Смежные права: основные положения. Защита смежных прав: актуальные способы Виды объектов прав смежных с авторскими

Общие положения

Эти объекты тоже связаны с произведением, защищаемым авторским правом, вытекают из него. Если точнее, они связаны с процессом доведения произведения до широкой публики.

В других странах для обозначения понятия используются термины «related rights», «neighboring rights», при их переводе можно использовать прилагательные «связанные», «соседствующие», «родственные». В итальянском законе 1941 года был использован термин «примыкающие права». А впервые они были законодательно урегулированы в Законе об авторском праве Австрии в 1936 году, где впервые объектами защиты признаны фонограммы и исполнения.

Смежные права - это интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние.

В упрощенном виде перечень объектов смежного права таков:

1. исполнения и постановки;

2. фонограммы;

3. сообщения передач;

4. базы данных;

5. публикации.

Виды смежных прав

1.​ Исключительное право - возможность использовать объект в любой форме и способами, и запрещать это третьим лицам. Возникает в отношении всех видов объектов смежных прав, носит имущественный характер. Обладателем могут быть как граждане, так и организации.

2.​ Личные неимущественные права -права авторства, на имя, на неприкосновенность исполнения. Могут принадлежать только физическим лицам - исполнителям или режиссерам-постановщикам.

3.​ Иные - права публикаторов, изготовителей фонограмм, вещателей, изготовителей баз данных указывать свои имя или наименование (для юридических лиц) на экземплярах соответствующих объектов смежных прав.

Объекты смежных прав могут быть созданы как гражданами, так и юридическими лицами. В этом отличие от авторских прав, первоначальным субъектом которых (автором) может быть только физическое лицо. Переход от первоначальных обладателей к другим лицам может происходить на основании закона, договора, в результате наследования, реорганизации юридического лица.

Субъекты смежных прав

1.​ Исполнитель - это гражданин, творческим трудом которого создано исполнение, - артист-исполнитель (актер, певец, музыкант, танцор или другое лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления) и дирижер.

2.​ Изготовитель фонограммы - лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков. При отсутствии доказательств иного таковым признается тот, чье имя или наименование указаны обычным образом на ее экземпляре и (или) его упаковке либо иным образом в соответствии со статьей 1310 ГК РФ.

3.​ Вещательная организация или организация эфирного или кабельного вещания - юридическое лицо, самостоятельно определяющее содержание радио- и телепередач (совокупности звуков и (или) изображений или их отображений) и осуществляющее их сообщение в эфир или по кабелю своими силами или с помощью третьих лиц.

4.​ Изготовитель базы данных - юридическое лицо или гражданин, организовавшее ее создание и работу по сбору, обработке и расположению составляющих ее материалов.

5.​ Публикатор - гражданин, который правомерно обнародовал или организовал обнародование произведения науки, литературы или искусства, ранее не обнародованного и перешедшего в общественное достояние либо находящегося в общественном достоянии в силу того, что оно не охранялось авторским правом.

Отдельно стоит сказать о коллективах исполнителей (например, актеров, оркестрантов), совместно принимающих участие в создании, например, спектакля. Права на совместное исполнение осуществляет руководитель коллектива, а при его отсутствии - участники совместно. Постоянно функционирующие коллективы исполнителей обычно зарегистрированы в качестве юридических лиц, заключающих трудовые договоры с участниками. Все их исполнения при этом будут считаться служебными, а права на них переходят коллективу.

Договор с пользователем о передаче прав на исполнения коллектива, подписанный руководителем коллектива, является основанием для освобождения пользователя от претензий участников коллектива по поводу нарушения их исключительных прав. В то же время, члены коллектива могут обратиться с соответствующими требованиями к руководителю, если нарушены условия договоров, заключенных им с отдельными исполнителями.

Защита смежных прав

В момент создания объекта включается принцип автоматической охраны - для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация или соблюдение каких-либо иных формальностей. В этом проявляется схожесть их с авторскими правами.

Важно: смежные права осуществляются с соблюдением прав авторских. Например, для исполнения музыкальной композиции нужно получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора, в противном случае у исполнителя не возникают смежные права на исполнение, а также он становится нарушителем авторских прав.

Примечание: действия изготовителя фонограммы исполнения музыкального произведения по указанию на экземпляре последней только своего наименования, без указания имени музыканта-исполнителя, будут признаны неправомерными.

Однако, смежные права признаются и действуют независимо от наличия и действия авторских прав. В случае, если произведение стало народным достоянием, оно не будет подлежать охране авторским правом, однако, смежные права независимо от этого будут действовать. Равно как в отношении фонограммы исполнения произведения фольклорного творчества возникают смежные права.

Чтобы действовать правомерно, необходимо заключить соответствующие договоры с организациями по коллективному управлению авторскими и смежными правами либо правообладателями.

Законодательство предусматривает случаи использования объектов авторских и смежных прав и без согласия правообладателей, но с обязательной выплатой им вознаграждения.

Перед многочисленными пользователями встает вопрос получения большого количества лицензий , а перед правообладателями вырисовывается необходимость создания специальной организации по коллективному управлению авторскими и (или) смежными правами, действующей в их интересах, обеспечивающей получение вознаграждения за использование прав.

Организации по коллективному управлению авторскими и смежными правами осуществляют свою деятельность в субъектах Российской Федерации посредством создания филиалов и представительств, заключения агентских договоров. Информацию о их деятельности можно получить на официальных сайтах таких организаций.

Способы защиты смежных прав в целом аналогичны способам защиты авторских прав.

1.​ Технические методы защиты смежных прав

Включают использование технологий, технических устройств для контроля доступа к объекту смежных прав, предотвращения либо ограничения действий, которые не разрешены правообладателем в отношении такого объекта.

Правообладатель фонограммы или исполнения вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав из трех элементов - латинской буквы "P" в окружности, имени или наименования правообладателя, года первого опубликования фонограммы, размещая его при использовании фонограммы или исполнения. Однако условием возникновения исключительного права такой знак не является.

2.​ Уголовно-правовая ответственность

Статья 146 Уголовного кодекса РФ называется «Защита авторских и смежных прав», соответственно, предполагает идентичные способы защиты.

Нести уголовную ответственность придется:

​ За плагиат (присвоение авторства), причинивший крупный ущерб (более 100 тыс. руб.)

​ За незаконное (на бездоговорной основе) использование объектов смежных прав, совершенное в крупном размере;

​ За приобретение, хранение и перевозку контрафактных экземпляров фонограмм

в целях сбыта, совершенные в крупном размере.

3.​ Административно-правовые способы

Статья 7.12. КоАП РФ содержит составы административных правонарушений за нарушение смежных прав, наряду с авторскими, изобретательскими и патентными правами, и устанавливает ответственность для виновных лиц.

Условием привлечения к ответственности является преследование цели извлечения дохода. В этом случае статья 7.12. КоАП РФ предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за любое нарушение смежных прав.

За указанные деяния отвечать придется путем уплаты штрафа, размер которого, увы, не так велик - до 2 тыс. рублей на граждан, до 20 тыс. руб. для должностных лиц, до 40 тыс. руб. для юридических лиц, при этом будут конфискованы контрафактные экземпляры фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения.

4.​ Привлечение к гражданской ответственности

Включает в себя предъявление требований:

​ о признании права;

​ о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

​ о возмещении убытков;

​ об изъятии материального носителя - к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

​ о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

​ о выплате компенсации (вместо возмещения убытков):

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Сроки защиты смежных прав

1. Для различных объектов установлены разные сроки действия. По общему правилу они исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место первое исполнение, обнародование, опубликование или первая передача.

Для исполнителя: защита действует в течение всей его жизни, но не менее пятидесяти лет, после чего исполнение переходит в статус общественного достояния. Указанный срок продляется:

На четыре года, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней;

В случае посмертной реабилитации репрессированного исполнителя - 50 лет исчисляются с 1 января года, следующего за датой реабилитации.

Для наследников защита действует в пределах оставшейся части указанных сроков.

Примечание. Если публичное исполнение песни совершено ее автором, для правомерной передачи по кабелю следует учитывать разницу в сроках действия прав автора и исполнителя. По истечении 50 лет с даты смерти исполнителя по-прежнему действует исключительное право на произведение (срок действия которого - в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти). В связи с чем, в данном случае вещательной организации для действия в правовом поле необходимо получить разрешение наследников автора-исполнителя.

2.Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет. В случае обнародования последней в течение 50 лет после записи, исключительное право действует еще столько же, считая с 1 января года, следующего за годом обнародования.

3. Для вещательных организаций - в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

4.Для изготовителя базы данных - в течение пятнадцати лет с даты создания. Исключительное право изготовителя базы данных, обнародованной в указанный период, действует в течение 15 лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее обнародования. Указанные сроки возобновляются при каждом обновлении базы данных.

5.Для публикатора: в течение двадцати пяти лет с момента обнародования, после чего произведение может свободно использоваться любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты вознаграждения.

Примеры судебной практики по охране смежных прав

​ Право смотреть телевизор в гостиничных номерах, фойе гостиниц, и иных публичных местах защитил Верховный суд, включив в Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав от «23» сентября 2015 года, дело, рассмотренное Судом по интеллектуальным правам (постановление от 22 июня 2015 г. по делу № А23-4387/2014): Вещательная организация в дел1е о защите ее смежных прав должна доказать, что публичное исполнение телепередачи осуществлялось ответчиком в месте с платным входом. Истцу необходимо доказать, что ответчик взимал плату непосредственно за вход в гостиницу либо включал в стоимость гостиничного номера услуги спутникового телевидения и тем самым извлекал прибыль. Нахождение сообщающего телепередачи телеприемника в помещении гостиницы само по себе не является нарушением исключительных прав на использование сообщений телепередач.

​ Предложение к продаже компакт-диска с фонограммами произведений лицом, осуществляющим розничную торговлю товаров, признается использованием исключительных прав на фонограмму в форме распространения. Факт нахождения компакт-диска на прилавке расценивается как публичная оферта. При этом, нарушение исключительных прав признается в отношении каждой из фонограмм на диске. Суд правомерно удовлетворил исковые требования, исходя из требований общества - компенсация в минимальном размере (10 000 руб.) за незаконное использование каждой из двенадцати фонограмм (Постановление ФАС Уральского округа от 17.08.2009 N Ф09-5851/09-С6 по делу N А47-9417/2008-10ГК).

Зачастую в юридической науке авторское право и права, смежные с авторскими рассматриваются неразрывно ввиду зависимости вторых от первых. Вместе с тем институт смежных прав сегодня достаточно развит и играет важную роль. Поэтому целесообразно рассмотреть его в отдельной статье.

Понятие смежных прав, их виды

В соответствии со статьей 1303 Гражданского кодекса РФ смежные права – это разновидность интеллектуальных прав на следующие объекты:

  1. Результаты исполнительской деятельности (исполнения);
  2. Фонограммы;
  3. Сообщения в эфир или по кабелю радио- и телепередач;
  4. Содержание баз данных;
  5. Произведения, науки, литературы и искусства, которые обнародованы после их перехода в общественное достояние.

Далее в статье сказано, что на указанные объекты всегда возникает исключительное право – возможность использовать интеллектуальную собственность любым образом в рамках закона. В ряде случаев на них могут возникать и личные неимущественные права: например, они есть у исполнителя (см. ст. 1315 ГК РФ).

Если обратить внимание на каждый из этих объектов, то нетрудно заметить, что каждый из них опосредует иной объект, подлежащий авторско-правовой охране. Так, исполняться могут произведения искусства (пьесы, песни и т.д.), фонограмма пишется на готовую музыку, по эфиру передаются фильмы, передачи и т.д. Этим и обуславливается их производный характер. В то же время о целесообразности охраны свидетельствует тот факт, что в большинстве этих объектов (к примеру, в фонограммах, исполнениях) присутствует творческий характер, который в авторском праве являлся главным свойством произведений.

Закон предписывает, что осуществляться смежные права должны только с соблюдением авторских. Таким образом, если, к примеру, исполнитель не получит согласие автора песни на ее исполнение, то он не будет обладать смежными правами.

Вместе с тем они действуют независимо от авторских. Следовательно, исполнение будет охраняться в течение определенного срока даже в том случае, если правообладатель утратит возможность использовать песню.

Относительно последнего свойства следует упомянуть и еще такой момент. Представим, что совершено интеллектуально-правовое нарушение: гражданин в публичном месте исполнил чужую песню. Помимо нарушения прав автора данной песни, гражданин также использовал фонограмму, на которую в силу статьи 1324 ГК РФ также возникают права, только уже смежные. Следовательно, суд вполне может обязать его выплатить компенсацию как автору песни, так и организации, изготовившей фонограмму.

В российском законодательстве различают авторские и смежные права. Обычно утверждается, что авторские права должны обеспечивать охрану произведений – результатов творческой деятельности авторов, а смежные права как бы примыкают к авторским, но с их помощью охраняются совсем иные объекты:

Исполнения – результаты творческой деятельности артистов-исполнителей;

Фонограммы – звукозаписи;

Передачи организаций вещания (передачи телевизионных и радиовещательных организаций).


Однако приходится учитывать, что подобное деление в ряде случаев оказывается весьма условным. Например, режиссеры-постановщики кинофильмов считаются авторами, а режиссеры-постановщики спектаклей в силу прямого указания закона формально приравнены к артистам-исполнителям и, следовательно, являются обладателями не авторских, а смежных прав.

Охрана, которую обеспечивают авторские права, шире по объему, продолжительнее по срокам и гораздо старше, чем охрана, обеспечиваемая смежными правами (в российском законодательстве первое упоминание о смежных правах появилось только в 1992 г.).

Иностранным правообладателям охрана может предоставляться на основании положений международных договоров или в некоторых случаях непосредственно на основании положений российского закона.



Все эти права действуют параллельно, независимо друг от друга и зачастую образуют причудливые сочетания и переплетения. Для неподготовленного человека понимание этих сочетаний и переплетений оказывается весьма затруднительным.

Основное, что следует запомнить, – при использовании любого объекта авторских или смежных прав должны соблюдаться права всех правообладателей, чьи права на произведения, исполнения, фонограммы и (или) телерадиопередачи затрагиваются таким использованием.

Смежные права - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК РФ). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и их название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Охрана смежных прав предусмотрена как нормами законодательства РФ, так и международными нормами. Это обусловлено тем, что большинство случаев их незаконного использования выходит за рамки национальных границ. В 1961 г. в Риме была заключена Конвенция по охране прав интересов артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Россия присоединилась к ней с 26 мая 2003 г.). Указанная Конвенция базируется на принципе национального режима с гарантированием обязательного минимума охраны (например, право исполнителей на санкционирование использования результатов их творчества при всех способах их воспроизведения, распространения и фиксации). В 1971 г. в Женеве была заключена Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм (Россия присоединилась к ней с 13 марта 1995 г.). Эта Конвенция развивает положения Римской конвенции, которая недостаточно полно регулировала вопросы прав производителей фонограмм.

Согласно п. 1 ст. 1304 ГК РФ объектами смежных прав являются:

  • 1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров - постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
  • 2) фонограммы, т. е. любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
  • 3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
  • 4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
  • 5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.

Для возникновения и осуществления смежных прав не требуется регистрации их объекта или соблюдения каких-либо иных формальностей. Однако в соответствии со ст. 1305 ГК РФ изготовитель фонограммы и исполнитель, а также иной обладатель исключительного права на фонограмму или исполнение вправе для оповещения о принадлежащем ему исключительном праве использовать знак охраны смежных прав, который помещается на каждом оригинале или экземпляре фонограммы и (или) на каждом содержащем ее футляре и состоит из трех элементов: латинской буквы «Р» (от англ, phonorecord - звукозапись) в окружности, имени или наименования обладателя исключительного права, года первого опубликования фонограммы.

Как и в отношении других результатов интеллектуальной деятельности, в законодательстве РФ предусмотрены случаи, когда объекты смежных прав могут использоваться свободно, т. е. без получения согласия правообладателя и без уплаты вознаграждения. Обусловлено это необходимостью учета не только интересов их создателей, но и публичных интересов. В частности, к числу таких случаев можно отнести использование объектов смежных прав исключительно в личных целях, в информационных, научных, учебных или культурных целях, свободное публичное исполнение музыкального произведения (во время официальной или религиозной церемонии либо похорон в объеме, оправдывающем характер такой церемонии), воспроизведение произведения для целей правоприменения, свободную запись произведения организацией эфирного вещания в целях краткосрочного пользования (ст. 1273, 1274, 1277-1279 ГК РФ).

Субъекты смежных прав обладают как личными неимущественными правами, так и исключительными правами, которые по своей природе являются имущественными. Исключительными указанные права называются потому, что третьи лица не имеют права использовать объект смежных прав без согласия правообладателя за исключением изъятий, установленных в законе. Кроме того, у субъекта смежных прав есть исключительное право по распоряжению ими.

Личные неимущественные права неразрывно связаны с личностью правообладателя и не имеют материального содержания. Они различаются в зависимости от субъекта и объекта смежных прав.

Следует иметь в виду, что исключительное право на объект смежных прав (речь идет об исключительном праве на его использование) может отчуждаться субъектом первоначального смежного права другим лицам по договору об отчуждении исключительного права на объект смежных прав (ст. 1307 ГК РФ). При этом первый приобретатель исключительного права может отчуждать его и далее. Кроме того, субъект смежного права (лицензиар) может заключить лицензионный договор, согласно которому он (лицензиар) предоставляет или обязуется предоставить другой стороне (лицензиату) право использования соответствующего объекта смежных прав в установленных договором пределах (ст. 1308 ГК РФ).

Поскольку ответственность за нарушение смежных прав по своей природе относится к гражданской (в особых случаях может возникнуть уголовная и административная ответственность), в случае нарушения смежных прав помимо двух обычных форм гражданской ответственности - неустойки и возмещения убытков - применяется специальная ответственность, предусмотренная ст. 1311 ГК РФ. Речь идет о так называемой законной компенсации, размер которой указан в упомянутой статье. Правообладатель объекта смежных прав освобождается от обязанности документального подтверждения размера своих убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных указанной статьей, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав, поэтому даже безвозмездное распространение контрафактных экземпляров или фонограмм влечет ее наступление.

Применяются также специальные формы ответственности, установленные за нарушение интеллектуальных прав всех правообладателей на результаты интеллектуальной деятельности. К числу таких форм относятся: ликвидация юридического лица на основании судебного решения по требованию прокурора либо прекращение деятельности индивидуального предпринимателя по решению или приговору суда (ст. 1253 ГК РФ). Кроме того, согласно ст. 1252 ГК РФ субъект смежных прав может предъявить требования о признании права, о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, о возмещении убытков, об изъятии материального носителя, о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя.

8 Понятие смежных прав, их производность от авторских прав

Смежные права представляют собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений и по становок, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

Определение «смежные права» во многом обусловлено зависимостью и производностью указанных видов твор ческой деятельности от авторов произведений и их ав торских прав. Не случайно правовые нормы, регули рующие авторские права и связанные с ними смежные права исполнителей, производителей фонограмм, органи заций эфирного или кабельного вещания объединены в рамках единого Закона РФ «Об авторском праве и смеж ных правах» от 09. 07. 93 г. с дополнениями и измене ниями от 19. 07. 95 г. (далее - Закон об автбрском праве), в котором смежным правам посвящен специаль ный раздел.

9 Субъекты смежных прав

Российское законодательство в качестве субъектов смежных прав выделяет следующие категории:

исполнитель - в эту категорию входят актер, певец, музыкант, танцор или иное лицо, которое играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инстру менте или иным образом исполняет произведения лите ратуры или искусства (в том числе эстрадный, цирковой или кукольный номер), а также режиссер-постановщик спектакля (лицо, осуществившее постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного спектакля, представления) и дирижер;

производитель фонограмм - физическое или юриди ческое лицо, взявшее на себя инициативу и ответствен ность за первую звуковую запись с помощью технических средств в каких-либо материальных формах исполнения или иных звуков. При отсутствии иных доказательств про изводителем (изготовителем) фонограммы признается фи зическое или юридическое лицо, имя или наименование которого обозначено на этой фонограмме и (или) на со держащем ее футляре;

организация эфирного вещания - организация, осу ществляющая распространение звука или изображения способом беспроволочной связи (теле- и радиостудия и др-);

организация кабельного вещания - организация, также распространяющая звук или изображение, но только иным техническим способом - через кабель, проводную сеть и др.

10 Объекты смежных прав

Круг объектов, на которые распространяются смежные права, четко определен Законом об авторском праве (ст. 35). В их числе:

- исполнение, постановка, под которыми понимается представление произведений, фонограмм, исполнений,

постановок посредством игры, декламации, пения, танца, в живом исполнении или с помощью технических средств (телерадиовещания, кабельного телевидения и иных тех нических средств);


- фонограмма, т. е. любая исключительно звуковая запись (фиксация звуков с помощью технических средств в какой-либо материальной форме, позволяющей осу ществлять их неоднократное восприятие, воспроизведение или сообщение) исполнений или иных звуков;

- передача организации эфирного или кабельного веща ния, под которой понимается передача, созданная самой организацией эфирного или кабельного вещания, а также по ее заказу за счет ее средств другой организацией.

41. Договоры о передаче смежных прав.

************************************************************************

Договоры в сфере смежных прав являются сравнительно новыми договорами в сфере интеллектуальной собственности. Это обусловлено тем, что сами смежные права охраняются в Российской Федерации сравнительно недавно. Особенность данных договоров проявляется в их взаимосвязи с авторскими правоотношениями. Так, в соответствии с абзацем 2 п. 2 ст. 36 ЗоАП разрешение на использование постановки, полученное от режиссера-постановщика спектакля, не отменяет необходимости получения разрешения у других исполнителей, участвующих в постановке, а также у автора исполняемого произведения.

Законодательство практически не регламентирует особенности договоров о передаче смежных прав. В связи с этим правовое регулирование данных договоров осуществляется общими положениями гражданского законодательства о договорах, обязательствах и сделках. Кроме того, целесообразно к данным договором применять насколько это возможно нормы законодательства об авторских договорах на основе принципа аналогии закона. Так, например, смежные права могут передаваться на исключительных или неисключительных условиях как и авторские права по договорам о передаче исключительных или неисключительных прав.

Существенным условием договоров о передаче смежных прав является условие о предмете: о характере передаваемых прав, способах использования смежных прав и объект, в отношении которого передаются права. Также существенными можно назвать условия о сроке, территории действия передаваемых прав, и вознаграждении за их использование. Среди иных условий, которые имеют важное значение именно для договоров об использовании объектов смежных прав (особенно в отношении производителей фонограмм), является условие о том, что передаваемые (предоставляемые) по договору права (в частности, права на запись) не должны нарушать прав третьих лиц, т.е. прав авторов, исполнителей и иных правообладателей.

Многообразие договоров об использовании смежных прав позволяет провести их классификацию, хотя ныне действующее законодательство таковой не предусматривает.

Договоры о передаче прав на исполнения. Предметом договоров данной группы могут быть права, перечисленные в п. 2 ст. 37 ЗоАП, в частности право передавать в эфир или сообщать для всеобщего сведения по кабелю исполнение или постановку, записывать ранее не записанные исполнение или постановку и др. Договоры на использование этих прав заключаются исполнителем, а при исполнении коллективом исполнителей – руководителем такого коллектива.

В отношении договоров в области исполнительской деятельности ст. 37 ЗоАП регламентирует два вида договоров, различающихся по субъектному составу и характеру передаваемых прав. Так, п.5 ст. 37 ЗоАП регулирует вопросы заключения договора исполнителем с организацией эфирного или кабельного вещания, предметом которого является право передачи в эфир или по кабелю для всеобщего сведения исполнения или постановки. При этом если в договоре предусмотрены право записи исполнения или постановки и право воспроизведения этой записи, то дополнительного разрешения на осуществление этих правомочий в отношении последующих передач или постановки, не требуется.

П.6 ст. 37 ЗоАП предусматривает заключение договора между исполнителем и изготовителем аудиовизуального произведения с использованием исполнения или постановки. При этом устанавливается перечень имущественных прав, которые передаются по договору. К ним относятся все права, которые установлены п.2 ст.37 ЗоАП, за исключением права сдавать в прокат опубликованную фонограмму, полученную для создания аудиовизуального произведения.

Исключительные права на аудиовизуальные произведения приобретает ее автор в соответствии с п.2 ст.13 ЗоАП. Но при этом автор аудиовизуального произведения должен использовать исполнение (постановку) только в целях создания аудиовизуального произведения, но не в коммерческих целях. Такое положение выражается в формулировке: «предоставление исполнителем таких прав ограничивается использованием аудиовизуального произведения и, если в договоре не установлено иное, не включает права на отдельное использование звука или изображения, зафиксированного в аудиовизуальном произведении».

Размер вознаграждения исполнителю определяется соглашением. При заключении договора о передаче права на прокат фонограммы исполнения или постановки суммы вознаграждения за прокат в соответствии с п. 2 ст. 39 ЗоАП распределяется между ее производителем и исполнителем поровну. Ставки вознаграждения исполнителям предусмотрены постановлением Правительства РФ от 17 мая 1996 г. № 614 «О ставках вознаграждения исполнителям за некоторые виды использования исполнения (постановки)».

Форма договора о передаче прав исполнителя – письменная.

В отношении договоров об использовании других объектов смежных прав закон не содержит норм правового регулирования.

Договоры о передаче прав на фонограмму. Предметом данного вида договоров являются права, перечисленные в п. 2 ст. 38 ЗоАП, в частности, право воспроизводить фонограмму, распространять экземпляры фонограммы, продавать, сдавать их в прокат и т.д. В соответствии с абзацем 2 п. 3 ст. 38 ЗоАП право на распространение экземпляров фонограммы путем сдачи их в прокат принадлежит производителю фонограммы независимо от права собственности на эти экземпляры и при передаче данного права, оно должно быть прямо указано в договоре.

Договоры о передаче прав на передачи эфирного и кабельного вещания. Организации эфирного и кабельного вещания могут передавать по договорам свои права, перечисленные в п. 2 ст. 40, п. 2 ст. 41 ЗоАП. В их числе право одновременно передавать в эфир (сообщать для всеобщего сведения по кабелю) свою передачу другой организации, записывать передачу, воспроизводить запись передачи и др.

Размер вознаграждения законодательством не регулируется и определяется договором. В случае отсутствия размера вознаграждения в договоре применяется положение п. 3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым применяется вознаграждение, которое при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за передачу аналогичных условий.

Законодательство не предусматривает особых требование к форме договоров о передаче смежных прав, в связи с чем к ним должны применяться общие положения Гражданского кодекса РФ о форме сделок.