Система военных судов и их полномочия. Военные суды

Судебную власть в Вооруженных Силах РФ, других вой­сках, воинских формированиях и федеральных органах испол­нительной власти, в которых федеральным законом предусмот­рена военная служба, осуществляют военные суды.

Военные суды относятся к третьему звену судебной си­стемы, хотя и сами подразделяются на три уровня, которые в совокупности и взаимосвязи образуют систему военных судов. Первый составляют гарнизонные военные суды. Ко второму относятся окружные (флотские) военные суды и к третьему - Военная коллегия Верховного Суда РФ.

Гарнизонные военные суды действует на территории, где дис­лоцируются один или несколько военных гарнизонов. Они обра­зуются в составе председателя, его заместителей и других судей.

Окружные (флотские) военные суды действуют на террито­рии одного или нескольких субъектов Российской Федерации, где дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов. Они состоят из председателя, его заместителей, а также других судей. Возможна должность первого заместителя председателя. Здесь всегда есть президиум окружного (флотского) военного суда; могут быть образованы судебные коллегии и(или) судеб­ные составы.

Военная коллегия Верховного Суда РФ является частью Верховного Суда РФ со всеми вытекающими из этого обстоя­тельства последствиями, связанными с ее полномочиями и порядком назначения судей.

Количество военных судов и численность судей устанавли­ваются Верховным Судом РФ. Все военные суды создаются по месту дислокации воинских частей и учреждений Воору­женных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов (территориальный принцип). Когда воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов дисло­цируются за пределами Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это пред­усмотрено международным договором Российской Федерации.

Создаются и упраздняются военные суды федеральным за­коном. Никакой военный суд не может быть упразднен, если отнесенные к его ведению вопросы не были одновременно переданы в юрисдикцию другого суда.

ВОЕННЫЕ СУДЫ

Нормативная основа: ст. 4 и 22 ФКЗ «О судебной системе», ФКЗ «О военных судах в РФ» от 23.06.99 г. (с изменениями), нормы процессуальных кодексов.

Эти суды являются федеральными судами общей юрисдикции , осуществляющими судебную власть в Вооруженных силах РФ, в других войсках и воинских формированиях, а также в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба.

Военные суды образуются по месту дислокации воинских частей и учреждений, и располагаются в открытых для свободного доступа местах.

Общая подсудность дел военным судам:

1. уголовные дела о преступлениях , в совершении которых обвиняются военнослужащие и лица, проходящие военные сборы, а так же лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы, если преступления были ими совершены в период прохождения службы или сборов.

2. дела об административных правонарушениях , совершенных военнослужащими и лицами, проходящими военные сборы.

3. гражданские и административные дела по искам и жалобам военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы о нарушении их прав, свобод и законных интересов органами военного управления или воинскими должностными лицами.

4. жалобы на действия, бездействие и решения военных прокуроров, следователей и дознавателей по уголовным делам, расследуемым в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

5. о заключении под стражу военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы, а также о продлении сроков содержания под стражей .

6. об ограничении некоторых конституционных прав и свобод (на неприкосновенность жилища, тайну переписки, переговоров и сообщений) в отношении военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы.

7. лица, уволенные с военной службы или прошедшие военные сборы вправе подать в военный суд иск или жалобу на действия, бездействие или решения органов военного управления или воинских должностных лиц, если нарушение их прав, свобод и законных интересов произошло в период прохождения службы или сборов и т.д.

Система военных судов, их состав и компетенция.

Первым звеном являютсягарнизонные военные суды.

Состав : председатель суда, его заместители и другие судьи.

Компетенция :

1) по 1-ой инстанции эти суды рассматривают большинство гражданских, уголовных и административных дел, подведомственных военным судам, кроме тех, которые отнесены к компетенции вышестоящих военных судов, а также все дела об административных правонарушениях.

2) рассматривают жалобы на военных прокуроров, следователей и дознавателей, материалы об ограничении некоторых конституционных прав и свобод, решают вопросы о заключении под стражу подозреваемых и обвиняемых и о продлении сроков содержания под стражей.

Вторым звеном являютсяокружные (флотские) военные суды.

Состав : такой же, как в гарнизонных военных судах.

Структура:

* Президиум

* могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы

Компетенция:

а) судебные коллегии (судебные составы) по 1-ой инстанции рассматривают:

q гражданские дела, связанные с государственной тайной;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным гарнизонным военным судам;

q уголовные дела о преступлениях, подсудных областным и соответствующим судам.

б) по 2-ой инстанции судебные коллегии (судебные составы) в апелляционном порядке проверяют не вступившие в силу приговоры и решения гарнизонных военных судов.

в) президиум этих судов в кассационном порядке может проверять:

q апелляционные постановления, апелляционные определения, апелляционные приговоры окружных (флотских) военных судов;

q вступившие в силу приговоры гарнизонных военных судов;

q вступившие в силу решения гарнизонных военных судов, ранее обжалованные в апелляционном порядке.

Постановления (определения) президиума могут быть обжалованы в Военную коллегию Верховного Суда РФ в кассационном порядке .

Третьимзвеном являетсяВоенная коллегия Верховного Суда РФ.

Состав: Председатель Военной коллегии, его заместитель, судьи.

Компетенция:

а) по 1-ой инстанции рассматривает:

q дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральными законами предусмотрена военная служба, если эти акты касаются прав, свобод и законных интересов военнослужащих и лиц, проходящих военные сборы;

q заявления о присуждении компенсации за нарушение прав на судопроизводство в разумные сроки или на исполнение судебных актов в разумные сроки, по делам, подсудным окружным (флотским) военным судам;

q до 1 января 2013 г. – уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются судьи военных судов, если до начала судебного процесса судья заявил такое ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия приняла к своему производству по ходатайству обвиняемого

Приговоры и решения по этим делам, не вступившие в силу могут быть обжалованы в Апелляционную коллегию Верховного Суда РФ , а вступившие в силу – в Президиум Верховного Суда РФ (решения – только, если они ранее обжаловались в апелляционном порядке).

В судебную систему России входят военные суды, которые являются федеральными судами общей юрисдикции. Вопросы организации и деятельности системы военных судов в РФ регулируются Федеральным конституционным законом «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г.

Военные суды создаются по территориальному принципу по месту дислокации воинских частей и учреждений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, где федеральным законом предусмотрена военная служба.

Ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» и процессуальное законодательство определяют подсудность дел военным судам. Военные суды рассматривают:

гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или)

оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. Все

иные гражданские дела, в т.ч. по искам военнослужащих, подсудны другим судам общей юрисдикции. Пленум Верховного Суда РФ в п. 3 Постановления от 14 февраля 2000 г. №9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащего» разъяснил, что военным судам на территории Российской Федерации не подсудны гражданские дела по искам и жалобам на действия (бездействие) иных государственных или муниципальных органов, юридических или физических лиц, а также гражданские дела по искам и жалобам граждан, не имеющих статуса военнослужащих, за исключением граждан, уволенных с военной службы (прошедших военные сборы), если они обжалуют или оспаривают действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие их права, свободы и охраняемые законом интересы в период прохождения ими военной службы, военных сборов (например, дела по искам и жалобам граждан, уволенных с военной службы, о восстановлении на военной службе, о взыскании не выданного денежного и иных видов довольствия, поскольку их права нарушены в период прохождения ими

военной службы)1.

уголовные дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, а также граждане,

уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов2;

дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы (далее –

«военнослужащие»).

Исключение из общего правила разграничения компетенции между военными и другими судами общей юрисдикции предусмотрено ч. 4 ст. 7 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ», согласно которому, военным судам, дислоцирующимся за пределами территории России, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, если иное не установлено международным договором РФ.

Военные суды также осуществляют полномочия по судебному контролю за предварительным расследованием и принимают решения о применении мер

принуждения, ограничивающих конституционные права и свободы граждан (ч.

2- 4 ст. 29 УПК РФ).

Бюллетень Верховного Суда РФ. - 2000. - № 4.

Согласно ч. 7 ст. 31 УПК РФ если уголовное дело по обвинению группы лиц подсудно военному суду в отношении хотя бы одного из них, то данное уголовное дело может рассматриваться военным судом, если против этого не возражают то лицо или те лица, которые не являются военнослужащими или гражданами, проходящими военные сборы. При наличии возражений со стороны указанных лиц уголовное дело в отношении их выделяется в отдельное производство и рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции. В случае, если выделение уголовного дела в отдельное производство невозможно, данное уголовное дело в отношении всех лиц рассматривается соответствующим судом общей юрисдикции.

В систему военных судов входят три звена:

гарнизонные военные суды;

окружные (флотские) военные суды;

Верховный Суд РФ, в составе которого действует Военная коллегия.

Согласно ч. 2 ст. 8 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ» в случае, если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и

органов дислоцируются за пределами территории России, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, если это предусмотрено международным

договором РФ.

Первое звено в системе военных судов - это гарнизонный военный суд. Он действует на территории, на которой дислоцируются один или несколько военных

гарнизонов. Гарнизонный военный суд образуется в составе председателя, его за- местителей и других судей.

Гарнизонный военный суд рассматривает в качестве суда первой

инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные к подсудности вышестоящих военных судов, т.е. окружного (флотского) военного суда и Верховного Суда РФ, а также дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, принятых им и вступивших в силу, т.е. по существу те же дела, что отнесены к подсудности районных судов, только в отношении военнослужащих. Кроме того, уголовные и гражданские дела подсудные мировым судьям, в отношении лиц, обладающими статусом военнослужащего, также рассматриваются единолично судьями гарнизонных военных судов, так как в системе военных судов создание мировой юстиции не предусмотрено законом. Соответственно, решения, принятые судьями гарнизонных военных судов по таким делам, могут быть обжалованы в кассационном порядке в окружной (флотский) военный суд.

Кроме того, судьи гарнизонных военных судов единолично рассматривают материалы и принимают решения об избрании меры пресечения в виде

заключения под стражу, домашнего ареста; о продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под

стражей, в медицинский или психиатрический стационар для производства соответственно судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы в отношении военнослужащих, а также рассматривают жалобы на действия

(бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих.

Окружной (флотский) военный суд является вторым (средним) звеном в системе военных судов. Он действует на территории одного или нескольких субъ-

ектов РФ, на которой дислоцируются воинские части и учреждения Вооруженных Сил РФ других войск, воинских формирований и органов.

Окружной (флотский) военный суд образуется в составе председателя, его

заместителей, а также других судей. В окружном (флотском) военном суде образуется президиум, а также могут быть образованы судебные коллегии и (или) судебные составы (ст. 13 Федерального конституционного закона «О военных судах РФ»). Его компетенция по существу аналогична компетенции

общегражданского суда областного звена с учетом специфики персональной подсудности дел военным судам. Окружной (флотский) военный суд осуществляет правосудие в качестве суда первой инстанции, кассационной инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Окружному (флотскому) военному суду подсудны по первой инстанции:

уголовные дела в отношении военнослужащих о тех же преступлениях, что подсудны общегражданским областным, краевым судам и др. судам соответствующего звена (ч. 3 и 6 ст. 31 УПК РФ);

гражданские дела, связанные с государственной тайной

Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам и представлениям на решения гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции, а также на решения, принятые самим окружным (флотским) военным судом в кассационном порядке.

Высшим звеном в системе военных судов, как и в системе судов общей юрисдикции вообще является Верховный Суд РФ, в составе которого образована

Военная коллегия. Она уполномочена в объеме, установленном процессуальным законом, выполнять функции всех судебных инстанций, т.е. может выступить

судом первой инстанции, второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Военная коллегия рассматривает в качестве суда первой инстанции:

гражданские дела об оспаривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства РФ, Министерства обороны РФ, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих;

уголовные дела в отношении судей военных судов по их ходатайствам, заявленным до начала судебного разбирательства.

Военная коллегия рассматривает в кассационном порядке дела по жалобам и представлениям на решения окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в законную силу. В порядке надзора

Военной коллегии подсудны дела по жалобам и представлениям на решения военных судов, вступивших в законную силу. Военная коллегия рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений коллегии,

вступивших в силу.

Решения, принятые Военной коллегией, могут быть обжалованы в Кассационную коллегию и Президиум Верховного Суда РФ соответственно в кассационном и надзорном порядке.

В состав Военной коллегии входят председатель, его заместитель, председатели судебных составов и другие судьи Верховного Суда РФ. Военная коллегия издает информационный бюллетень военных судов, в котором

публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе военных судов, а также другие материалы.

В Федеральном конституционном законе "О военных судах Российской Федерации" несколько изменена существовавшая ранее подсудность дел военным судам. Так, в нормах ч. ч. 1 и 2 ст. 7 Закона закреплено, что военным судам подсудны только те гражданские дела, которые возбуждаются по жалобам военнослужащих и граждан, проходящих военные сборы, на действия (бездействие) и решения органов военного управления и воинских должностных лиц, а также дела по аналогичным жалобам граждан, уволенных с военной службы или прошедших военные сборы, если нарушение их прав, свобод и интересов произошло в период прохождения ими военной службы, военных сборов. Другие гражданские дела военным судам на территории Российской Федерации неподсудны.

Военным судам стали подсудны дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, но лишь с момента внесения изменений в соответствующие федеральные процессуальные законы.

Подсудность военным судам уголовных дел о преступлениях, совершенных гражданскими лицами в соучастии с военнослужащими, определена ч. 3 ст. 7 Закона.

В соответствии с указанной нормой подсудность дел о преступлениях, в совместном совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы (прошедшие военные сборы), совершившие преступления в период военной службы (то есть лица, дела, в отношении которых подсудны военным судам), и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами.

Поэтому, если уголовное дело по обвинению одного лица или группы лиц в совершении нескольких преступлений подсудно военному суду в отношении хотя бы одного лица или одного преступления, дело о всех лицах и преступлениях рассматривается военным судом.

Согласно ч. 4 ст. 7 Закона право рассматривать все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, сохранено лишь за военными судами, дислоцирующимися за пределами территории Российской Федерации, если иное не установлено международным договором Российской Федерации.

Существовавшее ранее положение о рассмотрении военными судами всех дел в местностях, где не действуют иные суды общей юрисдикции, утратило силу.

В соответствии со ст. 22 Закона гарнизонный военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские, административные и уголовные дела, не отнесенные настоящим Федеральным конституционным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда. Он также рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений, принятых им и вступивших в силу.

Гарнизонный военный суд принимает решения об аресте, о заключении под стражу, содержании под стражей, об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 2 ст. 45 нормы ч. 2 ст. 15, ч. 3 ст. 22 и ч. 2 ст. 23 Закона, касающиеся решений военных судов об аресте, о заключении под стражу и содержании под стражей, вступают в силу только после принятия соответствующего федерального уголовно - процессуального закона. Вместе с тем нормы ч. 3 ст. 22 о подсудности гарнизонным военным судам вопросов об ограничении прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища вступили в силу с момента официального опубликования Федерального конституционного закона "О военных судах Российской Федерации". В связи с этим указанные материалы должны рассматриваться гарнизонными, а не окружными военными судами, как это было ранее.

Гарнизонный военный суд рассматривает также жалобы на действия (бездействие) лица, производящего дознание, следователя, прокурора и принятые ими решения в случаях и порядке, которые установлены федеральным уголовно - процессуальным законом.

В соответствии со ст. 14 Закона окружной (флотский) военный суд рассматривает в первой инстанции гражданские дела, связанные с государственной тайной, и дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено наказание в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, пожизненного лишения свободы или смертной казни. Он также в пределах, установленных настоящим Федеральным конституционным законом, рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу. Окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления гарнизонных военных судов, вступившие в силу, а также на определения и постановления, принятые окружным (флотским) военным судом во второй инстанции. Кроме того, окружной (флотский) военный суд рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений, приговоров, определений и постановлений окружного (флотского) военного суда, вступивших в силу.

Законом впервые предусмотрена возможность рассмотрения окружным (флотским) военным судом дел с участием присяжных заседателей. Однако норма п. 2 ч. 1 ст. 15 Закона о рассмотрении окружным (флотским) военным судом уголовных дел в составе судьи и коллегии присяжных заседателей, как вытекает из содержания ст. 28 этого же Закона, применяется только в случаях, предусмотренных процессуальным законом. В настоящее время правовых оснований для рассмотрения окружными (флотскими) военными судами уголовных дел в указанном составе не имеется до внесения соответствующих изменений в процессуальное законодательство.

Военная коллегия рассматривает в первой инстанции дела об оспаривании ненормативных актов Президента РФ, нормативных актов Правительства, Министерства обороны, иных федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы; дела о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья военного суда, если им заявлено соответствующее ходатайство, а также дела о преступлениях особой сложности или особого общественного значения, которые Военная коллегия вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого.

Военная коллегия также рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой инстанции и не вступившие в силу, а также дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления военных судов, вступившие в силу; дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений и приговоров Военной коллегии, вступивших в силу.

Кассационная коллегия Верховного Суда РФ рассматривает дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии, принятые ею в первой инстанции и не вступившие в силу.

Президиум Верховного Суда РФ рассматривает дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления Военной коллегии Верховного Суда и военных судов, вступившие в силу.

1. Военные суды РФ˸ понятие и место в судебной системе.

Военной суды в РФ - совокупность судов единои̌ судебной системы РФ, в компетенцию которых входит рассмотрение дел, связанных с деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, а также иных органах, где предусмотренная воинская служба.

Военные суды в РФ входят в систему судов общей юрисдикции РФ и выполняют те же задачи, с поправкой на свою компетенцию.

Регулирование деятельности Военных судов в РФ осуществляется правовыми нормами ФКЗ ʼʼО военных судах Российской Федерацииʼʼ.

Статья 8. Система военных судов 1. В систему военных судов входят окружные (флотские) военные суды и гарнизонные военные суды. 2. В случае если воинская часть, предприятие, учреждение или организация Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов дислоцируются за пределами территории Российской Федерации, по месту их дислокации могут быть созданы военные суды, в случае если это предусмотрено международным договором Российской Федерации.

2. Компетенция военных судов РФ.

Компетенция военных судов РФ в соответствии со статьей 7 ФКЗ ʼʼО военных судахʼʼ˸

Статья 7. Подсудность дел военным судам 1. Военным судам подсудны˸ 1) гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - военнослужащие), граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений; 2) дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими в период прохождения военной службы, военных сборов; 3) дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы. 2. Граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов. 3. Подсудность дел об административных правонарушениях и дел о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, а также граждане, уволенные с военной службы, граждане, прошедшие военные сборы, которые совершили правонарушения в период прохождения военной службы, военных сборов, и гражданские лица, устанавливается соответствующими федеральными процессуальными законами. 4. Военным судам, дислоцирующимся за пределами территории Российской Федерации, подсудны все гражданские, административные и уголовные дела, подлежащие рассмотрению федеральными судами общей юрисдикции, в случае если иное не установлено международным договором Российской Федерации. 5. Дела о преступлениях, в совершении которых обвиняются военнослужащие, граждане, проходящие военные сборы, при условии, что преступления совершены ими до призыва либо поступления на военную службу, военные сборы, не подсудны военным судам. 6. Военные суды рассматривают жалобы на применение лицом, производящим дознание, следователем или прокурором заключения под стражу в качестве меры пресечения, а равно на продление указанными лицами сроков содержания под стражей в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также жалобы на действия (бездействие) военных прокуроров и принятые ими решения по делам, расследуемым в отношении военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы. 7. Военные суды в пределах своих полномочий и порядке, установленном федеральным законом, рассматривают дела и материалы, связанные с ограничениями конституционных свобод и прав на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища. 8. Подсудность дел военным судам, а также порядок осуществления ими правосудия в период мобилизации и в военное время определяются соответствующими федеральными конституционными законами.

Военные суды, их место в судебной системе РФ. Полномочия. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Военные суды, их место в судебной системе РФ. Полномочия." 2015, 2017-2018.