вторая подструктура психологической структуры личности по

К.К. Платонову. Индивидуальный социальный опыт Платонов отнес к третьему уровню структуры. По его структуре в индивидуальный социальный опыт входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. По его мнению, и думаю, что многие с этим согласятся, эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения и носит социальный характер. А вот к высшему уровню Платонов отнес направленность личности, включающую влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки. Данная подструктура более всего социально обусловлена. Она формируется под влиянием воспитания в обществе, полнее всего она отражает общество, в которое человек включен. (7, 46-47)

Платонов считал, что непохожесть людей очень значительна. Такой вывод он сделал, исходя из своего взгляда на психологическую структуру личности. Еще он считал, что на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избежать совпадений, противоречий, даже конфликтов с людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.

Если систематизировать понятие психологической структуры личности К.К. Платонова, то получится следующее:

Название подструктуры

К данной подструктуре относятся

Соотношение биологического и социального

Подструктура направленности

Убеждения, мировоззрение, личностные смыслы, интересы.

Социальный уровень, биологического почти нет

Подструктура опыта

Умения, знания, навыки, привычки

Социально-биологический уровень (значительнее социальный, а не биологический)

Подструктура форм отражения

Особенности познавательных процессов (мышления, памяти, восприятия, ощущения, внимания). Особенности эмоциональных процессов (эмоции, чувства)

Биосоциальный уровень (биологический компонент больше, чем социальный)

Подструктура биологических, конституциональных свойств

Скорость протекания, нервных процессов, баланс процессов возбуждения и торможения и т.п. Половые возрастные свойства

Биологический уровень (социальное практически отсутствует)

Завершая обзор представлений К.К. Платонова о личности, еще раз повторим, что взаимодействие структур личности, сознания и деятельности - это главный стержень теоретических построений Платонова, который разработал концепцию психологической структуры личности. (2, с.360-361)