Система управления охраной труда в организации. Современные методы управления охраной труда на предприятии Основные составные элементы суот

Система управления охраной труда

Система управления охраной труда (СУОТ) на предприятии ООО «Кузнецов» обеспечивает единый для всех системный подход к решению вопросов обеспечения здоровых и безопасных условий труда. Организующим и координирующим органом в решении этих жизненно важных вопросов в целом является орган управления охраной труда.

К нормативной правовой базе СУОТ относятся: Основы законодательства Российской Федерации об охране труда, Кодекс законов о труде, система стандартов безопасности труда (ССБТ), нормы и правила органов государственного надзора, строительные нормы и правила (СНиП), постановления правительства Российской Федерации и Министерства труда Российской Федерации, стандарты предприятия и другая нормативно-техническая документация по охране труда.

Действующие стандарты предприятия и положения по охране труда

СТП 37.101.9603 - 2001 ССБТ. Система управления охраной труда в ООО «Кузнецов»

СТП 37.101.9679 - 2001 ССБТ. Порядок организации и проведения контроля за охраной труда в ООО «Кузнецов»;

СТП 37.101.9633 - 2001 ССБТ. Организация обучения работающих безопасности труда;

СТП 37.101.9664 - 2002 ССБТ. Порядок организации работы по обеспечению рабочих и служащих средствами индивидуальной защиты;

СТП 37.101.9635 - 2002 ССБТ. Порядок составления и переработки инструкций по охране труда;

СТП 37.101.9641 - 2001 ССБТ. Организация надзора за безопасной эксплуатацией и обслуживанием оборудования;

СТП 37.101.9649 - 2000 ССБТ. Обеспечение безопасной эксплуатации и транспортных средств;

СТП 37.101.9747 - 2001 ССБТ. Организация контроля условий труда. Общие требования;

Положение о книжке по техники безопасности (ТБ), промсанитарии (ПС) и пожарной безопасности (ПБ);

Положение о порядке производства работ повышенной опасности с крановым оборудованием;

Положение о порядке проведения и организации контроля за состоянием воздушной среды;

ГОСТ 3.1120 - 83 Общие правила отражения и оформления требований безопасности труда в технологической документации.

Стандарт предприятия СТП 37.101.9603 - 2007 ССБТ устанавливает порядок организации работы по охране труда обеспечивает единый для всех системный подход к решению вопросов охраны труда.

СУОТ функционирует на основе применения современных методов организации и управления и ориентирована на оптимальный уровень механизации и автоматизации сбора, обработки, передачи и представления информации.

Основные составные элементы СУОТ

Изучение условий труда, состояния техники безопасности и безопасности движения.

Контроль за состоянием охраны труда, соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов и руководящих документов по охране труда.

Планирование организационно-технических мероприятий по охране труда.

Обучение безопасным методам труда.

Пропаганда здоровых и безопасных методов труда.

Медицинское обеспечение.

Профилактическая работа с лицами, нарушающими инструкции, нормыи правила по охране труда и пожарной безопасности.

Моральное и материальное стимулирование за хорошую работу по охране труда.

Решение вопросов охраны труда на оперативных совещаниях и заседаниях руководителей а также коллективных собраниях .

Нормативная база СУОТ

Основы законодательства РФ по охране труда;

Государственная система стандартов безопасности труда (ССБТ);

Нормы и правила органов государственного надзора;

Строительные нормы и правила (СНиП);

Стандарты, технические условия и другие руководящие документы, содержащие раздел «Требования безопасности»;

Стандарты и другие нормативные документы, СУОТ - СТП 37.101.9603;

Приказы и постановления Роскоммаша Министерства труда РФ.

Контроль за правильностью функционирования СУОТ, соблюдение законодательных и иных нормативных актов по охране труда

осуществляют:

Отделы управления охраны труда:

а) техники безопасности (ОТБ);

б) условий труда (УОТ);

в) ведомственной автоинспекции (ОВАИ);

г) Центр медицины труда (ЦМТ).

Бюро инспекции по надзору за грузоподъемным оборудованием и сосудами, работающими под давлением.

Бюро электроинспекции.

Основные критерии эффективности СУОТ

Улучшение состояния условий труда работающих.

Сокращение численности работающих, занятых на работах с физически тяжелым, монотонным трудом, с высокими психофизическими нагрузками и d производствах с вредными условиями труда.

Снижение производственного травматизма и профзаболеваний.

Повышение безопасности движения и снижение числа дорожно-транспортных происшествий.

Снижение общей заболеваемости,

Повышение уровня работы по охране труда.

Совершенствование СУОТ

ГОСТ Р 12.0.230-2007 «Общие требования к управлению охраной труда в организации» позволяет разработать СУОТ в соответствии с международными стандартами. К их числу следует отнести также стандарты серии ISO 9000-2000 «Управление качеством» и серии ISO 14000-1996 «Управление окружающей средой». Необходимо объединить в организации в качестве подсистем три системы управления: управление охраной труда, качеством и защитой окружающей среды, а также минимизировать убытки от аварий, травм и загрязнения окружающей среды.

Кроме этого, для совершенствования СУОТ требуется провести подробный анализ и оценить состояние охраны труда на предприятии ОАО «Кузнецов»

Анализ начинается с изучения обстановки в подразделениях (цехах) и на рабочих местах, а также документации по всем направлениям охраны труда. С этой целью были изучены:

* итоги идентификации опасных и вредных факторов, выявить и оценить риски;

документально оформленные отчеты о состоянии травматизма, профессиональной заболеваемости, аварийности, об их причинах и о мерах, принятых с целью их исключения в будущем;

* проанализированы результаты аттестации рабочих мест по условиям труда;

* эффективность информационного обеспечения охраны труда, система обучения и проверки знаний (руководителей и рабочего персонала) по охране труда;

На основе изученных данных, содержание которых представлено в дипломной работе, считаю важным для улучшения охраны труда на рабочих местах, создать условия для управления рисками, возникновение которых может быть связано как с нормальными условиями функционирования производства, так и с отклонениями в работе (например, аварийная ситуация).

Согласно ГОСТ 12.0.230.2007 ССБТ «Общие требования к системе управления охраной труда в организации», все идентифицированные риски подлежат управлению, с учетом приоритетов и применяемых мер, в качестве которых используют:

* исключение опасной работы (процедуры);

* замену опасной работы;

* инженерные (технические) методы ограничения воздействия опасностей;

* административные методы ограничения воздействия опасностей;

* средства коллективной и индивидуальной защиты.

По новым требованиям закона создание и введение в действие на предприятии эффективной системы управления охраной труда подразумевает наличие определенного набора документов СУОТ . Расскажем, что это за документы и как с ними работать.

Общий подход

Основные нормативные документы СУОТ с 2016 года, которыми должно руководствоваться каждое предприятие, это:

  1. Трудовой кодекс (ст. 209 и 212 ТК РФ);
  2. Типовое Положение о системе управления охраной труда (утв. приказом Минтруда России от 19.08.2016 № 438н, далее – Положение № 438н).

Хотя заметим, что указанное положение можно с натяжкой назвать нормативным документом СУОТ. В 2016 году оно наконец-то принято, однако носит примерный характер. Его можно взять лишь за основу как ориентир.

О каких документах идет речь

Многие легкомысленно считают, что политика предприятия по охране труда ограничивается принятием общей декларации о СУОТ, которая включает гарантии соблюдения государственных нормативов охраны труда и добровольно взятых на себя обязательств. Это не так. Перечень документов по СУОТ должен быть значительно шире. Как минимум, он включает (п. 4 Положения № 438н):

  1. внутренние нормативные документы СУОТ (2016 года и более ранних периодов);
  2. документы, в которых происходит фиксация различных событий и мероприятий по охране труда: журналы, акты, записи и др.

Таким образом, в целом – это документы, подтверждающие создание и функционирование СУОТ . Трудовая инспекция ими обязательно заинтересуется. Кроме того, они позволят безопасно списать в налоговом учете затраты на мероприятия, которые предусмотрены в разработанной для вашего предприятия СУОТ.

Читайте также Применение нормативного метода учета затрат

Кто и с какими документами СУОТ на предприятии должен иметь дело в силу обязанности, установленной Трудовым кодексом? Ответ на этот вопрос можно частично найти в Типовом положении Минтруда о СУОТ. Для вашего удобства мы собрали основные сведения в таблицу.

Должность Обязанности по ТК РФ в отношении документов СУОТ
Работодатель (самостоятельно) Руководит разработкой распорядительных документов и распределяет обязанности по охране труда между:

Своими заместителями;
руководителями структурных подразделений;
службой (специалистом) охраны труда.

Работодатель (через своих замов, начальников подразделений) Обеспечивает доступность действующих документов и информации с требованиями охраны труда, чтобы персонал и иные лица могли с ними ознакомиться
Служба или специалист по охране труда Контролирует, что персонал обеспечен юридической и методической документацией по охране труда.
Начальник структурного подразделения Обеспечивает наличие в общедоступных местах подразделения документов и информации с требованиями охраны труда, чтобы персонал и иные лица могли с ними ознакомиться
Мастер или бригадир Отстраняет от работы сотрудников в состоянии алкогольного (наркотического, иного токсического опьянения) и документально оформляет подобные факты, сообщает об этом начальнику подразделения.

Кроме того, на работодателе лежит обязанность установить порядок оформления отчетов об (п. 63 Положения № 438н):

  1. авариях;
  2. несчастных случаях;
  3. профессиональных недугах.

Как организовать документооборот

Пункт 8 Положения № 438н гласит, что в положение предприятия о СУОТ обязательно должен входить раздел о том, как происходит управление документами СУОТ . И здесь в первую очередь нужно отталкиваться от сферы и особенностей вашей деятельности.

Согласно СТБ 18001-2009 под системой управления охраной труда (далее - СУОТ) понимается часть системы управления организации, предназначенная для реализации политики в области охраны труда организации, а также управления рисками. СУОТ представляет собой комплекс взаимосвязанных элементов (планирование, ответственность, технологии, процедуры, процессы и ресурсы), направленных на реализацию политики и целей в области охраны труда.

Другими словами, СУОТ – это регламентированная законодательством совокупность организационных, технических, гигиенических, лечебно-профилактических и социально-экономических мероприятий, методов и средств управления, направленных на организацию деятельности по обеспечению безопасности, сохранению жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе труда, включающих в себя выявление производственных опасностей, оценку рисков гибели и травмирования работников, разработку и реализацию эффективных мер по их снижению, а также осуществление постоянного мониторинга и измерение результативности в области охраны труда.

Разработанная и внедренная на предприятии СУОТ позволяет выявлять производственные опасности, давать оценку рискам гибели и травмирования работников, а также разрабатывать и реализовывать эффективные меры по их снижению.

Создание и внедрение СУОТ на предприятии проходит ряд стадий:

1) Анализ действующей на предприятии СУОТ;

2) Разработка (корректировка существующей) СУОТ;

3) Внедрение разработанной СУОТ;

4) Проведение самооценки и самодекларирования СУОТ либо проведение сертификации СУОТ внешней организацией;

5) Контроль состояния условий и охраны труда и функционирования СУОТ на предприятии;

6) Анализ состояния условий и охраны труда на предприятии.

В соответствии с СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ на предприятии должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1.Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2.Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3.Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4.Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

5.Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6.Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7.Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

11.Управление записями.

12. Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13. Проведение анализа со стороны руководства.

Для предприятия, и особенно для его руководителей, важно знать, как должна «выглядеть» разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь. В результате разработки СУОТ предприятие получает «документальную» СУОТ, которая состоит из:

Когда организация считается имеющей разработанную и внедренную систему управления охраной труда (СУОТ)?

Проведение сертификации системы управления охраной труда.

Самостоятельная разработка СУОТ, которая состоит из:

  • руководства по СУОТ – это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы;
  • процедур СУОТ (процедура – это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов предприятия, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);
  • рабочих инструкций – предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.;
  • записей – документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.

Внедрение СУОТ на предприятии осуществляется путем ознакомления руководителей и работников предприятия со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; выполнения руководителями и работниками предприятия своих обязанностей в области охраны труда; реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

О том, что на предприятии разработана и внедрена система управления охраной труда необходимо уведомить местный исполнительный комитет. Такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями СТБ 18001. Получив такой приказ исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.

Что из себя представляет система управления охраной труда (СУОТ)?

В отношении системы управления охраной труда действует государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования» (далее – СТБ 18001). Этот стандарт был принят 24 апреля 2009г. постановлением Госстандарта Республики Беларусь №19 и введен в действие с 01 октября 2009г.

В соответствии со стандартом СТБ 18001-2009 в рамках создания СУОТ в организации должны быть разработаны и документально оформлены следующие процедуры:

1. Идентификация, получение информации, содержащей законодательные и иные обязательные требования, и обеспечение доступа к законодательным и другим применяемым к организации требованиям в области охраны труда.

2. Идентификация опасностей, оценка рисков и мер управления рисками.

3. Установление целей и программ(ы) достижения целей в области охраны труда.

4. Определение компетентности, обеспечение обучения и осведомленности персонала в области охраны труда.

5. Обмен информацией, участие и консультирование работников и иных заинтересованных лиц в области охраны труда.

6. Управление всеми видами документов и данными по охране труда.

7. Идентификация возможных аварийных ситуаций и ответных действий.

8. Осуществление мониторинга и оценка результативности в области охраны труда.

9. Оценка соответствия законодательным и другим требованиям, взятым на себя предприятием в области охраны труда.

10.Расследование несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний и анализ аварийных ситуаций, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия.

11.Управление записями.

12.Проведение внутренних аудитов СУОТ.

13.Проведение анализа со стороны руководства.

Только основываясь на названии процедур СУОТ, можно сказать, что СУОТ является не только одним из требований охраны труда, но и является формой реализации, организации, внедрения охраны труда на предприятии.

Что такое система управления охраной труда (СУОТ)?

Прежде всего, необходимо четко проводить отграничение СУОТ от охраны труда. От понимания разницы между СУОТ и охраной труда будет зависеть понимание правового регулирования обязанности обеспечения первого и второго, а также правовые последствия за необеспечение первого и второго.

Охрана труда - система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. (ст. 221, Кодекс Республики Беларусь от 26.07.1999 N 296-З (ред. от 01.07.2014) "Трудовой кодекс Республики Беларусь".

Суть (наполнение) охраны труда составляют требования (правила) по охране труда, т.е. нормативные предписания, содержащиеся в НПА, в том числе в ТНПА Республики Беларусь.

Схематично эти требования можно обозначить следующим образом:

  • безопасность территории, производственных зданий, сооружений, помещений, оборудования, технологических процессов;
  • безопасность каждого рабочего места;
  • санитарно-бытовое обеспечение, медицинское и лечебно-профилактическое обслуживание работников;
  • обеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, смывающими и обеззараживающими средствами;
  • аттестация рабочих мест по условиям труда;
  • подготовка (обучение), переподготовка, стажировка, инструктажи, проверка знаний работников по вопросам охраны труда;
  • локальные нормативные акты по вопросам охраны труда (инструкции по охране труда, инструкции по пользованию оборудованием, механизмами и т.д.);
  • предварительные и периодические медицинские осмотры работников;
  • расследование и учет несчастных случаев, профессиональных заболеваний, аварий;
  • СУОТ, включающая в себя такие вопросы, как идентификация опасностей и рисков, профилактика производственного травматизма и профессиональных заболеваний, улучшение условий труда и т.д.

Итак, частью охраны труда, одним их требований по охране труда является наличие разработанной и внедренной СУОТ.

Система управления охраной труда - часть общей системы управления, включающая организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы, ресурсы, необходимые для обеспечения безопасности жизни и здоровья персонала в процессе трудовой деятельности

Установлена ли законодательством Республики Беларусь обязанность по разработке и внедрению на каждой организации СУОТ?

В п.10 Межотраслевых общих правил по охране труда закреплено требование о разработке и внедрении в организациях СУОТ, обеспечивающей идентификацию опасностей, оценки профессиональных рисков, определение мер управления профессиональными рисками и анализ их эффективности.. Другими словами, на сегодняшний день законодательством установлена обязанность для каждой организации в Республике Беларусь разработать и внедрить у себя СУОТ.

Отсутствие в организации службы или специалиста по охране труда не освобождает её руководителя от обязанности обеспечивать организацию работы и осуществлению контроля по охране труда

Система управления охраной труда в строительстве

Особое внимание вопросу создания и внедрения системы управления охраной труда придается в отношении строительных организаций, специфика работы которых связана с повышенной производственной опасностью и значительными рисками гибели и травмирования работников. Вступили в силу новые Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда (постановление Совмина №1450 от 15.09.1998г. в редакции постановления Совмина №301 от 01.04.2014г.). Пункт 8 данных правил говорит о том, что договор строительного подряда может быть заключен при наличии у подрядчика системы управления охраной труда; это же требование касается и всех субподрядчиков. Если же договор строительного подряда будет заключен в противоречие этому требованию законодательства, то в силу статьи 170 Гражданского кодекса Республики Беларусь такая сделка признается ничтожной. Последствия такой ничтожной сделки: в доход Республики Беларусь взыскивается всё полученное ими по сделке, а в случае исполнения сделки одной стороной с другой взыскивается в доход Республики Беларусь всё полученное ею и всё причитающееся с неё первой стороне.

Для других сделок, для других видов экономической деятельности законодательство Республики Беларусь не содержит подобного жесткого требования о наличии СУОТ.

Законодательством Республики Беларусь установлена ответственность за нарушения требований по охране труда.

Административная ответственность: статья 9.17. КоАП Нарушение правил по охране труда:

1. Нарушение должностным или иным уполномоченным лицом работодателя или индивидуальным предпринимателем требований по охране труда, содержащихся в нормативных правовых актах, в том числе технических и локальных нормативных правовых актах влечет наложение штрафа в размере от пяти до сорока базовых величин.

2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин.

Уголовная ответственность: статья 306 УК. Нарушение правил охраны труда:

1. Нарушение правил техники безопасности, промышленной санитарии или иных правил охраны труда должностным лицом, ответственным за их соблюдение (нарушение правил охраны труда), повлекшее по неосторожности профессиональное заболевание либо причинение тяжкого или менее тяжкого телесного повреждения, - наказывается штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

2. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека либо причинение тяжкого телесного повреждения двум или более лицам, - наказывается ограничением свободы на срок до пяти лет или лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

3. Нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью или без лишения.

СИСТЕМА УПРАСЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА (СУОТ) – это часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации. включает: организационную структуру; деятельность по планированию; распределение ответственности; процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей, анализа результативности политики и мероприятий по охране труда в организации (ГОСТ Р 12.0.006–2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организации»).

Основу нормативно-правовой базы создания и функционирования СУОТ организации составляют ФЗ, в т. ч. «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и др., а также ТК РФ, постановления Правительства РФ по вопросам охраны труда, нормативные правовые акты и нормативно-технические документы федеральных органов исполнительной власти и субъектов РФ в соответствии с их компетенцией.

Традиционный подход к управлению охраной труда. Нормативно-методические, организационные документы, разрабатываемые в организации по вопросам функционирования СУОТ, должны обеспечивать выполнение следующих требований:

постоянно оценивать состояние ОТ в своих подразделениях;

формулировать цели и политику в области ОТ;

разрабатывать и реализовывать способы их достижения;

осуществлять предусмотренные действующим законодательством РФ контрольные функции;

оценивать работу руководителей и специалистов организации и ее подразделений по улучшению условий труда и ОТ, стимулировать их деятельность в этом направлении.

В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, Положения о СУОТ в организации установлены следующие основные задачи, решаемые СУОТ:

уточнение целей и политики организации в области ОТ;

разработка и реализация программ, планов, иных организационно-распорядительных документов исходя из стратегических целей и политики организации в области ОТ;

Целью перспективных планов является коренное улучшение условий и охраны труда на основе 3–5-летних программ и с учетом результатов финансово-экономической деятельности организации. Планы и мероприятия по ОТ должны иметь финансовое, материально-техническое, проектно-конструкторское и кадровое обеспечение. В организационно-распорядительных документах (приказы, постановления, протоколы и др.) указываются сроки и ответственные исполнители.

Текущее планирование мероприятий (год, квартал, месяц) по ОТ включает разработку планов мероприятий по ОТ. Годовые планы разрабатываются на уровне организации, ее структурных подразделений, а текущие (квартальные, месячные) планы – на уровне подразделений, цехов и служб. В таких планах предусматриваются следующие мероприятия:

повышение квалификации кадров, инженерно-технических работников, рабочих, служащих;

Инструкции по ОТ – это содержат требования, обеспечивающие безопасное выполнение работ на конкретных местах.

Отчеты (о деятельности в области ОТ) и формы (документы установленного образца).

В качестве дополнительного уровня документации (на крупных предприятиях) вводят, напр., агрегатные журналы, технологические карты, наряды-допуски и т. п.

Оценка работы. В мировой практике при оценке эффективности СУОТ используют данные об опасных факторах или возможных рисках. Оценка по показателям аварийности и травматизма (реактивные показатели) не всегда корректна. Целесообразно учитывать т. н. активные показатели, т. е. оценивать работу руководителей по достигнутым результатам в области ОТ. С активными показателями должны быть связаны и поощрения работников. Оценка работы руководителей и специалистов подразделений должна осуществляться ежемесячно. Руководитель подразделения (совместно с профсоюзной организацией) разрабатывает и утверждает Положение о стимулировании работ по ОТ, учитывает активные показатели (факторы) в этой сфере. Реактивные показатели (пассивные факторы) могут влиять на оценку работы лишь тех лиц, которые имеют непосредственное отношение к тому или иному происшествию (несчастному случаю и др.).

К активным факторам относятся: обеспечение выполнения нормативных требований ОТ; соответствие УТ на рабочих местах санитарно-гигиеническим нормативам; динамика в оценке классов УТ, качество выполнения задач, планов по ОТ; проверка знаний руководителей и специалистов, состояние нормативно-технической и др. документации; своевременность и качество обучения персонала; число обходов, проверок, совещаний и т. п.; рационализаторской работы; эффективность работы по рассмотрению жалоб; кадровое обеспечение СУОТ; финансирование мероприятий по ОТ; и техническое обеспечение аудита.

К пассивным факторам относятся сведения о травматизме, профессиональных заболеваниях, об экономическом ущербе от несчастных случаев, аварий и пожаров, от загрязнения окружающей среды и др. происшествий, связанных с нарушениями действующих норм и правил по ОТ. Эту группу факторов подразделяют: на связанные (полностью или частично) с недостатками в работе СУОТ; связанные только с недостатками межотраслевой и отраслевой нормативной документации; связанные с несоблюдением установленных правил и норм самим пострадавшим.

В каждом подразделении не реже 1 раза в год должна проводиться комплексная проверка деятельности СУОТ, организуемая службой ОТ с привлечением специалистов др. подразделений или внешнего аудита.

Экономическое стимулирование подразделений, отдельных работников, специалистов и руководителей должно определяться по вкладу в реализацию политики организации в области охраны труда. При неудовлетворительной работе по ОТ руководители и специалисты привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности, а в определенных законом случаях к административной и уголовной ответственности. Лишение премий и др. меры воздействия должны применяться не только при ухудшении показателей травматизма, заболеваемости, аварийности, но и при выявлении нарушений, способных привести к угрозе жизни и здоровью персонала.

К формам индивидуального материального стимулирования относятся:

дифференцированное премирование руководителей с учетом рейтинговых оценок состояния ОТ на основе активных показателей;

премирование работников за длительную безаварийную работу;

выплаты за рационализаторские предложения, направленные на улучшение ОТ (оригинальные и сформулированные на основе изучения специальной литературы, сообщений в прессе, опыта отечественных и зарубежных предприятий);

выплаты за предложения и разработки по совершенствованию структуры ОТ, нормативно-технической документации;

выплаты за выполнение дополнительных обязанностей, связанных, напр., с информационным обеспечением, разработкой компьютерных программ, обучением персонала, пропагандой охраны труда, переводом иностранной литературы;

введение коэффициентов к заработной плате за повышение квалификации, улучшение знаний по ОТ.

Неудовлетворительная оценка выставляется, если в подразделении (на участке, в смене, службе) происходили:

несчастные случаи вследствие неудовлетворительной организации производства работ, невыполнения требований ОТ;

аварийные остановки (отказы) оборудования (электрического, механического, энергетического) вследствие неудовлетворительной профилактики, неполного объема выполняемых работ;

пожары вследствие нарушения требований пожарной безопасности;

др. чрезвычайные ситуации вследствие нарушения требований технологической и экологической безопасности.

Пирамида происшествий

происшествий Пирамида ответственности Звезда безопасности Документация СУОТ

Под управлением охраной труда понимается планомерный процесс воздействия на систему «человек-машина – производственная среда» для получения заданных значений совокупности показателей, характеризующих состояние условий труда Управление охраной труда - непрерывный многостадийный процесс, включающий в себя:

Оценку параметров условий труда;

Формирование целей и постановка задач;

Составление программ и оперативное управление ими;

Оценка эффективности осуществления программ;

Стимулирование исполнителей.

Проведение организационной работы, разработка и внедрение мероприятий по обеспечению безопасных условий труда на пред­приятии не возможны без создания определенной структуры. Если руководство предприятия принимает решение о внедрении систем­ного подхода к управлению безопасностью труда, то в соответствии с ГОСТ 12.0.006 назначается руководитель (специальный предста­витель руководства), который независимо от других возложенных на него обязанностей несет ответственность и обладает полномочия­ми для выполнения организационных, технических и управленче­ских функций в области обеспечения безопасности трудовой дея­тельности.

Для соблюдения нормативных требований и эффективного управления охраной труда определяются и документально оформ­ляются обязанности, ответственность, полномочия руководителей разного уровня в области охраны труда. Требования охраны труда доводятся также до лиц, осуществляющих выполнение любого вида производственных работ на предприятии.

Руководство организации в зависимости от специфики дея­тельности предприятия определяет внутренние ресурсы, необходи­мые для эффективного управления охраной труда, обеспечения контроля за выполнением требований охраны труда на рабочих местах и назначает подготовленный персонал для выполнения ра­бот по охране труда и проверок, включая внутренние аудиты усло­вий труда.

В соответствии с действующим законодательством обязанности по обеспечению безопасных условий труда в организации возлагаются на работодателя. Как правило, назначаются ответственные лица:

В целом по организации (руководитель, заместитель руководителя, гл. инженер);

В структурных подразделениях (руководитель подразделения, заместитель руководителя);

На производственных территориях (начальник цеха, участка, ответственный производитель работ по строительному цеху);

При эксплуатации машин и оборудования (руководитель службы главного механика, энергетика и т.п.);

При выполнении конкретных работ и на рабочих местах (менеджер, мастер).

Система управления охраной труда (ГОСТ 12.0.006-2002 «Общие требования к управлению охраной труда в организациях) – часть общей системы управления (менеджмента) организации, обеспечивающая управление рисками в области охраны здоровья и безопасности труда, связанными с деятельностью организации.

Руководство организации, несущее ответственность за ОТ должно обеспечивать разработку, внедрение и функционирование системы управления охраной труда в соответствии с установленными требованиями (рис.5.3.1). При разработке системы управления охраной на предприятии труда следует:

    определить законы и иные нормативные правовые акты, со­держащие государственные нормативные требования охраны труда, распространяющиеся на деятельность организации;

    выявить опасные и вредные производственные факторы и со­ответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящи­ми или планируемыми видами деятельности организации;

    определить политику организации в области охраны труда;

    определить цели и задачи в области охраны труда, установить приоритеты;

    разработать организационную схему и программу для реали­зации политики и достижений ее целей, выполнения постав­ленных задач.

Рисунок 5.3.1 – Модель управления охраной труда на предприятии

Система управления ОТ включает:

Организационную структуру;

Деятельность по планированию;

Процедуры, процессы и ресурсы для разработки, внедрения, достижения целей и анализа результативности политики и мероприятий охраны труда организации.

В целях соблюдения требований охраны труда, осуществления контроля за их выполнением для организации сотрудничества между руководством организации и персоналом создают службы охраны труда или назначают ответственных работников. Если на предприятии или в организации работает коллектив более 100 человек, то необходимо создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по ОТ, имеющего соответствующую подготовку или опыт работы в этой области (рис. 5.3.2). При численности коллектива более 10 человек в организации в соответствии с законодательством должен быть создан совместный комитет или комиссия по ОТ на паритетной основе из представителей профсоюзов, администрации с соответствии с рекомендациями Минтруда России (рис. 5.3.3).

Служба ОТ или работник, на которого возложены обязанности по ОТ, должны:

    ознакомить работников с состоянием ОТ в организации, в том числе охраны здоровья и безопасности труда, проводить вводный инструктаж;

    проводить с сотрудниками первичный, повторный, внеплановый и целевой инструктажи;

    вовлекать работников в разработку и рассмотрение политики и методов управления рисками в организации.

Основные права работников службы охраны труда :

    в любое время суток беспрепятственно осматривать производ­ственные служебные и бытовые помещения предприятия, зна­комиться с документами по вопросам охраны труда;

    проверять состояние условий и охраны труда в подразделени­ях предприятия и предъявлять должностным лицам и другим ответственным работникам предписания об устранении выявленных нарушений законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда.