Система органов государственной власти. Органы государственной власти в российской федерации Что система органов государственной власти

Система органов государственной власти включает:

Глава государства — Президент Российской Федерации;

Федеральный законодательный орган — Федеральное собрание РФ;

Правительство — Правительство Российской Федерации во главе с Председателем Правительства;

Осуществляет управление федеральной собственностью;

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;


Осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

Осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти.

На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение. Подзаконные постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановления и распоряжения Правительства в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

4. Верховный суд РФ:

Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и административным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды.

В пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй (кассационной) инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях, предусмотренных федеральным законом, — также и в качестве суда первой инстанции.

Является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов, окружным (флотским) военным судам.

Изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Разрешает в пределах своих полномочий вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Принципы разделения властей, его содержание и значение.

Разделение законодательной, исполнительной и судебной властей является одним из важнейших принципов организации государственной власти и функционирования правового государства.

Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность — органами исполнительной власти, судебная власть — судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие, государственный контроль и т. п. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий между высшими и местными органами власти и управления.

Государственные органы: понятие, признаки, классификация.

Деятельность любого государства реализуется через систему его государственных органов.

Признаки государственного органа:

1) порядок создания и деятельности государственного органа, его компетенция, внутренняя организация закрепляются государством в правовых нормах;

2) государственный орган обладает властными полномочиями;

3) государственный орган осуществляет задачи и функции, возложенные на него государством;

4) государственный орган является организационно обособленной частью системы органов гос. власти.

Государственный орган - это структурно обособленная часть государственного механизма, обладающая властными полномочиями и осуществляющая определенные задачи и функции государства.

Различают государственные органы:

Органы законодательной власти включают Федеральное Собрание РФ и законодательные органы субъектов Федерации. Органы законодательной власти одновременно являются представительными органами. Они избираются непосредственно народом и призваны выражать его волю. В соответствии с принципом разделения властей, на органы законодательной власти возложена законодательная деятельность - принятие нормативно-правовых актов, обладающих высшей юридической силой и регулирующих наиболее важные общественные отношения. Органы законодательной власти РФ и органы законодательной власти ее субъектов не образуют единой системы законодательной власти в РФ.

Органы исполнительной власти включают федеральное правительство, другие федеральные органы исполнительной власти, правительства, администрации субъектов Федерации и другие органы исполнительной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти формируются невыборным путем. Так, Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и по предложению Председателя Правительства РФ - заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров. Органы исполнительной власти организуют исполнение законов, иных актов законодательных органов, указов Президента РФ и актов глав субъектов Федерации.

Свои акты они издают на основании и во исполнение Конституции РФ, конституций и уставов субъектов РФ, указов Президента РФ, нормативных актов глав администраций субъектов, постановлений и распоряжений вышестоящих органов исполнительной власти. В отличие от органов законодательной власти федеральные органы власти и органы исполнительной власти субъектов РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

Органы судебной власти.

К ним относятся КС РФ, ВС РФ, ВАС РФ, другие федеральные суды, а также суды субъектов РФ. В своей совокупности они составляют судебную систему РФ. Органы судебной власти предназначены для осуществления правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

В РФ существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей - законодательную, исполнительную и судебную. К числу таких органов на федеральном уровне следует отнести Прокуратуру РФ, ЦИК РФ, ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ.

Классификация государственных органов:

1. С учетом порядка образования (формирования):

- Первичные органы - формируются населением, то есть такие органы создаются непосредственно народом (Госдума);

- Вторичные органы (производные) - это органы которые формируются первичными органами или какими-либо производными органами;

2. С учетом сферы действия:

- Высшие органы - действуют в масштабах всей страны или в масштабах субъекта федерации;

- Местные органы - это органы, которые действуют в пределах соответствующих административно-территориальных единиц.

3. По территориальному принципу:

- Общегосударственные,

- Региональные;

- Местные .

4. С учетом принципа разделения властей:

- Законодательные органы - высшие представительные органы государственной власти, они принимают и издают законы;

- Исполнительные органы - правительство, министерства, отделы - занимаются непосредственно управленческой деятельностью - исполнение законов;

- Судебные органы - осуществляют правосудие.

5. По временной деятельности:

Высшие представительные органы государственной власти органы созданные на неопределенный срок (например, Совет Федерации);

Созданные на определенный срок (например, Президент, Государственная Дума). Органы с определенным сроком делятся на постоянные (по истечении срока деятельности, их упразднение не происходит, просто меняется их состав) и временные (по истечении срока деятельности они самоупраздняются).

6. По форме деятельности:

Органы, предусмотренные конституцией;

Органы, предусмотренные федеральными законами;

Органы, предусмотренные подзаконными актами.

Органы государственной власти принимают решения общеобязательного характера (они обязательны для всех лиц, находящихся на подведомственной этому органу территории).

правовой власть управление конституционный

Проанализировав и обобщив сказанное в учебниках и пособиях по дисциплине «Конституционное право», понятие «орган государственной власти» можно раскрыть следующим образом: это важнейшее звено государственной системы, которое создано в целях осуществления функций государства в пределах своей компетенции.

Однако в Конституции Российской Федерации наряду с наиболее часто употребляемым термином «орган государственной власти» можно встретить термин «государственный орган» (например, в статьях 33, 120). В Большом юридическом словаре дается следующая дефиниция: «Государственный орган - организованная часть государственного механизма, наделена властными полномочиями, компетенцией и необходимыми средствами для осуществления задач, стоящих перед государством на конкретном участке руководства обществом». В настоящее время довольно сложно сказать, какой смысл заложен Конституцией Российской Федерации во второй термин. Хочется верить, что в скором будущем конституционно-правовая теория и практика Конституционного Суда Российской Федерации раскроют его содержание, сейчас же, на мой взгляд, эти термины абсолютно равнозначны по смысловому значению.

Более глубоким и полным образом раскрыть значение понятия «органы государственной власти» помогут их характерные признаки, которые порождены генезисом государства и его конкретными функциями. Мне бы хотелось выделить следующие из них:

1) Любой государственный орган создается в строгом соответствии с установленным Конституцией Российской Федерации, законами или какими-либо другими нормативными правовыми актами порядком, что исключает всякий произвол в данной сфере государственно-правового регулирования.

Так, в Конституции Российской Федерации указано, что на федеральном уровне государственную власть осуществляют: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, состоящее из двух палат (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и суды. Данные государственные органы не могут быть преобразованы или ликвидированы без внесения изменений и поправок непосредственно в основной Закон страны. Тем не менее, лишь конституционного упоминания о каком-либо органе государственной власти недостаточно. Порядок образования государственного органа должен быть определен конкретным федеральным законом. Органы судебной власти создаются исключительно федеральными конституционными законами и федеральными законами. Аналогичным образом (путём принятия конституций, уставов и законов) образуются государственные органы субъектов Российской Федерации.

2) Каждый орган государственной власти наделен властными полномочиями. Другими словами, решения, принятые тем или иным государственным органом, имеют общеобязательный характер и подкрепляются силой государства. Изданные органами власти нормативные правовые акты устанавливают особый прядок осуществления гражданами своих прав, регулируют взаимоотношения между гражданином и государством в определенной сфере, на определенном уровне и в определенной мере. Данные полномочия государственного органа формируют его компетенцию, то есть конкретный круг предметов ведения. Границы компетенции каждого органа государственной власти определены безоговорочно в целях предельно четкого разграничения сфер деятельности и независимого, самостоятельного функционирования. Как правило, компетенция определяется непосредственно при создании органа в законе, указе, положении или ином нормативном правовом акте, в дальнейшем - возможно ее изменение или дополнение этими же актами. Чаще всего лишены компетенции внутренние подразделения органа государственной власти, поэтому они и не могут рассматриваться в качестве самостоятельного органа государственной власти.

3) Деятельность государственного органа реализуется в тех формах и путем использования тех методов, которые установлены в нормативных правовых актах. В данном контексте имеются в виду лишь основные формы и методы, ибо в повседневных делах государственного органа нередко превалируют деловые обыкновения и согласительные методы решений. Однако это ни в коем случае не означает, что при каких-либо специфических условиях органы государственной власти вправе применять действия, находящиеся вне рамок законодательно разрешенных организационных форм и методов.

4) В традиционном понимании, государственный орган - это, прежде всего, единая, сплоченная организация, коллектив, объединённый общностью поставленных перед собой задач и целей и родом деятельности.

5) Любой орган государственной власти обладает некоторой долей общего фонда государственной собственности (он имеет личную смету, фонд заработной платы, здания и сооружения, материалы и оборудование). Данные материальные средства выделяются государством в целях реализации определенных функций.

Из вышеуказанных признаков государственных органов можно сделать вывод, что далеко не каждая государственная организация имеет право носить гордый титул - «орган государственной власти Российской Федерации». Например, не являются таковыми государственные предприятия, учебные заведения и иные подобные государственные учреждения, несмотря на то, что они также некоторым образом влияют на осуществление личностью и гражданином своих прав. Они - лишь звено вышестоящей организации, которая, в свою очередь, и является органом государственной власти.

Говоря о классификации, стоит отметить многообразие органов государственной власти. Их можно разделить по следующим критериям:

1) Место в системе разделения властей:

Законодательные;

Исполнительные;

Судебные;

Органы прокуратуры;

Избирательные органы (комиссии);

Органы глав государств;

Органы субъектов Федерации;

2) Место в системе иерархии власти:

Высшие (Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ);

Центральные (различные министерства и ведомства);

Территориальные (региональные и местные органы федеральной власти);

3) Способ формирования состава:

Выборные (Государственная Дума Федерального Собрания РФ, Президент РФ, законодательные (представительные) органы субъектов Федерации);

Назначаемые путем избрания (Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека);

Формируемые на основании законодательства о государственной службе (различные министерства и ведомства);

Смешанные (Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов Федерации);

4) Первичная нормативная основа деятельности:

Учреждаемые конституциями, уставами (высшие органы государственной власти);

Учреждаемые в силу закона (избирательные комиссии);

Учреждаемые актами Президента РФ, Правительства РФ, главами субъектов Федерации (различные министерства и ведомства);

5) Кадровый состав:

Единоличные (Президент РФ, главы субъектов Федерации);

Коллективные (Правительство РФ, министерства);

6) Способ волеизъявления:

Единоначальные (министерства);

Коллегиальные (представительные (законодательные) органы, Правительство РФ, избирательные комиссии);

7) Форма государственной власти:

Федеральные органы государственной власти (Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ);

Органы государственной власти субъектов Федерации (избирательные комиссии субъектов Российской Федерации);

8) Объем компетенции:

Органы общей компетенции (представительные (законодательные) органы, Правительство РФ);

Органы специальной компетенции (министерства, ведомства, Счетная палата РФ).

Все государственные органы РФ образуют единую целостную систему . Согласно статье 11 Конституции России, в данную систему входят органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ. Единство их системы обеспечивается тем, что она основана на государственной целостности РФ , а также на единстве системы государственной власти .

Единство системы государственных органов России находит проявление в разграничении полномочий и предметов ведения между РФ и субъектами РФ. Также единство проявляется в том, что все органы действуют на совместной основе, они находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействии. При этом одни органы системы могут избираться либо назначаться другими, одни руководят другими, одни подотчетны или подконтрольны другим. Между всеми элементами системы устанавливается тесная правовая и организационная взаимосвязь.

Единство системы государственной органов РФ находит усиление в том, что её составные части в свою очередь образуют собственную систему органов . Так, в соответствии со статьей 77 Конституции РФ, федеральные и региональные органы исполнительной власти в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в России .

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе деления на законодательную, исполнительную и судебную. Соответственно и система органов власти РФ состоит из нескольких их видов. Статьи 10 и 11 Конституции РФ предусматривают наличие законодательных, исполнительных и судебных органов власти. Каждый из указанных видов представляет собой подсистему единой системы государственных органов РФ. Она в свою очередь может делиться по различным признакам на иные входящие в неё звенья.

Президент РФ выступает главой государства, гарантом соблюдения Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 80 Основного закона он обеспечивает взаимодействие и согласованное функционирование всех элементов системы государственной власти. Президент реализует общее руководство деятельностью Правительства России и иных звеньев исполнительной власти.

Система органов законодательной власти представлена:

Федеральным Собранием РФ;

Народными и государственными собраниями, верховными советами, законодательными собраниями республик РФ;

Думами, законодательными собраниями, областными собраниями и другими законодательными структурами власти областей, краев, городов федерального значения, автономных округов и области.

Их главная особенность заключается в том, что они избираются непосредственно народом, другим образом они формироваться не могут. Их совокупность создает систему представительных органов государственной власти Российской Федерации . Они как законодательные структуры отражают государственную волю многонационального народа РФ, а также придают ей общеобязательный характер. Они вырабатывают решения , которые воплощаются в соответствующих актах, а также принимают меры для исполнения собственных решений и контролируют их реализацию. Решения законодательных собраний являются обязательными к исполнению всеми иными органами данного уровня, всеми нижестоящими структурами госвласти и местного самоуправления.

В России государственные органы законодательной власти делятся на федеральные и региональные (субъектов РФ). Федеральным законодательным и представительным органом России выступает Федеральное Собрание РФ . Оно является общегосударственным, общероссийским органом государственной власти, который действует на территории всей России. Все иные законодательные органы государственной власти на территории РФ являются региональными , они действуют в пределах территории соответствующего субъекта Федерации.

Органами системы исполнительной власти являются:

Правительство РФ (высший орган федеральной исполнительной власти);

Иные федеральные структуры исполнительной власти (министерства, государственные комитеты и ведомства при Правительстве России);

Органы исполнительной власти субъектов РФ (главы субъектов РФ, их правительства, министерства и другие ведомства).

Все они в целом формируют единую систему исполнительной власти , которая возглавляется Правительством РФ.

Органы исполнительной власти характеризуются тем, что они образуются (назначаются) соответствующими руководителями исполнительной власти или избираются непосредственно населением. Например, Правительство России образуется Президентом, который с согласия Государственной Думы назначает его Председателя и по предложению последнего - заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.

Органы исполнительной власти занимаются особым видом государственной деятельности, которая имеет распорядительный и исполнительный характер. Они исполняют положения актов представительных структур госвласти, указов Президента, а также организуют их исполнение либо своими распоряжениями обеспечивают их реализацию. Субъекты исполнительной власти издают собственные распоряжения на основе и во исполнение положений Конституции РФ, конституций и уставов её субъектов, федеральных законов и законов представительных органов субъектов РФ, нормативных указов Президента и нормативных актов руководителей субъектов Федерации, распоряжений и постановлений вышестоящих органов исполнительной власти.

По территории деятельности органы исполнительной власти принято делить на федеральные и региональные . К федеральным относят: Правительство РФ, федеральные министерства, комитеты и иные ведомства. К системе органов субъектов Федерации относят: глав администраций субъектов, их правительства, министерства, комитеты и другие ведомства.

В зависимости от характера полномочий органы исполнительной власти делятся на:

- органы общей компетенции , они занимаются всеми либо многими отраслями исполнительной деятельности. К ним относят, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации;

- органы специальной компетенции , они занимаются отдельными отраслями либо сферами исполнительной деятельности. К ним относят министерства, государственные комитеты и другие ведомства Федерации и её субъектов.

В зависимости от способов принятия решений органы исполнительной власти делятся на коллегиальные и единоначальные . Коллегиальными являются Правительство РФ и правительства её субъектов. Единоначальными выступают министерства и комитеты.

Органами судебной власти в России являются: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, иные федеральные суды, суды субъектов РФ. Совокупность субъектов правосудия формирует судебную систему РФ . Ключевой их особенностью выступает осуществление судебной власти через отправление конституционного, административного, уголовного, гражданского судопроизводства.

Особое место в системе государства занимает прокуратура (она не относится ни к одному из ранее названных видов органов государственной власти). Согласно статье 129 Конституции, Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему, при этом нижестоящие прокуроры подчиняются вышестоящим и Генеральному прокурору РФ.

Ключевой особенностью органов прокуратуры выступает их право на осуществление надзора за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами РФ и её субъектов, органами местного самоуправления и военного управления, их должностными лицами, а также соответствие издаваемых ими правовых актов положениям законодательства. Важной функцией прокуратуры является участие прокуроров в рассмотрении дел судами. Также прокуратура занимается расследованиями преступлений, что является своеобразной формой защиты прав потерпевшего от преступного посягательства.

В систему госорганов РФ также входят и другие госорганы , которые обычно выполняют различные вспомогательные и иные подобные функции . К ним относят: Администрацию Президента РФ (обеспечивает его деятельность); Совет Безопасности РФ (обеспечивает условия для реализации Президентом конституционных полномочий по защите прав и свобод человека и гражданина, охране суверенитета страны, её независимости и государственной целостности), а также ряд иных государственных органов.

Таким образом, в системе государственных органов РФ существуют различные их виды, правомочия каждого из которых имеют свои особенности .

  • Назад
  • Вперёд

Понятие государственного органа . Российская Федерация является государством с Республиканской формой правления. Это означает, что в России все высшие органы государственной власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в управлении делами государства. Государственные органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации (виды государственных органов представлены на рис. 2).

Государственные органы подразделяются:

а) по порядку формирования на первичные, избираемые непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными;

б) по срокам полномочий – на временные и постоянные . Временные органы создаются для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока;

в) по месту в иерархии – на федеральные органы, органы субъектов федерации или региональные и местные или муниципальные органы;

г) по правовым формам деятельности – на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел);

д) по характеру принятия решений – на коллегиальные и единоначальные ;

е) в соответствии с принципом разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы.

Президент РФ. Ведущее место в системе государственных органов России занимает Президент РФ, который избирается гражданами Российской Федерации сроком на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Президентом РФ может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, проживающий постоянно на территории России не менее 10 лет. При вступлении в должность Президент РФ приносит присягу народу.



Согласно Конституции РФ, Президент РФ является главой государства. Глава государства – это должностное лицо, занимающее высшее место в системе органов государства. Президент РФ не относится ни к одной из ветвей власти и призван обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие всех государственных органов в стране.

Президент РФ – гарант Конституции, прав и свобод человека и гражданина. С этой целью он наделен необходимыми полномочиями по защите Конституции, конституционных прав и свобод, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, включая введение в стране военного или чрезвычайного положения.

В компетенцию Президента входит формирование Правительства РФ. С согласия Государственной Думы РФ он назначает главу Правительства Российской Федерации, по своему усмотрению принимает решение об отставке Правительства.

Президент РФ участвует в законодательном процессе: ему принадлежит право законодательной инициативы, он подписывает и обнародует принятые Федеральным Собранием РФ законы.

Президент РФ определяет основные направления внутренней и внешней политики российского государства; как глава государства он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами. В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. Основные полномочия Президента РФ представлены на рис. 3.



Конституция РФ наделяет Президента РФ правом решать вопросы гражданства РФ. Президент РФ принимает решения о приеме в гражданство иностранцев, лиц без гражданства, дает разрешение иметь двойное гражданство, на выход из гражданства РФ, отменяет решение о приеме в гражданство, а также предоставляет почетное гражданство РФ. В качестве главы государства

Президент РФ награждает граждан Российской Федерации государственными наградами, присваивает почетные звания, высшие воинские и высшие специальные звания.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент РФ обладает неприкосновенностью. Это означает, что против него нельзя возбудить уголовное дело, привлечь его к административной ответственности, принудительно доставить в суд, заключить под стражу, подвергнуть обыску и личному досмотру. Вместе с тем, неприкосновенность Президента РФ не означает отсутствия у него всякой ответственности. В случае совершения им тяжкого преступления (например, государственной измены) Президент РФ может быть отрешен от должности и, как следствие этого, лишен неприкосновенности. Процедура отрешения Президента РФ от должности называется импичментом .

Президент РФ может прекратить исполнение своих полномочий в связи с истечением срока, на который он был избран, а также подать в отставку. Отставка – это добровольное сложение Президентом РФ своих полномочий. Она может быть вызвана различными причинами как субъективного, так и объективного характера. Решение об отставке принимается самим Президентом.

В отличие от отставки, являющейся добровольным актом Президента РФ, сложение полномочий по состоянию здоровья происходит в результате независящих от воли Президента РФ обстоятельств. В этом случае должна создаваться независимая медицинская комиссия, заключение которой будет являться основанием для досрочного прекращения полномочий главы государства.

Рис. 2. Структура и порядок формирования органов

государственной власти в РФ

Рис. 3. Основные полномочия президента РФ

Осуществляя свои полномочия, Президент РФ издает специальные акты – указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории РФ, не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

Федеральное Собрание РФ. Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит двухпалатному парламенту – Федеральному Собранию РФ. Законодательная власть – это делегированная народом своим представителям государственная власть, реализуемая коллегиально путем издания законодательных актов, а также наблюдения и контроля за исполнительной властью, главным образом в финансовой сфере. Законодательная власть – это власть представительная. В ходе процедуры выборов народ передает власть своим представителям и таким образом уполномочивает законодательные органы осуществлять государственную власть. В различных государствах законодательные органы называются по-разному: в США – Конгресс, в Великобритании – Парламент, во Франции –Национальное собрание. Исторически первым законодательным органом являлся английский Парламент (от фр. parler – говорить), поэтому часто любой законодательный орган называют парламентом.

Современный российский парламент – Федеральное Собрание РФ – был учрежден Конституцией РФ 1993 г. Согласно Конституции, Федеральное Собрание РФ является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Верхняя палата российского парламента называется Совет Федерации и формируется субъектами РФ. В состав Совета Федерации входят по два представителя: один от законодательной и один исполнительной власти каждого субъекта РФ. Нижняя палата – Государственная Дума – избирается гражданами Российской Федерации путем прямых всеобщих выборов сроком на четыре года и состоит из 450 депутатов.

Основной функцией палат Федерального Собрания является принятие законов. Конституция РФ предусматривает возможность принятия законов двух видов: федеральных и федеральных конституционных.

Законодательный процесс начинается в Государственной Думе (см. рис. 4). Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Далее принятые законы передаются на рассмотрение Совета Федерации. Законодательный процесс в Российской Федерации.

Федеральный закон считается одобренным, если за него проголосовало больше половины от общего числа членов этой палаты или если в течение 14 дней закон не был рассмотрен Советом Федерации. Однако законы, принятые Государственной Думой,

Рис. 4 Законодательные процесс РФ

подлежат обязательному рассмотрению в Совете Федерации, если они касаются вопросов: федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; ратификации и денонсации международных договоров РФ; защиты государственной границы РФ; войны и мира.

Принятый федеральный закон направляется Президенту РФ. Он в течение 14 дней подписывает и обнародует закон. Однако в тот же срок Президент РФ может наложить veto, т. е. отклонить закон. Тогда Государственная Дума и Совет Федерации снова рассматривают данный закон. В этом случае для одобрения закона требуется не менее 2/3 голосов в каждой из палат. Если закон принят, он подлежит подписанию Президентом РФ в течение семи дней и обнародованию.

Федеральные конституционные законы принимаются по наиболее важным вопросам, например о референдуме, о Правительстве РФ, о судебной системе, о Конституционном Суде РФ, о порядке введения военного положения и др. Для принятия этого закона требуется не менее 3/4 голосов членов Совета Федерации и 2/3 голосов депутатов Государственной Думы.Конституция РФ не допускает досрочного прекращения полномочий Совета Федерации. Что касается Государственной Думы, то она может быть до окончания срока своих полномочий распущена Президентом РФ в следующих случаях:

1) если она трехкратно отклонит кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ, представленные Президентом РФ на согласование перед назначением (ст. 111 Конституции);

2) если она по своей инициативе выразила недоверие Правительству РФ. В этом случае Президент РФ может либо отправить в отставку Правительство, либо не согласиться с решением Государственной Думы. Однако если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ, Президент РФ должен либо объявить об отставке Правительства, либо распустить Государственную Думу (ч. 3 ст. 117 Конституции);

3) Председатель Правительства РФ может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ. Если Государственная Дума откажет Правительству в доверии, Президент РФ в течение семи дней должен или отправить Правительство в отставку, или распустить Государственную Думу (ч.4 ст. 117 Конституции).

Правительство РФ. Федеральным органом исполнительной власти является Правительство РФ, возглавляемое Председателем и состоящее из федеральных министров. Исполнительная власть – это вторичная, подзаконная ветвь государственной власти, деятельность которой направлена на обеспечение исполнения законов и других актов законодательной власти. Исполнительная власть реализуется через систему исполнительных органов. Помимо Правительства РФ в систему федеральных органов исполнительной власти также входят федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии, федеральные службы, федеральные агентства.

Членов Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности Президент РФ. Он может в любое время отправить Правительство РФ в отставку.

Правительство РФ является органом, отвечающим за текущее осуществление политики государства на всех направлениях. В соответствии с Конституцией РФ Правительство РФ:

· разрабатывает и представляет Государственной Думе РФ федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет отчет об исполнении федерального бюджета;

· обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;

· обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

· осуществляет управление федеральной собственностью;

· осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ;

· осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

· осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента РФ.

По вопросам своей деятельности Правительство РФ издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение.

Федеральные органы исполнительной власти. Правительство РФ является высшим органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим общее управление в различных сферах жизни общества. Непосредственное руководство отдельными отраслями находится в ведении различных министерств и ведомств, подчиняющихся Правительству РФ и Президенту РФ и образующих вместе с ним систему федеральных органов исполнительной власти. В систему федеральных органов исполнительной власти входят: федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы и государственные комитеты, а также их территориальные структуры.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и нормативно–правовое регулирование в установленной сфере деятельности.

Федеральное министерство на основании и во исполнении Конституции РФ, федерального законодательства, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет праве регулирования в установленной сферы деятельности. Федеральное министерство не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом кроме случаев, установленных указами Президента или Постановлением Правительства РФ.

Федеральное министерство осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его введении федеральных служб и федеральных агентств.

Федеральное служба – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль за деятельностью в установленной сфере, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственных границ РФ, борьбы с преступностью и обеспечения общественной безопасности. Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральное агентство – это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) или коллегиальный орган.

Федеральные службы и агентства в пределах своей компетенции издают индивидуальные правовые акты на основании и во исполнении законодательства и нормативных актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности служб и агентств. Федеральные службы и агентства могут быть подведомственны Президенту РФ или находиться в введении Правительства РФ.

Назначение на должность и смещение с должности руководителей этих ведомств осуществляется Правительством РФ, кроме тех из них, которые непосредственно подчинены Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации . Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»» от 6 октября 1999 г. устанавливает, что систему органов государственной власти субъекта Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти, образуемые в соответствии с конституцией (уставом) данного субъекта. Кроме того, конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации может быть определено ее высшее должностное лицо. Соответственно в такую систему входят: президент республики (глава государства, глава республики) или губернатор края, области (в отдельных республиках нет единоличного главы государства); законодательный (представительный) орган, правительство (кабинет, администрация), также и судебные органы, представленные судьями.

Законодательные органы субъектов Федерации отличаются друг от друга наименованием – Государственное собрание, Законодательное собрание, парламент, областное собрание, краевые, областные думы и др. Есть и нетипичные названия законодательных (представительных) органов. Так, в Амурской области указанный орган именуется областным Собранием, в Архангельской, Липецкой, Псковской областях – областным Собранием депутатов, в Астраханской области – областное Представительное собрание, в Новосибирской области – областной Совет депутатов. Такие органы отличаются структурой (наряду с однопалатными в ряде субъектов созданы двухпалатные парламенты), численностью депутатов Так, парламент Ингушетии состоит из 27 депутатов, а парламент Татарстана – из 250 депутатов. Срок полномочий депутатов законодательного (представительного) органа одного созыва также устанавливается конституцией (уставом) субъекта Федерации, однако в соответствии с упомянутым выше Федеральным законом не может превышать пяти лет. Общими для всех этих органов являются осуществляемые ими функции (законодательная, контрольная, финансовая), круг их полномочий.

Систему органов исполнительной власти в республиках возглавляют правительство (правительства учреждены также в Ленинградской области, в Ставропольском крае, в Москве, в некоторых областях), в иных субъектах – администрация. Наименование высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, его структура, порядок его формирования устанавливаются конституцией (уставом) и законами субъекта Российской Федерации с учетом его исторических, национальных и иных традиций. В соответствии с Конституцией РФ в пределах ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения России и субъектов Федерации органы исполнительной власти (федеральные и субъектов Федерации) образуют единую систему исполнительной власти в стране.

Высшее должностное лицо территориальных субъекта. Российской Федерации (руководитель его высшего исполнительного органа государственной власти) назначаются Президентом РФ по согласованию с региональным парламентом. Наименование должности этого лица устанавливается конституцией (уставом) субъекта Российской Федерации с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта.

Местное самоуправление в Российской Федерации . Местное самоуправление есть самостоятельная инициативная деятельность территориальных (местных) сообществ по решению вопросов их жизнедеятельности. Это такая самоорганизация населения (местного сообщества), которая, исключая управление «сверху», позволяет гражданам в границах муниципального образования непосредственно либо через создаваемые ими органы обеспечить самостоятельное решение вопросов местного характера, владение, пользование и распределение муниципальной собственности исходя из интересов населения. Местное самоуправление базируется на таких конституционных принципах, как гарантированность, самостоятельность (в пределах вопросов местного значения); многообразие организационных форм; обособленность от системы органов государственной власти; ответственность муниципальных органов перед населением; выборность; открытость, гласность; государственная поддержка местного самоуправления и др.

В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление:

1) обеспечивает участие граждан в самостоятельном решении местных вопросов;

2) обеспечивает социально-экономическое развитие соответствующей территории;

3) управляет муниципальной собственностью;

4) обеспечивает потребности населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других полезно важных услугах;

5) осуществляет защиту интересов и прав местного самоуправления;

6) охраняет общественный порядок, peaлизует законы, поддерживает правопорядок на территории муниципального образования. Охрана общественного порядка – одна из самых важных функций местного самоуправления. Она включает деятельность по обеспечению спокойствия в общественных местах, недопущение и пресечение хулиганства, привлечение к административной ответственности лиц, нарушающих порядок в общественных местах, во время уличных шествий и демонстраций, массовых гуляний, спортивных соревнований и т.д. Законодательство наделяет органы местного самоуправления (районные, городские) правом принимать решения (устанавливать правила) о соблюдении общественного порядка и устанавливать административную ответственность за их нарушение (при условии, что эти вопросы не урегулированы региональными и федеральными актами). Профессиональную деятельность по охране общественного порядка на территории муниципальных образований осуществляет милиция общественной безопасности (местная милиция). В соответствии с Конституций РФ систему органов местного самоуправления образует совокупность негосударственных, имеющих статус самостоятельных представительных и исполнительных органов, через которые на данной территории осуществляются функции и полномочия местного самоуправления (в зарубежных странах выборные органы в системе местного самоуправления именуются муниципалитетами). В числе таких органов закон называет представительные и исполнительные органы власти, а также главу местного самоуправления.

Права граждан на обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления . В Конституции РФ права и свободы человека определены как непосредственно действующие, предоставляющие гражданам возможность защиты их всеми способами, не запрещенными законом. Одним из таких конституционно-правовых способов защиты прав и свобод граждан является их право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Различают несколько видов обращения граждан:

а) предложения – обращения граждан, направленные на улучшение деятельности государственных органов, совершенствование социально-экономических отношений и государственного строительства в России;

б) заявления – обращения граждан по поводу реализации принадлежащих им прав и законных интересов граждан;

в) ходатайства – обращения граждан с просьбой о признании за ними определенного статуса, прав, гарантий и льгот с предоставлением документов, их подтверждающих;

г) жалобы – обращения с требованием о восстановлении прав и законных интересов граждан, нарушенных действиями государственных органов, должностных лиц (т. е. лиц, занимающих должность в государственном органе или негосударственной организации), владельцами различных форм собственности и общественными организациями.

В Российской Федерации существует определенный порядок, регламентирующий возможность обращения граждан в государственные органы с предложениями, заявлениями и жалобами. Письменное обращение гражданина должно быть им подписано, с указанием фамилии, имени и отчества, и содержать данные о месте жительства, работы или учебы лица, подающего данное обращение. Обращение, не содержащее этих сведений, признается анонимным и не подлежит рассмотрению.

Для всех видов обращений устанавливаются предельные сроки их рассмотрения: до одного месяца со дня их поступления в соответствующий орган власти и регистрации; в сокращенные сроки – не позднее 15 дней – рассматриваются обращения, не требующие дополнительного изучения и проверки изложенных в них фактов и обстоятельств. По решению руководителей органов власти допускается продление сроков разрешения дел в связи с обращениями граждан, но не более чем на один месяц. При этом общий срок рассмотрения обращения не может превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда материалы, необходимые для решения и ответа автору, рассматриваются в суде. В таких случаях срок обращения продлевается на весь период судебного разбирательства. О результатах обращения гражданину направляется сообщение в течение 10 дней с момента принятия по нему соответствующего решения.

Граждане имеют право обжаловать неудовлетворяющее их решение. Жалоба подается в те вышестоящие в порядке подчиненности органы государственной власти или на имя тех должностных лиц, в непосредственном подчинении которых находятся органы власти и должностные лица, чьи решения, а также неправомерные действия (бездействие) обжалуются. Пересылать жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на которых она подана, запрещается.

Жалоба может быть подана не позднее трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, и не позднее одного месяца со дня получения письменного или устного уведомления органа власти или должностного лица об отказе в удовлетворении требований, содержащихся в обращении. Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы может быть продлен по решению органа власти или должностного лица при предоставлении жалобщиком подтверждающих документов.

Подача гражданином обращения, в котором содержатся материалы клеветнического характера, выражения, оскорбляющие честь и достоинство других лиц, влечет за собой уголовную ответственность.

Действия или бездействие органов государственной власти и должностных лиц, органов местного самоуправления, общественных объединений могут быть также обжалованы в судебном порядке.

Органы судебной власти . Судебная власть – это независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем гласного, состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров о праве. Монополию на осуществление судебной власти имеют суды.

Судебную власть в Российской Федерации осуществляют Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации и система федеральных судов общей юрисдикции (верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах Федерации).

Вопросы для самоконтроля

Какие функции выполняет основной закон государства? Дайте определение понятия «конституция».

Какая структура свойственна действующей Конституции РФ?

Что понимается конституционным строем?

Что означает демократический характер Российского государства по Конституции РФ?

Какие основные принципы (признаки) характерны для правового государства?

Какие исключительные полномочия относятся к вопросам введения Федерации согласно ст. 71 Конституции РФ?

Какие вопросы совместного ведения Федерации и ее субъектов определенны в ст. 72 Конституции РФ?

Какие формы собственности признаются и защищаются в России?

При каких условиях допускается двойное гражданство в РФ?

Какими правами дожжен обладать каждый человек на Земле?

Какие политические права и свободы, закреплены в ст. 29-33 Конституции РФ?

Какие граждане России не имеют права избирать и быть избранными?

Какие сроки полномочий установлены для выборных государственных органов и должностных лиц в РФ?

Какие социальные, экономические и культурные права и свободы человека и гражданина закреплены в ст. 34-44 Конституции РФ?

Какие механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина предусмотрены в РФ?

Какие задачи решает омбудсмен в РФ?

Какие виды органов осуществляют судебную власть в РФ?

Государственную власть в России осуществляют Президент, Федеральное Собрание (парламент России), Правительство и суды. Это высшие органы государственной власти в РФ (Российской Федерации).

Президент

Президент - глава государства, он не принадлежит ни к одной из ветвей власти.

Президент является гарантом Конституции, определяет основные направления внутренней и внешней политики государства, представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Президентом может быть избран гражданин России не моложе 35 лет, постоянно проживающий на территории России не менее 10 лет. Президентский срок - 6 (шесть) лет, одно и то же лицо не может быть президентом более двух сроков подряд. Президент, обычно в торжественной обстановке, обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики. Президент является верховным главнокомандующим вооруженными силами страны. Он издает указы и распоряжения и обладает неприкосновенностью (его нельзя просто так взять под стражу, арестовать и т.п.).

Полномочия президента РФ :

1) назначает с одобрения Госдумы Председателя Правительства

2) принимает решение об отставке Правительства

3) формирует и возглавляет Совет Безопасности

4) утверждает военную доктрину РФ

5) формирует Администрацию Президента

6) назначает:

а) полномочных представителей Президента

б) высшее командование Вооруженных Сил РФ

в) дипломатических представителей РФ

7) назначает выборы Государственной Думы

8) распускает Государственную Думу

9) назначает референдум

10) подписывает и обнародует федеральные законы

11) обращается к Федеральному Собранию с ежегодным посланием о положении в стране

12) осуществляет руководство внешней политикой РФ

13) вводит в стране военное положение

14) решает вопросы гражданства и предоставления политического убежища

15) осуществляет помилование

Законодательная власть

Законодательную власть в России осуществляет Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации. Здесь принимаются российские законы. Сначала их пишут в Государственной Думе, а потом отправляют на обсуждение в Совет Федерации. После одобрения Советом Федерации закон направляется на подпись Президенту.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней и нижней. Верхняя палата парламента - это Совет Федерации (его членов зовут сенаторами), нижняя - Государственная Дума (ее члены называются депутатами).

Совет Федерации формируется из представителей законодательных и исполнительных органов власти субъектов федерации, что позволяет учитывать интересы регионов. В Государственной Думе через депутатов представлены все граждане Российской Федерации, Государственная Дума состоит из 450 человек.

Государственная Дума избирается сроком на 5 (пять) лет. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми.

1) Утверждение изменения границ между субъектами РФ

2) Утверждение указа президента о введении военного и чрезвычайного положения

3) Решение вопроса о возможности использования вооруженных сил за пределами территории РФ

4) Назначение выборов президента

5) Отрешение президента от должности

6) Назначение на должность:

а) Конституционного суда Верховного суда

б) Генерального прокурора

в) заместителя Председателя Счетной палаты

Полномочия Государственной Думы Федерального Собрания РФ :

1) Дача согласия президенту на назначение Председателя Правительства РФ

2) Решение вопроса о доверии Правительству РФ

3) Заслушивание ежегодных отчетов Правительства РФ о результатах его деятельности

4) Назначение на должности:

а) Председателя Центрального банка

б) Председателя Счетной палаты

в) Уполномоченного по правам человека

5) объявление амнистии

6) выдвижение обвинений против президента для отрешения его от должности

Исполнительная власть

Исполнительную власть в России осуществляет Правительство. Возглавляет Правительство Председатель Правительства (международное слово - премьер-министр). Сегодня премьер-министром России является Дмитрий Медведев. Кандидатуру Председателя Правительства Государственная Дума рассматривает в течение недели. Если кандидатуру Председателя Правительства отклоняют три раза, то президент назначает Председателя Правительства, распускает Государственную думу и назначает новые выборы. Премьер-министр определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу. Отставку правительства принимает или отклоняет Президент. Вопрос о доверии правительству ставит Совет Федерации.

Полномочия Правительства РФ :

1) Разрабатывает и передает на рассмотрение Государственной Думы федеральный бюджет

2) Обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой политики в области культуры, науки, образования, здравоохранение, социального обеспечения, экологии

3) осуществляет управление федеральной собственностью

4) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности

5) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью

Судебная власть

Судьями в РФ могут быть граждане, достигшие 25 лет и имеющие стаж работы не менее 5 лет. Судьи независимы и подчиняются только Конституции. Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел в судах открытое. Конституционный суд состоит из 19 судей. Конституционный суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов и нормативных актов. Верховный суд является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции.

Полномочия Конституционного Суда РФ :

1) разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

а) федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

б) конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

в) договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

г) не вступивших в силу международных договоров РФ;

2) разрешает споры о компетенции:

а) между федеральными органами государственной власти;

б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

в)между высшими государственными органами субъектов РФ;

3) по жалобам на нарушения конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;

4) дает толкование Конституции РФ;

5) дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

6) выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.