Русские десантники в сербии. Приштинский бросок

Бросок на Приштину

12 июня 1999 года русские десантники заняли аэропорт «Слатина»


В мае 1999 года майор Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косово и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента.

бойцы спецназа ГРУ ГШ ВС России

Ю.Б. Евкуров

Ю. Евкуровым поставленная задача была выполнена и его группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина».

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» (Stabilization Force (SFOR) — силы НАТО по поддержанию мира в Боснии и Герцеговине .) на «KFOR» (англ. Kosovo Force, в официальных документах ООН на русском языке именуются СДК - «Силы для Косово»).

Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово Поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути.

Примерно в 11 часов 00 минут в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были британские джипы.

С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал от генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатомётов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина».

Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну.
Уэсли Кэнн Кларк

Генерал Майкл Джексон беседует с русским офицером.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о приказе генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников.
В течение нескольких дней переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и обороны происходили в Хельсинки (Финляндия). Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.
В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.

В течение июня — июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иваново, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием.

Однако большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей — «Николай Фильченков», «Азов» (БДК-54), Цезарь Куников (БДК-64) и «Ямал» (БДК-67), и в дальнейшем совершив марш-бросок в Косово через территорию Македонии.

В греческий порт Салоники прибыли пять российских кораблей с 472 миротворцами и 100 единицами боевой техники и 100 тоннами груза. Это самая крупная российская группировка, перебрасываемая в Косово. После того, как Болгария, Венгрия и Румыния в течение многих дней не давали воздушный коридор для самолетов, российское командование решило основную часть десантников перебросить морем - хоть дольше, зато надежнее. Греция хотя и член НАТО, но с ней у России давние и дружественные связи. И повела она себя гораздо более лояльно к России, чем бывшие друзья по соцлагерю. Греки дали на пребывание в порту военной техники 48 часов.

акватория Салоники

В Салониках, между тем, два предшествующих дня бушевали греческие коммунисты. Свои протесты против присутствия сил НАТО в Косово они приурочили к двухдневному визиту в страну министра обороны США Уильяма Коэна.

БДК “ Цезарь Куников “

парад на аэродроме “ Слатина “

Исполнилось 15 лет со дня легендарной боевой операции российской армии, примера которой не было в новейшей истории Европы. В июне 99-го наши десантники совершили марш-бросок в Косово и захватили аэродром Слатина. Это было полной неожиданностью для командования НАТО, которое в то время проводило карательную операцию в бывшей Югославии. Участники операции были отмечены государственными наградами. Ее успех положительно сказался на имидже вооруженных сил России.

ВВС стран НАТО начали бомбить Югославию 27 марта 1999 года. За два с половиной месяца была фактически разрушена инфраструктура страны, погибло множество мирных граждан.

Югославская армия, правда, сохранила боеспособность. Однако Запад уже сделал ставку на расчленение страны.
На 12 июня был назначен ввод НАТОвского сухопутного контингента на территорию Косовского края. А соглашения, достигнутые Москвой и Вашингтоном, в последний момент были переиграны.
"Договоренности, что входим, не было. Договоренности как бы программировались, но потом были разрушены, и НАТО присвоило себе право действовать вне согласованных действиях со всеми. Они сами стали навязывать, предлагать нам батальон туда, поставили нас в унизительно-подчинённое положение. И первым нужно было спасти престиж России. И не входить нельзя, и входить на их условиях нельзя. Поэтому нужно было сыграть в самостоятельную игру в соответствии с резолюцией Совета Безопасности", - вспоминает начальник Главного управления Международного военного сотрудничества Министерства обороны РФ (в 1999 году) Леонид Ивашов.

В этих условиях Кремль ставит задачу - совершить параллельный с натовским ввод войск, чтобы контролировать свой сектор Косово, а главное - ключевой аэропорт в Слатине недалеко от столицы края Приштины.

Но венгры и болгары под давлением Запада закрывают своё воздушное пространство для наших самолётов. Тогда в ночь с 11 на 12 июня батальон ВДВ России, расположенный в Боснии, в рамках миротворческой миссии скрытно выдвигается в сторону Югославии.
Именно этим бойцам была поставлена задача: избежав противодействия сил НАТО, в кратчайшие сроки совершить бросок на 600 километров, занять аэродром, и удерживать его. Это - единственный в регионе аэродром, способный принимать тяжёлые транспортные самолёты. И нужно было занять его первыми.

Благодаря умелым действиям разведки, удалось перехитрить тактическое командование НАТО. И когда те спохватились, БТРы нашего десантного батальона, развернув российские триколоры, уже двигались по территории Сербии к своей цели. Выиграно 6 часов.

Та же задача - контроль над ключевым аэродромом - поставлена передовым частям сил НАТО, стоящим совсем рядом с Косово - у македонской границы. Они тоже выдвигаются к объекту.
Третий час ночи 12 июня. Российский батальон уже входит в Приштину. Но здесь колонна замедляется. Вынужденно. Весть о том, что идут русские, разлетелась по стране очень быстро. И косовские сербы, несмотря на позднее время, высыпают на улицы и приветствуют нашу колонну.

"В голове - Россия, Россия, Россия. Большая русская земля. Земля моему сердцу", - вспоминает местный житель Радован Печич.
Отсюда до аэропорта Слатины всего 15 километров.

Ранним утром туда же уже движутся две передовые британские бронетанковые колонны. В распоряжении нашего командования всего 200 бойцов ВДВ и восемь БТРов. Но к семи часам утра батальон занимает позиции.

Для прибывших к 11-ти англичан появление русских сюрпризом не стало - только в пути ситуацию им доложила разведка, которая сам бросок нашего батальона прозевала. На аэродроме англичане действительно обнаружили уже хорошо окопавшихся и занявших круговую оборону русских десантников.

Высадка основного контингента НАТО в единственном пригодном для этого месте стала просто невозможной.

П

Полковник запаса Сергей Павлов - командир батальона, совершившего марш в Косово и занявший аэродром Слатина. Ныне - доцент Рязанского высшего воздушно-десантного командного училища имени генерала армии В.Ф. Маргелова

В июне 1999 года Россия как никогда была близка к войне с блоком НАТО. Только решительность и выучка российских десантников и офицеров ГРУ не дало начаться вооруженному конфликту.

Ночью 12 июня 1999 года батальон российских десантников совершил марш-бросок с базы миротворческих сил в Боснии и Герцеговине на Косово, преодолев более чем 600 км за 7,5 часов, и занял аэропорт «Слатина» раньше войск НАТО.

После начала военных действий в Югославии, сербские власти были обвинены во всех смертных грехах. Впервые со времен Второй мировой войны, в Европе начался масштабный вооруженный конфликт. Самолеты сил НАТО подвергли массированным бомбовым ударам позиции югославских войск в Косово, Белград и другие города страны. Блок НАТО потребовал вывести армию Сербии из автономной области Косово и Метохия, и не препятствовать размещению на этой территории войск НАТО. Югославия не выполнила ультиматум. Началась война, а вернее уничтожение страны и ее жителей с воздуха ракетами и авиа ударами.

Власти Югославии были вынуждены согласиться и вывести из Косово войска, что бы их место занял миротворческий контингент НАТО.

На фото армия Югославии покидает деревню "Косово Поле" под Приштиной. 11 июня 1999 года. Фото: Reuters

Жители Приштины бегут, опасаясь репрессий со стороны албанцев. 11 июня 1999 года. Фото: Reuters.

Ввод сухопутных войск НАТО был запланирован на 12 июня 1999 года, а аэродром Слатина должен был стать главным транспортным узлом сил НАТО в крае.

Позиция России, которая была на стороне сербов и выступала за целостность Югославии, в расчет не принималась и цинично игнорировалась...

Тогда в Министерстве обороны и Министерстве иностранных дел России с разрешения президента Ельцина решили сыграть на опережение.

В мае 1999 года майор Юнус-бек Евкуров (на фото), находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил от высшего военного командования Российской Федерации совершенно секретное задание: в составе группы из 18 военнослужащих подразделения специального назначения ГРУ ГШ ВС России скрытно проникнуть на территорию Косово и Метохии и взять под контроль стратегический объект — аэропорт «Слатина» и подготовиться к прибытию основных сил Российского контингента.

Группа, действуя под различными легендами, тайно для окружающих сербов и албанцев в конце мая 1999 года взяла под полный контроль аэропорт «Слатина».

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии. Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR».

Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги.

Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки.

В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года. Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово Поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии.

Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.

Примерно в 11 часов 00 минут в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон, командующий группировкой сил НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту.

Один из офицеров, находившийся на блокпосту, на английском языке потребовал от генерала Джексона больше так не делать, предупредив о применении оружия. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатомётов британские танки.

Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина».

О ситуации доложили командующему силами НАТО в Европе американскому генералу Уэсли Кларку. Тот велел Джексону действовать решительно и любыми средствами взять аэропорт под контроль, не останавливаясь, если потребуется, перед использованием силы. Но не смотря на этот приказ, британец ответил, что не собирается начинать третью мировую войну.

Генерал Майкл Джексон беседует с русским офицером.

Впоследствии известный британский певец Джеймс Блант, служивший в 1999 году в НАТОвской группировке, свидетельствовал о настойчивых приказах генерала Кларка отбить аэродром у российских десантников.

В течение нескольких дней переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и обороны происходили в Хельсинки (Финляндия). Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.

В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края.

При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента, но должен был использоваться также силами НАТО для переброски их вооруженных сил и других нужд.

В течение июня — июля 1999 года в Косово с аэродромов в Иваново, Пскове и Рязани прибыли несколько военно-транспортных самолётов Ил-76 с российским миротворческим контингентом (ВДВ), военной техникой и оборудованием.

Однако большее число российских военнослужащих вошло в Косово по морскому маршруту, выгрузившись в греческом порту Салоники с больших десантных кораблей — «Николай Фильченков», «Азов» (БДК-54), Цезарь Куников (БДК-64) и «Ямал» (БДК-67), и в дальнейшем совершив марш-бросок в Косово через территорию Македонии.

Торжественное прохождение подразделений российского миротворческого контингента KFOR в честь прибытия В. В. Путина в аэропорт «Слатина» в июне 2001 года. Российские миротворцы находились в Косово вплоть до 2003 года.

Не перевелись еще богатыри на земле русской.

Международный аэропорт Слатина, находится в 15 километрах от сербского города Приштина. Именно он должен был стать плацдармом, с которого войска НАТО 12 июня 1999 года планировали начать вторжение в Косово.

Но осуществить задуманное натовцам в тот день помешал всего один батальон российских десантников-миротворцев, совершивших уникальный семисоткилометровый марш-бросок из Боснии в Косово, и буквально под носом у американских и британских вояк ворвавшийся на стратегически важный для них объект.

Косовская Приштина в ночь с 11-го на 12-е июня 1999 года. Восемь российских БТРов и БМП, и несколько Уазиков с Уралами въезжают в город под восторженные крики местных жителей.

Наших десантников они встречали как когда-то, в 45 году встречали советских солдат, освобождавших Европу от нацистов.

По свидетельствам очевидцев в тот день на городских клумбах не осталось ни одного цветка. Местные жители забрасывали ими российский БТРы. А готовились встречать российских десантников приштинцы еще с вечера предыдущего дня. Именно тогда от полицейских патрулей впервые появились слухи о якобы российских танках, движущихся из Боснии в Сербию.

Кто-кто выносил на улицу магнитофон и включал знаменитую Катюшу, а кто-то демонстративно, на камеру пытался поджечь американский флаг. Но они не знали, что звездно-полосатый флаг, видимо, как раз во избежание подобных соблазнов делается из специальной антивандальной материи и от простой зажигалки не загорается.

При этом российских десантников сербы приветствовали своими собственными флагами, переворачивая их вниз – просто потому, что перевернутый сербский красно-сине-белый флаг представляет собой наш российский триколор.

Через полтора часа колонна российский БТРов пересекла город и направилась к аэропорту Слатина. А к семи часам утра он был полностью взят под контроль бойцами второго миротворческого российского батальона. И около двух сотен российских десантников тут же организовали круговую оборону. Тогда никто из передового отряда 2-го миротворческого батальона, расположенного в Боснии, не предполагал – дивизии ВДВ им на подмогу переброшены не будут. Просто потому что тогдашнему руководству России не удалось договориться с некогда братскими странами об открытии для наших самолетов воздушного коридора. Вот что об этом вспоминает в ту пору генерал-майор Валерий Рыбкин. Именно ему была поставлена задача подготовить колонну для приштинского броска.

Самолеты, которые хотели мы могли бы в какую-то часть доставить, не были пропущены молодыми странами НАТО, такими как Польша, Румыния, Болгария, которые просто-напросто закрыли воздушный коридор. И войска по воздуху туда переправиться не могли.

В итоге нашим бойцам пришлось один на один остаться со всей натовской военной машиной.

Увидев российские БТРы в аэропорту, и не поверив своим глазам, находившиеся в Косово британцы отправили к Слатине несколько военных вертолетов. Их пилоты постарались посадить свои машины на территории аэропорта, но всякий раз когда пилот старался зайти на посадку, к нему подъежжал российский БТР, не давая приземлиться… Тогда запугать наших десантников решили по-другому.

Генерал Майкл Джексон – в то время командующий британскими миротворческими силами в Боснии и Косово… Именно он первым подошел к российскому блокпосту, чтобы постараться так сказать образумить русских. Правда, подошел не в одиночку, а с колонной британских танков. После чего, по воспоминаниям очевидцев, жестами, словно парковщик, показывающий заблудившемуся водителю как именно ему выехать с территории, или деревенская бабушка, загоняющая кур в курятник, указал куда двигаться нашим БТРам, чтобы покинуть Слатину. Но те отказались. Вот что рассказывает о дальнейших событиях генерал Рыбкин.

На посту стоял как раз тогда еще старший лейтенант, потом уже капитан Яцыков. Он старший был поста, командир разведгруппы нашего полка, спецназ. Командир бригады говорит, что «я вот должен в составе батальона выйти на аэродром». А он говорит: «А генерал Рыбкин приказал пустить только пять автомобилей, больше никого туда не пропускать». Он говорит: «Тогда танк будет стрелять». И дает команду танкисту заряжать. Он говорит: «Мой выстрелит раньше». И дает гранатометчикам команду: «Заряжай». А гранатометчик, ясно, быстрей. Гранатометчик гранату только в ствол направил, командир бригады правильное решение принял, дает команду танкисту опустить ствол.

Случилось невероятное – танкисты дрогнули и отошли. Правда, недалеко, встав лагерем возле Слатины. Испугались вступать в открытую схватку не только британцы, но и французские военные части… Они под прицелом российских гранатометов в отличие от своих английских коллег, не остались даже для проформы.

Именно после этого генералу Джексону пришлось оправдываться перед западными журналистами за то, что не выбил наш десант из аэропорта.

-Вас не смущает что тут вокруг вас русские?
-Ни в малейшей степени. Я приветствую россиян, они часть миротворческих сил, большое спасибо, до свидания…

Именно в это время, сбежавший от журналистов Майкл Джексон получает от своего руководителя – командующего силами НАТО в Европе американского генерала Уэсли Кларка директиву, разъясняющую как и чем на самом деле надо приветствовать россиян.

«Срочно разработать план по выдворению российских войск с аэропорта Слатина в установленные соглашениями пункты дислокации миротворческих сил КФОР

Правда по воспоминаниям британских солдат и офицеров приказ был куда более кровожадный – уничтожить русских.

Популярный сегодня британский певец и композитор Джеймс Блант. В те годы Блант был военнослужащим НАТО, и одним из участников приштинских событий. Он вспоминает – американский генерал Уэсли Кларк, решивший руками британцев освободить аэропорт от российских десантников, в выражениях не стеснялся…

Около 200 русских расположились на аэродроме…. Прямым приказом генерала Уэсли Кларка было «подавить их»

Кларк использовал необычные для нас выражения. Например, «уничтожить». Для захвата аэродрома были политические причины. Но практическим следствием стало бы нападение на русских».

В тот самый день – 12 июня 1999 года по словам генерал-лейтенанта Стаськова, мир оказался почти на грани третьей мировой войны. Ведь если бы натовцы открыли огонь по захватившим Слатину российским военным, ответ со стороны нашего миротворческого контингента был бы зеркальным…

Но генерал Джексон отказался выполнить приказ своего непосредственного начальника Уэсли Кларка, заявив что не хочет становиться причиной третьей мировой войны.

При этом сами американцы, привыкшие загребать жар чужими руками, на штурм аэропорта не решились…

Именно после того, как российские десантники захватили аэропорт и отказались его покинуть по первому требованию натовцев, с нашей страной впервые за более чем десятилетие вновь начали считаться.

Но самое поразительное, что заместитель тогдашнего госсекретаря США Мадлен Олбрайт Строуб Тэлбот, узнав о марш-броске российского батальона в Косово, и потребовав встречи с министрами обороны и иностранных дел России был попросту теми дезинформирован. Ведь ему сказали что батальон развернулся и возвращается в Боснию.

Но если заместитель госсекретаря упустил инициативу, и не знал о происходящем, то как американские войска, находившиеся в Боснии буквально в одном лагере вместе с российскими миротворцами, не смогли догнать наших десантников во время марш-броска, либо первыми захватить аэродром? Ведь американцы, по словам генерал-лейтенанта Стаськова очень пристально следили за любыми действиями российской миротворческой группировки в Боснии…Причем не только военные, но и агенты ЦРУ.

Непосредственно возле штаба бригады всегда находилась группа из состава Центрального Разведывательного Управления, которая отслеживала буквально каждый наш шаг и прослушивала соответствующие разговоры и команды. Поэтому батальон был выведен с мусульманской стороны, по частям, что обеспечило скрытность. И был выведен на полевой аэродром, где они не имели доступа и влияния. Тем самым мы создали группировку в короткое время, скрытно и обеспечивали выполнение задачи.

При этом сама подготовка к марш-броску, по словам генерал-майора Валерия Рыбкина, была осуществлена в рекордные сроки

На самом деле, о марш-броске стоявших у них под носом российских войск американцы узнали только спустя 6 часов. Из выпуска новостей телекомпании Си Эн Эн. Как это возможно? Согласно свидетельствам некоторых очевидцев и участников тех событий, параллельно с секретной операцией по подготовке к марш-броску в Косово, российскими десантниками была осуществлена еще одна спецоперация, которая прошла под кодовым названием “напои американца”. Так, 11 июня, перед самым броском, полковник Николай Игнатов пригласил все американское командование на дружескую попойку. И пока те пировали, в двух шагах от них батальонная тактическая группа потихоньку готовилась к маршу к сербской границе, чтобы за несколько часов пересечь всю Сербию, и занять Приштинский аэропорт. И когда американские друзья протрезвели, было уже поздно – в Приштине встречали российских десантников.

Но основной задачей было не только скрытно покинуть Боснию, но и опередить натовские войска, которые находились в непосредственной близости от Слатины…

Сегодня о приштинском марш броске эксперты вспоминают как о большом военно-политическом подвиге новой России.

Все участники знаменитого марш-броска были награждены медалями с надписью «Босния-Косово».

В результате этого ночного марш-броска российский миротворческий контингент остался в Косово. Причем в тех районах, которые были подконтрольны США, Германии и Франции, и где силы НАТО изначально никак не хотели нас видеть и даже обсуждать наше присутствие.

Косовским сербам, благодаря тогдашнему демократическому правительству России, по привычке, приобретенной в начале 90-х прислушивавшемуся во всем к американцам, российской армии помочь не удалось.

Решение о разделе Югославии западными лидерами было принято еще задолго до столкновений сербов и албанцев. То, что не удалось Гитлеру, современные Европа и США решили сделать по простой причине – Югославия с ее бесплатным образованием, медициной и экономическим ростом напоминала маленький Советский Союз, и своими успехами подавала дурной пример другим европейским государствам. Повод для вторжения легко нашелся. 28 февраля 1998-го Армия освобождения Косова провозгласила начало вооружённой борьбы за независимость края. А в ответ на нападения косовских албанцев на полицейских, силы безопасности Югославии атаковали несколько селений в районе деревни Дреница в центральном Косове.

В январе 1999-го года югославские армия и полиция возобновили операции против сепаратистов. Это стало формальным поводом начала военной операции.

Белград. В 1999-м году американские истребители просто разбомбили этот город. Причём, сделали это снарядами, начиненными обедненным ураном - побочным продуктом производства ядерного оружия. Другими словами, миролюбивые американцы, которые то и дело обвиняют нашу Россию в агрессии, сами бомбили Сербию мини-ядерными бомбами

Но самое страшное, что американские бомбардировщики специально наносили удары по промышленному комплексу Сербии. Нефтекомбинаты, азотные заводы, алюминиевые предприятия. Все это оказалось разрушенным. В результате огромное количество токсичных химических соединений попали в атмосферу, воздух, почву. Экологическая катастрофа после американских бомбардировок была настолько масштабной, что министр здравоохранения Сербии на одной из пресс-конференций заявила:

Наши химические заводы не бомбил даже Адольф Гитлер! А США и НАТО спокойно делают это, уничтожая реки, отравляя воздух, убивая людей, страну

В итоге после натовских бомбёжек заболеваемость раком в Сербии возросла в 200 раз. В стране до сих пор нищета.

Возможно отчасти благодаря таким оправданиям, сербы, всегда считавшие русских своими братьями, теперь любят нас еще больше.

Именно сербы, первые в Европе выступившие против антироссийских санкций, так часто сегодня любят повторять – вместе с русскими нас– 200 миллионов. Без русских- один грузовик.

Марш-бросок на Приштину - операция сводного батальона ВДВ, входящего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, в город Приштина, целью которой было взятие под контроль аэропорта «Слатина» британского подразделения KFOR, совершённый в ночь с 11 на 12 июня 1999 года.

Российская Федерация с самого начала бомбардировок Югославии пыталась политическим способом противостоять странам НАТО.

Для обозначения Россией своего присутствия в мировой политике, а также для обеспечения собственных геополитических интересов в Балканском регионе, руководством Министерства обороны России было принято секретное решение о захвате аэропорта «Слатина» и вводе на территорию Косово и Метохии российского миротворческого контингента. Данное решение шло вразрез с военными планами НАТО, что могло привести к началу полномасштабной войны, в связи с чем операцию необходимо было провести молниеносно, скрытно и неожиданно для НАТО.

В случае нападения на российских десантников со стороны НАТОвских сил планировалось в спешном порядке провести блиц-переговоры с военным и политическим руководством Югославии, вступить с Югославией в военный союз и дать отпор наступающим войскам НАТО на всей территории Косово, одновременно перебросив в Косово и Метохию несколько полков ВДВ, а то и дивизию.

В ночь с 11 на 12 июня 1999 года передовой отряд ВДВ на БТРах и автомашинах выдвинулся в сторону границы Боснии и Югославии.vk.com/historylink Колонна ВДВ России без труда пересекла границу. До этого момента командование НАТО не располагало сведениями о начале марш-броска российских десантников на Приштину.

Ещё до пересечения границы маркировка российской боевой и транспортной техники была изменена с «SFOR» на «KFOR». Личному составу была поставлена задача в кратчайшие сроки преодолеть более 600 километров и захватить аэродром «Слатина» до прихода НАТОвских сил. На БТРы и автомашины были вывешены российские флаги. Во время прохождения территории Сербии, в том числе и территории Косово, местное население с радостью встречало российских солдат, забрасывая технику цветами, передавая еду и напитки. В связи с этим движение колонны незначительно замедлялось. Колонна российских десантников прибыла в Приштину примерно в 2 часа ночи 12 июня 1999 года.

Население города вышло на улицы встречать колонну, при этом использовались петарды, световые ракеты, где-то раздавались автоматные очереди. Колонна прошла через Приштину за 1,5 часа. Сразу после Приштины колонна ВДВ въехала в Косово поле, где остановилась на непродолжительное время для уточнения задач и получения сведений от разведки.

В ходе продвижения колонне встречались многочисленные отступающие подразделения сербской армии. Десантники в кратчайшие сроки захватили все помещения аэропорта «Слатина», заняли круговую оборону, организовали блокпосты и приготовились к появлению первых НАТОвских колонн, которые уже находились в пути. Задача по захвату «Слатины» была выполнена к 7 часам утра 12 июня 1999 года.

Прибытие британской бронетанковой колонны

Примерно в 11 часов 00 минут в небе над аэродромом появился беспилотный самолёт-разведчик, затем с блокпоста на въезде в аэропорт «Слатина» командованию батальона поступило сообщение о прибытии первой колонны НАТОвских сил. Это были британские джипы. С другой стороны к аэродрому приближались английские танки.

Обе колонны остановились перед российскими блокпостами. В небе появились десантные вертолёты. Пилоты британских вертолётов предприняли несколько попыток приземлиться на аэродром, однако эти попытки были пресечены экипажами российских БТРов. Как только вертолёт заходил на посадку, к нему сразу же устремлялся БТР, препятствуя таким образом его манёвру. Потерпев неудачу, британские пилоты улетели.

Генерал Майкл Джексон - командующий группировкой силами НАТО на Балканах, вышел впереди танковой колонны и, повернувшись спиной к российским солдатам, начал жестами зазывать танки вперёд, двигаясь спиной к блокпосту. vk.com/historylink Один из офицеров, находившийся на блокпосту, потребовал от генерала Джексона так не делать, под угрозой применения оружия. При этом российские солдаты взяли в прицел ручных гранатометов британские танки. Таким образом была показана серьёзность намерений российских солдат. Британские танки остались на своих позициях, прекратив попытки прорыва на территорию аэропорта «Слатина».

Хотя командующий силами НАТО в Европе американский генерал Уэсли Кларк приказал британскому генералу Майклу Джексону захватить аэродром раньше русских, британец ответил, что не собирается начинать Третью мировую войну. Он дал команду «вместо атаки окружить аэродром».

По плану операции после захвата аэропорта «Слатина» на него в скором времени должны были совершить посадку военно-транспортные самолеты ВВС России, которыми должно было быть переброшено не менее двух полков ВДВ и тяжелая военная техника. Однако Венгрия (член НАТО) и Болгария (союзник НАТО), отказали России в предоставлении воздушного коридора, в результате 200 десантников на несколько дней практически остались один на один со все прибывающими силами НАТО.

Переговоры и консенсус

В течение нескольких дней переговоры между Россией и НАТО (в лице США) на уровне министров иностранных дел и обороны происходили в Хельсинки (Финляндия). vk.com/historylink Все это время российские и британские войска в районе аэропорта «Слатина» не уступали друг другу ни в чём, хотя на территорию аэропорта была допущена малочисленная делегация во главе с генералом Майклом Джексоном.

В ходе сложных переговоров стороны договорились разместить российский военный миротворческий контингент в Косово в пределах районов, которые подконтрольны Германии, Франции и США. России не было отведено специального сектора из опасения со стороны НАТО, что это приведёт к фактическому разделению края. При этом аэропорт «Слатина» находился под контролем российского контингента.

Российская Федерация, распоряжаясь единственным аэропортом в регионе, смогла диктовать НАТО свою позицию, что в итоге привело к тому, что НАТО выделило российским миротворческим силам зоны ответственности, в том числе под контролем России оставался сам аэропорт «Слатина».

Эта спецоперация российских военных, проведенная в ночь с 11 на 12 июня 1999 года, вошла в современную летопись побед русского оружия. Хотя, если точнее, в качестве оружия здесь выступили не автоматы и пистолеты, а военная хитрость, смекалка, а еще мужество, решимость и беспримерная стойкость наших солдат и офицеров. Марш-бросок на Приштину - операция сводного батальона ВДВ России, входившего в состав международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, по захвату аэродрома стратегического назначения Слатина стала на тот момент эталоном «военно-дипломатического» искусства. Российские военные показали, что с Россией можно и нужно считаться, что НАТО решает далеко не все и не за всех. Русские запрягают долго, но, когда нужно, ездят очень и очень быстро, и в июне 1999 года мир в этом еще раз убедился.

Счет шел на часы О предпосылках югославского кризиса, о его развитии сказано уже немало. Сегодня речь о «приштинском броске» - захвате аэропорта Слатина и последовавшем за этим полномасштабном вводе в этот район российского миротворческого контингента. Как позже вспоминал бывший начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны России генерал-полковник Леонид Ивашов, данное решение шло вразрез с военными планами НАТО, что могло привести к началу полномасштабной войны. В связи с этим операцию было предложено провести молниеносно, скрытно и неожиданно для НАТО.
«В случае нападения на российских десантников со стороны сил альянса планировалось в спешном порядке провести блиц-переговоры с военным и политическим руководством Югославии, вступить с ней в военный союз и дать отпор наступающим войскам НАТО на всей территории Косово, одновременно перебросив в Косово и Метохию несколько полков ВДВ, а то и дивизию», - вспоминал позже Леонид Ивашов.
По его мнению, такой план развития событий был изначально обречен на успех, так как руководство НАТО не было в полной мере готово к полномасштабной наземной операции.Интересно, что подробные обстоятельства данной операции до сих пор засекречены. За месяц до броска майор Юнус-бек Евкуров, находившийся в тот момент в составе международного миротворческого контингента в Боснии и Герцеговине, получил задание в составе группы военнослужащих подразделения российского спецназа скрытно взять аэропорт Слатина под наблюдение и подготовиться к прибытию основных сил. Задача была выполнена безукоризненно. К слову, натовским контингентом также планировалось установление контроля над этим объектом, причем дата выдвижения сил альянса (они хотели выступить из Македонии) планировалась на то же число - 12 июня.
«Нас было 18 человек, - вспоминал позже бывший майор, а ныне генерал-майор Герой России (Золотой Звезды он был удостоен как раз за Приштинскую операцию) глава Ингушетии Юнус-бек Евкуров. - Этого было вполне достаточно. Мы заняли позиции. Все было под контролем».
Памятна офицеру и встреча с натовскими военными, которые прибыли сюда в запланированный ими срок. Для них присутствие россиян на подступах к аэродрому оказалось шоком.
«Блоки выставлены, бойцы готовы к обороне, - говорит Евкуров. - Конечно, это был вызов НАТО. Зачем? Москва дерзко заявила о себе как раз в тот критический момент, когда ее позицию по Косово американцы и их союзники по НАТО пытались полностью игнорировать».
Русский характер За одну ночь российская колонна стремительно пролетела по балканским дорогам шесть сотен километров. Борта нашей техники были отмечены триколором, и в Сербии, в Косово, местное население, несмотря на позднее время, с радостью и воодушевлением встречало россиян. Машины забрасывали цветами, солдатам передавали еду и напитки. Кстати, участники того рейда вспоминали, что из-за такого приема скорость движения колонны приходилось временами сбрасывать. И все же к утру 12 июня русские уже были в Слатине.Натовцы болезненно отреагировали на подобные новости. К аэродрому выдвинулись английские танки, а вертолеты альянса предприняли попытку приземлиться на аэродроме. Правда, пара энергичных виражей наших БТР по летному полю заставили пилотов отказаться от посадки. Тогда генерал Майкл Джексон, командовавший группировкой сил НАТО на Балканах, лично возглавил продвижение английской танковой колонны, довел ее до аэродрома. Не обращая внимание на российских военных, он начал было подавать команды своим танкистам, пытался регулировать движение. В ответ наши десантники расчехлили гранатометы. Танки остановились как вкопанные...Позже Майкл Джексон оправдывался: я не хотел, мол, начинать третью мировую войну. По мнению же генерал-полковника Леонида Ивашова, «одной из причин отказа НАТО от наземной операции стало категорическое возражение всех европейских членов альянса против действий в первом эшелоне». Единственное, на что хватило духу у натовцев, - это занять позиции в безопасной для них близости от аэродрома. Кроме того, страны НАТО заблокировали воздушные коридоры для пролета российских воздушных судов на аэродром. Сюда планировалось оперативно перебросить дополнительные силы десантников, ведь один на один со всем альянсом оказались тогда всего две с небольшим сотни россиян. Сегодня известно, что свое воздушное пространство для наших самолетов перекрыла и Украина. Стоит напомнить: то был 1999 год, никакими майданами еще и не пахло. Просто назло, во вред, из гадости и подлости. Никаким «славянским братством» от Украины не пахло уже в ту пору. Мы, кстати, не забыли этот финт. Не забыли и не простили.
Балканский поворот В новейшей истории российской армии приштинский бросок навсегда остался примером умелой координации действий подразделений, готовности наших военных действовать в особой обстановке, добиваться успешного результата в самых трудных условиях. Кстати, утверждают, что после развала Советской армии ее преемница долго не могла вернуть себе былых способностей. Не самая удачная военная кампания в Чечне 1994-1996 годов, казалось, наглядно продемонстрировала окончательную деградацию бывшей «несокрушимой и легендарной»… Однако блестящая по замыслу и воплощению операция по захвату аэродрома Слатина развеяла все эти домыслы.
«Какие же молодцы наши солдаты, - вспоминал позже бывший комбат миротворцев и один из участников событий июня 1999 года полковник ВДВ запаса Сергей Павлов. - Молодые ребята, в жизни еще ничего толком не видели, не попадали в переделки, а тут наяву, на твоих глазах делают историю. Да, хорошие воины англичане, французы, итальянцы, внушительно смотрелись американские двухметровые негры-качки. Но не было в них того, что есть в нашем, порой невзрачного вида солдатике из рязанской или вологодской глубинки. Не понимают они, что такое "надо" и как это, когда "через не могу". В общем, меняются времена, приоритеты, ценности, но никогда не изменится суть - тот самый стержень, который есть в наших людях».
Конечно, не все удалось довести до ума, доделать. Спустя время аэродром в Слатине стал принимать и натовские самолеты, а после и вовсе перешел в гражданский статус. В 2003 году российские военные прекратили свое участие в миротворческой миссии на Балканах, задачи продолжили выполнять лишь сотрудники правопорядка, командируемые из России в составе специальных групп. Но русский солдат доказал, что способен на многое, что он умеет удивлять и побеждать. Не будет преувеличением сказать, что такой же дерзкой, смелой, решительной стала и операция наших «вежливых людей» весной 2014 года, благодаря которой Крым воссоединился с Родиной. Между этими вехами, разделенными 15 годами новейшей истории страны и мира, много общего.