Российская социология в xxi веке.

Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов).

Основным местом проведения широких социологических дискуссий в России являются Всероссийские социологические конгрессы.

Первый конгресс состоялся в 1999 году в Санкт-Петербурге. Основной предпосылкой его проведения стала попытка обосновать единую парадигму социологического знания.

На конгресс приехали более 1000 социологов, в т.ч. председатель Международного социологического сообщества Мартинœелли. Он выделил новую область социологического знания – глобальную социологию.

Социологическое знание перемещается от изучения социальных групп и обществ к глобальному сообществу – в сферу международных отношений.

Второй конгресс состоялся в 2002 году в Москве.

Его основные результаты:

1. Социология, как и остальные науки, находится в кризисе. Его причина – общественные науки пока не способны сформулировать новую модель общественного прогресса.

2. Основное противоречие современной эпохи всё больше перемещается в межнациональных и межконфессиональных противоречий.

3. Процесс демократизации должен опираться на специфические особенности страны.

4. Бедность. В мире усиливается разрыв между очень богатыми и очень бедными. Отсюда – усиление миграционных процессов, усиление конфликтности etc.

ʼʼРОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕʼʼ

Доклад академика РАН Геннадия Васильевича Осипова на II Всероссийском социологическом конгрессе (30 сентября 2003 ᴦ.)

В XXI веке социология будет играть всœе более возрастающую роль в оценке мирового и национального развития, выработке системы мер по предотвращению угроз современному миру. В течение ближайших нескольких десятилетий России и всœему мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и социально-политический. От степени успешности решения этих вызовов и будет зависеть состояние современного мира.

1. Социально-демографический вызов

Сейчас населœение Земли приближается к 7 млрд человек, к 2030 г – 10 млрд человек. при этом 90% прироста дают слаборазвитые страны => нищета͵ преступность, терроризм...

2. Эколого-ресурсный

Безудержная эксплуатация сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран. “Экологический колониализм”.

3. Социально-политический.

Рыночный фундаментализм (глобально-рыночный империализм) порождает антиглобалистский фундаментализм. Терроризм = бедность + невежество.

В XXI веке должно быть устранено ʼʼдвойноеʼʼ отставание социологии. В первую очередь, от технических и естественных наук, которые в минувшем столетии развивались быстрее наук социальных. Во-вторых, от стремительно формирующихся социальных реалий. Дальнейшее запаздывание социологии с ответами на эти вызовы может иметь самые тяжелые социальные последствия.

Современная социология, признается это или нет, стоит на плечах гигантов прошлого. Но социология утратила бы свое значение, в случае если бы не связывала свою теорию и структуру, понятийный и исследовательский аппарат с новыми научно-техническими, экономическими и социальными реалиями, сложившимися на рубеже XX-XXI веков. Эти реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях и новой социальной фактологии.

Сегодня четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В научную работу и в руководство этой наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Происходит закономерная смена поколений.

Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии:

1) Социология постепенно утратит социально-теоретический привкус минувшего столетияʼʼ ― речь не будет более идти о том, что современный мир - либо следствие экспансии капитализма, либо результат распространение индустриализма. Наряду с ними можно выделить также:

8. Развитие административной власти

9. Военной власти

10. Культурное изменение современности

2) ʼʼВозникнет теоретический синтез, который вновь придаст связность социологическим теориямʼʼ - стремление к методологической интеграции, объединœение разнородных элементов в рамках единой теоретической модели.

1. ʼʼГлавный объект социологического анализа будет существенно переосмысленʼʼ - произойдет смещение акцентов от малопонятного понятия общества к различным проявлениям социального.

2. ʼʼСоциология будет уделять больше внимания изучению мировой системы, чем до сих порʼʼ ― усилия будут направлены на решение проблемы системности мировой системы

3. ʼʼПрежние междисциплинарные границы постепенно утратят былую четкостьʼʼ посредством развития профессиональных интересов.

4. ʼʼСоциология вновь заинтересуется долговременным крупномасштабным процессом социальной трансформацииʼʼ как содержанием современности.

5. ʼʼУчастие социологии в формировании практической социальной политикиʼʼ ― социологические исследования сыграли заметную роль в осуществлении рациональных политических целœей, но в то же время итоги многих социальных исследовательских программ вызвали разочарование

6. ʼʼСоциальные движения будут по-прежнему играть первостепенную роль в качестве стимула социологического воображенияʼʼ ― движения аккумулируют и хранят новую информацию о процессах в обществе.

7. ʼʼСоциология по-прежнему останется предметом дискуссийʼʼ.

Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов). - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Социология в XXI веке: проблемы и тенденции развития (по материалам российских социологических конгрессов)." 2017, 2018.

  • -

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД Блеск кометы Рекомендуемые критерии оценки Возможное... .


  • - XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД

    КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ XXI РОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ 2013-2014 УЧ. ГОД КЛАСС XI ОЛИМПИАДА ПО АСТРОНОМИИ И КОСМОНАВТИКЕ ШКОЛЬНИКОВ КАЛУЖСКОЙ... .


  • - XXI век

    XX век XIX век Планеты в ранних 1800-х Меркурий Венера Земля Марс Веста Юнона Церера Паллада Юпитер Сатурн Уран В середине XIX столетия астрономы начали понимать, что объекты, которые они открыли в течение последних 50 лет (такие как... .


  • - Русский язык конца ХХ - начала XXI веков.

    Курс лекций по «Русскому языку и культуре речи» Лекция № 1. Русский язык и культура речи на рубеже веков.. 3 1. Русский язык конца ХХ - XXI веков. 3 2. Стили современного русского языка. 4 3. Языковая норма.. 5 Лекция № 2. Публицистический стиль.. 6 1. Общая характеристика...

  • Основным местом проведения широких социологических дискуссий в России являются Всероссийские социологические конгрессы.

    Первый конгресс состоялся в 1999 году в Санкт-Петербурге. Основной предпосылкой его проведения стала попытка обосновать единую парадигму социологического знания.

    На конгресс приехали более 1000 социологов, в том числе председатель Международного социологического сообщества Мартинелли. Он выделил новую область социологического знания – глобальную социологию.

    Социологическое знание перемещается от изучения социальных групп и обществ к глобальному сообществу – в сферу международных отношений.

    Второй конгресс состоялся в 2002 году в Москве.

    Его основные результаты:

    1. Социология, как и остальные науки, находится в кризисе.
    Его причина – общественные науки пока не способны сформулировать новую модель общественного прогресса.

    2. Основное противоречие современной эпохи всё больше перемещается в межнациональных и межконфессиональных противоречий.

    3. Процесс демократизации должен опираться на специфические особенности страны.

    4. Бедность. В мире усиливается разрыв между очень богатыми и очень бедными. Отсюда – усиление миграционных процессов, усиление конфликтности etc.

    «РОССИЙСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ В XXI ВЕКЕ»

    Доклад академика РАН Геннадия Васильевича Осипова на II Всероссийском социологическом конгрессе (30 сентября 2003 г.)

    В XXI веке социология будет играть все более возрастающую роль в оценке мирового и национального развития, выработке системы мер по предотвращению угроз современному миру. В течение ближайших нескольких десятилетий России и всему мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и социально-политический. От степени успешности решения этих вызовов и будет зависеть состояние современного мира.

    1. Социально-демографический вызов

    Сейчас население Земли приближается к 7 млрд человек, к 2030 г – 10 млрд человек. при этом 90% прироста дают слаборазвитые страны => нищета, преступность, терроризм...

    2. Эколого-ресурсный

    Безудержная эксплуатация сырьевых и дешевых человеческих ресурсов развивающихся стран. “Экологический колониализм”.

    3. Социально-политический.

    Рыночный фундаментализм (глобально-рыночный империализм) порождает антиглобалистский фундаментализм.
    Терроризм = бедность + невежество.

    В XXI веке должно быть устранено «двойное» отставание социологии. Во-первых, от технических и естественных наук, которые в минувшем столетии развивались быстрее наук социальных. Во-вторых, от стремительно формирующихся социальных реалий. Дальнейшее запаздывание социологии с ответами на эти вызовы может иметь самые тяжелые социальные последствия.


    Современная социология, признается это или нет, стоит на плечах гигантов прошлого. Но социология утратила бы свое значение, если бы не связывала свою теорию и структуру, понятийный и исследовательский аппарат с новыми научно-техническими, экономическими и социальными реалиями, сложившимися на рубеже XX-XXI веков. Эти реалии порождают потребность в новых социальных понятиях, новых социальных теориях и новой социальной фактологии.

    В настоящее время четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В научную работу и в руководство этой наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Происходит закономерная смена поколений.

    Гидденс Э. Девять тезисов о будущем социологии:

    1) Социология постепенно утратит социально-теоретический привкус минувшего столетия» ― речь не будет более идти о том, что современный мир - либо следствие экспансии капитализма, либо результат распространение индустриализма. Наряду с ними можно выделить также:

    8. Развитие административной власти

    9. Военной власти

    10. Культурное изменение современности

    2) «Возникнет теоретический синтез, который вновь придаст связность социологическим теориям» - стремление к методологической интеграции, объединение разнородных элементов в рамках единой теоретической модели.

    1. «Главный объект социологического анализа будет существенно переосмыслен» - произойдет смещение акцентов от малопонятного понятия общества к различным проявлениям социального.

    2. «Социология будет уделять больше внимания изучению мировой системы, чем до сих пор» ― усилия будут направлены на решение проблемы системности мировой системы

    3. «Прежние междисциплинарные границы постепенно утратят былую четкость» посредством развития профессиональных интересов.

    4. «Социология вновь заинтересуется долговременным крупномасштабным процессом социальной трансформации» как содержанием современности.

    5. «Участие социологии в формировании практической социальной политики» ― социологические исследования сыграли заметную роль в осуществлении рациональных политических целей, но в то же время итоги многих социальных исследовательских программ вызвали разочарование

    6. «Социальные движения будут по-прежнему играть первостепенную роль в качестве стимула социологического воображения» ― движения аккумулируют и хранят новую информацию о процессах в обществе.

    7. «Социология по-прежнему останется предметом дискуссий».

    Под таким тезисом проходил с 21 по 24 октября в Москве в Российской Академии Наук III Конгресс социологов России, ближнего и дальнего зарубежья. В работе этого крупного научного форума участвовали социологи из 77 регионов России, было подано 2600 заявок на участие. После "фильтра" присланных материалов непосредственно участвовало в Конгрессе 1300 человек из вузов и 400 региональных центров, проводящих социологические исследования.

    Основным рефреном выступавших официальных лиц (президента РАН, акад. Ю. Осипова, руководителя Администрации Президента РФ С.Нарышкина, ректора МГУ, акад. В. Садовничего, президента Международной ассоциации социологов М.Вивьерка) и гостей из разных стран был тезис: "Без социологии путь общества в никуда!".

    В докладах директора ИСПИ РАН акад. Г. Осипова, директора ИС РАН чл.-корр. РАН М. Горшкова и многих известных в стране и в зарубежье ученых-социологов отмечалось, что Россия вышла на пореформенную траекторию, в ней созданы политические и социальные предпосылки для устойчивого развития. Интересно в этой связи отметить, что оба докладчика не коснулись анализа возможных социальных последствий современного финансового кризиса для российского общества, а сослались лишь на официальные заявления российской политической элиты. В выступлении М. Вивьерки (президента Международной ассоциации социологов) был поставлен ряд вопросов: «Чему учит социология и какая польза от нее?», а также «Что социология открывает и что делает ее наукой?», «Кто такой социолог?» - все это вызвало живую дискуссию.

    В докладах ученых озвучивались тезисы о миссии социологии в разработке моделей социально-экономического анализа, социальных индикаторов и параметров оценки развития российского общества. Довольно острым и интересным было выступление директора ИС РАН М. Горшкова, который сделал попытку социологического измерения современных проблем в России. Доклад содержал 10 постулатов, подкрепленных прикладными социологическими исследованиями об изменяющейся социальной стратификации общества (10 слоев в обществе), росте неравенства и бедности, социальной исключенности и социальной напряженности, выражающихся в недовольстве людей и росте несправедливости в обществе. По словам выступавшего тревожной является не столько сама бедность (этим состоянием охвачено 59% россиян), сколько причины ее порождающие, у людей теряется запас прочности, наблюдается сползание их на "дно", они оказываются в разных стартовых условиях.

    Последующие дни работы Конгресса проходили в научных подразделениях РАН и Государственном университете - Высшая школа экономики. В секции, посвященной социологии города, был презентован доклад нашей кафедры "Социально-психологические установки жителей города Иваново на фоне процессов глобализации", который вызвал живую дискуссию как во время работы секции, так и за ее пределами.

    Наше социологическое исследование, проводимое в течение 3-х лет, в методологическом и содержательном аспектах не уступало докладам московских ученых и региональных ученых. (С докладом можно будет ознакомиться на университетском сайте кафедры СЭТ).

    По итогам работы Конгресса было принято Коммюнике, в котором среди множества интересных предложений нашел место тезис о преодолении такого негативного явления в вузовской среде, как коррупция в образовании.

    Впервые на Конгрессе представителям социологической научной академической элиты были вручены медали имени социолога П.А. Сорокина. Отметим, что в нашем университете скоро будут проходить студенческие чтения памяти этого теоретика-социолога.

    Российская социология в XX - начале XXI столетия

    После Октябрьской революции отечественная социология проделала сложный, извилистый путь развития, который условно можно разделить на три этапа:

    • 1) 1917 г. - 1930-е гг.;
    • 2) вторая половина 1950-х - первая половина 1980-х гг.;
    • 3) со второй половины 1980-х гг. до настоящего времени.

    Первый этап (1917 г. - 1930-е гг.). В его начале отмечается достаточно успешное развитие социологической науки. В то время свобода печати не была ограничена, широкое распространение получила деятельность частных издательств. На страницах изданий излагались различные подходы к исследованию общества и его структур. Наряду с марксистскими работами выходили в свет произведения позитивистов и неокантианцев. Появились труды таких известных социологов, как II. А. Сорокин, В. М. Бехтерев, К. М. Тахтарев, Н. И. Кареев, В. М. Хвостов, И. П. Разумовский и др.

    В первые годы Советской власти произошел процесс институционализации социологии, т.е. осуществилось создание таких структур, которые явились центрами притяжения учеиых-социологов. Были созданы кафедры социологии в Петроградском и Ярославском университетах; в 1919 г. открыт Социобиблиографический институт; введена научная степень по социологии. Возобновило свою деятельность Российское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (председатель Н. И. Кареев). В 1920 г. в Петроградском университете был образован факультет общественных наук с социологическим отделением, во главе которого стоял П. А. Сорокин. По инициативе В. И. Ленина были открыты Институт К. Маркса и Ф. Энгельса, Социалистическая академия общественных наук, Институт красной профессуры, благодаря которым разрабатывались вопросы марксистской социологии, издавались большими тиражами произведения классиков марксизма. В то время выходили такие журналы, как «Большевик», «Вестник Социалистической академии», «Под знаменем марксизма», где активно публиковались работы философов и социологов. Кроме того, институционализация социологии проходила (правда, непродолжительное время) через ее преподавание, причем не только в вузах, но и в средних школах. Интерес к изучению общества и человека стимулировал возникновение социологических обществ и кружков, руководимых авторитетными учеными.

    Круг проблем, которые исследовали российские социологи в 1920-е гг., был широк. Разрабатывались методика эмпирических исследований, вопросы взаимодействия классов, сущности идеологии, социальные проблемы города и села, культуры, семьи и многие другие. Для наиболее всестороннего и углубленного изучения проблемы организации труда и управления производством был создан Центральный институт труда, специализировавшийся в области индустриальной социологии, который возглавлял А. К. Гастев. Социальные исследования в сфере экономики проводились профессором С. Г. Струмилиным. Большое внимание уделялось изучению образа жизни рабочего класса. Было проведено немало эмпирических исследований в крупных индустриальных центрах. Некоторые исследования носили закрытый характер (они не оглашались, их результаты имели гриф секретности либо «для служебного пользования»). Темы таких исследований были связаны с армией, с настроением кулачества, политическими настроениями крестьян, слухами о войне и т.п. Следует заметить, что практика исследований, носящих закрытый характер, была распространена вплоть до распада СССР.

    По ряду проблем проводились научные дискуссии. Например, полемику вызвал вопрос о социологическом понимании права. В споре о сущности и природе правового регулирования столкнулись взгляды марксистов и немарк- систов. Постепенно марксистская линия в социологии усиливалась. Этому активно способствовало руководство государства, которое добивалось контроля над преподаванием общественных наук в вузах, вело линию на постепенное отстранение «буржуазной профессуры» от чтения лекций и научной деятельности. В 1922 г. многие ученые были высланы из страны. Известный историк отечественной социологии Н. И. Кареев отмечал, что немарксистская социология пришла в упадок, а из прежних социологов «кто умер, кто эмигрировал, кто перестал писать или не мог ничего издать...» 1

    В кругу социологов-марксистов продолжительное время шла дискуссия о месте исторического материализма в системе марксизма. Причиной спора стала книга Н. И. Бухарина «Теория исторического материализма» (1922). Одни исследователи считали, что социология (а к подлинно научной социологии приравнивался только исторический материализм) приобретает независимость от философии и является частной общественной наукой. Другие воспринимали такой подход как ревизионистский и не отвечающий истине, поскольку, на их взгляд, марксистская социология имеет философскую функцию и не может обойтись без научного аппарата философии (методов, категорий, языка и т.и.).

    В 1930-е гг. дискуссии по вопросам социологии перешли в политическую плоскость. Отступление от заданной линии стало рассматриваться как уступка классовому врагу. Распространилась практика навешивания политических ярлыков, огульных обвинений инакомыслящих. В такой обстановке исследовательская деятельность ограничивалась лишь теоретическим оформлением политических решений. Начиная с 1936 г., когда была опубликована работа И. В. Сталина «Краткий курс ВКП(б)», разработка проблем социологии стала еще менее возможной, поскольку необходимо было руководствоваться только методологией названного труда вождя. Мало того, в конце 1930-х гг. социология была объявлена буржуазной лженаукой и

    Кареев Н. И. Основы русской социологии. СПб., 1996. С. 289.

    «упразднена». Исследователи вынуждены были ограничиваться комментированием работ И. В. Сталина.

    Принято считать, что в 1930-е гг. развитие отечественной социологии приостановилось и вплоть до конца 1950-х гг. СССР являлся своего рода «социологической пустыней». Действительно, в условиях сталинского режима объективный социологический анализ был по-настоящему опасен для авторов, поэтому неудивительно, что в те времена процветали догматизм и комментаторство. Однако отдельные попытки исследования общества, зачастую идеологизированные, все-таки предпринимались. Так, изучались вопросы войны и армии, советской интеллигенции, социальных различий между городом и деревней, национальный вопрос, в плане критики исследовалась идеология фашизма.

    Второй этап (вторая половина 1950 - первая половина 1980-х гг.). Возрождение социологической науки относят к 1960-м гг., однако уже во второй половине 1950-х гг. после развенчания культа личности Сталина наметились первые шаги по ее восстановлению. В частности, стали проводиться эмпирические исследования в таких научных центрах, как Москва, Ленинград, Свердловск, Новосибирск и др. Налаживались контакты с зарубежными социологами, о чем свидетельствует участие советской делегации ученых в III Всемирном социологическом конгрессе в Амстердаме (1956). В 1958 г. по инициативе ЮНЕСКО в Москве состоялась Международная конференция социологов, в которой принимали участие видные ученые из Западной и Восточной Европы. После длительного перерыва в стране возобновились публикации трудов зарубежных теоретиков (вышла работа американского социолога Ч. С. Миллса «Властвующая элита»). В 1958 г. согласно решению Секретариата ЦК КПСС была создана Советская социологическая ассоциация - добровольная общественная научная организация, призванная содействовать развитию социологии. Просуществовав до распада СССР, Ассоциация способствовала координации деятельности ученых-социологов всех республик и регионов Советского Союза.

    В 1960-е гг. в нашей стране начался социологический бум, что явилось следствием всеобщего социального оптимизма тех лет и веры в неограниченные возможности научного знания. Благодаря подвижнической деятельности талантливых ученых, названных впоследствии «шестидесятниками», набирали силу научные социологические центры и школы. Наибольшее развитие получили ленинградская (А. Г. Здравомыслов, И. С. Кон, В. А. Ядов), московская (Ю. А. Левада, Г. В. Осипов), уральская (Л. Н. Коган, Г. А. Пруденский, М. Н. Руткевич) и новосибирская школы (Т. И. Заславская, В. Н. Шубкин). Высокий научный потенциал имели социологические центры в ряде союзных республик.

    Наиболее продуктивно в 1960-е гг. проводились эмпирические исследования. Это было связано с целым рядом причин, одной из которых являлось широкое использование партийными и советскими органами данных, полученных социологами в ходе полевых обследований. Руководство интересовали не абстрактно-теоретические изыскания, а результаты изучения конкретных социальных проблем, поэтому эмпирические исследования в этот период называли конкретными социологическими исследованиями. Их тематика была разнообразной: труд и образ жизни рабочих, крестьян, интеллигенции; формирование личности; социальные проблемы семьи; развитие культуры; эффективность деятельности средств массовой коммуникации и многое другое. Популярными в то время были темы исследований, связанные с вопросами научно-технической революции . Так, уральские социологи исследовали культурно-технический уровень рабочего класса, социальные перемещения и жизненные планы молодежи. В основе подобных работ лежали фактические данные, но работы выходили за рамки эмпирических исследований, так как содержали глубокие теоретические обобщения.

    Успех эмпирической социологии в стране был впечатляющим. Следует отметить, что в 1950-е гг. деятельность социологов начиналась почти с нуля, заново разрабатывались методика и техника исследований. В 1968 г. открылся Институт конкретных социальных исследований (ИКСИ) Академии наук СССР (руководитель - академик А. М. Румянцев). Усилиями его сотрудников разрабатывались методология, методика и техника социологических исследований; изучались проблемы трудовых коллективов, общественного мнения, социальных институтов, социального планирования и т.п. Одной из основных задач института была подготовка аналитических документов для ЦК КПСС, других партийных органов. Данное обстоятельство облегчало работу социологов в организации полевого этапа исследований, поиске респондентов, оплате интервьюеров и т.д. Однако наука не может развиваться в тех рамках, которые ей предписаны кем-то «сверху». Ряд социологов проявили недопустимое по тем временам свободомыслие, которое, возможно, не имело бы столь серьезных последствий, если бы не ужесточение идеологического режима в стране после событий в Чехословакии в 1968 г. Поводом для партийного наступления явились лекции но социологии сотрудника института, руководителя одного из исследовательских проектов К). Л. Левады (1930-2003). В лекциях, прочитанных им на факультете журналистики МГУ, а затем опубликованных в печати, содержалась нестандартная трактовка предмета социологической науки, к тому же изложение западных концепций не сопровождалось обязательной тогда критикой. В русло партийных постановлений не вписывалась также тема работ И. В. Бестужева-Лады (р. 1927) по социальному прогнозированию. В 1972 г. ИКСИ был преобразован в Институт социологических исследований (ИСИ) АН СССР, изменилась стратегия и тематика его работ. Многие талантливые ученые уволились.

    1970-е - первая половина 1980-х гг. были для социологии не столь благоприятны как предыдущее десятилетие. Атмосфера застоя сказалась и на научных исследованиях. Известный социолог В. Э. Шляпентох, впоследствии эмигрировавший в Польшу, назвал этот период «веком серости». Руководство страны рассматривало социологию как отрасль знания, призванную находить фактический материал для демонстрации успехов коммунистического строительства, многие академические философы отводили ей роль поставщика данных для дополнительной аргументации правоты теории исторического материализма. В подобной ситуации большую значимость приобрела концепция трехуровневой структуры социологического знания. В качестве уровней выделялись социально-философская общая теория (исторический материализм), частные социологические теории и эмпирический базис. Концепция в определенной мере примирила философов и социологов, открыла простор для нового видения роли социологических исследований.

    В годы застоя социология продолжала развиваться. На многих предприятиях и в учреждениях открывались и функционировали социологические лаборатории. Правда, занимались они главным образом составлением планов социального развития организации, изучали социальные проблемы на местном уровне. Сеть социологических служб предприятий и учреждений просуществовала до начала 1990-х гг. С 1974 г. стал выходить в свет общесоюзный журнал «Социологические исследования», сыгравший большую роль в обмене информацией и развитии частносоциологических теорий. В 1970-е - начале 1980-х гг. социологи значительно продвинулись в исследовании ценностных ориентаций личности, развивались такие направления, как социология села, математическая и экономическая социология, социология культуры.

    Некоторые исследования были нестандартны по методике и тематике. Так, ленинградский социолог А. II. Алексеев вел включенное наблюдение на заводе, специально устроившись работать там слесарем-расточником. Уральские социологи исследовали образ жизни советского учительства и вскрыли драматическую судьбу людей данной профессиональной группы, особенно ее женской части. Продолжали публиковаться, хотя и в ограниченном количестве, труды современных зарубежных социологов. Читая их, отечественные ученые знакомились с новыми направлениями социологического знания, подспудно осваивая и используя немарксистскую методологию научного анализа (например, методы, применяемые структурным функционализмом).

    Третий этап (со второй половины 1980-х гг.). Новый этап в развитии отечественной социологии берет начало в 1988 г., когда вышло постановление ЦК КПСС «О повышении роли марксистско-ленинской социологии в решении узловых проблем советского общества». Благодаря перестройке и взятому страной курсу на демократизацию общества социология обрела новый импульс развития. Постановлением были сняты идеологические ограничения на проведение исследований и развитие социологического знания. За социологией официально признали статус самостоятельной науки. Изменения в положении социологии коснулись в первую очередь ее дальнейшей институционализации, которая на рубеже 1980-1990-х гг. протекала достаточно бурно. Прошла реорганизация Института социальных исследований, который стал называться Институтом социологии (ИС) ЛН СССР (ныне ИС РЛН), был открыт Всесоюзный центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ). В ряде вузов начали действовать социологические факультеты и отделения. С 1991 г. социология стала преподаваться во всех учебных заведениях в качестве обязательной учебной дисциплины. Появились новые журналы и периодические издания по социологии. В 1993 г. на базе Советской социологической ассоциации было учреждено Российское общество социологов (РОС); воссоздано Русское социологическое общество им. М. М. Ковалевского (1993).

    Количество публикаций по социологии с начала 1990-х гг. неуклонно возрастало. Вышли в свет серии «Социологическое наследие», «История социологии в памятниках», «Российская социология», «Академический проект» и др. Множество книг, необходимых социологам, сегодня издается Институтом социологии РАН и отпочковавшимся от него Институтом социально-политических исследований (ИС11И) РАН. Разнообразнее становится учебная литература: если в начале 1990-х гг. ощущался дефицит учебников по социологии, то ныне читателю предлагается их огромный выбор. Однако вследствие скудного финансирования науки число социологических исследований сократилось. В благоприятном положении оказались лишь направления, связанные с предвыборными мероприятиями, маркетинговыми обследованиями.

    Известно, что будущее науки формируется на фундаментальном общетеоретическом уровне, поэтому немаловажное значение имеет вопрос современного состояния российской теоретической социологии и то, какой вектор дальнейшего развития для нее более вероятен. В настоящее время, помимо марксистского направления, остающегося достаточно влиятельным, утверждаются функционализм, существовавший в советское время в неявной форме, феноменологическая социология, культурологический подход к анализу общества и глобалистские теории. Очевидно, что в ближайшее время будет происходить соревнование различных подходов в объяснении социальных процессов, прежде всего касающихся России. Оно приведет не к вытеснению одних направлений другими, а скорее всего, послужит взаимному обогащению теоретического и методологического багажа. Возможен также синтез некоторых направлений. Например, уже сегодня имеются попытки объединить подходы, изучающие социальные институты, с направлением, исследующим активность личности .

    Пополнение отечественной социологии новым содержанием происходит через углубление междисциплинарных связей, благодаря чему заметно продвинулись такие отрасли, как социология права, экономическая социология, социология политики. Российские социологи не замыкаются в национальных рамках деятельности, а, наоборот, стремятся быть в тесном союзе с зарубежными коллегами, что, несомненно, обогащает науку новыми идеями и передовыми методами изучения социальных процессов. Следует отметить также участие представителей социологической науки в публичных дискуссиях по разнообразным проблемам общества, в ходе которых ученые стараются предупредить общественность о социальных последствиях протекающих или только намечающихся тенденциях регионального, а также глобального развития.

    В последнее десятилетие в развитии российской социологии можно выделить некоторые новые тенденции.

    • 1. Преодолевается отставание от динамики движения мировой социологии. Отечественная социология постепенно освобождается от прямых заимствований западных теорий. Все больше приходит осознание, что продуктивнее научные разработки, учитывающие специфику российского общества.
    • 2. Происходит сокращение сферы деятельности социологов. Например, снижается роль таких социальных функций социологии, как социальное проектирование, воздействие на общественное сознание путем пропаганды научного знания. Снижается авторитет социологии в обществе вследствие сервильного отношения к власти и бизнесу части ученых-социологов.
    • 3. Нельзя не отметить две полярно направленных тенденции движения российской социологии. С одной стороны, имеют место антимарксистские методологические установки, в которых без серьезных оснований вымывается позитивный опыт предшественников. С другой стороны, набирает силу линия, согласно которой социология рассматривается как наука, ориентирующаяся на ценности и принципы социальной справедливости и социального равенства.

    В целом прослеживается поступательное развитие отечественной социологии, которая, без сомнения, будет играть важную роль в сложном и противоречивом XXI столетии, объявленном ЮНЕСКО веком социальных паук.

    • Научно-техническая революция в 1960-е гг. привлекала к себестолько же внимания, как компьютеризация в наши дни. В те же годыстолкнулись взгляды так называемых физиков и лириков.
    • Подробнее об этом см.: Ядов В. Л. Теоретическая социология в России: проблемы и решения // Общество и экономика. 1999. № 3, 4.

    За последние пятнадцать лет российская социология стала одним из главных источ­ников получения социального знания. Институционализация социологии предопреде­лила стандартизацию областей исследований (региональная социология, социальная структура и социология социальных групп, социальная демография, социальная эколо­гия, социология города, политическая социология, экономическая социология, социо­логия культуры, социология национальной безопасности, этносоциология, социология девиантного поведения и многие другие), способствовала профессионализации социо­логии, унификации технического языка и понятийного анализа социологической на­уки, восстановлению и канонизации отечественной теоретической традиции, матема­тизации исследований и формированию понимания того, что только наука является ис­точником социального знания.

    Профессионализация социологии повлекла за собой создание культурной среды, в рамках которой российские социологи получили возможность решать специализиро­ванные задачи, осуществлять поиски и находить решения концептуальных, методоло­гических или эмпирических социальных проблем. Одновременно сформировался об­раз российской социологии как науки, способной выработать объективное знание о социальной реальности, но при этом не лишенной ценностных ориентации при реше­нии конкретных задач социальной политики.

    Изменились количественные параметры социологического сообщества. В 1985 г. не было ни одного специалиста, имеющего степень кандидата или доктора наук по со­циологии. В настоящее время ВАКом Российской Федерации ежегодно утверждается около 50 докторских диссертаций по социологии. Впервые за всю ее историю социо­логия представлена в качестве научной дисциплины в Российской академии наук (один действительный член РАН /Г.В.Осипов. – сост./ и семь член-корреспондентов РАН - Ю.В. Арутюнян, А.В. Дмитриев, В.И. Жуков, В.Н. Иванов, В.Н. Кузнецов, Н.И. Лапин, Ж.Т. Тощенко). Впервые в состав Российской академии наук избран в качестве иностранного члена Академии английский социолог Энтони Гидденс.

    В стране сложилась широкая сеть научных учреждений, включающая более 400 научных центров, отделов и групп, ведущих социологические исследования в окру­гах, областях, районах и городах. В структуре Российской академии наук успешно функционируют два института социологического профиля - Институт социологии (ИС РАН) и Институт социально-политических исследований (ИСПИ РАН), а также ряд других научных подразделений и центров. Учреждена премия за научную разра­ботку и решение проблем в области социологии имени М. Ковалевского.

    Большую работу по подготовке социологических кадров и научно-исследователь­скую в области социологического знания ведут социологические факультеты универ­ситетов Москвы (МГУ), Санкт-Петербурга (СПбГУ) и рада других. Если в 1989 г. в России было 6 социологических подразделений (факультетов, отделений и кафедр), то в 2003 г. их число составило 105. Численность студентов, специализирующихся по социологии, возросла за пятнадцать лет более чем в 100 раз и составляет в настоящее время 12 тыс. За период с 1989 г. по настоящее время в стране окончили социологиче­ские факультеты 20 тыс. выпускников.

    Активно функционирует Российская академия социальных наук, которая привле­кает к сотрудничеству с социологами выдающихся ученых и политиков страны. Со­здан Совет по социологии и социальной антропологии Учебно-методического объе­динения по классическому университетскому образованию, включающий представи­телей более 100 университетов России и СНГ. Нельзя не высказать большое уважение и высоко оценить консолидирующую деятельность социологических обществ и ассо­циаций, в том числе Российского общества социологов, Общества социологов и демо­графов, Социологического общества имени М. Ковалевского, Социологического общества профессио­нальных социологов, Евразийской социологической ассоциации и других.

    Созданы реальные условия для публикации научных трудов социологов. Им предо­ставлены страницы более 20 социологических журналов ("Социологические исследо­вания", "Социология", "Личность. Культура. Общество", "Наука. Политика. Предприни­мательство", "Евразия", "Социология и социальная антропология" и др.). Только за по­следние пять лет проблемам социологии посвящено более 500 книг и монографий. Изданы десятки социологических словарей, в том числе "Социологический энцикло­педический словарь", "Российская социологическая энциклопедия", "Социологическая энциклопедия" (в 2-х томах), готовится к изданию Большая российская социологиче­ская энциклопедия, опубликованы сотни учебников и учебных пособий. Социологи ак­тивно включаются в решение социальных и социально-политических проблем России, научно обосновывая ее социальные приоритеты и национальные интересы. Так, толь­ко в начале реформирования в Администрацию Президента (в соответствии с подпи­санным соглашением) Институтом социально-политических исследований РАН пере­дано 32 записки (которые, к сожалению, учтены не были).

    Всем известна выдающаяся роль в содействии становлению социологического зна­ния в России - академиков Юрия Павловича Францева и Алексея Матвеевича Румян­цева. Нельзя не сказать об ученых, которые в трагические для отечественной социо­логии годы проводили социологические исследования, публиковали научные труды, ставшие заметным вкладом в развитие социологии и, тем самым, подготовили инсти-туционализацию отечественной социологии. Среди них Г.М. Андреева, Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, А.Г. Здравомыслов, Л.Н. Коган, И.С. Кон, Н.И. Лапин, Ю.А. Левада, Г.А. Пруденский, А.Г. Харчев, В.Н. Шубкин, В.А. Ядов.

    В настоящее время четко обозначилась тенденция омоложения социологической науки. В социологическую деятельность и в руководство социологической наукой включается прекрасно образованная и высококвалифицированная молодежь. Проис­ходит закономерная смена поколений в сфере социологического знания.

    В сложном XXI веке необходимо трезво, на основе данных социальной науки, оце­нить состояние современного мирового и национального развития и выработать сис­тему результативных мер по предотвращению угроз современному миру, найти дейст­венные пути и соответствующие механизмы решения основных социальных противо­речий как национального, так и международного характера. Решение данной задачи, на наш взгляд, предполагает четкое определение роли и статуса социологии в совре­менном обществе. Естественно, что говорить о роли и статусе отечественной социо­логии без учета современного состояния и основных тенденций мировой социологии, без учета новых социальных реалий как на национальном, так и на международном уровне, означает впасть в очередное социальное мифотворчество.

    В ближайшей перспективе России и мировому сообществу предстоит найти ответы на три глобальных вызова: социально-демографический, эколого-ресурсный и соци­ально-политический…

    Конец работы -

    Эта тема принадлежит разделу:

    Хрестоматия по социологии

    Часть i.. личность versus общество.. раздел общество в личности личность в обществе..

    Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

    Что будем делать с полученным материалом:

    Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

    Все темы данного раздела:

    Хрестоматия по социологии
    ПРЕДИСЛОВИЕ Настоящая Хрестоматия представляет собой часть учебного комплекса по курсу «Общая социология», подготовленного в рамках проекта (руководитель – Н.И.Лапин), получившего поддержк

    Антропосоциетального подхода
    1.1. Исходные социологические концепции общества О. Конт. [Введение термина sociologie] Основные свойства положительного метода при рациональном изучении социальных явлений

    Р. Арон. О тоталитаризме
    …Что представляет собой феномен тоталитаризма? Как и все социальные явления, он, в зависимости от точки зрения наблюдателя, может получить много различных определений. Вот какими мне видятся пять е

    Свобода и безопасность: неоконченная история непримиримого союза
    Сами по себе, мы выстоим; сам по себе, я не устою * Название, данное Норбертом Элиасом своей последней… книге - «Общество индивидов»1, безошибочно улавливает

    Локальный порядок на фоне глобального хаоса
    Вещи упорядочены, если они ведут себя так, как вытого ожидали; иначе говоря, если вы вполне можете не принимать их в расчет, планируя свои действия. В этом и состоит главная привлекательность поряд

    Модернити и технологический прогресс
    Отличительным признаком модернити можно считать потребность в новизне, причем подобные требования не столько представляют собой какие-то новые аспекты человеческого опыта, сколько изменение в масшт

    Оценка экономических изменений
    Развитие техники оказывает влияние прежде всего на экономику, так как техника есть основа индустриального общества. Экономические новации и перемены непосредственно зависят от новой технологии. Тем

    Об иерархии ценностей. Цели и средства, опубликовано посмертно, 1949
    . Человек есть существо оценивающее, определяющее качество. Определение ценностей и установка их иерархии есть трансцендентальная функция сознания. Даже дикарь совершает оценки. Но в нашем

    Символический интеракционизм. 1969
    Символический интеракционизм зиждется, в конечном счете, на трех простых предпосылках. Первая из них заключается в том, что люди действуют по отношению к вещам на основании того значения, которое в

    Природа общества или природа жизни человеческой группы
    Считается, что человеческие группы состоят из людей, участвующих в деятельности. Деятельность состоит из многочисленных действий, которые совершают индивиды в своей жизни, общаясь друг с другом, и

    Природа социальной интеракции
    Жизнь группы обязательно предполагает интеракцию между членами группы или, говоря другими словами, общество состоит из индивидов, взаимодействующих друг с другом. Действия одного члена группы совер

    Природа объектов
    Позиция символического интеракционизма заключается в том, что «миры» для людей и для человеческих групп состоят из «объектов», и что эти объекты являются продуктом символической интеракции. Объекто

    Человек как действующий организм
    Символический интеракционизм признает, что люди должны обладать некоей структурой (a makeup), которая соответствует природе социальной интеракции. Человек рассматривается как организм, который отве

    Природа человеческого действия
    Способность человека давать указания самому себе определяет исключительный характер человеческого действия. Дело обстоит не так, что человек в силу своей организации реагирует на изменения в окружа

    Взаимосвязь действия
    Как было сказано выше, жизнь человеческой группы включает в себя и заключается в согласовании направлений действия членов группы друг с другом... Изучая коллективы и совместное действие, и

    М.Вебер. Понятие социологии и «смысла» социального действия. (Опубликовано посмертно, 1921 г.)
    Социология (в том смысле этого весьма многозначного слова, который здесь имеется в виду) есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процес

    Община [религиозная] 1922
    Если пророчество успешно, пророк находит постоянных помощников; это - члены братства (как Варфоломей переводит соответствующий термин из «Гат»), ученики (в Ветхом Завете и индуизме, у Исайи и в Нов

    М. Вебер. Домашнее хозяйство, род, деревня и поместье (аграрный строй)* 1921
    Типы аграрного строя и проблемы аграрного коммунизмаЕсли прежде всего обратиться к национально-немецко-аграрному строю, как oн является перед вами в ХVП столетии, чтобы затем просл

    Понятие легитимного порядка*опубликовано посмертно, 1921
    Поведение, особенно социальное поведение, а также социальные отношения могут быть ориентированы индивидами на их представление о существовании легитимного порядка: Возможность такой о

    Типы легитимного порядка: условность и право
    I.Легитимность порядка может быть гарантирована только внутренне, а именно: 1) чисто аффективно: эмоциональной преданностью; 2) ценностно-рационально: верой в абсолютную зн

    Религиозная основа мирского аскетизма 1905
    Историческими носителями аскетического протестантизма (в принятом нами смысле этого понятия) являются в первую очередь следующие четыре направления: 1) кальвинизм в том его облике, который о

    О субъекте социального действия, 1861
    Человек живет не для совершения судеб, не для воплощения идеи, не для прогресса, а единственно потому, что родился, и родился для (как ни дурно это слово)…для настоящего, что вовсе не

    Основные типы противоречивых перемен, 2000
    Как видно, преодоление государственного социализма в России и кризисное движение страны к рыночно-капиталистическим порядкам создают предпосылки, ведущие к глубоко противоречивым, разнонаправленным

    Природа почтительности и пристойного поведения 1956
    Некоторые исследователи современного общества под влиянием Дюркгейма и Рэдклифф-Брауна научились искать символический смысл той или иной социальной практики и вклад этой практики в укрепление целос

    Смена цивилизаций? 1991
    Принято считать, что проблема зарождения, развития и сме­ны цивилизаций - проблема прежде всего эмпирическая, поскольку речь тут должна идти в первую очередь об историческом, историко-культу

    Э. Дюркгейм. Что такое социальный факт? 1895
    Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие данное название. …Во всяком обществе существует определенная группа я

    Теории кризиса в российской социологической литературе, 1999
    … Сложившаяся во времена брежневского политического режима система исчерпала внутренние стимулы развития: она подавляла любые проявления заинтересованности и личной инициативы и поо

    А) Кризис как проявление отчужденного бытия (Н. И. Лапин, 1994)
    …Главный вопрос, который ставится Н. И. Лапиным в его теории российского кризиса, состоит в следующем: почему прекратилось нормальное саморазвитие социума? Ответ на этот вопрос носит вполне определ

    Б) Системный кризис общества (Т. И. Заславская, 1993)
    В 1993 г. к теме кризиса советской системы обращается Т. И. Заславская. Отправным пунктом ее рассуждений оказывается вопрос об отношении к труду… Разрыв между образом идеального работника и реальны

    Г. Зиммель. [о реальности общества]. 1890
    Понятие общества имеет смысл, очевидно, лишь в том случае, если оно так или иначе противополагается простой сумме отдельных людей. Потому что, если бы оно совпадало с последней, по-видимому, оно мо

    М. Кастельс. Становление общества сетевых структур, 1996
    Исследование зарождающихся социальных структур позволяет сделать следующее заключение: в условиях информационной эры историческая тенденция приводит к тому, что доминирующие функции и процессы все

    Культурный сдвиг в зрелом индустриальном обществе, 1990
    Представители различных обществ являются носителями разных культур, они отличаются друг от друга своим мировоззрением, ценностями, навыками и предпочтениями. Перемены, происшедшие в последние десят

    Новое общество, 1996-1998
    Новое общество возникает, когда (и если) наблюдается структурная реорганизация в производственных отношениях, отношениях власти и отношениях опыта. Эти преобразования приводят к одинаково значитель

    Новые пути социальных изменений
    Социальные вызовы схемам господства в сетевом обществе главным образом принимают форму создания автономных идентичностей (об этом речь идет в томе II английского издания). Эти идентичности являются

    Лекция I. [историческая социология], 1904/1911
    Насущная задача изучения местной истории. Исторический процесс. История культуры или цивилизации. Историческая социология. Две точки зрения в историческом изучении – культурно-историческая и социол

    Лекция II. [периоды русской истории], 1904/1911
    План курса.Колонизация страны как основной факт русской истории. Периоды русской истории как главные моменты колонизации. Господствующие факты каждого периода. Видимая неполнота пл

    Сети профессиональной коммуникации
    Другое измерение профессиональных структур исходит из объема и разнообразия персональных контактов. Политик вынужден встречаться с разнообразными аудиториями, а короли ощущают трепет окружающей их

    Догматическая часть социальной философии. 1839
    [ВВЕДЕНИЕ ТЕРМИНА SOCIOLOGIE] Сорок седьмая лекция. Краткая оценка основных философских попыток создать социальную науку. «…» Depuis Montesquieu,

    Сексуальная культура ХХI века, 2003
    Историческое развитие человеческой сексуальности, как и всех прочих сфер жизни, подчинено нормам индивидуализации и плюрализации. Главные тенденции этого развития являются глобальными.

    Ситуация в России
    Исторически традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Отношение к сексуальности и эротике в Росси

    Понятие генетической социологии и ее метод, 1910
    Генетической социологией называют ту часть науки об обществе, его организации и поступательном ходе, которая занимается вопросом о происхождении общественной жизни и общественных институтов, каковы

    Горизонты повседневности советской эпохи. Голоса из хора. 1996
    …Советское общество представляет собою не просто благодатную почву для социологического исследования. Во многих отношениях это - "чистый случай". После революции 1917 г. общество

    Расхождения и возможные синтезы в динамике терминальных и инструментальных ценностей Россиян. 2004
    … Год назад я рассказывал о предварительных результатах четвертого опроса (2002 г.) в рамках всероссийского мониторинга «Наши ценности и интересы сегодня», который Центр изучения социокультурных из

    Социокультурная модель базовых ценностей Россиян
    Традиционные Общечеловеческие Либеральные Терминальные Традиция Семья Порядок

    Координаты человека. К итогам изучения "человека советского", 2001
    Анализ принципиальных результатов многолетней ис­следовательской программы "Советский человек" имеет как методологическое (эффективность инструментария), так и актуальное социально-ан

    Кризис социальной идентификации: параметры и ме­ханизмы
    … Социальная идентификация - слож­ный, комплексный феномен, включающий разнородные компоненты. Наиболее общим признаком идентификации человека с определенным социальным объектом можно, видимо, счит

    Скептицизм по поводу социальной эволюции
    Корректно ли утверждать, что общество или его формы прошли некие стадии эволюции в том смысле, в каком мы говорим об эволюции живых организмов? В течение последнего десятилетия или двух ср


    Проблема истоков всегда была огромной по значимости для человеческого сознания. Уже в мифологиях разных народов содержатся предварительные ответы на данный вопрос. Но сам вопрос в большей части его

    Когда и как возникло государство?
    Рассмотрим одну из теорий происхождения государства для того, чтобы показать, как такие теории вводят нас в заблуждение. Франц Оппенгеймер (F. Орреnheimer) в своей книге «Государство» приводит след

    Возникновение, а не начало
    Таким образом, речь должна идти, скорее, о процессе возникновения (emergence) государства, нежели о его происхождении (origin). Это некоторая структура, которая в ходе определенного процесса станов

    У каких видов социальных явлений есть определенное начало и конец?
    Вместе с тем, можно с уверенностью утверждать, что некоторые социальные феномены имеют как начало, так и конец. Разве не исчезали многие институты, и разве не возникали другие? Разве в истории не р

    Примитивное общество как функционально недифференцированное
    Функциональная взаимозависимость групп и организаций, присущих развитой социальной системе, практически полностью отсутствует в первобытном обществе. Его главные деления на семьи, кланы, экзогамные

    Роль диффузии в социальной эволюции
    Сколь бы длительным и сложным ни казался эволюционный процесс в исторической ретроспективе, он протекал все же достаточно быстро в сравнении с эволюцией органического мира. Мы уже обращали внимание

    Антиэволюционные влияния
    Нет нужды говорить, что становление нынешней системы дифференциации происходило в течение веков. При этом тормозящее воздействие, исходившее из древнего представления о солидарности, было весьма си

    Главное направление социальной эволюции
    У нас нет возможности проследить исторический процесс появления этих многочисленных градаций дифференциации. Однако если мы вновь обратимся к первобытным обществам, мы можем обнаружить общие направ

    Магия и религия. 1926
    Как магия, так и религия возникают в ситуациях эмоционального стресса: житейский кризис, крушение важнейших замыслов, смерть и посвящение в таинства своего племени, несчастная любовь или неутоленна

    О производстве сознания. 1845-1846
    …Таким образом, это понимание истории заключается в том, чтобы, исходя именно из материального производства непосредственной жизни, рассмотреть действительный процесс производства и понять связанну

    К. Маркс. [что такое общество]. 1846
    …Что же такое общество, какова бы ни была его форма? Продукт взаимодействия людей. Свободны ли люди в выборе той или иной общественной формы? Отнюдь нет. Возьмите определенную ступень разв

    К. Маркс. [общественно-экономическая формация] 1859
    Я рассматриваю систему буржуазной экономики в следующем порядке: капитал, земельная собственность, наемный труд, государство, внешняя торговля, мировой рынок. Под первыми тремя рубриками я и

    Тайна первоначального накопления
    Мы видели, как деньги превращаются в капитал, как капитал производит прибавочную стоимость и как за счет прибавочной стоимости увеличивается капитал. Между тем накопление капитала предполагает приб

    Генезис промышленного капиталиста
    Генезис промышленного капиталиста не отличался той постепенностью, какой характеризуется генезис фермера. Без сомнения, некоторые мелкие цеховые мастера и еще большее количество самостоятельных мел

    Желания в их отношении к видам деятельности. 1889
    Число человеческих потребностей и желаний бесконечно и виды их весьма многообразны. Человек, не прошедший через горнило цивилизации, по сути, немногим отличается от животного, однако каждый его шаг

    Семья в России и в США: сравнительный обзор. 1995
    Постоянные изменения характерны для жизни семьи как в российском, так и в американском обществе. Однако если природу социальных перемен в Соединенных Штатах правильнее всего было бы назвать эволюци

    Семья и воспитание детей
    ... Семейная жизнь и воспитание детей неуклонно становятся в России все более рациональными и демократичными. Книги известных американских специалистов, как доктор Б. Спок, приобрели здесь такую же

    Явные и латентные функции. 1949
    …Разграничение между явными и латентными функциями было введено для того, чтобы исключить то смешивание сознательной мотивации социального поведения с его объективными последствиями,

    Некоторые функции политической машины
    Не входя в детальное описание различий политических машин друг от друга.., мы кратко рассмотрим функции, более или менее общие для политической машины как родового типа социальной организации. Мы н

    Социальные основы и функции мышления и коммуникации
    Тем же самым социально-физиологическим образом, каким человеческий индивид осознает себя самого, он осознает других индивидов, и это осознание себя и других в равной степени важно как для саморазви

    Парадокс психологии масс
    … Согласно теоретикам психологии толп, эти последние не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе и никогда не бывают во главе революционных переворотов в искусстве, науке

    Фундаментальные характеристики культуры. 1965
    Кросс-культурное исследование зиждется на убеждении, что все человеческие культуры, несмотря на их разнообразие, имеют в основе своей много общего и что эти общие аспекты культуры поддаются научном

    Пять основных функций экономической системы
    Общая задача организации экономической активности общества может быть разделена на ряд основных функций. В реальной жизни они тесно взаимосвязаны и накладываются друг на друга. Однако их различение

    Российская социология и российское общество
    Задачи, выдвигавшиеся в начальный период реформирования, выглядели вполне благородно. Предполагалось на основе демократизации и либерализации экономичес­кой и политической жизни России создать необ

    Циркуляция элит. 1916
    2026. Социальные элиты и их циркуляция. Предположим, что мы начинаем с теоретического определения вещи, которая является предметом нашего ана

    Т. Парсонс. Понятие общества. 1970
    Мы определяем общество как такой тип социальной системы, который обладает наивысшей степенью самодостаточности относительно своей среды, включающей и другие социальные системы. Полная самодостаточн

    Подсистемы общества. 1970
    В соответствии с нашей четырехфункциональной схемой, предназначенной для анализа систем действия, мы аналитически делим общество на четыре основные подсистемы (как показано в таблице 1

    Общество
    (или более обобщенно - социальная система) Подсистемы Структурные компоненты Аспекты процесса развития Основная функц

    Ядро: социетальное сообщество
    Наше_центральное понятие - социетальное сообщество звучит несколько непривычно, вероятно из-за того, что проблемы, охватываемые им, обычно обсуждаются в терминах политики или религии, а не в социал

    Общества и экономические системы. 1944
    Рыночная экономика означает саморегулирующуюся систему рынков, или, выражаясь в несколько более специальных терминах, это экономика, управляемая рыночными ценами и ничем другим, кроме рыночных цен.

    П. Сорокин. Социологический реализм и номинализм. 1920
    Раз мы пришли к выводу, что явление взаимодействия представляет коллективное единство, то встает вопрос о реальности этого коллективного единства. Этот вопрос гласит: суть ли коллективное единст

    Значимое человеческое взаимодействие как родовое социальное явление
    Изучение структурного аспекта социокультурных явлений начинается с анализа родовых свойств, общих для всех социокультурных явлений - прошлых, настоящих и будущих. Под родовым социокультурн

    Компоненты родового социокультурного явления
    Каждый процесс значимого человеческого взаимодействия состоит из трех компонентов, а каждый компонент, в свою очередь, складывается из множества других, которые определяют его конкретный абрис. Эти

    Субъекты взаимодействия
    В гомосоциологии субъектами взаимодействия являются либо человеческие индивиды (в межличностном взаимодействии), либо организованные группы людей (в межгрупповом взаимодействии)… К

    Значения, ценности и нормы в родовых социокультурных явлениях
    Значения и ценности, находящиеся над биофизическими свойствами взаимодействующих индивидов, формируют второй компонент социокультурных явлений. Значения можно классифицировать следующим образом: 1)

    Личность, общество и культура как неразрывная триада
    Структура социокультурного взаимодействия, если на нее посмотреть под несколько иным углом зрения, имеет три аспекта, неотделимых друг от друга: 1) личность как субъект взаимодействия; 2)

    Критические замечания
    Попытки свести предмет социологии к социальному аспекту надорганических явлений и исключить факторы культуры или личности являются, как было сказано, ошибочными. Читаем, например, что "социоло

    Концепция социальной мобильности; ее формы
    Под социальной мобильностью понимается любой переход индивида или социального объекта (ценности), то есть всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной

    Подвижные и неподвижные формы стратифицированных обществ
    На основании вышесказанного легко заметить, что социальная стратификация одной и той же высоты, а также одного и того же профиля может иметь разную внутреннюю структуру, вызванную различиями в инте

    Демократия и вертикальная социальная мобильность
    Одна из самых ярких характеристик так называемых демократических обществ - большая интенсивность вертикальной мобильности по сравнению с недемократическими обществами. В демократических структурах

    Каналы вертикальной циркуляции
    Поскольку вертикальная мобильность присутствует в той или иной степени в любом обществе и поскольку между слоями должны существовать некие "мембраны", "отверстия", "лестниц

    Отношения между человеческими волями. «Общность» и «общество» в языке
    Человеческие воли состоят в многообразных отно­шениях друг к другу; каждое такое отношение пред­ставляет собой некое взаимное воздействие, которое, исполняясь или исходя от одной стороны, претерпе­

    Органические и механические образования
    Все действительное органично в той мере, в какой его можно мыслить только во взаимосвязи с целокупной действительностью, определяющей его свойства и движения. Так притяжение в его многочисленных пр

    Эра общности» и «эра общества ]1887/1935. Две эры
    Подводя итог всему вышеизложенному, можно ска­зать, что в рамках великих культурных эволюций друг другу противостоят две эры, причем эра общности предшествует эре общества. Первая хар

    Четыре желания и определение ситуации. 1923
    Разновидности поведения столь же разнообразны, как разнообразны ситуации, возникающие во внешнем мире. Нервная же система представляет собой только общий механизм действия. Тем не менее, мы можем п

    Желание нового опыта
    Люди жаждут возбуждения, а возбуждающими являются все те виды опыта, которые имеют какое-либо сходство с преследованием, отступлением, захватом, бегством, смертью, т.е. тем, что было характерно для

    Cоциальные стандарты и бандитизм. 1927
    В трущобах Чикаго действуют два взаимосвязанных фактора, которые приводит к возникновению детских банд. Это пренебрежение детством и его подавление. Взрослые преступления и пороки представлены

    А. Турен. Возвращение человека действующего. 1984
    Социология возникла как особая форма анализа общественной жизни. Она представила общественную систему в движении от традиции к современности, от верований к разуму, от воспроизводства к производств

    А. Турен. Действие, порядок, кризис и изменение. 1984
    Только что рассмотренная совокупность проблем составляет одну из больших "областей" социологического анализа, относящуюся к социальному действию. Но существуют также и другие "област

    Общество и общества: макросоциологический подход. 1968
    Говоря об американском обществе, об английском об­ществе, об арабских или африканских обществах, мы, конечно, имеем в виду что-то совсем отличное от такой добровольной ассоциации, как кооперативное

    Теории неомодернизации. 1993
    С 80-х годов началась полоса возрождения теории модернизации, а с 1989 г. она сосредоточивается на попытках посткоммунистических обществ «войти», или «вернуться», в Европу (т.е. в современный запад

    Советское общество как особый тип цивилизации
    В конце 1980-х - начале 1990-х гг. российскими социологами были предприняты по­пытки осмыслить природу уходящей (как тогда казалось) социетальной системы и особенности присущей ей социальной страти

    Социетальная система постсоветской России
    Номенклатура (или в другой терминологии - этакратия) в условиях расцвета систе­мы при И.Сталине, обладая властью, тем самым владела и собственностью, ибо вла­дела государством, которому, в свою оче

    Человек биологический, социальный, духовный. 1996
    … Вглядываясь в пятимиллиардную массу людей, населяю­щих шар земной, все-таки стремишься понять, определить, что же представляет собой человек, хотя и догадываешься, что одним прилагательным его су

    Мотивы предпринимательской деятельности. 1911
    ... Попытаемся нанести несколько последних штрихов, чтобы завершить образ предпринимателя. Поступим так же, как мы поступаем в науке и в жизни при объяснении человеческого поведения, а именно – про

    Я и сверх-я (я-идеал). 1923
    Если бы Я было только частью Оно, определяемой влиянием системы восприятия, только представителем реального внешнего мира в душевной области, все было бы просто. Однако сюда присоедин

    З. Фрейд. Масса и первобытная орда. 1921
    Итак, масса кажется нам вновь ожившей первобытной ордой. Подобно тому, как первобытный человек может ожить в каждом индивиде, так и из любой человеческой толпы может быть воссоздана первобытная орд

    Хорошие люди и грязная работа. 1948
    Национал-социалистическое правительство Германии, дейст­вуя руками своей фанатичной внутренней секты СС, более всего известной под именем «чернорубашечников» или «элитной гвардии», занималось и хва

    Общество индивидов. 1939-1987
    I. Общество индивидов Выше неоднократно указывалось на ту своеобразную общественную игру, которой определенные группы западного общества предаются снова и снова и с

    В. Ядов. Некоторые социологические основания для предвидения будущего российского общества. 2002
    В отличие от краткосрочных прогнозов (на год-три) предлагать сценарии будущего российского общества вряд ли кто осмелится. В «жестких» науках принята аксиома: правильно сформулированная задача - по

    Проблемы адекватности теоретической парадигмы
    Какой общетеоретический подход более адекватен для объяснения радикальных социальных изменений, начатых перестройкой и получивших мощный импульс после 1991 г.? Как показала Н. Наумова ,

    Когда же наступят нормальные, не судьбоносные изменения?
    … Наши проблемы: отсутствие «европейского прошлого», явное противоборство прозападников и традиционалистов, межэтническая напряженность, достигшая апогея в чеченском кровавом конфликте. Ит