Стресс и стрессоустойчивость понятия стресса и стрессоустойчивости. Стрессоустойчивость личности как фактор преодоления стресса

Стресс и стрессоустойчивость Практическое занятие по психологии на тему:

Что такое стресс? Стресс - это состояние психофизиологического напряжения - совокупность защитных физиологических реакций, наступающих в организме человека в ответ на воздействие различных неблагоприятных факторов. Стрессор - неблагоприятный фактор, вызывающий в организме состояние напряжения - стресс. Стрессорами, воздействующими на организм человека могут быть - холод, голод, жажда, психические и физические травмы.

Виды стресса Р. Лазарус ввел понятие физиологического и психологического (эмоционального) стресса. Физиологическими стрессорами являются крайне неблагоприятные физические условия, вызывающие нарушение целостности организма и его функций (очень высокие и низкие температуры, острые механические и химические воздействия). Психологическими стрессорами являются те воздействия, которые сами люди оценивают как очень вредные для своего благополучия. Это зависит от опыта людей, их жизненной позиции, нравственных оценок, способности адекватно оценивать ситуацию. Психологический стресс подразделяется на стресс информационный и стресс эмоциональный. Стресс информационный возникает в ситуациях информаци­онных перегрузок, когда субъект не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе - при высокой ответственности за последствия решений. Стресс эмоциональный появляется в ситуациях угрозы, опас­ности, обиды и т.п. При этом различные его формы - импуль­сивная, тормозная, генерализованная - приводят к изменениям в протекании психических процессов, эмоциональным сдвигам, трансформации мотивационной структуры деятельности, нару­шениям двигательного и речевого поведения.

Эмоции и стресс Что испытывает человек в состоянии стресса? Какие чувства помогают нам бороться со стрессом?

Факторы стрессоустойчивости Чувствительность человека к психотравмам определяется уровнем его стрессоустойчивости. Под стрессоустойчивостью понимают такой набор личностных черт, который определяет устойчивость человека к различного вида стрессам. Стрессоустойчивость состоит из трех компонентов: ощущения важности своего существования; чувства независимости; способности влиять на собственную жизнь (открытость и интерес к изменениям, отношение к ним не как к угрозе, а как к возможности развития). Стрессоустойчивость зависит от самого человека, от желания и умения пользоваться теми или иными приемами психической саморегуляции.

Личностные особенности и стрессоустойчивость Кроме того, имеются сведения о связи между индивидуально-психологическими и личностными особенностями и устойчивостью к стрессовым ситуациям. Так, К.Л. Купер и Дж. Маршал приводят следующие данные: экстраверты более адаптивны и лучше ориентируются в жизни, чем интроверты; «ригидные» и «подвижные» различаются в оценке стрессогенных ситуаций: первые больше реагируют на неожиданности в работе, исходящие от руководства и испытывают зависимость от других людей, а вторые, будучи более открытыми, влиянию других людей, легко оказываются перегруженными; ориентированные на достижения показывают более высокую независимость и включенность в работу, чем ориентированные на безопасность. Предпосылками низкой толерантности к стрессу являются тревожность, гиперчувствительность, ригидность, отсутствие социальных навыков. Возникающие на фоне стресса проявления (неуверенность, непродуктивность) вызывают еще более глубокий дискомфорт: увеличения напряженности, возникновения избегания, повышения чувствительности к критике, возникновения бесплодности усилий, замкнутости.

Психологические ресурсы Что помогает в борьбе со стрессом? Какие приемы и методы эффективны для вас в преодолении стрессовой ситуации?

Список литературы: Сидоров П.И., Парняков А.В. Клиническая психология: учебник. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008. - 880 с.: илл. Селье Г. Стресс без дистресса. - М.: Прогресс, 1970. Тигранян Р.А. Стресс и его значение для организма. - М., 1988. Грановская Р. Элементы практической психологии. - 5-е изд., испр. и доп. - СПб.: Речь, 2003. - 655 с. Гринберг Дж. Управление стрессом. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004. Лазарус Р. Теории стресса и психологические исследования // Эмоциональный стресс. - Л., 1970. Митева И.Ю. Курс управления стрессом. - М.: ИКЦ « МарТ »; Ростов н /Д: « МарТ », 2004. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. - М.:1983. Черепанова Е.М. Психологический стресс. М.: 1996.

Презентация подготовлена педагогом-психологом ГБПОУ МО «Люберецкий техникум» Швецовой А. В. Спасибо за внимание!

Реакция на стресс, как показано выше, всегда индивидуальна. Это позволяет говорить о разной подверженности стрессу, о различных уровнях стрессоустойчивости.

При изучении стрессоустойчивости личности рассматриваются четыре следующих вопроса :

1. Сущность стрессоустойчивости;

2. Природная стрессоустойчивость;

3. Приобретенная стрессоустойчивость;

4. Стрессоустойчивость руководителя.

Интересно то, что от последствий одного стресса можно избавиться с помощью стрессов другого рода. Так, после сдачи экзамена можно прийти в норму, до седьмого пота пробежавшись на лыжах.

Кроме того, стресс способен уменьшить влияние остальных критических состояний: кризиса, конфликта, невроза. Он позволяет взглянуть на них по-новому, оценить их реальный масштаб, наметить пути преодоления.

Стрессоустойчивость – это способность человека противостоять стрессорам. Различают стрессоустойчивость организма и личности.

Стрессоустойчивость организма связана с пониженной реакцией основных физиологических систем человека на стрессовые воздействия. Организм осуществляет реагирование, но в своеобразном замедленном темпе, выполняя действие компенсатора.

Реагирование на стрессовые воздействия происходят индивидуально. У одних людей даже относительно незначительное воздействие вызывает бурную реакцию, у других – серьезные внешние влияния не могут поколебать их спокойствие. Иными словами, порог приспособительных возможностей организма у разных людей может сильно отличаться.

На одни и те же нагрузки люди реагируют по-разному. У одних реакция активная – при стрессе эффективность их деятельности продолжает расти до некоторого предела. А у других реакция пассивная, эффективность их деятельности сразу падает.

Виды реакции на стресс получили в психологии управления образные названия: активная – «стресс льва»; пассивная – «стресс кролика».

У людей с активной реакцией на внешние воздействия стрессоустойчивость является высокой. У людей с пассивной реакцией стрессоустойчивость низкая.

Стрессоустойчивость личности связана с пониженной психической реакцией человека на действие стрессоров. Эмоциональный всплеск происходит, но его сила (амплитуда) относительно невысока.

Стрессоустойчивость выступает способностью сохранять высокие показатели психического функционирования и деятельности при возрастающих стрессовых нагрузках.

Таким образом, можно сказать, что стрессоустойчивость личности прямо связана с эмоциональным миром индивида. При высокой эмоциональности человека его стрессоустойчивость будет высокой. При низкой эмоциональности индивида такой же будет и его стрессоустойчивость.

Антиподом стрессоустойчивости является стрессопредрасполо-женность . Она означает неадекватно высокую реакцию организма на относительно малые раздражители.

В зависимости от источника различают два вида стрессоустойчивости:

природная – данная человеку от рождения;

приобретенная – сформированная в ходе жизненного опыта.

Природная стрессоустойчивость это особенности организма человека, данные ему от рождения, и способствующие противостоянию внешним негативным воздействиям.

Американские кардиологи Мейер Фридман и Рей Резеннан выделили два типа людей, в зависимости от их стрессоустойчивости. Тип А – люди решительные, способные к конкуренции, нетерпеливые, вербально агрессивные, склонные к злости. Тип Б – люди рассудительные, уравновешенные, со спокойным характером.

Люди типа А вдвое чаще, чем группы Б,склонны к стрессам. Реактивные личности типа А значительно чаще, чем иные, «готовы» к борьбе. И если борьба не происходит, это отрицательно сказывается на их здоровье. Когда люди типа А бессильны, или вынуждены принимать сложное решение, их нервная система перераспределяет поток крови, направляя ее от внутренних органов к мышцам. В этот момент снижается удаление холестерола и жира из крови. Холестерол и жир постепенно накапливаются вокруг сердца.

Продолжительный стресс, порожденный непримиримым характером, может привести к аритмии сердца и иным тяжелым расстройствам. Через стресс происходит отрицательной взаимодействие психики и сердечно-сосудистой системы человека.

Самая неприятная черта характера личности типа А – это отрицательные эмоции, особенно злость, связанные с агрессивно-реак-тивным темпераментом. Наиболее ярко эта черта проявляется в ситуациях вербального общения. Не вовремя сделанная пауза может спровоцировать нервный приступ.

Нетерпеливый, склонный к злости человек может вскочить, повысить голос, повести себя агрессивно.

Враждебность, цинизм, ярость, злость на других людей увеличивают подверженность человека стрессу в несколько раз.

Так, китайская народная пословица гласит: «Огонек, который вы раздуваете для своего врага, часто обжигает вас больше, чем его».

Резко повышают подверженность стрессу и депрессии, чувства тревожности и безнадежности. Вредное влияние отрицательных эмоций связано с психическими и физиологическими расстройствами. Физиологические последствия (корреляты) отрицательных эмоций могут приводить к неосознанным негативным поступкам, принятию вредных для здоровья решений.

Болезнь, боль и немощь также могут негативно влиять на гормоны и медиаторы, приводить к стрессу. При этом происходит деморализующее воздействие на способности человека, его самочувствие и работоспособность.

Люди типа Б имеют высокую стрессоустойчивость вследствие пониженной реакции на внешние и внутренние раздражители. Они не реагируют немедленной мобилизацией физиологической активности организма.

У людей типа Б внешние и внутренние раздражители вызывают повышение умственной деятельности, а не физическую активность. Люди вначале рассуждают, а затем уже действуют. «Ножницы» во времени выполняют функцию защиты от стресса.

Существенно повышают стрессоустойчивость радость, хорошее настроение, смех. Эти состояния благотворно влияют на деятельность основных жизненных систем организма. При легких расстройствах они могут даже выполнять терапевтические функции.

Китайская пословица гласит: «Когда легко на сердце, то и тело здорово».

Внимание к людям, дружелюбие, терпимость к чужим недостаткам и ошибкам также способствуют стрессоустойчивости. В организме таких людей не возникают протестные реакции, не выходит из равновесия нервная система, не появляется немедленная готовность к действию.

Повышают стрессоустойчивость личности и творчество, креативность, увлеченность чем-либо. У таких людей во внутреннем мире выстраивается своеобразный рейтинг ценностей. На первом месте, с большим отрывом, оказываются их увлечения. Все остальное имеет столь малое значение, что не может вызвать сильного эмоционального всплеска.

Природная стрессоустойчивость, как и стрессопредрасположенность, частично могут передаваться по наследству. Тип нервной системы, физиологические особенности, характер и темперамент могут иметь некоторые наследственные черты. Однако, чаще всего значительной наследственной связи в стрессоустойчивости и стрессо-предрасположенности человека нет.

Приобретенная стрессоустойчивость связана с развитием личности, индивидуальным опытом и образом жизни.

Развитие личности как фактор стрессоустойчивости заключается в контроле человека над своими чувствами и эмоциями. Человек образованный и воспитанный вырабатывает в себе привычку не поддаваться эмоциям, реагировать на события спокойно и рассудительно. В ходе становления личности такая привычка становится чертой характера, и защищает человека от стресса.

Индивидуальный опыт как фактор стрессоустойчивости проявляется тогда, когда человек научиться минимизировать свои ошибки. Он стремится не допустить развития стрессовых ситуаций, учится не столько на своих, сколько на чужих ошибках.

Так, люди, которые научились управлять стрессом, обычно эмоционально реагируют более интенсивно. Однако они возвращаются в нормальное состояние быстрее, чем те, кто не умеет управлять своим стрессом. Можно привести аналогию со спортсменом: их сердцебиение сильно учащается во время нагрузки, но быстрее возвращается в норму, чем у нетренированных людей.

Образ жизни , как фактор стрессоустойчивости, связан с жизненным стилем человека. Психологи различают нестрессовый и стрессовый стили жизни.

Нестрессовый стиль жизни содержит следующие черты:

– установление уважительных межличностных отношений, выбор друзей интересных и ободряющих, отстаивание собственных прав;

– участие в интересной, благородной и творческой работе, которая приносит социальное признание и материальное вознаграждение;

– уравновешивание неприятных событий положительными явлениями и полезными целями, наличие «путей спасения», позволяющих расслабиться;

– направление энергии в различные виды деятельности, которые приносят удовлетворение, сохранение стимулирующей рабочей нагрузки, где периоды напряжений периодически компенсируются временем «передышек»; эффективное распределение времени, избегание напряженных ситуаций,

– допуск наличия «творческого» стресса в определенные периоды интересной напряженной деятельности;

– ведение здорового образа жизни, поддержание хорошей физической формы, отсутствие вредных привычек.

Нестрессовый стиль жизни в значительной степени позволяет сопротивляться и избегать стрессов даже предрасположенным к ним людям, то есть людям группы А.

Стрессовый стиль жизни характеризуется следующими чертами:

допущение сложных отношений с окружающими, тяжелое преодоление проблем на работе, неприятностей в семье, размолвок с друзьями;

участие в неинтересной, скучной, раздражающей или иным образом неприятной и неблагодарной работе;

занятие по жизни одним видом деятельности, например, общественными заботами, зарабатыванием денег, физическим трудом, одиночеством;

беспокойство по поводу потенциально неприятных наступающих событий, попадание в непрекращающиеся стрессовые ситуации;

испытание постоянной нехватки времени, «цейтнот», накопление невыполненных дел, хроническое эмоциональное напряжение;

ведение нездорового образа жизни, пребывание в плохой физической форме, наличие вредных привычек.

Стрессовый стиль жизни подталкивает к стрессам даже устойчивых к ним людей, то есть людей группы Б.

По шесть основных черт стрессового и нестрессового стилей жизни представлены в таблице 5.2.

Таблица 5.2 – Черты стилей жизни

Стрессоустойчивость руководителя является важной чертой профессионализма, умения сохранять работоспособность и здоровье.

Стресс выступает в качестве отличительной черты в деятельности руководителя. Вызывающие его причины (стрессоры) сами по себе достаточно разнообразны, однако можно выделить три наиболее характерные из них:

высокая ответственность за качество работы, за правильность принимаемых решений, за результаты деятельности организации;

большой объем работы и связанные с ним перегрузки, необходимость работать быстро, часто, в условиях дефицита времени и высокого риска;

многочисленность отношений в самых разнообразных видах: с подчиненными, клиентами, партнерами, начальством.

Стрессоустойчивость, поэтому, настолько важна для руководителей, что при их отборе учитывается способность нести на себе нервную нагрузку.

Личности типа А больше подходят к работе в качестве руководителей по совей настойчивости, устремленности к успеху, креативности, оперативности, конкурентоспособности. Однако они же и обладают повышенной стрессопредрасположенностью.

Имея низкую природную стрессоустойчивость, руководители могут компенсировать это приобретенной стрессоустойчивостью. Немалые ресурсы противодействия стрессу связаны с качеством профессиональной подготовки менеджеров.

Обстоятельная и системная профессиональная подготовка руководителя дает возможности справиться с проблемными ситуациями.

Существуют различные методики повышения стрессоустойчивости. Одни из них позволяют установить барьер в одной точке модели стресса. Другие же предполагают комплексное управление стрессом. Они предусматривают вмешательство на всех фазах стресса.

Отметим, что не надо полностью устранять стресс. Существует оптимальный уровень допущения стресса. В этом случае стресс может дать положительную реакцию – импульс физиологической и психической активности.

Психологией установлено, что эффективным способом повышения стрессоустойчивости является юмор . Он помогает разрядить стрессовую ситуацию и снять негативные эмоции. Юмор обладает целебными свойствами.

Психолог Робинсон, на основании продолжительных исследований, заключает: «Было найдено много подтверждений тому, что юмор оказывает терапевтическое влияние на эмоциональное состояние, способствует адаптации и приспособлению, помогает разрядить напряжение и освободиться от него, служит хорошей защитой от депрессии, является свидетельством эмоциональной зрелости и способом выживания.

Однако важно не превращать юмор в насмешку над другими. В этом случае сам юмор может стать стрессом. Следовательно, надо быть осторожным с юмором при попытке помочь кому-нибудь.

Психолог Сэндз указывает: «Тот, кто видел на лице другого выражение боли и озадаченности в ответ на ироническое замечание, или помнит, что значит быть объектом насмешек, знает, как может огорчить юмор».

Итак, стрессоустойчивость является способностью человека противостоять стрессорам. Различают два вида стрессоустойчивости: организма – пониженная физиологическая реакция; личности – взвешенная психологическая реакция.

Есть 2 типа стрессоустойчивости: природная – зависящая от особенностей организма и типа нервной системы; и приобретённая – связанная с развитием человека, личным опытом и образом жизни.

Стрессоустойчивость – это сохранение работоспособности.


Похожая информация.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стресс и стрессоустойчивость

стресс эмоциональный здоровье

Стресс, являясь психофизиологическим феноменом, неразрывно сопряжен с профессиональной деятельностью человека и существенно влияет на ее эффективность, в ряде случаев значительно снижая ее, а также, может обусловливать возникновение различных заболеваний и невротических процессов.

Проблема обеспечения стрессоустойчивости должна решаться с общебиологических позиций генеза целостных, системных реакций организма. Существует несколько направлений этого решения. Первое из них связано с исследованием физиологических механизмов, определяющих устойчивость к эмоциональному стрессу, т. е. тех механизмов, с помощью которых сам организм может противостоять развитию эмоционального стресса и его патологических последствий. Второе - психологическая подготовка человека к различным стрессовым ситуациям. Третье - физиологическое или психофизиологическое обеспечение стрессоустойчивости. Оно является новой и перспективной отраслью профилактической медицины

Термин «стресс» встречается в современной литературе как обозначающий следующие понятия:

1. сильное неблагоприятное, отрицательно влияющее на организм воздействие;

2. сильная неблагоприятная для организма физиологическая или психологическая реакция на действие стрессора;

3. сильные, как неблагоприятные, так и благоприятные для организма реакции разного рода;

4. неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма при сильных, экстремальных для него воздействиях, вызывающих интенсивные проявления адаптационной активности;

5. неспецифические черты (элементы) физиологических и психологических реакций организма, возникающих при всяких реакциях организма.

Таким образом, стрессовым можно считать практически любое состояние человека, на которого воздействуют любые факторы внешней и внутренней сред, вызывающие ответную реакцию организма. Но все-таки более точным является традиционное понимание стресса.

У человека и высокоорганизованных животных состояние стресса равнозначно состоянию отрицательных эмоций, протекающих на фоне повышенной физиологической активности.

Стресс - это состояние, которое далеко не всегда наносит ущерб. При более детальном рассмотрении оказывается, что он просто необходим - поскольку помогает преодолевать препятствия и избегать опасности. Потенциально опасным для человека может быть слишком продолжительный стресс или комбинация стрессогенных факторов - «стрессоров», затрудняющих или делающих невозможным приспособление к требованиям ситуации. Перечень стрессоров разнообразен: от простых, таких как температура, шум, газовый состав атмосферы, токсические вещества и др., до сложных психологических и социальных факторов: риск, опасность, дефицит времени, новизна и неожиданность ситуации, повышенная значимость деятельности.

Определенный уровень стресса нам необходим. Но поскольку каждый из нас уникален, у разных людей эти уровни могут сильно отличаться. Среди нас не много тех, кто хочет полного покоя, сводя свои запросы к пассивной, почти растительной жизни. Даже наименее честолюбивые стремятся к чему-то большему, чем просто удовлетворению своих естественных потребностей в пище, одежде, жилье. С другой стороны - так же редко встречается другой тип - люди, стремящиеся к идеалу, готовые всю свою жизнь посвятить совершенствованию в искусстве или науке - например Микеланджело, Ван Гог, Эйнштейн. Большинству из нас претит полное отсутствие или избыток стресса, и мы живем где-то между этими крайностями.

Для более глубокого понимания природы эмоционального стресса необходимо рассмотреть его патогенез, т. е. психофизиологические механизмы. К настоящему времени накоплен богатый материал теоретических и экспериментальных данных по психофизиологическим механизмам эмоционального стресса. Ведущими звеньями патогенеза в концепции стресса Г. Селье считает три положения.

1. Физиологическая реакция на стресс не зависит от природы стресса, а также (в пределах разумного) и от вида животного, у которого она возникает. Синдром ответной реакции представляет универсальную модель защитных реакций, направленных на защиту человека (или животного) и на сохранение целостности его организма.

2. Защитная реакция при продолжающемся или повторяющемся действии стрессора проходит определенные стадии; все вместе эти стадии представляют общий адаптационный синдром.

3. Защитная реакция, если она будет сильной и продолжительной может перейти в болезнь, так называемую болезнь адаптации. Болезнь будет той ценой, которую организм заплатил за борьбу с факторами, вызвавшими стресс.

Во многом развитие стрессовой реакции обусловлено природой стрессора. Психосоциальная характеристика стрессора, его качественные и количественные особенности, градиент воздействия стрессора на организм, «валентность» по отношению к личности не мо гут не учитываться при анализе механизмов стресса.

Природа стрессора, как правило, и определяет характеристику стресса (эмоционального, физического, мотивационного, операционного, интеллектуального, боевого, акустического, холодового и др.). Психологический стрессор всегда состоит из двух частей:

1) ситуации, вызывающей стресс;

2) отношения человека к этой ситуации.

Достаточно устранить любую из составляющих, чтобы причина стресса перестала действовать. Наличие стрессора еще не обусловливает развитие стрессовой реакции. У многих людей к некоторым стрессорам существует стойкий психосоматический иммунитет, детерминированный как физиологическими, так и социальными факторами. Следует отметить, что устойчивость, по крайней мере, к некоторым стрессорам определяется генетическими факторами. Еще очень мало известно о генетической основе реакции на стресс.

Описывая стрессовый процесс Селье выделил три фазы:

1) Фаза тревоги - наступает непосредственно за воздействием какого-либо стрессора и выражается в напряжении и резком снижении сопротивляемости организма. Происходит возбуждение симпатической нервной системы; гипоталамус посылает химический сигнал в гипофиз, заставляя его усилить выделение адренокортикотропного гормона (АКТГ), который в свою очередь попадает с кровью в надпочечники и вызывает секрецию кортикостероидов - гормонов, которые подготавливают весь организм к действию и возможной борьбе с повреждающими факторами. Ученые измеряют стрессовую реакцию по увеличению содержания норадреналина, АКТГ или кортикостероидов в крови;

2) Фаза сопротивления, характеризующаяся мобилизацией ресурсов организма для преодоления стрессовой ситуации. Каждый человек проходит через эти две стадии множество раз. Когда сопротивление оказывается успешным, организм возвращается к нормальному состоянию.

3) Фаза истощения, которой соответствует стойкое снижение ресурсов организма. Она наступает в том случае, если стрессор продолжает воздействовать в течение достаточного периода времени. Продолжительные стрессы социальной жизни - это удел многих в нашем сложном современном мире. Основными источниками стресса могут служить неудовлетворенность делами на работе, попытки удовлетворить семейные потребности, финансовые проблемы, постоянная нехватка времени (недостаточное количество свободного времени для семьи и друзей) и т.д. Когда мы чувствуем, что вещи ускользают из-под нашего контроля, стрессоры постоянно накапливаются, и мы больше не в состоянии справляться со ситуацией, тогда это состояние называют дистрессом. Человек становится вспыльчивыми и испытывает напряжение в ситуациях обыденной жизни как, например, автомобильная пробка или не слишком быстрое обслуживание в магазине. Иногда, мы “взрываемся” от самых простых вещей.

С точки зрения Дж.С. Эверли, особого внимания заслуживает факт зависимости между стрессом и проявлением здоровья. Известно, что по мере усиления стресса улучшаются общее самочувствие и состояние здоровья. Однако, продолжая нарастать, стресс достигает своего апогея. Эту точку можно назвать оптимальным уровнем стресса, потому что, если стресс возрастает и дальше, он становится вредным для организма. Точка, в которой достигается оптимальный уровень стресса индивидуума (т. е. максимальная толерантность к стрессу как к продуктивной силе), по-видимому, считает автор, является функцией врожденных биологических, а также приобретенных физиологических и поведенческих факторов. Совершенно очевидно, что указанная зависимость, будучи особым типом состояний, может иметь нормальный, пограничный и патологический уровни выраженности.

Существуют три основных уровня управления стрессом:

Нейтрализация симптомов,

Уменьшение напряжения,

Устранение причин.

Первый уровень - самый лёгкий и даёт наименее стабильные результаты, последний - наиболее трудоёмкий, но зато и наиболее надёжный.

При любом нарушении сбалансированности “человек-среда” недостаточность психических или физических ресурсов индивидуума для удовлетворения актуальных потребностей или рассогласование самой системы потребностей появляется тревога. Тревога может играть охранительную и мотивационную роль. С возникновением тревоги связывают усиление поведенческой активности или изменение характера. Но тревога может не только стимулировать активность, но и способствовать разрушению недостаточно адаптивных поведенческих стереотипов, замещению их более адекватными формами поведения.

Тревога -- это сигнал опасности, которая еще не реализована. Прогнозирование этой ситуации носит вероятностный характер, а в конечном итоге зависит от особенностей индивида. При этом личностный фактор играет зачастую решающую роль, и в таком случае интенсивность тревоги отражает скорее индивидуальные особенности субъекта, чем реальную значимость угрозы.

Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает силу воздействия неблагоприятных факторов. Значительную роль в преодолении отрицательного влияния неблагоприятных состояний на деятельность человека играют волевые качества. Проявление волевых качеств (силы воли) -- это, прежде всего, переключение сознания и волевого контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности. Переживание состояния при этом отодвигается в сознании на второй план.

Формирование стрессоустойчивости является залогом психического здоровья людей и непременным условием социальной стабильности, прогнозируемости процессов, происходящих в обществе.

Устойчивость человека к возникновению различных форм стрессовых реакций определяется прежде всего индивидуальными особенностями личности. Условно выделяют два типа людей: А - подверженных стрессу, Б - устойчивых к стрессу лиц. У представителей типа А чаще наблюдается выраженная склонность к конкуренции, стремление к достижению цели, агрессивность, нетерпеливость, беспокойство, гиперактивность, экспрессивная речь, постоянное напряжение лицевой мускулатуры, чувство постоянной нехватки времени и повышенной активности. Платой за это является потеря здоровья, часто уже в молодом возрасте. Тип Б - это люди легко относящиеся к жизни, спокойные, не делающие трагедий из кризисных ситуаций. Как и все попытки разделить людей на две категории, деление на тип А и Б - нереально. Мы все имеем черты этих двух типов в той или иной степени.

Влияние самооценки проявляется в том, что люди с низкой самооценкой проявляют более высокий уровень страха или тревожности в угрожающей ситуации. Они воспринимают себя чаще всего как имеющих неадекватно низкие способности для того, чтобы справиться с ситуацией, поэтому они действуют менее энергично, склонны подчиняться ситуации, пытаются избегать трудностей, так как убеждены, что не в силах с ними справиться.

Адаптация -- это динамический процесс, благодаря которому подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития и продолжения рода. Именно механизм адаптации, выработанный в результате длительной эволюции, обеспечивает возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды.

Благодаря процессу адаптации достигается сохранение гомеостаза при взаимодействии организма с внешним миром. В этой связи процессы адаптации включают в себя не только оптимизацию функционирования организма, но и поддержание сбалансированности в системе “организм-среда”. Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе “организм-среда” возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование нового гомеостатического состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношения меняются постоянно, а следовательно, также постоянно должен осуществляется процесс адаптации.

Вышеприведенное относится в равной степени и к животным, и к человеку. Однако существенным отличием человека является то, что решающую роль в процессе поддержания адекватных отношений в системе “индивидуум-среда”, в ходе которого могут изменяться все параметры системы, играет психическая адаптация.

Психическую адаптацию рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, подчёркивая при этом её системную организацию.

Психическую адаптацию - процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требованиям среды.

Реакции организма на стресс могут быть различны. Рассмотрим их:

Реакция стресса. Человек сознательно или подсознательно старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Затем наступает выравнивание, или адаптация. Человек либо обретает равновесие в создавшейся ситуации и стресс не дает никаких последствий, либо не адаптируется к ней - это так называемая плохая адаптация. Как следствие этого могут возникнуть различные психические или физические отклонения.

Пассивность. Она проявляется у человека, адаптационный резерв которого недостаточен и организм не способен противостоять стрессу. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессии. Но такая стрессовая реакция может быть преходящей.

Две другие реакции активные и подчинены воле человека.

Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья.

Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями личной жизни человека. Стресс могут вызывать и личностные факторы. Чтобы предотвратить дальнейшие последствия, способствующие возникновению различных психических отклонений и психосоматических заболеваний, можно дать ряд рекомендаций, которые помогут своевременно подготовиться к стрессогенному событию или жизненной ситуации и ослабить их негативное воздействие на организм:

1. Собрать достаточную информацию о возможности наступления подобных ситуаций.

2. Продумать способы предупреждения конкретных жизненных опасностей, попытаться найти способы их смягчения.

3. Не пытаться в преддверии самого события делать поспешные умозаключения.

4. Осознать, что большую часть вызывающих стресс ситуаций человек способен решить сам, не прибегая к посторонней помощи.

5. Стремиться активно вмешиваться в ситуацию, вызывающую стресс. Активный образ жизни способствует созданию в организме защитного фона против стресса, улучшая деятельность адаптационных организмов.

6. Понять и принять, что серьезные перемены - это неотъемлемая часть жизни.

7. Помнить, что стрессогенными жизненными ситуациями быстрее и лучше овладевают те, кто умеет использовать методы релаксации.

Все люди в теории стрессоустойчивости делятся на 4 группы:

1. стрессонеустойчивые;

2. стрессотренируемые;

3. стрессотормозные;

4. стрессоустойчивые.

«Стрессонеустойчивых» характеризует максимально возможная ригидность по отношению к внешним событиям. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее событие или даже намек на его возможность в будущем для них - стресс. В самой стрессовой, критической ситуации стрессонеустойчивые склонны к повышенной эмоциональности, крайне возбудимы и неуравновешенны. От них не стоит ждать быстрых и конструктивных решений в напряженные моменты.

«Стрессотренируемые» готовы к переменам, но только не глобальным и не мгновенным. Они стараются трансформировать свою жизнь постепенно, непринужденно, безболезненно, а когда это по объективным причинам невозможно, делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако по мере повторения примерно схожих по содержанию напряженных ситуаций «стрессотренируемые» привыкают и начинают реагировать на стрессы более спокойно. Зрелые, опытные представители этой группы вполне способны быть лидерами в экстремальных ситуациях.

«Стрессотормозные» отличаются жесткостью своих жизненных принципов и мировоззренческих установок, однако к внезапным внешним изменениям относятся достаточно спокойно. Они принципиально не готовы меняться постепенно, но могут пойти на быстрое и однократное изменение той или иной сферы их жизни, например, резко сменить работу. Люди, данной группы, способны быть лидерами во время «точечных» перемен, после которых сразу будет фиксация их нового статус-кво. Если же стрессы следуют один за другим, а особенно имеют вялотекущий характер, они постепенно теряют присутствие духа и контроль над своими эмоциями.

«Стрессоустойчивые» готовы относительно спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Наоборот, все стабильное и заранее предопределенное им чуждо и вызывает иронию по причине всеобщей неустойчивости, столь остро ощущаемой представителями этой группы. Они обычно сами начинают процессы преобразований или даже революций, возглавляют их, при этом в самый острый момент могут отойти в сторону, так как при всей любви к переменам вовсе не в восторге от возможности нанесения ущерба себе. Умеют эффективно действовать в нестабильных, кризисных условиях, но плохо приспособлены для работы в организациях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко «стрессоустойчивые» выбирают себе профессии, связанные с риском и постоянным нахождением в экстремальных ситуациях. Чувство стресса и подавленности знакомо каждому. Особенно часто стрессовые ситуации возникают у жителей крупных городов. Но лишь немногие знают, что один из эффективных способов борьбы со стрессом - регулярная физическая активность, иными словами - занятия фитнесом. Психологическое расслабление возникает как во время тренировки, так и после нее. Регулярные занятия физической культурой (бег, тренажерный зал, плавание, аэробика…) оказывают положительное влияние на состояние нервной системы. Доказано, что занятия фитнесом повышают уровень самооценки, что является важнейшим пунктом в борьбе со стрессом. Уровень физической нагрузки, необходимый для снятия стресса, для разных людей отличается. Кому-то достаточно кратковременной вечерней пробежки по лесу, а кто-то получает расслабление, после того как побьет руками и ногами боксерскую грушу. В любом случае уже давно доказано, что регулярная физическая активность предупреждает и помогает снять стресс. Некоторые исследования подтверждают, что регулярные физические упражнения средней интенсивности способствуют появлению своего рода иммунитета к стрессу. Доказано, что физически активные люди более устойчивы к нервным срывам, чем люди, ведущие малоподвижный образ жизни. Стресс - это часть повседневной жизни. Стрессы порой необходимы каждому: переключение скоростей автомобиля, при движении по обледеневшей дороге, борьба за свои права, приготовления к празднику, преодоление трудностей, подготовка к экзамену, необходимость произвести должное впечатление при служебном разговоре - во всех этих ситуациях требуется стимуляция позитивного стресса. Без стресса жить невозможно и даже вредно. Однако стрессоры бывают разными: стрессор - друг, приносящий огромную пользу нашему здоровью, стимулирующий творческую деятельность; стрессор - от которого можно легко отмахнуться и через час-другой попросту забыть или вспомнить с усмешкой и чувством некоторого неудовлетворения. Но встречается (и значительно чаще, чем нам бы хотелось) стрессор - враг, наносящий страшные удары по самым жизненно важным органам.

Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Они представляют собой главные «фактора риска» при проявлении и обострении таких заболеваний, как сердечно-сосудистые и заболевания желудочно-кишечного тракта.

Каждый человек по-разному реагирует на внешний стрессор. В этом проявляется его индивидуальность. Следовательно, личностные особенности самым тесным образом связаны с формой реагирования на стрессор и вероятностью развития негативных последствий.

Размещено на Allbest

Размещено на Allbest

Подобные документы

    Теоретический анализ научной литературы по проблеме стресса и стрессоустойчивости. Понятие стресса и стрессоустойчивости, взаимосвязь стресса и физиологических свойств организма. Исследовательская работа по проблеме стресса и стрессоустойчивости.

    курсовая работа , добавлен 07.02.2010

    Теоретический анализ связи уровня стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей личности и профессионального стажа людей, работающих на вредном производстве. Исследование зависимости стрессоустойчивости, психофизиологических особенностей мужчин.

    дипломная работа , добавлен 25.12.2003

    Теоретические основы изучения стресса и устойчивости к стрессу. Причины стресса на рабочем месте. Эффекты стресса на рабочем месте сотрудников УИС. Анализ исследования стрессоустойчивости, выбор методик. Практические рекомендации по профилактике стресса.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2014

    Определение термина "стресс" в психологии как адаптивной реакции организма и психики на воздействие факторов, превышающих приспособительные возможности человека. Обоснование методик исследования уровня стрессоустойчивости у кардиологических больных.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2012

    Что такое стресс. Стресс как неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование. Способы борьбы со стрессом, процессы, происходящие в организме во время переживания стресса. Релаксационные упражнения, методы профилактики стресса.

    реферат , добавлен 11.03.2010

    Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. Причины возникновения и компоненты эмоционального стресса. Практические рекомендации по преодолению тревожности и стресса. Стресс как экологическая проблема научно-технического прогресса.

    курсовая работа , добавлен 03.11.2008

    Стресс как предмет научного исследования. Принципы и особенности регуляции состояний в управленческой деятельности руководителя. Эмпирический анализ и оценка стрессоустойчивости у руководителей с различным стажем работы в управленческой деятельности.

    дипломная работа , добавлен 30.11.2010

    Особенности авторитарного и либерального стиля управления. Пути повышения стрессоустойчивости у менеджеров. Стресс как состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий. Структура человеческих потребностей для управленческой деятельности.

    контрольная работа , добавлен 15.07.2012

    Основные виды стресса. Стрессоустойчивость, личность и ее характеристики. Принципы проведения тренингов. Правило наивысшей активности. Роль стресса в деятельности менеджера. Принцип персонификации высказывания, отсутствия критики и доброжелательности.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2010

    Эмоциональные, интеллектуальные и физиологические признаки стресса. Сравнительный анализ особенностей стрессоустойчивости инженерно-технических работников с разным уровнем рефлексивности. Рекомендации, направленные на развитие стрессоустойчивости.

Одним из наиболее распространённых в наши дни видов аффектов является стресс. Он представляет собой состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стресс дезорганизует деятельность человека, нарушает нормальный ход его поведения. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека. Поэтому важным фактором качественной жизнедеятельности является стрессоустойчивость.

Стрессоустойчивость – человека - умение преодолевать трудности, подавлять свои эмоции, проявляя выдержку и такт. Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки, обусловленные особенностями профессиональной деятельности, без особых вредных последствий для деятельности, окружающих и своего здоровья.

Факторы, влияющие на устойчивость к стрессу

Эффекты стресса зависят от индивидуальных особенностей челове­ка. Некоторые люди могут противостоять разрушительному действию стресса гораздо лучше, чем другие. Почему? Существует несколько факто­ров, смягчающих воздействие стресса на наше психическое и физическое здоровье. Мы рассмотрим некоторые из них.

Социальная поддержка

Социальная поддержка включает все виды помощи, предоставляемой человеку людьми, с которыми он связан какими-либо социальными свя­зями.

Оценивая степень социальной поддержки, Гоур установил, что у тех людей, кото­рым оказывалась относительно большая социальная поддержка со стороны друзей и родственников, обнару­жились: 1) менее выраженная эмоциональная реакция на фрустрацию и 2) меньше симптомов телесного нездоровья.

В одном недавно проведенном исследовании обнаружили, что у людей, которые указывали на более сильную социальную поддержку, выше уровень антител в крови, что играет ключевую роль в защите организма от респи­раторных инфекций.

Социальная поддержка яв­ляется хорошим лекарством не только для тела, но и для души. В боль­шинстве исследований выявлена связь и между социальной поддержкой и психическим здоровьем. В периоды тяжелого стресса социальная поддер­жка является для нас буфером, смягчающим негативное воздействие стрес­са.

Социальная поддержка делится на четыре вида:

Эмоциональная поддержка - выражение участия и заинтересован­ности, которые показывают нам, что мы небезразличны людям. Примером такого поведения может служить внимательное, участливое выслушива­ние рассказа о проблемах. Возможно, это повышает наше самоуважение.

Оценочная поддержка - помощь человеку в оценке и осмыслении его проблем. Этот вид поддержки заключается в попытках прояснения сути проблемы и ее значимости.

Информационная поддержка - совет о том, как справиться с про­блемой. Она может состоять в обсуждении возможных решений проблемы или в рассмотрении достоинств различных стратегий ее преодоления.

Инструментальная поддержка - материальная помощь или по­мощь конкретными действиями. Сюда входит широкий спектр возмож­ных действий, таких, как предоставление временного жилья, одалживание денег, препровождение в центр социальной помощи, поиск работы и мно­гое другое.

Следует также отметить, что социальные отношения и социальная поддержка - это не одно и то же. Некоторые друзья или члены семьи могут критиковать, создавать чувство вины, предъявлять излишние требования, провоцировать на ненуж­ные споры, а также многими другими способами мешать нам справлять­ся со стрессом.

Стойкость

Стойкость - это совокупность определенных личностных черт, а именно, ответственности, стремления к преодолению трудно­стей и внутреннего локуса контроля, которые способствуют высокой со­противляемости к стрессу.

Внутренний локус контроля - это черта лич­ности, характеризующая веру людей в то, что все их достижения, успехи и неудачи, явля­ются результатом их собственных действий. Личности с внешним локусом контроля полагают, что их успехи или неудачи определяются главным образом внешними факторами, такими, как судьба, случай или везение. Обнаружено, что более стойкие люди чаще демонстрируют внутренний локус контроля, тогда как менее стойкие к стрессу склонны ощущать себя марионеткой в руках судьбы.

По нашему мнению, стойкость смягчает эф­фекты стресса, изменяя его оценку. Стойкие люди чаще оценивают потенциально стрессовые события как менее угрожающие и менее неже­лательные.

Оптимизм

Определяя оптимизм как общую тенденцию к ожиданию благопо­лучных исходов, ученые обнаружили корреляцию между оптимизмом и хорошим физическим здоровьем. В ходе последующих исследований они нашли, что оптимис­ты и пессимисты по-разному справляются со стрессом. В стрессовой ситу­ации оптимисты в большей степени ориентированы на действия и анализ проблемы. Они с большей охотой, чем пессимисты, ищут социальной под­держки и в своих оценках стрессовой ситуации больше склонны подчерки­вать позитивные аспекты. Пессимистам же более свойственно концентри­роваться на негативных аспектах стресса. Согласно этому, опти­мизм способствует более адаптивным способам борьбы со стрессом, а пессимизм ведет к пассивным стратегиям преодоления стресса и беспечности по отношению к своему здоровью.

Реактивность вегетативной нервной системы (ВНС)

Учитывая то, что в ответ на стресс всегда происходит физиологичес­кая реакция, разумно предположить, что физиологические особенности будут влиять на устойчивость к стрессу. Рассуждая таким образом, мож­но придти к выводу, что на людей с относительно менее возбудимой ВНС стресс воздействует слабее, чем на тех, чья ВНС обладает высокой реак­тивностью.

Стрессы и стрессоустойчивость.

В переводе с английского языка «стресс» обозначает давление, натяжение, усилие, а также внешнее воздействие, создающее это состояние. Предполагается, что английское слово «stress» происходит от латинского «stringere» - затягивать (14,9).

Понятие «стресс» подвергалось со временем существенным изменениям и стало более широким. Слово «стрессор» стало обозначать не только физическое, но и чисто психологическое воздействие, а слово «стресс» - реакцию не только на физически вредные воздействия, но и на любые события, вызывающие отрицательные эмоции (14,11).

Научные статьи о стрессе, как правило, начинается с жалоб на отсутствие четких определений, а в словарях дается не какое-то одно, а множество сосуществующих. В кратком Оксфордском словаре – пять определений стресса, среди них есть следующие: побуждающая и принуждающая сила; усилие или большая затрата энергии; силы, оказывающие воздействие на организм.

Селье выделил три стадии стресса. Первая – реакция тревоги, выражающаяся в мобилизации всех ресурсов организма. За ней наступает стадия сопротивления, когда организму удается (за счет предшествующей мобилизации) успешно справится с внешними воздействиями. В этот период может наблюдаться повышенная стрессоустойчивость. Если же действие вредоносных факторов долго не удается устранить и преодолеть, наступает третья стадия – истощение. Приспособительные возможности организма снижаются. В этот период он хуже сопротивляется новым «вредностям», увеличивается опасность заболевания (13, 83).

Позднее Селье предложил различать два вида стресса дистресс (от английского слова distress – истощение, несчастье) и эустресс. Сам по себе эустресс Селье стал рассматривать как положительный фактор, источник повышения активности, радости от усилия и успешного преодоления. При эустрессе происходит активизации процессов самосознания, осмысления действительности, памяти. Дистресс же наступает лишь при очень частых и чрезмерных стрессах, в таких сочетаниях неблагоприятных факторов, когда преобладает не радость преодоления, а чувство беспомощности, безнадёжности, сознание чрезмерности, непосильности и нежелательности, «обидной несправедливости» требуемых усилий (13, 80).

В последние годы отмечают условность полного разделения физиологического и психического стресса. Физиологический стресс связан с реальным раздражителем. Психологический стресс характерен тем, что во время него человек оценивает предстоящую ситуацию на основе индивидуальных знаний и опыта, как угрожающую, трудную. В свою очередь психологический стресс делится на информационный и эмоциональный. Информационный стресс развивается тогда, когда возникает информационная перегрузка, т.е. человек не справляется с задачей, не успевает принимать верные решения в требуемом темпе при высокой степени ответственности. Для этого вида стресса характерно ухудшение памяти, снижение концентрации внимания и усиление отвлекаемости.

Эмоциональный стресс появляется в ситуациях угрозы, опасности, обиды и т.д., когда человек в течение длительного времени остаётся один на один со своими переживаниями. При этом отмечается рост напряжения, беспокойства, тревоги. Ухудшается сон. Аккуратные люди могут стать неряхами, а общительные – замкнутыми. Возможно как появление депрессии, беспомощности, так и эмоциональных взрывов. Этот вид стресса опасен тем, что в его проявлении возникают мысли и фразы, содержащие угрозу самоубийства (13, 83).

Но какие бы определения не давали разные авторы, всегда в качестве центрального звена стресса предполагается та самая неспецифическая реакция организма, имеющая независимо от причины стресса, свои закономерности развития. Попробуем разобраться в этом центральном (физиологическом и биохимическом) звене стресса, чтобы понять каким образом психические переживания, эмоциональные реакции переходят в телесные расстройства: болезни всех органов или общее физическое недомогание.

Возникающее при стрессе сложные физиологические и биохимические сдвиги – это проявление древней, сформировавшейся в ходе эволюции оборонительной реакции, или как её называют, «реакции борьбы и бегства».

Эта реакция мгновенно включалась у наших предков при малейшей угрозе, обеспечивая с максимальной быстротой мобилизацию сил организма, необходимых для борьбы с врагом или бегства от него (14,12).

Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «...можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» (2, 24).

На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» (5, 20).

Таким образом, стрессоустойчивость – это самооценка способности и возможности преодоления экстремальной ситуации связана с ресурсом личности или запасом, потенциалом различных структурно-функциональных характеристик, обеспечивающих общие виды жизнедеятельности и специфические формы поведения, реагирования, адаптации и т.д.

Как следует из приведенных определений стрессоустойчивости, данный феномен (качество, черта, свойство) рассматривается в основном, с функциональных позиций, как характеристика, влияющая на продуктивность (успешность) деятельности.

Итак, стресс – это психофизиологическая реакция, которая является неотъемлемой частью нашей жизни. Избежать его в условиях нашего существования невозможно, да это не всегда и надо, т.к. стресс имеет способность закалять психику человека и подготавливать его к более сложным ситуациям в будущем. Каждый человек имеет свое понятие о стрессе, каждый переживает то или иное происшествие по-разному, поэтому говорить о том, что «вот это» надо избегать, а «вот это» надо пережить, нельзя.



33 Анализ понятия «личность» в рамках гуманистической психологии.