Способы защиты прав и свобод человека и гражданина. Права человека: понятие, нормативное закрепление, способы защиты

На протяжении всей жизни человек вынужден многократно защищать свои интересы от посягательств других людей, предприятий, государственных органов. Мелкие трудовые конфликты, дорожно-транспортные происшествия, семейные раздоры, некачественное обслуживание и продажа бракованного товара, кража, обман и т.д., из этих и подобных событий, к сожалению, состоит наша жизнь. Как вести себя, если в жизни произошло событие, которое, по-вашему, нарушает ваши права? Где граница законности ваших прав, к кому обратиться для их защиты? Нас этому не учат ни в школе, ни в ВУЗе.

Ответы на эти вопросы могут дать юристы, но разве всегда у вас под рукой окажется грамотный и порядочный юрист, готовый в любое время прийти на помощь, и при этом еще и не опустошить ваш кошелек? Автор далек от мысли, что может научить людей защищать себя самостоятельно во всех жизненных ситуациях. Естественно, для представления интересов в суде или ходе уголовного расследования нужен квалифицированный юрист, а иногда адвокат. Но иметь общее представление о способах защиты своих прав, о том, в какой государственный орган и с каким заявлением ему нужно для этого обратиться, должен каждый человек. Это позволит ему более эффективно и оперативно решать возникающие проблемы, экономить средства и разговаривать с юристами на их языке.

Итак, все возможные варианты нарушения прав нужно сначала классифицировать. Представим себе, что нарушены права какого-то лица. Если определить, кто выступил нарушителем прав, и чем, собственно, нарушение, станет понятно, какая следует за это ответственность, отсюда следуют и методы защиты. При квалификации правонарушения, и соответственно, выбора средства защиты, нужно быть внимательным. Иногда грань между административным правонарушением и преступлением или между нарушением гражданских прав и преступлением не так-то просто провести. Например, многие кредиторы искренне считают своих должников преступниками и подают заявление в органы внутренних дел с требованием возбудить уголовное дело в отношении должника. На самом деле это гражданские правоотношения, и для взыскания задолженности кредитору следует обратиться в федеральный или арбитражный суд.

Способы защиты

Статья 12 ГК перечисляет возможные способы защиты прав, в том числе:

Указанные способы защиты прав могут применяться в различном порядке, в различных формах. В отдельных случаях для защиты нарушенных прав могут не привлекаться государственные органы (самозащита права), однако возможности такой защиты весьма ограничены. Признание акта государственного органа недействительным возможно как в административном, так и в судебном порядке. Возмещение убытков может происходить как по добровольному соглашению с контрагентом, в результате медиации, так и по решению суда.

Действия (бездействие) сотрудников государственного органа, а также акты должностных лиц любых контрольных органов можно обжаловать двумя способами: в судебном и досудебном порядке. В первом случае подается жалоба или исковое заявление в суд. Во втором жалоба направляется в орган, принявший соответствующее решение, вышестоящему должностному лицу или в вышестоящий орган. Такой порядок обжалования называют административным.

Способы защиты прав и свобод человека и гражданина

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно и активно предоставлять социальные блага и политические свобо­ды государство не стремилось никогда. Все ныне сущест­вующие права человека, закрепленные в международных документах, конституциях, законодательстве, были выстраданы и отвоеваны человечеством. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нуж­но снова и снова защищать свои права. Пока, к сожалению, еще нереальна ситуация, при которой не будет требоваться усилий для поддержания и защиты прав и свобод человека. И полной мере права могут быть обеспечены и защищены I демократическом, социальном, правовом государстве.

Конечная цель деятельности демократического правово­го государства состоит в обеспечении прав и свобод челове­ка и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связа­но с обязанностью государства создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Конституции зарубежных стран предусматривают воз­можность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом. Под словом «охра­на» прав человека понимается не только их защита от всех возможных нарушений, но и создание необходимых усло­вий для того, чтобы человек мог обладать и пользоваться своими правами без всяких незаконных препятствий.

Механизм реализации символизирует движение, в дан­ном случае процесс превращения прав и свобод, юриди­ческих возможностей в действенное их осуществление.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определен­ный механизм, способный обеспечить эффективный пере­ход от одного к другому. Это происходит либо в процессе соблюдения гражданами установленного правопорядка, либо при осуществлении правоохранительной деятель­ности государства.

Хотя права и свободы действуют непосредственно, нель­зя говорить о том, что не нужно создавать механизм для их реализации и защиты. Потребность в правозащитном ме­ханизме возрастает, когда права нарушаются. Помимо дея­тельности органов государства по защите прав граждан, правозащитный механизм включает в себя борьбу самих граждан за претворение в жизнь предоставленных им законодательством прав и свобод.

Конституции предусматривают возможность человека защищать свои права и свободы всеми способами, не запре­щенными законом.

Формами защиты прав личности являются:

1) защита прав органами публичной власти;

2) защита прав граждан общественными объединения­ми;

3) самозащита прав человеком, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы мест­ного самоуправления;

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и право­защитные организации, общественные объединения;

публичные выступления граждан в защиту своих

Обращения в международные органы по защите прав человека.

В правовом государстве одним из наиболее действенных и распространенных способов защиты нрав и свобод явля­ется судебная защита.

Конституционное право граждан на судебную защиту включает в себя два вида правомочий.

Во-первых, матери­альное содержание этого права (право потерпевшего на воз­мещение ущерба или вреда, причиненного преступлением либо незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц). Во-вторых, его процес­суальное содержание (право на судебный иск, на индивидуальную или коллективную жалобу).

В системе правозащитных органов институт омбудсмена впервые появился в 1809 г. в Швеции, когда была создана новая должность специального парламентского контролера за законностью деятельности администрации. Во многих странах было установлено свое название этого института: Проведор юстиции - в Португалии, Парламентский по­средник (медиатор) - во Франции, Коллегия народной пра­возащиты - в Австрии, Уполномоченный по гражданским правам - в Польше, Адвокат народа - в Румынии, Парла­ментский комиссар по делам администрации - в Велико-«Британии, Защитник народа - в Испании, Уполномоченный по публичным расследованиям - в Израиле, Уполномочен­ный Бундестага по обороне - в Германии, Парламентский Эмбудсмен - в Литве, Уполномоченный по правам челове­ка в России. Сейчас институт омбудсмена существует более чем в 100 странах мира. Основной причиной появления данного правозащитного института является то, что во вто­рой половине XX в. ранее существовавшие механизмы обес­печения социально-экономических прав человека оказались недостаточными для разрешения новой разновидности кон­фликтов между государством и гражданином.

В системе разделения властей Уполномоченный по пра­вам человека занимает особое место и, по сути, не принад­лежит ни к судебной, ни к исполнительной, ни к законода­тельной власти. Он выполняет публично-представительную функцию, его деятельность распространяется на самую кон­фликтную сферу общественных отношений - отношений гражданина и государства, особенно гражданина и чинов­ника. Его деятельность дополняет существующие средства защиты прав pi свобод граждан, но не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обес­печивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Он призван защищать граждан от плохой работы административных органов, выявлять и анализировать сбои в работе органов власти, приводящие к нарушению прав че­ловека, вырабатывать рекомендации о совершенствовании их деятельности в области защиты прав человека.

Права человека и их защита в современном мире регу­лируются не только национальным правом, но и междуна­родным. Право каждого на обращение в межгосударствен­ные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты. Всеоб­щая декларация прав человека 1948 г., которая носит лишь морально-политический характер, признает право каждого «на эффективное восстановление в правах компетентны­ми национальными судами». Развивая данное положение, Европейская конвенция о защите прав человека и основ­ных свобод 1950 г. закрепляет за каждым человеком право «на справедливое судебное разбирательство дела в разум­ный срок независимым и беспристрастным судом, создан­ным на основе закона». Исходя из этого, все право- и дееспособные субъекты права, проживающие на территории государств, являющихся членами Совета Европы, при ис­черпании возможностей защиты своих прав согласно на­циональному законодательству могут обращаться в Евро­пейский Суд по правам человека.



Одним из важнейших достижений в международном ре­гулировании прав человека является учреждение и функ­ционирование межгосударственного механизма их защиты. В настоящее время в соответствии с положениями между­народных договоров сложилась определенная система меж­государственных органов, наделенных функциями между­народного контроля за деятельностью государств в сфере обеспечения прав человека. Такой контроль осуществля­ется на различных уровнях: на универсальном - главные и вспомогательные органы Организации Объединенных Наций; на региональном - в Европе на уровне Совета Ев­ропы и других институтов, в американских государствах - в рамках Организации американских государств. Некото­рые международные правозащитные институты созданы и на постсоветском пространстве в рамках Содружества Независимых Государств.

Каждый человек должен иметь возможность свободно выбрать способ защиты своих нарушенных прав. При этом он должен быть уверен в том, что государство гарантирует равную возможность для любого, независимо от его веры, расы, места жительства, возраста и пола, воспользоваться этими способами защиты. В противном случае стремление современного государства к демократии, законности, сво­боде, равенству, гуманизму, правовому государству, выра­женное в конституционных нормах и принципах, останется только декларацией о намерениях.

Принято различать внутригосударственные и международные способы и средства защиты прав и свобод человека.

Внутригосударственные:

  • судебная защита, включая право на получение квалифицированной юридической помощи;
  • институт Уполномоченного по правам человека, к которому могут обращаться все, кто считает себя ущемленным в конституционных правах, а также с жалобами на решения или действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц.
  • Конституционный суд РФ. В него можно обратиться за защитой не любых, а именно конституционных прав и свобод. Конституционный Суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело.

Международные механизмы:

Образуют специальные органы, осуществляющие международный контроль за деятельностью государств в сфере обеспечения и охраны прав человека. Такой контроль реализуется на двух уровнях: в рамках ООН (универсальный уровень) и на региональном уровне (например в рамках Совета Европы и др.)

Принципы законности - отправные начала, непререкаемые основополагающие требования, лежащие в основе формирования норм права и предъявляемые к поведению участников правовых отношений. Принципы законности раскрывают ее сущность как режима общественно-политической жизни в демократическом правовом государстве.



Принципы законности:

1. Верховенство закона по отношению ко всем правовым актам. Этот принцип предполагает исключительность закона, т.е. подчиненность закону всех юридических актов (нормативных и применительных) в соответствии с их субординацией.

Конституция страны обладает высшей юридической силой. Все законы должны соответствовать конституции, подзаконные нормативные акты - законам, причем подзаконные акты принимаются и действуют только в том случае, когда какие-либо общественные отношения не урегулированы законом.

Правоприменительные акты должны быть поднормативны, т.е. соответствовать нормативно-правовым актам - законам и подзаконным актам.

2. Всеобщность законности означает, что в обществе все государственные органы, общественные организации, коммерческие объединения, должностные лица, граждане находятся под действием закона. Не может быть исключения ни для физического, ни для юридического лица, на которое бы требования законности не распространялись.

3. Единство понимания и применения законов на всей территории их действия. Законы являются едиными для всего государства, всех его регионов. Они предъявляют одинаковые требования ко всем субъектам, находящимся в сфере их временного и пространственного действия. Единое понимание сущности и конкретного содержания законов обеспечивает законность пра-воприменительной деятельности, одинаковость применения юридических норм ко всем субъектам права. Единство законов не исключает, а, наоборот, предполагает разнообразие в право-творчестве и правоприменении. Каждый орган государства, общественная или коммерческая организация конкретизируют и применяют законы с учетом своего функционального назначения и местных особенностей. Однако конкретизация и применение происходит в рамках закона и в соответствии с ним.

4. Недопустимость противопоставления законности и целесообразности. Нельзя отвергать закон, не исполнять его, руководствуясь соображениями житейской целесообразности (местной, индивидуальной и др.), так как соображения последней учитываются в законе. Правовые законы сами обладают высшей общественной целесообразностью. Целесообразность закона означает необходимость выбора строго в рамках закона наиболее оптимальных (отвечающих целям и задачам общества) вариантов осуществления правотворческой и правореализующей деятельности. Например, при определении уголовного наказания судья, руководствуясь законом, назначает ту меру наказания, которая наиболее целесообразна для данного случая, с учетом тяжести преступления, личности преступника.

В каждом отдельном случае закон должен соблюдаться, однако в рамках закона может приниматься та мера, которая является наиболее целесообразной для каждого конкретного случая.

Необходимость точного и неуклонного исполнения правовых предписаний независимо от субъективного отношения к ним отдельных лиц обусловлена презумпцией целесообразности действующего закона".

5. Неотвратимость ответственности за правонарушения означает своевременное раскрытие любого противоправного деяния. Правоохранительные органы призваны как предотвращать правонарушения, так и вести эффективную борьбу с ними. В этом состоит реальность законности - достижение фактического исполнения правовых предписаний во всех видах деятельности и неотвратимости ответственности за любое их нарушение.

6. Обусловленность законности режимом демократии, предусматривающим строгое соблюдение двух типов правового регулирования:

Специально-разрешительного - распространяется на властные государственные органы и должностные лица («дозволено только то, что прямо предусмотрено законом»);

Общедозволительного - распространяется на граждан и их объединения («дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»); а также соблюдением равенства всех перед законом и судом, которое предполагает безусловное право субъекта на судебную защиту прав. Вот почему, кроме юридического равенства, важно наличие независимого судебного правосудия, основанного на верховенстве закона и соблюдении принципа разделения властей. Этими требованиями законность проявляет себя как элемент (признак) демократического режима

Система и виды органов государства по защите прав граждан

Способы защиты прав и свобод человека

Лекция 14-15. МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА

История развития человечества свидетельствует о том, что обретение человеком прав и свобод, расширение их перечня всегда становились ареной острых столкновений между индивидом и государством. Добровольно предостав­лять социальные блага и политические свободы государ­ство не стремилось никогда. История показывает, что данная битва еще не окончена, что новым поколениям нужно снова и снова защищать свои права.

Реализация прав и свобод и результат их осуществления неразрывно связаны, но между ними необходим определен­ный механизм, способный обеспечить эффективный переход от одного к другому. Этот переход происходит либо в про­цессе соблюдения гражданами правопорядка, либо при осу­ществлении правоохранительной деятельности государства.

Для того чтобы граждане могли успешно защищать свои права, необходимо:

Наделить их соответствующими полномочиями (законодатель);

Научить их и помочь пользоваться законом как средством в отстаивании своих личных и общественных интересов (правовое просвещение).

Конституция РФ предусматривает возможность чело­века защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Формами защиты прав граждан в России являются: во-первых, защита прав граждан органами государственной власти и местного самоуправления; во-вторых, защита прав граждан общественными объединениями; в-третьих, само­защита прав человеком, включающая в себя:

Обращения в государственные органы и органы местного самоуправления;

Обжалование действий (бездействия) должностных лиц, нарушающих права граждан;

Обращения в средства массовой информации и правозащитные организации, общественные объединения;

Публичные выступления граждан в защиту своих прав;

Обращения в международные органы по защите прав человека.

Права человека и их защита в современном мире регули­руются не только национальным правом, но и международ­ным. Право каждого на обращения в межгосударственные органы возникает только тогда, когда исчерпаны все вну­тригосударственные средства правовой защиты.

Государственная защита прав и свобод понимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране прав и свобод человека и гражданина.

Защита прав и свобод государством является основным, главным способом во всем правозащитном механизме. Это обусловлено рядом причин: во-первых, государство располагает системой органов, которые обязаны осуществлять деятельность по защите прав и свобод. Во-вторых, государство имеет в своем рас­поряжении набор эффективных средств не только для защиты и восстановления нарушенных прав и свобод, но и для недопущения подобных нарушений. В-третьих, только акт государственного органа обладает необходимой обяза­тельной силой в отношении всех иных актов. В-четвертых, государство располагает аппаратом принуждения с целью привлечения подобных нарушений. Все остальные способы защиты прав и свобод дополняют, но не подменяют госу­дарственную защиту.



Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выполнять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий при­сущими им способами, методами и средствами на всей тер­ритории России.

В России признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ.

Основными из них являются:

  • признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;
  • осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;
  • равенство мужчины и женщины;
  • приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;
  • строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;
  • запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

Права гражданина — это коллективная воля общества, которую призвано обеспечить .

Иначе, чем советские конституции, подходит к гарантиям, связанным с трудовой деятельностью, г. Ранее закреплялось право на труд, в содержание которого входило право на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его качеством и количеством, а также право на выбор профессии. Но государство перестало быть единственным собственником, появилась частная собственность, а личность обрела право собственности на имущество. Это не означает, что государство самоустранилось от гарантий права на труд, но изменился его подход к распоряжению гражданином своими способностями и возможностями свободно трудиться или иметь иной источник существования в рамках действующего законодательства. Роль государства сводится к следующим конституционно закрепленным направлениям деятельности в этой сфере:

  • принудительный труд запрещается;
  • закрепляется право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;
  • утверждается право на защиту от безработицы;
  • признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (ст. 37).

Социальные права человека

С экономическими правами тесно связаны социальные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение ( , пенсионное обеспечение и медицинское обслуживание), жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; право нетрудоспособных родителей на заботу о них совершеннолетних трудоспособных детей.

Особую роль имеет право на социальное обеспечение , отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. При этом государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. К числу основных социальных прав относятся и такие права, без которых невозможны существование и развитие цивилизованного общества, ведение здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческой цивилизации. Это прежде всего право на жилище (ст. 40). Государство гарантирует, что никто не может быть произвольно лишен жилища, но не берет на себя обязанности обеспечить каждого жилищем, хотя создает для этого условия тем, что поощряет жилищное строительство.

Каждый имеет право на охрану здоровья , в том числе на медицинскую помощь (ст. 41). С этой целью не только финансируются федеральные программы, но и вводится обязательное медицинское страхование, наряду с государственной и муниципальной разрешено развитие частной системы здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Из этого вытекает конституционное право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст. 42).

Право на образование гарантируется общедоступностью и бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. В России развивается также сеть частных образовательных учреждений. При этом государство устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, позволяющие предъявлять одинаковые требования ко всем видам учебных заведений.

Культурные права человека

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права: на образование, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества (включая свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества), пользование результатами научного прогресса и т. д.

В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества во всех сферах деятельности человека: литературной, художественный, научной, технической и др., а также свободу преподавания. Интеллектуальная собственность как продукт творческой деятельности охраняется законом.