Совет федерации. Сессии и заседания совета федерации Заседания совета федерации проводятся

Совет Федерации является «верхней» палатой Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В Совет Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации – по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Порядок формирования

В соответствии с частью 2 статьи 95 Конституции Российской Федерации в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят: по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации - по одному от законодательного (представительного) и исполнительного органов государственной власти; представители Российской Федерации, назначаемые Президентом Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации - представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Действующий в настоящее время порядок формирования Совета Федерации определен .

Совет Федерации самостоятельно решает вопросы, отнесенные к его ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами. Совет Федерации принимает свой Регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

Понимание роли и места органов народного представительства в политической системе современной России невозможно без всестороннего осмысления многовековой истории законодательных учреждений – от веча, боярской думы, дореволюционных Государственных дум и Государственного совета, до советского народовластия и современных форм парламентской демократии.

Первой формой непосредственного участия народа в решении государственных дел было Вече – собрание всех свободных жителей. Летописи упоминают о вечевых собраниях во всех древнерусских княжествах. Предметом обсуждения на вече могла стать любая проблема государственной жизни, чаще всего решались вопросы о призвании на службу и изгнании князей, о военных походах и о заключении мирных договоров.

Историческая справка

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации образован в соответствии с , принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года, как палата парламента, представляющая интересы регионов на федеральном уровне и отражающая федеративную природу российского государства.

Двухпалатная структура Федерального Собрания имеет глубокие корни в отечественной истории и в общемировых парламентских традициях. В настоящее время двухпалатную структуру имеют парламенты почти 80 стран, имеющих как федеративную, так унитарную форму государственного устройства.

Исторически во многих странах верхние палаты «выросли» из собраний советников при правителях и носили сословный характер. В русских землях в качестве постоянных советов при князьях действовали княжеские думы, в которые входили их ближайшие соратники. В новых исторических условиях Московского царства продолжением княжеской думы стала Боярская дума. Она просуществовала до конца XVII века и позднее была преобразована в Сенат – орган, который, по замыслу Петра I, должен был стать высшим органом власти на время отсутствия императора.

Первыми государственными учреждениями, в которых представительное начало играло определяющую роль, были совещания боярства, духовенства, представителей служилого класса и купечества, которые созывались царями с середины XVI по семидесятые годы XVII веков и получили впоследствии название Земских Соборов. Земские Соборы избирали на царство государей, рассматривали вопросы войны и мира, принимали в состав государства новые территории, рассматривали вопросы взыскания налогов. Функции и сферы ведения Земских Соборов достаточно точно совпадали с перечнем проблем и вопросов, которые рассматривались сословными парламентами стран Западной и Центральной Европы. К концу XVII века по мере укрепления абсолютизма Земские Соборы утратили свое значение.

Первая попытка создания двухпалатного парламента, аналогичного тем, которые существовали в Западной Европе, приходится на начало XIX века. По поручению императора Александра I трудами выдающегося государственного деятеля Михаила Михайловича Сперанского были разработаны контуры законосовещательного представительного органа, который должен был состоять из двух палат – Государственной думы и возглавляемого императором Государственного совета. В 1810 году был образован Государственный совет, ставший высшим законосовещательным учреждением Российской империи. Все законы, законодательные акты перед утверждением императором должны были обязательно обсуждаться в Государственном совете. Однако Государственная дума тогда так и не была создана.

В последние годы жизни царя-реформатора Александра II идея двухпалатного общегосударственного законосовещательного органа едва не воплотилась в жизнь. Убийство Александра II и последовавшие за ним контрреформы Александра III задержали движение России к его созданию.

В первые годы ХХ века требование создания в России общегосударственного представительного и законодательного органа стало всеобщим. Оно было реализовано царскими манифестами и указами осенью 1905 – зимой 1906 годов. Законодательная функция возлагалась на учреждаемую для этой цели Государственную думу и реформируемый Государственный совет, существовавший к тому времени уже почти сто лет. Манифестом 20 февраля 1906 года император Николай II установил, что «со времени созыва Государственного совета и Государственной думы, закон не может воспринять силы без одобрения Совета и Думы».

Государственный совет – верхняя палата первого российского парламента – формировался по смешанному принципу. Половина его членов назначались царем, другая половина – избиралась частично по территориальному (по одному члену Государственного совета от каждого губернского земского собрания), частично по сословно-корпоративному принципу (6 членов от духовенства православной Российской церкви, 18 от губернских дворянских обществ, 6 членов от Академии наук и университетов, по 6 - от промышленных и торговых корпораций).

Первому русскому парламенту был отмерен недолгий век – чуть больше десяти лет. В ходе Февральской и Октябрьской революций 1917 года сложилась новая система представительной власти. Ею стали Советы.

С 1924 года в Союзе Советских Социалистических Республик законодательная и представительная функция de jure принадлежала Съезду Советов, который для текущей работы формировал две палаты – Союзный Совет, в котором союзные республики были представлены пропорционально населению каждой из них, и Совет Национальностей, который формировался по следующему принципу: от каждой союзной республики (независимо от населения) – по 5 человек и от каждой автономной области или республики – по 1 человеку.

Конституция 1936 года сохранила принцип двухпалатности, заменив двухступенчатые выборы палат прямыми. Был предусмотрен также механизм согласительных процедур в случае разногласий между палатами и даже возможность роспуска обеих палат в случае недостижения согласия. Верховный Совет СССР также состоял из двух равноправных палат – Совета Союза и Совета Национальностей. Такая конструкция просуществовала вплоть до распада СССР.

Конституция Российской Федерации 1993 года закрепила статус Федерального Собрания – двухпалатного парламента России, определила вопросы ведения и полномочия Совета Федерации. В соответствии со статьей 95 в состав Совета Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти.

Депутаты верхней палаты первого созыва избирались на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Российской Федерации (один округ на территории каждого субъекта Российской Федерации). Кандидаты в члены Совета Федерации выдвигались группами избирателей и избирательными объединениями. В соответствии с переходными положениями Конституции Российской Федерации депутаты Совета Федерации первого созыва осуществляли свои полномочия на непостоянной основе. Первым Председателем Совета Федерации, избранным 13 января 1994 года, стал Владимир Филиппович Шумейко.

В конце 1995 года был принят Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», согласно которому в Совет Федерации входили по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. 23 февраля 1996 года Председателем Совета Федерации был избран Егор Семенович Строев, Глава администрации Орловской области.

8 августа 2000 года вступил в силу новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с ним представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации назначался высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) на срок его полномочий. Член Совета Федерации – представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации избирался законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации на срок полномочий этого органа, а при формировании законодательного (представительного) органа субъекта Российской Федерации путем ротации – на срок полномочий однократно избранных депутатов этого органа. Полномочия членов Совета Федерации осуществлялись на постоянной основе.

5 декабря 2001 года Председателем Совета Федерации был избран Сергей Михайлович Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.

4 февраля 2009 года Совет Федерации одобрил Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с изменением порядка формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации». В соответствии с новым законом кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или депутатом представительного органа муниципального образования, расположенного на территории данного субъекта. Законом был установлен переходный период, в течение которого действующие члены Совета Федерации могли доработать свой срок полномочий. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2011 года.

10 сентября 2011 года Председателем Совета Федерации была избрана Валентина Ивановна Матвиенко, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти города Санкт-Петербурга.

В ноябре 2011 года серьезные изменения претерпела внутренняя структура Совета Федерации: вместо прежних 16 комитетов и 11 постоянных комиссий было создано 10 комитетов.

В 2012 году рабочей группой Совета Федерации был разработан и вынесен на общественное обсуждение проект федерального закона «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий более активное участие граждан страны в формировании «палаты регионов». Инициатива получила поддержку общества, и в июне законопроект был внесен Президентом Российской Федерации в Государственную Думу.

20 ноября 2012 года новый Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» был принят Государственной Думой, 28 ноября одобрен Советом Федерации и 3 декабря подписан Президентом России. Новый порядок формирования Совета Федерации вступил в силу с 1 января 2013 года.

Согласно закону, представителем от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может быть только депутат этого органа. При этом соответствующее решение региональный парламент должен принять большинством голосов от общего числа своих депутатов в течение месяца со дня первого заседания нового созыва.

При проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации каждый кандидат на эту должность представляет в соответствующую избирательную комиссию три кандидатуры, одна из которых в случае избрания представившего ее кандидата будет наделена полномочиями члена Совета Федерации от исполнительного органа власти.

Устанавливается, что претендентом на должность члена Совета Федерации может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста тридцати лет, обладающий безупречной репутацией и постоянно проживающий на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в течение пяти лет, непосредственно предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации, либо в совокупности в течение двадцати лет, предшествующих выдвижению кандидатом для наделения полномочиями члена Совета Федерации. При этом законом предусматривается ряд исключений из этого правила.

В 2014 году вступил в силу Закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», предусматривающий назначение Президентом Российской Федерации членов Совета Федерации - представителей Российской Федерации, число которых составляет не более десяти процентов от числа членов Совета Федерации – представителей от законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

В деятельности Совета Федерации во многом проявляется историческая преемственность наиболее демократических традиций осуществления законодательной власти в России.

Являясь институтом интеграции и консолидации регионов, Совет Федерации обеспечивает баланс общефедеральных и региональных интересов при принятии решений, направленных на реализацию стратегических целей развития страны.

Развернуть полный текст исторической справки

согласно Конституции Российской Федерации 1993, одна из двух палат Федерального собрания Российской Федерации. До 2000 формировалась из глав субъектов Российской Федерации. В 2000 главы субъектов были заменены представителями. Во главе Совета Федерации стоит Председатель, Первый заместитель Председателя и три заместителя Председателя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

верхняя палата Федерального Собрания - парламента Российской Федерации. В прессе также часто называется сенатом, а члены СФ - сенаторами.

Основной функцией палаты является осуществление законодательных полномочий: рассмотрение федеральных законов и федеральных конституционных законов, одобренных или принятых Государственной Думой, и принятие решений по ним, а также самостоятельная разработка законопроектов.

В соответствии с ч. 2 ст. 95 Конституции РФ в СФ входят по 2 представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

Совет Федерации является постоянно действующим органом. Его заседания проводятся отдельно от заседаний Государственной Думы, за исключением заслушивания посланий Президента РФ или Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

Постоянно действующими органами палаты являются комитеты и постоянные комиссии СФ, которые осуществляют подготовку заключений по принятым Государственной Думой и переданным на рассмотрение Совета Федерации федеральным законам, а также по федеральным конституционным законам; разрабатывают и предварительно рассматривают законопроекты, организуют проведение парламентских слушаний и т. д.

Все сенаторы, за исключением Председателя Совета Федерации и его заместителей, входят в состав тех или иных комитетов.

Обязательному рассмотрению в СФ подлежат принятые ГД федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации; статуса и защиты государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

Федеральный закон считается одобренным СФ, если за него проголосовало более половины членов палаты, а федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен не менее 75% от численного состава сенаторов. Кроме того, федеральный закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, считается одобренным, если в течение 14 дней СФ его не рассмотрел. В случае отклонения федерального закона сенатом палаты могут создать согласительную комиссию и позже рассмотреть его повторно.

К ведению СФ, кроме того, относятся утверждение изменения границ между субъектами РФ; утверждение указа Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории страны; назначение выборов Президента РФ; отрешение Президента РФ от должности; назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Члены Совета Федерации обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий.

Положение о Совете Федерации РСФСР в качестве консультативнокоординационного органа было впервые утверждено Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 г. В состав СФ входили председатель Верховного Совета РСФСР (Председатель Совета Федерации), председатели ВС республик, автономных областей и округов, краев, областей, Московского и Ленинградского городских советов.

Принятая 12 декабря 1993 г. Конституция РФ закрепила статус двухпалатного парламента России, в т. ч. его верхней палаты - Совета Федерации. Предусматривалось, что в этот орган должны входить по 2 депутата от каждого субъекта Федерации, избранных на основе мажоритарной системы по двухмандатным избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.

Выборы в СФ состоялись 12 декабря 1993 г. Было избрано 175 депутатов. Первым Председателем СФ стал В. Шумейко.

СФ первого созыва (выборный) заседал с 11 января 1994 г. по 15 января 1996 г. Его деятельность показала, что он не всегда выполняет отведенную ему авторами Конституции роль «фильтра» законов, принимаемых Государственной Думой, и нередко голосует за преодоление президентского вето.

Сделать Совет Федерации политически более близким исполнительной власти была призвана реформа СФ, проведенная в декабре 1995 г. Согласно новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», в СФ входили по должности по 2 представителя от каждого субъекта РФ: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти. Все члены СФ совмещали исполнение обязанностей в палате федерального парламента с обязанностями в соответствующем субъекте РФ.

Совет Федерации второго созыва приступил к работе 23 января 1996 г. Его Председателем был избран Е. Строев, глава администрации Орловской обл.

Именно в 1996–2000 гг. состоялось становление СФ в качестве «палаты регионов» - гаранта политической стабильности страны. Однако в силу своего состава СФ не мог работать на профессиональной основе, а лишь собирался в Москве на регулярные сессии. Для обеспечения осуществления полномочий членов СФ на постоянной основе в 2000 г. была проведена очередная реформа, предложенная Президентом РФ В. Путиным.

Согласно вступившему в силу 8 августа 2000 г. новому Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», губернаторы и главы законодательной власти заменялись в СФ назначенными представителями, которые должны работать в СФ на постоянной и профессиональной основе. При этом одного из них назначает губернатор на срок своих полномочий, а второго - законодательный (представительный) орган региона на срок полномочий этого органа.

Взамен для региональных лидеров был создан консультативный орган - Государственный совет, который периодически собирается в Москве и с участием президента рассматривает насущные вопросы жизни страны, но не имеет конституционного статуса.

5 декабря 2001 г. Председателем СФ был избран С. Миронов, представитель от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (переизбирался 29 января 2003 г., 30 марта 2007 г.).

Предусмотренная новым Федеральным законом «ротация» сенаторов закончилась в январе 2002 г. 16 января 2002 г. Совет Федерации третьего созыва приступил к работе в новом составе.

30 января 2002 г. Совет Федерации принял новый Регламент палаты, основанный на трех основных принципах: точном отражении ее конституционных полномочий, сохранении преемственности в работе и создании структуры палаты, наиболее приближенной к структуре комитетов Государственной Думы. В соответствии с новым Регламентом в СФ были созданы 16 комитетов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Как-то так сложилось, что в России за все недостатки или недоработки власти ругают первое лицо. Однако система достаточно сложна и многогранна. Функции в ней распределены. Часть из них выполняет правительство, некоторыми вопросами органы на местах занимаются, другие, наиболее важные, решает Совет Федерации. Это все закреплено в основном законе - Конституции. Чтобы не путаться, необходимо иметь минимум знаний по данной теме. Давайте разберемся.

Что это такое?

Мы нечасто слышим о том, какие решения принимает Совет Федерации. Это, в принципе, достаточно хорошо.

Вы и сами это поймете, когда ознакомитесь с перечнем его функций. Многие ошибочно считают, что Совет Федерации - это Государственная дума. Но это большая ошибка. Они являются различными представительскими органами, с обособленными функциями. Совет Федерации - это Он состоит из представителей всех территориальных единиц России. Он решает вопросы, касающиеся в целом жизнедеятельности государства, затрагивающие интересы всех граждан, каждого субъекта Российской Федерации. Когда заходят разговоры на тему суверенитета, войны и мира, участия в глобальных процессах, то необходимо смотреть, что по этому поводу думает данный орган. Внутренними политическими вопросами занимается Госдума. Орган рассматривает и принимает законы, обязательные для всех субъектов. Такую же силу имеют решения, которые вырабатывает Совет Федерации. Это не может быть оспорено или не выполнено. Теперь подробнее о его компетенции, закрепленной конституционно.

Исключительные полномочия

Открываем Конституцию. Статья 102 данного документа говорит о том, какие исключительные полномочия осуществляет Совет Федерации РФ. К ним отнесены вопросы регулирования границ между субъектами, входящими в состав страны. Все спорные моменты не могут решиться без акта данной палаты парламента. Применение вооруженных сил России тоже невозможно без ее вердикта. Данный представительский орган вправе дать (забрать) главнокомандующему разрешение на ведение боевых действий за пределами страны. Такое происходило в 2008 и 2014 годах, когда у возникали критические ситуации. Совет Федерации РФ принимал решение о применении ВС РФ за границей по приказу главнокомандующего.

Кадровые исключительные полномочия

В любом государстве есть должности, влияющие на вопросы его выживания или процветания. Кандидатов нужно подбирать взвешенно, всеобъемлюще разбирая их качества, продуманно. А главное - процесс необходимо закрепить законодательно, выработав защитные механизмы. Совет Федерации решает, когда РФ. Кроме того, в его ведении находятся кадровые дела руководителей судов: Конституционного, Высшего Арбитражного и Верховного. Генеральный прокурор также назначается Советом Федерации. То есть людей, занимающих высшие государственные должности, невозможно уволить или назначить без одобрения данного органа.

Экономические вопросы

Статья сто шестая основного закона перечисляет темы, которые обязательно рассматривает Совет Федерации. К примеру, бюджет государства должен быть утвержден органом. Еще он рассматривает вопросы, связанные с федеральными налогами, валютным, кредитным, финансовым, таможенным регулированием. Денежная эмиссия находится в его ведении. Когда страна заключает договоры с другими государствами, то их необходимо ратифицировать (одобрить). Этим занимается СФ РФ. Только после принятия им соответствующего решения все иные органы имеют право использовать положения договора в своей деятельности. Одним из самых важных вопросов для государства является его отношения с иными странами. В Конституции он называется «состояние войны и мира». Этот вопрос также находится в ведении СФ РФ.

Самоорганизация

Следующая группа вопросов - работа самого органа. Структура его предусмотрена в Конституции, как и порядок функционирования. В основном законе изложены лишь общие моменты. Там невозможно предусмотреть все тонкости, имеющие принципиальное значение при принятии важнейших решений. Их вырабатывает и утверждает сам Совет. Он составляет регламент, в котором детально и конкретно прописаны процедуры его деятельности. К примеру, возьмем вопрос ратификации договоров. Конституция говорит, что им занимается СФ. Однако имеет значение, как пройдет эта процедура. Ведь у решения будут те или иные последствия. За них нужно отвечать. Кроме того, для правильного решения необходимо учитывать мнения разнообразных специалистов, экспертов. Каждая справка должна не просто стать важным документом, но и быть доведена до сведения ответственных лиц. То есть члены Совета Федерации обязаны составить всеобъемлющее мнение о вопросе, решением которого занимаются. Как именно проходит процесс экспертизы, ознакомления, движения информации и документов, прописано в регламенте. Там предусмотрено все, вплоть до подписей и дат.

Структура органа

Понятно, что при таком уровне решаемых проблем СФ РФ не может быть маленькой организацией. Для его нормальной деятельности необходимо достаточно большое количество специалистов. Они должны охватывать весь спектр многосторонней государственной политики. Да и просто «статисты» и исполнители необходимы. Члены Совета Федерации не выполняют технических работ. В их обязанности входит выработка и одобрение решений. Все остальное готовит аппарат. Руководит органом председатель Совета Федерации (ныне Матвиенко В. И.). Интересно, что всего два человека занимали эту должность. С 2001 года - Миронов С. И. Он проработал десять лет. А в 2011 году на должность была избрана Матвиенко В. И. Она представляла в данном органе Санкт-Петербург. У председателя есть три заместителя. Кроме того, для работы создаются комитеты и комиссии. Некоторые из них осуществляют деятельность на постоянной основе, другие - носят временный характер. Технической деятельностью занимается аппарат.

Порядок работы СФ РФ

Законодательно закреплены принципы деятельности данной палаты парламента. К ним относятся открытость, коллективность, публичность. Заседания СФ могут проводиться в присутствии представителей общественности и прессы. На многие из них приглашаются иные специалисты. Все обсуждения проводятся открыто и свободно. Каждый присутствующий имеет право высказать свое мнение, опираясь на законодательство, руководствуясь интересами граждан и государства. Есть и обязательные нормы, нарушать которые нельзя. К примеру, в заседании обязано принять участие не менее двух третей его состава. В ином случае решение не будет иметь законодательной силы. Решение принимается в основном открытым голосованием. При этом применяется электронная система. «За» должно высказаться не менее половины членов, присутствующих в зале.

Две палаты парламента не могут не пересекаться в своей деятельности. Их взаимоотношения также регулируются основным законом. Дума и Совет Федерации для совместной работы могут осуществлять ряд мероприятий. К ним относятся совместные заседания. То есть обе палаты собираются в одном «сессионном зале» и принимают решение по вопросам, которые необходимо рассмотреть в таком формате. Кроме того, они могут создавать совместные специальные органы. В их состав включаются представители обеих палат. Еще они ведут постоянное сотрудничество в сфере законотворчества.

С т а т ь я 35. Место проведения заседаний Совета Федерации

Заседания Совета Федерации проводятся в городе Москве. По решению Совета Федерации место проведения заседания может быть изменено.

С т а т ь я 36. Государственные символы Российской Федерации в Зале заседаний Совета Федерации

1. В Зале заседаний Совета Федерации помещаются Государственный флаг Российской Федерации и Государственный герб Российской Федерации.

2. При открытии и закрытии каждого заседания Совета Федерации исполняется Государственный гимн Российской Федерации.

С т а т ь я 37. Размещение в Зале заседаний Совета Федерации членов Совета Федерации и других лиц, участвующих в заседании палаты

1. Каждому члену Совета Федерации отводится в Зале заседаний Совета Федерации постоянное место, оборудованное необходимыми для работы электронными и техническими средствами (в ред. 152-СФ; от 9 июля 2014 года № 356-СФ) .

2. Для Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации в Зале заседаний Совета Федерации отводятся специальные места, оборудованные средствами для ведения заседания палаты .

3. В Зале заседаний Совета Федерации отводятся места для Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации, депутатов Государственной Думы, членов Правительства Российской Федерации, Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, Председателя Верховного Суда Российской Федерации, Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочного представителя Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочного представителя Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, почетного Председателя Совета Федерации, Председателя Совета Федерации первого созыва, Руководителя Аппарата Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 15 декабря 2010 года № 556-СФ; ) .

С т а т ь я 38. Открытые и закрытые заседания Совета Федерации

1. Заседания Совета Федерации проводятся открыто, на гласной основе и освещаются средствами массовой информации.

2. Совет Федерации может принять решение о проведении закрытого заседания, если предложение об этом внесено Президентом Российской Федерации, Председателем Правительства Российской Федерации, председательствующим на заседании палаты, комитетом Совета Федерации или группой членов Совета Федерации численностью не менее 25 человек

3. Решение о проведении закрытого заседания палаты принимается большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Содержание закрытого заседания Совета Федерации, сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну, могут быть использованы членами Совета Федерации только для их деятельности в Совете Федерации .

4. В случае принятия решения о проведении закрытого заседания палаты председательствующий объявляет дополнительный перерыв на 30 минут.

5. В открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе принимать участие Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Председатель Государственной Думы), члены Правительства Российской Федерации, Председатель Конституционного Суда Российской Федерации, Председатель Верховного Суда Российской Федерации, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, заместитель Председателя Счетной палаты Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Генеральный прокурор Российской Федерации, Председатель Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, полномочный представитель Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Совете Федерации, полномочный представитель Государственной Думы в Совете Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ; от 15 декабря 2010 года № 556-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ) .

6. На открытом и закрытом заседаниях Совета Федерации вправе присутствовать депутаты Государственной Думы, судьи Конституционного Суда Российской Федерации, судьи Верховного Суда Российской Федерации, аудиторы Счетной палаты Российской Федерации, Председатель Следственного комитета Российской Федерации, заместители Председателя Следственного комитета Российской Федерации и по их поручению другие сотрудники Следственного комитета Российской Федерации, руководители органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

(Часть 6 введена в соответствии с Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ; в ред. постановлений Совета Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 22 февраля 2012 года № 38-СФ ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ. )

6 1 . На заседании Совета Федерации вправе присутствовать секретарь Общественной палаты Российской Федерации, заместитель секретаря Общественной палаты Российской Федерации, а также члены Общественной палаты Российской Федерации, уполномоченные советом Общественной палаты Российской Федерации, при соблюдении требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

(Часть 6 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 22 февраля 2012 года № 38-СФ.)

7. По решению Совета Федерации на заседания палаты приглашаются представители государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, научных учреждений, независимые эксперты, ученые и другие специалисты для предоставления необходимых сведений и заключений по рассматриваемым Советом Федерации вопросам.

8. Представители средств массовой информации могут присутствовать на открытых заседаниях палаты при условии их аккредитации в Совете Федерации.

9. Другие лица, не являющиеся членами Совета Федерации, могут присутствовать на заседаниях палаты только по специальному приглашению, выдаваемому за подписью Руководителя Аппарата Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ) .

10. На заседаниях Совета Федерации запрещается использование средств телефонной связи и радиосвязи, за исключением их использования для обеспечения проведения заседаний (в ред.постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ) .

11. На закрытом заседании палаты запрещается использование фото-, кино- и видеотехники, средств телефонной связи и радиосвязи, а также средств звукозаписи и обработки информации.

12. На закрытом заседании Совета Федерации вправе присутствовать работники Аппарата Совета Федерации в соответствии со списком, утверждаемым Руководителем Аппарата Совета Федерации.

(Часть 12 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 апреля 2009 года № 149-СФ.)

13. Председательствующий на закрытом заседании палаты информирует членов Совета Федерации и других присутствующих на заседании лиц о правилах проведения закрытого заседания и запрете распространения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую законом тайну.

14. Порядок обеспечения проведения открытых и закрытых заседаний Совета Федерации утверждается Председателем Совета Федерации.

(Часть 14 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 марта 2006 года № 85-СФ.)

С т а т ь я 39. Порядок участия в заседании Совета Федерации лиц, не являющихся членами Совета Федерации

1. Лица, не являющиеся членами Совета Федерации и принимающие участие в заседании Совета Федерации, имеют право участвовать в прениях, делать замечания, вносить предложения и поправки по существу обсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки в соответствии со статьей 52 настоящего Регламента.

2. Лицам, присутствующим на заседании Совета Федерации, по решению Совета Федерации может быть предоставлено слово для выступления.

С т а т ь я 40. Протокол и стенограмма заседания Совета Федерации

1. На заседании Совета Федерации ведутся протокол и стенограмма. Протокол заседания Совета Федерации подписывается председательствующим на заседании

2. Стенограмма открытого заседания Совета Федерации подлежит опубликованию в Бюллетене заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Стенографическом отчете заседания Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации .

3. Член Совета Федерации вправе ознакомиться со стенограммой своего выступления до ее опубликования.

4. Стенограмма закрытого заседания палаты хранится в соответствующем структурном подразделении Аппарата Совета Федерации на правах секретного документа.

С т а т ь я 41. Сессии Совета Федерации. Сроки и время проведения заседаний Совета Федерации

1. Совет Федерации собирается на сессии, как правило:

2. Во время сессии Совета Федерации проводятся заседания палаты, заседания Совета палаты, заседания комитетов Совета Федерации, парламентские слушания, Дни Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в субъектах Российской Федерации, ведется работа членов Совета Федерации в субъектах Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

3. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц.

4. Заседание Совета Федерации проводится в один день или в течение нескольких дней подряд. Каждый день заседания Совета Федерации состоит из утреннего и вечернего заседаний. Утреннее заседание проводится с 10 до 14 часов с перерывом на 30 минут, вечернее - с 16 до 18 часов.

5. По решению Совета Федерации время проведения заседания может быть изменено.

6. (Часть 6 исключена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 1 марта 2017 года № 47-СФ.)

С т а т ь я 42. Порядок подготовки проекта повестки дня очередного заседания Совета Федерации

1. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации представляет собой перечень вопросов, которые предполагается рассмотреть на заседании палаты, с указанием очередности их рассмотрения, органа Совета Федерации, должностного лица, ответственного за рассмотрение каждого вопроса, докладчиков (содокладчиков) по каждому вопросу, а также иных сведений, устанавливаемых Советом палаты.

В проекте повестки дня очередного заседания Совета Федерации может указываться фиксированное время для рассмотрения вопроса на заседании Совета Федерации.

(Часть 1 в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ; от 30 октября 2013 года № 421-СФ. )

2. Проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации формируется Председателем Совета Федерации.

3. В первую очередь в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносятся вопросы, подлежащие включению в повестку дня заседания Совета Федерации без обсуждения и голосования:

а) об обсуждении посланий и обращений Президента Российской Федерации;

б) относящиеся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ) ;

в) об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

г) об освобождении от должности Председателя Совета Федерации, первого заместителя Председателя Совета Федерации, заместителя Председателя Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ) ;

д) о проектах законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренных Государственной Думой;

е) об одобренных Государственной Думой федеральных конституционных законах;

ж) о принятых Государственной Думой федеральных законах, подлежащих обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации (;

з) о повторном рассмотрении в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации федеральных законов, отклоненных Президентом Российской Федерации и одобренных Государственной Думой при повторном рассмотрении в ранее принятой редакции;

и) о результатах рассмотрения законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

к) об ответах членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации (»правительственный час»).

4. Кроме вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи, обязательному включению в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации подлежат вопросы:

(пункт «а» исключен, пункты «б» - «л» считаются соответственно пунктами «а» - «к» в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 марта 2003 года № 79-СФ;)

а) о предложениях о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

а 1) о принятых Государственной Думой федеральных законах, не подлежащих обязательному рассмотрению Советом Федерации, если не истек установленный Конституцией Российской Федерации четырнадцатидневный срок (пункт «а1» введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ)

б) о направлении обращений в Конституционный Суд Российской Федерации, за исключением обращения, указанного в пункте «в» части 3 настоящей статьи;

в) о законодательной инициативе Совета Федерации;

г) о поручениях Счетной палате Российской Федерации;

д) о приглашении членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседание палаты для ответов на вопросы членов Совета Федерации;

е) о внесении в настоящий Регламент изменений и дополнений, относящихся к порядку рассмотрения вопросов, указанных в части 3 настоящей статьи;

ж) об образовании комитетов Совета Федерации, о создании временных комиссий Совета Федерации и об изменении их составов (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ) ;

з) подготовленные в соответствии с поручениями Совета Федерации, Совета палаты (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 июня 2012 года № 194-СФ);

и) включенные в повестку дня предшествующего заседания Совета Федерации, рассмотрение которых не было начато или завершено на предшествующем заседании;

к) иные вопросы, предусмотренные настоящим Регламентом.

5. В проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации могут быть включены вопросы организации внутренней деятельности палаты, а также вопросы, предлагаемые к рассмотрению по инициативе членов Совета Федерации и не относящиеся к указанным в частях 3 и 4 настоящей статьи.

6. Указанные в настоящей статье вопросы включаются в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации при представлении проекта акта, предлагаемого для принятия Советом Федерации в соответствии с настоящим Регламентом.

7. Предложения для включения в проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации должны быть представлены Председателю Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета палаты, за исключением вопросов, для которых Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами установлен иной срок внесения на рассмотрение Совета Федерации.

8. Сформированный Председателем Совета Федерации проект повестки дня очередного заседания палаты направляется членам Совета Федерации. После этого проект повестки дня очередного заседания Совета Федерации вносится Председателем Совета Федерации на рассмотрение Совета палаты.

9. Председатель Совета Федерации вправе включить дополнительные вопросы в рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания Совета Федерации.

С т а т ь я 42 1 . «Время эксперта»

1. Совет Федерации вправе пригласить на заседание палаты для выступления по актуальным вопросам известных государственных, политических, общественных деятелей, деятелей науки, культуры, искусства (»время эксперта»). Длительность выступления не должна превышать 30 минут.

2. Кандидатуры выступающих и темы их выступлений предлагаются Председателю Совета Федерации органами Совета Федерации и рассматриваются Советом палаты.

3. Совет палаты утверждает график проведения «времени эксперта» на весеннюю (осеннюю) сессию и определяет комитет, ответственный за его подготовку и проведение на заседании Совета Федерации.

(Статья 42 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ; в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 21 октября 2015 года № 389-СФ.)

С т а т ь я 43. Внеочередное заседание Совета Федерации

1. Внеочередное заседание Совета Федерации может созываться по предложению Президента Российской Федерации, Председателя Совета Федерации, Совета палаты, комитета Совета Федерации по вопросам, отнесенным к его ведению, либо по предложению не менее одной трети от общего числа членов Совета Федерации. Предложение комитета Совета Федерации должно быть поддержано не менее одной пятой от общего числа членов Совета Федерации.

(Часть 1 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

2. Инициаторы предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации должны представить в Совет Федерации следующие материалы:

обоснование необходимости созыва внеочередного заседания палаты;

проект повестки дня внеочередного заседания палаты;

проекты актов Совета Федерации, указанных в статье 68 настоящего Регламента;

пояснительные записки к проектам актов Совета Федерации;

списки предполагаемых докладчиков и приглашенных лиц.

3. Материалы, представленные инициаторами предложения о созыве внеочередного заседания Совета Федерации, направляются Председателем Совета Федерации для подготовки заключения в соответствующие комитеты Совета Федерации. Комитеты Совета Федерации обязаны дать заключения по представленным материалам не позднее чем за 24 часа до начала внеочередного заседания Совета Федерации. Отсутствие заключения соответствующего комитета Совета Федерации не является препятствием для проведения внеочередного заседания палаты.

(Часть 3 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

4. Дата и порядок проведения внеочередного заседания палаты Председателем Совета Федерации согласовываются с Советом палаты.

С т а т ь я 44. Регистрация членов Совета Федерации на заседании палаты. Правомочность заседания Совета Федерации

1. Заседание Совета Федерации начинается с поименной регистрации членов Совета Федерации.

2. Регистрация членов Совета Федерации, присутствующих на заседании палаты, проводится перед началом каждого утреннего и вечернего заседания, а также перед началом закрытого заседания палаты. Перед голосованием по решению Совета Федерации может быть проведена дополнительная регистрация (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ).

3. Заседание Совета Федерации считается правомочным, если на нем присутствует более половины от общего числа членов Совета Федерации.

С т а т ь я 45. Предоставление членам Совета Федерации материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты

1. Члены Совета Федерации своевременно извещаются о вопросах, вносимых на рассмотрение палаты.

2. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросам, перечисленным в частях 3 и 4 статьи 42 настоящего Регламента, предоставляются членам Совета Федерации не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации.

3. Проекты актов Совета Федерации и другие материалы по вопросу утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения, по решению вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации предоставляются членам Совета Федерации до начала заседания Совета Федерации.

4. Проекты актов Совета Федерации по иным вопросам повестки дня заседания палаты предоставляются членам Совета Федерации, как правило, не позднее чем за 24 часа до начала заседания Совета Федерации.

5. Порядок представления членам Совета Федерации проектов актов Совета Федерации и других материалов по вопросам, вносимым на рассмотрение палаты, определяется инструкцией по делопроизводству в Совете Федерации.

(Часть 5 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

С т а т ь я 46. Вопросы, подлежащие первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации

Установленные настоящей статьей вопросы подлежат первоочередному рассмотрению на заседании Совета Федерации в следующем порядке:

а) послания и обращения Президента Российской Федерации;

б) проекты актов Совета Федерации по вопросам, относящимся к ведению Совета Федерации в соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации;

в) проекты законов Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации, одобренные Государственной Думой; федеральные конституционные законы, одобренные Государственной Думой; федеральные законы, принятые Государственной Думой и подлежащие обязательному рассмотрению в Совете Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации;

г) предложения о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации;

д) предложения о направлении запросов Совета Федерации в Конституционный Суд Российской Федерации.

С т а т ь я 47. Председательствующий на заседании Совета Федерации

1. Заседание Совета Федерации ведет председательствующий, которым может быть Председатель Совета Федерации, первый заместитель Председателя Совета Федерации, один из заместителей Председателя Совета Федерации или старейший по возрасту член Совета Федерации из числа членов Совета Федерации, присутствующих на заседании.

2. Председательствующий на заседании Совета Федерации:

а) объявляет об открытии и о закрытии заседания;

а 1) вправе объявить минуту молчания (пункт «а 1 » введен в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 24 июня 2015 года № 279-СФ) ;

б) ведет заседание палаты;

в) обеспечивает соблюдение положений настоящего Регламента;

г) предоставляет слово для выступления в порядке очередности поступления зарегистрированных заявок в соответствии с повесткой дня заседания Совета Федерации, положениями настоящего Регламента либо в ином порядке, устанавливаемом решениями Совета Федерации;

д) вправе предупредить выступающего в случае его отклонения от темы рассматриваемого вопроса, а при повторном нарушении лишить его слова;

е) предоставляет слово по порядку ведения заседания;

з) оглашает предложения членов Совета Федерации по рассматриваемым на заседании вопросам и объявляет последовательность постановки их на голосование;

к) отвечает на вопросы, поступившие в его адрес, дает справки;

л) обеспечивает порядок в Зале заседаний Совета Федерации, может удалить из Зала заседаний Совета Федерации приглашенных лиц, мешающих работе Совета Федерации;

м) обеспечивает исполнение организационных решений Совета Федерации;

н) подписывает протокол заседания;

о) вправе предупредить члена Совета Федерации о нарушении положений настоящего Регламента, а также исправлять фактические ошибки, допущенные в выступлениях.

3. Если председательствующий посчитал необходимым принять участие в обсуждении какого‑либо вопроса, он, получив слово, передает функции председательствующего до принятия решения по обсуждаемому вопросу другому председательствующему.

4. Председательствующий может взять слово вне очереди для поздравления членов Совета Федерации, вручения им почетных грамот Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, вручения почетной символики Совета Федерации, осуществления иных торжественных действий. При этом вносить изменения в повестку дня заседания палаты не требуется.

5. При нарушении председательствующим положений частей 2–4 настоящей статьи, подтвержденном соответствующим решением палаты, Совет Федерации вправе передать функции председательствующего до завершения рассмотрения обсуждаемого вопроса другому председательствующему, приняв соответствующее решение большинством голосов от числа членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации. Требование члена Совета Федерации о подтверждении палатой факта нарушения председательствующим положений частей 2–4 настоящей статьи ставится на голосование без обсуждения немедленно по поступлении.

(Статья 47 в ред. Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ.)

С т а т ь я 48. Язык заседания Совета Федерации

Заседание Совета Федерации ведется на русском языке. Член Совета Федерации, желающий выступить на ином языке народов Российской Федерации, не менее чем за сутки уведомляет об этом Председателя Совета Федерации. Такое выступление обеспечивается переводом на русский язык.

С т а т ь я 48 1 . Выступления на заседании Совета Федерации членов Совета Федерации по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам

После открытия заседания Совета Федерации членам Совета Федерации предоставляется слово для выступления по актуальным социально-экономическим, политическим и иным вопросам продолжительностью до трех минут. Общая продолжительность выступлений не может превышать 30 минут.

(Статья 48 1 введена постановлением Совета Федерации .

С т а т ь я 49. Представление председательствующим проекта повестки дня заседания Совета Федерации

Председательствующий на заседании Совета Федерации представляет Совету Федерации рассмотренный Советом палаты проект повестки дня заседания палаты и ставит его на голосование для принятия за основу.

С т а т ь я 50. Внесение изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации

1. На заседании Совета Федерации в принятый за основу проект повестки дня могут вноситься изменения и дополнения. Изменения и дополнения могут быть внесены и в порядок рассмотрения вопросов повестки дня.

2. В первую очередь изменения и дополнения вносятся в перечень вопросов, подлежащих рассмотрению на заседании Совета Федерации (далее – перечень вопросов). Вопрос о федеральном законе, не подлежащем обязательному рассмотрению в Совете Федерации, может быть исключен из проекта повестки дня по предложению комитета Совета Федерации, ответственного за его рассмотрение, если ни один из присутствующих на заседании членов Совета Федерации не настаивает на необходимости его рассмотрения. После внесения изменений и дополнений в перечень вопросов председательствующий ставит на голосование вопрос о его утверждении. В утвержденный Советом Федерации перечень вопросов не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением случаев, установленных настоящим Регламентом. После утверждения перечня вопросов изменения и дополнения могут быть внесены в порядок (очередность) рассмотрения вопросов повестки дня заседания Совета Федерации.

(Часть 2 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

3. Предложения о внесении изменений и дополнений в принятый за основу проект повестки дня заседания Совета Федерации вносятся комитетом Совета Федерации, членом Совета Федерации в том случае, если инициатором предложения представлен проект акта Совета Федерации по вопросу, предлагаемому для включения в повестку дня заседания Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

4. Совет Федерации по инициативе председательствующего вправе принять решение о прекращении прений по вопросу повестки дня заседания Совета Федерации.

5. Из проекта повестки дня заседания Совета Федерации не могут быть исключены вопросы, подлежащие в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Регламентом обязательному рассмотрению в Совете Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

6. Предложения комитета Совета Федерации, члена Совета Федерации о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации ставятся председательствующим на голосование в порядке очередности их поступления. Если по одному и тому же вопросу проекта повестки дня заседания Совета Федерации внесено несколько предложений, то по решению палаты вначале могут обсуждаться и голосоваться те из них, принятие или отклонение которых позволит решить вопрос о других предложениях. Перед голосованием инициатору предложения предоставляется возможность выступить с его обоснованием (время для выступления - три минуты).

(Часть 6 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ.)

7. Решения о внесении изменений и дополнений в проект повестки дня заседания Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации.

С т а т ь я 51. Принятие повестки дня заседания Совета Федерации в целом

1. Проект повестки дня после принятия решений о внесении в него изменений и дополнений ставится председательствующим на голосование для принятия повестки дня заседания Совета Федерации в целом.

2. Решение о принятии повестки дня заседания Совета Федерации в целом принимается большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации и оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ) .

3. В принятую в целом повестку дня заседания Совета Федерации не могут быть внесены изменения и дополнения, за исключением вопросов, касающихся утверждения указа Президента Российской Федерации о введении военного положения или о введении чрезвычайного положения и решения вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации, вопросов о принятых Государственной Думой федеральных законах, а также вопросов, инициированных Председателем Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 мая 2002 года № 254-СФ; от 27 июня 2012 года № 194-СФ; от 24 июня 2015 года № 279-СФ).

4. Обсуждение вопросов, не включенных в повестку дня заседания палаты, не допускается.

5. Вопросы, за исключением указанных в части 5 статьи 50 настоящего Регламента, снимаются с рассмотрения Советом Федерации по заявлению органа, лица (лиц), внесших эти вопросы на рассмотрение Совета Федерации.

С т а т ь я 52. Основные виды и продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации

1. На заседаниях Совета Федерации предусматриваются следующие основные виды выступлений: доклад; содоклад; заключительное слово по обсуждаемому вопросу; выступление кандидата на выборную (назначаемую) должность; выступление в прениях; выступление по обсуждаемой кандидатуре; выступление по мотивам голосования; выступление по порядку ведения заседания; предложение; справка; информация; заявление; обращение.

2. Продолжительность доклада, содоклада, заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность устанавливается председательствующим на заседании Совета Федерации по согласованию с докладчиком, содокладчиком, кандидатом на выборную (назначаемую) должность, но не должна превышать: 15 минут - для доклада, 10 минут - для содоклада, 5 минут - для заключительного слова и выступления кандидата на выборную (назначаемую) должность.

Для выступления в прениях предоставляется до пяти минут, для выступления по вопросам, указанным в статье 48 1 , по обсуждаемой кандидатуре, по порядку ведения заседания, для предложения, справки, информации, заявления, обращения - до трех минут, для выступления по мотивам голосования, вопроса к докладчику и содокладчику (содокладчикам) - до одной минуты (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 27 марта 2013 года № 95-СФ).

Настоящим Регламентом может устанавливаться иная продолжительность выступлений на заседании Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 10 февраля 2016 года № 52-СФ) .

3. По предложению председательствующего, принимаемому большинством голосов членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее чем одной четвертью голосов от общего числа членов Совета Федерации, устанавливаются общее время обсуждения вопроса повестки дня, общее время для вопросов и ответов, а также может быть продлено время для выступления (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ) .

4. По истечении установленного времени микрофон выступающего отключается без предупреждения. Председательствующий вправе продлить время для выступления по просьбе выступающего, но не более чем на одну минуту.

С т а т ь я 53. Порядок выступлений на заседании Совета Федерации

1. Доклад, содоклад (содоклады), заключительное слово докладчика и заключительное слово содокладчика (содокладчиков) осуществляются с трибуны, если палатой не принято иное решение. Остальные выступления осуществляются с трибуны, рабочих мест или от микрофонов в зале.

(Часть 1 в ред. 502-СФ.)

2. Никто не вправе выступать на заседании Совета Федерации без разрешения председательствующего. Нарушившего это правило председательствующий лишает слова без предупреждения.

3. Выступающий на заседании Совета Федерации не вправе употреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущерб чести и достоинству граждан и должностных лиц, призывать к незаконным действиям, допускать выражения, разжигающие национальную и социальную рознь, использовать заведомо недостоверную информацию, допускать необоснованные обвинения в чей‑либо адрес.

В своих выступлениях на заседании Совета Федерации член Совета Федерации, депутат Государственной Думы и государственный гражданский служащий стоимостные показатели указывают в рублях, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.

В случае нарушения этих правил выступающий может быть лишен слова без предупреждения.

(Часть 3 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 6 июля 2007 года № 260-СФ.)

3 1 . Член Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности может поставить вопрос о злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации, после чего председательствующий вправе предупредить об этом выступающего.

Каждый член Совета Федерации может поставить вопрос о повторном злоупотреблении выступающим правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации. В этом случае председательствующий ставит данный вопрос на голосование. Если повторное злоупотребление правом участвовать в обсуждении вопросов повестки дня заседания Совета Федерации подтверждено решением палаты, принимаемым большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, выступающий лишается права участвовать в обсуждении вопросов повестки дня в течение всего заседания.

(Часть 3 1 введена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25 декабря 2015 года № 607-СФ.)

4. Переуступка права на выступление в пользу другого лица допускается с согласия председательствующего на заседании Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ) .

5. Право внеочередного выступления на заседании Совета Федерации предоставляется Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства Российской Федерации, Председателю Совета Федерации, Председателю Государственной Думы, членам Правительства Российской Федерации, Председателю Счетной палаты Российской Федерации, Председателю Конституционного Суда Российской Федерации, Председателю Верховного Суда Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ; от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ ) .

6. (Часть 6 исключена в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 25-СФ.)

С т а т ь я 54. Порядок рассмотрения на заседании Совета Федерации вопросов повестки дня

Вопросы повестки дня заседания Совета Федерации, за исключением тех, для которых настоящим Регламентом установлен иной порядок рассмотрения, рассматриваются Советом Федерации в следующем порядке:

  • доклад;
  • содоклад (содоклады);
  • вопросы к докладчику и содокладчику (содокладчикам);
  • выступления в прениях;
  • заключительное слово докладчика;
  • заключительное слово содокладчика (содокладчиков);
  • выступления по мотивам голосования по принятию проекта акта Совета Федерации за основу;
  • голосование по принятию проекта акта Совета Федерации за основу;
  • обсуждение поправок к проекту акта Совета Федерации и голосование по ним в порядке, установленном статьей 69 настоящего Регламента;
  • голосование по принятию акта Совета Федерации в целом.

С т а т ь я 55. Прекращение прений

1. По предложению председательствующего на заседании Совета Федерации прения по рассматриваемому вопросу могут быть прекращены по истечении времени, предусмотренного настоящим Регламентом, либо по решению Совета Федерации.

2. После принятия решения о прекращении прений председательствующий на заседании Совета Федерации выясняет, кто из записавшихся, но не выступивших настаивает на выступлении, и с согласия палаты предоставляет ему слово.

3. Члены Совета Федерации, не выступившие в связи с прекращением прений, вправе приобщить подписанные ими тексты своих выступлений к стенограмме заседания.

4. Докладчики, содокладчики и кандидаты на выборные (назначаемые) должности имеют право на заключительное слово.

С т а т ь я 56. Выступления по порядку ведения заседания Совета Федерации

1. Председательствующий обязан предоставить слово члену Совета Федерации, если тот заявляет о желании выступить по порядку ведения заседания.

Если член Совета Федерации выступает не по порядку ведения заседания Совета Федерации, председательствующий вправе предупредить его об этом, а в случае повторного нарушения лишить его слова (абзац второй введен постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 29 октября 2014 года № 502-СФ) .

2. Допускается не более двух выступлений членов Совета Федерации по порядку ведения заседания в течение 30 минут. Если в течение этого срока поступает третье заявление о выступлении по порядку ведения заседания, председательствующий вправе предоставить слово для выступления по истечении этих 30 минут либо поставить на голосование вопрос об открытии прений по порядку ведения заседания.

Решение об открытии прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ).

3. Прения по порядку ведения заседания продолжаются не более 30 минут. На каждое выступление отводится не более трех минут.

4. По истечении 30 минут с момента открытия прений по порядку ведения заседания председательствующий может поставить на голосование вопрос о продолжении прений. Решение о продолжении прений по порядку ведения заседания считается принятым, если за него проголосовало большинство членов Совета Федерации, принявших участие в голосовании, но не менее одной четверти от общего числа членов Совета Федерации (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 2 марта 2007 года № 73-СФ) .

5. Следующее выступление по порядку ведения заседания допускается не ранее чем через 30 минут после прекращения предыдущих прений по порядку ведения заседания.

6. В случае нарушения положений настоящего Регламента на заседании Совета Федерации уполномоченный представитель Комитета Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности обязан проинформировать об этом Совет Федерации и предложить председательствующему устранить допущенное нарушение (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 декабря 2011 года № 568-СФ).

С т а т ь я 57. Поручение Совета Федерации

1. Совет Федерации в ходе заседания по предложению председательствующего, члена Совета Федерации может дать поручение органу Совета Федерации, должностному лицу Совета Федерации, Аппарату Совета Федерации.

2. Текст поручения, как правило, предварительно согласовывается с органом Совета Федерации, должностным лицом Совета Федерации, которым предлагается дать поручение, и представляется в письменной форме либо оглашается председательствующим или членом Совета Федерации – инициатором предложения.

3. Поручение оформляется выпиской из протокола заседания Совета Федерации.

4. Информация о результатах исполнения поручения Совета Федерации представляется органом Совета Федерации, должностным лицом Совета Федерации, Руководителем Аппарата Совета Федерации Комитету Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности. (в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 17 января 2018 года № 3-СФ)

(Статья 57 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 16 апреля 2014 года № 127-СФ.)

С т а т ь я 58. Время для информирования и дачи справок

В конце каждого заседания палаты выделяется не более 15 минут для информирования и дачи справок. На каждое выступление выделяется не более трех минут.

(Статья 58 в ред. постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27 марта 2013 года № 95-СФ) .

С т а т ь я 59. Распространение документов и материалов в Зале заседаний Совета Федерации

Члены Совета Федерации вправе распространять в Зале заседаний Совета Федерации документы и материалы, относящиеся к вопросам, включенным в повестку дня. Любые документы и материалы должны быть подписаны инициатором (инициаторами) их распространения и завизированы Председателем Совета Федерации либо по его поручению первым заместителем Председателя Совета Федерации, заместителем Председателя Совета Федерации или Руководителем Аппарата Совета Федерации (в ред. постановлений Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 26 мая 2004 года № 152-СФ; от 29 апреля 2009 года № 149-СФ; от 16 апреля 2014 года № 127-СФ) .

Введение

I. История возникновения Совета Федерации

II. Совет Федерации как структурное подразделение Парламента

2. Полномочия

III. Структура Совета Федерации

2. Подразделения и их функции

3. Руководство

IV. Новое в организации деятельности

Заключение

Список использованных нормативно – правовых актов и литературы

Введение

Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Исторически двухпалатная структура парламента возникла в странах Запада как способ сдерживания одной палатой (верхней) чрезмерного радикализма другой (нижней).

В Российской Федерации двухпалатность парламента – довольно - таки новое явление, возникшее только в 1990 году. В это время в качестве представительного органа выступал Верховный Совет РСФСР, который включал в себя Совет Республики и Совет Национальностей. До этого, начиная с октябрьской революции 1917 года, высший представительный орган России, являлся однопалатным. Однако двухпалатность в Российской Федерации в период с 1990 по 1993 год оказалась не очень эффективной: палаты Верховного Совета большей частью заседали совместно, а доминирующую роль играл Президиум – руководящий орган парламента в целом, подавлявший инициативу обеих палат.

Конституцией РФ, принятой в 1993 году, был учрежден новый представительный орган - Федеральное Собрание, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. С этого момента Конституция Российской Федерации 1993 года внесла принципиальные изменения в понимание структуры федерального парламента. Разнородный порядок формирования палат Федерального Собрания, их исключительная компетенция послужили ярким примером этого. В пункте 1 статьи 95 Конституция закрепила структуру парламента: «Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы». Так как Совет Федерации является верхней палатой Федерального Собрания Российской Федерации, то необходимо отметить, что она является носителем огромного «пакета» полномочий, и наряду с этим существует как фундаментальная основа для регулирования важнейших вопросов, возникающих в государственной сфере.

В общем, все предметы ведения, состав, структура и статус Совета Федерации Федерального Собрания РФ регламентируются соответствующими нормативно – правовыми актами, которые как правило, периодически дополняются или изменяются.

С момента образования по настоящее Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации как палата Российского парламента исследуется многими учеными. Советом Федерации как верхней палатой Федерального Собрания интересуются как конституционалисты России и зарубежья, так и широко известные специалисты в области государственно – правовых дисциплин. Наряду с ними, с неугасаемым интересом Совет Федерации рассматривают и деятели, внесшие свой вклад в отрасль исторических наук. Среди ведущих конституционалистов страны можно выделить М.В. Баглая, Е.И. Козлову, О.Е. Кутафина и И.В. Гранкина, внесших существенный вклад в конституционное право Российской Федерации. Каждый из них написал не одну научную работу о конституционном праве Российской Федерации, и наряду с этим не одну книгу, посвященную этой отрасли права, и ставшую первой настольной книгой любого конституционалиста. Также отдельные статьи о Совете Федерации посвящали и такие эксперты как Н.В. Зорькин, С.М. Бенетова, О.О. Миронов и Л.А. Кравченко.

В рамках курсовой работы невозможно отразить всю информацию о Совете Федерации, поэтому я постараюсь остановиться на наиболее важных моментах касающихся этой палаты. Считаю необходимым наиболее полно раскрыть вопросы затрагивающие историю возникновения СФ, статус, состав, и его компетенцию.


I. История возникновения Совета Федерации

Впервые орган под названием "Совет Федерации" был создан 17 июля 1990 года при Председателе Верховного Совета РСФСР (Б.Н. Ельцине) и включал председателей Советов всех автономных республик, автономных областей и автономных округов (31 человек) и Председателей некоторых областных, краевых и городских Советов (31 человек). С 30 января 1991 года включал председателей Советов всех 88 (затем - 89) субъектов Федерации. В июле 1991года, пост председателя Совета Федерации унаследовал новый глава Верховного Совета Р.И.Хасбулатов.

8 сентября 1993 года Президент Ельцин созвал встречу руководителей исполнительной и представительной власти регионов, заранее объявленную учредительным собранием нового Совета Федерации и прообразом верхней палаты нового парламента, альтернативного действующему Съезду народных депутатов РФ. Участники встречи отказались подписать документ о создании Совета Федерации.

Совет Федерации в качестве верхней палаты парламента создан президентским указом № 1400 от 21 сентября 1993 года «О роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ». Утвержденное указом "Положение о федеральных органах власти на переходный период" предусматривало, что Совет Федерации действует в составе председателей законодательных (представительных) органов власти и руководителей исполнительной власти (президентов республик) каждого субъекта Федерации до истечения полномочий Советов народных депутатов текущего созыва (март 1995 года). Совет Федерации должен был приступить к парламентской функции после избрания новой Государственной Думы. Вскоре Ельцин пересмотрел свое решение: 9 октября 1993 года он издал указ о выборах новых представительных органов в регионах, а 11 октября назначил прямые выборы в Совет Федерации первого созыва по 89 двухмандатным округам. Конституция, принятая на референдуме 12 декабря 1993 года, установила, что в Совет Федерации "входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти".

Совет Федерации первого созыва (выборный), в порядке исключения, установленного переходными положениями Конституции, был избран непосредственно населением 12 декабря 1993 года на двухлетний срок и заседал с 11 января 1994 до 15 января 1996 года. Председателем Совета Федерации с 13 января 1994 до 23 января 1996 года был Владимир Филиппович Шумейко.

Конкретный механизм формирования Совета Федерации из представителей органов власти регионов должен был быть установлен федеральным законом. Первый вариант закона (июль 1995 года) - о прямых альтернативных выборах из числа кандидатов, выдвинутых органами власти региона, был отклонен Президентом. За неделю до истечения срока полномочий парламента первого созыва, 5 декабря 1995 года, Дума приняла, а Президент подписал лаконичный закон, вступивший в силу 13 декабря 1995 года и действовавший до августа 2000 года. В соответствии с этим законом в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: глава законодательного (представительного) и глава исполнительного органов государственной власти, по должности. В двухпалатном законодательном (представительном) органе субъекта Российской Федерации совместным решением обеих палат определяется его представитель в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом закон предписал во всех регионах, где главы администраций назначены указами Президента, провести выборы не позже декабря 1996 года.

Второй ("губернаторско-спикерский") Совет Федерации был сформирован 23 января 1996 года на неограниченный срок, однако заседал с 23 января 1996 по 26 декабря 2001 года. Таким образом, фактический срок его деятельности, с захватом "переходного периода", составил 7 лет. Председателем Совета Федерации в этот период был выбран Егор Семенович Строев. Закон 1995 года о порядке формирования Совета Федерации был обжалован в Конституционный Суд обеими палатами парламента. Однако запрос, направленный 9 декабря 1995 года Советом Федерации первого созыва, был отозван новым составом палаты на первом же его заседании. Аналогичный запрос новой Государственной Думы был отклонен 10 апреля 1997 года. Конституционный Суд напомнил, что Дума сама могла бы реализовать свои полномочия по внесению изменений в оспариваемый ею закон, вместо того, чтобы пытаться с помощью решения Конституционного Суда повлиять на позиции во внутрипарламентской дискуссии.

В Комитете Государственной Думы по законодательству был подготовлен проект закона, заменяющего должностной принцип формирования Совета Федерации выборным. Президент Владимир Владимирович Путин внес в Думу в мае 2000 года свой проект закона о порядке формирования Совета Федерации, предусматривающий замену руководителей органов исполнительной и законодательной власти регионов представителями этих органов. 31 мая 2000 года Дума рассмотрела оба проекта и приняла в первом чтении проект Путина. После принятия закона Думой в целом он был отклонен Советом Федерации. После работы согласительной комиссии, созданной по настоянию Думы, Совет Федерации одобрил закон в согласованной редакции. Закон был подписан Президентом 5 августа, опубликован в "Собрании законодательства РФ" и вступил в силу 7 августа 2000 года.

Переходный период "сосуществования" в сенате губернаторов и спикеров с одной стороны и "назначенцев" с другой продолжался с 7 августа 2000 года (дата вступления в силу нового закона о формировании) до 30 января 2002 года ("организационное" 81-е заседание).

Третий Совет Федерации окончательно сформирован к 1 января 2002 года на неограниченный срок и заседает в полностью обновленном составе с 16 января 2002 года. Регламент и структура палаты переформированы 30 января 2002 года. Председатель третьего Совета Федерации - Сергей Михайлович Миронов был избран раньше - 5 декабря 2001 года (переизбран 29 января 2003).