Самые сильные аяты корана какие. Аяты священного корана, которые важно знать всем! Самое сильное дуа для исполнения желаний

Священные аяты из Корана, являющиеся прямой речью самого Создателя всего сущего - Аллаха, изложены в определённой последовательности и несут очень глубокую смысловую нагрузку, способную объяснить все явления Вселенной.

Что такое аят

Это одно предложение из глав Корана, которых всего насчитывается в священной книге мусульман 114. Исламские богословы немного разошлись во мнениях относительно вопроса о том, сколько аятов в Коране, поскольку просчитывали по различным методикам, но единогласно сошлись в решении, что их там свыше 6200.

О чём говорят аяты из Корана

Каждый аят рассказывает о сокровенном, все они открывают людям истину о создании, бытии и переходе в иной мир. Вся священная книга мусульман являет собой исчерпывающее руководство к действию раба божьего на протяжении его мирской жизни - экзамена и подготовки к вечному существованию.

Наиболее распространённые в практике аяты

Первый аят Корана звучит так: «Во имя Аллаха Милостивого и Милосердного» и отражает полную картину существования человека на земле - вся его жизнь должна быть построена на мотивации жить ради Господа и во имя Его, совершая все благие поступки для достижения Его довольства и остерегаясь грехов во избежание Его гнева.

Аяты из Корана, говорящие о единобожии, о Рае и Аде, о милости и прощении Всевышнего - наиболее часто встречаются в священной книге, поскольку именно они отражают основу вероубеждения мусульман. Суть ислама в поклонении Единому Аллаху, который не имеет ничего и никого подобного ему, ни в чём не нуждается и свободен от несовершенства.

Мать Корана

Коран начинается с главы под названием «Открывающая книгу», которая содержит в себе 7 аятов. Каждый из них отражает семь основных разделов Корана. Считается, что первая сура - это мать Корана, которая объемлет в своём коротком тексте все составляющие священной книги. Она говорит о качествах и атрибутах Создателя, выражает основу вероубеждения в единобожии, просит направить на истинный путь и удержать от заблуждений и влекущих за собой наказаний. По смысловой нагрузке именно эти пункты оговариваются во всём Коране на протяжении 600 страниц священного текста.

Лечебные аяты из Корана

Священная книга мусульман универсальна. Она не только учит и объясняет суть жизни, но и способна лечить духовные и физические недуги, если применять аяты из Корана с искренней верой и упованием лишь на помощь Всевышнего Аллаха. Для верующего искренне мусульманина достаточно написать определённые аяты на листок при помощи шафрана, который легко смывается водой и не вреден для организма, а затем выпить эту воду или омыть ею больное место. Если будет на то воля Всевышнего, больной излечится от своих недугов. Ведь каждый понимающий мусульманин знает, что всё оружие против любой беды - у Аллаха, и лишь один Он мощен исправить ситуацию, избавить страждущего от невзгод и вернуть рабу его покой.

Какие бы ситуации ни происходили в жизни мусульманина, он знает, что на каждый вопрос есть определённые аяты из Корана, способные объяснить ему суть происходящего, подсказать выход из положения и обрести верное руководство к действию. А для того чтобы понять смысл сложного для восприятия простого обывателя коранического текста, существуют толкования от ведущих исламский учёных-богословов.

Аяты, которые важно знать всем! (Часть 1)

В первой части собраны аяты на тему "Таухид" ("Единобожие").

Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне. (Коран, сура №51, "Аз-Зарийат", "Рассеивающие прах", аят 56)

Неужели они были сотворены сами по себе (или просто так)? Или же они сами являются творцами? (Коран, сура №52 "Ат-Тур", "Гора", аят 35).

Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь. (Коран, сура №6 "аль-Ан"ам", "Скот", аят 17)

Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров. Нет у Него сотоварищей. Это мне велено, и я - первый из мусульман». (Коран, сура №6 "аль-Ан"ам", "Скот", аяты 162-163)

Скажи: «Я взываю только к своему Господу и никого не приобщаю в сотоварищи к Нему». (Коран, сура №72 "Аль-Джинн", "Джинн", аят 20)

Воистину, Аллах не прощает, когда к Нему приобщают сотоварищей, но прощает все остальные (или менее тяжкие) грехи, кому пожелает. Кто же приобщает сотоварищей к Аллаху, тот измышляет великий грех. (Коран, сура №4 "Ан-Ниса", "Женщины", аят 48)

Аяты, которые важно знать всем! (Часть 2)

Во второй части собраны аяты в продолжение на тему "Таухид" ("Единобожие").

Учите ради Аллаха и не ленитесь, эти аяты - залог успеха в обоих мирах. Учите хотя бы по одному аяту в день или даже еще реже, ведь это лучше, чем вовсе их не учить! Руководствуясь этими аятами вы защитите себя и свои семья от заблуждений и сможете распространять призыв Ислама другим людям, возвышая Слово Аллаха.

Ваш Господь сказал: «Взывайте ко Мне, и Я отвечу вам. Воистину, те, которые превозносятся над поклонением Мне, войдут в Геенну униженными». (Коран, сура №40 "Гафир", "Прощающий", аят 60)

Скажи: «Видели ли вы тех, к кому взываете помимо Аллаха? Покажите мне, какую часть земли они сотворили? Или же они являются совладельцами небес?». (Коран, сура №46 "Аль-Ахкаф", "Пески", аят 4)

Вы поклоняетесь вместо Аллаха идолам и измышляете ложь. Воистину, те, кому вы поклоняетесь вместо Аллаха, не способны даровать вам пропитание. Ищите же пропитание у Аллаха, поклоняйтесь Ему и благодарите Его. К Нему вы будете возвращены». (Коран, сура №29 "Аль-Анкабут", "Паук", аят 17)

Разве Аллаха не достаточно для Его раба? Они устрашают тебя теми, которые ниже Него. (Коран, сура №39 "Аз-Зумар", "Толпы", аят 36)

Если ты спросишь их: «Кто создал небеса и землю?» - они непременно скажут: «Аллах». Скажи: «Видели ли вы тех, к кому вы взываете вместо Аллаха? Если Аллах захочет навредить мне, разве они смогут отвратить Его вред? Или же, если Он захочет оказать мне милость, разве они смогут удержать Его милость?» Скажи: «Довольно мне Аллаха. На Него одного уповают уповающие». (Коран, сура №39 "Аз-Зумар", "Толпы", аят 38)

Аяты, которые важно знать всем! (Часть 3)

Во третьей части собраны аяты на тему "Таухид" ("Единобожие") и о важности подчинения только Аллаху и Его Посланнику вопреки всему тому, что противоречит этому.

Учите ради Аллаха и не ленитесь, эти аяты - залог успеха в обоих мирах. Учите хотя бы по одному аяту в день или даже еще реже, ведь это лучше, чем вовсе их не учить! Руководствуясь этими аятами вы защитите себя и свои семья от заблуждений и сможете распространять призыв Ислама другим людям, возвышая Слово Аллаха.

Не равны живые и мертвые. Воистину, Аллах дарует слух тому, кому пожелает, и ты не можешь заставить слышать тех, кто в могиле. (Коран, сура №35 "Фатыр", "Творец", аят 22).

Когда вы взываете к ним, они не слышат вашей молитвы, а если бы даже услышали, то не ответили бы вам. В День воскресения они отвергнут ваше поклонение. Никто не поведает тебе так, как Ведающий. (Коран, сура №35 "Фатыр", "Творец", аят 14).

Кто же находится в большем заблуждении, чем те, которые взывают вместо Аллаха к тем, которые не ответят им до Дня воскресения и которые не ведают об их зове?! (Коран, сура №46 "Аль-Ахкаф", "Пески", аят 5).

Когда им говорят: «Следуйте тому, что ниспослал Аллах», - они отвечают: «Нет! Мы будем следовать тому, на чем застали наших отцов». А если их отцы ничего не разумели и не следовали прямым путем? (Коран, сура №2 "Аль-Бакара", "Корова", аят 170).

Для верующего мужчины и верующей женщины нет выбора при принятии ими решения, если Аллах и Его посланник уже приняли решение. А кто ослушается Аллаха и Его посланника, тот впал в очевидное заблуждение. (Коран, сура №33 "Аль-Ахзаб", "Союзники", аят 36).

Аяты, которые важно знать всем! (Часть 4)

В четвертой части собраны аяты на тему "Сунна Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха)" и о важности подчинения ему.

Учите ради Аллаха и не ленитесь, эти аяты - залог успеха в обоих мирах. Учите хотя бы по одному аяту в день или даже еще реже, ведь это лучше, чем вовсе их не учить! Руководствуясь этими аятами вы защитите себя и свои семья от заблуждений и сможете распространять призыв Ислама другим людям, возвышая Слово Аллаха.

О те, которые уверовали! Не опережайте Аллаха и Его посланника и бойтесь Аллаха, ибо Аллах - Слышащий, Знающий. (Коран, сура №49 "Аль-Худжурат", "Комнаты", аят 1)

Но нет - клянусь твоим Господом! - они не уверуют, пока они не изберут тебя судьей во всем том, что запутано между ними, не перестанут испытывать в душе стеснение от твоего решения и не подчинятся полностью. (Коран, сура №4 "Ан-Ниса", "Женщины", аят 65)

Он не говорит по прихоти. (Коран, сура №53 "Ан-Наджм", "Звезда", аят 3)

Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах возлюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах - Прощающий, Милосердный». (Коран, сура №3 "Али Имран", "Семейство Имрана", аят 31)

О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по исходу; или по вознаграждению)! (Коран, сура №4 "Ан-Ниса", "Женщины, аят 59).

Аяты, которые важно знать всем! (Часть 5)

В пятой части собраны аяты о важности понимания религии в том виде, как её понимали праведные предшественники, начиная со сподвижников (сахабов) и о совершенстве религии Ислам, которое запрещает вводить в нее новшества (бида"а).

Учите ради Аллаха и не ленитесь, эти аяты - залог успеха в обоих мирах. Учите хотя бы по одному аяту в день или даже еще реже, ведь это лучше, чем вовсе их не учить! Руководствуясь этими аятами вы защитите себя и свои семья от заблуждений и сможете распространять призыв Ислама другим людям, возвышая Слово Аллаха.

Мухаммад - посланник Аллаха. Те, которые вместе с ним, суровы к неверующим и милостивы между собой. Ты видишь, как они кланяются и падают ниц, стремясь к милости от Аллаха и довольству. Их признаком являются следы от земных поклонов на их лицах. Так они представлены в Таурате (Торе). В Инджиле (Евангелии) же они представлены посевом, на котором вырос росток. Он укрепил его, и тот стал толстым и выпрямился на своем стебле, восхищая сеятелей. Аллах привел эту притчу для того, чтобы привести ими в ярость неверующих. Аллах обещал тем из них, которые уверовали и совершали праведные деяния, прощение и великую награду. (Коран, сура №48 "Аль-Фатх", "Победа", аят 29).

Аллах доволен первыми из мухаджиров и ансаров, которые опередили остальных, и теми, которые последовали строго за ними. Они также довольны Аллахом. Он приготовил для них Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это - великое преуспеяние. (Коран, сура №9 "Ат-Тауба", "Покаяние", аят 100).

А того, кто воспротивится Посланнику после того, как ему стал ясен прямой путь, и последует не путем верующих, Мы направим туда, куда он обратился, и сожжем в Геенне. Как же скверно это место прибытия! (Коран, сура №4 "Ан-Ниса", "Женщины", аят 115).

Сегодня Я ради вас усовершенствовал вашу религию, довел до конца Мою милость к вам и одобрил для вас в качестве религии ислам. (Коран, сура №4 "Аль-Маида", "Трапеза", аят 3).

Или же у них есть сотоварищи, которые узаконили для них в религии то, чего не дозволил Аллах? Если бы не решающее Слово, то их спор был бы уже решен. Воистину, беззаконникам уготованы мучительные страдания. (Коран, сура №42 "Аш-Шура", "Совет", аят 21).

Скажи: «Не сообщить ли вам о тех, чьи деяния принесут наибольший убыток? Это те, чьи усилия заблудились в мирской жизни, хотя они думали, что поступают правильно! (Коран, сура №18 "Аль-Кахф", "Пещера", аяты 103-104).

Аяты, которые важно знать всем! (Часть 6)

В шестой части собраны аяты об истинности Ислама и единственности Истины.

Учите ради Аллаха и не ленитесь, эти аяты - залог успеха в обоих мирах. Учите хотя бы по одному аяту в день или даже еще реже, ведь это лучше, чем вовсе их не учить! Руководствуясь этими аятами вы защитите себя и свои семья от заблуждений и сможете распространять призыв Ислама другим людям, возвышая Слово Аллаха.

Он - Тот, Кто отправил Своего посланника с верным руководством и религией истины, чтобы превознести ее над всеми остальными религиями. Довольно того, что Аллах является Свидетелем. (Коран, сура №48 "Аль-Фатх", "Победа", аят 28).

Воистину, эта ваша религия - религия единая. Я же - ваш Господь. Поклоняйтесь же Мне! (Коран, сура №21 "Аль-Анбия", "Пророки", аят 92).

Неужели они ищут иной религии, помимо религии Аллаха, в то время, как Ему покорились все, кто на небесах и на земле, по своей воле или по принуждению, и к Нему они будут возвращены. (Коран, сура №3 "Али Имран", "Семейство Имрана", аят 83).

Воистину, религией у Аллаха является ислам. (Коран, сура №3 "Али Имран", "Семейство Имрана", аят 19)

От того, кто ищет иную религию помимо ислама, это никогда не будет принято, и в Последней жизни он окажется среди потерпевших урон. (Коран, сура №3 "Али Имран", "Семейство Имрана", аят 85).

Что может быть за истиной, кроме заблуждения? До чего же вы отвращены от истины! (Коран, сура №10 "Йунус", "Юнус", аят 32).

Открывающая глава и другие важные суры

Мусульмане верят, что некоторые суры Корана обладают особой святостью, и считают их чтение обязательным и достойным поощрения. Наиболее важная из них - Суратул-Фатиха - занимает особое место в Коране и находится во вступительной его части. Она состоит только из семи стихов, в отличие от других поздних сур - самых длинных в тексте Корана. Звучит она как молитва, обращенная к Аллаху:

Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного! Хвала Аллаху, Господу миров; Всемилостив и Милосерден Он один, дня судного один Он Властелин. Лишь пред Тобой колени преклоняем и лишь к Тебе о помощи взываем: «Направь прямой стезею нас, чтоб Ты избрал для тех, кто милостью Твоею одарен, убереги нас от пути разгневавших Тебя и тех, которые в неверии блуждают».

(Сура 1:1–7)

Это один из немногих отрывков Корана, в которых Аллах не говорит непосредственно сам, а текст вложен в уста мусульман, поклоняющихся ему. Каждый раз, когда мусульмане начинают молиться дома или приходят для моления в мечеть, эта молитва Аллаху произносится ими на арабском языке. Она звучит на праздниках и при исполнении особых обрядов, а также во многих иных случаях. Каждого ребенка, родившегося в мусульманской семье, обучают этой молитве, как только он в состоянии ее выучить. Обычно молитва заканчивается словом амин - эквивалентом христианского «аминь». В старинных рукописных текстах Корана этим словом, символизирующим конец определенной части текста, завершается каждая глава. Особый статус Суратул-Фатихи становится очевидным в следующей цитате, в которой она выделена как наиболее важный отрывок Корана:

Тебе Мы дали семь (часто) читаемых айатов и чтение Великого Корана.

(Сура 15:87)

Традиционные предания о пророке, хадисы, очень часто ссылаются на эту суру. Согласно одному из них, Мухаммад говорил, что «семь (часто) читаемых айатов» (сабаул-масани) - это семь стихов Открывающей главы, а «Великий Коран» (Ал-Куранул-Азым) - заглавие одной из сур (Ал-Муватта Малика, с. 37). Другое распространенное заглавие этой суры - Уммул-Куран («Мать Корана»). Впрочем, во многих классических переводах Корана название этой второй суры звучит как «Корова». Уникальность ее состоит в том, что она - единственная в Коране, где человек обращается к Богу. По другому преданию, Мухаммад утверждал, что ее чтение является ключевым моментом любой молитвы:

Тот, кто не читает Фатихат ал-Китаб, не может считаться человеком, следующим молитве.

(Ас-Сахих Муслима, том 1, с. 214)

Два других предания гласят, что пророк лично определил эту главу как наиболее значимую во всем Коране:

Разве я не учил вас наиболее важной суре Корана? Он сказал это: «Да будет прославлен Аллах, Господь вселенной».

(Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 490)

«Да будет прославлен Аллах, Господь вселенной» - это итог или основа Корана, итог или основа Книги и семи часто читаемых стихов.

(Китаб ас-сунан Абу Дауда, том 1, с. 382)

Во время официальных молитв, произносимых пять раз в день, только имам, глава общины, среди других молитв читает и эту суру. Но в предании говорится, что все мусульмане должны сознательно произносить слово амин в конце этой главы. Мухаммад рассказывал, что ангелы небесные делают то же самое, и если слово амин, произнесенное каждым мусульманином, совпадет с теми, которые произносят ангелы, то все его грехи будут прощены (Ас-Сахих ал-Бухари, том 1, с. 416). Вряд ли можно переоценить важность Открывающей главы для мусульман всего мира.

Существует еще одна короткая, но очень важная глава Суратул-Ихлас («Глава Непорочность»), которая звучит так:

Во имя Аллаха Всемилостивого и Милосердного! Скажи: «Он - Аллах - един; извечен Аллах один; не рождал Он, и не был рожден, и с Ним никто не сравним».

(Сура 112:1–4)

Единоличие Аллаха - основная тема Корана, и идея его исключительной и абсолютной власти во вселенной постоянно повторяется в тексте. Это утверждение направлено против языческого идолопоклонства соотечественников Мухаммада и против христианской веры в Иисуса как Сына, рожденного от Бога. В апологетической литературе современные мусульмане регулярно используют эту концепцию против христианства, и, вероятно, она является основным аргументом ислама в полемике с иными вероисповеданиями.

Как гласит предание, Мухаммад говорил, что «эта сура равнозначна одной трети всего Корана» (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 494), поэтому мусульмане ее регулярно читают, поскольку верят, что, прочитав ее, они прочитали треть всей Книги. Однажды пророк спросил своих последователей, смог бы хоть один из них прочесть треть Книги за ночь, и после того, как они выразили удивление наивностью его вопроса, он еще раз повторил, что эта сура «равнозначна одной трети всего Корана» (Ас-Сахих Муслима, том 2, с. 387).

По другому преданию, пророк однажды услышал, как один человек читал эту главу, и сказал, что рай ему обеспечен (Ал-Муватта Малика, с. 99). Один из сподвижников Мухаммада тоже однажды слышал, как некий мусульманин непрерывно читал эту суру на протяжении ночи. Не находя для себя возможным читать эту очень короткую главу непрерывно, он обратился к Мухаммаду с опровержением ее заявленной эквивалентности, но, как и все, получил ответ, что Аллах сам указал на равнозначность этой суры трети Корана (Китаб ас-сунан Абу Дауда, том 1, с. 383).

Есть еще одна сура, вызывающая подобный благоговейный трепет наряду с предыдущими двумя, - это 36-я глава Корана Суратул-Йа-Син. Она названа так по двум буквам (йа и син) из разряда уже упоминавшихся необъяснимых букв, с которых она начинается. Мусульманские каллиграфы выделяют первые несколько стихов этой главы с особым высокопрофессиональным мастерством. Ислам учит, что эта сура является сердцем Корана. Предполагается, что все читающие ее прочитали Коран десять раз. Она регулярно включается в мусульманские молитвенники, и зачастую ее печатают как отдельную молитву.

Клише и знаменательные стихи

Вдобавок к своему ритмическому характеру Коран полон острых клише. Вероятно, наиболее яркие из них - это имена, которыми называют Аллаха (обычно двумя) после стихов, обращенных к нему или к его действиям. Это, например, обращение Аллаху-Таввабун-Рахимун («Аллах приемлет обращение, милостив» (сура 4:64)). В конце отрывка неверующим заявляют, что они найдут Аллаха именно таким, если придут к нему после своего непослушания и попросят прощения у него, а также помолятся за свое прощение.

Другой отрывок повествует, что Аллах взял Иисуса к себе, когда иудеи собирались убить его, и делает заключение: Ва кана Аллаху Азизан Хакиман («И Аллах Могущественный, Мудр» (сура 4:158)). Постепенно эти имена Аллаха были собраны вместе и образовали список из девяноста девяти имен.

В Коране есть несколько стихов исключительного характера. Один из них - Айатул-Курси («Стихи о троне») - наиболее известен. Вероятно, это одно из самых ярких высказываний о вселенском владычестве Аллаха над всем, что он создал, - и над началом, и над завершением, - с двумя типичными именами Аллаха, свидетельствующими о его абсолютной власти и славе. Они находятся в самой длинной главе и звучат следующим образом:

Аллах - нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно, - не склоняет Его ни сон, ни дремота, землею и небом один Он владеет. Кто может вступиться пред Ним без Его изволенья? Он ведает все, что творенья Его испытали, и то, что за ними наступит вослед, и им из мудрости Его назначено послать лишь то, что Он дозволит. Возвысит Он трон Свой на землю и небо - не в тягость Ему их охрана. В Своем могуществе велик Он и (в высшей степени) возвышен.

(Сура 2:255)

И хотя Суратул-Фатиха считается наиболее важной главой Корана, именно этот стих, как говорил Мухаммад, стоит в книге на первом месте:

Убайй б. Кааб сказал: «Посланник Аллаха (да пребудет он с миром) сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?“ Я ответил: „Аллах и Его посланник знают лучше“. Он сказал: „Абу-л-Мунзир, какой стих из книги Аллаха ты считаешь самым великим?“ Я сказал: „Аллах - нет божества, кроме Него, живущего и самосущего извечно“. Затем он ударил меня в грудь и сказал: „Пусть знания будут для тебя радостны, Абу-л-Мунзир“».

Из мединского периода пророческой миссии Мухаммада можно выделить еще один поразительный стих. Хотя его центральной темой, как всегда, является Аллах, текст уводит нас в царство мистики, описывая славу Господа. Этот стих очень высоко ценят суфии. Вот он:

Аллах есть Свет земли и неба, и Свет Его подобен нише, а в ней - светильник, что в стекле, стекло же - точно яркая звезда, (роняющая) свет жемчужный. (Светильник) зажигается от древа смоковницы благословенной ни на востоке, ни на западе (земли), чье масло может вспыхнуть (светом), хотя огонь его и не коснулся. (Кладется) Свет на Свет (все выше к небесам), - и к Свету Своему ведет Аллах лишь тех, кого (Своей угодой) пожелает. Так для людей Аллах приводит притчи: Ему известна всякой вещи (суть).

(Сура 24:35)

Необходимо упомянуть две последние суры Корана. Как и Открывающая глава, они коротки, но на этот раз мусульмане не адресуют свои прославления Аллаху, а читают заклинания, ища спасения в первую очередь у Господа Рассвета от темноты, от тех, кто практикует тайные знания (магию), и тех, кто насылает порчу, такую, как хорошо известный дурной глаз (сура 113:1–5). Эта глава известна как Суратул-Фаляк («Рассвет»). Другая глава именуется Сурату-н-Нас («Люди»), поскольку здесь Аллах изображается Господом Людей, у которого ищут защиты от шептунов - как из числа бесов, так и из числа людей (сура 114:1–6).

Айша, одна из жен Мухаммада, рассказывала, что пророк постоянно читал эти две суры. Каждую ночь он складывал руки в форме чаши и дул над ними после прочтения обеих сур, так же, как и после чтения главы Суратул-Ихлас. Затем он растирал руками все части тела, до которых мог дотянуться, начиная с головы, лица и передней части тела. Обычно он проделывал это три раза. Если он был болен, то читал эти суры еще раз и дул на свое тело. В такие моменты Айша обычно тоже читала их над ним и растирала руками его тело, надеясь на благословение (Ас-Сахих ал-Бухари, том 6, с. 495). Один из последователей Мухаммада записал следующее происшествие, после которого пророк специально рекомендовал читать эти две суры в качестве защиты:

Укба б. Амир сказал: «Когда я путешествовал с посланником Аллаха (да пребудет он с миром), между ал-Джуфой и ал-Абвой нас настиг сильный ветер и непроглядная темнота окутали нас. Тогда посланник Аллаха (да пребудет он с миром) начал искать спасения у Аллаха, читая: „Я ищу спасения у Господа Рассвета“ и „Я ищу спасения у Господа Людей“. Затем он сказал: „Укба, всегда говори так, когда ищешь защиты у Аллаха, так как для этой цели ничто не может сравниться с (этими сурами)“. Он сказал: „Я слышал, как он декламировал их, ведя людей на молитву“».

(Китаб ас-сунан Абу Дауда, том 1. с. 383)

Нет большей чести для мусульман, чем читать Коран, но эти суры и стихи обладают в их глазах исключительной ценностью, а личное одобрение каждой из них самим пророком обеспечивает им особое положение в Коране и непременное чтение мусульманами при любом удобном случае.

К началу страницы

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Композиция и характер корана

Во второй половине года я был вовлечен в оживленную дискуссию со своим другом из израиля о религии земной жизни и жизни загробной будучи.. спустя шесть месяцев увлекшись мусульманским евангелизмом я приобрел.. томас карлейль однажды сказал что только чувство долга заставит англичанина прочитать весь коран но мои мотивы не..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

А сегодня уже погрузиться в горечь страданий. Как выстоять в этом водовороте жизни ? Как не утонуть в пучине жизненных неурядиц?

Принять обрушившиеся беды очень тяжело, человек слаб по натуре и ему кажется, что он не в силах их пережить. Каждый сам для себя ищет точку опоры, тот же, кто знает Господа , уповает на Него и смиренно принимая всё, что ниспосылается ему. Верующий человек знает, ничто в этом мире не происходит без Божьей воли, поэтому все превратности судьбы воспринимает адекватно. Осознавая, что милость Бога несравненно больше любого горя, он находит утешение в уповании на Всевышнего . Читая строки из Священно , в котором Господь обращается к каждому из нас, верующий обретает покой и надежду.

Предлагаем вниманию читателей 10 аятов , которые помогут проявить терпение в сложные периоды жизни .

1-й аят:

إِنَّ مَعَ الْعُسْرِ يُسْرًا

«Поистине, за тягостью следует большое облегчение!» (смысл 6 аята суры «аш-Шарх», тафиср «Мунтахаб»).

2-й аят:

قَالَ لَا تَخَافَا إِنَّنِي مَعَكُمَا أَسْمَعُ وَأَرَى

Арабское слово «насх» (نسخ) переводится на русский язык как «аннулирование», «отмена». В коранических науках этот термин используется для обозначения тех аятов, которые отменяют шариатские нормы, закреплённые в ниспосланных ранее частях Священной Книги мусульман. А некоторые исламские правоведы и вовсе отмечали, что аяты Корана могут быть отменены хадисом Пророка Мухаммада (с.г.в.). Отменённые аяты обозначаются арабским словом «мансух» (منسوخة).

Примечательно, что ни в Коране, ни в Пречистой сунне прямым текстом нигде не отмечается отмена аята (например, «такой-то аят отменяется другим аятом…»), хотя слова с корнем «н-с-х» встречаются несколько раз, но в другом контексте. Есть лишь общее описание явления:

«Когда Мы заменяем один аят другим, они говорят: "Воистину, ты - лжец". Аллаху лучше знать то, что Он ниспосылает» (16:101)

Информация о конкретной замене одного аята другим доступна лишь со слов сподвижников Пророка Мухаммада (с.г.в.) или благодаря выстраиванию каких-то логических конструкций. По некоторым оценкам, 21 кораническая сура из 114 содержит в себе отменённые аяты.

Процитированный выше аят (16:101) устанавливает общий принцип отмены старого аята новым. Этот принцип был введён исламскими юристами в отношении не только коранического текста, но и изречений Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.). Другим важным аятом Священной Книги в отношении отмены частей её текста является следующий:

«Аллах стирает и утверждает то, что пожелает, и у Него - Мать Писания» (13:39)

Богословы рассматривают его как источник двух главных разновидностей отмены аятов и хадисов - запрещения и вытеснения.

Ещё один аят объясняет, почему первые части Благородного Корана могут быть заменены:

«Мы не отправляли до тебя такого посланника или пророка, чтобы сатана не подбросил своё в его чтение, когда он читал откровение. Аллах уничтожает то, что подбрасывает сатана. Потом Аллах утверждает Свои знамения, ведь Аллах - Знающий, Мудрый» (22:52)

Данный аят при рассмотрении его сквозь призму истории так называемых «сатанических аятов» приобретает дополнительную смысловую нагрузку. Здесь необходимо отметить, что подразумевается под провокационным термином «сатанинские аяты». Речь идёт об аятах из суры «Звезда»:

«Не видели ли вы аль-Лат и аль-Уззу, и ещё третью - Манат?» (53:19-20)

Некоторые историки, в том числе и мусульманские (ат-Табари и ибн Хишам), утверждали, что, согласно некоторым преданиям, Пророк Мухаммад (с.г.в.) после возвращения из Эфиопии попытался достичь мира с мекканцами и назвал почитаемых у них божеств святыми ангелами. Впоследствии он отказался от этих слов и заявил, что они были сказаны под влиянием сатаны. Подавляющее большинство мусульманских учёных считают подобную версию фальсификацией, однако в привязке к ней 52-й аят из приобретает новый оттенок. Дело в том, что он позволяет обосновать метод аннулирования аята «насх аль-хукм валь-иттилява» , согласно которому смысл коранического текста теряет свою практическую актуальность, равно как и пропадает сам текст из сборника (мусхафа).

Другими двумя методами аннулирования являются «насх аль-хукм дуна ат-тилява» и «насх ат-тилява дуна аль-хукм» . Суть первого заключается в том, что текст сохраняется в мусхафе (сборнике), однако его смысл теряет актуальность в свете изданного позже аята.

Примеры аятов мансух и насих в Коране

Отменённый аят

Отменяющий аят

2:115 «Аллаху принадлежат восток и запад. Куда бы вы ни повернулись, там будет Лик Аллаха…»
2:144 «Мы видели, как ты обращал своё лицо к небу, и Мы обратим тебя к кибле, которой ты останешься доволен. Обрати же своё лицо в сторону Заповедной мечети. Где бы вы ни были, обращайте ваши лица в её сторону…»

2:184 «Поститься следует считанное количество дней. А если кто из вас болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. А тем, которые способны поститься с трудом, следует во искупление накормить бедняка. А если кто добровольно совершает доброе дело, то тем лучше для него. Но вам лучше поститься, если бы вы только знали!»

2:185 «В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься. А если кто болен или находится в пути, то пусть постится столько же дней в другое время. Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения. Он желает, чтобы вы довели до конца определённое число дней и возвеличили Аллаха за то, что Он наставил вас на прямой путь…»

2:183 «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь»
2:187 «... Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку рассвета от черной, а затем поститесь до ночи. Не вступайте с ними [жёнами] в близость, когда вы пребываете в мечетях. Таковы ограничения Аллаха…»
4:15 «Против тех из ваших женщин, которые совершат мерзкий поступок (прелюбодеяние), призовите в свидетели четырёх из вас. Если они засвидетельствуют это, то держите их в домах, пока их не упокоит смерть или пока Аллах не установит для них иной путь»
24:2 «Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз. Пусть не овладевает вами жалость к ним ради религии Аллаха, если вы веруете в Аллаха и в Последний день. А свидетелями их наказания пусть будет группа верующих»
58:12 «О те, которые уверовали! Если вы беседуете с Посланником втайне, то предварите вашу тайную беседу милостыней. Так будет лучше для вас и чище. Но если вы ничего не найдете, то ведь Аллах - Прощающий, Милосердный»
58:13 «Неужели вы боялись предварять вашу тайную беседу милостыней? Если вы не сделали этого и Аллах принял ваше покаяние, то совершайте намаз, выплачивайте закят и повинуйтесь Аллаху и Его Посланнику. Аллах ведает о том, что вы совершаете»
60:11 «Если какая-либо из ваших жён ушла от вас к неверующим, после чего вы получили военную добычу, то отдайте тем, жёны которых ушли, потраченное ими на приданое. Бойтесь Аллаха, в Которого вы веруете»
8:41 «Знайте, что если вы захватили трофеи, то пятая часть их принадлежит Аллаху, Посланнику, близким родственникам Посланника, сиротам, беднякам и путникам, если вы уверовали в Аллаха и в то, что Мы ниспослали Нашему рабу в день различения, в день, когда встретились две армии при Бадре. Воистину, Аллах способен на всякую вещь»
16:67 «Из плодов пальм и виноградников вы получаете опьяняющий напиток и добрый удел. Воистину, в этом - знамение для людей размышляющих»
2:219 «Они спрашивают тебя о вине и азартных играх. Скажи: "В них есть большой грех, но есть и польза для людей, хотя греха в них больше, чем пользы". Они спрашивают тебя, что они должны расходовать. Скажи: "Излишек". Так Аллах разъясняет вам знамения, - быть может, вы поразмыслите»
4:43 «О те, которые уверовали! Не приближайтесь к намазу, будучи пьяными»

5:90-91 «О те, которые уверовали! Воистину, опьяняющие напитки, азартные игры, каменные жертвенники (или идолы) и гадальные стрелы являются скверной из деяний сатаны. Сторонитесь же ее, - быть может, вы преуспеете. Воистину, сатана при помощи опьяняющих напитков и азартных игр хочет посеять между вами вражду и ненависть и отвратить вас от поминания Аллаха и намаза. Неужели вы не прекратите?»

Второй метод отмены - «насх ат-тилява дуна аль-хукм» - обозначает отмену текста, но не самого принципа либо правила, заложенного в нём. Если по первым двум методам мнения учёных более-менее консолидированы в плане признания их законности, то относительно последнего есть существенные разногласия. Его явное воплощение можно найти, например, в наказании для прелюбодеев, заключённом во втором аяте суры «Свет»:

«Прелюбодейку и прелюбодея - каждого из них высеките сто раз…» (24:2)

В тексте прямо сказано о наказании в виде высечения. Однако традиция, берущая своё начало во времена второго праведного халифа Умара (р.а.), устанавливает в качестве наказания для состоящих в никахе прелюбодеев побивание камнями.

Отметим также, что вопрос отмены Пречистой сунной коранического аята подвергается в исламских богословии и правоведении серьёзному обсуждению. Шафиитский мазхаб не признаёт подобный механизм законным, тогда как в он приемлем.

В качестве примера отмены аята хадисом можно привести следующий фрагмент из суры «Бакара»:

«Когда смерть приближается к кому-либо из вас и он оставляет после себя добро, то ему предписано оставить завещание родителям и ближайшим родственникам на разумных условиях. Такова обязанность богобоязненных» (2:180)

Данный коранический текст подвергся отмене, во-первых, аятами о процессе наследования в суре «ан-Ниса», во-вторых, хадисом от Анаса ибн Малика. В нём повествуется, что Посланник Всевышнего (с.г.в.) запретил составлять завещания, способствующие распределению наследства не в тех пропорциях, что были установлены в суре «ан-Ниса» (хадис передаётся в сборнике Ибн Маджи).