Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Системы пожарной защиты: требования, особенности проектирования и монтажа

Комплекс специальных средств, сил и мер различного характера: социального, научного, технического, экономического, организационного, правового – составляет целостную систему противопожарной безопасности. Система представляет собой совокупность специализированных государственных органов, органов самоуправления на местном уровне, предприятий, организаций и всех граждан, которые принимают участие в защите от пожаров и устранении их последствий.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем установки в организациях охранно-пожарных систем. Любой объект народного хозяйства должен быть оснащен противопожарными сигнализациями. В связи с внедрением новых технологий, сегодня такие противопожарные сигнализации интегрируются в целостные комплексы безопасности. Это могут быть инженерные подсистемы объекта, устройства оповещения, оборудование контроля доступа. Отдельно устанавливаются подсистемы пожаротушения, удаления дыма и т. п.

Функциональные особенности систем обеспечения безопасности от пожаров

Состав комплекса обеспечения защиты от пожаров и его функциональные особенности регламентируются законодательными актами. Федеральный Закон «О пожарной безопасности» выделяет основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:

  • Регулирование и принятие мер на государственном уровне в области защиты от пожаров посредством нормативно-правовых документов;
  • Создание подразделений противопожарной охраны, всесторонняя организация их деятельности;
  • Проектирование и выполнение мер защиты от пожаров;
  • Реализация предусмотренных законом прав и обязанностей в этой сфере;
  • Привлечение к ответственности за несоблюдение установленных защитных мер;
  • Всестороннее содействие работникам пожарных подразделений, добровольных объединений;
  • Привлечение граждан к обеспечению противопожарной безопасности;
  • Развитие научно-технического обеспечения противопожарной защиты;
  • Совершенствование информационных технологий;
  • Осуществление контроля и надзора по выполнению установленных защитных требований;
  • Разработка и производство специализированной продукции;
  • Лицензирование и патентирование деятельности в этой области;
  • Сертификация продукции и выполняемых услуг в системе;
  • Тушение возникающих пожаров;
  • Проведение безотлагательных спасательных работ;
  • Страхование жизни людей и их имущества;
  • Установление льгот;
  • Ведение учета случаев возникновения пожаров и их последствий;
  • Разработка и установление специализированного противопожарного режима.

Средства обеспечения противопожарной безопасности

Средствами обеспечения защиты от пожаров являются устройства, фиксирующие начало возгорания, чтобы своевременно предотвратить распространение огня. В настоящее время среди них выделяют:

  • Дымовые датчики – оборудование, которое позволяет обнаружить дым. Как правило, они устанавливаются на потолке. После поступления сигнала на датчик либо сработает оповестительная сирена, либо будет передана информация службе охраны;
  • Тепловые датчики позволяют определить резкое повышение температурного режима. В них вмонтировано устройство, которое реагирует на увеличение температуры. Они обычно устанавливаются на потолке;
  • Средства извещения о пожаре – устройства, представленные в виде кнопки или специального рычага, использовать которые необходимо для включения сигнала тревоги в случае возникновения очага возгорания.

Любые устройства обеспечения защиты от пожаров должны содержать целостный комплекс мероприятий, с помощью которых исключается возможность превышения допустимых норм и пожарного риска. Все обязательные нормативные показатели содержатся в законодательном техническом регламенте. В данной системе разрабатываются документы, которые содержат персональные требования к противопожарной защите. Они разрабатываются с учетом функциональных особенностей объекта.

При производстве каких-либо веществ, материалов, оборудования, обязательно составляется техническая документация, в которой указываются показатели пожарной безопасности. Все изделия должны содержать перечень мер противопожарной безопасности при работе с ними. При проектировании систем безопасности от пожара в зданиях и сооружениях, обязательно описываются эвакуационные мероприятия.

На производственных объектах разрабатываются схемы тушения пожаров, а также принимаются решения по обеспечению личной безопасности сотрудников.

Подразделения пожарной охраны выезжают на тушение пожаров и участвуют в их ликвидации. Эти действия выполняются безвозмездно. Для населенных пунктов, независимо от географического расположения в пределах государства, установлен единый телефонный номер пожарной службы – 01. При тушении пожара обязательно выполняются действия по обеспечению безопасности здоровья и жизни людей, а также принимаются меры к спасению товарно-материальных ценностей. Работниками специальных подразделений могут выполняться иные действия, которые предусмотрены законодательными актами.

На видео – информация об обеспечении пожарной безопасности и проведение занятий с персоналом:

Защита от пожара на линейном объекте

Линейные объекты являются предметами недвижимого имущества: сложными и неделимыми. К ним относятся:

  • Линии электропередачи;
  • Кабельные сооружения связи;
  • Трубопроводы, в т. ч. газо- и нефтепроводы;
  • Автомобильные дороги;
  • Железнодорожные пути и т. п.

Описание системы обеспечения пожарной безопасности линейного объекта должно отображаться в технической документации, требования к которой предусмотрены законодательством. Проектная документация должна включать в себя две составляющие части: графическую и текстовую. Текстовая часть обязана содержать следующие положения:

  • Общие сведения об объекте и его состоянии;
  • Описание комплектации и работы линии противопожарной безопасности;
  • Информация о технической характеристике и функционировании зданий, помещений, сооружений, входящих в состав линейного объекта;
  • Характеристика пожарной опасности всех происходящих процессов на объекте (в частности, технологических);
  • Содержание проектных решений (например, расстояние от трассы до населенного пункта, от лесополосы, между параллельными автомобильными дорогами и т. п.);
  • Информация о противопожарном состоянии между зданиями, резервуарами с нефтепродуктами, станциями, входящими в состав линейного объекта;
  • Описание степени стойкости и класса пожароопасности все построенных на объекте конструкций;
    Перечень проводимых мероприятий, обеспечивающих противопожарную безопасность;
  • Список выполняемых действий пожарными подразделениями при пожаротушении;
  • Сведения о наличии оборудования с классификацией по степени пожароопасности;
  • Информация о наличии оборудования и установок, подлежащих специальной защите;
  • Описание все подсистем (автоматического пожаротушения, охранно-пожарной сигнализации, звукового оповещения, эвакуации, внутреннего и внешнего водопроводов, защиты от дыма) с указанием их месторасположения и состояния;
  • Информация о технических узлах и системах с указанием их противопожарной защиты;
  • Расчет сил и средств на содержание охраны;
  • Определение возможных рисков в случае возникновения пожаров.

Графическая часть технической документации линейных объектов должна в себе содержать:

  • Технический план организации земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, с обязательным указанием путей входа и выхода (въезда и выезда) для обеспечения доступа пожарной техники;
  • Информацию о местах расположения резервуаров с водой и их объеме;
  • Схему расположения наружного водопровода;
  • Схематическое изображение расположения насосных станций и гидрантов (в случае их наличия);
  • Схему структурных подсистем защиты от пожаров (установок тушения пожара, охранно-пожарной сигнализации, внутреннего водопровода).

К указанной документации обязательно должны прилагаться технические задания на выполнение работ. В графическом разделе описывается в целом техническая система (генеральный план, конструктивные и планировочные решения, оборудование, расчеты, мероприятия). Все проектные решения должны приниматься в соответствии с действующим законодательством со ссылкой на конкретные нормативно-правовые и нормативно-технические документы.

На видео – брифинг по вопросам пожарной безопасности:

Пожарная безопасность подразумевает надлежащее состояние объекта с исключением возможности возникновения очага возгорания (пожара) и его распространения в пространстве. Обеспечение пожарной безопасности – приоритетная задача для любого предприятия, организации, учреждения, офиса и частного дома. Более глобальной задачей является обеспечение такой безопасности для населения в пределах конкретного населенного пункта. Создание системы защиты регламентировано законом и нормативными документами различных ведомств.

На каждом объекте обязательно существует инструкция и правила противопожарной безопасности. Нужно помнить, что к факторам, влияющим на возникновение пожара, относятся:

  • Открытый огонь;
  • Искра;
  • Повышенная температура воздуха;
  • Наличие продуктов горения;
  • Недостаточное количество кислорода в воздухе;
  • Замыкание электрической проводки;
  • Взрыв и т. п.

Приоритетные направления деятельности по обеспечению пожарной безопасности

Обеспечение пожарной безопасности имеет несколько направлений. Выполнение предписанных требований по каждому направлению обеспечивает полноценное функционирование противопожарной системы в целом. Во всех отраслях народного хозяйства необходимо неукоснительно соблюдать Правила и инструкции по противопожарной безопасности. Эти предписания являются общими.

Специальные поправки могут вноситься при составлении инструкций на конкретном объекте.

Порядок обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующие направления:

  • Соблюдение всех правил противопожарного режима;
  • Наличие необходимой документации об установлении противопожарного режима;
  • Исключение факторов, влияющих на возникновение пожара;
  • Выполнение норм и требований по содержанию эвакуационных путей и выходов;
  • Соответствие архитектурных и конструктивно-плановых решений установленным требованиям;
  • Установка в зданиях, сооружениях, помещениях систем автоматической защиты от пожара;
  • Техническое обслуживание подсистем автоматической защиты;
  • Контроль над работой коммуникаций здания;
  • Всестороннее обеспечение работы структурных подразделений пожарной охраны;
  • Проведение спасательных работ.

Перечисленные основные направления в обеспечении пожарной безопасности, несомненно, являются важными. Особое внимание нужно уделить соблюдению противопожарного режима. Для выполнения этого требования необходимо проводить обучение ответственных лиц и руководителей предприятий по специальной программе. На каждом объекте (независимо от сферы деятельности) должна разрабатываться инструкция о противопожарной безопасности, а с работниками необходимо проводить регулярные инструктажи. Возможно создание добровольных дружин. Периметр объекта должен быть оснащен средствами пожаротушения. Такого рода средства являются первичными, и к их числу можно отнести:

  • Огнетушители (ручные, передвижные, автоматические);
  • Пожарные щиты.

Какие основные требования необходимо выполнить?

Противопожарный режим для каждого структурного органа является индивидуальным. Он должен отвечать общим требованиям, установленным законодательными актами, но с учетом специфики деятельности предприятия. В распорядительном документе должна отображаться следующая информация:

  • Определение и создание мест для курения;
  • Четкое установление места и количества находящегося в помещении сырья, готовой продукции и т. п.;
  • Составление графика уборки;
  • Установление режима хранения спецодежды;
  • Порядок отключения источника энергоснабжения в штатной ситуации и в случае возникновения ЧС.

В типовой инструкции или приказе также регламентируются проведение любого вида пожароопасных работ, осмотр помещений по окончании рабочего дня, алгоритм действий сотрудников в случае обнаружения источника возгорания. Для решения вопросов по проведению систематического инструктажа и специальных занятий назначается ответственное лицо. Для исключения условий, которые могут спровоцировать пожар, следует соблюдать технику безопасности, например: электрические приборы должны эксплуатироваться и содержаться в соответствии с технической документацией.

Обеспечение пожарной безопасности осуществляется путем соблюдения всех норм по содержанию эвакуационных выходов. Их количество должно быть достаточным для эвакуации всех сотрудников. Они обязаны соответствовать требованиям по высоте, ширине и продолжительности. Двери на таких выходах должны быть, как правило, противопожарными. План эвакуации при пожаре должен быть разработан и размещен в помещении таким образом, чтобы он был доступен для обозревания. Эвакуационные выходы должны оснащаться указательными знаками, показывающими направление движения.

В зависимости от функциональных особенностей и назначения здания определяется подкласс пожарной опасности. При проектировании и строительстве должна учитываться степень огнестойкой пожарной опасности. Здания обязательно оснащаются пожарной сигнализацией, средствами пожаротушения, системами оповещения и управления эвакуационным процессом, подсистемами защиты от дыма.

На видео – о занятиях о противопожарной безопасности с персоналом предприятий:

Типовые инструкции о мерах пожарной безопасности

Руководители или ответственные лица на каждом объекте разрабатывают инструкцию о мерах пожарной безопасности. Специализированные положения должны вноситься в такой распорядительный документ, если на предприятии имеется взрывоопасный или пожароопасный участок. В вопросах обеспечения противопожарной безопасности могут дополнительно создаваться комиссии или добровольные отряды.

Если в инструкции описываются специальные правила, то они должны быть согласованы с органами пожарного надзора в установленном законом порядке.

Работники подразделений могут допускаться к рабочему месту только после проведения инструктажа. Руководители учреждений, а также лица, ответственные за противопожарную безопасность, обязаны выполнять следующие требования:

  • Обеспечивать контроль над выполнением требований инструкции о противопожарной защите;
  • Создавать пожарную охрану (подразделения) и обеспечивать всесторонний контроль над выполнением ими своих обязанностей.

При возникновении пожара ответственные лица должны выполнять такие действия:

  • Оповестить службу охраны и дежурные посты о возгорании;
  • Организовать незамедлительную эвакуацию работников и посетителей;
  • Отключить источник электропитания, остановить работы производственного оборудования;
  • Выполнить действия, препятствующие распространению пожара по всему периметру;
  • Осуществить руководство и контроль над тушением пожара;
  • Контролировать действия работников согласно требованиям инструкции о противопожарной защите;
  • Обеспечить эвакуацию товарно-материальных ценностей с целью сохранности имущества;
  • Предоставить подразделению МЧС полную информацию о возможном нахождении на территории легковоспламеняющихся или взрывоопасных веществ.

Выполняя различного рода работу на производстве, важно учитывать причины возникновения пожара:

  • Курение в неположенном месте;
  • Неосторожная работа с легковоспламеняющимися жидкостями;
  • Неправильная транспортировка пожароопасных предметов;
  • Неисправная электропроводка;
  • Наличие открытого огня вблизи взрывоопасных или легковоспламеняющихся средств;
  • Отсутствие средств первичной защиты.

Если на одном этаже здания постоянно находятся от 10 до 50 человек, то, помимо планов эвакуации, помещение должно быть оборудовано системой оповещения. Как минимум два раза в год необходимо проводить специальные учения по эвакуации в случае возникновения пожара. Если учреждение работает круглосуточно, то в инструкции обязательно должны содержаться предписания относительно пожарной безопасности в дневное и в ночное время в отдельности. В помещениях, где есть люди с ограниченными физическими возможностями, должны находиться специальные системы оповещения, в т. ч. звуковые, световые, голосовые, визуальные.

Основные проблемы в сфере защиты от пожаров

Возникновение пожара вызывает множество факторов. Зачастую к такому бедствию приводит обычная халатность человека или несоблюдение им установленных норм и правил. Проблемы обеспечения пожарной безопасности, в первую очередь, связаны с увеличением показателей пожароопасности в стране и в мире. На это влияет множество факторов, например: использование новых средств и материалов, которые содержат нефтепродукты, газ и иные легковоспламеняющиеся вещества.

Количественный рост пожаров связан с тем, что различные материалы, применяемые и в работе, и в быту, производятся в соответствии с техническими достижениями: с применением высокого давления и температур.

Изначально такое сырье обладает повышенным порогом опасности возникновения пожаров. Увеличение количества населения, постройка новых сооружений в случае возникновения пожара влечет за собой огромные убытки и потери.

Решение проблемы высокого уровня пожароопасности можно подразделить на три категории:

  • Экономическую;
  • Психологическую;
  • Техническую.

Только при сочетании всех трех аспектов возможно решение острых проблем в сфере обеспечения противопожарной безопасности. Указанные вопросы являются общими. Самой распространенной проблемой в этой сфере на сегодняшний день является несоблюдение людьми элементарных правил безопасности и требований противопожарной защиты. Возникновение пожара также может быть вызвано:

  • Отсутствием специальных инструктажей с населением;
  • Разработкой и проектированием защитных систем без согласования с государственными органами;
  • Отсутствием или нерабочим состоянием спецсредств пожаротушения и личной защиты на объектах;
  • Недостаточным финансированием .

На видео – пример учений по противопожарной безопасности:

Законодательство РФ о пожарной безопасности основывается на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.


Федеральный закон "О пожарной безопасности" определяет:

  1. общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в РФ, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства. Обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
  2. пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
  3. пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства;
  4. противопожарный режим - правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров;

Система обеспечения пожарной безопасности

Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ.


Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности:
1. нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
2. создание пожарной охраны и организация ее деятельности;
3. разработка и осуществление мер пожарной безопасности;
4. реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности;
5. проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
6. содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности;
7. научно-техническое обеспечение пожарной безопасности;
8. информационное обеспечение в области пожарной безопасности;
9. осуществление государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности;
10. производство пожарно-технической продукции;
11. выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности;
12. лицензирование деятельности в области пожарной безопасности и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности;
13. тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ;
14. учет пожаров и их последствий;
15. установление особого противопожарного режима.

Пожарная охрана

Под пожарной охраной понимается - совокупность созданных в установленном порядке органов управления, подразделений и организаций, предназначенных для организации профилактики пожаров, их тушения и проведения возложенных на них аварийно-спасательных работ.


Пожарная охрана подразделяется на следующие виды:
1. государственная противопожарная служба;
2. муниципальная пожарная охрана;
3. ведомственная пожарная охрана;
4. частная пожарная охрана;
5. добровольная пожарная охрана.


Основными задачами пожарной охраны являются:
1. организация и осуществление профилактики пожаров;
2. спасение людей и имущества при пожарах;
3. организация и осуществление тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.


К действиям по предупреждению, ликвидации социально-политических, межнациональных конфликтов и массовых беспорядков пожарная охрана не привлекается.

Государственная противопожарная служба

Государственная противопожарная служба является составной частью сил обеспечения безопасности личности, общества и государства и координирует деятельность других видов пожарной охраны.


В Государственную противопожарную службу входят:
1. федеральная противопожарная служба;
2. противопожарная служба субъектов Российской Федерации.


Федеральная противопожарная служба является составной частью Государственной противопожарной службы и входит в систему МЧС России. В соответствии с Положением о федеральной противопожарной службе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2005 г. N 385.


Федеральная противопожарная служба включает в себя:
1. структурные подразделения центрального аппарата федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности (МЧС РФ), осуществляющие управление и координацию деятельности федеральной противопожарной службы и его территориальных органов - региональных центров по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий в субъектах РФ;
2. органы государственного пожарного надзора;
3. пожарно-технические, научно-исследовательские и образовательные учреждения;
4. подразделения федеральной противопожарной службы, созданные в целях обеспечения профилактики пожаров и (или) их тушения в организациях (объектовые подразделения);


Противопожарная служба субъектов РФ создается органами государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством субъектов РФ.


Личный состав Государственной противопожарной службы включает в себя состоящих на соответствующих штатных должностях:
1. лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы (сотрудники);
2. военнослужащих федеральной противопожарной службы;
3. лиц, не имеющих специальных или воинских званий (работники).


В Государственную противопожарную службу принимаются граждане РФ не моложе 17 лет, способные по своим личным и деловым качествам, образованию и состоянию здоровья выполнять обязанности, возложенные на личный состав Государственной противопожарной службы. На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются положения, регламентирующие прохождение службы соответственно в органах внутренних дел и в Вооруженных Силах РФ, а также распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством РФ о труде.


В целях защиты своих профессиональных, социальных и иных прав и законных интересов работники Государственной противопожарной службы могут объединяться или вступать на добровольной основе и в соответствии с действующим законодательством в профессиональные союзы, ассоциации, объединения пожарной охраны. В своей деятельности личный состав Государственной противопожарной службы не может быть ограничен решениями политических партий, массовых общественных движений и иных общественных объединений, преследующих политические цели.


Личному составу Государственной противопожарной службы в подтверждение полномочий выдаются служебные удостоверения установленного образца. Сотрудники и военнослужащие имеют знаки отличия и форму одежды, установленные Правительством РФ. В федеральной противопожарной службе проходят также службу государственные гражданские служащие (в органах, где предусмотрен данный вид государственной службы). Сотрудники, военнослужащие и работники федеральной противопожарной службы и члены их семей находятся под защитой государства.


На сотрудников и военнослужащих федеральной противопожарной службы распространяются установленные законодательством РФ и ведомственными нормативными актами соответственно для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск МВД РФ гарантии правовой и социальной защиты и льготы. Личный состав федеральной противопожарной службы, участвующий в тушении пожаров, имеет право на внеочередную установку телефона. Сотрудникам и военнослужащим федеральной противопожарной службы, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в установленных размерах. Работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.


В случае гибели сотрудника, военнослужащего, работника Государственной противопожарной службы, муниципальной пожарной охраны при исполнении служебных обязанностей за семьей погибшего сохраняется право на улучшение жилищных условий, в том числе на получение отдельной квартиры на основаниях, которые имели место на момент его гибели, не позднее чем через шесть месяцев со дня его гибели. На личный состав Государственной противопожарной службы, охраняющий от пожаров организации с вредными и опасными условиями труда, распространяются гарантии правовой и социальной защиты и льготы, установленные действующим законодательством для работников этих организаций.


Сотрудники и работники Государственной противопожарной службы подлежат обязательному государственному личному страхованию за счет средств соответствующих бюджетов. В случае гибели (смерти) сотрудников и работников федеральной противопожарной службы, наступившей при исполнении ими служебных обязанностей, либо их смерти, наступившей вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей до истечения одного года со дня увольнения из Государственной противопожарной службы, выплачивается единовременное пособие в размере 120 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, членам семей погибших (умерших) с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.


При досрочном увольнении сотрудников и работников федеральной противопожарной службы со службы в связи с признанием их негодными к службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных ими при исполнении служебных обязанностей, им выплачивается единовременное пособие в размере 60 окладов денежного содержания, установленных на день выплаты пособия, с последующим взысканием этой суммы с виновных лиц.

Система обеспечения пожарной безопасности - это совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на борьбу с пожарами .

Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:

1) в полном объеме выполнены обязательные требования пожарной безопасности, установленные федеральными законами о технических регламентах;

2) пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных Федеральным законом от 11.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (одна миллионная в год) .

2.1. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при разработке генерального плана застройки

На стадии разработки генерального плана застройки объекта (здания, сооружения) система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее :

1) Расположение производственных объектов на нормированном противопожарном расстоянии друг от друга . Это минимальное расстояние составляет от 6 до 15 м и зависит от огнестойкости зданий (чем ниже огнестойкость, тем больше расстояние) (табл. 7).

Таблица 7. Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и строениями в зависимости от степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности

2) Расположение пожароопасных производственных объектов на нормируемом расстоянии до объектов защиты (населенные пункты, водоемы, лесные массивы, железные и автомобильные дороги, гидротехнические сооружения, атомные и другие электростанции, воздушные линии электропередачи и др.). Это необходимо по соображениям не только пожарной безопасности (чтобы возникший пожар не распространялся на них), но и охраны труда, экологической безопасности (чтобы не допустить загрязнения водоемов, воздушной среды в жилой зоне и на особо важных объектах). Например, противопожарное минимальное расстояние от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива с подземными (наземными) резервуарами вместимостью более 20 м 3 составляют соответственно до производственных, административно-бытовых зданий - 15 (25) м; до жилых зданий - 25 (50) м; до автомобильных дорог I, II, III категорий - 12(20) м, до лесных хвойных массивов - 25 (40) м (рис. 8) и т. д. Противопожарное расстояние от подземных (наземных) резервуаров сжиженных газов вместимостью от 10 тыс. до 20 тыс. м 3 при хранении под давлением составляет до железных, автомобильных дорог, трамвайных путей - 50 (100) м; до административных зданий организаций - 300 (500) м, производственных зданий - 250 (300) м, до объектов речного транспорта, гидротехнических сооружений, расположенных ниже по течению реки, - 2000 (3000) м, выше - 200 (300) м.

Качество плохое?

Рис. 8. Противопожарные расстояния при обустройстве дачных поселков

3) Расположение производственных объектов с учетом рельефа местности, направления течения рек (если они имеются рядом), преобладающего направления ветра для данной местности. Так, склады воспламеняющихся и горючих жидкостей, сжиженных газов располагают по возможности в более низких местах, чтобы в условиях пожара не было растекания горючей жидкости за пределы объекта; ниже по течению реки от населенных пунктов (чтобы не загрязнять возможными утечками воду в жилой зоне), с подветренной стороны от жилых поселков и других объектов защиты (чтобы возможный пожар не перешел на них с помощью ветра). С подветренной стороны располагают также здания, сооружения, наружные установки, выделяющие в атмосферу газ, дым и пыль.

4) Обеспечение подъездов пожарных автомобилей к зданиям , сооружениям: с одной стороны (если ширина здания до 18 м), с двух сторон (более 18 м), со всех сторон (более 100 м или площадью застройки более 10000 м 2). При этом ширина проездов должна быть не менее 6 м (рис. 9).


Рис. 9. Подъезд пожарного автомобиля к жилым зданиям

5) Устройство нормируемого количества выездов на автомобильные дороги (но не менее двух для складов нефти и нефтепродуктов и для производственных объектов с площадью застройки 5 га и более).

6) Устройство ко всем водоемам (реки, озера, пруды), вода из которых может быть использована для тушения пожаров, подъездных путей и площадок размером не менее 12 ´ 12 м для размещения пожарных автомобилей и забора воды (рис. 10) и др.

При разработке генерального плана предприятия необходимо определить место расположения здания пожарной части. Пожарное депо обычно располагают на изолированных участках с въездами на дороги общего пользования. Пожарная часть должна, как правило, обслуживать группу предприятий. Радиус выезда пожарной части, обслуживающей пожаровзрывоопасные и пожароопасные предприятия категорий А, Б и В, принимается равным 2,5 км, а производства категорий Г и Д - 5 км. Радиус выезда пожарной части уменьшают до 40 %, если на территории обслуживаемых ею предприятий, здания III-IV степеней огнестойкости составляют более 50 % всей площади застройки.


Рис. 10. Подъезд (пожарный пирс) к пожарным водоемам

2.2. Реализация системы обеспечения пожарной безопасности
при проектировании и строительстве производственных объектов

На стадии проектирования и строительства каждого производственного объекта система обеспечения пожарной безопасности включает в себя следующее:

Проектирование производственных объектов, зданий, технологических линий с соблюдением всех норм пожарной безопасности . При этом состав и функциональные характеристики систем обеспечения пожарной безопасности оформляют в виде самостоятельного раздела проектной документации.

Составление декларации (оценки соответствия) пожарной безопасности на проектируемый объект , предусматривающий оценку пожарного риска (не должна превышать одну миллионную в год) и оценку возможного ущерба имуществу третьих лиц от пожара (в тех случаях, когда это требует законодательство).

Государственную экспертизу готовой проектной документации на предмет наличия и полноты в ней системы обеспечения пожарной безопасности (пожарная сигнализация) всего производственного цикла (рис. 11).


Рис. 11. Система пожарной сигнализации на производстве:

1 - блок резервного питания; 2 - контрольная панель; 3 - извещатель дымовой пожарный; 4 - извещатель охранный инфракрасный; 5 - считыватель; 6 - извещатель охранный

магнитоконтактный; 7 - табло «выход»; 8 - кнопка тревожной сигнализации (сирена);

9 - пульт контроля и управления; 10 - реле

Приемку законченных строительством производственных объектов на предмет соответствия этих объектов проектной документации требованиям пожарной безопасности.

Указание изготовителем в соответствующей технической документации (паспорта, технические условия, технологические регламенты) показателей пожарной опасности выпускаемых им веществ, материалов, изделий и оборудования, а также мер пожарной безопасности при обращении с ними.

Подтверждение соответствия выпускаемой продукции требованиям пожарной безопасности в форме декларации или обязательной сертификации через аккредитованные органы по сертификации с получением соответствующего сертификата соответствия (рис. 12). Обязательной сертификации подлежит продукция, предназначенная для защиты граждан от опасных (вредных) внешних воздействий пожара (рис. 13), в том числе средства обнаружения, оповещения, локализации и тушения пожаров, средства индивидуальной защиты пожарных и граждан от пожара, другая пожарно-техническая продукция, а также строительные, отделочные материалы и др.

Ограничение применения пожароопасных материалов ; применение в конструкциях зданий и сооружений строительных материалов с нормируемыми показателями пожароопасности.

Качество плохое?

Рис. 12. Сертификат пожарной безопасности продукции

Рис. 13. Декларация о соответствии выпускаемой продукции
требованиям пожарной безопасности

Устройство противопожарных преград : противопожарных стен и противопожарных перегородок с нормируемыми пределами огнестойкости (препятствующими распространению пожара по горизонтали из одного помещения в другое), противопожарных перекрытий (препятствующих распространению пожара по вертикали из одного этажа на другой), пожарных отсеков - частей зданий, выделенных противопожарными стенами и противопожарными перекрытиями, обеспечивающими нераспространение пожара за границы пожарного отсека в течение времени пожара; противопожарных секций - частей пожарного отсека, выделенных противопожарными перегородками. Противопожарные перегородки (рис. 14) применяют для выделения взрывопожароопасных и пожароопасных технологических процессов, мест хранения материальных ценностей, для успешной эвакуации людей из зданий и локализации пожара в пределах отдельного помещения или пожарной секции. Противопожарные стены должны опираться на фундамент, пересекать все конструкции и этажи здания и кровлю на высоту не менее 30-60 см (в зависимости от горючести элементов чердачного или бесчердачного покрытия). В противопожарных преградах все проемы (двери, люки, ворота и т. п.) выполняют также противопожарными с нормированными пределами огне стойкости.


Рис. 14. Перегородка противопожарная светопрозрачная ПСОМ-1-45 (EIW 45)

Устройство эвакуационных выходов и путей эвакуации , обеспечивающих вывод людей в безопасную зону до нанесения им вреда вследствие пожара. Эвакуационный выход - выход, ведущий на путь эвакуации, а также непосредственно наружу или в безопасную зону (рис. 15). Эвакуационный путь - путь перемещения людей, ведущий непосредственно наружу или в безопасную зону, удовлетворяющий требованиям пожарной безопасности. Выходы являются эвакуационными, если они ведут из помещений первого этажа наружу непосредственно, или из любого этажа - непосредственно на лестничную клетку или на лестничную клетку через коридор, фойе, вестибюль или на наружную открытую лестницу.

Рис. 15. Таблички с обозначением запасного эвакуационного выхода

Согласно СП 1.131.30-2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» , эвакуационные выходы могут проходить через отдельные помещения, кроме помещений в зданиях IV-V степеней огнестойкости, выполненных в основном из горючих материалов при классе их конструктивной безопасности С2 и С3. Из подвальных и цокольных этажей эвакуационные выходы проектируют непосредственно наружу обособленно от лестничных клеток здания. Допускается их предусматривать через общие лестничные клетки, имеющие обособленный выход наружу, который отделен от остальной части лестничной клетки глухой противопожарной перегородкой 1-го типа (предел огнестойкости EI 45 минут) (рис. 14).

Не менее двух эвакуационных выходов должны иметь:

– любые помещения, предназначенные для одновременного пребывания более 50 человек;

– производственные и складские помещения категорий пожароопасности А (повышенная взрывопожароопасность) и Б (взрывопожароопасные помещения) с численностью более 5 человек; категории В (пожароопасные) с численностью более 25 человек или независимо от численности при площади помещения более 1000 м 2 ;

– помещения в подвальных и цокольных этажах при их площади более 300 м 2 или предназначенные для одновременного пребывания более 15 человек и ряд других.

Если в здании есть помещения, требующие не менее двух эвакуационных выходов, то соответствующие этажи, где есть эти помещения, и здание в целом должны также иметь не менее двух эвакуационных выходов.

Эвакуационные пути не должны включать лифты и эскалаторы, участки по кровле зданий (за исключением эксплуатируемой кровли), винтовые лестницы, лестницы криволинейные в плане, лестницы со ступенями различной высоты и различной ширины проступи. На путях эвакуации не должно быть выступов, за исключением порогов в дверных проемах. Конфигурация и ширина проходов должна позволять проносить носилки с пострадавшим на пожаре.

Все двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания (кроме дверей кладовых площадью до 200 м 2 без постоянных рабочих мест, санитарных узлов, выхода на наружные открытые лестницы).

Двери не должны быть раздвижными, подъемно-опускными и вращающимися. Запоры на них должны открываться изнутри без ключа. Пути эвакуации должны быть освещены.

Устройство, там где это необходимо (на взрывопожароопасных объектах категорий А и Б) легкосбрасываемых конструкций , выпускающих энергию взрыва и предохраняющих от разрушения основные строительные конструкции сооружения. В качестве таких конструкций используют остекление окон и фонарей, сбрасываемые конструкции из стальных, алюминиевых и асбесто-цементных листов. Площадь легкосбрасываемых конструкций определяют расчетом. При отсутствии расчетных данных она должна составлять не менее 0,05 м 2 на 1 м 3 объема помещения категории А и не менее 0,03 м 2 - помещения категории Б. Оконное стекло относится к легкосбрасываемым конструкциям при толщине 3,4 и 5 мм и площади не менее соответственно 0,8; 1 и 1,5 м 2 .

Устройство систем наружного и внутреннего пожарного водопровода с установкой нормативного количества наружных гидрантов и внутренних пожарных шкафов, обеспечивающих тушение пожара в любой его точке не менее чем из двух стволов.

Устройство систем противодымной защиты зданий , обеспечивающей удаление продуктов горения из горящих помещений, холлов, коридоров, путей эвакуации и подачу чистого воздуха с созданием избыточного давления в смежные с горящими помещениями, препятствующие поступлению в них продуктов горения.

Устройство нормируемого числа выходов на кровли, нормированного количества наружных пожарных лестниц и другого оборудования для подъема личного состава пожарной охраны и пожарной техники на этажи и на кровлю зданий во время пожара, а также для возможного спасения людей. На покрытии зданий высотой более 75 м предусматривают вертолетно-посадочные площадки размером 5 ´ 5 м.

Устройство систем молниезащиты зданий и сооружений (рис. 16-18)(в тех случаях, когда это необходимо по нормативным документам).


Рис. 16. Элементы молниезащиты зданий


Рис. 17. Система молниезащиты зданий


Рис. 18. Вертикальный и горизонтальный молниеприемники

2.3. Реализация системы пожарной безопасности
при эксплуатации производственных объектов

В процессе эксплуатации производственных объектов система обеспечения пожарной безопасности предусматривает следующее:

– Монтаж специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии, и поддержание в постоянной готовности, проведение в установленные сроки планового обслуживания систем оповещения о пожаре, автоматических устройств обнаружения и тушения пожаров (рис. 19), наружного и внутреннего пожарных водопроводов, систем дымоудаления.

Рис. 19. Роботизированный пожарный комплекс (РПК)
с дистанционным управлением, ТВ-камерой, автоматической сигнализацией
и системой программного управления комплексом

Испытания наружных пожарных лестниц , проверку состояния огнезащитной пропитки, огнезащитных красок, других огнезащитных покрытий строительных конструкций.

Приобретение, размещение по участкам и помещениям огнетушителей и других средств первичного пожаротушения, поддержание их в постоянной готовности к работе, путем проведения соответствующих технических обслуживаний и перезарядки.

Поддержание в пожаробезопасном состоянии систем электроснабжения, вентиляции, систем отопления (в том числе как наиболее опасного - печного, там, где оно применяется).

Издание и реализация приказов по осуществлению противопожарного режима организации , включающих назначение ответственных за пожарную безопасность, разработку инструкций о мерах пожарной безопасности, обучение работников пожарно-техническому минимуму, проведение противопожарных инструктажей, определение порядка проведения временных огневых работ, уборки рабочих мест, очистки вентиляционных систем, обесточивания электрооборудования по окончании рабочего дня и при пожаре, содержания наружных территорий, рабочих мест, путей эвакуации, разработку поэтажных планов эвакуации людей при пожаре, инструкций о действиях во время пожара и др.

2.4. Схематические планы и инструкции
по эвакуации людей при пожаре

В зданиях и сооружениях (кроме жилых домов) при единовременном нахождении на этаже более 10 человек должны быть разработаны и на видных местах вывешены планы (схемы) эвакуации людей в случае пожара, а также предусмотрена система (установка) оповещения людей о пожаре .

Для объектов с ночным пребыванием людей (детские школы, школы-интернаты, больницы и т. п.) в инструкции должны предусматриваться два варианта действий: в дневное и ночное время.

План эвакуации (рис. 20) состоит из графической части и текстовой.


Рис. 20. Планы эвакуации людей в случае пожара в различных подразделениях


Рис. 20. Окончание

Графическая часть представляет собой схематический план этажа, в котором зелеными сплошными стрелками указывают основные пути эвакуации. Пунктирными зелеными стрелками показывают запасные пути эвакуации к аварийным выходам. На планах эвакуации условными знаками показывают также размещение огнетушителей, пожарных кранов, телефонов, мест отключения электропитания, мест ручного включения систем пожарной автоматики и кнопок управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), аптечек медицинской помощи. На объектах с массовым пребыванием людей (50 чел. и более) в дополнение к схематическому плану эвакуации людей при пожаре должна быть разработана инструкция, определяющая действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации людей.

Текстовая часть инструкции определяет действия персонала при пожаре, а также информацию о том, кто имеет право включать кнопки ручного включения СОУЭ («тревожные» кнопки). По этим инструкциям не реже одного раза в полгода должны проводиться практические тренировки. Цель таких тренировок - обучить работников структурных подразделений предприятия грамотным, согласованным действиям во время пожара. Для этого на каждом предприятии разрабатывают и утверждают годовой план-график проведения таких тренировок с разбивкой его по структурным подразделениям, сменам, с указанием соответствующих дат и видов тренировки. Противопожарные тренировки подразделяют на объектовые (для отдельного здания в целом), тренировки подразделений, индивидуальные. Противопожарной тренировке должна предшествовать подготовительная работа.

Территории населенных пунктов и организаций должно своевременно очищаться от горючих отходов, мусора, опавших листьев, сухой травы, иметь наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения пожарных гидрантов, наружных пожарных лестниц и мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения. На ней не разрешается устраивать свалки горючих отходов .

Временные строения должны располагаться от других зданий и сооружений на расстоянии не менее 15 м или у противопожарных стен.

Не разрешается курение на территории и в помещениях складов и баз, хлебоприемных пунктов, объектов торговли, добычи, переработки и хранения ЛВЖ, ГЖ и горючих газов производства всех видов взрывчатых веществ, взрывопожароопасных и пожароопасных участков, а также в не отведенных для курения местах иных организаций, в детских дошкольных и школьных учреждениях.

Разведение костров, сжигание отходов не разрешается ближе 50 м от зданий и сооружений.

В зданиях, сооружениях организаций запрещается:

– загромождать эвакуационные пути и выходы мебелью, оборудованием, мусором, отделывать их горючими материалами, заменять в дверях армированное стекло обычным, снимать двери лестничных клеток, коридоров, тамбуров, холлов или фиксировать их в открытом состоянии (опасность задымления путей эвакуации при пожаре);

– хранить и применять в подвалах и цокольных этажах ЛВЖ и ГЖ, порох, взрывчатые вещества, баллоны с газами, товары в аэрозольной упаковке и другие взрывопожароопасные вещества и материалы, а также устраивать в них склады горючих материалов, размещать хозяйственные помещения, если вход в них не изолирован от общих лестничных клеток;

– использовать чердаки, технические этажи, венткамеры и другие технические помещения для организации производственных участков, хранения продукции, мебели и других предметов;

– размещать в лифтовых холлах кладовые, киоски, ларьки и т. п.

– проводить уборку помещений и стирку одежды с применением бензина, керосина и других ЛВЖ и ГЖ, а также производить отогревание замерзших труб паяльными лампами и другими способами с применением открытого огня;

– оставлять неубранным промасленный обтирочный материал;

– устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов;

– устраивать в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовые, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель и другие горючие материалы.

Наружные пожарные лестницы и ограждения на крышах(покрытиях) зданий и сооружений должны содержаться в исправном состоянии и не реже одного раза в 5 лет подвергаться эксплуатационным испытаниям. При испытании каждая ступенька лестницы должна выдерживать нагрузку 180 кг, приложенную к ее середине, без остаточной деформации. Весь марш наклонной лестницы должен выдерживать нагрузку 750 кг, ограждение лестниц - нагрузку 75 кг. Ограждения крыш зданий должны выдерживать горизонтальную нагрузку весом 50 кг в любой точке.

В помещениях с одним эвакуационным выходом одновременное пребывание 50 и более человек не допускается.

В зданиях IV и V степени огнестойкости одновременное пребывание 50 и более человек допускается только в помещениях первого этажа.

Приямки у оконных проемов подвальных и цокольных этажей зданий (сооружений) должны быть очищены от мусора и других предметов. Металлические решетки, защищающие указанные приемки, должны быть открывающимися, а запоры на окнах открываться изнутри без ключа.

Использованные обтирочные материалы следует собирать в контейнерах из негорючего материала с закрывающейся крышкой и по окончании рабочей смены удалять.

Спецодежду лиц, работающих с маслами, лаками, красками и другими ЛВЖ и ГЖ, следует хранить в подвешенном виде в металлических шкафах.

Электроустановки и бытовые электроприборы в помещениях, в которых по окончании рабочего времени отсутствует дежурный персонал, обесточивают, за исключением дежурного освещения, установок пожаротушения, противопожарного водоснабжения, пожарной и охранно-пожарной сигнализации.

Не допускается прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами и также над открытыми складами (штабелями, скирдами и др.) горючих веществ, материалов и изделий.

Запрещается эксплуатировать электропровода и кабели с поврежденной изоляцией, пользоваться поврежденными розетками, а также пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок.

Запрещается применять нестандартные (самодельные) электронагревательные приборы, использовать некалиброванные плавкие вставки и другие самодельные аппараты защиты от перегрузки и короткого замыкания, размещать у электрощитов, электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие вещества и материалы.

Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного Федеральным законом от 22 июля 2008 г. №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
Нормативный уровень пожарной безопасности - состояние объекта противопожарной защиты, при котором значения всех пожарных рисков не превышают допустимых уровней пожарной безопасности, не более воздействия опасных факторов пожара, превышающих предельно допустимые значения, в год в расчете на каждого человека.
Опасность каждого вида определяется многими рисками, характеризующими ее отдельные аспекты. Точно так же существует множество пожарных рисков, которые мы рассмотрим.
Фундаментальные труды доктора технических наук, профессора Брушлинского Николая Николаевича, одного из самых известных в нашей стране и за рубежом ученого в области пожарной безопасности, члена-корреспондента Российской академии естественных наук, академика РАЕН, крупнейшего специалиста в области математических методов и моделей управления социально-экономическими системами по исследованию систем обеспечения безопасности и жизнедеятельности территорий, городов и объектов, включая противопожарные службы, службы скорой медицинской помощи, охраны правопорядка, аварийные службы, находят применение во многих работах по вопросам обеспечения пожарной безопасности на предприятиях и территориях субъектов Российской Федерации. Основываясь на требованиях законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности и научных работах доктора технических наук Брушлинского Н. Н., можно разработать определенную систему по обеспечению пожарной безопасности объекта защиты. В дальнейшем попробуем сформулировать алгоритм обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. При этом нам необходимо знать значения основных пожарных рисков и, соответственно, статистику пожаров и их последствий за определенный срок.
К основным пожарным рискам относятся риск для человека оказаться в условиях пожара, риск для человека погибнуть при пожаре, риск для человека погибнуть в результате пожара за единицу времени.
Зная исходные данные, можно сделать выводы, что в настоящее время из каждой тысячи землян в течение года в среднем один человек окажется в условиях пожара, на каждые 100 пожаров в среднем приходится один погибший, а из каждых 100 тыс. человек за год от пожара гибнет один человек. В качестве пожарных рисков, характеризующих материальный ущерб от пожаров, используют риски уничтожения строений в результате пожара, прямого материального ущерба от пожара. Кроме перечисленных пожарных рисков, рассматриваются риски травмирования при пожарах, как гражданских лиц, так и пожарных; риски возникновения пожаров по различным причинам (удары молнии, поджог, короткое замыкание в электросети, нарушение правил устройства и эксплуатации (НПУиЭ) печного отопления, детская шалость с огнем и пр.); риски возникновения и развития пожаров в зданиях различного назначения, этажности, разной степени огнестойкости, характеризующие эффективность пожарного оборудования, обоснованности противопожарных норм, эффективность организации противопожарных служб в городах, риски несрабатывания пожарной сигнализации, пожарной автоматики, нехватки воды для пожаротушения, позднего прибытия пожарных автомобилей на место пожара.
Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» установлено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Все эти пожарные риски представляют интерес при разработке мероприятий по совершенствованию обеспечения пожарной безопасности, а также для страховых компаний, фирм, производящих пожарное оборудование, для проектировщиков зданий и сооружений и других специалистов. Пожарные риски, во-первых, характеризуют возможность реализации пожарной опасности в виде пожара и, во-вторых, содержат оценки его возможных последствий (а также обстоятельств, способствующих развитию пожара). Следовательно, при определении рисков необходимо знать частотные характеристики возникновения пожара на том или ином объекте защиты, а также предполагаемые размеры его социальных, экономических и экологических последствий, обусловленных теми или иными обстоятельствами. Отсюда следует, что во многих случаях пожарные риски можно оценивать статистическими или вероятностными методами, но в ряде случаев могут потребоваться и иные методы.
Первые задачи с учетом пожарных рисков были решены в нашей стране в середине 70-х годов XX в., а систематическое изучение пожарных рисков относится к началу 90-х годов этого же столетия.
Для выработки долгосрочной стратегии управления пожарными рисками (а значит, пожарной опасностью) прежде всего необходимо выяснить, где и по каким причинам возникают пожары, а также при каких пожарах гибнут люди. Можно поставить эти вопросы несколько по-другому: с какими факторами связаны риски возникновения пожаров и их последствий?
Детальные статистические исследования распределения пожаров в России по объектам пожаров и их причинам регулярно проводятся уже более 10 лет. Необходимо отметить, что в соответствии с действующими в нашей стране правилам учета пожаров в статистическую отчетность не включаются пожары мусора, свалок, кустов, травы и другие отнесенные к загораниям. В общую сводку пожаров не попадают также и лесные пожары, на которые ведется отдельная статистика. Из данных статистики пожаров в современной России более 70% учтенных пожаров, 90,3% погибших при них людей и 58,2% прямого материального ущерба приходятся на здания жилого сектора. На все остальные здания (включая строящиеся) приходится 13,4% всех учтенных пожаров, 5,3% всех жертв пожаров и 27,3% прямого материального ущерба от пожаров.
Следовательно, в зданиях происходит около 85% всех пожаров, при которых погибло около 95% всех жертв пожаров и прямой ущерб составляет 85% всего ущерба от пожаров.
Проводя анализ пожарной опасности объекта защиты, нужно сначала определить и проанализировать все пожарные риски, присущие данному объекту, затем оценить их текущие значения, определить допустимые значения всех пожарных рисков. После этого следует подобрать или разработать методы и технологии управления каждым риском и использовать их, обеспечив тем самым требуемый уровень пожарной безопасности объекта защиты.

На примере одной из основных функций системы обеспечения пожарной безопасности, создание пожарной охраны и организация ее деятельности, а также в соответствии с требованиями статьи № 76 «Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах», главы 17 «Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны» Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», где определено, что дислокация подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов определяется исходя из условия, что время прибытия первого подразделения к месту вызова в городских поселениях и городских округах не должно превышать 10 минут, а в сельских поселениях - 20 минут, можно провести расчеты соответствия нормативным требованиям размещения подразделений пожарной охраны объекта защиты.
Порядок и методика определения мест дислокации подразделений пожарной охраны на территориях поселений и городских округов установлена в СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденном приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181, который является нормативным документом по пожарной безопасности добровольного применения и устанавливает требования пожарной безопасности к определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории поселений, городских округов и производственных объектов. Вышеназванным сводом правил предписано руководствоваться при определении числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны, независимо от вида пожарной охраны.
Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны проводится для существующих или проектируемых населенных пунктов (их микрорайонов) или производственных объектов. Определение числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны производится в три этапа:
- предварительный;
- проведения расчетов;
- подготовки заключения.
Предварительный этап подготовки к проведению расчетов по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенных пунктов или производственных объектов предусматривает определение исполнителя, целей и условий проведения работы.
Предварительный этап переговоров проводится для определения:
- целей, задач и критериев решения задачи;
- содержания и последовательности проведения расчетов;
- объема и порядка представления исполнителю документов, необходимых для проведения расчетов;
- сроков проведения расчетов, отражаемых в календарном плане работ.
По результатам предварительного этапа работы составляется техническое задание исполнителю на осуществление работ по определению числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны для населенных пунктов или производственных объектов. Срок проведения работ определяется сложностью градостроительной структуры населенного пункта (для производственных объектов - сложностью его инфраструктуры) и объемом необходимых исходных данных по объектам предполагаемого пожара, но, как правило, не превышает шести месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и выполнения всех иных условий проведения расчетов, определяемых техническим заданием.
Исходные данные для определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны представляются:
- для населенных пунктов – органами исполнительной власти (администрацией) населенных пунктов;
- для производственных объектов – собственником(ми) объекта или лицом(ми), уполномоченным(ми) владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями (сооружениями) производственного объекта.
Этап проведения расчетов включает в себя:
- анализ представленной технической и проектной документации с целью идентификации составляющих объектов предполагаемого пожара, расположенных на территории населенных пунктов или производственных объектов;
- проверку соответствия систем обеспечения пожарной безопасности объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах установленным требованиям;
- обоснование и согласование с органами исполнительной власти населенного пункта или собственником (ми) производственного объекта целей выезда дежурного караула пожарной охраны на пожар;
- определение параметров систем противопожарной защиты объектов предполагаемого пожара;
- выбор наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара в населенных пунктах или на производственных объектах;
- выбор вида горючего вещества или материала в помещении наиболее пожароопасных объектов предполагаемого пожара;
- проведение расчетов по методике СП 11.13130.2009 г. «Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утвержденной приказом МЧС РФ от 25 марта 2009 г. № 181. Этап подготовки заключения предусматривает формирование исполнителем отчетных материалов по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны и представление необходимого количества экземпляров заключения, ранее согласованного с заказчиком.
В заключение по результатам определения числа и мест дислокации подразделений пожарной охраны приводится следующая информация:
- технико-экономические и другие характеристики населенного пункта или производственного объекта; - наиболее пожароопасные объекты предполагаемого пожара;
- исходные данные для проведения расчетов по каждому объекту предполагаемого пожара; - результаты расчетов по вышеназванной методике;
- возможные варианты дислокации подразделений пожарной охраны на территории населенного пункта или производственного объекта;
- цели выезда подразделений пожарной охраны на пожар для каждого объекта предполагаемого пожара, которые обеспечиваются в результате реализации предлагаемого варианта дислокации;
- предложения по минимизации числа подразделений пожарной охраны и условия для их минимизации.
Заключение о необходимом числе и местах дислокации оперативных подразделений пожарной охраны подписывается исполнителем (руководителем организации) и согласовывается с Главным управлением МЧС России по краю или области (в случаях, когда это предусматривается техническим заданием на выполнение работы). В дальнейшем по итогам оценки соответствия объектов защиты требованиям пожарной безопасности исполнительными органами государственной власти, местного самоуправления и организациями готовятся предложения по обеспечению пожарной безопасности в установленном порядке.
Литература:
1. Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
2. Федеральный закон от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
3. «Правила противопожарного режима в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 г. № 390.
4. СП 11.13130.2009 «Свод правил. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения», утверждены Приказом МЧС России от 25 марта 2009 г. № 181.
5. «Роль статистики пожаров в оценке пожарных рисков», д.т.н. Н.Н. Брушлинский, д.т.н. С.В. Соколов, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.
6. «Методика оценки пожарных рисков в городах и сельской местности России», С.Ю. Попков, Академия ГПС МЧС России, г. Москва, Россия.