Росреестр: какие объекты недвижимости не подлежат регистрации? Объекты государственной регистрации.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствие с ГК РФ.

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона, можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, частной, общей (долевой или совместной).

В отличие от права собственности вещные права лиц, не являющихся собственниками, предоставляют меньший объем правомочий их обладателям. Вещные права -- это права хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования наследуемого владения земельным участком и др.

Третью группу объектов регистрации составляют ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное управление и аренда, которые имеют неодинаковую правовую природу.

Четвертая группа объектов регистрации - действия (сделки), влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, мен, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и Закону вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

Кроме государственной регистрации, может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости. Поэтому не следует отождествлять правовой и технический учет объектов недвижимости, который ведут различные государственные органы (БТИ, КЗРиЗ и др.).

Субъектами государственной регистрации являются собственники объектов недвижимости, держатели прав на них (арендаторы, пользователи, обладатели сервитутов и др.), с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с другой.

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т. е. в соответствии с утвержденными формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер - сжатое, цифровое выражение набора характеристик объекта, исключающее его смешение (отождествление) с другим объектом. Федеральный закон определяет кадастровый номер как «уникальный, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета...».

Государство гарантирует права на объекты недвижимости, которые становятся товаром только после государственной регистрации. Государственной регистрации подлежат, кроме прав на недвижимое имущество, и все сделки с объектами недвижимости. Так, при продаже коммерческого объекта недвижимости стороны обязаны осуществить сначала государственную регистрацию заключенного договора на его продажу, затем по передаточному акту произвести фактическую передачу этого объекта покупателю, после чего осуществить государственную регистрацию права собственности покупателя на этот объект недвижимости.

Несоблюдение сторонами государственной регистрации сделки с объектами недвижимости влечет ничтожность сделки. Однако, если сделка, требующая государственной регистрации, совершена в надлежащей форме, но одна из сторон уклоняется от ее регистрации, суд вправе по требованию другой стороны вынести решение о регистрации сделки. При этом сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации заключенной сделки, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.

Государственной регистрации права - внесению сведений о праве на объект недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости (Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) появился в 2017 году в результате объединения в один информационный ресурс Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) и Государственного кадастра недвижимости (ГКН).

">ЕГРН ) - подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимость и сделки с ней, ограничения прав и обременения недвижимости: сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения и так далее.

Сейчас сведения, внесенные в ЕГРН, - это единственное доказательство наличия зарегистрированного права на объект недвижимости, оспорить которое можно только в суде.

Регистрировать права должен собственник (независимо от того, кто он - гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства). Если собственник несовершеннолетний, от его лица может выступать законный представитель (родитель, усыновитель, опекун, попечитель). С 14 лет ребенок может зарегистрировать права на недвижимость сам. От лица недееспособных заявление на регистрацию права подают их опекуны. При необходимости можно оформить нотариально удостоверенную доверенность на представителя.

2. Нужно ли перед регистрацией недвижимости ставить ее на кадастровый учет?

Раньше, если объект недвижимости не стоял на кадастровом учете, его нужно было сначала поставить на кадастровый учет и только потом зарегистрировать на него права. Теперь в случае необходимости это можно сделать одновременно.

Только государственная регистрация права вам понадобится в том случае, если сведения об объекте недвижимости, право на который нужно зарегистрировать, ранее уже были внесены в ЕГРН, то есть он уже стоит на кадастровом учете.

Государственная регистрация права собственности одновременно с постановкой на кадастровый учет требуется, если объект был За исключением ранее не учтенных объектов недвижимости, в отношении которых было выдано разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (например, многоквартирные дома). В этом случае объект ставит на кадастровый учет тот орган государственной власти или местного самоуправления, который выдал разрешение.

">создан (например, построен частный дом) и, соответственно, ранее не числился в ЕГРН, либо был образован (например, путем деления участка земли), либо прекратил свое существование (при условии, что раньше права на него были зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости).

На дому

Ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды Великой Отечественной войны, инвалиды I и II групп могут зарегистрировать права на свою недвижимость, воспользовавшись бесплатной услугой «Выездное обслуживание» . К ним приедет курьер, который примет заявление на регистрацию прав.

Права на недвижимость будут зарегистрированы в течение 5–12 рабочих дней. Для проверки статуса рассмотрения заявления вы можете воспользоваться электронным сервисом «Проверка исполнения запроса online» .

5. Чем подтверждается государственная регистрация права?

По итогам регистрации ваших прав на недвижимость вам выдадут выписку из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости. Ее можно получить в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, на e-mail либо в виде документа на бумажном носителе, который можно получить по почте или лично в центре . Также вы можете заказать доставку выписки из ЕГРН курьером (услуга платная). Способ получения документа нужно указывать в заявлении при подаче документов на регистрацию права.

Свидетельства о праве собственности с 2017 года больше не выдаются.

6. Как запретить регистрировать права на мою недвижимость без моего присутствия?

Если вы собственник недвижимости, вы можете обратиться с заявлением о внесении в ЕГРН записи о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без вашего личного участия.

В этом случае Росреестр будет отклонять любые попытки сторонних лиц зарегистрировать какие-либо права на вашу недвижимость без объяснения причин. Исключение: изменение прав на недвижимость на основании вступившего законную силу решения суда или требования судебного пристава-исполнителя.

Впоследствии такая запись может быть Запись в ЕГРН о невозможности государственной регистрации без личного участия собственника объекта недвижимости (его законного представителя) погашается на основании:

  • заявления собственника (его законного представителя) об отзыве ранее представленного заявления о невозможности государственной регистрации;
  • вступившего в законную силу судебного акта;
  • решения государственного регистратора (без заявления собственника, его законного представителя) одновременно с государственной регистрацией перехода, прекращения права собственности указанного собственника.
">погашена .

7. Что делать, если я не согласен с записью в ЕГРН о праве на недвижимость?

Если в ЕГРН появилась запись о том, что у вашей недвижимости появился новый собственник, а вы с этим не согласны и готовы оспорить это в суде, вы можете подать в Росреестр заявление о наличии у вас возражений в отношении зарегистрированного права на недвижимость.

Такая запись в ЕГРН никак не повлияет на дальнейшую регистрацию прав на эту недвижимость, но может помочь снизить число оспариваемых впоследствии сделок.

По прошествии времени такая запись может быть Запись может быть погашена без заявления предшествующего правообладателя на основании решения государственного регистратора в случаях, если:

  • предшествующий правообладатель не оспорил данное право в суде;
  • в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, поступил документ, подтверждающий, что предшествующий правообладатель оспорил данное право в суде одновременно с внесением в Единый государственный реестр прав записи, указывающей на наличие заявленного в судебном порядке права требования;
  • проведение инвентаризации и предоставление информации технического учета;
  • адресная регистрация объектов недвижимости: предоставление справки об идентификации адреса объекта капитального строительства;
  • предоставление информации и документов о зарегистрированных до 31 января 1998 года правах на объекты жилищного фонда;
  • распоряжение материнским капиталом;
  • предоставление информации жилищного учета;
  • государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав;
  • согласование переустройства и (или) перепланировки жилых и нежилых помещений в многоквартирных домах и жилых домах и оформление приемочной комиссией акта о завершенном переустройстве и (или) перепланировке помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Возможность получить документы одним пакетом есть во всех .

Регистрация объектов недвижимости юридическим лицом предусмотрена действующим законодательством и должна осуществляться в установленном порядке. Без внесения сведений об имуществе в единый реестр с ним нельзя совершать гражданские сделки, влекущие за собой наступление правовых последствий. При грамотном подходе, владея знаниями об этапах процедуры, осуществить её не составит труда и займет период не более одного месяца.

Общие сведения

Какие объекты подлежат обязательной регистрации?

Гражданское законодательство определяет перечень имущества, право на которое нужно зарегистрировать. В него входят:

  1. Земельные территории;
  2. Площадь недр;
  3. Имущественные комплексы;
  4. Иные объекты, взаимосвязанные с землей, перемещение которых без нанесения большого ущерба невозможно;
  5. Коммерческие и жилые помещения;
  6. Здания и сооружения;
  7. Лесные территории;
  8. Кондоминиумы и прочее.

Регистрация прав на недвижимые объекты осуществляется собственниками такого имущества и обладателями иных правомочий на него, если такая процедура предусмотрена законодательно. Такими субъектами могут выступать:

  • Российские граждане и лица не имеющие гражданства, иностранцы;
  • Юридические лица, зарегистрированные на территории РФ и за её пределами;
  • РФ, её субъекты, иностранные государства;
  • Муниципальные образования;
  • Международные организации.

Государственную регистрацию прав осуществляют уполномоченные службы и их территориальные подразделения.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос

или по телефону:

Внесение данных о недвижимом объекте в ЕГРП свидетельствует о его существовании и доказывает, что у его владельца есть законное право на него, которое можно оспорить при наличии веских оснований только в судебном порядке.

Учитывая, что имущество может переходить в собственность различными способами, то и оформление правомочий на неё будет производиться на основании документации, подтверждающей законный способ владения сооружением или земельной территорией. Наиболее часто переход прав происходит на основании сделок купли-продажи, дарственной, приватизации, в порядке наследования.

Статьей 13 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определяются следующие этапы прохождения процесса:

  1. Представление необходимой документации в регистрирующую службу, территориальные подразделения Росреестра, ФРС либо МФЦ, осуществляющих внесение сведений в соответствующий реестр. Сделать это можно несколькими способами:
  • Путем использования сервиса Госуслуги либо портала Росреестра, в электронном формате;
  • При личном посещении офиса регистрирующей службы, на бумажных носителях;
  • Дистанционно, при помощи курьерской доставки

Перечень документов может варьироваться в зависимости от обстоятельств сделки, но основными являются:

  • Заявление установленного образца;
  • Квитанция об уплате госпошлины за регистрационные действия;
  • Гражданский паспорт представителя организации;
  • Доверенность на представление интересов юридического лица;
  • Документы, удостоверяющие правоспособность компании;
  • Разрешение на ввод недвижимости в эксплуатацию;
  • Документация, удостоверяющая наличие законных прав на земельную территорию под возведение объекта, арендный договор или иная правоустанавливающая бумага;
  • Справка о наличии на земле строения либо о его отсутствии;
  • Разрешение на строительство для вновь созданного здания;
  • Справочная информация об источниках финансирования стройки в подтверждение отсутствия претензий со стороны третьих лиц;
  • Техническая и кадастровая документация с указанием параметров объекта и его поэтажный план;
  • Постановление о присвоении сооружению постоянного адреса.
  1. Предварительная оценка представленной документации сотрудником регистрирующей службы. При отсутствии вопросов о достоверности представленных бумаг и требований о подаче дополнительной информации, заявителю выдается расписка в их приеме, с проставлением даты выдачи правоустанавливающих документов.
  2. Осуществление проверки законности проводимой сделки и правовой экспертизы поданных документов.
  3. Определение отсутствия противоречий между уже зарегистрированными правами на объект и заявляемых, выяснение иных оснований, которые могут послужить препятствием для проведения процедуры либо она может быть приостановлена.
  4. Внесение информации о недвижимости в ЕГРП (единый государственный реестр прав), в который входят книги учета документации, записи о недвижимом имуществе, правомочиях на него и правообладателях, возникших или прекращенных обременениях и прочее, правоустанавливающая документация.
  5. Выдача обратившемуся лицу выписки из ЕГРП либо направление уведомления о приостановке процедуры либо в отказе от её проведения. Такой отказ можно обжаловать в судебных органах.

Срок регистрации прав собственника на недвижимый объект и его постановки на кадастровый учет в Росреестре не может превышать 10 рабочих дней, при оформлении через МФЦ период может увеличиваться на два дня. Если выполняется одна из таких услуг, то период её выполнения не может занимать более 7 дней.

Сокращено и время получения выписки из ЕГРН , теперь её можно получить за трое суток и сделать это может любое заинтересованное лицо удобным для него способом.

Размер госпошлины за проведение регистрационных действий для юридических лиц определяется Налоговым кодексом РФ и составляет 15 000 рублей. Такой платеж взимается в обязательном порядке. Квитанция о её внесении должна прилагаться в пакет документов, представляемых в Росреестр.

Оформление правоустанавливающих документов, подтверждающих факт проведения регистрационной процедуры. Дает возможность распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению.

Можно ли зарегистрировать объект без его постановки на кадастровый учет

Нормы действующего законодательства устанавливают обязательность внесения сведений о недвижимом имуществе в государственный кадастр. Без его постановки на учет регистрацию прав собственника произвести невозможно.

Но существуют случаи, когда допускается проведение регистрационной процедуры без постановки объекта на кадастровый учет. Они определены ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Это касается ситуаций, когда имущество, запись о котором уже внесена в ЕГРН, дарится кому-либо, с ним проводятся сделки по купле-продаже, аренде, а также если на него накладывается обременение.

Кроме того, можно поставить объект на кадастровый учет не регистрируя при этом права владельца. Такие случаи установлены законодательно и касаются прекращения существования недвижимости, у которых отсутствует собственник, или изменения её основных параметров.

Надо отметить, что иногда регистрационный процесс затягивается надолго и основные трудности вызывает этап сбора необходимой документации. Но сама процедура не превышает одного месяца с момента подачи заявления. Нужно помнить, что обратившемуся лицу могут отказать в регистрации прав по следующим основаниям:

  • Предоставление недостоверных либо заведомо ложных сведений об объекте;
  • Несоблюдение требований норм законодательных актов при оформлении документов либо сдача неполного перечня необходимых бумаг;
  • Наличие сомнений у сотрудника службы в подлинности приложенной документации;
  • Наложение ареста либо запрета на совершение операций с имуществом и т.п.

Такое решение может быть оспорено в судебном порядке. Но для этого необходимы веские причины и доказательства их подтверждающие.

Учитывая, что сведения из ЕГРН находятся в открытом доступе и являются публичными, их могут использовать не только собственники недвижимого имущества, но и в целях проведения мошеннических процедур. Для снижения возникновения рисков и потери настоящими владельцами собственности Росреестр обязан уведомлять их о поступающих заявлениях для регистрации перехода прав.

Помимо этого, законодательно утвержден перечень субъектов, которые вправе обращаться для проведения такой процедуры в отношении недвижимости и её постановки на учет в ГКН. С целью избежания бюрократических препон при получении данных о владельцах объектов и иных заинтересованных лиц, устанавливается оперативное изменение информации органами налоговой, миграционной служб, а также судами, нотариальными работниками и прочими органами.

Согласно статье 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат следующие права на недвижимость:

    право собственности;

    право хозяйственного ведения;

    право оперативного управления;

    право пожизненного наследуемого владения;

    право постоянного пользования;

    сервитут,

И иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом (ГК РФ), и другими законами.

Однако этот перечень был дополнен отдельными статьями части второй ГК РФ:

    об аренде;

    о доверительном управлении и другие,

а также Закона «О государственной регистрации прав на недвижимость и сделок с ним» и охватывает практически все случаи возникновения (перехода) прав на недвижимое имущество. Соответственно все они подлежат государственной регистрации.

Исключения из общего правила об обязательной государственной регистрации прав на недвижимое имущество весьма редки. Так, не подлежат государственной регистрации сами договоры, права на жилые помещения, возникающие из договора коммерческого или социального найма жилого помещения (глава 35 ГК РФ), из договора безвозмездного пользования (глава 36 ГК РФ), договора аренды зданий и сооружений, заключенного на срок менее года (статья 651 ГК РФ).

Гражданский Кодекс Российской Федерации и Закон предусматривают две основные формы государственной регистрации: на недвижимость и на сделки с ней. По общему правилу эти две формы друг друга не повторяют. Законодатель исходит из принципа достаточности однократной проверки и подтверждения, прав на недвижимость.

Например: договор продажи недвижимости государственной регистрации не подлежит и считается заключенным с момента его подписания (статья 550 ГК РФ). Государственной регистрации подлежит лишь переход права собственности по договору (статья 551 ГК РФ).

Однако в отдельных случаях, когда требуется осуществить государственный контроль, как за самой сделкой, так и за переходом прав за ней, законом

предусмотрена государственная регистрация и сделки, и прав по этой сделке.

Территория и дата государственной регистрации

В соответствии с Законом государственная регистрация проводится на всей территории Российской Федерации, осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа. Исключение из этого правила установлено статьей 22 Закона, согласно которой права и сделки с предприятием (имущественным комплексом, используемым для осуществления предпринимательской деятельности) подлежат государственной регистрации по месту государственной регистрации юридического лица – правообладателя предпринимателя.

С 31 января 1998 года действуют Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденные постановлением Правительства РФ от 18 февраля 1998 года № 219 «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В соответствии с Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним датой государственной регистрации прав и сделок считается день внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр прав. Это означает, что:

    договор, предметом которого является недвижимость, если иное не предусмотрено законом, считается заключенным (пункт 3 статьи 433 ГК РФ);

право собственности у приобретателя недвижимости по договору в случаях, когда оно требует государственной регистрации и если

    иное не предусмотрено законом, считается возникшим (пункт 2 статьи 223 ГК РФ);

    право собственности, возникшее не из сделки (статья 219 ГК РФ, статья 25 Закона), а также иное право, подлежащее государственной регистрации, считаются возникшими.

С этой же даты по общему правилу считаются прекращенными права на недвижимость, возникшие ранее.

Участники государственной регистрации

Участниками отношений, возникающих при государственной регистрации прав на землю и сделок с ней, являются собственниками земли и обладатели иных прав на землю, подлежащих государственной регистрации, в том числе

иностранные государства, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на землю и сделок с землей – с другой.

Правовые действия от имени указанных субъектов осуществляют их органы: от имени РФ и субъектов федерации – органы государственной власти, от имени муниципального образования – органы местного самоуправления. Те и другие органы действуют в рамках их компетенции, устанавливаемой актом, определяющем их статус. В отдельных случаях в законе указан специальный орган, который вправе совершать соответствующие действия. Так, в соответствии с Лесным кодексом стороной в договоре концессии должно непременно выступать само Правительство РФ.

Информация о государственной регистрации

Государственная регистрация прав на землю и сделок с землей носит открытый характер. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан предоставлять сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре прав, о любом объекте недвижимости любому лицу, предъявившему удостоверение личности и заявление в письменной форме (юридическому

лицу – документы, подтверждающие регистрацию данного юридического лица и полномочия его представителя).

Объем предоставляемой информации может быть различным в зависимости от того, какой субъект требует ее предоставления.

Отказ в предоставлении запрашиваемой информации, выдаваемый в письменной форме, должен быть мотивирован (пункт 2 статьи 7 Закона). В сообщении об отказе в обязательном порядке также указывается, что отказ в выдаче информации может быть в соответствии с пунктом 2 статьи 7 Закона обжалован в суд.

Причины, которые являются основанием для отказа, могут быть в том числе следующими: непредставление документа, подтверждающего оплату выдаваемой информации о зарегистрированных правах (кроме случаев, когда информация в соответствии с законом должна представляться бесплатно); содержание запроса не позволяет однозначно идентифицировать объект, информация о котором интересует данное лицо, и у учреждения юстиции прав отсутствует возможность уточнить содержание запроса.

Выписки из единого государственного реестра должны содержать описание земельного участка, зарегистрированные права на него, а также ограничения этих прав. Орган осуществляющий государственную регистрацию должен в течении пяти дней предоставить информацию запрошенную заявителем.

Если заявитель на основании одного запроса запрашивает информацию по нескольким объектам недвижимости, то ему предоставляются отдельные выписки по каждому из указанных им объектов недвижимости.

В выписке указываются:

    наименование учреждение юстиции по регистрации прав;

    дата подписания выписки, а также исходящий номер выписки;

    кадастровый номер объекта недвижимости;

    наименование объекта недвижимости;

    назначение объекта недвижимости;

    площадь объекта недвижимости;

    адрес объекта недвижимости;

    данные о правообладателе (правообладателях, если зарегистрировано право общей собственности);

    вид зарегистрированного права;

    существующие ограничения (обременения) права, в том числе дата и номер их государственной регистрации, сроки на которые они установлены, а также данные о лицах, в пользу которых они установлены;

    фамилия, имя, отчество (для физического лица) или наименование (для юридического лица) запросившего информацию.

Сведения о содержании правоустанавливающих документов, предоставляются в установленном законом порядке:

    самим правообладателям;

    физическим и юридическим лицам, получившим доверенность от правообладателя;

    руководителям органов местного самоуправления и руководителям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

    налоговым органам в пределах их юрисдикции (территорий, находящихся под их юрисдикцией);

    судам и правоохранительным органам, имеющим в производстве дела, связанные с земельными участками и (или) их правообладателями;

    лицам, имеющим право на наследование земельного участка правообладателя по завещанию или по закону.

Данный перечень лиц является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Орган, осуществляющий государственную регистрацию, обязан по запросу правообладателя предоставлять ему

информацию о лицах, получивших сведения о земельном участке, на который он имеет права.

Плата за предоставленную информацию

Информация о зарегистрированных правах на земельные участки предоставляется за плату, согласно постановлению Правительства РФ от 26февраля 1998 года № 248 «Об установлении максимального размера платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах», так для физических лиц – 25 % МРОТ, а для юридических лиц – установленный законом МРОТ.

Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации в месячный срок должен обеспечить решение вопросов, связанных с определением размеров, порядка, формы и сроков внесения, взимаемой на территории субъекта Российской Федерации платы за предоставление информации о зарегистрированных правах с учетом ее максимальных

размеров, а также использования средств, получаемых в виде указанной платы за исключением ее централизуемой доли.

В Краснодарском крае был принят Закон от 6 ноября 1998 года № 154 КЗ «О порядке взимания платы за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и за предоставление информации о зарегистрированных правах на территории Краснодарского края», который обеспечил решение вопросов, указанных в постановлении Правительства РФ от 26 февраля № 248.

Учреждение юстиции, осуществляющее государственную регистрацию прав на землю и сделок с землей, бесплатно предоставляет информацию организации, ответственной за учет указанного объекта, в том объеме, который необходим для ее работы.

В соответствии с законами РФ учреждение юстиции по регистрации прав на землю и сделок с землей предоставляет информацию о зарегистрированных правах на землю и сделок с ней по запросам:

    правоохранительных органов и судов по находящимся в производстве делам;

    органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

    налоговых органов, находящихся в их юрисдикции территорий;

    государственных органов по контролю за охраной и использованием земель и других природных ресурсов;

    органов государственной статистики;

    организаций определенных законами РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, организации по учету земельных объектов, другие

организации, имеющие сведения, необходимые для государственной регистрации, в срок не более чем 10 дней с даты обращения обязаны предоставлять такие сведения правообладателям и учреждениям юстиции

по государственной регистрации, бесплатно или за плату, согласованную с органами государственной власти субъектов.

Правовая ответственность

За использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, способами или в форме, которые наносят ущерб правам и законным интересам правообладателей, возможна ответственность различных видов. Так, если соответствующие действия образуют действия состав преступления, то виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности.

Наступление гражданско-правовой ответственности возможно при наличии следующих условий:

    использование сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав, привело к ущербу у правообладателя;

    если сведения из Единого государственного реестра использованы противоправно;

    если между противоправным действием и ущербом у правообладателя существует причинно-следственная связь;

Ответственность наступает при наличии вины. Вина может иметь форму умысла или неосторожности.

При наличии указанных условий лицо, нарушившие права и законные интересы правообладателя, обязано возместить ему причиненный ущерб. Возможны при этом споры разрешаются в судебном порядке.

Вопрос об объекте регистрации прав на недвижимость, т.е. вопрос о том, что именно подлежит регистрации, является одним из наиболее важных и сложных для понимания правовых основ системы регистрации прав на недвижимость. Объекты регистрации прав на недвижимое имущество устанавливаются п. 1 ст. 131 ГК РФ. Согласно Закону государственной регистрации подлежат: права собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения, постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также права возникновения, ограничения, перехода и прекращения на недвижимое имущество, в том числе земельные участки, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, обособленные поверхностные водные объекты, многолетние насаждения и другие объекты. Государственной регистрации подлежат права всех форм собственности, в том числе государственной, частной, общей (долевой или совместной).

Все объекты по правам, подлежащие государственной регистрации и учету, исходя из ГК РФ (ст. 131, 216, 265, 268, 294, 296) и ст. 4 Закона, можно объединить в пять групп: право собственности; вещные права; ограничения прав; сделки с недвижимым имуществом; физические объекты, подлежащие специальной регистрации или учету.

В соответствии с российским законодательством право собственности предполагает право владения, распоряжения и использования объектов недвижимости в целях и пределах, не нарушающих права собственников, а также соблюдение ограничений (сервитутов).

Под правомочием владения понимается основанная на законе (юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данный объект недвижимости, содержать его в своем хозяйстве.

Правомочие пользования представляет собой основанную на законе возможность эксплуатации, хозяйственного или иного использования объекта недвижимости путем извлечения из него полезных свойств, его потребления.

Правомочие распоряжения означает аналогичную возможность определения юридической судьбы объекта недвижимости путем изменения, его принадлежности, состояния или назначения.

Вещные права - это права хозяйственного ведения, оперативного управления имуществом, пожизненного и постоянного пользования наследуемого владения земельным участком и др. По своей правовой природе они являются абсолютными, т.е. субъекты таких прав могут осуществлять свои правомочия самостоятельно без содействия третьих лиц. Даже в случае перехода права собственности на объект недвижимости к другому лицу вещные права лиц, не являющихся собственниками, не прекращаются, и они могут продолжить свои правомочия (действия) в отношении имущества.

Ограничения (обременения) прав на недвижимость: сервитуты, ипотека; доверительное управление и аренда. Однако четкого определения ограничения прав на недвижимость и обременения имущества в Российском законодательстве не имеется. Но, исходя из текста ГК РФ, можно однозначно определить, что термин "ограничение" в том смысле, который придает ему ст. 131 и Закон о регистрации, всегда используется применительно к гражданским правам, в то время как термин "обременение" относится к имуществу. Таким образом, можно дать следующие определения данным понятиям.


Ограничение права на недвижимость - установленное на основании закона, либо уполномоченными органами, либо на основании сделки уменьшение правомочий собственника по сравнению с объемом правомочий, установленным законом непосредственно.

Обременение имущества - установленные на основании законов и иных нормативных актов или актами уполномоченных органов, либо договором и сохраняющиеся при смене правообладателя ограничения вещных прав на имущество и специальные обязанности обладателей этих прав.

Действия (сделки) - осознанные действия граждан и юридических лиц, влекущие возникновение, изменение, прекращение или передачу прав на недвижимое имущество. Право собственности и другие вещные права возникают не только из договоров купли-продажи, дарения, но и при возведении объекта, его реконструкции, продажи с открытых торгов при исполнительном производстве. Согласно ГК РФ и Закону вновь создаваемые объекты недвижимости подлежат государственной регистрации.

При совершении сделок с объектом незавершенного строительства право на него регистрируется на основании документов, подтверждающих право пользования земельным участком для создания объекта недвижимости или проектно-сметной документации и описания объекта незавершенного строительства.

Субъектами регистрации являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования, с одной стороны, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, - с другой.

Для создания рынка недвижимости необходимо юридически оформить недвижимость, т.е. кроме государственной регистрации прав, должна осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов недвижимого имущества, а также кадастровый и технический учет (инвентаризация) объектов недвижимости.

В соответствии с утвержденными формами каждому объекту недвижимости должен быть присвоен кадастровый номер -- уникальный, не повторяющийся во времени и на территории РФ номер объекта недвижимости, который присваивается ему при осуществлении кадастрового и технического учета. Он основан на исключительности пространственно-географического расположения каждого объекта недвижимости, подлежащего регистрации.

Таким образом, кадастровый и технический учет (инвентаризация) -- это указание признаков конкретного объекта недвижимости, на основании которых объект может быть выделен из массы однородных вещей с последующим цифровым выражением ряда его характеристик по установленной схеме. Кадастровый номер сохраняется до тех пор, пока объект недвижимости, которому был присвоен данный кадастровый номер, существует как единый объект зарегистрированного права. В случае разделения, слияния, выделения объекта недвижимости, вновь образованным объектам (объекту) недвижимости присваиваются новые кадастровые номера.

Сбор и накопление информации осуществляется посредством заведения на каждый подлежащий государственному учету объект специального кадастрового дела установленного образца. Кадастровое дело состоит из регистров титулов, топогеодезического, экономического, сервитутов и имущества.

Сбор необходимой информации об объектах недвижимости, формирование кадастровых дел, организацию и проведение необходимых для государственного учета работ осуществляет Городское управление инвентаризации и оценки недвижимости (ГУИОН) и подведомственные ему учреждения. При этом документы, оформляющие сделки, а также документы, содержащие сведения о других юридических фактах, влекущих возникновение, изменение или прекращение вещных прав, не являются объектом регистрации, а выступают как единственное средство получения регистрирующим органом информации об этих сделках и юридических фактах.