Срок обжалования предписания трудовой инспекции в суд. Жалоба на предписание трудовой инспекции

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки.

Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.

Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.

Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).

Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.

Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:

— для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;

— для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.

Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).

Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.

Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.

В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:

— соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;

— главному государственному инспектору труда Российской Федерации.

А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.

Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.

Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.

Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.

В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.

Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.

Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.

Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.

Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.

В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.

Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).

Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.

Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?

В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.

Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.

Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).

Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.

Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Акт проверки составляется независимо от факта выявленных у работодателя нарушений. Иначе говоря, если в результате проверки трудовой инспектор не обнаружит нарушения трудового законодательства, этот факт будет зафиксирован в акте проверки. Если же нарушения будут выявлены, помимо акта проверки работодателю выдается предписание об устранении выявленных нарушений.Чаще всего работодатель не соглашается с трудовым инспектором только в случае обнаружения последним фактов, свидетельствующих о нарушении трудового законодательства в организации. Поэтому, как правило, отдельно акт проверки работодателем не обжалуется. Жалоба подается либо непосредственно на предписание об устранении выявленных нарушений, либо обжалуются сразу оба документа: акт и предписание.Если по результатам проверки выявлены нарушения трудового законодательства, проверяемой организации (индивидуальному предпринимателю) выдается предписание об их устранении. Оно выдается одновременно с актом о проведенной проверке, т.е. непосредственно после ее окончания (п. 3 ст. 16 Закона N 294-ФЗ). В предписании указываются выявленные нарушения и сроки их устранения (пп. 1 п. 1 ст. 17 Закона N 294-ФЗ).Если работодатель по каким-либо объективным причинам не может исполнить полученное предписание в указанный срок, ему необходимо обратиться непосредственно к вынесшему предписание трудовому инспектору с просьбой о его продлении. Поскольку в полномочия трудового инспектора входит выдача обязательных для исполнения предписаний с указанием срока их исполнения, продление срока также относится к его полномочиям.Если организация (предприниматель) не выполнит предписание, она будет привлечена к административной ответственности на основании п. 1 ст. 19.5 КоАП РФ. Данная норма предусматривает:- для должностных лиц — штраф от 1000 до 2000 руб. или дисквалификацию на срок до трех лет;- для организаций — штраф от 10 000 до 20 000 руб.Если работодатель не согласен с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений, он вправе обжаловать эти документы (п. 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ).Предписание можно обжаловать в административном порядке (в вышестоящий орган) или в суд.Пунктом 12 ст. 16 Закона N 294-ФЗ установлена возможность обжалования предписания без обращения в суд. Для этого необходимо представить в трудовую инспекцию в письменной форме возражения в отношении выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. Срок для обжалования — 15 дней с даты получения предписания. Работодатель вправе приложить к возражениям документы, подтверждающие их обоснованность, или их заверенные копии. Указанные документы можно представить уже после подачи возражений.В соответствии со ст. 361 ТК РФ в случае административного обжалования решения государственных инспекторов труда жалоба подается:- соответствующему руководителю трудового инспектора по подчиненности;- главному государственному инспектору труда Российской Федерации.А решения главного государственного инспектора труда могут быть обжалованы в суд.Здесь нужно обратить внимание на следующий момент. При подаче жалобы руководителю трудового инспектора или главному государственному инспектору течение срока, указанного в предписании об устранении нарушения, не приостанавливается. Например, в ходе проверки трудовой инспектор выявил нарушения трудового законодательства и выдал работодателю предписание об устранении данного нарушения в течение 20 дней. Работодатель по истечении 10 дней с даты получения предписания обжаловал его руководителю трудового инспектора. Законом N 294-ФЗ не установлены сроки, в течение которых руководитель трудового инспектора или главный государственный инспектор должны представить свой ответ на жалобу. По истечении 20 дней, отведенных на устранение выявленных нарушений трудового законодательства, если они не будут устранены, работодатель будет привлечен к административной ответственности независимо от факта подачи им возражений на полученное предписание в вышестоящий орган.Если работодатель не согласен с полученным предписанием, оспаривать его мы рекомендуем в судебном порядке.Статьей 361 ТК РФ предусмотрено, что решения государственных инспекторов труда могут быть оспорены непосредственно в суде. Таким образом, работодатель, не согласившись с полученным предписанием об устранении выявленных нарушений, может обратиться в суд с иском о признании такого предписания (или его части) незаконным.При обращении в суд важно помнить об установленных процессуальных правилах и прежде всего о сроках. Но здесь-то и существует некоторая неопределенность.Предписание трудового инспектора оспаривается в суд по правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом РФ. Правила, предусмотренные КоАП РФ, в данном случае не применяются. Так, в силу ст. 254 ГПК РФ гражданин (в нашем случае — руководитель организации) или организация вправе оспорить в суде решение органа государственной власти (в нашем случае — предписание трудового инспектора), если считают, что нарушены их права и свободы. На основании п. 1 ст. 256 ГПК РФ работодатель может обратиться с заявлением в суд в течение трех месяцев со дня получения предписания.В то же время в соответствии со ст. 357 ТК РФ в случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение 10 дней со дня его получения работодателем или его представителем. Таким образом, трудовым законодательством установлена специальная норма для обжалования предписаний трудового инспектора.Вместе с тем данные правила установлены для предписаний, выданных трудовым инспектором в ответ на обращение профсоюзного органа или работника по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа (например, комиссии по трудовым спорам). Нас же интересует порядок обжалования постановления трудового инспектора, выданного им по результатам проверки работодателя.Однако Президиум Верховного Суда РФ в своем Обзоре законодательства и судебной практики за III квартал 2006 года от 29.11.2006 пришел к выводу: 10-дневный срок для обжалования предписаний, установленный ст. 357 ТК РФ, распространяется на все предписания государственной инспекции труда. Поэтому трехмесячный срок обращения в суд, установленный ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, в данном случае не применяется.Однако не все суды согласны с таким выводом. Например, Пензенский областной суд в кассационном Определении от 19.08.2008 N 33-1569 указал следующее. В порядке, предусмотренном ст. 357 ТК РФ, может быть обжаловано только предписание, выданное при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства, в случае обращения в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда). Предписание, которое выдается по результатам проверки, оспаривается в судебном порядке в соответствии с нормами гл. 25 ГПК РФ и ст. 361 ТК РФ.Итак, работодатель по результатам проверки получил предписание трудового инспектора об устранении выявленных нарушений. Он не согласен с ним и намерен его обжаловать в суд. Независимо от того, кто будет выступать в качестве заявителя — организация (ее руководитель) или же индивидуальный предприниматель, — обращаться с заявлением необходимо в суд общей юрисдикции. Арбитражному суду данные вопросы не подведомственны.В какой срок работодатель должен обратиться в суд: трехмесячный, установленный ГПК РФ, или 10-дневный, предусмотренный ТК РФ? По мнению автора, в данной ситуации надо руководствоваться следующим.Во-первых, позиция Верховного Суда РФ весьма важна для судов. Поэтому, скорее всего, они будут руководствоваться именно ею. Во-вторых, в предписании устанавливается конкретный срок для устранения выявленных нарушений. Как правило, он исчисляется днями, а не месяцами. Поэтому сам работодатель заинтересован в скорейшем обращении в суд. Несмотря на неоднозначность решения данного вопроса рекомендуем работодателям в случае несогласия с полученным предписанием подавать заявление в суд в 10-дневный срок со дня получения предписания. Данный срок исчисляется со дня получения работодателем (его представителем) предписания (его копии).Предписание (или его копия) передается трудовым инспектором представителю работодателя под роспись. Как правило, роспись в получении документа проставляется на самом предписании, а копия передается работодателю. Помимо росписи представитель работодателя проставляет дату получения предписания.Как исчислять срок, если эта дата не проставлена?В этом случае работодателю необходимо зарегистрировать полученное предписание в книге учета входящей корреспонденции и поставить дату получения документа. Именно она и будет началом исчисления процессуального 10-дневного срока (Определение Санкт-Петербургского городского суда от 15.02.2010 N 1805). Аналогично следует поступить, если предписание отправляется трудовым инспектором работодателю по почте.Имейте в виду: обращение в суд не влечет за собой автоматического приостановления действия предписания. Для этого работодателю необходимо обратиться в суд с соответствующим заявлением. Представить заявление работодатель может как при обращении в суд, так и впоследствии — в период подготовки дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе рассмотрения дела.Приостановить действие постановления суд может и без заявления работодателя по собственной инициативе (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). Приостановление действия оспариваемого предписания — право суда, а не обязанность. Суд примет заявление работодателя, и если он пропустил срок на обжалование предписания. Однако в этом случае суд будет выяснять причины такого пропуска срока уже непосредственно в судебном заседании (или в предварительном судебном заседании). И если работодатель не сможет представить доказательства уважительной причины пропуска срока, этот факт может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления (п. 2 ст. 256 ГПК РФ).
Трудовой инспектор составляет протокол в случае выявления правонарушения. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается возбужденным (пп. 3 п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ).В соответствии с п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после его выявления (т.е. после составления инспектором акта проверки). Если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела или данных о работодателе, в отношении которого возбуждается дело об административном правонарушении, протокол может быть составлен в течение двух суток с момента его выявления (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).Для привлечения работодателя к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, не требуется обращения в суд. Трудовой инспектор, проводивший проверку, наделен правом самостоятельно рассматривать дела о таких правонарушениях (ст. 23.12 КоАП РФ) и привлекать работодателя к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.Суд выносит свое постановление только по делам, по которым предусмотрена ответственность в виде дисквалификации (ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ). Если трудовой инспектор в ходе проверки выявит правонарушение, за которое предусмотрена такая ответственность, он в первую очередь составляет протокол. После этого в течение трех суток трудовой инспектор передает документы в суд, а суд уже рассматривает дело и выносит постановление (ст. 28.8 КоАП РФ).

Карсетская Е.В. Правовой справочник кадровика. М.: Налоговый вестник, 2012. 288 с.

Ларионов Роман , юрисконсульт компании «Гарант»

Как следует из статьи 361 Трудового кодекса, предписания государственных инспекторов труда (а также постановления о назначении административного наказания) могут быть обжалованы. Однако при их обжаловании работодатель должен не только иметь доказательства, подтверждающие необоснованность вынесенного решения, но и соблюсти установленную законодательством процедуру подачи жалобы. Сегодня мы расскажем, в какие сроки и в каком порядке это можно сделать.

Способы обжалования

Решения государственных инспекторов труда могут быть обжалованы двумя способами: по подчиненности и (или) в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ)*. В порядке подчиненности жалоба на решение государственного инспектора труда может быть подана руководителю соответствующей государственной инспекции труда или главному государственному инспектору труда Российской Федерации. При этом подача жалобы по подчиненности не препятствует одновременному обжалованию этого же решения госинспектора труда в судебном порядке. Хотя следует отметить, что одновременно подавать жалобу в обе инстанции не имеет смысла, так как в этом случае она будет рассматриваться только в суде (ч. 2 ст. 30.1 КоАП РФ). Вышестоящее должностное лицо или судья при поступлении к ним жалобы не связаны ее доводами и проверяют дело в полном объеме.

Давайте более подробно поговорим о порядке обжалования предписаний госинспекторов труда и постановлений о наложении штрафа. Поскольку именно эти документы чаще всего выносятся по результатам проверок.

Протокол об административном правонарушении

При выявлении в ходе проверки нарушений трудового законодательства госинспектор труда, как правило, в первую очередь составляет протокол об административном правонарушении**. Именно этот документ может служить основанием для привлечения работодателя (его представителя) или иного должностного лица, в отношении которого составлен протокол, к административной ответственности.

Следовательно, к этому документу нужно отнестись очень внимательно. Тщательно изучите зафиксированные в нем нарушения. Если вы с ними не согласны, не торопитесь давать объяснения немедленно. В графе, предусмотренной для объяснений, можно написать в какой срок они будут представлены. И к этому сроку, имея на руках копию протокола, подготовить объяснения в письменном виде на отдельном листе. В дальнейшем указанные объяснения могут использоваться вами при обжаловании постановления о назначении административного наказания. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ.

Цитируем закон

Нарушение законодательства о труде и об охране труда – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Федерации
об административных

Правонарушениях

Постановление о назначении административного наказания

На основании протокола, как сказано выше, выносится постановление о назначении административного наказания (по форме № 5-ГИТ)***. Если вы сочтете наказание незаконным и необоснованным, то вы вправе его обжаловать в течение 10 суток со дня вручения вам копии постановления или получения ее по почте (ст. 30.3 КоАП РФ). При этом обращаем ваше внимание, что только в суде рассматриваются жалобы на постановление инспектора о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до девяноста суток).

Что касается штрафов за нарушение трудового законодательства, то их можно оспорить (как мы уже отмечали выше) как в судебном порядке, так и руководителю госинспектора труда в порядке подчиненности. Если в течение 10 суток со дня вручения постановления о назначении административного наказания оно не будет обжаловано, то постановление вступает в законную силу. И с этого момента будет идти отсчет дней по уплате штрафа. Штраф должен быть уплачен не позднее 30 дней со дня вступления постановления в законную силу (ст. 32.2 КоАП РФ). По истечении указанного срока материалы направляются судебному приставу для взыскания в принудительном порядке****. В случае пропуска срока на обжалование по уважительной причине указанный срок может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ).

Порядок обжалования предписания

С целью устранения выявленных нарушений трудового законодательства государственные инспекторы труда предъявляют представителю работодателя обязательные для исполнения предписания. В этом документе содержатся требования к устранению выявленных правонарушений с указанием сроков выполнения. Следует отметить, что сроки обжалования предписаний в порядке подчиненности законодательством не определены. В Трудовом кодексе (ст. 357) говорится лишь об обжаловании в судебном порядке. Оспорить предписание можно в течение 10 дней со дня его получения.

Требования к составлению жалобы

Жалоба, как правило, должна содержать следующие сведения:

  • наименование органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • наименование работодателя (Ф.И.О. должностного лица), обжалующего решение госинспектора труда (с указанием места нахождения (почтового адреса));
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием обстоятельств, на основании которых заявитель считает указанное решение незаконным;
  • просьба к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе (например, признать незаконным обжалуемое решение или постановление о назначении административного наказания отменить).

Образец жалобы на решение государственного инспектора труда.

Жалоба должна быть датирована и подписана уполномоченным лицом (законным представителем работодателя либо должностным лицом, в отношении которого вынесено постановление по делу). В обоснование заявленных требований к жалобе могут быть приложены подтверждающие документы.

Определяем подведомственность

Теперь давайте определимся с подведомственностью, то есть в какой суд (если вы решили обратиться именно туда) – общей юрисдикции или в арбитражный – должна подаваться жалоба. Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагаются (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Если говорить об обжаловании предписаний, то жалобы на указанные решения госинспекторов труда подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции. Дело в том, что предписания выдаются работодателю не как субъекту предпринимательской и иной экономической деятельности, а как работодателю, допустившему нарушения трудового законодательства. И поскольку арбитражному суду не подведомственны споры, вытекающие из трудовых отношений, то и дела об оспаривании решений государственных инспекций труда не подлежат рассмотрению в арбитражном суде (п. 1 ч. 1 ст. 150 АПК РФ).

Что касается подведомственности дел об обжаловании постановлений о привлечении к административной ответственности, то данный вопрос до сих пор вызывает немало споров. Так, согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жалобы работодателей на постановления о назначении административного наказания должны подаваться в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством. Однако при поступлении такой жалобы арбитражные суды, как правило, прекращают производство по делу ввиду неподведомственности спора, ссылаясь при этом на разъяснение Конституционного Суда РФ*****. Дело в том, что, по мнению высшей судебной инстанции, указанная норма закона (ч. 3 ст. 30.1 КоАП РФ) не предполагает возможность рассмотрения арбитражным судом дела об оспаривании решения административного органа о привлечении юридического лица (или индивидуального предпринимателя) к административной ответственности. Если совершенное этим лицом административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности. И поскольку предметом спора при обжаловании постановлений являются выводы о том, что работодателем допущены нарушения в сфере трудовых отношений, то указанный спор, действительно, не подпадает под юрисдикцию арбитражного суда.

Эту позицию подтвердил также Пленум Верховного Суда РФ******. В своем постановлении он отметил, что решения (действия) должностных лиц органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства и иных нормативных правовых актов (в частности государственных инспекторов труда), могут быть оспорены по правилам статьи 25 Гражданского процессуального кодекса. А это значит, что жалобы на постановления о назначении административного наказания так же должны подаваться в суд общей юрисдикции.

Цитируем закон

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

Федерации об административных

Правонарушениях

* За исключением решений главного государственного инспектора труда Российской Федерации, которые могут быть обжалованы только в судебном порядке (ст. 361 ТК РФ). В том случае если обжалуется постановление о назначении наказания в виде административного приостановления деятельности (на срок до 90 суток), так же нужно обращаться только в суд.

** По форме № 3-ГИТ, утвержденной приказом Роструда от 10 декабря 2004 г. № 47 (далее – приказ Роструда № 47).

*** Утвержденной приказом Роструда № 47.

**** Кроме того, неуплата штрафа в установленный срок влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного штрафа либо административный арест на срок до пятнадцати суток (ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ).

Работодатель, который по результатам проверки Государственной инспекции труда (ГИТ) получил предписание об устранении выявленных нарушений, вправе обжаловать данное предписание в установленном порядке. В статье разберем, как обжаловать предписание трудовой инспекции, куда подавать жалобу на действия ГИТ, каков срок обжалования предписания трудового инспектора.

Предписание трудовой инспекции

В соответствие с нормами действующих законодательных актов, ГИТ регулярно осуществляет проверки работодателей (как юрлиц, так и ИП) на предмет соблюдения ними норм трудового права.

ГИТ проводит проверки как в плановом порядке, в соответствие с утвержденным графиком, так и внепланово, на основании жалоб, поступивших от работников, а также в связи с истечением срока выданных ранее предписаний.

В случае если в результате проверки трудовым инспектором установлено, что работодатель ведет деятельность с нарушением норм трудового законодательства, то по окончанию проверки ГИТ, вместе с актом проверки, выдает работодателю предписание. В тексте документа содержится информация о нарушениях, выявленных инспектором, указаны требуемые меры по их устранению, а также установлен срок предоставления ответа на предписание ГИТ.

За работодателем закреплено право на обжалование предписаний, выданный инспектором ГИТ, при наличии одного из следующих оснований:

  1. Информация о выявленных нарушениях недостоверна . Работодатель имеет право не согласиться с информацией о выявленных нарушениях, указанных в предписании. Для обжалования представителю организации необходимо располагать фактами и документами, подтверждающими, что инспектор указал в предписании недостоверную информацию, исказил факты, а, следовательно, какие-либо нарушения норм ТК РФ на предприятии места не имеют.
  2. Проверка ГИТ проведена с несоблюдением установленных норм . Организация вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ в случае, если проверка, предшествующая выдаче предписания, была проведена с нарушениями. К таким нарушениям, в частности, относится отказ ГИТ в ознакомлении с актом проверки, распоряжение имуществом и документами организации в период проверки без согласования с работодателем, т.п. Указанные нарушения ГИТ, зафиксированные работодателем в ходе проверки, должны быть подтверждены документально.

Работодатель вправе обратиться с жалобой на предписание ГИТ не позже 10-дневного срока от момента ознакомления с таким предписанием.

На основании статьи 361 ТК РФ действия ГИТ могут быть обжалованы в порядке подчиненности либо через суд. Ниже мы подробно рассмотрим порядок действий работодателя при обжаловании предписания ГИТ каждым из способов.

Жалоба на предписание ГИТ в порядке подчиненности

В случае если руководитель организации получил предписание ГИТ, но не согласен с его содержанием в силу объективных причин и обстоятельств, то первоначально работодателю рекомендуется подать жалобу в соответствие с порядком подчиненности, а именно Главному государственному инспектору по труду. Инструкция по подготовке и подаче жалобы представлена ниже.

Шаг-1. Подготовка документов

Прежде чем обращаться к Главному трудовому инспектору с жалобой, работодателю следует позаботиться о подготовке документов, которые послужат основанием для последующего обжалования действий инспектора, выдавшего предписание.

Если, по мнению работодателя, предписание содержит недостоверную информацию, то руководству компании необходимо подготовить документы, данную информацию опровергающие. Таким документами могут выступать:

  • копии локальных нормативных актов;
  • ведомости начисления заработной платы;
  • приказы, распоряжения;
  • журналы о прохождении инструктажей, т.п.

В случае если суть жалобы – нарушение инспектором порядка проведения проверки, то в данный факт можно подтвердить:

  • отсутствием уведомления о внеплановой проверке (в случае если данный вид проверки предусматривает уведомление);
  • наличием акта проверки без подписи работодателя, что подтверждает факт неознакомления инспектора с результатами такой проверки;
  • отсутствием письменных запросов на предоставление документов (в случае если суть жалобы – бесконтрольные действия инспектора в части распоряжения документами и имуществом работодателя на период проверки).

Перечень, требуемый для подготовки жалобы, является строго индивидуальными и полностью зависит от особенностей и обстоятельств конкретной ситуации.

Шаг-2. Составление жалобы

Бланк, в соответствие с которым работодатель должен оформлять жалобы на предписание ГИТ, законом не утвержден, поэтому документ может быть составлен в свободной форме, с указанием обязательных реквизитов:

  • полное название и реквизиты органа, в который подается жалоба;
  • информация о заявителе (наименование организации, адрес);
  • данные представителя работодателя (должность, ФИО);
  • дата составления документа.

В тексте жалобы заявителю следует указать:

  • реквизиты документа, который подлежит обжалованию (номер и дата предписания);
  • обстоятельства и факты, подтверждающие незаконность вынесенного ГИТ предписания, подкрепленными ссылками на нормативные документы и локальные акты;
  • требования заявителя, коими могут быть отмена действия выданного предписания либо признание действий (бездействия) инспектора, его выдавшего, незаконными либо не соответствующими нормативным требованиям.

Образец жалобы на постановление Госинспекции труда о назначении штрафа должностному лицу.

Административная ответственность юридического лица

Жалоба на постановление инспектора

Хотя штрафы в этом случае и не очень большие, за повторное аналогичное нарушение суд дисквалифицирует директора по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ на срок от 1 года до 3 лет. А это означает увольнение по п. 8 ч. 1 ст. 83 и испорченную карьеру.

Очевидно, что если дело дошло до санкций, то определенные причины для этого были. Тем не менее, в некоторых случаях оспорить наказание возможно. Стоит обратить внимание на процессуальные моменты, в первую очередь это сроки давности и нарушения при проведении проверки. Также советуем проверить, то ли должностное лицо было привлечено к ответственности, и не является ли нарушение малозначительным.

Сроки обжалования

При оспаривании постановления важно не пропустить сроки обжалования. Жалобу можно подать в течение 10 суток со дня получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ). Если в последний день срока вы не успеваете сдать жалобу в канцелярию суда до конца рабочего дня, то ее можно направить по почте. Срок обжалования в этом случае не считается пропущенным, если жалоба подана в организацию почтовой связи до 24 часов последнего дня такого срока (ч. 4 ст. 4.8 КоАП РФ). Однако даже если этот срок был пропущен и постановление вступило в законную силу, вы можете подать надзорную жалобу в верховный суд субъекта. Специальных сроков для подачи такой жалобы закон не устанавливает. Еще один важный момент — при обжаловании постановления госпошлину уплачивать не надо (ч. 5 ст. 30.2 КоАП РФ).

Оформление жалобы на постановление инспектора

В первую очередь, важно определить суд, в который подается жалоба . Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ жалобу нужно подавать в районный суд по месту рассмотрения дела.

Если инспектор нарушил сроки давности при привлечении вас к ответственности, обязательно укажите об этом в жалобе. Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ этот срок составляет 2 месяца с момента совершения нарушения. При длящемся нарушении сроки исчисляются с момента его выявления инспектором. Длящимся является такое нарушение, которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей (п. 14 ). Например, если в организации не проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, не утверждены правила внутреннего трудового распорядка или форма расчетного листка.

Можно попытаться обжаловать постановление со ссылкой на малозначительность нарушения и попросить суд освободить вас от административной ответственности (ст. 2.9 КоАП РФ). Малозначительным является такое правонарушение, которое не представляет существенного нарушения общественных правоотношений (п. 21 Постановления от 24.03.2005 № 5). Например, если не был составлен акт о непредставлении работником письменных объяснений по факту дисциплинарного проступка (решение Ивановского областного суда от 09.06.2012 № 21-105/2012).

Если директор не является должностным лицом в данном правонарушении, то об этом обязательно стоит указать в жалобе . Например, когда директора привлекли к ответственности за невыплату сотрудникам зарплаты. Возможно, что согласно внутренним приказам или локальным актам за своевременную выплату зарплаты отвечает совсем другое лицо. Скорее всего, суд примет эти доводы и освободит директора от наказания по п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ. В частности, к такому выводу пришел Московский городской суд в постановлении от 22.04.2013 № 4а-573/13.

В случае если инспектор провел проверку с грубыми нарушениями, об этом также стоит указать в жалобе . Виды грубых нарушений указаны в ст. 20 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Это является самостоятельным основанием для отмены постановлений, вынесенных на основании материалов проверки. Такой вывод подтверждается судебной практикой ().

Если вы понимаете, что оспорить постановление не получится, можно включить в жалобу просьбу о снижении размера штрафа до минимального уровня , предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. То есть, если вас оштрафовали на 5 тыс. руб., суд вправе снизить сумму до 1 тыс. руб. Чтобы убедить суд, что наказание завышено, вам придется привести веские аргументы. Можно сослаться, например, на ваше финансовое положение.

Вложенные файлы

  • Жалоба на постановление Госинспекции труда о назначении штрафа должностному лицу.pdf

Госинспектор оформил акт о проверке, в котором зафиксировал выявленные недочеты, составил протокол об административном нарушении и выдал вам предписание об их устранении. Правила, вроде бы, соблюдены, но как быть, если вы не согласны с решением инспектора и хотите его обжаловать? Разберемся по порядку. Подать жалобу можно на:

  • протокол об административном правонарушении;
  • постановление о назначении административного наказания;
  • предписание госинспектора.

Чаще всего решения трудовой инспекции обжалуют по двум причинам:

  • работодатель наказан за то, чего не делал, или его законные действия оценены как незаконные;
  • нарушена процедура составления документа и привлечения к ответственности.

Такие дела работодатели нередко выигрывают.

Обжалуем решение инспектора по труду

В то же время можно подать заявление в суд, но одновременно оспаривать решение инспектора и в судебном порядке, и в порядке подчиненности нет смысла: вопрос будет рассмотрен только в суде (ч. вторая ст. 30.1 КоАП РФ). Судья не связан доводами поступающих к нему жалоб и будет рассматривать дело в полном объеме.

Внимание

Если вы выбрали судебный порядок, нужно определиться: в какой именно суд обращаться – общей юрисдикции или арбитражный. Споры о законности действий (бездействия) и решений трудовой инспекции рассматривает районный суд (ст.


254 ГПК РФ). Туда и следует подавать жалобу. Если суд откажется ее принимать или рассматривать, можно пожаловаться в вышестоящий суд (областной или краевой). Впрочем, судьи не всегда приходят к единому мнению, куда следует жаловаться на действия трудового инспектора.

Однако предписания ГИТ не имеют экономического содержания, а вытекают из трудовых правоотношений между работником и работодателем, заключение и исполнение трудового договора между которыми не является предпринимательской или иной экономической деятельностью. Поэтому жалоба не подлежит рассмотрению в арбитражном суде, а направляется в суд общей юрисдикции.


Важно

Данную позицию на практике поддерживают и арбитры (Постановления ФАС СКО от 20.07.2006 N Ф08-2996/2006-1305А, от 03.08.2006 N Ф08-3282/2006-1410А, от 08.06.2006 N Ф08-2401/2006-997А, ФАС ВСО от 17.03.2006 N А74-5572/05-Ф02-1033/06-С1, от 09.03.2006 N А74-72/06-Ф02-942/06-С1, ФАС ВВО от 21.09.2006 N А79-4906/2006). Согласно п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня его вручения или получения копии.

Ответ на предписание трудовой инспекции – образец

Прежде чем трудовой инспектор приступит к плановому или по обращению заинтересованных лиц контролю, должно быть издано письменное распоряжение соответствующего территориального органа с указанием четких сроков, выделяемых для проводимых мероприятий, назначении должностных лиц и цели надзора. Копия приказа вручается первому руководителю проверяемой организации или его представителю.

В случае, когда выявлены нарушения законодательства, инспектор обязан потребовать дать письменное объяснение данного факта работодателя или его представителя. Отсутствие таких объяснений, дает дополнительные основания обжаловать выданное в итоге предписание или протокол об административных нарушениях, допущенных должностными лицами.

Обычно объяснение дается непосредственно после обнаружения факта нарушения законных прав рабочего коллектива или отдельного сотрудника. В соответствии со ст. 28.

Как обжаловать предписание, выданное трудовой инспекцией

Квитанция с подписью лица, получившего документы и датой, когда акт был доставлен в учреждение, прикладывается к экземпляру документа, хранящегося в территориальном органе контроля. Если эти нормы будут нарушены, это может стать одним из поводов для отмены постановлений и предписаний, выданных по результатам проведенной проверки.

Учет проводимых проверок Как организации, являющиеся юридическими лицами, так и предприниматели, занимающиеся индивидуальной деятельностью, заключающие трудовые договора с наемными работниками, вправе вести учет проводимых надзорных мероприятий контролирующими органами. В специальном журнале, ведущемся по основным правилам делопроизводства – нумеруются страницы, прошиваются, нить скрепляется на последнем листе с указанием числа прошитых страниц, данных о лице, ответственном за его ведение и подписью первого руководителя, скрепленной печатью организации.

Порядок обжалования результатов проверки трудовой инспекции

Татьяна КУДРЯВЦЕВА, Не бойтесь обжаловать несправедливое решение трудового инспектора. При повторном привлечении к ответственности за нарушение трудового законодательства вам может грозить дисквалификация.
Как составить заявление Заявление обычно содержит следующую информацию:

  • название органа или должностного лица, в адрес которого подается жалоба;
  • название и адрес организации, которая хочет обжаловать решение госинспектора, или имя конкретного должностного лица;
  • реквизиты обжалуемого решения (предписания, постановления) с указанием причин, по которым заявитель считает данное решение незаконным;
  • просьбу к органу (должностному лицу) принять решение по данной жалобе.

Работодатель или его законный представитель ставит дату и подписывает жалобу. Также к ней нужно приложить подтверждающие документы.

Судебное обжалование предписаний инспекции труда

Гражданского процессуального кодекса России. Суд вправе приостановить действие предписания до момента, когда он примет окончательное решение (ч. четвертая ст. 254 ГПК РФ), причем он может сделать это на любом этапе: при подготовке дела к судебному разбирательству, в ходе рассмотрения дела, а также после разрешения дела. Задайте свой вопрос! Если у вас возник свой вопрос, задайте его сейчас.
Ответ вы получите в следующем номере. Самые необходимые нормативные акты Вернуться к началу статьи Документ Поможет вам Статьи 357 и 361 ТК РФ Узнать, что решение инспектора по труду можно обжаловать Статья 28.2 КоАП РФ Уяснить требования к составлению протокола об административном нарушении Глава 30 КоАП РФ Уточнить, как подаются и рассматриваются жалобы на решения госинспекторов Приказ Федеральной инспекции труда от 10 марта 1998 г.

Инфо

Вместе с тем КоАП РФ допускает к участию в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Также смело можно обжаловать результаты проверочных мероприятий, если: — лицо, осуществляющее проверку, не предъявило приказ (распоряжение) о проведении контрольных мероприятий; — в приказе о проведении проверки отсутствуют номер и дата, наименование государственной инспекции труда, ФИО и должность лица, уполномоченного на проведение мероприятий по контролю, цели, задачи и предмет проверки; — проверочные мероприятия осуществляются не тем лицом, которое указано в приказе (распоряжении) о проверке.

В итоге после проведенного контроля, проверяющий инспектор выдает предписание устранить выявленные нарушения в установленный промежуток времени и возможно протокол, если имели место административные правонарушения, в отдельных ситуациях передаются документальные материалы в правоохранительные или судебные органы для дальнейшего расследования и наказания виновных. Ответим на вопросы, интересующих работодателей: стоит ли беспрекословно выполнять полученное предписание и когда, возможно, его обжалование. Что делать, если имеются правонарушения административного характера? 26 декабря 2008 года вступил в действие новый ФЗ No 294, нормы которого защищают права юридических лиц и предпринимателей, занимающихся индивидуальной деятельностью в процессе проведения проверок органами государственного контроля.

Обязан ли работодатель выполнять предписания инспектора до решения суда

Доказательством, когда получены документы, присланные в письме, служит отметка в уведомлении о вручении заказного письма. При наличии уважительных причин помешавших своевременно обратиться с обжалованием (например, болезнь руководителя или другого заинтересованного должностного лица), вместе с заявлением об обжаловании действий инспектора подается ходатайство о восстановлении срока обжалования, указав причины, помешавшие вовремя обратиться в соответствующий орган с приложенными документами, подтверждающими их объективность.

Порядок, обжалования решений, вынесенных органами надзора, определен в ст. 30.2 КоАП РФ.
АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Таким образом, арбитражному суду подведомственны жалобы на те постановления по делам об административных правонарушениях, которые допущены организациями и предпринимателями в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности.

Это прежде всего нарушение сроков привлечения к ней. Так, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения нарушения.

А за административные правонарушения, влекущие дисквалификацию руководителя, он может быть привлечен к ответственности не позднее одного года со дня совершения правонарушения (п. 3 ст. 4.5 КоАП РФ). При длящемся административном правонарушении двухмесячный срок начинает исчисляться со дня обнаружения этого нарушения. К сведению. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей.