Самое высокое пособие по безработице. Безработные в Европе

Германия — развитая страна Европы с огромным потенциалом. Общеизвестный факт — экономика государства не основывается на добыче полезных ископаемых, которых почти нет в недрах, а сконцентрирована вокруг мощного промышленного производства.

Германия — одна из наиболее привлекательных стран для мигрантов. Ежегодно в нее въезжают и остаются жить до полумиллиона человек. Поговорим о том, как страна справляется с таким потоком, и каков уровень безработицы в Германии.

Какой уровень безработицы в Германии?

Высокий уровень безработицы оказывает влияние на рост преступности, общие социальные настроения. При этом Германия — страна показательная не только для Евросоюза, но и для всей Европы.

Учитывая тот факт, что количество беженцев из Азии и Африки в 2017-2018 годах было рекордным, рынок труда оставался стабилен, что отражено в годовом графике. За период с января 2018 по январь 2019 года число безработных не превышало 5,8% от общего числа трудоспособных граждан.

Статистика безработицы в Германии за прошедший год

Для сравнения, средний уровень безработицы за тот же период в соседних странах:

  • в Италии — 10,5% (оценка Istat);
  • во Франции — 9,7 (данные международной организации труда).

Германия ассоциируется у жителей Европы со стабильностью, порядком. Основной поток мигрантов в страну в начале XXI века поступал из стран Европы. Стабильный рост экономики побуждает увеличение числа рабочих мест.

Растет и зарплата, компенсируя небольшой уровень инфляции. По данным агентства Statista, средний чистый доход на одного работника в 2018 году превысил 22790 евро.

Изменение годового дохода населения по сравнению с предыдущими годами

В каких профессиях нуждается Германия?

Граждане, рассматривающие вариант переезда в ФРГ, интересуются, какие профессии наиболее востребованы. Прежде чем делать шаг, следует учесть, что более половины всех безработных — лица с минимальным уровнем образования. Если человек окончил школу и не стал получать высшее образование, трудоустроиться в стране ему будет сложно. Большую часть труда, не требующего специального образования, сегодня готовы выполнять мигранты из Африки, Азии за небольшие деньги.

Наиболее востребованные специальности:

  • химик-технолог;
  • инвестиционный консультант;
  • инженер в сферах строительства, машиностроения, IT;
  • топ-менеджеры, управленцы с большим опытом работы;
  • специалисты в сфере логистики и торговли;
  • анестезиологи, пластические хирурги, хирурги;
  • специалисты в области телекоммуникаций.

Основное требование к кандидатам — подтверждение знаний согласно диплому, то есть владение немецким языком на высоком уровне.

Германия переживает миграционный кризис

Согласно закону, в ФРГ на заработную плату не может повлиять миграционный статус трудящегося. То есть повар, имеющий гражданство Германии, и повар, приехавший из Марокко, должны зарабатывать одинаково, трудясь в одном ресторане.

Мигранты пользуются ситуацией при наличии вакантных мест, при этом не утруждаясь:

  • оформлять документы на право легальной работы;
  • изучать немецкий язык.

Сами работодатели пользуются этим, закрывая глаза на недостатки работников со сложным социальным положением, беженцев. Взамен они снижают заработную плату на 10-20 процентов. Наиболее востребованные сферы для трудящихся без высшего образования:

  • общественное питание;
  • строительство;
  • такси и управление строительной техникой;
  • производство;
  • садоводство и уборка улиц;
  • уход за детьми и пожилыми.

Правительство Германии делает все возможное, чтобы приезжие и граждане страны не чувствовали себя обездоленными. Государство предоставляет жителям развитую социальную систему, которая позволит пережить период безработицы. Если человек потерял работу, ему будет оказана помощь согласно Кодексу социального права.

Получение пособия

Процент безработицы в Германии находится на низком уровне и по прогнозам социологов продолжит снижаться. Тем не менее, в стране с населением в 90 миллионов человек существуют категории граждан, не имеющих возможность найти место трудоустройства.

Основные виды социальной помощи в Германии представлены в таблице.

Наименование пособия Кому выплачивается Номер закона/основания Ответственная организация
Hilfe hach dem AsylbLG мигрантам, просящим убежище AsylbLG Организация приема беженцев
Kindergeld Родителям EStG, BKGG Федеральное агенство труда, социальный отдел
Sozialgeld, Arbeitslosengeld I, II безработным Hartz IV, SGB-II, SGB-III Биржа труда
Wohngeld нуждающимся в жилищном пособии WoGG Служба Wohngeldbehörde
Hilfe zum Lebensunterhalt нуждающимся пожилым гражданам SGB-XII Управление соцобеспечения

Для желающих найти работу в Германии особое внимание следует уделить трем видам пособия:

  • для беженцев;
  • Arbeitslosengeld I;
  • Arbeitslosengeld II.

Сумма выплаты, наступление права на получение, а также другие формальности зависят от конкретных обстоятельств. Рассмотрим подробнее тему социальной поддержки в Германии.

Граждане, которые не могут найти работу, имеют право на получение пособия

Кто имеет право?

Для того, чтобы получать выплаты от государства, человек должен соответствовать ряду критериев. Рассмотрим положения закона по каждому из трех видов пособий.

Для начала оговорим, что беженцем в ФРГ признается гражданин, который попросил убежища по объективным причинам:

  • факт притеснения;
  • военные действия на родине;
  • тяжелое гуманитарное положение в стране проживания.

Если человека признали беженцем, и он решил жить за пределами лагеря, правительство обеспечивает его карманными деньгами. Натуральные выплаты отменяются. На сегодняшний день размеры поддержки таковы:

  • одинокому молодому человеку — 354 €;
  • малолетнему ребенку — 214 €;
  • детям старше 6 лет — 242 €;
  • лицам, состоящим в браке — 318 €.

С теми, кто официально проживает в Германии и временно не может найти работу, дело обстоит иначе. Пособие по безработице в Германии, как сказано выше, бывает двух типов.

Порядок расчета пособий по Hartz4 на 2019 год

На Arbeitslosengeld I могут претендовать граждане Германии или лица, имеющие официальное разрешение на работу в стране в случае:

  • потери работы;
  • наличия трудового места с занятостью менее 15 часов в неделю.

Важное условие: до момента увольнения человек должен был официально трудиться и отчислять социальный налог в течение минимум 12 месяцев за период в 2 года.

На Arbeitslosengeld II могут претендовать лица, проживающие на территории ФРГ, не имеющие работу или трудящиеся 3 часа в день. Важно отличать первый тип пособия от второго. Arbeitslosengeld II — своеобразная помощь гражданам от 15 лет и до достижения ими пенсионного возраста, низкие доходы которых не дотягивают до показателей прожиточного минимума.

Что нужно для получения?

Для того, чтобы рассчитывать на выплаты, требуется произвести определенные действия. Тем, кто длительное время официально трудился, но попал в сложную ситуацию, следует выполнить ряд шагов:

  1. Зарегистрироваться онлайн на бирже труда в течение 3 дней после увольнения. Как правило, об этом сообщают заранее, поэтому регистрацию проходят заранее.
  2. Лично посетить биржу, заполнить анкету и предоставить все необходимые документы.

В течение нескольких дней заявка будет оформлена и назначено пособие согласно налоговому классу и другим параметрам.

Динамика числа получателей пособия Arbeitslosengeld II с 2011 по 2019 год

Для получения Arbeitslosengeld II лицо, желающее найти работу, отправляется в центр трудоустройства, который ближе к дому и заполняет заявление. Такую процедуру требуется проходить раз в год. Срок выплат не ограничен.

Подробную информацию о пособиях по безработице на немецком языке можно получить из .

Когда могут отказать?

Отказы в выплатах случаются крайне редко. Основные причины:

  • отсутствие одного или нескольких документов;
  • несоответствие гражданина статусу;
  • лицо не может подтвердить, что проживает на территории ФРГ.

Немцы знают, что получение выплат — своеобразный отказ от труда. Он несет в себе ряд минусов, поскольку лица, которым выплачивается пособие, должны отчитываться перед государством.

Разберемся, каков размер пособия по безработице в Германии на 2019 год.

Сколько платят?

Если речь идет о пособии Arbeitslosengeld I, итоговая сумма зависит от факторов:

  • какова средняя зарплата лица за последний год;
  • является ли гражданин получателем детских выплат;
  • к какому налоговому классу относится.

При выплате детских размер пособия увеличивается. Итоговая сумма рассчитывается индивидуально, она сокращается с течением времени. Чтобы произвести расчет под себя, воспользуйтесь удобным калькулятором .

Максимальный срок обеспечения — 2 года.

Правительство Германии поддерживает своих граждан, при этом старается стимулировать их

Расчет Arbeitslosengeld II производится иначе. Сумма зависит от факторов:

  • возраст;
  • дополнительные потребности гражданина;
  • семейное положение.

В Германии нуждающееся лицо имеет право дополнительно к выплате получить компенсации:

  • при оплате отопления;
  • при аренде жилья, переезде;
  • на проезд;
  • при рождении ребенка;
  • на уход за домашним питомцем.

Основная сумма в среднем составляет 320-380 евро. Сколько человек получит в итоге, рассчитывается индивидуально. Ежегодно сумма индексируется.

Выводы

  1. Безработица в Германии существует, но ее уровень приближен к минимальному. По данным Федерального агентства труда на 2019 она составила 4,9%. Это один из лучших результатов в Европе.
  2. Экономический рост в 2017 году составил 0,6%. В свое время в Германии прошли реформы, стимулирующие рынок труда. Одной из непопулярных мер было снижение сумм социальной поддержки. Это было сделано для того, чтобы у лиц, продолжающих жить на пособие, появился стимул и желание трудиться.
  3. Тем, кто лишился работы, государство обеспечивает достойную жизнь, помогает с оплатой коммунальных услуг. Именно по этой причине немцы готовы трудиться на благо государства.
активно обсуждается за рубежом. Посты на эту тему появились во многих эмигрантских группах в соцсетях. TUT.BY узнал у белорусов, побывавших в роли безработных в Европе, как в этот период к ним относилось государство. Герои этой статьи не являются экспертами в области социальной поддержки безработных. В интервью они поделились личным опытом, рассказали о нюансах, о которых слышали сами или узнали от знакомых.

Белорус во Франции: жил на 400 евро в месяц, с рентой помогло государство

Алексей уехал из Беларуси более 10 лет назад. Исколесив Европу, решил обосноваться во Франции: в этой стране легализоваться тогда было проще всего. Каким образом собеседнику удалось стать резидентом страны, он умолчал. Интересно другое: после получения нужных документов Алексей не спешил устраиваться на работу. Белорус совершенно не стесняется того, что несколько лет целенаправленно сохранял статус безработного, чтобы получать пособие.

– Мне было 22-23 года, я особо не парился, купил себе компьютер, сидел играл в игрушки. Я был молодой, неженатый, мог наслаждаться жизнью, ничего в этом плохого не вижу. Мне тогда было интересно учить язык, общаться. Получается, приехал я во Францию в 2004 году – и около трех лет бездельничал.

Во Франции, рассказывает Алексей, людей с маленьким или даже несуществующим доходом государство очень серьезно поддерживает (с условием, что вы приехали в страну легально). Когда доход ниже определенной суммы (собеседник сориентировал нас на сумму около 800 евро), ты получаешь бесплатную медицинскую страховку. "Фактически ты можешь прийти весь поломанный, тебя госпитализируют – и денег не возьмут".

Размеры пособия по безработице начисляются в зависимости от стажа работы в прошлом. Его платят строго ограниченное время (до двух лет). Если к концу этого срока работу найти не удается, переводят на минимальное социальное пособие. "Есть люди, которые поработают пару лет, посмотрят: ага, я на это пособие уже наскреб, и становятся безработными. Когда срок уже подходит к концу, снова находят работу".

Поскольку Алексей до этого нигде во Франции не работал, он получал минимально возможную на тот момент сумму – около 400 евро. Но при этом государство помогало ему с рентой, давало хорошую скидку на оплату коммунальных услуг.

– Если у тебя доход ниже определенного уровня, государство частично оплачивает съемное жилье. Есть специальный сайт, где ты вводишь цифры по доходу за последние 2 года. У меня получалось примерно так: я снимал скромную студию за 330-350 евро, а государство возмещало где-то 280-290 евро.

Таким образом, на пособие во Франции вполне можно жить. Алексей старался покупать еду в дешевых магазинах, иногда ходил в магазины с бесплатной едой для бедных. В общем, жил скромно, но беззаботно.

Единственное, что периодически беспокоило нашего собеседника, это необходимость раз в 2-3 месяца встречаться с работниками службы занятости. Для того чтобы тебе продолжали платить пособие, нужно было постоянно доказывать, что ты в активном поиске работы.

– Они тебя спрашивают: что мешает найти работу? Ты говоришь: у меня уровень языковой слабый. Тогда тебе дают бесплатные курсы, очень эффективные. Проводишь там по 8 часов в день, даже повышенное пособие дают по этому поводу.

После окончания курсов безработный обязан продолжить поиски. Все письма с отказами (на первую работу во Франции устроиться очень сложно) Алексей старательно собирал и относил в службу занятости. Если вызывали на собеседования, он сознательно называл завышенные ожидания по зарплате. Оставалось дождаться официального отказа и отнести его в службу занятости. Однажды социальный работник усомнилась в честности парня: "А ты, по-моему, особо работу и не ищешь" . Алексей улыбнулся в ответ: всем все было понятно.

Людей, которые живут на пособие во Франции, по словам собеседника, очень много. Некоторые даже умудряются бездельничать семьями. Так рассуждал знакомый Алексея с женой и двумя детьми. "Он говорит: ну пойду я работать, мне будут платить на пару сотен больше, чем сейчас. А тратить же больше придется! Отменят все льготы, за жилье будешь платить по полной, высокие налоги". Белорус даже знает семью, которая на пособие купила новое авто.

У Алексея со временем потребности выросли, и он устроился на работу в сферу туризма. Государство с поиском конкретно этой работы ему никак не помогло, хотя профессиональные курсы безработным также предлагают. Последние 3 года белорус живет с женой и ребенком в США. Работает в сфере пищевой промышленности. Желания бездельничать уже не возникает: нужно кормить семью. Да и в целом в Америке "халявы" для безработных гораздо меньше, рассказывает собеседник. Хотя некоторые мексиканские семьи с большим количеством детей здесь также умудряются покупать на пособие дорогие авто.

О новостях из Беларуси Алексей слышал. По его мнению, нет такой вещи, как "хороший налог". Новый закон возвращает нашу страну в советское прошлое.

Оставаться всю жизнь безработным сложно (если у тебя нет каких-то ментальных проблем). Ты в любом случае пойдешь работать, будешь платить налоги и покроешь затраты на социальные блага. Я считаю, что какое-то время человек имеет право быть безработным. Особенно молодым людям важно сориентироваться, важно выбрать, чем заниматься, за что будут платить деньги. И я полагаю, что душить налогами бессмысленно. Вместо этого нужно заинтересовывать человека: допустим, давать льготные кредиты. Человек получит кредит и подумает: ага, теперь я могу себе позволить многое, но, чтобы сохранять эти платежи, нужно работать. И это самый мощный стимул.


Белорус в Германии: сидел на пособии 4 года и до сих пор не отказывается от дотаций


Около 10 лет уже живет за границей и белорус из Бреста Михаил Кузин. В 17 лет он сдал экстерном экзамены в школе и по еврейской линии вместе с бабушкой и матерью уехал в Германию. Сразу же получил статус этнического беженца, а вместе с ним – все те права, на которые может претендовать немец. Семье дали 2 комнаты в общежитии – их полностью оплачивало государство. Михаил прожил там с родственниками 3 года. Как объясняет, искать квартиру было лень, да и условия казались приемлемыми: 10 двухэтажных домиков, большая спортивная площадка.

Бабушке Михаила платили пенсию плюс всевозможные дотации по инвалидности. Мать приехала уже в предпенсионном возрасте, поэтому работу не искала – получала пособие. После совершеннолетия Михаил также решил встать на учет безработных.

В Германии также нужно доказывать, что ты ищешь работу. Михаила вызывали социальные работники и отправляли на языковые курсы либо в так называемый детский сад для взрослых (кружки по интересам, где людям показывают, как работает театр, медиа и т.д.). Большая часть посетителей таких курсов – иммигранты.

На одном из занятий белорус встретил режиссера, у которого была своя театральная группа. Михаил попал в ее состав и играл в этом театре 4 года. Благодаря социальной подработке с оплатой 1 доллар в час, он все это время мог свободно состоять на учете безработных и не мучиться с поисками. Молодой человек не скрывал, что иногда подрабатывал "по-черному".

Пособие было около 400 евро. Если учесть, что жилье оплачивало государство, этих денег ему хватало и на одежду, и на еду. "И даже в ресторан сходить с девушкой пару раз в неделю". Благодаря подработкам кое-какие деньги удавалось даже откладывать.

– Работать официально мне не хотелось, да и не было смысла. Проще было сидеть на пособии, потому что у меня не было никаких образовательных корочек, и на серьезную работу я бы не устроился. А за 1200 евро вкалывать где-нибудь на предприятии – это было несерьезно. Мне бы пришлось и квартиру самому оплачивать, и электричество, и все остальное.

Вообще при желании, рассказывает Михаил, в Германии можно жить на пособии хоть до пенсии. "Социал" (так он называет социальную службу) предоставляет самые разные бесплатные курсы. Учись – и получай пособие.

Сейчас белорус запустил собственный проект в шоу-бизнесе и частично его легализовал. Теперь он полностью сам выплачивает свою долю за квартиру (долю матери оплачивает государство, бабушка умерла), платит всю сумму за коммунальные услуги, часть денег отдает на налог и медицинскую страховку. В итоге остается на жизнь около 250 евро. Поскольку прожиточный минимум в Германии равен 400 евро, еще 150 евро ему доплачивает государство.

Михаил уверяет, что с негативом со стороны знакомых, будучи безработным, он сталкивался редко. Но иногда хорошо зарабатывающие немцы ("бюргеры") на людей, сидящих на пособии, смотрят косо. "Мол, вы за наш счет кормитесь. А налоговый процент здесь действительно высокий".

Несмотря на большой опыт безработной жизни, собеседник не одобряет систему социальной поддержки в Германии. По его словам, не будь экономика страны крайне сильной, социальная система уже давно бы ее "съела", считает Михаил.

Налог на безработных в Беларуси в целом он одобряет. "А откуда властям деньги брать, чтобы пополнять казну? С одной стороны – да, идея интересная, а с другой – в такой бедной стране, как Беларусь, наверное, сложно реализуемая".

Белоруска в Норвегии: 2 раза регистрировалась как безработная и всегда быстро находила работу

Елена (имя изменено, собеседница пожелала остаться инкогнито) уехала в Норвегию с мужем около 7 лет назад. На пособии долго не сидела, потому что очень хотела найти работу и соглашалась на любые варианты (несмотря на хорошее экономическое образование).

По мнению белоруски, Норвегия – сказочная страна. Главное – не лениться и не подсаживаться на "дармовщинку", с легкостью предоставляемую государством. Чтобы жить в этой стране достойно (выплачивать кредит за дом или квартиру, иметь две машины, возможно, дачу или квартиру в Европе и яхту), нужно иметь как минимум два дохода на семью, рассказывает собеседница. Поэтому у нее даже в мыслях не было оставаться домохозяйкой. Искала работу Елена через социальную службу NAV.

Если человек никогда не работал или не работал в Норвегии, он получает примерно 750 долларов в месяц. При этом он должен зарегистрироваться на сайте NAV и отсылать каждые две недели электронный отчет о своей занятости, то есть заполнять таблицу по дням недели, ставить птички напротив записей "не работал", "работал", "болел", "был на курсах", "уезжал в отпуск". Все это с указанием количества часов. Можно работать до 15 часов в неделю и считаться безработным, но тогда пособие уменьшат.

На сайте NAV можно найти практически все объявления о существующих в округе вакансиях.

– Там отличный интерфейс для сортировки по городам, отраслям и специальностям. Твои посещения и поиски, видимо, каким-то образом регистрируются. Так что, если ты ничего не ищешь, они могут сами высылать тебе сообщения на е-mail о подходящих вакансиях.

Как правило, через месяц-другой NAV предлагает пойти на курсы. Во время их прохождения платят те же 750 долларов. И все так же нужно посылать отчеты в NAV. Елена была на курсах дважды – и каждый раз получала работу.

– На первых курсах нас учили правильно составлять прошение-заявление, красиво его оформлять, чтобы оно не затерялось среди множества других поступивших, учили, как готовиться и правильно вести себя на интервью. Уровень образования "курсантов" был очень различный: от IT-инженера из Таиланда, политолога из Африки, врача из Украины до едва умеющих читать дам из Косово и Сомали. Русскоязычные
практически все с высшим образованием.

На первых курсах Елена также взяла курсы водителя трека-погрузчика и компьютерные курсы, оба с выдачей сертификата. Поначалу она планировала найти себе работу в логистике, но наступил кризис 2009 года. В итоге после окончания курсов Елена устроилась на предприятие по розливу напитков (колы, пива, воды), сначала на практику – в качестве водителя трека, а потом и на линию разлива. Это было частное предприятие. NAV платил Елене первые три месяца 75% зарплаты (и только остальные 25% работодатель). Еще три месяца оплату делили 50/50.

Работодателю понравилось, как работает Елена, и вскоре ее взяли на работу на полную ставку. Но из-за проблем со здоровьем белоруска 4 месяца провела на больничном. В дальнейшем она вынуждена была пройти тот же путь: зарегистрироваться как безработная в NAV и снова пойти на курсы. На этот раз ей платили более высокое пособие, так как белоруска уже имела опыт работы. После окончания курсов Елена попала в систему медицинского обслуживания на дому. Зарабатывает чистыми в 3 раза больше, чем получала, когда была без работы.

По мнению Елены, многие сегодня злоупотребляют социальной системой в Норвегии, причем это не только иммигранты, но и норвежцы, в том числе алкоголики, наркоманы.

– Сын моей знакомой еще подростком бросил ходить в школу. Как результат - довольно плохой язык, никакой работы, жизнь за счет NAV. Квартиру ему опять-таки нашло государство.
Читать полностью:
Из 850 долларов пособия – половина уходит на квартплату, остальное
на питание. Страна дорогая, и этого пособия хватает, чтобы выжить, но без излишеств. Поэтому часто такая молодежь в поисках дополнительных средств вместо работы попадает во всякие полу- и откровенно криминальные ситуации и сообщества.

Женщины, имеющие несовершеннолетних детей, получают к пособию еще определенные доплаты. Поэтому многим малообразованным иностранкам, считает Елена, выгодно сидеть дома ни на одной работе они таких денег не заработают. Если женщина, воспитывающая детей, попадает на курсы, ей также оплачивают детский сад или услуги няни.

Когда на предприятии нет работы по каким-то причинам, работники идут в вынужденный отпуск. В этом случае они получают от 65 до 80% от средней зарплаты за последние 3 года. Но есть ограничение по сумме выплат в год, чтобы оставался стимул выходить на работу. Такая история однажды приключилась с супругом Елены. В непростой период поиска работы поддержка государства очень помогла их семье, рассказала собеседница.

Елена еще не очень хорошо разобралась в нюансах налога на безработных, который ввели в Беларуси, поэтому свое отношение к нему она не сформировала. Как человеку с опытом жизни в европейской стране, ей не нравится сверхзабота о безработных со стороны государства. Это неправильно, когда человек не видит смысла в работе, считает белоруска.

Система социальной поддержки для безработных в Европе отличается от страны к стране. Но есть общие тенденции. В большинстве случаев после увольнения европеец может сохранить определенный процент от заработка (от 57 до 70% во Франции, от 60 до 67% в Германии, до 55% – в Австрии и т. д.). Для этого в течение нескольких месяцев, предшествовавших увольнению, сотрудник должен выплачивать так называемые членские взносы (6,4% от зарплаты во Франции, 4% приходится на нанимателя, 2,4% на сотрудника; 3% – в Германии). Государство платит пособие ограниченный срок от нескольких месяцев до двух лет (в исключительных случаях, например, в Австрии – до 9 лет). Во многих странах установлен потолок зарплат, с которых начисляется пособие по безработице. Так, во Франции он равен 6161 евро в месяц, в Австрии – 4020 евро (по данным экономического издания Challenges).

Помимо собственно пособия по безработице, существуют пособия "по бедности" и так далее, направленные на поддержку малоимущих граждан, пособия на детей. Благодаря этому, даже не имея стажа работы и не платя членских взносов, безработный имеет возможность свести концы с концами.

По информации Forbes , легче всего в мире быть безработным в Дании, Норвегии и Финляндии.

Пособием по безработице называется материальная поддержка государством трудоспособного населения, но занимающегося эффективным поиском работы и готового к ней приступить. Исторически в мире сформировались два вида обеспечения защиты дохода безработных — это социальное страховое пособие по безработице и денежная (или другая) помощь безработным.

Что представляет пособие по безработице?

Пособие по безработице - государственная поддержка в виде регулярных денежных выплат тем гражданам, которые признаны безработными по предусмотренным законодательством причинам. Выплачивается в зависимости от величины получаемой до увольнения заработной платы, рабочего стажа и других условий. Пособие по безработице в Европе - социальная поддержка, временно заменяющая основные регулярные источники дохода. На законодательном уровне регулируются условия и нормы выплачиваемых пособий в рамках социальных программ, характерных для каждой страны в отдельности. Программа поддержки безработных включает в себя также помощь в устройстве на работу, повышение квалификации или получение новой специальности на период поиска работы.

Психологический аспект социальных пособий

Социологами отмечается психологическая степень демотивации пособия к поиску работы. Исходя из данных специалистов, очевидно, что при потере лишь небольшой части дохода после увольнения, безработный затягивает поиски новой работы вплоть до окончания срока выплат пособия.

Еще один дестимулирующий фактор заключается зачастую в высоком размере пособия по безработице в Европе, который побуждает безработного требовать такой же высокий уровень зарплаты на новом рабочем месте, не повышая при этом свою квалификацию, что значительно затрудняет поиски работы. Существенный дестимулирующий эффект прослеживается в некоторых странах Евросоюза, где пособия исчисляются либо в стабильных величинах, либо в процентах от средней заработной платы.

Историческое формирование пособия по безработице

Пособия в форме поддержки жизнеобеспечения нуждающихся в социальной помощи людей, попавших в бедственные ситуации по причине потери трудоспособности, наступления старости, содержания малолетних детей без кормильца — распространены были с древних времен, хотя и не были официально оформлены. Усложнение социально-экономических связей прибавляло и другие причины безработицы и бедности, порождающие необходимость в государственной поддержке. Хотя длительное время нетрудоспособная часть населения содержалась в рамках семейных общин. В период развития феодализма предоставлялась помощь в натуральной форме или путем помещения в богадельни, дома презрения, сиротские дома, которые содержались за счет благотворительности под попечением духовенства.

Рабочие, потерявшие временно трудоспособность, поддерживались за счет цеховой союзной взаимопомощи. Период распада общинной организации и применения наемного труда как товарного, вынудил государство развить целостную систему социальной защиты работников, с возложением части пособий на работодателей, особенно в случаях производственных увечий.

Германия одна из первых стран создала систему страхования наемных работников, обеспечивающую рабочих материальными пособиями во всех предусмотренных случаях утраты заработка: болезни, несчастные случаи, инвалидность, старость. По примеру Германии, в других странах Европы стали приниматься подобные защиты для наемных работников.

Кто получает право на выплаты?

Пособие по безработице в Европе выплачивается жителю страны, признанному социальной службой занятости безработным. Право на получение пособия и собственно выплаты совершаются после получения им статуса безработного. Не является абсолютным основанием для признания статуса безработного в случае, если проситель не занят какой-либо трудовой деятельностью. Для получения нужного статуса необходимо предъявить документы, предусмотренные законодательством, во избежание ошибок с той категорией безработных, которые не желают трудиться, хотя имеют все показатели трудоспособности.

Существует общепризнанное определение статуса безработного как социально-экономического явления - когда человек, желающий работать, не может найти рабочее место при стандартной ставке заработной платы.

Базовый период выплат пособий

В каждой государственной системе существуют свои нормативные аспекты по программе поддержки безработного населения. Безработный должен соответствовать необходимым условиям для получения пособия по безработице в Европе, а также условиям того периода, в течение которого он получает пособие. Время, что выделено для оплачиваемого периода, когда проситель ищет работу, либо проходит переподготовку — называется базовым. Этот период варьируется в каждой стране от 4-х месяцев до года. Обычно в рамках базового периода просители находят новую работу или повторно устраиваются на прежнее место. Если же безработный продолжает подтверждать свой статус безработного, его выплаты уменьшаются и сам период продлевается, в зависимости от возраста и социального положения, до 2-х лет. Хотя существуют и более пролонгированные в некоторых странах Европы.

Условия выплат

В странах Европы не каждый оставшийся без работы может рассчитывать на регулярные социальные выплаты. Необходимо предоставить сведения о рабочем стаже, размере заработка за определенный трудовой период. Также соответствующим службам важно знать осуществлял ли безработный ежемесячные отчисления в социальный фонд.

Пособие по безработице в Европе в среднем выплачивается около 2-х лет с одновременными предложениями новых вакансий, которые подбираются безработному службой занятости. Если же вакансии будут отклонены 3 раза - выплаты останавливаются. Но существуют исключения по периодам выплачиваемого пособия по безработице в странах Европы. Например, в Великобритании максимальный срок выплат 6 месяцев, причем уже после 13-й недели соискатель должен принять любую предложенную вакансию.

Италия также отличается сроком выплат пособий по безработице - всего 8 месяцев. К тому же важным аспектом для расчета размера выплат по безработице является область, в которой трудился человек до потери рабочего места.

В Бельгии же, наоборот, срок выплат не ограничивается, а лишь уменьшается с течением времени размер самих денежных выплат.

Франция. Условия выплат

Пособие по безработице в Европе во Франции зависит от заработной платы просителя и регулярных членских взносов, которые выплачиваются вместе с работодателем (2,4 % - сотрудник и 4 % - работодатель) в течение 4-х месяцев работы из 18, которые предшествовали моменту расторжения рабочего контракта.

Размер пособия по безработице составляет около 60 % от зарплаты, получаемой перед увольнением. В стране руководящие должности оплачиваются намного выше их подчиненных, поэтому был выставлен необходимый «потолок» для выплат по безработице - 6161 евро в месяц. Срок получения пособия по безработице варьируется от 4-х месяцев до 2-х лет. Для уволенных в возрасте от 50 лет срок пролонгируется до трех лет. Несмотря на сложную продуманную систему страховых выплат, в стране очень много безработных.

Германия. Здесь свои правила

Пособия по безработице в Германии существуют двух видов. Первый вид пособия имеют право получать лишь те граждане, которые своевременно уведомили государственные органы о возможной потере работы, например, работая по срочному трудовому договору. Второй вид пособия по безработице выплачивается государством при условии, если проситель проработал не меньше года до момента увольнения, с занятостью не меньше 15 часов в неделю. Первые 1,5 года размер выплат пособия составляет 60 % от среднего уровня зарплаты.

Если в семье есть дети, то пособие составит 67 % от заработка. По истечении полутора лет выплат, в случае сохранения статуса безработного, сумма пособия снижается до 400 евро ежемесячно. Продолжительность выплат не превышает 24 месяцев.

Максимальная сумма ежемесячных социальных выплат безработным составляет 2215 евро — в Западной Германии и около 2000 евро — в Восточной Германии.

Условия для выплат пособия в США

В Штатах выплаты безработным значительно ниже среднего уровня пособий по безработице в Европе и не позволяют обеспечить удовлетворяющие американца условия жизни. Сумма пособия составляет всего 50 % от заработной платы до момента увольнения. Выплачиваются пособия еженедельно. Их сумма варьируется от 60 до 250 долларов.

Статус безработного обеспечивает некоторые социальные льготы: налоговые вычеты на каждого несовершеннолетнего иждивенца в семье, льготное питание школьника и некоторые продукты.

В некоторых штатах пособие предназначено не для всех, кто имеет необходимый статус безработного. Многое зависит от размера заработка просителя, который должен соответствовать его квалификации. В выплаты обеспечены только безработным, получавшим до увольнения зарплату не менее 600 долларов. В штате Мэн минимальная зарплата не должна быть ниже 3300 долларов. Подобные суровые условия распространены лишь в некоторых штатах, но общим является норма отработанных рабочих часов до момента увольнения — не ниже 68 часов.

Пособие по безработице беженцам в Европе

В последние несколько лет в страны Европы, особенно Германию, хлынул поток беженцев из стран с неблагополучной экономической ситуацией. Беженцы получают дотации и поддержку от государства, в их числе и денежная компенсация по безработице, но на условиях интегрирования их в то общество, в котором они оказались.

Для обеспечения выплат по безработице беженцам надлежит выучить язык страны, в которой они получают статус беженца, найти жилье, а также работу. Пособие выплачивается из расчета 40-60 % от средней заработной платы по стране. Если же беженец не желает выполнять требования для получения пособия по безработице - остается жить лишь на социальную помощь. Право на работу беженцы получают после определенного времени от получения статуса беженца. В частности, в Германии - через год, в Бельгии, Италии - через полгода, в Финляндии - через 3 месяца.

Размеры пособия по безработице в разных странах ЕС

Определяющим фактором для является зарплата перед увольнением: чем выше была зарплата, тем выше пособие. Обычно уровень безработицы отмечается по молодежному показателю, который обычно выше, и долгосрочному, включающему в себя трудоспособное население с опытом работы.

В таблице указаны средние цифры, сколько платят в Европе безработным. Также указан средний процент безработных среди трудоспособного населения по стране. Пособие по безработице по годам незначительно варьируется, в зависимости от экономической и политической ситуации в государстве.

Пособие/мес. (€)

Срок отчислений

Уровень безработных (%)

Великобритания

4 мес-2 года

2295 (90 % от последней зарплаты)

До 2-х лет

1541 (60 % от последней зарплаты)

4020 (55 % от средней зарплаты по стране)

Нидерланды

144, 75 в день

От 3-х до 38 месяцев

Швейцария

От 200 до 520 дней

Причины отказа в пособии

Безработный может лишиться права на получение пособия по безработице в странах Европы и мира в следующих случаях:

  • Увольнения его по собственному желанию.
  • Увольнение из-за несоответствующего дисциплинарным нормам поведения, либо участия в противоречащих закону общественных демонстрациях. Таким образом, дисквалифицируются работники на 4 месяца в Германии, Финляндии, Бельгии, Австрии.
  • Если соискатель три раза отказался от рекомендованного профильного места работы.
  • Неявка в органы социальной занятости в установленное время для подтверждения статуса безработного.
  • В случаях, когда выплаты обеспечены обманным путем, то есть с помощью подставных лиц.

Правообладатель иллюстрации AP Image caption 2500 швейцарских франков (это примерно 2250 евро) - для Швейцарии довольно скромная сумма

В июне этого года швейцарцам предстоит решить на референдуме судьбу всеобщего пособия в размере двух с половиной тысяч франков, для получения которого будет достаточно швейцарского гражданства.

Похожую инициативу в прошлом году начало обсуждать правительство Финляндии, правда, там речь идет о замене всех прочих социальных выплат, да и сумма заметно меньше.

Аналогичный по сути проект, правда, в порядке частной инициативы, запущен в Германии, где идеей всерьез увлеклись левые партии.

Гарантия безусловного и достойного прожиточного минимума - вещь, безусловно, хорошая.

Но где взять на нее деньги и кто тогда будет работать?

Ведущий "Пятого этажа" Михаил Смотряев беседует с финским политологом Николаем Мейнертом и преподавателем шотландского университета Стирлинг Мариной Шапира.

Загрузить подкаст передачи "Пятый этаж" можно .

Михаил Смотряев: С одной стороны, очень приятно обсуждать эту "сладкую" тему, когда государство только за то, что вы гражданин этого государства, платит вам деньги, при условии, что это, конечно, произойдет. Насколько я понимаю, в Финляндии соответствующие предложения уже были сделаны. Предварительный анализ показывает, что примерно две трети населения Финляндии, в общем, с этим согласны, но обсуждаться это будет только после доработки проекта в ноябре этого года. Швейцария тоже голосует только летом на референдуме, хотя швейцарские политики в своей массе высказываются против этой идеи. На уровне сравнительно небольших экспериментов в Германии, в Канаде подобного рода проекты действуют. Но говорить о том, что подобного рода маленькие проекты являются неким индикатором успешности общенационального проекта, наверное, все-таки нельзя. Да, Марина?

Марина Шапиро: Я думаю, что нельзя, потому что такого эксперимента на очень большой основе в западных странах еще не проводилось. Судить о том, какие могут быть результаты, будет трудно.

Мне кажется, очень интересно посмотреть на процент людей, которые выступают за введение такой системы. Я обратила внимание, что в Швейцарии 49% населения высказались, что они проголосуют "за", если такое предложение будет. Вы сказали, две трети населения Финляндии, если я не ошибаюсь.

М.С.: 69%, насколько я понимаю. Николай Павлович нас поправит, если мы сильно ошибаемся. Николай Павлович, это так?

Николай Мейнерт: Примерно так, хотя дискуссия еще ведется, и люди пытаются для себя уяснить, что это все пока значит. На практике о предполагаемой реформе можно говорить пока только в общих чертах.

М.С.: Марина, еще важно понимать, чем отличается, насколько нам сейчас известно, швейцарский проект от финского. Финны таким образом хотят: если вы получаете это пособие, - там речь идет о 800 евро, - то больше вы от государства не получаете ничего. В то время как в Швейцарии насколько я понял, получение этого пособия не ставится в зависимость от других социальных выплат, хотя, наверное, они в Швейцарии не очень высоки.

М.Ш.: Наверное, да. Разница в том, что Швейцария и Финляндия представляют две достаточно разные системы социального обеспечения в Европе. Меня, на самом деле, несколько удивило, что такое предложение рассматривается Швейцарией, хотя меня совсем не удивило, что это рассматривается в Финляндии.

Система социального государства Финляндии представляет так называемую демократическую, или нордическую модель. Основная идея в этой модели в том, что каждый гражданин страны имеет право на получение пособия, которое позволяет ему жить достойно. Эта способность жить достойно не ставится в зависимость от того, может человек работать или не может.

В Швейцарии совсем другая модель. Она такая же, как в Великобритании, более-менее похожая. Это так называемая либеральная модель. Такая модель характеризуется тем, что степень защиты, которую люди получают от государства, достаточно низка. Это считается ответственностью самих граждан заботиться о том, чтобы гарантировать себя от всяких неблагоприятных обстоятельств, как болезни, безработица и так далее.

Поэтому очень интересно, что такая идея возникла у швейцарцев.

М.С.: Насколько я понимаю, и в том, и в другом случае речь идет не о прожиточном минимуме в том контексте, как его часто понимают, - чтоб не умереть с голоду, - а именно о достойном существовании. Понятно, что в это слово вкладывают разный смысл. Если сравнивать Швейцарию и Финляндию по цифрам позапрошлого, 2014 года: ВВП на душу населения в Швейцарии – чуть больше 58 тысяч долларов, в Финляндии - почти 41 тысяча. Тем не менее, сумма, которую предлагают финны, - это 800 евро и никаких пособий, сумма, которую предлагают швейцарцы – это 2500. Правда, и средняя зарплата разнится в странах. 2500 – это меньше половины средней швейцарской зарплаты до налогов, а 800 евро - это приблизительно четверть средней финской зарплаты. Действительно, калибр разный. В этой связи можно говорить о том, что на севере и в центре Европы разные представления о достойном образе жизни, Николай Павлович?

Н.М.: Наверное, можно сказать и так. Средняя заработная плата в Финляндии действительно колеблется около 3000 евро в месяц. Она чуть-чуть движется, если брать по месяцам.

Я не могу сказать, что если вы перейдете полностью на социальное обеспечение в Финляндии, то этот образ жизни можно считать по-настоящему достойным. Финляндия – страна достаточно дорогая. Не такая дорогая, как Норвегия, но все-таки к разряду стран, где легко и просто можно покупать продукты, как в Эстонии или Польше, конечно, Финляндию отнести нельзя.

Тот минимум, который сейчас подразумевается, включает в себя ежемесячные выплаты. Если вы обращаетесь в систему социального обеспечения, то есть у вас нет никаких других доходов, вы даже не получаете пособие по безработице, просто оказались в ситуации, когда вам нужны деньги, то вы получаете сейчас, на данный момент примерно около 500 евро, из которых вычитаются еще и налоги. На руки реально получается в Финляндии примерно 420 евро на человека, если в семье, то на двоих 800 - каждый получает 840, примерно так.

Но в Финляндии очень много различного рода доплат, огромное количество. Если вы перешли на систему социального обеспечения, то есть получаете эти 400 евро, вы имеете право претендовать на бесплатное жилье, его тоже оплачивает государство.

Это не значит, что вы можете себе сразу снять особняк, и вам предоставят возможность бесплатного проживания. Там тоже ограничивается, то есть реально 400 евро на человека.

Вы можете снять очень небольшую квартиру за 800 евро при довольно высоких ценах на аренду в Финляндии, особенно в Хельсинки. По стране, конечно, пониже, а в Хельсинки достойное существование будет трудно вести при этих деньгах.

Вам оплачивают полностью все медицинское обслуживание в этом случае – получаете бесплатно лекарства, к врачу обращаетесь бесплатно, в больнице находитесь бесплатно. Наверное, есть еще какие-то побочные льготы, о которых я сейчас забыл упомянуть. Все это представляет из себя довольно солидную сумму, но мне кажется, что если вы получаете 400 евро на человека, то в Финляндии, я бы не сказал, что этот образ жизни заслуживал бы название достойного.

Швейцарцы ближе к нормальному критерию, а в Финляндии это все-таки будет более-менее существование безбедное, то есть вы не умираете с голоду, но, скажем, делать какие-то покупки с этих денег довольно сложно.

М.С.: Насколько я представляю, на 2500 швейцарских франков тоже особо не разгуляешься в самой Швейцарии. Наверное, если с этими деньгами приехать куда-нибудь еще, где победнее, то получше будет. Интересно другое, то, что исследования, которые уже в достаточном количестве проводили социологи – компания Demoscope опросила приличное количество швейцарцев по всем аспектам этого предполагаемого законодательства, - только 2% респондентов заявили, что если им будут гарантированы эти 2500 франков в месяц, то они уволятся с работы. По большей части люди понимают, что только на эти деньги не проживешь, во всяком случае, достойно не проживешь. Сторонники подобного рода предложений проводят, в частности, эксперимент в Германии, причем на добровольной основе, в том смысле, что финансируют это дело доброхоты. Там 25 или 26 человек получают по 1100 долларов каждый месяц. В рамках этого эксперимента тратьте, на что хотите. Говорить о какой-то репрезентативности, когда у вас участвуют 26 человек, и все это в любой момент может прекратиться и, конечно, никак не гарантируется государством, нельзя. Сама по себе идея, с которой начинали ее авторы, была именно такова – чем дальше развивается технический прогресс, тем больше за нас делают машины, тем больше у нас освобождается свободного времени. Если мы не привязаны к какому-то минимальному достойному доходу, то мы можем направить всю свою энергию в креативное русло, и мир, таким образом, будет улучшаться. Противники этой концепции утверждают, что таким образом государство всеобщего благоденствия в той форме, в которой оно сейчас существует, особенно в Западной Европе, в меньшей степени в Америке, и так уже достаточно развратило своих граждан, и, наверное, нет необходимости этими дармовыми выплатами развращать их еще дальше, иначе работать не будет вообще никто. Как вам кажется, кто ближе к истине, Марина?

М.Ш.: Мне кажется, что истина на самом деле где-то посередине.

Те, кто считает, что работать никто не будет, основываются на предпосылке достаточно неправильной, которая предполагает, что все люди согласны довольствоваться одним и тем же, и все люди согласны довольствоваться малым, и всем людям нравится социальное равенство.

История показала, что это не так, что большинство людей не хотят в этом смысле социального равенства. Они хотят получать не как все, а в соответствии с тем, что они считают своими собственными достоинствами, тем, что они в состоянии привнести на рынок труда, своими таланты и своей энергией, и получать вознаграждение в зависимости от того, сколько они вкладывают.

В этом смысле такая первоначальная выплата абсолютно не означает, что все вдруг в одночасье перестанут работать. Конечно, будет определенный процент населения, кого устроит жить на такую минимальную зарплату.

Если все будут получать такую сумму, то эта сумма станет минимальной. Но при этом будет очень много людей, которые захотят получать что-то сверх этого минимального прожиточного уровня, который дается всем, и эти люди будут работать. Мне кажется, что таких людей будет подавляющее большинство, но время покажет.

М.С.: Судя по тому, как именно ответили на вопросы социологов швейцарцы, таких действительно подавляющее большинство, если всего 2% согласились не работать. Тут, наверное, зависит еще от методы проведения соцопроса, но это не наша специальность, и не будем сейчас это изучать. Николай Павлович, вы как думаете? Дело в том, что в слове зарплата мне слышится в первом слоге – заработанная плата. Если ее не зарабатывать, помимо всего прочего, то обесцениваться эти деньги будут гораздо быстрее, не в финансовых категориях, а, скорее, в социологических.

Н.М.: Не знаю, насколько сейчас в тренде, если пользоваться модной терминологией, цитировать Маркса, но в свое время он как-то сказал, что в будущем богатство общества будет исчисляться не рабочим, а свободным временем, которое имеют его люди.

Возможность человека заниматься тем, чем он хочет в свободное время, – это и будет проявление того уровня развития, к которому надо стремиться. Здесь есть определенная логика.

Мне есть, что добавить по этому поводу, поскольку я живу в Финляндии с 1992 года. Должен признать, что сейчас то, о чем я хочу сказать, менее ярко проявляется, чем это было тогда. В тот момент - с 1992 года, особенно это было характерно до 1998-99 года, - в финском обществе доминировало представление, что не работать – это в принципе вообще плохо, не престижно, неправильно, обязательно должны все-таки зарабатывать деньги.

Я помню, когда я работал в русской службе новостей государственной телерадиокомпании, то мои коллеги, которые там были из разных стран, в том числе из Германии, в частности, очень удивлялись, когда одна бывшая гражданка России посчитала, что новая система оплаты будет для нее менее выгодна, чем предыдущая, что ей удобнее перейти на пособие по безработице, чем оставаться работать дальше, поскольку менялись расценки почасовой оплаты.

Сложная система, но, по сути, сводилась к тому, что денег будет меньше. Ее пособие приравнивалось к этой заработной плате, которую она могла получать, начиная с какого-то определенного момента. Коллеги из других стран – из Германии, финны – очень удивлялись: "Как же так, у нее есть работа, пусть она даже будет меньше получать, но это же работа?"

Ощущение того, что когда ты работаешь, ты уважаемый человек, что это престижно, важно, нужно, приводило даже к тому, что, я знал такие финские семьи, принципиально, потеряв работу, они не переходили на пособие по безработице, а старались использовать свои сбережения, искали возможность применить свои силы в дальнейшем только потому, что для них, причем даже не в глазах окружающих, а для них самих, внутренне психологически было очень сложно смириться, что они, получается, неудачники, вынуждены обратиться за помощью государства вместо того, чтобы обеспечить себя сами.

Поэтому, наверное, те, кто согласились бы жить на деньги и ничего не делать, велик. С другой стороны, если люди будут просто получать деньги якобы ничего не делая, то есть шанс, что они будут гораздо активнее реализовывать свои собственные возможности, желания, которые сейчас во многом подавляются необходимостью делать карьеру, получать определенную сумму денег, престижностью этого карьерного роста.

Мне кажется, это иногда может привести к тому, что какая-то часть потенциальных талантов в обществе теряется.

М.С.: На 800 евро в месяц? Это должны быть довольно скромные устремления.

Н.М.: В чем-то, да. 800 евро в месяц по новой системе. То, что я рассказывал о пособиях, которые сейчас существуют в Финляндии, президент Нийнистё предложил заменить разовой выплатой по 800 евро на человека, убрав всю дополнительную систему доплат – квартирных, больничных и прочих.

800 евро – это, конечно, не нормальное существование, но рассматривать его как переходный период для того, чтобы можно было оглядеться, периодически прирабатывая.

Эта система подразумевает еще и то, что когда вы находите для себя что-то, то тогда соответственно эти выплаты могут сокращаться, уменьшаться, доводя вас до определенной суммы. Можно варьировать эту систему получения пособий от государства.

М.С.: Марина, если вернуться на британские берега, у нас любят газеты определенного толка, да и не только они, рассказывать леденящие душу истории о семьях, где два, а то и три поколения людей отродясь никогда не работали, получали пособия, потому что это выгодно и потому что запросы у них небольшие. Я не готов проводить параллели, в том числе и с Финляндией, где более престижно или, наоборот, менее престижно быть нахлебником, но надо признать, что, во-первых, эта прослойка существует во всех европейских странах, во-вторых, она с течением времени растет, растет везде, но, видимо, с разной скоростью. Если заглядывать в будущее, особенно имея в виду тенденцию европейских стран, правда, в текущем историческом моменте не очень очевидную, к некой унификации в рамках Европейского союза всего, чего можно, какие шансы, например, у Греции перейти к похожей системе или у Соединенного Королевства?

М.Ш.: Мне хотелось бы вернуться к первому вашему утверждению, когда вы сказали, что у нас очень любит пресса определенного толка раздувать слухи о том, что в Британии растет количество семей, где уже два, а то и три поколения людей не работают.

В связи с этим я смотрела на последние данные: меньше 1% семей, в которых никто не работает, включает семьи, где уже два поколения подряд не работают. Это примерно 15 тысяч семей в Британии. Исследователям удалось найти семьи, где три поколения не работают. Число таких семей можно пересчитать на пальцах одной руки.

Поэтому слухи о том, сколько людей не работают и насколько это стало стилем жизни для определенного количества населения, сильно преувеличены в Британии, и я так предполагаю, что они также сильно преувеличены в других европейских странах.

Мне еще кажется, что в выборе работать или не работать есть очень много важных факторов. В первую очередь, люди по-разному принимают решение работать или получать такое пособие. Это зависит от того, что им есть привнести, какое у них образование, что они знают, что они имеют делать.

В зависимости от этого люди могут решить, будет ли то, что они могут получить, вложив свой капитал, который у них есть – знания, способности, в рынок труда, получат ли они больше, чем этот минимальный прожиточный уровень – 800 евро или 2200 франков, или они получат меньше.

Это решение будет приниматься во всех случаях. Я согласна со своим собеседником, что это будет очень важный фактор, - людям очень часто важно работать, потому что это одна из общественных ценностей, это то, что позволяет людям себя уважать, сохранить не только самоуважение, но чувствовать, что их уважают также другие люди.

Общеэкономическое положение в стране: есть ли работы, какую работу можно получить, сколько за эту работу будут выплачивать. Опять-таки люди будут принимать такие решения в зависимости от общеэкономической ситуации. Стоит ли им работать, если они будут выполнять отупляющую низкооплачиваемую работу, которая не даст им достаточно средств к существованию.

В зависимости от этого, в совокупности все эти факторы - национальная традиция, национальная культура, как в этом обществе оцениваются люди, которые полагаются на себя или люди, которые полагаются на государство, собственный капитал в смысле знания, умения, а также общеэкономическая ситуация – это все вместе будет решать, в конце концов, будут ли люди стремиться работать больше и зарабатывать больше, или они предпочтут полагаться на универсальные пособия.

М.С.: Еще один вопрос, который не поднять мы не можем, хотя обсудить толком, видимо, не успеем. Это вопрос, где взять на это на все денег. Хорошо Финляндии с населением 5,5 миллионов человек или Швейцарии с населением 8. Как быть, если предположить, что эта система пойдет дальше, в странах, более населенных? Собственно в Финляндии набрать такое количество денег – речь идет о том, чтобы платить всем и ежемесячно, - задача не тривиальная. Николай Павлович?

Н.М.: Да. Траты на социальное обеспечение в Финляндии – это одна из основных расходных статей бюджета. Например, Эстония имеет, скажем, условно здоровую экономику в Европейском союзе, потому что практически игнорирует социальную сферу.

Здесь о всех тех возможностях, о которых мы говорим в применении к Финляндии, можно только мечтать. Их просто нет, потому что государство экономит на всем, но берет меньше в долг и меньше тратит на эти вещи.

Нынешний кризис в Финляндии может повлиять на всю эту систему. Не случайно Нийнистё выступил с этой инициативой. Понятно, что положение сейчас не самое простое. Но все-таки я бы еще вернулся к тому, о чем вы говорили раньше и добавил к тому, что было сказано.

Понятно, что деньги зависят от экономики, но процесс получения этих всех пособий в Финляндии – не хочу использовать слово унизительный, - достаточно неприятный. Он сознательно таким сделан.

Если вы получаете пособие, на вас накладывается целый ряд ограничений. Раньше, когда еще не было Шенгена, и были границы, нельзя было выехать за границу тем людям, которые получали пособие по безработице. Хочешь кататься по странам, иди ищи себе какую-то работу. Это тоже психологически настраивает людей на то, что то уважение, о котором говорила частично Марина, заставляет их в большей степени стремиться даже за меньшую заработную плату, чем пособие, - условно скажем, это не всегда так бывает, но случается, - иногда устраиваться на работу ради того, чтобы работать.

И еще одна важная вещь. Когда поколения работают, они накапливают общий потенциал, то есть остается квартира от родителей, которые передают наследство. В общем-то, получается так, что молодежь в семьях, где все работали, зарабатывали и что-то имели, потихонечку богатеет в общем и целом. Те, где не работали, откатываются на нижний социальный пласт, что в свое время, мне кажется, стало причиной волнений во Франции, когда там три поколения не работавших иммигрантов, которые получали пособия, в конце концов, привели к тому, что очередная молодежная волна осознала, что они находятся гораздо ниже того уровня, который могут позволить себе другие сверстники.

Если все это понимают, то это, конечно, мобилизует людей на стремление каким-то образом устроиться работать и обеспечивать себе существование такое, какое они считают достойным.

М.С.: Безусловно, это все так. Еще один вопрос, который подлежит обсуждению, но, видимо, более разумно приглашать футурологов, поскольку говорить о том, кто же в таком случае будет выполнять эту низкоквалифицированную и плохо оплачиваемую работу. Не хотелось бы привлекать сейчас к этой теме мигрантов. Это политически очень некорректно, а по нынешним временам еще и взрывоопасно.

М.Ш.: Тем не менее, это так и есть. Именно иммигранты видятся той самой рабочей силой, которая будет выполнять и выполняет ту работу, которую не хотят выполнять местные жители.

М.С.: Марина, но это очень политически корректно по отношению к своим гражданам, но немножко, слегка бесчеловечно по отношению к мигрантам. Нет?

М.Ш.: Да, если говорить об этом с точки зрения моральных ценностей.

Но решения о том, сколько иммигрантов принимать в страну, принимаются из чисто экономических соображений. Если иммигранты нужны в стране, по крайней мере, в такой стране, как Британия, то устанавливаются определенные квоты и принимаются иммигранты, которые могут предоставить тот уровень навыков и умения, который требуется в данный момент на рынке труда.

Из гуманитарных соображений принимают только беженцев. Всех остальных иммигрантов принимают из экономических соображений. Это, может быть, не морально, но, с другой стороны, иммигранты ищут работу.

Очень часто то, что им предоставляется в западных странах, то, что с точки зрения местных жителей нежелательно, с точки зрения мигрантов может обеспечить им с их точки зрения минимальный достойный уровень жизни. Поэтому очень трудно, сложно судить об этом с точки зрения, морально это или не морально.

М.С.: Пожалуй, не просто, хотя сама по себе конструкция, что мы хотим обеспечить своим гражданам достойное существование, "не взирая ни на все", как говорил классик сатиры, но при этом готовы заместить их на некоторых работах мигрантами, которые будут рады стараться за сумму вполовину меньшую, - тут с моралью сложности.

Безработица бьет рекорды в Европе. От нее никто не застрахован, ни обычный рабочий, ни квалифицированный специалист. В такой ситуации многие европейцы живут только на пособиях по безработице. Французское издание Challenges решило выяснить, какая ситуация с выплатами пособий в разных странах европейского союза.

Политика стран ЕС в вопросах выплат пособий не едина. Специалисты Challenges провели исследование десяти стран, приложив к нему список необходимых требований для получателя пособий по безработице.

Основным условием получения пособий во Франции является отчисление членских взносов. Они составляют 6,4 % (4% вносит наниматель, 2,4% рабочий).

Во Франции размер пособия равен 57,4% от средней заработной платы. Максимальная сумма выплат составляет 6 161 евро в месяц. Пособия начисляются от 4 месяцев до 2 лет (если на момент увольнения рабочему было 50 и более лет, пособие выдается в течение 3 лет).

Безработный в Германии может рассчитывать на пособие, если в течение последних 12 месяцев из двух лет предшествующих увольнению, им производились отчисления в размере 3%. В этой стране безработный может рассчитывать на пособие в размере 60% от средней заработной платы и 67% для граждан с детьми. Максимальная сумма выплат составляет 2 215 евро в Западной Германии и 1 940 евро в Восточной Германии. Государство поддерживает своих граждан в трудный период безработицы от 6 до 24 месяцев.

В Соединенном Королевстве безработный может рассчитывать только на 381 евро в месяц и эта выплата ограничивается шестью месяцами. При этом срок отчислений должен составлять один год.

В Италии сумма пособия зависит от сектора, в котором трудился рабочий до увольнения. Срок выплат ограничивается 240 днями. В случаях, если на момент увольнения рабочему было 50 лет и больше, срок содержания увеличивается до 360 дней максимум. В этой стране сумма пособия составляет 931 евро для получавших до 2 014 евро в месяц и 1 119 евро получают граждане, чья зарплата превышала эту цифру (2 014 евро).

Безработные граждане Дании могут рассчитывать на пособие по безработице в течении 2 лет. Сумма выплат ограничивается в 2 295 евро.

В этом плане, отмечает издание Challenges, Бельгия предоставляет более выгодные условия. В этой стране размер выплат составляет 65% от суммы последнего заработка. Через три месяца выплат пособие снижается до 60%. При этом размер пособия не может превышать 1 541 евро.

Безработные Австрии могут рассчитывать на пособие, равное 55% от средней заработной платы. Потолок выплат составляет 4 020 евро. Срок выплат в некоторых случаях может достигать 9 лет.

Максимальная сумма пособия по безработице в Нидерландах составляет 144,75 евро в день. Государство готово поддерживать своих граждан в трудный период от 3 месяцев до 3 лет.

Размер пособия в Швейцарии зависит от возраста просителя и срока отчислений взносов, сделанных до момента увольнения. Безработный может получать пособие в этой стране от 200 до 520 дней. Максимальная сумма выплат составляет 6 986 евро.